Словарь античности
Статьи на букву "С" (часть 6, "СПА"-"СТО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СПА"-"СТО")

СПАРТЫ

СПАРТЫ (греч. spartoi - посеянные), воины, выросшие из земли, после того как Кадм, легендарный основатель Фив, засеял пашню зубами дракона. С. стали родоначальниками фиванской знати.

СПАСИТЕЛЬ

СПАСИТЕЛЬ (греч. Soter), общепринятый перевод эпитета «Soter», применявшегося к Иисусу Христу (или евр. мессии). Впервые встречается в саксонской поэзии 9 в. В эллинистич. культе властелина, рим. культе императора, как и в античных мистериальных культах, владыкам присваивались свойства божеств, причем с каждым из них связывались надежды на эру благополучия.

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП - греч. философ, племянник и ученик Платона, возглавлял Академию (с 347 по 339 до н. э.) после смерти учителя. Для развития платонизма С. сделал немного. Он первым провозгласил божественность Платона. Учение о числах С. трактовал в духе пифагорейцев. Прообразами всех вещей С. назвал не идеи (как утверждал Платон), а числа от 1 до 10. В крупном труде по биологии «Подобия» (греч. «Homoia») С. исследует явления схожести в животном и растительном мире. В политич. отношении С. известен своим открытым письмом Филиппу II Македонскому, в котором заявляет себя сторонником промакедонского направления.

СПЕРЛОНГА

СПЕРЛОНГА (лат. spelunca - грот), итал. деревня неподалеку от Террацины, на побережье, между Римом и Неаполем. Сенсационно прославилась в 1957, когда там, в развалинах др.-рим. вилл, были найдены эллинистич. скульптурные группы («Менелай и Патрокл», «Сцилла и Харибда», «Полифем»), служившие украшением грота. На них имеются надписи с именами мастеров скульптурной группы «Лаокоон» (Агесандр, Полидор, Афанадор). Первоначально скульптуры были ошибочно приняты за оригиналы «Лаокоона», жреца Аполлона в Трое.

СПЕРХЕЙ

СПЕРХЕЙ (греч. spercheios), река в Центральной Греции, берущая начало на Тимфресте (Пинд), текущая по равнине Малиды между Отрием на С. и Этой на Ю. Впадает в зал. Ламии, который с античных времен все более мельчает.

СПИНА

СПИНА - античный город на побережье Адриатического м. у юж. рукава устья р. Пад. Предполагается, что С. основан греками. Его портом пользовались этруски с 6 по 4 в. до н. э. В ходе раскопок 20 - 30-х гг. нашего века, продолж. в 50-х гг., обнаружено множество археологич. материала, и прежде всего греч. вазы высочайшего искусства (ныне хранятся в Ферраре).

СПИСКИ ГРАЖДАН

СПИСКИ ГРАЖДАН - Целью составления С. г. в античных государствах являлось воспрепятствование тому, чтобы лица, не имеющие гражданских прав, обманным путем присваивали их себе и тем самым получали правовые привилегии. Составление С. г. в греч. городах-государствах входило в ведение низовых подразделений государств, иерархии. В списки заносили сыновей полноправных граждан по достижении ими совершеннолетия и лиц мужского пола при получении ими прав граждан. Женщины и несовершеннолетние, как не обладающие политич. правами, в списки не включались. В эллинистич. государствах это положение за некоторыми изменениями сохранялось. Однако начиная с 3 в. до н. э. в С. г. стали заносить также и женщин. С. г. Римской республики составлялись на основании провед. ценза и представляли собой список взрослых граждан мужского пола, который имел форму либо общего цензового списка, служившего одновременно для налогообложения и призыва в армию в случае войны, либо существовали два самостоятельных списка - налогоплательщиков с указанием суммы взимаемого налога и военнообязанных. Женщины и несовершеннолетние в них не вносились по тем же причинам, что и в греч. полисах. Открытым остается вопрос, каким образом и в какой форме составляли С. г. Римской империи и как он соотносился со списком налогоплательщиков и военнообязанных.

СПИТАМЕН

СПИТАМЕН - согдийский или бактрийский вельможа, проявивший незаурядный военный талант. Руководил восстанием среднеазиатских народностей против Александра Македонского в 329-328 до н. э. Был убит своими союзниками. S. P. Q. R., сокращение лат. формулы «Senatus populusque romanus», т. е. «сенат и римский народ». Являлось символом рим. республиканского государств, сознания и изображалось на боевых значках, памятниках, надписях и монетах. В настоящее время стало обозначением имущества г. Рима.

СПЛИТ

СПЛИТ (совр. итал. назв. г. Спалато), город в Далмации, где сохранились руины величеств, дворца, построенного ок. 293-305 н. э. для императора Диоклетиана. План дворцового комплекса повторяет схему лагеря рим. легиона. Две перекрещивающиеся гл. улицы образуют четыре сектора. В комплекс входят величеств, ворота, жилые и хозяйств, помещения, храм, залы и мавзолей, где в 316 был погребен император.

Сплит

рис. План дворца императора Диоклетиана.

СПОНДЕЙ

СПОНДЕЙ (греч. spondeios), стопа из двух долгих слогов: (например, audax). С. получил свое назв. от греч. sponde - возлияние вина в жертву. Во время такого возлияния пели песню на этот размер.

СПОРАДЫ

СПОРАДЫ (греч. sporades -рассеянные острова, названные так в противоположность Кикладам). Если сегодня различают Сев. С. на севере от Эвбеи, например Скирос, Пепаретос (ныне Скопелос), Скиафос, и Юж. С, в осн. лежащие у юж. побережья М. Азии (перед второй мировой войной - итал. владение Додеканес), то в античности С. назывались все острова Эгейского м., не входящие в группу Киклад. Число островов, причисляемых к С, не всегда было одинаковым.

СПОРТ

СПОРТ - Греция. Судя по археологич. находкам, С. был известен многим народам др. мира (например, прыжки через быка, кулачные бои и борьба на Крите; игры в мяч, художеств, гимнастика и борьба у египтян; кулачные бои, борьба, бег и конные состязания у этрусков; борьба у шумеров; конный спорт у хеттов). Спортивная жизнь в них застыла на начальных этапах. Греки развили С. в самостоятельную систему и активно включили его в обществ, жизнь. В С. находили отражение история и культура общества. В доклассовый период С. активно занимались представители высших слоев. Чтобы удержать свое ведущее положение, они должны были обладать физич. совершенством, которое достигалось спортивными упражнениями и подтверждалось в ходе состязаний. Отдельные города-государства приняли этот обязательный идеал прежней знати, модифицировали его в соответствии со своей обществ, структурой и сделали его необходимой частью системы воспитания. В Спарте правящее меньшинство в силу особых обществ, отношений было вынуждено с детства требовать от молодежи военных навыков и высочайшей физич. выносливости. Поэтому спортивные упражнения были составлены так, чтобы воспитать в юношах силу, твердость и выдержку, а в девушках - здоровье и физич. качества для того, чтобы иметь крепкое потомство. Многие упражнения были одинаковыми для юношей и девушек. В Афинах простые граждане оспаривали привилегию знати на получение физич. воспитания, но и здесь, как в Спарте и на Крите, рабы были исключены из спортивной жизни. Физич. упражнения в Афинах (в отличие от Спарты) использовались не только для выработки военной сноровки; они способствовали формированию гармонич. телосложения, воспитанию силы, ловкости и красоты. Тем самым С. служил цели создания человека, обладавшего физич. и душевным совершенством (калокагатия). С развитием С. тесно связана история с др. времен существовавших соревнований и игр (панэллинские игры). Своим происхождением они были обязаны культовым обрядам и находились в зависимости от процессов политич. и социального развития. В первую очередь это относится к Олимпийским играм, превосходившим по своему значению все другие. В 8-5 вв. до н. э. участниками состязаний были главным образом представители имущих слоев населения. Возрастающие требования к спортивным результатам предполагали наличие большого количества тренировочного времени, что было возможно лишь при условии соответствующей экономич. самостоятельности. Затем благодаря тому, что города-государства получили возможность все более щедро обеспечивать своих победоносных граждан материальными благами, возник профессиональный атлетизм (с 4 в. до н. э.), который предполагал спец. систему тренировок и питания. Это, с одной стороны, позволило достичь значительного увеличения спортивных побед, а с другой - привело к тому, что круг серьезных претендентов на высокие результаты все более стал сужаться, ограничиваясь весьма незначительным (особенно в тяжелоатлетич. дисциплинах) числом специалистов. Объединения атлетов, история которых прослеживается со времен Адриана, действовали в том же направлении. С развитием профессионального атлетизма связано также разложение института состязаний; учащались случаи коррупции, обмана. Вместе с тем С. как составная часть системы греч. воспитания сохранился. Молодые греки упражнялись в гимнасиях, палестрах и на ристалищах и имели, т. о., достаточно возможностей мериться силами в различных небольших спортивных состязаниях. С ростом медицинских знаний все большее значение приобретала также общефизич. и гигиенич. гимнастика. Роль греч. С. в повседневной жизни и в праздничных торжествах нашла отражение в изобразительном искусстве, где постоянными сюжетами являлись телесные упражнения обнаж. спортсменов (Мирон, Поликлет), а блеск и величие крупных состязаний оказали влияние на поэзию (Симонид, Пиндар, Вакхилид). Наряду с дисциплинами олимпийской программы в античности были развиты многие другие виды С, например бег с факелами, гребные состязания, стрельба из лука или т. н. «бибасис» - - упражнение спартанских девушек в прыжках, выполняя которое спортсменка должна была во время прыжка неск. раз ударить себя ступнями по ягодицам. Результат оценивался по количеству этих ударов. Существовали также виды спорта, которыми занимались ради развлечения или повышения жизн. тонуса, например метание тяжестей и мешков с песком, поднятие тяжестей, плавание и прыжки в воду, танцы, игры с мячом и обручами всех видов, упражнения на канате, прыжки с шестом и с трамплина. Поскольку имеются весьма отрывочные сведения о быте того времени, трудно судить, где кончалось народное искусство и начинался С. и где кончался С. и начинались элементы актерской игры.

Рим. Система физич. воспитания у римлян полностью соответствовала их практич. трезвому взгляду на вещи и была еще более однозначно ориентирована на развитие военных навыков, чем у спартанцев. Юные римляне учились плавать в Тибре, на Марсовом поле они упражнялись в беге и прыжках, в борьбе и кулачном бое, в метании копья, фехтовании и верховой езде; популярная игра в мяч служила, видимо, для общего развития. В целях военной подготовки проводились и длительные марши с поклажей, а также упражнения в прыжках и отжиманиях на тренировочном деревянном коне с утяжелением или оружием. Все эти упражнения были просты и носили ярко выраж. прикладной характер. Научной разработке (как у греков) они не подверглись. Издревле проводились состязания, где наряду со скачками, травлей зверей и боями гладиаторов устраивались также соревнования в беге, борьба и кулачные поединки. В этих иг pax римляне участвовали в качестве зрителей, а не спортсменов; сражаться и умирать должны были либо рабы, либо спец. нанятые профессиональные атлеты со стороны (из Этрурии, Лация, Кампании и Африки). По мере эллинизации Рима (с 3 в. до н. э.) рим. политики переняли обычай устраивать спортивные представления, с помощью которых они надеялись завоевать симпатии народа. Поскольку римляне были хозяевами в стране, греки не могли запретить им участвовать в своих играх (Плавт был первым римлянином, победившим на Истмийских играх в 3 в. до н. э.; первый рим. победитель Олимпийских игр - будущий император Тиберий, обладатель лучшей квадриги, 4 до н. э.). В 186 до н. э. М. Фульвий Нобилиор впервые разрешил греч. атлетам выступать в Риме. Сулла приказал перенести Олимпийские игры 80 до н. э. в Рим. По образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан - Капитолийские игры. Нерон в Олимпии активно участвовал в состязании возничих. В первые столетия Империи др. игры пережили расцвет и подъем. Правовой статус профессиональных атлет ов был гарантирован благ одаря образованию атлетич. обществ. Однако римляне близко познакомились с греч. С. лишь тогда, ког да в нем воцарилась профессиональная ат летика со всеми ее негативными качествами. Поэтому интерес к большому С. у римлян был скорее интересом зрителей. Напротив, греч. общефизич. и лечебная гимнастика стала очень популярна среди рим. молодежи, хотя проникновение греч. физич. культуры вызывало у многих недовольство и даже резкое противоборство.

СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОГО ОТБОРА

СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОГО ОТБОРА - присяжных в Афинах (устройство для жеребьевки). Таблички с именами кандидаюв опускались в прорези урны (их было 209). На верху трубы находилась воронка, а в ней - черные и белые шары, число которых соответствовало числу кандидаюв. Из них белых шаров было столько, сколько присяжных следовало выбрать. Если в тот момент, когда вытаскивали карточку с именем кандидата, выпадал белый шар ег о выбирали, черный отклоняли. Такое устройство (подлинник) хранится в Афинах, в Музее агоры (Agora Museum).

СПРАВОЧНИК

СПРАВОЧНИК - В античности С. служили введением и давали общее представление об отдельных научных дисциплинах. Они составлялись по строгой системе и на основе единой методологии. Вначале были созданы С. по риторике, в эллинистич. время они охватили и друт ие дисциплины (грамматику, музыку). Лат. компендии по сельскому хозяйству (Варрон), архитектуре и медицине по форме сходны с эллинистич. образцами. Составление С. по топот рафии и правоведению достижение Др. Рима.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ - Пространное, развернутое С. позволяет лучше представить соотношение вещей. Оно ставится рядом с предметом (а не на eго месте, как метафора и аллегория). С. может быть образным выражением из области опыта рассказчика (С. в узком смысле) или одной из выдуманных им историй (иносказательное нравоучение, притча) и считается его собственностью (что существенно, например, для гомеровских исследований). С. - естеств. форма выражения разных религий (буддизм, Платон, Иисус). Оно принадлежит к древнейшим средствам эпич. стиля (у Гомера 182 С. в «Илиаде», 39 С. в «Одиссее»).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - К С. л. л. относится обширная и отличающаяся жанровым разнообразием литература, развивавшаяся на основе лат. яз. и существовавшая на протяжении всего Ср.-век. периода, включая эпоху Возрождения. Для произведений С. л. л. было характерно широкое использование традиционных художеств, форм рим. литературы преим. эпохи поздней античности, однако их содержание определялось уже новыми господствующими силами (феодалы, церковь); вместе с тем в ней зародились новые поэтич. формы и жанры (секвенция и тропы, ритмич. и рифмованная поэзия, литургич. драма и животный эпос). Сохранилось гораздо больше произведений С. л. л., чем сочинений античных авторов. Это объясняется, во-первых, широким распространением традиции изготовления рукописных книг. Благодаря этому до нас дошло большое количество (частично еще неопубликованных) как переписанных от руки с авторских текст ов книг, так и самих оригиналов. Востровторых, тем, что С. л. л. существовала почти во всех европ. странах, входивших в сферу влияния католич. церкви, а духовенство в осн. пользовалось средней латынью в качестве своего письм. языка (поэт ому и авт оры, и чи га гели, как правило, принадлежали к этой среде). Период, непосредственно последовавший за падением Западной Римской империи, ознаменован общим упадком культуры, что не могло не сказаться на лит. жизни. Однако благодаря мерам, предпринятым Карлом Великим, в истории С. л. л. наблюдается первый заметный подъем (каролингское Возрождение, его представители еще в значительной степени опирались на рим. лит. традиции); следующий подьем С. л. л. в 10 11 вв., приведший к созданию вполне оригинальных произведений, был связан с мероприятиями Оттонов и Салиев. Подлинного расцвета она достигла в 12 13 вв. Затем наступает период упадка, и в эпоху Возрождения С. л. л. практически исчезает. Получают широкое распространение новолат. литра и произведения, написанные выразительным народным языком. Среди памятников С. л. л. мн. значительных произведений, обладающих большой эстетич. ценностью. Она определялась характерным для многочисл. жанров этой литературы плодотворным сочетанием античной лит. традиции со Ср.-век. художеств, средствами. Среди историч. сочинений были истории отдельных народностей («История франков» Григория Турского, 6 в.; «История лангобардов» Павла Диакона, 8 в.), монастырей («История монастыря св. Галла» Эккехарда IV, 11 в.) и епископатов (Адам Бременский, 11 в.), а также произведения, посвящ. «имперской» («Хроника» Тит мара Мерзебургского, ок. 1000), совр. («Анналы» Ламберта Герсфельдского), а также всемирной истории (Оттон Фрейзингенский, 12 в.). Последнее сочинение отличает интерес к философско-историч. проблемам. На раннем этапе развития С. л. л. из-под пера Эйнгарда вышел блистательный образец художеств, биографии («Жизнеописание Карла Великого», 9 в.). Другое биографич. сочинение о Карле Великом, насыщ. всевозможными историч. анекдотами и сказочными мотивами (Ноткер Санкт-Галленский, 9 в.), положило начало лит. новелле как жанру; последняя получила широкое распространение в период зрелого средневековья. Она была представлена как сборниками написанных на анекдотич. материале светских рассказов и историй («Римские деяния», ок. 1300), так и сводами повествований религиозного характера («Золотая легенда» Якопо из Варацце, 13 в.). Хотя научные труды носили преим. энциклопедич. характер и опирались в осн. на аналогичные сочинения периода поздней античности и раннего средневековья (например, на сочинения Исидора Севильского, 7 в.), появлялись трактаты, посвящ. проблемам техники (Теофил Пресвитер, ок. 1100), и в большом количестве медицинская литература. Ее авторами были главным образом профессора Салернской медицинской школы. Велико было количество теологич. трактатов, посвящ. анализу различных мест лат. варианта Библии ( «Вульгата»), христианских проповедей (Бернар Клервосский, 12 в.) и эпич. проблемам (Альбертиан Брешианский, 13 в.). Развитие религиозно-философских идей достигло своей кульминации в произведениях представителей схоластики, интерпретирующих положения Аристотеля (Пьер Абеляр, 12 в., Альберт Магнус, 13 в., Фома Аквинский, 13 в.) и писателей-мистиков (Гуго и Рихард Сен-Викторские). Разнообразна эпистолярная литература, включающая переписку личного и политич. (Герберт Реймский, 10 в.), дидактич. (Рабан Мавр, 9 в.) и поучающего (Фромунд Тегернзейский, 11 в.) характера. Ср.-век. поэзия отличалась богатством жанров: драмы в стихах Гросвиты Гандерсгеймской (11 в.); другие виды литургич. драмы (рождественское действо и инсценировка страстей Христовых, представление об Антихристе, 12в.). Существовали различные виды сюжетной литургич. поэзии - сводные сборники библейских историй и христианских легенд, мартирологи, агиография (Гротсвита). Среди стихотворных произведений светского содержания выделяется эпич. поэзия, представл. такими жанрами, как героич. («Вальтарий», 9 в.), историч. («Поэма о Барбароссе», ок. 1200) и животный эпос («Бегство пленника», 14 в., «Изенгрим», 12 в.). Замечательным образцом романа в стихах является поэма «Руодлиб» (11 в.). В лирич. поэзии были представлены стихотворения как светского (творчество вагантов: «Кембриджские песни», 11 в., «Кармина бурана», 12-13 вв.), так и религиозного содержания (секвенция: Ноткер Санкт-Галленский, 9 в., Герман Райхенау, 12 в.); обилие религиозных гимнов (например, в честь богородицы - девы Марии). В дидактич. поэзии разрабатываются светские («Песнь о соловье» Бонавентуры, 13в.), сатирич. («Зерцало глупцов» Нигелла Вирекера, 12 в.) и назидательные («Источник философии» Готтфрида Сен-Викторского, 12 в.) сюжеты. Сюда можно отнести сборники гимнов и изречений («Дистихи Катона», «Випон», 12 в.), а также стихотворения, написанные для воспитания юношества («Регистр авторов» Гуго Тримбергского, 13 в), шуточные стихотворения, стихотворные загадки (Альдхельм , 7 в.), эпич. поэмы на сказочные сюжеты и басни (Павел Диякон, 8 в.). Богатством художеств, форм отличались бесчисл. стихотворения, написанные по самым различным поводам: панегирики, эпитафии, эпиграммы, стихотворное описание тех или иных политич. событий, приветствия, посвящения и т. д. С. л. л. оказала большое влияние на становление разнообразных жанров народной литературы этой эпохи.

СРЕДНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

СРЕДНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК - Ср.-век. период в истории развития греч. яз., характеризующийся дальнейшим обеднением форм, а в области лексики - значительным количеством заимствований из лат., итал., турецк. и слав. яз. и предшествовавший периоду формирования совр. новогреч. яз. Имеется незначительное число письм. источ., относящихся главным образом к ранней стадии этого периода (преим. аккламации), по которым можно получить представление о живом развитии языка на данном этапе, поскольку не только характер и стиль, но и язык визант. литературы был выдержан в духе традиций классиков античной прозы и в визант. учебных заведениях изучали практически только др.-греч. авторов. Эта ориентация на архаич. идеал образования, с одной стороны, способствовала сохранению античных лит. памятников, с другой - служила идеологич. оправданием притязаний Византии на политич. гегемонию. Наряду с лит. языком, являющимся языком образованных слоев общества, существовали также письм. языки официальных учреждений и находившийся под более сильным влиянием живой разговорной речи язык прозаич. произведения писателей-монахов. Развитие лит. языка, который в определ. случаях использовался и как разговорный язык, происходило параллельно с развитием живой разговорной речи. Именно она легла в основу формирования новогреч. языка (появление первых произведений, написанных на народно-разговорном языке, относится к 11 - 12 вв.).

СРЕДНЕЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

СРЕДНЕЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК - Этот термин был введен в научный оборот Я. Гриммом для характеристики Ср.-век. латыни. Им обозначается совокупность форм лат. яз. в эпоху средневековья с 6 в. до периода Возрождения. Во всех странах Зап. Европы он являлся разговорным языком и не только развивался, но и породил обширную литературу. Его учили в монастырских школах. С. я. сделался общим письм. языком католич. церкви и ее институтов, феодальной администрации и юриспруденции, а также университетов и науки. Под воздействием поздней античной латыни и ее специфич. языковых форм (в осн. библейской и христианской латыни) появились разнообразные, соответствующие новой обществ, ситуации формы С. я. (пополнение словарного фонда, изменение смыслового значения мн. слов и синтаксич. структуры предложения). Но несмотря на влияние языковых и стилистич. норм лат. яз. эпохи поздней античности, развитие С. я. шло самостоятельно и делилось на неск. этапов: ранний С. я. (меростровингская латынь; активное воздействие «вульгарной латыни» вплоть до периода каролингского Возрождения); собственно С. я., окончательно сформировавшийся как разговорный и лит. яз. в эпоху развития феодализма; поздний С. я., существовавший в качестве общего письм. языка вплоть до эпохи Возрождения. Гуманисты, стремившиеся возродить нормы классич. латыни, положили конец происходившему в течение почти тысячи лет развитию С. я., что, учитывая широкое распространение народно-разговорных роман, яз., было объективно прогрессивным делом. Исследованием комплекса проблем, связанных с С. я., занимались Ср.-век. филологи.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ. Важнейшим С. п. античности являлась земля. Механич. С. п. были очень просты. В сельском хозяйстве это мотыги различных форм, серпы, вилы, плуги, бороны, мельницы и прессы. В многоотраслевом ремесле существовала уже сильно развитая специализация и дифференциация. Из природных ресурсов использовались некоторые металлы: свинец, медь, цинк, железо, серебро и золото. Уголь (помимо древесного угля) и нефть не имели практич. применения. В античности С. п. были долгое время частной собственностью и являлись инструментом для эксплуатации несвободной и свободной рабочей силы. Противоречие между крупным и мелким землевладением составляло в древности одну из осн. движущих сил обществ, развития.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

СРЕДСТВА СВЯЗИ - В Греции общие потребности в С. с. во многом обеспечивались мор. путями сообщения; сколько-нибудь систематически налаж. переписки - государств., частной или тайной-практически не было (не существовало и почтовых голубей). Военные сообщения передавались устно гонцами или условной сигнализацией (костры, факелы). Затем информация стала передаваться в письм. виде, что положило начало почтовой связи. Письм. сообщения также пересылались с конными или пешими гонцами по принципу эстафеты. При необходимости отправитель и получатель договаривались между собой о способе тайной переписки, для чего изобретались спец. устройства, например «палочка для письма» (греч. s kytale) спартанских эфоров. На палочку определ. толщины наматывалась кожаная лента, затем на ленту вдоль палочки наносилось служебное послание, прочесть которое можно было, только намотав ленту на палочку той же толщины. Шифровальным устройством служило также т. н. колесо Энея. В Римской империи функцию доставки писем взяла на себя государств, почта.

Средства связи

рис. Колесо Энея, диск с проделанными в нем отверстиями, из которых 24 расположены по окружности (0) и 2 или 3 - в середине (X, XX, XXX). Использовалось для передачи шифрованных сообщений. Около каждого отверстия, расположенного по краю диска, ставилась одна из букв греческого алфавита. (В данном случае соседние буквы алфавита диаметрально противоположны, напр. Л - В, N - О, Е - Z и т.д.) Затем oт «буквы» к «букве», в нужной последовательности протягивалась нить. Внутренние отверстия использовались либо для обозначения конца слова (9), либо для повторения какой-либо буквы дважды (14). Получатель, посвященный в тайну шифра, разматывал нить и прочитывал послание от конца к началу. Всякий раз для нового послания соответствие букв и отверстий менялось.

ССУДА

ССУДА - Как в греч., так и в римск. праве с давних пор существовали категории беспроцентных и процентных С, неуплата которых ставила попавших в нужду должников в полную зависимость от кредиторов (долговое рабство). Эта безусловная личная залоговая ответственность была отменена в Греции в законодательстве Солона и в Риме в законе Петелия (Lex Poetelia Papiria) 326 до н. э. С появлением частных банков в Греции предоставлялись также морские С. (которые были приняты и в рим. праве) с обязательством обратной выплаты при условии, что корабли вместе с грузом благополучно достигнут места назначения (поэтому эти займы имели высокий страховой процент). Греч, право допускало в редких случаях даже государств, займы.

ССЫЛКА

ССЫЛКА - наказание, налагавшееся за тяжелые политич. и религиозные преступления с целью изолировать преступника от гражданской общины. С. в большинстве случаев влекла за собой лишение гражданских прав (греч. atimia, лат. interdictio). Введенный Клисфеном в Афинах остракизм (суд черепков) позволял раз в год изгонять из страны отдельных граждан без ущемления их достоинства и имуществ. прав сроком на 10 лет с целью защиты государства от угрозы тирании и олигархии. В Риме иногда допускалась замена смертного приговора добровольной С. Наряду с объявлением вне закона существовала смягч. форма С, не сопровождавшаяся лишением гражданских прав (релегация).

СТАБИИ

СТАБИИ - город в Кампании, разруш. извержением Везувия в 79. Хорошо сохранилась настенная живопись некоторых вилл.

СТАГИРА

СТАГИРА (греч. Stageiros), город на В. Халкидики, место рождения Аристотеля, которого называют поэтому Стагиритом. С. была разрушена в 349 до н. э. Филиппом 11 Македонским, затем восстановлена по инициативе Аристотеля.

СТАДИЙ

СТАДИЙ (от греч. stadion), мера длины, равная 600 футам. Греко-рим. С. = 176,6 м, олимпийский С. = 192,28 м, дельфийский С. = 177,55 м (новогреч. С. = 1000 м). Первоначально словом «С.» обозначалось расстояние, которое должен был пробежать бегун на короткую дистанцию, затем-место (стадион), где проводились соревнования по бегу и другие спортивные состязания, а впоследствии вообще бег на короткую дистанцию. С. имел форму длинного узкого четырехугольника (отношение сторон 1:7) Наиболее крупные С. имели по краям земляные насыпи, где располагались места для зрителей. Первые совр. Олимпийские игры 1896 были проведены на месте античного С. для Панафинеев в Афинах.

СТАЛЬ

СТАЛЬ - Предполагается, что процесс производства С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различали С, получ. путем закалки (chalyps), и обычное железо (sideros). Эмпирически было открыто, что сталь, получ. из отборной руды. неск. раз подвергнутая гермич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает качествами, отсутствующими у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появилось представление о внутр структуре металла. В описаниях процесса изготовления исп. клинков указывается, что при грубой холодной обработке теряется эластичность металла, т. к. разрушается его структура. Рим. дамасская С . из которой сделаны, 200 мечей, найденные в Ни даме (Сев. Шлезвиг, Дания), является вершиной античной металлообработки.

СТАМНОС

СТАМНОС (греч. stamnos), первоначально выпуклый, позднее продолговатый сосуд из обожж. глины, металла. В 6 5 вв. до н. э. использовался греками. С. имел короткую горловину, широкое отверстие, часто был снабжен горизонтально располож. ручками. Служил для хранения вина.

Стамнос

рис. Стамнос с изображением праздника Диониса. Роспись дионисийского художника (Неаполь, Национальный музей).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ - Уже в бронзовом веке широко применялись формы отливок для массового производства различных инструментов. В античности С. получила дальнейшее развитие, и прежде всего в чеканке монет. В торговле также возникла необходимость выработать единую систему мер, например, появились стандартные амфоры для вина (1 амфора = 26,12 л) и сосуды для хранения масла. Крупные предприятия, и прежде всею гончарные мастерские. уже в 4 в. до н э. стали выпускать стандартную дешевую продукцию, изготовл. с помощью прессов. Сапожники также пользовались стандартами. Так. колодку сапожник делал не сам, а получал ее от соответствующего ремесленника, что способствовало развитию С. В эпоху эллинизма в армиях были введены единые стандарты на снаряжение и вооруже ние. Римская империя полностью стандартизирова ла воинскую амуницию, централизовав поставки для армии из спец фабрик В дальнейшем были раихтбо таны стандарты на размеры кирпичей и глиняных груб для водотгроводов.

СТАСИМ

СТАСИМ (греч stasimon), в трагедии пение неподвижно стоящего хора. Противоположно пароду пению хора, двигающегося к своему месту в opxeстре Заняв это место, хор исполнял С. С. начинались и за канчивались отдельные акты трагедии

СТАТЕР

СТАТЕР (греч stater), др.-греч монета из золота, электрона или серебра. Вес С, как правило, равнялся удвоенной драхме. Но в соответствии со стандартом валюты он мог котебаться

СТАТИСТИКА

СТАТИСТИКА - В античности были известны лишь начала С. например переписи населения для нужд налогобложения и армии, проводившиеся в Др. Китае, Египте и Израиле. Статистич. данные об античности основаны на крайне неполных археологич. и лит. источниках. Для историч. исследований они, как правило, мало пригодны.

СТАТУЭТКА

СТАТУЭТКА (франц. statuette маленький памятник), скульптурное изображение в половину натуральной величины и меньше, выполн. в металле камне, терракоте, слоновой кости, стекле и т. д. Т. к. С. были гораздо дешевле, чем статуи, то люди среднего достатка широко употребляли их для жepтвоприношений, в качестве культовых идолов, надгробий, подарков, игрушек, украшений и т. д Сохранились в осн. терракотовые С., которые являются неисчерпаемым источником сведений о быте античного общества и о его театре. С. нередко являются копиями великих произведений искусства, благодаря которым мы можем судить об оригиналах.

СТАТУЯ

СТАТУЯ - пластич. воплощение в камне, металле образа богов, героев, победителей, животных С. выполнялись в натуральную величину или больших размеров Они служили культовым целям, устанавливались как памятники, были портретами или автопортретами скульпторов. С. делались по заказу общины или же одного человека Они занимали важное место в религиозной, полигич. и духовной жизни античного общества.

СТАЦИЙ

СТАЦИЙ - Публий Напинии (род ок. 40 в в Неаполе ум. 96), рим. поэт и педагог, победитель многочисленных лит. состязаний, один из известнейших литераюров своего времени. С. прославился своим эпосом «Фиваида» в 12 книгах, в котором, взяв за образец Вергилия. он описывает поход Семерых против Фив. Незаконч. эпос «Ахиллеида» повествует о пребывании Ахилла у Ликомеда на Скиросе и об отправлении греков на Троянскую войну. Поэтич. сборник «Леса» («Silvae») в 5 книгах объединяет 32 стихотворения, посвящ. дням рождения, свадьбам и похоронам, адресованы покровителям (особенно императору Домициану, содержащие льстивые мотивы) и друзьям. В них описываются произведения искусства, архитектурные строения и т. д. Творчество С. было популярно в средние века, ему подражали.

СТАЧКА

СТАЧКА - Как средство достижения политич. целей С. в античности была неизвестна. Во времена Римской империи С. спорадически вспыхивают в М. Азии. С их помощью отдельные группы ремесленников (пекари, каменщики) пытались добиться улучшения своею экономич. положения. В эллинисшч. период довольно часто люди бросали работу либо жилища (греч. anachoresis уход) в знак протеста против плохих условий труда или для того, чтобы уклониться от выполнения непосильных обязанностей (колоны и другие зависимые собственники).

СТЕКЛО

СТЕКЛО (лат. glaesum янтарь). С 8 по 2 в. до н. э. в Вост. Средиземноморье варили непрозрачное С. Чаще изготовляли зеленое, голубое, коричневое и белое С, которое окрашивалось путем введения соответствующих окислов металлов. Были известны также желтые, красные и черные тона С. Хорошо была освоена егип. технология холодной обработки застывшей стеклянной массы и придания ей формы сосудов с применением сверления и шлифования изделий. В ювелирных изделиях С. использовалось вместо драгоц. камней, кроме того, применялись сплавл. воедино стеклянные нити. Страны Востока экспортировали предметы роскоши, в т. ч. и С, но они не пользовались успехом в Греции и Риме. Эпохальное значение имело изобретение способа формирования изделий из С. выдуванием, сделанное в Сирии приблизительно в сер. 1 в. до н. э. Это был переворот в производстве С. Отныне оно стало массовым, т. к. сырье (кварцевый песок, соду и поташ, свинец и окрашивающие окислы) можно было найти во мн. местах. С. выдувалось в глиняные формы с помощью стеклодувных трубок, однако мн. изделия из С. изготавливались и путем свободного выдувания (т. е. без использования тлиняных форм). В Италии во времена Империи было освоено производство резного С, гравюр на С, рельефного С производимою вплавлением прессованных частей. В С. вплавлялась золотая фольга с гравированными изображениями (сложнейшая техника производства сетчатого С). Производство С. для зеркал и окон не получило развития, и такое С. встречается при раскопках довольно редко. Печи для плавки С. состояли из трех частей: в ср. камеру, где происходила плавка С, был доступ с обеих сторон, справа и слева в корпусе печи находились охлаждающие кубич. камеры, высота, ширина и глубина которых составляла приблизительно 1 м. Сохранились античные тексты и фрагменты, в которых изложена технология изготовления С.

Стекло

рис. Реконструкция римской плавильной печи по данным Гераклия, 10 в. (пунктирные линии условные), 1 - топка; 2 - тигель для фубой плавки в топке; 3 - тигель готового расплава; 4 - холодная камера для готовой продукции.

СТЕЛА

СТЕЛА (греч. stele колонна, надгробие), вертикальная, как правило, прямоугольная или конич. каменная плита с декоративным завершением наверху или без него (орнаментальный выступ, фронтон). С. украшались орнаментами, рельефами, на них наносились надписи, высекались рисунки, делались живописные изображения. С. служили также постаментами и пьедесталами. Виды С. надгробные, памятные, С. - посвящения. Лучшие треч. С. созданы в 6 4 вв. до н. э.

СТЕНОГРАФИЯ

СТЕНОГРАФИЯ (греч. stenographia - узкописание, скоропись), неологизм, искусств, слово, составл. из греч. корней уже в новое время. Впервые термин «С.» употребил в 1602 англичанин Д. Виллис, изобретатель букв, скорописи. Термин «С.» употребляется повсеместно и обозначает искусств, созданную систему письма, которая посредством особых знаков и правил сокращения позволяет добиться существ, ускорения записи по сравнению с общеупотребительной системой письма. Синонимы - скоропись, тахиграфия (ангичн.). Антоним брахиграфия.

СТЕНТОР

СТЕНТОР - в греч. сказании герой, сражавшийся под Троей; глашатай, обладавший таким мощным голосом, что его не могли перекричать 50 мужчин.

СТЕРЕОМЕТРИЯ

СТЕРЕОМЕТРИЯ (греч. stereometria измерение тел), часть математики, изучающая пространств, объекты, тела.

СТЕСИХОР

СТЕСИХОР (лат. Stesichorus), греч. поэт (ок. 600 до н. э.), живший в Гимере (Сицилия). В своем творчестве С. использует материал мифологии. Его стихотворения по жанру занимают промежуточную позицию между эпосом, хоровой лирикой и трагедией. Его новаторство в области формы и содержания сказаний сильно повлияло на дальнейшую поэзию. Считает ся, что, написав стихотворение, порочащее Елену, С. лишился зрения, которое, однако, вернулось к нему после того, как он создал «Опровержение» («Palinodia»). От творчества С. сохранились лишь фрагменты.

СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ

СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ - греч. грамматик. В правление императора Юстиниана I был издан географич. лексикон «Описание народов», часть которого дошла до нас в оригинале, а остальное в цитатах, использованных в произведениях других авторов. Несмотря на ограниченность познаний автора в области географии, его труд, статьи которого расположены в алфавитном порядке, является единств, в своем роде, драгоц. ист очником сведений об античной географии, оракулах, волшебных историях и т. д. С. В. заботится о точности теографич. терминов; . последующие теотрафы опирались на ею груд (например, Константин Багрянородный).

СТИКС

СТИКС (греч. styx ненавистная).

1. Старшая дочь Океана и Тефиды; река, текущая из Океана в Подземный мир. На ее берегах боги дают свою самую свящ. клятву. Бог, нарушивший клятву, погружается в девятилетнее оцепенение.

2. Ручей в Аркадии, отвесно срывающийся со скалы; ег о вода была холодна как лед и считалась смертельной.

СТИЛИХОН

СТИЛИХОН - Флавий (ок. 365 22. 08. 408 н. э.), рим. полководец и государств, деятель. Романизированный вандал по рождению, С. женился на племяннице императора Феодосия I, который не позднее 393 назначил его главой войска, полководцем (magister militum). После победы над Евгением в 394 Феодосии сделал С. главнокомандующим войсками Империи; находясь при смерти, поручил ему опекунство над своим младшим сыном Гонорием. С 395 по 408 С. возглавлял правительство Западной Римской империи. Императора, который полностью зависел от него, С. в 398 женил на своей старшей, а в 408 на младшей дочери. Попытка распространить свое владычество на восток Империи не удалась. Однако С. сумел организовать убийство Руфина, могуществ. министра Аркадия. С. стремился создать мощную защиту границы по Рейну и Дунаю, но прежде всего очистить Италию от постоянно вторгавшихся германцев. В 401 он отразил нападение вандалов и аланов, в 402-403 разбил под Полленцией и Вероной вестготов во главе с Аларихом, а в 406 - остготов, во главе которых стоял Радагаис. Полководцу удалось предотвратить узурпацию Африки в 398, однако в 406 у него уже не было сил воспрепятствовать вторжению в Галлию вандалов, аланов и свевов. В результате антигерман. дворцового переворота С. был свергнут. Гонорий не поддержал его, и С. был казнен в Равенне. После его смерти Аларих вновь вторгся в Италию и в 410 разрушил Рим. С. был покровителем поэта Клавдиана.

СТИЛОБАТ

СТИЛОБАТ (греч. stylobates - стул колонны), верхняя ступень, либо поверхность фундамента античного здания, особенно храма, на которой покоятся основания колонн.

СТИЛОН

СТИЛОН - Л. Элий Преконин (ок. 100 до н. э.), рим. всадник из Ланувия, один из первых рим. филолог ов, учитель Варрона и Цицерона. Объяснил песни салиев и Законы 12 таблиц, а также установил, что из 130 комедий, приписываемых Плавту, ему безусловно принадлежат лишь 25. На исследования С. оказали влияние взгляды стоиков.

СТИЛЬ

СТИЛЬ (лат. stylus, греч. stylos - палочка), бронзовый стержень, заостр. конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским, для того чтобы стирать написанное.

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ - согласно греч. мифу, птицы, гнездящиеся на оз. близ г. Стимфал в Аркадии. Своими медными перьями убивали людей и животных. Геракл, выполняя одно из двенадцати заданий царя Эврисфея, обезвредил их.

СТИХ

СТИХ (лат. versus - строка), метрич. единица, состоящая из неск. стихотворных стоп. Каждый С. завершается паузой, т. е. на конец С. обязательно должен приходиться конец слова. Между концом одного С. и началом другого допускается зияние. Последний сдог С. может быть как долгим, так и кратким.

СТИХ ЗА СТИХОМ

СТИХ ЗА СТИХОМ (от греч. kata stichon - построчно примененный), метрич. композиция, при которой одна и та же форма стиха употребляется беспрерывно, как, например, гекзаметр в эпосе.

СТИХОМИФИЯ

СТИХОМИФИЯ (греч. stichomythia), форма диалога в драме, когда персонажи обмениваются репликами, каждая из которых равна целому стиху или его половине. Применяется для того, чтобы подчеркнуть драматизм сцены.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХОСЛОЖЕНИЕ - Античное и совр. С. принципиально отличаются друг от друга. Совр., в частности русское, С. основано на словесном ударении; егоритм возникает из чередования ударных и безударных слогов (например, Недавно кровь со всех сторон / Струёю тощей снег багрила). Античная метрика, напротив, основывается на установл. просодией количествеслогов, которые могут быть краткими либо долгими (обозначаются соотв. U и -). Т. о., античный стих состоит из упорядоч. последовательности краткихи долгих слогов (квантитативный стих). Из этих элементов состоят метрич. единицы - стихотворные стопы; важнейшие из них следующие: ямб U -, трохей - U, анапест U U -, дактиль - U U, бакхий U - -, кретик - U -, хориямб U U -, ионик U U - -. В ямбич., трохеич. и анапестич. размерах две стопы обычно образуют один мегр (греч. metron, буквально - мера); в других размерах метр составляет одна стопа. Большинство античных стихов состоят из одного или неск. однородных метров, однако у Архилоха, Сапфо, Алкея и других поэтов изобилуют стихи, составл. из разнородных стоп. Построенный из одинаковых стоп стих (напр., - U U - U U - U U - U U - U U - U U) страдал бы ритмич. однообразием, которого стремились избежать следующими способами: 1. Два кратких слога и один долгий приравниваются и могут взаимно заменять друг друга; также и краткий слог может разрешаться в два кратких; т. о., ямб и трохей могут заменяться трибрахием U U U, анапест и дактиль - спондеем - -. 2. Последняя стопа бывает незавершенной (каталектич.), например в дактилич. Гекзаметре (- U U - U U - U U - U U - U U - U). 3. Последний слог любого стиха может быть как кратким, так и долгим (лат. syllaba anceps - обоюдный слог); обозначается U. 4. Длинные стихи подразделяются на смысловые отрезки, границы которых образованы обязательно или по желанию словоразделами. Если словораздел совпадает с концом стопы или метра, возникающая пауза называется метрич. диэрезой (обозначается ||); если пауза появляется внутри стихотворной с гоны или метра, она называется цезурой (обозначается |). Т. о., для дактилич. гекзаметра получается следующая общая схема:

Стихосложение

Следует различать стихи, предназначавшиеся для рецитации (например, дактилич. гекзаметр) и для пения (сольного или хорового). Неизвестно, каким образом при исполнении стихов выражалось количество слога и ударение. В императорскую эпоху происходит смена музыкального ударения, при котором ударный слог выделялся среди других высотой звука, экспираторным (динамич.) ударением, при котором ударный слог выделяется изменением силы его звучания. Этот фонетич. процесс наблюдался почти одноврем. в греч. и лат. яз. В результате квантитативное С. постепенно уступило место акцентному. Первым представителем акцентного С. в лат. языковом ареале является Коммодиан (3-4 вв.), а в греч. - Григорий Назианзин.

СТОБЕЙ

СТОБЕЙ - Иоанн (лат. Stobaeus, греч. Stobaios), философ и писатель 5 в. н. э., прозванный так по месту своего рождения - г. Стобы (Македония). С. издал учебное пособие для чтения («Антология») в 4 книгах, в которое вошли произведения почти 500 греч. поэтов, философов и прозаиков. Этот труд содержит драгоц. фрагменты утерянных текстов.

СТОБЫ

СТОБЫ - город в Македонии при впадении Эригона в Аксий (Вардар). Транспортный и торговый центр. При римлянах С. получил статус колонии и стал столицей пров. Македония II, а позже - резиденцией раннехристианского епископа.

СТОИКИ

СТОИКИ - последователи философской школы Стой (стоицизм). Жизн. идеалом С. являются невозмутимость и спокойствие. С. не должны реагировать на внешние и внутр. раздражающие факторы.

СТОЙХЕДОН

СТОЙХЕДОН (греч. stoichedon - расставл. в ряды). Греч, и рим. надписи часто наносились на бронзу или камень без членения на слова. Буквы, отстоящие на равные интервалы одна от другой, образовывали вертикальные и горизонтальные ряды. В древнейшие времена писали способом «бустрофедон» (греч. bustrophedon), т. е. «извилистый, как путь быка, тянущего плуг».

СТОЛ

СТОЛ - род мебели, на которую ставят блюда с едой, напитки и т. п. С. имеет обычно три или четыре ножки, изготавливается из дерева, мрамора, бронзы и других материалов; был в обиходе у римлян и греков. Сохранились С. в дорогом исполнении, относящиеся к эпохе эллинизма и Др. Рима.

СТОЛЕТИЕ

СТОЛЕТИЕ (лат. saeculum - возраст человека), лат. понятие, идущее от представления о «людском посеве», который по законам природы засыхает самое позднее через 100 лет. Каждое С. празднуется новый «посев людей». Это нашло отражение в секулярных шрах.

Предыдущая страница Следующая страница