Словарь античности
Статьи на букву "С" (часть 7, "СТО"-"СЫР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СТО"-"СЫР")

СТОЛПНИКИ

СТОЛПНИКИ (греч. stylites - обитатель колонны, святой на колонне), христианские аскеты, проводящие свою жизнь на небольшом пространстве (4 6 кв. м) верхушки колонны. Вызывали изумление и почтение народа.

СТОЛЯР

СТОЛЯР - У греков и римлян мастера по дереву (lignarius, xylurgos) считались одновременно и С. С.-мебельщики работали в мастерских, в которых соблюдались четкая градация между ними; работа выполнялась вручную, а ее результатом зачастую являлись подлинные шедевры. С.-плотник приравнивался в Др. Греции к С.-краснодеревщику, т. к. первый мог мастерски оформлять двери и потолки кессонами. Специализация ремесленников была неполной, и это приводило к тому, что, например, С. и токарь по дереву пользовались почти аналогичными орудиями труда.

Столяр

рис. Столяр, просверливающий отверстия в крышке ларя.

СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ

СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ - Рим. сторожевые башни вдоль пограничной линии (limes) строились первоначально из дерева, позднее - из камня. В плане Сб. представляла собой квадрат с длиной стороны от 2,5 до 6 м. С. б. достигали в высоту 8 м и, как правило, окружались кольцеобразными рвами. Башни аналогичного типа служили для охраны дорог. В поздне-рим. время сооружались Сб. большего размера (burgi), которые устанавливались на особенно угрожаемых участках границы, в частности на излучине Дуная, в районе Железных Ворот и других.

СТОЯ

СТОЯ - греко-рим. философская школа, назв. которой происходит от греч. stoa poikile - Пестрый портик (зал в Афинах, где собирались основоположники С). С. просуществовала со времени раннего эллинизма до эпохи Римской империи. За эти более чем 500 лет в воззрениях школы произошли изменения, позволяющие разделить ее на Древнюю С. (эллинизм). Среднюю С. (Римская республика) и Позднюю С. (эпоха Империи). Из трудов представителей Древней и Средней С. до нас дошли только фрагменты. Основатель С, Зенон из Китиона, разработал утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны - свободные и рабы, греки и варвары, богатые и бедные, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Вслед за Зеноном главой школы стал Клеанф, после него творил Хрисипп, один из образованнейших людей своего времени, систематизировавший древнестоич. философию, центром которой была этика (сказывалось влияние киников). В соответствии с этой философией добродетель не бывает врожд., но ее можно достичь воспитанием. Набор добродетелей в осн. был заимствован у Аристотеля, однако формулировки изменены, и добавлена идея любви к труду. Идеалом мудреца-стоика является невозмутимость, стоич. спокойствие. Натурфилософия, сформулированная под влиянием Аристотеля, связана с учением Гераклита. Мир возникает из творческого первоогня и погибает в великом мировом пожаре (ekpyrosis). Этот процесс возникновения и гибели повторяется в вечной цикличности, бог проникает всю природу. Эти пантеистич. представления смыкаются с идеей бога-творца, управляющего миром и предопределяющего все события. Вера в провидение, стоящая в центре стоицизма, примен. к человеку, ведет к фатализму, а в физике становится предпосылкой механистич. материализма: все процессы предопределены причинно, случайности невозможны. Логика Древней С. превосходит логику Аристотеля, ибо в центре исследований она помещает гипотетич. и разделительные (дизъюнктивные) выводы. Достижения С. в этой области предвосхитили ряд важных положений соврем, предикативной логики. Первым представителем Средней С. считается Панэций. Он подчеркивал практич. характер философии и опирался на идеи Платона и Аристотеля. Развить этику стоиков стремился Посидоний, доказывавший отдельными исследованиями ту мысль, что все происходящее предопределено заранее и может быть предсказано. Гл. представители Поздней С. - Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий-стремились дать людям утешение посредством житейской мудрости. Христианство приняло исходные положения религиозных взглядов стоиков.

СТРАБОН

СТРАБОН (греч. Strabon - косой) (ок. 64-63 до н. э. - ок. 20 н. э.), греч. географ и историк из понтийской Амасии. Происходил из знатной семьи. Несмотря на то что С. предпринял неск. путешествий по М. Азии, в Грецию (Коринф), неоднократно бывал в Италии (Рим, Этрурия, Кампания) и в Eгипте (ок. 25 - 24 до н. э. поднялся вверх по Нилу до Сиены и до о. Филы на нубийской границе). Большинство географич. данных об известных ему землях («География» в 17 книгах, в большинстве своем сохранившихся), как правило, заимствованы из многочисл, письм. источников, которые С. часто дословно цитирует. Он пользовался грудами Эратосфена, Артемидора Эфесского, Полибия и особенно Посидония. Как географ, С. полностью разделяет хорографич. точку зрения Полибия, а не матемагич. Эратосфена Будучи стойком, С. считал Гомера авторитетом в области географии, подвергая сомнению данные Пифея. География для С. часть философии. 1-я и 2-я ввод ные книги «Географии» дают ценные сведения по истории дострабоновской географии, книги 3 10-я посвящены Европе, 11 16-я Азии, 17-я Африке. Труд С. интересен не только с географич., но и с историч., мифографич. и культурно-историч. точек зрения. География С. привлекла внимание лишь в позднеантичное и византийское время. Она единств, из античных произведений такого рода, почти полностью дошедшее до нас С ней рядом можно поставить лишь математич. теог рафию «Geographike hyphegesis,, («Руководство по геог рафии») Птолемея. Кроме «Географии», С, будучи продолжателем Полибия, выпустил «Исторические коммента рии» («Hypomnemata historika») в 47 книгах, из которых до нас дошли немноючисл. фрагменты.

СТРАВИНСКИЙ

СТРАВИНСКИЙ - Игорь Федорович (1882 - 1971), русский композитор, дирижер. С 1910 жил за рубежом. В его оперной оратории «Эдип-царь» (1927), написанной на слова Кок го, использован лаг. яз., фонетич. феномен которого призван придать произведению большую монументальность. В таких балетах, как «Аполлон Мусагет» (1927), «Орфей» (1947), «Агон» (1957), С. стремится достичь формального постоянного идеала, античные образы его произведений становятся искусств схемами.

СТРАНОВЕДЕНИЕ

СТРАНОВЕДЕНИЕ - С. занимался Критий (кон 5 в.), уделявший в своих сочинениях значительное внимание также этнографии. Он дал описание танцев, одежды, застольных обычаев жигелей некоторых стран и созданных ими культурных ценностей. Содержащиеся в работах Кригия и его последователей точные данные о расположении той или иной местности, климате, растительности, преобладающем направлении ветра и г. д. подкрепили теоретич. положения ионийской натурфилософии, что человек зависит от сил природы. Новый этап в С. связан с Деметрием из г. Скепсис (200 130 до н. э.), который работал также и в области географии. Это способствовало росту популярности появившегося в этот период большого количества страноведч. сочинений. В рим. эпоху пейзажная живопись свидетельствовала об интересе художников к С. На начальном этапе периода Империи С. рассматривалось не столько в научном, сколько в военно-политич. аспекте (Dimensuratio provinciarum - чисто практич. топография пров.). Политически тенденциозны также написанные в кон. 1 нач. 2 в. сочинения Тацита (описания быта и порядков герм, и брит, племен).

СТРАНЫ СВЕТА

СТРАНЫ СВЕТА - В Греции по мере развития море плавания рано возникла потребность в определении С. с. Естесгв. деление горизонта производилось по движению Солнца. Точки восхода и захода Солнца во время равноденствия это В. и 3. Направления меридиана (полуденная линия) дают юж. и сев направления. Направления ветров координируются со С. с. и также служат их обозначению. Согласно Гиппократу сев. ветры дуют из дуги между точками восхода и захода во время летнею солнцестояния, южные от соответствующей юж. дуги. У Аристотеля и Эратосфена встречается раздел, на 8 частей роза ветров. Ее своеобразной иллюстрацией была вось миугольная Башня ветров в Афинах. Однако коор динирование ветров по отношению к С. с. не является единым, например Эвр. то вост. . то юго вост. ветер.

Страны света

рис. Страны света.

СТРАТЕГИ

СТРАТЕГИ (греч. btrategos), первоначально во обще военачальники В Афинах с 508 / 507 до н) С. назывались члены выборной коллегии из 10 чело век (ее председатель менялся ежедневно), осуществ лявшей верховное командование армией и флотом. Срок деятельности С. равнялся году, однако допускалось неоднократное их переизбрание. С. в Афинах 5 в. до н. з. оказывали большое влияние на об щую политику государства и часто правили им (Перикл) Предпосылкой для выдвижения в члены коллег ии С являлось наличие земельной собственности. Членство в коллегии С. долгое время полностью находи лось в руках аристократии. Известными С. были. Мильтиад, Фемистокл. Кимон, Перикл, Алкивиад. В период эллинизма С. поручалось выполнение и некоторых функций управления (наместники в пров.)

СТРАТЕГИЯ

СТРАТЕГИЯ (греч. btrategia - искусство полководца) В гомеровское время элементы С. (например, бои треков с троянцами, описанные в «Илиаде») были довольно примитивны, хотя именно тогда (кон. 1-го тыс до н. з) появились разведка и боевое охранение, Стали различать наступательную и оборонительную формы боя. Важные моменты стратегич. руководства разработали греки в ходе греко-перс. войн: определе ние характера будущей кампании (подготовка фчога или сухопутного войска), точное знание места гл. сражения и момента контрнаступления, направления гл. удара на каждой фазе войны. Греч. С. предуема тривала четкое взаимодействие армии и флога. Наибольшее развитие С получила при Эпаменонде, Филиппе II Македонском и гл. обр. Александре Македонском, перс, поход которого вошел в леденды. Отличительной особенноестью его С было создание сильных промежуточных баз и обеспечение тыла. В рим. военной истории С получила дальнейшее развитие: выбор места боя, план ведения войны, распределение сил. учет гакгич. соображений и т. д. Военачаль ники времен античности стремились к концентрации крупных сил. активному продвижению вперед Они рассматривали сражение как тд. средство достижения конечной победы. Исключение составляет К. Фабий Максим Кунктатор (лат, cunctator медлитель), применявший тактику изматывания врата во 2 й Пунической войне. Смелую С. применил Спартак во время великого восстания рабов. Наступательные лейивия против превосходящих сил римлян, решительная инициатива позволяли ему уничтожать каждую армию противника отдельно Важно и то, что все свои военные акции Спартак тщательно тоговил. Упадок античного рабовладельч общества привел к значительным изменениям в С , а также в составе вооруж сил, которые все больше утрачивали наступательную способность и использовались тл. обр. для ведения пассивных, оборонительных войн.

СТРАТИГРАФИЯ

СТРАТИГРАФИЯ (греч., лат. слоеведение), определение описание и оценка почв и культурных слоев. Их последовательность становится наглядной благодаря профильным разрезам (большей чаемью вер гикальным), получ. в результате научных раскопок. (часто служит единств. возможностью для определения археологич. взаимосвязи культурных слоев. Этот метод был впервые применен на великих раскопках 2-й пол. 19 в (Олимпия. Троя. Самофракия, Пергам) и вноследствии усовершенствован. Ныне С. является основой всех археологи, раскопок.

Стратиграфия

рис. Разрез террасы сокровищниц в Олимпии 1 - надстройка; 2 - фундамент; 3 - первоначальная высота атичного здания; 4 - современная высота, 5 - бронзовые статуэтки животных; 6 - зола; 7 - гумус, 8 - остатки гумуса; 9 - гумус, древесный уголь, кости; 10 - песок; 11 - доисторический слой; 12 - материковый песок: 13 - фундаментальная выемка лестницы; 14 - раскопки не производились, 15 - метроон (храм Великой Матери); 16 - надстройка; 17 - фундамент.

СТРАТОН

СТРАТОН - из Лампсака (ок 300 до н э.). ученик Аристотеля, один из духовных отцов Мусейона в Александрии. Переосмыслив идеалист ич наследие философии перипатетиков, со мал на основе атомистич учений и экспериментов основы физики, не получившие дальнейшего развития (именовался «Физию) Взамен аристотелевского бога как движущей силы мира С. предложил детерминистскую теорию материальной самоорганизации. При этом снималось метафизич. противоречие между формой и материей, а гакже между мирами надлунным и подлунным. С. утверждал единство восприятия и мышления в процессе познания, оспаривал двойственность человеч. духа и, следовательно, идею Аристотеля о бессмертии высшей части души. С. является предшественником раннебуржуазной науки.

СТРАХ И СОСТРАДАНИЕ

СТРАХ И СОСТРАДАНИЕ (греч. phobos и eleos), в др. переводе ужас и сожаление. По Аристотелю, важнейшие аффекты, которые при трагич. катарсисе смят чаются или вообще устраняются. Сострадание вызывают трагич. личности, незаслуженно попадающие в положение несчастных, страх ощущается зрителем, пострадавший равен или подобен ему самому, потому что он сам может столкнуться с подобным несчастьем. Как трагич. аффекты С. и с. являются эстет ич. понят иями и как таковые связаны с понятием «удовольствие».

СТРАХ ПУСТОТЫ

СТРАХ ПУСТОТЫ - или «страх перед вакуумом» (лат. «horror vacui») Аристотель оспаривал возможность вакуума в макро - и микрокосмосе, он полагал, что природа не терпит пустоты и потому не допускает ее Филон Византийский Герон из Александрии пытались доказать «С. п.» на примере действия пневматич. механизмов (например, подъемник, пипетка). В схоластике «С. п.» итрал существ, роль при объяснении всех пневматич. эффектов. Лишь в 16 и 17 вв. стали известны объяснения этих эффектов давлением сжагого воздуха.

СТРИГИЛЬ

СТРИГИЛЬ (шт. strigilis), металлич. прибор, с помощью которого борцы после состязаний счищали с себя масло, песок и пот.

СТРИМОН

СТРИМОН (греч. Strymon, болг. Струма), река в античной Фракии, начинающаяся в г. Витоша (античный Скомий), под Амфиполем, и впадающая в Эгейское м. Ее низовье с 5 в до н. э. служило границей Македонии, к рая при Филиппе И в 4 в. до н. э. продвинула свою зап. границу за С. вплоть до Неста.

СТРОГИЙ СТИЛЬ

СТРОГИЙ СТИЛЬ - фаза развития греч. искусства с 500 по 450 до н. э. В это время в Афинах начался процесс замены аристократ ич строя на демократич. Ионич, традиции в изобразительном искусстве, еще заметные в последний период поздней архаики (1-я четв. 5 в.), стали активно вытесняться. Ранняя классика (2-я четв стотегия) постепенно уступает место «материковому» стилю (фронтон в Олимпии). Искусство полисов впервые достиг ает апогея (продолжалось в высокой классике)

СТРОИТЕЛЬНЫЙ РАСТВОР

СТРОИТЕЛЬНЫЙ РАСТВОР - При строительстве зданий из тесаного камня или кирпича не требовалось применения Ср. Первоначально строители, использовавшие С р в качестве вяжущего материала, смешивали мраморную крошку с клеящими веществами Гипсовый С р , применявшийся в эпоху бопсе др цивилизаций, не получил в Греции широкого распространения. Его искусно использовали преим. при строительстве инженерных сооружений (водопроводы). Однако при строительстве зданий из неотесанного камня возникла необходимость в известковом Ср., который впервые был использован при ускор. возведении в 460 до н. э. Длинных стен, соединявших Афины с Пиреем. До того как в Греции начали использовать в строительстве обожж. кирпич, не требовалось применения Ср. Еще Теофрасту было известно о применении финикийцами Ср., однако он, видимо, спутал гипсовый раствор с известковым. Только массовое сооружение в Др. Риме зданий из обожж. кирпича обусловило широкое применение Ср. Катон Старший и Витрувий в своих трактатах рекомендовали использовать в качестве добавок в С. р. крупнозернистый песок и, наоборот, не добавлять в него гумус, поскольку это могло бы повлечь за собой изменения в окраске С р. Они также советовали добавлять в растворную смесь речной песок, т. к. добавление мор. песка, содержащего соль, вело к увлажнению и тем самым к понижению прочности кладки. В качестве минеральных добавок широко использовали песок вулканич. происхождения, особенно при строительстве подводных сооружений и портов.

СТРОИТЕЛЬСТВО

СТРОИТЕЛЬСТВО - Высокий уровень строительства у греков и римлян подтверждается многочисл. надписями, строительными сметами, счетами, отчетами и лит. свидетельствами. Даже в провинциальных областях сохранилась богатая строительная документация. В качестве осн. фигур в строительном деле выступали архитектор и строительный предприниматель, получавшие от должностных лиц заказы на С. путем размещения подрядов. О церемониях и обрядах, связанных с С. (освящение закладки фундамента, строительные жертвоприношения), сохранились лишь скудные сведения. В античных источниках многократно упоминаются применявшиеся строительные материалы. Для С. жилых домов использовалось дерево, плетеные конструкции, кирпич-сырец и известняк. Обществ, здания сооружались из каменных блоков, в осн. мраморных; в рим. императорскую эпоху также из порфира, доставлявшегося из егип. каменоломен и считавшегося самым роскошным строительным материалом. В принципе практически все естеств. камни использовались в строительном деле. О большом объеме транспортных перевозок для С. в эпоху Римской империи свидетельствуют данные, получ. при обследовании археологами-аквалангистами затонувших судов с грузом мрамора. Нов. строительным материалом, появившимся в 3 в. н. э., было оконное стекло. Специализация в С. находилась на высоком уровне. Наряду с существовавшим традиционным, исторически обусловл. разделением на жилое С и С. обществ, зданий (базилики, палестры, стадионы, храмы, театры) возникло С. технич. сооружений (мосты, дороги, портовые постройки, маяки, водопроводы, туннели). Огромное здание маслобойной фабрики 2 в. н. э. в Бир-Сгауне подтверждает также и существование С. в промышл. целях. В С. крупных зданий применялись механич. вспомогательные средства, такие, как строительные краны различной конструкции и грузоподъемности, строительные леса, опалубки для арочных сооружений и литой кладки. Асфальт находил в античности меньшее применение, чем в более др. переднеазийском строительном деле. В конце античной эпохи начали строиться монастыри. Христианская церковь перестраивала языч. сооружения и тем самым ставила перед С. нов. задачи.

Строительство

рис. Кран (реконструкция по Витрувию).

СТРОФА

СТРОФА (греч. strophe - поворот), первоначально - танцевальное движение хора, затем - часть песни, исполняемая хором при этом движении. В широком смысле С. - метрич. система, состоящая из неск. стихов, не обязательно идентичных по ритму и размеру. В продолжении песни С повторяется в той же метрич. структуре один раз или чаще (алкеева, асклепиадова, сапфическая С). В песне хора за каждой С следует антистрофа; заключает песню, как правило, эпод.

СТРОФАДЫ

СТРОФАДЫ - два небольших острова в Ионическом м., приблизительно в 45 км к Ю. от Закинфа, где, как считалось в античности, обитали гарпии греч. мифов.

СТРОФИЙ

СТРОФИЙ (лат. Strophius), мифич. царь Крисы в Фокиде. Дал воспитание своему сыну Пиладу и племяннику Оресту, герою трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и др.

СТУЛ

СТУЛ (лат. sella), сиденье самой разной формы. Sello curulis - курульное кресло, складной С без спинки, использовался как сиденье для высших рим. должностных лиц.

СТУПА

СТУПА - Греки и римляне переняли С. от более др. цивилизаций. Среди археологич. находок почти не встречается; изображений также почти не сохранилось. С. и долбяки малых размеров делали из металла, больших - из камня, пестики - в осн. из дерева. Из железа делали только пестики, используемые для дробления горных пород.

Ступа

рис. Cтупa для дробления отбитых горных пород с крышкой. Обнаружена в Лаврийских рудниках (ок. 350 до н. э., рисунок с находки в Ардаиллоне, обнаруженной в 1897; Трахут с о. Мелос.

СТУПЕНИ К ПАРНАСУ

СТУПЕНИ К ПАРНАСУ (лат. Gradus ad Parnassum, Парнас - местопребывание Аполлона и Муз), составл. Даниэлем Георгом Морхофом (1639-1690) алфавитный перечень слов и выражений с указанием долготы слогов. Предназначался для изучения лат. поэзии в школе.

СТУПЕНЧАТОЕ КОЛЕСО

СТУПЕНЧАТОЕ КОЛЕСО - Описание С к. Фило ном доказывает, что уже в 250 до н. э. оно было известно его современникам. Археологами было найдено С. к., относящееся к раннему периоду Римской империи. КПД его был невелик, работа на нем была утомительной и требовала частой смены рабов. Внутри С к. одновременно могли работать не более четырех человек, при этом достигалась небольшая, но вполне достаточная для канатного привода полиспаста скорость вращения. С к. нашло свое применение среди прочего и на горных разработках, оно использовалось для привода черпальных колес.

СУБАЭРАТЫ

СУБАЭРАТЫ (лат. subaeratus - с медью внутри), монеты, в которых ядро из неблагородного металла покрыто золотой или серебряной фольгой. С. изготовлялись как фальшивомонетчиками, так и государством. Впервые засвидетельствованы в 6 в. до н. э.

СУБСТАНЦИЯ

СУБСТАНЦИЯ - лат. термин для аристотелевской категории «сущность» (usia), обозначающий отдельное субстанциальное и общее существенное. С, как нечто «лежащее в основе», i. е. носитель случайного множества явлений, примыкает к термину Аристотеля в его первом аспекте. Проблема С, как и вопрос раннегреч. мыслителей об Архе (греч. arche - начало), как о начале и основе мира лежит у истоков философии. Понятие С. упразднено в научном определении материи.

СУДА

СУДА (правильнее, нежели Свида), назв. самого обширного греч. лексикона, возникшего ок. 1000 н. э. Содержит сведения о языке и реалиях, толкования слов и терминов, биографич. данные, цитаты и т. д. Будучи последним сборником античной литературы, представляет собой ценнейший (хотя и не всегда достойный доверия) источник. Архиепископ Евстафий Фессалоникский ошибочно счел назв. труда именем его автора (Свида). Слово «С» может означать «свайная постройка», «долговременное укрепление». Автор неизвестен.

СУД МЕРТВЫХ

СУД МЕРТВЫХ - зародившееся в Египте в Др. царстве и сформировавшееся в переходный период между Др. и Ср. царствами религиозное представление о том, что после смерти человек предстает перед судом (перед Осирисом и 42 судьями), на котором держит ответ за свою прожитую жизнь на земле, там решался вопрос о его будущей судьбе. У греков представления о С. м. отражены в произведениях Гомера и Гесиода, но только у орфиков в 6 в. до н. э. они были сведены воедино, тогда же сформировался их окончательный вариант. В свое время Платон объединил в своих мифах различные др. представления о См. (в «Апологии» и особенно в «Горгии»), в результате этого у него остались лишь четыре судьи и, частично в связи с учением о переселении душ, гри места: для блаженных, для исправимых и неисправимых грешников. Представление о С. м. нашло свое отражение в христианском вероучении.

СУДОПРОИЗВОДСТВО

СУДОПРОИЗВОДСТВО - Причиной возникновения судебных процессов служило ограничение самоуправства отдельных лиц. В государств. С. были установлены правовые нормы и формы преследования правонарушений. С. сначала находилось в руках царя, а затем перешло в руки знати (в Афинах, например, к архонтам и ареопагу, в Риме - к претору и сенату). Определ. юридич. права имело и народное собрание. С развитием демократии в Афинах большую часть С. принял на себя выделившийся из народного собрания народный суд (гелиэя). Только дела об убийстве и религиозные преступления с 462 до н. э. сохранились за ареопагом. Народный суд выбирался по жребию из списка кандидатов, в которые мог записаться любой свободный афинянин начиная с 30-летнего возраста. Председательствовал при разборе дела архонт или фесмофет, под руководством которого разбирались иски, определялся состав суда и проходил процесс. Истец должен был быть гражданином, все другие (также и женщины) выступали перед судом через представителя. После аргументации сторон, в которой значительную роль играли свидетельские показания, суд без дебатов тайным голосованием решал вопрос о виновности и вторым голосованием простым большинством определял наказание. Возможности опротестовать приговор вообще не существовало. Приведение приговора в исполнение вменялось в обязанности в частных делах-выигравшему процесс, в уголовных делах - особой инстанции. В рим. процессуальном праве имело место ведение судебных процессов должностными лицами (как правило, в Риме с 4 в. до н. э. - претором, в пров. - наместником). Они изучали материалы обвинения и делали предложения по ходу процесса, а при согласии сторон назначали одного или неск. судей (обычно частное лицо и только в чрезвычайных случаях - государств, судебную коллегию). Первоначальной обязанностью их перед судьей было представление доказательств виновности. Доказательства, которые должны были быть представлены сторонами, состояли из высказываний, в известных случаях под присягой (свидетели обвинителя и обвиняемого гоже приводились к присяге), документов и экспертизы. Исполнение назнач. судьей приговора утверждалось должностыми лицами, облеч. юридич. правами (преторами, наместниками). Особого уголовного процесса сначала не существовало. Только тяжкие уголовные преступления, например государств, измена, разбирались в центуриатных комициях. Но с течением времени сформировался суд присяжных, который сначала собирался от случая к случаю, но по реформе Гая Гракха (Семпрониев закон 123 до н. э.) превратился в постоянно действующее учреждение. Такие суды среди прочего разбирали дела о государств, измене, неповиновении магистратам, уклонении oт платежей в пользу государства, подкупе при голосовании, злоупофеблениях в пров., убийствах, подлогах завещания и изготовлении фальшивых монет. В эпоху Империи все расширяющаяся судебная функция императора и присгавл. им для ее исполнения чиновников ограничила судебные права других магистратов и изменила процессуальный порядок как в гражданских, так и в уголовных делах. В эпоху поздней Империи судебными округами первой инстанции были пров. (включая Италию) во главе с наместниками и Рим во главе с городским префект ом. Агтелляционная инстанция состояла из 4 префектов претория, а последней инстанцией был тосударственный совет (консистория consistorium).

СУДОСТРОЕНИЕ

СУДОСТРОЕНИЕ - сложное ремесл. производство. Имело большое значение для распространения античной культуры. Греч, корабелы опирались на опыт финикийцев. Известное влияние на развитие С. оказали удлин. егип. лодки, которые вверх по Нилу шли на парусах, а спускались на веслах. Благодаря надежному управлению гребное судно имело ряд преимуществ тгеред неуклюжим парусником, вооруж. прямым парусом. Ок. 704 до н. э. появился корабль с двумя рядами весел (диера). Благодаря этому при неизм. длине судна вдвое увеличилось количество гребцов; их разместили на двух палубах внутр. нижней и верхней открытой. Позднее возник новый вид судна триера, где гребцы располагались на трех палубах (их устройство до сих пор вызывает споры). Подвижная и быстрая триера с мощным тараном пала для греков классич. военным (а также пиратским) кораблем. Она легко настигала судно противника, атаковала eго с любой позиции и благодаря тарану Moгла вывести его из строя. На триере гребцов использовали только в бою. а во время спокойного плавания триера шла под прямым парусом, крепившимся на откидной мачте, к рая могла вставляться в мачтовую ячейку. Кроме триер, греч. судостроитети создали мн. других парусников и судов различных конструкций. Парусники приводились в движение двумя или тремя прямыми парусами, крепившимися на реях. Возможно, имелся также топсель (верхний парус), мачтой которому служил большой рей В дальнейшем появилась своею рода фок-мачта, роль которой выполнял бушприт, поставл. вертикально с укрепл на нем дополнительным прямым парусом. Настоящие двухмачтовые суда употреблялись редко. Рыбаки у побережья, на море и реках пользовались обрытыми лодками различного устройства. На мореходных транспортных и рыбачьих килевых лодках от киля были натянуты шпангоуты, енабж. планками и прогпитые деревянными гвоздями, чго позволяло закруглять нос и корму либо делать их отвесными Кормовые надстройки могли быль довольно высокими. Фальшборт образовывали поручни, через которые перекидывался длинный трап. Недалеко от кормы в эти поручни был вмонтирован боковой руль весло с широкой лопастью, укретгл зажимами и вращавшееся с помощью спец. рукоя гки Скамьи гребцов были снабжены подушками для сидения и упорами для ног. Однако настил под ногами отсутствовал. В центре судна нередко помешалась каюта. Характеристикой корабля считалось количество весел; в «пятидесятивесельнике» с каждого борта сидело по 25 гребцов Исходя из этого, было определено, чго макс, технически выгодная дл. для открытых лодочных конструкций равняется 45 м. Ок. 400 до н. э. в Сиракузах С. перешло от строительства высоких военных кораблей, приводимых в движение командой гребцов, сидевших один над трут им. на строительство широких судов, т не на одной скамье каждым веслом управляло неск. человек благодаря этому греч. военные суда стали быстроходнее и мощнее при таране, чем карфагенские. Флот состоял преим из гетрер, пентеры были редки, поскольку их размеры создавали трудности при размещении гребцов. Имевшиеся корабли-монстры с 10 15 гребцами на каждой скамье не обладати большой боевой силой, поскольку команда гребцов из 800 900 человек при каждой передышке была вынуждена покидать судно. Основную продукцию С составляли грузовые и пассажирские парусники. Наиболее хорошо известен из античных описаний 54-метровый грузовой корабть «Исида» шир. 13. 5 м (шир. к дл 1:4) и необычайно высокий П м, водоизмещением 2800 брутто-peг. т. Водоизмещением более 3000 брутто-peг. т. обладал построенный Нероном II корабль «Сиракузия» (позднее переименованный в «Александрию») с Ю четырехместными каюгами и тремя салонами Корабль курсировал только между Сиракузами и Александрией, т к. его не мот принять ни один другой порт. Но как правило, нормальные грузовые суда (прежде всего быстроходные парусники) бьпи гораздо меньше. Еще во времена Цицерона строили корабли грузоподъемностью всего лишь 13 18 т. Даже более вместительные парусники обладали грузоподъемностью 30-150 т. и соответствовали размерам судов, которые использовались Колумбом уже в 1492. В античные времена строились и более крупные корабли, т. к. для перевозки обелисков из Египта в Рим необходимы были транспортные средства грузоподъемностью не менее 1335 т. Однако античные судостроители не выработали единых типов парусных судов. С 5 в. до н. э. судостроители строили корабли спец. назначения. Об этом свидетельствует такое, например, специфич. обозначение для быстроходного судна, как «пиратский корабль», а также трафич. изображения кораблей, сделанных по заказу черноморских рыбаков, именовавшихся «ловцы тунцов». Ипотеки (система закладов и кредитов) в судостроении существовали уже в 5 в до н. э. в Афинах, которые до конца Пелопоннесской войны обладали крупнейшей греч. верфью, а также военным и торговым портом. Затем центр С. переместился в Сиракузы, а через 100 лет главенствующее положение заняла Александрия. Свой вклад в дальнейшее развитие С. римляне внесли изобретением клинкерных судов. Они сконструировали абордажный мостик для борьбы с карфагенскими кораблями во время 1-й Пунической войны, но это изобретение вскоре устарело, т. к. корабли начали оснащать метательными орудиями. В дальнейшем, во времена Римской империи, большие корабли были оснащены «патерностерами» (помпами, действующими по принципу непрерывно двигающегося лифта) и поршневыми насосами для откачивания воды. В документах 1 в. н. э. упоминается о количестве пассажиров на кораблях. Так, вместе с апостолом Павлом в Рим ехали 276 пассажиров, с Иосифом Флавием 600. Рим. судостроители создали многочисл. суда для плавания во внутренних водах. Скорость античных кораблей была не более 2 4 мор. миль в час. Поскольку зимой навигация прекращалась, крупные корабли, не говоря уже о маленьких тодках, извлекались на берег. Боевые суда содержались в доках.

Судостроение

рис. 1. Типы судов на Ниле (с мозаики в Палестрине): а - парусник с каютой, b - папирусная рыбачья лодка, с - гребная галера.

Судостроение

рис. 2. Парусник: 1 - нос с носовой фигурой; 2 - боковой руль (весло); 3 - рулевая штанга с румпелем (рукояткой руля); 4 - носовая надстройка; 5 - ватерлиния: 6 - мачта; 7 - канаты (штаги); 8 - ванты (с талями); 9 - брассы, 10 - прямой парус, сшитый из 36 частей; 11 - большой рей (рея); 12 - топсель, сшитый из восьми частей; 13 - кормовая фигура; 14 - бугшприт; 15 - рей бугшприта; 16 - кливер, сшитый из 12 частей: 17 - брассы.

Судостроение

рис. 3. Реконструкция 5-палубной пентеры в поперечном разрезе. Палубы находятся одна над другой Длина весел колеблется от 2,25 до 5,85 м (отношение плеча нагрузки к плечу силы колеблется oт 4,3:1 до 3.5:1). При этом почти невозможно было выдерживать такт.

Судостроение

рис. 4. Реконструкция пентеры в продольном разрезе. Гребцы сидели на скамьях по пяти человек на каждой. Скамьи были усыновлены наискось и слегка приподняты к центру судна (плечо нагрузки относится к плечу силы как 1.5:1).

СУДОХОДСТВО

СУДОХОДСТВО - Древнейшими мореплавателями слыли финикийцы, которые задолго до греков, торгуя с друтими народами, достигали отдаленнейших побережий Средиземного м. вплоть до Гибралтарского прол. . атлантич. побережья Европы до Британии (на С.) и до побережья Африки (на Ю.). Упоминания о еще более др крито-микенском С. в греко-эгейском ареале встречаются в сказании о мор. владычестве критского царя Миноса, а также в эпосах Гомера. Описания мор. путешествий свидетельствуют о раннем развитии С. у греков. На своих судах они бороздили моря как на 3. (Одиссей, греч. колонии на Сицилии, в Италии, на Ю. Галлии и в Вост. Испании), так и на В., в Черном м. (сказания об аргонавтах, милетская колонизация). На старинных греч. вазах часто изображались корабли. В 4 в. до н. э. экспедицию в сев. страны до Британии и дальше предпринял Пифей из Массалии, а в эпоху эллинизма Гиппал открыл муссоны. Все это способствовало развитию С от Африки к Индии. В Италии, задолго до римлян, большую роль играли этруски (греч. Tyrrhenoi) на Тирренском м., названном так в их честь. Постепенно римляне завоевали владычество на всем Средиземном м; крупными базами рим. военного флота во времена Империи были Мисена та зап. и Равенна на вост. побережье Италии. Компас был неизвестен, ночью ориентировались в осн. то звездам. Зимой из-за ненастий С. практически замирало. Большим бедствием для моряков были зстречи с мор. разбойниками, против которых под руководством Помпея пришлось вести наст, войну. Опасными разбойниками были, например, иллирийцы, тибурны, жившие по берегам Далмации. Наряду с мор. С. было развито С. на внутр. водах, особенно зо времена Римской империи. Римляне держали на тограничных реках, таких, как Рейн и Дунай, военно-мор. части для защиты границ Империи.

СУДЬИ

СУДЬИ - С. на Олимпийских состязаниях назывались «элланодики», букв, «эллинские С»; их число величивалось от одного до девяти по мере становления традиции проведения Олимпийских игр. С. тооходили обучение у номофилаков (букв, законо-хранителей) в течение десяти месяцев. Они должны тыли наблюдать за процедурой допуска атлетов состязаниям, проведением тренировок и состязаний, составлением групп и пар состязающихся; в их обязанности входило определение и чествование победителей, ведение списка победителей. Решение С. те обсуждалось, однако, если принятое ими решение тыло ошибочным, на них можно было подать жалобу.

СУЗЫ

СУЗЫ - главный город области Элама. Один из важнейших торговых городов Переднего Востока. С конца 6 в. до н. э. - одна из столиц Ахеменидов. Здесь таходится дворец Дария.

СУКНОВАЛЬНОЕ ДЕЛО

СУКНОВАЛЬНОЕ ДЕЛО - Открытие развалин валяльной мастерской в Помпеях и обнаруж. там же в доме Веттиев фриз с изображением валяющих сукно эротов (изображены 8 или 11 рабочих, каждый из которых выполняет отличную от других операцию) тозволяют сделать вывод, что в императорскую эпоху технология С. д. была достаточно развитой. Вначале шерсть необходимо было очистить от жира и грязи. Для этого ее помещали в чан с теплой водой, куда влезал сам сукновал и. подпрыгивая, утрамбовывал ее; при этом в воду добавлялась собранная заранее и постоявшая одну-две недели моча, использовавшаяся как жидкое аммиачное мыло. Вслед за тем шерсть обрабатывалась глиной особого рода, которая всасывала жир и способствовала сваливанию шерсти. После этого ткань вынимали, раскладывали на больших столах и начинали бить вальками, а затем прополаскивали в чистой воде. Сукно надирали вручную или шкуркой ежа либо шишками чертополоха, потом окуривали серой на плетеных клетках. По завершении всех этих операций материю клали под пресс. Сукновальня была одновременно и прачечной, т. к. из-за отсутствия мыла ткани нельзя было чистить дома. Очистка сырой шерсти была предметом деятельности людей особой профессии - ланифрикариев (lanifricarius).

Сукновальное дело

рис. Танец сукновала (предположительно портрет раба с могилы галльского купца из Санса).

СУЛЛА

СУЛЛА - Луций Корнелий (138-78 до н. э.). рим. полководец и государств, деятель. Происходил из семьи патрициев Корнелиев. В 107 до н. э. при Марии стал квестором, в 92 до н. э. - пропретором Киликии. В 90-89 до н. э. он успешно действовал как легат во время Союзнической войны. В 88 избран консулом и назначен верховным главнокомандующим в войне против Митридата VI, над которым он одержал победу (86 до н. э., взятие и опустошение Афин) и принудил заключить Дарданский мир (85 до н. э.). Рим. власть в М. Азии была восстановлена. В 88 после захвата Рима марианцами С. по решению комициев был отстранен от верховного командования в пользу Мария. Тогда, впервые в рим. истории, он двинул свои войска против Рима (начало гражданской войны), одержал победу над марианцами (популярами) и приказал казнить ок. 10 тыс. из них. В 83 до н. э. у Коллинских ворот в Риме С. вновь одержал победу над марианцами и приказал убить 6 тыс. пленных, а своих противников изгнать. В том же году С. провозгласил себя диктатором (впервые на неопредел, срок). Его диктатура была направлена против всех демократич. установлений и имела целью преодолеть государств, кризис Рима в духе идей оптиматов. С. вновь передал суды в руки сенаторов, ограничил полномочия народных трибунов и тем самым лишил главной опоры популяров и плебеев. Социальную основу диктатуры составляли сенаторская олигархия и войско. В 79, признав, что не достиг своих целей, С. сложил полномочия и вернулся к частной жизни. В своем имении он писал «Мемуары» (не сохранились), незадолго до завершения которых умер. Плутарх написал биографию С.

СУЛЬПИЦИИ

СУЛЬПИЦИИ - старинный рим. патрицианский род, наиболее известным представителем которого был император Сервий С. Гальба (3 до н. э. - 69 н. э.).

СУЛЬПИЦИЙ СЕВЕР

СУЛЬПИЦИЙ СЕВЕР (ок. 400), лат. христианский писатель родом из Аквитании. Ему принадлежат очерки всемирной хроники в двух книгах, которые охватывают период от истоков (Ветхий завет) до времени жизни автора. В средние века эти очерки использовались при изучении истории. Его «Vita Sancti Martinf («Житие святого Мартина Турского») отличается большой живостью и значительно повлияло на агиографию позднейшего времени. Кроме гого, С. С. были изданы письма и диалоги

СУЛЬПИЦИЯ

СУЛЬПИЦИЯ - знатная юная римлянка, жившая во 2-й пол. 1 в. до н. э., племяница М. Валерия Мессалы Корвина, покровителя Тибулла. В поэтич. собрании Тибулла содержатся шесть любовных элегий (4, 7 - 12), написанных С. и исполн. скромной прелести и тепла. В стихах она воспевает свою страстную любовь к молодому человеку, скрытому под псевдонимом Керинф. Это единств, сохранившиеся стихи, написанные рим. поэтессой. Остается спорным вопрос, является ли Тибулл автором стихотворений (4, 2 -6), посвящ. любви С.

СУНИЙ

СУНИЙ - мыс на югостровост. оконечности Аттики с дорич. храмом Посейдона (5 в. до н. э.), построенным на высоте 60 м над уровнем моря. Сделанный из белого мрамора, он был виден издалека. Поэтому в средние века это место называлось Kolonnas (Колонный мыс). 12 колонн до сих пор еще стоят вертикально.

СУОВЕТАУРИЛИЯ

СУОВЕТАУРИЛИЯ (лат. Suovetaurilia), у римлян - торжеств, жертвоприношение, во время которого закалывали свинью (sirs), овцу (ovis) и быка (taurus).

СУППЛИКАЦИИ

СУППЛИКАЦИИ (лат. supplicationes), обетные и благодарств. празднества, организуемые рим. сенатом. В тяжелые времена богов молили о помощи, а в дни побед благодарили за нее. Жертвы приносились вином и благовониями. Продолжительность С, первоначально длившихся от одного до трех дней, к концу периода Республики постоянно увеличивалась. Политич. акцент этих празднеств постепенно смещался в сторону восхваления не бога, а победоносного полководца. Поэтому во времена Империи С. становятся важной составной частью ритуала культа императора.

СУРИК

СУРИК - С. применяли для приготовления малярных красок и румян в качестве замены серного арсинида, отличавшегося ярко-красным цветом, но гораздо более ядовитого; обычно же использовали красный глинистый железняк.

СУХУМИ

СУХУМИ - город, возникший вблизи от греч. торгового центра Диоскурии, где концентрировалась черноморская торговля с Кавказом. Сухумская военная дорога впоследствии пересекла зап. Кавказ и стала использоваться в торговых целях. В рим. время место, 1 де возник С, называлось Себастополь (Sebastopolis).

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

СУЭЦКИЙ КАНАЛ - Прорыт при Нехо ок. 610 до н. э. Должен был соединить Нил (а не Средиземное м.) с Красным м. Уже 40 лет спустя Навуходоносору пришлось бороться с песчаными заносами; ок. 250 до н. э. эти же проблемы пытались решить Птолемеи, а вслед за ними-Траян (108 н. э.). Арабам в 767 н. э. удалось выровнять дно канала.

СФАКТЕРИЯ

СФАКТЕРИЯ (греч. sphakteria), длинный узкий островок, пл. 3,6 кв. км, располож. у юго-зап. побережья Мессении в бухте Наварин (античный Пилос). Остров известен благодаря сообщению Фукидида о блокаде спартанского гарнизона афинскими гоплитами, которая закончилась капитуляцией спартиатов в 425 до н. э., во время Пелопоннесской войны.

СФИНКС

СФИНКС - У др. египтян-существо с телом льва и головой человека, олицетворение царя или бога солнца. Имелись также С. женского пола и С. с головой барана. У египтян С. заимствовали греки (скульптурные изображения в Дельфах, 6 в. до н. э.). По греч. мифу, С. является дочерью Ехидны, чудовищем с головой и грудью женщины и крылатым телом льва. Неподалеку от Фив оно подкарауливало путников и пожирало всех, кто не мог отгадать его загадку: «Кто ходит сперва на четырех ногах, затем на двух, а потом на трех?» Когда Эдип ответил: «Человек», чудовище бросилось в пропасть. С. охотно изображали греч., рим. и послеантичные художники. Особенно популярен сюжет с Эдипом (картина Энгра, драма Гофмансталя, стихотворение О. Уайльда).

СХЕРИЯ

СХЕРИЯ - мифич. остров феаков, которого достиг в кон. своих странствий потерпевший кораблекрушение Одиссей. Уже в древности С. отождествляли с о. Корфу.

СХОЛА

СХОЛА (греч. schole - досуг, отдых, место встречи учителя с учениками). С 1 в. до н. э. в обществ, местах стали сооружать полукруглые каменные скамьи, названные С. В 4 в. н. э. С. стали называть смены императорских телохранителей (schola palatinae). Каждой С. командовал трибун, а все вместе они подчинялись предводителю церемоний (magister officiorum). Воины этих С. получали более высокое, нежели остальные, жалованье, имели и другие привилегии.

СХОЛИЯ

СХОЛИЯ (греч. scholion - объяснение, толкование), составл. в античности или в средние века пояснение к малопонятному месту др. текста. С, состоящие из указания комментируемого места (леммы) и объяснения, давались или над строкой (интерлинеарная С), или на полях текста, а также в качестве самостоятельных комментариев. С, возникшие из пояснений к Гомеру, сделанных для учеников афинских школ еще в 5 в. до н. э., появились в большом количестве во времена расцвета александрийской филологии. Нередко С. были результатом интенсивного изучения комментаторами спец. научной литературы, например метрики и мифологии. Для ученых, занимающихся древностью, они являются источником уникальных данных, не утративших ценности и поныне. До нас дошли С. к Гомеру, Пиндару, Эсхилу, Софоклу, Еврипиду, Аристофану, Фукидиду, Платону, Аристотелю, Каллимаху, Феокриту и пр. В Риме в результате разрозн. толкований долитературных текстов возникла обширнейшая вспомогательная литература к «Энеиде» Вергилия (Сервий). Кроме того, известны С. к Теренцию, Цицерону, Горацию, Лукану, Персию, Ювеналу и пр. Традиция пояснять труднопонимаемые слова (глоссы) обусловила появление в 5 в. до н. э. собраний такого рода толкований в форме глоссариев и лексиконов, своего рода предшественников совр. справочников.

СЦЕВОЛА

СЦЕВОЛА (лат., греч. левша), прозвище рода Муциев, данное ег о легендарному основателю Муцию, сжегшему на огне правую руку в доказательство своего бесстрашия.

1. П. Муций, консул 133 до н. э., рим. юрист.

2. К. Муций Авгур, консул 117 до н. э., рим. юрист, учитель Цицерона, двоюродный брат С. (1).

3. К. Муций Понтифик, консул в 95 до н. э., ум. в 82 до н. э., сын С. (1).

4. К. Цервидий, рим. юрист, всадник, член совета при императоре Марке Аврелии. От его многочисл. работ сохранились только заглавия произведений и отдельные выдержки из них.

СЦЕНА

СЦЕНА - в античных театрах располагалась между орхестрой и скеной, начиная с эллинистич. периода, вероятно, возвыш. платформа, которая сзади ограничена спенич. зданием, сбоку - его пристройками. Попасть на С. можно было через двери в пристройках и через орхестру по ступенькам. С. была оборудована кулисами, которые развешивались на стенах скены. В Греции С. была постоянно открытой, римляне использовали опускающийся занавес. Особая форма С. появилась в Юж. Италии с бродячими театрами флиаков. Театр под открытым небом состоял из переносной деревянной площадки высотой 1 2 м со ступеньками спереди или сбоку и перегородкой сзади, на которую вешали кулисы. В Ср.-век. театрах, а также в балаганах сохранились существ, элементы античной С. В Ренессансе с возобновлением постановок античной, а именно рим. . драмы появилась т. н. С. Теренция, непосредств. прообраз совр. театральной С.

Сцена

рис. Орхестра и скена театра в Сегесте (реконструкция).

СЦЕНИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

СЦЕНИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - К С. т. относились: theologeion (находившаяся вверху, например на крыше скены, платформа, с которой произносились монологи актерами, игравшими ботв), keraunoskopeion (имитация молнии), bronteion (бронтейон приспособление, воспроизводившее раскаты грома: на большой барабан бросали металлические ядра) и ekkyklema (своеобразная подвижная сцена в виде квадратной платформы на маленьких колесах, двигалась из двери в стене скены на проскену; на такой сцене обычно ставилась декорация внутр. помещений). Среди Ст. лучше всех известны mechane, geranos (подвесные системы), которыми часто пользовались Софокл и особенно Еврипид. С помощью подобных систем персонажи могли летать и парить над сценой, а актер, игравший эти персонажи, спускаясь сверху в корзине или на тросе, мог незамедлительно вступать в игру для разрешения конфликта. Отсюда и выражение «deus ex machina» («бог из машины»), означающее неожиданное, не вытекающее из логич. развития действия разрешение конфликта. Наряду с этими механизмами существовала anapiesma (механизм, при помощи которого актеры, декорация и т. д. могли опускаться под сцену).

СЦИЛЛА

СЦИЛЛА (греч. skylla, лат. scylla). Мифич. мор. чудовище, жившее в одном из мор. прол. Имела двенадцать ног и шесть голов с чудовищными пастями. Ими она хватала и пожирала все живое. По другую сторону прол. жило другое чудовище - Харибда. Одиссей сумел проплыть между С. и Харибдой, потеряв 6 схвач. чудовищами спутников. С. и Харибда стали нарицательным обозначением двух зол, неотвратимых и одинаково страшных.

СЦИПИОН

СЦИПИОН - прозвище патрицианского рода Корнелиев, из котоpoго в 3 и 2 вв. до н. э. вышли выдающиеся полководцы и государств. деятели. Они способствовали укреплению гегемонии Рима в Средиземноморье. Известен высеч. в скале фамильный склеп С. на Аппиевой дороге и Надписи Сципионов.

1. П. Корнелий С (235 -183 до н. э.), сын погибшего в 211 до н. э. в Испании тезки-отца, который в 218 до н. э. был консулом. С принимал участие во 2-й Пунической войне, сражаясь у Тичина и при Каннах, в 211 стал проконсулом в Испании и получил верховное командование без предварительного прохождения магистратур: в 205. после изгнания карфагенян из Испании, стал консулом, в 204 руководил высадкой в Африке (отсюда прозвище Африканский Старший), в 202 решил в пользу Рима исход битвы при Заме и тем самым всей 2-й Пунической войны, в 199 - цензор, в 194-вновь консул, принимал участие в войне против Антиоха III; в 199-184 С. был принцепсом сената, затем вплоть до смерти жил уединенно в своем поместье в Литерне. С. подвергся нападкам со стороны своих врагов, в частности Катона Старшего (они утверждали, что, взяв на себя чрезвычайные полномочия, он нарушил республиканскую конституцию: вместо того чтобы создавать новые пров., С. образовал неск. зависимых от Рима государств и содействовал карьере представителей своего рода). С получил хорошее греч. образование.

2. П. Корнелий С. Эмилиан (185 - 129 до н. э.), сын Л. Эмилия Павла, был усыновлен старшим сыном С. (1). Он отличился в битве при Пидне (168), позднее воевал в Испании и Африке, в 147, будучи консулом, получил верховное командование для завоевания Карфагена, который был им разрушен в 146. Поэтому С. получил прозвище Африканский (в отличие от С. (1) был назван Младшим). В 142 С. цензор, в 133 завершил борьбу за Нуманцию. С. был решительным противником Тиберия Гракха. Как прекрасный знаток и распространитель греч. яз. и культуры, он стремился к тому, чтобы усилить в Риме греч. культурное влияние. В кругу его друзей (кружок С.) были философ Панэций, историк Полибий и поэт-комедиограф Теренций.

3. П. Корнелий С. Назика Серапион (ум. в 132 до н. э. в Пергаме). В 138 до н. э. - консул, был главой сенаторов, которые в 133 до н. э. убили Тиберия Гракха.

СЧЕТНАЯ ДОСКА

СЧЕТНАЯ ДОСКА - См. Абак.

СЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

СЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО (арифмометр). В конструкции одного из античных С у. использован зубчатый привод, посредством которого нанесенные на шестерни числовые значения сдвигаются относительно друг друга, что свидетельствует о высоком уровне античной технологии научных приборов. Сохранившийся образец С. у. найден в 1902 на борту затонувшего ок. 80 до н. э. вблизи Антикиферы парусного корабля. Принцип работы этого Су. был объяснен в 1974, однако дошедшие до нас указания к его использованию слишком фрагментарны, чтобы понять принцип функционирования всех частей.

СЫР

СЫР (лат. caseum). В отличие от масла С. считался в античности особым лакомством, тем более что в климате Средиземноморья, только изготовляя С, можно было сохранить питательные свойства молока; имелось множество самых разных сортов С.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV