Словарь античности
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")

ДАВИД

ДАВИД - Жак Луи (1748 - 1825), франц. живописец, пионер классицизма. В период своего первого пребывания в Риме (1775 - 1780) изучал труды Винкельмана, копировал антики, работу с которыми он воспринимал как прозрение. Его написанная в Риме в 1784 - 1785 по заказу Людовика XVI картина «Клятва Горациев» (Лувр) порывала с традициями рококо тематически (призыв к освобождению) и формально (подчеркнутые линии, сдержанные тона, детали антиквариата). Картина была восторженно принята в Париже. Во время революции Д. стал на ее сторону. Позже был придворным живописцем Наполеона I, написал неск. его портретов. Участвуя в делах при дворе (коронация, выдача дворянских грамот, оформление придворных празднеств империи). Д. достиг высокого положения. Будучи модным живописцем, создал многочисл. портреты. Портрет мадам Рекамье в античной драпировке (1800, Лувр) принадлежит к наиболее значительным произведениям живописи эпохи классицизма.

ДАЙМОНИЙ

ДАЙМОНИЙ (греч. daimonion - божественное), философское понятие, встречавшееся прежде всего у Сократа и Платона. Означало способность отдельных людей, выступающих в качестве советчиков, предлагать рациональные решения в общих интересах. Это качество воспринималось как нечто божественное. Ксенофонт причислял сократовский Д. к искусству предсказания, Платон толковал его как совесть.

ДАКИ

ДАКИ - фракийский народ, родств. гетам. С 7 по 4 в. до н. э. Д. находились под влиянием кочевников-скифов, а с 3 по 2в. до н. э. - кельтов. В 1 в. до н. э. при Буребисте Д. были объединены, их влияние распространилось и на другие страны (например, победа над бойями).

ДАКИЯ

ДАКИЯ (лат. Dacia), страна даков, располагавшаяся между Дунаем, Тисой, Карпатами и Днестром (приблизительно соответствует терр. совр. Румынии). После завоевания Траяном Д. стала рим. пров., охватывавшей в осн. совр. Банат, Валахию и Трансильванию. Первый завоевательный поход против дакского царя Децебала осуществил в 85 - 88 Домициан, однако покорить Д. и сделать ее рим. пров. удалось лишь Траяну в 101 - 106 (рельефные изображения этих событий имеются на триумфальной колонне Траяна и обелиске победы у Адамклиси). В 118 - 119 Д. была разделена на Верхнюю и Нижнюю (Dacia Superior и Inferior), в 158 - 159 - на три пров., однако уже к началу войны с маркоманами (166) была вновь воссоединена под назв. «провинции трех Дакий». Со времени Марка Аврелия Д. подвергалась неоднократным вторжениям чужих народов (бастарны, роксоланы и другие). Под давлением готов (с 236) и карпов (с 248) Д. была оставлена Аврелианом и с 270 - 275 часть коренного населения переселилась в области южнее Дуная. Важнейшими центрами Д. были лагеря рим. легионов и колонии. Большое значение имело горное дело (добыча железа, свинца, серебра, золота). Дорожное строительство способствовало развитию торговли. К нач. рим. господства в опустошенную войнами страну из других частей Римской империи переселились многочисл. колонисты. Весьма значительные археологич. раскопки производились в 20 в., особенно в 1945.

ДАКСКИЙ ЯЗЫК

ДАКСКИЙ ЯЗЫК - язык, на котором говорили даки, принадлежавшие к фракийским племенам, проживавшим севернее Нижнего Дуная. Незначительные сохранившиеся остатки Д. я. принадлежат к фракийскому яз.

ДАКТИЛЬ

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец), стихотворная стопа, состоящая из одного долгого и двух кратких слогов: - U U (например, aureus). Наиболее распростран. размеры Д. - гекзаметр и пентаметр.

ДАЛМАЦИЯ

ДАЛМАЦИЯ (лат. Dalmatia), местность, располож. на С.-З. Балканского полуострова и насел, иллирийцами, кельтами, а также фракийцами. В 4в. до н. э. на мор. побережье Далмации были основаны некоторые греч. колонии. В 229 до н. э. началось рим. вторжение (две Иллирийские войны, 229 - 228 и 219). Во 2 - 1 вв. до н. э. население Д. много раз восставало против римлян вплоть до времени Октавиана (34 - 33 до н. э.), которым Д. была покорена и присоединена к пров. Иллирик. В 6 - 9 н. э. Тиберий подавил восстание в Д., после чего были образованы две иллирийские пров.: Illyricum Superius (со времен Флавиев называемая Д.) и Illyricum Inferius (Паннония). Диоклетиан выделил юж. часть Д. со Скодрой (совр. албанский Шкодер) в качестве пров. Превалитана. Римляне организовали в Д. военные лагеря и поселения ветеранов. Столицей пров. стал г. Салоны (Salonae). Неск. императоров Рима (например, Диоклетиан) были выходцами из Д. В Д., богатой рудой, деревом и продуктами пастбищного хозяйства, проводилась интенсивная романизация. В 6 - 7 вв. в Д. стали селиться славянские племена.

ДАМАСК

ДАМАСК (Damaskus), город в Сирии; упоминается уже во 2-м тыс. до н. э., позднее стал центром арамейского государства. В 332 до н. э. был завоеван Александром Македонским; после этого входил в состав государства Селевкидов. В 85 до н. э. Д. попал под власть набатеев, в 66 до н. э. - покорен римлянами (там был построен храм Юпитера Дамасского). При Адриане Д. был на правах метрополии, при Александре Севере - существовал как колония. В 635 Д. завоевали мусульмане-арабы.

ДАМОКЛ

ДАМОКЛ (греч. Damokles), фаворит при дворе Дионисия I (по другим источникам - Дионисия II) из Сиракуз, который завидовал богатству, власти и счастью тирана. Последний посадил его за праздничный пир в качестве правителя на один день, но при этом велел повесить над головой Д. меч на конском волосе. Увидев над своей головой обнаженный меч, Д. понял призрачность счастья и благополучия. С тех пор словосочетание «дамоклов меч» стало нарицательным для обозначения грозящей опасности при видимом наслаждении и счастье.

ДАМОН

ДАМОН (греч. Damon), греч. теоретик музыки из Афин сер. 5 в. до н. э., советник Перикла. Был выслан из Афин как пособник тирании. В письмах к членам ареопага (возможно, 462 до н. э.) впервые сформулировал классич. учение об этосе. Он исследовал отдельные звуковые ряды и ритмы, исходя из их этич. ценности, подчиняя их задаче воспитания юношества. Изменения в манере пения он связывал с потрясением обществ, порядка, поэтому отвергал музыкальные новшества.

ДАМОФОН

ДАМОФОН - из Мессены (греч. Damophon), греч. скульптор 2 в. до н. э. Создавал культовые изображения, в их числе «Госпожа» («Despoina») в Ликосуре (Аркадия), которая возвышается рядом с Демегрой. С одной стороны находится Артемида, с друюй гитан Анит. Оставшиеся части скульптур (прежде всего головы) сохранились в Афинском национальном музее. Дамофон реставрировал скульптурное изображение Зевса работы Фидия в Олимпе.

ДАНАИДЫ

ДАНАИДЫ - в греч. сказаниях 50 дочерей Даная из Египта. Когда Д. должны были против своей воли и желания отца выйти замуж за 50 сыновей своего дяди Египта, вместе со своим отцом они бежали в Apгос, на родину своей прародительницы Ио. Данай в союзе с царем Пеласгом из Аргоса оказал сопротивление преследовавшим их сыновьям Египта. Потерпев поражение, посоветовал дочерям, противившимся неизбежному брачному союзу, убить своих мужей в брачную ночь. Кроме Гиперместры, все остальные дочери последовали эюму совету. Позднее они или вышли замуж за победителей соревнований, или оставались в безбрачии, а в преисподней в наказание за убийство должны были носить воду в бездонный сосуд (отсюда «работа данаид» бессмысленная работа). Трагедия Эсхила «Умоляющие о защите»; скульптуры Родена.

ДАНАЙ

ДАНАЙ - отец Данаид.

ДАНАЙЦЫ

ДАНАЙЦЫ - В эпосе Гомера греки назывались Д. (или ахейцами). «Дары данайцев», приносящие беду, деревянный конь, внутри которого были спрятаны греч. воины. Несмотря на все предостережения Лаокоона, конь был втащен в город самими троянцами.

ДАНАЯ

ДАНАЯ - в греч. сказаниях дочь аргосского царя Акрисия. Когда Дельфийский оракул предсказал царю смерть от руки собств. внука, Акрисий заключил Д. в подземную темницу. Однако Зевс проник к Д. в виде золотого дождя, и она родила Персея. Посаженная вместе с сыном в заколоч. ящик, Д. по приказу Акрисия была брошена в открытое море. Ящик выбросило волной на берет о. Серифос, царь которого Полидект пожелал взять Д. в жены, а потому отправил подросшего Персея с поручением добыть голову Медузы. После возвращения Персея Д. была освобождена от Полидекта и вместе с Персеем возвратилась назад в Аргос. Картины Корреджо, Тициана, Тинторетто, А. ван Дейка, Рембрандта, Тьеполо; опера Р. Штрауса.

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ (Daniel), иудейский пророк при дворе Навуходоносора 11, вымышл. персонаж, гл. герой одной из позднейших книг Ветхого завета. Окончательная редакция (ок. 165 до н. э.) содержит апокалипсич. видения о приближающемся катастрофич. конце всемирной истории и чудотворном возрождении. Эти видения оказывали воздействие на умы человечества вплоть до средневековья.

ДАННЕКЕР

ДАННЕКЕР - Иоганн Генрих фон (1758 1841), нем. скульптор-классик. В 1785 - 1789 работал в Риме, где за свое страстное почитание греч. искусства получил прозвище Грека. Д. примкнул к Канове, стиль которого он часю имитировал. Поскольку Д. не мот сделать выбор между формальным подражанием и творч. созиданием, его работы, воплощавшие образы греч. мифологии (например, «Ариадна на пантере», 1803 - 1810). отличались приятной, по холодной и гладкой манерой. Мастерски выполнил скульптурный портрет Шиллера, который побудил его к созданию изображения Гектора по Гомеру.

ДАНТЕ

ДАНТЕ - Алшьери (итал. Dante Alighieri) (1265 1321), выдающийся итал. поэт. Соглашаясь с церковной картиной мира средневековья. Д., однако, отстаивал приоригег светской власти в борьбе между империей и церковью. Наряду с Петраркой и Боккаччо способствовал развитию итал. разговорною языка («De vulgan cloquentia». 1305). Ею творения опираются как на ашичный, так и на Ср.-век. фундамент. Это нашло отражение в поэтич. («La vita nuovo») и философских произведениях Д. («Il convivio», не опубликовано; «Божественная комедия», 1307 1321). Д. неоднократно возвращался к богатству духовного мира агпичности. Он чтил Гомера, Аристгеля, Вергилия, Горация, Овидия, Лукана и Стация. Их идеи и образы наряду с идеями Ср.-век. философов и мистиков лет ли в основу просвещ. христианского гуманизма Д., имевшего целью достигнуть универсальности и реализма.

ДАНУВИЙ

ДАНУВИЙ (лат. Danuvius), назв. Дуная в ею верхнем течении.

ДАРДАН

ДАРДАН (греч. Dardanos, лат. Dardanus), сын Зевса и Электры. Основал в Троаде г. Дардания. Д. считается родоначальником троянцев, которые в его честь назывались дарданцами. По рим. преданиям Д. происходил из Италии.

ДАРДАНИЯ

ДАРДАНИЯ (греч. Dardania), две местности, назв. которых связано с именем дарданцев.

1. Пров, на Ю. совр. Югославии (Сев. Македония и Югостровост. Сербия); после покорения римлянами Д. стала пров. Мёзия (Moesia superior), со времен Диоклетиана самостоятельная пров.

2. Город в Троаде у подножия гор Ида, синоним Трои.

ДАРДАНЦЫ

ДАРДАНЦЫ (греч. dardanoi, лат. dardanii), две смешанные иллиро-фракийские народности.

1. Балканские Д. приблизит, с сер. 1 в. находились под властью римлян.

2. Д., именовавшиеся также троянцами, по преданию были потомками сына Зевса Дардана.

ДАРИЙ

ДАРИЙ - имя неск. перс, царей.

1. Дарий I царь (522 486 до н. э.). Укрепил основанное Киром и объединившее мною народностей перс, царство. Внутр. поли гика: усмирение восставших, проведение реформы административной структуры (20 сатрапий), введение упорядоч. системы налогообложения, создание устойчивой монетной системы («дарики»), установление официальною государств, языка, организация системы связи, оживление торговли и средств сообщения (сфоигельство дорог и каналов), вооружение боеспособного войска. Внешняя политика: в 514 до н. э. поход против скифов, 498-494 до н. э. подавление Ионического восстания, в 492 до н. э. нападение на Сев. Грецию, генеральное наступление на Афины. Сведения о деяниях Д. I даны на грех языках в наскальной надписи в Бехистуне (Бисутун).

2. Дарий III последний царь (336-330 до н. э.) из династии Ахеменидов. Потерпел поражение от Александра Македонскою при Иссе и Гавгамелах.

ДАРИК

ДАРИК (греч. dareikos), золотая монета массой 8,4 г (970-й пробы), принятая в ходе стандартизации монетной системы. Поступила в обращение при Дарий I, примерно с 510 до н. э., благодаря интенсивному притоку золота. Ее широкое распространение облегчалось соблюдением твердого соотношения (1:20) к серебряному сиклю (вес 5,8 г).

ДАТИС

ДАТИС (греч. Datis), полководец Дария I, участвовал в борьбе против Греции, 490 до н. э. (битва при Марафоне).

ДАУНИЯ

ДАУНИЯ - сев. часть Апулии, насел, иллиро-даунийцами.

ДАФНА

ДАФНА (греч. Daphne - лавр), дочь речного бога Пенея. Уклонялась от преследования влюбленного Аполлона и была по ее просьбе превращена в лавровое дерево, когда бог настиг убегавшую нимфу. С того времени в греч. мифах лавр посвящен Аполлону. Превращение Д. часто изображалось в искусстве (пластика Бернини, картины Джорджоне, Тьеполо), в литературе (драма Г. Сакса), в музыке (опера Шюца, а также Генделя и Р. Штрауса).

ДАФНИС

ДАФНИС - в греч. сказаниях юный прекрасный пастух в Сицилии, сын Гермеса и нимфы. Считается создателем пастушеской поэзии (буколики), любимец нимф. Ослепленный одной из нимф, которой он изменил, Д. бросился со скалы в море. По другой легенде, Д. погиб от безнадежной любви. Сказания о Д. оказали сильное влияние на европ. литературу, в особенности благодаря роману Лонга. Страдающий от любви Д. был излюбл. образом в пастушеской поэзии 17 и 18 вв.

ДВЕНАДЦАТЬ БОГОВ

ДВЕНАДЦАТЬ БОГОВ - круг 12 олимпийских божеств во главе с Зевсом. Олимпийские боги были разделены на 6 пар: Зевс - Гера, Посейдон - Деметра, Аполлон - Артемида, Арес Афродита, Гермес - Афина, Гефест Гесгия. Во время лектистерния в 217 до н. э. римляне заимствовали у греков круг Д. б., что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между рим. и греч. божествами: Юпитер Юнона, Нептун - Минерва, Марс Венера, Аполлон Диана. Вулкан Веста, Меркурий - Церера. Статуи Д. б. были установлены на форуме. Д. б. изображены Фидием (438 до н. э.) на вост. фризе Парфенона в качестве зрителей Панафинейского шествия. Тема Д. б. в живописи разрабатывалась Беллини, Рубенсом, Брейгелем Старшим, Тьеполо; их образы вдохновили Ф. Шиллера на написание одного из лучших его стихотворений «Боги Греции».

ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО

ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО - число индоевроп. праяз., обозначающее естеств. парность, сохранилось также в др.-греч. яз., но в процессе языкового развития уступило место множеств, числу.

ДВОРЦОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

ДВОРЦОВОЕ ХОЗЯЙСТВО - тип хозяйства, распростран. в странах Др. Востока. Д. х. существовало в различных формах на Крите (с кон. 3 тыс. до н. э.) и позже - в Микенской Греции (2 тыс. до н. э.). Дворец, помимо репрезентативной и культовой функций, выполнял также функцию экономич.

ДВОРЦОВЫЙ СТИЛЬ

ДВОРЦОВЫЙ СТИЛЬ - назв. стиля позднеминойской керамики 15 в. до н. э., период второго расцвета крито-минойской керамики. Вазы Д. с. найдены преим. в Кноссе, м. б., там и изготовлялись. Это в осн. большие хорошо обожж. сосуды, орнамент которых представляет в усложн. варианте растительные и животные мотивы предшествовавшего «натурализма» (16 в. до н. э.). Д. с. оказал влияние на материковую греч. культуру.

ДЕВКАЛИОН

ДЕВКАЛИОН (лат. Deucalion), в греч. сказаниях благочестивый сын Прометея, родоначальник эллинов. От всемирного потопа, покаравшего людей, спасся лишь Д. со своей женой Пиррой на корабле (ковчеге). После высадки на Парнасе по указанию богини Фемиды или Зевса оба бросили позади себя «останки Великой матери», т. е. камни. Из камней, брошенных Д., возникли мужчины, а из камней Пирры - женщины. Легенда о Девкалионовом потопе принадлежит к числу сказаний о всемирном потопе (например, шумерский, эпос о Гильгамеше, Ветхий завет). Она связана с учением о веках, которое повествует об уничтожении человечества при потопе.

ДЕВОЦИИ

ДЕВОЦИИ (лат. devotio), у римлян обет подземным богам. Солдат или полководец, добровольно жертвуя жизнью, просил у богов уничтожения вражеского войска. Д. совершались после торжеств, обряда. Историч. источники сообщают о Д. отца и сына Дециев (оба консулы) в 340 и 295 до н. э. Известны также Д. во времена ранней Империи во имя императора.

ДЕДАЛ

ДЕДАЛ (греч. Daidalos, лат. Daedalus - художник), мифич. искусный художник и строитель из Аттики. Бежал к царю Миносу на Крит и построил ему Лабиринт, где поселился Минотавр. Изготовил деревянную корову для Пасифаи. Из-за этого, а также потому, что подсказал Ариадне уловку с клубком ниток, чтобы выйти из Лабиринта, Д. был заключен под стражу Миносом. С помощью крыльев, изготовл. из перьев и воска, Д. удалось бежать вместе с сыном Икаром в Сицилию к царю Кокалу. Д. считается крупным скульптором, который впервые закрепил канонич. позу скульптур. Раннеархаич. пластика (7 в. до н. э.) называется дедалической.

ДЕЗИДЕМОНИЯ

ДЕЗИДЕМОНИЯ (греч. deisidaimonia - страх перед богами). К воздействовавшей на человеч. жизнь власти богов (греч. theos или daimonion) в античности относились с почтительным страхом. У греков уже с 4 в. до н. э. люди при всех случайностях руководствовались богобоязненной позицией, усиливавшейся культовыми обрядами и суеверными обычаями.

ДЕИДАМИЯ

ДЕИДАМИЯ (греч. Deidameia, лат. Deidamia), дочь мифич. царя Ликомеда из Скироса, жена Ахилла, мать Неоптолема. Опера Генделя.

ДЕИФОБ

ДЕИФОБ (греч. Deiphobos, лат. Deiphobus), сын троянского царя Приама и Гекубы. После смерти Париса стал супругом Елены и был убит Менелаем.

ДЕКАДРАХМА

ДЕКАДРАХМА (греч. dekadrachmon), крупная серебряная монета, ок. 43 г, соответствовала 10 драхмам. Д. чеканилась редко, в классич. эпоху только в Афинах, Сиракузах и Акраганте. Монета оформлялась ведущими граверами, для больших сиракузских серий Д. характерны надписи мастеров-художников. В Афинах эти монеты распространились среди граждан, очевидно, после открытия нового рудника.

ДЕКЕЛЕЯ

ДЕКЕЛЕЯ (греч. Dekeleia), насел, пункт в Аттике, у подножия Парнаса. Во время Декелейской войны, последнего периода Пелопоннесской войны, был оккупирован спартанцами, которые отсюда угрожали Афинам.

ДЕКЛАМАЦИЯ

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат. Deklamatio - упражнение в речах), форма риторич. упражнений, созданная в греч. ораторских школах. Их материал, как и ораторская практика, основывался на обстоятельствах повседневной жизни. По мере того как риторика при Августе утрачивала возможность оказывать влияние на жизнь общества, Д. стала казаться нежизненной и абсурдной.

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ (лат. dekretum - - решение), постановление рим. должностного лица (например, претора), в особенности императора, а также решения коллективных органов (например, коллегии жрецов-понтификов, сената, общинного совета).

ДЕКСИПП

ДЕКСИПП - Публий Эренний (ок. 210 - 270), афин. историк. В 267 оборонял Афины против герулов. Д. составил хронику, охватывающую период с древнейших времен до 269, историю эпохи диадохов и «Скифику», в которой описаны вторжения германцев с 238 по 270. Из них сохранились только фрагменты.

ДЕКУМАТСКИЕ ПОЛЯ

ДЕКУМАТСКИЕ ПОЛЯ (лат. Decumates agri), упоминаются в «Германии» Тацита. Относятся к области, располож. к В. от верховьев Рейна. Возможно, термин кельтского происхождения, во времена Тацита уже не употреблялся и стал известен последнему через Посидония (51 - 50 до н. э.). Толкование Д. п. как «десятинных» (в смысле обложения податью) неоправданно.

ДЕКУРИОН

ДЕКУРИОН - титул члена общинного совета города в рим. и лат. праве. Д., число которых, как правило, составляло 100 в каждой общине, должны были владеть определ. состоянием. Из них формировалась муниципальная аристократия, необходимая для городского самоуправления в Римской империи. После сенаторов и всадников Д. являлись третьим привилегированным сословием. С 3 в. должность стала обременительной, т. к. на Д. была возложена ответственность за налоговые поступления их общины.

ДЕЛЕНИЕ УГЛА НА ТРИ ЧАСТИ

ДЕЛЕНИЕ УГЛА НА ТРИ ЧАСТИ - одна из трех классич. задач античной математики (наряду с квадратурой круга и делийской задачей), состоявшая в попытке разделить угол на три равные части с помощью циркуля и линейки. Найти решение пытались Гиппий, Папп из Александрии и Архимед. Лишь в 1837 франц. математик П. Л. Ванзе доказал, что проблема не имеет решения.

ДЕЛИЙСКАЯ ЗАДАЧА

ДЕЛИЙСКАЯ ЗАДАЧА - одна из т. н. классич. задач античной математики (наряду с задачами квадратуры круга и деления угла на три равные части). Согласно античному преданию, делосцы, обратившиеся к дельфийскому оракулу с просьбой о прекращении эпидемии, получили задание удвоить объем кубич. алтаря Аполлона, сохранив при этом его форму, что в совр. формулировке означает решение уравнение х3 = 2аЗ. Гиппократ из Хиоса свел задачу к более простой - определению двух средних пропорциональных по равенствам а: х - х: у' = у: 2а. Эратосфен из Кирены, Аполлоний из Перги, Архит и Герон из Александрии применяли кривые высших порядков и геометрию движения. В соответствии с античными представлениями задачу пытались решить с помощью циркуля и линейки, однако это невозможно.

ДЕЛИЯ

ДЕЛИЯ (греч. Delion), город в Беотии близ Танагры, где в 424 до н. э. беотийцы одержали полную победу над афинянами. Здесь впервые в военной практике был применен «косой клин».

ДЕЛОС

ДЕЛОС (греч. Delos), совр. Дилос, небольшой остров в Эгейском м. в центре архипелага Киклад. Сот ласно мифам, Латона родила здесь Аполлона и Артемиду. Наряду с Дельфами Д. был известен благодаря культу Аполлона, он являлся ранним центром греч. островной амфиктионии. В 491 до н. э. остров попал в сферу перс, господства. После освобождения в 478-477 до н. э. стал финансовым центром Афинского морского союза, казна которого до 454 до н. э. находилась в храме Аполлона. В 425 до н. э. Афины учредили Делийские игры, проводившиеся раз в четыре года. С тех пор на острове не разрешалось ни рожать, ни умирать. Все гробницы переносились на соседний о. Рения, что дало археологам важные хронологич. вехи («ренийская граница»). Господство афинян длилось до 314 до н. э., после этого Д. стал центром союза греч. островов, находившихся под македонским влиянием. После битвы при Пидне (168 до н. э.) остров стал свободной гаванью под афин. суверенитетом и вскоре превратился в большой торговый центр в Вост. Средиземноморье, на котором происходила и торговля рабами. Новый расцвет на Д. пережило в этот период искусство. В 88 и 69 до н. э. остров был опустошен Митридатом VI, и с тех пор большая его часть оставалась необитаемой. Франц. раскопки (с 1873)выявили многочисл. др. постройки. В святилище Аполлона вокруг трех дорич. храмов (крупнейший из них, периптер, был сооружен в 6 в. до н. э. и обновлен в 3 в. до н. э.) сгруппировались четыре дорич. сокровищницы, далее располагались галерея и небольшой храм. Вне святилища были обнаружены рыночная площадь, храм и театр. На дороге процессий, соединявшей храм Латоны со свящ. озером, стояли массивные львы (6 в. до н. э.). Из мн. сохранившихся эллинистич. жилых строений (часто с богатыми мозаичными украшениями) выделяется «Дом дельфина» (2 в. до н. э.)

ДЕЛЬТА

ДЕЛЬТА - по сходству с греч. заглавной буквой Δ греки, а позже и римляне называли близкую по очертаниям область в устье Нила, разделявшегося там на множество рукавов. После этого словом «Д.» стали называть и другие низовья рек, также разделявшихся в устье на большое число рукавов.

ДЕЛЬФИН

ДЕЛЬФИН (греч. delphis, лат. delphinus). В древности Д. были предметом всеобщей любви. Это животное считалось символом и атрибутом Нептуна, который изображался с Д. в руках или у ног. Д. был символом Тарента, Мессины, Гадеса и других городов. На монетах некоторых античных городов изображался Д. с трезубцем. В искусстве и литературе Д. являлся популярным мотивом. Для античных поэтов Д. был олицетворением бескорыстной любви к человеку (Арион), поэтому он стал символом дружбы. Прагматически настроенные римляне готовили из мяса Д. колбасы.

ДЕЛЬФЫ

ДЕЛЬФЫ (греч. Delphoi), святилище Аполлона в Фокиде, где находился знаменитейший оракул Греции и проводились Пифийские игры. На месте др. культовых сооружений (2-е тыс. до н. э.) в 6 в. до н. э. началась застройка святилища, управляемого Амфиктионией. Располож. на террасах, многократно расширявшийся в течение столетий район с 1880 исследовался франц. археологами. От входа к храму ведет Священная дорога, немногие сохранившиеся остатки относятся к зданию 4 в. до н. э., заменившему храм, возвед. в 6 в. до н. э. и разруш. в 373 (сохранилась часть украшений фронтона, созданных Антенором). Внутри можно видеть Омфал («Пуп земли»). Из существовавших сокровищниц в настоящее время восстановлена афинская. Раскопаны галереи, культовые сооружения разных форм и назначения, а также театр. Огромные богатства, собранные в виде жертв, даров (статуи, бронзовые треножники и т. д.), и триумфальные монументы, за редким исключением (вроде бронзовой статуи возничего), до нас не дошли.

Дельфы

рис. Святилище Аполлона в Дельфах: 1 - лесха книдян; 2 - галерея театра; 3 - театр; 4 - святилище Диониса; 5 - экседра; 6 - монумент фессалийцев (дар Даоха); 7 - теменос Неоптолема; 8 - галерея Аттала; 9 - скена; 10 - памятник Кратера (с изображением охоты Александра Македонского); 11 - памятник Прусия; 12 - треножник Гелона и Гиерона; 13 - храм Аполлона; 14 - хиосский алтарь; 15 - змеевидная колонна (треножник плагейцев); 16 - родосская колесница; 17 - источник; 18 - святилище Геи; 19 - наксосский сфинкс; 20 - святилище Сивиллы; 21 - портик афинян; 22-24 - сокровищница нотидейцев; 25 - сокровищница афинян; 26 - булевгерий; 27 - сокровищница книдян; 28 - лестница; 29-33 - сокровищницы (29 - киренцев, 30 - т.н. эолийская, 31 - фиванцев, 32 - сифнийцев, 33 - сикионцев); 34-41 - дары (34 - Тарента; 35-37 - Аргоса; 38 - Лисандра Спартанского; 39 - аркадийцев; 40 - афинян; 41 - Керкиры).

ДЕМАГОГИ

ДЕМАГОГИ (греч. вожди народа), политич. деятели (прежде всего в Афинах), действовавшие в интересах народа. Их влияние в политич. и хозяйств, жизни общества основывалось не на богатстве или служебном положении, а лишь на их ораторских способностях (например, Перикл). Совр. пренебрежительное значение слова «Д.» восходит к антидемократич. словоупотреблению.

ДЕМАД

ДЕМАД (греч. Demades), афин. оратор и политик. Приобрел известность в 338 до н. э. благодаря своей промакедонской ориентации (битва при Херонее). Добивался вынесения смертного приговора Демосфену и Гипериду. В 319 до н. э. казнен Кассандром. Из популярных произведений Д., наполн. меткими остротами, сохранились лишь некоторые фрагменты.

ДЕМАРАТ

ДЕМАРАТ (греч. Demaratos, Damaratos), царь Спарты (ок. 510 - 491 до н. э.). В противоположность своему соправителю Клеомену I (представителю сдержанной линии спартанской внешней политики) Д. был сторонником экспансии Спарты на Пелопоннесе и в Греции в целом. Вероятно, как незаконнорожденный был отстранен от власти в Спарте, впоследствии был придворным перс, царя Ксеркса и под его руководством принимал участие в походе на Грецию. В виде вознаграждения за это получил г. Пергам.

ДЕМЕТРА

ДЕМЕТРА (греч. Demeter - корень «мать»), греч. богиня земледелия и плодородия (рим. Церера - Ceres), дочь Кроноса и Реи, мать Персефоны и (от Иасиона) Плутоса. После похищения своей дочери богом подземного мира Аидом избегала общества богов. В поисках дочери, блуждая из страны в страну, прибыла в Элевсин в Аттике к царю Келею, жена которого Метанира узнала богиню. До возвращения Персефоны на поверхность земли Д. прекратила на земле развитие растений. Основала в Элевсине свой культ (мистерии). Через Триптолема Д. научила людей земледелию. В месяц посевов греки праздновали в ее честь Фесмофории. К образу Д. неоднократно возвращались художники и писатели (элевсинский священный рельеф Д. Книдская, Гомеровский гимн Д., гимн Д. Каллимаха, «Фалисии» Феокрита, шутка Г. Сакса, «Элевсинские празднества» Ф. Шиллера).

ДЕМЕТРИЙ

ДЕМЕТРИЙ - греч. мужское имя.

1. Д. Полиоркет (греч. Demetrios Poliorketes, лат. Demetrius Poliorcetes - осаждающий город), сын Антигона Одноглазого. Род. в 336 до н. э., честолюбивый полководец и завоеватель. После крупных территориальных потерь, понесенных Великой азиатской державой своего отца от Селевка (Вавилония, равнины Инда и Тигра), Д. стремился возместить эти потери в Греции. В 307 до н. э. он занял Афины и изгнал Д. Фалерского, в 306 победил Птолемея у Саламина, осадил в 305 - 304 о. Родос, в 302 стал протектором Коринфского союза, который хотел использовать для своей борьбы с Кассандром. После битвы при Ипсе (301) спасся на одном из кораблей своего флота. В 294 до н. э. он стал царем Македонии. Подчинил своей власти греч. государства. В 285 потерпел поражение при Киликии в сражении с коалицией государств (в т. ч. Птолемея и Селевка).

2. Д. Фалерский (лат. Demetrius Phalereus), афин. философ и государств, деятель (350 - 283 до н. э.), сторонник Македонского царства, противник демократов. По поручению Кассандра в 317 - 307 до н. э. управлял Афинами, в 307 был изгнан Д. (1), впоследствии приобрел доверие Птолемея I и стал его советником. Из 45 сочинений, написанных Д. Ф., имеются риторич., филологич., философские, историч. и политич. труды (сохранились в виде фрагментов), в т. ч. отчет об управлении в Афинах.

ДЕМИУРГ

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos - - ремесленник), в Греции гражданин, занимающийся к.-л. деятельностью за вознаграждение. К Д. относились не юлько поденщик, матрос, рыбак, мелкий ремесленник или торговец, но также врач, строитель, художник и г. д. Согласно аттич. источникам, Д. составляли ремесл., низшее из трех др. сословий (после эвпатридов и геоморов). В некоторых греч. городах (например, в Дельфах) Д. был высшим должностным лицом. В идеалистич. философии Платона и Плотина Д. является творцом, сформировавшим мир из праматерии.

ДЕМОДОК

ДЕМОДОК (греч. Demodokos), в «Одиссее» Гомера почтенный слепой певец при дворе царя феаков Алкиноя.

ДЕМОКЕД

ДЕМОКЕД (греч. Demokedes) из Кротона (Юж. Италия), 2-я пол. 6 в. до н. э., греч. врач (его отец также был врачом и жрецом Асклепия), один из крупнейших представителей зап.-греч. медицины. Был врачом в Эгине и Афинах, позднее врачом тирана Поликрата Самосского и перс, царя Дария. Благодаря его успехам престиж греч. медицины при перс, дворе сильно возрос. Позднее Д. вернулся в Кротон, где, постровидимому, примкнул к пифагорейцам.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (греч. demos и kratos власть народа), выработанная первоначально у греков, прежде всего в Ионии, государств, система на основе прогрессивных хозяйств, и социальных отношений. Уже в древности считалась типичной Д., созданная Клисфеном в Афинах и направл. против образования замкнутых сословных группировок и их экономич. власти. Эта система базировалась на новом территориальном делении Аттики. Власть принадлежала общности граждан в возрасте свыше 30 лет, которые по крайней мере раз в месяц решали государств, дела в народном собрании большинством голосов. Идеал афинской Д., воодушевлявший сторонников прогресса, был отражен Фукидидом в надгробной речи Перикла. Особыми признаками афинской Д. было назначение архонтов на один год; для совета 500 (булэ) от каждой филы по жребию выбиралось 50 человек. Важнейшим юридич. органом был суд присяжных гелиэя. Перикл установил жалованье гелиастам, членам совета и архонтам, чтобы должностные обязанности могли исполнять также малообеспеч. люди. Однако еще в 4 в. до н. э. фет ы были практически исключены из архонгства. Афинская Д. лишала всех политич. прав рабов, метеков и женщин, эта Д. всегда оставалась господством меньшинства полноправных граждан (рабовладельч. Д.). Тем не менее она была достаточной движущей силой политич. и культурной жизни 5 в. до н. э., настолько интенсивной, что эта эпоха превзошла все остальные в своем значении, ее достижения оказывают воздействие вплоть до настоящего времени. В более аристократич. Риме Д. афинского образца отсутствовала, но рим. конституция предусматривала права народного собрания, ежегодные выборы и коллегиальность магистратов (неск. должностных лиц с одинаковыми или близкими функциями). Даже во времена принципата сохранились внешние традиционные формы Д.

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ - из Абдеры (греч. Demokritos) (460 - 371 до н. э.), греч. философ, гл. представитель античной атомистики и философской школы г. Абдера, бывшего тогда богатым торговым городом с высокоразвитой культурой. Д. был выразителем идеологии античной рабовладельч. демократии. Он совершал дальние путешествия и, будучи человеком энциклопедич. знаний, оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, от которых до нас дошли лишь фрагменты. Согласно Д., мир состоит из атомов и реально существующих nycroi. обусловливающих их отдельное существование (т. к. без пустот не было бы промежуточных объемов). Атомы могут занимать определ. положение по отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разделяются. Чисто количеств. отношения, состояния и движения атомов есть основа многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека (цвет, яркость, звук, вкус, запах и г. д.). Мир явлений познается через чувств, восприятие. Мир вещей воздействует через истечение «идолов» (образов) на opганы чувств и благодаря им на огненные атомы души. Различные восприятия явлений мира образуют исходный пункт мышления, которое позволяет проникнут в атомистич. структуру мира. Д., т. о., пытался решить вопрос о связи чувственной и высшей, рациональной ступеней познания. Обьяснение многообразных качеств, явлений мира их сведением к количеств, свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, как у Парменида, Д. признает их реальность. Согласно Д., биологич. явления и даже мышление можно объяснить материалистически движением и связями определ. а томов. Например, души состоят из гладких и круглых атомов, подобных атомам oгня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на друга путем давления и толчков. Все это происходит механически с фатальной неизбежностью, в т. ч. и возникновение бесчисл. миров, находящихся на различных ступенях развития, и органич. существ (через взаимные столкновения падающих с различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые движения). Философия Д. новоротный пункт в истории атеизма. Д. выступал против нац. религии, боги для него лишь воплощение явлений природы и человеч. свойств, например Зевс для нею солнце, Афина разум. В области логики Д. особенное внимание уделяет определениям содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы. Во всяком случае, Аристотель считал Д. своим предшественником в этой области. В сфере искусства Д. был поборником наивного реализма, который смотрит на искусство как на подражание природе. Эгич. взгляды Д. тесно связаны с его теорией познания и атомистич. установками. Радость возникае) гак же, как и восприятие. Истинное счастье, эвдемония, являющееся целью и мерой жчзни, вытекает не из внешнего благополучия или чувственного удовлетворения, а из легкого движения атомов огня, которое определяет правильное понимание. Согласно античным источникам, Д. написал много ма тема гич. работ, например по магематич. теории музыки и о перспективе. Из этих сочинений сохранились лишь фрагменты, в которых Д. на основе своих атомистич. представлений (вероятно, путем разложения на слои) впервые представил объемы конуса и пирамиды, конечно, без строгого доказательства. Воззрения Д., представляющие собой вершину материалистич. и естественнонаучного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен, в т. ч. на Эпикура, Лукреция, Гассенди, Галилея, Лейбница, и совр. атомную физику.

ДЕМОН

ДЕМОН (греч. daimon), обозначение потустороннего существа и силы его влияния. С 6 в. до н. э. Д. называли всех богов, не имевших собств. имени. Герои причислялись к Д. и составляли как бы вторую группу бессмертных и могуществ. существ после богов. В качестве сущесг в промежуточной природы они господствовали в магич. и мистич. представлениях поздней античности. Христианство причислило Д., как и всех языч. богов, к дьяволам. ДЕМОС (греч. demos - народ), в Др. Греции население области (или сама область), а также общность полноправных граждан государства (в противоположность рабам и иноземцам). Понятие «Д.» обозначает также народ в узком смысле слова как противопоставление аристократам. После 508 до н. э. в Аттике словом «Д.» стали называть наименьшие административные ячейки - сельские общины, городские округа (демотикон указание месга рождения гражданина).

ДЕМОСФЕН

ДЕМОСФЕН (греч. Demosthenes) (384 - 322 до н. э.), афин. оратор и политич. деятель. Сын богатого оружейного мастера. В ранние годы потерял отца и обманом был лишен наследства опекунами. Несмотря на физич. недостаток, он целеустремленно упражнялся в красноречии и привлек своих опекунов к суду. Впоследствии сочинял судебные речи для других. От адвокатской деятельности Д. перешел к политике. Он стал идейным вождем в борьбе против Филиппа Македонского, в котором видел опаснейшего врага греч. свободы (три «филиппики» 351, 344, 341 и фи «олинфские речи» 349 - 348). После поражения союзных войск афинян и фиванцев в битве при Херонее (338), в которой Д. принимал личное участие, он произнес траурную речь в честь павших в битве. В 330 до н. э. афиняне удостоили его почетного золотою венка. В своей речи Д. отстоял свои политич. взгляды и вынудил оппонента (Эсхина) отправиться в ссылку. Неск. годами спустя Д. был впутан в аферу с подкупом и вынужден был бежать из Афин (324). Хотя после смерти Александра Македонского Д. был призван в Афины, но после их захвата македонцами он был осужден на смерть и принял яд, чтобы не попасть в руки преследователей. Из приписываемой ему 61 речи бесспорно подлинной является едва ли половина. Эти речи служат важными источниками по аттич. судопроизводству и политич. отношениям того времени. Они являются свидетельствами неотразимой силы Д., который уже в эллинистич. время счи гался выдающимся оратором. Его манеру речи отличает эффектное применение риторич. средств украшения, тщательное соблюдение ритмики, рациональное использование всех видов стиля в тесной увязке с предметом речи. Воодушевление и проникновенная страстность характерны для его политич. речей, покоряющая логика и острая аргументация свойственны судебным. В последующие времена Д. также слыл совершенным оратором. Он был безусловным образцом для такого мастера рим. красноречия, как Цицерон. В 1 и 2 вв. н. э. словарный запас Д. окончательно утвердился в лексике аттицизма, его стиль исследовался в спец. сочинениях, издавались комментарии к его речам. Меланхтон видел в Д. величайшего оратора всех времен и даже ставил его выше Цицерона. Как образец высокого политич. красноречия, Д. сохранил свое влияние вплоть до новейшего времени, особенно в Англии, где он еще в елизаветинскую эпоху (2-я пол. 16 - нач. 17 в.) считался прообразом парламентского оратора.

Демосфен

рис. Демосфен (римская мраморная копия, Копенгаген).

ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (от греч. demos - народ), форма егип. письма. С кон. 8 в. до н. э. использовалась в светской литературе. Д. п. - курсивная разновидность иератич. письма (упрощ. вид иероглифов), содержит много сокращений, отдельные знаки связаны лигатурами.

ДЕМОФОНТ

ДЕМОФОНТ (Demophon).

1. Мифич. сын Тесея, вместе со своим братом Акамантом освободил свою бабку Эфру.

2. Сын мифич. царя Келея из Элевсина. Его мать Метанира помешала богине Деметре сделать его бессмертным.

ДЕМОХАР

ДЕМОХАР (греч. Demochares) (ок. 350 - 270 до н. э.), афин. государств, деятель, демократ. Племянник Демосфена. Был организатором сопротивления Кассандру (307 - 304 до н. э.), предпринял ряд мер для усиления Афинского государства (возведение укреплений, проведение финансовых мероприятий). Д. написал историю своей эпохи и способствовал прославлению Демосфена.

ДЕНАРИЙ

ДЕНАРИЙ (от лат. deni - по десять), рим. серебряная монета, первоначально равная 10 ассам. Стала чеканиться, постровидимому, со 2-й Пунической войны и имела вначале массу 4,55 г (1/72 фунта). Во время Империи масса Д. уменьшилась (например, при Нероне до 3,4 г), в дальнейшем Д. еще больше обесценился.

Денарий

рис. Денарий Гая Юлия Цезаря, отчеканен в 44 до н. э. Оборотная сторона: Венера, держащая Победу (магистрат, ведающий чеканкой монет, П.Сепуллий Мацер).

ДЕНЕЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ДЕНЕЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО - В связи с развитием товарного производства в некоторых греч. торговых центрах (например, Милет, Эгина, Коринф, Афины) с кон. 7 в. до н. э. и в 6 в. до н. э. распространилось Д. х. с введением монет в качестве мерила стоимости и средства обращения. Прежде в обращении находились: скот, украшения, инструменты и металлич. слитки. Металлич. слитки оказались наиболее пригодными из-за естеств. свойств металла (возможность деления на любые части, одинаковое качество отдельных частей, длительная сохранность, высокая стоимость при относительно небольшом объеме и другие), наиболее удобными для обмена и для образования сокровищ. С развитием торговли для облегчения операций по оплате стали приводить металл к фиксированным удобным размерам, это освобождало от операции взвешивания, а требовало лишь счетных операций; так возникли монеты. Греч, монеты изготавливались, как правило, из серебра. Чеканка монет из золота стала более распространена в эпоху эллинизма. В Риме вначале обращались только медные монеты, но в 3 в. до н. э. перешли на чеканку серебряных и (при Цезаре) золотых монет. Развитие товарно-денежных отношений в рим. державе во 2 в. до н. э. достигло своей высшей степени. Конечно, развитие Д. х. в древности в сравнении с капитализмом было очень ограниченно, натуральное хозяйство полностью никогда не вытеснялось Д. х. С 3 в. н. э. в Западной Римской империи товарное производство, а вместе с ним и значение Д. х. стали стремительно падать.

ДЕНЬ

ДЕНЬ - В повседневной жизни у всех др. народов днем считалось естеств. время суток между восходом и закатом солнца. В основу 24-часового календарного Д., принятого в Вавилоне и Риме, положены элементы егип. и вавилонской системы времясчисления; начинался Д. в полночь. У евреев и мусульман Д. начинается в 18 часов, у христиан же принят рим. вариант отсчета суточного времени. В Элладе и Др. Риме время Д. определяли по положению солнца на небосводе, по длине человеч. тени и по другим признакам, а начиная с эпохи эллинизма - по солнечным часам и гномону. Для римлян было важно определить время обеда, т. е. время между 16 и 17 часами. Традиция обедать в это время сохранилась до сих пор в Англии. Ночь делилась на ночные караулы (вигилии), по которым можно было определить время.

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ (лат. «Non olet»), слова, произнес, императором Веспасианом после получения денег от налога на обществ, уборные и обращ. к его сыну Титу, который выразил неудовольствие по этому поводу. Веспасиан поднес монеты к носу Тита, чтобы убедить его, что они ничем не выдают своего происхождения. Это выражение стало поговоркой, указывающей на не вполне чистый источник к.-л. прибыли.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - Дни основания обществ, организаций (городских общин, объединений, легионов) праздновались ежегодно (например, день основания Рима приходился на 21 апреля). Д. р. частных лиц, меценатов, правителей (например, Д. р. императора Августа, 23 августа, в вост. пров. считался началом года) и богов отмечались ежемесячно. Празднование Д. р. отдельного гражданина в Греции посвящалось его доброму «демону» и одновременно тому богу, Д. р. которого приходился на этот день. В Риме считался праздничным день начала правления императора, который по эллинистич. образцу стал (не позднее времени Калигулы) праздноваться как день воцарения (dies imperii), а с сер. 4 в. - как Д. р. царствования (паtalis imperii). В Д. р. частных лиц было принято выражать пожелания счастья, дарить подарки и устраивать праздничные пиршества, в Риме в Д. р. происходили факельные шествия и некровавые жертвоприношения. Публичные празднования сопровождались приношением жертв, речами, гимнами. Д. р. рим. императоров отмечались военными парадами, спортивными и музыкальными соревнованиями, в Риме - играми в цирках и амфитеатрах, но прежде всего подарками народу.

ДЕПОНЕНС

ДЕПОНЕНС (лат. deponens - отложительный глагол), класс глаголов в греч. и лат. яз., имеющих форму страдательного залога, а значение действительного (или возвратного).

ДЕРЕВО

ДЕРЕВО - широко использовалось в античности как материал для обработки, применялось намного шире, чем металлы. Из Д. строили дома, корабли, лодки, мосты, палисады, дорожные укрепления, колодцы. Это был осн. материал для изготовления сельскохозяйств. орудий и домашних инструментов: повозок, плугов, ткацких станков, седел, соковыжималок, прессов, желобов, корыт. Деревянными были лопаты, тарелки, чашки, кубки, даже оружие - луки, стрелы, пики, щиты - и орудия пытки. Из Д. делались музыкальные инструменты, скульптуры. Реже Д. употреблялось для изготовления мебели, чанов и, в связи с климатич. условиями, в качестве топлива (тем не менее термы поглощали огромное количество древесного угля). Рост потребления Д. вел к уничтожению лесов. Универсальное применение Д. требовало использования широкого набора древесных пород от клена до кедра и кипариса, а также хорошего знания свойств различных видов Д. Кроме самой древесины, использовались также лыко, прутья, хворост, корни. Набор инструментов для обработки Д. был бедным. Пилы и рубанки были еще мало производительны. Из Д. вырезали, его обтачивали, сверлили дыры для штифтов, которые заменяли гвозди, изгибали Д. путем его пропаривания. Для обработки Д. использовали верстак. Изображения работ с Д. встречаются довольно редко.

Дерево

рис. Верстак для обработки дерева (по настенной живописи в Помпеях).

Предыдущая страница Следующая страница