Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕР"-"ПИС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕР"-"ПИС")

ПЕРСЕПОЛЬ

ПЕРСЕПОЛЬ - один из городов-резиденций перс, царей, построен Дарием I.

ПЕРСЕФОНА

ПЕРСЕФОНА - Персефонея (лат. Persephone), богиня мертвых, подземного царства и плодородия (рим. Прозерпина), дочь Зевса и Деметры. Аид похитил П. по желанию Зевса и увел ее супругой в подземное царство. Тронутый печалью и отчаянием Деметры Зевс разрешил, чтобы П. на половину или на две трети года возвращалась на землю. П. в качестве «Коры» (греч. девушка) почиталась как богиня плодородия вместе со своей матерью Деметрой, на что указывали процессии юных девушек в элевсинских мистериях. Возвращение ее на землю из подземного мира символизировала вновь пробуждающаяся природа. Двойств, характер богини, ее судьба и особенно похищение П. (Прозерпины) являются одним из любимых сюжетов в искусстве: скульптура Бернини, живопись Рубенса, Брейгеля Младшего, Рембрандта; драма Гёте, эпос Клавдиана, мелодрама Стравинского, оперы Монтеверди, Люлли.

ПЕРСИЙ ФЛАКК

ПЕРСИЙ ФЛАКК - Авл (род. 4. 12. 34 в Волатеррах, Этрурия, ум. 24. 11. 62 в Риме). Рим. поэт, богатый аристократ этрусского происхождения, ребенком попал в Рим. Его учителем и другом был стоич. философ А. Корнут, который издал поэтич. сочинения П. Ф. после его смерти: шесть созданных по образцу Луцилия и Горация гекзаметрич. сатир с прологом, написанным холиямбом. В них П. Ф. пересказал стоич. жизн. мудрость, излож. согласно искусству популярного наставления, диатрибы, и критиковал совр. порядки. Его житейская мудрость, которую он в юности почерпнул не из жизни, а из книг, привела его к употреблению необычного, мрачного, подчас претенциозного, сложного языка. П. Ф. как поэта чтили современники, в средние века ценили за его этическую позицию. Впервые П. Ф. критиковали в новое время за манерность языка и начетнич. житейскую мудрость.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от понятия prosopopoiia). В архаич. время обожествление сил и образа действия олимпийских богов (Ника, Зевс, Эрос), редко почитаемых в виде культа, в мифе, поэзии, искусстве. Посредством П. воплощали политико-социальные, духовные и культурные понятия (Эвномия, Дике Гесиода), их генеалогия абстрактна. Рядом с ними стоят такие персонажи народных сказок, как Старость, Смерть. П. как аллегория начинается с Еврипида и софистов (добродетели, пороки), она играет значительную роль в поэзии от эллинизма до барокко.

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА - художеств, понятие пространств, глубины. Открыта со времен греч. классики 5 в. до н. э. Агафагор, который писал декорации для Эсхила, считается основателем декорационного искусства, первым автором расписанных по законам П. кулис. Основателем П. в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистич. и рим. художники усовершенствовали глубину П. В поздней античности П. как изобразительное средство применялась мало.

ПЕРСТЕНЬ

ПЕРСТЕНЬ - Носившийся на пальце, руке или вокруг шеи П. служил амулетом, знаком власти или служебного положения, печатью или украшением. П. изготовлялись из благородных металлов, железа, янтаря и других материалов, иногда украшались инкрустацией из драгоц. камней или глубоким рельефом. Употребление П. пришло к грекам и римлянам с Востока, где они были символом власти и служили для подтверждения подписей. В Риме ношение золотых П. с печатями первоначально разрешалось только сенаторам, позднее также всадникам, а с императорского времени - всем свободнорожденным. П. часто находят при раскопках античных могил. Их значение как украшения, печати и знака отличия (например, ленный П. Ср.-век. епископа) сохранилось вплоть до нового времени.

ПЕРСЫ

ПЕРСЫ - индоевроп. народ, названный по местности Персида (Parsua) в Юго-Зап. Иране, который после свержения мидийского господства и завоевания Вавилона (539 до н. э.) основал великое царство, пытавшееся захватить Грецию (греко-перс. войны).

ПЕРТИНАКС

ПЕРТИНАКС - П. Гельвий (1. 08. 126-28. 03. 193), рим. император с 1. 01. 193, сын вольноотпущенника. При Марке Аврелии офицер и администратор на всаднической должности, затем член сената. В 175 и 192 был консулом, префектом неск. пров., городским префектом. После убийства Коммода провозглашен императором. П. правил в согласии с сенатом, пытался улучшить финансовое положение и упорядочить воинскую дисциплину. Это вызвало недовольство преторианцев, которыми он был убит во время мятежа в Риме. Его биография в «Historia Augusta».

ПЕРУСИЯ

ПЕРУСИЯ (совр. Перуджа), этрусский город, рим. с 309 до н. э. В период борьбы Антония и Октавиана, 41-40 до н. э., был захвачен и сожжен последним, позже - отстроен вновь под именем Августа. В некрополях обнаружены многочисл. находки.

ПЕРЧАТКИ

ПЕРЧАТКИ - Были известны уже в Персии, Греции и Риме. Использовались при тяжелых работах, а также в холодную погоду. Имеются сведения об употреблении П. во время еды.

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ - В Др. Греции термин melos сначала использовали для обозначения предназнач. для пения и широко представ л. в творчестве Алкмана и Пиндара лирич. стихотворений. Затем под ним стали понимать род вокальной музыки, схожий с П. в европ. понимании этого слова. Сохранились только тексты, предназнач. для пения как соло, так и хором произведений др.-греч. лирики, в форме метра которых иногда проявлялось начало строфы. Из памятников античного музыкального искусства к П. следует отнести получившие широкое распространение силлабич. сколии, образцом которых является надпись на надгробной стеле (прим. 2-1 вв. до н. э.). Европейская народная П. возникла из гимна - лат. духовной строфич. П. У истоков этого процесса стоит Амвросий, использовавший легко запоминающиеся народные мелодии для музыкального сопровождения написанных четырехстопным ямбом (диметр) стихов.

ПЕСНЯ САЛИЕВ

ПЕСНЯ САЛИЕВ (лат. carmen saliare), др.-рим. культовая песня, исполнявшаяся салиями во время культовых танцев.

ПЕСТРЫЕ ПИСАТЕЛИ

ПЕСТРЫЕ ПИСАТЕЛИ - Творчество ряда писателей ранней эпохи Римской империи, прежде всего из числа представителей «второй софистики» (Фаворин, Элиан), отличалось частым использованием и дальнейшим развитием близких к парадоксографии лит. форм, постеп. переходом к гномологиям, флорилегиям и биографич. жанру (например, у Диогена Лаэртия). «П». п. предлагали читателю любопытные и разнообразнейшие сведения из различных областей жизни, безыскусно, «пестро» подобранные и излож. без к.-л. определ. последовательности. Назв. сочинений были либо претендующими на оригинальность («Аттические ночи», «Леса», «Ковры» и т. д.), либо подчеркнуто неброскими («История природы», «Пестрые истории», «Воспоминания» и пр.). В ряде случаев произведения отличала общая педагогически-диатрибич. направленность, например у Геллия. Популярна форма лит. симпосия (пира), к примеру у Афинея и Макробия. Литература «П». п. получила распространение вплоть до средних веков включительно (Элиан, Геллий). Ее ценность в наши дни во мн. определяется тем, что она донесла до нас фрагменты более ранней, утрач. литературы.

ПЕСТУМ

ПЕСТУМ (греч. Poseidonia), город в Лукании, основан в 7 в. до н. э. Сибарисом как ахейская колония, захвачен ок. 400 до н. э. луканами, с 273 до н. э. - рим. колония, обладающая правом лат. гражданства. Поздний храм Геры (т. н. храм Посейдона), сооруж. ок. 460 до н. э., считается одним из хорошо сохранившихся и знаменитейших греч. храмов. Несмотря на полностью развитую систему классич. храма, в нем есть и черты архаики, характерные для Великой Греции. Ранний храм Геры (т. н. базилика) с приземистыми колоннами был построен ок. 550 до н. э., немного позже - храм Афины (т. н. храм Цереры), в простиле которого находятся ионийские колонны. Винкельман и Гёте считали, что этот храм является шедевром греч. архитектуры. Близ П. в устье Зелы раскопано святилище Геры. От архаич. храма сохранились прекрасные рельефы с метопами. Совсем недавно близ П. открыта гробница с хорошо сохранившейся настенной росписью.

ПЕСЦЕННИЙ НИГЕР

ПЕСЦЕННИЙ НИГЕР - легат Сирии, провозглаш. вост. войсками императором (апрель 193 - октябрь 194). Происходил из италийского всаднич. рода. В 191 был консулом. Проявил себя только в вост. пров.; потерпел поражение во время гражданской войны с Септимием Севером. Биография помещена в «Historia Augusta».

ПЕТАС

ПЕТАС (petasos), дорожная шляпа, головной убор эфебов, атрибут Гермеса.

ПЕТР

ПЕТР - при рождении названный Симоном, происходящий из Бетсаида (на оз. Генисарет), пересел, в Капернаум, рыбачил вместе с братом Андреем и братьями Иоанном и Иаковом, до тех пор пока его не призвал Иисус. После смерти Иисуса, от которого он получил арамейское имя Кефас (греч. petros-камень), он встал во главе иерусалимской первичной общины. Согласно апостольскому собору (ок. 49), на котором были установлены методы и сферы деятельности среди язычников и среди иудеев, - он был в Иерусалиме, а немного спустя - в Антиохии. Позднее П. действовал в М. Азии, а также в Коринфе. Он стал жертвой преследования христиан в Риме при Нероне (между 64 и 67). Новозаветный канон включает два послания П.

ПЕТРА

ПЕТРА (Иордания), с 3 в. до н. э. до нач. 2 в. н. э. столица государства араб, набатеев. Расположена в скалистой части Вади-Муши, на полпути между Мертвым м. и Акабским зал. В сохранившихся архитектурных сооружениях (гробницы, храм, театр) разбогатевшего на международной торговле города можно проследить вост. традиции с сильным эллинистич. влиянием.

ПЕТРАРКА

ПЕТРАРКА - Франческо (1304-1374), итал. поэт, предтеча гуманизма. В античной, совершенно необычной для средних веков манере он возродил во всей их прелести античных авторов (особенно Цицерона и Вергилия). В первый раз со времен Цицерона П. выразил в своих письмах собств. мысли и ощущения. Лат. стихи («Буколическая песнь», «Метрические письма», «Африка»), морально-философские трактаты («О презрении к миру», «Об уединенной жизни», «О лекарствах от любой судьбы»), научно-историч. работы («Книги о достопамятных делах», «О знаменитых людях») и народные по языку «Канцоньеры» оказали влияние на духовное развитие современников и последующих поколений. Не владея греч. яз., П. за свой счет заказал первый на Западе лат. перевод Гомера.

ПЕТРОНИЙ АРБИТР

ПЕТРОНИЙ АРБИТР - Гай или Тит, рим. писатель, чиновник на высоких должностях, представитель высшего общества, как придворный Нерона - «арбитр изящества»; в 66 был принужден Нероном к самоубийству за предполагаемое участие в заговоре Пизона. Помимо небольших стихотворений П. А. сохранился в числе фрагментов сатирич. романа «Сатирикон» «Пир Тримальхиона» («Cena Trimalchionis»). Сюжетную основу романа составляют похождения его героя Энкольпия, преследуемого богом плодородия Приапом. Энкольпий проводит жизнь в приключениях со своим рабом-любовником Гитоном. В романе, выдержанном в стиле непринужденного рассказа, даны гениальные реалистич. зарисовки нравов эпохи ранней Империи, отражены ее социальные отношения и недостатки: приключения бездельников, чванство недавно разбогатевших вольноотпущенников вроде Тримальхиона. Высмеивая с позиций аристократа и эстета плебейскую среду, П. А. создает сатирич. типы претенциозных богачей-выскочек. Остроумно и живо рисует он многоликих людей и их жизнь, заглядывая в потаенные глубины человеч. бытия (веру в чудеса и ведьм, грубую эротику и извращения). Произведение П. А. стихо-прозаич. по форме и философско-сатирич. по содержанию (мениппова сатира). Образцы разговорного народного языка являются бесценным памятником истории языка, неоценимым источником вульгаризмов.

ПЕТУШИНЫЕ БОИ

ПЕТУШИНЫЕ БОИ - излюбл. развлекательная игра у др. греков, особенно в Афинах, где со времени персидских войн в театре Диониса устраивались публичные П. б. Призом победителю первоначально был поверж. петух, позднее стали назначаться также денежные призы. Петухи снабжались в этих случаях металлич. шпорами. П. б. происходили и в других местах (Коринф, Эфес и т. д.).

ПЕЧАТЬ

ПЕЧАТЬ (греч. sphragis, лат: signum, sigillum - знак). П. изготовлялись из металлов, драгоц. и полудрагоц. камней, нередко являлись произведениями высокого искусства. П. служили доказательством достоверности грамот, писем, полномочий послов. В Греции и Риме часто пользовались кольцом-печаткой, в Месопотамии - т. н. роликовой П. - маленьким цилиндром из камня или глины с выгравированным на нем орнаментом или надписью. Оттиски П. делались на глине или на иле (например, в Египте).

ПЕЧЬ

ПЕЧЬ - Еще неизвестную комнатную П. заменяли очаг, жаровня с древесным углем (с резервуаром горячей воды или без него) или отопление помещений при помощи труб, пролож. под полом (гипокауст). В ванных использовались в 1 в. н. э. очень похожие на наши колонки П., топившиеся древесным углем, через топку которых шли поперечные трубы с водой. Так как П. были необходимы в различных ремеслах, их конструкции отвечали потребностям данного ремесла. В гончарной П. разделялись топка и камера для обжига; на самых ранних изображениях (ок. 650 до н. э.) видно, что разделение на две камеры еще отсутствует, поэтому, как показывают черепки, сажа иногда осаждалась на сосудах. Размеры П. были невелики: диаметр 0,7-1,1 м, высота 1,2-1,4 м. Высокие П. (2,5-3 м) появляются только в 6 в. н. э. В металлургии типы П. были различны: снабж. горном плавильные П., применявшиеся для выплавки серебра из свинцового блеска, достигали в Испании высоты 4 м. П. для литья бронзы была до 3 м высотой и до 1,2 м шириной. При выплавке железа, напротив, использовали только маленькие плавильные П., при ковке железа кузнечные П. разнообразной формы. Так как в строительстве в 4 в. до н. э. стал применяться известковый раствор, появилась необходимость в П. для обжига извести. Как явствует из раскопок в рим. пров., во 2 в. н. э. П. достигали внушительных размеров. Малые производства выработали собств. открытые и крытые формы П., например П. для краски и мытья шерсти (для обезжиривания сырой шерсти), для консервирования в виноградном сиропе и т. п.

Печь

рис. 1. Колонка для нагрева воды, вид сверху и в разрезе (рекоисфукция X. Вильсдорфа, по Герону).

Печь

рис. 2. Печь для обжига извести: три обжиговые печи, спереди пристроены очаги, рядом или спереди место для дров, сбоку все сооружения под кровлей.

ПИВО

ПИВО - Напиток, сваренный из зерна, особенно ячменного, был распространен в Египте и Передней Азии уже в 4 или 3 вв. до н. э. В Греции П. стало известно в 7 в. до н. э. и считалось заменителем вина у вост. и «варварских» народов (египтян, фракийцев, фригийцев, армян и других). Такой же репутацией П. пользовалось и у римлян (как напиток скифов и германцев). Медицина не рекомендовала употреблять П. вследствие его вредного воздействия на организм, однако некоторые врачебные снадобья, например от кашля и кишечных паразитов, содержали в качестве одной из составных частей П.

ПИГМАЛИОН

ПИГМАЛИОН (лат. Pygmalion), в греч. мифологии царь Кипра, знаменитый скульптор; влюбился в изваянную им статую девушки Галатеи. По просьбе П. Афродита ее оживила, и П. женился на ней. Разнообразно истолкованное предание мн. раз становилось предметом художеств, воплощения: драма Руссо, рассказ Й. Я. Бодмера, стихотворение Шлегеля, комедия Шоу (образец для мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди»), кантата И. К. Ф. Баха, оперы Рамо и Керубини, оперетта Зуппе («Прекрасная Галатея»).

ПИГМЕИ

ПИГМЕИ (от греч. pygme - кулак, т. е. люди величиной с кулак, мальчики-с-пальчики). Уже Гомер упоминает П., которым приносят смерть и погибель журавли по пути на Ю. к океану. В греч. мифологии существует предание о борьбе П. с этими птицами, опустошающими их посевы. Родиной П. считалась страна к Ю. от Египта, где они обитали в соответствии с др. источниками. Некоторые греко-рим. авторы помещали П. также во Фракии, на о. Туле (летнее местопребывание журавлей), в Карий, а после похода Александра Македонского в стране чудес - Индии. Позже греч. мифографы соотнесли П. с мифами о Геракле. Изобразительное искусство греков рано воспользовалось мотивом борьбы П. и журавлей; позже, в эллинистич.-рим. эпоху, П. чаще изображались как карлики комич., мифопародич., жанрового и скабрезного характера (сосуды для питья, вазы, настенная живопись, мозаика; знаменитая статуя Нила с П. из Браччо Нуово в Ватикане).

ПИДНА

ПИДНА - портовый город в Македонии, известен победой римлян под предводительством Эмилия Павла над македонским царем Персеем в 168 до н. э. Военные трофеи были так значительны, что с этого времени с граждан перестали взимать трибут. Победа означала конец македонского царства и греч. независимости.

ПИЕТАС

ПИЕТАС (. шт.), чувство долга, должное поведение по отношению к богам, родителям, отечеству, императору, например Энею, который спас отца и палладий из пылающей Трои. Наиболее ревностный в отношении соблюдения П. удостаивался эпитета pius (благочестивый). Эти связи с сохранением и поддержанием обществ, порядка были упрочены в религиозном плане персонификацией П. как богини с основанием храмов и алтарей. Культовые изображения П. часто появлялись на монетах.

ПИЗОНЫ

ПИЗОНЫ - ветвь плебейского рода Кальпурниев (Calpurnius).

ПИК

ПИК (лат. дятел), свящ. птица Марса, но и лесное божество, а также старый италийский царь в первобытные времена, сын Сатурна, отец Фавна, царь лаврентийцев.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА - Джованни (1463-1494), итал. гуманист и философ, происходил из княжеского рода. Принадлежал к платоновской Академии во Флоренции. Он пытался в духе синкретизма объединить в своих воззрениях идеи Платона и Аристотеля и достичь синтеза иудейского, христианского и греч. элементов. Выступал против господствовавшего астрологич. фатализма, к которому примыкал и Фичино. П. д. М. явился создателем критич. направления. Он рассматривал человека в космосе в новой гуманистич. интерпретации, как самостоятельное существо, со свойств, ему свободой выбора. Незадолго до своей смерти стал сторонником Савонаролы. Его произведения («Opera») были изданы в 1496 его племянником Д. Франческо П. д. М.

ПИКСИДА

ПИКСИДА (греч. самшит), круглая или овальная деревянная коробка, часто также из слоновой кости, металла, глины, иногда с рельефами или расписанная. Употреблялась для украшений, мазей, пряностей. В древнехристианском культе с библейскими изображениями применялась как сосуд для гостии.

Пиксида

рис. Пиксида.

ПИКТЫ

ПИКТЫ (возможно, лат. (?) - татуированные), народ кельтского или докельтског о (?) происхождения, живший в Сев. Британии, к С. от вала Адриана, а также в Ирландии. С 297 - опасные враги рим. пров. на море и на суше. П. относились, вероятно, к кимврской группе кельтов, однако многие исследователи причисляют их к гэльской группе, как и скоттов, хотя и в Шотландии сохранилось мало назв., заимствованных из гэльского.

ПИЛА

ПИЛА - Уже в 6 в. до н. э. для обработки древесины, рога и слоновой кости использовалась П. совр. формы. П. работали вдвоем. Служила она и хирургич. целям. Развод зубьев по отношению к значительной толщине П. был невелик. Римляне использовали все формы П. Представляют интерес размеры П. для камня длиной 4,5 м при толщине всего 4 мм. В результате развития механизации появились механич. П. для камня. Механич. П. для дерева не было.

Пила

рис. Пила, а - продольная распилка деревянной балки, установленной на козлах. Пилы различных форм, применявшиеся в Римской империи; b, с - двуручные пилы с высотой полотна около 7 см и сильным разводом зубьев. d, е пилы с мощным полотном и грубым разводом для работы в одиночку.

ПИЛАД

ПИЛАД (лат. Pylades), в греч. мифологии сын Строфия и Анаксибии, сестры Агамемнона. Он был верным другом, спутником и помощником воспитанного его родителями Оресга.

ПИЛОС

ПИЛОС - 1. позже названный Наварином (по франкской крепости 1278), гавань в Мессении, в 425 до н. э. занятая афинянами. Клеон вынудил к капитуляции 120 спартанцев, заключ. на располож. перед П. о. Сфактерия. П. оставался до 409 афинским опорным пунктом. К С. от него расположена относительно хорошо сохранившаяся микенская крепость, открытая в 1939 (близ совр. Ано-Англианоса), в котором правил гомеровский Нестор. Крепость была основана в 15 в. до н. э. и разрушена ок. 1200 до н. э. пожаром. Во дворце с богато украшенным мегароном были найдены среди прочего архив с глиняными табличками, заполн. надписями, выполн. линейным письмом Б, жилые помещения, мастерская и винный склад.

2. (греч., лат. pilleus), круглый или конусообразный головной убор из войлока, меха или шерсти, который в Греции и Риме носили ремесленники и прочий простой люд, за исключением рабов.

ПИЛЯСТР

ПИЛЯСТР (от лат. pila - столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба; архитектурная деталь, состоящая из капители, ствола и базы. Служит для членения плоскости стеньг. Широко применялся в рим. архитектуре, а также в эпоху Ренессанса, в 16 18 вв. (барокко), в 17 и нач. 19 вв. (классицизм).

Пилястр

рис. Пилястры Колизея (1 в. н. э.)

ПИНАКОТЕКА

ПИНАКОТЕКА (греч. хранилище картин), первоначально сев. крыло Пропилеев на Акрополе в Афинах, в котором позже хранились картины (Каталог Полемона Илионского, 3-2 в. до п. э.). Существовали и другие подобные собрания произведений живописи, например в Герайоне на Самосе. Начиная с периода Ренессанса используется для обозначения собраний живописи. В Мюнхене такое назв. носят две известные картинные галереи - Старая и Новая П.

ПИНАКС

ПИНАКС (греч. доска, тарелка, картина), разрисованная табличка большого или малого формата из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в исюрич. и художеств, отношении глиняные П. из Пендескуфии (6 в.) и деревянные П. из Питсы (6 в.). П. использовались на сцене или просцениуме как кулисы (например, в Приене).

ПИНД

ПИНД (греч. Pindos), горный массив на С. Греции, протянувшийся с С. на Ю. между Фессалией и Эпиром, без удобных горных перевалов.

ПИНДАР

ПИНДАР (лат. Pindarus) (род. в 522 до н. э. или в 518 в Киноскефалах под Фивами (Беотия), ум. в 446 или позднее), знаменитый др.-греч. поэт-лирик, происходивший из старинного аристократич. рода. Получил образование в Афинах, но, несмотря на свои многочисл. путешествия к различным дворам (например, в 476 к Гиерону Сиракузскому и Ферону Акрагантскому на Сицилию), оставался верным своему родному городу. В честь победителей общегреч. спортивных игр - в Олимпии, Дельфах, Немее и на Коринфском перешейке - он сочинял похвальные песни (эпиникии), торжеств, хоровые песнопения, в которых прославление победителя, представителя высших слоев, он соединял с мифологич. повествованием и афористичной мудростью. Сохранилось четыре книги его эпиникиев, распредел. по местам празднеств. В изысканной торжеств, величавости стиха и искусной строфич. структуре П. выражает жизн. позиции и идеалы представителей аристократии, ставит их самосознание, основанное на представлении об «арете» (доблести) в центр своего поэтич. творчества. Вращаясь среди консервативных кругов фиванской аристократии, симпатизировавшей в период перс, войн персам, П. внутренне был весьма далек от афинской демократии, однако восславил победу Афин над персами. Из других поэтич. сочинений П., слава о котором распространилась во всем др.-греч. мире, сохранились лишь некоторые фрагменты: гимны богам, пеаны, дифирамбы, парфении, энкомии, гипорхемы (танцевальные песни), просодии (песни, исполняемые во время процессий). П. пользовался дорийским диалектом. Большой авторитет он имел еще в Византии, в 16 в. - во Франции (Ронсар), в Германии. Широко известны переводы Гёльдерлина.

ПИНЦИЙ

ПИНЦИЙ (итал. Монте-Пинчо), в позднеантичный период холм на С. Рима, названный в честь рода Пинциев, владевших здесь замком в 4 в. н. э., к С. от Квиринальского холма и к С. - В. от Марсова поля. Располож. по обеим сторонам аврелианской городской стены П. назывался в древности Collis hortulorum (Холм садов), т. к. здесь находились парки знатных римлян, например Horti Sallustiani (Саллюстиевы сады), которые после смерти Цезаря были владением историка Саллюстия, при Тиберии перешли в собственность императора и стали называться Horti Lucull(i)ani (Лукулловы сады).

ПИРАМИДА

ПИРАМИДА - гробница др.-егип. царей с 3-й по 12-ю династию (приблизительно 2700-1800 до н. э.). Наиболее известны первая ступенчатая П. близ Саккара, П. близ Дашура, которая имеет классич. форму, так же как и П. Хеопса, Хефрена и Микерина близ Гизе. Самая большая из них, П. Хеопса, имела высоту 146 м и длину одной из сторон основания ок. 230 м. К П. часто примыкают заупокойные храмы, а также гробницы знати. П. были описаны греч. историком Геродотом и причислены к первому чуду света. Известны подражания им, прежде всего в стране Куш (близ Напаты), в Мероэ и в Риме (сравни П. Цестия в Риме). П. как тип строений зафиксированы и в до колумбовой Центральной Америке.

ПИРАМИДА ЦЕСТИЯ

ПИРАМИДА ЦЕСТИЯ - надгробный памятник умершего ок. 12 до н. э. рим. чиновника Гая Цестия Эпулона, располож. в Риме возле ворот Св. Павла (в древности Porta Ostiensis). Возвышающаяся на 36 м пирамида облицована снаружи толстыми мраморными плитами. Внутри усыпальница украшена настенной росписью (сильно испорченной), имеющей важное значение для хронологии рим. живописи. С зап. стороны пирамиды находятся протестантские кладбища, возникшие в новые времена, где похоронены мн. известные деятели.

ПИРАМ И ФИСБА

ПИРАМ И ФИСБА - вавилонская влюбленная пара. Пришедшая первой на ночное свидание у гробницы Нина Ф. натолкнулась на львицу и потеряла свое покрывало. Когда П. нашел его, он решил, что Ф. растерзана, и заколол себя. Его кровь окрасила в красный цвет белые ягоды тутового дерева. Возвратившись, Ф. нашла П. умирающим и бросилась на его меч. Киликийская река, в которую П. был превращен после смерти, носит его имя. Этот миф, рассказанный Овидием в «Метаморфозах», часто использовался в искусстве: рассказ Г. Чосера, пародирование в шекспировском «Сне в летнюю ночь», картина Л. Кранаха Старшего, опера В. Глюка.

ПИРАНЕЗИ

ПИРАНЕЗИ - Джованни Батиста (1720-1778), итал. рисовальщик и гравер, жил с 1745 в Риме. Его Veduten рим. сооружений оказали влияние на изображение античности в его время. В гравюрах «Виды Рима» (2 тт., 1748-1788) П. явно преследовал археологич. цели.

ПИРАТСТВО

ПИРАТСТВО (греч. peirates - мор. разбойник), мор. разбой, связанный с развитием мореплавания и мор. торговли, являлся средством борьбы за превосходство среди государств, ведущих мор. торговлю (финикийцы, греки, этруски). Только могущество некоторых мор. держав положило ему конец. Упадок Афин и Афинского морского союза после Пелопоннесской войны, а также Карфагена из-за войн с римлянами и Родосом в 1-й пол. 2 в. до н. э. вновь привел к возрождению П. Оно прямо или косвенно поддерживалось Римом (П. как центр работорговли), пока не ущемлялись его собств. интересы. Уже в кон. 3 в. до н. э. П. иллирийцев был положен конец. Однако падение великих эллинистич. держав способствовало тому, что пираты, центром которых было киликийское побережье и Крит, в кон. 2 в. до н. э. завладели Средиземным м. Попытки римлян покончить с мор. разбоем, например в 102 до н. э., остались безуспешными. Волнения в стране и внешнеполитич. ситуация осложняли дело. Лишь в 74 Марку Антонию, отцу будущего триумвира, была дана спец. команда для борьбы с П., но его деятельность также не имела успеха. Более успешными оказались действия Цецилия Метелла в 68 до н. э. Решительный удар П. был нанесен Помпеем, который в 67 до н. э. получил в свое распоряжение 20 легионов и 500 судов и за короткий срок очистил Средиземное м. от мор. разбойников. Крит стал рим. пров., Киликия была заново организована. Последним прибежищем пиратов осталась Сицилия, где действовал Секст Помпей, сын побежденного Цезарем Помпея. В 36 до н. э. выдающийся полководец будущего императора Августа Марк Випсаний Агриппа нанес решительное поражение Помпею. Позднее безопасность Средиземноморья охранялась сильной военной властью Римской империи, и в первую очередь ее флотом.

ПИРЕЙ

ПИРЕЙ (греч. Peiraieus), порт Афин на Сароническом зал. с тремя гаванями: торговой - Канфар и двумя военными - Мунихия и Зея. По предложению Фемистокла в 493-492 до н. э. был укреплен полуостров П., связь с Афинами при Перикле была обеспечена благодаря постройке двух Длинных стен (ок. 6 км). План порта П. сер. 5 в. восходит к Гипподаму из Милета. Со стороны П. Фрасибулу удалось в 404-403 до н. э. захватить Афины. В 86 до н. э. П. был разрушен Суллой. Многие художеств, шедевры из Афин транспортировались через П. На одном из судов, затонувших во 2 в. н. э., были обнаружены т. н. «Рельефы П.» (фрагмент - в Античном собрании в Берлине). П. был центральным пунктом торговли в Греции. Через него ввозилось зерно, древесина, сырье и рабы, вывозилось масло, инжир, керамика. Оборот облагался пошлиной. Наряду с остатками остовов судов и зернохранилищ сохранились развалины арсенала (4 в. до н. э.) и эллинистич. театра.

ПИРЕНЕИ

ПИРЕНЕИ (греч. Ругепе, Pyrenaia ore), горы на границе Испании и Галлии, названные, вероятно, по имени города Пирена, располож. на вост. отрогах П. у Средиземного м., торговавшего с Массалией. В античности считалось, что П. простираются с С. на Ю., причем к ним относили также прибрежные горные районы Кантабрии. В рим. время были известны 3 перевала через П. (сейчас существуют по крайней мере 6 или 7). Важнейший на В. - Пертский перевал, которым пользовался еще Ганнибал в 218, далее, в центре, - Сомпартский. а на 3. - знаменитый Ронсевальский перевал, упомянутый в «Песне о Роланде». Этимологически неясное назв. П. в античности выводилось из греч. руг (огонь) или из имени возлюбленной Геракла Пиреньг.

ПИРИФЛЕГЕТОН

ПИРИФЛЕГЕТОН (лат. Pyriphlegethon, греч. огненный поток), река в подземном царстве, которая течет вокруг Тартара, называемая также и Флегетон.

ПИРИФОЙ

ПИРИФОЙ (лат. Pirithous), в греч. мифологии сын Зевса (или Иксиона) и Дии, царь лапифов. На его свадьбе с Гипподамией началась битва лапифов с кентаврами. П. помогал своему другу Тесею в похищении дочери Зевса Елены. После смерти Гипподамии он уговорил Тесея спуститься с ним в подземное царство, чтобы взять в супруги дочь Зевса Персефону. Попытка потерпела неудачу и П. был в наказание оставлен в подземном царстве. Тесея освободил позднее Геракл. Борьба кентавров изображена на зап. фронтоне храма Зевса в Олимпии.

ПИРКХЕЙМЕР

ПИРКХЕЙМЕР - Виллибальд (1470-1530), патриций, член муниципалитета, гл. представитель Нюрнбергского кружка гуманистов, поддерживал отношения со знаменитыми нем. гуманистами и был близок с Дюрером. Имел прекрасную библиотеку, познакомил широкую публику с др.-греч. авторами, переводя их на лат. яз. (Платон, Теофраст, Плутарх, Птолемей, Григорий Назианзин и другие), писал историч., сатирич. и апологетич. произведения. Благодаря своим энциклопедич. гуманистич. интересам, охватывающим также науку и искусство, являлся духовным учителем и покровителем гуманистич. идей в Германии. В 1956 в ГДР было создано Общество библиофилов им. П., центр - в Берлине.

ПИРР

ПИРР (лат. Pyrrhus) (319-272 до н. э.), с 306 царь Эпира, пытался создать великую державу в системе эллинистич. государств на 3. Средиземного м., подобную той, что создал Александр Македонский на Востоке. Используя войну между диадоками, П. на короткое время занял Македонию (289-288), затем Фессалию (287) и высадился в 280 в Италии, где он победил римлян при Гераклее (280). Несмотря на тяжелые потери, он одержал победу при Аускуле (279, «Пиррова победа»). Высадившись в Сицилии, П. завоевал почти все карфагенские крепости на острове (278-276). В 275, потерпев поражение в битве при Беневенте, П. возвратился в Эпир. В 274 он вновь завоевал Македонию, а в 273 напал на Пелопоннес. Здесь он погиб в уличных боях в Аргосе. П. считался одним из могуществ. эллинистич. властителей, чье военное искусство и дипломатия были успешны.

ПИРРА

ПИРРА - в греч. мифологии супруга Девкалиона, пережившая вместе с ним всемирный потоп.

ПИРРИХИЙ

ПИРРИХИЙ (греч.), исполняемый во время гимнопедий (праздник обнаж. мальчиков) в Спарте и панафиней в Афинах изначально культовый танец с оружием и широким использованием пантомимич. средств, который привлекал зрителей даже из дальних областей. В сегодняшнем своем варианте, да и в тогдашнем - вид спортивных соревнований, народное, очень посещаемое представление.

ПИРРОН

ПИРРОН - из Элидьг (ок. 360-270 до н. э.), греч. философ, основатель античного скептицизма как самостоят, философского направления. Находился, вероятно, под влиянием Демокрита. П. сопровождал в индийском походе ученика Демокрита, Анаксарха, который состоял в свите Александра Македонского. На него оказали влияние релятивизм и скептицизм софистов, а также учение киренаиков. В своем родном городе П. основал собств. школу; его учение известно благодаря его ученику Тимону из Флиунта. Согласно учению П., чтобы жить счастливо, надо ясно представлять, как получаются все вещи. Каким образом должны мы к ним относиться? Какую пользу приносит это отношение? Поскольку нам не известно свойство вещи, а только форма ее явления, человек должен воздерживаться от решений; т. о., сами по себе возникают апатия (невозмутимость) и атараксия (бездеятельность). Однако человек все же вынужден действовать, поэтому ему надлежит следовать правдоподобию, традициям и природе.

ПИРРОНИЗМ

ПИРРОНИЗМ - первая школа античного скептицизма, основанная Пирроном. Школа не получила широкого распространения, но П. пользовался большим влиянием, возможно потому, что скептицизм вообще часто приравнивался к П.

ПИСАТЕЛИ ИСТОРИИ АВГУСТОВ

ПИСАТЕЛИ ИСТОРИИ АВГУСТОВ (лат. scriptores Historiae Augustae). В 1603 франц. филолог И. Казобон ввел в науку термин «П. и. А.». Этим термином он озаглавил сборник биографий имперагоров от Адриана до Карина (117 - 285 н. э.). Предполагают, что сборник был составлен шестью авторами, жившими во времена Диоклетиана и Константина. Однако как время составления, гак и число авторов вызывают споры (поэтому сборник называется ныне «Historia Augusta» - «История императоров»). Возможно, сборник был составлен в кон. 4 - нач. 5 в. одним автором. Наряду с ценными историч. материалами в нем содержатся фальсификации и романтич. измышления. Поэтому он не всегда может служить источником, достойным доверия, хотя и содержит незаменимые сведения по истории 2-3 вв. н. э. История и личность императоров трактуются в сборнике с точки зрения сенатской аристократии.

ПИСИДИЯ

ПИСИДИЯ - горная страна в горах Тавра, севернее располож. на Ю. М. Азии Памфилии, на В. от Ликии, засел, воинств, и неукротимым народом.

ПИСИСТРАТ

ПИСИСТРАТ (ок. 600 - 528 до н. э.), с 561-560 - афинский тиран. Происходил из аристократич. рода. Отличился в 565 в войне против Мегары. В политич. борьбе, разразившейся в Афинах после реформ Солона, П. стал во главе диакриев. Опираясь на наемников, он победил в борьбе против крупных землевладельцев, ремесленников и купцов и в 561 установил свою тиранию. Дважды был изгнан, но смог восстановить свою власть. В 527 он передал по наследству власть своим сыновьям Гиппию и Гиппарху. П. сохранил конституцию Солона. В борьбе против аристкратии, верхушка которой частично перебралась за пределы Афин (Алкмеониды, Мильтиад), он раздавал часть конфискованной у знати земли мелким крестьянам, поощрял развитие торговли и ремесла. Часто приписываемый П. выпуск монет с изображением Афины и совы имел место только при Гиппии. Вывоз чернофигурных ваз в Египет, Этрурию и Причерноморье говорит о том, что при П. их производство было широко распространено. В Афинах он воздвиг замечательные постройки, в т. ч. храм Зевса Олимпийского, заверш. при Адриане, и древнейший водопровод. При нем был возрожден и пышно отмечался праздник Больших Панафиней. Он приказал впервые записать отредактированный текст поэм Гомера (писистратовская редакция). П. поддерживал тиранов в других государствах, но сохранял хорошие отношения и с демократич. государствами.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV