Словарь античности
Статьи на букву "К" (часть 3, "КВИ"-"КИР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КВИ"-"КИР")

КВИНТИЛИАН

КВИНТИЛИАН - Марк Фабий, род. ок. 35 н. э. в Калагуррисе, Испания, совр. Калаорра, ум. ок. 100 н. э., рим. оратор, первый учитель риторики, получавший в Риме государств, содержание. В преклонном возрасте К. написал «Наставление оратору» («Institutio oratoria») в 12 книгах - произведение, сочетающее педагогич. направленность с систематич., начиная с элементарных основ, с изложением всей риторич. теории. Образцом оратора и стилиста и воплощением идеала образованности К. считал Цицерона, противопоставляя естественность его слога искусственности стиля совр. азианистов. Труд К., ценный богатством вложенного в него личного опыта, оказал сильное влияние на гуманистов и заложил основы существовавшего и в новое время цицеронианства. 10-я книга «Наставления оратору» представляет собой краткий очерк истории греч. и рим. литры, отмеч. тщательной взвешенностью характеристик и тонкостью критики. Среди дошедших до нас назв. утерянных произведений К. упоминается и сочинение «О причинах упадка красноречия» («De causis corruptae eloquentiae»). Две сохранившиеся под именем К. «Декламации» («Declamationes») принадлежат, по всей видимости, его ученикам.

КВИРИН

КВИРИН (лат. Quirinus), др.-рим. бог. Был богом сабинов, вместе с мн. другими сабинскими богами пришедшим в Рим. Почитался в др. триаде богов Юпитер - Марс - Квирин, которая позднее была заменена триадой Юпитер - Юнона - Минерва. Рим. холм Квиринал был назван по имени К. В 293 до н. э. в его честь там был возведен храм. Впоследствии под именем К. почитался вошедший в число богов основатель Рима Ромул.

КВИРИНАЛ

КВИРИНАЛ (лат. collis Quirinalis), один из семи холмов Рима. Располож. в сев. части города и засел, сабинянами, К. был назван по имени местного бога Квирина.

КВИРИТЫ

КВИРИТЫ (лат. quirites), др. назв. рим. граждан (cives), употреблявшееся на народных собраниях и объедин. одной формулой с собирательным назв. «римский народ» («populus romanus»). Первоначальное значение слова «К», неясно. Античная традиция производит ею, в частности, от сабинского топонима. Кроме того, словом «К», обозначались гражданские лица в противоположность военным.

КЕДР

КЕДР - в античности высоко ценился и как древесина, и как источник кедрового масла, использовавшеюся для приготовления ароматич. веществ. К. росли только в горах Ливана и Тавра. Иногда К. называли можжевельник.

КЕИК

КЕИК - в греч. мифолотии царь Трахины, супруг Алкионы.

КЕКРОП

КЕКРОП - в греч. мифологии первый царь Аттики, авгохтон (рожд. землей), прародитель жителей А пики. Изображался подобным получеловеку-полузмее. Согласно мифу, он решал спор между Посейдоном и Афиной за обладание Агтикой и решил его в пользу Афины.

КЕЛЕРМЕССКИЕ КУРГАНЫ

КЕЛЕРМЕССКИЕ КУРГАНЫ - группа скифских могильных курганов 6 в. до н. э., обнаруж. ок. станицы Келермесской на берегу притока Кубани, носящею то же имя. В 1903 1904 Н. И. Веселовским там при раскопках было обнаружено множество скелетов лошадей и найден типичный погребальный инвентарь (акинаки с золотой рукояткой, бронзовые шлемы, железные панцири, наконечники для копий и сгрел, украшения и т. п.).

КЕЛЕСИРИЯ

КЕЛЕСИРИЯ (греч. Полая Сирия), часть Сирии между горными цепями Ливан и Антиливан; затем общее именование Юж. Сирии и Палестины; за К. боролись Птолемеи и Селевкиды, из-за нее было развязано неск. Сирийских войн, т. к. 3ia область была важной в экономич. и политич. oтношении.

КЁЛЬН

КЁЛЬН - один из старейших герм, городов, возник из рим. военного лагеря, основан в 1 в. до н. э. на месте поселения герм, племени убиев. В 50 н. э. получил статус рим. колонии и назв. Colonia Agrippinensis, т. к. здесь родилась мать Нерона Агриппина. Сначала это был военный опорный пункт римлян, затем местопребывание наместника и по временам резиденция императоров. В К. сохранились развалины рим. построек (императорского дворца, башни), а также мозаики, надгробия, изделия ремесел рим. эпохи. В 353 К. был разрушен франками, однако только в сер. 5 в. стал полностью франкским городом. Представление о рим. культуре в Рейнской области дают экспонаты Римско-германского музея.

КЕЛЬТИБЕРЫ

КЕЛЬТИБЕРЫ - собирательное античное именование многочисл. племен центральной Испании. К. произошли, постровидимому, в результате смешения кельтов с иберами. Есть точка зрения, согласно которой К. чистые кельты, но есть и противоположная, согласно ей, К. это иберы, заселившие территорию, иге до этою обитали кельты. Кельтиберийские племена делились на семьи, роды и общины. К. считались грубым, диким и воинств, племенем, славились, однако, тем, что изтотовляли превосходное оружие. Римляне переняли, например, их тип меча.

КЕЛЬТЫ

КЕЛЬТЫ - в древности группа племен индоевроп. происхождения, занимавших обширную терр. в Зап. Европе. Греки называли их галатами, римляне - галлами. Греч, мир узнал их через Массилию (совр. Марсель; основан ок. 600 до н. э.). К. обитали в Галлии, Юж. и Зап. Германии, на терр. совр. Швейцарии (племя гельветов) и Чехии (племя бойев), а затем большой поток кельтских племен устремился в Сев. Италию (лат. Gallia Cisalpina), Испанию, на Британские острова, а в 4 в. до н. э. - и в придунайские области. Оттуда они совершали набеги на Балканский полуостров и в М. Азию (3 в. до н. э.). Там они основали государство Галатия. По языковому признаку принято различать две группы К.: 1. Кимрские К. (или р-). В наст, время представители этой группы сохранились в Уэльсе и в Бретани; к этой группе причислялись и античные континентальные К. 2. Гэльские К. (или q-). В Ирландии и Шотландии К. были носителями латенской культуры (эпоха железа). Большим влиянием среди К. пользовалась жреч. каста - друиды. В эллинистич. государствах наемники, воины-К. весьма ценились.

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЕСНИ

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЕСНИ (лат. Carmina Cantabrigiensia), 50 стихотворений религиозного и светского содержания, написанных в Германии и Франции, обнаруж. в одной из кембриджских рукописей 11 в. По своей форме преим. метрич. К. п. представляют интерес прежде всего как предшественницы поэзии вагантов и как древнейший сборник Ср.-век. песен.

КЕНОТАФ

КЕНОТАФ (греч. букв, пустая могила), надгробный памятник умершим, останки которых лежат в другом месте или не найдены. Согласно имеющимся данным, К. архаич. эпохи - это могильный холм, а в более позднее время - чаще каменная гробница.

КЕНТАВРОМАХИЯ

КЕНТАВРОМАХИЯ - битва между лапифами (мифич. обитателями горной Фессалии) и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. К. - излюбл. сюжет произведений греч. искусства с 7 в. до н. э. Миф отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития. К числу наиболее знаменитых изображений К. относится изображение на зап. фронтоне храма Зевса в Олимпии и изображение на юж. метопах Парфенона. Влияние этого сюжета сказывается и за пределами античности, например у Микеланджело (рельеф), в полотнах Рубенса, Бёклина, в скульптурах Родена.

Кентавромахия

рис. Лапиф и кентавр (с метопы Парфенона, Афины).

КЕНТАВРЫ

КЕНТАВРЫ - в греч. сказаниях мифич. существа, полулюди, полукони; потомки Иксиона и Нефелы. На свадьбе царя лапифов Пирифоя они пытались похитить женщин, и прежде всего невесту - Гипподамию. Разгорелась битва между лапифами и К. (кентавромахия); К. потерпели поражение. Знаменитые К. - Хирон, Несс и Фол.

КЕОС

КЕОС - остров из группы Киклад, лежащий между мысом Суний (Аттика) на С.-З. и о. Кифнос на Ю. Результаты недавно провед. археология, раскопок позволяют судить о значимости К. в первобытную эпоху.

КЕРАМИК

КЕРАМИК (греч. квартал гончаров), находился в сев.-зап. части Афин. Часть К. лежала вне пределов города, за Дипилонскими воротами. Здесь находился некрополь, где государство хоронило павших на войне афинских граждан. В ходе раскопок К. было найдено множество ваз геометрия, стиля.

КЕРАМИКА

КЕРАМИКА - В 7 - 6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки - плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной К. занимал Коринф; только в 5 в. до н. э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 - 5 вв. до н. э. представлена расписными вотивными табличками (например, таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесенными на них рельефами, предназнач. для декора стен, появляются только в 4 в. до н. э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогательную функцию (при изготовлении бронзовых статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоятельный вид искусства до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н. э.). В области керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски - об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н. э.; подобно этрусским погребальным урнам, эти саркофаги украшены рельефами, о гдельные части выполнены из обожженной глины. К числу пластич. произведений из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавшиеся для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем художеств, ценность произведений мелкой керамич. пластики невелика, за исключением знаменитых терракот из Танагры. Важную область К. составляют чисто художеств, произведения - гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произведений монументальной скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения - веретена для ткацких станков, грузила для рыболовецких сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев - формы для отливки монет. О технологии изготовления керамич. изделий можно судить по найденным остаткам печей для обжига, инструментам для изготовления моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавшихся при изготовлении керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в которых глина комбинируется с другим материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология производства К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относительно крупное производство с применением значительного числа рабов. В последние десятилетия существования Римской республики крупные предприниматели организовывали специализированные керамич. мастерские, которые давали большое количество изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассными образцами, которые были недоступны широким массам.

Керамика

рис. 1. Большие керамические сосуды для хранения продуктов; чтобы охладить, их зарывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост (найдены в Кноссе, Трое, Тиринфе).

Керамика

рис. 2. Терракотовая форма и полученное с ее помощью изображение справа) из Тарента (сер. 4 в. до н. э.).

Керамика

рис. 3. Керамические штампы с выпуклым рисунком для оттиска изображений (свиньи из Рейнцаберна), маски с бородой, надписи (преимущественно изделия римских провинций 1-2 вв. н. э.). Позитивный штамп оттискивался в форме, поэтому рельефное изображение также было позитивным.

КЕРБЕР

КЕРБЕР - Цербер, пес, охранявший ворота подземного царства Аида, сын Тифона и Ехидны, свирепый пес с устрашающим лаем; часто изображался многоглавым - с тремя, пятью, ста головами, увитыми змеями; К. впускал умерших в Аид, но не давал им выйти назад. Геракл сумел вывести его из Аида, а Орфей усмирил своим напевом. «Цербером» иронически называют всякого сурового стража.

КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ

КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ - лань с золотыми рогами, обитавшая на С. Пелопоннеса, на горе Керинея; К. л. поймал Геракл (четвертый подвиг Геракла).

КЕРКИОН

КЕРКИОН (лат. Сегсуоп), в греч. преданиях сын Посейдона, разбойник; подстерегал у Элевсина путников, вынуждал вступать с ним в единоборство и всегда одерживал победу. Одолеть и убить его удалось Тесею.

КЕРКИРА

КЕРКИРА (совр. Корфу), остров, лежащий к С.-З. от материковой Греции. Сначала был колонизован жителями Эретрии (о. Эвбея); в 7 в. до н. э. его захватили коринфяне. Возможно, около К. произошло первое мор. сражение между греками (ок. 660 до н. э.). К. была важным промежуточным пунктом в торговле греков Эгеиды с зап. Средиземноморьем. Торговое соперничество между К. и стоявшими за ней Афинами и Коринфом было одной из причин Пелопоннесской войны (431 - 404 до н. э.). На острове сохранились некоторые архитектурные детали храма Артемиды (дорийский псевдопериптер, ок. 590 до н. э.), в т. ч. значительные части декора фронтона, среди них - исполинская фигура Горгоны.

КЕРЧЕНСКИЕ ВАЗЫ

КЕРЧЕНСКИЕ ВАЗЫ - группа ваз аттич. краснофигурного стиля (2-я треть 4 в. до н. э.); именование получили по назв. г. Керчь (др. Пантикапей), где эти сосуды, привез, из Афин, были во множестве обнаружены. К. в. относились к числу первоклассных керамич. изделий греч. метрополии своего времени. Художники, расписавшие их, усвоили достижения больших мастеров, и прежде всего те, что связаны с созданием объемного изображения и использованием красок. Сюжеты росписи связаны главным образом с мифами об Афродите и Дионисе, а также с праздничной и повседневной жизнью женщин.

КЕРЫ

КЕРЫ (греч.), богини несчастья и смерти, мрачные дети Никты (Ночи); они подстерегают людей и ведут их к гибели. Слово «К.» употреблялось также как имя нарицательное в значении «несчастье», «болезнь», «гибель».

КЕСАРЕВО БЕЗУМИЕ

КЕСАРЕВО БЕЗУМИЕ (нем. Casarenwahnsinn), психич. заболевание, вызванное неогранич. полнотой власти, приписываемое первоначально рим. императорам Калигуле и Нерону, а затем и другим самодержцам. Выражение восходит к Тациту («Historiaе», 3, 72). Он видел причину пожара Капитолия в furor principum (помешательстве императора), случившегося в 69 из-за распрей между Вителлием и Веспасианом. Нем. выражение впервые встречается в произведениях Густава Фрейгага «Утерянная рукопись» («Verlorener Handschrift», 1864).

КЕСАРИЯ

КЕСАРИЯ (лат. императорская), назв. неск. городов в Римской империи, которое они получили в честь императоров, в первую очередь Августа и Тиберия.

1. Город, ныне именуемый Шершель, на алжирском побережье; др. финикийско-карфагенский торговый центр, позднее столица Мавретании. Мавретанский царь Юба II (25 до н. э. - 23 н. э.) переименовал его в К. С 40 н. э. являлась столицей пров. Мавретания Кесарийская, при Клавдии стала колонией и превратилась в один из крупнейших и цветущих городов рим. Сев. Африки. Во времена Юбы являлась эллинистич. центром, со 2 в. - христианским. Сохранились городские стеньг протяженностью 7 км и остатки многочисл. построек (театр, амфитеатр, цирк, маяк, термы, храмы и виллы, украш. мозаиками).

2. К. в Палестине, ныне Kaisarije в Израиле. Др. Финикийский порт на Средиземном м.; со 2 в. до н. э. принадлежала Иудее. По указу Ирода Великого город был переименован и расширен, в нем были возведены величеств, постройки. С 6 н. э. - резиденция рим. наместника Иудеи (в частности, Понтия Пилата) и гарнизонный лагерь. В К. был провозглашен император Веспасиан, сделавший ее колонией. Со 2 в. являлась епископией, в ней находились школа ученых и библиотека, жили Ориген, Евсевий и Прокопий. В 7 в. К. завоевали арабы; во время крестовых походов 13 в. была разрушена. Начиная с 1956 в К. ведутся раскопки.

3. Столица Кагшадокии, ныне Кейсери в Турции, вплоть до визант. эпохи включительно - политич. и военный центр М. Азии.

КЕФАЛЛЕНИЯ

КЕФАЛЛЕНИЯ - самый крупный остров в Ионическом м., лежащий около о. Итака. В 456 до н. э. островом завладели афиняне; во время Пелопоннесской войны о. К. был союзником Афин.

КЕФЕЙ

КЕФЕЙ (лат. Cepheus), легендарный царь эфиопов, супруг Кассиопеи, отец Андромеды.

КЕФИС

КЕФИС (греч. Cephis(s)us), назв. неск. рек Греции.

1. Гл. река в районе Афин; берет начало в горах Пентеликона, протекает к З. от др. Афин и впадает в Саронический зал.

2. Река в Фокиде и Беотии; берет начало на Парнасе; некогда впадала в ныне осушенное оз. Копаида.

КЕФИСОДОТ

КЕФИСОДОТ - 1. К. Старший, афинский скульптор, отец и учитель знаменитого Праксителя, автор статуи Эйрены; эта статуя была выставлена в Афинах в 374 до н. э.; богиня мира изображена с мальчиком Плутосом и известна нам но мраморной копии (ныне в Мюнхене).

2. К. Младший, афинский скульптор, сын и ученик Праксителя; работал в поел. четв. 4 в. 1-й четв. 3 в. до н. э.

КИАФ

КИАФ (греч.).

1. Сосуд в форме чаши с одной ручкой, на ножке или без нее, из металла или обожженной глины. К. использовался как черпак, в первую очередь во время застолий.

2. Мера объема жидкостей и сыпучих тел (1/12 секстария), ок. 0,045 л.

Киаф

рис. Киаф. 6 в. до н. э.

КИБЕЛА

КИБЕЛА (фригийск., лат. Magna mater, греч. Megale meter), богиня фригийского происхождения, Великая мать, богиня материнской силы, а также плодородия. Ее культовым спутником и возлюбленным был Апис. В припадке ревности К. наслала на Аттиса безумие, и тот оскопил себя. В мифе К. именуется также Агдистис, которая у Кагулла отождествляется с Реей. В честь К. и Аписа весной справляли праздник, во время которого жрецы К. (галлы) оскопляли себя. К. изображалась со свитой корибантов, со львами и ударными инструментами. Обряд тавроболия стал частью культа К. только в позднеэллинистич. эпоху. Гл. святилище богини в 204 до н. э. было перенесено из Пессинунта (Верхняя Фригия) в Рим, куда римляне доставили культовый символ богини - черный камень в форме фалла, желая тем самым отвратить поражение во 2-й Пунической войне. Согласно преданию, судно с камнем село на мель в русле Тибра, и лишь девственница могла помочь доставить его в город.

Кибела

рис. Кибела с чашей и шмнаном, корибантами и лежащим львом. Вотивный рельеф из Пирея, 4 в. до н. э.

КИБЕРНЕТИКА

КИБЕРНЕТИКА (греч.), наука о динамич., саморегулирующихся и самоорганизующихся системах. Амер. математик австр. происхождения Норберт Винер, сыгравший гл. роль в создании новой науки, дал ей в 1948 имя «К.», которое произвел от греч. kybernetike - искусство кораблевождения. Этим словом Платон, употребляя его метафорически, обозначал также искусство государств, управления.

КИДЖСКИЙ КУВШИН

КИДЖСКИЙ КУВШИН - керамич. кувшин 3-й четв. 7 в. до н. э., первоначальным владельцем которого являлся князь Киджи (Chigi); в настоящее время хранится на вилле Джулии (Villa Giulia) в Риме. Фигурные композиции трех фризов кувшина (сражение, повозки, львиная охота и суд Париса) представляют собой прекрасный образец многоцветной поздней протокоринфской вазописи и дают представление о тематике и манере монументальной живописи того периода.

КИДОНИЯ

КИДОНИЯ - ныне Капея, город на сев.-зап. побережье Крита; поселение здесь существовало со времен неолита. К. была одним из центров минойской культуры; тут были найдены образцы линейного письма А и Б; город играл значительную роль и в эллинистич. эпоху.

КИЗИК

КИЗИК - милетская колония на юж. побережье Пропонтиды (Мраморное м.). Принимал участие в восстании ионийских городов против персов, позднее входил в Афинский морской союз. В 410 до н. э. у К. произошло мор. сражение, в котором афиняне, предводительствуемые Алкивиадом, полностью разгромили спартанский флот.

КИКЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА

КИКЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Кикладских островов, существовавшая наряду с культурой материковой Греции и Крита в медном и бронзовом веке (2600 - 1110 до н. э.). Во 2-м тыс. до н. э. она испытывала сильное влияние крито-минойской и микенской культур; кроме того, следует отметить зан. - анатолийские влияния, следы которых свидетельствуют о наличии контактов в области экономики и искусства между отдельными частями эгейского мира. Поселения жителей Киклад состояли из построек прямоугольной, реже - закруг. формы; в осн. эти поселения не были обнесены укреплениями. Наряду с монохромной керамикой на Кикладах изготовлялись сосуды с цветным процарапанным орнаментом (г. н. кикладские сковороды), сосуды из камня; сосуды были главным образом выпуклой формы кубки, кувшины и т. д. Найдены на Кикладах и мраморные идолы непропорциональные, часто с утрированной головой, различного размера (до 3/4 человеч. роста), сюящие или сидящие (например. изображение играющего на арфе). Следы влияния минойской культуры несут настенные росписи в Филакопи и в особенности недавно открытые росписи на о. Фера (сцена кулачною боя, «Ласточкина комната» и другие). Преобладание черт микенской культуры в культуре Киклад, проявлявшееся, в частности, в изобразительном искусстве (например, в мраморных идолах), означало конец К. к. бронзовот века. Для периода раннего железа характерна полифония художеств, средств, давшая начало разнообразию местных стилей - сначала геометрич., затем архаич. типа. Обилие месшых стилей соответствовало экономич. разобщенности, характерной для Киклад этого времени. Однако этот эгап культурного развития проходит уже за пределами собственно К. к. как культуры бронзового века.

КИКЛАДЫ

КИКЛАДЫ - Кикладские острова, острова в Эгейском м., в целом напоминающие круг (отсюда их назв. Куklades букв, кругообразно расположенные) вокруг о. Делос; в отличие от них Спорады (греч. Sporades, букв, рассеянные) «рассеяны» за пределами круга Кикладских островов. Наиболее крупные острова (Наксос, Парос, Андрос, Тенос) были заселены в древнейшие времена ионийцами, а Мелос, Феру и Антипарос заселили дорийцы. Несмотря на то, что на этих островах было мало прш одной для земледелия земли, сельское хозяйство являлось осн. занятием островных жителей. Определ. роль играла также торговля и добыча мрамора (Парос, Наксос), красного глинистого железняка (Кеос) и другие. Расцвет культуры Кикладских островов относится к бронзовому веку (2-е тыс. до н. э.). В 5 4 вв. до н. э. К. находятся главным образом под влиянием Афин. В 315 до н. э. они составляют союз островов и попадаю 1 сначала под влияние Македонии, а затем пюлемеевского Einma.

КИКОНЫ

КИКОНЫ - фракийский народ, фигурирующий в греч. преданиях. К ним раньше всег о прибыл Одиссей на обратном пути из-под Трои; он разграбил их город Исмар, а К. напали на корабли Одиссея и его спутников, так что с каждого корабля Одиссей потерял по 6 гребцов.

КИЛИК

КИЛИК - др. - треч. сосуд для питья из металла или обожж. тлины; представляет собой открытую плоскую чашу на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками. Снаружи и внутри поверхность К. покрывалась росписью. Некоторые К. периода поздней архаики и ранней классики, бесспорно, являются шедеврами, как в отношении формы, так и искусства росписи.

Килик

рис. Килик Тлесона 6 в. до н. э.

КИЛИКИЯ

КИЛИКИЯ - область на югостровост. побережье М. Азии. Ее рано заселили греки; в 6 в. до н. э. К. завладели персы, а в 333 до н. э. ее завоевал Александр Македонский (битва при Иссе), получив тем самым доступ в Финикию. В рим. эпоху К. служила пристанищем для пиратов; в 101 римляне одержали над ними верх; позднее рим. пров. К.

КИЛОН

КИЛОН - афинский аристократ, победитель на Олимпийских состязаниях 640 до н. э.; пытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (632 до н. э.). Его сторонники были убиты по приказу архонта Метакла из рода Алкмеонидов в храме у алтаря, где они искали защиты.

КИМАТИЙ

КИМАТИЙ (греч.), профилированный поясок, по большей части из того же материала, что и украшаемый предмет (балка, капитель и пр.), также раскраш. К осн. типам относились вогнутый и плоский дорич., более нарядный ионич. (яйцевидный), богато орнаментированный лесбийский (в форме сердечек). Связанный изначально с определ. типами зданий и системами орнаментов, различные типы К. впоследствии смешались (прежде всего в эллинистич. и рим. эпохи) и приобрели значительно более сложный и тонкий декор.

КИМБРЫ

КИМБРЫ (лат. Cimbri), герм, племя, обитавшее в Ютландии; около 120 до н. э. К. вместе с тевтонами и амбронами переместились к Ю.; в 113 до н. э. они разбили римлян при Норее в Норике, а в 105 до н. э. - при Аравсионе (ныне Оранж) в Юж. Галлии, однако из Испании кельтиберы заставили их уйти. Наконец в 102 до н. э. в битве при Аквах Сексшевых (ныне Эксан-Прованс) Марий полностью разбил тевтонов, а в 101 до н. э. при Верцеллах (ныне Верцелли, к З. от Милана) и К. Некоторые античные авторы полагали, что К. и киммерийцы - одно и го же племя, другие считали К. кельтским племенем.

КИМВАЛ

КИМВАЛ - ударный инструмент, состоящий из двух металлич. тарелок, атрибут оргиастич. культов у греков и римлян. В средние века лат. словом «суптbalum» обозначались разнообразные музыкальные инструменты тарелки, трещотки, колокольчики и т. д.

КИММЕРИЙЦЫ

КИММЕРИЙЦЫ - В греч. традиции К. иногда смешивались с другими народами (например, у Гомера); по Геродоту, К. кочевое племя из южнорусских областей. За неимением письм. источников вопрос об индоевроп. происхождении К. остается открытым. Ассирийские источники содержат свидетельства о пребывании К. в 7 в. до н. э. в Армении (Урарту). Ок. 675 до н. э. К. уничтожили государство фригийцев (самоубийство Мидаса), в 652 до н. э. захватили столицу Лидии Сарды (смерть Гигеса). Ок. 600 до н. э. их, согласно Геродоту, разгромил лидийский царь Алиатт.

КИМОН

КИМОН - 1. Ок. 510-450 до н. э., сын Мильгиада, афинский государев, деятель и стратег, предводитель антиперсидеки настроенной аристократии, лаконофил; активный участник борьбы за создание Афинского морского союза. Вершиной его карьеры была победа при Эвримедонге, одержанная над персами на суше и на море (между 469 и 465 до н. э.). В 465 - 463 до н. э. ему удалось подавить восстание фасосцев. В 464 он поспешил на помощь спартанцам, боровшимся с восставшими илотами, но спартанцы отослали афинский отряд назад; в результате авторитет К. упал, чем воспользовался Эфиальт, стремившийся провести демократия, реформы. К. был подвергнут остракизму и вернулся только в 457. Умер при осаде Китиона.

2. К. из Клеоны, мастер монументальной живописи кон. 6 в. до н. э., предшественник Полигнота. Традиция приписывает ему ряд нововведений (см. Plin. nat. 35,56), которые перекликаются с изменениями, происходившими в стиле вазовой живописи последних десятилетий 6 в. до н. э.

КИНИКИ

КИНИКИ (лат. cynici), наиболее значительная сократич. школа греч. философии. Имя свое получили либо от Киносарга - гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова kyon (собака), поскольку Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Гл. представители кинич. школы - Антисфен (ее основатель) и Диоген Синопский. Согласно учению К., конечная цель человеч. устремлений - добродетель; она совпадает со счастьем. Добродетель заключается в умении довольствоваться малым и избегать зла; добродетели научаются, однако для этого нужно не столько знание, сколько сила воли; проявляется добродетель в поступках. Умение довольствоваться малым обеспечивает, согласно К., независимость. Но независимость К. означала и отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и обществ, установлений вплоть до сознательного эпатирования общества. Стремление К. предельно ограничить свои потребности, полное отрицание всех устоев, их индивидуализм, отвергающий любые связи, все это было отражением бедств. положения народных масс, их практич. оторванности от жизни общества. К. были носителями материалистич., номиналистских и вопреки народным верованиям монотеистич. взглядов. Они требовали отмены собственности, различий в положении, именовали себя «гражданами мира». Взгляды К. часто излагались в форме диатрибы. Впоследствии кинич. школа слилась со Стоей и как таковая прекратила существование. В 1 в. н. э. в условиях, сходных с условиями зарождения кинизма в Греции, он возродился в Риме, там он существовал еще в 4 в.

КИНИР

КИНИР (греч. Kinyras), первый легендарный царь Кипра, основавший там культ Афродиты Пафосской. Его дочь Мирра (или Смирна) родила от него Адониса.

КИНОВАРЬ

КИНОВАРЬ - Было известно производство киноварной краски из ртути. В Афинах ок. 400 до н. э. был разработан особый способ получения К. Римляне закрыли старые эфесские мастерские и перенесли это производство, сдаваемое в аренду от имени государства, в Рим.

КИНОСКЕФАЛЫ

КИНОСКЕФАЛЫ (греч. собачьи головы), два холма в центральной Фессалии. В 364 до н. э. здесь погиб Пелопид в сражении с Александром Ферским; в 197 до н. э. римляне под предводительством Квинтия Фламинина победили тут Филиппа V; на этом закончилось македонское владычество над Грецией.

КИПАРИС

КИПАРИС (греч. kyparissos, лат. cupressus). Своеобразная темная окраска листьев К. была причиной тому, что в античности он связывался с культом умерших. Существовал миф о том, что в К. превратился прекрасный юноша, стремившийся избежать любви Аполлона. К. любили сажать возле домов для создания тени, а также из-за тонкого смолистого аромата, издаваемого К. в жаркую погоду. К. принадлежит к числу двудомных растений и плодоносит только при наличии поблизости других К. противоположного пола, что обусловило широкую распространенность кипарисовых рощ, считавшихся священными. Обладающая стойким ароматом древесина К. использовалась резчиками по дереву и столярами для изготовления шкатулок.

КИПР

КИПР (греч. Kypros), остров в вост. части Средиземного м., богатый медными месторождениями, откуда назв. меди в лат. (cuprum) и совр. европ. яз. (франц. cuivre, англ. copper, нем. Kupfer). В 13 в. до н. э. К. был колонизован греками (ахейцами). К. с древнейших времен был не только важным культурным центром (керамика с процарапанным и расписным орнаментом, обработка металла, рельефы из слоновой кости, скульптуры из известняка; святилища Афродиты Киприды), но и одним из гл. перевалочных пунктов греч. торговли с Востоком и Африкой. К. часто попадал под иноземное господство: с 1500 и с 569 по 526 он принадлежал Египту; в 800 переходит к финикийцам; в 709 - 669 на нем господствуют ассирийцы; с 535 - персы, которых в 333 сменяют македоняне, в 294 уступившие место птолемеевскому Египту. С 58 до н. э. К. входит в состав рим. пров. Киликия. В 1571 остров был захвачен турками; в 1878 и 1925 он переходил во владение Великобритании. Политич. расцвет К. приходится на время правления царя г. Саламин Евагора (411 - 374 до н. э.), пользовавшегося большой самостоятельностью в составе перс, державы. Исократ видел в Евагоре образец идеального правителя. На терр. острова находятся многочисл. памятники античного искусства. В минойское время на К. было занесено минойское письмо, на основе которого для записи кипрского (этеокипрского) яз. был разработан кипрский силлабарий (слоговое письмо). Его форма неск. напоминает клинопись. Силлабарий состоит из знаков для гласных и знаков для сочетаний «согласный плюс гласный» (а, е, i, о, и, ка, ке, ki, ко, ки, ta, te, ti, to, tu и т. д.). Впоследствии кипрское письмо было приспособлено для записи греч. яз. и существовало на К. одновременно с греч. письмом финикийского происхождения вплоть до 4 в. до н. э.

КИПРИАН

КИПРИАН - Расций Цецилий, род. после 200 в Карфагене; 14. 09. 258 при императоре Валериане был обезглавлен. К. происходил из богатой языч. семьи, вначале был ритором; в 246 принял крещение и в 248 сгал епископом Карфагена; считался крупным церковным авторитетом не только при жизни, но и позднее, в эпоху средневековья. В сочинении «De ecclesiae unitate» («О единстве церкви») он выразил мысль об объединении церкви с теми, кто отпал от нее во время гонений и, признавая ведущую роль рим. епископа, считал, что ему не принадлежит высший судебный авторитет над остальными епископами. Труды «О преходящем» и «Об усердии и подаянии» К. написал во время эпидемии чумы (252 - 254), когда им были организованы лечебница и сбор средств в пользу заболевших. Собрание писем К., насчитывающее 81 послание, включает в себя и историч. документы времен автора.

КИПРИДА

КИПРИДА - одно из прозвищ богини чувств, любви Афродиты (Венеры), образованное от назв. одного из гл. мест ее культа - о. Кипр.

КИПРИИ

КИПРИИ (греч.), эпич. поэма гомеровского времени, из т. н. «эпического цикла». Поэма состояла из 11 книг; в ней был изложен весь ход событий Троянской войны до начала действия «Илиады» (яблоко раздора, суд Париса, похищение Елены, пребывание греч. войска в Авлиде, первые военные действия под Троей). До нас дошли только фрагменты поэмы.

КИПСЕЛ

КИПСЕЛ (от греч. kypsele - ящик, сундук, ларь), коринфский тиран, род. ок. 600 до н. э. Путем политич. и экономич. экспансии подготовил условия для расцвета Коринфа. Т. н. ларец Кипсела, который, согласно преданию, уберег маленького К. от убийства, был принесен как обетный дар в Олимпию его преемником Периандром. Некоторое представление о декоре этого ларца дают изображения на вазах, например на кратере Амфиарая. Вероятно, ларец был украшен рельефными изображениями и инкрустацией с использованием кедрового дерева, слоновой кости и золота.

КИР

КИР - 1. К. I, правил с 645 до н. э. по 640 до н. э. теми областями на территории государства Элам (к В. от Тигра), которые были заселены персами.

2. К. II Великий (Старший), царствовал с 558 по 529 до н. э.; основал перс, державу, захватил Мидию, Лидию и Вавилонию. Согласно античной традиции, К. II был смел, добр и терпим к покоренным народам. Так, он освободил иудеев из вавилонского плена, восстановил Иерусалим. Жизнь К. II описал Геродот. В романе «Воспитание Кира» («Киропедия») Ксенофонт представил его идеалом правителя.

3. К. (Младший), сын Дария, брат Артаксеркса II, наместник (сатрап) в Лидии, Великой Фригии и Каппадокии. Со своим войском пошел против брата, чтобы завладеть троном, и погиб в битве при Кунаксе в 401 до н. э.

КИРЕНА

КИРЕНА - город и область (Киренаика) в Сев. Африке. В 630 до н. э. здесь возникла греч. колония, основанная выходцами из Фер. К. была важным торговым пунктом: тут перегружали африканск. товары, отсюда отправляли сильфий, пользовавшийся большим спросом как приправа и лекарств, растение. К. была единств, греч. колонией, в которой существовала царская власть. Особую значимость К. приобрела благодаря школам врачей и философским школам (Каллимах, Аристипп, Эратосфен). В 4 в. до н. э. К. подпала под власть Птолемеев, а в нач. 1 в. до н. э. - римлян. Восстание иудеев 117 н. э. было потоплено в крови, и Кирена пришла в запустение. Сохранились многочисл. остатки произведений греч. и рим. архитектуры, в т. ч. развалины архаич. храма Аполлона, театра и терм императорской эпохи.

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА - одна из сократич. школ др. греч. философии; именование «киренаики» восходит к назв. г. Кирена, где родился Аристипп - основатель школы. В основе учения киренаиков лежит принцип, согласно которому удовольствие является высшим благом (гедонизм). Свободен для киренаика не тот, кто отказывается от удовольствия, а тот, кто стремится к нему и достигает его, но не становится ради этого рабом обстоятельств. Для того чтобы стяжать наивысшее удовольствие, полагали киренаики, необходимо самообладание, воздержанность, но особенно - понимание того, насколько и как возможно достигнуть удовольствия. Враги счастья - суеверие и страсти. Киренаики искали удовольствия, но при этом не только телесного, но и душевного. Киренаики были индивидуалистами. Анникерид преобразовал их учение об удовольствии, отнеся к источникам последнего и человеч. отношения - дружбу, чувство благодарности, уважения к родителям, любви к родине. Некоторые киренаики искали и находили себе место при дворе верховных правителей, желая и там получать удовольствия. Киренаики пренебрегали общепринятыми нормами и установлениями. В 3 в. до н. э. социальные условия все больше ухудшались, что создавало почву для пессимистич. концепций; сочинение Гегесия «О самоубийстве воздержанием от пищи» является по существу апологией самоубийства. Киренаики отвергали возможность познания и стояли на позициях сенсуализма. Согласно их учению, достоверны только ощущения, а окружающий мир и чужие ощущения непознаваемы. Среди киренаиков были и убежд. атеисты (Феодор Атеист), и материалисты. Киренаики оказали влияние на Эпикура.

КИРКА

КИРКА - Цирцея (лат. Circe), в греч. сказаниях волшебница, дочь Гелиоса; жила на о. Эея или на зап. побережье Центр. Италии (мыс Цирцеи). Она превратила спутников Одиссея в свиней, однако тот заставил ее снять колдовство. По совету К. Одиссей отправился в Аид, чтобы узнать о своей дальнейшей судьбе у прорицателя Тиресия. Сын Одиссея и К. - Телегон. Драма Корнеля, оперы Перселла и В. Эгка.

КИРПИЧИ

КИРПИЧИ - Др.-вост. техника обжига К. была утрачена в Греции ок. 1000 до н. э. С тех пор для многочисл. построек использовался К., высуш. на воздухе. Возврат к технике обожж. К. произошел лишь в сер. 4 в. в связи с необходимостью быстрого возведения крупных построек. Этот способ строительства, для которого был необходим известковый раствор, медленно входил в употребление и распространился только в императорскую эпоху. Несмотря на большую потребность в К., их производство не подвергалось механизации, если не считать использования в Риме клейм для штампа. Раскопки не обнаружили печей, которые бы были спец. предназначены для обжига К. Вероятно, свежие, высуш. на воздухе К. обжигались в обмазанных глиной связках, внутри которых были оставлены проходы для горячего воздуха. Относительно небольшие горшечные печи, видимо, не использовались для обжига К. Существовало множество различных форм К.; обычный рим. весьма тяжелый плоский К. (55 х 55 х 4 см) сильно отличается от совр. формата К., впервые введенного лангобардами. Кирпичного строительства как такового в античности почти не было, т. к. К. использовались лишь в наружной отделке бетонных стен. Полые, рельефные, фигурные К., коньковая и кровельная черепица, антефиксы и треугольные К. имели в античности различную форму, смена которой служит важной основой для датировки. В рим. пров. техника кирпичных построек попала вместе с рим. гарнизонами. Формованием и обжигом К. занимались иногда не только вспомогательные войска, но и солдаты легионов; на всех К., изготовл. солдатами, стоят клейма их воинских частей.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV