Словарь античности
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕЛ")

МАРКС

МАРКС - Карл (1818 - 1883). В 1841 в Иене защитил диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» и был превосходным знатоком памятников античного искусства и литературы, которые, как он считал, «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 737). Созданное им вместе с Ф. Энгельсом учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, получившее дальнейшую разработку в трудах В. И. Ленина и в значительной степени основывающееся на материалах греко-рим. истории, составляет общую методологич. основу совр. марксистской историографии античности.

МАРМАРИКА

МАРМАРИКА - часть Ливии, располож. на побережье Средиземного м. (вост. часть) между Киренаикой на З. и Египтом на В. После провед. Диоклетианом и Константином реформ административного управления Империи сделалась пров. Libya inferior.

МАРОБОД

МАРОБОД (лат. Marobodus), в 8 до н. э. - 19 н. э. царь маркоманов. Он вывел свое племя из района Майна, где была угроза окружения рим. войсками на терр. покинутой бойями Богемии. Там он создал мощный союз племен, в который входили также квады, лангобарды и семноны. В 6 до н. э. Август направил 12 легионов под командованнием Тиберия, чтобы покорить царство маркоманов. Однако вспыхнувшее в го время восстание в Паннонии и Иллирии вынудило римлян отказаться от этих планов и заключить мир с царем. Хотя М. после битвы в Тевтобургском лесу в 9 до н. э. отверг предлож. Арминием союз и в 17 до н. э. вел с ним войну, римляне не оказали ему помощи, на которую он надеялся. Тиберий опасался создания слишком могуществ. герм, царства. Война с Арминием и усилившаяся оппозиция со стороны племенной знати привели к быстрому распаду союза и свержению М. в 19 до н. э. М. бежал на рим. терр. и был интернирован в Равенне, где прожил еще 18 лет.

МАРС

МАРС - также Маворс, Мармар, Марспитер, бог войны в Др. Риме, позднее был отождествлен с греч. Аресом. В Др. Италии он был также богом плодородия. Считалось, что он мог наслать гибель урожая и падеж скота или отвратить их. В его честь первый месяц рим. года был назван мартом (Mensis Martius), жрецы салии устраивали в марте торжеств, шествие со щитами (ancilae). На Марсовом поле (Campus Martius), где был сооружен алтарь М., проходили смотры кавалерии. Здесь совершался ритуальный очистительный обряд (люстрация). Во 2-м до н. э. Август посвятил храм Марсу Ультору («Мстителю») в благодарность за победу над убийцами Цезаря. Свящ. животными М. считались волк и дятел. От М. Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Художеств, воплощение образа М. основывалось главным образом на сюжетах из греч. мифологии (статуи Торвальдсена, Кановы, картины Боттичелли, Тинторетто, Рубенса, Веласкеса, Веронезе, Пуссена, Л. Коринта).

МАРСИЙ

МАРСИЙ (лат. Marsyas), в греч. мифологии фригийский сатир или силен; когда Афина бросила флейту, потому что при игре у нее искажалось лицо, М. подобрал музыкальный инструмент и достиг величайшего мастерства. Аполлон, которого М. вызвал на состязание, победил его и ободрал с него живого кожу. Его кровь (или пролитые по нему слезы) превратились в одноим. поток (статуи Мирона и Микеланджело). Наказание М. отображено в живописи (Тинторетто, Рубенс, Тьеполо).

МАРСОВО ПОЛЕ

МАРСОВО ПОЛЕ (Campus Martius), низменность между Тибром, Пинцием, Капитолием и Квириналом, где проходили народные собрания - центуриатные комиции, - спортивные соревнования и военные смотры; в эпоху поздней Республики в архитектурном облике М. п. произошли значительные изменения, в наст, время утратило первоначальный вид. По аналогии с Др. Римом в городах Германии и Франции были созданы спец. площади для военных смотров (до сих пор на франц. яз. они называются М. п.).

МАРСЫ

МАРСЫ - племя, населявшее район Фуцинского оз., приняло наиболее активное участие в Союзнической войне 98 - 91 до н. э. и получило после нее права рим. гражданства.

МАРЦАБОТТО

МАРЦАБОТТО - располож. в 27 км южнее Болоньи небольшой город. Раскопки, начатые в его окрестностях в 1862 и возобновл. ок. 20 лет тому назад, открыли множество следов этрусск. города, который был основан в кон. 6 в. М. с его широкими и пересекающимися под прямым углом улицами, подземным водопроводом и хорошо продуманной системой канализации представлял собой образец построенного по единому плану этрусск. города. В верхней части города находились акрополь, у городских стен два некрополя. Вторжение кельтов (4 в.) привело к изгнанию этрусков из М.

МАРЦЕЛЛ

МАРЦЕЛЛ - плебейская ветвь рода Клавдиев.

1. М. Клавдий, в 222 - 208 до н. э. 5 раз избирался консулом, одержал победу над инсубрами, после поражения в битве при Каннах был противником К. Фабия Максима, делавшего ставку на изматывание сил противника длительной войной; позднее командовал армией, осаждавшей и захватившей Сиракузы (213 - 212 до н. э.); в 207 погиб в битве с Ганнибалом.

2. М. Клавдий, в 51 до н. э. избран консулом, представлял оптиматов; противник Цезаря. После его победы в битве при Фарсале отправился в добровольное изгнание на о. Лесбос. В 45 до н. э. помилован Цезарем. По этому поводу Цицерон произнес свою знаменитую «Речь за М. Марцелла», в которой прославлял Цезаря. В дальнейшем многие панегирики составлялись по образцу этой речи. М. был убит в 44 в Афинах.

3. М. Клавдий, племянник и зять Августа (42 - 23 до н. э.), двадцати пяти лет женился на его дочери Юлии; считался преемником императора, вскоре скончался в Байях. В 11 до н. э. Август в память о нем построил в Риме театр.

Марцелл

рис. Театр Марцелла в Риме.

МАРЦИАЛ

МАРЦИАЛ - Марк Валерий (Marcus Valerius Martialis) (род. ок. 40 в Бильбилисе, Испания, ум. ок. 102), классик рим. эпиграммы; вошел в сословие всадников и с 64 жил в Риме, где имел дом и виллу, был на положении клиента, получал материальную поддержку от друзей и покровителей (среди них Сенека Младший и Лукан). В 98 вернулся в Бильбилис, поскольку не смог снискать расположения императоров Нервы и Траяна. М. написал 15 книг эпиграмм, среди них «Зрелища», посвящ. открытию Колизея в Риме, а также «Гостинцы» (книга 13-я) и «Подарки» (книга 14-я). Эпиграммы М. отличались тонким юмором, совершенством языка, отточенностью слога, большой фантазией, меткостью и блистательной игрой слов. В них он беспощадно клеймит человеч. слабости, глупость, лицемерие, скупость, расточительство, моральную распущенность, физич. недостатки и падение нравов знати Римской империи, в первую очередь ее столицы. Он едко высмеивает целые социальные группы (философов, юристов, артистов, врачей, грамматиков, брадобреев), нуворишей, паразитич. элементы и бросающиеся в глаза, но не самые типичные явления рим. обществ, жизни. При этом М. сохраняет чувство такта и не называет подлинных имен своих персонажей. Напротив, в некоторых своих стихах, посвящ. к.-л. событию или носящих откровенно хвалебный характер, он называет имена императоров и других своих покровителей. Восхваление Домициана обусловлено конкретной историч. ситуацией и зависимым положением М. Но у поэта есть также строки, проникнутые добрыми чувствами и идущие от самого сердца. М. писал дактилем, ямбом, гендекасиллабом и холиямбом. М. при жизни снискал славу во всех частях Римской империи, был популярен на протяжении всей эпохи поздней античности. Начиная с эпохи Возрождения его творчество оказало значительное влияние на лит. эпиграмму.

МАРЦИАН КАПЕЛЛА

МАРЦИАН КАПЕЛЛА (примерно 1-я пол. 5 в.), рим. юрист и писатель, родился на терр. Карфагена. Его 9-томное сочинение «De nuptis Philologiae et Mercurii» («Свадьба Филологии и Меркурия») - энциклопедия семи «свободных искусств» (Artes liberates), представл. в аллегория, образах юных невест. Несмотря на то что это произведение, написанное на стыке поэзии и прозы, было создано на основе чужих книг, оно оказало значительное влияние на Ср.-век. литературу. Его аллегория, образы нашли широкое отображение в изобразительном искусстве и поэзии.

МАРЦИАНОПОЛЬ

МАРЦИАНОПОЛЬ (Marcianopolis) (совр. Река Девня в НРБ), столица пров. Нижняя Мёзия, основана Траяном и названа в честь его сестры Марции. В сер. 3 в. готы разграбили, а затем неоднократно осаждали М. В 4 в. достиг значительного экономич. и культурного расцвета; император Валент неск. раз избирал его местом ставки во время войны с готами. Последние в 378 неподалеку от М. нанесли сокрушительное поражение рим. армии. Город был разрушен в сер. 5 в.; восстановлен при Юстиниане.

МАРШ

МАРШ - Др.-греч. воины передвигались по открытой местности, построившись в каре, выставив боковые, головные и тыльные походные заставы. Аналогично осуществлялось охранение М. в рим. армии. Длина суточного перехода рим. легионеров составляла: при обычном М. - примерно 20 - 25 км, при ускор. М. - 30 км, при М. в боевых условиях - 45 км (следует учитывать все их снаряжение). М. подразделялись на Agmen quadratum (тактич. М.) и Agmen pilatum (переброска войск М. без угрозы столкновения с противником).

МАСИНИССА

МАСИНИССА (ок. 240 - 149 до н. э.), царь массилиев, населявших Вост. Нумидию, во 2-ой Пунической войне сначала союзник Карфагена, в 206 перешел на сторону Рима. Предоставил свою конницу Сципиону и тем самым сыграл решающую роль в его победе над Ганнибалом (201). Вторжение М. на карфагенскую терр. дало римлянам повод для начала 3-й Пунической войны (149 - 146 до н. э.).

МАСКА

МАСКА - еще в кон. 2-го тыс. до н. э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различными божествами или злыми духами, надевали маски с изображением голов животных или человеч. лиц. Появление театральных М. связано с культом Диониса. В культе предков микенских греков в период Римской империи значительную роль играли спец. маски, надеваемые на лицо покойника (М. погребальные, например на егип. мумиях, парадные шлемы и т. д.). В античную эпоху широко использовали М. с изображением страшных мифологич. существ (голова Горгоны Медузы) и М., якобы обладающие магич. силой (отвращающие беду). Позднее М. в осн. применялись для украшения зданий или гробниц.

МАССАГЕТЫ

МАССАГЕТЫ - скифское племя на терр. Закаспия и Приаралья. Первая попытка покорить их, предпринятая перс, царем Киром II в 529 до н. э., окончилась неудачей. В результате походов Дария I в 518 - 514 до н. э. их земли вошли в состав перс, державы, а после ее разгрома в империю Александра Македонского. Антимакедонское восстание в 330 - 328 до н. э. потерпело поражение. Со временем М. слились с другими степными племенами.

МАССАЖ

МАССАЖ (франц. massage), один из др. физиологич. методов лечения, зародившийся и достигший значительного совершенства в странах др. мира - Китае, Индии, Египте, Ассирии, Греции и Риме. Особое значение приобрело проведение М. участникам спортивных состязаний в Др. Греции. Др.-греч. преподаватели физич. культуры и врачи были хорошо знакомы с широкими возможностями и многочисл. приемами М. (массирование с втиранием масел и мазей); с тех времен до наших дней сохранилось деление на подготовительный и восстановительный М. В Др. Риме усвоили греч. приемы М. и применяли его в осн. при мытье в банях, используя преимущественно как средство врачевания.

МАССАЛИЯ

МАССАЛИЯ (лат. Massilia, совр. Марсель), колония ионич. торгового г. Фокея, основана ок. 600 до н. э. близ устья р. Рона, превращена в центр греч. торговли в Зап. Средиземноморье. М. выступала торговым соперником этрусков и карфаг енян. После завоевания римлянами М. длительное время играла осн. роль в распространении на Западе (Галлия) греч. культуры. Сохранилось незначительное количество памятников античности.

МАСТЕР БРИГ

МАСТЕР БРИГ - мастер вазописи аттич. краснофигурного стиля 1-й четв. 5 в. до н. э.; в осн. расписывал чаши. Сохранилось во фрагментах более 200 его работ; ритмич. композиция рисунка, а также точная передача движений отдельных фигур свидетельствуют о принадлежности М. Б. к ионич. школе. К его шедеврам относят чаши с изображениями разрушения Трои (Париж), нападения сатиров (Лондон), гигантомахии (Берлин) и шествия Диониса (Вюрцбург).

Мастер Бриг

рис. Двухфигурная группа работы мастера Брита.

МАСТЕРСКИЕ

МАСТЕРСКИЕ - Ремесленники, сами продававшие продукцию своего труда, обставляли свои М. с определ. удобствами для покупателя. Это делали все мелкие товаропроизводители, чьи мастерские были одновременно лавками. Вывески на М. появились только в рим. эпоху; на них изображались инструменты ремесленника, весы, производимые товары. В М. трудилась во главе с хозяином вся его семья; в случае нехватки рабочей силы для выполнения подсобных работ привлекали рабов. Ремесленник, как правило, работал сидя, даже при выполнении тех операций, которые в позднейшие времена производились стоя. Греч, вазопись позволяет уточнить почерпнутые из лит. источников сведения о том, что высшие слои населения не проявляли интереса к чисто ремесл. сфере. На античных вазах запечатлены изображения М., в которых богато одетые посетители общаются с ремесленниками на равных. Наказание работников за плохое качество труда было жестоким. В греч. яз. получила развитие подробная классификация назв. М., состоящих из назв. соответствующей профессии с прибавлением окончания. Античные лексикографич. источники перечисляют множество назв. М. достаточно редкого профиля. Небольшим М. ремесленников начиная с 5 в. до н. э. приходилось выдерживать конкуренцию с большими М. - эргастериями, - в которых работали до 120 рабов. Существовали письм. руководства по рациональной организации труда в М., хотя до нас дошли лишь немногие образцы, например у Теофраста.

МАСТИКА

МАСТИКА (греч. mastiche), ароматич. смола мастикового дерева. Использовалась для очищения полости рта, придания аромата напиткам и пище, добавлялась в жертв, костер.

МАТЕМАТИКА

МАТЕМАТИКА (от греч. mathema - значение, наука). В эпоху античности уровень развития М. был очень высок. Греки использовали накопл. в Вавилонии и Египте арифметич. и геометрич. знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции крито-микенской культуры, нет. История М. в Др. Греции, включая эпоху эллинизма, делится на 4 периода.

1. Ионийский период (ок. 600 - 450 до н. э.). В результате самостоятельного развития, а также на основе определ. запаса математич. знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, М. превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Об этом свидетельствовали сочинения некоторых последователей ионийской натурфилософии и пифагорейцев. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако истинная заслуга в создании М. как науки принадлежит, видимо, Анаксагору и Гиппократу Хиосскому. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от ее длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на идее об атомистич. структуре пространства (предполагалось, что линии, поверхности и объемы состоят из мельчайших элементов), он вывел формулы для определения объема конуса и пирамиды. Наиболее крупным математиком среди пифагорейцев следует, постровидимому, считать Архита. Для математич. мысли этого периода было характерно наряду с накоплением элементарных сведений по геометрии наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерении.

2. Афинский период (ок. 450 - 300 до н. э.). Развиваются специфич. греч. математич. дисциплины, наиболее значительной из которых была геометрич. алгебра. Целью геометризации М., в сущности, был поиск решения чисто алгебраич. задач (линейные и квадратные уравнения) с помощью наглядных геометрич. образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась М. вследствие открытия иррациональных величин. Применение новых способов решения задачи о квадратуре круга («теорема о луночках») Гиппократа и в первую очередь доказательство несоизмеримости (соизмеримости) диагонали квадрата с его стороной, постровидимому открытое пифагорейцем Гиппасом Метапонтским (ок. 400 до н. э.), опровергли утверждение, что соотношения любых математич. величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т. е. через рациональные величины (Arithmetiса universalis). Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодор Киренский и Теэтет занимались разработкой проблемы несоизмеримости отрезков, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений, которую можно было применять также и для иррациональных величин. Тем самым он внес вклад в преодоление кризиса греч. М. Однако свободному развитию математич. мысли в этот период, дальнейшему становлению ее методологии и накоплению конкретного материала препятствовал провозглашаемый Платоном и его последователями примат умозрительного, в том числе математич., знания над эмпирия.

3. Эллинистич. период (ок. 300 - 150 до н. э.). В эпоху эллинизма античная М. достигла высшей стадии развития. В течение мн. столетий осн. центром математич. исследований оставался александрийский Мусейон. В этот период появляется труд, в котором систематизируются и обобщаются достижения предшествующих поколений математиков. Ок. 325 до н. э. Евклид написал сочинение «Начала» (13 книг); будучи последователем Платона, он практически не рассматривал прикладные аспекты М. Им уделял особое внимание Герон Александрийский. Только создание учеными Зап. Европы в 17 в. новой М. переменных величин оказалось по значению выше того вклада, который Архимед внес в разработку математич. проблем. Он не только, по сути дела, приблизился к анализу бесконечно малых величин, но и выступил в поддержку материалистич. взглядов Демокрита. Аполлоний Пергский, основываясь на трактатах Менахма (ок. 350 до н. э.), Евклида и других, создал законч. теорию конических сечений. В области математич. исследований в этот период осн. внимание уделялось также изучению алгебраич. кривых, которыми занимались Диокл (ок. 180 до н. э.), Никомед (ок. 180 до н. э.), Персей (ок. 150 до н. э.), и разработке математич. методов в теоретич. астрономии (теория эпициклов, вычисление хорд), что нашло отражение в трудах Аполлония Пергского, Менелая Александрийского и Клавдия Птолемея. Наряду с широким использованием М. в прикладных целях (Архимед) и применением ее для разрешения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция, в частности со стороны неопифагорейцев, приписывать числам особые, сверхъестеств. качества (Ямвлих).

4. Завершающий период (ок. 150 - 60 до н. э.). К самостоятельным достижениям рим. М. можно отнести лишь создание системы грубо приближ. вычислений и написание неск. трактатов по геодезии, в основу которых легли работы Герона Александрийского. Наиболее значительный вклад в развитие античной М. на ее заключительном этапе внес Диофант. Использовав, видимо, данные егип. и вавилон. математиков, он продолжил разработку методов алгебраич. исчислений. Деятельность неопифагорейцев и неоплатоников, а также математиков, работавших в александрийском Мусейоне, была обусловлена стремлением сохранить знания, накопл. выдающимися представителями греч. математич. мысли. Наряду с усилением религиозно-мистич. интереса к числам продолжалась также разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский (ок. 100 до н. э.). Были также составлены превосходные комментарии ко мн. математич. сочинениям и написаны работы, в которых систематизировались итоги исследований в области М. (Папп Александрийский и неоплатоник Прокл). В целом в условиях острого кризиса рабовладельч. способа производства и перехода к феодальной общественно-экономической формации в М. наблюдался регресс. Зверское убийство автора ряда трудов по М. Ипатии в 415 символизировало конец александрийской математич. школы. В 529 по приказу визант. императора Юстиниана, ярого поборника христианской веры, афинская Академия как центр распространения «языческих и губительных учений» была закрыта. Теперь только Византия вплоть до 9 в. оставалась хранительницей традиций античной М. Благодаря сохранившимся визант. копиям сочинений греч. математиков и их позднейшим араб, переводам до нас дошла значительная часть математич. знаний, накопл. в период распада Римской империи. Бурное развитие науки в Зап. Европе в эпоху Возрождения привело к тому, что зап.-европ. ученые постепенно ознакомились с сочинениями греч. математиков (б. ч. сохранились в араб, и евр. переводах). В 15 - 16 вв. гуманисты проводили текстологич. исследования сохранившихся работ с целью восстановления первоначальных текстов. В 16 - 17 вв. труды крупнейших греч. математиков (Евклид, Папп, Птолемей, Аполлоний, Диофант) вышли на лат. и греч. яз. Они оказали огромное влияние на становление высшей М. нового времени.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА - В античные времена для письма использовался практически любой предмет, имевший гладкую поверхность, например скальные стены, стволы деревьев, листья, деревянные и восковые дощечки, металлич. пластины, черепки керамики, кости, кожа и материя. У греков и римлян к письм. принадлежностям прежде всего относились папирус, пергамент, черепки, бумага и обтесанные камни.

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ (лат.). В античной философии Платон впервые намеренно противопоставил материю сознанию. До этого М. исходил только из предположения, что первоначалом явяется некая материальная субстанция - первовещество. В период становления рабовладельч. строя в Греции М. как философское учение выражал интересы сторонников демократии, связанных в первую очередь с купеческой прослойкой и внешней торговлей. Мн. материалисты, примыкавшие как к ионич. школе, так и к последующим философским направлениям, были стихийными диалектиками. Представители ионич. натурфилософии приписывали первоначалу мира - первовеществу, которое в их представлении обусловливало все конкретные явления, - способность ощущать и мыслить (гилозоизм). Гераклит считал, что первовещество природы - огонь, поскольку он наиболее способен к изменению и подвижен. Материалистич. элементы встречаются также в философской системе элеата Парменида, полагавшего, что истинное бытие неизменно и представляет собой неподвижный и сплошь заполн. шар. В понимании Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа все существующие вещи возникали и исчезали вследствие соединения и разделения первичных элементов материи, которые сами по себе вечны и неизменны. Движущей силой, вызывающей этот процесс, Анаксагор считал «нус» - ум, который он понимал как материальное вещество; а по мысли Эмпедокла, соединение и разделение элементов происходило вследствие действия в материи двух начал - «любви» и «вражды». По Левкиппу, все, что происходит в мире, объясняется вечным передвижением атомов в абсолютной пустоте. Крупнейший материалист античности Демокрит положил в основу своего учения эту агомистич. доктрину и создал целостную систему материалистич. философии. Для взглядов некоторых софистов, в частности Протагора, характерны элементы М. Киник Антисфен, предвосхищая осн. положения Ср.-век. номинализма и в противовес идеалистич. теории Платона, утверждал, что реально существует только единичное, которое можно ощутить физически. Материалистич. идеи содержатся также в основывающейся на атеизме философии и этике киренаиков. Эпикур и Лукреций - виднейшие представители материализма поздней античности. Их мировоззрение, основанное на индивидуалистич. идеалах, сформировалось в условиях, ничем не напоминающих эпоху зарождения рабовладельч. демократии. В своей этике и представлениях о независимой от произвола богов природе они испытали влияние философии киренской школы, в особенности атомистики, и поэтому выступали за свободу воли. Среди учеников Аристотеля выразителем материалистич. идей считался Стратон Физик. Он отождествлял богов с бессознательно действующими силами природы и, отвергнув теологию своего учителя, сформулировал учение о чисто физич. характере природных явлений. Стратон отрицал бессмертие души. Материалистич. элементы играли определ. роль в натурфилософии стоиков. Согласно их представлениям, реально существуют только тела, и поэтому душа и добродетель также телесны. Даже отождествляемая с имманентным божеством «пневма» (огневидное дыхание), которое с абсолютной неизбежностью предопределяет все процессы в природе, как и в учении Гераклита, представляет собой материальную субстанцию. Стоики отвергали механицизм Демокрита и исходили из теологич. принципа. Вся история античного М. - это борьба его представителей с религиозными представлениями, а позднее и с идеалистич. теориями. О том, каким преследованиям подвергался М. в эпоху античности, свидетельствует уже тот факт, что полностью сохранилось лишь осн. сочинение его последнего великого представителя - Лукреция. Гениальные предположения античных материалистов (атомистика, учение об элементах, диалектика) оказали огромное воздействие на последующие поколения ученых и сыграли значительную роль в развитии главным образом естеств. наук.

МАТЕР МАТУТА

МАТЕР МАТУТА - др. италийская богиня, покровительница женщин, ведавшая родами. В ее честь женщины 11 июля праздновали матралии. В эпоху поздней Республики была отождествлена с Ино - Левкотеей и сделалась также покровительницей мореплавателей и гаваней.

МАТРИАРХАТ

МАТРИАРХАТ (от лат. mater - мать, греч. arche - начало, власть), форма родовой организации. У народов, находившихся на стадии первобытнообщинного строя до возникновения частной собственности на средства производства, женщина занимала доминирующее положение в социальной жизни родовой общины, поскольку ее труд (собирательство, мотыжное земледелие) имел решающее значение для добывания пищи. Ведущая роль женщины в хозяйств, жизни и в системе кровнородств. отношений обусловила ее главенствующее положение в обществе. Она сделалась главой кровнородств. объединений. Переход к более сложным формам земледелия и скотоводства повлек за собой появление частного присвоения; мужской труд обеспечивал пропитание и тем подрывал женовластие. В результате М. сменился патриархатом. Социально-экономич. основы возникновения М. получили освещение в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». При этом он опирался на произведение И. Бахофена «Матриархат», в котором анализировались истоки и религиозные предания о нем. О наличии признаков М. на Крите свидетельствуют художеств, памятники критской культуры, изображающие женщин довольно часто и подчеркивающие их значение и независимость от мужчин. Уже в историч. эпоху аналогичная ситуация сложилась у карийцев на зап. побережье М. Азии. Последствия М. ощущались еще в античную эпоху (см. характеристику Геры в гомеровском эпосе, миф о Мелеагре). В настоящее время пережитки М. сохраняются у некоторых народов (о. Суматра, индейск. племена в Юж. Америке, Микронезия).

МАТРОНА

МАТРОНА (лат. пожилая замужняя женщина), женское божество (у кельтов - 2). Во множеств, числе М. (matres, matronae) - женские божества (обычно 3) в Галлии, Британии и Германии (в районе Нижнего Рейна, где проживали убии). Считались покровителями данной местности, родоплеменной общины или семьи. Культ М. был популярен также среди воинов. Впервые упоминается в источниках начальной стадии Империи, период расцвета приходится на сер. 2 - сер. 3 в.

МАТТИАКИ

МАТТИАКИ - др.-герм, племя, некоторое время населявшее район совр. Висбадена и усвоившее рим. формы жизни и культуры.

МАХАОН

МАХАОН - в греч. мифологии сын Асклепия, брат Подалирия; один из героев - участников Троянской войны, в которой прославился искусством врачевания.

МАШИНЫ

МАШИНЫ - в эпоху античности они применялись в порядке исключения, а не с целью облегчить физич. труд или ускорить производств, процесс. До тех пор пока использование природных энергетич. ресурсов производилось за счет простого сложения человеч. сил, отсутствовала потребность в к.-л. типах М. Они мог пи применяться в зависимости от уровня технико-механич. возможностей там, где можно применить усилие к одной ючке (например, подъемные блоки, ступенчатое колесо, водоподъемный механизм для орошения полей, М. для замеса теста, винтовой пресс, подъемный механизм). Конструирование М. рассматривалось как научная дисциплина (scientia machinalis), однако ее применение на практике было обусловлено лишь стремлением усовершенствовать военную технику и ручные орудия труда (создание метательных орудий, жатки, распилка каменных блоков). Не менее важным считалось создание дорогих и сложных по своей конструкции механич. устройств, служивших для развлечения публики или просто предназнач. вызывать у нее восхищение. В эпоху античности М. считались даже простые строительные леса и другие вспомогательные средства.

МАШКИН

МАШКИН - Николай Александрович (1900 - 1950), советский историк античности, зав. кафедрой истории др. мира МГУ (1943), зав. сектором др. истории Института истории АН СССР (с 1948). Осн. труды: «История Древнего Рима» (1947), «Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность» (1949).

МАЮСКУЛЫ

МАЮСКУЛЫ (от лат. majusculus - несколько больший), большие буквы алфавита, написанные по двухлинейной прописи без знаков краткости и долготы. В античную эпоху существовало только лат. письмо, состоящее из одних М. (например, капитальное письмо, унциал). До появления минускульного письма тексты лат. рукописей писались М. Затем их стали использовать в качестве выделительного шрифта.

МАЯК

МАЯК - После превращения Александрии в наиболее оживл. центр мор. торговли птолемеевского Египта следовало рассчитывать на прибытие в него и ночью значительного числа кораблей. Это вызвало необходимость строительства М., поскольку разжигание костров на побережье, как это делали афиняне в 5 в. до н. э., в условиях усил. развития мореходства было недостаточной мерой. Наиболее типичным для античной эпохи был Фаросский маяк, указывавший путь в Александрийскую гавань. В его верхнем этаже постоянно горел костер. В наши дни продолжает действовать 41-метровый М. в Бригантин (совр. Ла-Корунья; сев.-зап. часть Испании), построенный Сервием Лупусом ок. 100.

Маяк

рис. Ла-Корунский маяк; наружная лестница не сохранилась.

МЕАНДР

МЕАНДР (ныне Большой Мендерес), самая длинная река в зап. части М. Азии. М. протекает через сев. часть Карий, мимо гг. Траллы и Магнесия, и впадает в море неподалеку от Милета (в наше время намывы удлинили его русло). М. очень извилиста, отсюда назв. орнамента «меандр». Этот тип орнамента в виде ломаной или кривой линии с завитками уже в эпоху эгейской культуры получил широкое распространение в декорировании сосудов; его классич. тип окончательно сформировался в период преобладания геометрич. стиля. К орнаменту «меандр» вновь пробудился интерес в период классицизма.

Меандр

рис. Орнамент «Меандр».

МЕБЕЛЬ

МЕБЕЛЬ (от лат. mobilia - подвижный), предметами домашней обстановки считались кровати, диваны, ложа, на которых не только спали, но и возлежали во время пиров (клины), колыбели, лари, реже этажерки и шкафы, кресла с подлокотниками и без них, табуреты и столы, высокие подставки для светильников. Наряду с обычной изготовлялась также М., богато украш. резьбой, обшитая металлом с деревянными, мраморными и каменными инкрустациями. В отдельных случаях М. изготовляли из бронзы и даже из благородных металлов. Для обычной столовой предназначался другой, очень практичный тип М. - столы с регулируемой высотой крышки, с тремя или четырьмя ножками, круглые или прямоугольные, табуреты, подставки для смесительных сосудов и умывальных чаш. Одежду, домашнюю утварь и украшения хранили в ларях или ларцах. Некоторые из них запирались на замки. О к.-л. характерных античных стилях М. ничего не известно. Число обнаруж. образцов слишком незначительно, чтобы получить четкое представление о том, как менялся характер домашней обстановки. Как свидетельствуют находки в Помпеях, тип. М. зависел от имуществ. положения хозяина дома.

Мебель

рис. 1. Бронзовый столик с регулируемой высотой крышки из Помпеи.

Мебель

рис. 2. Двухстворчатый «книжный шкаф» для хранения папирусных свитков, нижний ящик закрыт (изображение на могильном камне ок. 300 н. э.).

МЕГАЛОПОЛЬ

МЕГАЛОПОЛЬ (от греч. mega - большой, роlis - город), политич. центр Аркадского союза, основанный после битвы при Левктрах (371 до н. э.) как центр объединения Аркадии (синойкизм) при гегемонии Фив, - место пребывания союзного собрания; его укрепления сыграли значительную роль в войне против Спарты; в войнах эпохи эллинизма войска враждебных государств часто осаждали М.

МЕГАРА

МЕГАРА - торговый город в Ср. Греции, конкурировавший с Афинами. После захвата Афинами о. Саламин (ок. 600 до н. э.) значение М. как центра торговли уменьшилось. В 432 до н. э. афинское народное собрание ввело для мегарских купцов запрет на продажу своих товаров в Афинах и остальных городах Афинского морского союза. Это явилось одним из поводов Пелопоннесской войны.

МЕГАРИКИ

МЕГАРИКИ (мегарская школа), философское направление, основанное Евклидом из Мегары (450 - 380 до н. э.) и продолжившее традиции учений Сократа, софистов и элеатов. Его представители стремились соединить учение элеатов о едином бытии с высшим понятием сократовской этики - понятием блага. Они утверждали, что все существующее есть благо; все противоположное благу М. отвергали, считая, что оно не существует. Подобно элеатам, М. стремились понять сущность процессов в природе с помощью применения понятия предельной общности к многообразию вещей. В своих положениях они вплотную подошли к диалектич. закону перехода количества в качество. В учении М. значительное место занимало исследование проблемы отношений логич. следования.

МЕГАРОН

МЕГАРОН (греч. большой зал, большой дом), тип жилого дома эпохи эгейской культуры, возникший, как доказано, в период неолита. Представлял собой удлин. прямоугольное строение со входом, находившимся в торце, обычной или двойной передней и сенями, огражд. с боков стенами, а спереди колоннами. Во дворцах далее находился зал с очагом, окруж. колоннами. В Микенах и Тиринфе в этих помещениях принимали послов и устраивали пиры. Простой М. предназначался для жилья. От М. ведут свое происхождение наос в греч. храмах и ойкос в жилых домах.

МЕГАРСКИЕ СОСУДЫ

МЕГАРСКИЕ СОСУДЫ - изготовл. в эллинистич. период вазы из обожж. глины с рельефными изображениями, покрытыми черным, серым или красным лаком. Изготовление этих сосудов, условно называемых мегарскими, производилось в спец. формовочных чашах, начиная с сер. 3 в. вплоть до 1 в. до н. э. Сложные сюжетные росписи редко применялись. Исключение составляют изготовл. по одной версии в Беотии, по другой - в Фессалии т. н. гомеровские кубки с изображением эпич. и трагедийных сцен.

МЕГАСФЕН

МЕГАСФЕН (лат. Megasthenes), др.-греч. этнограф и географ, видимо, уроженец Ионии. По поручению Селевка I Никатора отправился во главе посольства к индийскому царю Чандрагупте (Сандракотт) и с 302 до 291 до н. э. находился в его столице Паталипутре (Палимботра). Его сочинение «Индика» - лучшее описание Индии в античную эпоху; оно содержит ценные сведения об индийских кастах, о буддистах и идеализируемых им брахманах (сравнение с греч. философами), о богатом животном и растительном мире. Арриан использовал это произведение в качестве осн. источника при написании своей книги «Индика».

МЕГЕРА

МЕГЕРА (лат. Megaera, греч. завистница), одна из трех эриний; в совр. языке иносказательно: мегера - злая, сварливая женщина.

МЕД

МЕД - с др. времен служил одним из продуктов питания людей. Его собирали осенью у диких пчел. В греч. мифологии Зевс считался питомцем нимфы М. Мелиссы. Богам приносили в жертву плоды, обмазанные М. М. использовался в качестве продукта питания, средства лечения и консервации. Так, в соответствии с ассир. рецептами, тело Александра Македонского было помещено в М. Виноградари часто подмешивали мед в вино, т. к. верили, что такой напиток обеспечивает долгую жизнь. До эпохи средневековья М. лесных пчел использовался как лакомство.

МЕДАЛЬОН

МЕДАЛЬОН (франц.), в Др. Риме преподносимое императором по торжеств, поводам чеканное изделие, по форме напоминавшее монету, но отличавшееся от нее обилием украшений (использовались различные металлы, обрамление, золотое покрытие), характером изображения и размерами. М. чеканились в рим. монетных дворах из золота, серебра и бронзы. Изютовл. из благородных металлов М. превышали стоимость аналогичных монет, но имели хождение наравне с ними.

МЕДЕЯ

МЕДЕЯ - в греч. мифологии дочь царя Колхиды Ээтa, надел, даром волшебства. Полюбив Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему овладеть золотым руном и выдержать испытания, которым подверг eго Ээт. Она усыпила дракона, охранявшего руно. После похищения М. бежала с Ясоном и аргонавтами. Чтобы задержать преследовавшего их отца, убила своего брата Апсирта и разбросала куски его тела. По пути на родину аргонавтов сочеталась браком с Ясоном. После подстроенной ею гибели узурпатора царского престола в Иолке Пелия оказалась вместе с Ясоном в Коринфе. Там Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (вариант: Креусе). Из мести М. погубила ее, KpeoHia, рожд. ею от Ясона детей и улетела на запряж. драконами колеснице к Эгею в Афины. Начиная с античной эпохи миф о М. стал одним из излюбл. сюжетов живописи (картины Э. Делакруа и Фейербаха), скульптуры (саркофаг с изображением сцен с Медеей). Сюжет М. нашел отражение также в творчестве Аполлония Родосского и Валерия Флакка. Особое знач. миф имел для драматургии. Созданный Еврипидом образ стал исходным для всех драм о М. (Сенека, Корнель, Грильпарцер, Ануй), хотя трактовка его была неоднозначной (убийца детей; отвергнутая женщина, желающая отомстить сопернице).

Медея

рис. Саркофаг с изображением Медеи (период Империи; Берлин, Государственные музеи).

МЕДИЙ

МЕДИЙ - владелец гончарной мастерской в Аттике в кон. 5 в. до н. э. На него работал неизвестный художник, которого также условно называют М. Канонич. произведение с надписью, обозначавшей это имя, - т. н. лондонская гидрия с изображением похищения дочерей Левкиппа. Для рисунка характерно стремление к преодолению плоскостности и условности и создание иллюзии глубины пространства («роскошный стиль»).

МЕДИКАМЕНТЫ

МЕДИКАМЕНТЫ (лат. лечебные средства). В античную эпоху наряду с простыми использовали сложные М., состоящие из неск. ингредиентов (их число доходило до 100). М. изготовляли из продуктов растительного, минерального и животного происхождения.

МЕДИОЛАНУМ

МЕДИОЛАНУМ (совр. Милан), основан ок. 390 до н. э., гл. поселение кельтских племен инсубров в Цизальпинской Галлии; римляне занимали его в 222 и 194 до н. э. и превратили затем в крепость. С 89 до н. э. М. - муниципий, со времен Адриана - рим. колония, превратившаяся в располож. на пересечении торговых путей крупнейший торговый город Верхней Италии. При Диоклетиане и правивших после него императорах (включая Гонория) М. считался императорской резиденцией в зап. части Римской империи. В 452 захвачен гуннами, в 539 во время войны с готами был сильно разрушен, с 569 - под властью лангобардов.

МЕДИЦИНА

МЕДИЦИНА (от лат. medicina - наука о лечении). Первые сведения о М. др. греков, которая в ранний период их истории находилась под влиянием др. вост. медицины, содержатся в гомеровском эпосе (8 в. до н. э.). Врачеванием (удаление наконечников стрел и копий, наложение повязок, остановка кровотечения, применение болеутолящих лекарств и напитков) занимались люди, не имевшие спец. медицинского образования. Медицинские знания передавались от отца к сыну. В числе других героев в «Илиаде» упоминаются сведущие в М. сыновья Асклепия Махаон и Подалирий. О тех, кто обучался врачебному искусству, говорится только в написанной позднее «Одиссее». Тенденции к приобретению познаний в области М. эмпирия, путем не препятствовало возникновение во всей Греции храмов, в которых проводилось обучение искусству врачевания. В эти оракулы и святилища, осн. типом которых позднее сделались асклепейоны, стекались больные. Их пребывание на терр. храмов строго регулировалось в соответствии с гигиенич. предписаниями и религ. верованиями. Считалось, что метод лечения может предсказать инкубация. Больному обычно прописывали лечебный массаж и диету. За происшедшее якобы по воле богов излечение полагалось платить деньгами или жертвовать в пользу храма золото, серебро, камень, а также гипс. Наряду с лечением в храмах представители социальных низов на протяжении античной эпохи прибегали к магич. приемам и мистике (отпугивание демонов, широкое применение магич. заклинаний, амулетов, использование в качестве лекарств, средств человеч. и животных экскрементов). В 7 - 6 вв. до н. э. появились профессиональные потомств. врачи, ведшие свою родословную от Асклепия (асклепиады) и прибегавшие к основанным на эмпиризме методам лечения. Под воздействием философских учений они разработали первые научные принципы М. и одновременно заложили основы совр. М. Идеи ионийской натурфилософии стимулировали интерес медиков к изучению осн. причин заболеваний, патологии и строения человеч. тела. Философские учения Платона и особенно Аристотеля с характерными для них тенденциями к систематизированному анализу различных отраслей знаний способствовали повышению в 4 в. до н. э. роли таких теоретич. дисциплин медицинской науки, как анатомия и физиология. Конечно, анатомо-физиологич. исследования проводились чисто теоретически (например, окончательное оформление учения о 4 осн. соках в организме). Проводимые александрийскими врачами Герофилом и Эрасистратом (3 в. до н. э.) анатомич. исследования, напротив, способствовали становлению чисто практич. М., обогатили античную медицинскую науку ценными сведениями о строении и функциях органов человеч. тела и заложили основу для развития хирургии. Зародившееся в 300 до н. э. философское учение скептиков в значительной степени обусловило возникновение школы врачей-эмпириков. Атомистич. воззрения Эпикура создали предпосылки для становления медицинских взглядов Асклепиада и появления методич. школы в М. Деятельность Асклепиада положила начало усвоению рим. М. наследия Др. Греции. До этого рим. врачи хотя и разработали ряд гигиенич. предписаний и применяли хирургич. вмешательство, однако в осн. использовали магич. заклинания и религиозные обычаи. Об этом, в частности, свидетельствует медицинский трактат Катона Старшего. Благодаря доступности учения Асклепиада и широким возможностям его применения на практике др.-греч. медицинские знания составили основу для развития рим. М. Последним философским направлением, оказавшим воздействие на принципы М., была Средняя Стоя. Возникновение пневматич. школы вызвало бурную полемику между представителями различных течений в медицинской науке и обусловило наступивший в 1 в. н. э. последний период расцвета античной М. Его кульминацией и заключительным этапом была деятельность Галена (2 в. н. э.), в своих трудах систематизировавшего и обобщившего многовековой врачебный опыт. Достижения врачей последующих поколений (Орибазий, Аэций Амидийский, Александр Тралльский) заключались в составлении обзоров медицинских знаний на основе конспектов сочинений античных медиков, в первую очередь Галена. В соответствии с потребностями своей эпохи наиболее значительное место занимало в них изложение знаний из области практич. М. - терапии. Интерес к ее научным основам резко упал, ведущую роль стали играть различные суеверия и магич. действия.

Для рим. М. также было характерно пренебрежение научной стороной М. и ориентация на чисто практич. ее применение. За исключением труда А. Цельса и трактатов Целия Аврелиана, Кассия Феликса (5 в. н. э.) и Виндициана, обобщающих опыт греч. врачей, из работ рим. врачей в 1 - 6 вв. н. э. достойны упоминания только описания лекарств, средств и рецептурные сборники. Последним крупным рим. врачом считался Антим (6 в.). Сохранилось его послание королю франков Теодориху, посвящ. проблемам диеты и описывающее, как нужно правильно потреблять различные виды пищи. В период раннего средневековья только сравнительно небольшая часть греч. медицинских текстов была переведена на лат. яз. для использования зап.-европ. М. После захвата арабами Александрии в их руках оказались мн. труды греч. врачей. Благодаря происходившему начиная с 11 в. знакомству с достижениями ученых араб, мира М. Зап. Европы восприняла медицинские знания античной эпохи и пользовалась ими вплоть до нового времени.

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА - В Др. Греции эмпири чески приобрет. медицинские знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении с течением времени эти семьи за определ. плату стали обучать искусству врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи медицинских знаний постепенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие медицинских методов придало каждой из школ, называвшихся по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирич. предмета в теоретич. науку. Начиная с 6 - 5 вв. до н. э. в южноиталийском регионе находит распространение т. н. зап.-греч. искусство врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологич. концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало некоторое влияние пифагорейского учения. М. ш. из Книда разработала в 5 - 4 вв. до н. э. дифференцированную общую теорию болезней, в которой не учитывались индивидуальные особенности течения болезни. В отличие от нее М. ш. из Коса (5 - 4 вв. до н. э.), знаменитым представителем которой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуальную картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появившиеся в более позднее время в связи с усилением значения теоретич. учений т. н. догматич. или логич. врачи самостоятельной школы не образовали. В 4 в. до н. э. они занимались в осн. дальнейшей разработкой учений М. ш. из Коса и Книда (например, учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различные теоретич. спекуляции. Как реакция на преувеличение роли теории догматич. медиков в 3 в. до н. э. возникла эмпирич. М. ш. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретич. исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявляла к фармакологии. В 1 в. до н. э. в Риме возникла методич. М. ш., разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме ок. 50 до н. э. была основана пневматич. М. ш., соединившая учение догматич. медиков и идеи стоиков (например, пневма - основа жизни, сердце - центральный орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н. э. из ряда школ выделилось самостоятельное эклектич. направление.

МЕДОВЫЙ НАПИТОК

МЕДОВЫЙ НАПИТОК (лат. mulsum), изготовлялся путем брожения смеси воды и меда. Способ его приготовления восходит к глубокой древности и был хорошо известен грекам и римлянам. В Греции считалось, что по крепости М. н. лишь немногим уступает вину; его применяли в первую очередь в лечебных целях, чтобы подсластить горькое лекарство, или смешивали с маслом и давали в качестве слабительного и рвотного при отравлениях. В Риме М. н. представлял собой вино, смешанное с медом.

МЕДУЗА

МЕДУЗА (лат. Medusa, греч. повелительница), старшая из трех сестер Горгон. Когда она забеременела от Посейдона, Персей отрубил ей голову, глядя в медный щит, чтобы избежать ее взгляда, превращавшего все живое в камень. Из ее обезглавл. туловища появились на свет Хрисаор и Пегас. Голову М. Персей отдал Афине, которая носила ее на своей эгиде (gorgoneion). В ранний период античности голова М. изображалась в виде головы чудовища (зап. фронтон храма Артемиды в Керкире). Позднее в изображениях головы М. стали преобладать человеч. черты (М. Ронданини, видимо, копия скульптуры Фидия); в живописи послеантичного периода изображалась в осн. лишь голова М. (картины Леонардо да Винчи, Караваджо, Рубенса); аналогичная ситуация была характерна и для скульптуры (А. Шлютер).

Медуза

рис. Медуза Ронданини. Маска работы Джорджо.Копия классического оригинала, возможно, скульптуры Фидия (Мюнхен, Глиптотека).

МЕДЬ

МЕДЬ - мягкий ковкий металл красного цвета, известный с глубокой древности. Месторождения М. на материке и островах греки использовали вплоть до их полного истощения, и только Кипр продолжал снабжать Грецию. Сложная технология получения М.

возникла еще в бронзовом веке; она включала неск. технологич. операций: медную руду перерабатывали в медный штейн, из штейна получали черновую М., а из нее - собственно красную М. Технология переработки медных руд, которая в целом мало изменялась у этрусков и римлян, вызывала интерес у некоторых авторов, которые, однако, не дали полных сведений о разработке месторождений и устройстве плавильных печей. Поскольку самородная М. встречается редко, ее получали из соединений - сернистых, окисл. и смешанных медных руд (к числу окисл. руд относятся, например, малахит и азурит). Чистую М. использовали главным образом для изготовления монет, а в поздней античности - в виде медных листов для покрытия крыш. Чаще применяли медные сплавы - с оловом (бронза), с окисью цинка (латунь). Серебрить М. не умели. При получении М. не всегда удавалось добиться требуемой температуры, и мн. М. уходило в шлак. Чистую М. легировали в металлургия, мастерских уже как «торговую М.», поэтому лат. слово aes обозначает как М., так и бронзу - именно бронза, как правило, находила более широкое применение. Две надписи из Випаски содержат излож. профессиональным языком сведения о работе исп. рудников и металлургия, мастерских. Некоторые продукты медеплавильных заводов использовались в медицине и фармакологии.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ - соглашения, заключ. двумя или неск. суверенными государствами на определ. срок или навечно. М. д. могли заключаться городами-государствами, крупными государств, образованиями, царями или правителями, а также полководцами, облеч. соответствующими полномочиями. Предметом М. д. являлись вопросы, затрагивающие интересы договаривающихся сторон, от заключения мира и союза до договоров о взаимопомощи. Об античных М. д. можно судить как по дошедшим до нас документам (памятным надписям или письм. источникам), так и по косв. упоминаниям о них в литературе.

МЕЖДУМИРИЯ

МЕЖДУМИРИЯ (лат. intermundia), согласно Эпикуру, пространства между мирами, в которых обитают блаженные боги, не заботящиеся о земных делах.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - В античности не существовало М. п. как системы регулирования межгосударств, отношений. Однако и в Греции, и в Риме бытовали определ. правила, имевшие целью упорядочение международных связей, например всеобщая обязанность соблюдать мир во время панэллинских торжеств, межгосударств, договоры, неприкосновенность послов. О религиозном характере основ М. п. античной эпохи свидетельствует применение сакральных клятв и т. п., а также определ. обрядов, совершавшихся особыми жрецами - фециалами (fetiales) - при объявлении войны и заключении мира.

МЕЗЕНЦИЙ

МЕЗЕНЦИЙ - в рим. мифологии царь этрусского г. Цере, воевал на стороне Турна против Энея и погиб в поединке с ним.

МЕЗИЯ

МЕЗИЯ (Мёзия) После того как уже в 1 в. до н. э. под управлением римлян оказались терр. в районе Нижнего Дуная, в период правления Августа здесь дислоцировались два легиона. Первоначально эти земли входили в состав рим. Македонии, после прихода к власти Тиберия (14 - 37 н. э.) получили статут самостоятельной пров. При Домициане (примерно 85) М. разделена на две пров.: Верхняя М. (примерно терр. совр. Сербии) и Нижняя М. (терр. между Дунаем и Балканами). При Траяне в состав М. временно входили также земли севернее Дуная. После эвакуации рим. войск при Аврелиане (270 - 275) из Дакии, частично из Верхней и Нижней М. вместе с Фракией были созданы две пров. со столицами Ратиария (близ Видина) и Сердика (София). После окончательного разделения Римской империи эти терр. были включены в Восточную Римскую империю и находились под властью Византии вплоть до создания 1-го Болгарского царства (681). С сер. 3 в. в М. почти непрерывно вторгаются сначала племена германцев (готы) и гуннов, а затем авары и болгары. Экономика: земледелие, скотоводство, разработка рудных месторождений. Города: Сингидунум (Белград), Виминаций (Костолак), Ратиария, Ёск, Нове, Дуросторум, Трёсмис, Томмы (Констанца), Одесс (Варна), Найсс (Ниш).

МЕЙЕР

МЕЙЕР (Meyer) Эдуард (1855 - 1930), нем. бурж. историк древности, профессор в Лейпциге и Берлине. Его фундаментальная «История древности» (1884 - 1902, 5 т.) написана по принципу синхронного изложения истории др. мира. М. придавал важное значение др.-вост. цивилизациям, в первую очередь Египту («Египетская хронология», 1904), изучал историю религии («Происхождение и истоки христианства», 1920 - 1923, 5 т.), и проявлял интерес к социально-экономич. жизни стран др. мира. М. находился на позициях циклизма и отстаивал модернизаторскую концепцию.

МЕЛА

МЕЛА - Помпоний, рим. географ, родом из располож. в юж. части Испании г. Тингентера; ок. 44 н. э. написал состоявший из 3 книг трактат «О строении Земли». Для М. географич. данные не представляют интереса. В осн. он лишь перечисляет различные страны, ничего не сообщая о том, какую площадь они занимают. После общего вступления (рассказ о том, какие континенты есть на Земле, что ее омывает океан с 4 делящими Землю мор. рукавами: Средиземное м., Красное м., Персидский зал., Каспийское м.) сообщаются сведения о странах Средиземноморья и других известных прибрежных государствах. Однако в этом трактате ничего не говорится о центр, части Европы и Азии. М. пользовался преим. старыми источниками, постровидимому, теми же, что и Плиний Старший, поскольку их произведения во мн. схожи.

МЕЛАМП

МЕЛАМП - в греч. мифологии знаменитый прорицатель, жрец, умевший лечить болезни и очищать души, понимая язык зверей и птиц. По одной из версий мифа, М. неск. ограничил оргиастич. характер нового культа Диониса.

Предыдущая страница Следующая страница