Словарь античности
Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АСК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АСК")

АРИОВИСТ

АРИОВИСТ - герм, король. В кон. 70-х гг. 1 в. до н. э. был приглашен одной из партий галльск. знати в качестве своего рода «наемного лидера», в дальнейшем А. приобрел в Галлии самостоятельное положение. В 59 Цезарь способствовал признанию сенатом А. «другом рим. народа», однако в 58, после победы над гельветами, изгнал А. из Галлии, т. к. он мешал его планам дальнейшего завоевания страны.

АРИОН

АРИОН (ок. 600 до н. э.), греч. поэт и певец (кифаред) из Метимны на о. Лесбос. Его жизнь овеяна легендами. Наиболее известно предание, поведанное Геродотом, о замечательном спасении А. дельфином. При возвращении на корабле из Тарента в Коринф с богатыми сокровищами А. был ограблен моряками и, спасаясь, прыгнул за борт. В воде его подхватил на спину дельфин и доставил А. к Тенарскому мысу. Имя А. стало нарицательным. А. придал дифирамбу лит. - художеств, форму. Из сочинений А. ничего не сохранилось.

АРИСТАГОР

АРИСТАГОР - милетский тиран; был зятем и двоюродным братом милетского тирана Гистиея. В 500 до н. э. побудил к восстанию ионич. города. После поражения бежал во Фракию и погиб там в бою против одного из фрак, племен в 497 до н. э.

АРИСТАРХ

АРИСТАРХ - 1. А. из Самоса (ок. 320 - 250 до н. э.), астроном и математик. В сохранившемся сочинении А. «О величине и расстоянии Солнца и Луны» дается остроумный и правильный способ определения расстояния от Солнца и Луны до Земли посредством угла, составл. линиями зрения от глаза к Солнцу и Луне в тот момент, когда она наполовину освещена. Из-за отсутствия точных приборов А. не мог измерить этот угол достаточно точно и определил его в 87° (в действительности 89°50′). Исходя из получ. данных, А. без применения тригонометрич. функций установил, что расстояние Солнца от Земли в 19 раз больше (вместо 370), чем расстояние Луны от Земли, и что диаметр Солнца в 6,75 раз (вместо 109) больше земного. Одной из величайших заслуг А. является выдвижение им гипотезы гелиоцентрич. системы мира, находившейся в резком противоречии с натурфилософскими взглядами. Лишь спустя восемнадцать столетий его теория получила дальнейшее развитие в трудах Коперника. А. утверждал, что Солнце и звезды неподвижны и бесконечно удалены от Земли, а Земля вращается вокруг своей оси и вместе с тем движется вокруг Солнца по кругу, наклон, к экватору. А. занимался также вопросами оптики, усовершенствовал астрономич. гномон, разработал начала вычислений с помощью вписанных хорд.

2. А. Самофракийский (ок. 217 - 145 до н. э.), греч. ученый, глава библиотеки в Александрии. Усилия А. по изданию, критич. исследованию и хранению произведений античных авторов (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Аристофан и другие) явились апогеем античной филологич. науки. Деятельность А. послужила дальнейшему развитию метода анализа текстов, системы знаковых обозначений и грамматич. принципов, которые затем легли в основу всех европ. грамматик. В споре с Кратетом из Маллы в Киликии А. отстаивал принцип аналогии в языке. Труды А. затерялись в массе более поздних сочинений.

Аристарх

рис. Аристархов метод для определения удаления Солнца и Луны от Земли

АРИСТЕЙ

АРИСТЕЙ - в греч. мифологии сын нимфы Кирены и Аполлона, отец Актеона; др. бог земледелия, покровитель охоты и животноводства, научил людей виноградарству и выращиванию оливкового дерева. Согласно мифу, Эвридика, спасаясь от преследования А., наступила на змею и погибла от ее укуса.

АРИСТИД

АРИСТИД - 1. Ум. ок. 468/467 до н. э., политич. деятель в Афинах, содействовал Клисфену в его реформе законодательства. В Марафонской битве 490 был одним из стратегов. В 489 - 488 стал первым архонтом. Являясь выразителем интересов крупных землевладельцев, выступал против проектов Фемистокла об увеличении мор. сил, вследствие чего был изгнан на 10 лет через процедуру остракизма. После всеобщей амнистии принял участие в Саламинском сражении. В качестве стратега предводительствовал афинянами в битве при Платеях. В 478 стал командующим греч. флотом и одноврем. инициатором создания Афинского морского союза, бразды правления которым он фактически взял в свои руки (например, в его компетенцию входило назначение степени долевого участия союзников в общих расходах). В 477 отошел от политич. деятельности. Его преемником как главы консервативной партии стал Кимон. Согласно дошедшим до нас сведениям, А. слыл образцом справедливости и неподкупности.

2. А. из Милета (ок. 100 до н. э.), греч. писатель, автор прозаич. сочинения «Милетские повести» («Milesiaka»). Это сборник эротич. рассказов, которые из-за пикантного содержания получили широкое распространение и известность. Они были переведены Л. Корнелием Сисенной на лат. яз. Сохранился один фрагмент.

3. А. Элий (ок. 117 (или 129) - 187 н. э.), греч. странствующий оратор из Адриануферая (Мёзия). Происходил из богатой семьи. Получив всестороннее образование (в т. ч. и у Герода Аттика), стал признанным оратором в Риме. Своими помпезно обставл. разъездами завоевал славу в греч. и рим. кругах. Из сохранившихся 55 речей А. шесть «священных речей» в форме дневниковых записей повествуют историю его болезни, длившейся 17 лет и от которой его излечил бог врачевания Асклепий в Пергаме. В одной из своих речей А. призывал императора Марка Аврелия к восстановлению разруш. землетрясением г. Смирна (178). Значительное число речей А. посвящено защите риторики перед философией. Другие его речи восхваляли Рим, славное прошлое Афин и других городов. Во время своих поездок (например, в Египет) А. знакомился с различными религиозными культами. Им были написаны прозаич. гимны, прославлявшие богов (Зевс, Сарапис и т. д.). Христианство он отвергал. Для А., как представителя Второй софистики, ораторское искусство представлялось вершиной духовной деятельности человека. Речи А., соверш. в отношении языка (примером ему служили греч. классич. ораторы), снискали ему славу. Известную ценность они представляют и с точки зрения изучения культуры эпохи Империи.

АРИСТИД КВИНТИЛИАН

АРИСТИД КВИНТИЛИАН - греч. грамматик 2 или 3 вв. Автор музыкальной энциклопедии «О музыке» в 3 книгах, представляющей собой подробную компилятивную характеристику предмета. В 1-й книге в качестве основополагающего учения излагались гармоника, ритмика и метрика. Во 2-й книге освещались вопросы воспитания и исполнительского мастерства (с подробным изложением учения об этосе). 3-я книга была посвящена музыкальной метафизике (учение об интервалах, космич. - музыкальные аналогии).

АРИСТИЙ

АРИСТИЙ (7 в. до н. э.), легендарный греч. писатель из Проконнеса; написал эпич. поэму об аримаспах, мифич. скифском народе, представители которого имели один глаз. Насыщ. вымышл. сюжетами произведение, из которого сохранились лишь фрагменты, содержит тем не менее ценный материал о жизни сев. причерноморских народов.

АРИСТИПП

АРИСТИПП - Старший из Кирены (ок. 435 - 355 до н. э.), греч. философ, ученик Сократа, основатель школы киренаиков; разработал ее осн. этич. (гедонистич. - эвдемонистич.) и гносеологич. (сенсуалистич. - агностич.) принципы.

АРИСТОБУЛ

АРИСТОБУЛ - из Кассандрии, сопровождал Александра Македонского во время его походов. Начиная с 300 до н. э. работал над историей завоевательных компаний Александра. Его сочинение послужило источником для произведений Страбона и Арриана.

АРИСТОГИТОН

АРИСТОГИТОН - выходец из знатного афин. рода; вступил с Гармодием в заговор с целью убийства Писистратидов Гиппарха и Гиппия. Во время Панафинейского праздника в 514 до н. э. они осуществили свой замысел в отношении Гиппарха, а Гиппию удалось избежать опасности. Гармодий был изрублен телохранителями тирана на месте покушения. А. бежал, но был пойман, подвергнут пыткам и казнен. С 5 в. до н. э. за ними закрепилась слава тираноубийц и борцов за свободу (например, скульптурная группа тираноубийц работы Антенора). Их потомки пользовались особым почетом и уважением.

АРИСТОКСЕН

АРИСТОКСЕН (род. в 354 в Таренте, ум. в 300 до н. э. в Афинах), греч. философ и теоретик в области музыкального искусства, ученик Аристотеля. От написанных им ориентировочно 453 работ философского, историч. и музыкально-теоретич. содержания сохранились лишь отрывки и назв. Истории музыки было посвящено его сочинение «Беседы за столом». В более поздних редакциях до нас дошел его труд о гармонии «Элементы гармонии». Сохранились фрагменты трактата «Элементы ритмики». В своих постулатах А. подчеркивал, что наряду с субъективными слуховыми ощущениями важную роль играет философское познание для оценки этич. содержания произведения.

АРИСТОМЕН

АРИСТОМЕН - герой мессенцев в освободительной войне против поработившей их Спарты (сер. 7 в. до н. э.).

АРИСТОНИК

АРИСТОНИК - предположительно единокровный внебрачный брат пергамского царя Аттала III, предводитель восстания, вспыхнувшего в связи с волнениями по поводу завещания в 133 до н. э. Пергамского царства Риму. Восставшие добивались сохранения Пергама с А. на престоле (себя он именовал Эвменом III) и независимым от римлян. Первоначально А. поддерживали жители столицы и прибрежных полисов (кроме Эфеса). После поражения восставших при Кимах А. лишился этой поддержки и обратился к жившим в глубине страны зависимым крестьянам и рабам (которым обещал свободу) с призывом присоединиться к нему. Вместе с сподвижниками, которых А. называл гелиополитами («гражданами солнца»), он опустошил гг. Фиатера и Колофон. Богатые трофеи позволили А. сформировать войско из малоазийск. и фракийск. наемников и нанести римлянам еще неск. поражений. В 129 он попал в плен и умер в тюрьме. Историографии, оценка личности и роли А., нач. с античных времен, очень противоречива.

АРИСТОТЕЛИКИ

АРИСТОТЕЛИКИ - представители Аристотелевой философии; от Перипата, галереи в Ликее, получили название перипатетиков.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristoteles) Стагирит (род. в 384, Стагир, ум. в 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), др.-греч. философ и ученый-энциклопедист, основагель перипатетич. школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет А. вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н. э. А. оставил Афины по политич. соображениям, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. В 335 А. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему оно получило назв. «Перипата» (отсюда назв. школы). После смерти Александра Македонского А. преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер. А. изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. А. популяризировал философские вопросы в искусно стилизованных диалогах, которые утрачены. Сохранились некоторые лекции и мн. труды. Согласно А., многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. «Сущее, поскольку оно сущее» является предметом «первой философии», или онтологии; со времен Андроника по издательским соображениям этот труд А. именуется «Метафизикой». Действительность определяется 4 осн. причинами: материей (hyle); пассивной возможностью становления; активной формой (morphe, eidos), которую приобретает материя, а также действующей (kinoyn) и целевой (telos) причинами, которые связаны с формой. Изменение и развитие есть осуществление формы, потенциально залож. в материи. В результате деятельности (energeia - энергия) формы, воздействующей на материю при онтогенезе, возникают виды, подобно тому как при работе художника возникает статуя, потенциально существующая в бронзе. А. принял платоновскую «идею» как имматериальный принцип «сущего в себе». Вместе с тем он стремился преодолеть идеализм своего учителя, как и механич. материализм Демокрита, «атомный круговорот» которого не мог объяснить целесообразной организованности и приспособленности живых существ, требовавший объяснения принципа управления. Аристотелю удалось ослабить, но не преодолеть дуализм Платона. Форма онтологически и ценностно приоритетна по отношению к материи и абсолютизирована в божественном «неподвижном перводвигателе» как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной. Она расчленяется, кроме того, и через дуалистич. отношения субординации: душа - тело, муж - жена, господин - раб и т. д. Труды по логике, содержащие также теорию познания, позднее объединены в т. н. «Органон». К нему принадлежат «Категории», «Первая и Вторая Аналитика», «Топика» и т. д. Вопреки Платону А. толкует восприятие как основу теории познания, которая требует познавать формы и их взаимосвязь в качестве цели научного познания, условием которого является соединение индукции и дедукции; истинность познания заключается в соответствии высказываний объективным обстоятельствам. А. стремился построить теорию науки и классификацию на основе «аксиомы - доказательства - структуры». Информация, получаемая от вещей, может быть сведена к осн. формам или категориям: 1) сущность в смысле субстанции, 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) образ действий, 8) страдание. Узловой пункт заключительного итога А. состоит в силлогизме, «вынуждающе определенном» способе доказательства, сообразно чему в спец. науках (например, в геометрии) из их очевидных аксиом вытекают все частные высказывания. Аристотель впервые в истории мышления исследовал все существ, формы дедуктивных заключений и сформулировал логич. законы тождества, противоречия и исключенного третьего. В этике А. постулировал в качестве цели всех человеч. поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Если сущность человека - душа, то его эвдемония состоит в ее активности, т. е. в мышлении и познании. В соответствии с этим обосновывается преимущество духовной работы перед физической. Деятельность в науке и искусстве принадлежит к т. н. дианоэтическим добродетелям, достигаемым через подчинение страстей разуму. Добродетели суть среднее (мужество - среднее между безрассудной отвагой и малодушием). Среднее играет роль также в его политич. теории, к которой он подходил с различных точек зрения: из абстрактно-этич. категорий, а также из отношений собственности. Оптимальное государств, устройство представляет собой смесь олигархии и демократии, в которой демократич. элементы должны преобладать. Их носителями должны быть крепкие слои средних собственников, которые не были бы ни богаты, ни бедны, т. к. и те и другие склонны к развращенности и несправедливости. А. сознавал, что человек может реализоваться лишь как член общества, которое он мыслил как совр. ему полис. Идеологич. предрассудки, обусловл. социальной действительностью, заставляли А. оправдывать рабство как порожд. самой природой. Это противоречит его учению о едином принципе формы человека. С эстетикой А. мы знакомы меньше; сохранился лишь его анализ поэтич. искусства в «Поэтике». Функции искусства так же многообразны, как и формы выражения. Имеется в виду подражание (mimesis), которое на основе частного выражает общие типы и их сущность; следовательно, познание осуществляет позитивное психологич. действие, очищение (katharsis) души от аффектов и т. д. Учение о мимезисе и катарсисе имело влияние вплоть до нового времени. Согласно натурфилософским воззрениям А., которые представлены в «Физике» и «О небесах», Вселенная вечна, но ограничена концентрич. сферами космоса, по ту сторону которого не существует тел, а следовательно, также и пространства, времени и движения. Все вещи определяются своим качеств, характером, своим «естеств. движением» и своим «естеств. местом». В «надлунной области» вещи состоят из эфира, в «подлунной» - из огня, воздуха, воды и Земли, которая покоится в центре Вселенной. В земной природе существует иерархия различных субстанциальных форм, которые ведут от неорганического к человеку. В этой шкале бытия высшие ступени зависят от низших, но имеют со своей стороны специфич. закономерности. Растениям присуща воспроизводящая душа, животным - способность ощущения, желания и движения, наконец, человеку сверх того - разум. Из вечности и неизменности субстанциальных форм следует постоянство видов и отсутствие эволюционного развития. А. оказал огромное влияние на философские направления средневековья и нового времени. Его учение, в котором он стремился связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона, может иметь и последовательно материалистич. и объективно-идеалистич. истолкование. Материалистич. переработка началась в его школе уже Страбоном и привела в араб, философии Авиценны и Аверроэса к материалистич. пантеизму. В схоластике «неподвижный перводвигатель» был отождествлен с христианским понятием бога. Учение о бессмертной части души было использовано схоластикой, и вся философия А. была канонизирована Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Большое влияние оказал А. на новую схоластику (Ф. Брентано), так же как и на совр. неотомизм.

АРИСТОФАН

АРИСТОФАН (лат. Aristophanes).

1. А. (род. ок. 445 до н. э., ум. ок. 386 в Афинах), греч. поэт, выдающийся представитель др.-греч. комедии. В отличие от новой греч. комедии эллинистич. эпохи комедии А., полные юмора и сатиры, поднимали политич., социальные, педагогич. и лит. проблемы своего времени. Исходя из гражданских идеалов греч. полиса, А. выражал в своем творчестве чаяния афинского консервативного крестьянства, неизменно выступал поклонником государств, порядка времен расцвета афинской демократии, против ее извращений. В разгар Пелопоннесской войны А. как решительный защитник аттич. сельского населения ратовал за прекращение кровопролития и заключение мира. Поздние пьесы А. примыкают к ср. - греч. комедии, характеризующейся ослаблением политич. остроты содержания. Из более сорока известных комедий А. до наших дней полностью сохранились одиннадцать. Поставл. впервые в 425 «Ахарняне» воспевают мирную жизнь деревни на примере крестьянина Дикеополиса, заключившего со спартанцами сепаратный мир. Во «Всадниках» (424) разоблачается воинствующая демагогия Клеона и выражается требование восстановить мир. Комедия «Облака» (423) направлена против софистич. методов воспитания, воплощ. в философии Сократа. Пьеса «Осы» (422), названная так, потому что хор судей выступает в костюмах ос, высмеивает страсть афинян к сутяжничеству. Целью поставл. впервые в 421 комедии «Мир» являлось побуждение Афин к скорейшему заключению мира. В написанной после заключения Никиева мира со Спартой комедии «Птицы» (414) А. повествует о птичьем государстве, соединяя комедию и социальную утопию. Вновь вспыхнувшая война побудила А. написать в 411 пьесу «Лисистрата», рассказывающую о выступлении женщин двух противоборствующих сторон с целью принудить мужей к заключению мира. Едкую художеств, сатиру представляет комедия «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), направл. против Еврипида и Агафона. Борьбе с новациями Еврипида посвящена также пьеса «Лягушки» (405), явившаяся самым ярким сценич. успехом А. Против взглядов Еврипида о месте женщины в обществе направлена написанная в 392 комедия «Женщины в народном собрании». Комедия «Плутос» (388) требует справедливого распределения благ. Творчество А. отличало высокое чувство личной ответственности за решение политич. и воспитательно-нравств. проблем своего времени, а также яркий выразительный язык, искрометный юмор, богатая фантазия и применение различных сценич. эффектов (например, яркие костюмы сопровождающих комедии хоров). «Пир» Платона явился своего рода поэтич. эпитафией поэту. Творчество А., в античные времена трактовавшееся противоречиво и неоднозначно, с эпохи Возрождения оценивалось очень высоко. Обработкой комедий А. занимались Ганс Сакс и Ронсар, мотивы пьес А. использовали Расин, Гёте и Платен.

2. А. Византийский (ок. 257 - 180 до н. э.), греч. филолог, глава Александрийской библиотеки. А. принадлежат лит. - критич. произведения о классич. авторах Гомере, Гесиоде, лириках, трагиках и т. д. с предисловиями и сравнительным анализом. А. явился основателем научной лексикографии. Из произведений А. сохранились отдельные фрагменты.

АРКАД

АРКАД - мифич. царь аркадян, сын Зевса и Каллисто. А. на охоте пытался убить свою мать, превращ. Артемидой в медведицу.

АРКАДА

АРКАДА (от лат. arcus - арка), ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. А. использовались в качестве архитектурных орнаментов. В этом случае небольшие арки примыкали непосредственно к фасаду стены, образуя т. н. глухую А. В рим. зодчестве А. чаще всего применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра или амфитеатра.

АРКАДИЙ

АРКАДИЙ - Флавий (377 - 1. 05. 408), вост.-рим. император с 17. 01. 395. Был сыном Феодосия I и уже в 383 был провозглашен августом и соправителем. После смерти отца и окончательного раздела империи А. в 395 получил вост. половину государства и стал первым императором Восточной Римской империи. А. являлся слабым и малоспособным человеком, находился в постоянной зависимости от придворных чиновников и советников, прежде всего от Руфина, евнуха Евтропия, а позднее и от супруги Евдоксии. Его правление знаменовалось ожесточ. оборонительными сражениями с герм, и гуннами, а также гонениями на язычников и еретиков. Его портрет в Пергамон-музее в Берлине.

АРКАДИЯ

АРКАДИЯ - горная область в центральной части Пелопоннеса. В кон. 2-го тыс. до н. э. «ахейских» аркадян вытеснили в А. дорийцы. Ок. 550 А. попала под спартанскую гегемонию. После поражения при Левктре в 371 был образован союз городов, в который вошли, помимо прочих, Мегалополь, Мантинея, Тегея и Орхомен. С 250 аркад, города принадлежали к Ахейскому союзу. С 146 до н. э. А. отошла к Риму. Для эллинистич. поэтов и Вергилия картины природы А. являлись фоном для описания идиллич. сцен из пастушеской жизни («аркадские пастухи»).

АРКЕСИЛАЙ

АРКЕСИЛАЙ (род. в 315 в Питане, ум. в 240 до н. э. в Афинах), греч. философ, видный представитель т. н. Средней Академии. А. полагал, что познание действительности невоможно ни с помощью разума, ни с помощью чувств. По этой причине призывал к воздержанию от суждений. А. считал, что для практич. деятельности человека достаточно одной вероятности. Труды А. до нас не дошли.

АРЛЬ

АРЛЬ - совр. назв. галльского г. Арелат.

АРМЕНИЯ

АРМЕНИЯ - Горная страна, располож. в верхнем течении Евфрата и Тигра и далее на В. к берегам Аракса. В назв. высочайшей горной вершины А. Арарата сохранилось имя, данное ассирийцами др. жителям А., - урарты. Коренное население А., называемое также хайями, примерно с 9 - 8 вв. до н. э. стало постепенно вытесняться переселяющимися индоевроп. армянами в горные районы страны. После поражения Тиграна II от римлян в 66 до н. э. к З. от Евфрата было образовано княжество Малая A. (Armenia minor). К В. от Евфрата лежали области Великой A. (Armenia maior), игравшие на протяжении мн. столетий роль своеобразного буфера между Парфией и Римом и попадавшие периодически в зависимость от одной или другой из враждующих сторон. Со времен Нерона правителями Великой А. являлись Аршакиды, побочная линия парфянского царского рода, которых в 3 в. н. э. свергли Сасаниды. Христианская религия была принята в А. в качестве государств, (ок. 300 н. э.) еще до издания Константином I миланского эдикта в 313 н. э. С 6 в. армян, церковь стала в отличие от диофизитской православной церкви монофизитской. В 7 в. А. была захвачена арабами-исламитами. С 9 по 11 в. А. правили местные цари из династии Багратидов. После вторжения турок-сельджуков на рубеже 11 и 12 вв. в Киликии образовалось самостоятельное армян, государство Багратидов (Рубенидов), провозглаш. в 1198 царством и просуществовавшее в течение трех веков до 1375, когда было покорено егип. мамелюками. Несмотря на притеснения, которым армяне подвергались со стороны монголов, турок и персов, они сохранили свою самостоятельность и культуру.

АРМИНИЙ

АРМИНИЙ (16? до н. э. - 21? н. э.). Имя А., очевидно, не герм, или лат. происхождения, а уходит корнями в прагерм. яз. народов, населявших терр. позднейшей Сев.-зап. Германии. А. принадлежал к королевскому роду герм, народа херусков, покор, римлянами. А. поступил к римлянам на военную службу, получил звание всадника и стал начальником вспомогательных войск, состоявших из выходцев с его родины. В этом качестве, очевидно, он пребывал в 9 н. э. в Германии и заслужил там доверие рим. наместника Квинктилия Вара, которого он заманил в ловушку и победил в знаменитом сражении в Тевтобургском лесу. Вар покончил жизнь самоубийством, предводимые им три легиона были полностью уничтожены. Одержанная победа вызвала всеобщее восстание, рим. господство на терр. между Рейном и Эльбой было ликвидировано. Предпринятые впоследствии попытки его возрождения успеха не имели. В последующие годы А. вел войну с римлянами, предводимыми Германиком, стремившимся вновь подчинить Германию Риму. Лат. историография дает об этих событиях столь же туманное представление, как и о положении самого А. в Германии. По всей видимости, он стремился к расширению своей власти и был убит из-за возникших между ним и членами правящей верхушки распрей. Супруга А., Туснельда, дочь херусск. князя Сегеста, являвшегося противником А., была выдана своим отцом римлянам и умерла в плену.

АРНО

АРНО - гл. река в Этрурии, протяженностью 241 км, берущая свое начало к С. от Арретия (ныне Ареццо) в Апеннинах. Устье А. возле Пизы выдвинулось по сравнению с античными временами к наст, времени далеко в море.

АРНОБИЙ

АРНОБИЙ - Старший, христианский ритор ок. 300 в Сикке (Сев. Африка), учитель Лактанция, автор апологетич. труда «Против язычников» («Adversus nationes»), важного источника античной истории религии и философии.

АРОМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

АРОМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - В античные времена обладавшие приятным ароматом растительные продукты, такие как ладан, мирра, кассия, корица и лаванда, находили использование в культовых обрядах (например, для курения ладаном при богослужениях) и быту (для изготовления косметич. средств, благовоний и мазей; в качестве пищевых приправ и специй). Большой спрос на А. с, существовавший в средизем. странах, удовлетворялся экспортом из ближневост. Передней Азии, Индии и Вост. Африки.

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - Среди А. к. античности, для возведения которых применялся тесовый камень или кирпич, доминировали полуциркулярные, прямые и пологие арки; помимо них, встречалась и т. н. ложная арка. Если в греч. архитектуре А. к. играют подчин. роль (лестничный подъем к ср. террасе гимнасия в Пергаме, проходы к храму Аполлона в Дидимах, декоративные аркады в галерее Эвмена в Афинах), то в рим. зодчестве их функциональное значение резко возрастает. А. к. находят разнообразное и комплексное применение в возведении цилиндрич. и крестообразных сводов, в сооружении купольных зданий (например, триумфальных арок, терм, базилики Константина, Пантеона); встречается многоярусное расположение А. к. на фасадах театров и амфитеатров.

Арочные конструкции

рис. Арочные конструкции.

АРРЕТИНСКАЯ КЕРАМИКА

АРРЕТИНСКАЯ КЕРАМИКА - глиняная посуда эпохи Империи, названная по месту своего изготовления, г. Арретия в Этрурии; совр. назв. Terra sigillata.

АРРИАН

АРРИАН - Флавий, из Никомедии в Вифинии (ок. 95 - 175), рим. императорский офицер, консул, наместник Каппадокии. А. был учеником Эпиктета, чьи философские беседы записал и издал. Кроме того, А. написал историч. трактаты, например об Индии («Indika») и о жизни и походах Александра Македонского («Anabasis Alexandru»). Оба произведения - важный документальный источник эпохи Александра.

АРРУГИИ

АРРУГИИ (иберийск., лат.), спец. горнопромышл. разработки в Испании рим. периода для добычи золотоносных руд с помощью низвергающихся, предварительно запруж. масс воды, которые отделяли от пласта горную породу и вымывали ее более легкие составные части.

АРСИНОЯ

АРСИНОЯ - егип. город в Файюме; место находок многочисл. папирусов.

АРСИНОЯ II

АРСИНОЯ II - Филадельфия (лат. Arsinoe) (род. ок. 316 до н. э.), дочь Птолемея I Сотера Египетского; властолюбивая супруга фракийского царя Лисимаха, после смерти которого в 281 вышла замуж за своего сводного брата Птолемея Керавна. Во время третьего замужества (Птолемей II Филадельф) являлась фактич. правительницей Египта.

АРСИС

АРСИС - и Тесис (греч. подъем и опускание), первоначально при декламации античных стихов под музыкальное сопровождение слабый такт обозначался дирижером поднятием (А.) ноги или пальца, а сильный такт - их опусканием (Т.). Отсюда и соответствовавшие этим тактам элементы стиха стали называться А. и Т. В позднелат. метрике понятие А. и Т. употреблялось для повышения (А.) или понижения (Т.) голоса. В наст, время в стихосложении А. называется ударный слог в стопе, а Т. обозначает безударный слог.

АРТАБАЗ

АРТАБАЗ - 1. Полководец Ксеркса во время его похода против Греции в 480 до н. э. Командовал одним из корпусов в битве при Платеях (479 до н. э.), еще до окончания битвы бежал с частью разгромл. перс, войска в М. Азию.

2. Перс, адмирал, в 450 - 449 до н. э. сражался против Кимона.

3. Полководец Артаксеркса II, затем находился на службе у Дария III; после его убийства в 330 до н. э. был в 328 сатрапом Бактрии при Александре Македонском.

АРТАКСАТА

АРТАКСАТА (совр. Арашат), согласно преданиям, воздвигнутая по планам Ганнибала Арташесом I (Артаксием), полководцем царя из династии Селевкидов Антиоха III (223 - 187), столица Великой Армении. Несмотря на то что подступы к городу были надежно прикрыты естеств. горными преградами и одним из рукавов Аракса, А. неоднократно завоевывалась и разрушалась парфянами и римлянами, однако вновь восстанавливалась. При Тиридате город получил наименование Неронея (после 66 н. э.). К его восстановлению были привлечены рим. строители. Более поздние источники вновь именуют город А. К настоящему времени сохранились только руины др. города.

АРТАКСЕРКС

АРТАКСЕРКС - имя неск. перс, царей династии Ахеменидов.

1. А. I Лонгиман (Долгорукий), ум. в 424 до н. э., вступил на престол в 464, сын Ксеркса I. В 455 вел войну против Египта. Флот А. был побежден афин. мор. силами в сражении близ Саламина на Кипре в 449. В 449 - 448 заключил с греками т. н. Каллиев мир.

2. А. II, сын Дария II (годы правления 404 - 358 до н. э.), соперничал со своим братом Киром. В 394 одержал победу над спартанцами при Книде. В 387 на своих условиях заключил со Спартой т. н. Анталкидов мир.

АРТАФРЕН

АРТАФРЕН - Артаферн.

1. Перс, полководец в битве при Марафоне в 490 до н. э.

2. Наместник Сард. В 498 до н. э. подавил восстание ионич. городов.

АРТЕМИДА

АРТЕМИДА - греч. богиня, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, родилась на Делосе. В образе А. объединились представления о различных, также и догреч. божествах. Согласно мифу, А. являлась целомудр. богиней-девой охоты и живой природы. К глубокой древности восходит культ А. как богини деревьев и растительности. К культовым животным А. - владычицы зверей относились главным образом лань и медведь, а божеств, свиту составляли нимфы. Если брат А. Аполлон приравнивался к богу солнца, то она была богиней луны и часто отождествлялась с Селеной. Она почиталась как богиня девств, чистоты и целомудрия и как богиня растительности и плодородия. Например, на культовой статуе из Эфеса в М. Азии А. изображалась матерью-кормилицей со множеством сосцов. Кроме того, А. считалась покровительницей супружества и деторождения, к которой часто при родах взывали женщины. По этой причине А. иногда отождествлялась с Илифией. Как правило, A. изображалась в коротком хитоне, с колчаном за спиной и копьем в руке, часто в сопровождении лани и нимф. С ней отождествлялась рим. Диана («А. Версальская», Лувр, рим. копия с оригинала 2-й пол. 4 в. до н. э.). Почитавшаяся и любимая в античные вре - мена богиня изображалась почти всеми известными живописцами - в образе охотницы, во время купа - ния, с Актеоном, нимфами и сатирами, причем имя богини варьировалось между А. и Дианой.

Артемида

рис. Артемида Эфесская (Рим, Ватикан).

АРТЕМИДОР

АРТЕМИДОР - 1. (ок. 100 до н. э.), греч. политич. деятель и географ из Эфеса. Совершал далекие путе - шествия, которые нашли лит. отображение в 11 книгах ею груда «Geographumena». В отличие от астроно - мии. - матемагич. географич. метода Эратосфена А. изложил свои географич. наблюдения в хронологии своего плавания вдоль берегов Средиземного м. От сочинения А. уцелели отрывки и скудные фрагмен - ты.

2. (2-я пол. 2 в. н. э.), греч. толкователь снов и писатель из Лидии (Далтис). Из его произведений сохранился «Сонник» («Oneirokritika») в 5 книгах. В нем А., очевидно стоик по своим философским воззрениям, привел в единую систему связанные с толкованиями снов поверья. Сочинение интересно как источник сведений об античных суевериях.

АРТЕМИЗИЯ

АРТЕМИЗИЯ (лат. Artemisia).

1. Правительница г. Галикарнас; с пятью военными кораблями участ - вовала в Саламинской битве (480 до н. э.) на стороне персов и своим мужеством заслужила похвалу Ксеркса.

2. Сестра и жена царя Мавсола (4 в. до н. э.). В качестве его преемницы на престоле воздви - гла в его честь в Галикарнасе богатую гробницу, на - званную мавзолеем.

АРТЕМИСИЙ

АРТЕМИСИЙ - предгорная местность и мыс на С-B. Эвбеи. Здесь в 480 до н. э. произошло мор. сраже - ние между персами и греками, в котором ни одна из сторон не смогла одержать победу. В 1928 при археологич. раскопках на А. была найдена бронзовая статуя Зевса (или Посейдона).

АРФА

АРФА - Наряду с лирой А. была важнейшим струнным инструментом Др. Востока. Греки знали различные типы А. (тригонон, самбика), однако воспринимали этот инструмент как чужеродный.

АРХАИЗМ

АРХАИЗМ - направление в греч. - рим. искусстве, характеризовавшееся стремлением придать с помощью архаич. выразительных средств произведениям более поздних времен старинный облик. В А. находили свое выражение консервативные взгляды на искусство, которые защищали, как правило, реакционные группировки. А., наметившийся еще в архаич. эпоху и получивший распространение в поздней классич. эпохе 5 в., достиг эстетич. апогея в 4 в. Толчок развитию А. во 2 в. до н. э. дало творчество неоаттич. художников, которые копировали или воссоздавали архаич. и классич. произведения преим. на религиозные темы. А. прослеживается вплоть до средней императорской эпохи. В литературе также существовала тенденция к А.

АРХАИКА

АРХАИКА (греч. archaio - древний), ранний этап развития греч. искусства и общества в 7 - 6 вв. до н. э. Его характерными чертами являлись: замена родовой аристократии разбогатевшей торгово-ремесл. знатью; образование полисов, колонизация, возникновение денежного обращения, купля и продажа рабов; в искусстве - овладение монументальным искусством под влиянием ближневост. образцов. В скульптуре повсеместно находят распространение фигуры обнаж. юношей (куросы) и задрапированных в пышные, богато раскраш. одежды девушек (коры). Произведения живописи и рельефы, темами которых являлись мифич. сюжеты, отличались плоскостным характером и декоративным геометрич. рисунком.

АРХЕ

АРХЕ (греч. начало, принцип), первоначально единое вещество, изначальный принцип, неизм. и непреходящеелз череде явлений; осн. предмет философских исследований в ионич. натурфилософии. Фалес принимал за А. воду, Анаксимандр - апейрон, Анаксимен - воздух, причем первичная субстанция воспринималась ими как нечто материальное и пронизанное жизнью, т. е. гилозоистически.

АРХЕЛАЙ

АРХЕЛАЙ (лат. Archelaus) (ок. 413 - 399 до н. э.), макед. царь. В период своего правления способствовал развитию торговых связей Македонии с другими странами, приравниванию макед. денежной системы к перс, усилению военной мощи государства (военная реформа), а также налаживанию культурных связей с Грецией (при его дворе в Пелле, например, проживали Еврипид, Херил и Агафон).

АРХЕОЛОГИЯ

АРХЕОЛОГИЯ (греч. наука о древности), отрасль науки, изучающая др. культуры на основе веществ, источников, к которым относятся остатки историч. памятников, обнаруж. случайно или в ходе целенаправл. поисков находки. Исключаются из А. памятники письменности, произведения др. литературы, монеты, медали и печати; их исследование составляет предмет неск. наук: эпиграфики, филологии, палеографии, истории литературы, нумизматики и сфрагистики, - играющих в А. вспомогательную роль. Первоначально А. называлась наука о прошлом (например, у Фукидида). Возникновение классич. А. как науки о веществ, памятниках относится к эпохе Возрождения, когда возрос интерес к рим. и греч. древности. С кон. 18 в. - нач. 19 в. проявляется интерес к др. памятникам Египта, др. Ближнего Востока, Греции, М. Азии, Сев. и Центральной Европы. Во 2-й пол. 19 в. начинаются раскопки в Трое, Олимпии, Пергаме и других местах. Одновременно в самостоятельный раздел А. выделяется изучение первобытных культур (А. как наука о доисторич. временах). Классич. А., которая разделилась на ближневост. А., вост. - азиат. А., рим. А., христианскую А., Ср.-век. А. и т. д., ориентировалась на художественно-научный метод, основоположником которого являлся И. И. Винкельман (1717 - 1768). Если вначале под влиянием Винкельмана в центре археологич. исследований находились произведения искусства, рассматриваемые преим. с эстетич. позиций, то в кон. 19 в. начинаются исследования в области др. архитектуры (Дёрпфельд, Пухштейн, Кольдевей, Виганд). С увеличением числа собранных произведений углубляется и пересматривается классификация художеств, стилей. В 20 в. в изучении античной материальной и художеств, культуры все в большей степени начинают учитываться обществ, стороны того времени (политич., экономич. и пр.). В наст, время в А. используются новейшие технич. достижения и методы, например аэрофотосъемка, фотография в ультрафиолетовых лучах. Как самостоятельное направление оформилась подводная А.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (греч. оригинал, прообраз), наиболее др. текст (реконструировать который можно чаще всего лишь гипотетически), к которому восходят тексты последующих рукописей.

АРХИВ

АРХИВ (греч. archeion - прочный дом), в древности - место хранения важных государств, документов; первоначально - канцелярия, ведавшая регистрацией, учетом входящих и исходящих государств, бумаг. Как показывают найд. в Кноссе и Фесте на Крите и в Пилосе на Пелопоннесе глиняные таблицы, на развитие греч. А. определ. влияние оказали клинописные государств, и хозяйств. А. М. Азии. В Афинах оригиналы законов, государств, договоров, почетных грамот и т. д. первоначально отдавали на хранение семерым номофилакам. В 4 в. до н. э. при храме Метроон возникло централизованное хранилище оригиналов или служебных копий (на папирусе или деревянных таблицах) законов, решений народных собраний и совета, договоров, государств, счетов и документов важнейших судебных процессов. В Египте были найдены неск. довольно крупных частных А., например А. документов на арамейск. яз. евр. общины из Элефантины и А. Зенона в Филадельфии. Государств. А. Рима располагался в храме Сатурна и управлялся городскими квесторами. Плебейский А. находился в храме Цереры. А. существовали и в пров.

АРХИДАМ

АРХИДАМ - имя неск. спарт. царей.

1. А. II (годы правления 476 - 427/426 до н. э.), предводитель спарт. войск, которые в первые годы Пелопоннесской воны неоднократно вторгались в Аттику (Архидамова война).

2. А. III. (годы правления 360/359 - 384 до н. э.). В 371 отступил вместе со своей армией после поражения при Левктрах. А. участвовал в войне против луканцев как союзник тарентийцев и был убит.

АРХИДАМОВА ВОЙНА

АРХИДАМОВА ВОЙНА - названный по имени спарт. царя Архидама II, предводителя вторгшихся в Аттику пелопоннесцев, начальный этап Пелопоннесской войны (431 - 421 до н. э.).

АРХИЛОХ

АРХИЛОХ (род. в 650 до н. э. на Паросе), греч. лирик, сын обедневшего аристократа и рабыни. А. вступил наемником в армию и, по преданию, участвовал в сражениях с фракийск. коренными жителями Фасоса. А. погиб в одном из сражений с воинами островов Парос и Наксос. В отношении языка и техники построения стиха А. брал за образец Гомера, но решительно выступал против героич. трактовки человека и аристократич. понятий о чести. В стихотворениях, направл. против Ликамба, нарушившего обещание выдать за него дочь, А. впервые применил лит. жанр ямба - шутливо-язвительные стихотворения, написанные ямбич. размером. Из многообразного лит. творчества А., которое отличалось страстностью и индивидуализмом, до нас дошло немногим более 100 отрывков. А. оказал большое влияние на последующее развитие лирики, в первую очередь на рим. поэтов Луцилия, Катулла и Горация. Ранние нем. переводы А. принадлежат графу Штольбергу, Хер деру и Э. Гейбелю. Надписи, посвящ. А.: две каменные плиты 3 в. до н. э., найд. на Паросе в 1944, содержат 30 строф стихотворений А., биографич. сведения о нем и стихи, повествующие о посещении поэта музой.

АРХИМЕД

АРХИМЕД (род. ок. 287, ум. в 212 до н. э в Сиракузах), знаменитый античный математик и физик, сын придворного астронома Фидия. После учебы в Александрии возвратился в Сиракузы. При обороне города от римлян во время 2-й Пунической войны конструировал боевые машины. Погиб при взятии города. В древности ходило множество анекдотов, связанных с именем А. В своем сочинении «Парабола квадратуры» А. удалось с помощью метода «исчерпывания» определить площадь (квадратуру) параболич. сегмента. В этом же произведении дано суммирование геометрич. прогрессии. В труде «Об измерении круга» А. доказывает, что отношение любого круга к его диаметру (число я) меньше 3 1/7 и больше 3 10/71. В произведении «О числе песчинок» он дает систему наименований целых чисел, позволяющую выражать любые большие числа. Другие глубокие трактаты А., в которых автор использовал математич. методы, частично эквивалентные совр. интегральному исчислению, рассматривают шар и цилиндр, спирали, конструкцию правильного семиугольника, коноиды и сфероиды. Как физик А. обосновал закон рычага и открыл осн. закон гидростатики (закон Архимеда). Сочинения А. оказали большое влияние на развитие высшей математики в Европе в 16 - 17 вв.

АРХИМЕДОВ ВИНТ

АРХИМЕДОВ ВИНТ - водоподъемная машина, изобретение которой приписывается Архимеду. А. в. представлял собой цилиндрич. трубу длиной 4 - 6 м, по оси которой был установлен деревянный вал с тремя винтовыми ленточными лопастями, прикрепл. к валу. Один конец А. в. опускался в воду, второй направлялся туда, куда нужно было подавать ее. Эффект подъема воды достигался попеременным зачерпыванием воды тремя параллельными лопастями, делившими горловое водозаборное отверстие цилиндра на три сектора. При повороте вала вода, захвач. первым витком, поднималась во второй и т. д. Предотвращение обратного стока воды обеспечивалось равномерным и непрерывным вращением вала А. в. Остатки водоподъёмной эстакады А. в. найдены в одном из др. рудников в Испании, где эта установка, несмотря на очевидную ненадежность, использовалась в производств, целях. А. в. применялись также для снабжения питьевой водой и орошения.

Архимедов винт

рис. 1. Схема винтовой спирали. Справа: поперечный разрез.

Архимедов винт

рис. 2. Ось со вспомогательными линиями для установки винтообразных гибких лопастей.

Архимедов винт

рис. 3. Эстакада архимедовых винтов на руднике Санта Барбара (Испания). Угол наклона 25, длина 7 м, высота хода 1,85 - 2,10 м

АРХИПИИТ

АРХИПИИТ (греч., лат. поэт), псевдоним или почетный титул оставшегося неизвестным Ср.-век. лат. поэта, возможно, герм, происхождения. А. (род. ок. 1140) - выходец из рыцарского рода; получил обширное классич. образование; принадлежал ко двору Фридриха Барбароссы. А. являлся типичным представителем поэзии вагантов («Исповедь ваганта», «Мешп est propositum»). Дошедшие до нас 10 стихотворений А. (1159 - 1165) элегантной легкостью языка и искрометностью юмора свидетельствуют об одаренности и ярко выраж. индивидуальности поэта.

АРХИТ

АРХИТ (род. ок. 400 в Таренте, ум. в 365 до н. э.), философ, математик, политич. деятель и полководец; один из виднейших представителей пифагорейской школы, поддерживавший дружеские отношения с Платоном. Исходя из основополагающего представления пифагореизма о числе как основе всего существующего, А. утверждал, что с помощью математики можно познать не только мироздание в целом, но и свойства всех отдельных вещей и явлений; что число и величина являются «двумя едиными первичными формами существующего». А. занимался также проблемами гармонии в музыке и пришел к выводу, что высота звукового тона зависит от скорости движения звучащих тел. Из работ А. сохранились отрывки.

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА - искусство возводить постройки, соответствующие определ. целям (жилые дома, обществ., административные, представительские и другие здания), отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетич. архитектурной формой. Греч. А. восходит своими корнями к др. способу строительства с применением кирпича-сырца и дерева, которым были построены первые примитивные дома и культовые сооружения. С политич. и экономич. укреплением городов-государств произошел переход к монументальной А. (в частности, к строительству храмов) и вызванному ею новому способу строительства с помощью огромных каменных блоков с заполнением промежутков между ними более мелкими камнями. Монументальная А. сохранила свое ведущее положение вплоть до кон. греч. античности и оказала огромное влияние на развитие рим. А., которая лишь отчасти заимствовала греч. архитектурные традиции. Используя известковый раствор в качестве соединительного материала, римляне заложили основы строительства сложных крупнообъемных сооружений; гл. элементами их были свод и арка, которые в сочетании с их внешним и внутр. оформлением в полной степени отвечали стремлению к великолепию и блеску, олицетворению рим. роскоши и могущества. В эпоху эллинизма (3 - 1 вв. до н. э.) в греч. зодчестве наряду с дорич. и ионич. архитектурными сооружениями, доминировавшими в архаич. и классич. периоды в храмовом строительстве, все в большей степени получают распространение бытовые, административные и жилые сооружения (здания для различных собраний и заседаний, гимнасии, театры, комфортабельные жилые дома и другие). Улучшение декоративного оформления зданий происходит за счет смешения элементов различных архитектурных ордеров, так, во внешнем оформлении появляется коринфский ордер. Одновременно развивается и градостроительство, которое приобретает симметричный планировочный характер (регулярный город Гипподама Милетского). Рим. А. продолжила традиции этрусской и в первую очередь эллинистич. А. Отдельные типы зданий и внутр. помещений получили свое дальнейшее развитие (театры, рынки, палестры). Появились нов. архитектурные формы храмов, домов, базилик. Римлянами были созданы и свои собств. типы построек - амфитеатры, термы и триумфальные арки. Особое значение приобрели технич. сооружения (водопроводы, акведуки, мосты, маяки).

АРХИТРАВ

АРХИТРАВ (лат., греч. epistyl), первая, лежащая непосредственно на капители колонны балка, поддерживающая остальные балки и крышу; составная часть антаблемента.

АРХОНТ

АРХОНТ (греч. регент), один из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах. Во главе городских властей стоял А. - эпоним, по имени которого назывался год. А. - басилей исполнял религиозные функции, например, во время жертвоприношений и праздников. На А. - полемарха возлагалось командование войсками. Вопросы юрисдикции относились к ведению особой коллегии шести А. - фесмофетов. В 5 в. до н. э. должность А., еще во времена после Солона ожесточенно оспариваемая как способствующая достижению реальной власти, утратила свое прежнее политич. значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначением по жребию.

АРШАКИДЫ

АРШАКИДЫ - династия правителей Парфянского царства, берущая свое нач. от вождей племени парнов (примерно 250 до н. э. - 230 н. э.). А. получили свое назв. от имени царя Аршака I., которое стало официальным династич. именем. В сер. 2 в. до н. э» Митридат I (Аршак VI) распространил свою власть на часть Мидии и Персию и овладел Месопотамией. При Митридате II А. столкнулись с римлянами, с которыми в последующие годы вели многочисл. войны. Столицей царства являлся г. Экбатана (совр. Хамадан), а зимней резиденцией правителей - Ктесифон на Тигре. С одной стороны, А. придерживались традиций ахеменидских царей, например, переняли иран. яз. (пехлеви) и культ Митры, с другой - заимствовали мн. из эллинистич. наследия. Династия А. была свергнута иран. Сасанидами.

АСБЕСТ

АСБЕСТ (греч. asbeston linon - несгораемая пряжа). На рубеже нашего летосчисления античным мастерам был уже известен способ изготовления пряжи из волокон минералов группы роговой обманки для использования ее в качестве фитилей светильников.

АСЕБИЯ

АСЕБИЯ (греч. asebie - безбожие), у др. греков действие, несовместимое с почитанием богов, например кража в храме, осквернение или высмеивание божеств, символов. Обвинения в А. выдвигались, в частности, в политич. целях против софистов и натурфилософов. Их обвиняли в отрицании, забвении и непочитании государств, божеств, т. к. считалось, что их физич. объяснения мира и оспаривание традиционных воззрений подрывали государств, устои. В 432 до н. э. под А. была подведена правовая основа. По обвинению в А. были осуждены Анаксагор, Диагор, Протагор и Сократ; Аспасии был вынесен оправдательный приговор.

АСЕЛЛОН

АСЕЛЛОН - Семпроний, рим. историк ок. 100 до н. э. В своей хронологич. истории (примерно 145 - 91) он отвергал простую анналистику и подчеркивал необходимость анализа причинных связей событий с учетом внутриполитич. особенностей для извлечения правильных уроков на будущее.

АСИЛИЯ

АСИЛИЯ (греч. asylie - убежище), в античные времена - защита чужестранцев и их имущества. По решению властей греч. полисов А. предоставлялась в индивидуальном порядке, а также коллективно гражданам других государств, чем обеспечивалась защита их прав.

АСКАНИЙ

АСКАНИЙ - или Юл, в греч. - рим. мифологии сын Энея и Креусы. Бежал вместе с отцом из Трои и основал в Италии г. Альба Лонга. Его считали легендарным родоначальником рода Юлиев (Цезарь, Август).

Предыдущая страница Следующая страница