Словарь античности
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")

ГЕРА

ГЕРА (греч. Нега), верховная греч. богиня, царица богов (в др.-рим. мифологии Юнона), дочь Кроноса и Реи, сестра Деметры, Аида, Гестии, Посейдона и Зевса, супруга Зевса. Детьми Зевса и Г. были Арес, Геба, Гефест и Илифия, иногда сыном Г. считался Тифон. Г. из-за ревности преследовала своих соперниц (например, Ио, Каллисто, Лето, Семелу) и их детей (Геракла). В споре, возбужденном Эридой из-за яблока, предназнач. прекраснейшей из богинь и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Г., как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев, например Энея. Иксион, пытавшийся соблазнить Г., был в наказание навечно привязан к вращающемуся колесу. Как богиня женщин Г. покровительствовала браку, как Илифия - роженицам. Ей была посвящена корова, сама Г. именовалась «волоокой», ее атрибутом был павлин. Изначально Г. была, вероятно, аргосской богиней, гл. местами ее культа были Аргос (с утрач. хрисоэлефантинными статуями работы Поликлета) и о. Самос (Г. приписывалась статуя с посвятительной надписью Херамия). К числу знаменитейших произведений, считавшихся изображениями Г., причисляют Юнону Людовизи, колоссальную мраморную голову, получившую высокую оценку в 18 - 19 вв. (в последнее время она рассматривается как портрет времени ранней Империи). В своих произведениях Г. изображали А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тьеполо, Н. Пуссен.

ГЕРАЙОН

ГЕРАЙОН (греч. Heraion), храм Геры. Наиболее известные Г. находились в Олимпии (7 - 6 вв. до н. э.) и на о. Самос (8 - 6 вв. до н. э.). Значительную роль играл Г. в Арголиде (между Аргосом и Микенами), с которым связан миф о Клеобисе и Битоне.

ГЕРАКЛ

ГЕРАКЛ (греч. Herakles, лат. Hercules), любимейший герой греч. сказаний, сын Зевса и Алкмены, жены Амфитриона. Его братом-близнецом, сыном Амфитриона, был Ификл. Когда Гера захотела убить младенца Г., натравив на него двух змей, Г. задушил их (изображение Г., душащего змей мраморная статуя Г. во Флоренции, Галерея Уффици). Одного из своих учителей, Лина, Г. убил (изображение на чаше работы Дуриса, Мюнхен). В победоносной борьбе против Эргина Г. освободил родной г. Фивы от уплаты дани, за что царь Креонт отдал ему в жены свою дочь Мегару. В насланном на него Герой припадке безумия Г. убивает Мегару и детей, которых она ему родила (трагедия Еврипида «Геракл»). За это на Г. было наложено наказание: он должен был совершить на службе у Эврисфея 12 тяжелых, опасных деяний (греч. Dodekathlos), за что ему было обещано бессмертие. Г. совершил свои подвиги: 1. Задушил неуязвимого немейского льва (Арголида) (амфора Эксекия, Берлин), с того времени он носил шкуру льва. 2. Убил лернейскую гидру. 3. Поймал быструю керинейскую лань (новоаттич. рельеф, Дрезден). 4. Уничтожил птиц-людоедов из болот Стимфалоса в Аркадии. 5. Поймал зриманфского вепря и доставил его живым к заползшему от страха в пифос Эврисфею. 6. Очистил конюшни Авгия. 7. Укротил огнедышащего критского быка. 8. Укротил пожирающих человеч. мясо коней фракийца Диомеда. 9. Добыл пояс Ипполиты. 10. Пригнал скот Гериона (халкидская амфора в кабинете Медичи, Париж), во время этого похода воздвиг Геркулесовы столбы. 11. С помощью Атланта достал яблоко Гесперид. Двенадцатый подвиг был наиболее т яжелым. Г. спустился в подземный мир, одолел адского пса Цербера и привел его живым на поверхность земли (амфора Андокида, Париж). Г. совершил и другие подвиги: он победил Антея (кратер Евфрония в Лувре) и Бусириса (афинская пелика художника Пана), отвоевал у смерти жену Адмета Алкестиду (трагедия Еврипида «Алкестида»), убил орла, который пожирал печень Прометея. На пути в Колхиду Г. потерял своего любимца Гилла и не смог продолжить поездку с аргонавтами. Он освободил Гесиону, убил Кикна, сражался с кентаврами и участвовал в борьбе с гигантами. Его верным помощником и возничим был Иолай. Второй женой Г. была Деянира, которую он добыл в борьбе с Ахелоем. После гибели Ифита Г. был поражен тяжелой болезнью. В Дельфах, где он насильно пытался получить совет, как искупить вину, и похитил треножник (изображение на фронтоне сокровищницы сифносцев в Дельфах), ему определили наказание: быть проданным в рабство к Омфале. Из победоносного похода против Эврита из Ойхалии (кратер Эврита, Лувр) Г. привел его прекрасную дочь Иолу пленницей к себе в дом. Из ревности Деянира послала Г. пропитанную отравл. кровью Несса одежду. Г. надел эту одежду и, мучимый страшной болью, был сожжен на огромном костре на горе Эта и вознесен в качестве бога на Олимп (Г. среди олимпийцев на амфоре Эксекия в Орвисто). На Олимпе Г. получил в жены Гебу. Г. считался в античности олицетворением силы, мужества и отваги, победителем, освободившим людей от страданий, поборником справедливости и доброты, избавителем от бед и спасителем. В этой функции рим. цезари отождествлялись с Г. (например, Коммод). Философы видели в Г. прообраз человека, который заслужил бессмертие благодаря своим победам и поступкам в жизни, полной трудов. Софист Продик из Кеоса в рассказах о Г. на распутье символически изобразил его выбор: не легкий путь удовольствий, а трудная дорога самоотречения и добродетели. Г. считался носителем культуры, богом здоровья и покровителем атлетизма и палестр (школ борьбы). По всей Греции имелись его святилища, в его честь учреждались многочисл. праздники и игры. Дикий темперамент, прожорливость и любострастие Г. были излюбл. темами комедий, а также нашли свое отражение в трагедиях (например, «Алкестида» Еврипида). Г. под именем Геркулеса почитался в Риме сначала в отдельных домах, затем возведен в гос. культ. Особенно прославлялись его функции бога торговли и хранителя от несчастий. Алтарь Г. был установлен на рынке скота в Риме. Изображения Г. встречаются часто, особенно на вазовых картинах и в искусстве малых форм. Популярны были изображения 12 подвигов Г.: на метопах сокровищницы афинян в Дельфах, храма Зевса в Олимпии и вост. стороне т. н. Тесейона (Гефестиона) в Афинах. Образ Г. в виде фигуры могучего человека с львиной шкурой и палицей, бородатого и обнаж., сложился издавна, он оказал влияние на послеантичную живопись вплоть до настоящего времени (А. Дюрер, Я. Тинторетто, П. Рубенс, Д. Тьеполо), вдохновляя драматургов (К. Виланд, Ф. Ведекинд, Ф. Дюрренматт, П. Хакс) и композиторов (кантата И. С. Баха, оратория Г. Ф. Генделя).

Геракл

рис. Геракл Фарнезе. (Неаполь)

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ (греч. Herakleides Pontikos), из Гераклеи на Понте Эвксинском, ок. 350 до н. э., греч. философ, физик, астроном, грамматик, ученик Платона. Основал в 339 до н. э. собств. школу философии. Позднее Г. П. пытался расширить диапазон философских идей Платона при помощи элементов идеалистич. пифагореизма. Проницательность Г. П. выразилась в гипотезе о структуре Солнечной системы, которая с принятием идеи ежесуточного обращения Земли стала предварительной ступенью для возникновения теории Аристарха Самосского и Коперника о гелиоцентрич. системе. Г. П. известен также мистико-астрологич. спекуляциями в духе пифагореизма. Из его широко распростран. в те времена музыкальных сочинений сохранились лишь фрагменты.

ГЕРАКЛИДЫ

ГЕРАКЛИДЫ (греч.), в греч. сказаниях потомки Геракла. Их засвидетельствованное в мифах проникновение в Пелопоннес отразило действительные события - т. н. дорийское вторжение. Эврисфей после смерти Геракла подверг Г. преследованиям. Г. нашли прибежище в Аттике (драма Еврипида) и в союзе с Тесеем одержали победу над Эврисфеем. После неудачной попытки сына Геракла Гилла вернуться на родину лишь третьему после Гилла поколению удалось возвратиться в Пелопоннес, как это и было предсказано оракулом. Мн. дорийские роды вели свое начало от Г.

ГЕРАКЛИТ

ГЕРАКЛИТ - из Эфеса (греч. Herakleitos) (ок. 554 - 483 до н. э.), греч. философ, происходил из знатного жреч. рода. За глубину и загадочность мыслей, которые часто выражал в сложных понятиях и образах, получил прозвище Темный. Толкование многих фрагментов спорно даже сегодня. Г. выступал против народных масс и демократич. партии. Он вынудил к изгнанию враждебно настроенного к знати правителя Меланкома. Был противником демократов, поддерживавших антиперс, ионийское восстание. Философские воззрения Г. были направлены против традиционной народной религии, определялись аристократич. сознанием. Из сочинения Г. «О природе» сохранились отдельные фрагменты. Первооснову мира Г. видел в постоянном движении, течении вещей, изменениях, воплотившихся (вероятно, позднее) в формуле «panta rhei» - «все течет». В противоположности первым натурфилософам, которые отыскивали устойчивое первовещество, Г. признавал только изменчивость саму по себе. Огонь для него был воплощением самих превращений. Постоянная подвижность огня трактовалась Г. как выражение изменений мира вообще. Из огня развились вода, земля и воздух; тем же путем «элементы» возвращались к огню, изменяясь по вечным законам логоса, мирового закона. Логос и первичный огонь Г. часто отождествляет, его учение о логосе материалистично. Все происходящее, по Г., основано на столкновении противоположностей («Война - отец всех вещей»). Различные и даже противоположные предметы и явления при объединении рождают гармонию, так же как различные звуки рождают гармонию в музыке. Г. выдвинул идею вечности мира, разрабатывал отдельные положения теории познания. Г. читал ненадежным полагаться на органы чувств, хотя от их свидетельств также нельзя отказываться. Глубина и четкость диалектич. и материалистич. мышления Г. вызывали интерес к его учению и личности в последующие века (Стоя, Гегель, Маркс, Энгельс, Лассаль, Ленин).

ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ

ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ - мраморная статуя отдыхающего Геракла, хранящаяся в Неаполе. Происходит из собрания Фарнезе. Представляет собой копию, сделанную Гликоном из Афин со статуи работы Лисиппа.

ГЕРАСА

ГЕРАСА (греч. Gerasa), совр. Джарат, греч. город в Иордании, основан в эпоху Александра Македонского. Хорошо сохранились открытый театр, форум, термы, храм. Вызывает интерес техника сооружения бассейна размерами 155,5 х 55 м, пригодного для лодочных состязаний.

ГЕРБЕРТ РЕЙМССКИЙ

ГЕРБЕРТ РЕЙМССКИЙ (ок. 940 - 1003), Ср.-век. ученый, с 999 - папа Сильвестр II. Собрание писем Г. Р. отражает его деятельность в области истории и литературы. Г. Р. работал также над математич. сочинениями (впервые применил араб, цифры).

ГЕРГОВИЯ

ГЕРГОВИЯ (Gergovia), город в горах галльской Оверни, южнее совр. Клермон-Феррана, в 52 до н. э. Верцингеториг успешно оборонял его против Цезаря.

ГЕРДЕР

ГЕРДЕР - Иоганн Готтфрид (Herder) (1744-1803), философ и писатель эпохи нем. Просвещения. В ходе дискуссии с представителями нормативной эстетики франц. классицизма и Винкельманом Г. призывал перейти от подражания античным образцам к квалифицированному изучению античной литературы и искусства на основе историч. подхода. В своей философско-историч. концепции Г. отказывается от рассмотрения шедевров античной культуры вне их места во всемирно-историч. развитии (Вост. Азия, Ближний Восток, Европа) («Идеи к философии истории человечества», 1784 - 1791). В гуманистич. концепции Г. критически переработаны различные античные точки зрения (греч. философия, рим. «человечность») («Письма для поощрения гуманности», 1793 - 1797). Основанные на представлениях об историч. обусловленности исключительности и неповторимости эпохи античности, взгляды Г. были противоположны господствовавшим тогда в Германии позициям представителей классицизма.

ГЕРИОН

ГЕРИОН (греч. Geryoneus), трехглавый неуклюжий великан, сын Хрисаора и Каллирои, на острове Эрифейя (на зап. краю мира) он владел стадом быков, впоследствии угнанным Гераклом.

ГЕРКУЛАНКИ

ГЕРКУЛАНКИ - два типа женской статуи в одеяниях, большая и малая Г. Представлены множеством копий рим. мастеров по греч. оригиналам последней четв. 4 в. до н. э., которые в античности пользовались большой популярностью, особенно как скульптурные портреты. Названы по найденным в Геркулануме экземплярам. К ним относятся крылатые слова И. И. Винкельмана «благородная простота и безмолвное величие». Превосходные образцы, особенно малой Г., находятся в Дрездене.

ГЕРКУЛАНУМ

ГЕРКУЛАНУМ (лат. Herculaneum), город в Кампании. В 79 был засыпан при извержении Везувия. За поверхностными раскопками (находка «геркуланок») вскоре последовали более обширные, затрудненные в условиях мощных слоев лавы исследования (1738 - 1765, 1828 - 1835, 1869 - 1875, с 1927), которые позволили обнаружить большое количество выдающихся скульптур, произведений живописи и утвари (в настоящее время в большинстве своем эти произведения хранятся в Национальном музее в Неаполе). Хотя город раскопан только частично, его планировку можно реконструировать. Наряду с хорошо сохранившимися аристократич. жилыми домами найдено в числе прочего неск. храмов, две термы, т. н. базилика (колонный зал с ценной стенной живописью) и театр. «Villa suburbana dei papiri» - «пригородная вилла папирусов» (теперь вновь засыпанная) - скрывала большое количество бронзовых статуэток и целую библиотеку папирусных свитков, которые лишь частично сохранились и расшифрованы (в т. ч. сочинения философа-эпикурейца Филодема).

ГЕРКУЛЕС

ГЕРКУЛЕС (лат. Hercules), лат. форма имени Геракла.

ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ

ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ (греч. Herakleioi stelai, лат. Columnae Herculis). В древности так назывались предгорья Абилы (ныне Сеута) на африканском и европейском берегах Гибралтарского прол. Геракл обнаружил Г. с. по пути к великану Гериону или, по другой версии, сам соорудил их.

ГЕРМА

ГЕРМА - первоначально символ бога Гермеса в виде изготовл. из закругл. ствола столбовидного стержня с грубо или тщательно обработанной головой, с бородой, подчеркивались половые органы. Др. тип Г. был с фаллом в состоянии возбуждения и едва намеч. руками, более поздние типы Г. были безбородыми. Согласно Гиппарху, Г. устанавливались на дорогах из Афин с указателями расстояний и популярными сентенциями, повсеместно почитались. Мн. частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Праксителя Г. стали поясными статуями и не представляли больше бога. Они сохраняли портретное сходство или по меньшей мере индивидуальные черты отдельных лиц. Излюбленными были также двойные Г. великих поэтов и мыслителей в виллах и библиотеках.

Герма

рис. Резчик герм с тонким обоюдоострым долотом на длинной ручке (широко распространенный инструмент того времени) (краснофигурное изображение на вазе, 480 до н.э.). Справа: поздняя форма гермы. Портрет с подписью.

ГЕРМАГОР

ГЕРМАГОР - из Темноса(греч., лат. Hermagoras), греч. ритор и писатель сер. 2 в. до н. э. Риторич. система, которую Г. изложил в 6 книгах объемистого труда («Technai rhetorikai»), имела очень важное значение для истории риторики. В т. н. учении о стасисе, составлявшем ядро этой системы, была дана юридич. постановка вопроса, лежащая в основе системы аргументации. Заслуга Г. состояла прежде всего в том, что он трудился над логико-юридич. толкованием различных спорных случаев и преобразовал уже имеющееся учение в твердые школьные правила, объединив их в целостную замкнутую систему. Эта система была положена в основу разработки учебников по риторике, благодаря чему она существ, образом повлияла на дальнейшее развитие этой науки.

ГЕРМАН

ГЕРМАН - Готфрид (нем. Hermann) (1772 - 1848), с 1798 профессор в Лейпциге, крупнейший представитель эстетическо-формального понимания филологии. Заботясь о тщательном описании факта, он выступал против расширения понимания науки о древности; Г. осуществлял издания античных трагиков, занимался грамматикой и античной метрикой.

ГЕРМАНИК

ГЕРМАНИК - Г. Юлий Цезарь (Germanicus), рим. полководец (24. 05. 15 до н. э. - 10. 10. 19 н. э.), сын Друза, племянник и приемный сын Тиберия, был женат на Агриппине (1), отец Калигулы и Агриппины (2). В 13 н. э. Г. назначен главнокомандующим силами на Рейне, после смерти Августа отклонил провозглашение себя императором, исходившее от легионов, и предпринял (14 - 16) большие походы против германцев. В 16 он продвинулся до Везера, победил Арминия при Идиставизо и Ангривариэрвале, но был отозван Тиберием и в 17 отправлен с чрезвычайными полномочиями в вост. пров. Г. умер в Антиохии; предполагают, что он был отравлен по поручению императора. Г. перевел «Явления» Арата. Портрет в Альбертинуме (Дрезден).

ГЕРМАНИЯ

ГЕРМАНИЯ (лат. Germania), рим. назв. областей между Рейном, Вислой, Дунаем и Скандинавией, насел, племенами германцев. Первые упоминания о Г. в письм. источниках появляются у Пифея из Массалии в 4 в. до н. э. Самые подробные античные представления о Г. содержатся у Тацита (кон. 1 в. н. э.). С сер. 1 в. до н. э. левобережные области Рейна именовались Г., со времен Домициана здесь возникли пров. Верхняя Г. (Germania Superior) на Верхнем Рейне (включала Пфальц, Эльзас, Баден-Вюртемберг, Зап. Швейцарию) со столицей в Майнце и Нижняя Г. (Germania Inferior) на Нижнем Рейне (в т. ч. большая часть Нидерландов и Бельгии) со столицей в Кёльне. Граница между обеими пров. находилась между Андернахом и Ремагеном. После потери правобережных областей в 3 в. пров. существовали до сер. 5 в. под назв. Г. I и Г. II. Слово «Г.» долго означало вост. - франкское государство и сохранилось для Ср.-век. нем. государства, до сих пор применяется в итал., рус. и англ. обозначении (Германия, Germany).

ГЕРМАНЦЫ

ГЕРМАНЦЫ (лат. germani), народ, принадлежащий по языку к индоевропейской семье. Назв. «Г.» для всех обитающих в Юж. Скандинавии и Ср. Европе между Рейном и Вислой племен стало известно римлянам от галлов, которые называли так своих вост. соседей, причем назв. одного из племен было распространено на всю общность. Впервые оно появляется у Посидония (135 - 51 до н. э.), который стал отличать Г. от кельтов, особенно подробным было сообщение о Г. в записках Цезаря «О Галльской войне», причем назв. «Г.» стало литературным. Сами Г. не имели собств. общего для всех назв. Древнейшая из известных культур Г. - культура Ясторф на нижней Эльбе и в Ютландии 7 в. до н. э. Отсюда Г. продвигались в Скандинавию через Сев. Германию и затем с 4 в. до н. э. в течение столетий постоянно распространялись в юж. направлении. При этом они входили в соприкосновение с кельтами и вызывали их переселения, мн. герм, племена были кельтизированы. В первых веках н. э. у Г. было три крупных группировки: 1. Сев. Г. - остававшиеся в Скандинавии племена, от которых позднее произошли датчане, шведы, норвежцы и исландцы.

2. Вост. Г. выделились в результате переселения сев. Г. в Ср. Европу, к ним принадлежали готы, вандалы, бургунды, герулы, ругии и гепиды.

3. Зап. Г. распались на сев. - мор. (культовый союз ингвеонов - кимвры, тевтоны, англы, варны, саксы, хавки, ампсиварии, фризы), рейнскостровезерогерм. (культовый союз иствеонов - батавы, бруктеры, хамавы, хаттуарии, убии, узипеты, тенктеры, хатты, херуски) и приэльбско-герм. племена (культовый союз герминонов - лангобарды, свевы, семноны, гермундуры, маркоманы, квады). Внутригерм. борьба приводила к частым распадам и новообразованиям племен и союзов. В 3 и 4 вв. многочисл. отдельные племена объединились в крупные племенные союзы алеманнов, франков, саксов, тюрингов и баварцев. История большинства герм, племен известна благодаря их взаимоотношениям с Римом. Впервые Г. столкнулись с римлянами при походах кимвров и тевтонов 113 - 101 до н. э. Натиск свевских племен под руководством Ариовиста через Рейн был отражен Цезарем в 58 до н. э. Расширение рим. владений до Рейна и Дуная временно приостановило дальнейшее распространение Г. на Юг и Запад. Попытки римлян покорить зап. Г. вплоть до Эльбы рухнули в битве в Тевтобургском лесу (9 н. э.). При Домициане были завоеваны левобережные области Рейна, Декуматские поля, которые должны были защищаться Лимесом. Граница по Рейну - Дунаю отстаивалась римлянами до сер. 3 в. Кёльн и Аугсбург развивались как центры германо-рим. торговых отношений. Война с маркоманами 166 - 180 ознаменовала начало новых столкновений, гл. участниками которых в 3 и 4 вв. были племенные союзы франков и алеманнов на Рейне и Верхнем Дунае и готов на Нижнем Дунае. Мн. Г. служили в рим. армии в качестве наемников, особенно с 3 в. до н. э., когда в империю были переселены целые племена на правах федератов. В процессе Великого переселения народов 4 и 5 вв. зап. и вост. Г. внесли решающий вклад в разгром зап.-рим. государства. На его терр. в 5 в. возникли государства англосаксов (Британия), франков (Рейнская область и Сев. Галлия), алеманнов (Юго-Зап. Германия и Швейцария), бургундов (Югостровост. Галлия), свевов (Сев.-зап. Испания), вандалов (Африка) и остготов (Паннония и Италия). Вост.-герм, государства потерпели поражение от Византии (вандалы в 534, остготы в 532) и от арабов (вестготы в 711). Основанное в 568 в Италии государство лангобардов было завоевано франками, достигшими среди Г. наибольшего влияния в Европе в раннем средневековье. Франки распространили свою гегемонию на алеманнов, часть вестготского государства, тюрингов, бургундов, баварцев и саксов. Англосаксы внесли существ, вклад в образование англ. народа, франки и бургунды - франц. Из франков, саксов, тюрингов, алеманнов и баварцев развился нем. народ. Историч. значение Г., первобытнообщинный строй которых находился на стадии распада, состоит прежде всего в защите своей независимости в борьбе против Рима, а также в том, что они внесли решающий вклад в разгром Западной Римской империи. В рамках возникших затем государств произошло развитие феодализма в Европе.

ГЕРМАС

ГЕРМАС - или Герма (лат. Hennas). Между 140 и 150 в подражание иудейскому Апокалипсису составил в Риме «Пастыря» (в качестве такового в большей части текста автору являлся ангел) - неканонич. покаянное сочинение, где использовались традиционные, особенно позднеиудейские, а также и эллинистич. материалы. Наряду с достоверным историч. сочинением Г. в истории аскетизма и покаянных течений существовала поучительная книга, созданная, очевидно, с участием другого автора.

ГЕРМАФРОДИТ

ГЕРМАФРОДИТ (греч. Hermaphroditos, лат. Неrmaphroditus), в греч. легендах прекрасный сын Гермеса и Афродиты. Нимфа источника Салмакида близ Галикарнаса не нашла у Г. ответной любви. По ее желанию во время купания Г. в источнике боги объединили их в одно (но двуполое) существо. Отсюда наименование Г. для животного или человека с признаками мужского и женского рода. Андрогенные представления возникли у греков предположительно не без влияния Востока. Изображения Г. почитались в домах в 4 в. до н. э. В аттич. Алопеке находилось святилище Г.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. искусство изложения), уже в античности термин означал систематич. учение об изложении сочинений, документов, произведений искусства. Особое развитие Г. получила в области правовых дисциплин, теологии, философии и, наконец, в искусствоведении. В 18 в. пытались выработать общее учение о способах выражения мысли.

ГЕРМЕС

ГЕРМЕС (греч. Hermes), сын Зевса и Майи. Род. на Киллене в Аркадии (отсюда его прозвище Kyllenios). Г. посвящались вертикально поставл. камни, или гермы. Является одним из древнейших и многозначных богов. Как бог скотоводства покровительствовал животным, поэтому часто изображался с бараном на плечах (Криофор, ставший символом Доброго пастыря). Каменные глыбы использовались как дорожные вехи, и поэтому Г. считался богом-покровителем странников. Он изображался в дорожной шляпе и с крылатыми сандалиями. Как бог торговли и рынков, он защищал купцов. С ним, как с богом счастья, связывали называемые его именем счастливые находки - гермайоны. Г. был быстрым юным вестником богов и выполнял посольские функции. В качестве герольда он носил жезл. Этот жезл (кадуцей) являлся волшебным и служил Г. и для усыпления (например, Аргуса), поэтому Г. почитался также как бог сна и сновидений. Г. известен также как хитрый бог воров и обманщиков, который учил своего сына Автолика воровству. Сам Г. в младенчестве с помощью хитрости похитил коров Аполлона, причем Аполлон оставил их ему за лиру, изготовл. Гермесом из черепахового панциря (отражено в гомеровском гимне «Гермес» и в сатирич. пьесе Софокла «Следопыты»). Всегда находящий выход из любого положения, Г. считался богом красноречия и мышления и в качестве такового - богом-покровителем школ и палестр. В качестве проводника душ (Psychopompos) Г. провожал умерших в преисподнюю. Г. был отцом Пана и Гермафродита. Ему соответствовал римский Меркурий. Г. и Меркурий часто вдохновляли скульпторов (Пракситель, Б. Торвальдсен, Р. Бегас) и художников (стенные декорации в доме Ливия, картины А. Корреджо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. Рубенса, К. Лоррена).

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ (греч. Hermes Trismegistos трижды величайший Гермес), отождествл. с егип. богом письма и мудрости Тотом; греч. Г. Т. стал носителем откровения (логос и нус), покровителем греко-егип. мистериальных таинств в герметике.

ГЕРМЕТИКА

ГЕРМЕТИКА - собрание теософско-оккультных сочинений 2 и 3 вв. в форме диалогов, которые считались как бы откровением Гермеса Трисмегиста. По содержанию являются смесью гностич. греч., евр. и егип. религиозных идей, преим. в назидательно-проповеднич. форме. В центре стоит сотворение мира духом, падение души и ее избавление, причем частично наблюдается возврат к Платону.

ГЕРМИЙ

ГЕРМИЙ (греч. Hermias), ок. 350 до н. э., повелитель городов Атарнея и Асса на зап. побережье М. Азии, ученик Платона и родственник Аристотеля. Г. был предан и зверски убит персами.

ГЕРМИОНА

ГЕРМИОНА (греч., лат. Hermione), дочь Менелая Спартанского и Елены, была обручена с Орестом. Менелай обещал выдать Г. замуж за Неоптолема. Когда Неоптолем пал от руки Ореста, Г. стала женой последнего.

ГЕРМОГЕН

ГЕРМОГЕН (греч. Hermogenes).

1. Греч, архитектор 2 в. до н. э., приверженец ионич. стиля, о его деятельности упоминается у Витрувия. Г. создал храм Артемиды в Магнесии на Меандре и храм Диониса в Теосе (оба псевдодиптеры, с отношением колонны к промежуточному пространству 1:2,25).

2. Г. из Карфагена, художник и философ. О нем упоминается только в полемич. сочинении Тертуллиана «Adversus Hermogenes» («Против Гермогена») и изложении Ипполита. Г. признавал первичность материи по отношению к демиургу.

3. Г. из Тарса (Киликии) (ок. 160 - 225), ритор, примыкавший к Гермагору. Разработал учение о статусе. Наиболее известен был его труд об идеях в области стиля (в двух томах). Г. различал семь видов стиля: ясный, величественный, тщательный и прекрасный, назидательный, пылкий, правдивый, мощный.

ГЕРМУНДУРЫ

ГЕРМУНДУРЫ (лат.), герм, племя, принадлежавшее к группе свевов. Формирование племени завершено, постровидимому, в 1 в. до н. э. Засел. Г. области простирались от Ср. Эльбы до Верхнего Дуная. В начале н. э. временно принадлежали к государству маркоманов Маробода. При короле Вибилии (20 - 51) племя достигло вершины своего могущества. В 58 Г. победили хаттов в борьбе за источники соли на Верре. Юж. группа племени вела торговлю с римлянами через Дунай. Из них, вероятно, в 3 в. вышла часть алеманнов. Ср.-нем. Г. с 4 в. составляли значительную часть гюрингов, государство которых в 531 было включено в состав Франкского государства.

ГЕРО

ГЕРО (греч. Неrо), в греч. сказаниях юная, прекрасная жрица Афродиты в Сеете. Ее возлюбленный Леандр из Абидоса на противоположном берегу Геллеспонта каждую ночь переплывал море и утонул, когда лампа, установл. Г. в качестве указателя, была потушена бурей. Г. покончила с собой, бросившись с башни. Излюбленный сюжет со времени эллинизма, особенно известны произведения Овидия и Мусея. Картина П. Рубенса, драма Ф. Грильпарцера («Волны моря и любви»). Стихотворение Ф. Шиллера.

ГЕРОД АТТИК

ГЕРОД АТТИК (лат. Herodes Atticus), Л. Вибуллий Гиппарх Тиб. Клавдий Г. А. (р. 101, ум. в 177 в Марафоне), выдающийся греч. оратор второй софистики (новой софистики), представитель аттицизма, позднее обучал будущих императоров Луция Вера и Марка Аврелия. В 143 был консулом в Риме. Свое огромное богатство использовал для строительства таких значительных сооружений, как Одейон в Афинах, перестройка стадиона в мраморе, водопровод в Олимпии и т. д. Из его сочинений (письма, диатрибы и др.) сохранились только фрагменты «Реп Politer as» («Об устройстве государства»).

ГЕРОДИАН

ГЕРОДИАН (лат. Herodianus).

1. Г. Элий, греч. грамматик из Александрии, жил в Риме, свой гл. труд «Katholika prosodia» («Всеобщее учение об акцентах и количествах») он посвятил Марку Аврелию. Труд частично сохранился, кроме того, сохранился труд Г. об аномальных формах слова.

2. Греч, историк 3 в., возможно родом из Сирии, его историч. труд «Tes metra Markon basileias historia» («История от царствования Марка») излагает рим. историю от смерти Марка Аврелия до Гордиана III (180 - 238). Труд довольно непритязателен и не всегда надежен.

ГЕРОДОТ

ГЕРОДОТ - из Галикарнаса (греч. Herodotos) (ок. 484 - 425 до н. э.), греч. историк из области Кария, во время политич. неурядиц бежал из родного города, был на Самосе. Г. предпринимал продолжительные путешествия (между 455 и 444) и хорошо знал прибрежные малоазиатские области с прилегающими к ним островами, часть Передней Азии, Египет, Кирену, сирийско-финикийское побережье с Кипром, Понт, а также Геллеспонт, Фракию и Македонию. Значительный след в его образовании оставило пребывание в Афинах (сер. 40-х гг. 5 в. до н. э. - дружба с Периклом и Софоклом, склонность к софистике и естествознанию, путешествия по греч. городам). В 444 - 443 Г. участвовал по предложению Перикла в проведении колонизации в Фурии (Юж. Италия), здесь он провел последние годы своей жизни. Г. оставил после себя записанное на ионийском диалекте «Изложение событий» (Histories Apodeixis»), которое в Александрии было разделено на 9 книг; во 2 в. н. э. каждая книга была названа именем одной из 9 муз. Г. проследил историю отношений между др.-вост. деспотиями (Азия) и греч. рабовладельч. государствами (Европа), кульминационным пунктом которых стали греко-перс. войны. Труд охватывает весь историч. период, исключая миф. эпоху. В первой части, служащей одновременно и введением, сообщается об истории лидийцев, персов, вавилонян, египтян, скифов, ливийцев и греков. Г., хотя и использовал труды своих предшественников (логографов, прежде всего Гекатея), однако воспринимал их критически. Во второй части труда отражено ионийское восстание, поход Дария и выступление Ксеркса против Греции. Труд оканчивается описанием занятия Сеста (478) афинянами; остается открытым вопрос, был ли этот труд закончен. Г. в древности подвергся нападкам Плутарха и был высоко оценен Дионисием Галикарнасским. Цицерон удостоил Г. почетного имени Pater historiae (Отец истории). Совр. исследователи греч. историч. мысли видят в Г. историка, олицетворявшего переход от логографов к Фукидиду (внутри развития греч. описательной истории). Вместе с тем Г. положил начало собственно греч. историографии, поскольку он обращался к центральным, политически значительным событиям совр. ему истории, пережитым им самим. Г. стремился к достоверному изложению историч. событий, исследовал их в совокупности. Наряду с этим для его трудов характерна вера в действие религиозно-этич. сил в истории. В 15 в. Лоренцо Валла познакомил читателей с историч. трудами Г. в лат. переводе.

ГЕРОИ

ГЕРОИ (греч. heros), персонажи греч. мифов, особенно доисторич. времени, не принадлежавшие к числу богов или только частично происходившие от божеств, родителей (Ахилл, Геракл), полубожеств. существа, стоящие на промежуточной ступени между богом и людьми. Г. считались также люди, которые после смерти продолжали оказывать влияние (покровительственное или вредоносное), основатели городов (Мильтиад в Херсонесе Фракийском), заслуженные законодатели (Солон), великие благодетели, прародители племен и общин (Г. давал имя общинам), к героям относили павших на войне (воины Марафона), основателей философских школ, крупных поэтов. Прежние боги могли также опускаться до Г. (Гиакинф), так что границы между богами и героями были иногда расплывчатыми. Г. помогали при всех государств, и частных событиях, при болезнях и несчастьях, способствовали развитию и защищали города и жилища, оказывали помощь в битвах. Они могли также выступать как мстители и приносить несчастье. Вера в Г. играла большую роль в греч. народе, часто к Г., связанным с данным местом, обращались как к богам, такие обычаи напоминают культ святых в христианстве. Культ Г. развился из культа мертвых и погребального аристократич. культа микенского времени. Могущество Г. было связано с его гробницей, поэтому могилы Г. часто находились на рыночных площадях или рядом с городскими воротами. Останки Г. иногда доставлялись с чужбины, с тем чтобы обеспечить их благословение, с этим связывался и христианский культ реликвий. Иногда на могилах находились часовни (Героон). На могилах приносили жертвы, по вечерам или ночам жертвовали черных животных, мясо которых сжигали. На могилах Г. устраивались также тризны в их честь, на которых оплакивали покойных.

ГЕРОЛЬД

ГЕРОЛЬД (греч. кегух, лат. ргаесо). В гомеровское время Г. - знатное лицо, сопровождающее князя, затем Г. стал получать жалованье, и эта должность утратила свой престиж. В Риме и в италийских городах Г. - низкооплачиваемые служители общины (часто вольноотпущенники, но не рабы), объедин. в декурии. Г. находились в распоряжении отдельных должностных лиц, позднее - императора. Греч. Г. выполняли дипломатич. (сопровождение посольств) и военные (объявление войны, переговоры о перемирии, передача приказов) поручения, жезл в их руках (греч. kerykeion, лат. caduceus) гарантировал им неприкосновенность. В эпоху Др. Греции и Др. Рима Г. выступал как государств, глашатай и блюститель порядка в народных собраниях, на выборах, театральных представлениях, судебных процессах, жертвоприношениях, играх, траурных церемониях, при принесении присяги, при переписях населения, обществ, чествовании. Г. извещал о принятии государств, и частных правовых актов (высылка граждан из страны, освобождение рабов, получение наследства, сдача в аренду и т. д.). По поручению частных лиц Г. мог проводить распродажу имущества. Для выполнения подобных обязанностей Г. был необходим сильный голос. Гермес (или Меркурий), а также Ирида в качестве вестников богов изображались с жезлом Г.

ГЕРОН

ГЕРОН (Heron), греч. ученый по прозвищу Механик, годы рождения и смерти неизвестны. Работал в Александрии во времена Цезаря или Нерона в качестве инженера, математика и топографа. В своих сочинениях (часть из которых сохранилась лишь благодаря араб, переводам) - наиболее замечательных из технич. трудов античности - Г. сознательно соединял науку с практикой. Необходимые для опытов приборы Г. создавал сам. Он описывал их конструкции в учебных пособиях с рисунками и расчетными примерами и заложил тем самым основу приборостроения. Г. описал подъемники и крановые конструкции, винтовые прессы и дробильные устройства, привод с зубчатыми колесами (использовался в путемерах), а также метательные снаряды, машины сжатого воздуха, автоматы. Его книга «Metrika» («Геодезия») содержит формулу, известную как треугольник Герона, а также сокращ. методы вычисления квадратных и кубич. корней. Конструкции, предлож. Г., служили главным образом для изготовления механич. игрушек. Из его механич. приборов в эпоху барокко нашли практич. применение «печи теплой воды». Исследования свойств зеркал представляют собой, несмотря на философское объяснение оптич. законов, почти исключительно изложение занимательных свойств кривых зеркал. Практич. применение нашли сочинения о диоптре - измерительном инструменте землемера, который был необходим в военном деле для определения высоты стен в укреплениях. В целом технич. достижения Г. больше применялись в военных целях, чем для конструирования рабочих машин, поскольку в условиях господства рабского труда в них не возникало обществ, потребности.

ГЕРОНД

ГЕРОНД - Герод (греч. Herondas или Herodas), греч. поэт. Род. ок. 250 до н. э., постровидимому, на о. Кос. Писал поучительные мимиямбы (мимы в форме холиямбов), маленькие острые бытовые сцены («Сводня», «Содержатель борделя», «Учитель», «Женщины, жертвующие Асклепию», «Ревнивица», «Две подруги», «Башмачник», «Сон» и фрагменты). Мимиямбы написаны на ионийском диалекте, тогда уже не употреблявшемся, около 800 стихов стали известны в 1891 благодаря находке папирусов.

ГЕРОНОВ ШАР

ГЕРОНОВ ШАР - описанный Героном сосуд с водой, из которого вода выгоняется избыточным давлением воздуха. Если нагревать на солнце воздух в медном сосуде, то вода начнет выдавливаться из «капельного дарителя». Разогревание резервуара над масляной лампой позволяет перекачивать (каплями) масло в лампаду («вечная лампа»). На основе Г. ш. в дальнейшем был создан сифон.

Геронов шар

рис. Слева: вдуваемый воздух гонит виду из сосуда. Справа: практическое применение в качестве пульверизатора.

ГЕРООН

ГЕРООН (греч. Негооп), часовня, место культа героя на его гробнице, иногда в форме круглой постройки, тол оса.

ГЕРОСТРАТ

ГЕРОСТРАТ (греч. Herostratos), жаждавший славы житель Эфеса, по преданию в 356 до н. э. поджег храм Артемиды в Эфесе в ночь рождения Александра Македонского. В связи с этим кощунств, поступком имя Г. вошло в историю. В наст, время оно служит нарицательным («геростратово деяние»).

ГЕРОФИЛ

ГЕРОФИЛ - из Халкидона (М. Азия) (греч. Неrophilos), 300 до н. э., греч. врач, впервые в античности проводил анатомич. исследования на трупах людей. Проявлял особый интерес к изучению деятельности мозга, нервной системы, сосудов, внутр. органов и глаз. Сделал ряд важных открытий, например установил различия между двигательными и чувствительными нервами, выяснил, что хилусовые сосуды связаны с пищеварительным аппаратом. Г. первым из врачей заметил зависимость пульсации сосудов от деятельности сердца и стал основателем учения о пульсе человека.

ГЕРСА

ГЕРСА (греч. Herse - роса), дочь мифич. Кекропа, она и ее сестры Аглавра и Пандроса назывались сестрами росы.

ГЕРСФЕЛЬД

ГЕРСФЕЛЬД - аббатство, основанное в 8 в. В 10 - 11 вв. Г. играл заметную роль в духовной жизни Зап. Европы, в частности благодаря историку Ламперту. В Г. хранилась рукопись, содержавшая текст рим. историка Аммиана Марцеллина.

ГЕРУЛЫ

ГЕРУЛЫ (лат.), вост.-герм, племя. В сер. 3 в. было вытеснено датчанами из Скандинавии. Зап. Г. переселились в низовья Рейна и предпринимали до 5 в. разбойничьи походы, в т. ч. также и по морю, в Галлию и Испанию. В 6 в. Г. были покорены франками. Вост. Г. двинулись к Черному и Азовскому морям и с 267 вместе с готами теснили римлян. В 4 - 5 вв. Г. некоторое время были под остготским, затем гуннским господством, во 2-й пол. 5 в. они образовали большое государство на Дунае, разруш. лангобардами в нач. 6 в. Зап. и вост. Г. в 3 - 6 вв. поставляли римлянам многочисл. вспомогательные отряды. На Г. опирался Одоакр при разгроме в 476 зап.-рим. Империи, а позднее Юстиниан в своих завоевательных походах.

ГЕРУНДИЙ

ГЕРУНДИЙ - и Герундив (лат. gerundium и gerundivum), глагольные формы в лат. яз., образованные на основе презенса (наст, времени) путем прибавления суффикса -nd. Герундий выполняет функции отглагольного существительного, заменяет косвенные падежи инфинитива (praesens activi). Герундив представляет собой отглагольное прилагательное, которое (как именная часть составного сказуемого) означает долженствование в страдательной форме (в новой лат. методике обе формы объединены как формы -nd).

ГЕРУСИЯ

ГЕРУСИЯ (греч. gerusia - совет геронтов), совет старейшин, высший государств, орган в Спарте. Состоял из 30 геронтов (включая обоих царей), зажиточных спартиатов, избираемых пожизненно, младшему из них должно быть не менее 60 лет. Г., созываемые эфорами, готовили решения народных собраний, составляли решения по важнейшим государств, делам и уголовным процессам.

ГЕРЦИНСКИЙ ЛЕС

ГЕРЦИНСКИЙ ЛЕС (лат. Hercynia silva), лесистые горы в Германии, протянувшиеся от Рейна до Карпат. По рим. представлениям, их протяженность измерялась 60-дневным переходом. Со 2 в. под Г. л. подразумевали Тюрингский лес и Рудные горы. Назв. предположительно кельтского происхождения.

ГЕСИОД

ГЕСИОД (греч. Hesiodes), ок. 700 до н. э., первый исторически достоверно установл. греч., а следовательно, и европ. поэт. Его отец был выходцем из Кимы (М. Азия) и переселился в Аскру (Беотия). Там Г. вел жизнь крестьянина, занимаясь пастушеством. Суровая природа края и гнет могуществ. знати оказали влияние на его жизнь. Брат Г. Перс обманул его, чтобы завладеть отцовским наследством. Г. выступал как рапсод, завоевал приз в Халкиде (Эвбея). Для своих поэм Г. принял форму эпич. гекзаметра и язык гомеровского героич. эпоса. «Теогония» («Происхождение богов») истолковывает мир мифологически. В прологе (Proomium) Г. говорит впервые о своем призвании, определяет место своей поэзии и подчеркивает ее освящение музами на Геликоне. Произведение повествует о сотворении мира из хаоса, излагает генеалогию богов и последовательность трех божеств, династий, последняя из которых представлена в рациональном устройстве мира Зевсом. До сих пор являются спорными степень влияния вост. (хеттских) мифов на творчество Г., а также его участие в систематизации сведений о мире богов. В сочинении «Труды и дни» Г. вводит в эпич. поэму субъективные высказывания. Он обращался к своему брату Персу и неправедным судьям и прославлял честный крестьянский труд. Своему основанному на обществ, противоречиях того времени пессимизму, который сквозит в учении об ухудшении (порче) мира в течение пяти эпох и в первых сказках античности - о ястребе и соловье, Г. противопоставляет веру в торжество справедливости. Личные советы, общие правила жизненной мудрости, крестьянский календарь и мифологич. вставки ассоциативно связаны между собой в архаич. пестроте. Другие произведения Г. сохранились лишь фрагментарно или принадлежат позднейшему времени, например «Щит Геракла» («Aspis»), т. н. «Эойя», каталог женщин - прародительниц знатных родов. Согласно возникшим впоследствии легендам о соревновании между Гомером и Г., последнему был присужден победный приз (что привлекло внимание Б. Брехта). Г. как основатель жанра назидательных поэм служил образцом для последующей дидактич. поэзии.

ГЕСИОНА

ГЕСИОНА (греч. Hesione), дочь царя Лаомедонта из Трои. По требованию оракула Г. была отдана мор. чудовищу и освобождена Гераклом. Когда Гераклу отказались выдать назнач. за освобождение Г. награду (ему были обещаны кони, получ. Тросом от Зевса за Ганимеда), он разрушил Трою. Г. была отдана Теламону и родила ему Тевкра. Своим покрывалом она выкупила своего брата Подарка (= Приама).

ГЕСИХИЙ

ГЕСИХИЙ - из Александрии (греч. Hesychios), жил в 5 в.; составитель упорядоч. по алфавиту греч. лексикона, в котором объяснены редко встречающиеся слова; труд Г. представляет особую ценность из-за прилож. к нему словаря греч. диалектов.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV