Словарь античности
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САТ")

САБА

САБА - Сабейское царство на Ю. Аравии (Йемен). Царица Савская посетила царя Соломона, после чего у нее родился сын, ставший, согласно эфиопской легенде, родоначальником негусов (царей) Абиссинии. Семитское нас. Сабы во 2-й пол. 9 в. до н. э. платило дань ассирийцам. Сабейцы нажили большие богатства с помощью торговли (ладан, пряности). В правление Августа римляне под началом Элия Галла предприняли неудачный поход против Сабейского царства. С 1 в. н. э. вся юж. Аравия объединилась под властью химьяритов. В позднеантичные времена за влияние над этим царством боролись эфиопы (Аксумское царство) и персы - Сасаниды. Древний Ю. Аравии хорошо известен по многочисл. надписям, которые, в частности, являются важными историч. источниками.

САБАЗИЙ

САБАЗИЙ - фригийско-фракийский бог-целитель, культ которого прослеживается в Греции с 4 в., а в Италии - со 2 в. до н. э. Считался богом плодородия и земледелия. Свящ. животное С -змея; ей поклонялись во время оргиастич. мистерий. При этом С. отождествлялся с библейским Яхве и рим. Юпитером. Бронзовые руки, посвящавшиеся ему в качестве жертв, даров, и иконографич. элементы (лунный серп, фригийское одеяние) указывают на вост. происхождение С.

САБЕЛЛЫ

САБЕЛЛЫ - общее обозначение др.-италийских племен, ведущих свое начало от сабинов: марруцины, марсы, пелигны, эквы, эквикулы, герники, вестины, пицены, самниты, гирпины, френтаны, луканы и бруттии. В совр. научной терминологии термином С. чаще всего обозначают малые среднеиталийские племена, включая самих сабинов, противопоставляя им умбров на севере и самнитов-осков на юге. «Древне-сабелльскими» называют также надписи, найденные в юж. Пицене, до конца еще не расшифрованные. САБИН Мазурий, юрист 1-й пол. 1 в. н. э., ученик Капитона, всадник, основатель правовой школы сабинианцев, названной в его честь. Написал три книги по гражданскому праву, от которых сохранились лишь цитаты.

САБИНЫ

САБИНЫ - италийское племя, жившее в центральной Италии севернее Рима. Занимались преим. скотоводством. В 9 в. до н. э. населяли Квиринал и область Центральных Апеннин. В правление легендарного царя Тита Тация на С. напал Ромул. Согласно легенде о «похищении сабинянок», в недавно основанном Риме царила нехватка женщин. Ромул устроил игры, на которые пригласил соседних С. вместе с их семьями. Во время игр римляне похитили незамужних сабинянок. Это послужило причиной войны. Позже, во время битвы, сабинянки, ставшие уже женами и матерями римлян, бросились между сражающимися и тем самым принудили их заключить мир. После этого С. переселились в Рим. Второй легендарный рим. царь Нума был сабинянин. От С. ведут свой род самниты. В 290 до н. э. М. Курий Дентат победил С; они получили рим. гражданство без права голоса (sine suffragio). На терр., где жили С, находился Сабинум, имение Горация.

САБРАТА

САБРАТА - город в Триполитании (Сев. Африка), где находится хорошо сохранившийся рим. театр, 2-я пол. 2 в.

САВА

САВА (лат. Savus), приток Дуная, дл. 700 км, протекающий по терр. совр. Югославии и берущий начало близ австр. границы. С. впадает в Дунай недалеко от Белграда (античный Сингидунум). Во времена Римской империи на С, пересекавшей юж. Паннонию, было развито судоходство.

САВАРИЯ

САВАРИЯ (совр. Сомбатхей, Венгрия), город, располож. на пути караванов, везших янтарь из Прибалтики. При Клавдии С. получила статус колонии. Административный центр Паннонии.

САВИНЬИ

САВИНЬИ - Фридрих Карл фон (1779-1861), юрист, основатель историч. правовой школы. Несмотря на консерватизм своих политич. взглядов, С. являлся провозвестником буржуазного свода законов 1896. Осн. труды: «История римского права в средние века» в 6-ти т. (1815-1832), «Система современного римского права» в 8-ми т. (1840-1849).

САВМАК

САВМАК - придворный раб, вождь восстания 108-107 до н. э. против боспорского царя Перисада V. Восставшие (рабы и городская беднота) создали собств. управление. Предполагают, что С. был избран царем. После тяжелых боев восстание было подавлено войсками Митридата VI Понтийского, а С. был казнен.

САВРОКТОН

САВРОКТОН (греч. sauroktonos - убивающий ящерицу), статуя Праксителя, изображающая Аполлона, опирающегося на дерево и убивающего ящерицу. Статуя дошла до нашего времени в рим. копии.

Савроктон

рис. Аполлон Савроктон.

САГУНТ

САГУНТ - ныне Сагунто, город на В. Испании, основан иберами. В 226 до н. э. между Римом и Карфагеном был заключен договор, согласно которому граница их сфер влияния устанавливалась по р. Эбро. Однако в 219 до н. э. С. нарушил этот договор, заключив с Римом т. н. соглашение о дружбе. Поэтому в 218 до н. э. Ганнибал после восьмимесячной осады взял С. Это послужило для римлян поводом к началу 2-й Пунической войны (218-201). Будучи вновь завоеван, С. стад рим. колонией.

САД

САД - разбитый под сад участок земли неподалеку от Дипилонских ворот, гл. ворот Афин (на С.-З.), находившийся, скорее всего, внутри городских стен. В 306 до н. э. поселившийся в Афинах Эпикур купил эту землю и использовал для проведения занятий с учениками. В переносном смысле «С». - именование эпикурейской философской школы.

САДДУКЕИ

САДДУКЕИ - религиозно-политич. группировка в иудейском обществе 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. Представляла интересы аристократии. С. искали союза с любой правящей властью. В религиозных вопросах С, в частности, отрицали как загробную жизнь души, так и предопределенность человеч. судьбы.

САДОВОДСТВО

САДОВОДСТВО - Сады были известны уже в древнекритское и раннегреч. время, однако в понятие С. вкладывалось различное значение. На Крите в осн. разводили цветы; греки, а позднее и римляне разбивали сельскохозяйств. (плодовые и виноградные) участки, а также огороды. Античная мифология упоминает, например, о садах Гесперид с золотыми яблоками. Большие декоративные сады с прудами, фонтанами и скульптурами появились в Греции во 2-й пол. 5 в. до н. э. под влиянием персов, а в Риме в 1 в. до н. э. - под эллинистич. влиянием. Сады разбивались на терр. храмов, гимнасиев, позднее в виде парков в городах-резиденциях. В перистидьных дворах частных домовладельцев, особенно в Римской империи, были распространены маленькие садики. Городские садовые насаждения в Риме размещались на Монте-Пинчо (Mons Pincius), где зажиточные горожане закладывали свои виллы с парками. У германцев С. не было развито, значительно позже они заимствовали с югa разведение садов в монастырях, где выращивали лекарств., съедобные и декоративные растения.

САКИ

САКИ (греч. sakai, древнеперс. saka) многочисл. вост. - Иран, среднеазиатские кочевые племена, которых греки причисляли к скифам. С. сражались в перс. войсках. В 133-129 до н. э. С. способствовали падению греч. владычества в Трансоксании. В 1 в. до н. э. в связи с передвижениями народов внутри Азии они вторглись в сев.-зап. Индию.

САКС

САКС - Ганс (1494-1576), нем. поэт и композитор, автор драм, масленичных представлений, песен и шпрухов (кратких стихотворных назиданий). Материал для своего творчества С. черпал в античной истории и мифологии, нередко руководствуясь Ср.-век. сборниками и обращаясь с их материалами весьма вольно. Такие его трагедии, как «Несчастная царица Иокаста» (1550), «Трагедия об Александре Великом» (1558), не соответствуют источникам. В его комедиях и масленичных представлениях античные образцы почти неузнаваемы, но благодаря грубовато-эффектному действию обретают новую жизнь в качестве примеров для незамысловатых моральных поучений (например, «Паллада и Венера», «Плутос» по Аристофану, «Улисс и морские чуда сирены»).

САКСОН ГРАММАТИК

САКСОН ГРАММАТИК (ок. 1140-1220), датский священнослужитель из Зеландии. Издал на лат. яз. «Историю Дании» («Gesta Danorum»), доведенную до 1185 (в 16 книгах). Первая ее часть (кн. I - IX) представляет собой обширный сборник др. героич. сказаний и песен Сев. Европы и является ценным дополнением к «Эдде». Этот сборник близок некоторым трудам классич. авторов, особенно Валерия Максима. Он послужил источником для мн. произведений Ср.-век. литературы (особенно датской) и лег в основу трагедии Шекспира «Гамлет».

САЛАМАНКА

САЛАМАНКА - Салмантика, ибер, местность. В 217 до н. э. С. захватил Ганнибал, затем - римляне. Сохранился построенный римлянами мост через р. Тормес и мн. другие памятники рим. времени.

САЛАМИН

САЛАМИН - 1. Остров с городом того же назв. между вост. побережьем Аттики и юж. мегарским побережьем; из-за своего положения, выгодного для судоходства и строительства порта, долго был объектом споров между Афинами и Мегарой. Около 600 до н. э. по настоянию Солона был занят афинянами. Во время перс, войн остров служил афинянам убежищем; в 480 до н. э. в Саламинском прол. произошла знаменитая мор. битва, во время которой перс, военный флот, состоявший из больших, малоподвижных кораблей, был полностью разгромлен маленькими, юркими греч. триерами. Эта победа, одержанная под верховным командованием спартанца Эврибиада и под стратегич. руководством Фемистокла, обусловила (после успехов при Платеях и Микале) создание тесного союза греч. государств, в результате чего значительно возросла обороноспособность эллинов. Городская стена с четырехугольными башнями, возвед. параллельно порту, окружала многочисл. обществ, постройки (в т. ч. Акрополь и алтарь 12 богов).

2. Город на о. Кипр (имел портовую гавань с очень узким входом). Здесь в 450 до н. э. афинский флот под командованием Кимона вновь разгромил персов, которые были вынуждены заключить мир. Руины С, который в 3 в. н. э. был почти полностью разрушен землетрясением, послужили впоследствии источником строительного материала для Адрианополя.

САЛИИ

САЛИИ (лат. salier - прыгун), члены одной из древнейших жреч. коллегий в Риме. От Палатина и от Квиринала назначалось по 12 жрецов. В марте и октябре, одетые в старинные боевые доспехи, со свящ. щитами, они исполняли ритуальные танцы и пели песню, в которой призывали богов, в особенности Марса. Дать истолкование этой песне (carmen saliare) пришлось Варрону, поскольку ее смысл более никому не был понятен. Август возобновил коллегию С.

САЛЛЮСТИЙ

САЛЛЮСТИЙ - Гай С. Крисп (86 - 35 до н. э.), рим. историк. С. начал как политич. деятель. Будучи противником власти нобилей и сторонником народной партии (Populares), активно поддерживал Цезаря, который, как он надеялся, обновит и укрепит расшатавшиеся политич. устои на демократич. - республиканской основе. Он был квестором (ок. 54 до н. э.), а затем в 52 до н. э. в должности народного трибуна резко выступил против Цицерона и его единомышленника Милона. В 50 до н. э. С. был обвинен в аморальном поведении и по настоянию нобилей вычеркнут из списка сенаторов. В действительности же это было сделано по политич. мотивам. Позднее Цезарь восстановил его в сенате. Во время гражданской войны С. сражался на стороне Цезаря, и тот в 46 до н. э. назначил его претором с проконсульскими полномочиями в новую пров. Африка. Там С. обогатился настолько, что, вернувшись в Рим, создал знаменитый роскошных парк - т. н. Сады Саллюстия (Horti Sallustiani). После убийства Цезаря (44 до н. э.), глубоко разочарованный, С. отошел от политич. деятельности и полностью посвятил себя составлению историч. трудов. Еще будучи политич. деятелем, С. создал т. н. малые сочинения Саллюстия (Sallustiana minora), политич. листовки, подлинность которых долгое время оспаривалась и оспаривается отчасти до сих пор (хотя и без оснований). Речь идет, во-первых, о пасквиле против Цицерона (Invectiva in Ciceronem), составл. ок. 54 до н. э., в котором автор с особой злобой выступает против Цицерона как человека и политика; востровторых, о двух посланиях Цезарю о государстве (Epistulae ad Caesarem de republica) 50 и 46 до н. э., в которых С. излагает программу реформ обществ, и политич. отношений. Отойдя от политики, С. написал две (дошедшие до нас) историч. монографии: «Coniuratio Catilinae» («Заговор Каталины», 63 до н. э.) и «Bellum Iugurthinum» («Югуртинская война», 111 - 106 до н. э.), ему принадлежит также «Historiae» («История»), охватывающая период с 78 по 67 до н. э., из которой до нас дошли, кроме отдельных фрагментов, лишь речи и письмо, позже, видимо, служившие для упражнений в риторике и стилистике. В своих историч. трудах С. стремится дать философское истолкование историч. событий, благодаря которому отдельные явления можно было бы свести в определ. историч. картину. Он был убежден, что с 146 до н. э., когда был разрушен Карфаген и тем самым уничтожен последний из опасных внешних врагов, для дальнейшего становления Рима как мировой державы был характерен постоянно углубляющийся внутр. распад, сначала выражавшийся в моральной деградации нобилитета, а затем во все более тяжелых внутриполитич. кризисах. Фактич. материалом монографий С. служили такие события, которые могли наглядно проиллюстрировать это внутр. разложение. Он описывал путь к государств, преступлению высокоодаренного, но лишенного сдерживающих центров и развратного Каталины, а также Югуртинскую войну, победносное завершение которой постоянно задерживалось из-за коррупции и продажности нобилитета, из-за внутриполитич. раздоров. В последнем и самом зрелом произведении, «Истории», пессимистич. взгляд С. на историч. процесс выразился в показе непрерывного распада, начавшегося почти сразу после изгнания царей и лишь однажды прерванного кратким периодом внутр. единства и силы, вызванного внешней угрозой во время 2-й Пунической войны. Свой взгляд на историю С. излагает во введениях и экскурсах, которые наряду с характеристиками и прямой речью осн. персонажей являются излюбл. средствами художеств, метода, позволяющими увлекательно подать материал. В стилистич. отношении С. является своего рода антиподом Цицерона. Опираясь на Фукидида и Катона Старшего, он стремится к чеканной, исполн. мысли краткости, сознательно добивается неравномерности параллельных синтаксич. фигур (принцип несоразмерности); его язык богат и необычен благодаря обилию архаич. поэтич. слов и выражений. Напряж. динамика этого стиля захватывает читателя, заставляет его сопереживать и размышлять вместе с автором. Именно благодаря своему изощр. неповторимому стилю С. оказал сильное влияние на писателей средневековья и нового времени. Последний великий рим. историк Тацит назвал С. самым блистательным историком Рима. Его собств. взгляд на историю и стиль долгое время испытывали влияние С.

САЛМОКСИД

САЛМОКСИД (греч. Zalmoxis, Zamolxis, Salmolxis) первоначально бог войны у гетов - фракийского племени, населявшего нижнее течение Дуная. Геты верили, что в царстве С. умершие воины вновь оживают. Согласно сомнительному сообщению Геродота, греки считали С. учеником Пифагора, надел, божеств, силой волшебником, который принес гетам греч. культуру.

САЛМОНЕЙ

САЛМОНЕЙ - согласно греч. легенде - сын Эола, отец Тиро. Возомнил себя равным Зевсу: швыряя горящие головни и бряцая медью, он подражал блеску молний и раскатам грома. Пораж. перуном Зевса, нечестивец обречен был нести кару в преисподней.

САЛОНА

САЛОНА - второй по значению после Аквилеи порт Далмации и гл. ее город. Расположена неподалеку от Сплита. Коренное население - фракийское племя маниоев. С 4 в. до н. э. С. - греч. колония. В 78 - 77 до н. э. захвачена римлянами и укреплена. Со 2-3 в. н. э. - резиденция епископа. В 535 С. была разрушена готами, а в 614 - славянами и аварами. Население города сконцентрировалось внутри дворца Диоклетиана в Сплите. Оно жило за счет мор. торговли, а также ремесел, которыми занимались в осн. рабы и вольноотпущенники.

САЛУС

САЛУС - приветствие (лат. salutatio - здравствуй, здравия желаю). Храм богини С, олицетворявшей благополучие и здоровье, был построен на Квиринале в 302 до н. э. Богиню С. почитали вслед за богами Капитолия. Римлянин при встрече произносил это приветствие, тем самым как бы препоручая приветствуемого покровительству С.

САЛЬВИАН

САЛЬВИАН (ок. 400-480), христианский писатель. С 425 - монах Леринского монастыря, с 439 - священник в Марселе. Известен прежде всего как автор труда «О власти Господа» («De gubernatione Dei»). Этот труд повествует о нужде и падении нравов в среде рим. - католич. населения, вызванных великим переселением народов. Мысли С. об истории носят апокалипсически-эсхатологич. характер. Крушение Римской империи следует понимать как карающий суд бога. Варвары же, по мнению С, намного превосходят рим. население с точки зрения морали и религии. В 9 письмах и в послании «К церкви» («Ad ecclesiam») он выдвигает предложения, как преодолеть социальные пороки. Его стиль отличается риторич. блеском, хотя и несет в себе элементы вульгарности.

САЛЬПИНГА

САЛЬПИНГА (греч. salpinx - труба), духовой музыкальный инструмент, состоящий из длинной металлич. трубки с колоколообразным расширением на конце и из рогового мундштука. Во время культовых церемоний и праздников, а также при объявлении войны герольды трубили в С. С. часто упоминается в греч. поэзии, хотя в музыке не играла особой роли. Этруски и римляне усовершенствовали С.

САЛЬТУС

САЛЬТУС (лат. saltus-лес), первоначально - лесистые горы (Saltus Teutoburgensis - Тевтобургский лес), затем - лес, используемый под пастбища, лесные выгоны. После падения Римской республики - крупные земельные имения.

САМАРИЯ

САМАРИЯ - город, переименованный позже в честь Августа в Себасту (греч. Sebaste), ныне Себастия (арабск. Sebastije), и местность в Центр. Палестине. Местность к 3. от Иордана, на границе между Галилеей и Иудеей. Самаритяне произошли от слияния др.-израилитского населения с бывшими обитателями Двуречья, которых ассирийцы насильно переселили в С. в 8 в. до н. э. В 5 в. до н. э. в противовес иерусалимской общине, которую составили верующие, вернувшиеся из вавилонского плена самаритяне образовали отдельную религиозную организацию. Остатки ее сохранились до нашего времени. В 6 в. н. э. самаритяне восстали против визант. господства. Они признают свящ. только пять книг Моисеевых (Пятикнижие).

САМНИЙ

САМНИЙ - в Др. Италии - область Апеннин между Апулией, Луканией, Кампанией, Лацием и местами обитания более мелких центральноиталийских племен. Важнейшими городами С. были Бовианум Ветус, Бовианум Ундекуманорум, Ауфидена, Эзерния и Беневент в области гирпинов. Вместе с областями френтанов, сабинов и других центральноиталийских племен (но без области гирпинов) С. вошла в состав 4-го италийского региона Августа. Диоклетиан объединил С. с Кампанией; позже они были снова разделены.

САМНИТЫ

САМНИТЫ - италийские племена, не составлявшие прочного политич. единства, населявшие центральную и юж. часть Апеннин. По языку и культуре принадлежали к умбро-оскской группе. С. в узком смысле - абеллинаты, альфатерны, карацены, каудины и пентры, а в более широком - также гирпины, френтаны и ларинаты и далее оски (кампанцы, луканы и бруттии). С, вероятно, потомки сабинов. После отступления этрусков в 5 в. до н. э. С. завоевали Кампанию (438, Капуя). В трех кровопролитных войнах (343-341, 327-304, 298-290 до н. э.) римляне разгромили С. Затем С. сражаются на стороне Пирра, а позже, во время Союзнической войны, - против Рима, что кончается почти полным их истреблением. С 3 в. до н. э. Рим закладывает в Самнии многочисл. военные колонии и конфискует большую часть плодородных земель. В 88 до н. э. С, как и все прочие италики, получают права рим. граждан.

САМОС

САМОС - плодородный остров у зап. побережья М. Азии, насел, ионийцами. Уже в 8 в. до н. э. вел оживл. торговлю с Египтом, Сев. Африкой и греч. государствами (Самофракия). При тиране Поликрате С. (6 в. до н. э.) достиг наивысшего экономич. и культурного расцвета (кораблестроение, виноделие, выращивание плодовых деревьев, производство шерсти; высокоразвитое искусство резьбы по камню, плавка руды, чеканка монет; водопровод Эвпалина). На С. родился Пифагор, здесь творил архитектор Ройк. После свержения перс, владычества С. вступил в Афинский морской союз. Однако самосцы стремились к независимости и в 441-439 до н. э. восстали против Афин (Самосское восстание), после чего Перикл захватил остров. В 365-322 до н. э. на С. была введена аттич. клерухия, а позже над ним господствовали Птолемеи. Со 129 до и. э. С. входил в состав рим. пров. Азия. Город С. (совр. Тигани) лишь частично исследован археологами. Важную роль играл храм Геры, основанный в 10 в. до н. э. на зап. берегу острова. Построенный в 8 в. до н. э. Гекатомпедий считается древнейшим из известных ионийских храмов. Ок. 570-550 до н. э. Ройк и Феодор возвели ионич. диптер (Герайон III), который к кон. столетия был заменен огромным, не достроенным до конца Поликратовым строением (Герайон IV) (фрагменты украшений хранятся в Берлинском собрании антиков); единств, вертикально стоящая колонна датируется 4 в. до н. э. Раскопки, начатые в 1908, ведутся до сих пор. Наряду с остатками строений, дающими почти полную картину истории святилища, обнаружены ценные скульптуры, керамика, изделия из бронзы и слоновой кости (выдающиеся произведения искусства 6 в. до н. э. находятся в Берлинском собрании антиков).

САМОСАТА

САМОСАТА (ныне Самсат), столица княжества Коммагены на правом берегу Евфрата, переправа на важном пути с В. на 3.; в 72 до н. э. С. захватили римляне. Здесь родился Лукиан.

САМОУБИЙСТВО

САМОУБИЙСТВО - Эсхил, Софокл, Еврипид и Платон оправдывали С, когда его причиной были несмываемый позор, личное несчастье, неизлечимая болезнь и т. д. Гесиод видел в С. единств, выход для бедняков, позволяющий им избежать мучительной голодной смерти. Аристотель сообщает, что согласно законам греч. полисов С. строго осуждалось, самоубийцы лишались погребальных почестей. Исключение составляла Массалия, где самоубийцы, достаточно обосновавшие необходимость С, получали от властей яд. Софисты и в еще большей степени киники превозносили безусловную свободу в личном решении вопросов жизни и смерти. Стоики считали С. обязательной мерой в том случае, если судьба человека была невыносимой. Решительное неприятие С. характерно для неоплатоников и христиан.

САМОФРАКИЯ

САМОФРАКИЯ - гористый остров у побережья Фракии. Во 2-м тыс. до н. э. С. была заселена фракийцами, в 8 в. до н. э. колонизирована Лесбосом, состояла в союзе с Персией, затем вошла в Афинский морской союз, в 404-389/388 попала под власть Спарты, ок. 340 - Македонии, а в 168 до н. э. - Рима. С. была известна мистериями святилища Великих богов, кабиров. Наиболее значительной постройкой свящ. квартала является зал Святая святых (греч. Anaktoron). Знаменитая статуя родосской школы - «Ника Самофракийская» (ок. 190 до н. э., ныне находится в Лувре) - была установлена в конце свящ. квартала на ростре.

САНДАЛИИ

САНДАЛИИ - кожаная подошва, вырезанная по форме стопы, привязанная к ноге ремнями. Иногда в др.-вост. странах. Ремни, способы завязки и цвет менялись в зависимости от моды. Этруски экспортировали тирренские С. уже в 6 в. до н. э. Иногда на подошве делались орнаменты из гвоздей (например, христианские символы), которые отпечатывались на песчаном полу дома. В Риме вне дома одевали лишь тогу и полуботинки (calceus), на улице было строжайше запрещено появляться в С.

Сандалии

рис. Римские сандалии.

САНКТ-ГАЛЛЕН

САНКТ-ГАЛЛЕН - монастырь в швейцар, кантоне того же назв., основанный св. Галлом (7 в.). С нач. 9 в. по нач. 11 в. здесь процветала Ср.-век. и древне-верхненем. литература. Особо следует отметить монаха Ноткера Германца (ум. 1022), переведшего на нем. яз. мн. произведения античных авторов. Большую ценность преде твлякн сохранившиеся перечни кнш и монастырская библиотека.

САПЕРЫ

САПЕРЫ - В армии греков еще не было воинских подразделений С. Александр Македонский во время войны с персами имел в обозе своего войска ремесленников, которые могли исполнягь соответствующие виды работ. В армиях эллинистич. государств присутствие подобных людей считалось необходимым, но говорить о наличии специфич. подразделений С. еще нельзя. Лишь в рим. армии были сформированы подразделения С. Римляне были большими мастерами в выборе позиций, nocтройке укреплений и обороне лагерей, быстро наводили мосты Их военная служба связи располатала значительными средствами коммуникации. Подразделения С. подчинялись особому префекту (praefectus fabrorum/fabrum).

САПОЖНИК

САПОЖНИК - Поскольку обувь изгоювлялась индивидуально по размеру ноги заказчика, то мастерская С. не могла быт ь механизирована. Но, как сообщает Ксенофош, существовали разделение труда и специализация по Офаслям (мужская, женская обувь). Один С. резал кожу круглым ножом, которым пользуются С. и поныне, другой прокалывал шилом отверстия, третий сшивал кожу сухожилиями животных, а четвертый делал подметки из кожи, дерева или пробки.

Сапожник

рис. Аттическая сапожная мастерская, в которой изготавливалась мягкая обувь определенных размеров, ок 460 до и. э (воспроизводится по изображению на вазе из Орвьею). Macтер снимает мерку с ноги девушки, на заднем плане колодки, кожа и инструменты.

САПОР

САПОР - Шапур (Sapor - греч. и лат. форма от перс. Sahpuhri - Шапур).

1. С. I, царь из династии Сасанидов, царствовавший с 241 по 272. Принял титул «царь царей». Нанес римлянам тяжелый урон, захватив Месопотамию. Рим. императора Валериана С. взял в плен. Оденат Пальмирский также с большим трудом выстоял в борьбе с С. К основателю религиозною учения Мани, широко распространившеюся в Иране, С. относился отрицательно.

2. С. II, царь династии Сасанидов с 309 по 380. Был терпим, в частности, по отношению к иудеям и христианам. За 71 год своего правления С. доставил Римской империи множество хлопот. Сражаясь против него, погиб Юлиан Отступник. В период правления этих двух государей империя Сасанидов достигла наивысшего расцвета.

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - названная по имени греч. поэтессы Сапфо (Сафо), состоит из трех сапфич. одиннадцатисложных стихов и заключительного пятисложного - адонейского стиха:

Сапфическая строфа

(Например, Катулл 51, 1.: Tile mi par esse deo videtur, ille st fas est, superare divos, qui sedens adversus identidem te spectat et audit.) Катулл и Гораций ввели С. с. в рим. литературу.

САПФО

САПФО (Сафо) (лат. Sappho, греч. Psappho), выдающаяся поэтесса античности. Род. ок. 650 до н. э. в Эресе на о. Лесбос в аристократич. семье. Жила в Мигилене на Лесбосе. Затем в связи с установлением тирании и начавшимися волнениями на Лесбосе удалилась в Сиракузы (Сицилия). В Митилене С. собрала вокруг себя кружок знатных девушек, которых до их замужества обучала умению вести себя, музыке, стихосложению и танцам. Этим девушкам, а также музам посвящена часть лирики С. Кроме того, известны стихотворения к дочери К ленде и к брату, страстно влюбившемуся в гетеру. Наряду с этими отдельными произведениями, которые исполнялись под звуки лиры, С. создавала свадебные песни (эпиталамии) для девушек, покидавших ее кружок. Эти песни предназначались для хоров, в них поэтесса обращалась к народной поэзии. Стихи С. отличаются силой и искренностью чувства, берущими начало в глубоких личных переживаниях. Поэтич. выразительность и красота тонкого восприятия природы и благозвучного простого языка, идущего от народных песен, позволяют С. передать такие нюансы человеч. чувств, как счастье, страсть, муки несчастной любви. Свои стихотворения С. писала на эолийском диалекге, используя различные метрич. формы (наиболее известна сапфическая строфа). Они были объединены в девять книг. Обнаруж. в Египте папирусы позволили добавить к двум сохранившимся стихотворениям новые ценные фрагменты. С. высоко чтили в античности, называя десятой музой; Катулл и Гораций ей подражали. Жизнь и смерть С. окутаны легендарными рассказами (о тщетном сватовстве Алкея, о ее несчастной любви к Фаону, о том, как из-за этой любви она покончила собой, бросившись со скалы, и т. д.).

САРАПИС

САРАПИС (греч. Serapis, егип. Osiris-Apis), бог плодородия, подземного царства, моря и здоровья. Изображался в виде человека с мерой зерна на голове. Птолемей I ввел его культ в Александрии и всячески ею пропагандировал. Он приказал перевезти из Синопы (М. Азия) культовое изображение Зевса, которому дал имя, составл. из имен божеств, быка Аписа и бога мертвых - Осириса. К С. как верховному божеству портового г. Александрия обращались мореплаватели; эту функцию он перенял от Имхотепа (греч. lmuthes), мемфисского бога-целителя. Наряду с культом Исиды культ С. распространился по всему средизем. миру.

Сарапис

рис. Сарапис (Рим, Ватикан).

САРАЦИНЫ

САРАЦИНЫ (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев.-зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров. Аравия. Византийцы и христианские авторы средневековья называют С. всех арабов или же всех мусульман, а иногда даже всех нехристиан.

САРДИНИЯ

САРДИНИЯ (греч. Sardo), крупнейший после Сицилии остров Средиземного м., неиндоевроп. древнейшее население которого было родственно иберам. Для его культуры характерны нураги, 12-20-метровые каменные башни, грубо слож. из каменных блоков без применения раствора. Примерно с 500 до н. э. остров колонизировали карфагеняне, изгнавшие греч. колонистов. В 238 до н. э. римляне, нарушив мир, заключ. после 1-й Пунической войны, захватили С. и объявили ее рим. пров. Тем не менее воинств, племена внутр. Сне были покорены Римом. Римляне вели с ними жестокие войны. Так, Тиберий Семпроний Гракх, отец будущих трибунов, истребил и обратил в рабство 80 тыс. сардинцев. Гл. городом С. был Каралес (ныне Кальяри). Ок 450 н. э. С. была захвачена вандалами. В результате последних раскопок на С. был открыт храм гл. бога С. «отца Сарда».

САРДЫ

САРДЫ (лат. Sardes), столица Лидийского царства. После завоевания Киром И (547-546 до н. э.) Лидии резиденция перс, сатрапов. Разрушением этого города в 498 до н. э. началось ионийское восстание. В 387-386 здесь был заключен Царский мир. В 334 до н. э. С. занял Александр Македонский. Из городских строений, б. ч. разруш., следует отметить эллинистич. храм Артемиды, построенный в стиле ионич. псевдодиптера.

САРИССОФОРЫ

САРИССОФОРЫ - тяжелая македонская пехота, вооруж. длинными (до 6 м) копьями (сариссами). Шесть первых рядов македонской фаланги (общее количество которых доходило до 24) были вооружены сариссами. Фаланга С. и тяжелая конница составляли основу армии Александра Македонского.

САРКОФАГ

САРКОФАГ (греч. Sarkophagos - пожиратель мяса), продолговатый ящик из дерева, камня, глины и т. п. для погребения мертвых. С. использовались египтянами, на Крите (С. в Агиа Триада), на греч. востоке (клазоменские С, ликийские С, С. сатрапов), в Финикии (С. Александра), в Этрурии с 6 по 1 в. до н. э. У римлян С. были распространены со 2 в. н. э. (ранее - в виде исключения). Рим. С. нередко были украшены изображениями на мифологич. темы, сценами охоты, сражений, дионисийскими сюжетами и т. д. или же просто орнаментами (гирлянды, узоры). В раннехристианском искусстве убранство С. непосредственно ориентировано на рим. образцы. В эпоху итал. Ренессанса и барокко С. часто становился центром композиции торжеств, надгробия.

САРКОФАГ АЛЕКСАНДРА

САРКОФАГ АЛЕКСАНДРА - шедевр греч. пластики последней трети 4 в. до н. э. Сделанный из пентеликонского мрамора саркофаг, на котором сохранились значительные фрагменты рельефных изображений, был сделан в Сидоне и хранится ныне в Стамбуле. Саркофаг имеет размеры 3,18 х 1,67 х 1,95 м. На заключ. в богатый орнамент рельефах изображены сцены охоты и одна из битв между греками и персами. Она трактовалась как сражение при Иссе в 333 до н. э., а крайний слева всадник - как изображение Александра Македонского. Композиция фигур очень динамична (александрийское барокко). Настоящий саркофаг Александра Македонского, как и его могила, не найден.

САРМАТИЯ

САРМАТИЯ - в период Римской империи - терр. Вост. Европы, прилегавшие к Германии или Дакии восточнее Вислы и севернее Карпат. Наряду с европейской С. имелась также С. азиатская, лежавшая за Доном (Сарматские ворота на Кавказе), а также область сарматских язигов к Ю. от Карпат, между Дунаем и Тисой. Сарматы, иранский народ, кочевавший к В. от Дона, знаменитый своими наездниками и стрелками из лука, упоминается уже Геродотом (савроматы). Отсюда они постепенно распространились дальше на 3. до низовий Дуная, вытеснив родств. им племена скифов в Крыму и прилежащей к нему Южной России. К сарматским племенам относятся роксоланы, жившие в юж. - русской степи, сперва в междуречье Дона и Днепра, затем на Нижнем Дунае, а также аланы (к В. от Дона), предки совр. осетин, кавказского народа иран. происхождения.

САРМИЗЕГЕТУЗА

САРМИЗЕГЕТУЗА - Дакийская С, твердыня даков, располож. на вершине Деалул-Грэдиштя в горах Орэштие (Юж. Карпаты) на высоте ок. 1200 м. Укрепления, святилища и гражданские постройки расположены на террасах. В 1 в. царь Децебал превратил С. в военно-политич., религиозный и экономич. центр дакийской государственности. В ходе 2-й Дакийской войны 105-106 римляне захватили город и разрушили его. С 1950 на этом труднодоступном комплексе ведутся раскопки, в результате чего получен богатый археологич. материал. Обнаружены и раскопаны также оборонительные укрепления и поселки вблизи и в отдалении от С. Римская С. (Colonia Ulpia Traiana Augusta Dacica Sarmizegethusa) лежит в 40 км западнее дакийской. Она была основана императором Траяном ок. 108-110 после успешного завершения дакийских войн и стала столицей новой пров. Дакия. В последующие годы С. быстро расширялась. Город представлял собой четырехугольник площадью ок. 32 га, внутри которого к наст, времени удалось раскопать форум, дворец августалов, термы и храм, а снаружи - амфитеатр, другие культовые сооружения, а также обществ. и частные постройки. Надписи и произведения провинциального рим. искусства позволяют судить о короткой, но полной событий истории этого центра рим. культуры на дакийской земле, насчитывавшего до 15-20 тыс. жителей.

САРПЕДОН

САРПЕДОН (лат. Sarpedon), сын Зевса и Европы, брат Миноса и Радаманта. Поссорившись с Миносом, покинул Крит и стал царем Ликии. Участвовал в Троянской войне на стороне троянцев. Второй после Гектора герой в троянском войске. Погиб от руки Патрокла.

САСАНИДЫ

САСАНИДЫ - Иран, династия (родоначальник Сасан), правившая Новоперсидским царством с 227 н. э. (свержение парфянской династии Аршакидов) до 636-642 (вторжение в страну арабов). Хотя С. считались хранителями традиций Ахеменидов, систему управления они заимствовали у Аршакидов. Ардашир (Артаксеркс) еще более централизовал ее под влиянием реформ Диоклетиана. С. защищались от гуннов, вели победоносные войны против Рима. Шапур I (241-272) взял Антиохию и захватил в плен императора Валериана; Юлиан Отступник погиб в 363 в борьбе с Шапуром II. Дворцы, бассейны, наскальные рельефы, монеты свидетельствуют о большой роскоши двора правителей С.

САТИР

САТИР (лат. Satyros), природный демон греч. мифологии. С. - дикие, резвые, насмешливые существа. Как и Силенов, их изображали в образах полулошадей. С. - спутники Диониса. Позже их стали изображать как толпу молодежи, противостоящую старику Силену, считающемуся их отцом. В эллинистич. время С. все более воспринимаются спутниками Пана, и поэтому их начинают представлять козлоподобными. Образ С. тесно связан с сатировскими драмами. Известны скульптурные изображения С. - С. Праксителя (4 в. до н. э.), т. н. Барберинский Фавн (3 в. до н. э.). С, часто изображавшиеся на античных вазах, остались излюбл. объектом живописи (полотна Веронезе, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Матисса, гравюра Дюрера).

САТИРА

САТИРА (лат. satura, производное от lanx satura - блюдо, наполн. всякими плодами, которое вносилось в храм Цереры), лит. жанр чисто рим. происхождения, хотя некоторыми своими элементами (ямбические стихи, диатриба) она обязана грекам. В литературе термин «С.» впервые использовал Энний. Он (и вслед за ним Пакувий) дал назв. «Satura» сборнику отдельных стихотворений, которые, несмотря на различия в содержании и метрич. структуре, преследовали общую цель - выразить личное мнение автора. Впоследствии С. стали называть и отдельное стихотворение. Луцилий в сборнике, построенном по тому же принцину, объединил стихотворения поучительного содержания с такими, в которых имелась критика времени и общества. Так в С. возник ее осн. отличительный элемент - полемически-критич. тенденция. Материал С. Луцилия многообразен: часто встречается диалогич. форма; прежняя полиметрия уступает место гекзаметру, ставшему впоследствии размером, которым писали последователи Луцилия. Высочайшего уровня совершенства луцилиева С. достигла в «Диалогах» («Sermones») Горация, этих композиционных и языковых шедеврах, с помощью которых поэт стремился «сказать правду, улыбаясь», и где вопросы практич. житейской мудрости впервые получили философское освещение. Последними значительными сатирич. поэтами этого направления были Персии и Ювенал. Гл. мишенью их критики стало разложение рим. общества. Наряду с луцилиевой в 1 в. до н. э. возникла другая форма С. - мениппова С. (satura menippea). Ее создал Варрон, опиравшийся на диатрибы популярного философа-киника Мениппа. Она также критиковала современность; по форме же представляла собой смесь стихов и прозы. Во времена Нерона эта форма получила развитие в таких трудах, как «Отыквление божественного Клавдия» («Ароcolocyntosis») Сенеки и «Сатирикон» Петрония. С. Горация, Персия и особенно Ювенала оказали сильное влияние на сатирич. литературу средневековья.

САТИРОВА ДРАМА

САТИРОВА ДРАМА - первоначально - местные веселые сценич. представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса. Им прицепляли толстые животы, либо - (в Афинах) конские хвосты и фаллосы. Этим персонажам было присуще неумеренное обжорство, пьянство и чувственность. Когда возникла опасность того, что с расцветом трагедии и комедии С. д. будут вытеснены, Пратин из Флиунта контрастно соотнес действие своих С. д. со своими же трагедиями. При этом герои трагедии (особенно Геракл) попадали в комич. положения. Этим Пратину удалось достичь того, что С. д. прочно вошли в состав театральных представлений в качестве четвертой драмы после трилогии. Единств, полностью дошедшая до нас С. д. - «Киклоп» Еврипида; сохранились большие отрывки из «Рыбаков» Эсхила и «Следопытов» Софокла. Сцены из С. д. были излюбл. сюжетами рисунков на вазах.

САТРАП

САТРАП (перс, греч. - хранитель царства), со времен Дария I - наместник перс. царя. С. во вверенных им областях государства (сатрапиях) взимали налоги, вершили суд, набирали войска, следили за спокойствием и порядком. В руках С. была сосредоточена военная и гражданская власть, что давало им большую самостоятельность, которой они часто злоупотребляли.

САТУРН

САТУРН (лат. Saturnus), др. рим. бог земледельцев и урожая, отец Юпитера, первоначально отождествляемый с греч. богом Кроносом. Подобно ему, С. считался справедливым и добрым повелителем золотого века, царившего в Италии, когда С. (Кронос) спасся там от Юпитера (Зевса). В подвале храма С. находилась рим. государств, сокровищница. В честь С. справлялись Сатурналии.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV