Словарь античности
Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")

КРИТОЛАЙ

КРИТОЛАЙ - др.-греч. философ, уроженец Фаселиды (Ликия). В 155 н. э. вместе с другими философами прибыл в Рим с политич. миссией. Благодаря его лекциям идеи греч. философии оказали огромное воздействие на рим. публику. К. возглавлял школу перипатетиков в Афинах.

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3 - 2-м тыс. до н. э. и сильно воздействовавшей (начиная с 16 в. до н. э.) на культуру материковой Греции, и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры микенской культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, К. - м. к. сохраняла свою самобытность. Политич., экономич. и культурная жизнь крито-микенских государств нашла отражение в дворцовых сооружениях и городских постройках Крита и Микен; наряду с ними существовали, однако, сельские поселения с соответствующим способом производства. С 1900 начались системагич. раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса, в ходе которых была открыта минойская кулыура. На основании стратиграфия, характеристик Кносса и многочисл. корреляций с хронологией Египта Эвансом была построена периодизация минойской культуры, от которой ученые не отказываются и поныне. В слоях, следовавших за неолитич. и энеолитич., Эванс выделил три периода, между которыми, однако, нет резкой границы - они почти незаметно переходят один в другой: раннеминойский, или преддворцовый, период (2600 - 2000 до н. э.); среднеминойский, или др. дворцовый, период (2000 - 1700 до н. э.); среднеминойский, или новый дворцовый, период (1700 - 1400 до н. э.); позднеминойский, или последворцовый, период (1400 - 1150 до н. э.). К раннему периоду относятся остатки круглых погребальных сооружений (толосов) в Мессаре, шлифованные каменные сосуды, статуэтки культового назначения, золотые украшения и первые образцы печатей. Знамениты керамич. изделия этого периода - сосуды, украш. орнаментом в виде пятен (Василики), или полос (Пиргос). К др. дворцовому периоду восходят дворцовые постройки в Кноссе и Фесте, которые после случившейся на Крите катастрофы в 18 в. до н. э. (возможно, землетрясения) были отстроены заново, так же как и другие резиденции властителей в Агия Триада, Амнисе, Гурнии и т. п.; вплоть до 15 в. до н. э. их облик оставался более или менее постоянным. Для этого периода характерен расцвет минойской керамики стиля «камарес» (19 - 18 в. до н. э.). Изображения на печатях, а также произведения мелкой пластики позволяют судить о том, какой громадный шаг вперед сделало искусство Крита по сравнению с раннеминойским периодом. К новому дворцовому периоду относятся хорошо сохранившиеся стенные росписи из Кносса и Агиа Триада, а также первоклассная керамика, богато украш. изображениями цветов, животных и пейзажами (т. н. критский натурализм). Этот тип росписи в 1500 - 1425 до н. э. закрепился в «дворцовом стиле». Расцвет минойской культуры оборвался с разрушением Кносса и других поселений, происшедшем ок. 1400 до н. э. в результате землетрясения, нападения врагов или внутр. усобиц. Прекратилась торговля, связи которой распространились к этому времени чрезвычайно широко (известно, что на З. они простирались до Липарских островов). В дальнейшем крито-минойская культура носила эпигонский характер. Разработанное критянами слоговое письмо (т. н. линейное письмо А) сменилось (скорее всего, под влиянием культуры материковой Греции, развитие которой шло все более интенсивно) линейным письмом Б. Приблизительно с 1600 до н. э. эгейская культура вступила в последнюю фазу своего развития: под влиянием крито-минойской культуры сформировалась микенская культура (по назв. ее центра - Микен). Ее также характеризуют обширные городские и дворцовые постройки (резиденции правителей в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах), возникновение которых связано с развитием политич. и экономич. жизни. В микенских шахтовых гробницах было найдено множество изделий художеств, ремесла, оружия с искусной инкрустацией, золотых перстней с печатями, металлич. сосудов (чаши из золота и серебра), украшений, золотых масок и т. д. (отчасти это был критский импорт). Эти находки позволяют судить о ранних стадиях формирования микенской культуры, которая в дальнейшем вышла из-под влияния Крита и достигла высокого уровня развития. О достижениях монументального строительства в Микенах дают представление крепостные сооружения (Микены, Тиринф), купольные гробницы (ок. Микен), мосты и дороги. Сохранились фрагменты великолепной стенной росписи (Фивы, Микены, Тиринф), каменные рельефы (из шахтовых гробниц в Микенах), статуэтки, множество ваз, некоторые из них являются высокохудожеств. изделиями (например, «кратер воинов»). По этим находкам можно проследить осн. этапы развития микенской культуры. Свидетельствами этой эпохи, на последний период которой приходится Троянская война, следует считать и гомеровские поэмы: содержащийся в них мифологич. материал восходит к микенскому времени. Преемственность микенской и греч. культуры можно наблюдать не только в мифологии, но и в культах богов и героев, уходящих корнями в микенскую традицию. Вследствие вторжения в области Ср. Греции и Пелопоннеса греч. племен с сев.-зап. части балканского региона (12 в. до н. э. - «дорийское вторжение») центры микенской культуры были уничтожены. Сельские поселения, очевидно, продолжали свое существование. Вопрос о том, в какой мере микенская культура оказала воздействие на раннюю греч. культуру, исследован еще недостаточно.

КРИТСКИЙ БЫК

КРИТСКИЙ БЫК - в греч. мифологии огнедышащий бык, обитавший в Кноссе на Крите; возлюбленный Пасифаи. Геракл доставил его живым к Эврисфею в Аргос (седьмой подвиг Геракла); отпущ. Эврисфеем, бык понесся через весь Пелопоннес, прибежал в Аттику на Марафонское поле, где Тесей одолел его и принес в жертву.

КРОВАТЬ

КРОВАТЬ (греч. kline), предназначалась одновременно для отдыха и трапез и состояла из каркаса с профилированными опорными ножками и наклонного изголовья. Материалом для изготовления К. служило, как правило, дерево, инкрустированное слоновой костью, черепаховым панцирем или обитое листовым металлом. Засвидетельствовано также существование К. из бронзы и даже золота и серебра. Основанием для матраса служили натянутые кожаные или пеньковые ремни. Азиатский обычай принимать пищу лежа на К., заимствованный греками в 6 в. до н. э., был распространен также у римлян, например во время пиршеств. Иногда К. устилались подушками. Постельное белье изготавливалось из льняного полотна, часто украш. разноцветной каймой.

Кровать

рис. Вверху: каменная кладка с балочным перекрытием, в изголовье которой клались подушки (по рисунку на амфоре из мастерской Андокида, 6 в. до н. э.)Внизу: каркас кровати, обшитой бронзой. На раму каркаса укладывали мягкий матрац (Помпеи, предположительно перед наступлением новой эры; Неаполь, Национальный музей).

КРОВНАЯ МЕСТЬ

КРОВНАЯ МЕСТЬ - существовавшее в родовом обществе возмездие за убийство. Обязательство преследовать убийцу и его родственников распространялось у греков вплоть до детей двоюродных братьев. Вместе с тем не исключалась и материальная «компенсация», однако подобные случаи были крайне редки. С возникновением рабовладельч. государства К. м. постепенно исчезла, т. к. государств, органы приняли на себя функции наказания за убийство. Вследствие различий в обществ, развитии К. м. сохранилась в некоторых районах античного культурного влияния, например на Корсике, до новых времен. Важным лит. свидетельством замены К. м. государств, правосудием является произведение Эсхила «Орестея». КРОЛИК. Этот зверек был известен финикийцам; Аристотель и Ксенофонт о нем не упоминают. Согласно Полибию, во 2 в. до н. э. К. водились на Корсике. В 1 в. до н. э., согласно Варрону, К. разводили в Италии.

КРОНИД

КРОНИД - Кроний, т. е. сын Кроноса; чаще всего К. именуется Зевс - самый знаменитый из детей Кроноса.

КРОНОС

КРОНОС - Крон, самый младший, самый сильный сын Урана и Геи, титан; низверг Урана. Его дети - Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. К. заглатывал своих детей, как только Гея производила их на свет, желая сохранить свою власть над миром. Последним родился Зевс, но Гея отдала К. вместо него камень, завернутый в пеленки. Позже Зевс победил К. и, низвергнув его в Тартар, стал властвовать вместо него. Правление К. считалось счастливейшим временем, «золотым веком». Существует версия мифа, согласно которой К. стал править на Островах Блаженных. Римляне отождествляли К. с Сатурном. В греч. культах К. играл небольшую роль; он считался добрым божеством урожая; атрибутом его был серп. В честь К. справлялись Кронии - веселый праздник урожая. Пожирание К. своих детей - излюбл. сюжет живописи (Рубенс, Гойя).

КРУГОСВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

КРУГОСВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ - Предположения о шарообразной форме Земли высказывались уже пифагорейцами, элеатами и Аристотелем. Эратосфен теоретически доказал возможность К. п. Опираясь на эту теорию и особенно на географич. труды Птолемея, Колумб пытался открыть зап. путь в Индию, а Магеллан совершил первое К. п.

КРУПЕЦИИ

КРУПЕЦИИ - ножные кастаньеты, крепившиеся к подошве; состояли из двух деревянных или железных пластин, скрепл. шарнирами; первое упоминание о К. относится к 350 до н. э. К. сопровождали выступления мимов и пантомимов; кроме того, использовались и при исполнении культовой музыки у греков и римлян.

КРУПНЫЕ ГОРОДА

КРУПНЫЕ ГОРОДА - Не достигали размеров совр. городов и численности их населения. В эпоху Империи крупнейшими городами были, кроме Рима (ок. 1 млн. жителей), Александрия, Антиохия, Карфаген (по 500 тыс. жителей). С 4 в. к ним прибавился Константинополь (Византии), в 6 в. в нем было ок. 600 тыс. жителей.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА (греч. «Pteroenta ереа»). У Гомера этот термин используется для обозначения плавной речи. В 1864 Георг Бюхман дал своему сборнику цитат назв. «Крылатые слова», понимая под этим широко цитируемые выражения, высказывания, имена и назв. из достоверного лит. или историч. источника. Это значение сохранилось до наших дней.

КРЫМ

КРЫМ - полуостров на С. Черного м., в древности именовался Херсонесом Таврическим; исконные жители - киммерийцы, тавры и скифы. В 6 - 5 вв. до н. э. его колонизовали греки; на побережье появились города - Херсонес (около совр. Севастополя), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия и Нимфей. В вост. части К. в нач. 5 в. до н. э. возникло Боспорское царство, а зап. часть полуострова была сферой влияния Херсонеса. В 3 - 2 вв. до н. э. скифское государство (его столицей был Неаполь Скифский, ныне Симферополь) стало угрожать захватом греч. городам К., которым пришел на помощь понтийский царь Митридат VI Евпатор. В кон. 2 в. до н. э. на Боспоре вспыхнуло восстание местного населения под предводительством Савмака (107 до н. э.), которое было подавлено войсками Митридата VI. Римляне обосновались в К. еще во 2 в. до н. э. и смогли удержаться там вплоть до 5 в. н. э. В 9 - 5 вв. на К. нападают кочевники - готы, гунны и авары. С 4 - 5 вв. здесь имела свои укрепл. пункты и Византия; она потеряла их только ок. 1000. В ходе многочисл. и обширных раскопок, ведущихся в Херсонесе, Пантикапее, Нимфее, Мирмекее, Феодосии, Неаполе Скифском, все яснее проступают следы долговрем. влияния греч. культуры на культуру народов, населявших К.; некоторые найд. при раскопках предметы имеют большую художеств, ценность.

КРЫТЫЙ РЫНОК

КРЫТЫЙ РЫНОК - Этот термин, в наши дни обозначающий размещающиеся в закрытых помещениях торговые учреждения, зародился в эпоху античности с появлением спец. рынков. Из хорошо сохранившихся К. р. следует отметить находившийся рядом с форумом Траяна Траянов рынок. Постровидимому, выручка от продаваемых на нем товаров поступала в императорскую казну (фиск).

КСАНТЕН

КСАНТЕН - город в Германии. В 16 до н. э. на горе Фюрстенберг близ К. возник первый рим. легионный лагерь на Рейне, получивший назв. Ветера Кастра (I) (Vetera castra - старый лагерь). Лагерь был важнейшим опорным пунктом походов в глубь Германии. В 1 в. н. э. гарнизон был расширен и стал стоянкой двух легионов. В 70 во время восстания батавов этот лагерь был разрушен, после чего вновь восстановлен в качестве стоянки одного легиона на Бизлихском оз. возле К. (Ветера II). В 276 лагерь был оставлен римлянами. Лагерь служил защитой располагавшемуся на берегу тогда еще судоходного рукава Рейна гражданскому поселению, ок. 100 н. э. возведенному в ранг колонии под назв. Колония Ульпия Траяна (Colonia Ulpia Traiana) Это поселение составило основу позднейшего города, получившего в 6 в. назв. «Ad sanctos» («У святых») по почитавшимся в К. могилам мучеников. Отсюда происходит совр. назв. города. Во время широкомасштабных раскопок были обнаружены преторий, дворцы, арена и амфитеатр.

КСАНТИППА

КСАНТИППА (греч. Xanthippe), жена Сократа. Сократ женился на ней, видимо, в зрелом возрасте, т. к., осужденный на смерть в возрасте семидесяти лет, он оставил троих сыновей, не достигших совершеннолетия. Уже Ксенофонт, а впоследствии киники используют (явно несправедливо) имя К. для обозначения типа сварливой и взбалмошной супруги.

КСАНФ

КСАНФ (греч. Xanthos), город в Ликии, почти все постройки которого стали жертвами завоеваний. Сохранились, однако, мн. надгробные памятники, в т. ч. надгробие гарпий (ок. 500 н. э.) и надгробие нереид (5 в. до н. э.) с ионич. портиком на высоком цоколе. Рельефные фризы обоих надгробий хранятся в Британском музее.

КСЕНИИ

КСЕНИИ (греч. xenia), назв. 13-й книги «Эпиграмм» Марциала, состоящей преим. из стихотворений, сопровождающих традиционные новогодние подарки.

КСЕНОКРАТ

КСЕНОКРАТ - из Калхедона (греч. Xenokrates) (ок. 395 - 312 до н. э.), греч. философ, с 339 стоявший во главе Афинской платоновской академии. К. развил опиравшиеся на пифагорейское учение о числах мысли позднего Платона в цельное мировоззрение. Первопричинами сущего К. считал единое (тождественно нусу) и (неопредел), двоицу, которые он приравнивал к платоновским идеям. Теория познания К. смягчает строгое разграничение между знанием и мнением, проводившееся Платоном. Как и Платон, К. считает душу бессмертной. Учение о добрых и злых демонах взято им у пифагорейцев. Ему приписывается строгое разделение философии на логику, физику (т. е. натурфилософию) и эгику.

КСЕНОФАН

КСЕНОФАН - из Колофона (греч. Xenophanes) (ок. 570 - 480 до н. э.), треч. философ, поэт и рапсод, первый представитель элейской философии. Спасаясь от персов, К. покинул Колофон и вел скитальческую жизнь странника и бродячего певца, пока не обосновался в Элее (Юж. Италия). В эпич. песнях восславил основание Колофона и колонизацию Элей. Особую известность снискал «силлами» («silloi»), изобрет. им формой стихотворной сатиры. Согласно некоторым свидетельствам, К. был учеником Анаксимандра и учителем Парменида. В центре философии К. стоит критика традиционной религии. Он осуждает людей, в т. ч. Гомера и Гесиода, за то, что они представляли богов подобными себе даже в дурном. В противовес антропоморфизму традиционной мифологии К. развил пантеистич. представление: бог - это неотделимый от мира и пронизывающий его мировой дух, который правит вселенной силой своего разума и не сравним с людьми. Это тождеств, вселенной божество, это всеединое существовало вечно; оно не изменяется и занимает все мировое пространство; ею очертания шарообразны. По находимым в горах мор. раковинам К. делал вывод, что земля появилась из моря. К. полагал, что она периодически пот ружается в море заново. Отвергая божеств, природу солнца и звезд, К. видел в них паровые скопления, ежедневно вновь образующиеся.

КСЕНОФОН(Т)

КСЕНОФОН(Т) (греч. Xenophon).

1. К. Афинский, род. 430 - 425 в. Афинах, ум. после 355 до н. э. в Коринфе, историк и писатель; ученик Сократа, не проявивший глубокого интереса к философии. К. вырос в среде аристократов, враждебно относившихся к афинской рабовладельч. демократии и дружественных Спарте. Не удовлетворенный политич. жизнью Афин, К. принял участие в походе Кира Младшего против Артаксеркса. После поражения Кира при Кунаксе в 401 К. вместе со спартанским стратегом возглавил отступление греч. наемников Кира, которые, преодолев немало трудностей и опасностей, достигли Фракии. Стремясь теснее сблизиться с антидемократич. Спартой, К. в качестве соратника внушавшего ему восхищение царя Агесилая сопровождал ею в кампании 394 против союзных Афинам Фив и в битве при Коронее. За это К. был приговорен в Афинах к изгнанию и удалился в пожалованное ему спартанцами имение возле Скилла (близ Олимпии). После занятия Скилла элейцами в 370 К. бежал в Коринф, где и умер. Историч. труды: «Анабасис» («Куru anabasis») о походе 10 тыс. греч. наемников в глубь перс, державы и их обратном пути к Черному м.; описывая поход (с преувеличением собств. заслуг), К. сообщает интересные географич. и этнографич. сведения о М. Азии и Закавказье; «Греческая история» («Hellenika») с 411 до битвы при Мантинее в 362 - весьма далекое от Фукидида продолжение его историч. труда. Внимание К. сосредоточено па великих личностях. Желая возвысить политич. роль Спарты, К. передает мн. малозначительные подробности ее истории, в то же время умалчивает о важных событиях жизни Афин (например, об основании 2-го Афинского морского союза). Политич. сочинения: «Агесилай» («Agesilaos») - панегирик умершему в 361 спартанскому царю; «Лакедемонская конституция» («Lakedaimonion politeia») - восхваление конституции Ликурга, в которой К. видел основу величия Спарты; «Киропедия». или «Воспитание Кира» («Kyru paideia»), - тенденциозный педагогия, роман, где К., с поэтич. вольностью описывая жизнь Кира Старшего, излагает собств. мысли об образовании и воспитании идеального правителя. Сходная тема искусство быть монархом или тираном разрабатывается в диалоге «Гиерон» («Hieron»). Дидактич. сочинения К. посвящены экономич. вопросам: «О доходах» («Peri poron») - исследование способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах; «Домострой» («Oikonomikos») советы по рациональному ведению домашнего хозяйства; трактаты «О верховой езде» («Peri hippikes»), «Об охоте» («Kynegetikos», подлинность которого оспаривается), а также «О командовании конницей» («Hipparchikos») - советы по усовершенствованию афинской кавалерии. Сократич. произведения: осн. среди них - «Меморабилии», или «Воспоминания о Сократе» (греч. «Apomnemoneumata», лат. «Memorabilia»), где в отличие от Платона, приукрашивавшего образ своего учителя и идеалистически переосмыслявшею его учение (оценка оспаривается), К. пытается по собств. воспоминаниям представить личность Сократа - человека трезвых взглядов, гражданина и превосходного наставника - и показать ею понятийно-диалектич. метод обучения. «Апология» («Apologia Sokratous») - сочинение в защиту Сократа, описывающее его поведение во время суда. В «Пире» («Symposion») Сократ ведет приятную дружескую беседу в доме богача Каллия. Произведения К. отличаются простотой языка и ясностью изложения. Они сохранились полностью и многократно переводились.

2. К. Эфесский (предположительно 2 3 в. н. э.). Точных сведений о его жизни не сохранилось. Неизвестно, действительно ли он происходил из Эфеса. Такое прозвище ему могли дать и после смерти, основываясь на его произведениях, чтобы отличить К. от одноим. писателей. Дело в том, что прославляющий культ Изиды любовный роман К. Э. носит назв. «Эфесские рассказы» («Та kata Anthian kai Habrokomen Ephesiaka»). Действие романа начинается и оканчивается в Эфесе, описанном К. по более ранним лит. источникам. «Суда» сообщает, что К. написал также сочинение «О городе эфесцев». возможно в жанре периэгезы.

3. К. из Лампсака, греч. географ 2 - 1 вв. до н. э., автор ныне утрач. «Перипла Внешнего моря» (т. е. Атлантического ок.).

КСЕРКС

КСЕРКС (греч. Xerxes), перс, царь с 486 по 465 до н. э., сын и преемник Дария I. К. вступил на трон во время внутр. смут (восстаний в Египте и Вавилонии). После их усмирения К. продолжал дело отца создание мировой перс, монархии. Тщательно подготовившись, К. выступил против Греции. Война, поначалу успешная для персов (им, например, удалось разрушить Афины), окончилась рядом сокрушительных поражений - при Саламине, Платеях и Микале. Победы греков, смерть перс, полководца Мардония, объединение греков М. Азии в Афинском морском союзе и новые восстания внутри страны помешали К. повторить нападение. Политич. неудачи привели его в 465 к гибели от рук заговорщиков.

КСОАН

КСОАН (греч. хоаnоn), использовавшееся в качестве идола произведение греч. архаич. скульптуры в виде грубо обтесанной колоды. Как правило, скульптура была деревянной, нередко она оправлялась в металл или расписывалась.

КТЕСИБИЙ

КТЕСИБИЙ (ок. 2 - 1 вв. до н. э.), др.-греч. механик-изобретатель из Александрии. К числу ег о изобретений относятся водяные часы, орган, пожарный насос, действовавший по принципу воздушного насоса, а также пневматич. ружье, которое, впрочем, было еще несовершенно и быстро приходило в негодность. Сочинения К. утрачены, а потому невозможно с определенностью судить о ценности его теоретич. построений; вместе с тем ясно, что его практич. успехи были основаны па четко продуманных решениях. Положение К. о материальности воздуха и его способности к сжатию было воспринято его знаменитыми последователями - Афинеем Механиком, Филоном и Героном. Сильное влияние оказал К. и на Вигрувия.

КТЕСИЙ КНИДСКИЙ

КТЕСИЙ КНИДСКИЙ (ок. 400 до н. э.), придворный лекарь перс, царя Артаксеркса II Мнемона. К. К. автор труда в 23 книгах («Persika»); первые 6 книг содержали историю Ассирии и Мидии, следующие - историю Персии. Сочинение это было, однако, больше похоже на роман, нежели на историч. сочинение. К. писал и об Индии: 3 книги его «Indika» полны сказочных историй, однако для греков это было первое собрание подробных сведений об индийцах. Оба труда сохранились лишь в отрывках у более поздних авторов.

КТЕСИФОН

КТЕСИФОН - столица парфянских Аршакидов (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.) и перс, царей династии Сасанидов (3 7 вв.) на р. Тигр. От этою времени сохранились развалины замечательных архитектурных сооружений. К. был основан парфянами и со временем взял па себя функции гл. торгового города Месопотамии, прежде принадлежавшие Селевкии. В 636 н. э. К. был захвачен арабами.

КУБОК НЕСТОРА

КУБОК НЕСТОРА - двуручный золотой кубок (канфар) 2-го тыс. до н. э.; обнаружен при археологич. раскопках в микенском шахтовом захоронении. Был отождествлен Шлиманом с К. Н., описанным в «Илиаде».

КУЗНЕЦ

КУЗНЕЦ - в греч. яз. слово, обозначающее профессию К., сохранилось от др. бронзового века (chalkeus - мастер по меди и бронзе). Время кочующего К. миновало; К. приобрел круг постоянных клиентов. Из-за высокой стоимости обрабатываемого металла к услугам К. обращались сравнительно редко. Поэтому они были заинтересованы в развитии тс родских центров, где не было бы недостатка в закачиках. Об уважении к К. свидетельствует тот факт что их искусный, хотя и увечный бот Гефест был прг нят на Олимп. Разностороннее мастерство К. нашлс отражение в анекдотах, шутках и легендах. Большинство орудий труда изготовлялось из дерева, потому осн. изделиями К. были ножи, топоры, крючки различных видов, серпы, лемеха и оружие, реже - ободья для колес, гвозди, иглы, различные орудия труда для ремесленников и рудокопов. Работа с кузнечными мехами и у горна требовала разделения труда. К. имел подмастерьев и учеников. Его мастерская была полна различных инструментов. Нередко он изготовлял не только грубые изделия, но и украшения из бронзы и серебра. В Риме социальный статус К. в осн. не изменился. Только в обозначении профессии стало доминировать слово «железо» (faber ferrarius - мастер по железу). К кон. республиканского периода и во времена Империи у К. появились торговые лавки, где они выставляли свои товары на продажу, поскольку уже не работали исключительно по заказам отдельных клиентов. Кроме того, усилилась дифференциация К., которые стали работать с разными металлами и пр конкретным видам изделий.

Кузнец

рис. 1. Рисунок на aттической краснофигурной вазе для питья работы гончара Евфрония, 6-5 вв. до н. э.(3ападный Берлин, Государственный музей. Античное отделение).

Кузнец

рис. 2. Плита с римского надгробия над могилой кузнеца, нач н э. Macтep сидит около горна перед наковальней, подмастерье еyeт; у левого края плиты виднв рукоятка кузнечных мехов, сверху висят инструменты.

Кузнец

рис. 3. Двухкамерный кузнечный мех с теплозащитным экраном (по надгробному рельефному изображению в Аквилеях времен средней императорской эпохи).

КУКЛЫ

КУКЛЫ - игрушки, известные уже на Др. Востоке, в Греции и Риме, изготовлялись из тканей и глины (терракоты), иногда с подвижными конечностями, и были широко распространены. Существовал и кукольный театр наподобие совр. марионеток. В греч. трагедии (Эсхил, Софокл) К. служили для представления мертвых или немых.

Куклы

рис. Подвижная раскрашенная кукла (из детского захоронения близ Афин, 3 в. до н. э.)

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

КУЛАЧНЫЙ БОЙ - вид спорта. Уже во времена Гомера был высокоразвит. С 688 до н. э. К. б. был включен в программу Олимпийских игр. До 5 в. до н. э. кулаки бойцов обматывались кожаными ремнями, затем эти «мягкие» повязки были заменены плетеными кожаными перчатками, кончики пальцев оставались свободными. Ко времени утверждения профессионального спорта перчатки приобрели твердость кожаных кастетов с острыми краями, с помощью которых можно было причинить тяжкие повреждения противнику. Рим. писатели сообщали о насаживаемых на перчатки металлич. бляхах. Цельнометаллич. рукавицы впервые появились в императорском Риме в боях гладиаторов. Не существовало ни весовых категорий (лишь дифференциация по возрасту), ни ограничения боев по времени. Неспособность продолжать бой в открытой борьбе или добровольная сдача противника прекращала схватку.

Кулачный бой

рис. Пара кулачных бойцов и судья (роспись чаши, ок. 480 до н. э.).

Определялись правила дозволенных и недозволенных ударов. Снаряжение и правила К. б. определяли его стиль. Важное значение придавалось как удачным ударам, так и уклонению от них с помощью обманных движений. Тренировка производилась на тяжелом мешке с песком, боксерской груше, в боях с партнером и т. н. бое с тенью.

КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО

КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО - умение делать пищу вкусной, особенным образом приготавливая ее - смешивая различные ингредиенты, используя приправы и т. д. К. и. у греков и римлян постепенно развивалось и совершенствовалось. Вначале это были самые простые кушанья; в эллинистич.-рим. эпоху уже существовали чрезвычайно изысканные рецепты, записанные в поваренных книгах. Греки и римляне выпекали хлеб различных сортов, делали блюда из говядины и свинины, птицы и рыбы, приготавливали соусы, супы и напитки, широко использовали приправы. Трапеза состояла из закуски, осн. блюд и десерта. Перемена блюд в зажиточных домах и при императорском дворе представляла собой изысканную и сложную церемонию. Одновременно с развитием К. и. рос интерес к диететике, особенно к строгим диетам, способствующим похуданию и выведению шлаков из организма, перегруж. пищей.

КУЛИСЫ

КУЛИСЫ - В античности К. существовали в виде небольших построек и в виде декораций. Первым драматургом, использовавшим К., был Софокл; его современник Анаксагор впервые применил в декорациях перспективу. К. в античном театре ставили или подвешивали на стене скены; по ходу действия их могли менять.

КУЛЬ-ОБА

КУЛЬ-ОБА - один из наиболее знаменитых скифских курганов 5 - 4 вв. до н. э., располож. на терр. пантикапейского некрополя (6 км к З. от Керчи). В ходе раскопок, провед. П. Дубруксом в 1830, под насыпью кургана был обнаружен каменный склеп, построенный по греч. образцу. В склепе - захоронение скифского вождя с женой и рабом. Вождь погребен в деревянном саркофаге, останки женщины находились рядом, на деревянном ложе. К числу чрезвычайно важных находок относится богатый погребальный инвентарь и убранство погребенных - одежда, золотые украшения, золотые, серебряные и бронзовые сосуды, в т. ч. золотая ваза со сценами из жизни скифов; эти изображения позволяют судить об их образе жизни, одежде и вооружении. Курган К.-О. наряду с курганами Чертомлык и Солоха на Днепре свидетельствуют об интенсивных связях между греками и скифами, существовавших в Сев. Причерноморье в 5 - 4 вв. до н. э. Вещи из кургана К.-О. хранятся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

КУЛЬТ

КУЛЬТ (от лат. colere - возделывать, почитать; cultus - возделывание, уход, почитание). У греков и римлян - совокупность обрядов почитания к.-л. государства, бога или человека с целью снискать его расположение (благословение) и получить помощь либо почтить его память. К числу последних относится К. мертвых и К. предков, восходящие к прагреческим (в Греции) и праэтрусским (в Италии) традициям. Др. культовые места (loca sacra - деревья, источники, рощи, храмы - в отличие от loca religiosa - мест отправления частных К.) могли находиться в распоряжении разных лиц, но совершавшиеся там обряды были неизменны. К их числу относятся жертвоприношения, обрядовые празднества (процессии, танцы) и молитвы. Твердые сроки проведения различных праздников, появление которых имело конкретные причины, определяли в античности культовый годовой календарь. Священнослужители (жрецы и их помощники) должны были выполнять различные предписания - совершать обряд очищения, должным образом облачаться и воздерживаться от пищи. В Греции все сакральные процедуры были в целом скромнее, чем у римлян или иудеев. Наряду с официальными К. существовали отделившиеся от них мистериальные К. орфиков, гностиков, поклонников Митры, а также религии искупления, например христианство. Такие особые формы К., как античный К. властителя, продолжали существовать и в христианстве, ставшем государств, религией.

КУЛЬТ БЫКА

КУЛЬТ БЫКА - Критский К. б. отразился в образе Минотавра. Впоследствии он сошел на нет. Культ Митры, не предполагая принесение быка в жертву, возродил К. б.

КУЛЬТ ВЛАСТЕЛИНА

КУЛЬТ ВЛАСТЕЛИНА - сакральное (священное) царствование. К. в. появился на Др. Востоке. Цари и верховные жрецы приравнивались к божествам, богам или сыновьям богов. В Др. Египте в царских титулах наблюдаются все элементы сакрального царствования. Присвоение фараоном имени Гор свидетельствовало о том, что царь является не представителем Гора, а его воплощением. Каждое восшествие на престол приравнивалось к сакральному сотворению мира заново, охватывающему оба царства, Верхний и Нижний Египет. Согласно библейским представлениям о царстве, отраженным в Ветхом завете, бог Яхве избирает царя, который путем помазания приобретает качества божества. В т. н. псалмах воцарения сохранились воспоминания о царстве Яхве. Шумер, Ашшур и Вавилон были ближе к этой форме сакрального царствования, чем к егип. Посмертное обожествление, апофеоз, не является решающим для царей, т. к. оно возможно и для других лиц, например для героев. Обожествление царей Египта стало образцом для эллинистич. царя-бога. В Египте и Сирии при Птолемеях и Селевкидах от посмертного апофеоза (после Александра Македонского) перешли к прижизненному, причем владыка присваивал себе божеств, свойство Сотера, в отдельных городах ему поклонялись как божеств, или богоподобному существу. В Риме совершился переход от обожествления Цезаря после его кончины (в 42 до н. э. Цезарь был посмертно объявлен Божественным Юлием - Divus Iulius, ему был посвящен храм со штатом жрецов) к прижизненному обожествлению Октавиана, который в 27 до н. э. был объявлен Августом (Возвышенный богами), в вост. части империи Октавиану стали поклоняться как Сотеру по егип. образцу. Первоначально обожествление (апофеоз) требовало постановления сената. В ранней Империи, начиная с Нервы, оно стало частью ритуала провозглашения императора, культ которого возвысился до государственного. Оказание божеств, почестей императору стало своеобразной проверкой лояльности евреев и христиан, что породило первых мучеников. При Константине I принесение жертв императору прекратилось, хотя представления о священности императорской особы продолжали существовать. Центр культа властелина переместился в Византию, там император сосредоточил в своих руках высшие церковные функции. В Западной Римской империи эти привилегии перешли к рим. епископу, который как великий понтифик ни в чем не уступал императору.

КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ

КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ - Культово-религиозное почитание животных оставалось чуждым греко-рим. региону, хотя мистериальные культы включали в себя вост. элементы (бык Митры). Но вышесказанное не следует путать с териоморфизмом, известным уже в античности, согласно которому боги могли принимать образ к.-л. животного (метаморфозы: Аполлон мог являться в образе коршуна или дельфина, Зевс - в образе быка, Дионис - в образе льва или козла, Пан - в образе козла, Афродита - в образе голубя), и религиозной метафорикой, когда для восхваления богов их наделяли отличительными чертами к.-л. животных. Демоны и полубоги чаще представлялись в виде полузверя-получеловека (кентавры, силены, сатиры, сирены, гарпии), а для веры в душу человека при почитании умершего в поздний античный период было характерно представление о том, что в переселении душ самое непосредств. участие принимают птицы, бабочки и даже змеи.

КУЛЬТ ЗВЕЗД

КУЛЬТ ЗВЕЗД - соотнесение богов и героев с определ. созвездиями. В 5 в. до н. э. религии, связанные с мистериями, считали, что хорошие люди после смерти становятся звездами. При Птолемеях существовало представление, что правители и их жены после смерти превращаются в звезды. Эту идею восприняли римляне; с тех пор культ императоров одновременно являлся и К. з. Первым человеком в Риме, образ которого стал отождествляться со звездой, был Антиной, любимец императора Адриана.

КУЛЬТ ИСТОЧНИКОВ

КУЛЬТ ИСТОЧНИКОВ - Античный К. и. возник из представления о святости девств, родников и был основан на признании и почитании животворной силы воды. Считалось, что источники населены богами и божеств, существами (нимфы, наяды, лимфы, камены), требующими почитания. В Риме был известен бог Фонт (Fons - источник) и существовал государств, праздник источников (фонтиналии - fontinalia).

КУЛЬТОВАЯ МУЗЫКА

КУЛЬТОВАЯ МУЗЫКА - Греч, музыка была преим. атрибутом культа и исполнялась во время празднеств у алтаря и перед храмом. Игрой на флейте сопровождались процессии к святилищам и жертвоприношения - скорее всего, для того чтобы отвратить зло и призвать богов. Священными инструментами Аполлона были струнные, а на празднествах в честь Диониса звучали флейты (авлосы) и тимпаны; ударные инструменты были атрибутами и других оргиастич. культов. Гимном называлась хоровая песнь в честь богов; для сольных песен использовалось именование «ном». Гимн Аполлону (пеан) исполнялся в сопровождении кифары, а дифирамб, посвященный Дионису, - в сопровождении авлоса или барбитона. Культовая песнь (кроме пеана и дифирамба также просодии, гипорхема, френос) имела определ. метрич. форму, которая была основой музыкального ритма. Представление о мелодике др.-греч. сакральной музыки дают нотные записи гимнов к Аполлону (нач. 2 в. до н. э.), сохранившиеся в сокровищнице афинян в Дельфах. Сочинением и исполнением К. м. занимались не только жрецы, но профессиональные музыканты, хоры, состоявшие из свободных граждан, а также различные культовые сообщества - фиасы (thiasoi). У этрусков и римлян флейтисты участвовали в обрядах погребения и жертвоприношения. С начала императорской эпохи особ, внимание всех слоев общества, и в первую очередь чужеземцев, стали привлекать экстатич. культы Диониса и вост. мистериальные культы Кибелы и Исиды. Не последней причиной этого явления был оргиастич. характер звучания музыки, которая была обязательным атрибутом этих культов. Богослужебная музыка раннего христианства отличалась от античной К. м. тем, что ее авторы обращались к свободным в ритмич. отношении библейским текстам; кроме того, она исполнялась только голосом, без аккомпанемента.

КУЛЬТОВОЕ ПОЧИТАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

КУЛЬТОВОЕ ПОЧИТАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ - Во времена античности люди полагали, что деревья и буйно растущие молодые побеги заключают в себе некую особую божеств, силу. Однако сам культ деревьев и растительности, за некоторыми исключениями (например, культ платана Елены в Спарте), не нашел распространения, т. к. был вытеснен антропоморфизмом. Отдельные деревья считались священными в культах отдельных богов; так, в культе Зевса - додонский дуб, Афины - оливковое дерево на Афинском акрополе, Аполлона - лавр в Дельфах. У римлян особым почитанием пользовалось фиговое дерево Ромула.

КУЛЬТОВЫЕ СООБЩЕСТВА

КУЛЬТОВЫЕ СООБЩЕСТВА (лат. collegia), сообщества, создававшиеся для совместного почитания бога-покровителя (например, Диониса, Исиды и пр.). Принципы К. с. предполагали взаимную заботу и общение членов, а зачастую и совместное их погребение. Поскольку в К. с. входили простые люди, а также рабы, то эти объединения могли иногда маскировать политич. деятельность разного рода, и поэтому государство время от времени выступало против них. Так, в 64 до н. э. в Риме был наложен запрет на создание всякого рода сообществ, в т. ч. культовых. В 58 до н. э. был принят закон Клодия о сообществах. Со времен Августа создание К. с. санкционировалось государством.

КУЛЬТ ОСТАНКОВ

КУЛЬТ ОСТАНКОВ - Почитание человеч. останков, которым приписывается чу до действ, сила, встречается во всех религиях. В античности К. о. был связан с могилами героев (культ мертвых). Христианский К. о. (почитание мощей) берет начало от почитания могил мучеников, но с 4 в. распространяется на все подлинные или мнимые останки и предметы домашнего обихода святых и Иисуса.

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА (греч. paideia, лат. humanitas), совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека; один из гл. предметов теоретич. дискуссий со времен Первой софистики. Согласно «культурологическому» мифу Протагора, возникновением материальной К., а также упорядоч. развитием обществ, жизни люди обязаны, помимо всего прочего, помощи богов. По мнению других софистов, а также Демокрита, только человек является творцом К., которую он создает, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Аристотель вслед за Анаксагором указывает, в чем состоит превосходство человека над животным: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом К., а с нею - искусства в широком смысле слова. В этом выразился гуманизм классич. древности, отличавший ее от Др. Востока, где, напротив, подчеркивалась беспомощность и зависимость человека от природы. Достижения людей, связанные с «производительными» способностями, направл. на удовлетворение материальных потребностей (например, ремесло) или отдых (музыка, поэзия), Аристотель ценил ниже, чем «практическую» общественно-политич. деятельность, цель которой - совершенное (с точки зрения правящего класса рабовладельцев) обществ, устройство; право на эту деятельность имеет только свободный человек. Для достижения высшей ступени К., которую Аристотель видит в духовном воспитании и которая заключается в чистом созерцании и теоретич. мышлении, необходим досуг, следовательно, она доступна только состоятельному свободному человеку, который довольствуется досугом как таковым, не преследуя к.-л. практич. пользы. Единым классово-обусловл. мерилом всякой человеч. деятельности (кроме ремесл. труда, считавшегося низким) в классич. античности являлась paideia всестороннее гармонич. развитие личности и общества, или humanitas. Поскольку рабы из процесса создания античной К. исключались, стало развиваться и обостряться противоречие между К. большинства - экономич. и политич. зависимых свободных людей, т. е. свободных лишь наполовину, и К. господствующего над ними меньшинства. В Греции этот процесс начался в эпоху эллинизма, у римлян - в период поздней Республики. Т. о., и в античности сосуществовали две противоположные К., что привело к усилению противоречий между практич. культурной деятельностью (vita activa), характерной для времени расцвета Греции и Рима, и деятельностью по преимуществу теоретич. (vita contemplativa), которая особенно ценилась в более позднее время. Это противоречие было определяющим на протяжении всей античности и продолжало существовать вплоть до нового времени.

КУМАНЕЦКИ

КУМАНЕЦКИ - Казимеж (1905-1977), польск. филолог, с 1936 профессор Варшавского университета; eго исследовательская деятельность охватывала различные области классич., византийской и латинско-польской филологии. К. является одним из создателей науки о классич. древности в Польской Народной Республике.

КУМАРБИ

КУМАРБИ - хеттское божество хурритского происхождения; в мифе повествуется о том, как К. с помощью сына Улликуми хотел вернуть свою власть, отнятую у него Тешубом и Иштар. Миф напоминает «Теогонию» Гесиода и, возможно, действительно был использован автором этой эпич. поэмы.

КУМРАН

КУМРАН (араб. Chirbet Qumran), развалины поселения на сев.-зап. берегу Мертвого м., близ которых в 1947 1956 были сделаны крупнейшие находки еврейско-арамейских текстов. Была найдена библиотека известной до тех пор из вторичных источников иудейской секты ессеев (эссенов), которые удалились в это пустынное место в знак протеста против распущенности иерусалимского жречества, чтобы готовить там себя к решающей битве между богом и сатаной в конце света. Обнаруж. документы хранятся в Иерусалиме. Они содержат наряду с рукописями Ветхого завета часш апокрифич. и псевдоэпиграфич. произведений. Особый интерес для истории религии представляют Устав общины, Устав войны («Война сынов Света против сынов Тьмы») и Блат одарственные молитвы, или Гимны (евр. Hodayoth). Ессеи, несомненно, сочетали набожность в духе закона с гностич. мистикой. Последующие полевые раскопки принесли также монеты, хозяйств, тексты, юридич. документы и письма на пергаменте и черепках. Все это позволяет нарисовать подробную картину жизни и упадка поселения ессеев.

КУМЫ

КУМЫ (лат. Cumae), древнейшая, самая сев. греч. колония в Италии; основана ок. 750 до н. э. выходцами из Халкиды. К. были гл. центром греч. культурного влияния на Рим. Версия, согласно которой в К. появился лат. алфавит, в настоящее время представляется сомни юльной. В 474 до п. э. Гиерон I одержал у К. решающую победу над этрусками. В 421 город захватили самниты; в 338 жители К. получили статус рим. граждан (без права участия в выборах). Позднее К. стали рим. колонией. Сохранились развалины знаменитого святилища с оракулом Аполлона, в т. ч. - свод и проходы пещеры Сивиллы. Богатые находки были сделаны при раскопках греч. некрополя.

КУНАКСА

КУНАКСА - местечко к С. - В. от Вавилона, на левом берегу Евфрата. В 401 до н. э. великий царь персов Артаксеркс II победил здесь своего брата Кира, который восстал против него, претендуя на престол. В этой битве Кир погиб. Ксенофонт в «Анабасисе» описывает эти события как очевидец.

КУПИДОН

КУПИДОН (лат. вожделение), бог любви у римлян; вместе с Амуром соответствовал греч. богу любви Эроту.

КУПОЛЬНАЯ ГРОБНИЦА

КУПОЛЬНАЯ ГРОБНИЦА - круглая, чаще всего похожая на плетеный улей гробница; такие гробницы получили распространение в Средиземноморье еще в бронзовый и железный века на Кипре, Крите, в материковой Греции («Сокровищница Атрея» в Микенах). Традиция захоронения в К. г. сохранялась в первую очередь в тех регионах, где сходились традиции неск. культур (у фракийцев, скифов). С другой стороны, мот ильные сооружения купольного типа вошли через этрусков в рим. культуру, прежде всего в локальных вариантах.

КУПОЛЬНАЯ РОТОНДА

КУПОЛЬНАЯ РОТОНДА - К. р. со сводчатым куполом была изобретением рим. архитекторов, примененным при строительстве Пантеона. В античности были широко распространены бескупольные ротонды - толосы.

КУПОРОС

КУПОРОС - Из видов К. греки и римляне использовали железосодержащий медный К. с добавлением отвара чернильного орешка для окраски кожи в черный цвет. Другие К. (синие, желтые, зеленые) с различными добавками применялись в фармакопее и медицине, в частности как кровоостанавливающее средство. К. добывали путем собирания купорососодержащих подземных вод, из которых выпариванием получали кристаллич. К.

КУРАНТ

КУРАНТ - камень для растирания. Зернотерка неолитич. типа использовалась и в античности, в т. ч. для обработки минералов и растирания красок. К. изготовлялись из различных материалов, предпочти гельно из камней вулканич. происхождения; песчаник почти не употреблялся. В. 5 в. до н. э. К. заменили ручная вращательная мельница и почти одновременно появившаяся механич. мельница. С ее изобретением К. окончательно вышел из употребления, но продолжал существовать в качестве излюбл. детской итрушки.

КУРАТОР

КУРАТОР - титул высших должностных лиц в сенате в раннюю императорскую эпоху (например, curator aquarum управляющий водоснабжением, curator viarum управляющий дорогами и пр.). В настоящее время лицо, которому поручено попечение, опека или наблюдение за кем - или чем-либо.

КУРВАТУРА

КУРВАТУРА (от лат. curvatura), совр. термин, применяющийся по отношению к античной архитектуре, прежде всего храмовой, для обозначения нарочитого, едва заметного отклонения от геометрия, прямолинейности отдельных частей здания. К. использовалась для исправления оптич. искажений, возникающих при восприятии частей здания простым глазом и для усиления пластич. выразительности здания.

КУРГАН

КУРГАН - насыпь над др. мог илой; обычай захоронения в К. был особенно распространен у скифов. Устройство К. - погребальная камера и дромос (т. е. проход в нее) под земляной (иногда слож. из камней) насыпью указывает на связь с традицией погребальных сооружений М. Азии, Крита и Греции. Как свидетельствуют богатые находки (золотые украшения, оружие, повозки с упряжью и слугами), в К. хоронили представителей скифской знати.

Курган

рис. Дромос Царского кургана в Ольвии. Вход в погребальную камеру был закрыт двумя точно подогнанными каменными плитами.

КУРЕТЫ

КУРЕТЫ - в греч. мифологии слуги младенца Зевса, демонич. существа, пользовавшиеся культовым поклонением. Когда Рея спрятала новорожд. Зевса на Крите, желая спасти ею от Кроноса, К. должны были шумными танцами и бряцаньем оружия заглушить плач младенца. К. были, очевидно, др. критскими божествами растительности; наиболее близки им корибанты.

КУРИАЛЫ

КУРИАЛЫ - высшее сословие городов Римской империи. К. составляли городской совет, ведали городским управлением. Экономич. бремя, которое накладывалось на них системой государств, принуждения в соответствии с наследств, принадлежностью к сословию, а следовательно, и обязанностями (К. отвечали за поступление налогов от общины), приводило к упадку (с 3 в. н. э.) их экономич. положения, а также политич. и социального престижа.

КУРИЯ

КУРИЯ (лат. curia). В Др. Риме граждане делились на 30 К. По К. собирались т. н. куриатные народные собрания (комиции). Отсюда «К.» как обозначение места собраний и жертвоприношений. Позднее «К.» именовалось место заседания рим. сената: Гостилиева К. (Curia Hostilia); Помпеева К. (Curia Pompeiana), построена Помпеем, была закрыта после смерти Цезаря в 44 до н. э.; Юлиева К. (Curia Juliana), начата Цезарем в 46 до н. э., закончена Августом в 29 до н. э. В поздней античности К. именовались места заседаний высших органов в рим. пров. Со 2 в. К. называется совокупность учреждений, посредством которых папа римский осуществляет управление католич. церковью.

КУРОРТЫ

КУРОРТЫ - В античности существовали не только К. на водах, располагавшиеся вблизи целебных источников; для отдыха и лечения использовались также места с благоприятным климатом (в горах, в лесу, у моря); сюда прибывали не только больные, но и здоровые люди, желавшие отдохнуть и имевшие для этого достаточно средств. В Греции славились Эпидавр и Кос (и тут, и там находились святилища Асклепия), а в Риме знаменит был светский мор. К. Байи.

КУРОС

КУРОС (греч. юноша), принятое в археологии обозначение архаич. скульптурного изображения человеч. фигуры, которое достигло уровня монументальной скульптуры в 7 - 6 вв. до н. э. (по образцу вост. типов). К. - мужское соответствие коре и, подобно коре, является вотивной или погребальной статуей; прежде К. трактовался главным образом как статуя Аполлона, в наст, время преим. как изображение юноши, однако, скорее всего, представляет собой изображение мужской фигуры вообще.

КУРЦИЙ

КУРЦИЙ - Квинт Руф, рим. историк, написал ок. 50 н. э. (или в сер. 2 в. ?) обширный историч. трактат, посвящ. эпохе Александра Македонского (Historia Alexandri Magni Macedonis), представляющий интерес с точки зрения истории военной техники. Из 10 книг сочинения сохранилось 8.

КУРЦИУС

КУРЦИУС - 1. Эрнст (1814 - 1896), нем. историк в области классич. старины, инициатор и руководитель нем. раскопок в Олимпии (1875 - 1881). Приобрел особую известность своими исследованиями в топографии (порты, дороги, рынки, водоснабжение и пр.) и истории Афин, а также в области аттич. демократий. Осн. труды К.: «Греческая история до битвы при Херонее», («Griechische Geschichte bis zur Schlacht bei Charonea», 1857 - 1867), «Пелопоннес» («Peloponnesos», 1852), «История города Афины» («Die Stadtgeschichte von Athen», 1891) и публикация о результатах раскопок в Олимпии.

2. Людвиг (1874 - 1954), нем. археолог; внес существ, вклад в углубление проблемной постановки задач археологии обширным анализом художеств., философских и социально-политич. течений своего времени. Труды: «Античное искусство» («Die antike Kunst», 1923), «Настенная живопись Помпей» («Die Wandmalerei Pompejis», 1929), «Немецкий и античный мир» («Deutsche und antike Welt», 1950). КУРЫ. Предком домашнего петуха (греч. alektoris, лат. gallus domesticus) является индийский красный петух джунглей, одомашнивание которого, очевидно, произошло во 2-м тыс. до н. э. В Китае первые сведения о К. имелись уже в 2800 до н. э. В Ветхом завете и у Гомера о К. еще не упоминается. В районах к С. от Альп К. были одомашнены в бронзовом веке. В Средиземноморье изображение петуха встречается впервые во 2-й пол. 8 в. до н. э., в М. Азии К. появились в 6 в. до н. э., а в Греции, где они посвящались богу Асклепию, - в 5 в. до н. э. О. Делос славился разведением породистых К. Изображение петуха встречается на мн. монетах (например, в Сицилии). В Афинах даже бедняки имели К. Петуха часто использовали как предсказателя погоды. Увеличения веса К. достигали путем их кастрации. Римляне впервые узнали о К. в Галлии (отсюда назв. К. - gallus). Они использовали петухов для зрелищных боев и для ауспиций (гаданию по крику и полету птицы). В Италии разводили различные породы домашних К.

КУХНЯ

КУХНЯ - как спец. помещение для приготовления пищи появилась только в эллинистич.-рим. эпоху. До этого очаг находился в гл. помещении дома; дым выходил через отверстие в крыше. Климатич. условия позволяли готовить пищу под открытым небом или под легким навесом (как принято ныне на юге).

КУХОННАЯ ЛАТЫНЬ

КУХОННАЯ ЛАТЫНЬ (coquinaria или culinaria latinitas). С помощью этого понятия, содержащего в себе насмешку над латынью гуманиста Поджо Браччолини, Лоренцо Валла уподобил своего противника повару, профессия которого не считалась почетной. С 16 в. термин «К. л.» служит обозначением испорч. яз., пренебрегающего правилами грамматики и словообразования классич. латыни, т. е. прежде всего лаг. яз. церкви и Ср.-век. университетов.

Предыдущая страница Следующая страница