Словарь античности
Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛИ"-"АМФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛИ"-"АМФ")

АЛИМЕНТЫ

АЛИМЕНТЫ (лат. alimenta - пища, содержание). В Др. Греции и Риме изначально существовала лишь моральная ответственность отца за своего ребенка. Позднее была установлена обязанность детей содержать родителей в старости или в случае болезни. В Риме постеп. уменьшение неогранич. власти отца над членами семьи привело в нач. эпохи Империи к законодательному закреплению обязательного содержания: 1) одних родственников другими согласно законным бракам или кровному родству и 2) внебрачными детьми матери и ее родителей. Уже у греков существовало государств, обеспечение пожилых и неработоспособных граждан и детей-сирот. В Риме, кроме разовых раздач хлеба, устраивались спец., находившиеся в ведении государства фонды, проценты с которых шли на содержание нуждающихся детей. Впервые они были созданы при Нерве (96 - 98) и получили дальнейшее развитие в периоды правления его преемников.

АЛКАМЕН

АЛКАМЕН - скульптор и мастер бронзового литья сер. и кон. классич. периода (2-я пол. 5 в. до н. э.). А. был в Афинах учеником и соперником Фидия. Создал множество статуй богов. Сохранились (различающиеся между собой) копии статуи Гермеса Пропилейского, выполн. в форме герм с надписью. Большой славой пользовалась статуя А. «Афродита в садах», за которую одно время принимали статую «Венера родоначальница» («Venus Genetrix»).

АЛКВИН

АЛКВИН - или Алкуин (730 - 804), ученый англосаксонского происхождения. С 793 находился при дворе Карла Великого, был главой придворной школы, просвещ. другом и советником Карла; основал знаменитую школу письменности в Туре (каролингские минускулы). А. - автор соверш. по своей форме метрич. стихов (подражание античным поэтам). Оставшиеся после него многочисл. письма имеют большую культурно-историч. ценность. Своим вкладом в распространение и популяризацию античного искусства и науки А. заложил основу т. н. каролингского Возрождения.

АЛКЕЕВА СТРОФА

АЛКЕЕВА СТРОФА - названная по имени греч. поэта Алкея строфа, состоящая из четырех стихов, из которых первые два состоят из одиннадцати слогов, третий - из девяти и четвертый - из десяти слогов. Имеет форму:

Алкеева строфа

(например, Гораций, стих J, 16, 1 и сл.: О matre pulcra filia pulcrior, // quem criminosis cumque voles modum // pones lambis, sive flamma // sive mari libet Hadriano). Была введена Горацием в рим. стихосложение. В Германии ее применяли в осн. Клопшток и Гёльдерлин.

АЛКЕЙ

АЛКЕЙ (лат. Alcaeus) (ок. 600 до н. э.), греч. лирик из Митилены на о. Лесбос. Выходец из др. аристократич. рода. Участвовал в борьбе политич. группировок, поддерживал притязания аристократич. олигархии на власть и противоборство ее с претендующим на право участия в государств, жизни народом, поддерживаемым тиранами. По этой причине А. был изгнан из Греции и попал в Египет, позднее тиран Питтак дал А. право вернуться на родину. А. писал свои произведения на эолийск. диалекте о. Лесбос, вместе с Сапфо был представителем юлийск. мелоса (лирич. песни). Социальные и полигич. события тою времени часто были темами его творчества. А. страстно воспевал присущие аристократич. сословию социальные и этич. взгляды (претензия на господство, аристократич. гордость, радость по случаю смерти тирана Мирсила). К поэтич. творениям А. принадлежат также бравурные военные песни (стасиотика), застольные песни (сколия) для аристократич. пиршеств мужчин, любовные песни, в г. ч. и на мифологич. сюжеты, песни о тяютах изгнания и гимны в честь ботов. Сохранились частично, но продолжают пополняться за счет новых находок папирусов эпохи Империи. А. использовал различные стихотворные размеры, чаще всего названную его именем алкееву строфу. В античные времена А. пользовался большой известностью (изображения на вазах). Для творчества Анакреонта, Феокрита и Горация характерно подражание А.

АЛКЕСТИДА

АЛКЕСТИДА (лат. Alcestis), жена мифич. царя г. Фер (в Фессалии) Адмета, добровольно отдавшая жизнь ради спасения мужа от гибели. Геракл, восхищ. ее любовью к Адмету и супружеской верностью, вырвал А. из рук Танагоса (смерти) и возвратил А. семье. На этот сюжет драмы Еврипида, Г. Сакса, Виланда, Альфьери, Гофмансталя и Т. Вильдера; оратория Генделя, оперы Люлли и Глюка.

АЛКИВИАД

АЛКИВИАД (ок. 450 - ок. 404 до н. э.), афин. государств, деятель и полководец, выросший в доме своего дяди Перикла. Несмотря на то, что Сократ одно время занимался его воспитанием. А. был самонадеян и властолюбив. После смерти Клеона в 422 встал во главе радикальных демократов и проводил политику изоляции Спарты. В 416 А. подчинил Афинам нейтральный до тою времени Мелос. В 415 А. настаивал на походе в Сицилию и стал одним из его полководцев. Спасаясь от обвинения, выдвинутого на суде против него по поводу опрокинутых герм, А. бежал в Спарту. Спартанцы получили от А. ряд ценных советов и рекомендаций, которые сыграли решающую роль в их борьбе против Афин: оказать поддержку Сиракузам и занять Декелею для создания постоянной угрозы Афинам. На своей родине А. как изменник был заочно прит оворен к смерти. В 412 он играл посреднич. роль при союзе между спартанцами и перс, сатрапом Тиссаферном, а также способствовал выходу мн. малоазийских городов из Афинского союза. Однако олшархи, достшшие при содействии А. власти в Афинах, не признавали его. После олигархич. переворота в Афинах в 411 оставшийся верным демократич. партии флот выбрал А. своим предводителем. После одержанных побед при Кизике в 410 и взятии Византия А. был с восгорюм встречен в 408 - 407 в Афинах и избран гегемоном. В 407, после поражения при Нотии, А. был отстранен от власти и добровольно удалился в свои фракийские владения. В 404 А., спасаясь от спартанцев, бежал к Фарнабазу, который по совету Лисандра приказал убить ею. Бурная жизнь А. часто служила темой лит. произведений, в том числе драмы «Тимон Афинский» Шекспира.

АЛКИНОЙ

АЛКИНОЙ (лат. Alcinous), миф. царь феаков на о. Схерия, муж Ареты, отец Навсикаи. А. радушно встретил выброш. при кораблекрушении на его остров Одиссея, который рассказал ему о своих приключениях. А. приказал доставить Одиссея на одном из феакских кораблей на родину. На о. Корфу, который позднее считали родиной феаков, существовал культ А.

АЛКИОНА

АЛКИОНА - Галкиона, в греч. мифологии дочь Эола, супруга царя Кеика. А. и ее муж были превращены в зимородков, т. к. Кеик утонул, а А. от горя бросилась за ним в море. В брачный период зимородков, падающий на зиму, в течение примерно двух недель стоит тихая погода. Этот период времени греки называли «алкионины дни», т. е. дни счастливого покоя Имена А. и Кеика за супружескую верность стали нарицательными.

АЛКИФРОН

АЛКИФРОН - греч. писатель и ритор 2 в. н. э.; написал сборник писем рыбаков, крестьян, жуиров и гетер авторов и адресатов, которых он, восхищ. прежним расцветом Афин, перенес в 4 в. до н. э. и использовал для их характеристики типы новой аттич. комедии.

АЛКМАН

АЛКМАН (лат. Alcman), греч. (вероятно, ионич.) лирик из Сард, живший во 2-й пол. 7 в. до н. э. Считался сыном раба. Был первым известным хормейстером в Спарте, которая в то время была еще открыта для культурного влияния извне. Он сочинял на дорийск. диалекте парфении и культовые поэтич. произведения. А. разучивал их с хором девушек, исполнялись они в сопровождении музыки и танцев во время праздников, посвящ. богам. Наряду с фрагментами других поэтич. произведений А., в которых он применял различные размеры строф, сохранилась большая часть его парфения (девичьей песни) богине Ортии.

АЛКМЕНА

АЛКМЕНА (лат. Alcmena), в греч. мифологии дочь Электриона, жена Амфитриона

АЛКМЕОН

АЛКМЕОН - в греч. мифологии сын Амфиарая и Эрифилы. Убил продажную и вероломную мать, отомстив за ее причастность к тибели отца; подвергся в связи с этим преследованиям эриний.

АЛКМЕОНИДЫ

АЛКМЕОНИДЫ - один из ведущих аттич. аристократич. родов, считавший свою родословную от Алкмеона. К роду А. принадлежал архонт Мегакл, приказавший истребить сторонников Килона. За это весь род А. был проклят и изгнан из Афин. При Солоне им было разрешено вернуться, однако при Писистрате их вновь изгнали. А. принимали участие в восстановлении храма Аполлона в Дельфах В 510 до н. э. при Кписфене А. разрешили вернуться в Афины. Из рода А. происходили матери Перикла и Алкивиада.

АЛЛЕГОРЕЗА

АЛЛЕГОРЕЗА (греч.), толкование залож. в произведении мнимого или действительно скрытого смысла. А. возникла как гомеровская А. (например, физич. отождествление Гомером Ахилла с Солнцем и Елены с Землей и т. д.) в 6 в. до н. э. и была связана с попыткой греч. философов привести культурное наследие прошлого в соответствие с новыми представлениями. Позднее обьектом христианской А. стали в особенности произведения Вергилия (толкование четвертой эклоги в качестве прорицания рождения Христа и т. д.). Вплоть до 16 - 17 вв. аллегорич. толкование составляло часть интерпретаций библейских текстов.

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (греч allegorein - говорить иначе), термин в теории риторики для обозначения пространного, развернутого сравнения. Образное представление абстрактных понятий и взаимоотношения вещей появилось в изобразительном искусстве (Апеллес) и в литературе со времени Гомера (Гесиод, Архилох, Алекей); особенно часто А. встречается у рим. поэтов Вергилия, Горация и Овидия. Первым полностью аллегорич. произведением является «Психомахия» («Psychomachie») Пруденция, заимствования из которой были широко распространены в средние века.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

АЛЛИТЕРАЦИЯ - созвучие двух или неск. слов, идущих друг за другом, по их начальным слогам. В античности, как правило, аллитерировались одинаковые согласные, реже - гласные. В поэзии и прозе (особенно риторически окраш.) этот прием использовался в качестве художеств, средства для выделения психологически важных мест и придания речи особой звуковой выразительности. Впервые А. встречается у Гомера, в др.-лат. поэзии - начиная с Невия («Magnae metus tumultus pectora possidit»).

АЛЛИЯ

АЛЛИЯ - небольшая река, правый приток Тибра, впадающая в него в 15 км севернее Рима. Здесь 18. 07. 387 до н. э. рим. войска потерпели поражение от кельтов во главе с Бренном. С тех пор этот день у римлян считался «черным днем» (dies ater).

АЛЛОБРОГИ

АЛЛОБРОГИ - кельт, народ, живший между Изерой и Роной. Гл. городом А. была Виенна. В 121 до н. э. А. были завоеваны римлянами, а их терр. включена в состав пров. Нарбоннская Галлия.

АЛМАГЕСТ

АЛМАГЕСТ - назв. араб, перевода (ок. 800) гл. астрономич. труда Птолемея, образованное от греч. оригинального назв. «Не megale syntaxis» («Большое сопоставление»).

АЛМАЗ

АЛМАЗ (греч. adamas - непреодолимый). Самым твердым веществом в древности считался инд. А. Достоверных сведений о бриллиантах (обработанных А.) в сохранившихся др. кольцах нет. Возможно, блеск достигался с помощью его шлифовки алмазным порошком. В пользу такой догадки говорит положение А. на вершине шкалы ценностей в античности.

АЛОАДЫ

АЛОАДЫ - в греч. мифологии - От и Эфиальт, двое сыновей Алоэя и Ифимедеи. Обладавшие необыкнов. силой, они девятилетними пытаясь взобраться на небо, замыслили взгромоздить на Олимп гору Оссу, а на нее - Пелион. За это Аполлон убил их. А. считали также творцами добра и носителями культуры, путая их с титанами и гигантами.

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ (греч. bomos, лат. altaria - возвышение, место жертвоприношений), природное или искусственно сделанное возвышение для жертвоприношения умершим, героям или богам; жертв, дар ставился, высыпался, выливался или сжигался. Существуют различные художественно исполн. А.: от простых сооружений из камней или земляных насыпей до А. из мрамора с архитектурными украшениями (например, Пергамский А.). А. мог устраиваться вне храма, но чаще всего находился внутри. А. существовали также в частных домах и обществ, зданиях. Традиция античной алтарной архитектуры нашла продолжение в раннехристианском жертв, столе (лат. mensa), предназначавшемся для евхаристии.

АЛТАРЬ МИРА АВГУСТА

АЛТАРЬ МИРА АВГУСТА (лат. Ага Pads Augustae). Решение о строительстве алтаря было принято сенатом в 13 до н. э. после победоносного возвращения Августа из Галлии и Испании. 30. 01. 9 до н. э. состоялось торжеств, освящение алтаря, построенного на Марсовом поле в Риме. Алтарь, восстановл. в 1938 на основании сохранившихся оригинальных фрагментов и копий, окружает стена, на внешней стороне которой над фризом с искусно выполн. орнаментом в виде вьющихся растений расположены рельефные изображения на мифологии, сюжеты (рельеф Теллуры), а также изображение процессии в связи с закладкой фундамента алтаря, состоявшейся 4. 07. 13 до н. э. Внутр. сторону стены украшает богатый гирляндовый фриз. Рельефные изображения этого др. памятника являются важными свидетельствами искусства эпохи Августа.

Алтарь Мира Августа

рис. Алтарь Мира Августа

АЛФАВИТ

АЛФАВИТ (от Aleph и Beth - двух первых букв финикийск. А.), совокупность букв к.-л. языка. Впервые А. возник в Сирии, месте пересечения культурных влияний Египта, Месопотамии и М. Азии. В Угарше принцип А. нашел свое воплощение в клинописи (14 в. до н. э.). В основе финикийск. алфавитных букв лежали егип. иероглифы. Др. образцы финикийск. алфавитного письма относятся к 12 в. до н. э. (двадцатидвухбуквенное, обозначающее только согласные). Это письмо было заимствовано арамейцами, которые использовали некоторые родств. им буквы, обозначавшие согласные, для написания гласных звуков (например, Wаля U). В 9 в. до н. э. с этим А., очевидно, познакомились греки благодаря торг овому сообщению с финикийцами. Они заимствовали его и создали, преобразовав и дополнив букв, знаки, основу всех европ. А. Те буквы, которые не имели в греч. яз. фонетич. эквивалента, использовались для обозначения гласных звуков. Вследствие того что эти буквы были оставлены в А. на своих порядковых местах, образовалось своеобразное распределение гласных внутри А., которое наблюдается до сих пор. Дополнительно были введены знаки Phi, Chi, Xi, Psi и Omega, которых в финик. А. не было. В 403 до н. э. в Афинах был официально принят ионич. А. из 24 букв. Лат. алфавит происходит от этрусск. или зап.-греч. (южнойтал.) А Буква С использовалась первоначально для обозначения к и G. В дальнейшем произошла дифференциация С и G путем добавления к С поперечной черточки (отсюда C. - Gaius). Реформой, провед. в 4 в. до н. э., рим. А. был сокращен до 21 буквы, которые сокращенно именовались АЬесе. В этой форме А. с незначительными изменениями распространился по всей Зап. Европе. Упрощение письма при помощи А. воспринималось как чудо, поэтому А. играл большую роль в магии и мистике позднеантичного периода также и из-за того, что отдельные буквы могли обозначать и числовые знаки. Германцами лат. А. был заимствован одними из последних. Навыки чтения и письма получили распространение лишь под влиянием Ср.-век. монастырских школ.

Алфавит

рис. Развитие алфавитов.

АЛФЕЙ

АЛФЕЙ - 1 л. река Пелопоннеса в юж. части Элиды, берет нач. в аркадийских горах, протекает вблизи Олимпии и впадает в Ионическое м. Бог реки, тоже А., сын Океана и Тефиды, пользовался культовым почитанием (изображение на вост. фронтоне храма Зевса в Олимпии). Возлюбленной бога А. была нимфа Аретуза.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ - возникшее во времена упадка эллинизма направление в химии, осн. задачей которого было превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а также разработка универсального лекарства для лечения болезней и предупреждения смерти. Относящиеся к А. георегич. представления берут свое начало, по всей видимости, от знаний и методов егип. технитов и натурфилософских идей Ближнею Востока и Греции Алхимики пыт ались при благополучном расположении небесных светил превратить неблагородные металлы, в первую очередь ртуть и цинк, путем химич. манипуляций в единое «первичное вещество» (меланоз, «почернение») и обратить его с помощью красящей субстанции (ксерион, тинктура, философский камень) через стадии левкозиса («отбеливания») в серебро и ксанфозиса («пожелтения») в золото. Первые, выраж. в аллегорич. форме наставления по трансмутации металлов содержались в осн. труде Псевдо-Демокрита «Физика и мистика» («Physika kai mystika»), написанном в 1 в. В 4 в. Зосима издал свое энциклопедич. описание химии и А. в 28 книгах. Этот труд имел особенно высокую репутацию в связи с ярко выраж. мистич. характером. Из других алхимиков первых веков наиболее известны Мария Еврейка (3 в.), которой приписывается изобретение водяной бани (франц. bain Marie), Христион (6 в.), неоплатоник Олимпиодор (6 в.) и Стефан (7 в.). Назв. «А.» для данного направления в химии было впервые введено араб, алхимиками. Др. рукописи греч. алхимиков хранятся в Венеции, в Библиотеке св. Марка.

АЛЬБА

АЛЬБА (лат. белый город), назв. неск. городов, находившихся преим. в Италии. Наиболее известным из них является А. Лонга (близ совр. Альбано). Основан Юлом, мифич. сыном Энея, у подножия Альбанской горы и считается предтечей Рима. В др. Италии город представлял собой столицу и культурный центр латинов. Согласно легенде, А. был разрушен царем Туллом Гостилием.

АЛЬБАНСКАЯ ГОРА

АЛЬБАНСКАЯ ГОРА (лат. Mons Albanus, совр. Монте-Каво), господствующая над Лацием горная вершина, на которой стоял храм Юпитера. В античные времена этот храм был известен как место проведения 47 лат. общинами ежегодного праздника Feriae Latinae. Здесь же праздновали свой триумф полководцы-победители, которых по к.-л. причинам лишали чести войти в Рим победителями.

АЛЬБАНСКОЕ ОЗЕРО

АЛЬБАНСКОЕ ОЗЕРО (совр. оз. Альбано), озеро вулканич. происхождения на зап. склоне Альбанской горы. Уровень воды в озере регулировался функционирующим до сих пор отводным каналом.

АЛЬБЕРТИ

АЛЬБЕРТИ - Леон Баттиста (1404 1472), итал. художник и разносторонний ученый. В теоретич. трудах, посвящ. вопросам искусства (например, «Об архитектуре», «De re aedificatoria», издан в 1484), А. опирался на античное искусство. А. считал геометрию основой основ всех искусств, а изучение античности должно, по его мнению, соединяться с изучением природы. Руководство для деятельности архитектора он видел в трудах Витрувия. Во мн. постройках (например, церковь св. Андрея в Мантуе) он использовал принцип гармонии целого с контрастом отдельных элеменюв (concinnitas). Утверждением колонны как архитектурного элемента и обоснованием центр, перспективы А. в решающей степени определил развитие архитектуры эпохи Ренессанса.

АЛЬБЕРТ МАГНУС

АЛЬБЕРТ МАГНУС - Альберт Великий (ок. 1193 - ок. 1280), выходец из рыцарского рода; нем. Ср.-век. ученый (Doctor universalis), член Ордена доминиканцев; жил и работал в Кёльне. Своими теологич. трактатами, написанными в духе Аристотелевой философии, А. М. положил нач. продолжительному господству учения Аристотеля в Ср.-век. науке. Он изложил идеи Аристотеля в своих трудах, представлявших собой расшир. комментариями пересказ Аристотелевой философии. А. М. пытался объединить весь научный материал с привлечением араб, толкователей в единую систему, в которую включил собств. пространные наблюдения (в первую очередь в области естествознания). В трудах А. М., особенно посвящ. психологии и теории познания, заметно влияние араб, неоплатонизма и августинианства. А. М. был ученым, хорошо разбиравшимся в различных философских течениях. В этике сближал античные добродетели с христианскими и отстаивал принцип свободы воли. Наиболее известным его учеником был Фома Аквинский.

АЛЬБИОН

АЛЬБИОН (кельтск. или докельтск. горный остров), древнее назв. Британии.

АЛЬБУМ

АЛЬБУМ (лат. белая краска), первоначально покрытая белой краской или гипсом деревянная доска, на которой писали обществ, объявления; позднее А. обозначали список членов к.-л. союза или организации. Изменение значения термин А. претерпел в средние века: обозначал пачку белых листов для записей.

АЛЬДОБРАНДИНСКАЯ СВАДЬБА

АЛЬДОБРАНДИНСКАЯ СВАДЬБА - фреска пе риода ранней императорской эпохи на Эсквилинском холме в Риме, которая затем попала в коллекцию кардинала Альдобрандини и находится в наст, время в Ватикане. Размеры фрески 2,4 х 0,9 м. Эта картина, высоко оцененная Гёте, посвящена приготовлению к свадьбе. Невесту окружают две богини. Слева от нее мать приготовляет ванну для невесты, справа изображены играющие на музыкальном инструменте женщины и молодая дева, готовящаяся натирать невесту благовониями. На пороге сидит, очевидно, Гименей. Эта фреска, чья красочная палитра включает цвета от матово-желтого до золотисто-коричневого и от прозрачного серо-голубого с зеленоватым оттенком до матового серо-фиолетового, носит в композиционном решении и в изображении фигур признаки эллинизма.

АЛЬДУС

АЛЬДУС (Aldus Manutius) (род. в 1449, ум. в 1515), итал. книгопечатник, выпустивший «Альдины»; жил и работал с 1494 в Венеции. Издал многочисл. произведения античных авторов, среди которых обширное собрание работ Аристотеля в пяти фолиантах, выпущ. с 1495 по 1498.

АЛЬПЫ

АЛЬПЫ - Только после перехода Ганнибала через Зап. Альпы этот горный массив заинтересовал греков и римлян. Дороги, связывающие С. и Ю., шли в обход А. с З. (Массилия, Ронеталь) или с В. (через Паннонию). Как природное образование А. не изучались и представляли интерес только с хозяйств, точки зрения (дерево, золото, железо). Их освоение ограничивалось прокладкой дорог, особенно начиная со времени покорения альпийских народов Августом. Во время галльской войны Цезаря перевалы через Зап. А. стали играть большую роль. Важнейшими дорогами, ведущими через А., в античности считались, кроме Лигурийской приморской дороги (Via Julia Augusta), дорога через Мон-Женевр (Alpis Cottia), через Малый Сен-Бернар (Alpis Graia), через Большой Сен-Бернар (Alpis Poenina), пути Сплюген, Септимер, Юльер, перевалы Решеншейдек (Via Claudia Augusta), Бреннер, Плёкен, Зейфницпас и Бирнбаумер-Вальд (Alpis Julia или Осга).

АМАЗИС

АМАЗИС (лат. Amasis).

1. Егип. фараон (570 - 526 до н. э.), поддерживал хорошие отношения с греками; покровитель искусств, ремесел и торговли (греч. купцам А. предоставил в некотором роде торговую монополию в Навкратисе), союзник Поликрата и Креза, покровитель Дельф. А. прославлялся греч. историками.

2. А. (из Навкратиса?), горшечник, работавший в Афинах (о нем надписи на вазах и фрагментах), а также мастер вазописи, которому приписывается примерно 80 чернофигурных сосудов (амфоры, кубки, ойнохои, лекифы), относящиеся в основном к 2-й и последней четв. 6 в. до н. э. Искусство А., как и ею современника Экзекия, было новаторским в архаич. вазописи. Динамичные, декоративные, орнаментально оформл. ритмичные и слегка вычурные композиции отдельных фигур, а также интерпретации темы Диониса указывают на ионич. школу росписи.

АМАЗОНКИ

АМАЗОНКИ - в греч. мифологии женщины-воительницы в М. Азии. А. терпели мужчин исключительно ради продолжения рода. Их иногда неправильно именовали «безгрудые», т. к. они якобы для более удобной стрельбы из лука отнимали себе правую грудь. Против А. выступил Геракл, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты (изображение фрагмента сражения на кубке Клеофрада в Париже). Тесей во время одного из походов похитил их царицу Антиопу (изображение на амфоре Мизона в Лувре). Стремясь отомстить, А. вторглись в Аттику, но потерпели поражение у Афин. В Троянской войне А. выступали на стороне троянцев. В одном из сражений их царица Пентесилея была убита Ахиллом (изображение на кубке Пентесилеи в Мюнхене). Историч. основа мифа об А. - очевидно, противоборство с племенами, стоящими на более низкой ступени матриархата. Из скульптурных изображений А. выделяются «эфесские» А., а также скульптуры раненых А., относящиеся к последней трети 5 в. до н. э., выполн. в конкурсном состязании Поликлетом, Фидием, Кресилаем и Фрадмоном для украшения храма Артемиды в Эфесе. Из многочисл. дошедших до нас копий можно выделить три типа скульптурных изображений А., относящихся к следующим ваятелям: капитолийский тип (Рим, Капитолийский музей) - Поликлет; маттейский (Рим, Ватикан) - Фидий и скиаррский (Берлин, Государственные музеи) - Кресилай. Изображение А. часто воспроизводилось в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.

АМАЗОНОМАХИЯ

АМАЗОНОМАХИЯ - борьба греков против амазонок, фрагменты которой в 7 6 вв до н. э. изображались на греч. вазах и рельефах Известны также амазономахич. изображения на мегопах сокровищницы афинян в Дельфах (6 в.), на барельефе афинского Парфенона (5 в.), на фризе храма Аполлона в Бассах-Фигалии (5 4 вв), на фронтоне храма Асклепия в Эпидавре (4 в.), на фризе мавзолея в Галикарнасе (4 в.), на фризе храма Артемиды в Магнесии на Меандре (2 в. до н э.); особенно часто амазономахич. сюжеты встречаются в раннеклассич. росписях ваз (например, «мастера Ниобид»). Мотивы А. разрабатывались и в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.

АМАЛТЕЯ

АМАЛТЕЯ - в греч. мифологи нимфа, вскормившая Зевса козьим молоком на о. Крит. Согласно другой версии коза, молоко которой сосал младенец. Рог козы, наполн. плодами и украш. цветами, олецетворял в представлении древних poг изобилия (cornu copiae) и являлся потому непрем. атрибутом всех божеств. благодетелей человечества.

АМАЛЬГАМАЦИЯ

АМАЛЬГАМАЦИЯ - Только в позднюю эллинист ич. эпоху античная наука открыла способ извлечения золота и серебра из порошкообразных руд с помощью ртути. Намною раньше (в Ассирии в 7 в., в Греции предположительно в 6 в. до н. э.) А. применялось для золочения: смесь золота, серебра и ртути наносили на холодную поверхность металла, при натревании блаюродный металл соединялся с меыллич. основой, а ртуть испарялась.

АМБАРВАЛИЯ

АМБАРВАЛИЯ (лат. обход вокруг поля), рим. празднество в культе Марса (со времени Августа - в честь Цереры), посвящ. ритуальному очищению полей, отмечавшееся обычно в мае. В ходе празднества жертв, животных водили вокрут пахотных участков.

АМБИОРИК

АМБИОРИК - предводитель кельт, племени эбуронов, живших на терр совр Ьельтии, которые в 54 - 53 до н. э подняли иод предводительством А. восстание против Цезаря и разбили зимой 54/53 ок. двух рим. легионов, за что Цезарь в 52 приказал истребить всех эбуронов.

АМБРАКИЯ

АМБРАКИЯ (совр Арта), коринф. колония с сильно укрепл. портом тта С. Амбракийскою зал. на берегу р. Арахт. В 426 до н. э. была покорена союзными с Афинами акарнянами Пирр из Эпира сделал А. своей резиденцией. Позцнее А. была свободным городом.

АМВРОСИЙ

АМВРОСИЙ (род. в 333/34 или 339/40 в Трире, ум. в 397 в Милане), сын высокопосгавл. чиновника; после изучения нрава и риторики стал консулом Эмилии с резиденцией в Милане Здесь А., посредничая между ортодоксами и ариаттами, приобрел такую репутацию, что еще не крещенным, был избран в 3 /4 епископом. Осн. eго деятельность сосредоточивалась в религиозно-политич. области. Так, он не допустил в церковь без публичною покаяния императора Феодосия, коьта км возвратился после избиения жителей Фессании. В своих экзегерич., аскетич. и дотматич) рудах и проповедях А. использовал идеи Цицерона. Фидона, и реч. бшословов Оригена, Василия, Афанасия, неон тюников Плотина и Порфирия и приобрел тем самым большое влияние в тат культурной сфере Проповеди ею отличались блеском и красотой языка. Деятельность А. не утратила своего значения и по ныне, т. к. он первым ввел в зап. богослужении пение гимнов. Его гимны отличаются т. н. амвросианским размером (8 четырехбитных строф, написанных ямбич. диаметром). Предрождественская песня A. «Veni redemptor gentium» исполняется в переводе Мартина Лютера. Т. н. амвросианский гимн («Те Deum laudamus»), который известен в переводах Лютера и Игнаца Франца, написан не А., а Никетом Ремизианским (ок. 400).

АМВРОСИЯ

АМВРОСИЯ (греч. ambrosia бессмертие), согласно греч. мифологии пища ботов, дающая всякому вкушающему ее бессмертие. А. назывались также блаювонные мази и масла.

АМИК

АМИК - мифич. царь бебриков в Вифинии, сын Посейдона; вызывал всех прибывающих в его страну чужеземцев помериться с ним силой в кулачном бою и убивал их. А был побежден и убит в схватке с Полидевком (сцена поединка изображена у Эпихарма, Софокла и Феокрита).

АМИСОС

АМИСОС - город на юж. берегу Черного м., основанный примерно в сер. 6 в. до н. э. Милетом; впоследствии резиденция Митридата.

АММИАН МАРЦЕЛЛИН

АММИАН МАРЦЕЛЛИН - позднерим. историк, родом предположительно из Антиохии в Сирии. Служил при Константине II в императорской лейб-гвардии и участвовал в 363 в походе Юлиана Отступника в Персию. А. М. принадлежал к неоплатоникам, примыкавшим к ритору Либанию, совершал далекие путешествия и жил с 80-х гг. 4 в. в Риме. Здесь им был написан труд под назв. «Res gestae» - история рим. императоров от Нервы (96) до смерти Валента в сражении с готами при Адрианополе в 378. Из 31 книги до наших дней сохранились книги с 14-й ио 31-ю, охватывающие период с 353 но 378. A. M. читал свои сочинения просвещ. римлянам, которые были близки языч. сенатской группировке и обожествляли Юлиана как лучшего из лучших рим. императоров. Труд А. М., соединяющий истории императоров, воспоминания, лит. отступления и научные экскурсы, - важный историч. источник 4 в., т. к. содержит сведения о внутриполитич. и внешнеполигич. событиях и социальных отношениях, существовавших в Римской империи, в терм, племенах, у балканск. народов и народов Ближнего Воет ока. Написано произведение на поздней ла т ыни, изобилующей грецизмами.

АММОНИЙ САКК

АММОНИЙ САКК (род. в 175, ум. в 242 в Александрии). Сначала зарабатывал себе пропитание, таская мешки (отсюда прозвище «сакк» - мешок). Являлся основателем школы неоплатонизма и учителем Плотина. А. С. не оставил никаких трудов, его подлинный вклад в формирование неоплатонизма в наст, время оценить невозможно.

АМНИСТИЯ

АМНИСТИЯ (греч. прощение), примирение после войны или внутр. раздоров, когда поданные жалобы или выдвинутые требования не разбирались, приостанавливалось судопроизводство и отменялось вынес, наказание. Например, в Афинах при Солоне в отношении Алкмеонидов; в 403 до н. э. после периода правления Тридцати тиранов; многократно при Птолемее VIII (145 - 116) в Египте, в Риме после убийства Цезаря в марте 44 до н. э.

АМОН

АМОН (греч., егип. спрятанный), высшее егип. божество; А. изображался человеком с двумя перьями на голове или с бараньей или гусиной головой. Свящ. животными в культе А. считались баран и нильский гусь. Со 2-го тыс. до н. э. центром его культа стали егип. Фивы, где А. почитался как бог-создатель и бог плодородия. Позднее его стали связывать с богом солнца Ра и богом плодородия Мином. С 16 в. храмы А. становятся в Фиванской области наиболее могущесгв. в экономич. отношении, их жрецы начинают оказывать большое влияние на политич. жизнь страны. Во время культовых праздников А. делал предсказания. Ок. 1000 до н. э верховный жрец А. захватил политич. власть на Ю. Египта. Греки приравнивали А. к Зевсу. Идентичность оракульного бога Аммона, центр культа к-рою находился в Ливийской пустыне, в оазисе Сива, с егип. А. точно не установлена. Культ А. существовал также в Спарте и греч. Фивах.

АМПЕЛИЙ

АМПЕЛИЙ - Луций, лат. писатель 2 в. н. э., автор «Назидательной книги» («Liber memorialis»), написанной в форме отдельных главок и представляющей собой составл. на основе различных источников краткий курс естеств. наук (космография, география), мифологии, истории и права.

АМПИР

АМПИР (франц. empire - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве, завершавший эпоху франц. классицизма и относившийся ко временам Империи Наполеона I (1804 - 1815). Массивные формы А. (например, дорич. колонны) были часто несоразмерны с предметами обстановки, украшениями мебели. Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и триумфальных побед (орел, Виктория, трофеи), «наполеоновские пчелы», широко использовавшиеся в композиции, были не античного, а меровингского происхождения, они применялись взамен лилий бурбоновской традиции. С гиль А., разработанный архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном, существенно зависел от вкусов Наполеона, мнившего себя рим. императором. Проникая во все области искусства и обществ, жизни (мода, дворцовые интерьеры), воздействовал на художеств, творчество Европы.

АМУЛЕТ

АМУЛЕТ (лат. очевидно, предохраняющий от беды). А. приписывали волшебное свойство ограждать или предохранять людей и животных (особенно воина и его коня), дом и утварь, орудия труда и оружие от злых демонов и завистливых людей. А. могли быть охранные и приносящие благополучие знаки или предметы (янтарь, драгоц. камни, волосы, зубы). А. носили в качестве украшений на шее, на пальцах или на руке, пришивали к одежде (например, металлич. пластинки). Глиняные А., выполн. в виде масок, вешали в домах и мастерских. А. могли составлять даже часть одежды, например булла в Этрурии, которую в виде золотой капсулы позднее носили рим. мальчики до юношеского возраста.

АМУЛИЙ

АМУЛИЙ - в рим. мифологии царь г. Альба Лонга. Лишил царской власти брата Нумитора, убил его сына, а дочь посвятил в весталки. Впоследствии был убит сыновьями Реи Сильвии (от бога Марса) Ромулом и Ремом.

АМУР

АМУР (лат. любовь), лат. назв. греч. бога любви Эрота.

АМУРЕТТЫ

АМУРЕТТЫ - лат. форма назв. греч. эротов.

АМФИАРАЙ

АМФИАРАЙ - знаменитый миф. предсказатель, муж Эрифилы; подкупл. Полиником, подарившим ей ожерелье Гармонии, она склонила А. принять участие в походе Семерых против Фив. А. согласился, хотя предчувствовал свою гибель. Уезжая, А. обязал своего сына Алкмеона отомстить матери за свою гибель. После неудавшегося похода А. во время бегства ушел в землю вместе с колесницей. В Греции А. были посвящены многочисл. храмы и он почитался как божество. На месте исчезновения А., близ Оропа, было воздвигнуто святилище с оракулом. Сцена прощания А. с Эрифилой была изображена на гробнице Кипсела. Аналогичное изображение украшает кратер А., сделанный во 2-й четв 6 в. до н. э.

АМФИКТИОНИЯ

АМФИКТИОНИЯ (греч. amphiktiones - живущий в другом полушарии), назв. союза греч. племен, живших по соседству со святилищем общего высшего божества и объединявшихся для его защиты. Спорные вопросы, возникавшие между членами союза, улаживались третейским судом. Наиболее известными А. являлись Дельфийский и Делосский союзы.

АМФИЛОХ

АМФИЛОХ - в греч. мифологии знаменитый предсказатель, сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона. Принимал участие в Троянской войне, после окончания которой долгое время жил в Азии. А. сразился с предсказателем Мопсом, оба погибли в схватке. Во мн. областях существовал культ А.; в Маллосе (Киликия) находился оракул А.

АМФИОН И ЗЕТ

АМФИОН И ЗЕТ - в греч. мифологии близнецы, сыновья Зевса и Антиопьт. Обладавший большой физич. силой З. занимался охотой, а А. отдавал предпочтение музыке. Под звуки волшебной кифары, подар. А. Гермесом, камни сами укладывались в возводимые братьями стены Фив. А. женился на Ниобе. Дирку, которая грубо обращалась с их матерью, А. и З. привязали к рогам быка, убившего ее.

АМФИПОЛЬ

АМФИПОЛЬ - город во Фракии, находившийся на полуострове, образуемом р. Стримон (совр. Струма), по которой проходила воет. граница Македонии с Фракией. Основан как афин. колония в 437 до н. э. В 424 А. подвергся осаде еттарг. полководца Брасида и, несмотря на упорное сопротивление Фукидида, был покорен. С 358 А. принадлежал македонянам; в 168 до н. э. был захвачен Римом. Монумент льва при вьезде в город напоминает монумент в Херонее.

АМФИПРОСТИЛЬ

АМФИПРОСТИЛЬ (греч. имеющий спереди и сзади колонны), здание с колонадой у передней и задней стороны.

АМФИТЕАТР

АМФИТЕАТР - архитектурная форма рим. театра; ступенчатые ряды зрительских мест (геатрон) располагались не как в классич. античном театре полукругом или подковообразно, а эллипсом вокруг занимавшей центральное место сцены или арены. Первоначально А. возник в Кампании, сооружался из дерева, из камня и служил в осн. для проведения гладиаторских боев, навмахий (мор. сражений) и звериной травли. Самым большим по размеру А. является Колизей в Риме. В наст, время А. называют места в театре, располож. ступенчатым полукругом или овалом.

АМФИТРИОН

АМФИТРИОН - мифич. царь Фив, супруг Алкмены. Незадолго до возвращения А. из похода против телебоев к его супруге явился в образе А. Зевс. От него Алкмена зачала Геракла, а от вернувшегося А. - Ификла, которые родились как близнецы. Погиб А. в сражении против миниев от руки Орхомена. Плавт использовал миф об А. в качестве сюжета комедии, который был повторен в многочисл. произведениях мировой литературы (Камю, Мольер, Клейст, Жироду и пр.). История жизни А. легла в основу опер Парселла и Вольфа-Феррари.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV