Словарь античности
Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕН"-"СИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕН"-"СИН")

СЕНИОРЫ

СЕНИОРЫ (лат. senex), мужчины в возрасте от 46 до 60 лет в отличие от юниоров (от 17 до 46 лет). В результате реформы войск, провед. рим. царем Сервием Туллием (кон. 6 в. до н. э.), были созданы два легиона из 1800 всадников. Кроме того, имелись еще два резервных легиона. Первые были составлены из юниоров и предназначались для несения полевой службы, а два других - из сениоров и использовались в качестве оккупационных войск.

СЕНКЕВИЧ

СЕНКЕВИЧ - Генрик (1846-1916), польск. писатель, первоначально - автор социально-критич. рассказов. Роман «Камо грядеши» («Quo vadis») о преследованиях христиан при Нероне принес С. мировую известность.

СЕНОНЫ

СЕНОНЫ - кельтское племя, ветвь которого была уничтожена римлянами в 283 до н. э. Первоначально С. были союзниками Цезаря, но затем, недовольные его отношением к ним, примкнули к восстанию Верцингеторига. В области, которая и поныне называется Senonais, сохранились надгробные рельефы, выполн. сенонскими ремесленниками. В центральном городе области находятся памятники рим. эпохи.

СЕНУСЕРТ

СЕНУСЕРТ - имя трех егип. фараонов двенадцатой династии. Наиболее известен из них С. III (1877 - 1839 до н. э.), в царствование которого Среднее царство достигло наибольшего могущества (завоевание Нубии). Греки связывали с ним легендарный образ Сезостриса (Геродот, 2-я книга). С. укрепил центральную власть и расширил аппарат чиновников.

СЕПТИМИЙ СЕВЕР

СЕПТИМИЙ СЕВЕР - Л. (11. 04. 146 - 4. 02. 211), рим. император с 9. 04. 193. Происходил из романизированной пунийской семьи из Лепсис Магна в Сев. Африке. При Марке Аврелии стал сенатором, управлял неск. пров. и в 190 был назначен консулом. Коммод назначил его наместником Верхней Паннонии. После убийства Пертинакса в Карнунте легионы провозгласили С. С. своим императором. В течение трех гражданских войн он победил всех остальных претендентов на трон, в 193 - Дидия Юлиана, выдвинутого преторианцами в Риме, в 194 - Песценния Нигера, которого провозгласили императором вост. легионы, в 197-Клодия Альбина, кандидата от войск Британии и аристократии Галлии. В боях против парфян он захватил в 195 Адиабену и Осроэну, в 197-199 -Месопотамию. В 208-211 в Британии С. С. возглавил поход против каледонцев, по его указанию был укреплен Адрианов вал. Умер в Эбуракуме (Йорк). С. С, первый из т. н. солдатских императоров, который попытался преодолеть внутриполигич. кризис Римской империи путем установления открытой военной монархии. Власть императора распространилась на все области, власть сената была еще более ослаблена, многочисл. сторонники врагов императора казнены, а их имущество конфисковано. Для укрепления административного аппарата император выдвигал всадников и представителей провинциальной муниципальной аристократии. Политически опасная гвардия преторианцев, свергшая Пертинакса, была распущена и воссоздана вновь из иллирийских войсковых частей. Солдаты как основная опора императора получили еще большие привилегии. Например, им был облегчен путь в сословие всадников. Италия частично потеряла свои преимущества, и ее положение было приближено к положению пров. С. С. способствовал совершенствованию правосудия. При нем действовали такие известные юристы, как Папиниан (префект преторианцев), Павел и Ульпиан. При С. С. были возведены многочисл. сооружения, в т. ч. и в пров. (особенно в Африке). В Риме в 203 по случаю побед над парфянами была воздвигнута триумфальная арка, великолепное здание Септизония и начато строительство терм Каракаллы. С. С. был женат на сириянке Юлии Домне, которая содействовала усилению влияния вост. культуры. Своих сыновей он объявил (соответственно в 198 и 209) сорегенгами. Биография С. С. описана в «Истории Августов», портрет находится в Пергамон-музее в Берлине.

СЕПТИМОНЦИУМ

СЕПТИМОНЦИУМ (лат. Septimontium - семь холмов), праздник общины Семи холмов, который ежегодно 11 декабря праздновался римлянами. С. возник ок. 700 до н. э. Первоначально он охватывал семь возвышенностей Палатина (Палатуал, Цермал, Велия), Эсквилина (Циспий, Оппий, Фагутал) и Целия. Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин тогда в С. не входили. Римом этот поселок на семи холмах еще не назывался. Это назв., как предполагают, этрусского происхождения.

СЕПТУАГИНТА

СЕПТУАГИНТА (лат. Septuaginta - семьдесят), перевод Ветхого завета с др.-евр. яз. на греч. Был осуществлен, согласно легенде, 70 переводчиками, приехавшими из Иерусалима в Александрию, в 3 - 2 вв. до н. э. для иудеев, живших в диаспоре. С. содержит девять текстов, отсутствующих в европейской редакции. Остальные тексты были переработаны либо расширены. Христиане использовали С. в своей миссионерской пропаганде, что способствовало ее быстрому распространению. С. вошла в число канонич. свящ. текстов.

СЕРА

СЕРА - В чистом виде впервые была найдена на Сицилии, о. Мелос, на Липари (Эолийские острова) и о. Эвбея (там, где ныне серные ванны). Наряду с серным мышьяком, дающим красную краску, С. добывалась греками и карфагенянами в рудниках. Работа на серных копях вредна для здоровья. Об этом знали в Римской империи и в виде наказания посылали туда провинившихся рабов. Потребность в С. была огромна: в текстильном деле ее использовали для отбеливания тканей, в виноделии-для осветления вина, сельские жители - для уничтожения вредных насекомых, стеклодувы - для склеивания стеклянных деталей. С. шла на изготовление черной эмали при работе с металлом. Шерстяные нити, пропитанные С, служили фитилями для ламп. Дезинфицирующее свойство С. было открыто уже на Др. Востоке. Греки и римляне также стали применять ее в медицине в составе мазей и пластырей при лечении людей и животных. Продавали самородную С. (в виде порошка) и переплавл. (в виде плиток).

СЕРАПЕУМ

СЕРАПЕУМ (греч. sarapeion), назв. мест культа Осириса в Египте времен эллинизма, а также мест погребения священных животных -Аписов в Мемфисе и связанных с ними святилищ. После введения в Александрии культа Сараписа, гл. святилище этого бога стало также называться С. Христиане разрушили его в 391.

СЕРБИИ

СЕРБИИ (лат. Servius), лат. грамматик, живший в Риме ок. 400 н. э. Издал подробный комментарий к произведениям Вергилия, долгое время служивший основой для изучения творчества поэта. Особое внимание в комментарии уделено языку Вергилия. Неизвестный автор позднее расширил этот комментарий ценными записями о рим. древностях.

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ - предпоследний рим. царь, правил в 578-534 до н. э. Ему приписывают создание Сервиевой городской стены и Сервиевого законодательства. Согласно ему, рим. граждане были разделены в соответствии с имуществ. цензом.

СЕРДИКА

СЕРДИКА (лат. Serdica), совр. София, рим. город, возникший на военном пути из Наисса в Филиппополь на месте поселения фракийских сердов. Со 2 в. н. э. - колония с собств. монетным двором. В конце 3 в. С. - столица пров. Дакии Средиземноморской (лат. Dacia mediterranea). Разрушена гуннами в 447, восстановлена при Юстиниане. Совр. назв. получила по церкви св. Софии. В настоящее время археологич. раскопки сосредоточены вокруг церкви св. Георгия, возникшей во 2 в. на месте терм.

СЕРДЫ

СЕРДЫ - фракийское племя, жившее между Балканскими горами и горами Витоша.

СЕРЕБРО

СЕРЕБРО - Для экономич. развития Афин большое значение имели серебряные копи в Лаврии, активно разрабатываемые с конца 6 в. до н. э. (чеканка монеты малого достоинства). Приблизительно в то же время начали чеканить монету также и финикийцы. Для этого они использовали С, добывавшееся в Испании. Гораздо реже употреблялось С. для производства украшений, посуды и для принесения даров богам. Ок. 490 до н. э. заметно увеличилась добыча С. в Лаврии. Фемистокл покрыл с его помощью расходы на постройку афинского флота. Чистый доход от сдачи в аренду государств, копей, который ранее делился между полноправными гражданами, стал поступать в государств, казну. Количество рабов, трудившихся на копях ок. 440 до н. э., равнялось приблизительно 30 тыс. Некоторые из них были специалистами, осуществлявшими технич. руководство производств, процессом. Добыча С. существенно сократилась после взятия Декелей в 413 до н. э., когда рабы, трудившиеся на рудниках, перешли к спартанцам. После капитуляции Афин в 404 до н. э. процесс восстановления добычи С. шел медленно, однако ок. 340 до н. э. на рудниках снова работало 30 тыс. рабов. Сильно истощившиеся копи в Лаврии окончательно потеряли свое значение только тогда, когда были открыты македонские месторождения. Македонское С. и золото способствовали успехам Филиппа II и Александра Македонского. Запасы С, которые Александр захватил в городах Двуречья, Персии, Индии и Египта, были израсходованы большей частью на чеканку большого количества монет, что способствовало развитию денежного обращения в огромной державе Александра. Исп. месторождения, разрабатывавшиеся иберийскими горняками, а также серебряные копи в Сардинии снабжали С. Карфаген, а через его посредство - греч. города на Сицилии, а также этрусков. В раннее время римляне не имели возможности получать С. в сколько-нибудь значительных количествах. Об интенсификации разработок на уже известных рудниках и об открытии новых месторождений после 250 до н. э. можно судить по изменившемуся достоинству монет. Римляне использовали массы рабов для работы на рудниках. Ок. 180 до н. э. только в серебряных копях под Картахеной было занято 40 тыс. рабов. Испания оставалась главным поставщиком С. даже после захвата Римом таких богатых металлом пров., как Галлия, Британия и области Альп и Дуная. Добыча и обработка С. в античности не оставались без изменений, однако технология получения С. отличалась в целом стабильностью. Благородные серебряные руды (аргентит, хлористое С), содержащие 75-87% С, разрабатывались с такой же интенсивностью, как и залежи свинцового блеска (и сопутствующего сернистого цинка) с содержанием С. 1-3%. Как правило, использовались два типа печей: в полукруглых плавильных печах высотой ок. 1 м с помощью воздуходувных мехов сжигали древесный уголь, получая шлаки и серебросодержащий свинец; для получения же С, содержащегося в свинце, применяли плоские плавильни. О высоком уровне, на котором находилась в античности добыча С. - свидетельствует применявшийся метод хлорирования, открытый, постровидимому, незадолго до начала н. э. До этого открытия неизбежны были крупные потери С. при его получении. Проблема предотвращения тяжелых отравлений парами свинца и мышьяка была решена в Испании, где начали строить 5-7-метровые вытяжные трубы для дыма. С. широко применялось для украшения предметов повседневной жизни. Из С. делалась столовая посуда и светильники, им украшались мебель и повозки, лошадиная упряжь и доспехи гладиаторов. Столовый сервиз на 4 персоны в сравнительно скромной вилле Менандра в Помпеях состоит из 117 серебряных предметов. Историки времен Империи постоянно критиковали злоупотребление предметами роскоши из С. Упоминаются производители и продавцы С, а также спец. рабы (лат. servus ad argento - раб при серебре), чьей обязанностью было чистить С. Был известен способ серебрения бронзы или железа посредством огня. Часто С. золотили. Поскольку С. легко поддается ювелирной обработке, мн. изделия из него выполнены с высочайшим мастерством. Наряду с рельефными изображениями, образованными чередованием на серебряной поверхности полированных и заматирострованных участков, стали появляться фигурные и орнаментальные композиции, не менее выразительные, чем на золоте. Качество серебряных изделий было значительно выше, чем золотых, т. к. опыта работы с золотом в то время почти не существовало. С. было сравнительно дешево; даже не очень обеспеч. граждане имели украшения из него. Кроме того, в Риме расценки на работы мастеров по С. были очень низки. Ценились лишь избранные шедевры. Но даже такие соверш. изделия, как серебряные сокровища хильдесгеймского клада, были частично использованы в качестве лома. В окраинных пров. С. добывали местные мастера, в местах добычи имелась рим. администрация, заведовавшая рудниками. После кризисов 3 в. применение С. для изготовления монеты лишь на время и лишь в пров. смогло восстановить свои прежние позиции. В 5 в. С. не хватает; оно не может больше покрывать потребность общества в благородных металлах. Возникает необходимость найти ему замену.

СЕРЕДИНА

СЕРЕДИНА (греч. mesotes, лат. mediocritas), житейская мудрость, рекомендовавшая во всем соблюдать умеренность («все в меру»), а затем диалектика противоречий и учение о середине в философии Платона и Аристотеля способствовали тому, что требование найти С. между двумя крайностями легло в основу этич. воззрений др. греков. Понятие С. стало одной из гл. категорий в ряде разделов философии Аристотеля - политич. учения, этики и эстетики. Наилучшее государств, устройство, по Аристотелю, есть ср. вариант между крайностями олигархии и демократии, а истинная добродетель есть С. «между слишком много и слишком мало». Вершины художеств, мастерства также можно достичь, только избежав крайностей. При этом С. следует понимать не как нечто абстрагированное от человека, свойств, самим вещам, не как арифметич. пропорцию, а как конкретное соотнес, с человеком социальное явление. Аналогичное требование «aurea mediocritas» («золотая середина») выдвигал также Гораций.

СЕРИФОС

СЕРИФОС (греч. Seriphos), остров в Эгейском м. в группе Кикладских, богатый железом. Находится между о. Кифнос на С. и о. Сифнос на Ю. На С. особенно почитали героя Персея.

СЕРРАТ

СЕРРАТ (от лат. serrere - пилить), монета с зубцами по краю. Обычно под С. имеют в виду рим. денарии времен Республики. Было ли это мерой, принимавшейся против фальшивомонетчиков, остается спорным.

СЕРТОРИЙ

СЕРТОРИЙ (123-72 до н. э.), рим. полководец и государств, деятель. Под предводительством Мария воевал против кимвров и тевтонов. Будучи сторонником Мария и Цинны, оказался во вражде с Суллой и в результате его происков был отправлен в 83 до н. э. претором в Испанию. Оттуда он бежит в Мавретанию, в 80 до н. э. возвращается и устанавливает независимый от Рима режим, поддерживаемый старыми марианцами и местной аристократией. Победить С. после первоначальных неудач в 75 до н. э. (когда он заключил договор о взаимопомощи с Митридатом) удалось лишь Помпею. В 72 до н. э. С. погиб в результате заговора. Плутарх написал его биографию.

СЕРЫ

СЕРЫ (греч., лат. seres - шелковые люди), у греков и римлян назв. китайцев, производящих шелк и известных им по контактам на внутриазиатских дорогах, где проходили караваны с шелком. Имя же «сины» было дано тем китайцам, путь которых лежал по морю, через Индию в страны Средиземноморья. Т. о., становится понятно, почему Марин из Тира и Птолемей пишут о синах на Ю. и о серах на С. Китая.

СЕСКЛО

СЕСКЛО - совр. греч. деревня ок. г. Волос в Фессалии, где было обнаружено первобытное поселение, давшее назв. греч. неолиту (до 2500 до н. э.). Для культуры С. характерны круглые хижины, прямоугольные и мегаронообразные дома. Это уже земледельч. культура. Для разноцветной керамики характерны орнаменты в виде гирлянд из уголков, ромбов, треугольников и окружностей. За этой неолитич. культурой следует субнеолитич. культура димини, названная так по поселению, также найденному ок. г. Волос в Фессалии.

СЕСТ

СЕСТ - портовый город в Херсонесе Фракийском напротив г. Абидос в самом узком месте Геллеспонта. Населен колонистами с о. Лесбос. Здесь в 480 до н. э. Ксеркс приказал построить понтонный мост. Во время Пелопоннесской войны С. был важнейшей стоянкой афинского флота. В 334 Александр Македонский переправился около С. в Азию. Согласно легенде, в С. жила жрица Афродиты Геро, которую любил Леандр.

СЕСТЕРЦИЙ

СЕСТЕРЦИЙ (лат. sestertius, semistertius-половина трети), первоначально (со 2-й пол. 3 в. до н. э.) самая мелкая рим. серебряная монета достоинством 2,5 асса. В период поздней Республики Сбыл бронзовой монетой; Август велел чеканить его из латуни (27,3 г). В начальный период Империи его вес часто уменьшался; после хозяйств, неурядиц в 3 в. н. э. чеканка С. прекратилась.

СЕТ

СЕТ (греч., егип.), егип. бог пустыни, оазисов, чужих стран, надел, чудовищной силой; отсюда - бог бури и землетрясений. Греки отождествляли С. с Тифоном. С. изображается в виде мифич. животного либо человека с головой такого животного. К нач. 3-го тыс. до н. э. С. становится частью божеств, силы, приписываемой власти царя. В мифе об Осирисе С. - его противник и, следовательно, противник умершего фараона. Убив Осириса, С. пытается занять его место, однако ему препятствует нижнеегип. бог Гор. Культ С. всегда был силен. Лишь в 8 в. до н. э. происходит его демонизация, связанная с усилением влияния культа Осириса и возрастанием враждебности к иностранцам.

СЕТЧАТОЕ СТЕКЛО

СЕТЧАТОЕ СТЕКЛО (греч., лат. стеклянная сетка), изделия из стекла, состоявшие из толстостенного внутр. корпуса и наружной сетки, связанной с ним посредством окраш. стеклянного шгырька дл. ок. 8 мм. Изготовление его требовало большого искусства и значительных затрат труда. Лишь немногие экземпляры были изготовлены по этой технологии, впервые в общих чертах объясненной в 1954. Постровидимому, С. с. создавалось в единств, стеклодувной мастерской на Рейне во времена ранней Империи.

Сетчатое стекло

рис. Сетчатое стекло.

СЕЯН

СЕЯН - Луций Элий (ок. 20-16 до н. э -18. 10. 31 н. э.), фаворит императора Тиберия. С 14 н. э. был префектом преторианцев, потом единств, командиром императорской гвардии, которую сконцентрировал в лагере на Виминале в Риме. Как префект преторианцев он пользовался большим влиянием. Так, в 26 н. э. С. склонил императора покинуть Рим, чтобы самому править им в качестве его заместителя. С. устранял всех неугодных ему людей, так, например, сына императора Друза в 23 н. э., преследовал семью Германика и сам стремился к трону. По обвинению в государств, измене был свергнут и казнен.

СИАГРИЙ

СИАГРИЙ - рим. полководец и последний наместник в Галлии (ок. 465-486). Происходил из галльской сенаторской семьи. Его отец, полководец Эгидий, в 456/457 - 465 установил в Сев. Галлии практически безраздельное господство. С. как патриций и вместе с тем magister militum (главнокомандующий), часто именовавший себя царем, унаследовал область между Луарой и Маасом со столицей в Суассоне. Эту область ему удавалось удерживать в борьбе против вестготов, франков и саксов вплоть до 486, когда франкский король Хлодвиг разбил его под Суассоном. С. бежал в Тулузу к вестготам, но их король Аларих II выдал его Хлодвигу, и тот казнил С. в 487. Со смертью С. кончилось рим. господство в Галлии.

СИБАРИС

СИБАРИС - ахейская колония на берегу Тарентского зал., основанная в 709 до н. э. Благодаря своему выгодному расположению С. вел широкую торговлю и скоро разбогател. Жители С. считались изнеж., любителями наслаждений. Отсюда назв. «сибариты». В 510 до н. э. С. был разрушен во время войны с соседним Кротоном. Попытка восстановить город не удалась. Лишь в 444/443 до н. э. недалеко от прежнего С. возникла новая панэллинская колония Фурии, подвластная Афинам.

СИВИЛЛА

СИВИЛЛА (греч. sibylla - женщина-пророк), ясновидящая, получившая от божества дар предсказаний. Она делает их в состоянии экстаза, спонтанно. Ее пророчества, как правило, грозят бедой. С. пришли с Востока, всего их насчитывалось ок. 10 в различных местностях и в разные времена. Наиболее известны С. эритрейская и кумекая. Считалось, что С. живут до 1000 лет. «Оракулы Сивилл» («Oracula Sibyllina») представляют собой собрания предсказаний на греч. яз., написанных гекзаметром. Под именем С. эти произведения создавали неизвестные авторы - греки, римляне, иудеи, христиане. Прикрываясь якобы др. возрастом, что должно было служить доказательством мудрости, они предсказывали будущее как нечто загадочное и мрачное. Нередко пророчества преследовали политич. и религиозные цели. В них содержалась критика общества и правительства (владычества Рима). С оракулами С. в Грецию и Рим проникло немало вост. идей. Имеющиеся 14 книг появились между 2 в. до н. э. и 3 в. н. э. Согласно рим. сказанию, С. из Кумы привела Энея в преисподнюю и продала царю Тарквинию Древнему три свои книги с изречениями. Книги С. тайно хранились в Риме, находясь под государств, контролем в храме Аполлона, и могли изыматься только спец. коллегией по решению сената в случае крайней необходимости. Некоторые религиозные учреждения ведут свою историю от указаний, найденных в книгах С. Во времена Империи к ним обращались за помощью. В 400 Стилихон велел сжечь их. Сюжет С. часто использовался в живописи Микеланджело, Тинторетто и Рембрандта.

СИГНАЛЫ

СИГНАЛЫ - Уже греки использовали С. в военном деле. На широких равнинах о приближении противника они извещали оптич. С: днем - дымом, ночью - огнем. Имелся и факельный телеграф для передачи сообщений с помощью условной азбуки. Сигнальная техника была хорошо развита в рим. армии. Звуковые С. подавались горнистами, трубившими в спец. духовые инструменты. Сигнал наступления и отступления подавала туба, длинная прямая труба; горн, закругл. витой рожок, передавал С. знаменосцам; букцина, инструмент типа рога, употреблялась для сигнализации внутри лагеря. Передачей буквенных С. - для предупреждения о появлении пиратов - пользовались при каботажном плавании, после того как римляне снабдили сигнальными станциями побережье Средиземного м. от М. Азии до Испании и Сев. Африки.

Сигналы

рис. Факельный телеграф по Полибию.

СИДОН

СИДОН (совр. Сайда), важный портовый город на Средиземном м. к Ю. от Бейрута. Финикийская династия сидонских царей, которая пользовалась особым уважением при перс, дворе, в 4 в. до н. э. начала интенсивно развивать отношения с Афинами. Царь С, принявший имя Стратон, стал официальным государств, гостем (proxenos) в Афинах и добровольно примкнул к Александру Македонскому. Затем верховная власть над С. последовательно принадлежала Птолемеям и Селевкидам. Значение С. уменьшалось, однако оно никогда полностью не сходило на нет. В рим. время эллинизация С. продолжалась. Экономич. значение города основывалось на производстве стекла, добыче пурпурной краски и производстве пурпурной ткани. Землетрясение 501 нанесло тяжелый урон благосостоянию города. В 637 его захватили арабы.

СИДОНИЙ

СИДОНИЙ - Соллий Модесг Аполлинарий (род. в 430 в Лугдунуме, ум. в 485), лат. писатель, родом из галльской аристократич. семьи, зять императора Авита. Сам С. тоже достиг высоких почестей (468 - префект Рима), в 469-470 стал епископом Клермона. Защищал свой город от вестготов. В своих стихах (по случаю свадеб и т. д.) придерживается традиции Стация; в своих письмах подражает Плинию Младшему. Эти письма - важное свидетельство духовной жизни Галлии 5 в. В хвалебных стихах С. прославляет неск. императоров. Его стиль манерен, что соответствовало моде того времени.

СИЕНА

СИЕНА (ныне Ассуан), город на вост. берегу Нила, ниже первого порога, играл важную роль в торговых связях Ю. Египта с африк. государствами. Ниже С. на р. Нил расположен о. Элефантина. Во времена Птолемеев возросло стратегич. значение С. как форпоста против нубийско-эфиопск. племен. При римлянах здесь также находился гарнизон для защиты от кочевников блеммиев. С. была известна своим розовым гранитом сиенитом (ныне сиенитом называют другой минерал). Для астрономич. исследований Эратосфена С. была важным пунктом, поскольку здесь во время летнего солнцестояния лучи Солнца в полдень падают перпендикулярно земной поверхности (С. лежит почти на сев. тропике).

СИЗЕННА

СИЗЕННА - Л. Корнелий, претор (с 78 до н. э.). Ум. в 67 до н. э., будучи легатом Помпея. Оратор (защищал Верреса в 70 до н. э. и историк. Поддерживал оптиматов (Суллу). Перевел эротич. «Милетские рассказы» Аристида и издал «Историю» в 12 книгах, охватывающую период с 91 по 79 до н. э. Варрон характеризует С. в своем труде «Sisenna de historia».

СИЗИФ

СИЗИФ (лат. Sisyphus), согласно греч. мифу, царь или основатель Коринфа (др. Эфиры), по одной из версий - отец Одиссея. Соревнуясь в искусстве воровства с великим обманщиком Автоликом, С. победил его. Автолик похитил стада С. С. без труда обнаружил их, т. к. предварительно выжег на копытах животных свой знак. С. удалось заковать в цепи бога смерти Танатоса. Хитростью он добился гого, что его отпустили из подземного царства на землю. За свои великие мошенничества С. был наказан в преисподней: он должен был постоянно вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз. Отсюда понятие «сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа. Миф о С. запечатлен на картине Тициана.

СИКАРИИ

СИКАРИИ (лат. sicarii - кинжальщики), заговорщики, вооруж. короткими кинжалами (sica). С. были наиболее активны во время социальных волнений 1 в. н. э. в Иудее. В период Иудейской войны так назывались группы повстанцев (Симон Бар-Гиора), С, однако, не представляли собой четко организованной партии, подобно зелотам.

СИКИОН

СИКИОН - город на сев. побережье Пелопоннеса, входил в состав Пелопоннесского союза (6-4 вв. до н. э.) С. известен как город ремесленников (литейщики, сапожники и гончары) и художников (Лисипп, Апеллес). В 303 до н. э. Деметрий Полиоркет разрушил город, который был восстановлен под именем Деметрий. При Арате (3 в. до н. э.) С. стал центром Ахейского союза.

СИКОФАНТ

СИКОФАНТ (греч. sykophantes, от греч. sykon фига и phaino-доношу), доносчик, следивший за тем, чтобы не нарушался запрет на вывоз фиг. Происхождение этого термина сомнительно. В Греции не было государств, обвинителей в совр. понимании. Эту функцию выполнял характерный для античног о права институт народных истцов, деятельность которых в ряде случаев поощрялась денежными премиями. Постепенно эта система выродилась, появился слой людей, для которых политич. процессы стали самоцелью и средством существования. Угроза ложного обвинения или же само такое обвинение превратились для них в удобное средство вымогательства. С 5 в. до н. э. в Афинах С. стали называть того, кто с целью наживы возводит клевету на гражданина или же занимается ложным обвинением. Безответств. истцы могли быть подвергнуты наказанию. Ныне С. - шпик, доносчик.

СИЛА ПАРА

СИЛА ПАРА - Сила водяного пара была известна с кон. эллинизма и использовалась лишь для изготовления автоматич. игрушек, например с поворотным механизмом или с шариком, который С. п. подбрасывала вверх. Шарик падал обратно в конич. сосуд, в нижней части которого имелось сопло. Вырывающийся из сопла пар повторно подбрасывал падающий шарик. С С. п. проводили эксперименты также во времена Юстиниана, однако практич. применения она не нашла.

Сила пара

рис. «Паровая машина» Герона (вид спереди и сбоку).

СИЛЕН

СИЛЕН (греч. Seilenos, лат. Silenus), в греч. мифологии - человек с лошадиными ушами, хвостом, копытами, животным выражением лица. Часто С. изображались толпами. Они любили музыку и типы, часто проводили время в обществе нимф, лишь позже их присоединили к свите Диониса и стали связывать с символикой вина. Иногда С. изображались милыми, дружелюбными существами, исполн. мудрости, иногда похотливыми. Им приписывали близкое родство с сатирами, и часто их путали. Изображения С. встречаются на картинах Рубенса, Ван Дейка.

СИЛИЙ ИТАЛИК

СИЛИЙ ИТАЛИК - Тиб. Катий (ок. 25 101), эпич. рим. поэт, консул 68. Затем отошел от политики и жил в своих имениях в Кампании, занимаясь поэзией и коллекционированием произведений искусства. Примыкал к стоикам. В эпосе «Пуническая война» в 17 книгах, опираясь на традицию рим. историка Т. Ливия, поэт описывает 2-ю Пуническую войну вплоть до победы Сципиона у Замы. Образцом для себя С. И. считал «Энеиду» Вергилия, высоко им чтимого (использование тех же мотивов, упоминание тех же богов). Поэтич. ценность эпоса невелика.

СИЛЛ

СИЛЛ (греч. sillen - насмешливый стих), стихотворная форма (гекзаметрич. - ямбич. размер), созданная Ксенофаном, которой он пользовался для высмеивания своих противников. После Ксенофана эту форму использовал философ Тимон из Флиунга.

СИЛЛОГИСТИКА

СИЛЛОГИСТИКА - учение о силлогизмах, т. е. логич. умозаключениях, которые позволяют (дедуктивно) выводить частное из общего. Аристотель, основатель С, изложил свою теорию в 1-й и 2-й «Аналитиках».

СИЛЬВАН

СИЛЬВАН (лат. silva - лес), италийский бог лесов, лугов, усадеб и садов. Ему и Марсу раз в год крестьяне приносили жертву в глубине леса. Женщины при этом присутствовать не имели права. Подобно богу Фавну, С. отождествлялся с греч. богом Паном. У С. не было государств, культа. В основном его почитали бесправные слои населения, рабы и вольноотпущенники. Во время Империи С. стал наиболее популярным богом рабов и плебеев как их защитник.

СИЛЬФИЙ

СИЛЬФИЙ (гладыш, лазерниций), корень, игравший в свое время важную роль, главным образом в ремеслах. Торговлю высуш. С. монополизировали цари Кирены, поскольку в других местах С. не добывался.

СИМВОЛ ВЕРЫ

СИМВОЛ ВЕРЫ (римский), изложение основ религиозного вероучения; существовал уже в 150 в рим. христианстве. В «С. в.» в краткой форме изложено то, что необходимо знать будущему христианину при совершении обряда крещения. Согласно др. символике, «С. в.» строится на двойном триединстве: каждая из трех гл. частей соответствует божеств, лицу в трех проявлениях.

СИММАХ

СИММАХ - Квинт Аврелий (ок. 345-403), лат. оратор, в 384-385 - префект Рима, в 391-консул. Глава Кружка С, объединявшего представителей сенаторской аристократии, боровшихся против наступления христианства, за возрождение рим. веры и сохранение рим. культурного наследия, в первую очередь литературы. При этом они вели филологич. работу с произведениями древнейших рим. поэтов (в частности, Ливия и Вергилия), переиздавали их и тем самым спасали от гибели драгоц. памятники культуры. С. - автор «Посланий» (сохранилось 10 книг) и «Речей» (среди них - реляции, т. е. служебные письма императорам). В третьей реляции С. выступав за восстановление алтаря Виктории в зале сената.

СИММАХИЯ

СИММАХИЯ (греч. symmachia боевой союз), союзнический договор между греч. полисами, заключавшийся либо только в целях обороны (эпимахия), либо также и для нападения. Эти доюворы предполагали, что союзники обязуются иметь одних и тех же враюв и друзей. Часто С. заключались при гегемонии к.-л. полиса (например, Пелопоннесский союз и Афинские морские союзы).

СИММЕТРИЯ

СИММЕТРИЯ - В античной теории искусства под С. понималось не зеркальное отражение, как это принято сейчас, но строгая пропорциональность. Стремление треч. художников к идеальному соотношению отдельных частей между собой и внутри целою позволило классикам, в особенности Поликлегу в «Каноне», создать определенные нормы, которые, хотя и были продиктованы временем, частично легли в основу эсгегич. представлений последующих эпох.

СИММИЙ

СИММИЙ (лат. Sirnmias), греч. поэт и филолог с Родоса (ум. ок. 300 до н. э.). Из ег о разнообразных поэтич. сочинений (эпос, лирика) уцелели лишь немногие эпиграммы и три фигурных стихотворения (technopaignien), которые по своей форме напоминают топор, яйцо и пару крыльев.

СИМОНИД

СИМОНИД (лат. Simonides) (556-468 до н. э.), греч. поэт с о. Кеос. Вел, как и ег о соперник Пиндар, кочевую жизнь, находя врем, приют у различных местных владык. Ко времени Персидских войн С. оказался в Афинах, затем жил у Гиерона в Сиракузах. С. писал эпиниккии (песни в честь победителей спортивных состязаний), траурные песни (например, на смерть Скопадов, гтогибших под развалинами дома), а также сколии и эпиграммы. Принадлежность С. к известной эттитафии воинам, погибшим вместе с Леонидом при Фермопилах, оспаривается. Дифирамбы С. утеряны, от других произведений уцелели фрагменты, огнесги которые к к.-л. жанру затруднительно (например, «Жалоба Данаи»).

СИМОН МАГ

СИМОН МАГ - один из наиболее значительных гностиков 1 в. н. э. . родом из Самарии. Отцы церкви считали ею основа гелем гностич. лжеучения (Деяния Апостолов, 8. 18). Сохранились фрагменты его трудов. Он путешествовал в сопровождении некоей Елены, которая символизировала образ спасенной души.

СИМПЛЕГАДЫ

СИМПЛЕГАДЫ - согласно греч. мифу, две сталкивающиеся скалы. Позже этим же термином стали называть Планкты (греч. planktos блуждающий), упоминаемые в гомеровской «Одиссее». Различные предания помещали их то у входа в Черное м., то у берегов Сицилии, то у Геркулесовых столбов под Гадесом. Кот да аргонавты хотели проплыть между ними, Финей посоветовал им послать вперед голубя. Вслед за ним «Арго» быстро прошел С, которые успели лишь слегка повредить корму судна. С тех пор С. стояли неподвижно.

СИМПЛИКИЙ

СИМПЛИКИЙ (лат. Simplicius), один из последних философов-неоплатоников. Жил в 1-й пол. 6 в н. э. Когда в 529 император Юстиниан изгнал из Афин всех нехристианских философов, С. вместе с остальными философами переселился в Персию. Однако в 533 вернулся назад. Он издал ценные комментарии к трудам Аристотеля, в которых пытался определить различие философских систем Платона и Аристотеля. Еще раньше им были даны комментарии к «Беседам» Эпиктета.

СИМПОСИЙ

СИМПОСИЙ (греч. symposion - пиршество), пирушка, попойка, организуемая, как правило, после совместной трапезы. Наряду с письм. источниками детальное представление о С. греч. античности можно получить из рисунков на вазах. Участники увенчивали себя цветами. С. открывался жертв, возлиянием, под предводительством симпосиарха пирующие развлекались пением (застольная песня - сколион), разгадыванием загадок и интеллектуальными играми. В увеселениях участвовали гетеры, танцоры и мимы. Платон в литературной форме описывает С. В диалоге «Пир» он обсуждает суть любви, эроса. Излагаемый им взгляд на любовь как на свободное от вожделения стремление к духовно прекрасному ныне принято именовать «платонич. любовью». Лит. жанр С. в последующие столетия развивался греками и римлянами (Ксенофонт, Плутарх, Лукиан (сатира), Петроний (пародия), Макробий и др.).

Симпосий

рис. Музыка на пиру. Пирующий (симпосиаст) и гетера (с аттического краснофигурного стампоса работы Смикра, 6 в. до н. э.).

СИНАГОГА

СИНАГОГА (греч. synagoge - собрание), в иудаизме - молитвенный дом и дом собраний. С. в качестве замены храма Соломона, разруш. в 586 до н. э., стали возникать уже в общинах вавилонских изгнанников, затем в Палестине и в эллинистически-иудейской диаспоре (о чем свидетельствуют надписи начиная с 3 в. до н. э.). С. служили для молитвы, чтения рукописей, для учебных целей и других нужд общины. В то же время принесение жертв оставалось исключительно прерогативой храма. Изуч. археологами С. (3-7 вв. н. э.) имеют два этажа (верхний предназначался для женщин) и в плане напоминают базилики. В центре помещался шкаф святости со свитками Торы (Пятикнижие), символизирующий вездесущность Бога. Первоначально (3-4 вв.) входной фасад был ориентирован на Иерусалим (С. в Капернауме), затем (4-7 вв.) так была ориентирована апсида со шкафом святости. Капители, фризы и другие части здания были богато украшены рельефами (языч. и иудейские символы). На мозаичных полах изображались сцены из Ветхого завета. Единств, в своем роде являются настенные росписи С. в Дура-Европос (244/245-256 н. э.). Как персонифицированный символ Ветхого завета, С. в образе женщины, побежд. церковью Нового завета (Ecclesia), появляется в искусстве лишь с 9 в. (резьба по слоновой кости, портальная скульптура 12 в.).

СИНГИДУНУМ

СИНГИДУНУМ - рим. поселение в устье р. Сава (ныне Белград). Лагерь легиона в пров. Мёзия (Моеsia superior), со 169 - муниципия, ок. 238 возведен в ранг колонии. Сохранились остатки лагеря, мост через Саву, водопроводы.

СИНЕДРИОН

СИНЕДРИОН (греч. sinedrion), назв. советов, облеченных решающей властью внутри некоего политич. образования. Древнейшим был С. дельфийской Амфиктионии, самым значительным - С. эллинов, созданный в Коринфе в 337 до н. э. и объединивший все греч. государства, присоединившиеся к Македонии (просуществовал до 324). В Этолийском союзе (3 в. до н. э.) был создан постоянный совет делегатов союзных государств.

СИНЕСИЙ

СИНЕСИЙ - из Кирены (370/375 - 413/414), греч. философ. Род. в языч. семье знатных землевладельцев. В Александрии изучал неоплатонизм у Ипатии. Оказал важные услуги своему родному городу. В 410, хотя и не был крещен, избран епископом Птолемаиды (Ливия). Его труды представляют собой смешение христианских и неоплатонич. элементов. К ним относятся «Дион Хризосгом, или О его образе жизни» и гимны. Деятельность С. может служить примером сосуществования христиан и язычников в переходное время.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV