Словарь античности
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫН")

РИТМ

РИТМ (греч. rhythmos - движение, такт, от rhein - течь или егуегп - тянуть), первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина, членение времени или пространства, например в пропорциях статуи. Позже слово Р. применяется для обозначения упорядоченности движения, в особенности соотношения отрезков времени в танце, музыке и поэзии. Р. стихов основывался на чередовании долгих и кратких слогов, иными словами, ритмика была квантитативной в отличие от совр. тонической ритмики. Условно принятое соотношение долгих и кратких слогов 1:2 в действительности, однако, не могло соблюдаться повсеместно. Напротив, античные свидетельства говорят о соотношении 1,5: 2 для гекзаметра (иррациональные стопы). Возможно, именно соотношения этого типа дожили до наших дней в новогреч. народных песнях. В качестве мельчайшей единицы Р., ритмич. атома, Аристотель рассматривал краткий слог. Его ученик Аристоксен принял за единицу Р. «первое время» («chronos protos»), протяженность которого определялась темпом и не была тождеств, краткому слогу. Аристоксен выделил Р. из среды его существования, т. е. слова, музыкальной интонации и танцевального движения, в результате чего произошло разделение музыкальной ритмики и языковой метрики. Очевидно, самостоятельное выделение ритмики было необходимо для оправдания ритмич. вольностей т. н. «новой музыки», допускавшей разрешение слогов по типу музыкальных мелизм и удлинение долгих слогов на три и более моры. Большинство сохранившихся музыкальных памятников античности представляют собой гимны, написанные стихами одного и того же метра без строфич. организации. Поэтому в них в силу музыкального характера др.-греч. ударения мелодия соответствует естеств. внутр. мелодии слова или фразы (ударному слогу может соответствовать только более высокий или по крайней мере не более низкий по тону звук, чем соседним слогам). В отличие от этих памятников дошедший до нас фрагмент трагедии Еврипида «Орест» с музыкальной нотацией, принадлежащей, по всей видимости, самому автору, обнаруживает строфич. организацию. Поэтому в нем соответствие мелодии словесным ударениям не может быть выдержано: мелодия антистрофы должна повторять мелодию строфы вне зависимости от иного расположения ударений в словах.

РИТМИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

РИТМИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - своеобразное нововве дение лат. Ср.-век. поэзии. Слова в Р. п. уже не оцениваются метрически, а произносятся с прозаич. ударениями. Слоги измеряются не по количеству, а по счету (отсюда четырех-, пяти-, шестисложные и другие размеры) и несут чередующееся ударение (например, Gaudeamus igitur, / iuvenes dum sumus). Начальный слог может быть ударным или безударным; в стихе возможна перемена стопы и смещение ударения. Встреча двух ударных слогов не допускается. В конечных слогах различаются повышающаяся (хх) и понижающаяся (хх) каденции (... igitur,... sumus). Позднее появляется рифма (обычно двусложная). Зияние и элизия избегались.

РИТОН

РИТОН (греч. rhyton - рог для питья), сосуд из металла или обожж. глины, обычно воронкообразной формы, нередко в виде головы животного или человека, снабж. шейкой и ручкой. Р. служили для сакральных целей (жертвоприношения) или для питья.

РИТОРИКА

РИТОРИКА (греч. techne rhetorike - искусство красноречия). Свойств, юж. народам природная общительность и врожд. ораторские способности, а также отсутствие в древности иных средств массовой коммуникации (письм. документы могли размножаться лишь в очень огранич. объеме) явились причинами того, что в античности живое слово имело гораздо большее значение, чем ныне, тем более что владение им было важнейшим и наиболее действ, способом достижения авторитета в обществе и политич. успеха. Политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках и т. п. Поэтому уже в ранний период начались поиски условий действенности речи и стремление к теоретич. обоснованию возможности научить красноречию и овладеть им.

Первым учебником Р. было, вероятно, написанное в 5 в. до н. э. двумя сицилийскими греками из Сиракуз, Кораком и Тисием, несохранившееся сочинение. Первые достижения художеств, красноречия были перенесены из Сицилии в Афины Горгием. В Афинах Р. развивали Горгий и другие софисты, прежде всего Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее важнейшим предметом высшего образования. Впервые предметом, завершающим курс обучения, Р. сделал Исократ, поставивший ее на службу энциклопедич. общекультурному образованию. В отличие от Исократа и софистов, видевших в красноречии средство достижения власти над людьми, Аристотель рассматривал Р. как необходимое полезное умение защитить себя и помочь справедливости. В дошедшем до нас сочинении «Риторика» в трех книгах Аристотель изложил научные основы красноречия и выдвинул в качестве его задачи достижение правдоподобия. Одновременно с разработкой теоретич. Р. высшего расцвета достигает в Греции во 2-й пол. 5-4 в. до н. э. практич. красноречие в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включ. в канон десяти аттич. ораторов. После битвы при Херонее (338 до н. э.) Греция утратила политич. самостоятельность, и практич. красноречие лишилось важнейшей области приложения - игры политич. сил, - что привело к его быстрому упадку. Стилистич. форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый стилистич. тип красноречия - азианизм, столь же искусств., как и его стилистич. антипод аттицизм 1 в. до н. э., тяготевший к бесплодному классицизму. Хотя риторич. теория непрерывно совершенствовалась и ее система тщательно разрабатывалась, связь Р. с практикой постепенно терялась. В то же время Р. стала важнейшим предметом обучения, притязавшим, подобно философии, на общеобразовагельное значение. Поэтому Р. стала оказывать определяющее влияние на всю литературу, выдвинув на передний план изящество художеств, формы и стремление к достижению внешних эффектов. Еще один расцвет греч. красноречие пережило во 2 в. н. э., в период т. н. второй софистики.

Римлянам было присуще, как это видно по сохранившимся фрагментам долитературной сакральной поэзии, природное риторич. дарование. Вместе с греч. системой образования римляне переняли во 2 в. до н. э. и греч. Р., которая вследствие практич. полезности для обществ, и политич. жизни вскоре стала важнейшим предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотич. настроенных кругах растет сопротивление греч. красноречию как иноземному искусству, предмет которого состоит во внешнем изяществе словесного выражения, а не в глубине конкретного содержания. Главой этого движения был Катон Старший, крупнейший оратор раннереспубликанского времени. Кагон составил для своего сына несохранившееся руководство по Р., гл. идея которого выражена в следующем правиле: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur,,). О том, сколь сильным было это противодействие, говорит тот факт, что в 161 до н. э. из Рима были выдворены все греч. учители красноречия. Однако уже во 2-й пол. 2 в. до н. э. греч. Р. в Риме утвердилась окончательно. Рим. красноречие достигло апогея в лице Цицерона в период политич. смут конца республиканской эпохи. О гениальном риторич. даровании Цицерона свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории Р., в которых он стремится к объединению теоретич. положений и предписаний греч. Р. с прочно привязанной к общественно-политич. жизни практикой рим. красноречия. В соответствии с рим. риторич. традицией Цицерон выдвигал идеал всесторонне образованного оратора-философа, сочетающего качества государств, деятеля и политика. Самостоятельную позицию Цицерон занял и во вспыхнувшем в Риме споре между азианистами и аттицистами. Язык Цицерона до сих пор остается классич. нормой лат. прозы. После падения Республики красноречие в Риме претерпевает те же изменения, что и в Греции. Не находившая более в политич. жизни достаточного поля деятельности Р. потеряла связь с практикой и перешла в школу. Школьное красноречие ограничивалось учебными и торжеств, речами (declamatio), в которых ценилась внешняя эффективттость стилистич. формы, а не конкретное содержание. Это видно из сохранившихся образцов школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан).

Рим. литература также испытала влияние Р. Борьба азианизма и аттицизма в новой форме выразилась в споре между представит елями «нового» и архаизирующего направлений. Квинтилиан, будучи первым в Риме учителем Р. на государств, содержании, дал в своем сочинении «Наставление оратору» в 12 книгах наиболее полное из известных нам античных руководств но подготовке оратора. В споре во 2-й пол. 1 в. н. э. он занял промежуточную позицию, состоявшую в требовании возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. появляется архаизирующее направление, первым выдающимся представителем котоpoго был Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера. Цицеронианизм просуществовал в рим. литературе недолгое время. Последующее влияние античной Р., которая была основой не только античного образования, но и античной лит. эстетики и лит. теории, а с течением времени пропитала всю литературу, трудно переоценить. Воздействие Р. простирается от Ср.-век. лаг. школ и университетов, где она была центральным предметом изучения, до совр. преподавания литературы и литературоведения. Система теории Р. в осн. чертах сформировалась в 4 в. до н. э., однако впоследствии все более усложнялась и дифференцировалась. Греч, риторич. терминология имеет соответствия в лат. яз., охватывающие все элементы системы Р., необходимые для оратора: природные способности (natura); обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio) и постоянное упражнение (exercitatio); практич. опыт (usus). Существовали три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum) и предназначавшееся для торжеств, случаев - эпидиктическое (genus demonstrativum). Задачами оратора (officia oratoris) считались собирание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи необходимой стилистич. формы (elocutio), запоминание речи или выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь должна состоять из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Перед изложением часто помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, proposition а доказательная часть разделялась на доказательство собств. положений (confirmatio) и опровержение утверждений противника (refutatio). Так как среди задач оратора важнейшее место занимает придание речи стилистически правильной формы, особое значение приобретает учение о стиле (elocutio). Различались три стиля: удобный для поучения (docere) сухой стиль (genus subtile), приспособл. более всего для судебного красноречия; имеющий целью тронуть слушателя (movere) возвыш. стиль (genus grande, sublime), который использовался преим. в совещательном роде красноречия; предназнач. для того, чтобы усладить (delectare) слушателя, средний стиль (genus medium), уместный в торжеств, (эпидиктическом) роде красноречия. В каждом из трех стилей должны быть соблюдены требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшения речи образуют ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

РИТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РИТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - первоначально человеч. жертвоприношения во время погребения выдающихся личностей; а затем заменены поединками рабов (победитель получал свободу). Позднее вмест о них стали устраивать спортивные состязания по неск. видам: бег, скачки и ристания колесниц, борьба и кулачный бой. Согласно античной традиции именно от них берут свое начало Панэллинские игры, однако это утверждение спорно. Безусловно, не только Р. п. повлияли на возникновение этих грандиозных спортивных празднеств.

РИФМА

РИФМА - В античной поэзии рифма была случайной. Ее значение возросло только в позднелат. христианской гимнографии. В Ср.-век. лат. поэзии Р. представлена в различных формах. Наиболее частый случай - конечная Р. двух или более следующих друг за другом стихов (хвостатые стихи - versus caudati), например четырех - в строфе вагантов. Леонинский стих (versus leoninus) отличается тем, что в гекзаметрич. строке цезура (как правило, нятиполовинная) рифмуется с конечной морой, причем, так же как и в хвостатых стихах, возможно следование друг за другом двух или более стихов с одинаковой Р. (смежные Р. аа, versus unisoni); варианты: опоясывающие Р. (абба, лат. versus cruciferi) и перекрестные Р. (абаб, versus collaterales). В раннем средневековье для Р. требовалось лишь приблизительное совпадение. Начиная с 1000 н. э. возобладала двусложная Р. Допускалось неточное соответствие гласных и согласных и поэтич. вольности.

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА - Античной художеств, прозе со времен Горгия известна рифма, выражавшаяся в созвучии клаузул следующих друг за другом колонов (гомеотелевт). Вслед за греч. образцами Р. п. развилась и в лат. литературе, особенно в позднеантичный период. Для лат. Р. п. также характерны рифмованные клаузулы отграниченных речевыми паузами колонов, т. е. членений речи. Пример: Plures inveniuntur catholici / cuius nos penitus expurgare nequimus facti / qui pro cultioris / facundia sermonis / gentilium vanitatem librorum / utilitati preferunt sacrarum scripturarum («Гросвита»). Особенно часто P. п. применялась в Ср.-век. хрониках и документах.

РИЦИМЕР

РИЦИМЕР - Флавий (известен с 456, ум. 19. 08. 472), полководец и государств, деятель Западной Римской империи. Р. был сыном вождя свевов и дочери вождя вестготов. Будучи офицером под командованием Аэция, Р. в 456 отразил нападение вандалов на Сицилию, за что получил звание военачальника (magister militum); впоследствии сверг императора Авита. Став в 457 патрицием, Р. до конца жизни являлся факгич. правителем Западной Римской империи. В 459 Р. был консулом, однако принадлежность к арианскому вероисповеданию и герм, происхождение закрывали ему путь к трону; поэтому он правил страной, выдвигая на престол своих ставленников. В 457 Р. возвел на трон Майориана, однако в 461 приказал его казнить, подозревая в намерении захватить реальную власть. Идя навстречу сенатской аристократии, Р. санкционировал занятие престола в 461-465 Либием Севером. В 467-472 Р. пришлось разделить власть со свергнутым им впоследствии Антемием, ставленником визант. императоров. Незадолго до смерти Р. успел сделать марионеточным императором Олибрия. Р. приходилось защищать Италию от варварских нападений, особенно от вандалов, завоевавших при Гейзерихе гегемонию на Средиземном м.

РИЧЛЬ

РИЧЛЬ - Фридрих (1806-1876), нем. филолог. С 1839 профессор в Бонне, с 1865 - в Лейпциге. Благодаря трудам Р. Боннский филологич. семинар занял ведущее место в науке того времени. Работы Р. о Плавте и др.-италийских надписях вызвали интерес к систематич. изучению архаич. латыни.

РОГ ИЗОБИЛИЯ

РОГ ИЗОБИЛИЯ (лат. cornu copiae), рог Амалтеи, наполн. плодами и увенчанный цветами, символ плодородия и избытка. На античных монетах стал применяться в качестве символа благополучия государства. В изобразительном искусстве превратился в атрибут раздающего блага божества, особенно Тихе (Фортуны).

РОД

РОД (лат. gens), «родовой союз, который гордится общим происхождением (...от одного общего родоначальника) и образует в силу связывающих его известных общественных и религиозных учреждений особую общность...» (Ф. Энгельс). Первые Р. возникли после распада первобытной орды, вероятно, во времена позднего палеолита. Первоначально они были организованы на основе материнского права (матриархат). С разделением труда и появлением частной собственности развился патриархат (отцовское право). Р. регулировал совместную жизнь людей, он был экзогамным, имел верховного главу, общее владение землей, культовые места, кладбище. С переходом к классовому обществу Р. стал заменяться семьями. Мн. задачи Р. отныне переходили к государству. У греков и римлян еще существовали мн. остатки родовых порядков. Целые группы населения, военные объединения в ранние времена функционировали по родовому принципу. Право гражданства строилось не по территориальному, а по родовому принципу (принадлежность к родовым объединениям). Афиняне подразделялись на 4 филы, каждая из которых в свою очередь на 3 фратрии. Фратрия делилась на 30 Р., а каждый Р. исчислялся 30 мужчинами. Из-за недостатка данных мн. частные вопросы остаются неясными, тем более что в отдельных племенах существовали значительные отклонения от привел, схемы (сев.-зап. греки не знали фил). В классич. Афинах члены одного Р. в общем были приравнены к аристократам. В Италии первобытные обществ, отношения существовали дольше, здесь прослеживаются также мн. остатки тотемизма. Рим. Р. длительное время обладали политич. влиянием. Крепкие связи каждого индивида с Р. выражались также в наследовании родовых имен. 10 Р. образовывали курию, 10 курий - трибу, 3 трибы (тации, рамны и луцеры) - рим. народ. Величина курий была различной. Так, Фабии в 500 до н. э. насчитывали 300 мужчин, а Клавдии - 5000 мужчин. Члены Р. имели право наследства после ближайших родственников.

РОДОПЫ

РОДОПЫ (греч. Rhodope), крупный горный массив в юго-зап. Фракии, достигающий высоты св. 2000 м и простирающийся от С.-З. к Ю.-В. Границы массива образованы впадающими в Эгейское м. реками Гебром (болг. Марица) и Нестом (болг. Места), которые, так же как и приток Дуная Эск (Oescus, совр. Искыр), берут начало в сев.-зап. части Р. (Рильские горы).

РОДОС

РОДОС (греч. Rhodos - остров роз), большой плодородный остров у юго-зап. побережья М. Азии с благоприятным климатом и богатой растительностью. Ок. 1400 до н. э. Р. был занят ахейцами, вытесн. ок. 1000 до н. э. оттуда дорийцами. Дорийцы поделили терр. острова между тремя городами - Линдом, Ялисом и Камиром, которые вместе с Галикарнасом, Книдом и Косом составили т. н. дорийский Гексаполис (греч. Союз шести городов). Исключительно благоприятное для мор. торговли с Азией и Египтом положение Р. было причиной того, что остров вскоре стал важным торговым центром. Из городов Р. наиболее быстрое развитие получил Линд, основавший в эпоху греч. колонизации гг. Регий и Гела. Уже в древнейший период начинается экспорт из Р. керамич. изделий, прежде всего т. н. родосских ваз, украш. орнаментальными фризами с изображениями зверей. Ставший в 6 в. тираном Линда Клеобул впоследствии был причислен к Семи мудрецам. Вскоре после освобождения от недолгого перс, владычества города острова становятся членами Афинского морского союза. В 411-407 до н. э. Р. вновь обретает политич. самостоятельность; объединившиеся в одно государство три др. города основывают на сев. оконечности острова новую столицу под назв. Р., планировка которой была разработана Гипподамом по образцу Пирея. Это способствовало быстрому превращению Р. в торговый центр мирового значения. После смерти Александра Македонского Р. стремился отстоять свою независимость от эллинистич. монархий и путем строгого нейтралитета обеспечить беспрепятственность торговых операций. Мор. право Р. находило всеобщее применение вплоть до императорской эпохи. В 305-304 до н. э. городу Р. удалось успешно выдержать осаду войск Деметрия Полиоркета. В память об этом событии при входе в гавань Р. была поставлена бронзовая статуя Гелиоса - бога-покровителя острова - высотой ок. 37 м, изготовл. Харетом из Линда. Колосс Родосский, считавшийся одним из семи чудес света, в 227 до н. э. обрушился в результате землетрясения. Наряду с Афинами и Александрией Р. становится одним из центров греч. культуры. Родосская школа скульпторов пользовалась славой и в последующую эпоху («Фарнезский бык», «Лаокоон»). На Р. гворили известные поэты, философы и ученые, в т. ч. Аполлоний Родосский, Панэтий и Посидоний. Процветала родосская риторская школа. Все это сделало Р. крупным центром образования, особенно популярным среди знатных представителей рим. молодежи. На Р. обучались Тиберий Гракх, Помпей, Цицерон, Цезарь, Лукреций и Тиберий. За поддержку рим. политики Р. после победы над Антиохом III получил, помимо своих старых материковых владений (Перея), Карию и Ликию. Б. ч. этих терр. Р. лишился в наказание за промакедонскую позицию во время 3-й Македонской войны. Еще более жестоким ударом явилось для Р. объявление Делоса в 166 до н. э. вольным портом, что повлекло снижение суммы тамож. пошлин с 1 млн. до 150 тыс. драхм. Со 164 до н. э. Р. становится верным союзником Рима. В 88 Митридат VI безуспешно пытался взять Р. осадой. Кассий, захвативший остров в 42 до н. э., вывез в Рим мн. произведений искусства, в т. ч. и прославл. скульптурную группу «Лаокоон». В императорскую эпоху Р. сохранял видимость политич. самостоятельности и относительно высокий уровень благосостояния. В 1309 после двукратной смены владельцев остров переходит в руки ордена иоаннитов. Владычество иоаннитов до сих пор сказывается в характерном Ср.-век. облике Р. Из античных памятников города Р. примечательны храм Афродиты 3 в. до н. э., развалины храмов на Акрополе, стадион и одеон. С назв. острова Р. связано известное выражение «Здесь Родос, здесь и прыгай!» («Hie Rhodus, hie salta», т. е. докажи здесь то, что ты хочешь сделать в другом месте). Это выражение происходит из басни Эзопа, рассказывающей о приехавшем на Р. издалека путешественнике, похвалявшемся, будто ему некогда удалось совершить невиданной длины прыжок. В ответ на это жители Р. предложили ему продемонстрировать свое умение.

РОЖЬ

РОЖЬ (греч. briza, лат. secale). Р. как зерновая культура была более устойчива, чем ячмень. В Грецию этот культурный злак попал из Фракии. В Римской империи Р. наряду с пшеницей возделывали как зеленый корм.

РОЗАЛИИ

РОЗАЛИИ - Розарии (лат. Rosalia, Rosaria - праздник роз), первоначально италийский, а затем широко распространившийся праздник, во время которого гробницы украшались венками из роз. Засвидетельствованный уже в императорскую эпоху, продолжал справляться и после принятия христианства. Сроки праздника колебались от сер. мая до сер. июля в зависимости от расцветания роз.

РОЗЕТТА

РОЗЕТТА - поселение в Нижнем Египте, на месте которого в 1799 во время военной экспедиции Наполеона был найден т. н. «Розеттский камень», с 1801 хранящийся в Лондоне (копия в егип. отделе Государственных музеев в Берлине). Высеч. на камне текст, сам по себе незначительного содержания, - декрет мемфисского жреца в честь Птолемея V от 196 до н. э. - записан тремя различными способами: иероглифами, демотич. письмом и в греч. переводе. Основываясь на написании выдел, в тексте собств. имен, франц. ученый Ж. Ф. Шампольон смог в 1822 дешифровать др.-егип. письмо.

РОЙК

РОЙК (греч. Rhoikos), греч. архитектор и литейщик по бронзе 6 в. до н. э. Вместе с Феодором Р. был автором третьего здания самосского Герайона (храм Ройка). Р. и Феодору приписывается изобретение полого бронзового литья.

РОКСАНА

РОКСАНА - бактрийская царевна, ставшая в 327 до н. э. женой Александра Македонского. По приказу Р. была убита ее соперница Статира. В 310 до н. э. Р. и ее сына Александра IV умертвил Кассандр.

РОКСОЛАНЫ

РОКСОЛАНЫ - сарматское племя, обитавшее между Днепром и устьем Дуная. Впоследствии Р., вытеснив язигов, расширили свои владения вплоть до терр. совр. Румынии. Р. славились искусством конного боя. В 118 н. э. Р. признали зависимость от Рима. В 4 в. Р. под натиском остготов мигрировали в зап. направлении.

РОМАН

РОМАН (франц. rornan), первоначально в средние века - лит. произведение на народном романском яз. в отличие от произведений на лат. яз.; позднее - вообще всякое прозаич. эпич. повествование. Для античности характерно соединение любовного и приключенч. Р. Сюжет строился на судьбе пары влюбленных, которых постигает внезапная разлука; далее они претерпевают многочисл. приключения и в конце концов находят друг друга. Основой образов героев античною Р. служат, как правило, человеч. типы, а не индивидуумы. Произведениям зачастую свойственна грубая эротика и черты буколики, нередко сказывается влияние вост. оргиастич. культов. Лит. технику (рамочный сюжет, перипетии, техника диалога), а гакже некоторые мотивы (разлука, cтранствия, узнавание и ттр.) Р. заимствовал у других лит. жанров. Генезис Р. как лит. жанра не выяснен. Р. предшествовали прозаич. рассказы логографов и до некоторой степени новеллы в «Истории» Геродота, а позднее - милетские рассказы. Под влиянием соприкосновения с Востоком с 4 в. до н. э. появляются произведения значительного объема, приближающиеся к co6cib. Р., - «Воспитание Кира» Ксенофонта, «Персия» Ктесия и «Александрия» Псевдо-Каллисфена. Древнейший дошедший до нас Р., сохранившийся во фрагментах, - «Роман о Нине», повествующий о любви основателя ассирийской державы Нина и Семирамиды. Широкую популярность жанр Р. завоевал, однако, только в императорскую эпоху. Его наиболее выдающимися представителями были Хари тон, Ксенофонт Эфесский, Лонг, Гелиодор, Ахилл Таций, у римлян - Апулей; наивысшего художеств, мастерства достиг Петроний, «Сатирикон» которого соединяет пародийное использование традиционных мотивов жанра с сатирич. изображением современности. Жанр Р. продолжал свое существование и в христианскую эпоху и особенно культивировался в Византии. К числу значительнейших памятников жанра Р. в христианской литературе принадлежат Псевдо-Клементины и апокрифич. Евангелия. В произведениях этого круга легко распознается влияние мотивов светских приключенч., любовных и историч. Р.; они не всегда свободны от вульгарности. Заметным явлением для средневековья были лат. пер. «Александрии», сделанный Юлием Валерием. Этот Р. наряду с «Историей Александра» Курция Руфа и Р. Филострата о жизни пророка и чудотворца Аполлония Тианского послужил образцом для многочисл. Р. об Александре.

РОМАН ОБ АЛЕКСАНДРЕ

РОМАН ОБ АЛЕКСАНДРЕ - Греч, роман, описывающий деяния Александра Македонского, получивший распространение, вероятно, еще при жизни Александра или вскоре после его смерти. Мифич. и вымышл. сюжеты переплетаются в романе с достоверными историч. данными. «Р. об А.» приписывали перу Каллисфена, участника походов Александра. Вероятнее, что «Р. об А.» был написан ок. 300 н. э. одним из александрийских обработчиков на основе посвящ. Александру романа в письмах, датируемого примерно 100 до н. э., и романич. истории Александра. Существует большое количество умело приспособл. к меняющимся социальным условиям интерпретаций и переводов «Р. об А.» почти на 30 языках. Греч. и лат. варианты многократно обрабатывались в средние века, например архипресвитером Львом в 10 в.

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (греч. Romanos) (ок. 490-560, родом из Сирии), константинопольский диакон, один из первых и вместе с тем значительнейших представителей визант. церковной поэзии. Предание сообщает о принадлежащих ему 1000 гимнах Однако сохранились лишь 85, отличающихся высокохудожеств. формой и языковым богатством. Произведения Р. С. представляют собой наиболее ранний пример (в греч. поэзии) совпадения стихового и словесного ударения.

РОМУЛ

РОМУЛ - согласно рим. преданию, основатель, вместе со своим братом-близнецом Ремом, г. Рима (ок. 753 до н. э.) и его первый царь. Р. и Рем были сыновьями весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Брош. по приказу Амулия в Тибр младенцев прибило к берегу. Они были вскормлены молоком волчицы (Капитолийская волчица) и воспитаны пастухом Фаустулом и его женой Аккой Ларенцией. Р. и Рем вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, несправедливо захвач. Амулием. Доказав путем ауспиций (гадание по полету птиц) свое превосходство над братом, Р. основал на холме Палатине г. Рим. Он убил брата, решившего перепрыгнуть через стену только что залож. города. В представлениях потомков Р. был инициатором похищения сабинянок и основателем политич. установлений Рима. После смерти Р. был принят в число богов и позднее отождествлялся с богом Квирином. По другой версии, его убили возмущ. тиранич. правлением сенаторы. Вероломное убийство брата-близнеца Рема стало впоследствии символом гражданской войны, а в документах идеологич. борьбы против Рима образ Р. предстал символом деспотич. рим. владычества. В идеологии поздней Республики Р. приобретает черты идеального героя. В Августе видели второго Р. Близнецы Р. и Рем, питающиеся от сосцов Капитолийской волчицы, изображены в известной бронзовой скульптуре.

Ромул

рис. Капитолийская волчица (Рим, Капитолийский музей).

РОМУЛ АВГУСТУЛ

РОМУЛ АВГУСТУЛ (лат. augustulus - государик) (31. 10. 475 - 4. 09. 476), последний зап.-рим. император. Отец Р. А., уроженец Паннонии Орест, обладавший титулами патриция и военачальника (magister militum), сверг в 475 императора Юлия Непота. Вслед за тем Орест, оставив себе звание главнокомандующего войсками Империи, провозгласил в Равенне малолетнего Р. А. императором. Его права на престол не были признаны ни Восточной Римской империей, ни правителем Галлии Сиагрием, ни правившим в Далмации Непотом. После того как Орест и Р. А. не удовлетворили требование отрядов восточногерм. наемников о выделении им трети италийских земель, последние восстали и провозгласили 23. 08. 476 своим царем Одоакра. Орест был убит, Р. А. низложен в Равенне и сослан на бывшую виллу Лукулла в Кампании. Низложение Р. А. считается концом Западной Римской империи.

РОНА

РОНА (греч. Rhodanos, лат. Rhodanus), река, берущая нач. на терр. швейцар, кантона Виллис, протекающая через Женевское оз. (Lacus Leman(n)us) и впадающая в Средиземное м. На берегах Р. были расположены гг. Лугдун (Lug(u)dunum, совр. Лион) - центр рим. Галлии, - а также (в дельте Р.) Арелат (Arelate, совр. Арль). К В. от устья Р. на идущем с С. торговом пути, по которому шел поток сев. янтаря и британск. олова, находилась греч. колония Массалия (совр. Марсель). Важнейшие левые притоки Р. - Изер (Isara) и Дюранс (Druentia).

РОСКОШНЫЙ СТИЛЬ

РОСКОШНЫЙ СТИЛЬ - наступившая в последней трети 5 в. до н. э. фаза развития греч. искусства. Яркое выражение Р. с. нашел в произведениях аттич. архитектуры (фриз портика храма Нике) и вазописи (вазы художника Мидия), а также в дорич. (фриз из Фигалии) и ионич. (Надгробие нереид) искусстве этой эпохи. В композиции для Р. с. характерны тенденция к декоративности и максимальному заполнению поверхности, более тщательная разработка одежды и человеч. фигур и попытки пространств, перспективы. Все эти особенности структурно отражают процесс обществ, дифференциации в эпоху начинающегося кризиса полиса. Данные художеств, принципы соответствуют различению в философии сущности вещей и их внешнего облика (Демокрит).

РОСТОВЦЕВ

РОСТОВЦЕВ - Михаил Иванович (1870-1952), русский историк др. мира и археолог. В 1901 - 1918 профессор в Петербурге. После Октябрьской революции работал в различных университетах США. В 1928 - 1936 руководил раскопками в Дура-Европос. Большое значение имеют его труды по экономич. истории античности, особенно эпохи эллинизма; фундаментальное сочинение «The Social and Economic History of the Hellenistic World» (3 vols.). Oxf., 1941.

РОСТРЫ

РОСТРЫ (лат. rostra - корабельные носы), носы взятых в качестве победных трофеев кораблей, украшавшие ораторскую трибуну на рим. форуме; назв. самой трибуны. Консул Гай Мений, по происхождению плебей, после победоносного окончания Латинской войны установил в 338 до н. э. захвач. в Анции Р. на ораторской трибуне. Последовав его примеру, Август после битвы при Акции добавил к ним трофеи своей победы над флотом Клеопатры.

РТУТЬ

РТУТЬ (лат. argentum vivum - живое серебро). Греки обладали значительными эмпирич. познаниями о природе, добыче и применении ртути. Экспорт руды из Испании (Альмаден), которая в Афинах перерабатывалась в киноварную краску, сменил в 4 в. до н. э. прежних поставщиков (М. Азия). При помощи Р. получали золотую амальгаму из смесей золота с другими материалами. Р. также требовалась для приготовления позолоты. Было известно, что хранить Р. следует в стеклянных сосудах, т. к., образуя амальгаму, она растворяет металлич. сосуды.

РУБЕНС

РУБЕНС - Питер Пауэл (1577-1640), фламандск. художник и дипломат. Находясь в Италии, Р., владевший лат. яз. и обратившийся под влиянием своего друга гуманиста Юста Липсия к античной литературе, познакомился с памятниками искусства античности. Пейреск побудил его к серьезным археологич. занятиям. Р. коллекционировал не только монеты и геммы, но и скульптуру. Мастерски нарисованная им камея Августа (Gemma Augustea) в плане мотивов перекликается с созданным Р. в Антверпене «Воздвижением креста» (1610-1611). В многочисл. живописных воплощениях греч. мифов Р. предпочитал динамичные многофигурные сцены, например в картинах «Битва с амазонками», «Восхищение Левкиппид» (Мюнхен, Старая пинакотека). В написанных Р. впечатляющих образах богов и героев вновь оживают глубинные силы античного искусства (например, картины «Пьяный Геркулес» «Возвращение Дианы», Дрезден).

РУБИКОН

РУБИКОН (лат. Rubico), стекавшая со склонов Апеннин и впадавшая в Адриатическое м. к С. oт Аримина (Ariminum, ныне Римини) река, по которой проходила граница между Италией и Цизальпинской Галлией (Сев. Италия). Р. получил известность из-за того, что Цезарь, перейдя через него в нач. 49 до н. э. со словами «жребий брошен», начал тем самым гражданскую войну против Помпея. Точная идентификация Р. с к.-л. из совр. рек затруднена тем, что со времен античности реки в данной местности изменили направление течения. В 1932 р. Фьюмичино официально получила назв. «р. Рубикон».

РУГИИ

РУГИИ - Руги, вост.-герм, племя, населявшее первоначально Юго-Зап. Норвегию, а в историч. время междуречье нижних течений Одера и Вислы. Вытесн. готами на 3. (отсюда назв. о. Рюген), Р. в сер. 4 в. мигрируют на Ю., а в 5 в. некоторое время являются подданными гуннов. После этого племя разделилось надвое, причем м. ч. поступила на службу к визант. императорам, а б. ч., вначале потерпевшая поражение от Одоакра, в 489 приняла участие в победоносном походе Теодориха против последнего. Р. сошли с историч. арены вместе с падением государства остготов.

РУКОДЕЛИЕ

РУКОДЕЛИЕ - женское ремесло и одновременно художеств, творчество, включало элементы шитья одежды, главным образом пришивание к одежде тканых полос и создание аппликаций из кожи. Однако осн. областью Р. было вышивание одежды, платков, покрывал; при этом, как и в наши дни, для вышивания крестом и гладью использовались пяльцы. В особых лавках шла оживл. торговля изделиями этого ремесла. Другой формой Р. была починка одежды, парусины, обуви. Шитье штанов требовало больших затрат труда, однако штаны - элемент одежды других народов - греки и римляне не носили.

Рукоделие

рис. Лавка для продажи текстильных изделий. На переднем плане: покупатели мужчина и женщина, сидящие на лавке; на перекладине развешаны изделия тонкой работы; владелец лавки с помощниками показывают товар.

РУКОПИСЬ

РУКОПИСЬ - До изобретения книгопечатания (ок. 1450) и частично после того единств, возможностью распространения книг было их рукописное размножение. Труды греч. и лат. авторов в большинстве случаев сохранились в позднеантичных рукописях (свитки, кодексы) до 16 в., их число доходит до мн. сотен. Др. рукописями занимаются кодикология и палеография.

РУОДЛИБ

РУОДЛИБ - древнейший нем. Ср.-век. роман. Написан неизвестным клириком на лат. яз. гекзаметром ок. 1050, предположительно в Тегернзее. Текст дошел фрагментарно (автограф самого поэта). Герой романа - молодой рыцарь Р., переживания и приключения которого изображены с жизн. реализмом. Свобода вымысла, связь с историч. и сказочными мотивами и сюжетами героич. саг наряду с фольклорными элементами представляют интересную картину раннекурт уазного мировоззрения. РУФ Эфесский (ок. 100 н. э.), греч. врач, принадлежащий гиппократовской традиции, но подверж. также влиянию учений других медицинских школ. Оригинальность и самостоятельность Р. стяжала ему славу в античной и особенно в араб, медицине. Его трактат «О названии частей человеческого тела» является первым полностью сохранившимся античным учебником анатомии. Помимо того, от Р. дошли сочинения «О болезнях почек и мочевого пузыря» и «Вопросы врача больному», последнее из которых дает наглядное представление о технике анамнеза в античной медицине.

РУФИН

РУФИН - Аквилейский (Tyrannius Rufinus) (род. в Конкордии близ Аквилеи ок. 345, ум. в Мессине в 410), лат. писатель. Вначале ближайший друг Иеронима, а после 1-го церковною диспута об учении Оригена (ок. 400) - злейший его враг. В Александрии Дидим Слепой склонил Р. в лагерь оригенистов. Благодаря многочисл. лат. переводам греч. богословских сочинений, сделанным Р., до зап. средневековья была донесена богословская, экзегегич. и аскетич. мысль и научные методы греч. теологии. Р. переводил труды Оригена, «Церковную историю» Евсевия (с добавлением перевода одноим. сочинения Геласия из Кесарии - Иудея), произведения Василия Великого, Григория Назианзина и пр. Переводы Р. неравноценны по уровню. Например, при переводе сочинений Оригена Р. устранял высказывания, содержащие еретич. представления, полагая, что они являются позднейшей еретич. интерполяцией. Значение его переводов определяется тем, что греч. оригиналы зачастую утеряны. Для характеристики совр. Р. эпохи представляют интерес его «Апология к папе Анастасию» (400) и «Апология от нападок Иеронима» (401), в которых он защищает свой перевод Оригена и свое понимание ортодоксальности.

РЫБА

РЫБА (греч. ichthys, лат. piscis), служила пищей людям уже в первобытном обществе. Знак созвездия Р. был известен с древнейших времен. Жрецы не ели Р., которую почитали божественной, пифагорейцы также воздерживались от употребления Р. в пищу. Плиний Старший видел в угрях бесполые существа и знал, что рыб можно приманить для кормления шумом. Желчь Р. считалась целебной. В раннехристианское время Р. в качестве анаграммы Христа стала символом.

РЫБОЛОВ

РЫБОЛОВ - Вследствие благоприятного географич. положения Греции и Рима, профессия Р. довольно рано приобрела большое значение. Различали речную (в Греции, а также в эллинистич. Египте, хоть и менее распространенную) и морскую ловлю. К числу орудий труда Р. принадлежали удочки, различные метательные орудия, верши и сети, последние имели различные специализированные формы и размеры. При ловле требовалось взаимодействие мн. членов артели, например при ловле тунца. Промысловыми рыбами, распростран. во мн. частях Средиземного и Черного м., были макрель, каракатица и осетр. Рыба в свежем, соленом, копченом и вяленом виде поступала в торговлю и продавалась на рыбных рынках, которые имелись во всех крупных городах. Непосредств. Р. и рыботорговцы были мелкими производителями, однако в надписях сохранились известия о профессиональных объединениях Р. - корпорациях (особенно в эллинистич. и рим. время, начиная с поздней Республики). Некоторые породы рыбы предназначались главным образом для богачей (угорь, усач), другие, более дешевые, для бедняков. Состоятельные владельцы вилл устраивали рыбные садки с целью искусств, разведения ценных пород рыбы.

Рыболов

рис. Рыболов с трезубцем (гробница в Меце).

РЫНОК

РЫНОК - Поскольку Р. являлся не только местом, где совершались торговые сделки, но и центром обществ, жизни, рыночная площадь находилась в сер. античного города. Греч, агора, в гомеровскую эпоху представлявшая собой открытое, не имевшее регулярной планировки место, где отправлялись религиозные культы, проходили народные собрания и вершили суд басилевсы, начиная с 5 в. до н. э. постепенно превращается (первоначально в городах М. Азии) в строго симметричную площадь, окруж. колоннадой с пропилеями. Рим. форум располагался б. ч. в центре пересечения гл. городских улиц и, подобно рыночным площадям больших эллинистич. городов, также представлял собой центральный ансамбль храмов, зданий обществ, назначения, фонтанов, ораторских трибун, украш. портиками, рельефами и статуями. Преобладала тенденция к созданию в городах отдельных площадей для проведения народных собраний и рыночных площадей, главным образом с целью выделить Р. для торговли продуктами (т. н. рим. Мацеллум). Этого требовал еще Аристотель. Большое количество остатков Р. было обнаружено во время археологич. раскопок в Афинах, Милете, Риме и Помпеях.

Предыдущая страница Следующая страница