Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕЛ"-"ПЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕЛ"-"ПЕР")

ПЕЛАГИАНСТВО

ПЕЛАГИАНСТВО - христианское учение, названное по имени иеромонаха Пелагия (ум. в 418), в соответствии с которым человек не подавлен первородным грехом (критика учения Августина о первородном грехе, благодати и загробном воздаянии). Человек обладает, согласно этому учению, свободой или нравств. решимостью развиваться для блага и совершенства. Для этого ему не нужно иной благодати, кроме той, что посылает господь в виде естеств. разума и озарения. П. было побеждено Августином и в 431 предано анафеме Эфесским вселенским собором.

ПЕЛАСГ

ПЕЛАСГ (лат. Pelasgus), мифич. прародитель пеласгов, которые считались исконным населением Греции. Мифы об этом первом человеке в различных местах передаются по-разному.

ПЕЛАСГИ

ПЕЛАСГИ - В настоящее время невозможно с точностью идентифицировать племя П. ни хронологически, ни географически, ни в языковом отношении. Виною тому, с одной стороны, различные высказывания о П. от Гомера до визант. лексиконов, а с другой - полное отсутствие остатков их материальной культуры. П. были предположительно одним из др. догреч. племен в Вост. Средиземноморье.

ПЕЛЕЙ

ПЕЛЕЙ (лат. Peleus), мифич. царь Фтии в Фессалии. Сын Эака (отсюда назв. Эакиды). Во время его бракосочетания с нереидой Фетидой Эрида возбудила между богинями Герой, Афродитой и Афиной спор из-за яблока, предназнач. «прекраснейшей». Сыном их был Ахилл, которого по П. называют Пелидом. Бракосочетание П. начиная со времен античности часто служило сюжетом для произведений искусства: т. н. «Ваза Франсуа», 64-е стихотворение Катулла, в живописи произведения Пуссена и Рубенса.

ПЕЛИГНЫ

ПЕЛИГНЫ - племя в Абруццах, с 343 до н. э. в союзе с Римом. Оно оставило надписи на собств. диалекте, вымершем к эпохе Империи. У П. было два центра: в Сульмонс и в Корфинии. Последний во время Союзнической войны 90 до н. э. был выбран на некоторое время столицей союза и переименован в Италию.

ПЕЛИЙ

ПЕЛИЙ (лат. Pelias), сын Посейдона, устранил своего сводного брата Эсона от власти в Иолке. Предупрежд. оракулом, он должен был бояться человека в одном башмаке. Поэтому он послал идущего к нему в одном башмаке сына Эсона Ясона за золотым руном. Медея, жена Ясона, убедила дочерей П., что если они зарежут и сварят П., то после этого он воскреснет омолож. Сюжет этого мифа неоднократно изображался художниками.

ПЕЛИКА

ПЕЛИКА - расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками из обожж. глины: с 6 по 4 в. до н. э. превратился в сосуд-хранилище для небольших объемов. К наиболее ценным экземплярам относится П. с изображением Бусириса в Афинах.

ПЕЛИКАН

ПЕЛИКАН (греч. pelikas, лат. pelicanus), птица, которую в Др. Египте держали в оградах из-за яиц. Одомашнены они не были. Впервые в христианском искусстве П. стал символом любви до самопожертвования, тогда о нем стали говорить, что он кормит детенышей своей кровью.

Пеликан

рис. Пелика вазописца Пана (Афины).

ПЕЛЛА

ПЕЛЛА - столица Македонии с 400 до н. э. до конца независимости (168 до н. э.), располож. в прекрасном месте на берегу моря. В рим. время П. была превзойдена Фессалоникой, резиденцией рим. наместника.

ПЕЛОПИД

ПЕЛОПИД - фиванский военачальник, друг Эпаминонда и предводитель «священного отряда»; вместе с Эпаминондом заложил основы военно-политич. влияния Фив в Греции. Он пал в 364 до н. э. при Киноскефалах (Фессалия), защищая фессалийские города от тирана Александра из Фер.

ПЕЛОПОННЕС

ПЕЛОПОННЕС (греч. остров Пелопса), со времен средневековья назывался также Морея; полуостров, связанный с материковой частью Истмийским перешейком. На П. много высокогорных областей (горы высотой до 2400 м) и плодородных долин. Античные области П.: на С. - Ахайя, Сикион. Коринф, на С. - В. - Аргос, на Ю.-В. - Лаконика, на Ю.-З. - Мессения, на С.-З. - Элида. В центр, части расположена горная Аркадия. В эпоху микенской культуры, ок. 1550 до н. э., на полуострове существовали неск. сильных ахейских государств. С 1200 до н. э. он б. ч. был завоеван дорийцами. Ведущую роль на П. стала играть Спарта, которая ок. 550 до н. э. организовала Пелопоннесский союз. Население, говорящее на дорийском диалекте, было в Лаконике, Арголиде и Мессении; в Аркадии сохранялся автохтонный додорийский диалект.

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА - серия войн за го сподство в Греции между демократич. Афинами и олигархии. Спартой в 431-404 до н. э. (Фукидид «История Пелопоннесской войны», назв. впервые было употреблено Ципероном). Взаимное равновесие двух сильнейших военно-политич. союзов (Афинский морской союз и Пелопоннесский союз), сложившееся после войны с персами и закрепл. миром 445 до н. э., было нарушено к концу 30-х тт. 5 в. до н. э. Афины вмешались в ссору между Коринфом и Керкирой по поводу Эпидамна, воспрепятствовали отпадению коринфской колонии Потидеи от Афинского морского союза и, наконец, закрыли гавани морского союза для кораблей Мегары, которые входили в Пелопоннесский союз. Одной из осн. причин войны была прежде всего торговая конкуренция между Афинами и Коринфом, поскольку Афины пытались вторгнуться также и в зап. торговые районы. В ответ на упомянутые афинские акции Коринф настоял на объявлении Спартой войны. В войну были втянуты все греч. государства. причем одни поддерживали демократич. Афины, другие - олигархич. Спарту. Перикл хотел использовать преимущество Афин на море и вести решительные действия именно там. Спарта же, имея сильные сухопутные силы, в первые годы войны неоднократно вторгалась в Аттику и опустошала страну. Поэтому население Аттики должно было эвакуироваться за неприступные стены укрепл. Афин и Пирея. Операциями на море (закрытие мор. портов и опустошение прибрежных районов) Перикл хотел обессилить Пелопоннесский союз. Военные действия не могли не сказаться на экономике Афин. В 430 в Афинах разразилась эпидемия, жертвой которой в 429 пал и Перикл. Эпидемия расшатала основы государственности и порядка, уменьшила военную мощь Афин. Начались столкновения между сторонником мира Никием и радикалом Клеоном, представляшим в осн. интересы торговцев и ремесленников, но также и интересы бедных граждан, которые хотели продолжать эксплуатацию союзников. Клеон победил и начал энергично готовиться к продолжению военных действий. Спарта оказалась в угрожающем положении, когда афиняне заняли Пилос на зап. побережье Пелопоннеса. Она опасалась совместных выступлений Афин и мессенских илотов. Спартанский полководец Брасид попытался облегчить положение, предприняв поход в Сев. Грецию с целью призвать тамошних союзников отпасть от Афин. В битве при Амфиполе в 422 афиняне были побеждены. Военачальники обеих сторон, Брасид и Клеон, пали. В Афинах тем временем победила консервативная группировка во главе с Никием, и в 421 был заключен т. н. Никиев мир, на условиях довоенного status quo. Однако заключение мира вызвало недовольство среди союзников Спарты, и дело дошло до раздоров внутри Пелопоннесского союза. Победой при Мантинее в 418 Спарта восстановила свое ведущее положение на Пелопоннесе. В 416 афиняне захватили нейтральный, но дружеств. Спарте о. Мелос. Военные действия возобновились, когда сицилийский г. Сегеста попросил покровительства Афин в борьбе против Селинунта и Сиракуз. Алкивиад использовал это обстоятельство для усиления Афин в Сицилии и отправил в Сицилию 200 кораблей (Сицилийская экспедиция 415-413 до н. э.). Когда афиняне осадили Сиракузы, на помощь городу пришли спартанцы. Они уничтожили не только афинский флот, но и сухопутные войска. Алкивиад в начале экспедиции был обвинен в религиозном преступлении и бежал в Спарту. По его совету спартанцы продолжили военные действия в Аттике. Заручившись предварительно финансовой поддержкой перс, царя, они получили возможность собирать дань с греч. городов М. Азии, за чью свободу они некогда сражались против персов. Последний этап войны - Декелейская война (413-404) - назван по имени местечка Декелея (20 км от Афин), где укрепились спартанцы и держали город под постоянной угрозой. Сложное военное положение Афин явилось причиной олигархич. переворота. Олигархи имели сторонников прежде всего в среде проспартански настроенных богатых землевладельцев. Последние желали скорейшего заключения мира. Поскольку Спарта настаивала на роспуске мор. союза, соглашения достичь не удалось; кроме того, флот остался верен демократам. Последующие годы были отмечены неск. мор. сражениями, которые велись с перем. успехом. Спарта при помощи перс, субсидий получила возможность построить военный флот, равный афинскому. Все чаще союзники Афин предпринимали попытки отпасть от мор. союза, и их надо было приводить к повиновению силой. В 410 призванный опять в Афины Алкивиад возглавил афинский флот и выиграл мор. сражение у Кизика. Однако в последующие годы он потерпел ряд неудач и в 407 опять удалился в изгнание. Несмотря на афинскую победу при Аргинусских островах в 406, афиняне в следующем году были разбиты спартанцами при Эгоспотомах и вынуждены в 404 признать свое окончательное поражение. Спартанские мирные условия были жесткими: Афины должны были распустить мор. союз, сократить флот до 12 кораблей, срыть крепостные стены, они утрачивали все иноземные владения, изгнанные олигархи должны были вернуться в страну, а Афины-вступить в Пелопоннесский союз. Спарта хотя и достигла гегемонии в греч. мире, но реальным победителем оказался перс, царь, который с этого времени начинает активно вмешиваться в греч. политику.

ПЕЛОПОННЕССКИЙ СОЮЗ

ПЕЛОПОННЕССКИЙ СОЮЗ - старейшая греч. симмахия во главе со Спартой, основанная ок. 550 до н. э. После того как Спарта подавила Мессенское восстание и уничтожила первенство Аргоса, она заключила договор с Тегеей, вслед за которым были заключены отдельные договоры с другими государствами Пелопоннеса, кроме Ахайи и Аргоса. К Спарте присоединились также Мегара и Эгина. В Совете союза каждый союзный полис обладал одним голосом, но Спарта имела большое влияние на голосование. В случае войны каждый член союза выставлял 2 Л своей военной силы, но верховное командование принадлежало спартанцам. Для мор. сражений приморские государства поставляли корабли, остальные - деньги. Во главе флота стоял спартанский наварх. Союзники сохраняли свою самостоятельность, но зависели от Спарты. Союзные налоги не взимались, не было и союзной казны. В широком смысле к П. с. причисляли еще и те государства, которые ко времени греко-перс. войн заключили со Спартой союз. В вопросах внешней политики союз всегда действовал в интересах аристократов и олигархов; с тиранами и демократами он воевал. После поражения Спарты в войне с Фивами (371 до н. э.) П. с. распался и в 365 до н. э. был распущен.

ПЕЛОПС

ПЕЛОПС - сын мифич. Тантала. Согласно мифу. Тантал, пригласив олимпийских богов на пир, разрубил на части собств. сына П. и предложил гостям кушанье из его мяса. Боги не прикоснулись к пище. Только Деметра, горюющая по своей утерянной дочери Персефоне, в рассеянности съела кусочек мяса, оказавшийся плечом ребенка. Когда боги возродили П. к жизни, они вставили ему искусств, плечо из слоновой кости. П. добился Гипподамии, дочери царя Эномая из Писы в Элиде, подкупив возницу Миргила. Соревнования в беге колесниц между П. и Эномаем рассматривали как начало соревнований колесниц на Олимпийских играх. П. был владыкой всего Пелопоннеса, который получил свое имя в его честь (остров Пелопса). На его поколении, особенно на сыновьях Атрее и Фиесте, лежало проклятие Миртила (чтобы не отдать Миртилу обегцанную награду, П. сбросил его в море). Изображение бега колесниц представлено на вост. фронтоне храма Зевса в Олимпии.

ПЕЛТАСТ

ПЕЛТАСТ (греч.), воин, принадлежащий к введенному в нач. 4 в. до н. э. в Афинах Ификратом роду войск, который он перенял у фракийцев. П. были легкостровооруж. пехотинцами, носили кожаный щит (греч. pelte), длинные мечи, метательные копья и длинные дротики.

ПЕЛУЗИЙ

ПЕЛУЗИЙ - стратегически важный пограничный город к В. от дельты Нила, который господствовал над военными и торговыми путями из Египта в Азию. Особое значение он приобрел в момент столкновений между персами и Египтом (525 до н. э., победа царя Камбиса), а также во время борьбы Селевкидов и Птолемеев за господство в Палестине (3 и 2 вв. до н. э.). П. был на протяжении более чем тысячи лет егип. тамож. пунктом.

ПЁЛЬМАНН

ПЁЛЬМАНН - Роберт, фон (1852-1914), историк древности, написал в рамках «Руководства по классическим древностям» «Основы греческой истории и источниковедения» (1909), в наши дни переизданные Бенгтсоном. П. выдвинул положение о необходимости изучения истории с точки зрения социальных движений и классовой борьбы. В своей «Истории социального вопроса и социализма в античном мире» (1925) он проецирует капиталистич. отношения на рабовладельч. общество.

ПЕМЗА

ПЕМЗА - пористая, вулканич. горная порода, часто встречалась в средиземноморских районах (Эолийские острова. Мелос, Нисирос, Липарские острова, Этна, Везувий). Для удаления ороговевшего кожного покрова и волос применяли мелкопористые куски из П., для чистки зубов - мельчайший порошок. Куски П. с более грубой структурой скульпторы использовали для полировки деталей из мрамора и известняка. При помощи мелкопористой П. выделывали листы папируса, а с 3 в. до н. э. - появившийся пергамент. Ее использовали также для стирания надписей на писчих материалах. Порошкообразную П. добавляли в строительный известковый раствор.

ПЕНАТЫ

ПЕНАТЫ (лат. (di) penates), домашние боги, существующие только во множеств., иногда в двойств, числе, боги penus'a (домашних припасов, кладовой), которые находятся во внутр. части дома, охраняют домашний очаг и хозяйство, поэтому в переносном смысле слово употребляется как «жилье, дом, родина». В частном культе они почитаются у очага (частично смешиваются с там же почитаемыми ларами). Во внешнем культе di penates populi Romani почитаются у государств, алтаря в храме Весты как защитники и покровители рим. народа. Эней вынес П. из горящей Трои и привез их с собой в Италию.

ПЕНЕЙ

ПЕНЕЙ (греч. Peneios, лат. Peneus), две реки Греции.

1. Фессалийский П., вытекает из гор Пинда, течет по Фессалийской равнине между Олимпом и Оссой, через Темпейскую равнину и впадает в сев. часть Эгейского м. (Фермский зал.).

2. П. в Элиде, важнейшая река этой области, которая вытекает из гор Эриманфа и впадает в Ионийское м. у гор Элиды, пересекая плодородную аллювиальную равнину.

ПЕНЕЛОПА

ПЕНЕЛОПА - в греч. мифологии прекрасная верная супруга Одиссея, которая ожидала его возвращения 20 лет, мать Телемаха. Она отклоняла предложения добивавшихся ее женихов под предлогом, что прежде, чем выйдет замуж вторично, хочет выткать погребальное покрывало своему тестю Лаэрту. Однако ночами она распускала то, что соткала днем. Это длилось до тех пор, пока ее не выдала служанка. Наконец она объявила, что выйдет замуж за того, кто сможет натянуть лук Одиссея. Это удалось только вернувшемуся домой неузнанным под видом нищего Одиссею. После смерти Одиссея П. стала женой Телегона и получила от Кирки бессмертие. П. стала примером верной, умной жены. Оперы А. Скарлатти и Д. Чимарозы.

ПЕНЕСТЫ

ПЕНЕСТЫ - несвободное крестьянское население Фессалии. Античные источники помещают их между свободными и рабами. Их зависимость напоминает крепостную.

ПЕНИЕ

ПЕНИЕ - наиболее раннее творч. проявление и важнейшая область греч. музыкальной жизни. Слово «мелос» (сначала «звено», затем «песня») означало: «звучание, мелодия» и «лирическая поэзия», позднее стали различать мелос и оду. Согласно традиционным воззрениям (Платон), мелос состоял из логоса (текст), гармонии (тональность) и ритма. Поэт и композитор называется melopoios, певец - аэдом и кифаредом. Согласно имеющимся изображениям, певец выступал перед публикой стоя, на пирушках - сидя, в большинстве случаев сопровождая П. игрой на струнных инструментах. В творчестве Гомера встречаются профессиональные певцы, выступавшие чаще в одиночку, чем в хоре; при княжеских дворах, на приемах и пирушках, во время танцев иногда пели и благородные герои. Песни пелись и во время работы. Сольное и хоровое лирич. пение сопровождалось игрой на различных инструментах, в то время как комедии Аристофана позволяют составить представление о богатых традициях народной песни. У римлян также известны народные песни, связанные с различными жизненными ситуациями; наряду с этой музыкой получила широкое распространение заимствованная в эллинизме камерная музыка, сопровождающая пение солиста. Наряду с человеч. голосом лит. источники античности превозносят пение различных птиц (соловья, ласточки, лебедя), а также дельфина.

ПЕНТАГРАММА

ПЕНТАГРАММА (греч. пятиконечная звезда), правильный звездчатый пятиугольник; в средние века считался магич. знаком и воспринимался как средство, отпугивающее ведьм и других злых духов. Для его изображения должно быть применено «золотое сечение».

Пентаграмма

рис. Линия АВ разделена точкой С согласно «золотому сечению».

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ (греч. пятисотмерники), афиняне, с 594 до н. э. ежегодно получающие 500 медимнов зерна, вина или масла. Позднее так же стали называться афиняне, имеющие доходы в 500 драхм. П. составляли 1-ю цензовую группу по конституции Солона. Только они могли занимать должность архонта. П. несли военную службу в коннице и обязаны были выполнять литургии.

ПЕНТАМЕТР

ПЕНТАМЕТР (греч. стих, состоящий из «пяти метров»), стих состоящий из сдвоенных полугекзаметров (во 2-й пол. никогда не появляются спондеи) с диэрезой. Дактилич. П.:

Пентаметр

(= два раза два с половиной дактиля; например: Овидий, «Tristia», 1, 2, 4: saeрe premente deo fert deus alter орem). За редкими исключениями, употребляется только с гекзаметром в элегич. дистихе.

ПЕНТАПОЛЬ

ПЕНТАПОЛЬ (пятиградье), в античности - некоторые союзы, состоящие из пяти городов, например в рим. время П. греч. городов на зап. побережье Черного м. (позже-гексаполь). Из известнейших П. можно назвать ливийский с городами Береникой (ныне Бенгази), Арсиноей (Таухира), Птолемаидой (ранее гавань др. Барки), др. дорийская Кирена и Аполлония в местности, называемой по Кирене Киренаикой или по Барке - Барка. По позднеантич. разделению они принадлежали рим. пров., называемой Верхней Ливией (в противоположность Нижней Ливии - Мармарике). Во Фригии и Палестине тоже был союз городов, называемый П. С раннего средневековья П. назывался район, в который входили 5 восточноиталийских прибрежных городов (Аримин, Пизавр, Фанум, Сена Галлика и Анкона). Со 2-й пол. 6 в. н. э. они принадлежали к сохранившейся части византийских владений в этой части Италии.

ПЕНТЕКОНТАЭТИЯ

ПЕНТЕКОНТАЭТИЯ (греч.), по Фукидиду, «ровно 50-летний временной отрезок» от битвы при Платеях в 479 до н. э. до начала Пелопоннесской войны в 431; для Афин - период высочайшего расцвета рабовладельч. демократии и культуры. Во внешнеполитич. отношении основой этого расцвета являлась организация Афинского морского союза и использование его материальных ресурсов в интересах Афин.

ПЕНТЕЛИКОН

ПЕНТЕЛИКОН - другое назв. Брилесс; отрог горы Парнет к С. - В. от Афин (до 1109 м высоты), известен, кроме прочего, мраморными разработками, которые поставляли строительный материал для сооружений в Афинах.

ПЕНТЕМИМЕРЕС

ПЕНТЕМИМЕРЕС (греч. из пяти получастей состоящий), цезура после 5-й полусгопы, т. е. в 3-й стопе, например в дактилич. гекзаметре (Гораций, «Поэтическое искусство», 333): aut prodesse volunt / aut delectare poetae.

ПЕНТЕСИЛЕЯ

ПЕНТЕСИЛЕЯ (лат. Penthesilea), в греч. мифологии дочь Ареса, прекрасная царица амазонок. После смерти Гектора помогала троянцам в Троянской войне и была убита в поединке Ахиллом, который влюбился в умирающую. Смерть П. часто изображалась на античных сосудах, в т. ч. на т. н. чаше вазописца Пентесилеи сер. 5 в. до н. э. Скульптура Торвальдсена, трагедия Клейста.

ПЕНФЕЙ

ПЕНФЕЙ (лат. Pentheus), в греч. мифологии сын Эхиона и Агавы, царь Фив. Он противился введению культа Диониса и хотел помешать женщинам принимать участие в празднике в честь бога. По совету не узнанного им бога, которого он взял в плен, П. в качестве незваного соглядатая принял участие в празднестве на лесистой горе и, разоблач., был разорван исступл. менадами. Его мать, принимавшая участие в празднестве, в неистовом экстазе принесла домой окровавл. голову и здесь слишком поздно поняла происшедшее.

ПЕОНИЙ

ПЕОНИЙ - греч. скульптор 2-й пол. 5 в. до н. э. из Менде (полуостров Халкидика). Из его произведений сохранилась Ника из Олимпии (посвящена навпактянами в 420 до н. э.), надпись на которой называет его победителем в состязании на лучший фронтон храма Зевса в Олимпии. Согласно Павсанию (5, 10, 8), П. создал вост. фронтон этого храма.

Пеоний

рис. Ника Пеония. Олимпия (реконструкция).

ПЕПЛОС

ПЕПЛОС (греч.), греч. женская одежда, в осн. из шерсти, заколотая на плечах, справа открытая, с поясом. П. могли носить и без пояса.

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ - стадия социально-экономич. развития первобытнообщинного строя. П. к. предполагает как родовую собственность на примитивные средства производства, так и общее потребление в пределах кровно-родств. групп. Орудия производства изготавливались из камня, дерева или кости и служили для производства предметов первой необходимости - одежды, жилища, охотничьего снаряжения. Различные племена и роды обменивались между собой преим. сырьем. Средства к существованию доставлялись охотой, рыболовством (мужчины) и собирательством плодов (женщины), т. е. имело место естеств. разделение труда. Значительно позднее - в неолите - появляются скотоводство и примитивное земледелие. Переход больших плем. групп к оседлому образу жизни, в особенности в странах Ближнего Востока (Месопотамия, долины Иордана и Нила) и в других приречных терр., привел к первому обществ, разделению труда между земледелием и скотоводством, что означало распад П. к. и возникновение классового общества.

ПЕРВОНАЧАЛО

ПЕРВОНАЧАЛО - Стихия (греч. arche), материальная субстанция, составляющая причину и одновременно цель и начало, к которому возвращаются все вещи. Было предметом поисков ранних греч. философов. Ионийские натурфилософы считали, что П. присутствуют во всех предметах материального мира. Фалес полагал П. в воде или во влажном, Анаксимен - в воздухе, а Анаксимандр - в апейроне. В философии Гераклита П. - огонь, из которого возникают и в соответствии с определ. мерой (rhythmos) возвращаются в него вода, земля и воздух. Огонь одновременно является выражением «мирового закона». Числа пифагорейцев, стихии Эмпедокла, гомеомерии Анаксагора и атомы агомистов слишком сильно отличаются от П. ионийской философии, чтобы к ним можно было применять этот термин. В позднейшей алхимии под П. понималась лишенная свойств первичная материя (materia prima), в которую можно путем химич. процессов обратить определ. вещества, чтобы получить золото и серебро.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО - первая, приблизительно до 150 н. э., фаза развития христианства. Христианство возникло в Палестине как иудейская секта со значительными элементами эссенизма. Через еврейские общины диаспоры христианство распространялось по всей Римской империи и постепенно приобретало все большее число приверженцев среди неевреев. Этот факт имел решающее влияние на последующее развитие христианской религии, отделившейся от иудаизма и вступившей на путь превращения в мировую религию. Эксплуатируемое и унижаемое население городов первым шло за пропагандой равенства всех перед богом. В христианских общинах люди искали убежища от социального отчуждения, вызванного обострением противоречий и начинающимся общим кризисом рабовладельч. общества. В то время как рим. религия ограничивалась преимуществ, целями обеспечения государств, интересов, а постепенно вытеснявшие ее восточные религии и культы были тесно связаны со спецификой нац. традиций, П. х. смогло целиком посвятить себя заботе о благе личности. Значение такой заботы для человека возросло в нач. нашей эры в связи с распадом традиционных социальных связей. В П. х. слились спиритуалистич. мессианские идеалы иудаизма, идеи эллинистич. философии и социальных утопий, а также элементы вост. религий и культов. На формирование П. х. оказало влияние также растущее в среде рабов, вольноотпущенников и свободных бедняков самосознание, например презрение к богатству и роскоши, уважение к бедности и простому труду. Точкой кристаллизации учений и споров П. х. явилась персонификация спасения в образе Иисуса Христа. Первые христиане ожидали его второго пришествия (иарусии) и установления царства справедливости и мира уже в течение жизни одного поколения. Это оправдывало их позицию отказа от попыток изменения существующего общества. Когда стало очевидным, что исполнение этих чаяний задерживается, их осуществление стали связывать с неопределимым конкретно периодом времени (конец света). Для господствующего строя христианство с его стремлением к преим. индивидуальному и иллюзорному разрешению обществ, проблем с самого начала не представляло никакой серьезной опасности.

ПЕРГАМ

ПЕРГАМ - совр. Бергама, крепость и город на С.-З. М. Азии. 150-летняя история П., как самостоятельного государства, начинается с правления династии Атталидов (283 до н. э. - основание самостоятельного Пергамского царства; 133 до н. э. - завоевание П. Римом). При Филетере (283-263 до н. э.) благодаря ловкому использованию борьбы диадохов Лисимаха и Селевка Пергамское царство достигло государств, независимости. Эвмен I (263-241 до н. э.) расширил Пергамское царство до побережья и до горы Иды (неподалеку от Трои). Аттал I (241-197 до н. э.), союзник Рима, успешно воевал против галатов, но потерял часть терр. своего государства при Селевкидах. Он приносил многочисл. жертв, дары (среди прочих скульптурные группы галлов), приказал возвести в Афинах и Дельфах роскошные здания, при его дворе жили ученые, художники, поэты, он собирал произведения искусства. При Эвмене II (197-159 до н. э.) П. пережил наивысший расцвет в области науки (Гален) и искусства («пергамское барокко»). Аттал III в 133 в завещании сделал римлян наследниками Пергамского царства при условии, что греч. города сохранят независимость. П. был столицей рим. пров. Азия (129 до н. э.), которая страдала от эксплуатации рим. откупщиков и дельцов, а также от высоких налогов. В 132-129 до н. э. вследствие усилившихся социальных противоречий произошло восстание низов пергамского общества под предводительством Аристоника. Восстание потерпело неудачу прежде всего потому, что против Аристоника выступили свободные греч. города, опасавшиеся, что начнутся восстания рабов. В П. рано возникла христианская община. В 713 город был разрушен арабами. Был вновь отстроен византийцами, но большого значения не имел. С 1330 П. стал турецким. О хозяйств, и культурном расцвете Пергамского царства говорят археологич. раскопки, которые велись учеными с 1878 (К. Гуманн, А. Конце и Т. Виганд). В Государственных музеях Берлина имеется мн. реконструированных зданий (с применением античных деталей). Древнейшее сооружение на Акрополе П. - простой дорич. храм Афины (3 в. до н. э.), обнес, великолепной колоннадой из 190 колонн. Ок. 180 до н. э. царь Эвмен II воздвиг грандиозный алтарь, посвящ. Зевсу и Афине, монументальное сооружение с идущим по внешней стороне круговым рельефным фризом (борьба богов и гигантов) и меньшим фризом на стенах дворика (жизнь мифич. основателя города Телефа). Этот алтарь занимает центр, место в берлинском Пергамон-музее. Сохранилось мн. остатков храмов, дворцов (замечательны остатки мозаичных полов) и военных сооружений эллинистич. и рим. времени, так же как и знаменитого здания библиотеки, которая в 1 в. до н. э. содержала 200 000 свитков. Позже были открыты остатки рынка, гимнасий, святилище Асклепия. Здания П. принадлежат к важнейшим памятникам эллинистич. культуры.

Пергам

рис. Пергам. План крепостного холма.

ПЕРГАМЕНТ

ПЕРГАМЕНТ (греч. diphtera, лат. membrana - кожица). В Пергаме находилось основанное ок. 180 до н. э. производство П., удовлетворяющее нужды Пергамской библиотеки, пополнение которой затруднял запрет на экспорт папируса. Простое удаление шерсти с вымоч. в известковой воде шкуры, соскабливание соединительной ткани до эпидермиса, полировка и сушка представляли собой простую консервацию кожи без предварительного выдубливания химич. способами. Волосяная сторона оставалась несколько шероховатой и имела желтый цвет, мясная сторона была белой и гладкой; свеженаписанный текст можно было стереть, старый - только соскоблить пемзой. Пергам. кодекс состоит из пачек слож. вчетверо листов (кватернион), шерстяная сторона к шерстяной, мясная - к мясной; идет от периода ранней Империи. Для роскошных изданий применялся П., для простых - папирус. Пергам. рукопись допускает иллюстрации.

ПЕРГАМОН-МУЗЕЙ

ПЕРГАМОН-МУЗЕЙ - музей в Берлине, в наст, время включающий Переднеазиатский музей и Античное собрание. Особое значение имеют 3 центр, зала с реконструкцией др. сооружений, в первую очередь Пергамского алтаря.

ПЕРГАМСКАЯ ШКОЛА

ПЕРГАМСКАЯ ШКОЛА - Связана с Пергамской библиотекой, соперничала с Александрийской школой, оказала значительное влияние на лингвофилософское направление в филологии античности.

ПЕРДИККА

ПЕРДИККА - 1. П. II, царь Македонии, ок. 440-413 до н. э. В период Пелопоннесской войны проводил политику лавирования между Афинами и Спартой в целях упрочения своих позиций.

2. П. (ок. 365-321 до н. э.), военачальник Александра Македонского, выступил в противоположность другим диадохам (например, Лисимаху) за сохранение единства мировой державы Александра, но потерпел поражение в войне против Птолемея и был убит.

ПЕРЕВОД

ПЕРЕВОД - Литературные П. с вост. яз. появлялись в Греции лишь эпизодически, например утрач. П. «Изречений Ахикара», выполн. Теофрастом. Как правило, П. с иноземных яз. на греч. осуществлялись самими носителями этих языков, например египтянами (Манефон), вавилонянами (Берос), финикийцами (Санхуниатон), евреями (выполн. 70 переводчиками П. Ветхого завета, т. н. Септуагинта). Однако эти единичные достижения не привели к созданию теории П. Напротив, римляне в ходе развития нац. рим. литературы настолько широко использовали греч. словесность, что им пришлось разработать теорию П. Цицерон в трактате «О наилучшем роде ораторов» («De optimo genere oratorum») и Гораций в послании «Наука поэзии» («Ars poetica») формулируют следующие принципы П.: точность передачи смысла, а не буквальное следование тексту оригинала; использование всех стилистич. возможностей лат. яз.; совершенство формы; особое внимание к сохранению размера. На исходе античности вопросы П. приобретают важное значение для христианской церкви, т. к. успешность христианизации варварских народов во многом зависела от П. Священного писания на их языки. Особая роль П. Библии побудила Иеронима написать спец. трактат «О наилучшем роде перевода» («De орtimo genere interpretandi»), в котором Иероним обосновывает свой П. Вульгату) по сравнению с прежним П. (Италой). В теории П. Цицерон различал устный, буквальный П. и лит. подражание, или парафразу. Цицерон утверждал, что намерен «переводить» (имея в виду не буквальный П., а «перенос» на рим. почву индивидуального стиля и духа автора) на язык лат. юридич. прозы Демосфена или Эсхина не «как толмач» («ut interpres»), но «как оратор» («ut orator»). Существование в античности целой армии устных переводчиков не повлияло на развитие теории П. Однако именно им мы обязаны мн. сохранившимися двуязычными пособиями для нужд паломников и путешественников. В известном изречении Иеронима кратко сформулирован осн. принцип П.: «Выражать не слово словом, а смысл смыслом» («Non verbum de verbo, sed sensum de sensu exprimere»).

ПЕРЕВОДЧИК

ПЕРЕВОДЧИК - Языковые посредники встречаются в античности на всех уровнях; от стихийных помощников при объяснениях до профессиональных переводчиков. В грекоязычной сфере вплоть до эллинистич. эпохи опирались, как правило, на рабов-иностранцев, в то время как в Римской империи существовала социологически дифференцированная прослойка П. из числа рим. граждан.

ПЕРЕГРИН

ПЕРЕГРИН (лат.), свободный человек, не обладавший правами рим. гражданина. Для П. действовало естеств. право (ius gentium), античная форма права народов, однако существовали общины П., которые обладали рим. брачным правом (ius conubii) или правом торговли (ius commercii). Юридически они находились в Риме в ведении претора П., а в пров. - в ведении наместника. Латинские граждане имели особый правовой статус, они не были П. Италийские союзники (socii) считались до Союзнической войны (91-88 до н. э.) П. В Афинах статусом, напоминающим П., обладали метеки. Со времен конституции Антонина (212) в рим. государстве П. больше не было.

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ - В античности не существовало научной статистики. Статистич. данные рассматривались односторонне и учитывали, как правило, лишь отдельные группы населения. Некоторым исключением был рим. ценз, преследовавший одновременно три цели: составление общего списка граждан, установление отношения каждого гражданина к воинской обязанности и определение суммы налогов в каждом случае. Весьма малочисленны сообщения о всеобщих П. н. В конце 4 в. до н. э. в Афинах было переписано все взрослое мужское население, включая рабов, что составило 21 тыс. граждан и 10 тыс. метеков; указываемое число рабов в 400 тыс. чел., несомненно, основано на ошибке переписчика. В греч. городах эллинистич. Египта органы власти вели список всех свободных жителей. Единств, всеобщая П. н. Римской империи состоялась в 74 до н. э. Ценз, проведенный в 6 н. э. в Сирии и Палестине, не включал вопреки сведениям Евангелия от Луки населения прочих пров.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ (греч. metempsychosis), идея, возникшая на основе др.-греч. представлений о разделении тела и души, об их индивидуальном бытии. В соответствии с идеей П. д. возможен обмен душами между людьми, П. д. человека в животное или же превращение человека в божество. С П. д. могут быть связаны как процесс духовного очищения, так и расплата за соверш. ошибки. Орфики, пифагорейцы, Платон, неоплатоники (Плотин) и представители всех гностич. школ придерживались учения о П. д. Со 2 в. оно распространилось и в Риме (Овидий, Вергилий).

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ - назв. крупнейшего миграционного движения, охватившего герм., некоторые тюркск. (гунны), иранск. (аланы), а позднее славянск. племена и племенные союзы в позднеантичную эпоху приблизительно с 375. Осн. причинами этог о процесса были голод и недостаток земли при экстенсивном ведении хозяйства. Под натиском П. н., продвигавшегося бесчисл. конными отрядами и колоннами повозок, сотрясаемая постоянными кризисами Римская империя ослабела еще больше, на терр. ее зап. части возникли раннефеодальные варварские государства вандалов, вестготов и остготов, бургундов, франков, лангобардов и англосаксов. Социальные потрясения в Римской империи и разложение первобытнообщинного строя и военной демократии постепенно привели к ликвидации рабовладельч. строя, на смену которому пришли раннефеодальные отношения (рабство и колонат сменились букцелляриатом и феодальными формами наделения землей). Во время П. н. совершилось обращение мигрировавших племен в христианство арианского или католич. типа.

ПЕРЕЦ

ПЕРЕЦ (греч. piper, санскит. pippali), приправа, ценившаяся в древности. Поступал в Европу из Индии по караванным путям через Персию и мор. путем через Красное м.

ПЕРИАНДР

ПЕРИАНДР - сын и последователь Кипсела; приблизительно с 627 до н. э. тиран Коринфа, ум. в 586 до н. э. Во время его правления Коринф достиг хозяйств, и культурного расцвета (подъем торговли, ремесел, керамич. производства, наделение беднейших крестьян землей, прекращение «бегства от земли», предоставление работы, запрещение заниматься работорговлей, закон о роскоши, содействие искусству и науке); основал Истмийские игры. Друг поэта Ариона. П. создал сильный флот. Строительство волока судов через Истм позволило Коринфу монополизировать торговлю между Западом и Востоком греч. мира. Позднеантичная традиция причисляла П. к Семи мудрецам.

ПЕРИКЛ

ПЕРИКЛ (ок. 495-429 до н. э.), крупнейший из афинских государств, деятелей, происходил из аристократического рода, по материнской линии из рода Алкмеонидов. В 472 до н. э. был хорегом при постановке «Персов» Эсхила. П. был демократом и вскоре получил огромное влияние в Афинах. В 463 он выступил с обвинением в адрес Кимона, предводителя консервативно настроенных землевладельцев. В 462 П. поддержал реформы Эфиальта, которыми ущемлялась власть аристократии, прежде всего сконцентрированной в ареопаге. По инициативе П. присяжные и члены совета получали ежедневную плату за службу, граждане - деньги на театральные представления. Когда в 461 до н. э. Кимона подвергли остракизму, П. начал играть первую роль в афинской политике. В 458-457 архонтат стал доступен мелким землевладельцам. В 50-е гг. усилилась междоусобная борьба между Афинами и Спартой за главенствующее положение в Центр. Греции. В 457 Афины одержали победу в битве при Энофитах. В 456 Эгина была побеждена и присоединена к Афинскому морскому союзу. Постройка Длинных стен позволила Афинам превратиться в неприступную крепость, объединяющую город и порт Пирей вместе с гаванями. В 451 право афинского гражданина было дано только тем афинянам, оба родителя которых были афинскими гражданами. После заключения Каллием мирного договора с Персией в 449 П. выдвинул предложение созвать греч. государства на мирный конгресс в Афины. Но этому замыслу воспрепятствовала Спарта. Волнения в Центр. Греции и на Эвбее удалось подавить. В 445 было достигнуто соглашение о мире со Спартой на 30-летний срок. П. упрочил положение Афин внутри мор. союза настолько, что они могли выводить клерухии (поселения афинских граждан) на терр. союзников. Основанием колонии Фурии в 444 до н. э. он хотел распространить свое влияние и на Юж. Италию. В этот период политич. успехов П. на деньги союзников начал в Афинах дорогостоящее строительство на Акрополе. Он собрал в Афинах много знаменитых ученых и деятелей искусства. Некоторых из них он приблизил к себе, например Фидия, Софокла, Геродота и Анаксагора. Их неск. вольные взгляды на религию позволили противникам П. выступить против них в судебном порядке и т. о. нанести ущерб авторитету П. Анаксагор вынужден был уехать из Афин. Фидий умер в тюрьме, не пощадили даже жену П. Аспасию. П. подвергался нападкам и в афинских комедиях, что указывало на падение его популярности. Видя ухудшение отношений между Афинами и Спартой, П. считал военное столкновение между ними неизбежным и делал все, чтобы укрепить Афинский морской союз. В начавшейся Пелопоннесской войне П. попытался добиться победы на море, а население сосредоточить в укрепл. Афинах, если спартанцы нападут на Аттику. Когда в 430 разразилась эпидемия чумы и умерло множество народа, афиняне обвинили в неудачах П., и он не был даже избран в стратеги. Но в 429 был избран вновь. Вскоре после этого П. умер от чумы. Политич. власть П. формально была основана на должности стратега, которую он занимал после 443 15 раз, но в действительности он был главой государства. Для этой роли П. обладал многими данными, в особенности великолепным ораторским даром. Время его деятельности было самой блистательной эпохой в истории Афин («пятидесятилетие»). «По названию - демократия, а в действительности господство первого человека» - так оценил Фукидид положение в Афинах при П.

ПЕРИКЛА ЭПОХА

ПЕРИКЛА ЭПОХА - экономич., политич. и культурный расцвет Афин как гегемона Афинского морского союза, тесно связан с государств, деятельностью Перикла (444-429 до н. э.). Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к реальному управлению государством (оплата должностей). Он наделял обедневших граждан землей в клерухиях. При Перикле Афинский морской союз превратился в мор. державу, в которой афинские граждане должны были не только пользоваться преимуществами, но и активно участвовать в ее управлении.

ПЕРИПАТЕТИКИ

ПЕРИПАТЕТИКИ - ученики и последователи греч. философа Аристотеля, Назв. Произошло от греч. peripatos (крытая галерея), части школьного здания, которая использовалась как помещение для занятий. Наиболее выдающиеся П. оформили учение основателя. Они подчеркивали каузальные принципы вместо телеологич., выдвинули представление о природе, потеснившее представление о боге, критиковали энтелехию. Разносторонняя ученость этих мыслителей нашла отражение в обширной, б. ч. утрач. литре. П. сыграли выдающуюся роль в становлениии частных дисциплин: Теофраст, который после Аристотеля стал главой школы, является создателем научной ботаники, его преемник Стратон из Лампсака занимался теоретич. и практич. физикой, Дикеарх - историей культуры Греции. Поздние П. сконцентрировали свое внимание на историч. и филологич. студиях, которые они более не соотносили с общей философской системой. В соответствии с требованиями эпохи их привлекали прежде всего этич. проблемы. После того как ок. кон. 1 в. до н. э. глава школы Андроник Родосский издал сочинения Аристотеля, П. приступили к разъяснению и толкованию его трудов. Деятельность школы продолжалась вплоть до эпохи Римской империи. Александр из Афродисии, который с 198 н. э. учил в Афинах, своим комментарием к Аристотелю оказал влияние на философию последующего тысячелетия.

ПЕРИПАТОС

ПЕРИПАТОС (греч. место для прогулок), галерея для прогулок в Афинском ликее, где располагалась школа Аристотеля, от которого она получила свое имя.

ПЕРИПЕТИЯ

ПЕРИПЕТИЯ (греч. перелом), по Аристотелю - острый поворотный пункт в действии трагедии, происходящий вопреки простому свершению судьбы. Воплощенная в моменте узнавания, П. характерна для трагедии со сложным действием; она должна возникать по возможности из самого действия, но не приходить извне, а также не быть по происхождению сверхъестеств.

ПЕРИПТЕР

ПЕРИПТЕР (греч. храм с залом вокруг), осн. тип др.-греч. храма периодов архаики и классики. Прямоугольное культовое сооружение, с четырех сторон окруж. колоннадой из колонн дорич., ионич. или коринфского ордера. Возводилось преим. греками, в то время как римляне предпочитали трехстороннюю колоннаду, или псевдопериптер, т. е. с выступающими на стене вперед на 1/2 или на 3/4 полуколоннами (например, храм на скотном рынке).

ПЕРИСТИЛЬ

ПЕРИСТИЛЬ (греч. окруженный колоннами), окруж. с четырех сторон крытой колоннадой прямоугольный двор (часто с бассейном или водоемом). П. как составная часть др.-греч. жилых и обществ, зданий известен с 4 в. до н. э.; широкое распространение получил в эллинистич. искусстве и искусстве Др. Рима.

ПЕРИЭГЕЗА

ПЕРИЭГЕЗА - возникший в эпоху раннего эллинизма (Нимфодор Сиракузский - 3 в. до н. э.) прозаич. или стихотворный лит. жанр, в произведениях которого в форме «обведения вокруг» (periegesis), т. е. прогулки под руководством гида (periegetes), сообщались знания о той или иной стране или достопримечательном месте посредством географич., топографич., историч., мифологич. и историко-искусствостроведч. экскурсов. Самым известным и единств, сохранившимся произведением этого жанра является «Описание Эллады» Павсания - античный путеводитель 2 в. н. э. Принадлежавшие Полемону Илионскому (ок. 200 до н. э.) многочисл. сочинения о достопримечательных местах утеряны. Во 2 в. н. э. Дионисием Периегетом была написана стихотворная «Периэгеза Ойкумены» в 1185 гекзаметрах, переводившаяся на лат. яз. в 4 в. Авиеном и в 6 в. Присцианом. Это произведение оказало значительное влияние на Ср.-век. географич. мысль. В позднеантичную эпоху распространился тип описания путешествий христианских паломников (например, Бурдигальский итинерарий - Itinerarium Burdigalense).

ПЕРИЭКИ

ПЕРИЭКИ (греч. живущие вокруг), порабощенная спартанцами группа лаконского населения, которая, хотя и сохраняла личную свободу, все же на протяжении всей истории Спарты не принимала участия в Народном собрании или управлении государством.

ПЕРСЕЙ

ПЕРСЕЙ (лат. Perseus)

1. Сын Зевса и Данаи, который своим дедом Акрисием был вместе с матерью брошен в ящике в море и спасен Диктисом на о. Сериф. Полидект предложил П. добыть голову Горгоны Медузы. При поддержке Афины и Гермеса П. удалось с помощью грай получить от нимф шлем, крылатые сандалии и суму. Он обезглавил одну из грех Горгон, смертную Медузу, пользуясь зеркалом, чтобы избежать ее губительного взгляда. На обратном пути П. освободил от чудовища Андромеду. Чудовище он убил или обратил в камень при помощи головы Медузы. П. вернулся с Андромедой, ставшей его женой, отдал Диктису власть над Серифом и отправился с Данаей и Андромедой в Аргос. В Лариссе во время игр он случайно убил диском своего деда Акрисия и стал владыкой Аргоса. Голову Медузы П. передал Афине, которая носила ее на панцире. Миф о П. начиная с античных времен часто служил сюжетом рельефов, вазописи и настенной живописи; скульптура Челлини и Кановы, живопись Тинторетто, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Л. Сильвестра Младшего, Тьеполо; драмы Г. Сакса (комедия), Кальдерона, Корнеля («Андромеда»); опера Люлли.

2. Царь Македонии в 179-168 до н. э., ум. в 165 или 162 в плену в Альбе Фуценс. Во время своего правления попытался восстановить македонскую гегемонию и противостоять рим. экспансии на Восток. Однако рим. дипломатии при помощи его противника Эвмена II Пергамского удалось в значительной степени изолировать П., несмотря на то что он заключил союзы с греч. государствами и вост. владыками (Селевк IV, Прусий II). Когда римляне в 171 начали против него 3-ю Македонскую войну, от П. отпала основная часть союзников. После первых успехов (в союзе с Иллирией) П. был разбит Эмилием Павлом в битве при Пидне (168 до н. э.). Это означало конец военного противостояния греч. городов и Македонии Риму.

Предыдущая страница Следующая страница