Словарь античности
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕР"-"ФИМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕР"-"ФИМ")

ФЕРМ

ФЕРМ - поселение в Этолии, недалеко от святилища Аполлона. Располож. там мегарон, построенный в 900 до н. э., относится к самым др. греч. храмам. От строений 7 в. до н. э. в числе прочих сохранились фрагменты расписных глиняных метоп.

ФЕРМОПИЛЫ

ФЕРМОПИЛЫ (греч. теплые ворота), ущелье в Центральной Греции, южнее г. Ламия, между горным отрогом Каллидром и юж. болотистым побережьем Малийского зал., дл. 7 км. Свое назв. ущелье получило благодаря горячим серным источникам, бьющим в самых узких местах («воротах»), перекрыв которые можно было закрыть проход в Центральную Грецию. Ф. - важный стратегич. пункт между Фессалией и Центральной Грецией. В 480 до н. э. греки во главе с Леонидом в течение неск. дней мужественно защищали Ф. от персов, которые в конечном счете окружили их и, сломив последнее сопротивление греков, продвинулись до Афин. В 191 до н. э. римляне разгромили здесь Ангиоха III. В наст, время ущелье не существует: оно было уничтожено в результате четырехкилометрового наноса р. Сперхей.

ФЕРОН

ФЕРОН (540/530-472 до н. э.), с 488 тиран Акраганта. После захвата им г. Гимера Акрагант становится процветающим торговым центром Сицилии. В 480 Ф. с помощью Гелона удается защитить Гимеру от карфагенян. При дворе Ф. жили Пиндар и Симонид.

ФЕРОНИЯ

ФЕРОНИЯ (лат. Feronia), древнеиталийская богиня, предположительно этрусского происхождения (возможно, сабинского), богиня зерна и исцеления; ей был посвящен храм на Марсовом поле в Риме; в храме Ф. у Таррацины отпускались на волю рабы.

ФЕСМОФЕТЫ

ФЕСМОФЕТЫ (греч. законодатели). В Афинах в 7 в. до н. э. были введены дополнительно к трем еще шесть архонтов, которые давали консультации по правовым вопросам и вели уголовные дела. Начиная с Солона и учреждения суда присяжных, Ф. считались высшей инстанцией по всем открытым судебным процессам по делам, связанным с обвинением в уголовном преступлении, по проверке кандидатов на государств, должности, по контролю за гражданскими списками и по предоставлению гражданских прав, а также по проверке решений и законопроектов согласно действующим законам. После ограничения в 462 до н. э. полномочий ареопага Ф. оставались высшим судебным органом, который в дополнение к своим прямым обязанностям занимался хранением судебных актов и законов.

ФЕСМОФОРИИ

ФЕСМОФОРИИ - один из самых распростран. в Др. Греции праздников в честь Деметры и Персефоны, отмечался осенью в посевную пору женщинами. Во время Ф. совершались ритуалы, которые будто бы способствовали плодовитости человека и плодородию природы.

ФЕСПИД

ФЕСПИД - грек из Икарии, впервые в 534 до н. э. на Великих Дионисиях использовал наряду с хором актера-декламатора, создав тем самым аттич. трагедию. Из его произведений остались лишь отдельные фрагменты, да и те вызывают сомнение в подлинности авторства.

ФЕССАЛИЯ

ФЕССАЛИЯ - область на С. - В. Греции, плодородная равнина, окруж. со всех сторон горами, в древности через нее проходили пути проникавших в Грецию различных племен, отсюда частое упоминание Ф. в легендах и мифах. В 10 в. до н. э. заселена фессалами, которые в 6 в. до н. э. подверглись нападению со стороны Персии. Ф. в общем поддерживала добрые отношения с Афинами. В Ф. короткое время находились Алкивиад, Критий, Сократ. Вследствие разногласий в фессалийских полисах в период с 369 по 358 до н. э. власть над областью захватил Александр, тиран Фер, а с 352 до н. э. Ф. находилась под протекторатом Македонии. После битвы при Киноскефалах (197 до н. э.) она попала под власть Рима, а с 27 до н. э. входила в состав пров. Ахайя.

ФЕССАЛОНИКИ

ФЕССАЛОНИКИ (Thessaloniki), город-порт в Македонии, основан Кассандром в 315 до н. э. в честь своей супруги, был сильно укреплен; после 146-резиденция рим. наместника, в нач. 4 в. - резиденция императора Галерия. Архитектурные памятники: Триумфальная арка Галерия (4 в.), церкви, например Софийская церковь, базилика св. Дмитрия (визант. период).

ФЕСТ

ФЕСТ - 1. Секст Помпей (лат. Festus), рим. грамматик и антиквар 2 в. н. э. Он сделал извлечения из труда Веррия Флакка «De verborum significatu» - словаря рим. древностей с объяснением слов времен Августа. Часть извлечений сохранилась, но в большинстве случаев - в повторных выписках Павла Диакона кон. 8 в.

2. место, располож. на Ю. Крита, считается одним из наиболее знаменитых поселений минойского Крита. Фестский дворец в период культуры др. дворцов (2000-1700 до н. э.) был, вероятно, политич. и экономич. центром острова и только к позднедворцостровой эпохе (1700-1375 до н. э.) был вытестен в этой роли Кноссом. Подобно Кносскому дворцу, в Фестском дворце жилые, культовые и хозяйств, помещения расположены вокруг гл. двора. Среди находок наиболее значительны письм. свидетельства, выполн. линейным письмом А, и Фестский диск.

ФЕСТСКИЙ ДИСК

ФЕСТСКИЙ ДИСК - круглый диск из обожж. глины диаметром 16 см, датируемый 17 в. до н. э. (найденный в 1908 в Фесте), на обеих сторонах посредством штемпеля вдавлены иероглифообразные знаки, располож. в форме спирали. Расшифровку Ф. д., который часто рассматривается как предшественник типографского шрифта, до сих пор произвести не удалось.

Фестский диск

рис. Фестский диск.

ФЕСЦЕННИНЫ

ФЕСЦЕННИНЫ (лат., вероятно, от южно-этрус. города Fescennium), народная италийская шуточная песня, исполнявшаяся попеременно на свадьбах и праздниках урожаев, иногда носила непристойный характер, кроме того, шутливые стихи во время триумфальных шествий. Со времен Августа Ф. были собирательным назв. шуточной поэзии.

ФЕТИДА

ФЕТИДА (Thetis), мор. нимфа, дочь Нерея. Чтобы избежать брака с Пелеем, изменяла свою внешность, но не всегда удачно и в конце концов стала его женой. Существует и такая версия: Зевс, добивавшийся руки Ф., уступил ее Пелею, т. к., согласно предсказанию Фемиды, сын Ф. и Зевса должен был стать сильнее отца. От Пелея Ф. имела сына Ахилла, которого сделала почти неуязвимым и о котором постоянно заботилась, даже после своего возвращения в море.

ФЕТРОВЩИК

ФЕТРОВЩИК - Греч, авторы не описывают работы Ф., однако упоминают окрашенные изделия из фетра и войлока: шляпы, одеяла, вкладыши щитов и шлемов, а также щелочи для изготовления фетра, в числе составных частей которых в рим. время был уксус. Рим. фетр (Ф. centonarii) производился из тех же материалов, что и у греков (т. е из трянок, ост атков шерсти, волоса). Мокрые войлочные покрывала использовались для тушения пожаров. Поэтому пожарные назывались «centonarii».

ФЕТЫ

ФЕТЫ - в Афинах малоимущая прослойка граждан (4-й разряд по законам Солона), чей годовой доход от продажи зерна, вина, масла и т. д. составлял менее 200 медимнов в год, в осн. это были ремесленники или малоземельные граждане. После реформ Солона Ф. могли участвовать в народном собрании и избираться в гелиэю, но им запрещалось занимать к.-л. государств, должность. Примерно с 450 до н. э. законом им разрешалось избираться на государств, должности, но практически этот закон не применялся. Ф. служили в легкой пехоте или на флоте гребцами. С ростом военно-мор. мощи Афин растет и политич. значение Ф. Всех свободных граждан, нанимавшихся на работу, также называли Ф.

ФЕЦИАЛЫ

ФЕЦИАЛЫ (лат. Fetiales), в Др. Риме коллегия жрецов, состоящая из 20 членов. В их обязанности входило точное соблюдение принципов международного права (например, объявление войны, заключение договоров, выдача лиц).

ФИАЛА

ФИАЛА (греч.), выполн. из бронзы, благородных металлов или глины чаша для возлияний богам; в алхимии - в форме бутыли, иногда круглый стеклянный сосуд с суженным горлышком, служивший при дистилляции для хранения дистиллированных веществ.

ФИБУЛА

ФИБУЛА (лат. fibula), пряжка для скрепления одежды, состоящая из иглы и скобы, соедин. с помощью шарнира или сделанная из цельной пружинящей спирали. Скоба часто украшалась изображениями (змейками, спиралями). Типология и развитие Ф. дают археологам ценные хронологич. данные о последовательности культур бронзового и железного веков. Известны различные виды фибул, особенно в провинциальных произведениях художеств, ремесла времен Римской империи.

ФИВАИДА

ФИВАИДА - область вокруг Фив в Египте, позже назв. Верхнего Египта.

ФИВЫ

ФИВЫ - 1. Крупнейший город Беотии, у Гомера - «семивратные» Ф. По преданию, основан Кадмом после того, как доиндоевроп. население было вытеснено греками (постройка крепости Кадмеи, 1400 до н. э.). Ф. - место, тесно связанное со многими др.-греч. легендами (Кадм, Эдип, Антигона, Семеро против Фив). Плодородные земли вокруг города являлись гл. причиной появления здесь крупных землевладельцев. В 6 в. до н. э. объединение беотийских городов с Ф. во главе привело к конфликту с Афинами. Битва у Фермопил с персами, а затем союз со Спартой подтвердили неконструктивную внешнеполитич. линию Ф., причиной чему была развернувшаяся борьба между партиями аристократов и демократов. После изг нания спартанцев из Кадмеи (379 до н. э.) Ф. становятся крупным политич. центром, особенно в годы правления Эпаминонда и Пелопида (371 362 до н. э.). В 338 до н. э. Филипп II одерживает победу в битве при Херонее, подчиняет себе Ф. В 335 до н. э., подавляя мятеж, Александр Македонский почти полностью разрушает город; в 316 до н. э. он был возрожден Кассандром; в 146 до н. э. перешел под власть Рима, а при Сулле превращается в небольшой город. В результате археологич. раскопок, которые велись начиная с 1959 в храме Кабиров (божества - покровители земледелия) и на терр. античного города, были найдены развалины дворца микенского периода; к числу находок относятся и глиняные таблички с др. записями.

2. Др.-егип. город, у Гомера «стовратные» Ф., лежал в верховьях Нила, рядом с совр. гг. Карнак и Луксор, в разные времена являлся столицей; центр почитания Амона. В период эллинизма утрачивает значение крупного торгового и политич. центра, становясь при римлянах пограничным с Нубией городом.

ФИГАЛИЯ

ФИГАЛИЯ (лат. Phigalia, Phigaleia), незначительный в историч. отношении город, игравший, однако, заметную роль в Юж. Аркадии. Знаменит своим храмом Аполлона, расположен близ совр. селения Бассы.

ФИГИ

ФИГИ (греч. sykon, лат. ficus). Наряду с оливами и виноградом Ф. принадлежали к важнейшим фруктам, употреблявшимся в античности. При соответствующем уходе фиговое дерево приносило плоды дважды в год (ранние и поздние Ф.). Впервые назв. Ф. встречается у Архилоха с о. Парос (7 в. до н. э.). Фиговое дерево попало в Грецию из Индии. Согласно мифам, Деметра позволила выращивать фиговое дерево в Аттике за оказанное ей гостеприимство. Ф. применялись как лекарств, средство при нарывах и для приготовления пива. Фиговые деревья и виноградная лоза стали в Греции символом жизни. Афиняне считались большими любителями Ф. Из Греции фиговые деревья были завезены в Италию, где во времена Империи известны мн. их виды. Ф. и сегодня - важнейший продукт питания в Средиземноморье.

ФИДИЙ

ФИДИЙ (лат. Phidias), выдающийся др.-греч. скульптор периода высокой классики 5 в. до н. э., современник Мирона и Поликлета. Жизнеописание Ф. носит в достаточной мере легендарный характер (процесс в Афинах, устроенный противниками Перикла якобы из-за утайки золота для статуи Афины; изгнание, смерть в Олимпии) и поэтому не может быть воссоздано с достаточной достоверностью. Он творил во 2-й трети 5 в. до н. э. в Афинах, Дельфах, Олимпии. Будучи другом и помощником Перикла, принимал большое участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона, некоторые скульптуры сделаны ею руками. Он является создателем Афины Промахос на Акрополе (бронзовая статуя высотою ок. 17 м), Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, а также Зевса Олимпийского, представление о котором можно получить только из описаний Павсания или же по изображениям на монетах. Созданную им Афину Лемнию можно видеть в копиях одного из изображений Афины этого времени. О ранних творениях скульптора сохранились лишь лит. свидетельства. Наиболее сильное влияние на потомков оказала его Афина Парфенос; самый монументальный эллинистич. вариант ее сохранился в виде колоссальной статуи из библиотеки в Пергаме (хранится в Античном собрании Государственных музеев Берлина).

ФИЕСТ

ФИЕСТ - Тиест, брат Атрея.

ФИЗИКА

ФИЗИКА (греч. наука о природе). Будучи по своему характеру более синтетич., нежели аналитич. наукой, Ф. др.-греч. и эллинистич. периодов являлась составной частью философии и занималась философской интерпретацией природных явлений. Вследствие этого метод и содержание Ф. носили качественно иной характер, чем возникшая в результате научной революции 16 и 17 вв. классич. Ф. Начинающаяся математизация физич. стороны явлений послужила импульсом к созданию точной научной дисциплины. Однако специфич. физич. метод., который мог привести к формированию Ф. как самостоятельной науки, в античный период еще не сложился. Эксперименты носили спорадич. характер и служили более для демонстрации, нежели для получения физич. фактов. Тексты, относящиеся к физич. явлениям, в лат. или араб, переводах сохранились приблизительно с 5 в. до н. э., б. ч. в позднем переложении. Наиболее важные произведения из области физич. знаний принадлежат Аристотелю, Теофрасту, Евклиду, Архимеду, Герону, Птолемею и Плинию Старшему. История развития Ф. в античный период четко подразделяется на четыре периода. Ионийский период (ок. 600-450 до н. э.). Собств. практич. опыт, а также заимствованный из др. культур привел к возникновению материалистич. идей о сущности и взаимосвязи явлений природы в составе общей науки натурфилософии. Наиболее выдающимися представителями ее были Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, а также Гераклит Эфесский, работы которых содержали довольно скромные, но эмпирически точные научные сведения из области естествознания. Им были известны, например, свойства сжатия и разжижения воздуха, поднятие вверх нагретого воздуха, сила магнитного притяжения и свойства янтаря. Традиции натурфилософии были продолжены Эмпедоклом из Акраганта, доказавшим вещественность воздуха и создавшим теорию элементов. Левкипп и Демокрит обосновали атомистич. учение, согласно которому вся множественность вещей зависит от положения, величины и формы составляющих их атомов в пустом пространстве (вакууме). Противниками натурфилософского направления были пифагорейцы с их представлениями о числе как основе всего сущего. Вместе с тем пифагорейцы ввели в Ф. понятие меры и числа, развили математич. учение о гармонии и положили начало основанным на опытах знаниям о зрительных восприятиях (оптика). Афинский период (ок. 450-300 до н. э.). Ф. продолжала оставаться составной частью философии, хотя в новых обществ, условиях в структуре философских знаний все большее место стало занимать объяснение обществ, явлений. Платон применил свое идеалистич. учение к таким физич. понятиям, как движение и гравитация. Но самым выдающимся представителем философии этого периода был все же Аристотель, который разделял взгляды Платона, но многим физич. явлениям давал материалистич. толкование. Его физич. теории касаются почти всех областей данной науки. Особое значение имеет его теория движения (кинетика), представляющая собой начальную ступень классич. динамики. Ему принадлежат такие значительные труды из области Ф., как «Auscultationes physiсае» («Физика»), «De caelo» («О небе»), «Meteorologiса» («Метеорология»), «De generatione et corruptione» («О возникновении и исчезновении») и «Quaestiones mechanicae» («Вопросы механики»). Аристотель оказал огромное влияние на развитие Ф. Эллинистический период (ок. 300 до н. э. до 150 до н. э.). Физич. познание достигло своего расцвета. Центром Ф. стал Александрийский музей, первый настоящий исследовательский институт. Теперь на первый план выступила математич. интерпретация физич. явлений; одновременно Ф. обратилась к постановке и решению практич. задач. Ф. занимались либо математики (Евклид, Архимед, Птолемей), либо опытные практики и изобретатели (Ктесибий, Филон, Герон). Более тесная связь с практикой приводила к физич. экспериментам; однако эксперимент еще не был основой физич. исследований. Наиболее значительные работы велись в это время в области механики. Архимед обосновал статику и гидростатику с математич. позиций. Ктесибий, Филон Византийский и Герон обращались прежде всего к решению практич. задач, используя при этом механич., гидравлич. и пневматич. явления. В области оптики Евклид развил теорию отражения, Герон вывел доказательство закона рефлексии, Птолемей экспериментальным путем измерил рефракцию. Завершающий период (приблизительно до 600 н. э.). Этот период характеризуется не развитием традиций предшествующих этапов, а стагнацией и начинающимся упадком. Папп Александрийский пытался обобщить достижения в области механики, и лишь некоторые авторы, такие, как Лукреций, Плиний Старший и Витрувий, оставались верными традициям др.-греч. эллинистич. науки.

ФИЗИОГНОМИКА

ФИЗИОГНОМИКА (греч. учение о том, как судить о характере на основании естеств. строения человеч. тела). В отличие от вост. форм Ф. (предсказание будущего), античная Ф., начала которой восходят к 5 в. до н. э., была направлена на определение свойств характера. В Ф. вошли теории, развитые медициной и этнографией (влияние окружающей среды на строение и характер человека, учение о темпераментах, климатологич. теория). Заметны связи Ф. с историч. биографией и характерологич. литературой. В античности оспаривалась научная ценность Ф., которая исходила из гармонии между внешним видом и духовной сущностью, опираясь на представление об идеальных типах. Наиболее важные из сохранившихся текстов по Ф. исходят от псевдо-Аристотеля и эллинистич. ритора Полемона.

ФИЗИОЛОГ

ФИЗИОЛОГ (греч., лат. естествоиспытатель), анонимный труд, появившийся на Переднем Востоке ок. 2-3 вв., представлявший собой раннехристианскую книгу о животных на греч. яз., в 4 в. перевед. на лат. яз. В средневековье широко использовался как учебник по христианской зоологии (собственно животная символика); на основе античных басен о животных дает описание многих (частично мифич.) животных, растений и камней с отсылкой на аллегорич. толкование в христианских учениях (как типов Христа, человека, дьявола и др.). «Ф.» постоянно дополнялся, расширялся и переводился на мн. языки и благодаря символике животного мира имел большое значение для литературы и изобразительного искусства средневековья.

ФИЗИОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ (греч. учение о жизн. процессах), учение о процессах и функциях человеч. организма, которое относилось к теоретич. областям медицины. Первые следы осмысления Ф. как отрасли знаний встречаются ок. 500 до н. э. у Алкмеона Кротонского. Эмпедокл пытался объяснить процесс дыхания. Более обстоятельные физиологич. исследования производились александрийскими врачами. Эрасистрат видел в физиологич. процессах механико-физич. предпосылки. Вершиной античной Ф. является учение Галена, которое до начала нового времени сохраняло свое значение. Основу его Ф. составляло учение Гиппократа и пневматич. теория. Однако объяснение физиологич. процессов носило у Галена в большой степени умозрительный характер, т. к. на основе опытного знания физиологич. процессы еще не могли быть объяснены.

ФИЛА

ФИЛА (греч.), осн. подразделение гражданского коллектива в греч. полисе, по своему происхождению восходит к родовому обществу. Она состояла из неск. фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собств. жрецами, в периоды войны представляла собой воинское подразделение. Число Ф. было различным, в Ионии чаще всего их было четыре, в дорийской области - три. Клисфен заимствовал это назв. для территориального деления Аттики и создал в 508-507 до н. э. десять новых Ф. как административных единиц, причем старым Ф., в которых власть находилась в руках родовой знати, он оставил только религиозные функции. Эти новые Ф. распадались в свою очередь на три триттии (побережье, город и горы) и многочисл. демы. Каждая Ф. посылала в совет 50 членов, пританов, занимавшихся ведением дел в совете на протяжении 1/10 части года.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ

ФИЛАДЕЛЬФИЯ - греч. город в Египте. В поселении, основанном при Птолемее II Филадельфе в Файюмском оазисе, был найден Зенонов архив с сотнями важнейших документов по экономич. и социальной истории егип. хоры сер. 3 в. до н. э.

ФИЛАНТРОПИЯ

ФИЛАНТРОПИЯ (греч. любовь к людям), в 5 в. до н. э. божеств, благосклонность, с 4 в. н. э. всякое благожелательное отношение к человеку. В новое время:

1. индивидуальная благотворительность;

2. буржуазная реформа просвещения в 18 в. (Basedow).

ФИЛЕЙ

ФИЛЕЙ - из Афин (греч. Phileas), географ в 5 в. до н. э. (вероятно, старше Фукидида), последователь древнеионийской школы, автор «Перипла Средиземноморья» (сохранились лишь некоторые фрагменты этого труда).

ФИЛЕЛЬФО

ФИЛЕЛЬФО - Франческо (итал. Filelfo, лат. Philelphus) (1398-1481), итал. гуманист. Как посланник Венецианской республики в 1421-1427 находился в Константинополе. По поручению визант. императора Иоанна II Палеолога посетил турецкого султана, побывал в Венгрии и Польше. За это время он приобрел многочисл. греч. рукописи, которые привез в Италию. Ф. был воинствующим публицистом, писал лат. и греч. стихи, эпиграммы, сатиры, эпос («Sphortias»), застольные беседы, политич., педагогич. и морально-философские сочинения, речи, а также письма (на лат. и греч. яз.), пользовался известностью как переводчик греч. прозаиков на лат. яз.

ФИЛЕМОН

ФИЛЕМОН (род. в 365/360 в Сиракузах, ум. в 264/263 до н. э.), греч. автор комедий, наряду с Менандром выдающийся представитель т. н. новой аттич. комедии, автор 97 драм, из которых известно 60 назв. Три пьесы Ф. переработаны Плавтом в «Меrсаtor» («Купец»), «Trinummus» («Три монеты») и «Моstellaria» («Привидение»). Из остальных известны лишь некоторые фрагменты.

ФИЛЕМОН И БАВКИДА

ФИЛЕМОН И БАВКИДА - в античной мифологии благочестивая супружеская чета из Фригии. В отличие от своих земляков они гостеприимно приняли Зевса и Гермеса, которые под видом странников посетили Землю. Покарав всех жителей потопом, боги исполнили желание Ф. и Б. и сделали их жрецами храма, возникшего на месте их дома. Боги дали им возможность умереть одновременно и превратили их в дуб и липу. Изложение этой легенды в «Метаморфозах» Овидия явилось образцом для мн. произведений литературы и искусства (Гёте, «Фауст», ч. II; идиллии И. Г. Фосса; пародии Свифта; оперы Глюка, Гайдна, Гуно; картины Эльсхеймера, Рубенса, Рембрандта).

ФИЛЕНОРОВЫ ЖЕРТВЕННИКИ

ФИЛЕНОРОВЫ ЖЕРТВЕННИКИ (лат. Arae Philaenorum, совр. Мактар), портовый город на границе между областями Карфагена и Кирены, впоследствии между рим. пров. Африка и Киренаика. Назв. города произошло, очевидно, от имени двух братьев-карфагенян, добровольно принесших себя в жертву стране. Воздвигнутые в их честь огромные погребальные курганы обозначили границу между карфагенск. (позднее лат.) и греч. областями.

ФИЛЕТЕР

ФИЛЕТЕР - командующий крепостью Пергама при диадохе Лисимахе. После битвы при Курупедионе при содействии Селевкидов превратил Пергам в собств. владение. После его смерти в 263/262 до н. э. его племянник Эвмен стал независимым от Селевкидов правителем Пергамского царства и основал династию Атталидов.

ФИЛИГРАНЬ

ФИЛИГРАНЬ - сложнейший вид ювелирной техники. Представляет собой напаянный узор из тонкой нити или шариков из драгоц. металлов. Встречается на некоторых украшениях уже в странах др. Востока. В античности Ф. широко распространилась (отделка посуды, шкатулок, металлич. сундучков, кожаных переплетов).

ФИЛИПП

ФИЛИПП - 1. Марк Юлий Павел Араб (лат. Arabs) (ок. 200-сентябрь 249), рим. император с марта 244, араб по происхождению. В 243 стал преторианским префектом императора Гордиана III и вскоре его преемником. Он заключил мир с персами, сражался в 245-247 на Дунае с готами и другими герм, племенами, а также против мн. узурпаторов. Несмотря на тяжелое внутр. и внешнее положение, 21. 04. 248 устроил пышные торжества в честь тысячелетнего юбилея Рима. Пал в битве с императором Децием под Вероной. Бюст в Пергамон-музее в Берлине.

2. имя македонск. царей.

3. Филипп II, 382-336 до н. э., с 359-регент, ок. 355-царь Македонии, положил основу македонск. господству в Греции и создал предпосылки для учреждения мировой державы своего сына, Александра. По примеру Фив, где он был у Эпаминонда заложником, Ф. реорганизовал македонск. войско, завершил объединение Македонии в единое государство, ввел единую монетную систему. С помощью регулярной боеспособной армии (пехота из крестьян, конница из аристократии) он повел завоевательную внешнюю политику. Завоевав Фракию, Ф. получил золото и серебро и начал чеканку золотых монет (т. н. филиппики), что позволило продолжить захват соседних государств. Начались конфликты с Афинами и их союзниками, фракийскими прибрежными городами, входившими в Афинский морской союз. При помощи ловкой дипломатии, подкупа и значительного военного превосходства Ф. удалось в 357 захватить богатое в сырьевом отношении фракийское побережье от Пидны до Геллеспонта, в 352 завоевать Фессалию, в 352-завладеть Фермопилами, что означало контроль над Центральной Грецией, в 348-разрушить Олинф, в 343-заключить договор с персами и в 340-осадить Византии. Благодаря этим успехам одна часть греч. рабовладельцев увидела в Ф. «учредителя порядка», который сможет положить конец греч. системе малых государств и дать возможность начать войну против персов, чтобы вывести Грецию из социально-политич. кризиса. (Исократ, Эсхин как представители панэллинизма). В противоположность им антимакедонские круги усматривали в Ф. смертельного врага демократич. независимости и свободы Греции и опасались потери прибыльной черноморской торговли (оратор Демосфен и его «Филиппики» и «Олинфские речи»). Отсутствие единства не позволило создать единый фронт обороны против Ф. В 339 им был разрушен г. Амфисса, а затем в 338 при Херонее Ф. нанес сокрушительный удар коалиции под предводительством Афин. После заключения мира Ф. в 337 на всегреч. конгрессе в Коринфе было поручено командование «кампанией мести» против персов. Во время подготовки к войне в 336 он был убит.

4. Ф. V (238-179 до н. э.), с 221 - царь Македонии, в 216 заключил союз с Ганнибалом против Рима, но был в 197 побежден Т. Квинкцием Фламинином у Киноскефал, что означало потерю гегемонии над Грецией.

5. Ф. из Фессалоник, греч. эпиграммист 1-й пол. 1 в. н. э., жил в Риме. Его эпиграммы, относящиеся некоторым образом к дворцовой поэзии, написаны на императора Августа, Тиберия и Калигулу. Будучи последователем Мелеагра из Гадары, он, так же как и последний, объединил свои эпиграммы в сборник «Стефанос» («Венок»).

ФИЛИППОПОЛИС

ФИЛИППОПОЛИС (лат. Philippopolis), ныне Пловдив (Болгария), город во Фракии, основан в 342 до н. э. Филиппом II как македонская крепость на завоеванной терр., но вскоре Ф. вновь попал в руки фракийцев. Позднее - важнейший город рим. пров. Фракия. Рим. назв. Trimontium происходит от назв. трех холмов, на которых был расположен город. Античные постройки находятся на глубине 4-7 м от уровня совр. застройки.

ФИЛИППЫ

ФИЛИППЫ - город на Стримоне, в зап. Фракии, позднее принадлежал Македонии. Ф. были основаны Филиппом И на месте фасосской колонии Кренида. Вблизи находились богатые золотоносные прииски. В 42 н. э. здесь Октавианом и Антонием была одержана победа над республиканцами под предводительством Брута и Кассия. Ф. стали рим. колонией ветеранов, в которой достаточно рано была создана христианская община (Письмо Павла). Намек на битву у Ф. звучит в часто употребляющемся в наши дни изречении из драмы Шекспира «Юлий Цезарь» (IV, 3): «Мы еще встретимся у Филипп», что означает, что предстоит еще решающее сражение. Цитата взята из Плутарха («Биография Цезаря»).

ФИЛИРА

ФИЛИРА (греч. липа, лат. Philyra), в греч. мифологии дочь Океана и Тефиды, возлюбленная Кроноса, мать кентавра Хирона. Была выгнана из-за сына и по ее просьбе превращена в липу.

ФИЛИСК

ФИЛИСК - эллинистич. скульптор с Родоса, сын Полихарма, одна статуя, подписанная его именем, находилась на Фасосе. Согласно описаниям Плиния Старшего, Ф. Родосский создал скульптурную группу муз, выставл. в Риме, с которой связывают по-разному датируемые упоминания (3-2 в. до н. э.). Позднеэллинистич. рельеф с изображением муз Архелая из Приены, очевидно, повторяет часть этого памятника.

ФИЛИСТ

ФИЛИСТ - Сиракузский (ок. 430-356/355 до н. э), историк и политик во времена Дионисия I и II. В 386-366 был сослан, решительно отвергал план реформ Диона и Платона. Погиб в мор. битве против Диона. Его по большей части не сохранившиеся историч. труды, в т. ч. «История Сицилии» в 13 томах, созданы по образцу трудов Фукидида.

ФИЛИТ

ФИЛИТ (также Philetas), эллинистич. поэт с о. Кос, ученый в Александрии, воспитатель Птолемея II Филадельфа, учитель Феокрита. Его высокохудожеств. элегии, написанные в честь своей возлюбленной или жены Биттис, служили образцом для рим. сочинителей элегий. От других его произведений (среди них небольшой эпос «Гермес») не сохранилось почти ничего.

ФИЛЛИДА

ФИЛЛИДА - в др.-греч. мифологии дочь фракийского царя Сифона, любовь которой завоевал Акамант (или Демофонт). Когда он, несмотря на свое обещание, не вернулся к Ф., она повесилась.

ФИЛОГЕЛ

ФИЛОГЕЛ (греч. друг смеха), греч. собрание шуток ок. 3-4 вв. н. э. Гл. герой многочисл. глупых шуток - схоластик, который поучает всех.

ФИЛОДЕМ

ФИЛОДЕМ - из Гадары, эпикурейский философ, поэт, ок. НО-40/35. В 80 приехал в Италию, где в Неаполе основал эпикурейскую школу, к приверженцам которой принадлежал также юный Вергилий. Его философские труды не слишком оригинальны. Ф. был талантливым поэтом, особенно преуспел в сочинении эпиграмм.

ФИЛОКСЕН

ФИЛОКСЕН - из Киферы (435/434 - 380/379 до н. э.), др.-греч. поэт, ребенком попал в рабство к спартанцам. Вместе с Тимофеем был представителем новой музыки. Особенно сильное воздействие имел его дифирамб «Циклоп». Из-за критики тирана Дионисия I Сиракузского, содержащейся в его поэтич. произведениях, он, должно быть, был сослан им в каменоломни. Сохранились лишь некоторые фрагменты его произведений.

ФИЛОКТЕТ

ФИЛОКТЕТ (лат. Philoctetas), в греч. мифологии сын Пэанта. Так как он (или его отец) должен был поджечь погребальный костер Геракла на горе Эта, он получил от него лук и стрелы. Во время похода на Трою Ф. был оставлен греч. войском на о. Лемнос из-за незаживающей раны, от которой исходило нестерпимое зловоние. Позднее греки за ним вернулись, ибо, по пророчеству одного из жрецов, Троя не могла быть завоевана без лука и стрел Геракла. В поединке Ф. сразил Париса. Трагедии Софокла, Гердера и Г. Мюллера; стихи А. Жида.

ФИЛОЛАЙ

ФИЛОЛАЙ - из Кротона или Тарента, греч. философ, современник Сократа, крупнейший представитель др. пифагорейской философии. Объяснение мира он видел в противоречии между определенным (число как формирующий принцип) и неопределенным (бесформ, масса). Согласно его теории, в центре мироздания находится центральный огонь (светило), вокруг которого вращаются пять планет и сфера неподвижных звезд, их число благодаря введению «Антиземли» должно составлять священную десятку. Эта система, в которой Земля рассматривалась как планета, оказала плодотворное воздействие на образ мышления последующих поколений. Подлинность приписываемых Ф. фрагментов музыкально-теоретич. сочинений оспаривается.

ФИЛОЛОГИЯ

ФИЛОЛОГИЯ (греч.), научная дисциплина, изучающая преим. лит. источники определ. культуры, развивалась в Др. Греции в тесной связи с философией. Наиболее ранней ее формой была классич. Ф., видоизменявшиеся методы которой вплоть до новейшего времени служили образцом и примером для других Ф. С возникновением совр. Ф. и превращением их в университетские дисциплины с периода романтизма наблюдается и обратное их воздействие на классич. Ф.

ФИЛОМЕЛА

ФИЛОМЕЛА - в греч. мифологии дочь афинского царя Пандиона; была обесчещена мужем своей сестры Прокны Тереем; у нее был вырван язык, чтобы она не могла рассказать о его бесчестном поступке. Но Ф. поведала об этом своей сестре с помощью вышивки. Обе решили отомстить Терею и, убив сына Терея и Прокны Итиса, накормили его мясом Терея. Спасаясь от преследования Терея, Ф. была превращена в ласточку, Прокна - в соловья (или же наоборот), а Терей в удода или ястреба. Сюжет превращения Ф. в соловья был заимствован поэзией нового времени (Филомела-соловей); картина Рубенса «Трапеза Терея».

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н. э. - до 50 н. э.), иудейско-эллинистич. философ, родом из Александрии. В своих работах более последовательно и систематично, нежели его предшественники - др.-греч. философы (в частности, представители платонизма, неопифагореизма и стоицизма), пытался научно обосновать иудейскую религию и теологию и даже соединить ее с греч. философией. Этой цели служил также разработанный им аллегорич. мегод толкования Пятикнижия. По его мнению, бог недоступен для человека, но логос, выступающий как универсальное осмысление и аналог бытия, может служить в этом посредником.

ФИЛОН ВИЗАНТИЙСКИЙ

ФИЛОН ВИЗАНТИЙСКИЙ - Ф Механик, жил ок. 250 до н. э. в Александрии, возможно, был учеником Ктесибия. Его труд «Механический синтаксис» написан на койне и состоял из 9 частей (систематич. изложение механики). Сохранились части 4-й и фрагменты 7-й и 8-й книг (о военной технике) на греч. яз., часть 5-й книги с изложением применения технич. улучшений в повседневной жизни на араб. яз. Ф. В. выработал технич. терминологию, подчеркивал социальную роль инженеров и их зависимость от заказчика, он обратил внимание на эстетич. красоту технич. решений.

ФИЛОПЕМЕН

ФИЛОПЕМЕН - из Мегалополиса (253-183 до н. э.), стратег Ахейского союза, последователь Арата. Довольно успешно сражался против Спарты, во многом содействовал укреплению Ахейского союза и подрыву влияния Спарты в Греции. В 183 попал в плен к мессенцам и был отравлен.

ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - Первые в Греции серьезные попытки осмысления истории (понятие Ф. и. разработано в новое время Вольтером) были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием В. концепции о «Пяти веках», суть которой заключалась в постепенном отдалении от идеальных условий золотого века (близость человека к богам, бездеятельная жизнь в гармонич. обществе). Эта концепция, отражающая определ. социальный опыт (Гесиод был выразителем настроений мелких земледельцев), во время расцвета полисов противопоставлялась концепции прогресса, т. е. восхождения человечества от примитивных начал ко все более высоким ступеням культурного развития. Согласно Протагору и Демокриту, о прогрессе культуры (в широком смысле) свидетельствует развитие техники, являющееся одновременно и степенью развития человеч. способностей. Античные концепции прогресса в отличие от аналогичных концепций нового времени в большей степени были ориентированы на уже достигнутые в прошлом результаты, чем на совершенствование в будущем. Достигнутый уровень технологии и жизненного уклада (в условиях сравнительно мало развитого товарного хозяйства и рабовладения) рассматривался в общем как достаточный. Отдельные элементы софистич. и демокритовской Ф. и. были восприняты Платоном, но интерпретировались в релятивистском духе (при гармоничном сочетании с мифами о Золотом веке). Согласно учению об идее, создание нового и соответственно прогресс исключаются, поскольку существует лишь подражание вечным прообразам. Подобно Платону, Аристотель выступил с концепцией вечного круговращения, согласно которому катастрофы в природе отбрасывают человечество на более ранние ступени развития. В эпоху эллинизма демокритовская теория прогресса испытала дальнейшее развитие в эпикуреизме. Лукреций отмечает творч. силы человеч. духа, выражающиеся в развитии техники, науки и искусства, но в стремлении к постоянному совершенствованию внешних условий существования видит опасность для этич. идеала - атараксии (душевный покой). Посидоний констатирует моральный декаданс в условиях технич. прогресса. Виднейший представитель христианской Ф. и. Августин рассматривал историю человечества как осуществление божеств, предначертаний, христианская наука достигла на этой основе (в противоположность теории циклов) закона прямолинейного развития с начальным и конечным пунктом (хилиазм). Существ, элементы философско-историч. рефлексии образовались в античной историографии. Довольно рано стали подниматься вопросы о складывающихся силах историч. развития, с этими вопросами были связаны попытки постичь определ. закономерности в историч. процессе. Если для Геродота все историч. процессы направляются единой божьей властью, которая определяет действия всех народов и отдельных индивидуумов, то Фукидид исходит из неизменной природы человека, основы историч. развития, приводящей к тому, что определ. события и положения повторяются постоянно. Вытекающая отсюда цель историч. трудов - наставление будущих поколений - принята также Полибием. Подход к универсально-историч. наблюдениям, характерный и для Посидония, сводится к объяснению мировой истории с телеологич. позиций, истолкованию ее как процесса, который происходит в разных местах, независимых друг от друга, но по единому плану. Вероятно, исходя из взглядов Посидония о роли морального упадка в историч. процессе, Саллюстий пытался объяснить разложение рим. общества в конце республиканского периода упадком нравов. Тацит также видел движущие силы историч. развития в нравств. решениях. Характерным для истолкования истории в Риме является т. н. теория жизненных возрастов, которая пыталась уложить историч. процесс в возрастную схему: детство, юность, зрелость, старость (у Сенеки Младшего, у Флора, в «Истории Августов», у Аммиана Марцеллина). Философско-историч. концепции античности оказывали на новое время сильное влияние, которое прослеживается в теориях возрастов от Бэкона до Гегеля. Античные авторы (особенно Лукреций) влияют также на теории прогресса эпохи Просвещения. Мысли о цикличности можно встретить у Макиавелли и Вико, позднее у буржуазных теоретиков Шпенглера и Тойнби.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА (также теория языка), часть языкознания, изучающая общие вопросы происхождения, сущности и функции, внутр. организации и структуры языка, а также связь языка и мышления, языка и общества. В античности Ф. я. как самостоятельная дисциплина не существовала, однако как предмет изучения она является столь же древней, как и сама философия. Уже у Гомера и Гесиода имеются размышления о языке, особенно о происхождении и истинности имен, ставшие первыми попытками этимологизации. Гераклит утверждал, что, отталкиваясь от изначальной заданности слов, следует искать ту всеобъемлющую закономерность, которая изменяет мир. Софисты спорили о том, берут ли слова свое начало в сущности (греч. physei) или же они возникли в результате договоренности (греч. thesei). Платон считал, что слова могут стать вспомогательным средством в познании идей, ибо слово является языковым воплощением идеи. В основе его взглядов лежит параллелизм бытия, мышления и языка. Для Аристотеля язык также отражает в принципе устройство мира, т. к. формы высказывания отвечают действительности. Основополагающие взгляды Платона и Аристотеля остались непререкаемыми и для последующих греч. философов, например стоиков. Марксистская Ф. я. стремится охватить и описать язык во всем его многообразии, постоянно держа в поле зрения его обществ, обусловленность и функцию.

ФИЛОСТОРГИЙ

ФИЛОСТОРГИЙ (ок. 368-440), жил в Константинополе, еретик (Eunomianer-законник), автор «Церковной истории», охватывающей период с 315 до 425. Сохранились значительные фрагменты.

ФИЛОСТРАТ II

ФИЛОСТРАТ II - Флавий (род. ок. 16О-170, ум. в период правления Филиппа Араба, 244-249), греч. писатель с о. Лемнос, выступал как софист, жил в Афинах и Риме, принадлежал к кружку Юлии Домны, написал под ее воздействием биографию чудотворца Аполлония Тианского, биографии софистов, «Eikones» («Картины») - описания произведений искусства, сочинения о культах героев, о спорте и т. п. Произведения Ф. высоко ценились и были популярны среди последующих поколений.

ФИЛОТ

ФИЛОТ - сын Пармениона, предводитель македонской конницы, был казнен в 330 до н. э. по приказу Александра Македонского в связи с чисткой внутри оппозиционной группировки.

ФИЛЫ

ФИЛЫ - остров на Ниле между Египтом и Нубией, выше первого порога, где находился храм Исиды. При Птолемеях туда были перенесены религиозные церемонии с о. Элефантина, располож. несколько ниже первого порога (напротив Сиены, ныне Асуана). При Юстиниане I в 6 в. н. э. храм был закрыт. Сохранившиеся самые др. храмовые постройки на Ф. относятся ко времени Нектанеба I, т. е. к периоду после 370 до н. э. После строительства Асуанской плотины руины храма б. ч. года бывают затоплены и подвержены постеп. разрушению, в последнее время в ЮНЕСКО была начата кампания по их спасению.

ФИЛЭЛЛИНИЗМ

ФИЛЭЛЛИНИЗМ (греч. любовь к грекам). Филэллинами называли себя парфянские цари, так же как и члены Сципионовского кружка в Риме (2 в. до н. э.), а позднее рим. императоры Нерон, Траян и прежде всего Адриан, которые оказывали Греции по причине ее культурных традиций особое покровительство. В нач. 19 в. это понятие получило новый смысл: начавшаяся в 1821 освободительная борьба греков против турецкого владычества над Грецией нашла поддержку у б. ч. европ. государств. Идейной основой этой поддержки стали идеализация классич. Греции, романтическо-христианский пыл в борьбе против турок и политич. либерализм. Движение было вскоре подавлено реакцией во главе с Меттернихом. Среди лит. представителей Ф. следует отметить лорда Байрона, Ф. Р. Шатобриана, А. Пушкина, Вильгельма Мюллера.

ФИМИАМ

ФИМИАМ - Первоначально и греки, и римляне использовали во время обычных культовых действий в качестве воскурений ароматич. вещества, производимые их собств. землей, - шишки пиний, листья лавра, смолы и миндальное масло. Приблизительно с 500 до н. э. к этим веществам добавился Ф. - смола некоторых видов ладанного дерева, произрастающих в Юж. Аравии и Индии. Эта смола при нагревании имеет свойство распространять бальзамич. аромат. Во времена Геродота грекам казался удивительным объем годовой потребности в Ф. храма Мардука в Вавилоне (26 млн. фунтов). Однако вскоре греки сами начали широко импортировать Ф., добавив к использовавшимся при курениях материалам мирру, нард, различные виды гальбана (камедистой смолы зонтичного растения того же назв.), корицу и бальзам. Известный ныне тип курильницы появился в позднеантичную эпоху (4 в.) и стал впоследствии элементом христианской церковной утвари.

Предыдущая страница Следующая страница