Словарь античности
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП")

ГЕГЕМОНИЯ

ГЕГЕМОНИЯ (греч. руководство), верховное руководство, господствующее положение. В Греции Г. одного полиса вследствие его военно-политич. могущества признавалась внутри союза городов или в неск. полисах, однако в правовом отношении она не обеспечивалась. Г. предполагала военно-политич. инициативу, верховное командование в войне, руководство в проведении мирных переговоров. В соответствии с Г. того или иного полиса обозначались историч. периоды, например: Г. Спарты и Афин 480 - 431 до н. э.; Г. Спарты 404 - 371; Г. Фив 371 - 362, 338; Г. Македонии 338 - 323 до н. э.

ГЕГЕСИЙ

ГЕГЕСИЙ (греч. Hegesias) (320 - 280 до н. э.), греч. философ из числа киренаиков, имел прозвище Peisithanatos («ходатай смерти»), т. к. он рисовал жизнь в столь мрачных красках, что некоторые из его слушателей решались на самоубийство. Согласно его учению, мудрость безразлична к жизни и высшая цель мудрости состоит не в позитивном стремлении к удовольствиям, но в отвращении к печали и нечувствительности к смерти.

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - веселье, наслаждение, удовольствие), направление евдамонизма, в рамках которого веселье становится мотивом и целью поступков. Согласно этому этич. учению, наслаждение, которое может быть как чувственным, так и духовным, есть высшее благо. Основоположником Г. был Аристипп.

ГЕДРОСИЯ

ГЕДРОСИЯ - др. назв. совр. Белуджистана. Греки познакомились с Г. - пустынным плато внутри области на высоте 1000 м над уровнем моря, - когда Александр Македонский совершал утомительный обратный марш из Азии. Флотоводец Александра Македонского Неарх составил отчет о своей поездке вдоль негостеприимного побережья Г. Область была заселена большей частью кочевниками дравидского происхождения (совр. brahui), которые лишь в средние века были покорены иран. белуджами.

ГЕЙЗЕРИХ

ГЕЙЗЕРИХ (Geiserich), вождь вандалов и аланов (428 - 477). В 429 организовал сев.-афр. поход части племени, продвинувшегося под руководством его брата Гундериха до Юж. Испании. Первоначально рим. федерат, Г. после занятия Карфагена в 439 основал суверенное государство, которое было признано Западной Римской империей (442) и в мирном договоре с Византией (474). В 455 Г. разграбил Рим, затем завоевал те части Сев. Африки и острова Зап. Средиземноморья, которые еще принадлежали Риму. В 468 отразил наступление обоих рим. государств. Могущество вандалов на море и создание сев.-афр. государства с чертами раннефеодальной структуры было в первую очередь заслугой Г.

ГЕЙМАРМЕНЕ

ГЕЙМАРМЕНЕ (греч. heimarmene - неотвратимая судьба), понятие, введенное в философию Гераклитом, отождествлялось с логосом (всеобщей закономерностью, мировым разумом), позднее было центральным пунктом стоич. философии.

ГЕЙНЕ

ГЕЙНЕ - Кристиан Готтлоб (1729 - 1812), специалист по классич. филологии, с 1763 профессор в Гёттингене. Его деятельность в качестве секретаря Научного общества была решающей для его дальнейшей жизни. В качестве библиотекаря он принес университетской библиотеке славу, в продолжение своей успешной педагогич. деятельности способствовал престижу Гёттингена в области филологии. Г. стремился рассматривать античную культуру в ее историч. развитии. Его сочинения включали в себя все области древности, особенно мифологию, искусство, историю культуры, и вводили в филологич. обучение т. н. реалии. Благодаря этому Г. стал предтечей науки о древностях Ф. А. Вольфа и А. Бека. К его слушателям принадлежали братья Гумбольдт и Шлегель.

ГЕЙСОН

ГЕЙСОН (греч. geison), верхний карниз, выступающая часть балочной конструкции (горизонтальный Г.), которая на лицевой стороне здания может соединяться с наклонным Г., обрамляющим сверху фронтон.

ГЕКАТА

ГЕКАТА (греч. Hekate, лат. Hecate), дочь титана Перса, божество карийского происхождения, чей культ распространился в Греции, особенно среди простого народа. В «Теогонии» Гесиода - богиня всеобъемлющей власти, готовая оказать помощь. Она считалась богиней колдунов и привидений, которые наводили ужас по ночам, скиталась в сопровождении собак и призраков. Г. была признана богиней луны, держалась в местах погребений и на перекрестках (отсюда греч. Trioditis, лат. Trivia - богиня на распутье); стала отождествляться с Артемидой и богиней подземного царства Персефоной. Ей приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.

ГЕКАТЕЙ МИЛЕТСКИЙ

ГЕКАТЕЙ МИЛЕТСКИЙ (греч. Hekataios), греч. логограф кон. 6 в. до н. э. Добротные материалы наблюдений, основательные познания, накопл. в продолжительных путешествиях, равно как и глубокие знания жизни чужеземных народов и их обычаев, позволили Г. М. создать историч. труды и приобрести компетентность в политич. деятельности, особенно во время ионийского восстания, в котором Г. М. принимал участие как один из руководителей. Он написал «Кругосветные путешествия» (описание стран Европы и Азии) и 4 книги «Генеалогий» (в которых изложена генеалогия благородных греч. родов). В своих историч. сочинениях Г. М. широко использовал мифы, легенды и сказки, часть из которых он переделал. Г. М. оказал влияние на Геродота (взаимосвязь географии, этнографии и истории). Г. М. писал на ионийском диалекте.

ГЕКАТОМБА

ГЕКАТОМБА (от греч. hekaton - сто), жертвоприношение сотни быков, а также всякое большое жертвоприношение по праздникам.

ГЕКАТОМПЕДОН

ГЕКАТОМПЕДОН (греч. Hekatompedon - здание длиной в 100 футов). Назв. с уверенностью можно связать лишь с вост. целлой Парфенона, но оно может быть отнесено и к др. храму Афины в Акрополе, разруш. во время Персидских войн.

ГЕКАТОМПИЛ

ГЕКАТОМПИЛ - город к В. от Тегерана, основанный Селевком I Никатором, позднее - столица Парфянского царства (сер. 3 в. до н. э.).

ГЕКАТОНХЕЙРЫ

ГЕКАТОНХЕЙРЫ (греч. сторукие), трое сыновей Урана и Геи: Бриарей, Гий и Котт, сторукие и пятидесятиглавые гиганты. Закованные своим отцом и сосланные под землю, помогли Зевсу в борьбе с титанами и сторожили последних в Тартаре после победы Зевса.

ГЕКЗАМЕТР

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametron, от hex - шесть и metron - мера), стих, состоящий «из шести стоп». В дактилич. Г. вместо отдельных дактилей могут стоять спондеи (редко в пятой стопе), последняя стопа - либо спондей, либо трохей (например, у Овидия: «Amores», 1, 9, 1; Militat omais amans, et habet sua castra Cupido,

Гекзаметр

наиболее частыми цезурами являются пентемимер и гефтемимер. В буколиках часто появляется после неизменного четвертого дактиля («буколич.») диэреза. Изредка в античной, чаще в ср.-лат. поэзии встречается леонинский Г., при котором два слога перед пентемимером рифмуются с окончанием стиха. Г. - наиболее др. античный стих (возник во 2-м тыс. до н. э., художественно оформлен уже у Гомера), использовался преим. в стихах героич. эпоса (Гомер, Вергилий) - поэтому называется также эпич. или героич., - а также в дидактич. поэзии (Гесиод, Лукреций). В нем. литературе подражания у Ф. Г. Клопштока, И. Г. Фосса, И. В. Гёте и других.

ГЕКТОР

ГЕКТОР (греч. Hektor, лат, Hector), в греч. легендах первенец и самый выдающийся из сыновей троянского царя Приама и Гекубы, муж Андромахи, отец Астианакта. Предводитель в Троянской войне, герой троянцев, нанес большой урон грекам, их лагерю и кораблям, убил в поединке Патрокла. Впоследствии погиб в единоборстве с Ахиллом, мстившим ему за убийство Патрокла, который был его другом. Ахилл привязал труп Г. к колеснице и волочил вокруг лагеря. Тронув Ахилла своими мольбами, старый отец Г. смог забрать тело сына для погребения. Пластика А. Кановы, Б. Торвальдсена, И. Данекера, стихотворение Ф. Шиллера («Прощание Гектора»).

ГЕКУБА

ГЕКУБА - Гекаба (греч. Hekabe, лат. Hecuba), в греч. сказаниях жена троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Гелена, Кассандры и др. Пережила при разрушении Трои смерть всех близких и стала рабыней у Одиссея. Она ослепила Полиместора, убийцу своего младшего сына Полидора. В конце концов была превращена в собаку. Погибла при переправе через Геллеспонт (Дарданеллы). Драма Еврипида.

ГЕЛА

ГЕЛА - дорийская (родосско-критская) колония, основанная ок. 690 до н. э. на юж. побережье Сицилии; затем называлась Терранова (итал.), с 1928 вновь Г.

ГЕЛАСИЙ

ГЕЛАСИЙ (лат. Gelasias), папа римский - 492 - 496, защитник верховенства римско-католич. церкви над вост. патриаршеством. Поставил церковь над государством (теория обоюдоострого меча). Боролся с языч. течениями в аристократии Рима.

ГЕЛЕН

ГЕЛЕН (греч. Helenos), сын троянского царя Приама и Гекубы, обладал пророч. даром; будучи пленником Неоптолема, после его смерти женился на Андромахе. Г. обосновался в Эпире и гостеприимно принял Энея во время его путешествия.

ГЕЛИАДЫ

ГЕЛИАДЫ (греч.), дочери бога солнца Гелиоса и Климены, глубоко опечаленные смертью своего брата Фаэтона, превратились в тополя, а их слезы - в янтарь.

ГЕЛИКОН

ГЕЛИКОН (греч. Helikon, лат. Helicon), горы ср. высоты в Зап. Беотии (до 1748 м над уровнем моря), место пребывания муз, которые поэтому назывались также геликониадами. На Г. от удара копытом Пегаса возник источник Иппокрена, в котором купались музы. Здесь Беотийским союзом и Феспиями проводились празднества в честь муз (museia). В долине Аскры (Долине муз) с 1882 проводились раскопки ионич. храмов, театра, колонных залов.

ГЕЛИОГАБАЛ

ГЕЛИОГАБАЛ (от сирийск. позднеантичного Heliogabalus - бог солнца), лат. побочная форма от Элагабала - имени рим. императора.

ГЕЛИОДОР

ГЕЛИОДОР (греч. Heliodoros, лат. Heliodorus), греч. романист из Эмесы (Сирия) 3 или 4 в. Построенный на основе увлекательного сюжета, широко распространенный в древности и в эпоху Византии роман назидательного характера «Эфиопика» («Эфиопские приключения») рассказывает о том, как попавшая в Дельфы и выросшая там эфиоп, царевна Хариклия со своим возлюбленным Феагеном после приключений и опасностей пути вернулась на родину к своим родителям, где влюбленные вступили в брак. Это произведение, отличающееся искусной композицией, оказало большое влияние на роман нового времени (Т. Тассо, М. Сервантес, П. Кальдерой, мадемуазель Скюдери).

ГЕЛИОПОЛЬ

ГЕЛИОПОЛЬ (греч. Heliopolis), др. г. Баальбек в Ливане. В эпоху эллинизма получил назв. «Г.».

ГЕЛИОС

ГЕЛИОС (греч. Helios - солнце), у греков юный, лучезарный и могучий бог солнца (лат. Sol), сын титана Гипериона и Тейи, поэтому и сам он именовался титаном или Гиперионом («живущим в высоте»). Сестрами Г. были Эос и Селена. Его дети - Ээт, Кирка, Пасифая. По представлениям греков, Г. на солнечной колеснице, запряж. огненными конями (обычно четырьмя), ежедневно объезжает небо, начиная свой путь от Океана. Ночью он возвращается обратно в золотой чаше. Его сын, Фаэтон, погиб, управляя солнечной колесницей. Пасшиеся на о. Тринакрия солнечные быки Г. были убиты спутниками Одиссея. Г. призывали в свидетели клятвы, т. к. считали, что он все видит и все слышит. Г. часто изображался в солнечной короне. Греки классич. эпохи воспринимали культ солнца как чуждый. Стоя видела в солнце высшего управителя вселенной. Под влиянием вост. астрологии у греков развился культ солнца, и Г., который и раньше был предметом поклонения на о. Родос (Колосс Родосский), стал почитаться всей Грецией. Теология и культ солнца играли в античных обществ, утопиях значительную роль.

ГЕЛИЭЯ

ГЕЛИЭЯ (греч. Heliaia - солнечное место собраний).

1. Созданный Солоном народный суд в Афинах. Судьей мог быть любой афинский гражданин, не менее 30 лет от роду, с безупречной репутацией. С сер. 5 в. до н. э. из среды граждан избиралось 6000 гелиастов, т. е. народных судей, которые за свою деятельность получали содержание в размере 2, позднее 3 оболов в день. Смотря по важности дела, судейские заседатели избирались жребием по 201, 401 и 501, в особо важных уголовных процессах - 1001, 1501 или 2001 судье. В исключительных случаях все 6000 гелиастов образовывали судебную палату. Перед обсуждением дела гелиасты приводились к присяге (клятва обязывала к справедливости и соблюдению закона). После заслушивания сторон выносился приговор путем тайного голосования без дебатов. Народные суды ценились в Афинах как высшее достижение демократии.

2. Помещение для проведения народного суда.

3. Народное собрание в дорийских районах.

ГЕЛЛА

ГЕЛЛА (греч. Helle), по греч. сказаниям, сестра Фрикса. Море, в котором утонула Г., получило ее имя - Геллеспонт (др.-греч. назв. Дарданелл.)

ГЕЛЛАНИК

ГЕЛЛАНИК (греч. Hellanikos), писатель из Митилены, 5 в. до н. э. В тесном контакте с Гекатеем занимался преим. мифологией. Упорядочил собрание и описание греч. сказаний, которые систематизировал по генеалогич., этнографич. и хронологич. принципу. Подвергался критике со стороны позднейших греч. историков за некритичность в изложении материала и ряд ошибок.

ГЕЛЛЕСПОНТ

ГЕЛЛЕСПОНТ (греч. Hellespont, лат. Hellespontus), длинный узкий пролив (совр. Дарданеллы) между М. Азией и Херсонесом Фракийским, соединяющий Мраморное м. с Эгейским. Считался афинянами несчастливым местом после битвы при Эгоспотамах. О Г. упоминается в легендах о Фриксе и Гелле, а также о Геро и Леандре.

ГЕЛЛИЙ

ГЕЛЛИЙ - Авл (Gellius Aulus), рим. писатель, живший в Риме, род. ок. 130. В результате прилежной работы в Афинах составил собрание трудов в 20 книгах «Аттические ночи» («Noctes atticae»). В этих книгах в форме непринужденных бесед и поучений изложены материалы из различных областей науки (история литературы и языка, философия, мифология, история). Сочетая научность и развлекательность, автор стремился содействовать использованию научных достижений в интересах всеобщего образования. Труды Г. представляют весьма большую ценность, т. к. в них содержатся многочисл. выписки и цитаты из утрач. произведений античности.

ГЕЛОН

ГЕЛОН - руководитель всадников, ставший в 491 до н. э. тираном Гелы (в Сицилии). В 488 - 487 был победителем в соревнованиях на колесницах в Олимпии. В 485 изгнанные из Сиракуз аристократы (геоморы) попросили его о помощи. Г. не только оказал помощь, но и завоевал Сиракузы, установив там тиранию. В 480 он одержал победу при Гимере над продвинувшимися на В. карфагенянами. Г. умер в 478. Известен как один из могуществ. греч. тиранов. Наследником Г. стал его брат Гиерон I.

ГЕЛЬВЕТЫ

ГЕЛЬВЕТЫ - кельтский народ. Первоначально занимали терр. между Майном, Неккаром и Альпами, ко времени походов кимвров продвинулись вместе с тигуринами в Галлию. В 107 до н. э. Г. разбили римлян под командованием Л. Кассия Лонгина, затем осели между Женевским и Боденским оз. В 58 до н. э. Г. вторглись в Юж. Галлию, вызвав общее замешательство в Риме. Цезарь вынудил их возвратиться обратно. С этого времени область Г. развивалась в качестве пограничного бастиона против германцев (основание колонии Невиодунум, совр. Нион, и г. Авентикум, совр. Аванш, Швейцария). Ко времени Флавиев Г. были романизированы, их имя со 2 в. н. э. больше не упоминается. В 259 страна была опустошена алеманнами, вновь укреплена Диоклетианом, в 455 С. достался алеманнам, Ю. и З. - бургундам (граница между обоими племенами определена до наст, времени языковой границей между франц. и нем. Швейцарией). В наст, время Гельвеция - латинизированное наименование Швейцарии.

ГЁЛЬДЕРЛИН

ГЁЛЬДЕРЛИН - Фридрих (1770 - 1843), поэт позднего классицизма. Получил в Тюбингене основательные знания по античной культуре. На его представление о греках оказал влияние И. Винкельман. Ранняя лирика, героич. гимны и элегии Г., на которых учились Клопшток и Шиллер, воспевали античность и оплакивали гибель этого золотого века. Возрождение античной формы оды отражает стремление Г. к простоте, которая должна постоянно сочетаться с возвыш. содержанием. «Отечественные песни» рисуют идеальный образ Германии как возрожденной Др. Греции. В антико-мифологич. картинах (культ Диониса) Г. выражает стремление человека к воссоединению с природой и с богами. Роман в письмах «Гиперион» (1797 - 1799) отражает переживания юного грека, навеянные ландшафтом и античным искусством, из которых юноша черпает силы для борьбы за свободу и любовь. Разочаровавшись в жизни, герой находит мир и утешение в божеств, природе, воплощенной в Диотиме. Фрагмент драмы «Смерть Эмпедокла» изображает любимца богов, который становится добычей Гибриса и в качестве жертвы искупления добровольно идет на смерть. Смерть Диониса расценивается как высшее утверждение жизни, ибо она сохраняет красоту и достоинство. Переводы Софокла, сделанные Г. («Эдип - тиран», «Антигона») сохранили свое значение до наст, времени (воссозданы Г. Мюллером и Б. Брехтом).

ГЕМИН

ГЕМИН (греч. Geminos), математик-стоик 2-й пол. 1 в. до н. э. систематизировал математич. дисциплины. Сохранилось им самим составл. извлечение из его комментария к сочинению Посидония «Elementa astromomiae». В 15 - 16-й главах этого комментария дано описание размеров и протяженности обитаемой Земли, по Эратосфену.

ГЕМИЭПЕС

ГЕМИЭПЕС (греч. hemiepes - половина эпич. стиха), первая часть дактилич. гекзаметра до цезуры в третьей стопе стиха: например, Вергилий, Энеида, 1,1:Anna virumque саno).

ГЕММА

ГЕММА (лат. gemma - глазок, почка на виноградной лозе), драгоц. или полудрагоц. камень с врезанным (инталия) или выступающим (камея) изображением мифологич. или бытовых сцен. В Греции глиптика не ограничивалась жировиком и другими мягкими материалами, использовавшимися в микенское время, она активно развивалась в 5 в. до н. э. и достигла определ. успехов (Г. Дексамена). Благодаря потребности эллинистич. бюрократии в печатях вост. типа Г. получили необычайно широкое распространение в эллинистич. период. Число мастеров сильно возросло, почти 85 % использовали халцедон, а с 4 в. до н. э. также и другие благородные камни - берилл, хризопраз и т. д. Этруски редко импортировали греч. Г., они создавали собств. формы из мягких материалов. Римляне с 1-го столетия Империи развили глиптику до высшей ступени в камеях из горного хрусталя и агата. Высокой степени мастерства они достигли при обработке изумруда и сапфира. Подделки из дешевого стекла были довольно многочисл., но почти все они были старательно обработаны. Новым стимулом к развитию глиптики послужило ок. 200 изготовление христианских эмблем (голубь, рыба, якорь, крест). Г. использовались не только для печатей, но также в качестве амулетов, чему способствовала вера в магич. силу драгоц. камней. В эпоху Возрождения началось коллекционирование Г. Известны десятки тысяч Г. Гуманисты носили их в перстнях, причем новые мастера учились на античных оригиналах. Еще во времена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто использовались как наглядный материал по античному искусству.

ГЕМОН

ГЕМОН (греч. Haimon, лат. Haemon), в греч. сказаниях сын Креонта, царя Фив. Пытался (по версии «Антигоны» Софокла) освободить свою невесту Антигону, заживо замурованную Креонтом. Найдя ее мертвой, покончил жизнь самоубийством.

ГЕМУС

ГЕМУС (фрак., греч., лат. Haemus), болг. Стара-Планина, тюрк. Балканы, горная цепь между Тимоком (приток Дуная) и Черным м., четко выраж. водораздел Балканского полуострова, в эпоху античности Г. был населен фракийцами (по Фукидиду).

ГЕНДЕКАСИЛЛАБ

ГЕНДЕКАСИЛЛАБ (греч., лат. Hendekasyllabus - одиннадцатисложный), также фалекей (по имени применявшего его эллинистич. поэта Фалека). Образованный из гликонея с последующим бакхием одиннадцатисложный стих: (например, Катулл I, 1:Сui dono lepidum novum libellum?). Г. встречается уже у Сапфо, неотериками Г. введен в рим. поэмы и утвердился там до позднейшего времени (Пруденций и другие).

ГЕНДЕЛЬ

ГЕНДЕЛЬ - Георг Фридрих (нем. Handel) (1685 - 1759), нем. композитор. Оживил итал. роскошную оперу переливающейся через край полнотой мелодии, которая могла выражать различные движения души. Материал, часто значительные события античной истории («Юлий Цезарь», 1724; «Ксеркс», 1738) или эпизоды из мифов («Деидамия», 1741), соответствовали вкусам эпохи по великолепию и экзотичности. Для своих ораторий Г. избирал по возможности также античные темы («Семела», 1743; «Геркулес», 1744; «Иуда Маккавей», 1747). Хор выступает здесь не только участником, но также идеальным зрителем, задуманным по античному образцу. Простыми музыкальными средствами Г. показывал в мощных страстях мифич. героев человеч. чувства, заблуждения и героич. характеры.

ГЕНЕЛЕЙ

ГЕНЕЛЕЙ - греч. скульптор, творивший в сер. 6 в. до н. э. на о. Самос. Создатель найденной там скульптурной группы из 6 фигур на общем постаменте, посвящ. Гере. Сохранились сидящая фигура с надписью Г., лежащая - с посвятительной надписью и две стоящие, одна из которых обозначается на подписи как Ornithe. Хранится в Государственных музеях в Берлине.

Генелей

рис. Группа Генелея (реконструкция).

ГЕНИЙ

ГЕНИЙ (лат. Genius), у римлян первоначально сверхъестеств. существо, олицетворяющее мужскую силу, жизненную силу, затем спутник и дух-покровитель мужчин вообще и каждого отдельного мужчины в частности (женщинам покровительствовала Юнона), защитник семьи, дома, общины, города и государства (G. populi Romani). Были распространены клятвы Г. главы семьи. В культе времен Империи большую роль играл Г. императора (клятва Г. императора). Отдельные области имели своих Г. (G. loci). День рождения римлянина считался праздником его Г. Символ Г. - змея. В искусстве Г. изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). От лат. термина произошло совр. значение слова.

ГЕНУЯ

ГЕНУЯ - др. лигурийский торговый город; в 222 до н. э. был занят римлянами; во 2-й Пунической войне разрушен карфагенянами Магона; после войны был вновь отстроен римлянами как важнейший город пров. Цизальпинская Галлия (Gallia Cisalpina). В 539 н. э. город был завоеван бургундами, а в 670 - лангобардами.

ГЕОГРАФИЯ

ГЕОГРАФИЯ (греч. землеописание, сведения о Земле). Задолго до возникновения научной Г. некоторые ее вопросы занимали определ. место в миф. воззрениях греков. В гомеровские и послегомеровские времена греки представляли себе Землю в виде круглого диска, омываемого со всех сторон Океаном. Горизонт гомеровской «Одиссеи» достигал Сицилии и Юж. Италии. В легендах об аргонавтах нашли отражение знания греков о районах вплоть до Черного м. Сказания о Геракле (Атлас, Геркулесовы столбы, сады Гесперид) и эпос об аримаспах Аристия из Проконесса свидетельствовали о знакомстве с Атлантическим ок. и областями на С. и В. Черного м. Финикийская и греч. колонизация побережья Средиземного м., торговые связи и, позднее, знакомство греков с простиравшимся до самой Индии Персидским царством были предпосылками для составления карты мира Анаксимандром (ок. 550 до н. э.), а также для труда Гекатея Милетского (ок. 500) «Описание Земли» («Ges periodos») с картой, в котором гл. место уделено этнографии. Последователь Гекатея Геродот (5 в. до н. э.) сам предпринял дальние путешествия (в его историч. труде имеются многочисл. этнографо-географич. экскурсы). В двух книгах по Г. своего историч. труда Эфор (350) поместил восходящую к Демокриту карту ойкумены (греч. oikumene - обитаемая земля) в виде прямоугольника, границы которого заселены кельтами, скифами, индийцами и эфиопами. Некоторый прогресс в Г. означало восходящее к Пармениду учение о зонах Евдокса Книдского (4 в. до н. э.), который по наклону солнечных лучей в различных точках Земли установил неск. различных «климатов». Евдокс Книдский первым рассчитал также размеры Земли, исходя из высказанного Парменидом утверждения о шарообразности Земли. Как и большинство географов, он поместил обитаемую землю к Сот экватора, Африку представлял простирающейся до юж. полушария. Наряду с вопросом о положении ойкумены на земном шаре обсуждалась и другая проблема, связанная с шарообразностью Земли: охватывает ли Океан Землю (так, Аристотель отделил Испанию от Индии лишь узким морем и тем самым вдохновил Колумба к открытию Америки) или, наоборот, Земля окружена Океаном. Др. представление о т. н. диафрагме, разделительной широтной линии, образованной Гибралтарским прол. - Средиземным и Черным морями - р. Риони, было уточнено Дикеархом (ок. 300 до н. э.) при помощи воображаемой линии Гибралтар - Сардиния - Сицилия - Пелопоннес - Родос - Тавр - Гималаи. Ему также принадлежит определение меридиана по линии Дон - Нил и математич. расчеты высоты гор. Новому обогащению географич. знаний способствовали походы Александра Македонского на В., а также плавание Пифея из Массалии на европ. С. и С.-З. (4 в. до н. э.). Это расширило горизонт греков от Ирландии на З. до Передней Индии на В. Эратосфен (3 в. до н. э.), обработавший эти новые данные, создал термин «Г.» и положил начало собственно научной Г., считая разработку карт гл. ее задачей, на второе место ставя чисто лит. изложение. Благодаря этому географич. литература разделилась на две ветви. Литературная Г. с акцентом на этнографию получила развитие в трудах Полибия, Посидония и Страбона. У Полибия появился термин «хорография» (греч. сведения о странах), римляне стали называть этим термином свои географич. труды. К этому направлению принадлежали позже Тацит, Аммиан Марцеллин и Прокопий Кесарийский. Другое направление было представлено Гиппархом из Никеи (2 в.), который, исходя из взглядов Эратосфена, разрабатывал определения географич. координат на основе астрономич. параметров. Карта мира Агриппы (ум. в 12 в. до н. э.) основывалась на данных Эратосфена и тех сведениях, которые содержались в рим. итинерариях. Благодаря этому Плиний Старший (ум. в 79 н. э.) смог применить сведения, добытые в ходе рим. завоеваний в Зап. и Центр. Европе, в своей «Естественной истории». Приверженцами научной Г. во 2 в. были Марин Тирский, который впервые применил учение Гиппарха, выполнив карту Земли в цилиндрич. проекции, а также Клавдий Птолемей, использовавший эту систему, а гакже конич. проекцию, став, т. о., предшественником Меркатора. Птолемей представлял собой высший этап античной Г. Его географич. карта охватила на З. - Ирландию, на С. - Скандинавию (которая тогда считалась островом), на Ю. - оз. Чад и на В. - Китай. Практич. ценность имели итинерарии, предпосланные картам. Другие жанры географич. литературы составили описания побережья (Periploi), перечисления гаваней (прообраз Ср.-век. Portulanes), отчеты о путешествиях (Peri(h)egesen), а также спец. сочинения о географич. явлениях. Ничего общего с ними не имеет «Expositio totius mundi» - античная экономич. Г. (4 в.). После Птолемея античная Г. пришла в упадок. Такие труды, как «География» Страбона, больше не цитировались по первоисточнику, их место заняли компилятивные сборники. Большинство отцов церкви выступало против теории о шарообразности Земли. «Христианская топография» александрийского купца Космы Индикоплова (6 в.) заменила птолемеевские представления библейскими. Широкое распространение вплоть до средневековья получила поэма Дионисия Периегета (2 в.) с ее скудными географич. познаниями и ее лат. перевод. От византийского времени сохранились подборки для нужд управления, списки епископств и использованный еще Константином Багрянородным (10 в.) «Путеводитель» («Synekdemos») Гиерокла (6 в.). С другой стороны, заслугой византийцев являются изготовл. в 9 в. копии сочинений Страбона, Птолемея и сборника небольших географич. произведений античности, которые позже на лат. Западе заложили основу географич. Ренессанса. Учение о шарообразности Земли в Византии представляли Михаил Пселл (11 в.) и Никифор Блеммид (13 в.).

ГЕОГРАФ РАВЕННЫ

ГЕОГРАФ РАВЕННЫ (лат. Geographus Ravennas), житель Равенны, анонимный составитель «Космографии» (ок. 700 или 800), в которой перечисляются наименования приблизительно 5300 географич. пунктов. Труд начинается с деления Земли, затем следует описание Азии, Африки и Европы, куда включены описания плаваний вдоль берегов Средиземного м., европ. побережья Атлантики и Северного м. К груду приложена карта дорог, напоминающая Певтингерову таблицу.

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ - В эпоху эллинизма инструментарий землемера достиг высокого уровня развития. В его арсенале, кроме диоптры и доставшегося в наследство от прежних времен гномона, имелись грома и хоробат - точный инструмент для визирования. Грома предназначалась для того, чтобы в заданной точке местности по положению солнца провести линию С. - Ю., восстановить по ней линию В. - З. и построить к обеим линиям параллели.

Геодезические инструменты

рис. Хоробат высокоточный визировальный инструмент со встроенным водяным уровнем для нивелировки и определения уклона (длина 6 м; реконструкция по Витрувию).

ГЕОЛОГИЯ

ГЕОЛОГИЯ - Уже ионийские натурфилософы имели схематич. представления о строении Земли. Так, Анаксимен считал, что непрерывное сгущение воздуха образует такой ряд явлений: воздух - ветер - облака - вода - земля - камень. Действующими в Г. силами считались силы разрушения (вода и ветер), сформировалось представление о подъеме и опускании значит, земных поверхностей и участков моря (Ксенофан из Колофона ок. 530 до н. э. в своем труде «Окаменения»). Платон вернулся к исследованию строения Земли, рассмотрев геологи ч. историю Аттики. Он развил теорию камнеобразования, включая металлогенез. Над этой теорией работал Аристотель, но существенно ее не изменил. Не внесли в развитие Г. ничего принципиально нового и римляне. В поздней античности христианские воззрения о неизменяемости земного творения, разумеется, не могли способствовать развитию Г.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - способ художеств, украшения керамики, металлич. изделий и статуэток, который предполагал изображение орнамента и фигур в виде геометрич. форм. Был распространен в раннегреч. эпоху с 11 до 8 в. до н. э. (11 - 10 вв. до н. э. - протогеометрич. период) и культуре Вилланострова на Апеннинском полуострове с кон. 2-го тыс. до 8 - 7 вв. до н. э. Множество ваз с геометрич. орнаментом обнаружено в афинском некрополе той эпохи - Керамике. Наряду с богатой орнаментацией появляются первые изображения животных и людей, в 8 в. до н. э. - разнообразные бытовые сцены (захоронения, картины битв, мор. походов, мифологич. сюжеты, например кораблекрушение Одиссея).

ГЕОМЕТРИЯ

ГЕОМЕТРИЯ (греч. измерение Земли), представляла часть математики.

ГЕОМОРЫ

ГЕОМОРЫ (греч. землевладелец), в Сиракузах и на о. Самос др. аристократы, крупные земельные собственники; в Аттике - слой мелких крестьян, которые вместе с демиургами (ремесленниками) составляли класс мелких производителей.

ГЕОПОНИКА

ГЕОПОНИКА - назв. ранневизант. сочинения по сельскому хозяйству (ок. 950), представляющего главным образом выписки из не сохранившейся до наших дней энциклопедии Кассиана Басса (ок. 550). Наряду с изложением простонародных суеверий Г. сообщает интересные сведения о теплицах для цитрусовых, о масличных культурах, виноградарстве в Вифинии (меньше о полевом хозяйстве) и о разведении скота. Сочинение отражает трудности, в борьбе с которыми прокладывало себе путь рациональное сельское хозяйство.

ГЕПИДЫ

ГЕПИДЫ - вост.-герм, племя (первоначально часть готов), которое во 2 в. сохранило прежние места обитания и развилось в самостоятельный народ. Около 270 Г. при короле Фастиде переместились к границам рим. пров. Дакия. Ок. 400 были покорены гуннами. Г. выступали на стороне гуннов против войск Западной Римской империи в битве на Каталаунских полях в 451. После смерти Аттилы (453) Г. успешно боролись под руководством короля Ардариха против сыновей Аттилы, поселились к В. от Тиссы и в качестве федератов заключили договор с императором Марцианом. В 567 государство Г. было покорено лангобардами и аварами. Остатки Г. в 9 в. были одним из элементов формирования венг. народности.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV