Словарь античности
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТИР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТИР")

ТЕНКТЕРЫ

ТЕНКТЕРЫ - назв., данное Цезарем узипетам и народу, населявшему правый берег Рейна (или только его воинам?), с ярко выраж. чертами кочевого образа жизни. За Рейн Т., возможно, были вытеснены свевами. В 55 до н. э. Т. были почти полностью уничтожены Цезарем, а оставшиеся в живых в 12-11 до н. э. были покорены Друзом.

ТЕОДИЦЕЯ

ТЕОДИЦЕЯ (theodizee, греч. theos (бог) + dike (право, справедливость) - богооправдание), теория, цель которой - снять с бога ответственность за существование зла на земле. Приверженцами этой теории являлись в первую очередь стоики. Эпикур отрицал Т. Позднее ярым ее защитником стал Лейбниц.

ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ

ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ (Theoderich), род. в 454 в Паннонии, ум. в 526 в Равенне, в детстве был заложником в Константинополе, с 471-король остготов. По приказу визант. царя Зенона (474-491) Т. воевал против Одоакра. После взятия Равенны и убийства в 493 Одоакра основал в Италии относительно независимое от Византийской империи государство остготов. Т. проводил политику сближения остготов с франками, вестготами, бургундами, вандалами и особенно с римлянами, для чего поручал военные должности готам, а гражданские передал в руки знатных римлян, например Кассиодора. Однако эта его политика потерпела неудачу, а вследствие борьбы за власть среди многочисл. жертв оказался и Боэций, философ и советник Т., которого обвинили в государств, измене. Похоронен Т. в г. Равенна, в двухъярусном купольном склепе, хорошо сохранившемся до наших дней.

Теодорих Великий

рис. Склеп Теодориха Великого.

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (греч. учение о боге). В античности под Т. понималась мифология. В своих теориях о сущности и происхождении религии греч. философия критически относилась к Т. Характер христианской Т. определялся ее иудейским происхождением (откровение, историч. истина) и научными тенденциями греч. философии (вечная истина, научный метод), эта Т. получила обоснование прежде всего в трудах Климента Александрийского и Оригена.

ТЕОН

ТЕОН - 1. Т. из Александрии, 2-я пол. 4 в., математик и астроном, особый интерес вызывают его комментарии к трудам Птолемея.

2. Т. из Смирны, 1-я пол. 2 в., философ-платоник, составил компендий по арифметике, музыке и астрономии, ценность которого заключается прежде всего в том, что позволяет воссоздать историю астрономии.

ТЕОРИКОН

ТЕОРИКОН (греч. theorikon - деньги на театральное представление). Начиная с Перикла, каждый гражданин Афин получал 2 обола из государств, казны для посещения театрализованных представлений (как возмещение потери части заработка). Демосфен в 330 до н. э. отменил Т. в связи с большими расходами на вооружение.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА - Размышления о сущности государства мы находим в произведениях многих греч. философов, историков и поэтов. Активное участие свободных граждан в жизни государства, многочисл. изменения, происходившие в устройстве и конституциях всех античных государств, а также проблема рабства обусловили необходимость изучения сущности государства. Впервые законч. Т. г. разработал Платон. В соответствии со своим учением о трех частях души (разум, мужество и собственность) он требует (трактат «Государство»), чтобы идеальное государство (первая государств, утопия) состояло из трех классов: философы, облеч. властью, воины-землевладельцы и ремесленники. У Платона можно найти критику совр. ему конституций. Это учение оказало влияние на последующие социальные утопии. В более позднем трактате «Законы» Платон развил учения о государстве, вытекающее не столько из философской теории, сколько из обобщения историч. действительности 4 в. до н. э. Аристотель систематически исследовал 153 действовавших в его время конституции с точки зрения их сущности и истории. Идеальной государств, формой он считал такую, в которой были бы объединены аристократич. и демократич. черты. Вслед за ним этой точки зрения придерживались Панэций и Полибий, которые в свою очередь повлияли на Цицерона. Стоики отстаивали космополитич. идеи, Лукреций создал теорию договора, призванную объяснить возникновение государства. Августин рассматривал историю как борьбу между царством божием и царством сатаны. Античные Т. г., как правило, отражают интересы рабовладельцев.

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА - В античности эстетика как самостоятельное направление философской мысли развивалась слабо, но все же со времени поздней архаики она постепенно формировалась в сочинениях, посвящ. различным технич. проблемам, авторами которых были мыслящие художники (эпоха классики - - теория пропорций Поликлега, известна по фрагментам; эпоха эллинизма - Ксенократ; единств, полностью сохранившийся труд-«Десять книг об архитектуре» Витрувия, в котором автор использовал греч. источники). Эти профессиональные сочинения являлись гл. источником философских дискуссий об изобразительном искусстве (Платон, «Государство»; Аристотель, «Поэтика»), они создавали основу историч. подхода к искусству (высказывания Цицерона, Плиний Старший, Квинтилиан). Наряду с этим существовала популярная литература с описаниями произведений искусства, анекдотами и шутками. Форма как таковая еще не анализировалась - она рассматривалась как динамич. начало, но ее различие в реалистич. и нереалистич. искусстве уже было известно.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ - Античные учения, связан ные с вопросами Т. к., и в первую очередь с проблемами ее возникновения и развития, формировались главным образом в рамках философии с частичным привлечением опыта, накоил. спец. Науками - историей, этнологией, медициной и другими. Т. о., провести четкую границу между историей и Т. к. невозможно Первые вопросы культурно-теоретич. характера (в их зачаточном виде) находим у Гесиода. Там мифологич. традиция (пять веков, Прометей) помогает автору осветить и объяснить основополагающие условия человеч. существования. Образ «золотою века», в котором элементы первобытных отношений слились с чаяниями yгнетенных слоев (мелких земледельцев греч. метрополии), составлял противоположность реальности, где необходимым условием жизни был тяжелый труд. Милетские натурфилософы, стремясь определить место человека в мире, выдвинули культурно-теоретич. вопросы антропологич. свойства. Анаксимандр в своем учении о происхождении человека, облеч. в форму мифа, объявил отличительной чертой человека продолжительную фазу детства, в которой человек познает мир. Ксенофан вопреки традиционным мифологич. представлениям о культуре как даре богов объяснял ее возникновение стремлением человека продвигаться вперед шаг за шагом «в поисках лучшего». Начиная с 5 в. до н. э. в различных источниках (у натурфилософов, софистов, медиков) можно обнаружить свидетельства уже сформированной Т. к. Софист Протагор, пытаясь дать генетич. объяснение возникновения культуры, использовал миф о Прометее. Кроме того, он полагал, что умения и навыки присущи человеку от природы. Демокрит, стремясь дать причинное объяснение их возникновения, исходил из понятия необходимости, которая заставила людей в столкновении с окружающим миром развивать в себе особые навыки. Анаксагор подчеркивал, как важна для развития культуры человеч. рука. Принципиально важное значение для Т. к. 5 в. до н. э. играла антитеза «фюсис-номос» («природа - закон»), следствием которой явилось осмысление культуры как некоей «второй натуры» (Демокрит). Платон и Аристотель развивали учения 5 в. до н. э. (важность разделения труда, возникновение искусств и наук и другие); при этом они стремились к синтезу др. мифологич. (у Платона - - золотой век) и историко-философских концепций (теория цикличности). Исократ подчеркивал особую значимость логоса (языка и разума) в процессе становления культуры. Из Т. к. эллинистич. эпохи в первую очередь заслуживает упоминания теория Эпикура и его учеников, сведения о которой сохранились, в частности, у Лукреция и Диогена Лаэртского. Движущими силами развития культуры, согласно этой теории, являются необходимость, выгода и опыт. Лукреций представил подробную картину развития материальной культуры, языка, религии, государства и права; замечательно его стремление к историч. анализу (разложение первобытного общества, появление собственности и другие). Стоик Посидоний в своем учении о развитии культуры опирался, подобно Эпикуру, на Демокрита; при этом объяснение развития культуры, исходящее из понятия необходимости, приобрело у него теологил. смысл (тяжелые условия жизни человека определены провидением, с тем чтобы дать людям повод к развитию своих возможностей). Как и в более ранних античных Т. к., Посидоний уделял особое внимание достижениям материальной культуры (гончарный круг, свод, руль). Все эти изобретения он приписывал др. «мудрецам». Т. к. Посидония оказала сильное влияние на Цицерона, Витрувия, Манилия и других. В новое время мыслители продолжают обращаться к античным Т. к. - это Бэкон и Вико, франц. просветители (Руссо, Гельвеций), которые опирались, в частности, на Лукреция. Воззрения Протагора и Посидония, воспринятые из более поздних источников, оказали влияние на взгляды Гердера.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - Основателем Т. п. в античной философии считался Парменид, который первым стал различать ощущения и мышление, непосредственно противостоящие друг другу. Гераклит сделал важный шаг вперед, не только выделив две ступени познания, но и определив их соотношения между собой. Эти представления были углублены Демокритом, впервые пришедшим к теории отражения. Строго материалистич. Т. п. стала у Эмпедокла, предположившего существование «пор» в органах чувств, принимающих «истечения», исходящие от предметов, благодаря чему и происходят ощущения. Идеалисгич. точку зрения выдвинул Платон: достоверное знание - припоминание души об идеях, которые она созерцала в своем внетелесном существовании. Наряду с отвлеч. знанием Платон констатирует также и чувств, восприятие, относящееся к миру явлений и формирующее мнения. Аристотель говорит о способности к ощущениям, охватывающей отдельные предметы и свойства, и мыслительных способностях, дающих возможность познать формы, проявляющиеся в вещах, первичные по отношению к материи. Существенно материалистич. является учение Аристотеля об истине. Релятивистское понимание проблемы мы встречаем у Кратила и софистов, скептич. - у скептиков. Гносеологич. воззрения античности оказали сильное влияние на позднейшую философию, причем распространилась как позитивная (Гераклит, Демокрит), так и негативная (Парменид, Платон, скептицизм) точка зрения.

ТЕОС

ТЕОС - ионич. порт на зап. побережье М. Азии, югостровосточнее г. Смирна, родина Анакреонта. Жителями Т. был восстановлен г. Абдера.

ТЕОФРАСТ

ТЕОФРАСТ (Феофраст) из Эреса (Лесбос) (372-288 до н. э.), греч. философ, ученик и друг Аристотеля, после его смерти возглавил в Афинах перипатетич. школу. Т. считался самым разносторонним ученым античности. Им написаны работы по философии, риторике, поэтике, страноведению, музыке, искусствоведению и религии. Сохранилась лишь малая часть этих трудов. Т. стремился дополнить философскую систему Аристотеля результатами своих исследований. Так, в силлогистику Аристотеля он ввел, кроме прочего, теорию гипотетич. выводов. Чтобы глубже понять сущность к.-л. известного факта, положения, определения, Т. мог начать изучение заинтересовавшей его проблемы с самых азов, отодвинув на второй план все теоретич. разработки по данной проблеме. Т. о., он поставил под сомнение теорию Аристотеля о целесообразности в природе (энтелехия), но одновременно с этим защищал от нападок стоиков учение о вечности мира. Огромное значение для понимания др. философии имеет его 18-томное «Учение натурфилософов». Заслуживает внимания метод научного анализа, который он применял для выработки собств. точки зрения по определ. вопросу: Т. изучал все рефераты и критич. замечания, касающиеся данного вопроса, даже если эти замечания исходили от непосредств. противников. Вклад Т. в естествознание заключается, кроме всего прочего, в создании понятийного аппарата по типологии и морфологии минералов, растений, зверей и людей. Вплоть до 16 в. ему не было равных по вкладу в области растениеводства и физиологии растений. Его психологич. и физиологич. исследования затрагивали проблему функциональной деятельности органов чувств и протекания психофизич. процессов, таких, как сон, усталость, потовыделение и приступы головокружения. Т. занимался вопросами происхождения геологич., минералогич. и метеорологич. образований и явлений. Он сформулировал понятие взаимосвязи внешнего мира и обстоятельств («Oikeiosis»). Его сочинение «Характеры», в котором даны описания отрицательных характерологич. типов, имело успех, особенно среди комедиографов поздней античности (начиная с Менандра), в пер. на франц. яз., сделанном в 1688 Ж. де Лабрюйером, - и в период Просвещения.

ТЕПИДАРИЙ

ТЕПИДАРИЙ (лат. tepidarium), теплая баня в рим. термах, наряду с которой существовали холодная и горячая бани.

ТЕПЛОВЫЕ ТЕОРИИ

ТЕПЛОВЫЕ ТЕОРИИ - С древнейших времен наблюдались некоторые физич. явления, связанные с теплом, например тепловое расширение воздуха и стремление нагретого воздуха подняться вверх, нагревание предметов из-за трения и т. п. Исследованию природы теплоты мешало то, что, начиная уже с Гераклита, она рассматривалась как фундаментальное качество, а стоики считали ее первичной силой (первичным огнем). Античные Т. т. ограничивались установлением температурных различий. Напротив, эмпирич. знание позволило использовать давление нагретого воздуха, воды и пара для строительства аппаратов и автоматов (например, эолипил, изобрет. Героном Александрийским, а также термоскоп). Античная наука не поднялась до создания парового двигателя.

ТЕРАПИЯ

ТЕРАПИЯ (греч. therapeutik-учение о лечении). С появлением научной медицины стала развиваться и Т Гиппократ считал, что лечение больного состоит в том, чтобы поддерживать имеющиеся в ею организме природные целебные силы (physis). За основу должен быть взят принцип: «Приносить пользу или, во всяком случае, не вредить!» Болезни следует лечить соответствующими лечебными средствами Эти средст ва, а т акже мет оды лечения у Гиппократа относительно просты. Предпочтение отдавалось лечению при помощи диеты и физиотерапии. Лечение посредством лекарств получило распространение лишь в эпоху эллинизма, когда список имевшихся лекарств пополнипся нов. препаратами, привез, с Востока С эюю времени на практике стали применяться оба метода лечения. Общая хирургия в силу низкого уровня развития не представляла для Т. особою интереса.

ТЕРЕЙ

ТЕРЕЙ (греч , лат. Tereus), в треч. мифологии фракийский царь, сын Ареса, зять Филомелы.

ТЕРЕНЦИАН МАВР

ТЕРЕНЦИАН МАВР - ок. 200 или 1-я пол. 4 в.; грамматик и знаток метрики из Мавре гании. Ему принадлежит дидактич. позма, состоящая из ранее написанных, самостоятельных частей: «De litteris» («О звуках»), «De syllabis» («О словах») и «De metris» («О метрах»), причем трет ья часть написана тем метром, о котором идет речь в данный момент Эта поэма представляет для специалистов большую ценность, т. к. в ней излагается теория стихосложения, принятая в то время.

ТЕРЕНЦИИ

ТЕРЕНЦИИ - 1. Т. Скавр. Квинт, рим. грамматист 1-й пол. 2 в., из его мноючисл. трудов по грамматике сохранилось лишь сочинение «De orthographia» («Об орфографии»). Им написан комментарий к «Ars poetica» Горация или ко всему его творчеству.

2. Т. Афер (Африканец), род. в 190 до н. э. в Карфагене, ум. в 159 до н. э. во время своею путешествия в Грецию. Наряду с Плавтом считался великим рим. комедиографом. Приехал в Рим рабом рим. сенатора Теренция Лукана, который дал одаренному мальчику образование, а позже даровал свободу. Т. был бтизок к аристократич. окружению Сципиона Им написаны 6 комедий (все сохранились), поставленные на сцене в период между 166 160 «Девушка с Андроса» («Andria»), 166; «Самоистязатель» («Heautontimorumenos»), 163; «Евнух» («Eunuchus»), 161; «Формион» («Phormio»), 161; «Свекровь» («Несуrа»), 160; дважды до этого «проваливалась»; «Братья» («Adelphoe»), 160. За образец Т. была взята т. н. новая аттическая комедия, прежде всего комедии Менандра и Агюллодора из Кариста (оригиналы утеряны). Иногда им объединялись два произведения в одно (контаминация), т. о. им была написана комедия «Девушка с Андроса», в основу которой было положено одноименное произведение Менандра и его «Перинфянка» («Perrnthia»). В своих комедиях Т. показывает повседневную жизнь людей, достоверно и мастерски раскрывает их характеры. Проблемы воспитания, семьи, любви и человечности - вот осн. темы его комедий, проникнутых духом гуманизма. От комедий Плавта комедии Т. отличает отсутствие непристойных комических сцен, грубых, простонародных шугок и вульгарности. Его комедии с последовательно разворачивающимся действием, написанные чистым, хорошо продуманным, изысканным языком, имели успех в обществе, особенно в аристократич. кругах, в то время как широкая публика не сразу приняла их. Постановщиком этих комедий был Амбивий Турпион. Прологи Т. использовал в качестве защиты от возможных нападок на ег о творчество. В них отражены некоторые аспекты той борьбы в области литературы, которая велась в то время (вопросы оригинальности, контаминации и т. тт.). Т. оказал влияние на мировую литературу, это касается в первую очередь творчества Гросвиты Гандерсгеймской, Мольера, Лессинга.

ТЕРМИН

ТЕРМИН (лат. terminus - предел, граница), рим. бог межей и пограничных межевых знаков, особенно почитался крестьянами. В честь Т. был учрежден праздник терминалии, который отмечался 23 феврале.

ТЕРМЫ

ТЕРМЫ (греч. горячие бани), семейные и обществ, бани, одно из самых посещаемых мест. В греч. городах Т. строились редко, и их число было невелико, у римлян же они пользовались большой популярностью (начиная с позднег о республиканского периода и особенно во времена Римской империи). Т., отопительная система которых находилась снизу, имели неск. отделений: palaestra (зал для спорта), apodyterium (раздевалка), caldarium (горячая баня), tepidarium (теплая баня), frigidarium (холодная баня), natatio (бассейн). Существовало неск. типов Т. Самыми комфортабельными и дорогими считались большие императорские Т. (например, Т. Каракаллы, относящиеся к шедеврам архитектурного строительства римлян). Детальное описание Т. можно встретить в литературе, например в письмах Сенеки.

Термы

рис. План терм Каракаллы в Риме: 1 - caldarium; 2 - tepidarium, 3 - frigidarium; 4 - natatio; 5 - apodyterium, 6 - basilica.

ТЕРПАНДР

ТЕРПАНДР (Terpandros), 7 в. до н. э., греч. поэт и певец из Антиссы (о. Лесбос), жил в Спарте, один из первых известных греч. музыкантов. В 26-й Олимпиаде (674-673) на празднике в Спарте победил в конкурсе исполнителей кифародич. нома. Канонизировал семиструнную кифару, перейдя от пентатонной к диа гонич. гамме. Каждый из его номов в честь боюв имел точное назв. и состоял из неск. частей.

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА (греч., лат. Terpsichore - любящая танцы), одна из девяти муз; муза танца.

ТЕРРАКОТА

ТЕРРАКОТА (итал. terra cotta - жженая глина), керамика, т. е шина, ноддоювл. к производству и обожж. в т ончарных печах в виде различных форм: облицовочных плит для украшения храмов и других зданий и построек, статуй, рельефов, посуды (вазы, метарские кубки, терра сигиллата), фигурок, которые приносились в качестве пожертвований или опускались в могилу вместе с усопшим. Из Т. изготавливали детские игрушки. Большой популярностью долгое время пользовались танатрские статуэтки, раньше ими назывались только те терракотовые фигурки, которые были найдены в г. Танагра (Беотия).

ТЕРРАМАР КУЛЬТУРА

ТЕРРАМАР КУЛЬТУРА (лат. terra marna - жирная земля), археологич. культура бронзового века Италии 2-й пол 2-го тыс. до н. э. Укрепл. поселения, иногда на сваях, относящиеся к тому периоду, были найдены на С. Апеннин. Их генетич. связь со свайной культурой озер Сев. Италии 1-й пол. 2-го гыс. до н. э. не доказана. Население Т. к. занималось земледелием, отельными ремеслами, но их товары не могли конкурировать с товарами микенской культуры гото же периода. Примерно в кон. 2-го тыс. Т. к сменилась культурой Вилланова железного века, население было вытеснено на С. - В. и оказало некоторое влияние на развитие юж. областей др. Этрурии.

ТЕРРА СИГИЛЛАТА

ТЕРРА СИГИЛЛАТА (лат. terra sigillata - украшенная орнаментом земля), совр. назв. посуды из красной глины периода Римской империи: тарелки, блюда, кубки, стаканы, чайники. Такая посуда была, как правило, богаю украшена орнаментом. Высоким качеством отличалась т. н. арретинская керамика, изготавливавшаяся в г. Арреций (Этрурия). Эта керамика господствовала на рынке более ста лет (50 до н. э. 50 н. э.); на изделиях ставилось фирм, клеймо с именами владельца фабрики и мастеров. Изделия более позднего периода из Галлии и Германии не обладали таким высоким качеством, но все же пользовались спросом в вост. пров. вплоть до позднего периода Римской империи. О мастерских по производству керамич. изделий этого периода в вост. пров. известно очень мало.

ТЕРСИТ

ТЕРСИТ - Ферсит (Thersites), в греч. мифологии воин, участник Троянской войны. В «Илиаде» Гомера изображен хромоногим, безобразным, болтливым и ворчливым. Советовал грекам вернуться домой. Был убит Ахиллом за насмешки над его любовью к Пенгесилее. В описываемом Гомером микенском периоде обращение представителей греч. знати с Т характерно и для их отношения ко всему порабощенному коренному населению. Существует драматич. обработка образа Т. Стефаном Цвейгом.

ТЕРТУЛЛИАН

ТЕРТУЛЛИАН - Квинт Септимий Флоренс, род. в 160, ум. после 220 в Карфагене; писатель, сын центуриона, получил естественнонаучное, риторич. и юридич. образование; выступал как судейский оратор в Риме, а с 195 в Карфагене. После 200 отошел oт церкви и сблизился с сектой монтанистов, проповедовавших конец света и строгий аскетизм. Т. пользовался большим авторитетом у теологов, философов и политиков; понимал религию как правоотношение между богом и человеком. От его многочисл. лит. трудов сохранился лишь 31, в которых Т. выступает воинств. непримиримой личностью. Его стиль отличается независимостью и краткостью., напр «Защита от язычников» («Apologeticum»), «Против Марциона», «Против гностика Гермогена». В произведении «Опровержение еретиков» («De piaescriptione haereticorum») Т. делает вывод о том, что великая церковь и ее учения появились еще во времена апостолов, поэтому они старше ереси и являются истинными. В философии Т. признавал только те положения, которые отвечали христианской вере; обогатил лат. лексику христианства, ввел новые юридич. понятия.

ТЕСЕЙ

ТЕСЕЙ (греч., лат. Theseus), аттич. мифич. герой, сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры, воспитывался в доме ее отца Питфея в Трезене. По дороге из Трезена в Афины, куда Т. возвращался к отцу, он убил Прокруста, Синиса, Скирона и Керкиона, победил марафонского быка и готовился сразиться с Минотавром, которому критский царь Минос отдавал на растерзание молодых афинян. После победы над Минотавром Т. удалось выйти из лабиринта с помощью клубка нитей, данных ему дочерью Миноса Ариадной. Т. стал царем Афин и принял участие в походе аргонавтов, участвовал в битве с кентаврами и в калидонской охоте, похитил Елену и привел ее к своей матери Эфре. Из похода против амазонок Т. привез в Афины их царицу Ипполиту (или Антиопу), которая стала его женой. От этого брака у Т. остался сын Ипполит. Его вторая жена Федра была виновницей гибели Ипполита. В преклонном возрасте Т. был вынужден покинуть Афины и удалиться на о. Скирос, где и был убит. В 475 до н. э. Кимон перенес его «останки» с острова в Афины. Начиная с 5 в. до н. э. Т., в честь которого в Афинах устраивались празднества, считался основателем города и основоположником демократии. В античном искусстве часто встречалась тема Т., особенно моменты ею жизни, связанные с именами Ариадны и Федры: рельефное изображение на сокровищнице афинян в Дельфах и на Тесейоне в Афинах; рисунки на вазах и рим. настенная живопись; скульптуры Кановы; картины Пуссена и Кокошки; драма Шекспира «Сон в летнюю ночь», трагедия Казандзакиса, эпос Боккаччо; оперы Люлли и Генделя.

ТЕСЕЙОН

ТЕСЕЙОН (Theseion), храм, построен Кимоном в честь аттич. героя Тесея после того, как в 475 до н. э. состоялось торжеств, захоронение перенес, с о. Скирос его останков. В храме находились известные картины Микона и Полигнота. Иногда Т. ошибочно называют дорич. периптер в сев.-зап. части Акрополя в Афинах, который был воздвигнут в честь бога Гефеста, покровителя ремесленников (отсюда Гефестион). Этот храм из мрамора, построенный в 5 в. до н. э., сохранился лучше других подобных архитектурных сооружений, т. к. в 6 в. н. э. был преобразован в церковь.

ТЕСИС

ТЕСИС - в поэзии слабая часть стихотворной стопы в отличие от арсиса, ее сильной части.

ТЕТРАДРАХМА

ТЕТРАДРАХМА - греч. серебряная монета, находилась в обороте наряду со статером. Вес Т. от 17 г (аттич. монетная система) до 15,5 г (родосская монетная система); одна Т. соответствовала четырем драхмам.

ТЕТРИК

ТЕТРИК - Пий Эсувий (Tetricus, С. Pius Esuvius), император-узурпатор Галлии в 270-274. Т. родом из галльской земельной аристократии из Аквитании, где был наместником (269-270). В 270 провозглашен императором в г. Бурдигал (Бордо), его резиденция находилась в г. Трир, Т. пытался защитить приграничные земли вдоль р. Рейн от нападения германцев. В сражении против Аврелиана предал свои войска и сдался противнику, тем самым был положен конец сепаратному существованию Галлии. Позже Т. был помилован Аврелианом и назначен наместником в Лукании.

ТЕФИДА

ТЕФИДА (греч., лат. Tethys), дочь Урана и Геи, супруга Океана, мать речных божеств и океанид.

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА - Т. античности практически не учитывала те теоретич. разработки, которые могли предложить ей спец. науки, что, естественно, тормозило ее развитие. Это объясняется тем, что труд рабов стоил дешевле, чем покупка и использование машин, а работали рабы пусть и медленнее, но так же продуктивно. И все же в период между 500 до н. э. и 500 н. э. античные техники и инженеры дали сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров, повысили их качество, увеличили их количество. В период упадка полисов, когда возникла необходимость в рационализации экономики, во время расцвета эллинистич. государств благодаря разного рода дотациям, и позже, в период существования Римской империи вплоть до конца 2 в., новые социально-экономич. импульсы послужили толчком к прогрессу в области Т. Уже к сер. 3 в. до н. э. сформировался профессиональный язык техников и инженеров, широко применялись чертежи, а математика стала основой всех технич. расчетов. Вопросам материальных и финансовых затрат уделялось такое же внимание, как и вопросам, связанным со сроками разработок Т. Следует отметить возросший интерес к технич. прогрессу в эпоху эллинизма (хотя общие условия античности сдерживали его). Некоторые технич. приспособления того времени дошли и до наших дней, например пресс и водяное колесо. В ходе технич. прогресса часто случалось так, что новинки Т. в к.-л. области заимствовались другой. Так, горная промышленность заимствовала применявшиеся в сельском хозяйстве черпальное колесо и Архимедов винт, а благодаря последним достижениям архитектуры металлургич. предприятия смогли внедрить усовершенствованные приспособления для литья и улавливания пыли оксида цинка. Технич. новинки применялись прежде всего в подъемных механизмах, военной области, судостроении, горной промышленности (вкл. каменоломни и металлургич. предприятия), водном хозяйстве (вкл. трубопроводы и сооружения, на которых применялось водяное колесо), дорожном строительстве и при строительстве мостов, театров, храмов, терм, в отопительной системе. В Др. Риме шире стала использоваться энергия воды, приводившей в действие водяное колесо на водяных мельницах, а позже - на камнерезных заводах. До тех пор энергия воды использовалась в осн. для привода механизмов (например, часов); применялось также давление пара или воздуха. Давление воздуха использовалось в отопительной системе, но это было скорее исключение, чем правило, хотя еще в 300 до н. э. Ктесибий ратовал за более широкое его применение, и им были сделаны в этом направлении определ. шаги: он изобрел нагнетательный пожарный насос и орган. Теоретич. разработки для создания экономичных машин и механизмов, сделанные в свое время Архимедом, были использованы Филоном Византийским, Героном Александрийским и их учениками при создании военной Т. И в то же время подъемные и другие механизмы редко использовались в других областях, т. к. к работе было проще привлечь необуч. рабов, чем опытных механиков и инженеров. Учебных заведений, где бы готовили механиков и инженеров, не было, знания будущие специалисты получали прежде всего в воинских частях. И только в Римской империи инженерные кадры стали готовить в спец. учебных заведениях, получавших дотации. Но как и во времена Витрувия, упор делался на преподавание предметов по архитектуре. В Римской империи Т. развивалась в узких рамках, т. к. при строительстве портов, водопроводов, мостов и дорог, на дренажных работах и в горной промышленности стало использоваться большее количество рабов. С отмиранием рабовладельч. строя картина меняется, особенно в тех областях, где необходимо было ускорить производств, процесс. Именно тогда и появляются косилки, жатки, водяные мельницы, водоподъемные механизмы в горной промышленности и т. д. Технич. литература не получила такого широкого распространения, как художеств, или книги по истории и географии, т. к. не содержала в себе воспитательного момента, и даже в Византии пользовалась огранич. спросом. До нас дошли лишь назв. книг по Т. и имена их авторов, отрывки же из них являются большой редкостью, хотя, по имеющимся данным, техников и инженеров в те времена было немало. В произведениях писателей-фантастов и в одном из мифов уже существовали «летающие машины». Примечательно, что уже в 450 до н. э. Кратет высказал мнение о необходимости сначала постепенной, а потом и полной замены ручного труда рабов автоматами.

ТЕХНИКА КЛАДКИ СТЕН

ТЕХНИКА КЛАДКИ СТЕН - В эгейскую эпоху применяли кладку из огромных каменных, т. н. циклопич. глыб (Тиринфский и Микенский дворцы). В архаич. период первоначально стены обществ, зданий (храм Геры в Олимпии), а затем и жилых домов сооружали преимущественно из сырцового кирпича. Получивший распространение в классич. период и доминировавший в греч. архитектуре вид каменной кладки отличался тем, что швы между блоками тщательно пригонялись друг к другу, а сами каменные блоки укладывались по принципу лага и замка. Стены воздвигались на тщательно выровн. цоколе. Римляне заимствовали у греков этот способ кладки стен, но впоследствии возводили каменные сооружения с применением связующих растворов. Благодаря умелому выполнению каменной кладки на строительном растворе в Риме могли возникнуть различные типы зданий, в первую очередь многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями. В отличие от греч. архитекторов, которые отдавали предпочтение красивой форме камня, римляне возводили монументальные сооружения с использованием строительного раствора, скрепляющего бесформ, плоскости. На стены, строившиеся по методу нерегулярной кладки (т. е. кладки из скрепл. раствором бутовых камней), наносились стенные росписи; напротив, на стенах зданий и архитектурных сооружений, возвед. по методу Opus reticulatum (сетчато-образная кладка) из кирпича или обработанных каменных блоков, не производилось отделочных работ. Широкое распространение получил такой вид кладки, как Opus mixtum (чередование слоев кирпича и каменных блоков). В завоеванных странах римляне познакомились с такими обусловл. местными условиями методами кладки стен, как Opus gallicum (оригинальная кладка по принципу деревянного каркаса). Они, предвидя интерес к Т. к. с, подробно описывали их. Получило широкое распространение также использование лесов. Очень редко применялись в строительстве срубы и кровельные конструкции. Был широко распространен обычай украшать оштукатур. стены внутри и снаружи фигурными композициями или лакировкой. Пол, как правило, украшали мозаичным орнаментом.

Техника кладки стен

рис. 1. «Opus Gallic urn». Способ строительства в Галлии: проемы между сколоченными длинными гвоздями деревянными балками заполнялись камнями.

Техника кладки стен

рис. 2. «Opus reticulatum». Образец гнездовой кладки из прямоугольных камней, образующих внешнее покрытие, с вложениями из камня и известки.

ТЕХНИТЫ

ТЕХНИТЫ - В нач. 3 в. до н. э. во мн. городах Средиземноморья художники и актеры стали создавать объединения, цель которых состояла в совместных организациях представлений. Члены таких объединений обладали определ. привилегиями, например освобождались от налогов и от воинской службы. Во времена Птолемея и в эпоху эллинизма Т. называли всех ремесленников, занятых в строительстве храмов в качестве красильщиков, плавильщиков, позолотчиков, серебряников, медников и т. д. Ксенофонт называл перс, магов «сведущими в искусстве богослужения Т.»; у Платона Т. - технич. специалисты. Следует отличать Т. периода правления Птолемеев от необуч. поденщиков. В 250 до н. э. существовали объединения Т. или ремесленников, просуществовавшие до рим. периода.

ТЕЭТЕТ АФИНСКИЙ

ТЕЭТЕТ АФИНСКИЙ (ок. 410-368 до н. э.), математик, ученик Платона, который упоминает о нем в своем диалоге, названном именем Т. Взяв за основу исследования Феодора Киренского по теории иррациональных чисел, Т. занимался сложными иррациональностями выражения a + Jb и их отношениями с правильными полями. Его выводы вошли в книги X и XIII «Начал» Евклида.

ТИАС

ТИАС (греч. Thiasos, лат. Thiasus), торжеств, шествие в честь к.-л. бога, чаще всего Диониса. В Т. участвовали сатиры, силены и менады. Позже Т. стали называть различные культовые союзы и разнообразные объединения, а также торжеств, обеды и т. п.

ТИБЕРИЙ

ТИБЕРИЙ - Клавдий Нерон (Tiberius, Claudius Nero) (16. 11. 42 до н. э. -16. 03. 37 н. э.), с 17. 09. 14 -рим. император, сын сенатора Тиберия Клавдия Нерона и Ливии Друзилльг, пасынок Августа после повторного замужества Ливии. Т. считался первым после Агриппы полководцем в армии Августа. В 20 до н. э. предпринял поход в Армению, в 15 вместе со своим братом Друзом захватил терр. ретов, дошел до истоков Дуная, с 12 по 9 сражался с паннонцами, а с 8 по 7-с германцами. По династич. соображениям в 12 развелся со своей первой женой Випсанией и женился на дочери Августа - Юлии. В 6 до н. э. уехал на о. Родос, где жил в добровольном изгнании до 2 н. э. Только после смерти всех претендентов на престол Август в 4 н. э. усыновил Т., дал ему имя Тиберий Юлий Цезарь и объявил своим наследником. Тот факт, что он длительное время находился в тени, не мог не сказаться на нем и его противоречивом характере. С 4 по 6 он снова в Германии, где в 5 ему удалось при поддержке армии и флота дойти до Эльбы. Т. готовился воевать с маркоманами, во главе которых стоял Маробод, но вынужден был вернуться в Паннонию и Далмацию для подавления мятежей (6-9 н. э.). После поражения от херусков Т. в 10-12 укрепил границы вдоль Рейна. В 13 он стал соправителем, а после смерти Августа - императором. Став во главе государства, Т. продолжал проводить политику Авг уста. Во время ег о правления укрепилась монархии, власть, увеличилась государств, казна, улучшилась система управления в пров. Он частично отказался от отдачи сбора налогов на откуп. В то же время плебеи потеряли свои последние политич. права, т. к. при Т. комиции больше не созывались. Начиная с 15 все судебные процессы по обвинению в нарушении закона об оскорблении величия были направлены против представителей оппозиции сената, результатом чего стали бесчисл. ссылки, конфискации имущества и казни. Преторианская гвардия была помещена в Риме, а ее префекты из сословия всадников приобрели огромное влияние. Со вступлением на престол Т. вынужден был также заниматься подавлением военных мятежей в Германии и Паннонии, усмирением восставших под предводительством Такфаринага в Нумидии в 17-24, а также наведением порядка в Галлии и Фракии в 21. Завоевание Германии было прекращено с отзывом в Рим Германика. В 18 Т. провозгласил рим. пров. Катшадокию и Коммагену. Со временем I. стал нелюдимым и подозрительным, что и стало причиной ето решения покинуть Рим и уехать в Кампанию на Капри; в Рим он больше не возвращался. Начиная с 21 и по 31 страной практически ттравил префект преторианцев Сеян. Жертвой его честолюбия среди прочих стал и Друз, сын Т. После казни Сеяна его место занял Макрон. Т. умер в поместье у Мизенского мыса. Чаще веет о он изображался тираном и лицемером, особенно это касается Тацита, что вттолне объяснимо, если учитывать то враждебное отношение к Т., которое было характерно для римской аристократии. Эту характеристику опровергают последние исследования ученых. Биография, написанная Светонием, портрет Т. в Пергамон-музее.

ТИБИЯ

ТИБИЯ (лат. tibia), духовой музыкальный инструмент, лат. соответствие греч. авлосу. Игра на Т. сопровождала преим. культовые обряды. Т. была усовершенствована этрусками и римлянами (воронкообразное расширение).

ТИБР

ТИБР (лат. Tiberis, итал. Tevere), река в Центральной Италии, в низовьях которой лежит г. Рим. Свое начало Т. берет в Арреции (совр. Ареццо). Т. служил границей между Этрурией на З. и Умбрией на В. . а позже между Этрурией, с одной стороны, и Лацием и терр. сабинов -с другой. Там, где раньше находилась Осгия, гавань Др. Рима, Т. впадал в Тирренское м.; в настоящее время в результате многовекового намыва грунта море отступило от этого места на 4,5 км. Названный за цвет воды «золотистым», Т. был судоходным далеко за пределами Рима. Из-за суживающегося русла Т. лежащие в низине районы города постоянно находились под угрозой затопления. Левыми притоками Т. являлись Нар в Умбрии (совр. Нера) и Анио (совр. Аниене) севернее Рима. Во времена правления Клавдия и Траяна ниже Рима был проложен пятикилометровый канал, оканчивавшийся у моря в 4 км севернее от основного рукава реки. Этот канал и в настоящее время является судоходным. На острове на р. Т. находился храм в честь Тиберина - бога этой реки.

ТИБУЛЛ

ТИБУЛЛ - Альбий (50-19 (17) до н. э.), рим. поэт из аристократич. рода, даже после потери части своего состояния жил вполне обеспеченно. Был дружен с Горацием, в Риме принадлежал к близкому окружению Марка Валерия Мессалы Корвина. В своих стихах Т. воспевает любовь, с присущими ей ревностью, от орчениями и разочарованием, к Делии (книга 1), Немесиде (книга 2) и молодому Марату. Любовь у Т. - неотъемлемая часть идиллич. мира, который в свою очередь является предпосылкой счастливой любви. Т. с симпатией изображает сельскую жизнь Италии с ее простым укладом, противопоставляя ее войнам и гл. причине войн - алчности. Его стремление к миру связано с тоской по лучшим временам (золотому веку), а не с политич. миром времен Августа (pax Augusta), т. к. Т. вообще был далек от Августа и его политики. Стихи Т. пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. Чистый, в высшей степени изящный язык, которым написаны его двустишия, позволил Т. уже в древности стать выдающимся рим. элегиком. Его лирика оказала влияние на творчество Гёте и Мерике. Собрание из 4 книг под назв. «Corpus Tibullianum» включает в себя не только стихи Т. (книга 1 и 2; 16 стихов), но и стихи Лигдама, Сульпиции, оду Мессале, написанную неизвестным автором, а также стихи о любви Сульпиции, вызывающие сомнение в принадлежности их перу Т.

ТИБУР

ТИБУР (лат. Tibur, совр. Тиволи), дачное место к В. от Рима, простирался по обоим берегам Анио, недалеко oт знаменитого водопада. Сохранились развалины храма и псевдопериптера (оба - нач. 1 в. до н. э.). Построенная в 118-138 вилла Адриана - одно из самых больших и интересных дворцовых сооружений, составляющих обширный комплекс свободно размещ. строений (крытая галерея, садовые павильоны, террасы, термы) с многочисл. скульптурами и произведениями живописи (мозаика находится в Пергамон-музее).

ТИВОЛИ

ТИВОЛИ - совр. назв. античного города Тибур.

ТИГР

ТИГР (греч. Tigris, предположительно из др. - перс. Tigra, вавилоно-ассир. Idrqlat, араб. Digla), одна из двух великих рек Месопотамии, берет начало в горах Тавра в Армении. В период расцвета городов Селевкии и Ктесифона Т. был соединен сложной системой каналов с р. Евфрат. На левом берегу в верхнем течении Т. лежала Ассирия (позже Адиабене) с г. Ниневия. Во времена Александра Македонского Т. и Евфрат впадали в Персидский зал. раздельно, а позже обе реки образовали единое устье - Шатт-эль-Араб.

ТИГРАН

ТИГРАН - имя царей Армении. Т. I (95-55 до н. э), зять Митридата VI, царя Понта. Захватил часть Месопотамии, Сирию, Киликию, Каппадокию; в 77 основал новую столицу Тигранакерт. Его отказ выдать римлянам бежавшего Митридата послужил причиной начала войны с Лукуллом (69), окончившейся для Т. I неудачно. Более успешно он боролся против своего восставшего сына и парфян, но в 66 должен был сложить оружие перед Помпеем и отказаться от захвач. ранее земель.

ТИДЕЙ

ТИДЕЙ (греч., лат. Tydeus) один из участников мифич. похода Семерых против Фив, сын Ойнея; породнился с Адрастом, царем Apr оса, женившись на его дочери Деифиле. Т. считался храбрым воином и погиб в бою от руки Меланиппа. У Т. был сын Диомед.

ТИМГАД

ТИМГАД (лат. Thamugadi), город в Нумидии, основан в 100 Траяном. В 3 в. Т. стал центром христианской секты донатистов; в 6 в. был разрушен берберами. Во время раскопок, проводившихся в 1881 - 1909 франц. археологами, были обнаружены храмы, форум, рынок, термы и театр.

ТИМЕЙ

ТИМЕЙ (356(?) - 260(?) до н. э.) грен, историк из Тавромения на Сицилии, 50 лет прожил в Афинах, написал труды по истории Сицилии и Юж. Италии вплоть до 272 до н. э. (до смерти Пирра), а возможно, и до 264 до н. э. (до нач. 1-й Пунической войны). В этих трудах содержится описание не только историч. событий, но и ландшафта Сицилии и Юж. Италии. Подробный этнографо-географич. обзор, точное соблюдение хронологич. последовательности событий, при описании которых за единицу летосчисления им была взята олимпиада, а также личные наблюдения и обширные знания по истории стран и народов - все это составляет ценность научного наследия Т. Его недостатком считалось то, что он придавал отдельным событиям, взятым из легенд, историч. достоверность. Т. пытался объединить эпохи эллинизма и Др. Рима. Его понимание истории не было лишено метафизич. оценок. В свое время Диодор Сицилийский использовал труды Т. по истории в своих работах. Т. является однофамильцем пифагорейца из Локр, по имени которого Платон назвал один из своих известных диалогов.

ТИМОКРАТИЯ

ТИМОКРАТИЯ (греч.), по Аристотелю - государств. строй, дающий гражданам политич. права в зависимости от размеров их имущества; особая форма олигархии. Практ ика деления граждан по имуществ. цензу, определявшему размеры денежных платежей, воинскую повинность и в конечном счете политич. права, относится к последним десятилетиям 7 в. до н. э. Большие последствия имело проведенное в Афинах Солоном разделение граждан на разряды, в основу которого были положены размеры доходов с земли. По всей видимости, реформа Солона касалась и граждан, не имевших земли, в этом случае их доход мог определяться размерами их состояния. Начиная с Пелопоннесской войны (кон. 5 в. до н. э.) практика деления всех граждан на разряды постепенно утрачивает свое значение. В кон. 4 в. до н. э. в Афинах вновь начинают временно действовать тимократические законы.

ТИМОЛЕОН

ТИМОЛЕОН - демократ, командующий коринфским отрядом, который по просьбе находившихся в изгнании сиракузян высадился на Сицилию и изг нал с острова Дионисия II и карфагенян (341 до н. э.). Согласно мирному договору (339 до н. э.), Карфаген признал независимость греч. городов на Сицилии, которые Т. объединил в федеративный союз. Тем самым Т. удалось установить на острове мир. Греки почитали его как освободителя и спасителя Сицилии.

ТИМОН

ТИМОН - 1. Т. Афинский, 5 в. до н. э., мизантроп, разочаровавшись в друзьях и согражданах, ciajr отшельником. Т. упоминается в сочинениях Лукиана, на основе которых были написаны трагедия Шекспира «Тимон Афинский» и «Человеконенавистник» Шиллера;

2. Т. из Флиунта, греч. философ, оратор, автор сатирич. стихотворений, ученик Пиррона, ум. в возрасте почти 90 лет в 230 до н. э. в Афинах. Благ одаря грудам Т. мы располагаем сведениями о скептицизме Пиррона, сочинения которого не сохранились.

ТИМОФЕЙ

ТИМОФЕЙ (Timotheos).

1. Греч, скульптор. 4 в. до н. э., соавтор фриза Мавзолея в Галикарнасе (3-я чет в. века) и скульптурных украшений храма Афины в Тегее (1-я четв. века), возможно, принимал участие в создании акротериев для храма Асклепия в Эпидавре.

2. Греч, поэт и композитор, род. в 450 до н. э. в Милете, ум. в 360 в Афинах, автор дифирамбов и номов. Т. как модернист смешивал в одном музыкальном произведении различные ритмы, расширил диапазон звучания струнных инструмент ов. В кифародический ном он ввел хоровое пение. В 1902 под Каиром была найдена др. книга из папируса с фрагментами лирич. нома «Персы», метрически разнообразного, не имеющего соответствия стихов и строф, вероятно, либретто к музыке программного характера.

3. Афинский политич. деятель, адмирал, сын Конона, ученик Исократа, один из основателей 2-го Афинского морского союза. После войны, вспыхнувшей между членами союза (357-355 до н. э.), был вынужден покинуть Афины; ум. в 354 до н. э.

ТИМПАН

ТИМПАН (греч. tympanon - бубен).

1. Музыкальный инструмент, напоминает барабан с широким ободом, на который с двух сторон натягивалась кожа (у распростран. в то время тамбурина кожа на обод натягивалась только с одной стороны). На Т. играли обычно женщины во время вакханалий, ударяя по нему правой рукой.

2. Внутр. поле фронтона греч. и рим. храмов со скульптурой или орнаментом; позже украш. рельефом или мозаикой часть стены в церкви между аркой и ее перемычкой. Часто Т. не имели украшения, например в романских церквах, построенных из булыжника (Сев. Германия).

ТИНГИС

ТИНГИС (греч., лат Tingis, пунич. T(i)ngs, совр. Танжер), пунич. торг овый порт, имевший связи с городами афр. Атлантического побережья, гл. город мавретанского Берберского царства, с 40 до н. э. гл. город рим. пров. Mauretania Tingitana. Др. развалины и музеи Т. привлекают к себе многочисл. туристов.

ТИНДАРЕЙ

ТИНДАРЕЙ - в греч. мифологии спартанский царь, муж Леды, имел сына Кастора и дочь Клитемнестру.

ТИР

ТИР (греч. Tyros, лат. Tyrus), финикийский приморский город, назв. которого происходит от вавилоно-ассирийского surri - скала. Когда-то Т. лежал на двух островах, раздел, узким проливом. Позднее пролив был засыпан. Теперь на этом месте расположен ливанский г. Сур; находится он на полуострове, который, скорее всего, был образован в результате намыва песка после сооружения плотины, построенной по приказ) Александра Македонского во время осады города. Древний Т. имел два порта: на Ю. - егип., на С. сидонский. Напротив островного Т. на материке находился др. Палетир. После 1200 до н. э. Т. становится одним из могуществ. городов Финикии, какими до него считались Библ и Сидон, основывает мнот очисл. колонии и фактории в Средиземноморье, например Китион на о. Кигтр, Утику и Карфаген в Сев. Африке, Гадес в Юж. Испании. При поддержке сильного Ассирийскою царства Т. оставался независимым вплоть до прихода к власти Ашшурбанитгала (668-626). После падения Ассирийского царства Т. попадает под власть Вавилона, а позже Персии. После семимесячной осады Александру Македонскому удалось овладеть Т. (332). Основав егип. г. Александрия, он полагал, что она сможет соперничать с Т. Но Т. еще во времена Римской империи считался важнейшим торговым и ремесл. центром (особенно развиты были красильное дело и производство стекла). В результате раздела Сирии в 194 Септимием Севером были образованы две пров., столицей одной (Syria Phoenice) являлся Т., ставший в годы его же правления колонией высшего разряда, получив Ius Italicum. Лишь в 635 арабам-магометанам впервые удалось захватить Т., а в 638 город окончательно перешел в их владение.

ТИРАН

ТИРАН - происходит из тирренского яз. и связано, скорее всего, с этрусским turan - господин, госпожа. Т. назывался человек, насильственно захвативший власть в полисе, установивший единоличное правление и узаконивший тиранию. Совр. значение: мучитель, угнетатель.

ТИРАНИЯ

ТИРАНИЯ - форма государств, власти; встречается в Греции с кон. 7 в. до н. э. до эпохи эллинизма. Т. явилась следствием обществ. - экономич. преобразований 7-6 вв. до н. э., возникла в процессе борьбы между разлагавшейся аристократией и растущими народными массами. Т. появляется прежде всего в городах с высокоразвитой экономикой. Существовавшее законодательство при Т. формально сохранялось почти всегда, хотя в полисах устанавливалось единоличное правление. Тираны проводили политику, направл. на улучшение положения демоса, оказывали всяческую поддержку развитию ремесла и торговли, изобразительного искусства и поэзии. Негативная оценка Т. впервые была дана в период демократич. правления, отрицавшего основополагающий принцип Т. - единовластие. К числу известных тиранов относятся Кипсел и Периандр из Коринфа, Поликрат с о. Самос, Писистрат из Афин, Гелон и Гиерон I из Сиракуз, Фрасибул из Милета. Т. н. последних тиранов, придерживавшихся софистских принципов и взошедших на престол при поддержке наемных солдат, отличали индивидуализм и властолюбие; гл. представителями являются Дионисий I и II, Гиерон II из Сиракуз, в Фессалии - Ясон из Фер.

Предыдущая страница Следующая страница