Словарь античности
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПИ"-"ОЧК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПИ"-"ОЧК")

ОПИСТОДОМ

ОПИСТОДОМ (греч. Opisthodom), заднее помещение (внутр. часть дома) или задняя часть храма.

ОППИАН

ОППИАН (лат. Oppianus), ок. 200 н. э., греч. писатель из Аназарба (Киликия), написал посвящ. императору Марку Аврелию дидактич. поэму «Галиевтика» («Рыбная ловля»); другой писатель того же имени, т. н. Псевдо-О. из Апамеи (Сирия), создал дидактич. поэму «Кинегетика» («Об охоте»), посвящ. императору Каракалле.

ОПС

ОПС - Опа, др.-рим. богиня урожая, ставшая затем богиней богатства (в храме О. Цезарь хранил государств, казну). В ее честь справлялись праздники Опиконсивии (Ops Consivia - Сеятельница) 25 августа и Опалии 19 декабря. Отождествлялась с Реей, супругой Кроноса (Сатурна).

ОПТИКА

ОПТИКА (греч. учение о свете), в античности часть естествознания, посвящ. объяснению света и процесса видения. Оптико-геомегрич. отношения составляли предмет катоптрики, ее дополняли диоптрика, служившая оптич. методом практич. топографич. съемки, и скенография, учение о перспективе, имевшее практич. значение в театральном искусстве. Древнейшее объяснение процесса зрения восходит к Пифагору Самосскому и его школе. Согласно их учению, глаз испускает лучи зрения, которые касаются предметов и создают отображения их в глазу. Осн. допущением этого представления является предположение о прямолинейном распространении лучей зрения с бесконечно большой скоростью, поэтому эта гипотеза, несмотря на искажение истинного положения вещей, могла служить основой катоптрики Вариации той же гипотезы о лучах зрения учение стоиков о зрительной пневме и представление Платона о взаимодействии лучей зрения с эманациями тел. Эмпедокл понимал свет как текучую субстанцию, испускаемую светящимися телами и распространяющуюся с конечной, но очень большой скоростью. На этом представлении основаны воззрения Демокрита и эпикурейцев, согласно которым процесс зрения состоит в том, что предметы испускают свои микроизображения, проникающие в глаз и вызывающие чувств, ощущение. Аристотель объяснял процесс зрения посредством некой потенциально прозрачной среды, которая актуализируется светящей материей (эфиром, огнем). Тела видимы благодаря своему цвету, тогда как «прозрачное» дает только предпосылку для видения. Это представление было исходным пунктом аристотелевской теории цвета.

ОПТИМАТЫ

ОПТИМАТЫ (лат. лучшие), часть рим. сенатской аристократии республиканского времени. В эгом названии выражалось противопоставление их политич. притязаний остальному населению. О. считались со времени движения Гракхов поборниками консервативной политики сената, стремившимися сохранить арисгократич. республику. Оппозицию им составляли популяры, выражавшие интересы всаднич. сословия, провинциалов и плебса. Самым знаменитым О. был Сулла.

ОПУХОЛЕВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ОПУХОЛЕВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - В античности к опухолям (считавшимся частично доброкачеств., частично злокачеств.) относили, в числе прочего, абсцесс, фистулу, раковые опухоли (последние могут быть приравнены к совр. О. з., в античности эти заболевания считались излечимыми, даже без оперативного вмешательства), гангрену, травматич. рожу, бородавки и грыжу.

ОРАКУЛ

ОРАКУЛ (лат. oraculum, греч. manteion), место, обыкновенно в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, а также само прорицание божества. О. давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений; существовали также О. мертвых. В эпоху до греко-перс. войн О. имели большое значение. Существование О. было во мн. обусловлено религией Аполлона - важнейшего бога-прорицателя. В Греции и М. Азии Аполлону принадлежало множество прорицалищ. Однако Дельфы на протяжении долгого времени были средоточием религиозной жизни греч. мира. Дельфийский О. давал информацию по культовым вопросам (в т. ч. при колонизации), устанавливал искупительную кару при очищении от пролитой крови, высказывал советы по законодательству. Вновь составляемые конституции получали его санкцию. При ответах на вопросы, касающиеся будущих политич. событий, Дельфы прибегали к темным или двусмысл. формулировкам (О. Крезу). Греч. Просвещение 5 в. до н. э. (эпоха софистики) критиковало сущность О. и тем самым способствовало их упадку. О. были закрыты или влачили жалкое существование, их деятельность ограничивалась сакральными или частными вопросами. Во 2 в. н. э. некоторые О. вновь оживились (Дельфы, Кларос); обширная деятельность вновь устроенного О. Александра из Абоногиха (Пафлагония) свидетельствует о вере в О., присущей тому времени. Распространяющееся христианство боролось против О., и после его победы они были запрещены окончательно. Наряду с определ. местами прорицания существовали также О., циркулировавшие в народе; в неспокойные с политич. точки зрения времена они служили средством манипулирования обществ, мнением или выражали ненависть угнет. населения против его господ (иудеев - против римлян, христиан-против язычников), поэтому они уничтожались властями. Собранием О. являются «Пророчества Сивиллы».

ОРБИЛИЙ

ОРБИЛИЙ - Пупилий Луций (лат. Orbilius, Pupillius L.). учитель Горация, грамматик, преподававший язык и литературу, оставивший по себе печальную память «драчливого» (plagosus). Со времен Горация О - олицетворение античной «палочной педагогики» (орбилианизма), рассматривавшей наказания, в т. ч. телесные, как действ, воспитат. меру.

ОРГАН

ОРГАН - духовой клавишный инструмент с большой силой звука, созданный Ктесибием из Александрии, который взял за образец сирингу (свирель), уникальный «механич.» музыкальный инструмент. 20-50 трубок - деревянных, глиняных или металлич. (бронзовые в О. из Аквинка)-давали О. диапазон в 2 - 4 октвы. Воздух поступал в них из воздушной камеры под напором воды и подавался в трубки при помощи клавиатуры. В эпоху Империи отошли от использования духовых О., приводимых в движение мехами. Прежде чем стать инструментом, использовавшимся христианским богослужением, О. применялся в театре, в цирке, на гладиаторских играх, а также как инструмент для домашнего музицирования (мозаика из Неннига близ Трира). Греч, и лат. описания конструкций О. дополняются сохранившимися изображениями, в т. ч. на монетах, и данными археологич. находок.

Орган

рис. Водяной орган Ктесибия из Аквинка. Слева: составленные вместе фрагменты, найденные при раскопках. В середине и справа: реконструкция.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ - В целом О. в. с. у греков соответствовала организации народа в мирное время, причем богатые составляли конницу, остальные - тяжело - или легковооруж. пехоту. Боевые формирования греков фаланги были образованы из тяжеловооруж. гоплитов. Рим. армия состояла из легионов, которые делились на когорты, манипулы и центурии, причем по конституции Сервия Туллия (2-я пол. 6 в. до н. э.) она строилась по цензовому принципу, как и у греков; в зависимости от размеров имущества гражданин служил в к.-л. Роде войск. Каждому легиону принадлежала полевая «артиллерия» (катапульты). Лагерное оборудование в обозе было обширным и многообразным. Во времена Империи рим. войско состояло из 4 различных частей: императорская лейб-гвардия и отряды обеспечения безопасности г. Рима, легионы, вспомогательные отряды и флот. Отряды безопасности Рима состояли из cohortes urbanae (городских когорт) и c. vigilium (ночной стражи).

Организация вооруженных сил

рис. 1. Организация спартанской армии в классическую эпоху.

Организация вооруженных сил

рис. 2. Структура вооруженных сил. Организация римской армии в сер. 1 в. до н. э.

ОРГАНОН

ОРГАНОН (греч.). Первоначальное значение этого слова - «орудие», «инструмент», но уже в античности оно обозначало преимущественно музыкальные (отсюда наше слово «орган») и хирургич. инструменты, а также части тела, особенно органы чувств. В переносном смысле слово «О.» служило для обозначения логики как инструмента философии (отсюда собирательное назв. логич. трактатов Аристотеля «Органон»).

ОРГЕТОРИГ

ОРГЕТОРИГ - Оргеторикс, вождь племени гельветов, руководил переселением последних в Галлию. Цезарь успешно воспрепятствовал его приготовлениям в первый период галльской войны; в 60 до н. э. О. погиб.

ОРГИЯ

ОРГИЯ (греч. обряд, ритуал, мистерии, свящ. служба), священнодействия в мистериях Деметры и Диониса. От мистерий Диониса - Вакха и присущего им разнузданного, безумного исступления это слово получило свое нынешнее значение - безудержное стремление к удовольствиям.

ОРЕАДЫ

ОРЕАДЫ (греч. Oreiades), нимфы гор (греч. oros - гора) и лесов.

ОРЕЛ

ОРЕЛ (греч. aetos, лат. aquila). В инд. мифологии орел Гаруба победил всех демонов. Вавилоняне избрали О. гербовой фигурой, а персы - военным знаком. У греков О. являлся царем животных, отождествлялся с источником света, плодородия и бессмертия. Зевс избрал его своим военным знаком. Согласно рим. мифу, О. предсказал Тарквинию царский престол и стал с тех пор одним из первых символов Республики. Ок. 100 до н. э. Марий сделал О. с расправл. крыльями военным знаком, для несения которого в рим. легионах выделялись спец. воины-аквилиферы. У авгуров О. означал хорошее предзнаменование. На мн. монетах О. изображали как государств, символ. В христианской символике он обозначал божеств, вдохновение и изображался рядом с евангелистом Иоанном. Карл Великий включил О. в Ср.-век. геральдику, т. к. О. приписывали такие качества, как отвага, щедрость, стойкость и способность омолаживания.

ОРЕЛ НА ЗНАМЕНИ

ОРЕЛ НА ЗНАМЕНИ (лат. aquila), знак рим. легиона.

ОРЕСТ

ОРЕСТ - в греч. мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Хрисофемиды, Ифигении и Электры, воспитанный своим дядей Строфием вместе с Пиладом, сыном Строфия и другом О. Призванный к кровной мести велением Аполлонова оракула, О. на восьмой год после смерти отца неузнанным вернулся на родину с Пиладом, открылся Электре и убил свою мать и Эгисфа, т. к. ими был убит Агамемнон. За это Эринии наслали на него безумие и преследовали его, но он получил от Аполлона очищение от пролитой крови или совет молить о защите Афину Палладу, обняв ее статую в Афинах. Там он был оправдан Ареопагом. По другой версии О. по повелению Аполлона во искупление своей вины привез из Тавриды в Грецию с помощью своей сестры Ифигении статую Артемиды. Позднее О. женился на Гермионе. Миф об О. отражает воспоминания о матриархате и кровной мести. Этот миф послужил материалом трем великим греч. трагикам («Орестея» Эсхила, «Электра» Софокла, «Орест», «Электра», «Ифигения в Тавриде» Еврипида). Поскольку проблема вины была неразрывно связана с сущностью божеств, повеления матереубийства, драматурги нового времени (Шлегель, Вольтер, Дюма, Сартр, Ануй) модифицировали миф, обходясь вольно с мифологич. материалом (мотив непреднамер. убийства). Обращения изобразит, искусства к судьбе О. эпизодичны (живопись Тишбейна).

ОРИБАЗИЙ

ОРИБАЗИЙ - изПергама, греч. врач 4 в. н. э., живший в Константинополе, друг и придворный врач императора Юлиана Отступника. По поручению последнего собрал учения самых знаменитых врачей античности в своем медицинском своде, из 70 книг которого сохранились фрагменты, а также извлечение в 9 книгах и сборник рецептов простых, легко приготовляемых лекарств.

ОРИГЕН

ОРИГЕН (лат. Origenes) (род. ок. 185 н. э., Александрия, ум. в 253/254 н. э., Тир). О. был учеником неоплатоника Аммония Сакка, вел аскетич. жизнь, ок. 217 н. э. возглавил христианскую катехетич. школу в Александрии - центр образования, высоко ценившийся и христианами и язычниками. Позднее О. переселился в Кесарию и основал там подобную школу. Благодаря синтезу христиан, веры, эллинистич. образованности и неоплатонич. философии, а также созданию собств. теологич. системы О. способствовал развитию всех теологич. направлений последующих эпох. Он считал свою систему ортодоксальной, но уже в первой оригенистич. дискуссии (ок. 400 н. э.) его ортодоксальность была поставлена под сомнение, а на Вселенском соборе 553 О. был окончательно осужден. Из 2 тыс. сочинений, которые О. предположительно написал, сохранилась лишь часть. Благодаря лат. переводам важнейших сочинений О., сделанных Иеронимом и прежде всего Руфином, его идеи и теологич. методы получили распространение на Западе. О. принадлежит первое критич. издание текста Ветхого завета, «Hexapla», где на шести столбцах он сопоставил подлинник на еврейск. яз. и различные переводы. В своих гомилиях и комментариях на все книги Библии он применяет метод аллегорич. истолкования. Из его сочинений нужно упомянуть «Contra Celsum» (опровержение «Истинных речей» философа Цельса), и «De principiis» («Об основных положениях христианства»).

ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ

ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ - этап развития раннегреч. искусства (2-я пол. 8 и 7 в. до н. э.), на котором в изменившихся производств, и социальных условиях раннего полиса были усвоены по вост. образцам монументальные архитектурные и изобразительные формы. Влияние Востока угадывается в богатстве скульптурного и орнаментального типов (куросы, коры, мифич. существа, растительные орнаменты). Однако динамика развития этого периода прямо противоположна сущности вост. статики.

ОРИОН

ОРИОН - в греч. мифологии чудовищный беотийский великан-охотник, преследователь Плеяд. О. убивал диких зверей для царя Хиоса Энопиона, обесчестил его дочь Меропу и был им ослеплен. Гелиос возвратил ему зрение. Эос (Заря) полюбила и похитила его. О. был убит стрелой Артемиды или (по другому варианту мифа) погиб от укуса скорпиона. Был превращен в созвездие и помещен на небо (близ созвездия Плеяд). Оперы Кавалли и И. - К. Баха; пластика Г. Маркса.

ОРИФИЯ

ОРИФИЯ (лат. Orithyia), дочь мифич. афинского царя Эрехфея, похищенная богом сев. ветра Бореем, который унес ее во Фракию и там женился на ней. Сыновьями их были Зет и Калаид. Живопись Рубенса. ОРК, соответствующий греч. Аиду рим. бог подземного царства, владыка мертвых, губительное, похищающее жизнь божество. Также обозначение самого царства мертвых.

ОРКАДЫ

ОРКАДЫ (лат.), ныне Оркнейские острова, архипелаг, названный по мысу Оркас на С. - В. Каледонии (Шотландии), напротив которого они лежат. О. были открыты Пифеем из Массалии и, возможно, покорены тестем Тацита Агриколой. К С. от О. лежит о. Туле (о. Мейнленд из группы Шетландских островов).

ОРНАМЕНТ

ОРНАМЕНТ - декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. В архитектуре О. появляется обычно в декоративных планках, на симах, акротериях как заполнение фризов и кассет, в рельефах - как обрамление, венчающий элемент или заполнение пространства, в живописи-как обрамление поля изображения или как заполняющий О. В одежде, на предметах обихода, мебели, оружии и т. д. О., выполн. из того же или другого материала, имеет функции украшения, разделения частей, обрамления, заполнения поверхности, в различной мере являясь носителем значения и выражения замысла мастера. Осн. О. раннегреч. искусства - меандр, в эпоху ориентализирующего стиля сокровищница О. пополняется пальметтами, волютами, фризами из ленточных сплетений, логосами. Эти О. использовались до самых поздних эпох наряду с вошедшими в употребление с 6 в. до н. э. ионическим киматием (eierstab) и О. из сердцевидных листьев. С эпохи классики употребительным становится акант (первоначально на акротериях и капителях), в эпоху эллинизма появляются букраний и гирлянды. Римляне восприняли орнаментальное богатство греков и расширили его благодаря утонченности, комбинациям и укрупнению О. в монументальном искусстве.

ОРОЗИЙ

ОРОЗИЙ - Павел (Orosius Paulus), нач. 5 в. н. э., исп. священник и писатель. Его осн. труд - написанные под влиянием Блаженного Августина 7 книг «Истории против язычников» («Historiae adversus paganos») - очерк мировой истории, дополняющий «О граде Божием» Августина. О. в своем труде следует Даниилу в разделении истории на 4 периода; «История» О. была весьма популярной в средние века универсальной всеобщей историей, принятое в ней деление мировой истории на эпохи сохранялось до 18 в.

ОРОНТ

ОРОНТ (араб. Nahr-el-Asi), самая большая и длинная река Сирии. Берет начало близ Гелиополя между Ливаном и Антиливаном.

ОРОШЕНИЕ

ОРОШЕНИЕ - В отличие от др. - вост. сельского хозяйства, основанного на О., в Греции и Италии для нужд земледелия вполне хватало естеств. осадков. Дополнительное О. требовалось для полива лугов, а также при выращивании риса, овощей, фруктов и оливок. Только в период эллинизма греки познакомились с обширными оросительными устройствами. Одним из виднейших ирригаторов этого времени являлся Клеон из Файюма (250). К первым оросительным сооружениям о гносились канавы для стока воды и черпаковые установки. Повсеместно был распространен шадуф, представлявший собой подъемное коромысло, одно из плеч которого с укрепл. на нем емкостью для зачерпывания воды свободно смещалось в сторону водосливного желоба. Применялись различного рода насосы. Эти оросительные механизмы, работа на которых считалась тяжелым наказанием, приводились в действие рабами. Римляне столкнулись с идентичными проблемами при аннексии пров. Африка. Также и здесь технич. сторона дела целиком и полностью перешла от местных жителей в ведение нов. правителей.

Орошение

рис. Шадуф (но рисунку на чернофигурной вазе. 550 до н.э.).

ОРУЖИЕ

ОРУЖИЕ - Наряду с оборонительным О. (доспехами) греки и римляне использовали в качестве наступательного О. прямой (gladius) и кривой обоюдоострый меч. Мечи обоих видов носились либо за поясом, либо на перевязи. Длинное копье применялось в рукопашном бою, а более короткое (pilum) как метательный снаряд. Вспомогательные отряды вооружались луками, стрелы к которым помещались в колчанах, и пращами, стрелявшими камнями и свинцовыми шарами. В ранне- и среднереспубликанское время в Риме тип вооружения отражал социальный статус и имущесгв. положение воина. Легкое и соответственно тяжелое вооружение определяло назначение воинской части и ее место в бою. Применение нов. видов О. часто имело решающее значение для возрастания наступательной мощи армий (например, вооружение македонян длинными копьями). Среди обнаруж. раскопками О. микенскот о времени (прежде всего в шахтных гробницах Микен) заслуживают внимания бронзовые мечи и кинжалы с золотыми рукоятями и золотыми, серебряными и черноэмалевыми инкрустациями, свидетельствовавшими о богатстве владельца.

Оружие

рис. Военное снаряжение. (Чаша Дуриса, нам 5 в до н. э. Вена).

ОРФЕЙ

ОРФЕЙ (лат. Orpheus), мифич. греч. певец, родом из Фракии, сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра (или Аполлона). Своим пением и ш рой на кифаре он зачаровывал даже животных и растения. Он ввел культ Диониса и принял участие в походе аргонавтов. Когда его жена Эвридика по вине Аристея погибла от укуса змеи, О. спустился в подземное царство и, растрогав его владыку своей музыкой, убедил его отпустить умершую на землю. О. вопреки запрету оглянулся на следовавшую за ним Эвридику, и она должна была навсегда вернуться в царство мертвых. Ставший ненавистником женщин, он впоследствии был растерзан фракиянками или (по другой версии) вакханками, которых наслал на него Дионис, поскольку О. более, чем его, почитал Гелиоса Аполлона. Музы собрали и похоронили растерзанные члены О., а голова его приплыла по р. Гебр на о. Лесбос. О. считался основателем орфич. учения. Миф об О. в античности был одним из самых популярных. В пластике особенно часты изображения О. и Эвридики (т. н. «Рельеф О.», 2-я пол. 5 в. до н. э., П. Вишер Младший, Канова, Роден). В живописи нашли отражение все мотивы этого мифа (картины Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, П. Брейтеля Младшего, Рубенса, Тьеполо, Фейербаха, Л. Коринта). О., воплощающий могущество пения и любви, побеждающей смерть, становится героем многочисл. опер (Монтеверди, Глюк, Гайдн; травести Оффенбаха «Орфей в аду»), балет Стравинскот о. Христианское искусство восприняло изображение О. с ли рой в окружении животных, укрощенных его музыкой. В поэзии образ О. используется отчасти для изображения проблемы поэтич. творчества (Рильке, Кокошка).

Орфей

рис. Орфей. Эвридика и Гермес (с мраморного рельефа из Виллы Альбани. 2-я пол. 5 в. до и. э.).

ОРФИКА

ОРФИКА (греч. учение Орфея), течение, отколовшееся, вероятно, в 6 в. до н. э. от фракийских дионисийских мисгерий и провозгласившее Орфея учредителем обрядов и автором орфич. поэм. Орфеогелесты (посвященные жрецы) учили, что Зевс породил Диониса Лисея («Отрешителя»), чтобы освободить (отрешить) душу, заключ. в человеч. геле (Soma), как в гробнице (Sema). и приготовить ей путь к вечному блаженству. Люди, согласно этому учению, состоят из двух противоположных элементов (дионисийского и титанического, блат ого и злого), они злы, поскольку появились из пепла гитанов. Они обладают благим духовным качеством, т. к. титаны растерзали и пожрали Диониса. Teoгония О. сходна с Гесиодовой, только Зевс побеждает не Кроноса, а Фанеса. О. была попьп кон спасти в человеке дионисийское начало. Мисты (посвященные) обязывались не ecть мяса, яиц и бобов. До нас дошли лишь фрагменты орфич. сочинений. Орфики верили, что после смерж их ожидает блаженная жизнь, описывавшаяся как великое пиршество, в то время как остальные люди погибнут в Тартаре.

ОРХЕСТРА

ОРХЕСТРА (греч. площадка для ганцев), крут лая площадка для исполнения хоровых лирич. песен, находившаяся в Teaтpe между скамьями для зрителей и сценой. В центре О. находился алтарь Диониса. В треч. театре О. использовалась, кроме драматич. представлений, также для торжеств, празднеств (чествования граждан и т. п.); в Риме на О. стояли кресла сенаторов. От слова «О.» происходит наше слово «оркестр».

ОРХОМЕН

ОРХОМЕН - столица исчезнувшего к классич. времени народа минийцев, к С-В. от бывшего Копаидского оз., где уже в эпоху неолита имелись поселения. Об этом свидетельствует богатый археологич. материал (г. н. минийская керамика). В более позднее время О. также был крупным центром, что доказывает микенский дворец, внешние стены которого были двухметровой толщины, а внутренние богато украшены фресками. Нужно назвать и купольную гробницу (диаметр 14 м) 14 в. до н. э. О. был разрушен в 364 363 до н. э. в войне с Фивами.

ОСАДНОЕ ИСКУССТВО

ОСАДНОЕ ИСКУССТВО - При покорении городов и других укрепл. поселений др. греки главным образом старались заморить их жителей голодом, не ведя при этом акгивных боевых действий. Начала О. и. заложены Филиппом II Македонским, его сыном Александром Македонским и эллинистич. полководцами. Высокой степени совершенства оно досжгло у римлян, которые заимствовали эллинистич. технику, дополнив ее собств. осадными боевыми машинами.

ОСВЕЩЕНИЕ

ОСВЕЩЕНИЕ - Домашний и ремесл. быт как в Греции, так и в Риме почти не требовал искусств. О. Античные подвальные постройки были неглубокими, что устраняло необходимость в их дополнительном О. Практически оно ограничивалось в силу необходимости О. рабочих мест в рудниках. Быстро вошедший у знати в моду в 6-5 вв. до н. э. обычай вести ночную жизнь потребовал создания комфортабельных условий и тем самым привел к О. внутр. помещений. Для О. немногочисл. ночных праздников, проводившихся на открытом воздухе, разводились костры и использовались факелы. В отдельных случаях (болезнь, роды, мистерии, обход водопроводных каналов) в качестве источников О. применялись огонь в очаге, сосновые лучины, факелы и лампады, реже сальные или восковые свечи. Объективной потребности в увеличении количества горелок на светильнике не было. В виде исключения более яркое О., да ваемое свечами, находило использование на приемах у врачей и во время ночных заседаний сената. Дифференциация осветительных приборов на факелы подвесной и настольный светильники, а также подсвечник - произошла очень рано. Из элементов искусств. О. греки заимствовали факел, фитиль, горючее растительное масло, сало и воск. Так, уже в Новом царстве в Египте были известны свечи. В греч. мире свечи упоминаются сравнительно редко и не ранее 1 в. н. э. Одной из любопытных конструкций являлся светильник с автоматич. доливом горючего масла. В осн. вся деятельность людей в эпоху античности протекала при естеств. солнечном и лунном О. Это продолжалось до тех пор, пока развитие городов не привело к появлению искусств. О. Др. улицы освещались только в особых случаях, в осн. из опасения перед возможными волнениями.

Освещение

рис. Свешльник с авюматическим доливом жидкого юплива. При понижении уровня масла в горелке (1) открывается отверстие воздухозаборной трубки (2) и из питающей трубки (3) масло начинает поступать в горелку до тех пор, пока отверстие воздухозаборной трубки вновь не закроется (реконструкция по Филону Визатийскому. ок. 230 до н. э.).

ОСВЕЩЕНИЕ УЛИЦ

ОСВЕЩЕНИЕ УЛИЦ - По праздничным дням улицы больших городов освещались факелами в целях поддержания порядка и безопасности. Регулярное О. у. отсутствовало. В портах О. у. осуществлялось благодаря свету маяка. Тот, кто выходил на улицу ночью, должен был иметь при себе фонарь или факел.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

ОСВОБОЖДЕНИЕ (лат. manumissio). в герм, и рим. праве освобождение несвободных или полусвободных граждан от кабальной зависимости. Рим право выработано различные формы, по которым осуществлялось О. (О. претором, через внесение в списки граждан или по завещанию). Позднее наряду с прежними формами гражданского и преюрскою права применялись упрощ. формы О., такие, как inter amicos, т. е. «между друзьями». При Константине I возможности расширились, практиковалось О. в церкви, в присутствии епископа и общины. Вольноотпущенники присоединяли имена и назв. рода своих пафонов как прозвища к своим прежним рабским именам. Во времена Римской республики возросло число О.; Август и некоторые другие правители стремились ограничить этот процесс (Lex Furia Caninia, 2 до тт. э., и Lex Aelia Sentia, 4 н э.). Несмотря на это. О. рабов имело большое значение для сохранения и постоянного обновления рим. общества, поощрялось обществ, мнением, о чем можно судить по cooтветствующим высказываниям рим. писателей.

ОСЕЛ

ОСЕЛ (греч. onos, лат. asinus). С древнейших времетт О. использовался для верховой езды и как рабочее животное. Дикие О. (онагры) были одомашнены в Шумере в 3-м тыс. до н. э. и применялись в Месопотамии как тягловые животные. Скрещивание самцу О. с кобылой давало в потомстве мулов, скрещивание мула с кобылой лошаков. О. считался животным бедняков. В рим. государстве он особенно широко использовался в Сабинской области, посвящался богине Весте. В армии мулы применялись для транспортировки осадных машин на крутых горных тропинках. Мясо О. ценилось высоко. Молоко считалось ценным, питательным и целебным продуктом. Разнообразное применение находил также навоз. С распространением виноградных культур О. стали разводить в более сев. районах.

ОСИРИС

ОСИРИС (егип., греч.), егип. бог мертвых и плодородия, тесно связанный с теологич. истолкованием егип. понятия о царе. Изображался в виде человека с мумифицированным телом и знаками царской власти. Первоначальные стадии культа О. мало исследованы. Как свидетельствуют древнейшие тексты из царских погребений в пирамидах, не позднее чем с сер. 3 в. до н. э. считалось, что умерший царь превращается в О., позднее это представление распространилось на всякое частное лицо, погребенное с соблюдением всех соот ветствующих обрядов. Миф об О. подробно исследован Плутархом, хотя отдельные детали его известны уже из текстов захоронений в пирамидах: О. был героем и царем в Египте, его брат Сет хитростью лишил его жизни. О. был воскрешен своей сестрой и супругой Исидой, произвел с нею на свет Гора, который отомстил Сету за отца и на суде богов получил власть над Египтом. О. стал владыкой мертвых. Греки отождествляли его с Дионисом; его почитали в Средиземноморье вместе с Исидой также под именем Сараписа. Егип. мотивы, возрожд. после античности в учении масонов, обработаны в либретто «Волшебной флейты» Шиканедера.

ОСКИ

ОСКИ - древнеиталийское племя, принадлежавшее к оскско-умбрской языковой группе, родств. самнитам. Обитали в осн. в Кампании. Испытали влияние греч. культуры, ок. 500 до н. э. были распространены почти по всей Юж. Италии.

ОСКСКИЙ ЯЗЫК

ОСКСКИЙ ЯЗЫК - наряду с умбрским относится к италийской ветви индоевроп. семьи, близко родств. лат. яз. Исчез уже в античности. Сохранилось ок. 400 весьма кратких надписей.

ОСРОЭНА

ОСРОЭНА - Осдроена, Орроена (греч. Osroene), местность на С.-З. Месопотамии между Евфратом на 3. и Ю.-З., Хабором на В. и Арменией на С. Во 2 в. до н. э. О., насел, преимущественно сирийскими народами, говорящими на арамейском яз., отделилась от державы Селевкидов, здесь было основано самостоятельное княжество со столицей в г. Эдесса, правители которого носили семитские имена.

ОССА

ОССА (новогреч. Kissavos), лесистая гора высотой 1978 м, составляет вместе с Олимпом (2918 м) на С, от которого О. отделена Темпейской долиной, и Пелионом (1630 м) на Ю. горную цепь, отделяющую фессалийскую равнину от Эгейского м. О. и Пелион находятся в фессалийской местности Магнесия. На одной из вершин О. найдены остатки посвящ. нимфам сталактитового грота.

ОСТГОТЫ

ОСТГОТЫ - 1. Племя грейтунгов, засвидетельствованное в 4 в. н. э.

2. Готские племена, бывшие подданными гуннов. С концом гуннского владычества О. проникли в Паннонию. Их царь Теодорих (ум. в 526) покорил Италию, затем победил Одоакра в 493, время от времени под его власть попадала Испания. В 552 византийцы положили конец державе О., но последние осели в Италии.

ОСТИЯ

ОСТИЯ (от лат. os - устье), город в устье Тибра, крупнейшая торговая гавань, основанная в кон. 4 в.

до н. э. для обеспечения рим. мор. торговли; во время Империи - база рим. флота и гл. гавань Рима. Портовые сооружения построены в осн. при Клавдии и Траяне. При новейших раскопках обнаружен город с жилыми домами, среди них - пятиэтажные доходные дома, термы, рынки и храмы, что прояснило картину постпомпеянской архитектуры.

ОСТРАКИЗМ

ОСТРАКИЗМ (греч. ostrakismos - суд черепков) - голосование посредством подсчета голосов на черепках (ostraka); введено в Афинах в кон. 6 в. до н. э.

ОСТРАКОН

ОСТРАКОН (греч. глиняный черепок), часть стенки разбитого сосуда, использовавшаяся для записей, как расписка, особенно как избирательный бюллетень при остракизме - афинском «суде черепков», т. е. при голосовании против граждан, чье политич. влияние считали необходимым ограничить, отправив их в изгнание. Эта демократич. практика была введена Клисфеном в кон. 6 в. до н. э., но упразднена ок. столетия спустя. Во время раскопок на афинской агоре, которые вели американские ученые, были найдены некоторые О., в т. ч. относящиеся к Фемистоклу. О. с записками и расписками из Египта греко-рим. времени известны в большом количестве.

Остракон

рис. Глиняный черепок, применявшийся при голосовании.

ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ

ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ - в греч. мифологии ме сто пребывания блаженных душ умерших, соответствующее Элизию.

ОСУЖДЕНИЕ ПАМЯТИ

ОСУЖДЕНИЕ ПАМЯТИ (лат. damnatio memoriae). Лица, объявл. в уголовном суде сената врагами государства, подвергались О. п., выражавшемся в уничтожении статуй, вытравлении имен из надписей и ликвидации государств, мероприятий осужденных. Известны акты О. п. разных императоров (например, Калигулы, Нерона) и членов императорских семей (Мессалины, жены Клавдия; Агриппины, матери Нерона), а также высших должностных лиц из сословия сенаторов и всадников (например Авидия Кассия, в 175 н. э. провозгласившего себя императором после распространившегося слуха о смерти Марка Аврелия).

ОТБЕЛИВАНИЕ

ОТБЕЛИВАНИЕ - О. полотна, при котором ткань расстилалась на траве, смачивалась водою, подвергалась воздействию воздуха и солнечных лучей, являлось др. способом окислительного разрушения красящих веществ. Другой способ О. полотна, улож. на плетеный каркас, заключался в его окуривании сернистым газом. Согласно источникам, для О. применялись также особые растительные соки, идентифицировать которые в наст, время не представляется возможным. Изобретение использовавшегося в восковой живописи и фармакологии воскового О. путем вываривания в соленой воде приписывалось карфагенянам. Кроме того, был известен способ осветления волос, однако сведений о применявшихся для этой цели средствах не сохранилось. В античности знали также и об отбеливающих свойствах солнечных лучей. Некоторые теоретич. рассуждения об О. и обесцвечивании отражены в наставлениях др. алхимиков.

Отбеливание

рис. Помпейская сукновальня: 1 - проверка качества товара; 2 - ворсование полотна с помощью скребницы; 3 - плетеный каркас для отбеливания уложенного на него полотна сернистым газом; 4 - жаровня с углями.

ОТДЫХ

ОТДЫХ (греч. anapausis, schole, diagoge; лат. relaxatio, oblectatio); согласно Аристотелю, О. достигается благодаря занятиям музыкой и поэзией, связан с досугом, основывается на удовольствии. О. представляет собой необходимую передышку в целенаправл. политич. деятельности и состоит в размышлениях, свободных от практич. целей, а также исследованиях, которые предполагают досуг.

ОТОН

ОТОН - Марк Сальвий (лат. Otho М. Salvius). (28. 04. 32-16. 04. 69), рим. император с 15. 01. 69. Происходил из этрусского рода, был другом Нерона, непродолжительное время был женат на Поппее Сабине; с 58 по 68 н. э. был наместником Лузитании. О. поддержал направл. против Нерона мятеж Гальбы, но интриговал и против последнего, т. к. он не был назначен наследником. С помощью преторианской гвардии в январе 69 О. сверг Гальбу и провозгласил себя императором. В борьбе против своего соперника Вителлия, которого поддерживали войска на Рейне, в Галлии и Британии, О. потерпел поражение в битве при Бедриаке близ Кремоны и покончил с собой. Биография у Плутарха и Светония.

ОТОПЛЕНИЕ

ОТОПЛЕНИЕ - У др. греков функции О. дома выполнял огонь очага на кухне, лишь мноюкомнатные жилища нуждались в печах, при которых часто имелся накопитель горячей и теплой воды. Для обогрева применялся малодымящий древесный уголь. В сев. греч. колониях О. не развивалось, камин был неизвестен. Римляне после изобретения гипокауст (отопит, системы под полом или в стенах) широко использовали центр, каналовое отопление в жилых помещениях, прежде всего в завоеванных трансальп. областях. В различных районах Средиземноморья так оборудовались преимущественно обществ, термы. Храмы и присутственные места не имели спец. О.

Отопление

рис. 1. Устройство с накопителем горячей воды в Помпеях (с использованием дров и угля); 1 - угольная чаша; 2 - полая стенка как коллектор горячей воды; 3 - накопитель горячей воды.

Отопление

рис. 2. Каналовое отопление с гипокаустами: 1 - топка; 2 - нагревательный котел (от которого ответвляются гипокаусты); 3 - дымовая труба, как продолжение нагревательного канала, стенки комнаты с плиточной облицовкой (реконструкция Вильсдорфа по модели в музее Заальбурга).

ОТРИЙ

ОТРИЙ - горная цепь, тянущаяся от Пинда на 3. до Пегасейского зал., лежит между южнофессалийской областью Ахайя Фтиотида на С. и Малидой на Ю., создает водораздел между бассейнами фессалийского Пенея и Сперхея. На О. велись разработки медной руды (античные штольни и карьеры).

ОТТОН ФРЕЙЗИНГСКИЙ

ОТТОН ФРЕЙЗИНГСКИЙ (ок. 1114/15-1158), ср. век. историк. Принадлежал к высшей аристократии, был монахом-цистерцианцем и в 1138 - епископом Фрейзинга. Общался с самыми выдающимися людьми того времени, активно участвовал в церковно-политич. жизни, написал весьма популярную впоследствии мировую историю, проникнутую идеями Августина о двух государствах, - «Historia de duabus civitatibus» («История двух государств»), - а также историю Барбароссы («Gesta Friderici I imperatoris» - «Деяния императора Фридриха I»); О. Ф. - один из крупнейших историков средневековья, писавших универсальные истории.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ

ОТЦЫ ЦЕРКВИ - видные деятели раннего христианства, к которым церковь причисляла тех, чье учение было ортодоксальным, а жизнь - безупречной, святой. Ссылка на мнение «О. ц.» служила основным аргументом в теологич. спорах, гл. доводом при построении доказательств. Наряду с «О. ц.» признавались церковные учители; к ним могли причисляться теологи любого периода истории церкви, не обязательно раннего. Протестантская церковь не признает этого понятия.

ОФЕЛЬТ

ОФЕЛЬТ - Офелет, в греч. мифологии сын немейского царя Ликурга. Когда нянчившая его Гипсипила оставила О. в траве, чтобы показать источник Семерым против Фив, О. был задушен змеей. Семеро увидели в этом предзнаменование своей грядущей гибели, назвали О. Архемором («начинающим смерть») и учредили в его честь Немейские игры.

ОФИТЫ

ОФИТЫ (греч. ophis, евр. nachasch, отсюда naassener - змея), гностич. секта, почитавшая змея из Первой книги Моисея как посредника в откровении, тогда как бог-творец, демиург считался богом тьмы.

ОХЛОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ (греч. власть толпы), в греч. теории государства обозначение крайней, извращ. формы демократии со всеми ее отрицательными последствиями.

ОХРА

ОХРА - добываемая открытым способом минеральная краска желтого, а при обжиге красного цвета, находившая универсальное применение в архитектуре, изготовлении керамики, текстиля, а также служившая спец. целям (пудра, заменитель талька при производстве золотой фольги). Частый предмет торговли уже с эпохи неолита.

ОХРА КРАСНАЯ

ОХРА КРАСНАЯ - измельч. в порошок красный железняк (гематит), являвшийся наряду с глинистыми минеральными красителями одним из наиболее широко использовавшихся продуктов горнорудного промысла. О. к. употреблялась не только как краситель, но и в качестве внутр. (лечебная земля) и наружного (пудра) средства в медицине. С 5, а возможно, уже с 6 в. до н. э. добыча и транспортировка тонко измельч. О. к. (лемносская земля) находится в руках жрецов о. Лемнос. В императорскую эпоху О. к. поступала на рынок в виде плиток, маркированных изображением козы.

ОЧАГ

ОЧАГ - центр дома, а также место хозяйств, и культовой деятельности, рода или политич. общины (государств. О.). У О. совершались важнейшие церемонии, например вступление во владение О., введение в дом новых рабов. Умоляющим о защите у О. как олицетворения богини Гестии - Весты гарантировалась безопасность. Место О. в плане дома или храма варьировалось (центр, боковая стенка, круглый О., прямоугольный О.), летом часто использовался О. вне дома.

ОЧКИ

ОЧКИ - Существование в античности О. как оптич. прибора для корректировки зрения не засвидетельствовано в источниках (только Нерон, согласно Светонию, использовал граненый изумруд).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV