Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

ПАВЕЛ

ПАВЕЛ - 1. Юлий, один из выдающихся рим. юристов 1-й пол. 3 в. н. э.; занимал различные высокие административные должности, в т. ч. был префектом претория, входил вместе с Папинианом в Consilium principis (Совет принцепса).

2. Иудейский ученый и писатель, родившийся в Тарсе, первоначально именовался Савлом, а после обращения в христианство (ок. 30 н. э.) известный как апостол П. Действовал преим. в М. Азии, Македонии и Греции. Он хотел, чтобы обращ. в христианство неевреи не следовали законам Моисея (обрезание, пищевые ограничения); выступал как предтеча сторонников языч. христианства в противовес иудейскому христианству. В «Деяниях апостолов» этот конфликт изображен как противоборство П., с одной стороны, и Петра и Иакова - с другой. В Новом завете 13 приписываемых ему посланий на греч. яз.; есть указания и на утерянные послания. Особенно значительным является созданное, вероятно, в 54 -55 Послание к римлянам. Его учение, и прежде всего учение о спасении не через подчинение закону, а только посредством веры, сильно повлияло на последующее христианство, среди прочих - на Мартина Лютера и Карла Барта. По церковному преданию П. после многолетнего тюремного заключения ок. 63 был осужден и казнен в Риме.

ПАВЕЛ ДИАКОН

ПАВЕЛ ДИАКОН (ок. 720 - 799), ученый монах и историк в Монте-Кассино, из лангобардского аристократич. рода; в 783-787 был при дворе Карла Великого. Его осн. труд «История лангобардов», написанный на лат. яз. на основе лангобардских, античных и Ср.-век. источников, дает представление о жизни лангобардов. В нем представлены также многочисл. устные предания и мифы этого народа. По приказу Карла Великого им была написана «История епископства Меца» (служившая примером для последующих изложений), а также «Собрание бесед», затем - «Римская история» (расшир. вариант сочинения Евтропия), выборка из «Лексикона» Феста и различные другие сочинения, в т. ч. стихотворные и эпистолярные.

ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ

ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ (лат. Paulus Silentiarius), 6 в. н. э., поэт и придворный императора Юстиниана I, друг Агафия. Ценным памятником являются ею живые, запоминающиеся, подробные эпич. описания храма св. Софии в Константинополе, восстановл. в 562. Им написано почти 80 эпиграмм, большая часть которых носит эротич. характер и разрабагывает традиционные мотивы, однако отличается изысканным стилем, искусной композицией и глубиной чувств.

ПАВЛИН

ПАВЛИН - 1. из Нолы, Меропий Понтий (род. ок. 353 в Бурдигале (Бордо), ум 22. 06. 431), лаг. христианский поэт из галло-рим. сенатской аристократии. После активной государств, деятельности П. стал христианином, с 393 вел аскетич. жизнь, основал монастырь в Ноле (Кампания) и с 409 был там епископом. Из его многочисл. сочинений сохранились стихотворения и письма (например, к его учителю Авзонию), в которых он совмещал христианское содержание с античными формами. П. наряду с Пруденцием - величайший поэт лат. христианской литературы.

2. (греч. taos, лат. pavo), птица из семейства фазановых, происходит из Индии. Отсюда П. проник в Месопотамию и Грецию, где считался чудом природы и свящ. животным. «Глаза» на распущ. хвосте воспринимались как символ звездного неба. Согласно мифу, Гера поместила 100 глаз сторожа Аргуса после его убийства Гермесом на хвостовое оперение П. Римляне охотно занимались разведением П., употребляя в пищу откормл. птиц. П. многократно воспроизведен на монетах, в изделиях мелкой пластики и статуэтках.

ПАВСАНИЙ

ПАВСАНИЙ - 1. Царь спартанцев (480-467 (?) до н. э.), преемник Леонида. П. был командующим греч. войском в битве при Платеях (479), окончившейся победой греков. Он вызвал неудовольствие полисов тем, что приказал сделать надпись на памятнике, в которой приписывал победу только себе. Участвовавшие в битве полисы добились уничтожения этой надписи. В новой надписи были перечислены 31 город-государство, которые сражались при Платеях. Из-за тайных сношений с персами и призыва к рабам, которым П. пообещал свободу, он был отстранен от власти, осужден на смерть и погиб.

2. Внук П. (1), правил с 408 по 394 до н. э. в Спарте, командовал в 405 спартанцами при их выступлении против Афин. В противоположность Лисандру, который опирался в Афинах на т. н. Тридцать тиранов, П. вел переговоры с демократами. Из-за своей умеренной политики он был подвергнут нападкам; умер в ссылке после 390.

3. Греч, историк 2 в. н. э. из М. Азии; был прозван Периегетом из-за своего сочинения «Описание Эллады» в 10 книгах. Этот отчет о путешествии по Греции, созданный ок. 180, был основан на собств наблюдениях и др. источниках. Местами он прерывается учеными экскурсами. Несмотря на отдельные ошибки, труд П. очень важен для истории античной культуры и искусства, для изучения истории религии, мифологии и топографии.

ПАГ

ПАГ - 1. У племен италиков и кельтов низшая организация общества с хуторами, отдельными поселениями и крепостями для защиты от военных нападений.

2. На 3. Римского государства - часть принадлежащей городской общине терр., несущая в первую очередь сакральную функцию и управляемая магистру ми (magistri). Надо отметить, что не только в древности, но и позже в П. сохранялись черты общины, каковой они были первоначально. Жители П. имели не только общий культ, но свою казну, совместно осуществляли разные работы, в поздней Империи были связаны совместной ответственностью за подати и повинности.

3. Обозначение преобразованных в civitates (государств, образования) кельтских племен.

ПАД

ПАД (лигурийск. bodincus или bodenkos бездонный), совр. р. По. С П., длиннейшей рекой Италии, в античное время был связан миф об Эридане. После падения Фаэтона слезы его сестер струились в Эридан и там превращались в янтарь, что указывает на др. «янтарный путь». Позже греки впервые узнали о рим., изначально венетском или кельтском, обозначении именем П. реки, берущей начало в Коттиевых Альпах и впадающей неск. рукавами в Адриатическое м. В рим. время П. отделял Циспаданскую Галлию на Ю. от Транспаданской на С. Император Август соорудил в устье П. у Равенны канал, названный fossa Augusta (ров Августа). Вследствие того что П. выносил массы ила, Адриатическое побережье со времен античности переместилось в значительной мере к В.

ПАЙДЕЙЯ

ПАЙДЕЙЯ (греч. pais - ребенок), в первую очередь воспитание и образование детей, затем вообще образование: гармонич. телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. Аристотель считал отличительными признаками аристократии высокое происхождение, богатство и П., характерным для демократии, напротив, низкое происхождение, бедность и занятие ручным трудом. С понятием П. всегда связано представление об общем образовании и занятиях, пользующихся уважением в среде свободных людей. Рим. представление о humanitas (достигнутой посредством воспитания «культурного» человека) соотносится с развившимся в эллинистич. период значением П. Это понятие, возникшее в условиях античного рабовладельч. общества, В. Йегер избрал в качестве назв. для своего осн. труда («Пайдейя», 1934 - 1947); оно имеет программное значение для последователей т. н. третьего гуманизма.

ПАКЛЯ

ПАКЛЯ - отходы от чесания льна. Использовалась в качестве ламповых фитилей. С добавлением смолы или асфальта П. служила материалом для конопачения кораблей.

ПАКУВИЙ

ПАКУВИЙ - Марк (род. в 220 до н. э. в Брундизии, ум. ок. 130 до н. э. в Таренте), рим. трагик и художник, племянник Энния. От его работ сохранились назв. и фрагменты 13 трагедий, в которых он следует греч. образцам и частично обрабатывает редкие сюжеты греч. мифологии. Содержание претексты «Павел» составляла победа Эмилия Павла над Персеем в битве при Пидне (168 до н. э.).

ПАЛАМЕД

ПАЛАМЕД - в греч. мифологии сын царя Навплия с Эвбеи. Разоблачил в ходе Троянской войны мнимое безумие Одиссея (рисунок Тьеполо) и был за это коварно обвинен последним в том, что подкуплен царем Приамом. За это П. побили камнями. Царь Навплий отомстил за его смерть грекам, когда они возвратились домой. Знамениты были мудрость и изобретательский дар П. Ему приписывают изобретение букв, цифр, шашек, мер и весов. Горгий написал «Речь в защиту П.». Скульптура Кановы.

ПАЛАНКИН

ПАЛАНКИН - носилки в форме кресла или ложа. Заимствован из стран Востока. В Греции стал известен лишь в 4 в. до н. э., в Риме - в 1 в. до н. э. Первоначально П. пользовались женщины и больные. В Римской империи стал предметом роскоши (драгоц. украшения, носильщики одинаковой внешности, одинаково одетые).

ПАЛАТИН

ПАЛАТИН (лат. Palatinus mons), самый знаменитый из семи холмов (высота ок. 50 м) наряду с Капитолийским и самая др. обитаемая часть Рима («Roma quadrata», согласно легенде, основанный Ромулом в 753 до н. э.). Так холм назывался изначально и на протяжении всего времени существования, но позже стал называться еще и Палаций. Последнее назв. возникло в императорское время, когда на П. были возведены дворцы Августа, Тиберия, Калигулы, Нерона, Флавиев и других. Поскольку местность и царская резиденция совпали фактически и в названии, начали отличать именование царского дворца от названия места (Палаций, отсюда, например, нем. названия «Pfalz» и «Palast». Аналогично в других языках).

ПАЛАЧ

ПАЛАЧ - В полисе не было спец. рабов, выполнявших функции П. Исполнительный орган, ведавший этим (Совет одиннадцати), состоял из уважаемых граждан. В Риме имелись ликторы и П. Первые наказывали свободных граждан розгами и отсечением головы. Вторые секли рабов и казнили их посредством распятия. Как правило, смертная казнь не была публичной, но приводилась в исполнение непосредственно в тюрьме.

ПАЛЕМОН

ПАЛЕМОН (лат. Palaemon), превращ. в мор. божество Меликерт, сын Атаманта и Ино.

ПАЛЕОГРАФИЯ

ПАЛЕОГРАФИЯ (греч. palaios - древний и graphein - писать), наука о др. способах письма, особенно греч. и лат. П. предоставляет возможность читать и датировать рукописи и документы античности и средневековья; ее дополняет и расширяет кодикология. Развитию П. способствовало стремление бенедиктинцев определить достоверность др. документов (кон. 17 в.). Назв. «П.» восходит к труду Монфокона «Palaeographia graeca» («Греческая палеография», 1708). Изначально тесно связанная только с изучением документов, к 19 в. П. стала самостоятельной наукой.

ПАЛЕРМО

ПАЛЕРМО (греч. Panormos), город и порт на сев. побережье о. Сицилия. Наличие хорошей естеств. гавани побудило финикийцев (ок. 800 до н. э. ?) к основанию города. Остатки финикийско-карфагенской эпохи незначительны. В 254 римляне захватили П., но только в норманнскую эпоху город впервые стал столицей Сицилии.

ПАЛЕС

ПАЛЕС - рим. пастушеское божество, мыслимое в женском и мужском облике. Его праздник, парилии или палилии, сельский праздник очищения, справлялся 21 апреля, в день основания Рима.

ПАЛЕСТИНА

ПАЛЕСТИНА - страна между побережьем Средиземного м. и Иорданским оз., т. е. Мертвым м., которая получила назв. по филистимлянам (peleset), пришедшим в П. в кон. 2-го тыс. до н. э. и принадлежавшим к т. н. народам моря. Назв. «П.» встречается уже у Геродота и становится очень употребительным с раннехристианского времени в связи с общепринятым назв. рим. пров. П. (с 135 н. э.) для «святой земли», арены действия народа израиль и иудеев. В наши дни П. называется лишь земля к 3. от Иордана, в то время как в древности какое-то время так именовалась и Трансиордания. Осн. части П. с С. на Ю.: Галилея, Самария, Иудея и Идумея; страна к В. от Иордана ко времени Иисуса называлась Перэйя («страна по ту сторону Иордана»). Люди жили в П. уже в эпоху палеолита. На эпоху ранней бронзы падает расцвет Иерихона (ок. 3000 до н. э.). В нач. 2-го тыс. до н. э. сюда пришли западносемитские степняки-кочевники. Тель-Эль-Амарнский архив позволяет говорить о том, что в П. во времена егип. владычества существовало большое количество малых городов-государств, среди них - Иерусалим. К этому времени уже произошло «завоевание земли» др.-евр. племенами, переживавшими процесс перехода к оседлости, который ок. 1100 до н. э. был завершен (согласно традиции, это были 12 колен, чьи предки считались родственниками человека по имени Израиль). Ок. 1200 до н. э. филистимляне осели на побережье; борьба против них ускорила переход народа израиль от союза племен к государству. Давид из колена Иуды (ок. 1010-971 до н. э.) победил филистимлян, покорил часть Юж. Сирии и сделал Иерусалим столицей. Его сын Соломон (ок. 971-932 до н. э.) занялся прежде всего внутр. устройством своей державы, приказал соорудить в Иерусалиме храм богу Яхве и способствовал тому, чтобы торговля стала царской монополией. После его смерти царство распалось на Израиль (на С.) и Иуду (на Ю). В 721 до н. э. Израиль был уничтожен ассирийцами, а Иуда стала от них зависимой. В 598 до н. э. Навуходоносор II захватил Иерусалим. После восстания 587 до н. э. город вновь был осажден и взят. Часть населения подверглась «вавилонскому пленению». Позднее П. попала под власть персов, с 332 до н. э. - принадлежала государству Александра Македонского, с 320 до н. э. она находилась под властью Птолемеев, с 198 до н. э. - Селевкидов. В 166 до н. э. Иуда Маккавей («Молот») восстал против Селевкидов. После подавления восстания в 160 до н. э. была основана династия Хасмонеев, подчин. селевкидскому верховному владычеству. В 63 до н. э. Помпей присоединил государство Хасмонеев к Римской республике. Попытка покор, народа вновь обрести независимость привела к Иудейской войне (66-70). При Веспасиане и Тите, который стоял во главе рим. армии, был разрушен храм и г. Иерусалим. После поражения восстания Бар-Кохбы (132-135) император Адриан запретил иудеям проживать в пров. Иудея. В 395 П. отошла к Византии, в 634 - к Арабскому халифату.

ПАЛЕСТРА

ПАЛЕСТРА (греч.), место для спортивной борьбы и упражнений, часто обозначение спортивного сооружения, иногда значит то же самое, что и гимнасий.

ПАЛЕФАТ

ПАЛЕФАТ (лат. Palaephatus), псевдоавтор сохранившегося в извлечениях сочинения 4 в. до н. э. «Невероятные истории». В этой популярной книге он рационалистически объясняет значение мифов.

ПАЛИМПСЕСТ

ПАЛИМПСЕСТ (греч. вновь соскобленный, также codex rescriptus), вновь написанная рукопись после смывания (на папирусе) или соскабливания (на пергаменте) прежнего текста, что делалось преим. из-за недостатка писчего материала. Прежний текст, который часто только в этой форме и дошел до нас, как, например, цицероновское «De re publica» («О государстве»), написанное под «De civitate Dei» («О граде Божием») Августина, в наши дни читается при помощи флюоресцентного фотографирования.

ПАЛИСАДЫ

ПАЛИСАДЫ - Римляне использовали П. прежде всего в военной практике. В бедных лесом областях солдаты должны были носить с собой, кроме своего обычного снаряжения, до семи жердей для частокола (valli).

ПАЛЛАДА

ПАЛЛАДА (греч. дева), прозвище Афины.

ПАЛЛАДИЙ

ПАЛЛАДИЙ - 1. Рутилий Тавр Эмилиан, рим. писатель, живший, вероятно, в 1-й пол. 5 в., написал «Opus agriculturae» (работу о сельском хозяйстве) в 14 книгах, где он в простой наглядной форме представил последовательно, месяц за месяцем, работы, производимые в хозяйстве. 15-я книга, где речь шла об улучшении пород деревьев, написана элегич. дистихом. Труд, в котором П. соединил работы более ранних авторов (Колумеллы, Гаргилия Марциала) с собств. опытом, был популярен в средние века.

2. (лат. palladium), др. изображение вооруж. богини Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, покровительницы города, от которой зависит его судьба и обороноспособность. В Афинах П. хранился в сокровищнице акрополя, в недоступном стороннему глазу и труднодоступном месте. Особо знаменит П. Трои, поскольку он якобы упал с неба или считался небесным по происхождению. Перед завоеванием Трои его украли Диомед и Одиссей. Мн. греч. города хвастались, что обладают им. По рим. преданию Эней привез П. с собой в Италию, где он должен был находится в храме Весты.

ПАЛЛАДИО

ПАЛЛАДИО - Андреа (1508-1580), итал. архитектор. Вдохновл. учением Витрувия и античными сооружениями в Риме, П. создал новый монументальный стиль в церковном и дворцовом строительстве, который развил формы высокого Возрождения. Наиболее знаменитые из его построек: Базилика в Виченце, вилла «Ротонда» близ Виченце, церковь Сан Джорджо Маджоре и Иль Реденторе в Венеции, некоторые палаццо и театр Олимпико в Виченце. Сильно выступающие колонны, полуколонны и пилястры с располож. под прямым углом карнизом (т. н. большой ордер П.) оживляют фасады и производят гармоничное и сильное впечатление. П. прославился как автор трактата «Четыре книги об архитектуре» (1570), являвшегося ренессансной интерпретацией труда Витрувия. «Палладианство» успешно разрабатывалось в Англии, Франции, Голландии и других странах, оказало сильное влияние на классицистич. направление в европ. зодчестве 17-18 вв.

ПАЛЛЕНА

ПАЛЛЕНА - новогреч. Кассандра, самый зап. из трех пальцевидных полуостровов Халкидики. Соединен с ней узким перешейком, выступая за пределы материка. На перешейке находился известный и разруш. в 356 до н. э. Филиппом II г. Потидея, на месте которого в 315 до н. э. диадох Кассандр основал названную его именем Кассандрею, отсюда пошло новогреч. назв.

ПАЛЛИАТА

ПАЛЛИАТА (лат.), лат. комедия, действие которой происходило в греч. среде, названная по греч. верхней одежде (лат. назв. ее -pallium) действующих лиц.

ПАЛЛИЙ

ПАЛЛИЙ (лат.), рим. мужская верхняя одежда, соответствующая греч. гиматию, сделанная из льна, шерсти или шелка; носилась дома и на улице, преим. римлянами, приверж. греч. культуре.

ПАЛЬМЕТТА

ПАЛЬМЕТТА (франц.), орнаментальный мотив с вытянутыми радиально из волют цветочной чашечки веерообразными лепестками, часто в виде гирлянд, где П. соединены «усиками». Стал обычным для греч. искусства 8-7 вв. до н. э. под влиянием Востока. П. были очень популярны в Риме, а позже в искусстве классицизма. Античные П. представляют собой как бы концентрированную природную форму; позже они стали чистым украшением.

ПАЛЬМИРА

ПАЛЬМИРА (арамейск. пальмовый город), близ совр. Тадмора, крупный центр караванной торговли и ремесла в Сев.-вост. Сирии, который развился благодаря посредничеству в торговле между Востоком и Западом. С 1 в. П. находилась в сфере рим. владычества, от Каракаллы получила статус рим. колонии. Оденат расширил ее владения, захватив месопотамские земли. После убийства Одената Зенобия, его жена и преемница, продолжила экспансионистскую политику. Она захватила Египет и большую часть рим. владений на Востоке. В 272 П. была вновь завоевана императором Аврелианом, при Диоклетиане заново укреплена, а в 634 захвачена арабами. Из великолепных сооружений рим. времени (вскрытых раскопками исследователей разных стран) имеются, помимо частично украшенных настенной росписью склепов и пр., остатки храма Бела (освящен в 32), храма Ваала Шамима (2 в.), «улица колонн» (375 17-метровых колонн, из которых 150 стоят до сих пор) с триумфальной аркой, агора и театр. Пальмирская скульптура времен Империи развивалась в характерном стиле, соединившем рим. и вост. элементы в строго линеарные формы. Среди надписей, найденных в П., наибольшего внимания достоин таможенный тариф (почти 250 строк греч. и пальмирск. текста) с перечнем ассортимента товаров караванной торговли в 137.

ПАЛЮДАМЕНТ

ПАЛЮДАМЕНТ (лат.), верхняя одежда рим. офицеров и военачальников, в особенности императора, соответствующая греч. хламиде. Делалась из шерсти или льна, окрашивалась в осн. пурпуром.

ПАМФИЛИЯ

ПАМФИЛИЯ - малоазиатская область к Ю. от Писидии между Ликией и Киликией. Важнейшие города с 3. на В.: Ольвия, Атталия, Перга, Аспенд, Сида. П. была рано заселена памфилийцами, греками, в языковом отношении стоящими близко к аркадянам и киприотам. В 7-6 вв. П. была лидийской, с 6 в. до н. э. - перс. Удобное географич. положение сделало ее объектом борьбы диадохов; после 133 до н. э. была включена в состав рим. пров. Азия, в 102-44 до н. э. - в состав Киликии. Со времени Клавдия (43) принадлежала к новобразованной пров. Ликия, при Диоклетиане стала самостоятельной пров.

ПАН

ПАН (греч.), бог - защитник пастухов и мелкого рогатого скота, лесной демон, сын Гермеса, происходящий из Аркадии, где было мн. мест его почитания (соответствует рим. Фавну); похотливое создание, получеловек с ногами козла, часто с козлиной бородой и рогами. П. изобрел пастушескую свирель и играл на ней (сиринга), преследовал нимф. Его опасались в тишине полуденного зноя или во время полуденного сна. П. возбуждал панич. ужас и панику, которые он, например, наслал на персов перед битвой при Марафоне в 490 до. н. э. П. выступает и во множеств, числе, так же как и его спутники. Из-за сходства с pan (греч. все) П. толковали и как «божество всего». В скульптуре (Бегас, Роден) и в живописи П. часто с сирингой. Он был излюбл. образом (живопись Пуссена, Фейербаха, Бёклина); кантата И. С. Баха.

Пан

рис. Афродита (нимфа?), Пан, Эрот (ок. 100 до н.э.; Афины, Национальный музей).

ПАНАФИНЕИ

ПАНАФИНЕИ - осн. праздник в честь богини города Афин, первоначально ежегодный (якобы учрежд. Тесеем); с 565 до н. э. заново учрежд. Писистратом, праздновался раз в четыре года в середине лета. После факельного шествия, музыкальных и танцевальных представлений, происходивших ночью в канун праздника, центральным его эпизодом была большая процессия с жертв, животными и с новыми роскошными одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне, которые афинские девушки ткали в течение неск. месяцев (изображение процессии на фризе Парфенона). Действа, связанные с жертвоприношением, а равным образом музыкальные и атлетич. состязания, а также конные скачки заключали праздник. Победитель награждался венком из «священной» оливы и роскошной амфорой с оливковым маслом, как указывалось в призовом листе 4 в. до н. э.

ПАНАФИНЕЙСКИЕ ПРИЗОВЫЕ АМФОРЫ

ПАНАФИНЕЙСКИЕ ПРИЗОВЫЕ АМФОРЫ - изготавливаемые в Афинах с 566 до н. э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (А: Афина, В: изображение состязаний). Панафинейские амфоры, наполн. маслом, до 2 в. до н. э. выдавались победителям на Панафинеях в качестве приза. Для датировки ценны сосуды, снабж. именами архонтов в промежутке от 373 до 312 до н. э. Наиболее др. из сохранившихся экземпляров бургундская ваза 566 или 562 до н. э., с которой связан фрагмент наградной амфоры из Галле.

Панафинейские призовые амфоры

рис. Панафинейская амфора кон. 6 в. нач. 5 в. до н. э.

ПАНДАР

ПАНДАР - ликиец. Будучи питомцем Аполлона, в «Илиаде» он сражается лучником на троянской стороне. По приказу Афины ранил стрелой Менелая и т. о. нарушил перемирие. Позже был убит Диомедом.

ПАНДЕКТЫ

ПАНДЕКТЫ (греч. всеохватывающий), назв. юридич. общих и нормативных работ. Наиболее известны опубликованные также под заглавием «Дигесты» П., составл. по инициативе Юстиниана. Это собрание и переработка юридич. правил в виде выдержек из юридич. сочинений рим. права классич. времени. Они составляют осн. часть Corpus iuris civilis (Свод гражданского права). кручивание суставов. Запрещено было кусаться и царапаться. Не было ни весовой категории (только разделение по возрастным группам), ни временного ограничения. Исход борьбы должны были решать неспособность продолжать ее или добровольная сдача. П. выделился в самостоятельный вид спорта, т. к. явно отличался и от кулачного боя, и от спортивной борьбы.

ПАНДОРА

ПАНДОРА (греч. всеодаренная, вседающая), обозначение богини Земли. В греч. мифологии первая женщина. Чтобы наказать людей за кражу Прометеем огня, Зевс приказал Гефесту создать П., наделить ее прелестью всех богов (всеодаренная) и послал ее к людям как «прекрасное зло». Несмотря на предупреждение Прометея не принимать подарок Зевса, его брат Эпиметей взял П. в жены. Она открыла принес, с собой сосуд (позднее ставший «ящиком Пандоры») и выпустила все заключ. в нем бедствия, кроме надежды, которая осталась на дне. Пандора родила Эпиметею Пирру, супругу Девкалиона. Полотна Рубенса, комедия Виланда.

ПАНЕГИРИК

ПАНЕГИРИК (. шт., греч.), в Др. Греции речь на праздничном собрании (греч. panegyris), например хвалебная речь Исократа 380 до н. э. об Афинах и их истории («Панафинейская»). Поскольку эти праздничные речи, как правило, носили характер хвалебных и поощрительных, с рим. времени слово «П.» стало употребляться как назв. хвалебных речей и стихов (отсюда панегирический неумеренно хвалебный).

ПАНЕН

ПАНЕН - греч. художник 5 в. до н. э., соратник Фидия, современник Микона и Полигнота. Среди созданных с ею учасшем работ изображение битвы при Марафоне для Стой Пойкиле в Афинах и культовое изображение Зевса в Олимпии.

ПАНИАСИС

ПАНИАСИС (лат. Panyassis), эпич. поэт из Галикарнаса, погиб в борьбе против тирана Лигдамида ок. 460 до н. э., дядя Геродота; написал среди прочего эпос «Гераклея», от которого сохранились лишь некоторые фрагменты.

ПАНКРАТИОН

ПАНКРАТИОН (многоборье), вид спортивной борьбы, включ. в олимпийскую программу в 648 до н. э., вероятно до этого времени неизвестный. Это соединение кулачною боя и спортивной борьбы как в стойке, так и на земле. Разрешались удары кулаком, нотой, коленом, локтями, захваты, сжатия, выкручивание суставов. Запрещено было кусаться и царапаться. Не было ни весовой категории (только разделение по возрастным группам), ни временного ограничения. Исход борьбы должны были решать неспособность продолжать ее или добровольная сдача. П. выделился в самостоятельный вид спорта, т. к. явно отличался и от кулачного боя, и от спортивной борьбы.

Панкратион

рис. Панкратиаст в центре) и наказывающий его судья справа), слева: пара кулачных бойцов (с изображения на сосуде для питья, ок. 480 до н. э.).

ПАННОНИЯ

ПАННОНИЯ - рим. пров. между Вост. Альпами, Дунаем и Савой. Захват региона начался при Августе в 35-33 до н. э. с Иллирии (в 35 до н. э. завоевана Сисция - совр. Сисак) и продолжался при острейшем сопротивлении иллирийско-кельтского населения до подавления Паннонского восстания (6-9 н. э.) Тиберием, ставшим впоследствии императором. В 8 н. э. были учреждены пров. - Верхний Иллирик (позднее Далмация) и Нижний Иллирик (со времени ок. 1 в. н. э. - П.). В позднейшей П. стояли 3 легиона, число которых после врем, сокращения в 101-102 было увеличено до 4. При Тиберии произошел вывод первых поселений ветеранов в области Скарбанция (совр. Шопрон), в окрестности Балатона и в Эмоне (совр. Любляница), которая как первый город П. получила статус колонии. Последующими колониями стали Савария (совр. Сомбатхей) при Клавдии, а также Сисция и Сирмий при Флавиях. Хотя жизнь в пограничной пров., по существу, определялась военными столкновениями с варварами, тем не менее в глубине провинции (города, виллы) достигнут экономич. и культурный расцвет, который продолжался до 3 в. С начала 2 в. П. была разделена на Верхнюю П. с 3 легионами в Карнунте (совр. Дойч-Альтенбург), Виндобоне (совр. Вена) и Бригецио (совр. Сень) под управлением императорского легата-консуляра, и Нижнюю П. с 1 легионом в Аквинке (совр. Буда) под управлением императорского легата-претора (первым наместником Нижней П. был впоследствии ставший императором Адриан). Полнота власти, которой обладал наместник пров. с 3 легионами (кроме Верхней П., в кон. 2 в. только Британия и Сирия) и которая привела к провозглашению императором в его пров. Верхней П. Септимия Севера, позволила Каракалле присоединить терр. Бригецио с помощью стоявшего там легиона к Верхней П. С сер. 3 в. постоянные варварские нападения (вандалы, свевы, сарматы и т. д.) способствовали упадку этих пров., которые при Диоклетиане были опять разделены: Верхняя П. на Первую П. и Савию, Нижняя П. - на Вторую П. и Валерию. В 4 в. императоры часто отправлялись в П., преим. за тем, чтобы вести там войны. Гуннское нашествие в 5 в. привело к постеп. отказу от пров. Последняя попытка вновь завоевать ее ок. сер. 5 в. успеха не имела.

ПАНТА РЕЙ

ПАНТА РЕЙ (греч. все течет), основополагающее диалектич. положение (приписываемое Гераклиту, но, возможно, появившееся позже), согласно которому ничто не остается в покое, но все, подобно реке, находится в постоянном движении.

ПАНТЕОН

ПАНТЕОН (греч. храм, посвященный всем богам), единств, сохранившееся здание в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двухскатной крышей служит проходом в центр, строение цилиндрич. формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутр. помещение свет проникает через отверстия в куполе. П. был построен в 115-125 при Адриане на месте аналогичного храма 27 до н. э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 уничтож. ударом молнии. С 7 в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля. В честь П. в 1791 классицистич. церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была переименована во Французский П. (с тех пор - храм почета). В подражание П. часто строили подобные храмы, например П. в Потсдаме.

ПАНТИКАПЕЙ

ПАНТИКАПЕЙ - совр. Керчь, милетская колония на Боспоре Киммерийском, основанная ок. 600 до н. э., позже - столица Боспорского государства. П. разбогател за счет рыбной ловли, торговли и особенно экспорта пшеницы. Производимые с 19 в. раскопки выявили остатки городской стены и отдельных сооружений, а также некрополь с грунтовыми погребениями и курганы. Систематически раскопки ведутся с 1945.

ПАНТОКРАТОР

ПАНТОКРАТОР (греч. вседержитель), прозвище различных божеств, позже особенно бога иудеев и христиан, со времен греч. патристики - Христа. В искусстве Христос П. - излюбл. тема визант. и отмеч. визант. влиянием мозаик и фресок. Особенно часто он изображался в центральном куполе храма.

ПАНТОМИМА

ПАНТОМИМА (греч. подражающий всему), сценич. игра, в процессе которой актер, часто называвшийся пантомимом, представляет драматич. действия без слов, но лишь посредством жестов, мимики и танцев; поясняющие слова поет хор. Особенно любимые широкими слоями народа П. и мим вытеснили в Риме комедию. Юстиниан в 526 запретил П., поскольку содержание ее часто было фривольным. В наши дни под П. понимается исполнительское искусство, которое пользуется преим. жестами и мимикой.

ПАНФЛЕЙТА

ПАНФЛЕЙТА - см. Сиринга.

ПАНЦИРЬ

ПАНЦИРЬ (лат. lorica), у греков и римлян защитное приспособление для туловища из холста, кожи или металла, часто дополн. плечевыми ремнями и накладками. Металлич. П. бывали из звеньев цепи, чешуйчатые и из проволочной сетки. Значительны в художеств, отношении статуи с П., особенно рим. императоров, например статуя Августа из Примапорта.

ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ

ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ - периодически (по циклам) устраиваемые общие Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Победитель, который в один из таких циклов в каком-то виде соревнования победил во всех 4 играх, получает титул «периодоник». Назв. «П. и.», особенно с эллинистич. времени, переносилось на многочисл. мелкие региональные игры.

ПАНЭЦИЙ

ПАНЭЦИЙ - с Родоса (ок. 180-100 до н. э.), эллинистич. философ, принадлежащий к одному из выдающихся родов Линда, основатель Средней Стой. После обучения в Афинах его деятельность проходила в Риме, потом в Афинах, где он был с 129 до н. э. главой стоич. школы. П. ввел стоицизм в аристократич. круги Рима (дружба со Сципионом Младшим и Гаем Лелием); там он научился считать пользу осн. этич. принципом. Т. о. он смягчил этич. ригоризм Др. Стой и задумывался более о рекомендациях, чем о запрещениях. Целью жизни П. считал исполнение того, к чему склоняет здравый рассудок. Для обычных людей это стремление жить согласно своему естеству. П. видел в человеке составную часть космоса (в этом он предшественник Посидония). Вопреки воззрениям Др. Стой и под влиянием Аристотеля он считал мир вечным, а души смертными. От работ П. сохранились лишь фрагменты. Цицерон при создании «De officiis» («Об обязанностях») опирался на его сочинение «О долге».

ПАПИНИАН

ПАПИНИАН - Эмилий, один из знаменитейших рим. юристов, род. ок. 146, казнен при Каракалле в 212, занимал различные высокие всаднические должности, был префектом претория; друг императора Септимия Севера. Член Совета принцепса. Цитаты из его трудов занимают существ, место в Своде гражданского права.

ПАПИРОЛОГИЯ

ПАПИРОЛОГИЯ (греч.), наука о др. текстах на папирусе. Однако обозначение не совсем соответствует содержанию. П. занимается прежде всего греч. и лат. текстами на папирусе и пергаменте из Египта греко-рим. периода, т. е. от времени завоевания Египта Александром Македонским (332 до н. э.) до арабского завоевания 7 в. н. э. П. привлекает также сходные по смыслу тексты этого времени на других материалах, исключая надписи на камне, которые изучаются эпиграфикой. Не входят в круг исследований этой науки одновременные папирусы из Египта, написанные на других языках, равно как и папирусы более раннего времени, которыми занимается египтология или отдельные востоковедч. науки. С 17 в. началась работа со Ср.-век. папирусами. Впервые П. приобрела значение благодаря находкам в Египте. Первая находка была сделана в 1778. Это т. н. Charta Borgianа (Боргианская хартия). Эпохальные для науки открытия начинаются с 1877 в Файюме. Там до сего дня учеными ведутся планомерные раскопки. Особенно мн. сделали для П. Фл. Петри, Б. П. Гренфелл, Э. С. Хант, П. Жуге, Г. Лефевр, У. Вилькен, О. Рубенсон, Ф. Цукер и В. Шубарт. Результаты раскопок обнародованы в многочисл. публикациях, которые важны для всех отраслей науки о древности. Осн. часть находок в Египте сделана в пров. Эль-Файюм, Абузир-эль-Мелек, Оксиринх, Антинополь, Большой Гермополь, Панополь, Элефантина, в Италии - Геркуланум. Значительные собрания папирусов находятся в Берлине, Каире, Лондоне, Оксфорде, Париже и Вене.

ПАПИРУС

ПАПИРУС (лат., греч. papyros), травовидное растение, которое растет в прибрежных болотах Евфрата и Нила, достигает длины неск. метров. Теперь встречается местами у Нила и на Сицилии. П. давал сырье для производства различных предметов: циновок, лодок, хижин, но в особенности писчего материала, именуемого П. Разрезанная на тонкие полосы сердцевина стебля складывалась друг за другом и соединялась другими, идущими под прямым углом к первому слою, при помощи постукивания и прессования. Оставшиеся неровности заполировывались. Растение содержало достаточное количество связывающего вещества, так что клей не требовался. Египтяне владели монопольным производством П. и экспортировали эту необходимую всем продукцию. П. на протяжении всего др. периода являлся для стран Средиземноморья осн. писчим материалом. Самые др. из имеющихся в нашем распоряжении папирусных текстов относятся к 3 тыс. до н. э. П. служил для записей лит. текстов до 8 в. н. э. Документы папской канцелярии писались на П. еще в 11 в. П. содержали бесчисл., не сохран. Ср.-век. рукописями лит. тексты, например для классич. времени: Гесиод, «Каталоги»; лирика, особенно Алкей, Сапфо, Коринна, Пиндар, Вакхилид; Тимофей, «Персы»; комментарий к орфич. теогонии; Софокл, Еврипид; Эпихарм; греч. оксиринхские тексты; Аристотель, «Афинская по лития»; Антифонт; из эллинистич. периода: Каллимах; схолии, элегии, эпиграммы, Герод; Менандр, «Дискол» и др.; рассказ о 3-й сирийской кампании; из рим. и визант. периодов: Гиерокл, элементарное этич. учение, деяния александрийских мучеников, антологии; научная литература (комментарии к Демосфену, к «Теэтету» Платона, к Гомеру), П. с магич. текстами; христианские тексты (речения Иисуса, молитвы, праздничное пасхальное послание александрийского патриарха). Лат. П. встречаются относительно редко и дают тексты авторов, в осн. уже известных из Ср.-век. рукописей. Документальные тексты позволяют глубже заглянуть в историю, управление и обыд. жизнь египтян.

Папирус

рис. Греческий папирус. Отрывок из «Илиады» Гомера, 1 - 2 вв. (Берлин, Государственные музеи, собрание папирусов).

ПАПП

ПАПП - из Александрии (ок. 320), греч. математик, астроном и географ. В своем осн. сочинении «Collectiones,, («Собрания») П. дал замечательный и исчерпывающий комментарий к математич. грудам своих предшественников. На нем основывается б. ч. наших знаний об утрач. сочинениях. Сочинение П. содержит также результаты собств. исследований (например, преобразования теоремы Пифагора), которые существенно повлияли на развитие математики в Европе в 16 и 17 вв. П. написал также комментарий к «Элементам» Евклида и к «Альмагесту» Птолемея. Он автор «Хорографии ойкумены» («Хорографии населенной земли») по Птолемею (сохранившейся в арм. переводе или переработке) и сочинения «О реках Ливии» (утеряно).

ПАПСТВО

ПАПСТВО - Основанная около 49 н. э. христианская община в Риме и ее епископ по церковному преданию считались с самого начала общиной великой, могуществ. и готовой прийти на помощь, т. е. общиной столицы великого государства, в которой действовали два апостола, Петр и Павел, и претерпели здесь мученич. смерть (63-64, после предательства). Достоверные сведения сохранились о рим. епископах, однако, с 3 в. Уже в раннее время они вмешивались в дела других общин и областей и требовали признания главенства рим. общины. Возведение рим. епископского престола к апостолу Петру и вместе с тем идея П. встречается впервые у Каликста I (217-221) и полностью оформляется у Льва 1 (440-461). Рим. епископы чувствовали себя последователями Петра. Для этого они привлекали сказанное Христом Петру слово (от Матфея, 16, 18 и сл.) и поэтому претендовали на самое высокое судейское и учительское положение в церкви. При Григории Великом (590-604) было основано церковное государство. В процессе долгой борьбы и разбирательств с остальными патриархиями и в связи с благоприятными политич. обстоятельствами (476-падение Западной Римской империи) П. удалось добиться главенствующего положения. Идея П. не была признана вост., а позже протестантской церковью. Претендовавшее на особое положение П. всегда выдвигало широкие политич. притязания (возникновение церковного государства, т. н. Лжеисидоровы декреталии, фальсификация о Константиновом даре, теория преимуществ, права церковной власти перед светской), которые в эпоху средневековья превалировали над духовными устремлениями.

ПАРАБАЗА

ПАРАБАЗА (греч. отступление), хоровая партия др. комедии и одна из ее осн. частей; по господствующему в ее начальной части стихотворному размеру часто называется также «анапестом». П. появляется в осн. в середине пьесы и включает семь частью произносимых, частью пропеваемых частей. В начале П. хор сбрасывает маски; его предводитель высказывает, часто безотносительно к содержанию комедии, собств. заявления автора комедии (политич. призывы, инвективы и т. п.). П. как важнейшее средство политич. и социальной критики постепенно пришла в упадок с падением демократии: так, в последних пьесах Аристофана она уже отсутствует.

ПАРАБОЛА

ПАРАБОЛА (греч. сравнение, подобие), лит. форма, находящаяся в системе дидактико-учебной символики, которая выступает преим. составной частью в других лит. жанрах, но может составить самостоятельный рассказ. Известны античные П. Менения Агриппы (здесь отношения между патрициями и плебеями прояснено П. о желудке и других частях организма) или П. Нового завета (например, П. о блудном сыне).

Предыдущая страница Следующая страница