Словарь античности
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕЙ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕЙ")

РАБАН МАВР

РАБАН МАВР (лат. Hrabanus Maurus) (780-856), франкский ученый и педагог, ученик Алквина Турского, по настоянию которого он способствовал распространению элементов античного образования среди своих современников. Р. М. автор сочинений, преследовавших преим. дидактич. цели, наиболее значительное из них «De institutione clericorum» («Наставление духовникам»). В этих сочинениях преобладали выписки из др. авторов (преим. поздней античности, светских и христианских, от Лукреция и отцов церкви до Исидора и Беды), а не собств. творчество. Р. М. сочинял проповеди, письма и стихотворения. Значение Р. М. заключается прежде всего в его педагогич. деятельности в вост.-франкских областях («Praeceptor Germaniae»).

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - обществ. - экономич. формация, базирующаяся на рабстве. Возникло в результате распада первобытнообщинного строя, незадолго до образования др.-вост. общества. Периодизация Р. о. позволяет выделить 4 основных периода: 1. Начальная стадия, распад общинной собственности на землю и становление античного способа производства. 2. Существование свободной парцеллярной собственности самостоятельных крестьян-хозяев, мелких независимых ремесленников. 3. Стадия, на которой рабство овладевает производством, определяет способ производства. 4. Стадия развития колоната и появления связанных с ним крупных землевладений вне города, где рабство постепенно теряет свое экономич. и социальное значение. Расцвет Р. о. связан с историей Афин 5-4 вв. до н. э. и Рима, начиная со 2 в. до н. э. и кончая 2 в. н. э. В кон. 2 в. н. э. в Римской империи начинается общий кризис Р. о.; в 6 в. н. э. рабство как обществ. - экономич. формация пало в ходе социальной революции. Тем самым освободился путь для развития и утверждения феодальных отношений.

РАБСТВО

РАБСТВО - производств, отношения, основанные на собственности рабовладельца как на средства производства, так и на непосредств. производителей (рабов). Р. - древнейший вид эксплуатации и угнетения, возникший в процессе распада первобытнообщинного строя незадолго до образования др.-вост. классовых государств. В странах античного Средиземноморья Р. стало господствующим способом производства и определяло обществ, отношения в течение неск. столетий. Источниками Р. были: захват военнопленных, пиратство, долговое Р. и др. Во время голода родители нередко продавали в Р. своих детей, чтобы спасти их от голодной смерти. Долговое Р. было отменено в Афинах в 594 до н. э., в Риме - в 326 до н. э., в других государствах др. мира оно сохранялось и в дальнейшем. В древности Р. являлось основой производств, отношений отнюдь не повсеместно и не во все времена. В экономич. и социальной сферах оно могло доминировать лишь при особых условиях, однако никогда не вытесняло полностью труд свободных людей. В греко-рим. античности Р. играло гораздо большую роль, чем на Др. Востоке. В период своего возникновения Р. носило еще патриархальный характер. Рабы состояли в тесных отношениях с хозяином дома, напоминавших чем-то связи клиентов с патроном (например, отношения Одиссея и пастуха Эвмея у Гомера или общение рабов и хозяев в Риме во время сатурналий и компиталий). Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, работали пастухами, садовниками и полевыми работниками в сельском хозяйстве, в мастерских и на рудниках. Особенно тяжким был труд на рудниках и мельницах. За преступления против господина следовало особенно суровое наказание - продажа раба в гладиаторскую школу. Среди рабынь и рабов, занятых в домашнем хозяйстве, особое место занимали врачи, учителя, воспитатели и кормилицы. Рабам поручались функции низших служителей при храмах, а в Афинах они даже исполняли полицейские обязанности. Единой общей классовой борьбы рабов не существовало; она всегда была локальной, спонтанной и разрозн. Как правило, борьба рабов против хозяев велась в экономич. области: они умышленно занижали урожай зерна, при каждой возможности проявляли небрежность в работе, портили инвентарь. Политич. классовая борьба рабов не оставила заметного следа в античной истории. Восстания против Р. вспыхивали лишь тогда, когда социальные противоречия достигали апогея, а угнетение рабов становилось невыносимым. Лишь из неск. фрагментарно сохранившихся источников (например, апокрифич. предсказаний) можно узнать об идеологич. предпосылках классовой борьбы рабов. В поздней античности Р. никогда не отменялось законом, оно постепенно отмерло само. Тем не менее Р. существовало еще в средние века (особенно у арабов и турок; работорговля в сев.-итал. городах-государствах). Пережитки Р. наблюдались даже в новое время (например, в США - до 1865; в Саудовской Аравии - до 1962).

РАБЫ

РАБЫ (лат. servus - раб, собств. Значение - пастух). Греч, синоним dulos означает то же самое - человек, которым собственник мог распоряжаться как вещью, мог даже его убить. Греч, определение tetrapoda, andrapoda - четвероногое, челостровеконогое - дает понятие о принципе подсчета военной добычи, с которой можно было поступить по своему усмотрению. Р. можно было кастрировать, отдать внаем в публичный дом, заставить выступать в качестве гладиаторов, бросить на растерзание диким зверям. К кон. античного рабства произвол постепенно смягчался, но полностью так и не прекратился. По определению Аристотеля, Р. были одушевл. орудием - empsychon organon, по Теренцию Варрону, они принадлежали к одному из трех видов орудий труда: 1) instrumentum mutum - немое орудие; 2) instrumentum semivocale - орудие, способное издавать звуки, т. е. животное; 3) instrumentum vocale - орудие, умеющее говорить, т. е. человек. Внешне бедняков практически нельзя было отличить от Р. Наряду с людьми, юридически принадлежавшими к классу Р., были еще и люди промежуточных статусов, отличие которых от Р. четко не установлено. Нередким явлением было то, что Р. сам мог являться владельцем других Р. Р. были осн. рабочей силой, товаром, предметом потребления и объектом торговли в рабовладельч. обществе. В античном мире на плечи Р. стремились перенести самую тяжелую и грязную работу. Р. были лишены собств. имени и назывались либо по месту своего происхождения (например, Фракиец), либо по имени хозяина (например, Marcipor - парень Марка). Тем не менее Р. не являлись безвольными орудиями труда, т. к. в сельском хозяйстве, работе по дому и в производстве они должны были владеть известными навыками и самостоятельно принимать решения. Лишь в исключительных случаях Р. становились чисто механич. исполнителями. Сохранились изображения крайне убогой жизни Р. В то же время Р. имели семью, небольшое личное имущество, у них были праздники, свободные дни. Порабощение же всегда оставалось актом голого насилия - будь то на войне, в результате похищения людей или же рабства за долги. Последнее вызвало социальный протест сограждан - уже в 594 по сисахфии (seisachtheia) Солона была проведена отмена долгов, впервые ограничено рабство. В 6 в. до н. э. наблюдается повсеместный расцвет греч. полисов и колоний. Простые граждане становились предпринимателями, возникало множество новых рабочих мест, которые следовало заполнять рабами. Это требовало постоянного и все усиливающегося притока Р. из других стран. Особенно это было наглядно там, где начали действовать мануфактуры (20-50 Р.), отдельные крупные предприятия (100-150 Р.), а также рудники со вспомогательными предприятиями по переработке руды, на которых трудились по 300-600, а то и по 1000 Р. В период расцвета в Афинах (ок. 430 до н. э.) впервые возникли представления о т. н. благосклонном отношении к Р. Речь шла о многочисл. Р. - ремесленниках, зависимость которых от хозяина сводилась к обязанности выплачивать ему некую твердо установл. ренту. Однако это не распространялось на Р., занятых в сельском хозяйстве и на рудничных работах. В 413 до н. э. во время Пелопоннесской войны произошел массовый побег 20 тыс. афинских Р. к спартанцам, что явилось свидетельством кризиса рабовладельч. государства. В том же году 7 тыс. свободных афинских граждан попали в плен к сиракузянам, где им пришлось в качестве Р. трудиться в каменоломнях до самой смерти. Существование полиса и каждого его политически активного гражданина было возможно лишь благодаря труду Р., освобождавшему граждан от работы. Количество Р., незначительное к 404 до н. э., стало стремительно увеличиваться, и лишь битва при Херонее в 338 до н. э., означавшая конец греч. свободы, вызвала новое резкое сокращение использования рабского труда в Греции. Хозяйств, и производств, центры переместились на завоеванные Александром Македонским и его преемниками терр. Великая Греция переживала значительный подъем. С этими изменениями связана и переоценка представлений о Р. Еще Еврипид и Алкидамант в нач. 5 в. до н. э. отрицательно отвечали на вопрос о том, оправданно ли в принципе обращение человека в рабство. Они отстаивали право всех людей на свободу. В то же время теоретики государства осознавали зависимость его структуры от труда Р. и на вопрос о необходимости рабства отвечали менее прямолинейно. Платон признавал, что несчастья Р. вызваны не естеств. причинами, а исключительно человеч. произволом. Однако он отрицал вину общества перед Р., возлагая всю ответственность на личную судьбу человека (эту вину можно искупить освобождением от рабства). Платон выступал против порабощения одних греков другими. Напротив, Аристотель полагал, что существуют люди, самой природой предназнач. быть Р. и больше ни на что не годные. Этих взглядов придерживалось и большинство последующих мыслителей. Стоики считали, что от Р. можно неограниченно требовать работы - как правило, физич., а в некоторых случаях и умств. Перемещение политич. и экономич. центров античного мира из Афин на В. и 3. в 3 в. до н. э. вызвало на 3. увеличение числа Р. (районы карфагенского, этрусского, сицилийского влияния). На В., в Египте и Передней Азии, где издавна существовали многочисл. формы зависимости, они были лишь слегка модифицированы; в осн. сохранились традиционные формы принудительного труда в сельском хозяйстве. Торговля рабами с Западом осуществлялась через греч. рынки (Делос, Родос). Во времена Римской республики, ставшей наследницей этих терр., рабство получило дальнейшее развитие и приобрело небывалый размах - как на рудниках (в Испании с 238 до н. э. трудились карфагеняне, с 202 до н. э. - римляне), так и в сельскохозяйств. районах. Однако после первых восстаний Р. во время войны с Ганнибалом, после крупных выступлений Р. на Сицилии (136 до н. э.) под руководством Эвна и в Пергамском царстве (133 до н. э.) во главе с Аристоником стало ясно, что система массового рабства переживает кризис. О том, как тяжел был гнет, испытываемый Р. ок. 150 до н. э., свидетельствует максима Катона Ст.: рабам ничего не следует знать, кроме работы, еды, сна и необходимости трудиться до самой смерти. Терракотовые статуэтки того времени свидетельствуют об этом. В 1 в. до н. э. крупные предприниматели пришли к выводу, что гораздо выгоднее содержать группы Р., специально обуч. выполнению конкретных задач, и рационально их использовать. Примером может служить группа в 500 рабов М. Лициния Красса, которая занималась исключительно разрушением зданий. При императоре Августе положение изменилось. Пиратство было практически подавлено, приток военнопленных по-прежнему сохранялся высоким, однако рынок Р. начал пустеть. Труд Р. сохранялся в керамич. производстве и стеклодувном деле, а также на некоторых рудниках (здесь, а также в каменоломнях работали преступники, наказанные лишением свободы) и на производстве киновари. В 1 в. н. э. безграничное право распоряжаться Р. стало сходить на нет. Христианство и другие религиозные общины (поклонники Митры, почитатели Исиды, манихеи, иудеи), признав за Р. религиозное равноправие, не осуждали рабство как таковое. Лишь Маконский собор в 583 запретил продажу язычникам Р. - христиан. Исключительное положение занимала группа Р. крупнейшего рабовладельца - рим. императора. Своих Р. он назначал на различные управленч. должности, вплоть до весьма высоких (лат. scrvus Augusti nostri - раб нашего государя). Как правило, такие Р. становились вольноотпущенниками.

РАВЕННА

РАВЕННА - основанный эгрусками и умбрами город в Цизальпинской Галлии, защищ. болотами делыы р. Пад. В 3 в. до н. э. Р. была завоевана римлянами, а в 46 до н. э. объявлена муниципием. Со времени Aвгуста Р., в результате наносов от даленная от моря на 11 км, служила портом и стоянкой рим. адриатич. флота, соедин. каналом с р. Пад. В 404 н. э. Р. сталa резиденцией зап.-рим. императоров, затем Одоакра, в 493 столицей империи остготов, а с 582 - резиденцией визант. экзархов. В Р, сохранились значительные произведения раннехристианской визант. архитектуры 5 6 вв., в т. ч. баптистерии православных и ариан, мавзолей Галлы Плацидии (ок. 440); храмы Сант Аполлинаре Нуово (504), Сан Витале (547) и Сант Аполлинаре ин Классе (549), украш. знаменитыми мозаиками. За пределами города располагается робница Теодориха (ок. 530); в самой Р. - гробница Данте.

РАДАМАНТ

РАДАМАНТ - Радаманф (греч. Rhadamanthys, лат. Rhadamanthus), сын Зевса и Европы, брат Миноса, мудрый и любящий справедливость царь глубокой древности, который после смерти счал судьей мертвых, по одной версии в Элизии вместе с Кроносом, по другой в Аиде вместе с Миносом и Эаком.

РАДУГА

РАДУГА (греч. iris). У Гомера Р. еще не отождествляется и не связывается с весшиией боюв Иридой. В народных представлениях Р. мысли гея как огромная змея, лента или военный стяг Зевса предвестники дождя. Начиная с Гесиода, Р. идентифицируется с Иридой и считается ее поясом, одеянием или тропой.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - Еще в первобытном обществе вслед за ее естеств. Р. т. на мужской, женский и детский произошло первое обществ. Р. т. на земледелие и скотоводство. Оно способствовало образованию раннего классового общества, а также выделению из земледелия в ходе 2-го этапа Р. т. ремесл. производства. Созданные этим благоприятные условия для развития обмена предметами потребления привели к выделению торговли как отдельной отрасли. В античном классовом обществе преобладали личные отношения между производителем (или владельцем средств производства) и торговцем. В отличие от эюго в др. ближневост. формации торговые сделки часто совершались зависимыми лицами, даже рабами. Р. т. внутри отдельных отраслей производства отчетливо проявляется в ремесл. производстве периода расцвета греч. и рим. античности. Эpгастерии специализировались, как правило, на производстве только одного вида продукции. В сельском хозяйстве усилия по выращиванию спец. культур приносили повыш. урожаи. Несмотря на сдерживающие факторы, связанные с использованием рабского труда, развивалась также специализация труда внутри отдельных профессий. По свидетельству Ксенофонта, греч. сапожники подразделялись на сапожников мужской и женской обуви, закройщиков, швейников и починщиков.

РАЗРУШЕНИЕ ТРОИ

РАЗРУШЕНИЕ ТРОИ (Илиона) (греч. Iliupersis), совокупность сюжетов эпич. и изобразит, искусства, касающихся легендарной истории Троянской войны, одною из крупнейших военных действий 13 в. до н. э. Наиболее значительные сцены - убиение Приама и Астианакта, насилие над Кассандрой, бегство Энея - составили циклы изображений, как, например, на вазе Вивенцио (Неаполь) или на чаше с сюжетом Р. Т. мастера Брига.

Разрушение Трои

рис. Чаша мастерской Брига, 5 в. до н. э. (Париж).

РАЙ

РАЙ (греч. paradeisos, перс, огороженное место, сады). Понятие «Р.» проникло в европ. яз. из собрания свящ. писаний парсов (8-3 в. до н. э.). Септуагинта изображает Р. как «сад господень» и место пребывания первых людей. Представления о Р. как о «состоянии счастья» распространено во мн. религиях. У богатых персов под Р. понимался большой сад со зверями, предназнач. для охоты. Диадохи, а от них римляне переняли эту форму сада и создали великолепные сады без зверей.

РАННЕЛАКОВАЯ КЕРАМИКА

РАННЕЛАКОВАЯ КЕРАМИКА - тонкостенная, хорошо обожж. керамика раннеэлладского периода (3-е тыс. до н. э.). Р. к. либо грунтовалась жидким фаянсовым тестом (в случае если на такой грунт нанесена роспись белого цвета, изделия называются «керамикой из Айя-Марины»), либо жидкое фаянсовое тесто наносилось на светлый фон в виде украшения.

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - собра ние лит. высказываний основной церкви, ересей и сект до времен Григория Великого и Иоанна Дамаскина. Однако отдельные письм. труды следует рассматривать в связи с культурным, духовным и обществ, развитием периода их написания. Наибольшая часть Р. л. дошла до нас на греч. и лат. яз., а также на сирийск., коптск., арамейск., грузинск., араб, и эфиоп, яз. По сравнению с сохранившимися надписями и памятниками значение этой литературы для понимания раннего христианства несравненно больше: она донесла до нас те документы, которые в оригинале не сохранились. К ранней эпохе христианства, к т. н. апостольским и послеапостольским временам, можно отнести включ. в канон Нового завета книги апостолов, апокрифы и т. н. сочинения мужей апостольских (два послания Климента, послание Игнатия, Варнавы, Поликарпа, апостольское учение), из 2-3 вв. - сочинения апологетов (Аристеид, Юстин, Афинагор, Тациан, Теофил), сочинения т. н. древнекатолич. мужей (Иреней, Гегезипп, Тертуллиан, Ипполит) и греч. богословов Климента Александрийского, Оригена, Дионисия Александрийского и Григория Тауматургоса. Начиная с 4 в. число богословов возрастает (греки: Евсевий Кесарийский, Афанасий, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Епифаний, Иоанн Хризостом, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин; лат. богословы: Лактанций, Амвросий, Иероним, Руфин, Августин и Григорий Великий), растет число сочинений о святых мучениках, житий святых, сочинений монахов.

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА - сообщество первых христиан. Первоначально образовалась в Иерусалиме. С образованием общин, обещавших внутри раздираемого конфликтами рабовладельч. общества определ. духовную опору, формирующееся христианство довольно быстро завоевывало последователей в среде угнет. и эксплуатируемых классов и слоев. В Р. о. объединялись верующие христиане, которые развивали широкую активную деятельность по оказанию взаимной помощи и ожидали пришествия царства божия, не ставя под вопрос правомерность существующего рабовладельч. строя. Прием в круг полноправных членов общины осуществлялся посредством крещения. Из совместных трапез в Р. о. постепенно развилось таинство причащения (евхаристия). Первоначально в богослужении мог участвовать каждый член общины, включая женщин, затем подчинение религиозной жизни механизму власти классового общества привело к разделению христианства на клир и мир.

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Изначально служило целям христианской религии, в дальнейшем самобытное искусство первых столетий существования христианства, особенно с момента его государств, признания Константином в 313 н. э. и до образования византийского стиля в 6 в. Центрами Р. и. наряду с Римом, который после раздела Империи в 395 и в особенности после упадка Западной Римской империи в 476 утратил значение, являлись Милан, Равенна (с 404 резиденция зап.-рим. императора), позднее Константинополь (с 395 столица Восточной Римской империи). Р. и. было тесно связано с развитием искусства в среднюю и позднюю Императорскую эпоху. С Р. и. начался процесс преобразования художеств, метода античного искусства в способ выражения застывших, абстрактных форм и символов, связанных с усиливающейся дематериализацией восприятия мира. Первые художеств, произведения Р. и. были примитивными и тесно связанными с языч. искусством. На этой стадии преобладали символизация в изображении людей и животных (например, адоранты), а также христианская аллегоризация известных и привычных тем (например, изображений пастухов). Принятие христианской идеологии в качестве государств, повлекло за собой резкое повышение роли искусства в прославлении государства и поддержании его престижа. В архитектуре наряду с базиликами (базилика Петра в Риме, Сант Аполлинаре в Равенне) стали преобладать строения в виде часовен для крещения или церквей (Санта Констанца в Риме, ортодоксальный баптистерий и церковь Сан Вигале в Равенне). Оба типа архитектурных строений нашли наиболее яркое воплощение в храме св. Софии в Константинополе (532-537). Скульптуры, среди которых выделялась колоссальная статуя работы Барлетты, значительно уступали достижениям искусства рельефа (саркофаг Юниуса Бассуса, шкатулка из слоновой кости из Брешии, кафедра Максимиана в Равенне). Наряду с настенной живописью (катакомбные фрески в Риме) большое значение приобрела мозаичная живопись (Санта Констанца в Риме, храм св. Георгия в Фессалониках, Сант Аполлинаре и Сан Витале в Равенне). Высоким художеств, исполнением отличались ремесл. изделия: работы по металлу (стрелок работы Феодосия), изделия из слоновой кости (консульские диптихи) и благородных металлов (камеи Гонория), роспись по стеклу. Р. и. играло существ, роль в византийском искусстве как художеств, выражение раннефеодального обществ, строя; оно заложило основу Ср.-век. искусства. Разрыв Р. и. с античным произошел с утверждением Р. и. в качестве государств.

РАНОВИЧ

РАНОВИЧ - Абрам Борисович (1885-1948), советский историк др. мира; профессор МГУ и сотрудник Института истории АН СССР. Автор работ по генезису христианства и истории его раннего периода.

РАПСОД

РАПСОД (от греч. rhaptein - сшивать, пришивать), странствующий певец, исполнявший отрывки эпич. поэм на празднествах, пирах и агонах (поэтич. состязаниях). Р. были наследниками творчества аэдов гомеровской эпохи: они унаследовали его декламационную сторону, а кифареды - музыкально-лирич. Эти изменения засвидетельствованы и разделением первоначального музыкально-поэтич. единства на рецитацию эпич. поэм и сольное исполнение лирики в сопровождении струнного инструмента. Позднее авторитет рапсодов в обществ, сознании упал, однако в эпоху Ренессанса образ Р. возродился в идеализированном виде. С сер. 18 в. появляются подражания античному искусству рецитации; в музыке романтизма память о рапсодич. традиции вызвала сочинение лирич. баллад с использованием народных песенных мотивов (например, «Венгерские рапсодии» Ф. Листа и пр.).

РАСИН

РАСИН - Жан (1639-1699), франц. драматург, крупнейший наряду со своим предшественником Корнелем представитель франц. классицистич. трагедии. Р. не уступал Корнелю в совершенстве языка и строгой простоте композиции. В драмах Р. высшей силой предстает неведомая человеку судьба, неотвратимо ведущая его к предназнач. ему концу («Андромаха», 1667; «Британик», 1669) и господствующая над его душой в виде необузданных страстей («Федра», 1677). Человеч. достоинство сохраняется только путем искупительного самопожертвования или самоотречения («Береника», 1670). Подчеркнуто психологич. мотивировка конфликтов и идеал просветл. человечности отличают произведения Р. от его античных образцов.

РАСКОПКИ

РАСКОПКИ - поиск, исследование и сохранение памятников древности, остатков культуры и культурных слоев, а также зарисовка или фотографирование места Р. и находок. Р. с целью выявления спрятанных богатств или разграбления захоронений встречаются уже в античную эпоху (некрополь в Коринфе; гробницы фараонов в Египте). В эпоху Возрождения часто проводились Р. с целью отыскания художеств, изделий. Планомерные и методич. Р., начавшиеся в 19 в. и получившие развитие в 20 в., основываются на комплексном подходе и направлены в первую очередь на определение вертикальной и горизонтальной стратиграфии, выявление и консервацию находок, а также обобщение получ. при Р. материала. Терр. будущих Р. выбирается с учетом данных аэрофотосъемки, электрозондажа и пробных Р. К наиболее важным местам Р. относятся Троя, Микены, Тиринф, Кносс на Крите, Олимпия, Дельфы, Афины, Коринф, Милет, Эфес, Приена, Самос; на итал. терр. - Помпеи и соседние с Римом города Остия, Вульци, Тарквиния и Спина. В последние десятилетия обширные Р. проводились в социалистич. странах: в СССР (Р. греч. городов на Черноморском побережье и скифских захоронений), в Венгрии (Аквинк, Горсий возле Тача), в Румынии (Истрия, Констанца, Адамклиси), в Польше (Пальмира, Александрия), в Болгарии (Варна, Светопол, Эск возле Гигена; Р., произвед. ГДР-Никополь на Истре, Кастелл Иатрус возле Кривины).

РАСПЯТИЕ

РАСПЯТИЕ - самое позорное наказание в Римской империи, обрекавшее осужденного на долгую и мучительную смерть. В период Республики распинали (вероятно, в подражание пунийцам) в первую очередь рабов и неримлян; рим. граждан подвергали Р. за переход на сторону врага во время войны. В императорскую эпоху так казнили главным образом людей из низов, причем со временем - все чаще. Р. было отменено Константином после 314.

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ - Появление таких рассказов было связано с исследованиями в области зоопсихологии, зоологии и зоогеографии, которые проводились Аристотелем и его учениками. Отправной точкой возникновения этого нового самостоятельного лит. жанра явилась практич. деятельность ветеринаров и животноводов.

РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО

РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО - Добывалось преим. из оливок путем выжимки, причем обе операции - удаление косточки и выжимка мякоти плодов - были механизированы. Льняное и ореховое масло использовались почти исключительно в медицинских целях. Масло горького миндаля служило основой для парфюмерной продукции. Маслянистые ароматич. вещества можно было растворять только в масле и выжимать, прямое производство эфирных масел было невозможно.

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА - Развилось в греч. праве из возможности изгнания виновной (например, в прелюбодеянии) жены. Р. б. с невиновной женой в случае бездетности осуществлялось в Спарте и в Риме начиная с 1-й пол. 3 в. до н. э. Позже стали возможны разводы по инициативе жены или по взаимному согласию. В каждом таком случае приданое жены должно было быть ей возвращено. Под влиянием христианства, объявившего браки нерасторжимыми, условия Р. б. затруднились и Р. б. без уважительной причины преследовались.

РАТИАРИЯ

РАТИАРИЯ (лат. Ratiaria), рим. поселение в Верхней Мёзии (совр. Арчар близ Видина в Болгарии). В 1 в. н. э. Р. являлась стоянкой одного из рим. легионов и опорным пунктом флота. Со времени Траяна Р. получает ранг колонии и становится тамож. станцией и перегрузочным центром вблизи Железных Ворот. В кон. 3 в. Р. вновь стала функционировать как стоянка легиона, затем столица пров. Прибрежная Дакия (Dacia ripensis). Неск. лет назад в Р. начались совместные болгаро-итал. археологич. раскопки.

РАУРИКИ

РАУРИКИ (лат. Raurici, Rauraci), кельтское племя, населявшее район совр. Базеля. В 44 до н. э. в области Р. была основана рим. колония Августа Раврика, ныне Огст близ Базеля.

РАФАЭЛЬ САНТИ

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520), итал. живописец и архитектор. С 1515 руководил строительством собора св. Петра в Риме, осуществлял контроль над всеми находками античной скульптуры и надписей. В ясной, гармонически заверш. композиции, присущей произведениям Р. С, находят высшее воплощение искания художников Ренессанса. Прославившие его шедевры Р. С. создал на службе у пап Юлия II и Льва X. Из росписей парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца (1508-1517) особого внимания заслуживает посвящ. греч. культуре и богатая совр. Р. С. иконографич. и композиционными ассоциациями фреска «Афинская школа»: вокруг Платона и Аристотеля под светлыми сводами у подножия статуй Аполлона и Афины собрались философы, поэты, ученые и художники. Одна из фресок виллы Фарнезина (1518) изображает рассказанный Апулеем миф об Амуре и Психее. Выполн. учениками Р. С. росписи лоджий Ватикана используют мотивы рим. фресковой живописи. По инициативе Р. С. началось копирование находящихся в Италии и Греции памятников античной культуры. Р. С. усиленно изучал Витрувия.

РАФИЯ

РАФИЯ - маленький прибрежный город в Юж. Палестине, возле которого состоялось решающее сражение 4-й Сирийской войны (220-217 до н. э.). В этом сражении Птолемей IV с войском, усиленным 20 тыс. егип. солдат, разбил Антиоха III и захватил Юж. Сирию.

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ - способ художеств, освоения действительности, появляющийся на различных ступенях историч. развития - Р. Ренессанса и Р. Просвещения, критич. Р., социалистич. Р. В произведениях античной литературы (гомеровский эпос, аттич. трагедия и комедия, рим. сатира) выступают мн. характерные признаки Р. - определение существ, связей между природой и обществом, их общие закономерности, выявление противоречий обществ, жизни и стремление к их преодолению, взаимосвязь индивидуума и общества и пр. Открытым остается вопрос, можно ли говорить о существовании уже в античности полностью разработанного метода Р. или только о его тенденциях и элементах. Так, в мифе нашли отражение богатые возможности в постижении и преобразовании природы и обществ, действительности. Исчезновение мифическирелигиозного мировоззрения способствовало развитию реалистич. тенденций в античной литературе.

РЕБЕНОК

РЕБЕНОК - В античности появление Р. на свет было связано с совершением особых обрядов. На 7-й или 10-й день в Греции происходила торжеств, процедура наречения (в Риме это происходило на 8-й или 9-й день). Римляне совершали обряд «признания» Р.: подняв его с земли, отец тем самым признавал Р. своим. В первые годы жизни Р. находился на попечении кормилицы, позже - воспитателей (и та, и другие были преим. рабами). Приблизительно в 7 лет мальчики и девочки начинали обучение в школе, в 13-14 переходили на следующую ступень обучения - в грамматич. школу, где учились до 17 - 18-летнего возраста (на это, правда, имели право главным образом дети из благородных и зажиточных семей). По рим. законам мальчики до 14 лет, а девочки до 12 лет были в правовом отношении недееспособны, а вплоть до 25 лет обладали огранич. дееспособностью. В Греции дети пользовались особым покровительством взрослых; вместе с тем закон обязывал их заботиться о престарелых и больных родителях. В Риме благоговейно-почтительное отношение к родителям вменялось в обязанность. О том, что дети в Греции пользовались всеобщей любовью, свидетельствуют многочисл. дошедшие до нас изображения детей, особенно эллинистич. времени.

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ (лат. revolutio - поворот, переворот). Революционный процесс перехода от античного рабовладельч. общества к феодализму начался в 4 в., прошел через весь позднеантичный период и нашел свое завершение только в конце раннефеодальной эпохи, что для Зап. и Центр. Европы соответствует 9-10 вв. Движущими силами этой Р. были крестьянство и вторгавшиеся на терр. Римской империи варварские племена. К этому времени античное рабство уже разложилось, однако рабовладельч. отношения полностью не исчезли. В возникавших на терр. бывшей Западной Римской империи герм, государствах социально-политич. Р. происходила в более короткий срок и отличалась большей завершенностью (особенно там, где, как, например, у франков, крестьяне наделялись землей).

РЕГЕНСБУРГ

РЕГЕНСБУРГ (в древности Regina castra), лагерь рим. легиона в Реции при впадении р. Реган (совр. Реген) в Дунай, возникший на месте кельтского поселения Радасбона (Radasbona). С 74 н. э. - рим. крепость, со 179 - стоянка защищавшего дунайскую границу 2-го Италийского легиона. Ок. 400 легионная стоянка прекратила существование; от нее сохранились только Преторианские ворота (Porta praetoria) с оборонявшей их фланговой башней.

РЕГИЙ

РЕГИЙ (лат. Rhegium, совр. Реджо-ди-Калабрия), порт на берегу Мессинского прол., основан в 717 до н. э. как колония Халкиды, позднее стал местом иммиграции мессенцев. В 387 Р. был разрушен Дионисием I Сиракузским, в 280-270 захвачен мамертинцами и вскоре вошел в состав рим. государства. В императорскую эпоху имел важное значение.

РЕГИОН

РЕГИОН (лат. regio - первоначально направление, затем - местность, округ, городской квартал). В республиканское время Рим делился на четыре Р. (имеются свидетельства, что такое деление восходит к правлению царя Сервия Туллия). При Августе число Р. увеличилось до 14. Август разделил всю Италию, включая Цизальпинскую Галлию, на 11 Р.: 1. Кампания и Лаций. 2. Апулия и Калабрия. 3. Лукания и Бруттии. 4. Самний. 5. Пицен. 6. Умбрия. 7. Этрурия. 8. Эмилия. 9. Лигурия. 10. Венетия и Истрия. 11. Транспаданская Галлия. По административной реформе Диоклетиана внутри диоцеза Италии, включавшего, кроме самой Италии, острова Сицилию, Сардинию и Корсику и часть альпийской области, устанавливались регионы по обеспечению Рима (regiones suburbicariae) и регионы, предназнач. для обслуживания императорского двора (regiones annonariae).

РЕГУЛ

РЕГУЛ - Марк Атиллий, рим. консул в 267 и 256 до н. э. В 267 завоевал Брундизий, в 256 нанес поражение флоту Карфагена при Экноме (Юж. Сицилия). После этого Р. осуществил высадку рим. войск в Африке, закончившуюся поражением и пленом Р. Позднейшая патриотич. легенда повествует о том, что после пяти лет плена Р. был отправлен в Рим с целью переговоров о мире и подготовки обмена пленными. Однако в речи перед рим. сенатом Р. отверг предложения Карфагена. Но, будучи верен своему обещанию, вернулся в Карфаген, где был подвергнут мучительной смерти.

РЕГУЛА

РЕГУЛА - или полочка (лат. regula), в дорич. ордере - архитектурная деталь в виде украш. гуттами (guttae) полочки под триглифом. Р. соответствует украш. гуттами и помещавшемуся под карнизом над триглифом и метопой мутулу. Оба элемента представляют собой условное отображение форм деревянной архитектуры, в которой прототипом гутт были шляпки бронзовых гвоздей.

РЕЗЕКЦИЯ

РЕЗЕКЦИЯ (лат. sektion-резать), в лат. литературе - хирургич. вмешательство, расчленение тела.

РЕЗЕРВ

РЕЗЕРВ - военный. Использование Р. начинается лишь в 4 в. до н. э. в греко-македонском военном искусстве. Особого совершенства в тактике применения Р. достиг Александр Македонский во время перс, похода, когда задачи Р. выполняли боевые порядки второго эшелона. Мастером тактич. Р. был Ганнибал, однако и римляне в военных действиях успешно применяли Р. Боевой порядок легиона состоял при Цезаре из трех линий; вторая линия поддерживала первую, а третья представляла собой общий Р. и неоднократно решала исход битвы.

РЕЙМС

РЕЙМС (лат. Durocertorum), город в др. области белы, племени ремов, где сохранились значительные остатки памятников рим. времени. Р. долгое время был центром пров. Бельгика II (лат. Belgica secunda), а позднее - первым в Галлии архиепископством. Славная история Р. повлияла на избрание этого города со времени Каролингов местом коронации франц. королей; причем таинство миропомазания совершалось архиепископом в Реймском соборе. _

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV