Словарь античности
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИН"-"ЛЮЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИН"-"ЛЮЦ")

ЛИНДОС

ЛИНДОС - др. город с гаванью на вост. побережье о. Родос. В ходе раскопок, произвел, датскими археологами, обнаружен акрополь с храмом Афины Линдии. В нем была найдена линдская храмовая хроника - мраморная стела с инвентарной описью, сделанной в 99 до н. э. на основе надписей на пожертвованиях. Кроме того, на ней был вырезан ряд официальных и частных надписей. В списке жертвователей как миф. персонажи, так и историч. личности (Геракл, Александр Македонский, Пирр).

ЛИНЕЙНОЕ ПИСЬМО А

ЛИНЕЙНОЕ ПИСЬМО А - условное назв. надписей на глиняных табличках, сделанных в разное время и обнаруж. примерно в 30 пунктах о. Крит и других, терр. островов Эгейского м. Надписи, схожие с этим типом письма, найдены также в различных районах материковой Греции и датируются 21 - 15 вв. до н. э. Надписи Л. п. А были сделаны не только на глиняных табличках и печатях, но и на каменных и керамич. изделиях. Наибольшее количество надписей этого типа письма было найдено во время раскопок в Агиа Триаде: прим. 150 глиняных табличек и 850 печатей. Не выяснена не только форма Л. п. А (представляется невозможным установить точное количество знаков письма), но и неясно, к какому языку его следует отнести. Однако доказано, что Л. п. А возникло на основе критского идеографич. письма и по языку отличается от линейного письма Б.

ЛИНЕЙНОЕ ПИСЬМО Б

ЛИНЕЙНОЕ ПИСЬМО Б - более усовершенствованная система письма крито-микенского периода. Надписи, сделанные этим письмом на глиняных табличках, печатях и сосудах, были обнаружены как на о. Крит, так и на терр. материковой Греции и датируются 15 - 13 вв. до н. э. При этом надписи, найд. на Крите, сделаны примерно на 200 лет раньше, чем надписи, найд. на материке, т. е. в период между разрушением критских городов и гибелью центров микенской культуры. Глиняные таблички с надписями Л. п. Б изготовлялись, как правило, из сырой глины и уцелели только благодаря пожару, поскольку закалились в огне. Свыше 8000 табличек были обнаружены в архиве дворца в Кноссе. В Пилосском дворце было найдено примерно 1500 табличек. Кроме того, подобные таблички были найдены при раскопках в Хании, Микенах, Тиринфе и Фивах. В течение мн. лет, прошедших после обнаружения в 1900 Л. Эвансом в Кносском дворце глиняных табличек, мн. исследователи безуспешно пытались прочитать надписи Л. п. Б. Хотя в Л. п. Б удалось определить количество идеограмм, цифровых и письм. знаков (поскольку их было 90, можно утверждать, что речь шла о силлабограммах) и отдельные слова отделялись вертикальной чертой, но из-за отсутствия параллельных греч. текстов казалось невозможным расшифровать незнакомые знаки письма и язык. Однако в 1952 англ. ученый М. Вентрис разработал метод дешифровки, который позволил понять смысл надписей Л. п. Б. Установлено, что Л. п. Б представляет собой слоговое письмо вокально-консонантного типа, а язык, на котором сделаны эти надписи, является др. диалектом греч. яз.

ЛИНКЕЙ

ЛИНКЕЙ (от греч. lynx - рысь), в греч. мифологии:

1. брат-близнец Идаса, прославившийся небывалой остротой зрения; погиб в поединке с Диоскурами;

2. сын Эгипта, супруг одной из Данаид - Гиперместры.

ЛИПАРА

ЛИПАРА (греч., совр. итал. Липари), крупнейший из вулканич. Эолийских островов, которые поэтому иногда называют Липарскими островами; расположен в юж. части Тирренского м.

ЛИРА

ЛИРА (греч.), струнный музыкальный инструмент более простой конструкции, чем кифара, поэтому в осн. на нем играли дети и подростки. Известны два различных типа Л. Л. с корнцугом из панциря черепахи («хелис») с мембраной в виде этого панциря. По бокам корпуса 2 изогнутые стойки из рогов антилопы. Второй тип - барбитос с мембраной такой же формы и более длинными стойками, слегка изогнутыми наверху. Так же как и кифара, Л. первого вида была инструментом аполлоническим, а барбитос - дионистическим. С Л. связано возникновение термина «лирика», обозначающего жанр поэзии. В средние века античная Л. фигурировала под назв. «ротта», тогда как популярный в то время музыкальный инструмент под назв. Л. имел, видимо, среднеазиатское происхождение.

Лира

рис. Игра на музыкальных инструментах во время шествия Диониса; Дионис с барбитосом и сатирами (рисунок на краснофигурной вазе, ок. 490 до н. э.).

ЛИРИКА

ЛИРИКА - В античной эстетике терминами «лирическая» (от греч. lirikos - лира) и «мелическая» (от греч. melos - песня) обозначались стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, флейта, кифара) и отличавшиеся своеобразным построением художеств, образа. Л. делилась на монодич. (сольную) и хоровую. Греч, лирич. поэзия зародилась из песен, исполнявшихся во время работы, из культовых гимнов и народных песен догомеровского периода. Как род литературы Л. возникла на стадии перехода к классовым отношениям (7 в. до н. э.), когда нов. социальные слои усилили свои экономич. и политич. позиции, а развитие индивидуального сознания требовало условий для самовыражения личности. Сохранившиеся тексты свидетельствуют, что у истоков всех видов лирич. поэзии стояли авторы выдающихся произведений (хоровая Л., сольная песня - Алкман; элегия и ямб - Архилох). Примечательно, что обществ, жизнь разных греч. полисов обусловила преимуществ, развитие того или иного лирич. жанра. У монодич. песни круг слушателей был ограничен. Для нее характерно разнообразие метров и частично периодичность повторения стоп в пределах строфы. К ней относятся ямб, сколион, элегия, эпиграмма. Сольная мелика, например, в форме гимнов в честь богов и стихотворений, выражающих личные чувства, нашла отражение в творчестве поэтов о. Лесбос Сапфо, Алкея (7 - 6 вв. до н. э.) и Анакреонта (6 в.). Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен которой подхватывал хор. Она предназначалась для публичного исполнения, а ее представители были в осн. выходцами из аристократии. Этот вид Л. в 7 в. до н. э. особенно культивировался в Спарте (Терпандр, Алкман) и был с давних времен тесно связан с религиозным культом. Хоровую лирич. песню, отличавшуюся гибкими ритмами, исполняли хоры девушек и юношей (или смешанный хор), которые сопровождали ее танцевальными движениями. Осн. виды хоровой Л.: культовые гимны (пеаны), дифирамб и гипорхема (Алкман, Пиндар, Вакхилид); лирич. стихотворения на мифологич. сюжеты (Стесихор, Ивик); созданный Симонидом специфич. лирич. жанр дифирамбов и надгробных плачей - энкомни, эпиникии и френы (Симонид, Пиндар, Вакхилид); призывные гимны (Сапфо). Расцвет лирич. поэзии продолжался до 5 в. После греко-перс. войн ее оттеснили драматич. жанры. Только в эллинистич. эпоху Л. вновь начала играть значительную роль в литературе. Появились многочисл. эпиграммы, элегии, гимны и ямбы (Филит, Каллимах, Гермесианакс, Асклепиад Самосский, Леонид). Александрийские филологи составили канон «образцовых» лирич. поэтов. В него были включены в соответствии с числом муз (9) Сапфо, Алкей, Анакреонт, Алкман, Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар, Вакхилид. Позднее к ним присоединили Коринну. У истоков рим. лирич. поэзии надгробные плачи, культовые песни. Развитие этого жанра в рим. литературе происходило в осн. по греч. образцам. Среди первых произведений лирич. поэзии хоровая культовая песня (Ливии Андроник) и эпиграмма (Энний). Важный этап рим. Л. - творчество неотериков, которые культивировали заимствованные из александрийской поэзии малые жанры (эпиграмма, элегия). Из них выделяется Катулл - первый рим. поэт, выразивший в своих стихах личное отношение к окружающему миру. Оды Горация написаны стихотворным размером, схожим с метрами Сапфо и Алкея. Для его лирич. стихотворений характерны сатирич. ноты в адрес некоторых современников. Созданный им торжеств, гимн продолжил традицию хоровой лирич. поэзии. Для рим. Л. последующих веков характерно многообразие жанров. Из лирич. поэзии эпохи Империи наиболее выделяются стихотворения Стация и поэма «Бдения Венеры». Христианская литература усвоила традиционные формы Л. и использовала их для распространения христианского вероучения. Были написаны лирич. стихотворения и гимны, отличающиеся естеств. простотой поэтич. форм и глубоким психологизмом, а также произведения, изобилующие символич. образами. Получает распространение рифмованный стих. Наиболее известным христианским лириком является Пруденций.

ЛИСАНДР

ЛИСАНДР - спартанский военачальник-наварх; с перс, помощью снарядил флот и нанес поражение афинским эскадрам в битвах у мыса Нотия (407 до н. э.) и у Эгоспотамов (405 до н. э.), после чего закрыл доступ в Эгейское м. и организовал блокаду афин. гавани. В 404 до н. э. ему удалось с помощью олигархов (Тирания Тридцати) ликвидировать демократия, устройство в Афинах. Погиб в 395 в Беотии.

ЛИСИЙ

ЛИСИЙ (ок. 445 - 380 до н. э.), афин. оратор. Л. был метеком, сыном выходца из Сицилии, владевшего мастерской по изготовлению щитов. Как метек, не имел права лично участвовать в судебном заседании и поэтому избрал профессию логографа и преподавателя риторики. В эпоху античности Л. приписывалось 425 речей, из которых только 233 считались подлинными. Сохранилось 34 речи, среди них единств, произнес. Л. судебная речь и две торжеств, речи (надгробное слово над телами павших в Коринфской войне афинян и речь на празднике в Олимпии). В составл. выступлениях Л. умел отразить особенности характера своих клиентов. Эти речи интересны сведениями о социальных отношениях в Афинах в нач. 4 в. до н. э. Благодаря простой манере изложения Л. считался великим мастером аттич. речи, но уже во 2 в. до н. э. образцовыми с точки зрения стиля считались речи Демосфена.

ЛИСИКРАТ

ЛИСИКРАТ (греч. Lysikrates), богатый житель Афин. После победы на празднике в честь бога Диониса (334 до н. э.) подготовл. им хора мальчиков воздвиг на вост. склоне Акрополя оригинальный памятник. Этот т. н. монумент Л. с позднеклассич. рельефом и колоннами коринфского ордера, впервые использованными для внешней стены, представляет собой круглое строение высотой 10 м.

Лисикрат

рис. Монумент Лисикрата.

ЛИСИМАХ

ЛИСИМАХ (род. ок. 360 до н. э. в Пелле), военачальник и один из телохранителей Александра Македонского, диадох; с 305 царь Фракии, которая досталась ему при разделе империи Александра наряду с частью М. Азии. Л. был противником сохранения мировой империи Александра. Провозгласив себя царем, он не только создал самостоятельное государство, но и способствовал становлению других эллинистич. государств. В войне против диадоха Деметрия и эпирского царя Пирра обеспечил свое господство над Македонией, частью Балканского полуострова и зап. областями М. Азии (там находилась его столица Лисимахия). Погиб в битве с войсками Селевка при Курупедионе (281).

ЛИСИПП

ЛИСИПП (Lysippos), знаменитый др.-греч. скульптор 2-й пол. 4 в. до н. э. Родился в Сикионе (Пелопоннес). Среди его произведений известная по рим. копии статуя «Апоксиомен» (атлет, очищающий с себя песок) и созданная Гликоном из Афин по оригиналу Л. копия статуи «Геракл Фарцезский». К оригиналам Л. восходят также изображения атлета, завязывающего сандалии, статуи «Агий», «Сидящий Гермес» (Неаполь), портреты Александра Македонского и другие. Л. переосмыслил канон Поликлета, делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Стремился создавать жизненно достоверные статуи и портреты, предвосхищая осн. художеств, принципы искусства эпохи эллинизма.

ЛИСИСТРАТА

ЛИСИСТРАТА (Lysistrata - уничтожающая походы), комедия Аристофана. Имя гл. героини многозначительно. По ее инициативе женщины воюющих между собой греч. государств организуют специфич. женскую «забастовку» и тем самым добиваются заключения мира. Благодарный сюжет, сочетание серьезной фабулы с весьма пикантными диалогами породили множество подражаний. Впоследствии этот сюжет использовал Ф. Шуберт («Домашняя война», 1823) и другие.

ЛИСТОВКИ

ЛИСТОВКИ - Там, где свободное выражение мнений было невозможным или неблагоразумным, влияние на обществ, мнение оказывалось через распространение анонимных Л. Л. использовались с целью дискредитации господствующих кругов (например, в эпоху эллинизма) или для выражения обществ, оппозиции (в позднереспубликанском Риме). Кроме того, Л. служили также и для быстрого распространения официальных сообщений.

ЛИСТОВОЙ МЕТАЛЛ

ЛИСТОВОЙ МЕТАЛЛ - Грекам не удалось превзойти уровень обработки Л. м., достигнутый ассирийцами при изготовлении бронзовых ворот в Балавате. Изготовлявшийся ими при помощи ручной ковки Л. м., на который в дальнейшем горячим или холодным способом наносилось рельефное изображение с помощью чеканки, имел, как правило, размеры, соответствовавшие размерам металлич. сосудов или фризов. Для изготовления Л. м. использовалась в большинстве случаев бронза, реже серебро и только как исключение - золото; иногда применялась латунь; лицевая сторона военных щитов покрывалась, например, железом. Римляне часто гнули из листового свинца различные желоба, водостоки, трубы, соединяя их края пайкой. Кроме того, листовой свинец находил применение в судостроении для покрытия деревянных деталей. Каганый свинец в античности не был известен.

Листовой металл

рис. Вывеска мастерской, изготовляющей листовое золото.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА - В эпоху античности Л. к. развивалась в гесной связи с риторикой и поэтикой. Ее возникновение связано с деятельностью софистов, изучением жанров др.-греч. поэзии, в первую очередь гомеровской эпохи, по законам риторики, морали и педагогики. Существуют различные точки зрения относительно того, насколько здесь играли роль эстетич. оценка произведения и стремление восстановить его подлинный текст. В творчестве представителей др. аттич. комедии (Аристофан) содержится значительный элемент Л. к (анализ проблем трагедийною искусства в комедии «Лягушки»). Развитие Л. к. достигло своей кульминации в период эллинизма. Это нашло выражение в занятиях филолоюв Александрийской школы, в соответствии с нормами «эстетической критики» создававших каноны «образцовых» авторов в каждом из родов литературы и занимавшихся восстановлением и толкованием текстов (Аристофан Византийский, Аристарх). Это было также характерным признаком Л. к. в Др. Риме (комментирование Элием Стилоном и Варроном комедий Плавта). Позднее предмсюм др.-рим. Л. к. стал анализ стиля и художеств, средств произведений (Квинтилиан, Фронтон, Геллий).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ АВТОПОРТРЕТЫ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ АВТОПОРТРЕТЫ - Л. а. часто встречаются в античной поэзии. У античных авторов они содержат сведения о личности поэта, о его произведении, склонностях и целях творчества. Нередко в них выражается высокое поэтич. самосознание. Особенно важны Л. а. для изучения биографии и художеств, метода автора.

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia).

1. Государств, денежная повинность богатых граждан в др.-греч. полисах, напр, в случае войны - триерархия (снаряжение военного корабля - триеры), хорегия (оплата хоров, выступавших на празднике Диониса) или гимнасиархия (содержание в течение года гимнасия). Из сохранившихся источников неясно, как соблюдалась очередность в несении Л. В Афинах в соотвествии с законодательством Солона ее несли пентакосиомедимны; позднее ее наложили также на метеков. В эллинистич. Египте условия выплаты Л. были настолько тяжелыми, что мн. предпочитали бегство. С 1 в. н. э. в Риме мн. административные должности не оплачивались государством, а выполнялись богатыми людьми как Л. Это привело к потере мн. из них своего состояния. В Др. Риме Л. соответствовала мунера.

2. Со 2 в. н. э. христианское богослужение; в Вост. Римской империи порядок проведения Л. сложился в нач. период средневековья. В Зап. Европе с 15 в. Л. - месса.

ЛИФТ

ЛИФТ - Существование спец. устройства для поднятия приготовл. блюд из кухни в находившуюся над ней столовую археологически подтверждено в Геркулануме. По всей вероятности, во дворце Нерона был установлен пассажирский Л. Предположительно существовали Л. в качестве сценич. подъемных устройств. Распространение Л. как атрибута роскоши ограничивалось ранней эпохой Империи.

ЛИХ

ЛИХ - вестник Геракла, передал ему от Деяниры хитон Несса. Геракл, страдая от ужасной боли, убил Л. ударив его о прибрежные скалы.

ЛИХОРАДКА

ЛИХОРАДКА - Поскольку в античной медицине отдельные симптомы одной болезни часто истолковывались как различные независимые болезни, разные формы Л., которые характерны для ряда болезней, например для малярии, рассматривались в качестве самостоятельных заболеваний. Л. была довольно хорошо изучена. Различали, например, перемежающуюся Л. (однодневную, трехдневную, четырехдневную) и продолжительную Л. (с высокой температурой, с галлюцинациями). И та и другая чаще всего были симптомами разных форм малярии.

ЛИЦИНИЙ

ЛИЦИНИЙ - родовое имя одной из влиятельных плебейских семей в Др. Риме, вероятно этрусского происхождения.

1. Г. Л. Столон, в 376 - 367 до н. э. вместе с Л. Секстием Латераном выполнял обязанности народного трибуна. Оба решительно выступали за предоставление плебеям равных с патрициями политич. прав. В соответствии с принятыми благодаря усилиям Лициния и Секстия законами долги погашались на более выгодных для должников условиях, запрещалось занимать более 500 югеров (125 га) обществ, земли и предписывалось избирать одного консула из плебеев. В 364 и 361 Столон избирался консулом, в 357 был осужден патрициями, обвинившими его в нарушении одного из провед. им самим законов.

2. Марк. Л. Красс.

3. Луций. Л. Лукулл (1 и 2)

4. Валерий Лициниан Л. (ок. 265 - 325), рим. император (11. 11. 308 - 18. 09. 324). Выходец из семьи дакийского крестьянина, был военачальником и другом Галерия, который провозгласил его в Сирмии соправителем с титулом августа. Вначале его власть распространялась только на Рецию и Паннонию, но после смерти Галерия он в 313 в битве под Адрианополем одержал победу над Максимином Дайей и стал правителем всей вост. части Империи. Некоторое время он был союзником Константина I, женился на его сестре и вместе с ним издал в 313 т. н. Миланский эдикт о свободном исповедании христианства. С 320 вновь начал проводить политику преследования христиан. В войне за власть с Константином Л. в 324 потерпел поражение в битве под Адрианополем, был сослан в Фессалоники и через год казнен.

ЛИЭЙ

ЛИЭЙ (лат. Lyaeus), второе имя Диониса, «освобождающего» людей от мирских забот.

ЛОВИ ДЕНЬ

ЛОВИ ДЕНЬ (лат. carpe diem, т. е. пользуйся сегодняшним днем, лови мгновение), этими словами Гораций в своих «Одах» 1,11 призывал пользоваться всеми благами жизни в настоящем без особых рассуждений.

ЛОГИКА

ЛОГИКА (от греч. logos), в античном мире зачастую отождествлялась с диалектикой. Проблемами категорий Л. занимался Парменид, с помощью дизъюнктивного силлогизма стремившийся доказать тождество мыслимого бытия и мысли. Опираясь на это положение и принцип исключенного третьего, он разработал учение, направл. на доказательство несостоятельности с формально-логич. точки зрения диалектич. противоречия - внутр. источника всякого движения, в т. ч. движения во времени и пространстве. В его понимании кажущееся изменение бытия есть всего лишь субъективная видимость. Его ученик Зенон Элейский вскрыл имеющиеся противоречия в понятиях движения, бесконечности, наименьшей величины с помощью своих «Апорий», способами решения которых по сей день занимаются математич. теории. Сокраг и Платон с их диалектич. Методом раскрытия понятий, а также Демокрит внесли значительный вклад в дальнейшее развитие Л. Но подлинным основателем науки Л. считается Аристотель. Поставив перед собой цель опровергнуть заведомо ложные положения софистов и их тезис об отсутствии объективной истины, он заложил основы науки о мышлении, позволяющей отделять истинные аргументы от ложных. Важнейшими сочинениями в своде логич. трактатов «Органон» считаются «Аналитики». Аристотель отделил логич. формы речи от ее содержания и первым начал оперировать таким понятием, как переменная величина. При этом он не отвергал связь между Л. и действительностью, поскольку его букв, символы отражали возможное реальное положение вещей. Разработав систему силлогистики, предназнач. для выявления объективной связи между понятиями и суждениями, он заложил основы учения о логич. доказательстве. Благодаря его системе оказалось возможным из 2 посылок (Ргаmissen) получить истинный вывод (Conclusio).

Если всякое А есть В;

И всякое В есть С;

То всякое А есть С.

Аристотель первым сформулировал 3 логич. закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключ. третьего. Вслед за Аристотелем разработкой проблем Л. занялись стоики. Аристотелевская силлогистика представляла собой объективные правила, которые независимы от частных конкретных объектов. Например:

Все люди смертны;

Сократ - человек;

Сократ - смертен.

В Л. стоиков основное внимание уделялось изучению простых и сложных высказываний:

(Если идет дождь, то дорога мокрая;

Идет дождь;

Следовательно, дорога мокрая.)

Стоики установили виды связи суждений, интерпретируемых совр. понятиями конъюнкции и дизъюнкции. Они уменьшили число аристотелевских категорий до 4. Впоследствии разработкой учения о логич. доказательствах, и прежде всего аристотелевской силлогистикой, занимались Боэций и схоласты, которые приспособили ее к своим целям.

ЛОГИСТИКА

ЛОГИСТИКА - в античной математике этим термином обозначали совокупность вычислительных и измерительных операций в отличие от более фундаментальной «теоретич. математики». В наши дни под этим термином нередко понимают математич. логику.

ЛОГОГРАФЫ

ЛОГОГРАФЫ (греч. писатели-прозаики).

1. Введ. Фукидидом термин для обозначения авторов историч. сочинений, включая Геродота. В нач. 19 в. он утратил первоначальный смысл и стал не совсем удачно применяться для характеристики предшествовавших Геродоту представителей др.-греч. историографии. Из их произведений до нашего времени дошли только отрывки, позволяющие, однако, получить представление о времени написания и позиции авторов. Для них было характерно стремление наряду с описанием историч. событий дать также значительное количество сведений по географии и этнографии, а также попытка выявить реальную основу миф. сюжетов. Их сочинения б. ч. представляют собой хроники-компиляции. От произведений Геродота и Фукидида их отличало отсутствие четко выраж. осн. идеи. Наибольшей известностью пользовались Гекатей из Милета и Гелланик из Митилены.

2. Составители речей в суде, за солидное вознаграждение готовившие выступления участвующим в тяжбе и зачитывавшие их. От Л. требовалось отразить в речи социальное положение, происхождение, возраст и характерные особенности заказчика. Это предполагало прекрасное владение приемами ораторского искусства. Однако из-за склонности к махинациям и двуличию Л. не пользовались уважением в обществе. Одним из самых знаменитых Л. был Лисий.

3. В эпоху позднего Рима чиновник императорской администрации, ведавший финансами.

ЛОГОС

ЛОГОС (греч. собирать, упорядочивать в отношении к любой функции человеч. мышления), термин обиходного языка, введ. в философский язык, для обозначения проникновения в смысл явлений и поэтому рационального свойства («логический»). Л. противостоит мифу, для которого характерна трактовка духовной деятельности человека и переживаний как результата вмешательства бога и демонич. сил. Т. о., у Л. много значений: 1. Человеч. слово вообще. 2. Беседа, суждение, пословица, приказ, решение. З. Фантастич. (сказка) или реалистич. повествование. Их авторы назывались логографами. Поскольку у истоков греч. прозаич. произведений стоят сочинения др.-греч. историч. прозы, термин Л. употребляется для обозначения отличного от поэзии жанра прозы. 4. В драме Л. означал диалог действующих лиц, отличный от хорового выступления. 5. В философии: в понимании Гераклита - всеобщий закон, основа мира. У стоиков Л. - мировой разум, которому подчиняются природа и человек; иногда Л. трактовали как слово личного и «живого» бога. Филон Александрийский сформулировал учение о Л. как о вечной божеств, силе (разуме), являющейся как бы «сыном божьим» - посредником между богом и людьми. Он - слово и мысль бога, который с помощью Л. сотворил мир вещей (идеализм). В христианстве этот термин встречается первоначально в Евангелии от Иоанна. Окончательно идентификация Л. с Иисусом Христом, «сыном божьим», его понимание как «вочелостровечивание» утвердились в сочинениях отцов церкви. Понятие Л. широко использовалось авторами религиозных и философских трактатов для метафизич. интерпретации миф. героев и религиозных понятий греч., иудейской и христианской теологии. В античной логике Л. обозначали оценку, толкование и определение понятий. 6. В математике: вычисление, в частности обозначение соотношения, выражающего деление без остатка двух чисел. 7. В грамматике: изречение.

ЛОДОЧНЫЕ ГОНКИ

ЛОДОЧНЫЕ ГОНКИ - подробно описаны Вергилием в качестве одного из видов спорта. Надписи свидетельствуют о Л. г. как спортивных упражнениях афинских юношей-эфебов, собиравшихся на регату в Филе. Приз за командную победу составлял крупную денежную сумму в 300 драхм. На рисунках изображаются заезды на парных тройках, пятерках и восьмерках.

ЛОЖКА

ЛОЖКА - предмет домашнего обихода, известный с античных времен. Изготовлялась из кости, рога, металлов (бронза, серебро, золото). Л. с украшениями на ручке представляла художеств, ценность. Наибольший расход материала и затраты на изготовление Л. производились в период эллинизма и эпоху Римской империи.

ЛОКРИДА

ЛОКРИДА (греч. Lokris), в древности засел, племенами локров две небольшие области Центральной Греции, отдел, друг от друга Доридой и Фокидой. Зап. часть, или Л. Озольская, представляла собой узкую полосу на С. Коринфского зал. (города Навпакт и Амфисса). С 338 до н. э. входила в Этолийский союз, вновь обрела независимость после победы римлян (167 до н. э.). Вост. Л. находилась на берегу Эвбейского прол. и делилась на две области (Л. Эпикнемидская и Опунтская Л.). Наиболее известен г. Опунт. С 457 до н. э. находились в зависимости от Афин. ЛОНГ (лат. Longus), ок. 200 до н. э., греч. писатель, предположительно родом с о. Лесбос. В своем любовно-буколич. романе «Дафнис и Хлоя» Л. в фривольной манере описывает зарождающееся чувство между юными, наивными героями, встречу с когда-то покинувшими их родителями и их счастливую любовь. Л. в этом лучшем из дошедших до нас др.-греч. романов умело соединил сюжетно-композиционную структуру романа с мотивами эллинистич. буколики. Это произведение оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства, прежде всего на пасторальную поэзию эпохи барокко.

ЛОНГИН

ЛОНГИН (3 в. н. э.), др.-греч. ритор и философ, представитель неоплатонизма из Афин. Ему ошибочно приписывают созданный неизвестным авторов в 1 в. н. э. «Трактат о возвышенном» («Auctor peri hypsus») Л. был домашним учителем при дворе царицы Зенобии в Пальмире. Казнен в 273 по приказу рим. императора Аврелиана.

ЛОНДИНИУМ

ЛОНДИНИУМ (сов. Лондон). До вторжения Ю. Цезаря (55 - 54 до н. э.) Л., вероятно, был кельтским поселением. В 43 н. э. Л. был рим. поселением, после подавления восстания Боудикки (61 до н. э.) превратился в крупный мор. и речной порт рим. пров. Британия. Позднее в нем размещался рим. гарнизон, чеканились монеты и находилась резиденция епископа. В 5 в. завоеван англосаксами. Сохранились остатки базилики, форума и крепостных стен (1 - 2 вв.).

ЛОТОС

ЛОТОС - в эпоху античности так именовали различные виды растений, например, егип. и инд. водяные лилии, древовидный Л. и Л. - трилистник. Бутоны и цветы Л. воспроизводились в виде орнамента в греч. и рим. произведениях искусства. Например, орнаментом Л. часто украшали сосуды (пальметта).

Лотос

рис. Орнамент в виде лотоса на вазах архаического стиля (7 - 6 вв. до н.э.).

ЛОТОФАГИ

ЛОТОФАГИ (греч. пожиратели лотоса), в греч. мифологии мирное племя, питавшееся сладко-медвяным лотосом. Легенда гласит, что люди, отведав его, обо всем забывают. Этот народ обитал в Ливии (Сирты). Когда корабли возвращающегося в родные края Одиссея прибило к этим землям, посланные им разведчики отведали предлож. Л. лотос и потеряли желание возвращаться назад. Одиссею пришлось силой вернуть их на корабли.

ЛОХАГ

ЛОХАГ (греч.), командир одного из подразделений спартанской, афинской и македонской фаланги.

ЛОШАДЬ

ЛОШАДЬ (греч. hippos, лат. equus). Одомашнивание Л. произошло до 3-го тыс. до н. э. Она происходит, видимо, от тарпана. В Европе Л. появилась в Центральной Македонии ок. 2500 до н. э. и сначала не получила широкого распространения. Первое изображение Л. было найдено в Микенах. Согласно мифу, Посейдон привел ее в Аттику. Вначале Л. использовалась для колесниц и только впоследствии - для верховой езды. Л. Bceгда была показателем богатства и силы ее владельца. Она была любимым мотивом античного искусства. Славились Л. сев.-африк. и исп. происхождения. Знаменитые скаковые Л. происходили из области Атласских гор. У римлян во многих городах существовали ипподромы для конных скачек. Широко известен был ипподром в Константинополе на 80 000 мест, который был построен в 303 - 330. В хозяйстве Л. использовалась реже.

ЛУВР

ЛУВР - Ср.-век. королевский дворец в Париже. В 1793 объявлен «Musee francais» и стал первым нац. музеем, открытым для широкой публики и использовавшимся для просвещения народа; в нем хранились захвач. Наполеоном произведения искусства, в том числе многочисл. древности античной эпохи. После возвращения трофеев его собрания пополнялись за счет закупок. Наряду со знаменитыми скульптурами («Ника Самофракийская», «Венера Милосская») в Л. хранится превосходное собрание греч. ваз и античных гемм.

ЛУГДУНУМ

ЛУГДУНУМ - также Лугудунум (совр. Лион), кельтское поселение, с 43 до и. э. рим. колония, со времени Августа адм. центр пров. Галлия; располож. на пересечении торговых путей, Л. стал также одним из политич., экономич. и духовных центров раннего христианства. Сохранились остатки рим. театра, одеона, храма Кибелы (2 в.), амфитеатра и водопровода.

ЛУДИ

ЛУДИ (лагинские игры), многочисл. публичные представления, первоначально являвшиеся также религиозным и церемониями, устраивавшиеся в Риме еще в царский период. За их проведение отвечало государство, i. e. магистраты; позднее Л. чаще всего устраивал сам император. Иногда кто-либо из государств, деятелей специально организовывал дорогостоящие публичные зрелища, чтобы привлечь к себе симпатии широких слоев рим. граждан. Некоторые Л. сразу стали проводиться ежегодно, другие сделались регулярными спустя длительное время после их учреждения. С течением времени их продолжительность менялась. Некоторые Л. проводились вплоть до эпохи поздней античности. Наиболее др. и грандиозными были Л. романи (Рим. игры), проводившиеся в 1-й пол. сентября в честь бога Юпитера. Другими крупными празднествами считались торжеств, представления в честь Аполлона (аполлинарии; 1-я пол. июля), Цереры (цереалии; сер. апреля), Флоры (флоралии; кон. апреля - нач. мая), Кибелы (Л. мегалензес; нач. апреля), а также Плебейские игры (Л. плебеи; 1-я пол. ноября) в честь Юпитера.

ЛУЗИТАНИЯ

ЛУЗИТАНИЯ (совр. Португалия), рим. назв. части Иберийского полуострова, насел, племенами лузитан, которые с 193 до н. э. постоянно вторгались в завоеванные римлянами районы. Те в свою очередь стремились овладеть лузитанскими месторождениями серебра и железа. В 154 - 136 до н. э. лузитане вели войну за свою независимость; их наиболее известными вождями были Пуник и Вириат. После гибели Вириата в 139 до н. э. они потерпели поражение. В 13 до н. э. создана рим. пров. Л.

ЛУК

ЛУК (греч. toxon, лат. arcus), высоко ценившееся в микенский и гомеровский периоды боевое и охотничье оружие (например, Л. Одиссея). Первоначально считавшийся греками оружием варваров, Л. был принят на вооружение отрядов, поддерживающих порядок (скифские лучники в Афинах), а впоследствии, со времен Персидских войн, все в большей степени стал применяться как боевое тактич. оружие. Славой искусных лучников пользовались жители Крита. Высокие боевые качества Л. были оценены также римлянами в сражениях с германцами и ближневосточ. народами; ими формировались спец. вспомогательные отряды лучников.

ЛУКАН

ЛУКАН - М. Анней (З. 11. 39 Кордова (Испания) - 30. 04. 65), самый значительный после Вергилия представитель эпич. жанра в рим. литературе, племянник философа Сенеки. В Риме Л. входил в круг друзей Нерона; затем оказался в опале из-за зависти императора к его лит. славе и приверженности стоицизму, пользовавшемуся широкой популярностью среди противников деспотии. В 64 Л. принял участие в неудавшемся заговоре Пизона и по приказу Нерона покончил самоубийством. Из многочисл. поэтич. и прозаич. произведений Л. сохранилась только историч. поэма «Фарсалия» или «О гражданской войне» («Bellum civile»). В ней описывается война между Цезарем и Помпеем, начиная от переправы Цезаря через Рубикон (49 до н. э.) и заканчивая битвой при Фарсале (48 до н. э.). По мысли автора, эта битва явилась кульминационным пунктом в истории Рима. Л. представляет Цезаря тираном, установившим единоличную власть и погубившим рим. свободу. Он воспевает Помпея и Катона Младшего, сторонников Республики, самой судьбой обреч. на гибель. Это произведение представляет собой духовный протест против деспотии; оно проникнуто антимонархич. настроениями. В отличие от традиционных эпич. произведений в этой поэме, написанной гекзаметром, земные дела не зависят от воли богов. Полный ее текст до нас не дошел (сохранилось 10 книг). Обилие риторич. отступлений и отмеч. трагич. пафосом стиль - характерные черты этого популярного в эпоху средневековья сочинения.

ЛУКАНИЯ

ЛУКАНИЯ (Lucania), область в Юж. Италии, омываемая Тирренским м. и Тарентским зал., первоначально засел, племенами осков. В 8 - 6 вв. до н. э. происходит массовое заселение Л. греч. колонистами (гг. Посейдония, Элея, Метапонт). Только после победы в войне с Пирром римлянам удалось окончательно покорить Л. (272 до н. э.). Опустошенная в ходе 2-й Пунической войны, Л. превратилась в огромных размеров луга для выпаса скота.

ЛУКИАН

ЛУКИАН - греч. писатель-сатирик, уроженец М. Азии (ок. 120 - ок. 190). Много путешествовал по Римской империи. Автор ок. 80 сочинений (из которых не все считаются подлинными). В них широко использовал различные сведения из истории, культуры, философии, этики, религии, филологии и литературоведения. В написанных живым языком, остроумных сатирич. диалогах Л. осуждал пороки своего времени и упадок нравов, высмеивал ничтожество земных благ. Беспощадно клеймил в своих сатирич. сочинениях целые социальные слои и сословия. Так, осознав никчемность риторики, он подверг критике риторов и все философские школы за их догматич. окостенелость, лицемерную пустопорожнюю болтовню и отсутствие связи с реальной жизнью. Не менее резко Л. критиковал всякую религию (в т. ч. раннее христианство) и всевозможные суеверия, веру в колдовство и мистич. превращения. Он остроумно пародировал мифы о богах и популярные фантастич. романы. Для сочинений Л. характерно создание фантастич. среды обитания (нисхождение в преисподнюю, полет на Луну и т. д.), широкое использование приемов риторики, рассказа, письма, диалога («Диалоги гетер», «Диалоги богов», «Диалоги в царстве мертвых»). Он умело сочетал залож. Платоном традицию философского диалога с Менипповой сатирой. Блистательный знаток греч. яз. и литературы, Л. писал свободным и ярким языком. Оказал значительное влияние на мировую литературу, главным образом на эпоху Возрождения и Просвещения (18 в.); Энгельс назвал Л. «Вольтером классической древности».

ЛУККА

ЛУККА (Lucca), город в Сев. Этрурии, с 180 до н. э. рим. колония. В апреле 56 до н. э. Цезарь, Помпей и Красе достигли здесь договоренности по всем спорным вопросам, укрепив и продлив тем самым свой триумвират.

ЛУКРЕЦИЙ КАР

ЛУКРЕЦИЙ КАР (ок. 96 - 55 до н. э.), поэт и философ-материалист, наиболее выдающийся представитель теории атомистики в Др. Риме, последователь учения Эпикура. О жизни Л. К. известно очень мало. В написанной в традиции дидактич. эпоса поэме «De rerum natura» («О природе вещей») он излагает осн. положения философской системы Эпикура. Из всех сочинений античных материалистов полностью сохранилась только эта поэма. Л. К. поставил своей целью распространить философское учение, которое могло бы помочь человеку достичь душевного покоя и невозмутимости, избавить его от страха перед богами и смертью. В его понимании эти страхи объяснялись тем, что человек не ведал, какое место ему отведено в мире, чем объясняются природные процессы и какова сущность богов и души. Поэтому, материалистически объясняя все существующее, можно освободить разум и чувства человека от страха и суеверия. В основе созданной Л. К. картины мира лежали атомистич. теория, учение о смертности души и представление о том, что природа не зависит от воли богов. Однако если при объяснении природных явлений Л. К. в осн. следовал Эпикуру, то процесс возникновения общества он объяснял по-своему. Он не призывал следовать «lathe biosas» Эпикура, а проявлял интерес к общественно-политич. жизни, клеймил позором упадок нравов высших слоев и отвергал войну с ее ужасами, которые только усугубляются по мере развития материальной культуры и техники. Л. К. пытался с материалистич. позиций объяснить возникновение человеч. общества и культуры. Первобытные люди были похожи на животных - не умели разговаривать, не обладали мышлением, не знали, что им следует объединиться в общину. Все это дал им приобрет. опыт. Государство же возникло вследствие естеств. договора. В его понимании, человеч. разум - двигатель обществ, развития. Труд Л. К. имел огромное значение. В наши дни он является осн. источником по изучению античной атомистики, прежде всего эпикуреизма.

ЛУКРЕЦИЯ

ЛУКРЕЦИЯ - в рим. истории прекрасная и добродетельная супруга Л. Тарквиния Коллатина, которую опозорил старший сын последнего рим. царя Тарквиния Гордого Секст. Согласно легендарной версии, ее самоубийство - начиная с эпохи Возрождения один из излюбл. сюжетов европейской живописи - послужило поводом к ликвидации царской власти в Риме.

ЛУКУЛЛ

ЛУКУЛЛ - когномен видного др.-рим. рода Лициниев.

1. Луций. Лициний Л. (ок. 117 - 56 до н. э.), рим. полководец, в 87 квестор Суллы, в 86 - 80 проквестор вост. части Средиземного м., в 79 эдил, в 78 претор, в 74 - 70 проконсул Киликии и Азии. Нанес поражение царю Понта Митридату VI, в 69 разгромил войска армянского царя Тиграна II. Однако неоднократно вспыхивавшие мятежи легионеров и недовольство влиятельных откупщиков налогов в Азии мерами против спекуляции и ростовщичества (например, снижение процентной ставки с 48 до 12%) привели к закату его карьеры и смещению Л. с поста главнокомандующего (67). Считался одним из самых богатых людей своего времени (библиотека греч. книг, виллы с саунами, коллекция произведений искусства и т. д.). После отставки жил в Риме и устраивал пышные пиры, (отсюда выражение «лукуллов пир»). Есть версия, что именно он привез в Европу из Кераса (Понт) вишневые деревья. Перу Плутарха принадлежит биография Л., опера П. Дессау «Приговор Л.» (либретто Б. Брехта).

2. М. Лициний Л. (116 - после 56 до н. э.), усыновлен отцом Л. (1) - М. Теренцием Варроном Л., в 79 эдил, в 76 претор, в 73 консул, в 72 - 71 проконсул Македонии. Рим. войска под его командованием покорили фракийские племена, вышли к Дунаю и побережью Черного м.

ЛУНА

ЛУНА (лат. Mond).

1. Рим. богиня Луна отождествлялась с греч. Селеной; ее храмы стояли на Палатинском и Авентинском холмах. Картина Л. Тинторетто.

2. В эпоху античности изучали физич. особенности Л. Прим. в 460 до н. э. Анаксагор отверг гипотезу о том, что Л. - раскал. небесное тело, освещ. внутрен. светом, и на основании математич. расчетов доказал, что 4 фазы Л. объясняются ее обращением вокруг Земли в течение месяца. Фалес положил начало традиции предсказывать лунные затмения с помощью данных вавилонских астрономов. Ок. 130 до н. э. Гиппарх из Никеи, изучив колебания в периодах обращения Л. вокруг Земли (т. н. эвектион), разработал теорию движения Л., объяснив изменение ее скорости на орбите. По Птолемею, этот период составлял 32 дня.

ЛУПЕРКАЛИИ

ЛУПЕРКАЛИИ (от лат. lupus - волк), праздник очищения и плодородия в Др. Риме, праздновавшийся вплоть до периода поздней античности 15 февраля в честь бога Фавна. Жрецы-луперки в шкурах закланных на алтаре козлов обегали вокруг др. места в Риме - Палатинского холма. Начинались Л. в Луперкале - святилище Фавна Луперка.

ЛУПУС ФЕРРЬЕРСКИЙ

ЛУПУС ФЕРРЬЕРСКИЙ (ок. 805 после 862), филолог и ученый периода каролингского Возрождения, аббат Феррьерского монастыря, учился у Рабана Мавра в Фульде. Л. Ф. внимательно исследовал сочинения лат. авторов, собирал их рукописи, снимал с них копии, критически анализировал и исправлял тексты. Сведения о деятельности Л. Ф. как предшественника гуманистов содержатся в осн. в его письмах.

ЛУТРОФОР

ЛУТРОФОР (греч.), сосуд из обожж. глины с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и 2 ручками. В нем приносили воду для свершения обряда омовения невесты; позднее его клали в могилу к невесте, умершей до свадьбы. Л., использовавшийся в качестве принадлежности погребальной утвари, в кон. 5 - 4 в. до н. э. изготовляли также из мрамора и ставили на могилу.

Лутрофор

рис. Лутрофор краснофигурного стиля (5 в. до н. э.).

ЛУЦИЛИЙ

ЛУЦИЛИЙ - Г. (род. ок. 180 в Суэсса Аурунка (Кампания), ум. в 102 до н. э.), рим. поэт; принадлежал к сословию всадников. Воевал под командованием своего друга полководца Сципиона Африканскою Младшего в рядах армии, осаждавшей Нуманцию (разрушена в 133): после возвращения из похода, начиная со 131, написал 30 книг сатур, которые можно назвать сатирич. произведениями в совр. понимании этого жанра. Тем самым Л. открыл новую форму художеств, освоения действительности. Она использовалась им для обличения отрицательных явлений в политич. и обществ, жизни, причем поэт не страшился употреблять резкие слова в адрес конкретных людей (например, должностных лиц, виновных в мздоимстве; боги в загробном мире вершат суд над Лентулом Лупом). Подвергал критике определ. образ жизни (порицал зарождающуюся у знати страсть к роскоши), суеверия. В его книгах отразилась лит. полемика (защита собств. поэтич. творчества), автобиографич. мотивы («Iter Siculum»), описание поездки в Сицилию, первые в рим. литературе путевые заметки, излож. стихотворным письмом, а также другие актуальные тогда темы. Своеобразие произведений Л., из которых сохранились только разрозн. фрагменты, в точном воспроизведении бытовых реалий и сочном юморе. Большинство из них написано гекзаметром, ставшем вследствие этого осн. стихотворным размером рим. сатирич. поэзии. Л. оказал значительное влияние на Горация и рим. поэтов-сатириков более поздних поколений.

ЛУЦИНА

ЛУЦИНА - в Др. Риме богиня-покровительница брака, отождествлявшаяся с греч. Илифией. Юнону чествовали как Юнону Л., Диану - как Диану Л.

ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА

ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА - построенные в 14 - 13 вв. до н. э. ворота в крепостных стенах, окружавших Микенский дворец. Ряды кладок наверху образуют над 20-тонной перекрывающей плитой свободный треугольник, закрытый мраморной плитой с рельефным изображением двух львиц. Отсюда произошло назв. ворот. Стоящие друг против друга львицы передними лапами опираются на пьедестал.

ЛЮБКЕР

ЛЮБКЕР - краткое наименование выпущ. Ф. Х. Любке (1811 - 1867) в 1853 - 1855 Энциклопедического словаря классической древности для гимназий, которым широко пользовались все исследователи античности (последнее, 8-е изд. Лейпциг, 1914), имеется русский перевод.

ЛЮСТРАЦИИ

ЛЮСТРАЦИИ (лат. lustratio - очищение посредством жертвоприношения), в Др. Риме религиозно-магич. обряд, торжеств, акт, якобы оберегающий от болезней и искупающий грехи. Жертв, животных обводили вокруг пашни (амбарвалия), выстроившихся воинов и т. д. (вера в волшебную силу круга).

ЛЮСТРУМ

ЛЮСТРУМ (лат. lustrum), первоначально искупительное жертвоприношение, завершавшее установление имуществ. ценза рим. граждан. Поскольку Л. совершался каждые 5 лет, в кон. 3 в. до н. э. пятилетие стали также называть Л. Это обозначение, соответствовавшее метрич. размеру античного стихосложения, привилось в рим. поэзии и до сих пор является одним из элементов высокого стиля.

ЛЮТЕР

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483 - 1546), видный деятель Реформации и богослов, основатель протестантизма. Гуманистич. идеи античности практически не оказали воздействия на мировоззрение Л., поскольку он, как доказывает его спор с Эразмом Роттердамским о свободе воли, рассматривал изучение памятников античности только в плане разработки нового варианта христианского вероучения. Л. с крайним недоверием относился к греч. философии и ее рационализму, поскольку считал ее «язычеством». Вместе с тем нельзя сказать, что он полностью отвергал античную культуру, ибо известна его любовь к греч. и лат. пословицам, к произведениям Теренция, Вергилия и Платона.

ЛЮТНЯ

ЛЮТНЯ - музыкальный инструмент с длинной шейкой (греч. пандура, араб, тамбур), популярный в странах Др. Востока с сер. 2 в. до н. э. Со временем получил распространение также в эллинистич. государствах и Др. Риме, но считался иностранным музыкальным инструментом.

ЛЮЦИФЕР

ЛЮЦИФЕР (лат. светоносец), назв. утренней звезды (Венера). У греков Л. считался сыном Авроры. В раннехристианской литературе так именовали падшего ангела - сатану. До сих пор Л. - одно из имен дьявола.

Предыдущая страница Следующая страница