Словарь античности
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")

А

А - Буква А произошла от семито-финикийского знака, стоявшего в начале алфавита (заимствован греками между 12 и 9 вв. до н. э.). Служила для обозначения отсутствовавшего в греческом языке полугласного звука. Первоначально знак изображался в виде бычьей головы («бык» в семитских языках - «aleph», отсюда греческое «alpha»). Различные формы начертания А с др. времен до наших дней использованы Фрицем Кюном при оформлении парадной двери Берлинской государственной библиотеки (1966).

АБАК

АБАК (лат. abacus - доска)

1. Счетный инструмент (доска, стол), напоминающий современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, единицы меры и веса. Отдельные античные экземпляры сохранились до наших дней. Наибольшее распространение абак получил в период средневековья в Европе и Азии. Начиная с 19 в. абак вытесняется методом письменного счета с помощью индо-арабских цифр.

2. В греч. архитектурных ордерах - верхняя плита капители колонны.

Абак

рис. Римский ручной абак

АБАНТ

АБАНТ - или Абас (греч. Abas)

в греческой мифологии двенадцатый аргосский царь, дед Данаи. Считался героем-эпонимом племени абантов, жителей острова Эвбея.

АББРЕВИАТУРА

АББРЕВИАТУРА (лат. сокращение)

первоначально аббревиатура использовались в античных надписях, позднее получили распространение и в рукописях. С помощью так называемой суспензии, то есть используя начальные буквы слов, римляне сокращали сначала имена собственные (G. - Gaius, Q. - Quintus), а в дальнейшем и другие слова (cos. - consul, v. с. - vir clarissimus, «светлейший муж»). Повторение одной и той же буквы обозначало множественное число (coss. - consules, vv. cc. - viri clarissimi). Аналогичные аббревиатуры встречаются в греческих курсивных папирусах и надписях на монетах. Аббревиатуры использовались также для сокращения единиц меры и веса. Римские юристы так часто прибегали к суспензии, что были составлены своды сокращений (Notae iuris), которые дошли впоследствии до средневековья. Метод контрактуры, то есть сокращение слова с помощью его начальных букв и окончания, греки использовали вначале для сокращения написания так называемой Nomina sacra («священных имен»), нaпpимер ths - theos («бог»). Римляне заимствовали эту систему и применяли ее и для обозначения обычных понятий (frs - fratres, брат; gra - gratia, благодарность). Условное обозначение сокращения, черта над аббревиатурой, сменила примерно в 3 в. н. э. обычную ранее точку. Аббревиатуры были заимствованы также и из скорописи, например - «esse» («быть»), - «est» («есть»). Уже в позднем римском курсиве использовались почти все виды аббревиатуры. В средние века аббревиатура получили дальнейшее распространение, в особенности в юридических, медицинских и богословских текстах.

АБДЕРА

АБДЕРА (лат. Abdera)

приморский город во Фракии. Основан ионийцами в 650 году до н. э., однако вскоре был разрушен и заново восстановлен около 54З года. В 478 - 411 входил в состав Афинского морского союза. Абдера являлась родиной философов Демокрита и Протагора, тем не менее абдериты пользовались у греков славой наивных простаков. Немецкий писатель Кристоф Мартин Виланд в романе «История абдеритов» (1774) высмеивает мещанскую ограниченность своих провинциальных современников.

АБЕЛЯР

АБЕЛЯР - Пьер (1079 - 1142)

философ-схоласт и богослов. С 1113 преподаватель теологии в Париже. Основоположник диалектической схоластики. Основной труд - книга «Да и нет» («Sic et non»), показывающая противоречивость суждений церковных авторитетов. Как приверженец рационалистического направления стремился обосновать церковные догматы на основе разума; утверждал необходимость изучения наследия прошлого, в первую очередь в области философии (особенно Аристотеля и Платона). Абеляр - автор многих богословских и философских произведений, гимнов, стихотворений, а также вымышленной переписки с Элоизой. Их персонажи - известные античные философы, отцы церкви и христианские поэты.

АБЕНДЛАНД

АБЕНДЛАНД (Запад, западные страны)

начиная с 16 в. обозначение страны, расположенной к Западу первоначально от говорящего, а позднее от Рима. С конца 18 в. собирательное название для средневековой католической и вообще христианской Европы. В 19 - 20 вв. понятие Абендланд легло в основу теории, согласно которой Абендланд (или Европа), восточная граница которой обозначалась, как правило, произвольно, является неким «сообществом народов», которые культивировали свой автохонный (т. е. западный) образ жизни. Идеология Абендланда часто используется для тенденциозного оправдания реакционных политических систем, отстаивающих «западную цивилизацию».

АБИДОС

АБИДОС (лат. Abydus)

с 7 в. до н. э. торговая колония Милета и опорный пункт в самом узком месте Геллеспонта. В 411 до н. э. при Абидосе афиняне одержали победу над спартанцами. Абидос использовался как плацдарм для войск Александра Македонского во время его похода в Азию (334 до н. э.). Позднее - место переправы крестоносцев. Упоминается в легенде о Геро и Леандре.

АБИССИНИЯ

АБИССИНИЯ - латинизированное арабское название Эфиопии (арабский Габеш) в современном значении.

АБЛЯТИВ

АБЛЯТИВ (лат. ablativus - отнятие)

сложный падеж в латинском языке, образованный путем совмещения аблятива (в своем основном значении), творительного (инструменталиса) и местного падежа (локатива). Служит для обозначения, отделения места, времени, происхождения, а также средства, цели или причины.

АБРАКСАС

АБРАКСАС - гностическое божество. Название гемм позднего древнего периода с изображением Абраксаса в виде мифического существа с человеческим телом, петушиной головой и змеями вместо ног. Рядом с изображением Абраксаса располагался ряд букв, несших определенное значение, часть которых составляла слово «Абраксас». В балете немецкого композитора Вернера фон Эгка по мотивам мифа об Абраксаса темы Абраксаса и Фауста переплетаются.

АВАРИК

АВАРИК (совр. Бурже), главный город битуригов, куда они вынуждены были отступить после сражения с римлянами, предав предварительно огню свои прежние поселения. Римляне овладели Авариком в 52 до н. э. и уничтожили все 40 тыс. кельтов, собравшихся там.

АВАРЫ

АВАРЫ - кочевой народ тюркского происхождения, вторгшийся позднее 550 в пределы Югостровост. Азии и Центральной Европы. Принятые Юстинианом, они пошли против дунайских славян, угрожавших Римской империи, покорили их и основали в Паннонии свое царство. Одновременно авары вели войну против византийцев и франков, находившихся под властью династии Меровингов. Потерпев поражение, Византия была вынуждена платить аварам дань. После поражения при Константинополе в 626 авары утратили свое могущество. Царство аваров было завоевано и уничтожено Карлом Великим. Однако сам народ аваров не прекратил существования. Авары славились высокоразвитым производством металлических изделий.

АВГА

АВГА - в греч. мифологии дочь аркадского царя Алея, жрица Афины. Став возлюбленной Геракла, родила сына Телефа. Ее судьба воспроизведена на фризе Телефа на пергамском алтаре.

АВГИЙ

АВГИЙ - в греч. мифологии элидский царь, владевший несколькими тыс. голов скота, хлев которого не очищался десятки лет. Геракл очистил Авгиевы конюшни за один день, перегородив плотиной реку Алфей и направив ее воды на скотный двор. Этим Геракл совершил 7-й из 12 подвигов, возложенных на него царем Эврисфеем.

АВГУРЫ

АВГУРЫ - рим. жрецы, ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия, они улавливали поданные божеством знаки и их толковали. С течением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферными явлениями (громом, молнией, зарницей и т. д.), полетом и голосами птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими зверями, отголосками звуков и пр. Особое значение придавалось гаданию по полету птиц (ауспиция). Облеченные властью рим. государственные деятели должны были прибегнуть к ауспиции перед каждым крупным политическим или военным актом (выборами, битвами и т. д.), который совершался только при благополучном исходе гадания. Коллегия авгуров существовала вплоть до эпохи Империи. С течением времени гадание авгуров превратилось в формальную процедуру. Согласно Цицерону, в его время авгуры не могли без улыбки смотреть друг на друга при совершении гаданий, ибо не верили в них. Отсюда происхождение выражения «улыбка авгуров».

АВГУСТ

АВГУСТ (лат. возвеличенный), (род. 2З. 09. 63 до н. э. в Риме, ум. 19. 08. 14 н. э. в Ноле), сын Г. Октавия и Атии, дочери сестры Цезаря, Юлии; внучатый племянник Гая Юлия Цезаря. До 44 до н. э. носил имя Гай Октавий, с 44, после усыновления двоюродным дедом, Гай Юлий Цезарь, с 27 до н. э. император Цезарь Август. Август сопровождал Цезаря во время походов в Испанию, был награжден орденами, жалован званием патриция и различными жреческими должностями. После смерти Цезаря, назначеный наследником по его завещанию, Август начал борьбу с Антонием, с которым, однако, после победы при Мутине и похода на Рим вместе с Лепидом 27. 11. 43 заключил второй триумвират. После кровавой расправы над политич. противниками посредством проскрипций (в числе погибших был и Цицерон), триумвирам удалось в 42 одержать победу над войсками убийц Цезаря Брута и Кассия. При разделе Империи, согласно заключенного в Брундизиуме (совр. Бриндизи) договору, Август получил западную часть государства, Антоний - восточную, Лепид - африканские провинции. В 37 триумвират был продлен на пять лет. В 36 при Миле и Навлохе была одержана победа над Секстом Помпеем, сыном знаменитого Помпея. После отстранения от власти Лепида Август начал ожесточенную борьбу против Антония. Он был лишен всех должностей и званий, а его союзнице, египетской царице Клеопатре, объявлена война. После победы в морском сражении при Акции в 31 Август стал единоличным рим. властителем. Вернувшись в Рим, в честь завершения войны приказал закрыть в 29 году храм Януса. В январе 27 до н. э. состоялись заседания сената, на которых были рассмотрены вопросы о положении наследника Цезаря и дальнейшем развитии Римской империи. 13 января тридцатипятилетнему Августу сенатом была передана сроком на десять лет проконсульская власть во всех провинциях, нуждающихся в военной защите. Провинции были разделены на сенатские и императорские. В последних были сконцентрированы основные рим. войска. Тем самым Август получил в командование большую часть рим. армии. 16 января его удостоили почетным титулом Августа. В июле 27 до н. э. Августу была пожизненно передана власть трибуна; его проконсульская власть была распространена на Рим, и ему были подчинены провинциальные наместники. Таким образом, была создана государственно-правовая основа первого принцепса и всех его преемников, опиравшаяся на два столпа: империизм (с 19 до н. э.) и трибунскую власть. Власть императора поддерживалась создаваемым авторитетом и рядом исполняемых им сакральных функций. Как «сын причисленного к лику богов Цезаря», Август обожествлялся в народе, что в дальнейшем привело к возникновению культа императора. Он также являлся Верховным жрецом (Pontifex maximus) и Отцом отечества (Pater patriae). Во внешней политике деятельность Августа, направленная на укрепление рим. могущества при отказе от новых завоеваний, была отмечена как удачами, так и поражениями. Пиренейский полуостров и Галлия прочно вошли в рим. провинциальную систему, была укреплена граница по Рейну (завоеванию Германии положила конец битва в Тевтобургском лесу), северная граница Италии была укреплена покорением альпийских народов и завоеванием Паннонии. Там, где римляне не основывали новые провинции, их влияние гарантировалось клиентельными государствами (например, Норик, Мёзия, Фракия), которые существовали также и в Малой Азии (Армения, Каппадокия, Коммагена). Как большой успех рим. дипломатии расценивалось возвращение в 20 до н. э. взятых парфянами в 53 до н. э. в качестве трофея в битве при Каррах рим. военных знаков.

В области внутренней политики большое значение имели обновление состава сената, всеобъемлющие реформы (организация служебного, оплачиваемого аппарата, состоявшего из сенаторов, всадников и вольноотпущенников). Эти реформы улучшили финансовое положение в империи, в первую очередь ее провинций, и оказали благотворное влияние на установление порядка в Риме (строительство, пожарная служба и полиция, снабжение зерном и др.); было создано постоянное оплачиваемое войско. Нововведения затронули законодательство и право. Весьма сомнительно, однако, что принятые законы о браке и роскоши имели много сторонников. Успешное проведение внутренней и внешней политики было невозможным без привлечения знающих свое дело помощников и умных советников, среди которых выделялись Агриппа и Меценат. Их влиянием объясняется общеизвестный расцвет искусства и науки при Августе. Императора и его время прославляли в своих произведениях Гораций, Проперций и Вергилий; Ливий написал рим. историю; ученый Гигин стал главой основанной на Палатинском холме библиотеки. В Риме были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения: иператорский дворец и форум, солнечные часы, алтарь Мира Августа, мавзолей на Марсовом поле и другие. Построенные в Италии и провинциях дороги, водопроводы, храмы, библиотеки, дома собраний и школы наряду с основанием новых городов и расширением гражданских нрав способствовали распространению рим. культуры и цивилизации. Умер Август 19. 08. 14 в Ноле. Месяц его смерти был назван «августом». Одна из самых сложных проблем - выбор преемника - была решена Августом за десять лет до кончины. В 4 году им был усыновлен Тиберий Клавдий Нерон, сын его третьей жены Ливии от ее первого брака. Тиберий сменил Августа на престоле и получил имя императора Тиберия (Тиберий Цезарь Август). После Августа остался статистический очерк Римской империи и перечень его деяний под названием «Res Gestae Divi Augusti». Были найдены фрагменты нескольких копий этого труда, наиболее ценным среди них является «Monumentum Аnсуranum». Биография Августа была написана Светонием. Из сохранившихся изображений Августа наиболее известна найденная в императорской вилле севернее Рима т. н. статуя из Примапорта, хранящаяся в настоящее время в Ватикане.

АВГУСТА

АВГУСТА (лат. величественная).

1. В эпоху Империи сакральный титул жен рим. императоров: сначала Ливии, вдовы Августа, названной так согласно его завещанию, со времен Домициана - всех жен находившихся у власти императоров.

2. Название многих городов и колоний. Наиболее известными из них являются A. Emerita (Мерида), A. Praetoria (Аоста), А. Rauracorum (Кайзераугст возле Базеля), A. Suesiconum (Суасон), A. Taurinorum (Турин), A. Treverorum (Трир), A. Turonum (Тур) и A. Vindelicum (Аугсбург).

АВГУСТА ТРАЯНА

АВГУСТА ТРАЯНА (совр. Стара-Загора в Болгарии). Город был основан Филиппом II при завоевании Фракии и назван сначала Берое. Позднее как важный транспортный узловой пункт был восстановлен и расширен Траяном. С 4 в. А. Т. являлась резиденцией епископа. В отдельных районах города были произведены раскопки, выявившие, в частности, др. форум.

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (род. в 354 в Тагасте, ум. 28. 08. 430 в Гиппоне, Нумидия); сын языч. городского магистрата и христианки Моники. Юношей А. изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В течение мн. лет являлся сторонником манихейства, затем на короткий период отдал предпочтение скептикам, позднее исповедовал неоплатонизм. Глубокое влияние, оказанное на А. епископом Амвросием, в учении которого слились христианство и неоплатонизм, побудило его в Милане к принятию христианства (387). Он начинает вести аскетич. жизнь. В 395 А. стал епископом в Гиппоне, недалеко от Карфагена. Из его многочисл. лит. произведений, затрагивавших все сферы богословия, наиболее известны «Исповедь» (Соnfessiones) в 13 книгах; написанный в 397 - 401 автобиотрафич. труд, в котором А. глубоко и беспристрастно оценивает собств. жизн. путь, и «О граде божьем» (De civitate Dei) в 22 книгах, посвящ. событиям, связанным с завоеванием Рима Аларихом. В этом произведении А. полемизирует с язычниками, обвиняющими христианство в отказе почитать др. богов, в разрушении античного мира. Он выдвинул новую христианскую историч. концепцию, которая оказала на Ср.-век. зап. историографию огромное влияние, особенно разработкой теории этапов мирового развития через шесть возрастов. Связанные с богословскими и аскетич. принципами А. политич. и социальные идеи, содержащиеся в этом труде, сохранили свою силу на протяжении длительного времени. Наряду с экзегетич. и душеспасительными произведениями, проповедями, письмами и стихотворениями заслуживают внимания сочинения А., направл. против манихеев, Пелагия (проблема первородного греха) и донатистов. Последних А. сначала мягко увещевал, но т. к. этим ничего не добился, то все более ужесточал меры воздействия. Взяв на вооружение библейские слова из Луки (14, 23) «Cogite intraге», склонил духовенство и светские власти к принятию суровых мер. А. был широко образованным человеком своего времени и блестящим стилистом. Ему удалось синтезировать все духовные системы своего времени - как античные, так и христианские - в одну универсальную систему, влияние которой на современников А. и последующие поколения трудно переоценить. Благодаря разработке учения о греховности, прощении и спасении (проблемы святости и проблемы зла) в связи с покаянием церкви теология А. оказала сильное влияние на средние века, в т. ч. на реформаторские идеи Мартина Лютера.

АВЕНТИНСКИЙ ХОЛМ

АВЕНТИНСКИЙ ХОЛМ - один из семи холмов, на которых расположен Рим; находится в юж. части города. Ок. 200 до н. э. с возведением названной по имени Сервия Туллия Сервианской стены А. х. оказался включ. в черту городских стен, при императоре Клавдии - в пределы померия. В 456 А. х. был предоставлен плебеям для заселения и считался весь античный период плебейским кварталом. При Августе А. х. с храмами и другими постройками образовал тринадцатый район Рима. В средние века холм превратился в уедин. возвышенность с неск. храмами и монастырями.

АВЕРНСКОЕ ОЗЕРО

АВЕРНСКОЕ ОЗЕРО - вулканич. происхождения, наибольшая глубина которого достигает 65 м, восточнее Кум в Кампании. Здесь, согласно мифу, Одиссей и Эней сошли в подземное царство Аида. Назв. оз. отождествлялось греками также с Aornos, т. е. «не имеющим птиц», т. к. считалось, что птицы умирают от испарений озера. При Августе на берегу А. о. был основан Portus Iulius и его соединили каналом с Лукринским оз.

АВЕРРОЭС

АВЕРРОЭС - Ибн Рушд (род. в 1126 в Кордове, ум. в 1198 в Марракеше, Марокко), занимал должность судьи в Севилье; врач и философ при дворе династии Альморавидов, ревностный поклонник Аристотеля. В своих трудах и большом философском сочинении (комментарии к трудам Аристотеля) отверг нападки богослова Газали и неоплатоника Авиценны на философию, отстаивая права разума в познании. А. выступал также против учений Галена и Птолемея в области физиологии и астрономии. Его комментарии к «Политике» Платона были составлены из-за отсутствия араб. перевода на основе краткого резюме этого произведения, сделанного Галеном. С точки зрения формы и содержания А. продолжал традицию Александра Афродизийского и Фемистия; в его творчестве преобладали материалистич. тенденции. А. был обвинен исламом в вероотступничестве. Лат. и др.-евр. переводы трудов А. легли в основу Ср.-век. аверроизма, развившего философские и религиозные концепции А.

АВИАН

АВИАН (ок. 400 н. э.) рим. автор эзоповых басен. Известны переводы А. на лат. яз. 42 басен (преим. Бабрия), очевидно с их прозаич. варианта, выполн. гекзаметром. Сборник этих басен был широко распростран. и часто применявшимся школьным учебником.

АВИДИЙ КАССИЙ

АВИДИЙ КАССИЙ - рим. полководец, происходил из сирийск. аристократич. рода в Киррестике. В 164 им была одержана победа над парфян, царем Вологесом III. В 172 А. подавил восстание в Египте. После получения сообщения о мнимой смерти Марка Аврелия в 175 А., являвшийся в то время наместником Сирии, провозгласил себя императором. Однако его правление вост. рим. пров. продолжалось неск. месяцев - он был убит своими солдатами.

АВИЕН

АВИЕН - Руфий Фест (4 в. н. э.), лат. поэт из этрусского г. Вольсинии (ныне Больсена); дважды был проконсулом Африки. А. прославился как поборник бережного отношения к языч. культурному наследию. До нас дошел его расшир. перевод гекзаметром сочинения Арата «Явления» («Phainomena»), свободная переработка также гекзаметром «Описания земли» («Descriptio orbis terra») Дионисия Периегета, описание берегов («Ora maritima») Средиземного, Черного и Каспийского морей, написанное гекзаметром и ямбич. стихами, из котоpoгo сохранилось более 700 фрагментов. В этом труде передаются др. сведения, собранные греками о Зап. Европе.

АВИЦЕННА

АВИЦЕННА - лат. форма от Ибн Сина (род. в 980 в Афшане возле Бухары, ум. в 1037 в Хамадане); влиятельный представитель ислам, рецепции античности. Его лат. переводы сыграли заметную роль в христианской схоластике. А. являлся придворным врачом и министром при перс. правителях. А. приписывается более 400 работ по всем известным тогда разделам научных и философских знаний. Например, «Канон врачебной науки», в котором он дидактически изложил учение Галена, и философская энциклопедия «Книга исцеления», написанная в духе Аристотеля и посвящ. проблемам четырех наук: логики, физики, математики и метафизики. Мировоззрение А. базировалось на обоснованном аль-Фараби (870 - 950) синтезе идеи эманации со сферич. моделью строения мира Аристотеля и Птолемея. Связанное с ним учение о вечности мира находилось в противоречии с Кораном и Библией, но вера А. в бессмертие души отвечала требованиям церковного вероучения.

АВКСИЛИЯ

АВКСИЛИЯ (лат. auxilia), вспомогательные отряды рим. войск, вербовавшиеся главным образом из жителей пров. и соседних государств (например, криг. лучники и обслуга балеарских метательных машин), а затем конница и легковооруж. пехота. С периода правления Августа А., частично тяжеловооруж., являлась составной частью регулярного войска. В 4 в. А. представляла собой легковооруж., преим. галльско-герм. пехоту, структурно подраздел, на отряды численностью 500 человек.

АВЛИДА

АВЛИДА - греч. портовый город в Беотии, из которого, согласно мифу, отплыл флот греков в Трою. В историч. времена А. представлял собой небольшой насел, пункт со святилищем Артемиды.

АВЛОС

АВЛОС (греч. трубки), наиболее распростран. в греч. античности музыкальный инструмент, сравнимый скорее со свирелью или гобоем, чем с флейтой, как считали ранее. Исполнитель играл обычно одновременно на двух А. или двойном А. Последний состоял из двух цилиндрич. или слегка конич. Трубок (bombyx) и насадки (holmos) с двойным язычком. На верхней стороне инструмента располагались четыре клапана, пятое отверствие находилось внизу. Происхождение А., берущего свое начало с Ближнего Востока, связывали с именем мифич. фригийского музыканта и певца Олимпа. В Греции А. нашел распространение в оргиастич. музыке культа Диониса. А. обладал острым и резким звуком. Разновидностями А. являются мон-А. (поперечный А.) и плаги-А. (продольный А.). Сольное пение в сопровождении игры на А. называлось авлодией, самостоятельная игра на А. - авлетикой.

Авлос

рис. Силены, выжимающие виноградный сок под звуки авлоса (по афинской чернофигурной амфоре мастера Амасиса. ок 530 до н. э.)

АВРЕЛИАН

АВРЕЛИАН - Луций Домиций (род. 9. 09. 214, убит осенью 275), рим. император с 270. А. родом из Мизии в Иллирии, происходил из незнатной семьи, очевидно, из семьи колона. Вступив в рим. войско, А. при Клавдии II стал начальником конницы и после смерти императора был провозглашен солдатами дунайских легионов в Сирмии императором. Победы, одержанные над ютунгами, сарматами, вандалами и готами, позволили восстановить дунайские границы Империи. Однако А. был вынужден в 271 уступить готам пров. Дакию, б. ч. совр. Румынии. Вторжение алеманнов в Италию было остановлено в 271 у Павии. Для защиты от возможных нападений А. отдал распоряжение о строительстве дополнительных укреплений вокруг Рима и сохранившейся до наших дней т. н. Аврелиановой стены дл. 18,8 км. Покорением Пальмирского царства Зиновии в 272 - 273 и подчинением Галлии, узурпатор которой Тетрик в 274 сдался римлянам, А. удалось воссоединить с Империей почти все области и восстановить ее единство. За это А. был увенчан почетным титулом «Restitutor orbis». Для укрепления Империи А. провел денежную реформу и ввел культ ближневост. бога солнца (Sol invictus), который в 274 был провозглашен высшим государств, божеством. Правление А. подготовило начавшийся с правления Диоклетиана доминат как выражение неогранич. власти императора. А. первым официально именовался господином и богом (Dominus et Deus) и носил диадему. А. пал жертвой заговора во время похода против персов. Биография А. дана в Historia Augusta.

АВРЕЛИИ

АВРЕЛИИ - имя др.-рим. плебейского рода. Начиная с Эдикта Каракаллы (212 н. э.), самое распростран. родовое имя. Из числа носителей имени А. наиболее известны император Марк Аврелий и историограф Виктор Секст Аврелий.

АВРОРА

АВРОРА (лат. утренняя заря), рим. богиня утренней зари. У греков она называлась Эос.

АВСОНИЙ

АВСОНИЙ - Д. Магний (род. ок. 310 в Бурдигале (Бордо), ум. ок. 395). В нач. своей карьеры А. был учителем грамматики и риторики в родном городе. С 365 обучал наукам будущего императора Грациана. В 379 А. стал консулом. После убийства Грациана в 383 А. вернулся на родину. Поэтич. дарование А. высоко оценивалось современниками. Однако творчество А. более ценно с культурно-историч. точки зрения, чем с художеств. «Мозелла» А. описывает в эпич. форме мозельский пейзаж. Стихи, посвящ. алеманнской девушке Биссуле, свидетельствуют об умении А. выразить чувства поэтически. Другие его сочинения построены на игре различных поэтич. форм (technopaignien) или составлены из фрагментов различных стихотворений (centones). Например, «Cento nuptialis» - свадебное стихотворение из сочинений Вергилия. Некоторые стихи А. воплощают в поэтич. форму научные или историч. сведения. Важным свидетельством культурно-историч. развития Галлии является стихотворение A. «Commemoratio professorum BurdigalensiurrT, посвящ. учителям его родного города. В «Ordo nobilium urbium» он дает характеристику двадцати наиболее крупных городов Империи.

АВТАРКИЯ

АВТАРКИЯ (греч. autarkeia - достаточность), отсутствие потребностей и желаний, независимость, особенно от окружающих вещей и людей (у Сократа и Платона); способность к блаженству. Согласно киникам и б. ч. стоиков - отличительный признак мудреца; у Фукидида А. означала политич. и экономич. независимость страны от других государств.

АВТОБИОГРАФИЯ

АВТОБИОГРАФИЯ - В античной литературе всех эпох встречаются автобиографич. произведения в форме апологетик, медитаций или мемуаров (Гесиод, Платон, Ксенофонт, Арат Сикионский, Цицерон, Гораций, Марк Аврелий). «Исповедь» Августина явилась первой А., соответствующей совр. представлению об этом жанре.

АВТОЛИК

АВТОЛИК - в греч. мифологии сын Гермеса, отец Антиклеи, матери Одиссея. Прославился как искусный вор. А. обучил Геракла искусству борьбы.

АВТОМАТ

АВТОМАТ (греч.), у греков - устройства с «собственным заводом», преимущественно игрушки. После изобретения зубчатой передачи в 4 в. до н. э. изготовление А. в Греции достигает расцвета в 3 в. У рим. А. вызывали меньший интерес и не нашли новых областей применения, кроме как в качестве прибора для измерения пройд., пути. Для приведения А. в действие использовался песок или вода, например в А. «певчая птица», которая смолкала, как только сова устремляла на нее свой взгляд. Высшим достижением искусства изготовления А. являлся автоматич. театр, на сцене которого, согласно Герону, показывались 5 картин на сюжет мифа о Навплие. Использование А. в храмах для усиления воздействия на прихожан критиковалось уже аристотеликами, считавшими подобные действия неблаговидным обманом и профанацией «чудес».

Автомат

рис. Автомат. Поступающая в резервуар (1) вода выдавливает из него воздух через птичий клюв (2). При достижении определенного уровня вода через переливной клапан (3) выливается в ведро (4). Опускающееся под тяжестью воды ведро поворачивает укрепленную на оси сову (5) в сторону певчей птицы, которая при этом умолкает. Затем через переливной клапан (6) ведро опорожняется, противовес (7) разворачивает сову в первоначальное положение, и цикл снова повторяется.

АВТОНОМИЯ

АВТОНОМИЯ (от греч. сам и закон). К А. как политич. лозунгу обращались примерно с сер. 5 в. до н. э. все греч. города-государства. Хотя понятие А. включало полную государств, самостоятельность, при заключении союзов оно вынуждено было ограничиваться и получать различную интерпретацию. Огранич. А. предоставлялась греч. полисам в Римской империи. Осн. условием А. считалась территориальная неприкосновенность, право определения конституционной формы и заключение союзов, участие в решении жизненно важных вопросов (война, мир, договоры).

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas - основатель), не регламентировавшаяся в государств. - правовом порядке власть лица или группы лиц (например, императора, сената), обеспечивавшая их более высокое политич. положение по отношению к другим, в остальном равноправным лицам. А. стал одной из основ власти принцепсов. Совр. значение А. берет свое начало от лат. понятия.

АВТОХТОНЫ

АВТОХТОНЫ (греч. родящиеся из самой земли), коренные жители в противоположность переселенцам. Греки, в особенности афиняне, с особой гордостью называли себя в историч. времена А., забывая при этом, что их индоевроп. предки переселились когда-то в греч. области.

АГАВА

АГАВА - в греч. мифологии дочь Кадма и Гармонии, приверженка культа Диониса. А. в вакхич. неистовстве приняла своего сына Пенфея за зверя и растерзала его.

АГАЛЬМА

АГАЛЬМА (от греч. agallein - украшать), посвящ. к.-л. божеству предмет или жертв, дар, придававший божеству своей стоимостью или художеств, ценностью особый блеск: например, изделия и сосуды из металла или обожж. глины, картины, барельефы, малые и большие скульптуры. С 5 в. до н. э. А. непосредственно служила для изображения божества.

АГАМЕМНОН

АГАМЕМНОН - мифич. царь Микен, сын Атрея (поэтому называемый также Атридом) и Аэроны, брат Менелая. Когда Парис похитил Елену, сестру жены А. Клитемнестры и жену Менелая, А. встал в начавшейся по этой причине войне против Трои во главе греч. войска. Чтобы флот смог отплыть, ему пришлось принести в жертву свою дочь Ифигению. Во время Троянской войны он вынужден был вернуть свою наложницу Хрисеиду, взамен отнял у Ахилла его любимую пленницу Брисеиду, чем навлек его гнев. После покорения Трои А. возвратился домой с плененной царевной Кассандрой и был убит Клитемнестрой (согласно другой версии, ее любовником Эгисфом или обоими) во время трапезы (или купания). За убийство о та огомсшл ею сын Орест. Смерть А., центрального образа «Илиады» Гомера, нашла поэтич. воплощение в многочисл. трагедиях (Эсхил, Сенека, Альфьери, Гауптман).

АГАПЕ

АГАПЕ (греч. любовь), осн. понятие в христианской литературе. В противоположность эросу, т. е. страстной любви, А. имела значение деягельной одаряющей любви, а также употреблялась как специальный термин для обозначения вечерней трапезной любви у ранних христиан. А. устраивались для выражения и культивирования связывающей всех членов общины любви. В 1 в. н. э. А. носила характер общей трапезы в литургич. форме и была тесно связана с тайной вечерей. Во 2 в. А. превратилась в самостоятельный культовый обряд. В 343 - 344 Лаодикейский синод запретил проведение А. Прообразом А., по всей вероятности, был греч. эранос (товарищеский пир вскладчину), хотя он и не имел при этом благотворительной функции.

АГАСИЙ

АГАСИЙ - греч. ваятель из Эфеса (кон. 2 в. - нач. 1 в. до н. э.). Наиболее известное произведение А. «Боргезский боец» - статуя с надписью, изображающая воина в атакующей позе (Париж, Лувр). Скульптура носит черты позднеэллинистич. школы, которые проявляются в анатомич. точности лепки.

АГАТАРХИД

АГАТАРХИД - Книдский (примерные годы жизни с 200 по 120 до н. э.), географ, историк, философ-перипатетик при дворе Птолемеев в Александрии. Написал труды об Азии и Европе с историч. экскурсами в стиле новой «хорог рафической» географии, из которых до наших дней сохранились отдельные отрывки. Более полно дошел до нас его труд о «Красном море», т. е. Индийском ок.

АГАФИЙ

АГАФИЙ - по прозвищу Схоластик (род. в 536 в Меренах, М. Азия, ум. в 582). Визант. историк, поэт и адвокат. Сторонник Юстиниана. А. был преемником историч. исследований Прокопия и описал события с 552 по 558 (походы Нарсеса против готов, вандалов, франков и персов); его труд - единств, источник сведений о тех временах. А. являлся также автором эпиграмм, которые были написаны преим. на античные мотивы. Издал сборник своих эпиграмм.

АГАФОКЛ

АГАФОКЛ (лат. Agathocles) (360 - 289 до н. э.). Предводитель войска, составл. из наемников и искателей приключений. С 317-316 сиракузский тиран. Основал в 313, в период войны против карфагенян, Сицилийский союз городов, к которому при гегемонии Сиракуз принадлежали греч. города с сохранением внутр. автономии. В 311 - 310 А. в союзе с Этрурией направился с войском к берегам Африки и подошел к самому Карфагену. После многочисл. сражений с карфагенянами и победы над своими политич. противниками подчинил себе в 304 греч. часть Сицилии. Для поднятия политич. престижа женился на дочери Птолемея I, отдал свою дочь замуж за Пирра и короновал себя царем сицилийцев. А. планировал также подчинить себе и юж. часть Италии. Однако замыслы его были раскрыты, и он был отравлен. У А. не было сыновей, его преемников. Благодаря этому в Сиракузах было восстановлено, согласно завещанию А., демократич. правление.

АГАФОН

АГАФОН (род. ок. 447 до н. э. в Афинах, ум. ок. 405 в Пелле). Греч, трагик, состоятельный светский человек. В 411 прибыл в Пеллу, ко двору македонского царя Архелая. Как и Еврипид, А. был сторонником обновл. трагедии и оказал на гворч. становление Еврипида большое влияние. А. прибегал к чисто вымышл. сюжетам. Его хоровые песни не имели непосредств. связи с действием. Язык произведений А. приближается к дифирамбич. и своей пышностью и благозвучием свидетельствует о влиянии Горгия. Платон изобразил в своем «Пире» («Symposion») празднество, которым А. ознаменовал свою первую поэтич. победу в 416. А. является действующим лицом воспитательного романа «Агафон», написанного нем. писателем Кр. М. Виландом.

АГЕНОР

АГЕНОР - финикийский царь, отец Европы, Кадма и Феникса. Послал своих сыновей на поиски похищ. Зевсом Европы.

АГЕСАНДР

АГЕСАНДР - из Родоса (Hagesandros), ок. 25 до н. э., совместно с Полидором и Афинодором (его сыновьями?) создатель группы Лаокоона.

АГЕСИЛАЙ

АГЕСИЛАЙ - имя спартанских царей. А. II (444 ок. 361 до н. э.) взошел на царский престол в 399 до н. э., продолжатель державной политики Лисандра. Для укрепления гегемонии Спарты среди феч. государств и по отношению к Персии начал в 396 - 394 войну против персов. Со своим войском А. дошел до Сард и обеспечил автономию ионич. приморским городам. В 394 он одержал победу при Коронее (Коринфская война) над враждебным Спарте и финансируемым Персией союзом, в который входили Фивы, Афины, Коринф и Аргос. В дальнейшем А. добился роспуска враждебных Спарте союзов и заключения царского мира (387 - 386), который отдавал греч. города в М. Азии персам. Несмотря на поражение при Левктрах и Мантинее, А. продолжал борьбу против завоевывающих все большее влияние Фив. Друживший с А. Ксенофонт в своем произведении «Агесилай» изобразил его как образец правителя.

АГИА ТРИАДА

АГИА ТРИАДА (новогреч. Hagia Triada - святая троица), одна из резиденций критских царей близ Феста, на юж. побережье Крита. Сохранились развалины минойского дворца, значительные фрагменты настенных фресок. Дворец построен в 1-й пол. 16 в. до н. э., разрушен одновременно с Кноссом. Это позволяет познакомиться со строительством кон. среднеминойского и нач. позднеминойского периода. В А. Т. найдены в числе прочего саркофаг с «трапезой мертвых» и т. н. резные вазы.

АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ (греч.), жизнеописания святых, охватывают деятельность мучеников и жития святых. Позднее были сведены в сборники для литургич. употребления, причем имена святых и мучеников последовательно были отнесены на отдельные дни месяца. Обширная визант. и зап. агиографич. литература имеет определ. ценность для социальной, культурной и языковой истории, т. к. авторы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках совр. им истории. Читателю предоставляется возможность заглянуть в малоизвестную повседневную жизнь низших слоев народа. Конечно, оценка этих источников затрудняется принятой в них датировкой событий и назидательными тенденциями. С 1643 кружок брюссельских иезуитов-болландистов (основатель - Иоганн Болланд, 1596 - 1665) издавал агиографич. источники в «Acta Sanctorum», из которых до сих пор вышло 67 томов.

АГИС

АГИС - имя спартанских царей.

1. А. III, правил в 338-331 до н. э., инициатор восстания против Александра Македонского в 33З. А. удалось склонить большинство Пелопоннесских государств к отделению от Македонии, но он был побежден полководцем Александра Антипатром в битве при Мегалополе.

2. А. IV, правил в 244 - 241 до н. э. А. начал с проведения в жизнь социально-экономич. реформы, которая предусматривала раздачу земельных владений, принадлежащих знати, безземельным спартанцам; пересмотр норм, регулирующих имуществ. отношения; возврат к строгим правилам жизни и поведения, а также к строгому военному воспитанию по традиции Ликурга, чтобы укрепить экономич. и политич. положение Спарты в Греции. Планы А. были сорваны царем Леонидом П. Программу реформ А. продолжил Клеомен III.

АГЛАВРА

АГЛАВРА - также Аграула, дочь мифич. царя Аттики Кекропа. Она и ее сестры Герса и Пандроса открыли из любопытства поруч. им Афиной ящик, в котором находился новорожд. Эрехтей. За это богиня покарала их безумием, и они бросились с Акрополя. Трем сестрам (как богиням росы и раннего утра) было посвящено особое святилище на афинском Акрополе. Их изображение украшало вост. фронтон Парфенона.

АГЛАЯ

АГЛАЯ (греч. блестящая), одна из трех харит (граций).

АГНОЗИЯ

АГНОЗИЯ (греч. незнание), отправная точка сократовского философствования. В античном скептицизме, напротив, конечный результат любого философского рассмотрения.

АГОН

АГОН (греч. борьба, состязание). Отличительная черта греч. быта - неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах обществ, жизни. Гл. роль играли спортивные (гимнастич.), художеств, (поэтич. и музыкальные) и конные соревнования. А. или агонистикой называлось просто стремление к спортивным успехам, в отличие от атлетики, профессионального спорта, которые начиная с 5 - 4 вв. до н. э. все в большей степени стали определять характер крупных спортивных состязаний.

АГОНИСТИКИ

АГОНИСТИКИ (греч. бойцы), назв. представителей социально-религиозного движения циркумцеллионов, радикальной группы донатистов в позднеантичной Сев. Африке.

АГОРА

АГОРА (греч. рыночная площадь), во времена Гомера - народное, судебное или военное собрание свободных граждан. Позднее А. стала называться площадь для проведения собраний, игравшая роль центра городской обществ, жизни. По краям площади размещались обществ, и культовые здания, а также торговые лавки. Примером А. может служить А. в Афинах, которая приобрела характерный внешний облик во времена Перикла (ее раскопки с 1913).

Агора

рис. Афинская агора.

АГОРАНОМЫ

АГОРАНОМЫ (греч. рыночный надсмотрщик), должностные лица с полицейскими функциями, осуществлявшие надзор за деятельностью рынков в Афинах. Коллегия А., состоявшая из десяти членов (пять для Афин и пять для Пирея), избиралась обычно сроком на один год. В Египте времен Птолемеев находившиеся в каждом округе А. протоколировали и регистрировали частные сделки.

АГРАРНЫЕ ЗАКОНЫ

АГРАРНЫЕ ЗАКОНЫ (лат. leges agrariae), регламентировали преимуществ, право владения рим. государств, землей (ager publicus). Первые А. з. были изданы в царский период. Одним из важнейших рим. А. з. был Lex agraria 111 до н. э., который установил правовой статус земельных участков, выдел. Семпронием Гракхом рим. колонистам. Последнее упоминание об А. з. относится к периоду правления Нервы (96 - 98).

АГРИГЕНТ

АГРИГЕНТ (лат. Agrigentum, до 1927 Girgenti), город на юж. берегу Сицилии. А. был основан жителями г. Гела и о. Родос. В 6 и 5 вв. находился под властью тиранов, из которых наиболее известны Фаларис и Ферон. Завоеван Карфагеном в 405. Во времена Пунических войн А. многократно осаждали и грабили. В 210 был захвачен римлянами, жители А. были обращены в рабство. В 207 А. снова рим. колония. С 43 до н. э. в А. было введено рим. гражданское право. А. был родиной Эмпедокла. Уже в античные времена А. славился богатством (выращивание и экспорт зерновых культур; производство вин, масла; экспорт серы; коневодство) и красотой своих зданий. Сохранились руины неск. дорийских храмов. Т. н. храм Геракла (храм А., построен ок. 500 до н. э.) и т. н. храм Юноны Лацинии (храм Д. воздвигнут ок. 450 до н. э.) носят признаки греч. архаич. архитектуры. Т. н. храм Конкордии (храм F, построен позднее 450) принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся греч. храмов. Храм Зевса Олимпийского, строительство которого было начато в 480 до н. э., по своим размерам (56,3 х 112,7 м) крупнейший дорийский храм и представляет собой замкнутую постройку с полуколоннами и гигантскими фигурами атлантов. Храмы А. в 1787 были осмотрены Гёте, описаны им и частично зарисованы.

АГРИКОЛА

АГРИКОЛА - Гней Юлий (1З. 06. 40 - 2З. 08. 93 н. э.), рим. полководец. Происходил из видного всаднического сенаторского рода пров. Нарбоннская Галлия. В качестве офицера в 60 и в качестве командира легиона в 70 - 72 находился в Британии; в 74 - 76 - наместник в Аквитании; консул в 77. В период наместничества в Британии в 77/78 - 84/85 А. удалось с помощью 4 легионов и приданных им войск распространить рим. господство вплоть до горных областей Шотландии. Рим. флоту удалось достичь сев. оконечности Шотландии. Однако Домициан отозвал А. до захвата всего острова. Зять А. Тацит опубликовал в 98 биографию полководца(«Агрикола»), в которой изобразил его почтенным, храбрым мужем др.-рим. склада и образцовым наместником.

АГРИППА

АГРИППА - 1. Марк Випсаний (64/63 - март 12 до н. э.), рим. полководец и политич. деятель, друг и влиятельный военачальник Августа. Родился в Далмации, происхождения незнатного. Во время гражданской войны сопровождал будущего императора; одержал победы при Перузии в 40 до н. э. и в решающих мор. сражениях над Секстом Помпеем при Милах и Навлохе в 36, а также над Клеопатрой и Антонием при Акции 2. 09. 31. В период наместничества в Галии в 39 - 38 А. переправился со своими войсками через Рейн и основал поселение убиев на терр. вокруг Кёльна. Был консулом в 37, 28 и 27. А. женился на дочери Августа Юлии, упрочив свое положение второго человека в Империи. До самой смерти он определял военную политику императора и являлся его полномочным представителем в Риме и пров. Ему принадлежит решающая роль в основании принципата. А. сам финансировал строительство многочисл. обществ. зданий и сооружений, например Пантеона в 27 - 25, водопровода и терм в Риме, т. н. квадратного дома (maison сarreе) в Ниме и, вероятно, Гарского моста (pont du Gard). Провед. под его руководством геодезич. съемка терр. всей Римской империи была положена в основу составл. карты мира, ставшей прообразом Певтингеровой таблицы. Известны также лит. труды А., например его географич. комментарии. Оба сына А. были усыновлены Августом, но умерли в раннем возрасте. Одной из его дочерей являлась Агриппина Старшая.

2. Прозвище иудейских царей, зависевших от Римской империи: А. I. М. Юлий (10 до н. э. - 44 н. э.), внук Ирода Великого. В 41 А. удалось на короткий срок возродить былое величие государства своего деда. Его сын А. II (28 - 92 н. э.) был последним представителем династии иудейских царей.

Предыдущая страница Следующая страница