Словарь античности
Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАР")

МА

МА (в фригийск. яз. ласкательное обращение к матери), гл. богиня Команы в Каппадокии; играла такую роль, как Кибела Пессинская. Она считалась богиней, дарующей плоды, и богиней смерти во время войны. В Риме в 1 в. до н. э. ей был посвящен храм. Ее культ получил наиболее широкое распространение в армии. В дни празднеств в честь богини жрецы М. и ее почитатели бичевали себя и наносили друг другу раны обоюдоострыми топорами. Имеются сведения об изреч. от ее имени пророчествах и предсказаниях.

МАВЗОЛЕЙ

МАВЗОЛЕЙ - воздвигнутая в сер. 4 в. до н. э. для правителя Карий Мавсола в Галикарнасе усыпальница. Построенная Пифеем гробница, считавшаяся в др. мире одним из «семи чудес света», состояла из высокого квадратного цоколя и колоннады ионийского ордера со ступенчатой пирамидой, увенчанной изваянием Мавсола и его супруги, стоящих на колеснице, запряж. четверкой коней. Над рельефами фриза (теперь в Британском музее) работали величайшие ваятели того времени (Скопас, Леохар, Бриаксий, Тимофей). Позднее М. стали называть монументальные гробницы.

Мавзолей

рис. Галикарнасский мавзолей (реконструкция фасада но рисунку Ф. Кришена).

МАВРЕТАНИЯ

МАВРЕТАНИЯ - сев.-зап. область Африки, засел, берберскими племенами. Ее побережье было в др. времена колонизировано финикийцами и карфагенянами. Начиная с 406 до н. э. население М. поставляло наемников для армии Карфагена. Царь М. Бокх I выдал Югурту римлянам (105 до н. э.) и заключил с Римом союз. После убийства царя Птолемея, внука Антония и Клеопатры, по приказу Калигулы рим. войска под командованием будущего императора Клавдия I в 40 н. э. оккупировали М. Она была разделена на 2 пров. - Мавретанию Тингитанскую (совр. Марокко) со столицей в Тингисе (совр. Танжер) и Мавретанию Цезарею (совр. Зап. Алжир). Непокор. мавретанские племена неоднократно вторгались в рим. пров. в Сев. Африке (например, во времена Валериана и Диоклетиана).

МАВСОЛ

МАВСОЛ (лат. Mausolus), перс, сатрап Карий в 377 - 353 до н. э., фактически проводил самостоятельную политику, украсил свою столицу Галикарнас роскошными храмами и дворцами. Еще при жизни М. было начато сооружение усыпальницы, именовавшейся Мавзолеем. Ее строительство было завершено в период правления его вдовы Артемизии.

МАГДАЛЕНОВА ГОРА

МАГДАЛЕНОВА ГОРА - древнейшее и наиболее крупное рим. поселение в вост. - альпийской месности (Каринтия). Судя по сохранившимся развалинам форума и раскопкам строений, город был центром торговли металлич. изделиями. Археология, раскопки ведутся с 1502.

МАГИ

МАГИ (от др. - перс. maga - жертвоприношение, пожертвование), первоначально жрецы и члены мидийск. жреч. касты. Позднее так называли жрецов, принявших зороастризм. В Греции к М. стали относить всех лиц, связанных с вост. «премудростью», науками и ложными учениями. Поэтому считалось, что М. называли не только «мудрецов», но и кудесников, астрономов и знахарей. В Евангелии от Матфея, где рассказывается история рождения Иисуса Христа, М. выступают скорее в качестве «мудрецов».

МАГИСТР

МАГИСТР (от лат. magis - больше, глава, начальник, учитель), назв. ряда должностей и глав сакральных коллегий в Др. Риме.

1. М. equitum (командующий конницей), в эпоху ранней Республики помощник диктатора. Константин I ввел должность М. militum (equitum или peditum) - главнокомандующего, который с 4 в. неоднократно фактически правил Рим. империей (например, Арбогаст, Стилихон, Аэций).

2. В придворном и государств, аппарате Римской империи чиновники сначала из вольноотпущенников императора, затем всаднического ранга, например, М. ab epistulis (ведавший канцелярией по распространению эдиктов и распоряжений императора), М. a rationibus (счетчик, управлявший имперской казной), М. officiorum (начальник канцелярии).

3. Степень, присваиваемая преподавателям «семи свободных искусств», чиновникам папской администрации и высшим чинам католич. духовно-рыцарских орденов.

4. Вторая академич. степень, присваиваемая в наше время в высших учебных заведениях ПНР, Англии, США, ФРГ и некоторых других стран.

МАГИСТРАТУРА

МАГИСТРАТУРА (от лат. magistrates - должностное лицо, начальник). В Рим. республике различались М. курульные (консулы, преторы, цензоры, курульные эдилы), привилегией которых было особое должностное кресло (Sella curulis), и некурульные (квесторы, в частности трибуны, плебейские эдилы). К экстраординарным М. относились должности диктатора, командующего конницей и интеррекса. Все М. исполнялись безвозмездно; ординарные М. выбирались, как правило, на 1 год и исполнялись минимум двумя людьми (коллегиальный принцип). После отмены царской власти (ок. 500 до н. э.) во главе Республики стояли 2 высших магистрата, принадлежавшие к патрициям. До конца не установлено, как они назывались (консулы или преторы), в чем заключалась их деятельность (только командование армией или также осуществление высшей гражданской власти). С сер. 5 в. до н. э. дополнительно каждые 5 лет избирали 2 цензоров на 18 месяцев и 2 квесторов, заведовавших городскими финансами; с кон. 5 в. стали избирать еще 2 квесторов, распоряжавшихся продажей пленных и военной добычей. В 5 - нач. 4 в. до н. э. существовала высшая магистратурная должность - Tribuni militum consulari potestate (военный трибун с консульской властью). Интересы плебеев защищали особые должностные лица - 2 плебейских эдила и 10 плебейских трибунов (постепенно их стало 10). С 367 до н. э. (по закону Лициния - Секстия) во главе высшей исполнительной власти стояли 2 консула (из которых 1 должен был быть плебеем) и 1 претор, а также 2 курульных эдила, принадлежавших к патрициям. По закону Виллия (180 до н. э.) был установлен минимальный возрастной ценз для М., впоследствии неоднократно менявшийся. При Сулле (44 до н. э.) стали выбирать, кроме 2 консулов, 8 преторов и 20 квесторов. Минимальный возрастной ценз составлял для претора 40, а для консула 43 года. Цезарь (44 до н. э.) довел число плебейских эдилов до 4, преторов - до 14 - 16, квесторов - до 40. В эпоху Империи выборные должности утратили политич. значение, но сохранились в сенатской Cursus honorum в качестве предпосылки для занятия новых, влиятельных постов. В наши дни магистратом называют орган городского самоуправления (например, магистрат Большого Берлина).

МАГИЯ

МАГИЯ - Др. греки так называли совокупность таинств, обрядов, связанных с астрологией, гаданием и народной медициной (по назв. жрецов в Др. Иране и Вавилоне, которое восходит к назв. жреч. касты в Мидии). Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отождествляли его с чародейством. Только в 3 в. М. стала идентична колдовству. Это значение она сохранила до наших дней.

МАГНЕНЦИЙ

МАГНЕНЦИЙ - Флавий Магн. М., варварского происхождения, в рядах рим. армии прошел путь до комита, в 350 узурпировал престол и был войсками провозглашен императором зап. части Римской империи. По его приказу был убит бывший император Констант. В войне с Констанцием II, отказавшимся признать его власть, М. был разбит в битве при Мурсе (351) и после еще одного поражения покончил с собой.

МАГНЕСИЯ

МАГНЕСИЯ - 1. М. на Меандре, др. ионич. город в юж. части М. Азии. В ходе провед. нем. археологами (К. Гуманн в 1891 - 1893) обследований процветавшего в эллинист, эпоху города были обнаружены многочисл. находки, отправл. в Античное собрание Государственных музеев Берлина. Реконструкция ряда строений производит большое впечатление. Среди них выделяется построенный архитектором Гермогеном храм Артемиды Левкофриены. Трактат Гермогена о строительстве этого храма не сохранился. Но его осн. положения, излож. в сочинении Витрувия, оказали некоторое влияние на архитектуру Возрождения и сыграли определ. роль в выработке классич. форм архитектурного ордера.

2. М. у горы Синила, здесь в 190 до н. э. рим. нанесли поражение Антиоху III, стремившемуся к гегемонии державы Селевкидов в эллинистич. мире.

МАГНИТ

МАГНИТ (греч. железо, притягивающее камень). Уже Фалесу было известно о способности М. притягивать железо, однако греч. ученые ограничились лишь сбором фактов и не дали теоретич. осмысления этого явления. Они исходили из правильного предположения, что магнитное взаимодействие тел происходит на основе «силы», однако так и не смогли определить его причину; в кон. 4 в. до н. э. зафиксировали аналогичную ситуацию с янтарем. Свойства М. нашли широкое отражение в различных сказаниях и легендах. В рим. период Лукреций стремился дать объяснение намагничиванию на основе атомистич. теории, однако только Уильям Гильберт в 16 в. положил начало изучению магнетизма. М. был известен как один из минералов железных руд, однако попытки получить из нег о железо редко давали желаемый результат.

МАГОНИДЫ

МАГОНИДЫ - знатный род в Карфагене.

1. Магон, политич. деятель в 540 до н. э., осуществивший реорганизацию армии и реформу государств. устройства в Карфагене.

2. Магон, брат Ганнибала, доставил в Карфаген сообщение о победе в битве при Каннах, в 215 - 206 до н. э. воевал в Испании, в 203 предпринял неудачную попытку высадиться в Италии, чтобы помочь брату, был тяжело ранен и вскоре умер.

3. Магон, авгор трактата о сельском хозяйстве. Это произведение было переведено на лат. и греч. яз. и оказало значительное влияние на рим. авторов, писавших о сельском хозяйстве. Трактат не сохранился; написан до разрушения Карфагена.

МАГУЛА

МАГУЛА - принятое в новогреч. яз. наименование засел, еще в древнейшую эпоху цепи холмов в Фессалии (например, культуры Димини и Сескло).

МАДОННА

МАДОННА (итал. моя госпожа). Образ богоматери с младенцем на руках утвердился в иконографии в 1-й пол. 4 в. и восходит к образу егип. богини Исиды с младенцем Гором. С этим связан обычай называть богоматерь «Моя госпожа», так же как называли Исиду во время мистерий, устраиваемых в ее честь.

МАЗИ

МАЗИ - Играли важную роль в физич. культуре др. греков и римлян. Составлялись на основе оливкового, орехового, миндального масел или ланолина. Вместе с водой они смешивались со смолами и благовониями. М. натирались после купания и перед спортивными состязаниями. Ими после обмывания умащали также покойников.

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч., искусство повивальной бабки). По характеристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию.

МАЙМОНИД

МАЙМОНИД - Моисей (лат. форма от Моше бен Маймон) (1135, Кордова - 1204, Фустат, близ Каира), Ср.-век. философ, игравший значительную роль в идейной жизни евр. общин Арабских халифатов и разработавший свою философскую систему под влиянием интерпретации аристотелевского учения араб, мыслителями. Его опубликованное на араб. яз. осн. сочинение «Наставник колеблющихся» было переведено на евр. и лат. языки и вызвало бурную полемику. М. был главой евр. духовной общины в Каире и лейб-медиком каирского султана. Его перу принадлежат многочисл. сочинения по проблемам медицины и иудейской теологии. В своем произведении «Афоризмы» он подверг критике Галена за его отрицание догматов иудаизма.

МАЙРА

МАЙРА - в греч. мифологии верный пес, который привел Эригону к могиле ее убитого отца Икария; превратился в созвездие Пса.

МАЙЯ

МАЙЯ - нимфа гор, дочь Атланта, родила от Зевса Гермеса.

МАКАРИЯ

МАКАРИЯ (лат. Macaria), в греч. мифологии дочь Геракла и Деяниры; покончила с собой, поскольку оракул предсказал, что Гераклиды смогут победить Эврисфея, если один из них добровольно принесет себя в жертву. Источник недалеко от селения Марафон назван М.

МАКЕДОНИЯ

МАКЕДОНИЯ - историч. область в сев. части Греции. Осн. занятием населения было скотоводство и хлебопашество. В 6 в. до н. э. наряду с крестьянскими участками существовали значительные земельные владения, принадлежавшие военно-аристократич. верхушке. Рост экономич. потенциала М. (заготовка дерева, смолы, добыча благородных металлов, изготовление вооружения) был обусловлен стремлением догнать развитые греч. полисы. Однако распад родоплем. строя протекал медленно, и формирование государства в Македонии затянулось почти на 100 лет (весь 5 в. до н. э.). М. правил наследств, монарх, пользовавшийся поддержкой аристократов, занимавших высшие посты в армии (гетайры), рабовладельцев, купцов и крестьянства. Совет военачальников, состоявший из представителей богатых аристократич. родов, принимал политич. решения от имени всего народа (черты военной демократии); он провозглашал наследств, монарха и решал вопросы внутр. и внешней политики. Политич. объединение (ликвидация независимых областей) и постеп. упрочение экономич. позиций позволили М. избавиться от врем, зависимости от Персидской державы. В ходе Пелопоннесской войны, воспользовавшись благоприятной внешнеполитич. ситуацией, М. начала осуществление территориальной экспансии для захвата всего побережья. Одновременно с этим происходило усиление воздействия греч. культуры на М.; царь Архелай посылал атлетов для участия в Олимпийских играх; при его дворе в Пелле жили поэты и художники Херил, Еврипид, Зевксид. Греч, инженеры прокладывали дороги, строили крепости и города. Окончательное оформление М. как централизованного государства завершилось только при Филиппе II (359 - 336 до н. э.). Он считается подлинным создателем македонского могущества. При его сыне Александре Македонском была покорена персидская держава и создана мировая империя. После ее распада на возглавляемые т. н. диадохами царства М. стала одним из крупнейших эллинистич. государств, на терр. которого часто велись опустошительные войны. Вплоть до 200 до н. э. ей удавалось сохранить господствующее положение в Греции. Затем она объект экспансии со стороны Рима (Македонские войны). После разделения Римской империи М. находилась под властью Византии (до 1453). Характер македонск. яз. пока точно не установлен; в 3 в. до н. э. в качестве обиходного использовался греч. яз. койне.

МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ

МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ - три войны (215 - 205; 200 - 197; 171 - 168 до н. э.), в ходе которых римлянам удалось покорить Македонию и ликвидировать ее гегемонию в Греции. Македония была разделена на 4 самостоятельных округа. В 148 до н. э. создана рим. пров. Македония.

МАКИАВЕЛЛИ

МАКИАВЕЛЛИ - Никколо (1469 - 1527), флорент. государств, деятель, писатель и политич. мыслитель. После возвращения к власти семьи Медичи (1512) был выслан в свое поместье; в ссылке написал «Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio» («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»), «II principe» («Государь»), «Историю Флоренции» и другие произведения. Опираясь на античных авторов и опыт прагматич. политика, М. считал, что в политич. борьбе разрешается пренебрегать общепринятыми нормами морали. Вызвавшая мн. споров и возражений концепция макиавеллизма по существу сводилась к оправданию жестокости и вероломства государей.

МАККАВЕИ

МАККАВЕИ - род иудейских царей и верховных жрецов, названный так по прозвищу ее представителя Иуды Маккавея, вождя восстания, вспыхнувшего в ответ на религиозные преследования иудеев Антиохом IV (166 - 160 до н. э.). После завоевания независимости династия М. (Хасмонеи) правила Иудеей вплоть до покорения страны Г. Помпеем (63 до н. э.).

МАКРИН

МАКРИН - М. Оппелий Север (164 - 8. 06. 218), рим. император с 11. 04. 217. Был первым императором, не принадлежавшим к сенатской аристократии. Выходец из сословия всадников, по происхождению мавр из Кесарии. М. сделал карьеру в административном аппарате, в 212 назначен префектом претория и в 217 во время войны с парфянами организовал свержение Каракаллы. Эта война явилась гл. событием короткого периода его правления; он был вынужден заключить мир на тяжелых для римлян условиях. М. погиб в борьбе с мятежниками, которые выступили против него в результате происков Юлии Мезы, стремившейся посадить на императорский престол Элагабала.

МАКРОБИЙ

МАКРОБИЙ - Амвросий Феодосии (Ambrosius Theodosius Macrobius) (род. ок. 400 до н. э. в Африке), эрудированный лат. писатель и чиновник, находившийся в оппозиции к христианской религии; член кружка Симмаха. Сохранился неполный текст его сочинений в 7 книгах «Сатурналии» (написано в форме застольной беседы во время сатурналий). В нем автор, опираясь на солидную источниковедч. базу, создает картину пира, на котором широко обсуждаются проблемы грамматики, философии, риторики, культуры и подробно разбирается поэтич. мастерство Вергилия. Другое его произведение - комментарий к сочинениям Цицерона «Сон Сципиона», представляющий заключительную часть его трактата «О государстве». Этот комментарий написан в духе неоплатонизма. От сочинения М., посвящ. греч. и рим. тлаголу, сохранился только фрагмент. В эпоху средневековья его комментарий пользовался большой популярностью.

МАКРОКОСМОС

МАКРОКОСМОС (греч. большой мир). Вселенная, которая, согласно натурфилософии ионич. традиции, подчинена действию тех же законов, что и микрокосмос, представляющий собой воспроизведение М.

МАКСЕНЦИЙ

МАКСЕНЦИЙ - М. Аврелий (род. ок. 280 - погиб 28. 10. 312), рим. император с 28. 10. 306, сын Максимиана. При поддержке преторианской гвардии и плебса провозгласил себя императором и смог добиться поддержки италийских городов и временно пров. Испании и Африки. Одержал победу над Галерием в 307, в 312 был разбит войсками Константина I и утонул в Тибре. М. был последним императором, стремившимся возродить величие Др. Рима. При нем в Риме была воздвигнута колоссальная базилика, названная его именем. Его портрет огромных размеров хранится в Альбертинуме (Дрезден).

МАКСИМИАН

МАКСИМИАН - М. Аврелий Валерий (ок. 250 - 310), рим. император (1. 04. 286 - 1. 05. 305); по происхождению иллириец. В 285 своим другом Диоклетианом провозглашен цезарем, в 286 получил титул августа и полномочия соправителя. Ему было присвоено имя Геркулий. М. управлял зап. частью Империи из резиденции в Медиолане (совр. Милан). В 285 - 286 подавил восстание багаудов в Галлии; в 286 - 293 с перем. успехом воевал с франками, алеманнами, бургундцами и саксами на Рейне и побережье Северного м.; в 297 - 298 - с маврскими племенами в Африке, где с 303 проводил политику преследования христиан. Будучи предан Диоклетиану, в 305 вместе с ним отказался от престола, однако, когда его сын Максенций в 307 поднял мятеж, вмешался в борьбу преемников Диоклетиана за власть. В 310 попытался захватить Юж. Галлию, но был разбит войсками Константина I и покончил жизнь самоубийством в Массалии (совр. Марсель).

МАКСИМИН

МАКСИМИН - Г. Юлий Вер М. Фракиец (ушт. Тпгах) (ок. 172/73 - 10. 05. 238), рим. император с марта 235. Родился в семье фракийск. крестьянина и прошел путь от рядового воина до высших чинов. Во время войны на герм, границе после расправы под Майнцем над Александром Севером войска провозгласили его императором. М. нанес ряд поражений алеманнам в 235, сарматам и дакам в 236 - 237. Его политика, затрагивавшая интересы сената и крупных землевладельцев и направл. на удовлетворение нужд воинов, послужила причиной поднятого Гордианами в 238 восстания против «солдатского» императора. В войне с сенатской партией М. и его провоглаш. цезарем сын осадили Аквилею и погибли во время вспыхнувшего в собств. лагере мятежа.

МАКСИМИН ДАЙЯ

МАКСИМИН ДАЙЯ - Г. Валерий Галерий, рим. император в 309 - 313, выходец из Иллирии, племянник Галерия. С 1. 05. 305 цезарь вост. части Империи, в 309 получил титул августа. М. продолжил начатую Диоклетианом политику жестоких преследований христиан. 30. 04. 313 потерпел поражение в битве при Адрианополе от своего соперника Лициния.

МАКТАР

МАКТАР - горная местность в Тунисе (960 м над уровнем моря). Сохранилось множество следов рим. построек (арка Траяна и др.), что свидетельствует об усил. процессе романизации пров. Сев. Африки уже в 1 в. н. э.

МАЛАЯ АЗИЯ

МАЛАЯ АЗИЯ - окруж. горами высокогорная Анатолия, которая на В. переходит в Армянское нагорье. Здесь были обнаружены следы высокоразвитой культуры раннего неолита (культ быка, наскальные изображения сцен охоты). Малоазийская культура энеолита и ранней бронзы известна в первую очередь блогодаря раскопкам в Трое, Терми (запад М. А.), Алишар-Хююк и Алджа-Хююк (восток М. А.), а также в Мерсине (юг М. А.). В 3-м тыс. до н. э. М. А. уже имела контакты с Месопотамией; в нач. 2-го тыс. появляются торговые фактории ассирийцев (подобно тем, что были в Каниш - Кюльтепе). Сохранилось множество предметов быта этого времени. Начиная примерно с 1650 до н. э. и вплоть до 1200 до н. э. осн. население М. А. - индоевроп. народ хетты. На востоке М. А. и в Армении возник ряд союзов урартских племен, которые позднее объединились в государство Урарту, а на Ю.-В. продолжали существовать хетгы (Хеттское Древнее и Хеттское Новое царства). Затем Анатолия - коренная область хеттов - была занята фригийцами, а на Ю.-З. возникло Лидийское царство; в 547 до н. э. его правитель Крез потерпел поражение от перс, царя Кира II. С этого времени М. А. попадает под влияние сначала перс, а затем (со времени Александра Македонского) эллинской культуры. Римляне, достигшие М. А. во 2 в. до н. э., разделили ее на неск. пров. (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия). Со времени разделения Империи (395) М. А. входила в состав Восточной Римской империи (Византии), пока в 11 в. ее б. ч. не была захвачена турками-сельджуками.

МАЛЛИЯ

МАЛЛИЯ (Маlliа), др. город на сев.-вост. побережье о. Крит, возникший в 3-м тыс. Сохранились развалины дворца, по плану приближающегося к дворцу Кносса и сооруж. в период новых дворцов (16 - 15 вв. до н. э.).

МАЛЬТА

МАЛЬТА (греч. Melite, лат. Melita), остров в Средиземном м. между о. Сицилия и Африкой. М. и соседний о. Гаудос (совр. Гозо) вместе называли Гаудомелитой. На М. обнаружены многочисл. находки эпохи неолита. После 1000 до н. э. М. была колонизирована финикийцами, позднее завоевана карфагенянами. После нач. 2-й Пунической войны в 218 до н. э. оказалась под властью римлян и была присоединена к пров. Сицилия. В 6 в. н. э. Византия отвоевала ее у остготов. В 870 захвачена арабами, в кон. 11 в. норманнами. Совр. мальтийский яз. ближе всего к тунисскому диалекту араб. яз. с большим количеством заимствований из итал. яз.

МАЛЬЧИК, ВЫТАСКИВАЮЩИЙ ЗАНОЗУ

МАЛЬЧИК, ВЫТАСКИВАЮЩИЙ ЗАНОЗУ - фигурка сидящего мальчика, который вытаскивает занозу из своей ступни, эклектич. произведение 1 в. до н. э. Очевидно, представляет собой раннеэллинистич. мотив. Известны «М. в. з.» Кастеллани (Британский музей), маленькая бронзовая статуэтка в собраниях Ротшильда, терракотовая скульптура (Приена и Капитолий). О популярности этого произведения свидетельствует большое число подражаний также и в послеантичное время, особенно в период итал. Возрождения.

Мальчик, вытаскивающий занозу

рис. «Мальчик, вытаскивающий занозу» (Капитолий).

МАЛЯРИЯ

МАЛЯРИЯ - Хотя М. относилась к числу заболеваний, широко распростран. в античную эпоху, ее этиология и клинич. картина были неизвестны. Симптомы различных форм М. рассматривались как признаки самых разных болезней.

МАМЕРТИНЦЫ

МАМЕРТИНЦЫ (лат. сыны Марса), кампанские наемники на службе сиракузского тирана Агафокла; после его смерти (289 до н. э.) захватили Мессану, организовали избиение богатых жителей и учредили республику. Оказали решительное сопротивление эпирскому царю Пирру; во время войны с правителем Сиракуз Гиероном II М. обратились с просьбой о помощи к Риму и Карфагену. Высадка римлян в Сицилии и захват ими Мессаны положили начало открытию военных действий против Карфагена и 1-й Пунической войны (264 - 241 до н. э.).

МАНГУСТА

МАНГУСТА (греч., лат. ichneumon). Культ М., или ихневмона, истреблявшего крыс и змей, получил широкое распространение в Др. Египте. Местом его почитания считались Гераклеополь и Летополь. Во времена Марциала у знатных рим. семей считалось модным держать в доме М.

МАНДЕИ

МАНДЕИ - сохранившаяся до нашего времени на побережье Персидского зал. религиозная секта. Разговорный яз. - арамейский. На нем же написаны их религиозные сочинения. В осн. трактате «Гинза» (арамейск. сокровище) излагается дуалистич. учение о борьбе между светом и тьмой, а само понятие божества подменяется понятием жизни. М. заимствовали некоторые идеи гностиков и манихейских проповедников.

МАНДРАГОРА

МАНДРАГОРА (Mandragora). Из этого рода пасленовых растений в эпоху античности было известно 3 вида. Корни, листья и плоды использовались как лекарств, средства (для утоления боли, в качестве снотворного, как наркотич. средство, для лечения гинекология, заболеваний). Характерным признаком М. считался ее причудливый корень (альраун), напоминающий человеч. фигуру. Во мн. трактатах ему приписывали магич. силу.

МАНЕФОН

МАНЕФОН (греч. Manethon) из Себеннита (Египет), егип. жрец и историк, писал на греч. яз. Жил в 1-й пол. 3 в. до н. э. Наиболее значительный труд - «История Египта», охватывающая период от мифич. доисторич. эпохи до 30-й династии (343 до н. э.). М. ввел деление истории Египта на династии. От его книги сохранились отрывки, приводимые в произведениях Иосифа Флавия, Евсевия и Георгия Синкелла.

МАНИ

МАНИ (перс. Manes, греч. Manichaios) (216 - 273), основатель религиозного учения, связанного с гностицизмом; воспитывался в христианской хилиастич. секте, принадлежал к знатному роду. Шах из династии Сасанидов Шапур предоставил М. право публично проповедовать свои носившие реформаторский характер хилиастич. идеи, легшие в основу нов. религиозного учения - манихейства. При шахе Бахрате I вследствие происков зороастрийского жречества был брошен в темницу и там умер. От трактатов самого М. дошли отдельные цитаты. Это объясняется жестокими преследованиями его сторонников в сасанидском Иране. М. рассматривал себя как создателя мировой религии, подобно Будде, Зороастру или Христу. Он верил в то, что после него не будет никакого другого великого пророка, и трактовал свое религиозное учение как единственно верное. Вплоть до средних веков у христианской церкви М. считался закоренелым еретиком. Августин в молодости был последователем учения М.

МАНИЛИЙ

МАНИЛИЙ - М. (Manilius), рим. поэт, автор дидактич. поэмы «Астрономия» в 5 кн., в которой он гекзаметром изложил бытовавшие тогда представления об астрономии и астрологии. В его понимании судьбы людей зависят от расположения небесных светил. Поэма целиком написана в эпоху императора Тиберия (14 - 37 до н. э.) или же была начата еще при Августе.

МАНИПУЛА

МАНИПУЛА (от лат. manipulus - горсть), определ. количество пеших воинов, боевое подразделение в легионе, возникшее в связи с переходом от фаланги к М. М. - в легионе их было 10 - делилась на 2 центурии и являлась низшей тактич. единицей в легионе. Начиная со 2-й Пунической войны (218 - 201 до н. э.) легион состоял из 10 когорт и 30 М. Командиром М. был центурион. В результате военной реформы Адриана М. как низшая тактич. единица была ликвидирована, ее заменила центурия.

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО - проникнутое гностич. идеями религиозное учение, созданное Мани. В кон. 4 в. М. наряду с христианством являлось осн. религией эпохи поздней античности, а навеянные им идеи в Европе в дальнейшем развивали катары, богомилы, альбигойцы. Сочинения, излагающие основы М., были обнаружены в ходе нем. экспедиции в начале нашего столетия в Туркестане, где это учение до 840 считалось официальной религией, на тюркском, уйгурском, согдийском яз., а после того, как была найдена манихейская библиотека в Мединет-Мади (Египет), также и на коптском яз. По М., царь тьмы при нападении на царство света полонил его часть и теперь идет борьба за освобождение полон, света. Избавление возможно только для того, кто с помощью Христа или Мани познает, что он заключает в себе элементы света, и с помощью строгой аскезы может вырваться из темницы к свету, а другие погибнут во время последнего всемирного пожара. Слушатели - катехумены, на пожертвования которых живут ведущие аскетич. образ жизни избранники, - смогут очиститься путем возрождения. Для манихейского культа характерно отсутствие изображений бога, его смысл в молитвах и постах. Гл. религиозный праздник - празднество Бема в память о страданиях Мани.

МАНЛИЙ

МАНЛИЙ (Manlius), патрицианский род в Др. Риме

1. Защитник Капитолия (отсюда прозвище Капитолийский) во время захвата Рима галлами во главе с Бренном. Консул 392 до н. э., в 385 до н. э. выступил в защиту плебеев от долгового рабства, в 384 осужден патрициями и сброшен с Тарпейской скалы.

2. Тит. М. Торкват. Получил это прозвище после того, как победил в поединке галла и захватил в качестве трофея ожерелье (лат. torques). Консул во время одной из Латинских войн; несмотря на победу, одержанную его сыном, приказал казнить его за неповиновение. Позднее его имя сделалось символом дисциплины в духе традиций Др. Рима.

3. Луций М. Торкват, консул 65 до н. э., сторонник республиканского строя, друг Цицерона, поддержал его в борьбе против Катилины, в 48 взят в плен войсками Цезаря, погиб в Африке в 47.

4. Сын М. (3), приверженец сенатской республики, в гражданской войне воевал против Цезаря, после победы Цезаря в битве при Тапсе (46 до н. э.) покончил жизнь самоубийством. Ему посвящена поэма Катулла «Свадьба Пелея и Фетиды».

МАНТЕНЬЯ

МАНТЕНЬЯ - Андреа (1431 - 1506), итал. живописец эпохи Возрождения. Во время учения в Падуе познакомился с нов. подходом к античности падуанских гуманистов и широко использовал в своем творчестве наряду с христианской тематикой сюжеты из античной мифологии и истории. Созданный им монументальный цикл фресок (Падуя, Мантуя) отличается синтезом архитектуры и живописи и достоверным обликом рим. строений. При написании серии «Триумф Цезаря» (9 монохромных картонов, 1484 - 1492) широко использовал лит. источники и художеств, памятники античности.

МАНТИКА

МАНТИКА (от греч. mainomai - буйствовать, входить в экстаз), дивинация (лат.), искусство гадания и умение предсказывать будущее. М. могли быть мужчины, женщины, даже дети, иногда животные. Считалось, что волю богов можно узнать во сне (инкубация). Существовали вера в видения и божеств, знамения (индукция), гаруспиции (гадание по внутренностям животных) и ауспиции (гадание по полету птиц). Большое значение имело также гадание по небесным и атмосферным явлениям. Люди, якобы надел, пророческим даром, которых можно было привести в нужное состояние с помощью спец. предметов, а гакже изнурительного поста и возбуждающих средств, пользовались большим влиянием (Калхас, Тирес). Наиболее значительными оракулами считались оракулы Дельф, Эпидавра и Додоны. Рим. сенат и цари эллинистич. государств считали своим долгом накануне принятия важных решений посоветоваться со жрецами, занимавшимися гаданием. Чародейство и магия, по сути дела, представляют собой М. в измен, виде.

МАНТИНЕЯ

МАНТИНЕЯ (лат. Mantinea), гл. город Вост. Аркадии, в 425 - 421 до н. э. управление велось в соответствии с демократич. принципами, что привело к обострению отношений со Спаргой. В 418 Агис II разгромил в битве при М. объедин. войска мантинейцев, аргивян, элейцев и афинян. В 362 Эпаминонд нанес здесь поражение армии антифиванской коалиции (Спарта, Афины, М.). В 223 до н. э. македонский царь Антигон разрушил М., население было обращено в рабов, а город переименовали в Антигонею.

МАНУСКРИПТ

МАНУСКРИПТ (от лат. manus - рука и scribo - пишу), принятый в антиковедении термин для обозначения всех рукописных книг эпохи античности в отличие от появившихся гораздо позже печатных книг. Затем так стали обозначать Ср.-век. рукописные книги, имевшие форму кодекса. Обладателями ценных собраний М. являются церкви, монастыри и библиотеки. Изучением М. занимаются различные отрасли науки, например, папирология и кодикология.

МАНЫ

МАНЫ (лат. di manes - добрые боги), в рим. религии духи мертвых, духи загробного мира; в эпоху Империи причислены к сонму богов душ умерших (на надгробиях писали «DM» - Dis Manibus, дательный падеж от di manes).

МАРАФОН

МАРАФОН (лат. Marathon), поселение на сев.-вост. побережье Аттики. На Марафонской равнине афин. войско под командованием Мильтиада в 490 до н. э. разгромило перс, армию (во главе с Артаферном и Датисом) и обеспечило господствующее положение Афин. Описание битвы дано в «Истории» Геродота. Сохранился могильный холм над захоронением 192 павших афинян. По преданию, отправл. с победной вестью гонец пробежал 40 км до Афин и упал замертво (отсюда марафонский бег, включ. в 1896 в программу Олимпийских игр).

МАРГИТ

МАРГИТ - назв. др.-греч. эпич. произведения, представляющего собой др. комич. поэму. Сохранились только отдельные фрагменты. Авторство необоснованно приписывалось Гомеру. Гл. герой - неуклюжий, бестолковый человек (его характеризуют следующие сохранившиеся строки: «он много знал, но все плохо»). Поэма написана частично гекзаметром, частично ямбич. триметром.

МАРДОНИЙ

МАРДОНИЙ - военачальник и зять Дария I, в 492 до н. э. возглавил поход персов во Фракию и Македонию, после чего Македония стала вассалом перс, державы. М. погиб в битве при Платеях в 479 до н. э.

МАРЕОТИС

МАРЕОТИС - местность и озеро близ Александрии с гаванью для внутр. плавания, соедин. судоходными каналами с р. Нил и морем; на густонасел, побережье находился г. Марея; из сельскохозяйств. культур следует упомянуть папирус, егип. бобы и виноград.

МАРИЙ

МАРИЙ - Гай (род. в 156 до н. э. в Цереате близ Арпинума, ум. 1З. 01. 86 до н. э. в Риме), выходец из небогатой лат. семьи, рим. полководец и политич. деятель, вождь популяров; избранный консулом, в 105 под впечатлением поражений, нанес, римлянам кимврами и тевтонами, провел военную реформу, которая не только повысила боеспособность армии, но и завершила переход от ополчения к профессиональному войску. Вследствие этой реформы во время гражданских войн в эпоху поздней Республики армия стала орудием в борьбе за власть между богатыми и влиятельными политич. деятелями. В 107 - 100 М. неоднократно избирался консулом, одержал победу над Югуртой (триумф в 104), разбил тевтонов при Аквах Секстиевых (совр. Эксан-Прованс) и кимвров при Верцеллах. В гражданской войне, положившей начало кризису республиканского строя и открывшей путь к установлению единоличной власти, возглавлял противников оптиматов. После поражения бежал от Суллы в Африку, в 87 захватил Рим и организовал жестокую расправу над своими политич. противниками. Плутарху принадлежит биография М.

МАРК АВРЕЛИЙ

МАРК АВРЕЛИЙ (Marcus Aurelius). М. А. Антонин (26. 04. 121 - 17. 0З. 180), рим. император с 7. 0З. 161. Родился в сенаторской семье исп. происхождения, по желанию Адриана в 138 усыновлен своим дядей Антонином Пием, в 145 женился на его дочери Фаустине и в 146 провозглашен соправителем. В 161 вступил на престол и до 169 правил вместе со своим названым братом Л. Вером. Период правления М. А. отмечен ожесточ. оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. В 162 было подавлено восстание в Британии и шли бои с хаттами в районе герм, лимеса. После войны с парфянами (162 - 166) Армения и Осроена оказались в зависимости от рим. государства. Возвращаясь из похода, войска занесли в Империю чуму, которая свирепствовала до 189. Вторжения маркоманов и квадов в 166 - 167 вылились в затяжную оборонительную войну на дунайской границе. В 168 - 172 рим. войска под командованием М. А. вытеснили герм, и сармат, племена из Верхн. Италии, Реции, Норика, Паннонии и Балканских пров. Со 172 римляне активизировали наступательные действия, но им удалось лишь на короткий срок установить контроль над частью терр. совр. Чехословакии и Вост. Венгрии. Эпизоды Маркоманской войны 171 - 175 запечатлены на барельефах 30-метровой колонны М. А. в Риме. Попытка узурпации верховной власти со стороны наместника Сирии Г. Авидия Кассия в 175 и восстание в Египте вновь обострили внутриполитич. ситуацию. В 176 М. А. провозгласил своего сына Коммода соправителем и незадолго до окончания войны умер в Виндобоне от чумы. Для внутр. политики императора характерно согласие М. А. с сенатом при одноврем. укреплении государств, аппарата Империи и расширении его функций. Пленных варваров не превращали в рабов, а в качестве колонов оставляли в особых пограничных поселениях. М. А. обучался у Фронтона и Герода Аттика риторике и со 146 начал проявлять интерес к философии. Он сделался одним из наиболее выдающихся представителей поздней, эклектич. Стой. Под влиянием учения Эпиктета ведущее место в его философ, рассуждениях заняла этика. Он призывал бескорыстно любить ближних и заниматься нравств. совершенствованием. Счастье достигается путем познания правящего миром естеств. закона и верой в его разумность. Человеч. разум божеств, происхождения, и поэтому все люди равны. Поскольку М. А. требовал, чтобы каждый исполнял свою роль на отвед. ему судьбой месте, он выступал в качестве апологета существующего строя. В отличие от философии др. Стой он отделял бога от природы, приближаясь к взглядам Платона. Во время войны на дунайской границе написан трактат «Наедине с собой» (греч. «Та els heauton»). Это сочинение долгое время пользовалось большой популярностью. Издана биография М. А. в «Historia Augusta», и имеются статуя в Античном собрании Государственных музеев в Берлине, бюст в Дрездене в Альбертинуме. Конная статуя М. А. (единственно сохранившаяся) стоит в Риме на сооруж. Микеланджело в 1537 постаменте на Капитолийском холме.

МАРКИОН

МАРКИОН - купец из М. Азии, основал в сер. 2 в. религиозную общину гностиков и проповедовал учение, получившее широкое распространение по всей Римской империи и противостоявшее официальной христианской доктрине. Он считал, что в мире происходит борьба между богом закона (неким творч. началом) и добрым богом, чье откровение представляет собой Новый завет, считал материальный мир греховным, отрицал Ветхий завет и полагал, что иудеи якобы сознательно исказили послания апостола Павла и Евангелие от Луки.

МАРКОМАНЫ

МАРКОМАНЫ - герм, племя, относящееся к свевам и в 1 в. до н. э. осевшее в районе Майна. В 58 до н. э. М. сражались в войсках союза племен, возглавлявшегося Ариовистом. Рим. войска под командованием Друза нанесли М. поражение, после чего они переселились на терр. совр. Чехии, покинутую кельт, племенем бойев. Там они заняли господствующее положение в созданном их царем Марободом могуществ. объединении племен, в которое входили также квады, лангобарды, семноны и гермундуры. Однако союз оказался непрочным, поскольку его усилению оказывала сопротивление племенная знать. Войны в 17 с херусками, возглавлявшимися Арминием, и свержение в 19 Маробода привели к прекращению гегемонии М., которые оказались в зависимости от римлян. Зависимое положение от Рима прекратилось вследствие начавшихся при правившем в 166 - 180 императоре Марке Аврелии опустошительных Маркоманских войн, в ходе которых М. дошли до Верхн. Италии. Отдельные эпизоды этих войн запечатлены на барельефах 30-метровой статуи Марка Аврелия в Риме. В 3 - 4 вв. М. неоднократно вторгались в Норик и Паннонию. Часть их осела в этих местах и в 6 в. вошла в созданный баварами союз племен.

Предыдущая страница Следующая страница