Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП")
ГЕГЕМОНИЯ (греч. руководство), верховное руководство, господствующее положение. В Греции Г. одного полиса вследствие его военно-политич. могущества признавалась внутри союза городов или в неск. полисах, однако в правовом отношении она не обеспечивалась. Г. предполагала военно-политич. инициативу, верховное командование в войне, руководство в проведении мирных переговоров. В соответствии с Г. того или иного полиса обозначались историч. периоды, например: Г. Спарты и Афин 480 - 431 до н. э.; Г. Спарты 404 - 371; Г. Фив 371 - 362, 338; Г. Македонии 338 - 323 до н. э. |
ГЕГЕСИЙ (греч. Hegesias) (320 - 280 до н. э.), греч. философ из числа киренаиков, имел прозвище Peisithanatos («ходатай смерти»), т. к. он рисовал жизнь в столь мрачных красках, что некоторые из его слушателей решались на самоубийство. Согласно его учению, мудрость безразлична к жизни и высшая цель мудрости состоит не в позитивном стремлении к удовольствиям, но в отвращении к печали и нечувствительности к смерти. |
ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - веселье, наслаждение, удовольствие), направление евдамонизма, в рамках которого веселье становится мотивом и целью поступков. Согласно этому этич. учению, наслаждение, которое может быть как чувственным, так и духовным, есть высшее благо. Основоположником Г. был Аристипп. |
ГЕДРОСИЯ - др. назв. совр. Белуджистана. Греки познакомились с Г. - пустынным плато внутри области на высоте 1000 м над уровнем моря, - когда Александр Македонский совершал утомительный обратный марш из Азии. Флотоводец Александра Македонского Неарх составил отчет о своей поездке вдоль негостеприимного побережья Г. Область была заселена большей частью кочевниками дравидского происхождения (совр. brahui), которые лишь в средние века были покорены иран. белуджами. |
ГЕЙЗЕРИХ (Geiserich), вождь вандалов и аланов (428 - 477). В 429 организовал сев.-афр. поход части племени, продвинувшегося под руководством его брата Гундериха до Юж. Испании. Первоначально рим. федерат, Г. после занятия Карфагена в 439 основал суверенное государство, которое было признано Западной Римской империей (442) и в мирном договоре с Византией (474). В 455 Г. разграбил Рим, затем завоевал те части Сев. Африки и острова Зап. Средиземноморья, которые еще принадлежали Риму. В 468 отразил наступление обоих рим. государств. Могущество вандалов на море и создание сев.-афр. государства с чертами раннефеодальной структуры было в первую очередь заслугой Г. |
ГЕЙМАРМЕНЕ (греч. heimarmene - неотвратимая судьба), понятие, введенное в философию Гераклитом, отождествлялось с логосом (всеобщей закономерностью, мировым разумом), позднее было центральным пунктом стоич. философии. |
ГЕЙНЕ - Кристиан Готтлоб (1729 - 1812), специалист по классич. филологии, с 1763 профессор в Гёттингене. Его деятельность в качестве секретаря Научного общества была решающей для его дальнейшей жизни. В качестве библиотекаря он принес университетской библиотеке славу, в продолжение своей успешной педагогич. деятельности способствовал престижу Гёттингена в области филологии. Г. стремился рассматривать античную культуру в ее историч. развитии. Его сочинения включали в себя все области древности, особенно мифологию, искусство, историю культуры, и вводили в филологич. обучение т. н. реалии. Благодаря этому Г. стал предтечей науки о древностях Ф. А. Вольфа и А. Бека. К его слушателям принадлежали братья Гумбольдт и Шлегель. |
ГЕЙСОН (греч. geison), верхний карниз, выступающая часть балочной конструкции (горизонтальный Г.), которая на лицевой стороне здания может соединяться с наклонным Г., обрамляющим сверху фронтон. |
ГЕКАТА (греч. Hekate, лат. Hecate), дочь титана Перса, божество карийского происхождения, чей культ распространился в Греции, особенно среди простого народа. В «Теогонии» Гесиода - богиня всеобъемлющей власти, готовая оказать помощь. Она считалась богиней колдунов и привидений, которые наводили ужас по ночам, скиталась в сопровождении собак и призраков. Г. была признана богиней луны, держалась в местах погребений и на перекрестках (отсюда греч. Trioditis, лат. Trivia - богиня на распутье); стала отождествляться с Артемидой и богиней подземного царства Персефоной. Ей приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи. |
ГЕКАТЕЙ МИЛЕТСКИЙ (греч. Hekataios), греч. логограф кон. 6 в. до н. э. Добротные материалы наблюдений, основательные познания, накопл. в продолжительных путешествиях, равно как и глубокие знания жизни чужеземных народов и их обычаев, позволили Г. М. создать историч. труды и приобрести компетентность в политич. деятельности, особенно во время ионийского восстания, в котором Г. М. принимал участие как один из руководителей. Он написал «Кругосветные путешествия» (описание стран Европы и Азии) и 4 книги «Генеалогий» (в которых изложена генеалогия благородных греч. родов). В своих историч. сочинениях Г. М. широко использовал мифы, легенды и сказки, часть из которых он переделал. Г. М. оказал влияние на Геродота (взаимосвязь географии, этнографии и истории). Г. М. писал на ионийском диалекте. |
ГЕКАТОМБА (от греч. hekaton - сто), жертвоприношение сотни быков, а также всякое большое жертвоприношение по праздникам. |
ГЕКАТОМПЕДОН (греч. Hekatompedon - здание длиной в 100 футов). Назв. с уверенностью можно связать лишь с вост. целлой Парфенона, но оно может быть отнесено и к др. храму Афины в Акрополе, разруш. во время Персидских войн. |
ГЕКАТОМПИЛ - город к В. от Тегерана, основанный Селевком I Никатором, позднее - столица Парфянского царства (сер. 3 в. до н. э.). |
ГЕКАТОНХЕЙРЫ (греч. сторукие), трое сыновей Урана и Геи: Бриарей, Гий и Котт, сторукие и пятидесятиглавые гиганты. Закованные своим отцом и сосланные под землю, помогли Зевсу в борьбе с титанами и сторожили последних в Тартаре после победы Зевса. |
ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametron, от hex - шесть и metron - мера), стих, состоящий «из шести стоп». В дактилич. Г. вместо отдельных дактилей могут стоять спондеи (редко в пятой стопе), последняя стопа - либо спондей, либо трохей (например, у Овидия: «Amores», 1, 9, 1; Militat omais amans, et habet sua castra Cupido, наиболее частыми цезурами являются пентемимер и гефтемимер. В буколиках часто появляется после неизменного четвертого дактиля («буколич.») диэреза. Изредка в античной, чаще в ср.-лат. поэзии встречается леонинский Г., при котором два слога перед пентемимером рифмуются с окончанием стиха. Г. - наиболее др. античный стих (возник во 2-м тыс. до н. э., художественно оформлен уже у Гомера), использовался преим. в стихах героич. эпоса (Гомер, Вергилий) - поэтому называется также эпич. или героич., - а также в дидактич. поэзии (Гесиод, Лукреций). В нем. литературе подражания у Ф. Г. Клопштока, И. Г. Фосса, И. В. Гёте и других. |
ГЕКТОР (греч. Hektor, лат, Hector), в греч. легендах первенец и самый выдающийся из сыновей троянского царя Приама и Гекубы, муж Андромахи, отец Астианакта. Предводитель в Троянской войне, герой троянцев, нанес большой урон грекам, их лагерю и кораблям, убил в поединке Патрокла. Впоследствии погиб в единоборстве с Ахиллом, мстившим ему за убийство Патрокла, который был его другом. Ахилл привязал труп Г. к колеснице и волочил вокруг лагеря. Тронув Ахилла своими мольбами, старый отец Г. смог забрать тело сына для погребения. Пластика А. Кановы, Б. Торвальдсена, И. Данекера, стихотворение Ф. Шиллера («Прощание Гектора»). |
ГЕКУБА - Гекаба (греч. Hekabe, лат. Hecuba), в греч. сказаниях жена троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Гелена, Кассандры и др. Пережила при разрушении Трои смерть всех близких и стала рабыней у Одиссея. Она ослепила Полиместора, убийцу своего младшего сына Полидора. В конце концов была превращена в собаку. Погибла при переправе через Геллеспонт (Дарданеллы). Драма Еврипида. |
ГЕЛА - дорийская (родосско-критская) колония, основанная ок. 690 до н. э. на юж. побережье Сицилии; затем называлась Терранова (итал.), с 1928 вновь Г. |
ГЕЛАСИЙ (лат. Gelasias), папа римский - 492 - 496, защитник верховенства римско-католич. церкви над вост. патриаршеством. Поставил церковь над государством (теория обоюдоострого меча). Боролся с языч. течениями в аристократии Рима. |
ГЕЛЕН (греч. Helenos), сын троянского царя Приама и Гекубы, обладал пророч. даром; будучи пленником Неоптолема, после его смерти женился на Андромахе. Г. обосновался в Эпире и гостеприимно принял Энея во время его путешествия. |
ГЕЛИАДЫ (греч.), дочери бога солнца Гелиоса и Климены, глубоко опечаленные смертью своего брата Фаэтона, превратились в тополя, а их слезы - в янтарь. |
ГЕЛИКОН (греч. Helikon, лат. Helicon), горы ср. высоты в Зап. Беотии (до 1748 м над уровнем моря), место пребывания муз, которые поэтому назывались также геликониадами. На Г. от удара копытом Пегаса возник источник Иппокрена, в котором купались музы. Здесь Беотийским союзом и Феспиями проводились празднества в честь муз (museia). В долине Аскры (Долине муз) с 1882 проводились раскопки ионич. храмов, театра, колонных залов. |
ГЕЛИОГАБАЛ (от сирийск. позднеантичного Heliogabalus - бог солнца), лат. побочная форма от Элагабала - имени рим. императора. |
ГЕЛИОДОР (греч. Heliodoros, лат. Heliodorus), греч. романист из Эмесы (Сирия) 3 или 4 в. Построенный на основе увлекательного сюжета, широко распространенный в древности и в эпоху Византии роман назидательного характера «Эфиопика» («Эфиопские приключения») рассказывает о том, как попавшая в Дельфы и выросшая там эфиоп, царевна Хариклия со своим возлюбленным Феагеном после приключений и опасностей пути вернулась на родину к своим родителям, где влюбленные вступили в брак. Это произведение, отличающееся искусной композицией, оказало большое влияние на роман нового времени (Т. Тассо, М. Сервантес, П. Кальдерой, мадемуазель Скюдери). |
ГЕЛИОПОЛЬ (греч. Heliopolis), др. г. Баальбек в Ливане. В эпоху эллинизма получил назв. «Г.». |
ГЕЛИОС (греч. Helios - солнце), у греков юный, лучезарный и могучий бог солнца (лат. Sol), сын титана Гипериона и Тейи, поэтому и сам он именовался титаном или Гиперионом («живущим в высоте»). Сестрами Г. были Эос и Селена. Его дети - Ээт, Кирка, Пасифая. По представлениям греков, Г. на солнечной колеснице, запряж. огненными конями (обычно четырьмя), ежедневно объезжает небо, начиная свой путь от Океана. Ночью он возвращается обратно в золотой чаше. Его сын, Фаэтон, погиб, управляя солнечной колесницей. Пасшиеся на о. Тринакрия солнечные быки Г. были убиты спутниками Одиссея. Г. призывали в свидетели клятвы, т. к. считали, что он все видит и все слышит. Г. часто изображался в солнечной короне. Греки классич. эпохи воспринимали культ солнца как чуждый. Стоя видела в солнце высшего управителя вселенной. Под влиянием вост. астрологии у греков развился культ солнца, и Г., который и раньше был предметом поклонения на о. Родос (Колосс Родосский), стал почитаться всей Грецией. Теология и культ солнца играли в античных обществ, утопиях значительную роль. |
ГЕЛИЭЯ (греч. Heliaia - солнечное место собраний). 1. Созданный Солоном народный суд в Афинах. Судьей мог быть любой афинский гражданин, не менее 30 лет от роду, с безупречной репутацией. С сер. 5 в. до н. э. из среды граждан избиралось 6000 гелиастов, т. е. народных судей, которые за свою деятельность получали содержание в размере 2, позднее 3 оболов в день. Смотря по важности дела, судейские заседатели избирались жребием по 201, 401 и 501, в особо важных уголовных процессах - 1001, 1501 или 2001 судье. В исключительных случаях все 6000 гелиастов образовывали судебную палату. Перед обсуждением дела гелиасты приводились к присяге (клятва обязывала к справедливости и соблюдению закона). После заслушивания сторон выносился приговор путем тайного голосования без дебатов. Народные суды ценились в Афинах как высшее достижение демократии. 2. Помещение для проведения народного суда. 3. Народное собрание в дорийских районах. |
ГЕЛЛА (греч. Helle), по греч. сказаниям, сестра Фрикса. Море, в котором утонула Г., получило ее имя - Геллеспонт (др.-греч. назв. Дарданелл.) |
ГЕЛЛАНИК (греч. Hellanikos), писатель из Митилены, 5 в. до н. э. В тесном контакте с Гекатеем занимался преим. мифологией. Упорядочил собрание и описание греч. сказаний, которые систематизировал по генеалогич., этнографич. и хронологич. принципу. Подвергался критике со стороны позднейших греч. историков за некритичность в изложении материала и ряд ошибок. |
ГЕЛЛЕСПОНТ (греч. Hellespont, лат. Hellespontus), длинный узкий пролив (совр. Дарданеллы) между М. Азией и Херсонесом Фракийским, соединяющий Мраморное м. с Эгейским. Считался афинянами несчастливым местом после битвы при Эгоспотамах. О Г. упоминается в легендах о Фриксе и Гелле, а также о Геро и Леандре. |
ГЕЛЛИЙ - Авл (Gellius Aulus), рим. писатель, живший в Риме, род. ок. 130. В результате прилежной работы в Афинах составил собрание трудов в 20 книгах «Аттические ночи» («Noctes atticae»). В этих книгах в форме непринужденных бесед и поучений изложены материалы из различных областей науки (история литературы и языка, философия, мифология, история). Сочетая научность и развлекательность, автор стремился содействовать использованию научных достижений в интересах всеобщего образования. Труды Г. представляют весьма большую ценность, т. к. в них содержатся многочисл. выписки и цитаты из утрач. произведений античности. |
ГЕЛОН - руководитель всадников, ставший в 491 до н. э. тираном Гелы (в Сицилии). В 488 - 487 был победителем в соревнованиях на колесницах в Олимпии. В 485 изгнанные из Сиракуз аристократы (геоморы) попросили его о помощи. Г. не только оказал помощь, но и завоевал Сиракузы, установив там тиранию. В 480 он одержал победу при Гимере над продвинувшимися на В. карфагенянами. Г. умер в 478. Известен как один из могуществ. греч. тиранов. Наследником Г. стал его брат Гиерон I. |
ГЕЛЬВЕТЫ - кельтский народ. Первоначально занимали терр. между Майном, Неккаром и Альпами, ко времени походов кимвров продвинулись вместе с тигуринами в Галлию. В 107 до н. э. Г. разбили римлян под командованием Л. Кассия Лонгина, затем осели между Женевским и Боденским оз. В 58 до н. э. Г. вторглись в Юж. Галлию, вызвав общее замешательство в Риме. Цезарь вынудил их возвратиться обратно. С этого времени область Г. развивалась в качестве пограничного бастиона против германцев (основание колонии Невиодунум, совр. Нион, и г. Авентикум, совр. Аванш, Швейцария). Ко времени Флавиев Г. были романизированы, их имя со 2 в. н. э. больше не упоминается. В 259 страна была опустошена алеманнами, вновь укреплена Диоклетианом, в 455 С. достался алеманнам, Ю. и З. - бургундам (граница между обоими племенами определена до наст, времени языковой границей между франц. и нем. Швейцарией). В наст, время Гельвеция - латинизированное наименование Швейцарии. |
ГЁЛЬДЕРЛИН - Фридрих (1770 - 1843), поэт позднего классицизма. Получил в Тюбингене основательные знания по античной культуре. На его представление о греках оказал влияние И. Винкельман. Ранняя лирика, героич. гимны и элегии Г., на которых учились Клопшток и Шиллер, воспевали античность и оплакивали гибель этого золотого века. Возрождение античной формы оды отражает стремление Г. к простоте, которая должна постоянно сочетаться с возвыш. содержанием. «Отечественные песни» рисуют идеальный образ Германии как возрожденной Др. Греции. В антико-мифологич. картинах (культ Диониса) Г. выражает стремление человека к воссоединению с природой и с богами. Роман в письмах «Гиперион» (1797 - 1799) отражает переживания юного грека, навеянные ландшафтом и античным искусством, из которых юноша черпает силы для борьбы за свободу и любовь. Разочаровавшись в жизни, герой находит мир и утешение в божеств, природе, воплощенной в Диотиме. Фрагмент драмы «Смерть Эмпедокла» изображает любимца богов, который становится добычей Гибриса и в качестве жертвы искупления добровольно идет на смерть. Смерть Диониса расценивается как высшее утверждение жизни, ибо она сохраняет красоту и достоинство. Переводы Софокла, сделанные Г. («Эдип - тиран», «Антигона») сохранили свое значение до наст, времени (воссозданы Г. Мюллером и Б. Брехтом). |
ГЕМИН (греч. Geminos), математик-стоик 2-й пол. 1 в. до н. э. систематизировал математич. дисциплины. Сохранилось им самим составл. извлечение из его комментария к сочинению Посидония «Elementa astromomiae». В 15 - 16-й главах этого комментария дано описание размеров и протяженности обитаемой Земли, по Эратосфену. |
ГЕМИЭПЕС (греч. hemiepes - половина эпич. стиха), первая часть дактилич. гекзаметра до цезуры в третьей стопе стиха: например, Вергилий, Энеида, 1,1:Anna virumque саno). |
ГЕММА (лат. gemma - глазок, почка на виноградной лозе), драгоц. или полудрагоц. камень с врезанным (инталия) или выступающим (камея) изображением мифологич. или бытовых сцен. В Греции глиптика не ограничивалась жировиком и другими мягкими материалами, использовавшимися в микенское время, она активно развивалась в 5 в. до н. э. и достигла определ. успехов (Г. Дексамена). Благодаря потребности эллинистич. бюрократии в печатях вост. типа Г. получили необычайно широкое распространение в эллинистич. период. Число мастеров сильно возросло, почти 85 % использовали халцедон, а с 4 в. до н. э. также и другие благородные камни - берилл, хризопраз и т. д. Этруски редко импортировали греч. Г., они создавали собств. формы из мягких материалов. Римляне с 1-го столетия Империи развили глиптику до высшей ступени в камеях из горного хрусталя и агата. Высокой степени мастерства они достигли при обработке изумруда и сапфира. Подделки из дешевого стекла были довольно многочисл., но почти все они были старательно обработаны. Новым стимулом к развитию глиптики послужило ок. 200 изготовление христианских эмблем (голубь, рыба, якорь, крест). Г. использовались не только для печатей, но также в качестве амулетов, чему способствовала вера в магич. силу драгоц. камней. В эпоху Возрождения началось коллекционирование Г. Известны десятки тысяч Г. Гуманисты носили их в перстнях, причем новые мастера учились на античных оригиналах. Еще во времена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто использовались как наглядный материал по античному искусству. |
ГЕМОН (греч. Haimon, лат. Haemon), в греч. сказаниях сын Креонта, царя Фив. Пытался (по версии «Антигоны» Софокла) освободить свою невесту Антигону, заживо замурованную Креонтом. Найдя ее мертвой, покончил жизнь самоубийством. |
ГЕМУС (фрак., греч., лат. Haemus), болг. Стара-Планина, тюрк. Балканы, горная цепь между Тимоком (приток Дуная) и Черным м., четко выраж. водораздел Балканского полуострова, в эпоху античности Г. был населен фракийцами (по Фукидиду). |
ГЕНДЕКАСИЛЛАБ (греч., лат. Hendekasyllabus - одиннадцатисложный), также фалекей (по имени применявшего его эллинистич. поэта Фалека). Образованный из гликонея с последующим бакхием одиннадцатисложный стих: (например, Катулл I, 1:Сui dono lepidum novum libellum?). Г. встречается уже у Сапфо, неотериками Г. введен в рим. поэмы и утвердился там до позднейшего времени (Пруденций и другие). |
ГЕНДЕЛЬ - Георг Фридрих (нем. Handel) (1685 - 1759), нем. композитор. Оживил итал. роскошную оперу переливающейся через край полнотой мелодии, которая могла выражать различные движения души. Материал, часто значительные события античной истории («Юлий Цезарь», 1724; «Ксеркс», 1738) или эпизоды из мифов («Деидамия», 1741), соответствовали вкусам эпохи по великолепию и экзотичности. Для своих ораторий Г. избирал по возможности также античные темы («Семела», 1743; «Геркулес», 1744; «Иуда Маккавей», 1747). Хор выступает здесь не только участником, но также идеальным зрителем, задуманным по античному образцу. Простыми музыкальными средствами Г. показывал в мощных страстях мифич. героев человеч. чувства, заблуждения и героич. характеры. |
ГЕНЕЛЕЙ - греч. скульптор, творивший в сер. 6 в. до н. э. на о. Самос. Создатель найденной там скульптурной группы из 6 фигур на общем постаменте, посвящ. Гере. Сохранились сидящая фигура с надписью Г., лежащая - с посвятительной надписью и две стоящие, одна из которых обозначается на подписи как Ornithe. Хранится в Государственных музеях в Берлине. рис. Группа Генелея (реконструкция). |
ГЕНИЙ (лат. Genius), у римлян первоначально сверхъестеств. существо, олицетворяющее мужскую силу, жизненную силу, затем спутник и дух-покровитель мужчин вообще и каждого отдельного мужчины в частности (женщинам покровительствовала Юнона), защитник семьи, дома, общины, города и государства (G. populi Romani). Были распространены клятвы Г. главы семьи. В культе времен Империи большую роль играл Г. императора (клятва Г. императора). Отдельные области имели своих Г. (G. loci). День рождения римлянина считался праздником его Г. Символ Г. - змея. В искусстве Г. изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). От лат. термина произошло совр. значение слова. |
ГЕНУЯ - др. лигурийский торговый город; в 222 до н. э. был занят римлянами; во 2-й Пунической войне разрушен карфагенянами Магона; после войны был вновь отстроен римлянами как важнейший город пров. Цизальпинская Галлия (Gallia Cisalpina). В 539 н. э. город был завоеван бургундами, а в 670 - лангобардами. |
ГЕОГРАФИЯ (греч. землеописание, сведения о Земле). Задолго до возникновения научной Г. некоторые ее вопросы занимали определ. место в миф. воззрениях греков. В гомеровские и послегомеровские времена греки представляли себе Землю в виде круглого диска, омываемого со всех сторон Океаном. Горизонт гомеровской «Одиссеи» достигал Сицилии и Юж. Италии. В легендах об аргонавтах нашли отражение знания греков о районах вплоть до Черного м. Сказания о Геракле (Атлас, Геркулесовы столбы, сады Гесперид) и эпос об аримаспах Аристия из Проконесса свидетельствовали о знакомстве с Атлантическим ок. и областями на С. и В. Черного м. Финикийская и греч. колонизация побережья Средиземного м., торговые связи и, позднее, знакомство греков с простиравшимся до самой Индии Персидским царством были предпосылками для составления карты мира Анаксимандром (ок. 550 до н. э.), а также для труда Гекатея Милетского (ок. 500) «Описание Земли» («Ges periodos») с картой, в котором гл. место уделено этнографии. Последователь Гекатея Геродот (5 в. до н. э.) сам предпринял дальние путешествия (в его историч. труде имеются многочисл. этнографо-географич. экскурсы). В двух книгах по Г. своего историч. труда Эфор (350) поместил восходящую к Демокриту карту ойкумены (греч. oikumene - обитаемая земля) в виде прямоугольника, границы которого заселены кельтами, скифами, индийцами и эфиопами. Некоторый прогресс в Г. означало восходящее к Пармениду учение о зонах Евдокса Книдского (4 в. до н. э.), который по наклону солнечных лучей в различных точках Земли установил неск. различных «климатов». Евдокс Книдский первым рассчитал также размеры Земли, исходя из высказанного Парменидом утверждения о шарообразности Земли. Как и большинство географов, он поместил обитаемую землю к Сот экватора, Африку представлял простирающейся до юж. полушария. Наряду с вопросом о положении ойкумены на земном шаре обсуждалась и другая проблема, связанная с шарообразностью Земли: охватывает ли Океан Землю (так, Аристотель отделил Испанию от Индии лишь узким морем и тем самым вдохновил Колумба к открытию Америки) или, наоборот, Земля окружена Океаном. Др. представление о т. н. диафрагме, разделительной широтной линии, образованной Гибралтарским прол. - Средиземным и Черным морями - р. Риони, было уточнено Дикеархом (ок. 300 до н. э.) при помощи воображаемой линии Гибралтар - Сардиния - Сицилия - Пелопоннес - Родос - Тавр - Гималаи. Ему также принадлежит определение меридиана по линии Дон - Нил и математич. расчеты высоты гор. Новому обогащению географич. знаний способствовали походы Александра Македонского на В., а также плавание Пифея из Массалии на европ. С. и С.-З. (4 в. до н. э.). Это расширило горизонт греков от Ирландии на З. до Передней Индии на В. Эратосфен (3 в. до н. э.), обработавший эти новые данные, создал термин «Г.» и положил начало собственно научной Г., считая разработку карт гл. ее задачей, на второе место ставя чисто лит. изложение. Благодаря этому географич. литература разделилась на две ветви. Литературная Г. с акцентом на этнографию получила развитие в трудах Полибия, Посидония и Страбона. У Полибия появился термин «хорография» (греч. сведения о странах), римляне стали называть этим термином свои географич. труды. К этому направлению принадлежали позже Тацит, Аммиан Марцеллин и Прокопий Кесарийский. Другое направление было представлено Гиппархом из Никеи (2 в.), который, исходя из взглядов Эратосфена, разрабатывал определения географич. координат на основе астрономич. параметров. Карта мира Агриппы (ум. в 12 в. до н. э.) основывалась на данных Эратосфена и тех сведениях, которые содержались в рим. итинерариях. Благодаря этому Плиний Старший (ум. в 79 н. э.) смог применить сведения, добытые в ходе рим. завоеваний в Зап. и Центр. Европе, в своей «Естественной истории». Приверженцами научной Г. во 2 в. были Марин Тирский, который впервые применил учение Гиппарха, выполнив карту Земли в цилиндрич. проекции, а также Клавдий Птолемей, использовавший эту систему, а гакже конич. проекцию, став, т. о., предшественником Меркатора. Птолемей представлял собой высший этап античной Г. Его географич. карта охватила на З. - Ирландию, на С. - Скандинавию (которая тогда считалась островом), на Ю. - оз. Чад и на В. - Китай. Практич. ценность имели итинерарии, предпосланные картам. Другие жанры географич. литературы составили описания побережья (Periploi), перечисления гаваней (прообраз Ср.-век. Portulanes), отчеты о путешествиях (Peri(h)egesen), а также спец. сочинения о географич. явлениях. Ничего общего с ними не имеет «Expositio totius mundi» - античная экономич. Г. (4 в.). После Птолемея античная Г. пришла в упадок. Такие труды, как «География» Страбона, больше не цитировались по первоисточнику, их место заняли компилятивные сборники. Большинство отцов церкви выступало против теории о шарообразности Земли. «Христианская топография» александрийского купца Космы Индикоплова (6 в.) заменила птолемеевские представления библейскими. Широкое распространение вплоть до средневековья получила поэма Дионисия Периегета (2 в.) с ее скудными географич. познаниями и ее лат. перевод. От византийского времени сохранились подборки для нужд управления, списки епископств и использованный еще Константином Багрянородным (10 в.) «Путеводитель» («Synekdemos») Гиерокла (6 в.). С другой стороны, заслугой византийцев являются изготовл. в 9 в. копии сочинений Страбона, Птолемея и сборника небольших географич. произведений античности, которые позже на лат. Западе заложили основу географич. Ренессанса. Учение о шарообразности Земли в Византии представляли Михаил Пселл (11 в.) и Никифор Блеммид (13 в.). |
ГЕОГРАФ РАВЕННЫ (лат. Geographus Ravennas), житель Равенны, анонимный составитель «Космографии» (ок. 700 или 800), в которой перечисляются наименования приблизительно 5300 географич. пунктов. Труд начинается с деления Земли, затем следует описание Азии, Африки и Европы, куда включены описания плаваний вдоль берегов Средиземного м., европ. побережья Атлантики и Северного м. К груду приложена карта дорог, напоминающая Певтингерову таблицу. |
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ - В эпоху эллинизма инструментарий землемера достиг высокого уровня развития. В его арсенале, кроме диоптры и доставшегося в наследство от прежних времен гномона, имелись грома и хоробат - точный инструмент для визирования. Грома предназначалась для того, чтобы в заданной точке местности по положению солнца провести линию С. - Ю., восстановить по ней линию В. - З. и построить к обеим линиям параллели. рис. Хоробат высокоточный визировальный инструмент со встроенным водяным уровнем для нивелировки и определения уклона (длина 6 м; реконструкция по Витрувию). |
ГЕОЛОГИЯ - Уже ионийские натурфилософы имели схематич. представления о строении Земли. Так, Анаксимен считал, что непрерывное сгущение воздуха образует такой ряд явлений: воздух - ветер - облака - вода - земля - камень. Действующими в Г. силами считались силы разрушения (вода и ветер), сформировалось представление о подъеме и опускании значит, земных поверхностей и участков моря (Ксенофан из Колофона ок. 530 до н. э. в своем труде «Окаменения»). Платон вернулся к исследованию строения Земли, рассмотрев геологи ч. историю Аттики. Он развил теорию камнеобразования, включая металлогенез. Над этой теорией работал Аристотель, но существенно ее не изменил. Не внесли в развитие Г. ничего принципиально нового и римляне. В поздней античности христианские воззрения о неизменяемости земного творения, разумеется, не могли способствовать развитию Г. |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - способ художеств, украшения керамики, металлич. изделий и статуэток, который предполагал изображение орнамента и фигур в виде геометрич. форм. Был распространен в раннегреч. эпоху с 11 до 8 в. до н. э. (11 - 10 вв. до н. э. - протогеометрич. период) и культуре Вилланострова на Апеннинском полуострове с кон. 2-го тыс. до 8 - 7 вв. до н. э. Множество ваз с геометрич. орнаментом обнаружено в афинском некрополе той эпохи - Керамике. Наряду с богатой орнаментацией появляются первые изображения животных и людей, в 8 в. до н. э. - разнообразные бытовые сцены (захоронения, картины битв, мор. походов, мифологич. сюжеты, например кораблекрушение Одиссея). |
ГЕОМЕТРИЯ (греч. измерение Земли), представляла часть математики. |
ГЕОМОРЫ (греч. землевладелец), в Сиракузах и на о. Самос др. аристократы, крупные земельные собственники; в Аттике - слой мелких крестьян, которые вместе с демиургами (ремесленниками) составляли класс мелких производителей. |
ГЕОПОНИКА - назв. ранневизант. сочинения по сельскому хозяйству (ок. 950), представляющего главным образом выписки из не сохранившейся до наших дней энциклопедии Кассиана Басса (ок. 550). Наряду с изложением простонародных суеверий Г. сообщает интересные сведения о теплицах для цитрусовых, о масличных культурах, виноградарстве в Вифинии (меньше о полевом хозяйстве) и о разведении скота. Сочинение отражает трудности, в борьбе с которыми прокладывало себе путь рациональное сельское хозяйство. |
ГЕПИДЫ - вост.-герм, племя (первоначально часть готов), которое во 2 в. сохранило прежние места обитания и развилось в самостоятельный народ. Около 270 Г. при короле Фастиде переместились к границам рим. пров. Дакия. Ок. 400 были покорены гуннами. Г. выступали на стороне гуннов против войск Западной Римской империи в битве на Каталаунских полях в 451. После смерти Аттилы (453) Г. успешно боролись под руководством короля Ардариха против сыновей Аттилы, поселились к В. от Тиссы и в качестве федератов заключили договор с императором Марцианом. В 567 государство Г. было покорено лангобардами и аварами. Остатки Г. в 9 в. были одним из элементов формирования венг. народности. |