Словарь античности
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАТ"-"НИК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАТ"-"НИК")

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - тип хозяйства, широко распростран. во всех странах античности, не изжитый вполне в античную эпоху даже с утверждением товарного производства, связанного с развитыми товарно-денежными отношениями. При Н. х. продукт в осн. потребляется производителем или обменивается на внутр. слаборазвитом рынке; товарообмен при этом выступает как исключение. В Греции Н. х. господствовало от дорийского переселения до великой греч. колонизации; в некоторых частях страны (Спарта, Сев. и Сев.-зап. Греция) оно сохранилось вплоть до эпохи эллинизма. В Риме период господства Н. х. продолжался приблизительно до 3 в. до н. э. Однако и в дальнейшем благодаря наличию рабов (военнопленных или насильственно уведенного мирного населения) элементы Н. х. существовали до исхода древности.

НАТУРФИЛОСОФИЯ

НАТУРФИЛОСОФИЯ (лат. philosophia naturalis), первоначально - общее обозначение, примен. Сенекой к философским течениям Др. Греции, предшествовашим Сократу и софистам. Гл. объектом изучения в Н. является природа; вопросы теории познания, обществ, устройства, этики разрабатывались менее подробно. Для натурфилософов характерен более или менее последовательный материализм. После Демокрита, создавшего развернутую материалистич. картину мира, софистов и Сократа с их вниманием к обществу, человеку и морали Н. как преобладающее течение античной мысли стала терять свое значение.

НАУКА

НАУКА - Н. как систематизированный опыт и целенаправл. исследование закономерностей природы и общества была основана греками. В целом для духовной ориентации греков в отличие от соседних вост. народов были характерны следующие богатые последствиями тенденции: непрагматич. любопытство к жизни и нравам чужеземных стран и народов; стремление к объяснению мира из него самого, рационалистич. трактовка природы и общества без предположений о вмешательстве божеств, воли; желание представить в виде сочетания наименьшего числа простых элементов сложные явления человеч. тела, звездного неба и движения светил, языка, музыки, мира геометрич. фигур и др. Отдельные научные дисциплины, первые шаги к образованию которых были сделаны пифагорейцами и Демокритом, а затем софистами, формируются в эпоху эллинизма. Ок. нач. н. э. возрастает преклонение перед авторитетами, ознаменовавшее начало застоя античной Н. Самостоятельным достижением римлян была только юриспруденция; прочие Н. Рим заимствовал у греков с учетом их практич. приложимости. Крупнейшими учеными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Гален, Диофант.

НАУКА О ДРЕВНОСТИ

НАУКА О ДРЕВНОСТИ - наука, занимающаяся изучением старины (в широком смысле этого слова); с Ф. А. Вольфа спец. наука о греч. - рим. старине, называемая часто классич. Н. о д. Употребляемая иногда множеств, форма - «науки о древности» - обозначает весь комплекс дисциплин, изучающих досредневековые общества, включающих наряду с классич. Н. о д. историю первобытного общества и различные разветвления др. ориенталистики.

НАЦИЯ

НАЦИЯ - лат. слово natio означало в античности прежде всего род, племя, клан, т. е. некоторую группу людей, а не нацию в совр. значении этого слова - понятие, сформировавшееся в эпоху, переходную от феодализма к капитализму.

НАЯДЫ

НАЯДЫ (греч. naiades), в греч. мифологии нимфы источников, прудов, озер.

НЕАПОЛЬ

НЕАПОЛЬ - первоначально - греч. колония Партенопея, более позднее назв. - Nea Polis (греч. новый город); в 326 до н. э. попал под власть Рима. В античности Н. отставал в развитии от соседцих городов Кумы и Дикеархия (последняя получила у римлян назв. Путеолы после их победы над Ганнибалом). После разрушения близлежащей местности в результате извержения Везувия в 79 н. э. значение Н. возросло. Строительство крупных иудейских и христианских катакомб относится ко 2 в. Национальный музей Н. обладает крупнейшим собранием древностей, позволяющим благодаря находкам в Помпеях и Геркулануме воссоздать черты др.-рим. быта.

НЕАРХ

НЕАРХ (ок. 360-после 314), друг юности Александра Македонского, сопровождал его в индийском походе. В 326 был назначен командующим македонского флота и провел его вниз по течению рек Гидасп, Акесин, Инд до дельты Инда; затем под командованием Н. малый флот македонцев (главный кормчий - Онесикрит) прошел мор. путем от устья Инда до устья Евфрата (326-324). Предполагалось, что Н. возглавит мор. экспедицию к аравийскому побережью Средиземного м., смерть Александра в 323 помешала осуществлению этого замысла. В последовавшей борьбе диадохов Н. играл второстеп. роль. Записки Н. о мор. походе частично приведены Аррианом в сочинении «Индия», также использованы Страбоном.

НЕВИЙ

НЕВИЙ - Гней (ум. ок. 201 до н. э., У тика, Сев. Африка), рим. поэт, выходец из Кампании. Автор трагедий (в осн. на сюжеты троянского цикла) и комедий. Содержащиеся в комедиях Н. смелые выпады против аристократии (в частности, против Метеллов) привели его к тюремному заключению (206) и последующему изгнанию из Рима. Н. принадлежат первые претексты - трагедии на рим. сюжеты, среди которых «Ромул» и «Класцидий» (о победе Марцелла над галльским вождем Вирдумаром в 222). Участник 1-й Пунической войны, Н. в старости прославил ее в написанной сатурновым стихом эпич. поэме «Пуническая война» («Bellum Punicum»). Эта поэма, включающая 7 книг, восходит к предыстории Рима, проецируя вражду Рима и Карфагена в мифологич. прошлое (судьба Энея). Выбором сюжетов из рим. истории и мифологии Н. первым из рим. писателей отразил в своих произведениях самосознание и нац. гордость своего народа; в этом отношении он оказал значительное влияние на Вергилия.

НЕДЕЛЯ

НЕДЕЛЯ - Семидневная Н. ведет свое происхождение из Вавилона. В греч. государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день которой считался рыночным днем (nundinae). Для всех этих систем характерно отсутствие фиксированного дня отдыха; работа прекращалась только во время некоторых сакральных праздников. Совр. система семидневной Н., при которой отсчет дней Н. не зависит от начала года, восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 н. э. Константин Великий закрепил такую форму Н. законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, которое через посредство греч. православной церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую эпоху дали дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса. Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна - лат. dies Solis, Lunae, Martis, Mercurii, Jovis, Veneris, Saturni). Назв. дней H. в совр. яз. Зап. Европы происходят из этой астрологической, связывающей каждый день с к.-л. светилом Н. Со времени Августа и с 3 в. эти назв. широко распространились. Несмотря на упорную борьбу христианской церкви с традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз. сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соответствующими германскими. Воскресенье (dies Solis) - первый день недели, еще в дохристианскую эпоху названный по имени Солнца, - в императорское время отождествлялся с перс, солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как «день Господень» (лат. dies dominicus), т. е. день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв. Понедельник (лат. dies Lunae, нем. Mon(d)tag, франц. Lundi) - день Луны. Вторник (лат. dies Martis, франц, mardi) - день Марса; рим. богу войны Марсу в герм, мифологии соответствует (T)ziu, откуда англ. назв. tuesday. Нем. назв. Dienstag восходит к эпитету «Тингсус» др.-герм, бога войны, которому было посвящено народное собрание - тинг (др.-герм. Thing; в эпиграфич. памятниках это божество засвидетельствовано как Mars Thingsus). Среда (лат. dies Mercurii, франц. mercredi, герм. Wodanstang, англ. Wednesday) - день Меркурия, которому соответствует герм, бог Водан; этот день приходится на середину Н., откуда его рус. и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат. dies Jovis, франц. jeudi, нем. Donnerstag) - день Юпитера, которому соответствует герм. Донар (Тор). Пятница (лат. dies Veneris, франц. vendredi, нем. Freitag) день Венеры, в герм, мифологии - Фрейи (герм. Freya). Суббота (лат. dies Saturni, англ. Saturday) день Сатурна; нем. назв. Sonnabend означает «вечер перед воскресеньем». У иудеев седьмой день Н. был днем покоя (шаббат), откуда совр. рус. назв. «суббота».

НЕКРОПОЛЬ

НЕКРОПОЛЬ (греч. nekropolis - город мертвых), совокупность захоронений, лишь в некоторых случаях (как у этрусков) по структуре напоминающих поселение (могильные дома, склепы, улицы, коридоры). Сходно с наземными устроены подземные могильники - катакомбы. Образ кладбища-сада сформировался в более позднюю эпоху. Важное значение по обилию археологич. материала (настенная живопись, греч. вазы) имеют этрусские Н., а также Н. микенского и раннеэлландского периодов, обнаруж. при раскопках в т. н. гончарном квартале Афин (Kerameikos).

НЕКТАР

НЕКТАР - в греч. мифологии напиток богов, дававший им бессмертие и вечную юность, иногда также трактуется как пища.

НЕЛЕЙ

НЕЛЕЙ (лат. Neleus), сын бога Посейдона и Тиро, царь Пилоса (Мессения). Отверг просьбу Геракла об очищении после убийства Ифита, за что Геракл, разорив Пилос, убил самого Н. и всех его сыновей, кроме Нестора, ставшего впоследствии царем Пилоса.

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ - учрежд. в 6 в. до н. э. (вероятнее всего, в 573) общегреч. игры в честь Зевса; проводились в Немейской долине во 2-й и 4-й год Олимпиады. Состязания атлетич. и конные. Добавл. позднее мусич. соревнования имели меньшее значение.

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ - обитал в Немее (Арголида); был задушен Гераклом (это был первый подвиг Геракла), носившим впоследствии его шкуру.

НЕМЕСИАН

НЕМЕСИАН - Марк Аврелий Олимпий (Nemesianus), кон. 3 в., лат. поэт родом из Карфагена; из произведений Н. сохранились четыре эклоги (стихотворения буколич. жанра), которые ставят его в ряд последователей Вергилия и Кальпурния, а также фрагмент дидактич. поэмы «Об охоте с собаками» («Cynegetica»).

НЕМЕСИДА

НЕМЕСИДА - Немезида (греч. nemesis - разделение), богиня греч. мифологии; по Гесиоду, дочь Никты. Олицетворение судьбы. Воздает людям сообразно их вине наказание за гордыню и несправедливости. Согласно «Киприям», дочерью Н. от Зевса была Елена. Культ Н. был распространен в Рамнунте (Аттика), откуда ее второе имя - Рамнузия. В императорском Риме почиталась как покровительница гладиаторов и солдат. Гравюра Дюрера «Немесида», или «Великое счастье».

НЕМИ

НЕМИ (лат. Lacus Nemorensis или Speculum Dianae, итал. Lago di Nemi), кратерное озеро в Альбанских горах вблизи г. Ариция (обл. Лаций), на берегу которого находятся знаменитое святилище и свящ. роща Дианы (Nemus Dianae). Уровень воды в Н., как и в близлежащем оз. Альбано, регулируется с помощью отводного канала, построенного еще в античности. На дне озера лежали два др.-рим. корабля эпохи Империи (предположительно построенные при Калигуле); в 1930-1931 они были извлечены после искусств, осушения водоема, однако погибли во время второй мировой войны, в 1944.

НЕНИЯ

НЕНИЯ - в раннем рим. фольклоре - песнь, восхваляющая и оплакивающая покойника. Исполнялась под звуки флейты первоначально родственниками, затем специально нанятыми плакальщицами перед склепом и при погребении. Была отвергнута поздним лит. вкусом.

НЕОАТТИЦИЗМ

НЕОАТТИЦИЗМ - эклектич. течение в искусстве, сочетавшее в себе элементы архаики, классики и, в меньшей степени, эллинизма; возникло в сер. 2 в до н. э. и существовало до сер. императорского периода (2 в. н. э.). Первоначальное развитие Н. получил в художеств, мастерских Аттики, где высоко стояло подражательное, компилятивное, сильно эстетизированное искусство, которое удовлетворяло классически-анти-кизирующему вкусу, начавшему распространяться уже в поздний республиканский период и особенно развившемуся в эпоху Римской империи. В 80-е 1 в. до н. э. мн. художники неоаттич. направления начинают переселяться в Италию.

НЕОБХОДИМОЕ

НЕОБХОДИМОЕ - по Аристотелю, в онтологии, плане область действительности, не подверж. изменению со стороны человека. Постижение Н. осуществляется как чисто познавательная, теоретич. деятельность (в физике, математике, теологии). В противоположность возможному, которое подвластно воздействию человека, Н. не может стать предметом искусства. В эстетич. плане, согласно «Поэтике» Аристотеля, Н. является мерой внутр. единства поэтич. произведения, а также, наряду с вероятным, руководящим принципом построения действия и характеров действующих лиц.

НЕОГУМАНИЗМ

НЕОГУМАНИЗМ - прогрессивное течение в нем. педагогике 18-19 вв., находившееся в русле общего процесса эмансипации буржуазии и ставившее своей целью проведение школьной реформы, ориентированной на др.-греч. воспитательный идеал (гармонич. всестороннее развитие личности) и сильно идеализированное понятие политич. равноправия (по образцу античной демократии). Такая программа была направлена на воспитание граждан абсолютистского общества в духе свободы и самоопределения. Педагогика неогуманистов, элитарная по существу, сосредоточивается не на предметном (спец.) образовании, а на всестороннем формировании личности (характера). Если старшее поколение неогуманистов (Геснер, Эрнести, Гейне) видело в преподавании естеств. наук, нем. и др. яз. средство развития умств. способностей в учениках, то для младших неогуманистов (Вольф, Гумбольдт) занятия др. яз. и античной литературой - не только наилучшее и универсальное средство, но и самоцель; тем самым недооценивалось значение естественнонаучных дисциплин. В области искусства и литературы Н. содействовал расширению античных влияний; в науке - развитию истории и возникновению классич. филологии как самостоятельной дисциплины.

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

НЕОПИФАГОРЕИЗМ - философско-религиозное течение 2-й пол. 1 в. до н. э. - 3 в. н. э., соединившее в себе этич. и догматич. принципы др. пифагорейства с платонизмом и некоторыми элементами учения Стой и аристотелизма. Подготовил почву для неоплатонизма. В Н. отразилось стремление позднеантичного человека к мистицизму древности, в котором он находил для себя опору. Единой философской доктрины Н. не выработал. Монистич. картина мира в духе стоицизма сосуществовала с дуалистич., свойств, платонизму. Божество мыслилось как умонепостигаемое единое. Чистая нравств. жизнь (вплоть до аскезы) служит, по представлению неопифагорейцев, залогом познания истины. В астрологич. и магич. практике Н. ощутимы следы восточных влияний. Странствующие проповедники Н. имели репутацию чудотворцев (Аполлоний Тианский).

НЕОПЛАТОНИЗМ

НЕОПЛАТОНИЗМ - религиозно-философское направление, возникшее в 3 в. н. э. и сохранившее влияние до 18 в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключительный период античной философии. Основу его составило учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагорейства. Н. содействовал общему процессу ремифологизации, захватившему рим. философию, направляя его в русло объективного идеализма. На начальной стадии Н. резко противопоставлял себя христианству и, в меньшей степени, гностицизму. Различаются три осн. направления позднеантичного Н. 1. Направление, восходящее к Плотину (203-269), - трансцендентально-идеалистич., с иерархизированной, в основе дуалистич. картиной мира, в которой материи отводится низшее место. Культивирует мистич. практику. 2. Линия, идущая от Прокла (412-485). Для нее характерно тяготение к пантеизму, склонность к конкретно-научным рассуждениям. 3. Александрийский Н., генетически связанный с «прокловой» линией. Оформился в сочинениях Аммония Гермея (кон. 5 - нач. 6 в. н. э.), пытавшегося синтезировать учения Платона и Аристотеля в единое целое, открывшего Н. для естественнонаучных и логич. спекуляций и приблизившею его к христианству. В пафистике благодаря Августину и Псевдо-Дионисию Ареопагиту произошло частичное слияние христианской теологии с Н. Характерные черты Н.: трансцендентное восприятие бога как высшего существа, не сводимого ни к чему земному (апофатич., или негативное, богословие); отождествление мышления и существования как эманации «единого»; одухотворение всего психического; отождествление познания бога с самопознанием; высокая оценка человеч. индивидуальности; представление о красоте и гармонии как о выражении божеств, происхождения мира. Влияние Н. обнаруживается в интеллектуализме Фомы Аквинского, в Ср.-век. мистике, в учении Кеплера о гармонии мира.

НЕОПТОЛЕМ

НЕОПТОЛЕМ - или Пирр, сын Ахилла. Был взят Одиссеем на осаду Трои, т. к., согласно предсказанию оракула, без него Троя не могла быть завоевана. Н. убил старого Приама и увел в рабство Андромаху. Над могилой своего отца заколол дочь Приама Поликсену. Убийство Н. было подстроено в Дельфах Орестом, бывшим женихом его жены Гермионы.

НЕОТЕРИКИ

НЕОТЕРИКИ (греч. neoteroi - новые), кружок рим. поэтов сер. 1 в. до н. э., представителей правящих слоев, которые культивировали малые лит. формы (эпиграмму, элегию, эпиллий), сознательно противопоставив их эпосу и драме. Н. брали за образец греч., главным образом александрийскую поэзию. Помимо стихотворений «на случай», ими созданы мн. произведения, отмеч. ученостью и изысканным совершенством формы. Значение Н. для развития рим. литературы состоит в том, что они первыми из римлян утвердили подход к литературе как к искусству, нашли поэтич. форму для выражения интимных переживаний. Совершенно владея языком и поэтич. техникой, они установили высокие критерии в поэзии. Среди других к этой школе принадлежали Публий Валерий Катон, Гай Лициний Кальв, Гай Гельвий Цинна и - наиболее известный - Гай Валерий Катулл.

НЕПОТ

НЕПОТ - Корнелий, индивидуальное имя не сохранилось (род. ок. 100 до н. э., Сев. Италия (возможно, Тицин, совр. Павия), ум. после 32 до н. э.), рим. писатель; социальное происхождение неизвестно. Друг Катулла, Цицерона, Аттика, Н. обладал авторитетом в правящих кругах Рима. Его осн. труд «О знаменитых людях» («De illustrious viris»), содержащий не менее 16 книг, представлял собой сборник биографий, разбитых на 8 групп, в каждой из которых вслед за книгой, посвящ. неримлянам (чаще всего грекам), следует книга о римлянах. Из этого сочинения сохранилась книга «О выдающихся полководцах иноземных народов» («De excellentibus ducibus exterarum gentium»), содержащая 22 биографии (Мильтиада, Фемистокла, Алкивиада, Ганнибала и пр.). Из книги «О латинских историках» («De Latinis historicis») до нас дошли биографии Катона Старшего и Аттика (наиболее значительные из трудов Н.). Историч. сведения, приводимые Н., зачастую неточны или ошибочны. Благодаря ясности изложения и простоте языка сочинения Н. приобрели популярность и издавна используются при изучении латыни. «Хроника» («Chronica») и сборник коротких историй «Примеры» («Exempla») не сохранились.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ (sakrosanktus от лат. sacrum - религиозный акт, клятва; sanctus-неприкосновенный). Торжеств, клятва плебеев в том, чго смертной казнью будет караться любое нападение на народных трибунов, гарантировала последним Н. на весь период отправления ими своих обязанностей. В 492 до н. э. Н. народных трибунов была подтверждена спец. законом. Н. обладали также послы. Во времена Империи пожизн. tribunicia potestas-трибунская власть, благодаря которой император становился неприкоснов., являлась существ, основой eго власти.

НЕПТУН

НЕПТУН - в рим. мифологии бог морей и потоков. Был отождествлен с греч. богом Посейдоном, что привело к утрате первоначального облика Н. Нептуналии, праздник Н., во время которого строились хижины из листьев, справлялся 23 июля. В послеантичной традиции имена Н. и Посейдона употреблялись как синонимы.

НЕРВА

НЕРВА - Марк Кокцей (8. 11. 30-27. 01. 98), рим. император с 18. 09. 96. Происходил из сенаторского рода из Умбрии. В 71 и 90 был консулом, после убийства Домициана провозглашен. императором. Н. правил, согласовывая свои действия с сенатом, который он восстановил в правах. С помощью экономии была приведена в порядок государств, казна, осуществлялась раздача земли безземельным гражданам, был учрежден т. н. алиментационный фонд для нищих детей. В 97 под нажимом военных Н. усыновил Траяна, сделав его соправителем и наследником трона.

НЕРВИИ

НЕРВИИ - воинств, герм, племя, обитавшее между реками Сабис (Самбр) и Скальд (Шельда). В 57 до н. э. было разбито Цезарем, в 54-53 почти полностью им уничтожено.

НЕРЕИДЫ

НЕРЕИДЫ - в греч. мифологии мор. нимфы, 50 дочерей мор. бога Нерея и Дориды. Особо почитались среди моряков. Наиболее известны Амфитрита, супруга Посейдона, Галатея и Фетида, мать Ахилла. Среди изображений Н. в греч. искусстве следует прежде всего назвать мноючисл. фигуры на вазах и статуи «Памятника нереид» в ликийском г. Ксанф (кон. 5 в. до н. э.). Эти изысканно выполн. стагуи находятся сейчас в Британском музее, прежде они стояли между колоннами на постаменте храма.

Нереиды

рис. Памятик нереид в Ксанфе (реконструкция).

НЕРЕЙ

НЕРЕЙ (лат. Nereus), в греч. мифологии мор. божество, старик кроткого нрава, сын Понта и Геи. От своей супруги Дориды имел 50 дочерей - нереид. Обладал даром прорицания и перевоплощения.

НЕРОН

НЕРОН - Клавдий Друз Германик Цезарь (15. 12. 37-9. 06. 68), рим. император с 13. 10. 54. Сын сенатора Гнея Домиция Агенобарба и Агриппины (2), получил при рождении имя Луций Домиций Агенобарб. В 50 был усыновлен Клавдием, на дочери которого Октавии женился в 53. После отравления Клавдия Агриппиной с помощью преторианцев взошел на императорский трон. До 62 юный император оставался под влиянием начальника преторианцев Бурра и своего бывшего наставника Сенеки (2), ориентировавших его на сближение с сенатом. В этот период были преобразованы финансовая система и судопроизводство, увеличилось число рим. колоний. Внутрисемейная борьба за власть привела к гибели Британика, сводного брата Н. (55), и одержимой тщеславием Афиппины, матери императора (59). После смерти Бурра Н. фактически отстранился от управления государством. С назначением нового начальника гвардии Софопия Тигеллина (62) начинается период деспотич. произвола. Чтобы жениться на Поппее Сабине, П. отправил в ссылку, а затем велел умертвить Октавию. В это же время с целью конфискации имущества богатых сенаторов были возобновлены судебные преследования «за оскорбление величества». Всевозможные постройки и игры поглощали огромные средства. Раскрытый в 65 заговор Пизона был выражением протеста, прежде всего сенаторскою сословия, против «эллинистич.» управления Империей. Сенека, Лукан, Пегроний по приказу Н. покончили самоубийством. Летом 64 разразился сильнейший пожар Рима, уничтоживший 10 из 14 районов города. Чтобы отклонить от себя возникшее подозрение в поджоге (впрочем, недостаточно обоснованное), Н. обвинил в нем евреев и христиан (первое юнение христиан). При новой широкой застройке города отромные средства были затрачены на расширение императорского дворца «Золотой дом». С 64 Н. публично выступает как певец, актер и возница на арене цирка. Его аргистич. дилетантизм достиг расцвета во время поездки по Греции в 6& 68, когда он заставил чествовать себя как победителя неск. артистич. состязаний. Поход против парфян Гнея Домиция Корбулона в 58 - 63 утвердил рим. господство в Армении, царя которой Н. короновал в Риме в 66. В 61 было подавлено восстание Боудикки в Британии, однако вспыхнувшее в 66 восстание в Иудее продолжалось и после смерти Н. Все возрастающее недовольство императорской зластью привело к восстанию Гая Юлия Виндекса в Галлии и Гальбы в Испании. Измена преторианской гвардии и осуждение сената вынудили Н. покончить с собой в загородной вилле вблизи Рима. Со смертью Н. кончается правление династии Юлиев - Клавдиев. Традиция, идущая из сенаторских кругов, рисует его как тирана, наделяя чертами преувелич., легендарной жестокости (Тацит, Светоний, Кассий Дион). Вместе с тем в народной среде этот образ мог быть любим, в истории трижды зафиксировано появление Лже-Нерона. Христиане видели в нем своего первого гонителя, иногда - антихриста (Лактанций). Биография Светония, несколько трагедий в 19 в., оперы Монтеверди (1642), Генделя (1709), Рубинштейна (1879) и другие.

НЕСИОТ

НЕСИОТ (Nesiotes), греч. скульптор 1-й пол. 5 в. до н. э., вместе с Критием создал для Афин скульптурную группу «Тираноубийцы» для замены более раннего одноим. памятника Антенора, похищ. персами.

НЕСС

НЕСС (лат. Nessus), кентавр; пытался овладеть супругой Геракла Деянирой, за что Геракл убил его стрелой, отравл. желчью лернейской гидры. Умирая, Н. решил отомстить Гераклу и посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она будто бы поможет вернуть любовь Геракла. Позднее Деянира, узнав, что Геракл собирается жениться на Иоле, применила это средство, подарив супругу хитон, пропитанный отравл. кровью Н., что привело к гибели Геракла.

НЕСТОР

НЕСТОР - в греч. мифологии сын Нелея. Воспитывался в Герении, поэтому единств, из сыновей своего отца избежал гибели в войне Геракла с Нелеем. Н. был старейшим среди греч. героев, осаждавших Трою. Снискал себе славу красноречием и мудростью, черпаемой из долгого, богатого жизн. опыта. После покорения Трои невредимым вернулся в Пилос. В наше время именем Н. уважительно называют старейшего ученого в к.-л. области науки.

НЕСТОРИЙ

НЕСТОРИЙ (Nestorios), после 381 - после 451 (Египет), по происхождению перс, с 428 константинопольский патриарх. В 431 по настоянию Кирилла Александрийского, противника Н. в области церковной политики, был лишен сана и в 439 сослан в Оазис. Выдвигал в качестве догмата определение Марии как родительницы Христа, а не как Богоматери. Ввиду того что Н. возглавлял крупнейшее еретич. течение, от его сочинений сохранились лишь отдельные фрагменты. Сподвижники Н. переселились в Персию и в 484 отделились от осн. церкви. Секта несториан существует поныне.

НЕФЕЛА

НЕФЕЛА (греч. Nephele - облако), жена мифич. царя Фив Атаманта; ее детей Фрикса и Геллу хотела погубить их мачеха Ино, но Н. дала им златорунного барана, на котором они бежали.

НЕФТЬ

НЕФТЬ - В древности полутяжелые и тяжелые сорта Н. применялись крайне редко, легкие сорта почти совсем не использовались. Понятию «Н.» соответствуют назв.: аккад. nepht и napht, греч. naphta, лат. bitumen liquidum; понятию «асфальт»: аккад. iddu, ittu, amaru, евр. zephet, hamar, греч. malta, asphaltos, лат. bitumen, lapis, bitumnis, maltha. Согласно дошедшим до нас сведениям, возможности добычи и применения Н. были огранич. В греко-рим. античности увеличение производства смолы и дегтя осуществлялось за счет переработки дерева. Н. спорадически добывалась и использовалась лишь в вост. пров. Наиболее значительные месторождения Н. находились в Мертвом м., на С. - В. Ирана, в Месопотамии (особенно в устье Евфрата), Ассирии, долине Тигра, на юж. побережье Черного м., в Киликии, Эфиопии, долине Инда. Месторождения Карфагена, Закинфа, Акраганта, Эпидамна, Македонии, Фракии и Иллирии играли несуществ, роль. Н. стала заменять оливковое масло в светильниках в Вавилоне, ее называли сицилийским маслом. Иногда она использовалась для центрального отопления и для подогрева воды для терм. Асфальт и битум (продукты Н.) находили применение в дорожном строительстве (Вавилон, Ашшур, Помпеи), а также при сооружении больших бассейнов для хранения запасов воды в Уре, Вавилоне, Ашшуре, Ниппуре, в долине Инда. Известна большая клоака, построенная в Вавилоне Навуходоносором II, в которой для изоляции русла канала использовался асфальт. Асфальт применялся для уплотнения купален в домах, для обмазки стен и плоских крыш, для обеспечения герметичности кораблей. Известно применение Н. также в военной технике (в битве при Платеях и при осаде Делиона использовался асфальтобитум). В сельском хозяйстве деревья обмазывались асфальтом, с восковыми добавками асфальт применяли для пчелиных сот и в качестве дополнения к сере для окуривания деревьев и кустарников в борьбе с вредителями. Наконец, Н. и продукты из Н. находили применение и в медицине, в искусстве магии, при мумифицировании в Египте и для «вечных огней» в Пер. Азии. Н. транспортировали на кораблях нередко на большие расстояния. Известны надписи, содержащие предписания для мор. транспортировки Н. В областях, богатых Н. и битумом, происходили военные стычки, например в районе добычи битума в Мертвом м.

НЕХЕПСО И ПЕТОСИРИС

НЕХЕПСО И ПЕТОСИРИС - вымышл. авторы (первый считался фараоном, второй - жрецом) учебной книги по астрологии, составл. в эллинистич. Египте ок. 150 до н. э. и оказавшей большое влияние на последующую практику и теорию астрологии. НЕХО, егип. фараон, правивший с 610 по 595 до н. э; в 605 потерпел поражение от Навуходоносора II при Каркемише. Позднее им был построен канал, соединяющий Нил с Красным м. По поручению Н. была снаряжена финик, экспедиция парусных судов вокруг Африки.

НИБУР

НИБУР - Бартольд Георг (1776-1831), историк, по национальности датчанин, с 1806 - государств, деятель Пруссии либерального направления. В 1811-1832 вышел труд Н. «Римская история», основой для которого послужили курсы лекций по истории др. мира, читанные им в Берлине (с 1811) и в Бонне (с 1823). В центре внимания Н. рим. крестьянская община раннего периода. Выбору подобного угла зрения способствовали, в частности, основательные знания Н. в области сельского хозяйства, знакомство с планами аграрной реформы Штейна-Гарденберга, собств. филологич. изыскания в бытность его прусским посланником при папском дворе (1816-1823). В методологии Н. явился основателем критико-филологич. подхода к историч. исследованию, существ, часть которого состоит в разыскании и расшифровке неизвестных прежде античных текстов. В качестве члена Прусской Академии наук Н. выступил инициатором издания «Корпуса греческих надписей» («Corpus Inscriptionum Graecarum»).

НИДА

НИДА - рим. лагерь недалеко от совр. Франкфурта-на-Майне (район Хеддернхейм). Сохранились следы восьми укреплений, построенных в 83 -88 н. э. и оставл. римлянами после 125; в Н. существовали храмы богов, посвящ. воинским частям.

НИЕЛЛО

НИЕЛЛО (итал. niello, лат. nigellus - черноватый), техника обработки металла, известная грекам начиная с микенского периода. Состоит в том, что изображение, выгравированное на пластине из светлого металла (серебра, золота, бронзы, латуни), покрывается порошком сернистого серебра с добавкой олова и буры, затем пластина обжигается на огне, отчего расплавл. масса заполняет штрихи, шлифовка окончательно выявляет изображение. Сохранились изделия этого искусства из галльской и исп. пров. Рима; в Испании технику Н. усовершенствовали вестготы и арабы.

НИКА

НИКА - 1. Нике, (греч. победа), греч. богиня, олицетворение победы. Согласно Гесиоду, дочь Палланта и Стикс. Изображалась, как правило, с крыльями и победным венком. Начиная с эллинизма часто чеканились монеты с ее изображением. К наиболее известным скульптурным воплощениям Н. принадлежит позднеклассич. статуя из Олимпии работы Пеония (5 в. до н. э.) и «Н. Самофракийская» (кон. 6 в. до н. э.) (Лувр). Позднее возник обычай украшать победно летящей фигурой Н. нос корабля. Рим. статуи Виктории, типологически примыкающие к греч. образцам, стоят у истока традиции, продолж. в новое время. Один из примеров - статуя Свободы в Нью-Йорке (Бартольди).

2. (греч. nika! цирковой клич «побеждай!»), народное восстание в Константинополе в 532, организованное цирковыми партиями венетов («голубых») и прасинов («зеиеных»), направл. против применения влас 1 ей и захватнич. политики Юстиниана. Жестоко подавлено полководцем Юстиниана Велизарием.

Ника

рис. Ника Самофракийская (римская копия с эллинистического оригинала).

НИКАНДР

НИКАНДР - из Колофона (греч. Nikandros, лат. Nicandcr), 3 2 в. до н. э., эллинистич. поэт. Сохранились две дидакшч. поэмы, написанные гекзаметром «Тпепака» о противоядиях от укусов змей, скорпионов и пауков и «'Alexipharmaka,, о противоядиях oт отравл. пищи. От других ею сочинений (среди которых «Геортики» и «Метаморфозы») остались только фрагменты.

НИКАНОР

НИКАНОР - из Стагиры, зять Аристотеля. В 324 до н. э. им был оглашен декрет Александра Македонскою о возвращении в Грецию изгнанников. В 319 Н. был назначен командиром одного из гарнизонов Кассандра (в Мунихии), в 318 разбил флот Клита. Казнен Кассандром по обвинению в измене в 315.

НИКЕЯ

НИКЕЯ (греч. Nikaia, лат. Nicaea), город в Вифинии, 1 де состоялся 1-й Вселенский собор, осудивший арианство, и 7-й Вселенский собор (787), на котором было вновь установлено иконопочитание (кон. первой фазы иконоборч. движения). После завоевания Консшшинополя крестоносцами Н. в 1204-1261 вновь возвысилась, теперь как столица Никейской империи.

НИКИЙ

НИКИЙ - 1. (До 469 413 до н. э.), афинский политич. деятель и военачальник, арендатор Лаврийских серебряных рудников. После смерти Перикла возглавил умеренно-консервативное крыло афинской демократии. Противниками Н. выступали Клеон и Алкивиад. С 428 в должности стратега боролся за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой на приемлемых условиях. После смерти Клеона добился этой цели, заключив т. н. Никиев мир (421). Несмотря на свое нежелание, был избран командующим афинской мор. экспедицией на Сицилию. При осаде Сиракуз афинская армия потерпела поражение, чему виной, в частности, была пассивность Н. как военачальника. Взятый в плен вместе с остатками своею войска, Н. был казнен сиракузянами.

2. Афинский художник 4 в. до н. э., раскрашивал скульптуры Праксителя, отдававшего ему предпочтение перед другими мастерами. Гипотеза, отождествляющая письменно засвидетельствованные картины Н. «Ио» и «Андромеда» со стенными росписями в Помиеях на эти же сюжеты, остается недоказанной.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV