Словарь античности
Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МОД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МОД")

МЕТРОЛОГИЯ

МЕТРОЛОГИЯ - учение о мерах. В результате развития производства в условиях первобытнообщинногo строя и превращения обмена между отдельными общинами из случайного акта в регулярный обществ. процесс возникла необходимость создания условных мер, воспроизводящих единицу измерения. В Месопотамии ок. 2000 до н. э. для установления значения меры длины пользовались размерами ступни. Благодаря политич. и экономич. отношениям эти меры впоследствии стали известны в Египте, Финикии и других местах.

МЕТРОНОМ

МЕТРОНОМ (греч.), в Афинах коллегия должностных лиц из 10 человек (5 ведали рынками, 5-Пирейской гаванью).

МЕТРООН

МЕТРООН (греч.).

1. Древнее святилище Метер («матери богов»), в Афинах на зап. стороне Агоры, использовавшееся также как государств, архив.

2. Дорич. храм в Олимпии перед террасой, где находилась казна. При Августе перестроен для празднования культа императора.

МЕХАНИКА

МЕХАНИКА (греч.). В эпоху античности под М. понималось исключительно инженерное искусство, в первую очередь создание военных машин, подъемных механизмов, различных типов часов и самодвижущихся устройств. М. рассматривалась как составная часть единой «науки о природе». Развитие техники в Греции, а затем и в эллинистич. государствах происходило на основе сведений по М., накопл. в эпоху более др. цивилизаций (Месопотамия, Египет). Были разработаны такие положения, как принципы рычага, весов, наклонной плоскости и клина. Архиту из Тарента приписывается изобретение шкива и винта. Ряд понятий М. - трение, движение, тяжесть - на нач. стадии разрабатывали представители натурфилософии. Более подробно проблемой движения занимался Платон. Он дал объяснение причин движения и в определ. степени предвосхитил идею гравитации. Аристотель, опираясь на ряд положений Платона, приспособил их к своей философской системе и в книгах «Auscultationes physicae» («Физика») и «De caelo» («О небе») создал фундаментальное учение о механич. движении. Его учение - предвестник теорий Галилея и Ньютона, которые сформулировали осн. законы динамики и доказали ошибочность воззрений Аристотеля по динамике. Следуя Платону, Аристотель полагал, что существуют естеств. и вынужд. формы движения. Всякое движение может совершаться только по кругу или по прямой линии или частично по кругу, частично по прямой линии. Небесные тела вращаются вокруг центра космоса-Земли, имеющей форму шара. Движение по кругу - наиболее соверш. из всех возможных. По прямой происходит движение от периферии к центру (вниз) и от центра к периферии космоса (вверх). Вниз стремятся двигаться тяжелые вещи (например, Земля), а вверх - легкие (например, огонь); по кругу движутся вещества, которые не обладают ни тяжестью, ни легкостью (эфир). Исходя из этих предположений, Аристотель развил свое учение о гравитации, которую он объяснял стремлением элементов к своему естеств. месту в космосе. Он считал, что космос постоянно заполнен материальными телами, и отвергал возможность существования пустого пространства, поэтому ошибочно предполагал, что скорость свободного падения тел зависит от их массы. Его опроверг Галилей, экспериментально открывший закономерности падения тел в пустоте. Проблема вынужд. перемещения побудила Аристотеля заняться понятием силы. Он опирался на широко распростран. в эпоху античности положение о том, что тела приводятся в движение в силу к.-л. причин. Поэтому вынужд. движение происходит под воздействием толчка или шага. Если действие внешней силы прекращается или перестает передаваться через окружающую среду, то тело останавливается или начинает перемещаться естеств. путем. Так была создана Аристотелем теория толчка. На основе своих представлений о движении тел по кругу Аристотель разработал теорию рычага, установил принцип параллелограмма и тем самым определил принцип действия механич. устройств. Архимед из Сиракуз не только математич. путем вывел ряд осн. законов статики и гидростатики, но и как создатель подъемных блоков, т. н. архимедова винта и различных военных машин, внес значительный вклад в развитие техники. В сочинении «Учение о методе», обнаруж. только в 1906, говорится, что целью проделанного математич. анализа было исследование механич. движения. Т. о., Архимеда следует считать основателем математич. механики. В другом трактате, «De aequiponderantibus» («О равновесии плоских фигур»), он, исходя из свойств круга, путем геометрич. вычислений обосновал теорию равновесия рычага и определил центры тяжести мн. таких фигур. В произведении «De iis quae vehuntur in aqua» («О плавающих телах»), посвящ. проблемам гидростатики, он сформулировал закон о равновесии и устойчивости погруж. в жидкость тела (закон Архимеда), разработал метод экспериментального определения плотности и установил условия равновесия плавающих в жидкости сегмента шара и сегмента параболоида. В сочинениях Герона Александрийского принцип работа простых машин - ворота, рычага, блока - объяснялся их поворотом вокруг собств. оси. Папп Александрийский первым ввел 5 механич. понятий: наклонная плоскость (винт), рычаг, клин, шкив, ворот (волна). А механизмы и устройства, приводимые в движение с помощью давления воздуха, воды или пара и созданные Ктесибием (водяные часы, впервые снабж. шестеренками и насосом с нагнетательными клапанами), Филоном из Византия (метательные машины) и Героном (механич. устройства для поднятия тяжестей, «эолипил» -прототип паровой турбины), представляли собой чисто технич. разработки без теоретич. осмысления и вследствие наличия дешевой рабочей силы (рабы) фактически не нашли применения в производств, процессе; только некоторые изобретения были использованы в военном деле и при проведении измерительных работ.

МЕЦЕНАТ

МЕЦЕНАТ - Г. Цильний (ум. в 8 до н. э.), богатый рим. всадник, выходец из знатного этрусскою рода, проживавшего в Арреции; не занимал государств, должностей, но как приближенный императора Августа, которому в свое время оказал поддержку в борьбе за единовластие, время от времени выполнял официальные поручения. В частности, сьирал положительную роль при заключении договоров с М. Антонием в Брундизии (40) и Таренте (37). В 31 30 замещал в Риме отбывшего на В. Окгавиана. Покровительствовал молодым поэтам (Вергилий, Гораций, Проперций) и поддерживал их материально. Стремился оказывать на них влияние и использовать их творчество для прославления Августа и созданной им политич. системы. Имя М. стало нарицательным, обозначавшим покровительство искусству и литературе. Художеств, уровень собсгв. произведений М. весьма невысок.

МЕЧ

МЕЧ - колющее и рубящее оружие из бронзы или железа, используемое греками и римлянами. Наряду с прямыми существовали также изогнутые М. Те и другие содержались в ножнах, которые крепились на перевязи, перекинутой через плечо, или на поясе. М. с зубцом для захвата оружия противника известен с кон. бронзового века. Одновременно появился двуручный М.; в железном веке имелись разнообразные его виды.

МИГДОНИЯ

МИГДОНИЯ (греч. Mygdonia), часть Македонии между р. Аксий (совр. Вардар) и Стримон (совр. Струма), в древности засел, фракийскими мигдонами. Другие мигдоны поселились на тepp. М. Азии (Фригия, Вифиния и другие).

МИДАС

МИДАС - 1. В греч. мифологии царь Фригии, известный своим богатством, подпоил Силена и насильно задержал eго, чтобы овладеть eiо знаниями. В награду за ею освобождение Дионис выполнил желание царя: все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Поскольку в золото стали превращаться также пища и питье, он избавился от волшебства, искупавшись в источнике Пактол (Лидия). С тех пор источник стал золотоносным. Аполлон наделил М. ослиными ушами (уши М.) за то, чю ют, будучи судьей на музыкальном состязании Аполлона, игравшего на кифаре, и Пана, игравшет о на флейте, признал последнего победителем. М. прятал уши под фригийской шапкой. Его брадобрей вырыл ямку в земле и прошептал туда: «У царя Мидаса длинные уши!» На этом месте вырос тростник, который прошелестел об этой тайне всему свету. Судейство М. на музыкальном состязании послужило сюжетом для мн. произведений живописи и музыки (картины Тинторетто, Пуссена, опера Р. Штрауса «Любовь Данаи»).

2. Фригийск. царь, сын Гордия, правил во 2-й иол. 8 в. до н. э., иогиб в войне с кимерийцами. Потомок М. (1).

МИДЯНЕ

МИДЯНЕ - индоевроп. народность, осн. занятием которой было скотоводство. Они завоевали ряд зап. областей Иранского наторья и дали им историч. назв. Мидия; начиная с 9 в. до н. э. упоминаются в ассирийских клинописных текстах. Геродот сообщает сведения о возникновении мидийской державы и расширении ее терр. вплоть до р. Галис в Анатолии. Лишь поражение в битве с лидийцами в 585 до н. э. положило конец этой экспансии. В сер. 6 в. до н. э. М. были покорены родств. им по происхождению и языку персами.

МИЗЕНУМ

МИЗЕНУМ (совр. деревня Мизено), местность в предгорьях Апеннин на кампанийском побережье, соедин. перешейком с Флегрейскими полями. Названа якобы в честь похорон, здесь трубача Энея Мизена. В рим. период античного времени считалось популярным местом отдыха (сохранились остатки виллы Мария; позднее ее владельцами были Лукулл и император Тиберий). При Августе под руководством Агриппы здесь была создана мощная мор. база (1-я база флота Тирренскою м.; остатки огромного водохранилища). Наибольшую известность как командующий приобрел Плиний Старший; когда-то цветущий М. был в 890 разрушен арабами.

МИЗИЯ

МИЗИЯ - местность в зап. части М. Азии, в сев.-зап. части заселена эолийцами; считалась владением мифич. героя Телефа, якобы (с 283 до н. э.) родоначальника Атгалидов; в 133 захвачена римлянами, в 129 до н. э. стала частью рим. пров. Азия. По мнению некоторых исследователей, среди предков этрусков были выходцы из М.

МИКАЛЕ

МИКАЛЕ (совр. Самсун-Даги), мыс в сев. части Милетской бухты в устье р. Меандр, на нем был воздвигнут Панионион храм Посейдона, считавшийся свящ. месгом для всех ионийцев. В 479 до н. э. высадившийся с греч. флота десант во главе со спартанским царем Леотихидом захватил созданный персами ок. М. укрепл. лагерь и уничтожил вытащ. на берег корабли.

МИКЕЛАНДЖЕЛО

МИКЕЛАНДЖЕЛО - Буонарогти (Michelangelo Buonarotti) (1475-1564). Флорентийское Возрождение в значительной степени способствовало увлечению М. памятниками античности; будучи учеником живописца, он снимал копии с античной скульптуры. Ею творения, воплотившие чувство формы античных мастеров и ботатство их идей, как бы завершают эпоху Ренессанса и подготавливают почву для барокко. При строительстве собора св. Петра М. сохранил план рим. архитекторов, но добился преобладания пространства средокрестия над остальными частями. Набрасывая ансамбль Капитолия, он ориентировался на план Рим. форума. В его рельефе «Битва кентавров» (Флоренция) ощущается влияние античных образцов. По статуям «Вакх», «Давид», скульптурным портретам мадонны можно судить о том, как античные скульпторы представляли себе человеч. тело. Сильные юношеские тела в различных позах изображены на алтарной стене Сикстинской капеллы (Рим). М. приналежит к тем немногим художникам, которые смогли понять сущность античной эпохи и творчески использовать приемы рожденного ею искусства.

МИКЕНОЛОГИЯ

МИКЕНОЛОГИЯ - сравнительно недавно возникшая отрасль историч. науки о древности, предметом которой является изучение крито-микенской культуры. Основателем М., представляющей синтез археологии, филологии и истории, считается Г. Шлиман.

МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА

МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура материковой Греции и островов Эгейского м. (эгейская культура) в эпоху развитого бронзового века (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), названная также культурой позднеэлладского периода. Назв. происходит от ее центра Микены (Пелопоннес). Наряду с городами, характеризовавшимися высоким уровнем ремесл. производства и роскошными строениями (Микены, Тиринф, Пилос), существовали небольшие поселения, которые не пострадали во время переселения дорийцев и подчинились им.

МИКЕНСКИЙ ЯЗЫК

МИКЕНСКИЙ ЯЗЫК - язык, на котором линейным письмом Б сделаны надписи на глиняных табличках, керамич. изделиях и печатях, найденных как на Крите, так и на терр. материковой Греции (сделаны в 15 - 13 вв. до н. э.)

МИКЕНЫ

МИКЕНЫ - крепость и город в сев. части Арголиды (Пелопоннес), во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. один из центров культуры, получившей назв. микенской; примерно в 12 до н. э. разрушены во время дорийского переселения. Сохранились развалины дворца на холме (с мегароном) и крепостные сооружения с Львиными воротами, воздвигнутые в 14-13 вв. до н. э., а также др. шахтовые гробницы, располож. внутри акрополя и за его пределами; на подступах к холму найдены значительное количество купольных гробниц (наиболее примечательная т. н. Сокровищница А грея) и камерных гробниц, а также дома ремесленников. Первые раскопки в 1876 произвел Г. Шлиман, который обнаружил в шахтовых гробницах золотые изделия и тем самым подтвердил славу «златообильных М.». В нач. 50-х гг. 19 в. открыты новые гробницы и дома; особый интерес представляют найденные в 1952 глиняные таблички с надписями линейным письмом Б. Рост могущества М. нашел отражение в греч. мифологии. Начиная с первых лит. памятников (Гомер), действие мн. легенд и мифов разыгрывается или в Арголиде, или прямо в самих М. (Акрисий - Персей - Эврисфей; Атрей - Агамемнон).

МИКОН

МИКОН - выдающийся греч. живописец, работавший в Афинах во 2-й четв. 5 в. до н. э. Вместе с Полигнотом создал росписи в храмах Тесейон («Тесей на дне моря»), Анакейон («Возвращение аргонавтов») и Стоя Пойкиле («Битва греков с амазонками»).

МИКОНОС

МИКОНОС - остров Кикладского архипелага северостровосточнее о. Делос. В античную эпоху его жители часто служили объектом насмешек из-за невежества и скупости.

МИКРОКОСМОС

МИКРОКОСМОС (греч. малый мир), представление о человеке как воспроизведении универсума. Поэтому изучение природы человека дает возможность понять законы Вселенной - макрокосмоса. Представление об аналогии человека и мира, т. е. М. и макрокосмоса встречаются в античности у Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, стоиков и Плотина.

МИЛЕСИАКА

МИЛЕСИАКА (греч. «Милетские истории»), составл. Аристидом Милетским ок. 100 до н. э. сборник эротич. историй, пользовавшийся в античную эпоху большой популярностью. На лат. яз. переведен К. Сисенной (1 в. до н. э.). Текст перевода также не сохранился. На аналогичную тему писали Петроний, Апулей, Аристенет.

МИЛЕТ

МИЛЕТ (греч. Miletos), др. город на юго-зап. побережье М. Азии, в 11 в. до н. э. заселен греками, в 8 в. превратился в крупный полис, игравший значительную роль в мор. торговле (гавань, склады; посредник в торговых отношениях между европ. Грецией и странами Востока); развивались ремесла, сельское хозяйство (обработка шерсти, овцеводство), чеканка монет, письменность. Экономич. подъем М. обусловил бурную колонизаторскую активность его жителей (св. 80 милетских колоний), б. ч. их была основана в прол. и на побережье Черного м. (Абидос, Кардия, Синопа. Ольвия, Пантикапей). В период тирании Фрасибула (ок. 600) М. достиг вершины экономич. и культурного развития (материалистич. натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; логографы: Гекатей). М. возглавил восстание ионийских городов против перс, владычества и был в 494 сожжен персами. Восстановлен после победы греч. флота в битве при Микале (479). Во время Пелопоннесской войны М. сражался то на стороне Афин, то на стороне Спарты и неоднократно менял формы правления (демократия, олшархия). После заключения «царского» мира (387 до н. э.) М. вновь оказался под властью персов, в 377 попал в зависимость от правителя Карий Мавсола; в 334 до н. э. захвачен Александром Македонским. После занесения гавани песком значение М. как центра мор. торговли упало. В эпоху Римской империи (главным образом во 2 в. н. э.) вновь играл большую роль в торговых связях и культурной жизни. Свобода нравов портового города нашла отражение в непристойных историях, вошедших в сборник новелл под назв. «Милесиака». В ходе раскопок, произвел, нем. археологами (1899-1914), обнаружена часть города, построенная после разрушений 494 до н. э. М. представлял собой кварталы прямых, пересекающихся под прямым углом улиц. Судя по сохранившимся развалинам строений (храм, жилые дома, обществ, здания), большинство из них было возведено в эллинистич. и рим. эпохи; некоторые строения реставрированы и выставлены в архитектурных залах Античного собрания (Государственные музеи в Берлине).

Милет

рис. Милет после 450 до н. э.: 1 - южный рынок; 2 - западный рынок; 3 - гимнасий; 4 - стадион; 5 - булевтерий (здание городского управления); 6 - театр; 7 - храм Афины; 8 - храм Сараписа; 9 - нимфеум.

МИЛИЦИЯ

МИЛИЦИЯ (лат. militia-войско, греч. politikon strateuma - ополчение), ополчение в Др. Греции, которое в отличие от наемных армий монархич. государств Др. Востока представляло собой регулярную, но не постоянную армию; на его содержание государство выделяло средства лишь в течение определ. периода. Его собирали на время войны и после окончания военных действий распускали. Боевой подготовке отводилось немного времени в перерыве между войнами. Функции М. определялись ее ярко выраж. классовым характером. Она обеспечивала интересы господствующей верхушки греч. полисов, использовалась для подавления восстаний рабов и низших слоев населения, завоеваний. Имуществ. и социальное положение воинов, входивших в состав М., было неодинаковым. Рим. армия формировалась по аналогичному принципу вплоть до военной реформы Мария.

МИЛОН

МИЛОН - 1. из Кротона, знаменитый борец эпохи античности, одержавший многочисл. победы; в 532-516 до н. э. 6 раз побеждал на Олимпийских играх и 25 раз на других спортивных празднествах. О его необычайной силе сложено множество легенд.

2. Тит Анний (95-48 до н. э.), политич. деятель в Др. Риме, сторонник оптиматов, создал вооруж. отряды, разогнавшие отряды приверженца Цезаря Клодия Пульхра, убил Клодия, за что был привлечен к суду. Цицерон напрасно пытался добиться оправдательного приговора по его делу. Он был ириюворен к изгнанию и убит при попытке вернуться в Рим.

МИЛЫ

МИЛЫ - назв. полуострова и города в районе сев. побережья Сицилии. Его основали в 716 до н. э. выходцы из греч. колонии Мессана. Во время 1-й Пунической войны рим. флот под командованием Г. Дуилия разгромил около него карфагенскую эскадру, а в 36 до н. э. М. Агриппа - эскадру Секста Помпея.

МИЛЬТИАД

МИЛЬТИАД (Miltiades).

1. Сын Кипсела, афин. аристократ; ок. 560 до н. э. стал победителем Олимпийских игр в состязаниях колесниц. Пользуясь поддержкой Писистрата основал афинскую колонию на полуострове Херсонес (на зап. берегу Геллеспонта).

2. М. (ок. 550-489 до н. э.), отец Кимона, принадлежал к аристократич. роду Филаидов. Племянник М. (1.), после смерти своего брата Стесагора унаследовал его состояние. Позднее признал верховную власть перс, царя Дария I и принял участие в его походе на Скифию (512 до н. э.). Его предложение сломать плавучий мост через р. Истр (совр. Дунай) и тем самым обречь перс, армию на уничтожение не встретило поддержки большинства правителей остальных ионийских городов, охранявших по приказу Дария I мост. Ок. 512 захватил о. Лемнос и поселил на нем афинских колонистов (клерухов). После подавления восстания ионийских городов бежал от персов в Афины. Избранный в 490 до н. э. одним из стратегов, принял участие и стал фактич. руководителем афинского войска, нанесшего поражение персам в сражении при Марафоне. За неудачные военные действия против о. Парос (489) был приговорен судом в Афинах к уплате денежного штрафа в 50 талантов. Вскоре умер от ран. Во время археологич. раскопок в Олимпии (в 19 в.) был обнаружен шлем М., преподнес, им к торжеств, огкрытию Олимпийских игр.

МИЛЬТОН

МИЛЬТОН - Милтон (Milton) Джон (1608-1674), англ. поэт. Его ранние произведения-лирич. диптих «L'allegro1» («Жизнерадостный») и «11 Penseroso» («Задумчивый»), драматич. поэма «Комус» и элегия «Люсидас» - написаны в подражание античным образцам. В своем памфлете «Ареопагитика» (ареопаг - высший судебный орган в Афинах) защищал свободу печати. После установления республиканского строя М. занимал должность «латинского секретаря» О. Кромвеля и в своих памфлетах защищал англ. буржуазную революцию. Автор самого значительного произведения англ. эпич. поэзии - поэмы «Потерянный рай» (1667), по форме написанной в традициях Гомера и Вергилия. Для всего идейно-художеств. строя поэмы характерно сочетание пуританской идеологии с идеалами Возрождения и стремлением к классич. совершенству стиля. МИМ (лат. Mimus). возникший на о. Сицилия в эпоху античности вид представлений народного театра - короткие сценки из повседневной жизни. Первоначально М. представлял собой импровизацию на фривольную тему, разыгрываемую одним или двумя актерами без масок. Лит. форму придал М. сицилийский поэт Софрон; его прозаич. М. оказали влияние на М. Феокрита. Геронд писал М. хромым ямбом (мимиямбы). Сохранился написанный во 2 в. до н. э. М. «Жалоба девушки» неизвестного автора. В Риме к литературе М. относятся мимиямбы Матия (времена Суллы). В I в. М. постепенно оттеснил комедию и ателлану (Д. Лаберий, Публилий Сир). К эпохе Империи относится творчество мн. авторов М., известных только по имени.

МИМИКА

МИМИКА (греч. подражание), использование маски в античном театре не давало актерам возможности передавать физич. и душевное состояние героя выражением глаз или лица, исключение составляли исполнители мимов.

МИМИЯМБ

МИМИЯМБ (лат., греч.), короткие импровизированные бытовые сценки, разыгрываемые исполнителем из народа, написанные хромым ямбич. размером и основывающиеся на богатой мимике и бурной жестикуляции актера. Наиболее широко этот жанр представлен в творчестве Геронда и Г. Матия.

МИМНЕРМ

МИМНЕРМ - Колофоиский (лат. Mimnermus), греч. элегич. поэт (род. ок. 600 до н. э.), по имени своей возлюбленной - флейтистки назвал сборник элегий «Нанно». Их осн. тема размышления о том, как уходит светлая пора юности, унося с собой счастье и любовь, а на смену ей приходит старость с болезнями и заботами. У последующих поколений М. снискал репутацию зачинателя эротич. поэзии; от его стихотворений (некоторые на политич. тему) сохранились только фрагменты. М. оказал влияние на эллинистич. и рим. элегию.

МИНА

МИНА - первоначально денежная и счетностровесовая единица Др. Востока и античной Греции (афинская М. весила 436,6 г). Из одной М. серебра чеканили 100 драхм, 60 М. составляли 1 талант.

МИНДАЛЬНОЕ МАСЛО

МИНДАЛЬНОЕ МАСЛО - плоды миндаля использовались для приготовления ароматич. мазей; в пищу употреблялось редко.

МИНЕРАЛОГИЯ

МИНЕРАЛОГИЯ - Первый «Учебник по минералогии» («Peri lithon») написал ок. 295 до н. э. Теофраст. В последующих трактатах происхождение минеральных тел связывалось частично с «водой», частично с «почвой». Проблема состава минералов почти не затрагивалась, однако приводились данные опытов, свидетельствующие о стремлении доказать чисто эмпирич. путем возможности «вулканического» и «осадочного» происхождения минералов. Рим. авторы в сочинениях по М. в осн. давали подробную характеристику строительных камней и материалов (наждак, точильные камни, мрамор различных сортов). В эпоху античности медики, применявшие лекарств, препараты минерального происхождения, в своих трактатах сформулировали некоторые вплоть до наших дней сохранившие свое значение принципы точной классификации минералов по окраске, весу, кристаллич. структуре и т. д. В народе бытовали представления, зародившиеся, несомненно, в странах Др. Востока, согласно которым некоторые минералы и камни обладали особой «силой» и «достоинствами»; эти суеверия породили обширную «литературу о камнях».

МИНЕРВА

МИНЕРВА - рим. богиня искусств и талантов, покровительница ремесел, под опекой которой находились ремесленники, учителя, актеры и врачи (в греч. мифолог ии Афина). В 207 до н. э. была организована коллегия поэтов и актеров, получившая право собираться в храме М. на Авентине. Наряду с Юпитером и Юноной М. входила в капитолийскую гриаду, которой воздавались почести в храме на Капитолии. В произведениях искусства и литературы послеантичной эпохи М., как правило, отождествлялась с Афиной.

МИНИАТЮРА

МИНИАТЮРА (от лат. miniatus -киноварь), первоначально написанные в Ср.-век. рукописях красной краской инициалы и заставки, позднее фигурные и орнаментальные украшения рукописей и инкунабул (рисунки пером, применение золота и красок).

МИНИЙЦЫ

МИНИЙЦЫ - др.-греч. племя, во 2-м тыс. до н. э. владевшее г. Орхомен (Беотия); с домикенской и микенской эпох до нас дошли памятники их высокой культуры. Следуя Гомеру, греч. мифология отождествляла М. с аргонавтами.

МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА

МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА - названная по имени легендарного царя Миноса культура Крита, достигшая расцвета в 3-2-м тыс. до н. . э. Доказано, что начиная с 16 в. она оказывала сильное влияние на материковую Грецию, где в это время значительно усилились Микены (отсюда крито-микенская культура). Критское царство представляло собой мощную морскую державу с хорошо развитыми торговыми связями. Обнаружены следы широкого взаимодействия М. к. с культурами государств Передней Азии, главным образом с культурой Египта, но она смогла сохранить самостоятельный характер. Ярким свидетельством М. к. являются дворцы (например, в Кноссе), городские строения, великолепные керамич. изделия, резные печати, украшения и фрески. Раскопки, впервые произвел, в 1900, положили нач. изучению неизвестной до эгого цивилизации.

МИНОЙСКИЙ ЯЗЫК

МИНОЙСКИЙ ЯЗЫК (по имени легендарного царя Миноса); предполагается, что на этом языке, пока еще не расшифрованном линейном письме А, сделаны надписи на глиняных табличках, обнаруж. на Крите (и в других местах) и относящиеся к 1-й пол. 2-го тыс. до н. э.

МИНОС

МИНОС - в греч. мифологии могуществ., справедливый царь Крита и прилегающих островов; жил до Троянской войны, сын Зевса и Европы, супруг Пасифаи, отец Ариадны и Федры; выдающийся законодатель, приказал Дедалу построить лабиринт для Минотавра. Находившиеся от него в зависимости афиняне должны были ежегодно в качестве дани присылать на съедение Минотавру семерых юношей и девушек, до тех пор пока Тесей не избавил их от этого. В Аиде М. вместе с братьями Радамантом и Эаком стал вершить правосудие. В мифе о М., по имени которого др. Крит, культура была названа минойской, отразилось усиление критской гегемонии в Эгейском м., а также, видимо, зависимое положение Афин.

МИНОТАВР

МИНОТАВР (лат. Minotaurus - бык Миноса), в греч. мифологии чудовище - человекобык, рожден Пасифаей от быка. Ее супруг Минос приказал поместить М. в лабиринт. Убит Тесеем.

Минотавр

рис. Тесей и Минеиавр. Скульптурная группа из бронзы, обнаруженная в Афродисии, Малая Азия (Берлин, Государственные музеи).

МИНУСКУЛЫ

МИНУСКУЛЫ (от лат. minusculus - неск. меньший), написанные по четырехлинейной прописи маленькие буквы со знаками краткости и долготы. Минускульное письмо начало складываться в 4 в. н. э. Его совр. тип восходит к форме минускульного письма, применявшегося в каролингское время. Греч. М. возникли в 8-9 вв. н. э.

МИНУЦИЙ ФЕЛИКС

МИНУЦИЙ ФЕЛИКС (род. ок. 200), др.-рим. юрист, уроженец Сев. Африки, в стиле Цицерона написал трактат в защиту христианского вероучения. Его сочинение «Октавий» написано в форме диалога между язычником, последователем скептицизма, и христианином и заканчивается переходом язычника в христианскую веру. С целью воздействия на образованные слои общества М. Ф. выдвигал на передний план религиозно-философские черты христианства (монотеизм, вера в бессмертие души, нравств. совершенствование).

МИНЬ

МИНЬ (Migne) Жак-Поль (1800-1875), франц. издатель многотомного свода Ср.-век. литературы; в наст, время сохранила свое значение «Патрология» в 2 сериях (Париж, 184Ф 1866): «Греческая серия» в 161 т. и «Латинская серия» в 217 т., к которой с 1958 выпускаются дополнительные тома.

МИРМИДОНЯНЕ

МИРМИДОНЯНЕ - в мифологии фессалейское племя, во главе с Ахиллом участвовавшее в Троянской войне.

МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ

МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ - Греко-рим. ашичность дала два примера гюньнки расширения полшич. власти до пределов населенною мира - империя Александра Македонского, иреждеврем. смерть которого помешала полному осуществлению ею планов, и Римская империя, целью которой являлась романизация всей ойкумены. В данном случае этот сугубо географ. термин имеет политич. значение. В основе теологически ориентированных античных христианских картин мировой истории, как правило имевших целью доказательство преходящего характера совр. им Римской империи, нередко лежит членение истории на сменявшие друт друга М. и. Первичным источником всех подробно разработанных схем такот о рода были иудейская атюкалинтика и иудейско-эллинистич. историография.

МИРОН

МИРОН (Myron), др.-греч. скулыпор (5 в. до н. э.) род. в Элевтерах (Аттика); работал в бронзе. Умел подмечать кульминационные моменты в движении; создал ряд скулыпур для храмов в Афинах, Олимпии и Дельфах. Является создателем скульптуры, запечатлевшей бросок диска («Дискобол»), и группы «Афина и Марсий». Судя по вошедшим в «Палатинскую антологию» 30 эпиграммам, посвящ. созданной им статуе коровы, гтроизведения М. славились своей жизненностью.

МИРРА

МИРРА - 1. или Смирна, дочь мифич. царя Кинира; страстно влюбилась в своего отца, и тот, ни о чем не подозревая, разделил с ней ложе. Когда он хотел убить М., она превратилась в дерево, названное ее именем. Из миррового дерева родился Адонис.

2. смола, вытекающая при надрезании коры дерева рода Commiphora, произрастающего в Юж. Аравии. Со 2-го тыс. до н. э. в Египте и странах Др. Востока М. использовалась для ароматич. курения при религиозных обрядах, в домашнем обиходе - для изготовления благ овонных масел и мазей. Впоследствии лог обычай укоренился в Греции и Риме.

МИРТИЛ

МИРТИЛ (Myrsilos), мифич. возничий царя Писы Энома, поддался уговорам Пелопса, жениха дочери Энома Гиптгодамии, и подстроил смерть своего повелителя: заменил металлич. чеку па его колеснице на восковую. После эгог о Пелопс сбросил М. в море, и юг превратился в созвездие Возничего (Аурига).

МИРТОССКОЕ МОРЕ

МИРТОССКОЕ МОРЕ (греч. Myrtoon pelagos, шт. Myrtoum mare), часть Эгейского м. между Пелопоннесом и Кикладами.

МИССИОНЕРСТВО

МИССИОНЕРСТВО (от лат. missio поручение, посылка). Только при наличии универсальной мировой религии, не признающей других религиозных систем, могло возникнуть такое явление, как М. Поэтому хотя для мистериальных культов митраизма, манихейства, иудаизма было характерно стремление к распространению своего вероучения среди иноверцев, только в христианской религии была сформулирована четкая концепция М. Она восходит к апостолу Павлу, сумевшему отстоять свои взгляды в борьбе со сторонниками «иудеохристианства». М. в совр. понимании появилось только в 16 в. и было связано с деятельностью иезуитов. Мн. положения христианства в эпоху поздней античносги могли привлечь самые разные обществ, слои: признание равенства всех верующих, в т. ч. рабов и женщин, цельное религиозное мировоззрение, привлекательная для мн. идея искупительной миссии Иисуса Христа. Распространению этого вероучения по всей Римской империи с ее централизованной политико-административной структурой способствовали такие факторы, как латинизация местных языков, в значительной степени облегчившая общение между жителями провинций, налаженная система путей сообщения, наличие еврейских общин во всех крупных городах, наметившееся сглаживание культурных различий, проявившееся всеобщее стремление найти утешение в новой религии. Переход в христианство зачастую был сопряжен с немалым риском. Оно распространялось преим. среди низших слоев городского населения в М. Азии, Греции, Сирии, Сев. Африке, Египте и Италии. Насаждение христианства среди широких масс после объявления его единств, официальной религией путем прямого или косв. нажима со стороны государств. opганов привело к превращению христианской церкви в организацию, распространившую свое влияние на все сферы обществ, жизни.

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ (греч., лат. таинства), обряды эзотерич. религиозных обществ. Только посвященные (мисгы) имели право присутствовать при дроменах (ритуальных действиях). Из-за закрытого характера этих групп не сохранилось никаких сведений об их составе, а также о том, как совершались обряды. Считалось, что мисгам, прошедшим посвящение в М., гарантировалось нравств. очищение, духовное возрождение и блаженство в загробной жизни. М. включали такие обряды, как крещение и причащение (элемент культа Митры). Элевсинские М. в честь Деметры, вакхические М. во Фракии восходили, постровидимому, к др. празднествам плодородия, возникшим еще до эллинистич. эпохи, и оставались сугубо локальными культовыми действиями. Вост. мистерии (в честь Исиды, Аттиса и Кибелы, Митры, Адониса и Афродиты) или мистерии многочисл. гностич. религиозных сект получили широкое распространение во всех странах эллинистич. цивилизации. По всей видимости, социальное происхождение мист не принималось во внимание. Во время тгравления Юлиана Отступника для М. в последний раз наступил период расцвета. Христианская церковь беспощадно преследовала их, так же как это делали правители Римской республики. Вместе с тем мн. элементы мистерий стали неотьемлемой частью христианских (католич.) культовых действий.

МИТИЛЕНА

МИТИЛЕНА - гл. город о. Лесбос. Когда в 428 до н. э. была предпринята попытка выйти из состава Афинского морского союза, афиняне захватили М. и казнили тысячу участников мятежа. В области кулыуры (творчество Алкея, Сапфо) М. занимает одно из ведущих мест среди юродов Др. Греции.

МИТРА

МИТРА (перс, договор), божество, воплотившее идею верности и закона, культ котоpoгo получил широкое распространение в Др. Иране среди воинов. Его образ восходит к гл. богу Митре, считавшемуся прототипом правившего справедливо и законно др.-иран. царя. В результате реформы Заратустры М. потерял свое место рядом с Ахумараздой, но по мере усиления влияния синкретич. греч. философии пост егтенно вернул свое значение. В Римской империи М. посвящали мистерии. Его поклонниками считались императоры Нерон и Коммод. Культ М. получил широкое распространение во всей Римской империи. М. рассматривался как символ силы и мужества (убил быка - первое существо, созданное Ормуздом и считавшееся олицетворением зла). Заимствование гностич. идей и влияние иран. традиции повлекло за собой придание ему также статуса божества солнца, охранявшего закон, истину и требовавшего аскетизма и строгих моральных принципов. Поэтому в Риме в 307 его торжественно объявили «Sol invictus». Его днем рождения считалось 25 декабря. В борьбе с митраизмом, включавшим в себя такие элементы, как легенда о народившемся боге, причащение и веру в вознесение М. на небо, христианская церковь объявила день рождения этого божества днем рождества Христова. Подобно проповедникам всех остальных гностич. религий, основывающихся на искупительной жертве своего божества, жрецы культа М. также сулили мистам воскресение и бессмертие души.

МИТРИДАТ

МИТРИДАТ - Митрадат (перс, дар Митры), представители рода Аршакидов и правившей в государстве Понт династии.

1. M. I, в 337-302 до н. э. в период войн между диадохами основал царство в Косе, погиб в войне с Антигоном.

2. М. V Евергет (156-121 до н. э.), оказал Риму помощь в 3-й Пунической войне и при подавлении восстания Аристоника в Пергаме; в награду за это присоединил к своему царству Фригию, убит в Синопе.

3. М. VI Евпатор (р. в 132 в Синопе, погиб в 63 до н. э. в Пантикапее). По отцовской линии вел происхождение от Ахеменидов, был воспитан в духе традиций эллинистич. культуры. В ходе территориальной экспансии столкнулся в М. Азии с рим. интересами (завоевал Вифинию, Каппадокию, Пафлагонию, вступил в союз с царем Армении Тиграном II). М. вел с Римом три войны (в 89-84, 83 - 82, 74-64 до н. э.). В ходе 1-й войны М. захватил рим. пров. Азия, разграбил Афины, был разбит Суллой в битве при Херонее; во 2-й войне М. защищал свои осн. владения; в 3-й войне потерпел окончательное поражение, попытался найти убежище у своего сына Фарнака, а когда тот поднял против отца мятеж, приказал рабу убить себя.

МИФ

МИФ (греч.), форма обществ, сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастич. представления о природе, обществе и личности. В М. также находит отражение история познания человеком окружающего мира. Такого рода «познание» неразрывно связано с практикой. Так, мистич. акты воздействия на землю при обработке полей (священный брак, фесмофории и т. д.), ритуальные танцы и жертвоприношения перед охотой основывались на мифологич. представлениях о тогдашнем способе производства. М. дает объяснение многим ритуальным действиям людей (например, архаич. М. о Прометее, обманувшем Зевса во время жертв, ритуала, объясняет др.-греч. обычай приносить в жертву богам именно кости животных, а истоки совершаемого вавилонским царем во время празднеств по случаю Нового года символич. обряда мироздания - в М. о сотворении Мардуком земли и неба). В тогдашних условиях М. представлял собой узаконен, теоретич. и практич. способ освоения действительности. Специфика такого образного мышления -в очеловечивании природной среды. Природа и общество не отделены в нем друг от друга, т. к. все предметы окружающего мира наделяются человеч. мыслями, чувствами, желаниями. Сверхъестеств. существа, в том числе могуществ. боги, проявляют чисто человеч. качества, что делает их понятнее и создает иллюзию возможности повлиять на их поступки. Дождь, падающий с неба и оплодотворяющий землю, вызывал ассоциацию с половым актом и заставлял предполагать, что с помощью магич. действий можно повлиять на бога неба. Позднее приписываемые природным явлениям человеч. качества отделяются от них и принимают к.-л. конкретный образ. Так рождается образ Зевса, антропоморфного бога неба, проникающего к Данае в виде золотого дождя, и Деметры, одной из многих богинь - покровительниц земледелия. Сам факт раздельного существования земли и неба, благодаря чему вообще стала возможной жизнь на земле, трактуется в мифологич. аспекте и объясняется насильств. отделением их друг от друга. Уран соединен браком с Геей и потому прячет своих детей в ее чреве до тех пор, пока младший сын Кронос не оскопляет отца и тем самым не разделяет их. У данного М., как и у всех остальных, имеется своя социальная почва (распадение эндогамного коллектива на две экзогамные фратрии). Подобный М. встречается у различных народов. Это доказывает, что у них на аналогичных этапах социального развития происходили схожие обществ, процессы, получившие отражение в М. Поскольку в большинстве мифов речь идет о происхождении мира, они выполняют этиологич. функцию и тем самым как бы предвосхищают научную интерпретацию причинно-следств. связей. В понимании Гомера первоосновой всего сущего является океан, в представлении Фалеса - вода; в первом случае речь идет о мифологич., во втором - о рациональном понимании действительности. Еще одна особенность мифологии как системы мышления - конкретно-чувств. персонификация психич. особенностей человека. Эта персонификация рассматривается как некое самостоятельное существо. Все его мысли, чувства и желания кажутся волеизъявлением этого существа-сверхъестеств. создания, т. е. бога. Такой подход есть результат религиозного мышления создателя М. и отражает его стремление познать самого себя. Афродита олицетворяет такое сильное чувство, как любовь, и потому Елена, полюбив Париса, полагает, что это богиня завладела ею, т. к. она в состоянии аффекта уже не чувствует себя хозяйкой своей судьбы. Момент рационализации особенно ощущается у Еврипида, когда он под воздействием учения софистов выдвигает на первый план психологич. мотивы. В его понимании богиня трактуется как своего рода воплощение аффекта и рассматривается в неразрывной связи с психикой человека. Другие эмоции типа нейкос (сварливость) и фобос (страх) также предстают в виде конкретно-чувств. образов. Психика человека целиком подвластна богам. Все его свершения всего лишь результат «божественного дара»; если «дар» ниспослан Мнемосиной, он вспоминает; если же «дар» дают ему музы, на него находит вдохновение и он занимается художеств, творчеством. Так как мифологич. освоение действительности обусловливает возникновение идеи бога, М., религия и искусство сперва не были отделены друг от друга. Это объясняется тем, что, во-первых, последствием такой формы мышления неизбежно является олицетворение природных и социальных элементов в образах богов, а востровторых, она сама представляет собой способ понимания окружающего мира (М.). И если мифотворчество используется для обоснования религиозных церемоний - к.-л. специфич. обрядов (ритуалов) и культовых действий, - оно неизбежно становится элементом религии. Излишне спорить о том, кому отдать приоритет - М. или культу, ибо они, подобно теории и практике, развивались параллельно и влияли друг на друга. В Др. Риме преобладали культовые действия, в то время как мифотворчество др. греков дало такие же плодотворные результаты, как и происходившее на более высокой стадии развития обществ, сознания становление их философского мышления.

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ (от герч. mythos - повествование, сказание и logos - слово, учение).

1. Научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы (исследование источников, социальной почвы, смысла).

2. Сами эти мифы в их совокупности. Сюда относятся архаич. мифы, а также предания, сказки, легенды и т. д. Очень сложно выявить различия между ними, т. к. они в осн. представлены в смешанном виде и неоднократно подвергались модификации. Сказки, видимо, следует рассматривать как повествовательные произведения с установкой на откров. вымысел, когда логика развития событий, законы природы и конкретные историч. обстоятельства не играют существ, роли. Т. о., ошибочно предполагать, что сказка представляет собой один из способов объяснения природных явлений или обществ, процессов. В сказании об Одиссее широко использованы сюжеты многочисл. сказок о мореплавателях. Мн. из них -истории об одноглазых великанах, швыряющих огромные камни, о Кирке и волшебном корне «моли», о сиренах - представлены также в сказочном фольклоре других народов. То же самое можно сказать о таких миф. образах и персонажах, как золотое руно и волшебница Медея. Сказание об Одиссее следует также отнести к категории мифов, имеющих преимущественно историч. основу. В них нашли отражение события, связанные с войнами, деятельностью выдающихся личностей (мифы о героях) и т. д. Поэтому несмотря на обилие чисто сказочных мотивов, в основе сказания об Одиссее-главным образом историч. материал, относящийся к крито-микен. периоду. Цари ахейских царств - Геракл, Тесей, Агамемнон, Менелай - представлены в нем в образах героев, что, впрочем, позднее произошло также с такими историч. персонажами, как Дитрих Бернский (Теодорих Великий) и Зигфрид (Арминий?). В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нем образно, в виде фантастич. рассказов выражено стремление познать явления природы, обществ, отношения и человеч. натуру. Это позволило писателям использовать его для различного истолкования и творч. осмысления, и некоторые, особенно яркие миф. образы сохранили свое значение вплоть до нового времени (например, Прометей). Если миф теряет ряд своих свойств, он превращается в сказку. Но поскольку специфика как сказки, так и мифа обусловлена именно восприятием слушателей, очень трудно четко разграничить эти два вида художеств, эпоса. Сказка - это миф, утративший свое своеобразие, т. е. переставший быть отражением действительности в сознании людей. Миф же - это сказка, но пока еще обобщенно отражающая действительность в первобытном сознании. Аллегорич. истолкование мифов было попыткой сохранить М. как систему мышления на более поздней стадии развития человеч. сознания. В основе их ошибочное представление о том, что мифы - по сути своей иносказание (аллегория), но при этом они не только являются формой выражения к.-л. идей, но и обладают более глубоким смыслом. Стремление передать дух своей эпохи через мифологич. образы присуще главным образом произведениям Гомера и библейским сказаниям.

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ (греч. galaxias от gala - молоко). Происхождение назв. «М. п.» связано с греч. мифом о струе молока, брызнувшей на небо, когда Гера оторвала от груди младенца Геракла. Согласно другим версиям мифа, М. п. - это эклиптика, дорога богов или путь, по которому проходят души умерших. Рационалистич. предположения об истинном происхождении М. п. выдвигал еще Анаксагор. Развивая его положения, Демокрит высказал догадку, что М. п. - это рассеянный свет мн. звезд, который, несомненно, виден был бы по всему небу, но оказался малозаметным в солнечных лучах. Аристотель опроверг последнее утверждение и сформулировал правильную концепцию, учитывающую движение Земли и форму земной тени, но затем отказался от нее и высказал предположение, что М. п. - это скопление паров раскаленных небесных тел.

МНЕМОСИНА

МНЕМОСИНА (греч. воспоминание), дочь Урана и Геи, родила от Зевса в Пиэрии 9 муз.

МНЕСИКЛ

МНЕСИКЛ - др.-греч. архитектор 2-й пол. 5 в. до н. э., вместе с Иктином участвовал в сооружении Парфенона; постровидимому, наиболее значительный архитектор своей эпохи. Согласно Плутарху, построил парадные ворота Афинского акрополя - Пропилеи.

МОГОНЦИАК

МОГОНЦИАК (совр. Майнц), первоначально основанный в эпоху Августа рим. укрепл. лагерь) на левом берегу Рейна против впадения в него р. Майн на месте кельтского поселения. Использовался в качестве опорного пункта в войнах с герм, племенами. Во времена Диоклетиана легерь был ликвидирован, а возникшее вокруг него поселение городского типа получило статут муниципия и было окружено крепостной стеной. В 4 в. М. -столица пров. Германия 1. В нач. 5 в. М. был захвачен алеманнами. В наст, время здесь Центральный рим. - герм, музей, в котором хранится множество археологич. памятников.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ - в Греции и Риме мн. занимались проблемой М., изготавливаемой в ремесл. мастерских из дерева, воска, глины или гипса, именуемой «прототипом» или «копией» (simulacrum). Философы и грамматики использовали их для разработки канонов изобразительного искусства. Скульпторы и живописцы часто работали с неподвижной М. Во время триумфальных шествий с помощью М. демонстрировали всевозможные экзотич. редкости или изображали покоренные города. В эпоху Римской империи М. нашла применение в реставрационных работах. Тиберий приказал изготовить огромную искусств, голову, чтобы поместить в нее обнаруж. в М. Азии «зуб гиганта». По приказу Септимия Севера был изготовлен и выставлен в Амфитеатре скелет кита. Подвижную М. изготовляли гораздо реже, видимо, для физич. и медицинских опытов.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV