Словарь античности
Статьи на букву "М" (часть 5, "МОЗ"-"МЯС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МОЗ"-"МЯС")

МОЗАИКА

МОЗАИКА - изображение или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес, на декорируемую поверхность слое известкового раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидетельствуют как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различных пров. Римской империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития христианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаичные изображения исполнялись на стенах и сводах церквей. В эпоху Возрождения наблюдается некоторое оживление искусства М. (собор св. Марка в Венеции).

МОЙРЫ

МОЙРЫ (греч. Moira, лат. Моегае - доля, участь, судьба), греч. богини судьбы (идентичные рим. паркам), которые определяют срок жизни человека; дочери Зевса и Фемиды; иногда их изображали в образе старух. Наиболее известны три из них: Клото (прядет жизненную нить), Лахесис (определяет участь человека), Атропос (перерезает жизненную нить). В послеантичный период в литературе и искусстве М. в осн. именовались так, как это было принято в рим. мифологии, т. е. парками.

МОЛИТВА

МОЛИТВА - Обращение верующего к божеству. В античности М. могла сопровождаться жертвами и дарами. Молящиеся должны были быть ритуально чистыми (открытые ладони должны были быть обращены к небесам или культовым изображениям божества). После призыва к божеству и превознесения его могущества следовали просьбы молящихся, соединяемые с обетами в случае их исполнения. М. у римлян в большей степени, чем М. у греков, связаны определенным порядком слов. В начале каждой М. римляне обязательно призывали Януса или Юпитера.

МОЛНИЯ

МОЛНИЯ (греч. keraunos, лат. fulgur), являлась атрибутом верховного бога Зевса (лат. Юпитер), олицетворяла его могущество и одновременно служила ему оружием, например, в борьбе против титанов (изображение на большом Пергамском фризе). Пучок молний в руках Зевса свидетельствует о том, чю первоначально он почитался как божество, управлявшее небесными явлениями.

МОЛОН

МОЛОН - Аполлоний, род. ок. 100 до н. э. в Алабанде (Кария), в кон. 2 в. до н. э. преподавал риторику на о. Родос, где его в 78 до н. э. слушал Цицерон. Как преподаватель риторики М. пользовался большим авторитетом и считался ведущим представителем «родосской школы» ораторского искусства, которая по стилю занимала промежуточное положение между азианизмом и аттицизмом.

МОЛОССЫ

МОЛОССЫ - др. племя, населявшее центральную область Эпира вокруг совр. Иоаннины. С кон. 5. в. до н. э. в течение 200 лет М. занимали господствующее положение в Эпире. Наиболее известным царем М. считается Пирр. На их терр. в Додоне находилось святилище Зевса и оракул. М. вывели особую породу овчарок.

МОЛОТЬБА

МОЛОТЬБА - До создания приспособлений для М. люди извлекали зерна из колосьев на гладком глиняном гумне. Примитивное выбивание палкой могло удовлетворять потребности при небольших урожаях, которые были обычными в Др. Греции. Однако уже в эллинистич. время применялись молотильные сани с тяжелыми острыми камнями (tribolon), которые протаскивались через гумно. Весьма эффективным было карфагено-пуническое изобретение молотильных вальцов с железными шипами на их поверхности, имевших не цилиндрич., а конич. форму, чем достигалась круговая траектория движения при молотьбе. Молотильный цеп совр. типа вошел в употребление лишь ок. 400, возможно, он был создан в Африке. М. производилась в ветреные дни, веяние осуществлялось с помощью лопаты, редко при помощи сит.

Молотьба

рис. Postellum punicim (карфагенская молотильная повозка), 1 - повозочный ящик; 2 - большие наружные колеса; 3 - маленькие внутренние колеса; 4 - молотильные вальцы, снабженные тупыми железными шипами; 5 - крюк для привешивания к упряжной оснастке быков, которые ходят по округлому гумну (реконструкция по Варрону).

МОЛОХ

МОЛОХ - Представление о боге М., которому приносят в жертву детей, восходит к неправильному истолкованию евр. слова lamolek (нач. этому положила еще Септуагинта). На самом деле оно обозначает не бога, как удалось установить, а определен, вид жертвоприношения.

МОЛЬЕР

МОЛЬЕР - Жан Батист (наст, фамилия Поклен) (1622 -1673), франц. драматург; ряд его комедий написан на материале пьес рим. авторов. В комедии «Амфитрион» (поставлена в 1668) он использовал сюжет пьесы Плавта, но представил Юпитера в образе изящного сластолюбца с ярко выраж. человеч. слабостями. Под влиянием комедии Плавта «Аулария» М. написал пьесу «Скупой» (поставлена в 1668), где сделал объектом своей сатиры свойств, буржуа порок. Любовь к фарсу и буффонаде пробудилась у М. под влиянием грубоватого юмора и свободной манеры поведения героев Плавта. Теренцию же он обязан умением увлечь зрителя событиями на сцене (например, «Проделки Скапена», поставлена и издана в 1671). Он гораздо выше рим. сочинителей комедий, поскольку более оригинален, более беспощаден в разоблачении пошлости и невежества, а созданные им характеры более ярки и эмоциональны.

МОЛЯЩИЙ

МОЛЯЩИЙ (лат. Orans), стоящая фронтально женская или мужская фигура с молитвенно поднятыми руками. Наряду с Несущим агнца важный символич. образ позднеантичного и раннехристианского искусства, представляющий первоначально рим. и христианскую добродетель - благочестие, а позднее, в духе христианской символики спасения, библейские образы или душу умершего.

МОЛЯЩИЙСЯ МАЛЬЧИК

МОЛЯЩИЙСЯ МАЛЬЧИК - бронзовая статуя мальчика, по всей вероятности, копия с греч. оригинала кон. 4 в. до н. э., хранящаяся в Государственных музеях в Берлине. Назв. и трактовка сюжета статуи условны, т. к. руки скульптуры от нач. плеч дополнены. Статую «М. м.» возводят к адоранту работы Боэда, ученика Лисиппа.

МОМ

МОМ - греч. олицетворение порицания, злословия; у Гесиода сын ночи.

МОММЗЕН

МОММЗЕН (Mommsen) Теодор (1817 - 1903), нем. историк античности. В 1858 по инициативе М. и под его руководством начинается публикация «Корпуса латинских надписей» (т. 1 вышел в 1863). Берлинская академия поддержала этот фундаментальный научный труд. Написанная им с либеральных позиций «Римская история» (т. 1 - 3, 1854-1856; т. 5, 1885) и в наст, время является одним из наиболее популярных историч. сочинений (Нобелевская премия по литературе, 1902). Опубликовал работы: «Римское государственное право» (т. 1-2, 1871-1875), «Римское уголовное право» (1899), принимал участие в издании «Monumenta Germaniae Historica'4 («Памятники истории Германии») (серия «Auktores antiquissimi» «Древнейшие авторы», Берлин, 1877).

МОНА

МОНА - в эпоху античности назв. о. Мэн (позднее Монапия) в Ирландском м., но в первую очередь назв. о. Англси у сев.-зап. побережья Уэльса. Населявшие его кельты под руководством своих жрецов-друидов оказали ожесточ. сопротивление вторгшимся римлянам; рим. войска высаживались на М. под командованием Светония Паулина (61 н. э.) и Агриколы (видимо, 77 н. э.).

МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ (греч. единовластие), форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха; различные варианты М. были характерны для всех народов уже на ранней стадии их историч. развития, особенно в периоды потрясений и войн. В странах античного мира (Греция и Рим) не существовало такой формы М., как деспотия, свойств, государствам Др. Востока. Древнейшие источники по Греции (крито-микенская культура) и Риму (легенда о 7 царях) свидетельствуют о наличии института М., но в Греции уже в 8 в. до н. э. наступил этап политич. господства родовой знати, сосредоточившей в своих руках земельные владения и возглавлявшей общину. В классич. период М. как таковой не существовало. Монархич. форма правления существовала в эллинистич. государствах. Для политич. жизни как Римской империи, так и Византии была характерна тенденция к превращению существовавшей там системы управления в наследств. М.

МОНАСТЫРЬ

МОНАСТЫРЬ (греч. место уединения), отгорож. от внешнего мира место, где люди обитают и совершают культовые обряды. В рамках философских школ античности существовали культовые сообщества, но жизнь их членов была вполне открытой. Появление христианских М. не было спонтанным - их прообразом были кумранские общины, существовавшие уединенно, вдали от людей. Монахи-бенедиктинцы, орден которых был основан ок. 530, жили, подчиняясь строгим и единым для всех правилам. В православных, а также в коптских М. монах имел широкие возможности строить жизнь по своему усмотрению - разрешалось иметь даже рабов и женщин.

МОНАШЕСТВО

МОНАШЕСТВО - институт М. существует во всех мировых религиях. Согласно христианскому вероучению монашеское состояние обязывает к «уходу из мира» во имя приближения «царства божьего». Для концепции М. характерно наличие элементов дуализма, заимствованных из учения гностиков и трансформированных в соответствии с христианской доктриной. Нельзя отрицать определ. гуманистич. функции М. и его роли в развитии культуры. Первыми монахами следует считать отшельников (анахоретов), которые покидали семьи, отказывались от своего прежнего социального статуса и уходили в безлюдные места-горы, пустыни и т. д. Первым известным отшельником, впоследствии признанным родоначальником М., был Антоний Великий (ум. в 356), первый монасгырь (объединение монахов в общину с определ. уставом) был основан коптом Пахомием (ум. в 348) в Египте в 320. Начавшееся в 4 в. широкое распространение М. было обусловлено проникновением церкви во все сферы светской жизни после официального признания Константином I христианства. Из Египта М. распространилось по всей Римской империи. Византийское М. руководствовалось уставом Василия Великого (ум. в 379), зап.-европ. М. - уставом Бенедикта Нурсийского (ум. после 547). От монахов требовалось дать обет послушания, терпения, смирения, бедности и безбрачия. Если для византийского М. было характерно стремление довести аскетизм до крайности, о чем свидетельствует жизнь религиозной общины, основанной сирийцем Симеоном в нач. 5 в. и просуществовавшей до 10 в., то в Зап. Европе проявлялась тенденция к превращению монастырей в опорные пункты внешней экспансии.

МОНЕТА

МОНЕТА - 1. (лат. советница), одно из прозвищ рим. богини Юноны. Храм Юноны Монеты стоял на Капитолии. Там находились ее священные гуси и монетный двор. Отсюда возникло слово «монета».

2. (греч. nomisma, nomos, лат. moneta), форма денег, в ходе историч. развития сменившая примитивные формы денег - скот, слитки неблагородных или благородных металлов. Первые М., появившиеся в зап. части М. Азии, первоначально не нашли широког о применения в торговых отношениях и чеканились исключительно для упрощения выплаты жалованья воинам-наемникам и свободным труженикам. Поскольку речь шла о металлич. изделиях определ. размера, изображения на них означали, что тот, кто выпустил их, т. е. государство, гарантирует чистоту и вес металла, а значит, и полноценность изготовл. из него денежного знака. Постепенно утвердились круглая дисковая форма М. и характер изображений на обеих ее сторонах. В греч. полисах право чеканить собств. монету считалось свидетельством их независимого положения. Отсюда появление в обращении большого количества М. разных видов и различного веса. Надписи и изображения на них были в осн. связаны с традиционным культом олимпийских богов-небожителей. В эпоху эллинизма и последующие периоды появилось большое разнообразие эмблем и надписей на монетах, имевших различное значение. С их помощью кратко провозглашалась идеологич. программа и велась пропаганда политич. курса государства: «Возрождение счастливых времен» (fel. temp reparatio), «Вечный мир» (pax perp.), «Общественная свобода» (lib. publ.), «Согласие воинов» (concord, mil.). В Греции для изготовления М. использовали главным образом серебро; из электрона М. чеканили лишь на начальном этапе, уже в 6 в. до н. э. чеканили М. из него лишь в некоторых греч. полисах (в осн. в сев.-зап. части М. Азии). Бронзовые М., выпуск которых начался в 5 в. до н. э., оказались наиболее пригодными для розничной торговли. При Александре Македонском началось широкое производство М. из золота. Оно легло в основу денежных систем в зап. и вост. частях рим. державы. В эпоху Империи из латуни чеканили сестерции и дупондии, из меди - ассы; свинец (М., имевшие хождение в Иудее, Галлии и Британии) и олово лишь иногда использовались для изготовления М. В эпоху античности М. отличались друг от друга не по номиналу, а по весу, виду металла и эмблемам. Они имели силу законного платежного средства на протяжении мн. веков. М. с углубл. рельефным изображением чеканились исключительно в некоторых городах Нижн. Италии в 6-5 вв. до н. э.

МОНОЛИТ

МОНОЛИТ (греч.) высеч. из цельного камня скульптура, колонна и т. д.

МОНОПОЛИЯ

МОНОПОЛИЯ (греч. monopole, лат. monopolium, от греч. mono -один и poleo -продано). В древности монополистич. тенденции носили случайный и врем, характер. Известны такие виды М., как М. на производство (Кирена монополизировала изготовление лекарств, растения сильфий; Арреций - арретинской керамики) или М. на сбыт (закупка Афинами македонск. древесины). В Греции и Риме был монополизирован сбыт китайского шелка и индийских пряностей. Традиции др.-вост. государств особенно наглядно проявились в период эллинизма (особенно в государстве Птолемеев), где цари владели монополией на производство и продажу различных изделий (масло, пиво и пр.).

МОНОПТЕРОС

МОНОПТЕРОС (греч.), строение, крыша которого поддерживалась колоннами без целлы, для хранения культовой утвари, преим. круглой (образец - храм Августа и Ромы на Акрополе), а также прямоугольной формы. Его следует отличать от фолоса - круглого строения с целлой. В эпоху античности этот тип культового здания не получил широкого распространения. В периоды барокко и ампира М. часто строился в парках.

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (греч.), религиозное учение о едином боге, в эпоху античности представл. отдельными иудейскими пророками («Второисайя») и являющееся одним из осн. догматов христианства и ислама. В осн. для античности, несмотря на распространение монолатрии (почитание одного божества в одной местности) и наличие в некоторых философских учениях монистич. тенденций (Платон, Плотин), был характерен политеизм. В период поздней античности понимание сущности у гностиков способствовало укреплению пантеизма и панентеизма.

МОНОХОРД

МОНОХОРД (греч. однострунный), прибор для определения высоты тона струны и ее частей. Состоит из резонаторного ящика с натянутой над ним струной и располож. над ней подвижной подставки для изменения высоты звука. Изобретение М. приписывается Пифагору. Описание встречается у Евклида («Деление канона», 3 в. до н. э.) и авторов периода поздней античности. По прежнему назв. М. сторонников числовой системы интервальных соотношений, установл. с его помощью, именовали канониками. Во времена средневековья М. имел 2-3 струны и использовался для изучения законов акустики, а также для обучения пению. М. - предшественник клавикорда (19 в.), одного из старейших клавишных инструментов.

МОНТАНИСТЫ

МОНТАНИСТЫ - ранняя христианская секта, основанная ок. сер. 2 в. в М. Азии Монтаном, который считал себя предвестником «второго пришествия». М. проповедовали приближающийся конец света, наступление 1000-летнего царства, призывали вести аскетич. образ жизни. В 3 в. этот призыв в осн. послужил причиной враждебного отношения к секте со стороны официальной церкви, тогда как проповедь ожидания в скором будущем «второго пришествия» не играла никакой роли. М. выступили продолжателями традиций первых христианских общин.

МОНТЕВЕРДИ

МОНТЕВЕРДИ - Клаудио (1567-1643), итал. композитор. Придал жанру, родившемуся вследствие попыток представителей флорентийской камераты в кон. 16 - нач. 17 в. возрождения др.-греч. традиции на основе монодич. склада, получившему назв. оперы, подлинно драматич. звучание. Уже для музыки его первых опер («Орфей», 1607; «Ариадна», 1608) характерно творч. отношение к тексту, сюжету и возможностям их сценич. воплощения. Его поздние сохранившиеся оперы («Возвращение Улисса на родину», 1641; «Коронация Поппеи», 1642) отличаются более широким пониманием музыкальных форм. Широко используя мифологич. сюжеты, эпизоды из истории Римской империи аллегорию, композитор создал величеств, жизненное полотно с сочетанием трагедийных и комически-бытовых коллизий.

МОНТЕ-КАССИНО

МОНТЕ-КАССИНО - прославившийся собранием рукописей бенедиктинский монастырь, в 529 основанный Бенедиктом Нурсийским на горе на Via Latinа, в бывшей земле вольсков (совр. Кампания). Полностью разрушен в годы второй мировой войны (в 1950-1954 восстановлен). Находившемуся под горой г. Кассино в новое время было возвращено др. назв. -Касинум; в период средневековья он назывался Сан-Джермано.

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ - Мишель де (1533-1592), франц. философ, продолжатель традиций античных скептиков. С позиций скептицизма этот один из крупнейших представителей франц. Возрождения выступал против схоластики, религиозного фанатизма, резко критиковал феодальные порядки и католич. духовенство («Опыты»).

МОНУМЕНТ ГАРПИЙ

МОНУМЕНТ ГАРПИЙ - надгробный памятник в Ликии (М. Азия), т. н. башня-могила, в которой могильный склеп расположен на возвыш. цоколе. Вход был оборудован с зап. стороны, погребальная камера украшена со всех сторон рельефами. Эти рельефы теперь хранятся в Британском музее. На них изображены героизированные мертвые и девы-птицы, которые уносят души усопших. Девы-птицы ошибочно истолковывались как гарпии. М. г. - произведение вост. - греч. искусства рубежа 6-5 вв. до н. э.

МОНФОКОН

МОНФОКОН (Monfaucon) Бернар де (1655-1741), франц. монах-бенедиктинец, историк церкви и филолог. Заложил основы греч. палеографии. М. в 1719 начал выпуск 10-томной «L'Antiquite expliquee et representee en figures» («Античная эпоха с комментариями и гравюрами»), В 40 тыс. гравюр, вошедших в издание, были представлены все известные к тому времени историч. и художеств, памятники античности.

МОПС

МОПС (лат. Mopsus), в греч. мифологии знаменитый прорицатель, внук Тиресия, состязался с прорицателем Калхасом и победил его; вместе с Амфилохом основал оракул в г. Маллосе (Киликия).

МОР

МОР - Томас (1478-1535), политич. мыслитель и один из крупнейших представителей утопич. социализма; вместе с Эразмом Роттердамским перевел на лат. яз. произведения Лукиана. Осн. сочинение М. - политич. трактат «Утопия» («De optimo statu rei publicae deque nova insula Utopia» - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», 1516). В ней продолжены традиции обществ, мысли античного мира (Платон, Цицерон и т. д.); от этой книги ведет происхождение сам термин «Утопия» (греч. «место, которое не существует»). М. нарисовал сатирич. картину социально-политич. отношений в Англии и Франции и противопоставил им идеальный обществ, строй острова Утопия (частная собственность ликвидирована, труд обязателен для всех граждан). Сочинение М. стоит у истоков социальных утопич. теорий.

МОРА

МОРА (греч.), подразделение тяжеловооруж. воинов-пехотинцев (гоплитов) в спартанской фаланге численностью 1024 человека.

МОРАЛЬ

МОРАЛЬ (от лат. mores - обычаи, нравы, moralis -нравственный), совокупность нравств. норм; может носить как дескриптивный, так и нормативный характер. К этому выводу пришел еще Аристотель. М. греков и римлян была обусловлена социальными особенностями и менялась вместе с ними. Теоретич. дисциплина, объектом изучения которой является мораль (моральная теория, этика), была неотъемлемой частью античной философской мысли. Еще в дошедших до нас изречениях мудрецов разбирались этич. проблемы (без теоретич. обоснования нравств. норм).

МОРМОНА

МОРМОНА - в греч. мифологии являвшееся в виде женщины чудовище, которое похищало детей.

МОРСКАЯ ВОЙНА

МОРСКАЯ ВОЙНА - В Греции афинский военный флот во всем превосходил спартанский. Тактика морского боя у греков вначале была проста: корабль противника таранили окованным железом тараном дл. 2,7 м, затем перебрасывали абордажные мостики и мор. пехота захватывала его. В эллинистич. эпоху тактика мор. боя обогатилась. Боевая мощь кораблей с тремя, четырьмя и пятью рядами весел значительно возросла благодаря боевым башням с установл. в них метательными машинами. Наряду с тараном стали применять проход вплотную, борт о борт с кораблем противника, чтобы поломать ему весла; широко распространен был абордаж. Для римлян М. в. (за исключением 1-й Пунической войны 264-241 до н. э.) не играли решающей роли. Они также применяли таран и абордаж, метательные машины и зажигательные снаряды.

МОРФЕ

МОРФЕ (греч. форма, образ). Понятие в философии Аристотеля: движение или процесс возникают только вследствие внесения активной М. в бесформ, и неопредел, вещество («первая материя»). Вещество при этом есть лишь возможность (dynamis) того, что в готовой вещи может стать действительностью благодаря М. Осуществление поэтому сообразуется с конечной целью (энтелехия). Аристотель, непременно связывая М. с веществом («вторая материя») и выводя отсюда любое развитие, полемизирует тем самым с идеалистич. пониманием формы (или идеи) у Платона.

МОРФЕЙ

МОРФЕЙ (лат. Morpheus), греч. бог сновидений, сын бога сна Гипноса, являющийся людям в самых разных образах. В осн. изображался в виде крылатого существа. От М. происходит назв. снотворного вещества морфия.

МОСТ

МОСТ - Уже в микенские времена возводились небольшие стрельчатые каменные мосты. К 5 в. до н. э. относится построенный в лаврионском горнорудном районе в Бравроне каменный мост длиной 9,2 м и шириной 9 м. В Книде был сооружен виадук с длиной пролета 7,6 м. В основном же предпочитали строить плашкоутные и деревянные мосты. В 5 в. до н. э. римляне возвели через Тибр мост, покоившийся на деревянных сваях (Pons sublicius). Наивысшею достижения в мостостроительстве добился Аполлодор, построивший через Дунай мост протяженностью 1070 м, который покоился на 20 опорах, несших балочно-подкосные конструкции, и имел длину пролета 50 60 м. Построенные Цезарем за 150 лет до этого М. через Рейн имели, по-видимому, не меньшую длину. До сих пор функционирует Мозельский мост возле Трира. Красивейшим античным М. является М. через Тахо возле Алькантары (сохранилась надпись) высотой 54 м; длина его пролегов составляет 36 м. М. имели проезжую часть (iter), тротyap (decursorium dextrum и sinistrum) и перила (plutei).

Мост

рис. Mocт через p. Тахо возле Алькангары.

МОСТОВАЯ

МОСТОВАЯ - мощеные улицы (городские и междугородние дороги), площади, дворы и пол появляются в различных регионах Средиземноморскою басе, на Крите, в Микенской Греции, в Италии приблизительно с эпохи бронзы, т. е. со 2-го тыс. до н. э., а с кон. 2-го тыс. до н. э. и в Месопотамии. Мощение улиц до 2 в. до н. э. было явлением сравнит ельно редким. В классич. и эллинистич. Греции в отдельных случаях мостились храмовые и рыночные площади и пол официальных зданий, чаще «священные пути», ведущие к святилищам вне города, изредка - отрезки гл. улиц больших городов и почти никогда - сельские улицы. Широко распространено было мощение улиц в Римской империи, где оно достигло высокого технич. уровня. В 4 в. до н. э. началась постройка сети мощеных дорог в Италии, во 2 в. до н. э. дороги мостились уже в пров.; в сер. 2 в. н. э. мощение дорог было в осн. закончено. Улицы Рима между 4 и 2 вв. до н. э. были почти целиком замощены, а позже - и гл. улицы в различных провинциальных городах. Рим. М. состояла в начале из полигональных, а потом прямоуюльных плит, полож. на основание из известкового раствора. Имелись булыжные М., а также из плотно утрамбованной каменной крошки (щебня) или из скрепл. известкой гальки (бетон), но кирпичных М. не было. Подсыпкой, как правило, служил двухслойный фундамент и соединительный слой (толченая галька или кирпич на известке). Общая толщина подсыпки и вымостки достигала 100 - 140 см. В соответствии с местными особенностями употреблялись различные строительные материалы, часто встречались отклонения от обычной конструкции. По краям дорог ставились бордюрные камни или делались приподнятые, в осн. также замощенные, тротуары. В городах торчащие из М. камни облегчали переход граждан через улицу. Широкие улицы были замощены лишь частично. В целях отвода воды, которая, как правило, стекала в желобки под или рядом с улицей, М. были слегка выгнуты.

МОСХ

МОСХ (род. ок. 150 до н. э.), греч. грамматик и поэт-буколик, уроженец Сиракуз (Сицилия); автор написанною гекзаметром эпиллия «Европа» о похищении Зевсом Европы. Для этого произведения характерно сочегание фривольного содержания с умелым владением приемами стихосложения. Из его «Буколик» (пастушеская поэзия) сохранились 3 стихотворения. В написанном текзаметром «Убежавшем Эросе» рассказывается, как Афродита ищет сбежавшего сына.

МОЧА

МОЧА - Недостаток мыльного средства, приготавливаемою из свиного сала, заставлял в качестве аммиачного мыла использовать для очистки загрязн. полотна М. Постоянное употребление для кожи косметич. масел требовало частой чистки платья и постельного белья, поэтому потребность в М. была весьма велика. В рим. эпоху сукновалы устанавливали на ут лах улиц врытые в землю амфоры для сбора М. Веспасианом такая практика была обложена налогом. Эскимосы до сих пор используют М. как моющее средство.

МРАМОР

МРАМОР (греч. блестящий камень), кристаллич. юрная порода, в эпоху античности широко применяемая как строительный материал и используемая также для создания скульптурных и мозаичных композиций. Его разновидностью были пентелейский (мелкозернистый с желтоватым оттенком) и гиметтский (серый М.), добываемые в Пентеликоне и Гиметте (Аттика). В эвбейских месторождениях добывали каристийский (различных оттенков, мелкозернистый), а на о. Парос белый, среднезернисгый М., из которого были изваяны мн. знаменитые статуи. В Др. Италии разрабатывались месторождения в Луни (Каррара), в них добывался белый с голубоватым оттенком, т. н. лунский М., широко использовавшийся как скульптурный материал в эпоху Империи.

МРАМОРЫ ЭЛЬДЖИНА

МРАМОРЫ ЭЛЬДЖИНА - остатки скульптурной коллекции, которые в 1801 1803 были сняты с Парфенона на Акрополе и по указанию британского посла в Константинополе лорда Эльджина вывезены из Афин. В 1816 они оказались во владении Британского музея.

МСТИТЕЛЬ

МСТИТЕЛЬ (лат. Ultor), эпитет Марса, а иногда и Юпитера. Во 2 до н. э. Август посвятил Марсу М. храм (как мстителю за смерть Цезаря, усыновившего Августа).

МУЗЕЙ

МУЗЕЙ (лат., греч.). В античную эпоху не существовало М. в совр. понимании, хотя жрецы храмов и священных рощ, например, храмов Геры в Олимпии или Аполлона в Дельфах, сосредоточивали у себя произведения искусства. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Др. Риме (Азиний Поллион, Юба) уже можно рассматривать как прообраз совр. М.

МУЗЫ

МУЗЫ (греч. Musai, лат. Musae), в античную эпоху сначала богини - покровительницы искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее покровительницы наук и всей творч. деятельности. Мнемосина родила их от Зевса в Пиэрии у Олимпа. Первоначально чтили 3 М., затем их стало 9. Впервые их имена назвал Гесиод. Почести им воздавались в Пиэрии, на Геликоне и в Дельфах, где были источники Иппокрена и Кастальский ключ. М. вдохновляли поэтов, помогали советом, и поэтому поэты обращались к ним в зачинах своих произведений. Только в рим. время их функции окончательно разграничились: Эрато (лат. Erato) - покровительница лирич. поэзии и эротич. стихов; Эвтерпа с флейтой сопровождала лирич. песнь; Каллиопа (лат. Calliope) - М. эпич. поэзии; Клио (лат. Clio) - М. истории; Мельпомена (лат. Melpomene) - М. трагедии; Полигимния (вариант Полимния) - М. танца, музыки; Терпсихора (лат. Terpsichore) - М. танца; Талия (лат. Thalia) - муза комедии; Урания (лат. Urania) - М. астрономии. В изобразительном искусстве представлены как групповые, так и индивидуальные изображения М. Например, «Три музы», рельеф из сокровищницы Лето в Мантинее; статуя Кановы «Полигимния». Тема М. стала одним из излюбл. сюжетов живописи (картины А. Мантеньи, Рафаэля, Боттичелли, Тинторетто, Пуссена, Лоррена), их часто изображали вместе с Аполлоном. Композиторы (опера Генделя «Терпсихора») и поэты (Гёльдерлин «Мнемосина»; П. Клодель) лишь изредка использовали в своем творчестве эту тему.

МУЗЫКА ВОЕННАЯ

МУЗЫКА ВОЕННАЯ - Как и в государствах Др. Востока, в странах античной культуры широко использовали музыкальные инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, военных оркестров не существовало, поскольку музыканты не только исполняли М. в., но и играли в храмах. У греч. племен такие музыкальные инструменты, как труба (салпинкс) и горн (кохлос), применялись для подачи сигналов к выступлению в поход и атаке. Судя по сохранившимся лит. и художеств, памятникам, наиболее широко использовался салпинкс. В Риме М. в. отличалась жанровым разнообразием и восходит к др. традициям. Об объединениях трубачей (tubicines) и горнистов (cornicines) говорится уже (6 в. до н. э.) в т. н. Сервиевых установлениях. Осн. музыкальные инструменты для исполнения М. в. - тубу, литуус и корну римляне унаследовали от этрусков, но их заслугой является разработка системы разнообразных сигналов для оповещения и управления войсками. Наряду с ними в эпоху Империи исполнялись также марши. Трубачи играли тревогу, подавали сигналы к выступлению и атаке, при несении лагерной службы, а также играли по различным торжеств, поводам - во время триумфальных шествий, похорон и гражданских праздников. Горнисты подавали сигналы знаменосцам и воинам, несшим знаки легионов, а на поле боя они действовали вместе с трубачами.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - О конструкции и музыкальностровыразительных возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранившиеся изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произведения. Источником звука в струнных инструментах служит натянутая струна, которую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни. Наиболее широкое распространение получили 4-струнная форминга, упоминаемая в эпич. поэмах Гомера; применявшаяся как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображения относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на которой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности - облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в которых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду многострунных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярностью пользовался авлос, наиболее характерным образцом которого является двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображения сиринги - многоствольного инструмента, пользовавшегося популярностью среди пастухов (флейта Пана), а гакже салпинкса, на котором исполняли маршевые военные мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодических. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классик, типа и совершенствование исполнительского искусства. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенствованные конструкции труб - литуус и корн. Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и поперечную флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинистич. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела люгня и ее различные разновидности. Была усовершенствована конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения количества отверстий. Широкое распространение получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения военной музыки использовались этрусские духовые инструменты - туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, которые применялись для сопровождения спектаклей и различных публичных зрелищ. Соединение каст аньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религиозных церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды - на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объединяли также в ансамбли, которые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.

Музыкальные инструменты

рис. Музы и Мусей со струнными музыкальными инструментами и двойными авлосами (рисунок на аттической амфоре, ок. 440 до н.э.).

МУЛ

МУЛ (греч. hemionos, лат. mulus), судя по описаниям Гомера и Анакреонта, первыми этих гибридов лошади (кобылы) и осла (самца) стали разводить в М. Азии племена мириев и энегов. Eго использовали в качестве вьючного животного.

МУЛЬВИНСКИЙ МОСТ

МУЛЬВИНСКИЙ МОСТ (pons Mulvius, совр. ponte Molle), др. мост через Тибр па Фламиниевой дороге севернее Рима, упоминаемой, например, в связи с заговором Каталины. В кон. октября 312 Константин I, разгромивший войска Максенция в битве у местечка Сакса-Рубра (Красные скалы), по ту сторону Тибра, торжественно вступил по М. м. в Рим.

МУМИЯ

МУМИЯ - в Др. Египте тело, предохраняемое от разложения искусств, способом. Этою требовала веpa в загробную жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмен, сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распространения. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойного культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истечении ритуального срока в 70 дней труп вынимали и в зависимости от имеющихся средств на му мификацию заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впоследствии появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующими веществами и опускались в саркофаг . Амулеты, помещ. между пог ребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

Мумия

рис. Мумия.

МУНДА

МУНДА - юрод в рим. пров. Испания Бегика севернее Гибралтара. Неподалеку от него Цезарь в 45 до н. э. разгромил армию сына Помпея под командованием Лабиена и стал полновластным правителем Римской державы.

МУНЕРА

МУНЕРА (лат. sg. munus - служба, должность, поручение), повинность или обязанность, налагаемые на рим. граждан государством. Они были обязаны занимать определ. должности, платить налог и выполнять другие муниципальные повинности (например, выделять в распоряжение армии вьючных животных, поставлять зерно, поддерживать в исправном состоянии дороги и мосты). Некоторые из них налагались на определ. срок, другие были постоянными. В эпоху Римской империи М. тяжким бременем легли на плечи населения. В Др. Греции М. соответствовала литургия.

МУНИЦИПИЙ

МУНИЦИПИЙ (лат.). В отличие от колоний, основанных рим. гражданами на завоеванных терр., юридич. статут М. присваивался имевшим самоуправление городам Италии, жители которых пользовались 01 ранич. правами рим. гражданства (cives sine suffragio - - не имели права голоса). Присвоение обеих категорий прав рим. гражданства получило широкое распространение уже в 4 в. до н. э. Особенно широко права рим. гражданства присваивались со времени диктатуры Цезаря и принципата Августа. В эпоху Империи разница между колониями и М. сглаживается; они имеют одинаковое устройство: магистратуры по рим. образцу, совет декурионов, приравнивавшийся к сенату, народное собрание. В 212 от имени Каракаллы был опубликован эдикт, согласно которому на все свободное население Империи были распространены права рим. гражданства.

МУСАГЕТ

МУСАГЕТ - Музаг ет (греч. водитель муз), в греч. мифологии одно из имен Аполлона, считавшегося покровителем муз.

МУСЕЙ

МУСЕЙ (. шт. Musaeus).

1. В греч. мифологии певец, поэт и герой, почитавшийся афинянами. По одной из версий мифа, М. был сыном Селены, считался учеником Орфея и предшественником Гомера; позднее ему приписывали некоторые поэтич. сочинения (пророчества, культовые песни).

2. Представитель эпич. жанра в позднегреч. литературе. Сведений о его происхождении не сохранилось (примерно 5-6 вв.). Автор написанного гекзаметром в подражание Нонну эпиллия «Геро и Леандр» (340 строк). Впоследствии этот сюжет лег в основу мн. произведений (К. Марло, Ф. Шиллер, Грильпарцер).

МУСЕЙОН

МУСЕЙОН (греч. место пребывания муз), первоначально место, посвящ. музам, затем созданное Птолемеями в 3 в. до н. э. в Александрии Египетской и отданное под покровительство муз научное учреждение, в котором наряду с разработкой филологич. проблем занимались исследованиями в области астрономии, математики, ботаники и зоологии с использованием самого совр. для того времени оборудования. М. был разрушен в 3 в. н. э., до 4 в. н. э. научные исследования велись в Серапейоне.

МУТАЛ

МУТАЛ - совр. араб. Вади-Мелег (возможно, Тесса или Сильвана), река в Сев. Африке, берег нач. в Нумидии (совр. Алжир) и впадает в протекающую по терр. рим. пров. Африка (совр. Тунис) р. Багдаду (Багдадас) (совр. араб. Меджерда). У р. Мутал в 109 до н. э. произошла решающая битва между войсками нумидийского царя Югургы и рим. армией под командованием консула Цецилия Метелла.

МУТИНА

МУТИНА (совр. Модена), в древности эгрусский город на Паданской равнине между притоками р. По, с 183 до н. э. рим. колония. Из-за благоприятного в стратегич. отношении положения М. часто оказывалась в центре боевых действий; в 43 до н. э. здесь укрепился Брут, против которого двинулся со своим войском М. Антоний. Спартак одержал здесь победу над рим. армией. Жители М. занимались скотоводством, виноградарством, изготовлением керамики.

МУТУЛ

МУТУЛ (лат. консоль), элемент в дорич. ордере; плоский выступ под триглифом, изображающий концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей под ними; прототипом М. были стропила двускатной крыши в др.-греч. деревянной архитектуре.

МУЦИИ

МУЦИИ - др.-рим. плебейский род.

1. М. Сцевола (Левша), легендарный герой раннего периода рим. истории; схвач. после неудачного покушения на царя Э1 русков Порсенну, положил руку в от онь, чтобы доказать свое мужество. Согласно легенде, пораженный Порсенна отпустил его и снял осаду Рима.

2. П. М. Сцевола, консул в 133 до н. э., поддержал аграрную реформу Тиберия Гракха. Автор 10-томного труда по проблемам права, отрывки из которого приводятся в сочинениях Цицерона и пр. видных рим. юристов.

3. К. М. Сцевола (140-82 до н. э.), консул в 95; стремился пресечь злоупотребления в рим. пров. Азия, навлек на себя вражду всадников и был убит. Написал трактат по гражданскому праву; в «Дигестах» приводятся или отрывки из него, или тексты, на нем основанные. Учитель Цицерона.

МЫЛО

МЫЛО - На Др. Востоке и в Египте были известны только мылообразные продукты (содержащие щелочи), которые использовались как для поддержания чистоты, так и в лечебных целях. Греч, и рим. писатели упоминали в своих произведениях смегму, соду, головную помаду (sapo) и др. Вряд ли речь шла о настоящем М. Античное М. приготовляли посредством варки жиров со щелоком (древесная зола).

МЮНХЕН

МЮНХЕН - Собрание древностей, созданное в столице баварского герцогства М. (1569-1572), представляло собой единств, монументальный музей античного искусства, который возник в Сев. Европе в эпоху Возрождения. Собрание античной пластики Людвига I было выставлено в глиптотеке Кленце (1830) и пополнено знаменитыми статуями (например, «Аполлон Тснейский», «Мюнхенский курос»). Наряду с ним был также создан музей художеств, ремесел (вазы, бронзовые изделия, терракотовые скульптуры).

МЯСОТОРГОВЛЯ

МЯСОТОРГОВЛЯ - В раннюю эпоху как в Греции, так и в Риме пастухи и крестьяне сами забивали скот (коров, свиней, коз, овец), а позже и домашнюю птицу. Лишь в эпоху расцвета Афин и в Риме в период поздней Республики появились профессиональные мясники, осуществлявшие торговлю мясом в соответственно оборудованных помещениях, частично также вразнос, что у Цицерона и Ливия рассматривалось как презираемое занятие. Or разносчиков следует отличать мелких торговцев, которые предлагали свой товар (мясо и мясные продукты) на рынках в особых ларьках, получая его от сельскохозяйств. производителей и на бойнях, откуда мясо сбывалось крупным торговцам.

Мясоторговля

рис. Изображение мясной лавки: мясник с топором за рубильным блоком; покупательница в кресле (по оригиналу в Дрездене, Альбергинум).

Предыдущая страница Следующая страница