Словарь античности
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")

ДЁРПФЕЛЬД

ДЁРПФЕЛЬД (нем. Dorpfeld) Вильгельм (1853 - 1940), нем. архитектор и археолог, принимал участие в многочисл. раскопках, в т. ч. в Олимпии, Трое, Микенах, Тиринфе, Афинах. Основоположник совр. исследований построек в классич. археологии. Будучи близким сотрудником Шлимана, внес большой вклад в развитие научных методов проведения раскопок. Главные труды Д. - «Троя и Илион» (1902), «Древняя Олимпия» (1935), «Древние Афины и их агора» (1937 - 1939).

ДЕСПОТИЯ

ДЕСПОТИЯ (греч. неограниченная власть). Потребность др.-вост. государств в деспоте как организаторе общественно необходимых работ была объективным явлением. В ходе развития общества деспот стал представителем правящего меньшинства. В своих трудах греки с гордостью противопоставляли греч. демократию перс. Д. (например, «Персы» Эсхила, «История» Геродота).

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА - система счисления, в основу которой положено число 10. В античности Д. с. была менее распространена, чем в наше время. Использовалась наряду с шестидесятеричной системой, в основу которой было положено число 60.

ДЕФЕНЗОР

ДЕФЕНЗОР (лат. defensor civitatis), управляющий процессами в городе или в корпорации. Валентиниан I создал должность Д. (сначала в Иллирии) для защиты плебеев от злоупотреблений власть имущих.

ДЕЦЕБАЛ

ДЕЦЕБАЛ (Decebalus), последний выдающийся царь даков, который в 85 - 86 вторгся в Мёзию и угрожал рим. государству (в 101 - 106 Дакия была покорена Траяном). С большой дальновидностью, используя помощь греч. и рим. специалистов., Д. провел перевооружение и укрепление своего государства, установив прогрессивные формы внутр. управления, вызвал в дакском народе подъем нац. самосознания. Во время 1-й Дакской войны он укрепил свое положение, во время 2-й Дакской войны - потерпел поражение. Эти события отражены на рельефах колонны Траяна. После безнадежного сопротивления превосходящим силам восьми рим. легионов Д. пытался спастись бегством, но был настигнут и убит легионером.

ДЕЦЕМВИРЫ

ДЕЦЕМВИРЫ (лат. decemviri - десять мужей), члены коллегии из 10 должностных лиц или жрецов.

1. Д. legibus scribundis (десять мужей для записи законов), патриции, избранные в 451 до н. э. на годичный срок для закрепления прав народа и надел, консульской властью, разработали Законы 12 таблиц.

2. Д. (st)litibus iudicandis (десять мужей для арбитражных разборов дел), низшие судебные органы.

3. Д. sacris faciundis (десять мужей для исполнения священных действий), коллегия жрецов, которым надлежало исполнять надзор за т. н. сивиллиными книгами.

ДЕЦИЙ

ДЕЦИЙ (лат. Decius).

1. Публий Д. Мус, член одной знаменитой семьи времени ранней Республики, который пожертвовал жизнью ради отечества.

2. Гай Мессий Квинт Д. Траян (195 - 251), был в 249 - 251 рим. императором. С его именем связано начало возвышения иллирийцев. Будучи сенатором и верховным главнокомандующим в Паннонии и Мёзии, своими войсками был провозглашен императором в противовес Филиппу, организовал во всем государстве первое систематич. преследование христиан. В борьбе против вторгнувшихся карпов и готов погиб у Абритта в Мёзии.

ДЕЦИМАЦИЯ

ДЕЦИМАЦИЯ - казнь каждого десятого воина в рим. войске в наказание за трусость или невыполнение приказа всем подразделением.

ДЕЯНИРА

ДЕЯНИРА (греч. Deianeira, лат. Deianira), дочь мифич. царя Ойнея из Каледона. Геракл женился на ней после борьбы с Ахелоем. Позже Д. неумышленно погубила Геракла отравл. платьем Несса и покончила с собой.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - произведения историко-мифологич. содержания, описывающие жизнь и деяния апостолов. К Д. а. относятся, например, книги Павла, Петра, Андрея, Иоанна и Фомы, а также Псевдо-Клемента. Сочинение Д. а., авторство которого приписывается Луке, было написано, вероятно, после 80 н. э. В нем повествуется о возникновении христианской общины в Иерусалиме и деятельности апостола Павла до того момента, когда он был схвачен в Риме. Это сочинение было включено в канон Нового завета.

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ (лат. «Acta sanctorum»), единств, в своем роде обширнейшая серия изданий агиографич. текстов с комментариями, изданная болландистами, членами иезуитского ордена. 67 томов, выпущ. с 1643 по 1925, содержат жизнеописания святых согласно Свящ. календарю. Несмотря на то, что это издание в некоторой степени устарело в связи с более поздними публикациями и исследованиями, оно представляет важный вспомогательный материал для историков, филологов и ученых, занимающихся вопросами религии.

ДИАГНОЗ

ДИАГНОЗ (греч. познанное). Низкий уровень знаний о причинах болезней в античной медицине, обусловл. младенч. состоянием физики, химии и биологии, как правило, не давал возможности ставить

обоснованный Д. Врачи определяли Д. по отдельным симптомам (лихорадка, кашель, шум в легких и т. д.), причем на основе лишь своих наблюдений, без использования к.-л. вспомогательных технич. средств (прослушивание грудной клетки, прощупывание пульса и измерение температуры тела, определение запаха и других особенностей выделений организма человека).

ДИАДЕМА

ДИАДЕМА (греч.), головная повязка, носимая женщинами в Греции в качестве украшения, юношами и мужчинами - как символ победы (статуя Диадумена работы Поликлета), жрицами - как знак сана. Как на Др. Востоке, так и в Элладе, а также в раннем и позднем Риме (с Константина) Д. считалась знаком царского достоинства.

ДИАДОХИ

ДИАДОХИ (греч. последователь), полководцы Александра Македонского, которые после его смерти разделили между собой завоеванные терр., благодаря чему возникли новые государств, образования. Важнейшими из Д. были: Антипатр в Македонии и Греции, Антигон во Фригии, Ликии и Памфилии, Птолемей в Египте, Селевк в Вавилонии и Сирии, Лисимах в Понте и Фракии. В результате борьбы Д. за власть развились эллинистич. государства Селевкидов (Вавилония и Сирия), Птолемеидов (Египет), Атталидов (М. Азия, Пергам) и Антигонидов (Македония, Греция).

ДИАДУМЕН

ДИАДУМЕН (греч. увенчанный победной повязкой), знаменитая статуя Поликлета.

ДИАЗИЯ

ДИАЗИЯ (от греч. diasia), большой праздник афинян в честь Зевса Мейлихия (meilichios - добрый, т. е. благожелательно настроенный). Д. праздновалась весной. На празднике устраивались пиршества, а дети получали подарки.

ДИАЛЕКТИКА

ДИАЛЕКТИКА (греч. - искусство беседы). Первоначально Д. трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях противников, как искусство беседы. Первыми представителями были элеаты Зенон и Мелисс. Д. софистов развивалась как средство аргументации, которое должно было принести успех в юридич. практике и политич. жизни. В полемике с Парменидом софисты стремились сделать парадоксы его учения более рациональными. Они утверждали, что истина лишь относительное и субъективное, а не абсолютное и объективное. В объективной подвижности явлений и предметов они искали обоснование своей теории познания. Мастером искусства беседы был Сократ, который использовал Д. для доказательства истины. Последнюю Сократ рассматривал как необходимую предпосылку нравств. поведения. В диалогах Платона можно в общих чертах познакомиться с тем, как Сократ применял Д. на практике. Евклид из Мегары развил эристику (искусство спора, искусство переубеждать). Как и Зенон, Евклид, кроме Д., использовал и другие косвенные доказательства. Сходное искусство ведения беседы признавалось и элидо-эретрийской школой. В своей логике Аристотель привел все совр. ему достижения субъективной Д. в научную систему, но не ограничился только этим. Под словом «Д.» Аристотель понимал такую умств. деятельность, которая была направлена на отыскание высших принципов толкования истины. Античная Д. была связана с метафизич. и идеалистич. воззрениями. Обычно она искала не средства обнаружения истины, а способы остаться правым в споре и при необходимости уметь с успехом защитить свои спорные мнения. Нужно отдать должное античным диалектикам: они обострили и уточнили мышление, а вместе с тем подготовили решение задач, которые впервые были поставлены лишь много позже. Как учение о всеобщем движении и законах развития природы, общества и мышления Д. имела в античные времена значительных представителей. Всеобщее движение вещей признавала уже ионич. натурфилософия, которая стремилась объяснить главные вопросы cвoeго исследования не мифологич., а естеств. путем. Ионич, философы молчаливо исходили из признания материального единства мира. Анаксимандр воспринимал возникновение вещей как результат преодоления противоположностей на основе всеобщего движения. Гл. представителем объективной материалистич. Д. античности был Гераклит. Он признавал противоречивость и единство мира и постоянное движение всех вещей. Диалектич. мышление было присуще также и пифагорейцам. Добро и зло, свет и тьма, а также другие подобные противоположности назывались в числе противоречий, характеризующих мир. Противоречия между притяжением и отталкиванием нашли свое яркое выражение в учении о любви и ненависти Эмпедокла. Анаксимандр, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит и Аристотель являются предшественниками авторов совр. теории биолог ич. развития. Мысли о развитии материального мира имеются у Платона, который признавал справедливость воззрений Гераклита о явлениях материального мира, но не забывал отметить, что эти явления зависят от мира вечной и неподвижной идеи. Само слово «Д.» было применено Платоном в его учении об идее, где оно имело совершенно иное, чем теперь, значение. Воззрения Гераклита нашли свое отражение также в натурфилософии Стой. Рассмотрением диалектич. соотношения частного и всеобщего занимались Евклид, Платон и Аристотель. У неоплатоников Прокл представлял Д. абстрактно-спекулятивных триад. Постровидимому, его предшественником был Феодор из Азины. Античные диалектики оказали влияние на последующие поколения, и не только на таких философов, как Гегель, но и на поэтов (Гёте, Брехт).

ДИАЛОГ

ДИАЛОГ (греч. dialogos разговор между двумя или неск. лицами). Сформировавшиеся в др. произведениях Д. использовал в своей прозе Платон иод влиянием диалектики Сократа. Сохранилось ок. 25 подлинных Д., в которых Платон популяризировал свою систему. Основываясь на этих Д., молодой Аристотель создал особый тип Д. - парные речи с подготовл. введением. С упадком платонизма Д. потеряли свое значение, уступив место диатрибам. Новую жизнь вдохнули в них во времена Империи Дион из Прусы, Плутарх («Моraliа»), Лукиан, использовавший их в своих сатирич. шутках, а также Афиней. В Риме Д. служили прежде всего лит. формой для спец. сочинений: Брут (право), Варрон (сельское хозяйство), Цицерон (риторика). Последний, опираясь преим. на опыт Аристотеля, использовал Д. для изложения философских мыслей («Тускуланские беседы»). Традиции Цицерона (по форме и содержанию) сохранились в Д. всей последующей рим. литературы этого жанра (Тацит, Минуций Феликс, Макробий, Августин). В эпоху гуманизма Д. получил новое значение политич. диспута или философского спора (Эразм Роттердамский, Гуттен), а также узко-спец. беседы (Георг Агрикола о строении гор). Дальнейшее распространение этот жанр получил во времена Гёте. Д. является существ, элементом драмы. Первоначально он происходил между двумя, со времен Софокла между тремя актерами (или актерами и руководителем хора), содержал преим. обмен мнениями, мыслями. Средством подъема напряжения Д. является стихомифия.

ДИАНА

ДИАНА (лат. Diana), рим. богиня, соответствует греч. Артемиде. В качестве богини женственности и плодородия считалась покровительницей рожениц. В Ариции существовало знаменитое святилище Д. В Риме святилище Д. находилось на Авентине. День учреждения храма Д. (13 августа) был днем отдыха для рабов. Мн. живописцы изображали богиню под именем Д. или Артемиды.

ДИАСПОРА

ДИАСПОРА (греч. рассеяние), первоначально области вне Палестины, в которых евреи жили рассеяно среди нееврейск. населения. Из 60 млн. чел., проживавших к нач. н. э. в Римской империи, приблизительно 10% составляли евреи. Доля евреев на В. Римской империи была особенно велика; так, в Сирии и Египте в некоторые периоды проживало ок. 1 млн. евреев (в Александрии они заселяли две пятых города). При рим. органах власти Д. имела некоторые права: евр. общины могли быть ликвидированы лишь императорскими декретами, евреи были освобождены от несения воинской обязанности и от участия в исполнении рим. культов. В отличие от ортодоксальных евреев Палестины их собратья по вере в Д. противостояли эллинистич. окружению и стремились приобрести новых последователей своей религии. Христианские апостолы следовали путями, которые были проложены евр. миссионерами.

ДИАТРИБЫ

ДИАТРИБЫ (греч. diatribe - времяпрепровождение, обучение), специфич. форма речей философско-морального содержания, разработанная в 3 в. до н. э. популярными философами эллинизма, особенно киниками. Д. привлекали широкую публику доступным народным языком. Такие назидательные беседы должны были служить целям воспитания юношества. Наиболее значительными представителями искусства Д. были Гораций, Сенека, Персии, Ювенал, Музоний, Дион из Прусы,. Эпиктет, Максим Тирский. Д. могут считаться первыми формами моральных христианских проповедей.

ДИВИНАЦИЯ

ДИВИНАЦИЯ (лат. предсказание). Д. основаны на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесенных в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон). Уже в античные времена Д. вызывала скептич. отношение. Источником наших знаний о Д. служит сочинение Цицерона «De divinatione».

ДИГАММА

ДИГАММА (греч. digamma - двойная гамма), шестая буква в др.-греч. алфавите, звучащая как «W» (дубль-ве). С частичной утратой этого звука (довольно рано) исчезла из алфавита также и Д. Однако она осталась в форме, названной «сигма», как цифра 6.

ДИГЕСТЫ

ДИГЕСТЫ (лат. digesta, греч. pandekten), части законодательной компиляции Юстиниана Corpus iuris civilis.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - Уже на ранних этапах эпохи античности большое значение придавалось не только развлекательной, но и дидактич. функции поэзии. Художеств, структура и стиль Д. п. восходят к героич. эпосу. Осн. размерами были первоначально дактилич. гекзаметр, позднее элегич. дистих. В силу жанровой специфики круг тем Д. п. был необычайно широк и охватывал различные научные дисциплины, философию, этику. К другим образцам Д. п. следует отнести произведения Гесиода «Теогония» - эпич. поэму об истории происхождения мира и богов - и «Труды и дни» - поэтич. повествование о земледелии, содержащее значительный дидактич. элемент. В 6 в. до н. э. появились дидактич. стихотворения Фокилида и Феогнида; такие философы, как Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, излагали в поэтич. форме свои учения. В 5 в. не поэзия, а проза заняла ведущее место в дидактич. литературе. Новый подъем дидактич. поэзии начался в период эллинизма, когда показалось заманчивым применить художеств, форму для изложения научных идей. Выбор материала определялся не столько глубиной познаний автора в той или иной области знания, сколько его стремлением рассказать как можно подробнее о малоизуч. проблемах: Арат (дидактич. поэма «Явления», содержащая сведения об астрономии), Никандр (2 дидактич. стихотворения о средствах против ядов). Примерами Д. п. являются поэмы о строении земли Дионисия Периегета, о рыбной ловле - Оппиана, об астрологии - Дорофея Си донского. Еще до знакомства с греч. Д. п. у римлян существовали собств. дидактич. произведения (например, трактаты по сельскому хозяйству), однако на них рано оказали влияние художеств, средства греч. Д. п. Появились лат. переводы эллинистич. авторов (Энний, Цицерон). Наиболее крупными оригинальными произведениями являются философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», представляющая собой изложение материалистич. учения Эпикура, и эпич. поэма Вергилия «Георгики», в которой он, учитывая бедств. состояние сельскою хозяйства Италии вследствие гражданской войны, поэтизирует крестьянский уклад жизни и восхваляет труд земледельца. По образцу эллинистич. поэзии написаны поэма Овидия «Фасты» - поэтич. рассказ о старинных обрядах и сказаниях, вошедших в рим. календарь, - и его вариации на эротич. тему, содержащие элемент дидактики. Д. п. использовалась также для распространения христианского вероучения: Коммодиан («Наставления язычникам и христианам»). Жанр Д. п. существовал вплоть до нового времени. В Византии для лучшего запоминания мн. учебные пособия были написаны в стихотворной форме.

ДИДАСКАЛ

ДИДАСКАЛ (греч. учитель, в особенности учитель хора). В задачу Д. входила подготовка хора к проведению дифирамбич. или драматич. представления с музыкой и танцами. Функции Д. выполнял, как правило, сам автор представления, иногда имевший помощников. Когда в 4 в. до н. э. общий интерес был обращен к достижениям отдельных музыкантов, певцов и артистов, драматич. хоры стали отступать на второй план, а число повторных представлений возросло. Должность Д. потеряла свое значение, и их обязанности стали передаваться профессиональным хормейстерам.

ДИДАСКАЛИИ

ДИДАСКАЛИИ (греч. указания, отметки), записи постановок, в которых в хронологич. последовательности обозначались хоровые и драматич. представления. Д. содержали сведения о начале представлений, жанре и назв. произведения, о поэте, хоре и именах выдающихся актеров, а также о призах. Д. Афин были опубликованы Аристотелем и послужили ценным источником для гипотез александрийских ученых. Сохранились лат. Д. к комедиям Теренция.

ДИДИЙ ЮЛИАН

ДИДИЙ ЮЛИАН - Марк Д. Север (лат. Didius Iulianus) (30. 01. 133 - 01. 06. 193), рим. император с 28. 0З. 19З. Происходил из миланской сенаторской семьи, был наместником неск. пров., ок. 175 консул. После убийства Пертинакса преторианцы провозгласили его в Риме императором, однако отстоять престол от кандидата дунайских легионов Септимия Севера Д. Ю. не смог и вскоре был свергнут и убит.

ДИДИМ

ДИДИМ - из Александрии. Знаменитый греч. грамматик 2-й пол. 1 в. до н. э. Благодаря множеству трудов, отразивших его научные разработки (3500 - 4000), Д. получил прозвище Халкентер (Chalkenteros) - человек с бронзовыми внутренностями, т. е. с железным прилежанием. Д. анализировал творчество писателей, сочинял словари и комментарии, а также писал литературно-историч. и грамматич. работы. На его трудах базируется общая филология. Огромное количество работ Д. вошло в произведения позднейших авторов; до нас дошли лишь фрагменты и часть комментариев к Демосфену.

ДИДИМЕЙОН

ДИДИМЕЙОН - Храм Аполлона южнее Милета. др. местонахождение оракула. Архаич. строение, гигантский ионич. храм был разрушен персами в 494 до н. э. Планировавшаяся в 4 в. до н. э. новостройка была закончена наскоро при Адриане. В этом ионич. диптере гипетральной формы, т. е. с открытым внутр. двором, находились источник и адитон (ионийская часовня с культовым изображением).

ДИДИМ СЛЕПОЙ

ДИДИМ СЛЕПОЙ - ум. в 398. Последователь еретич. учения Оригена. Его сочинения считались полностью утрач. до большой находки папируса в Туре (1941). Находка содержала в себе записи лекций Д. С. с ответами на вопросы слушателей.

ДИДОНА

ДИДОНА - Элисса (семит.), в античных сказаниях дочь тирского царя Бела. Когда брат Д. Пигмалион из алчности убил ее супруга, она вместе со своими спутниками бежала в Африку. Там она пожелала себе столько земли, сколько может покрыть одна бычья кожа. Она разрезала кожу на тонкие полоски и основала на приобрет. т. обр. земле г. Карфаген, где впоследствии и царствовала. Чтобы избежать настойчивых домогательств сватов царя Ярба и храня верность своему убитому супругу, она приняла смерть на костре. Общеизвестной является версия Вергилия, по которой Д. после того, как она была оставлена Энеем, заколола себя его мечом на куче дров для костра. Судьба Д., особенно ее отношения с Энеем, и ее смерть часто была сюжетом картин Рубенса, И. Г. Тишбейна; эти сюжеты использованы в драмах Марло, Шарлотты фон Штайн, поэмах Г. Сакса и А. фон Платена; операх Перселла, Скарлатти, Гайдна.

ДИЕТЕТИКА

ДИЕТЕТИКА (от греч. учение о здоровом образе жизни), древнейшая и наиболее развитая область античной медицины. Д. давала рекомендации, какими должны быть повседневные нормы жизни, которые были бы целительными для больных, а также сохраняли бы здоровье всем остальным. Д. охватывала вопросы питания, комплекс гигиенич. правил, физиологич. процедур (купание, массаж и двигательную терапию). Методы физиотерапии были развиты в 6 в. до н. э. пифагорейцами и представителями зап.-греч. медицины. Установки Д. были приняты вплоть до позднейших времен античности и другими спец. разделами медицины. Многочисл. сочинения по вопросам Д. в эпоху средневековья отразили влияние античной Д. на Ср.-век. медицину.

ДИКЕ

ДИКЕ (греч. Dike), богиня правосудия, называемая также Астреей (Astraia - одна из гор - греч. богинь времен года). Д. последней из богов оставила Землю к нач. бронзового века. В Афинах Д. была олицетворением всеобщего права подачи публичных и в особенности частных исков. Разница между этими группами исков заключалась в разных правилах приема жалоб. Публичные иски могли приниматься не только от пострадавших, но и от любого полноправного гражданина; частные же - только от потерпевшего или его представителя.

ДИКЕАРХ

ДИКЕАРХ (греч. Dikaiarchos), разносторонний греч. ученый из Мессены (Сицилия), ученик Аристотеля и Теофраста. Д. пользовался неоспоримым авторитетом в античности, хотя приверженцы хорографич. географии отклоняли его теоретико-математич. географию. Постровидимому, важнейшим трудом Д. был «Bios tes Hellados» - своеобразная история культуры Греции. Д. является также автором историко-лит., биографич. и философских сочинений; в своем «Триполитиконе» («Tripolitikon») он критически подошел к учению Платона о государстве. Есть сведения, что Д. составлено описание Земли и карта мира (в т. ч. на основе собств. измерений) в соответствии с шаровой формой Земли, определена ее окружность.

ДИКТАТОР

ДИКТАТОР - в ранней Римской республике должностное лицо с чрезвычайными полномочиями на срок, не превышающий 6 мес. Назначался одним из консулов по предложению сената (в последний раз это произошло в 202 до н. э.). Позднейшие Д. (Сулла, Цезарь) не могут быть приравнены к Д. ранней Республики, далеко превосходя их как в отношении длительности пребывания в своей должности, так и по своим задачам и полноте власти.

ДИКТАТУРА

ДИКТАТУРА (лат.), ничем не огранич. власть одного человека или группы людей. В конституционно-правовом отношении вытекала из провозглашения др.-рим. диктатора. Обычно возникала вследствие государств, переворота.

ДИКТИННА

ДИКТИННА (лат. Dictynna), критская богиня, отождествляемая с Артемидой; почиталась охотниками и корабельщиками; приравнивалась к Бритомартиде.

ДИКТИС

ДИКТИС - из Крита (лат. Diktys), мнимый сочинитель написанной на греч. яз. книги - дневника о Троянской войне, очевидцем которой он якобы являлся. Из греч. оригинала сохранился папирусный экземпляр нач. 3 в. Лат. перевод «Троянской войны» («Bellum Trojanum») в 6 книгах ок. 4 в., выполн. Л. Септимием, является источником Ср.-век. сказаний о Трое.

ДИЛЬС

ДИЛЬС - Герман (1848 - 1922), классик нем. филологии. С 1881 член Прусской академии наук, с 1882 профессор в Берлине. Гл. область его деятельности - античная философия («Греки доксографы» («Doxographi Graeci», 1879), «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903, 12-е изд. 1966/67, 3 тома). Занимался также вопросами естеств. наук и техники («Античная техника», 1914). Особое значение имеет деятельность Д. как организатора науки. Он основал ряд фундаментальных периодич. изданий («Commentaria in Aristotelem Graeса», 1882 - 1909, 23 тома) и «Корпус античной медицины» («Corpus medicorum antiquorum»), издание которого продолжает сейчас АН ГДР.

ДИМЕТР

ДИМЕТР (лат. dimeter), метрич. единица, состоящая из двух метров, например анапест. Д.: U U - U U - U U - U U -. Д. выступает как самостоятельный стих и как часть различных составных метрич. форм.

ДИМИНИ

ДИМИНИ - поселение (магула) эпохи позднего неолита возле г. Волос в Фессалии (Греция) (3 тыс. до н. э.). Поселение укреплено неск. кольцевыми стенами, внутри которых находятся прямоугольные постройки, в т. ч. мегароны с очагом. В трехцветной керамике Д. преобладают спиральные и меандровые орнаменты. Культура Д. происходит от культуры Сескло времени развитого неолита 4 - 3-го тыс. до н. э., получившей назв. от соседней магулы. Наряду с прямоугольными здесь встречаются также и типы круглых домов. Двухцветная керамика украшена треугольниками и зигзагами.

ДИНАМИС

ДИНАМИС (греч. dynamis - сила (духовная), предрасположенность, действующая способность; переносится на авторитет, военную мощь, целебную силу, значение), у Аристотеля Д. - потенция, возможность, в противоположность энтелехии.

1. Д. в природе рассматривается философами как система, которая проявляется во взаимодействии различных сил всего макро - и микрокосмоса (у Посидония жизненная Д. поднимается до уровня мирового принципа). Под вост. влиянием др. боги отодвигаются на второй план перед носителями силы всеобщего божества (у Филона, неоплатоников).

2. В народных суевериях (колдовские папирусы, геометрич. сочинения) Д. - учение о сверхьестеств. всеобщей силе.

ДИНАРХ

ДИНАРХ (греч. Deinarchos, лат. Dinarchus) (ок. 360 - 290 до н. э.), греч. оратор, происходил из Коринфа, жил в Афинах. Поскольку он, будучи метеком, не принимал участия в политич. жизни, свои речи он писал для других как логограф. Из его многочисл. речей сохранились три из процесса Гарпала, в т. ч. одна против Демосфена, которому он подражал, но не смог подняться до ею уровня.

ДИОГЕН

ДИОГЕН - 1. Д. из Аполлонии (Фригия или Крит?) (499/498 - 428/427 до н. э.). Был последователем Анаксимена. Считал первичным веществом воздух, создающий душу, движение, жизнь и мышление. Воздух, по Д. - это нечто родств. духовному началу Анаксагора, все упорядочивающее, над всем господствующее, никем не сотворенное безграничное разумное существо. Через утончение и уплотнение вещества из воздуха возникают вещи, из грязи образуются живые существа. Д. признавал существование бесконечного ряда миров. Пользовался высокой репутацией как врач; постровидимому, подвергался преследованиям как человек, отрекшийся от богов.

2. Д. Лаэртский (греч. Laertios), греч. писатель. Писал ок. 220 н. э. Его»>труд в 10 книгах («Жизнеописания и мнения знаменитых философов»), построенный по хронологич. принципу, представляет собой систематич. изложение учений глав различных школ и служит важнейшим, хотя и некритичным историко-философским доксографич. источником.

3. Д. Синопский (ок. 412 - 323 до н. э.), Коринф, философ-киник, известнейший и популярнейший ученик Антисфена, отличался презрительным отношением к культуре (Д. в бочке). Несмотря на свое знатное происхождение, вел нищенский образ жизни (получил презрительную кличку Пес, греч. Куоп). Д. воздействовал на умы больше своим образом жизни, чем учением: он требовал упразднения брака, защищал идею сократовского самоудовлетворения, проповедовал нетребовательность, презирал все конвенции, называя себя гражданином мира (космополитом). Считал, что воспитание должно соответствовать этим принципам. Д. принадлежит тезис о «переоценке ценностей».

ДИОДОГ

ДИОДОГ (греч. Diodotos), начальник греч. наемников, который в сер. 3 в. до н. э. сделался царем Бактрии (Д. I), до того времени формально принадлежавшей государству Селевкидов. Д. распространил свою власть на Согдиану, Арейю и Маргиану, возможно, также на Паропомисады.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (греч. Diodoros Sikeliotes) (ок. 90 - 21 до н. э.). историк эпохи эллинизма, автор 40 книг по всемирной истории («Историческая библиотека»), из которых 1 - 5-я и 11 - 20-я книги сохранились полностью. Его украшенное анекдотами, хронологически не всегда точное, но интересное изложение ранней истории до времени Цезаря (включая историю Египта, Ассирии, Индии, Мидии, островов Зап. и Вост. Средиземноморья) было очень популярным, оно служит гл. источником сведений о сицилийском восстании рабов во 2 в. до н. э.

ДИОЙКЕТ

ДИОЙКЕТ (греч. домоуправитель), должность чиновников финансового управления, в частности руководителя финансовой системы в государстве Птолемеев. В качестве Д. прославился Аполлоний, известный благодаря упоминаниям о нем в греч. папирусах. В ранге помощника Птолемея II он стал главой государств, управления.

ДИОКЛ

ДИОКЛ - из Кари ста (4 в. до н. э.), греч. врач из Афин. Взгляды Д. формировались, видимо, под влиянием школы Аристотеля. В своем учении Д. объединил богатство идей гиппократиков (например, гуморальное учение) с зап.-греч. искусством врачевания, прежде всего с учением Эмпедокла об элементах и учением о пневме.

ДИОКЛЕТИАН

ДИОКЛЕТИАН - Гай Аврелий Валерий (лат. Diocletianus) (245 - 0З. 12. 316), рим. император с 17. 11. 284. по 01. 05. 305. Происходил из Далмации, сын вольноотпущенника. При Каре был командиром императорской лейб-гвардии и после смерти Нумериана в Никомедии был провозглашен своими отрядами императором. В 285 - 286 поручил Максимиану подавить восстание багаудов. Сам Д. временами предпринимал походы для защиты границ у Рейна и Дуная, в 288 успешно воевал с алеманнами, в 289 и 292 - с сарматами, в 298 - 299 подавил восстание в Египте. В 298 - 299 отнял у персов Армению и Месопотамию. Для стабилизации управления и обеспечения защиты границ, а также с целью предотвращения узурпации Д. ввел административное и территориальное разделение власти - тетрархию. При сохранении в руках Д. верховного управления Максимиан управлял зап. частью Империи уже с 286 как второй август. Оба августа были с 293 поддержаны двумя цезарями Галерием и Констанцием I, которые считались преемниками. Хотя Рим и оставался номинально столицей Империи, тетрархи правили из приграничных городов-резиденций Никомедии, Антиохии, Медиолана, Сирмия, Фессалоник и Трира. Этим было подготовлено позднейшее расчленение государства. При реформе управления Империя была разделена на 12 диоцезов и приблизительно 100 пров., деление пров. на сенатские и императорские было упразднено. Италия окончательно потеряла свое привилегированное, а Египет - особое положение. Отделение гражданской власти от военной положило начало новой организации армии. С целью устранения влияния сената на войска власть цезарей была усилена созданием многочисл. аппарата чиновников и установлением придворных церемоний в вост. традициях. С 297 в качестве осн. налога за землевладение начала взиматься регулярная плата натурой (аппопа). Это привело к прикреплению колонов к обрабатываемой земле, что позже было законодательно оформлено Константином. Мн. профессии постепенно становились наследственными, например, ремесленники были принудительно объединены в коллегии. В 301 Д. установил в своем указе о ценах предельные цены на товары жизненной необходимости и предметы роскоши, а также макс, размеры оплаты труда ремесленников и поденщиков. Этот макс, тариф должен был сдержать рост цен во всем государстве, однако вскоре этот тариф был отменен из-за различия уровней развития пров., что способствовало росту спекуляции. Будучи приверженцем рим. традиций, Д. в целях идеологич. укрепления бюрократич. государства поощрял культ Юпитера, единообразный для всей империи, и сам назвался Иовием. Д. безрезультатно пытался замедлить распространение христианства организацией всеобщего преследования христиан с 30З. В 305 Д. отрекся от престола в своей резиденции в Никомедии; одновременно и Максимиан отрекся от власти, и цезари наследовали правление в качестве августов. До самой смерти Д. жил в своем гигантском дворце в Салонах (Сплит) на побережье Далмации. Д. прославился также роскошными термами, построенными в Риме в 298 - 305. В старости Д. пережил крушение своей религиозной политики, а также порядка наследования. С реформами Д. начался также доминат, который носил на всех своих формах отпечаток вост. позднеантичной абсолютной монархии. Отсчет эры, названной его именем, начался с 29. 08. 284 и по сей день сохранился у коптов и эфиопских христиан.

Диоклетиан

рис. Голова мраморной статуи из Никомедии, до 305 н. э. (Стамбул, Археологический музей).

ДИОЛК

ДИОЛК (греч. diolkos - протяжка кораблей). Для сокращения морского пути вокруг Пелопоннеса использовался поперечный волок дл. в 6 км, который пересекает Коринфский перешеек на 79 м выше уровня моря (что исключает строительство канала на р. Истме). Волок использовался , главным образом для провода небольших судов (в 6в. до н. э.). На рубеже нашей эры знали еще о месте Д., но о технике использования волока сведения не сохранились (не удалось установить, ставились ли суда на полозья или передвигались на катках), возможно, что суда протаскивались килем по чистому песку, которым засыпался волок.

ДИОМЕД

ДИОМЕД (греч. Diomedes), греч. герой, участник Троянской войны, сын Тидея (потому также назывался Тидид), царь Аргоса. Д. прославился подвигами, некоторые из них совершил вместе с Одиссеем (поимка Долона, убийство Реса и похищение его коней, захват палладия). Культ Д. известен в Аргосе, а также в Юж. Италии.

ДИОН

ДИОН - 1. Д. Сиракузский, тиран, зять Дионисия I и Дионисия II, видный ученик Платона, чью теорию о государстве он хотел воплотить в Сиракузах путем проведения конституционных реформ. В ходе политич. борьбы за власть был изгнан Дионисием II. Добившись некоторых военных успехов, вернулся в Сиракузы, где в 354 до н. э. был убит.

2. Д. Хризостом (Златоуст) (лат. Dio Cocceianus Chrysostomus) (ок. 40 - 120), греч. оратор и философ из Прусы (Вифиния). Происходил из зажиточного дома; при Домициане был выслан из Вифинии и Италии. Вел жизнь бедного бродяги. Стал популярным философом кинико-стоич. толка. После своего восстановления в правах Д. по-прежнему проповедовал возврат к природе и простой жизни. Темы его 78 сохранившихся речей это социальные вопросы (экономич. нужды городского населения, обеспечение работой), этич. проблемы (отказ от жизненных наслаждений, благопристойный образ жизни), философские и политич. рассуждения (изображение идеального государя и пр.). Речи Д., особенно в городах (в т. ч. в Александрии, на Родосе), - это ценные культурно-историч. памятники. В прелестных «Эвбейских речах» идиллически изображается жизнь скромной семьи охотника в Эвбее.

3. Д. Кассий, см. Кассий Дион Коккеян.

ДИОНА

ДИОНА (греч. Dione), греч. богиня, у Гомера супруга Зевса, мать Афродиты (которая поэтому также называлась Д.). Д. после Геры пользовалась в Додоне культовым почитанием наряду с Зевсом.

ДИОНИС

ДИОНИС (греч. Dionysos), греч. бог виноградарства и виноделия, именовался также Вакхом (лат. Bacchus), соответствовал рим. Либеру. Д. - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. После смерти матери был выношен Зевсом в его бедре. Няньками Д. были сестра Семелы Ино и нимфы Нисы. На о. Наксос Д. вступил в брак с Ариадной. Его спутниками были сатиры, силены и нимфы. Д. имеет фракийско-фригийское происхождение. Легенды повествуют о противодействии введению культа Д. в Греции. Культ Д. преследовался его противниками (Ликург, Пенфей), однако он распространился до Индии. Почитательницы Д. менады, называемые также вакханками, прославляли его в оргиастич. культе. Оргиастич. черты в официальном культе Д. в Греции были существенно смягчены. В честь Д. в Аттике праздновались дионисии, ленеи, анфестерии. Апогеем празднеств были фаллич. процессии. Из культовых песен Д., дифирамбов, постепенно развивалась драма. В литературе и искусстве античности Д. первоначально выглядит как пожилой, бородатый мужчина, впоследствии - как прекрасный юноша. Пластика: рельеф на монументе Лисикрата в Афинах, Микеланджело, Торвальдсен, вазы Эксекия, мозаика из Делоса; живопись: фрески в Помпеях, картины Альтдорфера, Тициана, Рубенса, Веласкеса, Фейербаха; эпос Нонна, драма Ж. Кокто, симфонич. поэма М. Регера, опера Дебюсси, Ж. Масснэ.

ДИОНИСИИ

ДИОНИСИИ (греч.), аттич. праздник в честь бога Диониса. Первоначально отмечался в ноябре-декабре Сельские Д. При Писис грате появились также Городские, или Великие, Д. (праздновались в течение 5 дней в феврале-марте). Кульминационной точкой Д. были фаллич. процессии, во время которых носили культовые изображения бога Диониса. Ставились драматич. представления, длившиеся во время Великих Д. 3 дня.

ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ (греч.)

1. Д. I (ок. 430 - 367 до н. э.), тиран Сиракуз с 405. Вел борьбу против карфагенян, удерживавших большую часть Сицилии вопреки сопротивлению Сиракуз и греч. городов Юж. Италии. Основал мощное государство по обеим сторонам Мессинского прол. Несмотря на проводимую Д. политику насилия, он считался спасителем зап. греков. Баллада Шиллера «Порука».

2. Д. II (367 - 344 до н. э.), наследник Д. I, прославился жестокостью и кутежами (осуждавшимися Платоном), в 357 был изгнан и бежал в Юж. Италию. В 347 вернулся, но в 344 был свергнут Тимолеоном и сослан в Коринф.

3. Д. Ареопагит. По сообщению Евсевия, первый епископ Афин. Согласно «Деяниям Апостолов», обращен Павлом. Ему приписывались появившиеся в 5 в. в Сирии мисгич. и метафизич. сочинения (4 статьи, 11 писем), написанные манерным греч. яз. В них сде - лана попытка эклекгич. соединения идей неоплато - ников и христиан. В лат. переводе, выполненном в 9 в. И. Скотом Эриугеной, эти сочинения оказали большое влияние на схоластику и мистику на Западе. Впервые в их подлинности усомнился итал. гуманист Лоренцо Валла.

4. Д. Галикарнасский, греч. ритор и историч. писатель. В 30 до н. э. прибыл в Рим, изучил лат. яз. и был принят в арисгократич. кругах. Известен как представитель аттицизма, который писал также риторич. груды и критич. статьи о стиле аттич. авторов, в т. ч. Фукидида, Демосфена и других. В написанных в риторич. стиле 20 книгах «Римских древностей», появившихся в 7 до н. э., исследуется рим. история с древнейших времен до 1-й Пунической войны. Автором сделана попытка примирить греков с рим. господством (Д. отстаивал греч. происхождение римлян). Этот труд с 1-й по 10-ю книгу сохранился полностью, 11-я книга сильно повреждена, 12 - 20-я - сохранились в выдержках.

5. Д. Периегет (греч. Periegetes обводящий вокруг), греч. поэт из Александрии. В 124 н. э. составил описание мира гекзаметром в форме путевых заметок («Periegese»), источники которых неизвестны. Дидактич. стихи Д., содержавшие этнографич. и историч. сведения, хотя и с устаревшим географич. материалом, были очень популярны, много раз комментировались и перерабатывались на лат. яз. В средние века это сочинение стало школьным учебником.

6. Д. Фракийский (греч. Thrax) (ок. 170 - 90 н. э.), греч. грамматик, живший на о. Родос. Написал первую греч. элементарную грамматику, в которой кратко резюмировал результаты известных ему исследований. Книга была учебным и справочным пособием в эпоху Возрождения и до 18 в. служила основой для создания грамматики всех индоевроп. яз.

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ - из Добруджи (лат. Dionysius Exiguus), с 500 по 545 был в Риме монахом. Его труды по всемирной истории, собрание церковно-правовых документов до Халкедонского собора (451) и деятельность переводчика сделали его проводником античной мысли в зап. мире. В своих пасхальных таблицах (525) Д. М. впервые ввел точку отсчета мировой истории - дату рождения Христа. За нее он принимал 25. 12. 753 от основания Рима. Позже его таблицы (приблизительно с 1000) получили признание на Западе и вытеснили там все другие летосчисления.

ДИОПТРА

ДИОПТРА (греч. dioptra), инструмент для визирования, угломерный прибор вроде совр. теодолита с неподвижной круговой шкалой снаружи и вращающимся визирным устройством. Поворот осн. пластины на 90° позволяет измерять углы возвышения. Д. может служить для вычисления высоты (городских стен, гор) и применяться в астрономич. наблюдениях.

Диоптра

рис. Диоптра (чертеж по Герону).

ДИОСКУРИД

ДИОСКУРИД (лат. Dioskurides).

1. Д. из Самоса, 1 в. до н. э., греч. художник. Сохранились две подписанные им мозаики из виллы Цицерона в Помпеях (Неаполь), одна из них изображает уличных музыкантов, другая - группу сидящих за столом женщин. По аналогии с мозаиками из Митилены (Лесбос), имеющими надписи, обе картины истолковываются как сцены из новоаттич. комедии. Они восходят к образцам раннеэллинистич. живописи 3 в. до н. э.

2. Д. Педаний из Аназарба в Киликии, 2-я пол. 1 в. н. э., врач в Риме. Его сочинение о лекарств, веществах, частично снабженное иллюстрациями, было общепринятым учебником по фармакологии, известным и в средневековье. Д. написал также небольшое руководство «О простых лечебных средствах».

ДИОСКУРЫ

ДИОСКУРЫ (греч. сыновья Зевса), близнецы, сыновья Леды, отцом которых был либо Зевс, либо супруг Леды Тиндарей (отсюда - Тиндариды); по другой версии, один из братьев, Полидевк (лат. Поллукс). был сыном Зевса, а другой, Кастор, был сыном Тиндарея и потому смертен. Кастор славился как укротитель коней, а Полидевк как испытанный кулачный боец (например, бой Полидевка с Амиком). Д. освободили свою сестру Елену, похищ. Тесеем, и увезли с собой в качестве пленницы мать Тесея Эфру. Они участвовали в походе аргонавтов и в калидоиской охоте. При похищении дочерей Левкиппа Хилаиры и Фойбы, с которыми были обручены мессинские Афареиды Идас и Линкей, Д. вступили в поединок с последними. После того как Кастор был убиг Идасом (а Полидевк убил Линкея), с позволения Зевса неразлучные братья стали жить попеременно то в подземном мире, то на Олимпе. Д. почитались, особенно в Спарте. Они считались покровителями в бигве (на стороне локрийцев при Саграсе в 6 в. до н. э., на стороне римлян при Регильском оз. в нач. 5 в. до н. э.), чтились как покровители моряков и спасители при кораблекрушениях, им приписывались «огни св. Эльма» на верхушках мачт кораблей. Д. были перенесены в качестве звезд-близнецов на небо, изображались в остроконечных войлочных шляпах и с конями. К наиболее представительным скульптурам принадлежат Д. из Монте-Кавалло в Риме (предположительно позднерим. произведение).

ДИОТИМА

ДИОТИМА (греч. Diotima богобоязненная), в «Пире» Плагона Д. - жрица из Мантинеи, которая должна была искупить грехи афинян во время чумы 429 г. до н. э. Сократ заимствовал у Д. толкование любви как стремления к прекрасному (философии). Ф. Гёльдерлин дал имя Д. своей возлюбленной С. Гонтард, воспетой в его одах и элегиях, а также в романе в письмах «Гиперион».

ДИОФАНТ

ДИОФАНТ - Александрийский (греч. Diophantos), ок. 250, др.-греч. математик. В своем осн. труде «Арифметика» (б. ч. сохранившемся) использовал вычислительные методы египтян и вавилонян. Исследовал определ. и неопредел, задачи (особенно линейные и квадратные уравнения с одним или неск. неизвестными). Для неизвестных и их степеней Д. ввел твердые сокращения, впервые ввел букв, символику в алгебру. Изучение трудов Д. в 16 и 17 вв. послужило важнейшим импульсом к развитию букв. алгебры в работах Ф. Виета.

ДИПИНТО

ДИПИНТО (итал. dipinto), надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов. В отдельных случаях значение Д. неясно. С 3 4 вв. Д. использовались также для распространения христианского учения (наносились в форме кресга, монограммы Христа).

ДИПЛОМ

ДИПЛОМ (греч. diploma - сдвоенное, вместе сложенное), связанные, навощенные пластинки из дерева или металла, применявшиеся для записей документов. Военные Д. - увольнительные документы для отслуживших солдат из вспомогательных частей рим. армии - изготавливались на 2 бронзовых табличках, они указывали формирования, в которых проходила служба, содержали важнейшие правовые определения предоставляемых ветеранам привилегий, в т. ч. предоставления рим. гражданства. Эти Д. имеют особый интерес для изучения рим. военной истории.

ДИПЛОМАТИЯ

ДИПЛОМАТИЯ - В отличие от нового времени античность не знала ни профессиональной Д., ни постоянных представительств за границей, гем не менее в отдельных городах греч. мира были известны проксены граждане, выполнявшие обязанности, близкие консульским (греч. proxenos - исполняющий обязанности хозяина). Интересы государства на международной арене преим. защищали лица (часто выдающиеся граждане), которым государств, инстанции поручали определ. задания (например, пресбейс - посланник, старейшина представлял полис эллинистич. царя; легат-посланник рим. сената или императора). В то же время в античности получили развитие начала дипломатич. этики и прочные пракгич. традиции в договорном праве.

ДИПТЕР

ДИПТЕР (греч. dipteros), тип храма со сдвоенным рядом колонн по периметру постройки.

ДИПТИХ

ДИПТИХ (греч.), складывающиеся из двух частей письменные дощечки из дерева, а также из слоновой кости, покрытые слоем воска. Письмо может быть нацарапано грифелем и затем стерто. Д. использовался как блокнот, тетрадь, для письма и документов и пр. Особенно искусно выполнены консульские Д. из слоновой кости 5-6 вв. н. э., вручавшиеся консулам при вступлении в должность. Эти Д. представляют собой важные вехи для датировки позднерим. произведений художеств. ремесла.

Диптих

рис. Юноша с диптихом (рисунок на вазе работы Дуриса. Берлин).

ДИРКА

ДИРКА (греч. Dirke, лат. Dirce), в греч. легендах жена Лика, жестоко обращавшаяся с Антиопой и за это наказанная ее сыновьями Амфионом и Зетом, которые привязали Д. к рогам быка, растерзавшего её насмерть (сцена изображена в композиции «Фарнезский бык»).

ДИСКОБОЛ

ДИСКОБОЛ (греч. diskobol - метатель диска), знаменитая статуя Мирона.

ДИСКОМЕТАНИЕ

ДИСКОМЕТАНИЕ - единств, вид спорта, заимствованный непосредственно из античности и включ. в совр. пятиборье. Вес снаряда колебался в пределах 1,3 - 4,7 кг. В Олимпии с античных времен сохранились три метательных диска для соревнований. Броски производились с определ. площадки после вращения на месте. Д. популярный сюжет античного изобразительного искусства.

ДИС ПАТЕР

ДИС ПАТЕР (лат. dis pater - dives pater - богатый отец), рим. бог подземного мира, культ которого в связи с первыми секулярными играми (249 до н. э.) стал государств, культом (соответствует Плутону).

ДИСТИЛЛЯЦИЯ

ДИСТИЛЛЯЦИЯ (лат. стекание каплями). Древнейшее описание и схема дистиллятора даны в сочинении по алхимии Марии (1 в.); с Д. знакомит также труд Зосимы. Дистиллятор имел сосуд, отводящую грубку и приемник, охлаждаемый влажной губкой, так что Д. низкокипящих жидкостей в нем была невозможна. К сосуду можно было присоединять неск. приемников с трубками, благодаря этому образовывался dibikos (двойной) или tribikos (тройной) дистиллятор. На протяжении античной эпохи конструкция дистилляторов принципиально не менялась.

Дистилляция

рис. Инструменты алхимиков: 1 и 2 дистилляционные колбы; 3 колба для выпаривателя; 4 колба для сгущения; а - медная шляпка, b - приемники, с - горелка, d - футляр-предохранитель для предотвращения потери тепла.

ДИСТИХ

ДИСТИХ (греч. двухстрочный), двустишие, образованное большей частью из дактилич. гекзаметра и пентаметра. Д. - метрич. форма античной элегии (отсюда - «элегический дистих») и эпиграммы (например, Марциал 7,3: Сйг поп mTtto mnos tibi, Ponti liane, libellos?/Ne mihi tu mTttas, Pontiliane, tios). Подражания античным Д. были распространены у нем. классиков (например, Гёте: «Римские элегии» и «Ксении»).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV