Словарь античности
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЙ"-"РИС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЙ"-"РИС")

РЕЙН

РЕЙН (лат. Rhenus, от кельт. Rinos - река). После победы Цезаря над вождем свевов Ариовистом в 58 до н. э., двухкратного форсирования Р. (в 55 и 53) и окончательного завоевания Галлии в 50 до н. э. Р. становится одной из важнейших границ рим. государства, отделявшей его от Германии. Август безуспешно пытался захватить герм. терр. на правом берегу Р. Во времена Друза на Р. появляется рим. флот, т. н. германский флот (classis Germanica). После включения в состав Римской империи Декуматских полей (Decumates agri) и возведения при Домициане укрепл. границ Р. в верхнем течении стал полностью римским. Однако ок. 260 н. э. правобережные области были вновь покинуты римлянами, а ок. 400 была оставлена и граница по Р. В античную эпоху Р. мало использовался для торговых перевозок, но по мостам через него шел оживл. торговый обмен. В рим. время в своем нижнем течении Р. делился на рукава совершенно иначе, чем в настоящее время.

РЕЙСКЕ

РЕЙСКЕ - Иоганн Якоб (1716-1774), директор школы в Лейпциге; основатель нем. арабистики. Его заслуги в области классич. филологии состоят в колоссальном количестве предлож. им улучшений текста, в издании и переводе греч. ораторов.

РЕЙХЛИН

РЕЙХЛИН - Иоганн (1455-1522), один из виднейших нем. гуманистов. Первым в Германии начал систематич. преподавание лат., греч. и др.-евр. яз. С 1519 Р. был профессором в Ингольштадте, впоследствии - в Тюбингене. Ок. 1478 Р. написал греч. грамматику; издавал для нужд школы греч. авторов с лат. переводами. Перу Р. принадлежат известный словарь лат. яз., охватывающий словарный запас классич. авторов («Vocabularius breviloquus», 1475), а также учебники др.-евр. яз. («Rudimenta Hebraica», 1506; «De accentibus et orthographia linguae Hebraicae», 1518). Им было введено произношение др.-греч. слов по образцу новогреч. яз. (т. н. итацизм). Позиция Р. в вопросе о сохранении не принадлежащих к Ветхому завету произведений иудеев послужила поводом к созданию «Писем темных людей» («'Epistolae obscurorum virorum», 1515-1517) и в значительной степени способствовала сплочению гуманистич. настроенных кругов в борьбе против клерикальной схоластики.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА - В позднереспубликанское время появляется Р. товаров, расхваливание их своеобразного качества, Р. услуг хозяев постоялых дворов, учителей, агитация за кандидатов на муниципальных выборах, Р. гладиаторов и обществ, увеселений. Эти виды Р. стали известны по надписям и этикеткам, мозаикам, стенным росписям и вывескам лавок, происходящим в осн. из Помпей, Остии и Рима, а также из пров. Аррегинские горшечники для защиты своей продукции из сиенской глины (terra sigillata) ст авили на ней печать с надписью «подлинный арретинский сосуд» («arretini verum vas»). На донышках стеклянных изделий императорского времени ставилась фабричная марка с изображением виноградной лозы и греч. надписью «при покупке обращай внимание на это», т. е. на наличие марки.

Реклама

рис. Фабричная марка (дно стеклянной чаши; торговля художественными изделиями).

РЕЛЕ

РЕЛЕ - или силовой выключатель, технич. изобретение 4 в. до н. э. Служило для того, чтобы с помощью малой силы автоматически пустить в ход гораздо большую силу. Р. в виде перепускного сифона впервые использовал Платон в сконструированном им будильнике, а Р. в виде железного зацепа - Зопир из Тарента для фиксации натягивавшейся обеими руками тетивы гастрафета. Р. было важной составной частью автоматов. В военной технике, использовавшей торсионную силу, Р. совершенствовалось вплоть. до императорского времени.

Реле

рис. Реле для приведения в действие свистка: 1 - водяной бак (наполнение днем); 2 - капельный сток (вода вытекает ночью); 3 - водяной коллектор (медленное наполнение ночью); 4 - перепускной сифон (вода перетекает утром); 5 - герметический сосуд с быстрым наполнением утром; 6 - пищик свистка (вытеснение воздуха из сосуда через пищик).

РЕЛЕГАЦИЯ

РЕЛЕГАЦИЯ (лат. relegatio - высылка), смягч. форма изгнания, налагавшаяся отцом семейства (pater familias), сенатом, магистратами (например, городскими и преторианскими префектами, префектами пров.) или императором на срок от полугода до пожизненного.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

РЕЛИГИОЗНОСТЬ (греч. eusebeia, лат. pietas - благочестие). Античная Р. была скрыта за ритуалом государств, и оргиастич. культов и непосредственно выражена лишь в субъективных высказываниях отдельных людей. Религиозное законопочитание и обязательное соблюдение государств. культа свидетельствуют не столько о живой Р., сколько о влиятельности обществ, установлений. В мистериальных культах и в магии выражалась отчетливо индивидуалистич. Р., в то время как социальное сознание группы или общины проявлялось в автохтонной религиозной традиции почитания богов данной области или города. В равной степени это относится к иудаизму и христианству, которое уже во времена др. церкви делилось на различные вероисповедания и партии в отдельных общинах. Увеличение числа последователей мистериальных культов (Аттиса и Кибелы, Адониса, Исиды, Деметры и Митры) не означало ослабления государств. Р., а свидетельствует лишь о многообразии форм Р. Например, почитатели Исиды одновременно воздавали божеские почести императорам или - в рамках античного политеизма - поклонялись Зевсу или Юпитеру как верховному богу. Индивидуальный атеизм и философский идеализм привели к появлению гностич. метафизики спасения. Античной Р. были известны два вида отношения к миру: мироприятие и мироотрицание. Государств, культам и мистериям Деметры и Диониса было свойственно положительное отношение к миру; мироотрицающими религиями являлись гностицизм, герметизм, манихейство и христианство.

РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа). В домикенское и микенское время содержание Р. определялось культом предков (роскошные гробницы) и возникшим из обожествления природы (камней, деревьев и т. п.) фетишизмом. После т. н. дорийского переселения преобладающее положение занимают местные племенные культы персонифицированных богов, составившие основу гомеровского пантеона. Однако предпринятая Гомером и вслед за ним Гесиодом поэтич. систематизация пантеона не оказала существ, воздействия на Р. отдельных племен и общин. Общегреч. значение имели лишь святилища в Дельфах и Олимпии, которые, используя свой авторитет догреч. религиозных центров, взяли на себя и функции политич. посредничества. Привилегированное положение местных культов сохранялось в племенных центрах и городах до 3 в. до н. э. Наряду с тем возникают основанные на индивидуальном религиозном чувстве формы Р., выражающиеся в оргиастич. мистериальных культах и в почти атеистич. теософии (Стоя). Боги мыслились антропоморфными. Существование в античной Р. териоморфных (зверообразных) представлений о богах надежно не засвидетельствовано.

Встречающиеся на поздней стадии греч. Р. почитание свящ. животных и изображение богов в образе зверей (Диониса в виде козла, Посейдона в виде коня) являются, по всей видимости, только поэтич. метафорами. Типологически греч. Р. принадлежит к Р. жертвоприношений; даже автохтонные мистериальные культы (Деметры, Диониса и орфический), как и привнесенные вост. культы (Аттиса и Кибелы, Митры и Исиды), включают в свои обряды жертвоприношения. Безжертв. обряды появляются лишь у гностиков, а также в христианстве и ортодоксальном иудаизме. В последних двух случаях можно говорить о конце собственно античной Р., поскольку иудаизм и христианство приобретают международный характер и обладают возможностью международной организации. С 4 в. до н. э. начинается процесс грецизации рим. Р. путем вытеснения исконных богов (di indigetes) греческими (di novensides - боги-новоседы). Рим. Р. древнейшего периода отличалась гораздо большим внутр. единством, чем греч., т. к. ее объектами были преим. обожествл. функции, т. е. персонификации природных, обществ., хозяйств, и политич. процессов (Клоакина - хранительница клоак, Янус, Стеркулин - божество вносимого в почву навоза, Опс, Коне, Термин, Флора, Помона, Либер, Бонус Эвентус-благой исход, Фавн, Сильван, Лары). Почитание богов г. Рима, как правило, перенималось и провинциальными городами (культы Квирина, Палатина, Верности - Fides, Аия Локуция, Монеты). Древнеиталийские домашние боги (Лары, Гении, Пенаты) и божества, воплощающие судьбу (Фебрис - богиня внезапной болезни, Либитина, Инкуб - божество успешного зачатия, Лемуры), успешно сосуществовали с перетолкованием на греч. лад традиционных рим. богов (interpretatio Graeca), так же как и обожествл. добродетели, например Справедливость, Согласие, Свобода, Благочестие, Здоровье, Надежда, Победа (Aequitas, Concordia, Libertas, Pietas, Salus, Spes, Victoria). Троица Юпитер - Марс - Квирин в ее постэтрусской форме Юпитер - Юнона - Минерва была отождествлена с греч. троицей богов Зевс-Гера - Афина. В подобных синкретич. истолкованиях Меркурий соответствовал греч. Гермесу, Фортуна - Тихе, Венера - Афродите, Нептун - Посейдону, Вулкан-Гефесту, Сатурн-Кроносу, Марс-Аресу. Греч, пантеон был латинизирован без соблюдения характерной для Гомера и Гесиода иерархии, в которой высшими богами являлись Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Арес и Гермес; за ними следовали Гефест, Латона, Деметра, Дионис, в то время как древнейшие боги Уран, Кронос, Гея, Фемида, Океан и Титаны занимали подчин. положение, ниже которого стояли только нимфы, нереиды, хариты, горы, эринии и музы. Культы этих богов существовали одновременно и время от времени испытывали при поддержке государства определ. возрождение. Один из примеров тому - предпринятая Августом попытка воспрепятствовать путем повышения значения др. Р. проникновению в Рим вост. оргиастич. культов и гностич. религий искупления (культы Исиды, Сараписа, христианство, манихейство, гносис, религии Астарты и Митры). К античной Р. принадлежит также культ императора - единств, античный культ, сохранившийся и после официального принятия христианства при Константине I и Феодосии. В христианстве и его многочисл. течениях (ортодоксия, сирийское монофизитство, арианство) продолжали существовать мн. элементы античной Р., подобно тому как в культуре народа поздней античности широкое распространение получили обычаи и приемы др. магии и волшебства из-за неудовлетворенности народов пров. бытовавшей в Императорскую эпоху практикой создания все новых и новых официальных культов (культы Благоденствия - Felicitas; Справедливости - Iustitia; Мира Августа, т. е. государева мира, - Pax Augusta; Предусмотрительности-Providentia; обожествл. Рима - Dea Roma). Теософские учения (неопифагореизм, стоицизм, гносис) оказались более жизнеспособными, чем государств, культ Юпитера, объявл. в 274 Юпитером Непобедимым Солнцем (Juppiter Sol Invictus).

РЕЛИГИЯ ГЕРМАНЦЕВ

РЕЛИГИЯ ГЕРМАНЦЕВ - Наряду с археологич. находками и раннесредневековыми преданиями сведения о Р. г. дают работы античных историков: Тацита («Германия»), Цезаря, Диона Кассия, Аммиана Марцеллина и других. Античные историки отождествляли германские божества с богами рим. пантеона. У германских племен существовал культ растительного мира или плодородия. В центре его находилась Мать-Земля. Отдельные животные и растения не только порождали культ, но и сами играли определ. роль в культовых действиях (жертвоприношения) и пользовались почитанием (т. н. священные рощи). Богинями плодородия у германцев были Нертус и Изис, Сандрандига (у племен в границах совр. Нидерландов), Тамфана (у племен между Липпе и Руром) и Юдана. Боги земледельч. культа известны меньше. У германцев существовал культ мертвых. Культовые празднества проводились в соседских общинах, внутри племени (племенные святилища) и межплеменных объединениях (культовые союзы). У нагарвалов было святилище близнецов Альцис, у семнонов-святилище в роще Regnator omnium deus, у марсов-святилище в храме Тамфаны, у фризов - в роще богини Бадухенны. Культовые сооружения возводились вблизи воды (например,на берегу озера). Вода играла большую роль в процессиях в честь Нертус (омывание культовой повозки) и в культе Изис (связанном с ладьями или кораблями). Существовали культовые жертвоприношения (сосуды, животные, еда, в культе Нертус известны челостровеч, жертвоприношения). Среди предметов, приносившихся в жертву, встречаются сельскохозяйств. орудия (плуги, косы, серпы и т. д.), рыболовные снасти (например, в Тоорсберге, Обердорле, округ Мюльхаузен). Культовые празднества, вероятно, проводились в определ. время года - осенью, зимой, поздней весной и в начале лета. Так, праздники Нертус приходились на конец весны. Социально-экономич. дифференциация наложила отпечаток и на представления о потустороннем мире: о рае для господ и воинов (культ Водана). Верховным богом был Один (Водан), другие боги составляли его свиту. Древнейшие сведения о культе Водана у германских племен относятся к нач. н. э. Богиня плодородия Фрейя (вероятно, преемница Нертус) принимала женщин и воинов в царстве мертвых. Христианство у германских племен развивалось в форме арианства, с 5 в. во франкских областях также в форме католицизма, привнесенного из Рима.

РЕЛЬЕФ

РЕЛЬЕФ - скульптурное фигурное или орнаментальное изображение на плоскости из камня, глины, металла (чеканка) и других материалов. По отношению к плоскости фона различаются: барельеф, полувыпуклый Р. и горельеф; в зависимости от назначения - архитектурные Р. (на фронтонах, фризах, метопах), надгробные Р., посвятительные, документальные Р., Р. подножий и Р. на щитах; по происхождению или собранию - мелосские, локрские, кампанские Р. и пр. Р. наряду с живописью были осн. носителями многофигурных композиций и целых изобразительных программ (например, Р. Парфенона). К наиболее выдающимся произведениям Р. античности относятся фигуры фриза храма Зевса в Олимпии, Р. Парфенона, оба фриза Пергамского алтаря, Р. алтаря Мира в Риме, рельефные хроники колонн Траяна и Марка Аврелия, рельефные ансамбли триумфальных арок Тита в Риме, Траяна в Беневенте, Септимия Севера и Константина Великого в Риме. В эпоху греч. архаики изготовление Р. начиналось с поверхности и шло в глубину. Впоследствии с появлением техники работы по глиняным моделям, когда Р. сперва моделировался из глины на доске и потом переносился в камень, изготовление Р. начиналось с фона и шло к поверхности.

РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ

РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ - Углубл. накатанные желоба, использовавшиеся в качестве рельсов (типа трамвайных), неоднократно встречались археологам во мн. античных городах. Наиболее значительный, построенный уже в 6 в до н. э. Р. п. «Диолк» (волок для кораблей) дл. 6 км и шириной колеи 155 см при ширине настила от 3,6 до 4,2 м был проведен через Истмийский перешеек у Коринфа. 2 км этого пути были обнаружены в 1960 при сооружении совр. канала. Существовали также Р. п. для театральных машин, позволявшие выкатывать из глубины сцены декорации. Такая установка (эккиклема) существовала в театре Эретрии. Римляне также использовали Р. п. в городах. Имелись ли в колейных канавках деревянные прокладки (упругие и устраняющие шум), точно не установлено.

РЕМ

РЕМ (лат. Remus), согласно рим. легенде, брат-близнец Ромула.

РЕМЕСЛО

РЕМЕСЛО - Для античного рабовладельч. общества характерны разделение труда и высокий (для того времени) уровень организации производства. Отдельные отрасли Р. начали отделяться от земледелия в Греции уже в нач. 1-го тыс. до н. э., например кузнечное и горшечное Р. С 6-5 вв. до н. э. стали самостоятельными др. виды Р. Разделение труда и специализация Р. в отдельных греч. городах развивались очень неравномерно. Мн. ремесленники были свободными, однако рабство не было помехой для развития Р. Некоторые отрасли Р. часто преобладали в местном производстве, например горшечное и обработка металлов в Коринфе и Афинах, ткачество и обработка шерсти в Милете. В 4 в. до н. э. и в эпоху эллинизма, когда в полисах приняла широкие масштабы социальная и хозяйств, дифференциация, возникли крупные ремесл. мастерские, в которых работали в первую очередь рабы, например в Александрии. В эллинистич. государствах цари обладали монополией на некоторые Р. Социальное положение ремесленников в Греции было неодинаковым. Во мн. аграрных полисах ремесленники считались низким социальным слоем (например, в Спарте, Беотии, Фессалии). В торговых и портовых городах ремесленники были уважаемыми людьми (например, в Коринфе, Милете, Афинах). В Риме во времена ранней Республики ремесленники не имели большого веса в обществе. Специализация и разделение труда развивались в рим. Р. лишь со 2 в. до н. э. С этого времени Р. широко использовало рабский труд. В поздней Республике и Империи Р. занимались мн. вольноотпущенники. По господствовавшим представлениям, обществ, положение ремесленников в Риме оценивалось невысоко, однако в ходе кризиса рабства во времена Империи оно изменялось. Многочисл. надписи на надгробиях ремесленников говорят об их гордости за свою профессию. Со времени поздней Республики все большее число ремесленников объединяется в коллегии, происхождение которых, вероятно, восходит к древнейшим временам. В 3-4 вв. н. э. коллегии стали принудительными корпорациями. С этого времени и в зап. пров. Империи городское Р. переживает кризис, мн. ремесленники покидают города и селятся в крупных земельных владениях. В больших городах Восточной Империи значение Р. сохранилось. Р. были основаны на ручном труде, техника производства была примитивной. Лишь в больших пекарнях существовали тестомесильные машины, на крупных строительных площадках - строительные краны. Самые простые инструменты-гончарные круги, кузнечные мехи, сукновальные прессы и мельницы - имел в своем распоряжении каждый гончар, кузнец, сукновал и мельник. Примитивная техника требовала значительного времени для производства изделий, и этим определялась низкая производительность труда.

РЕНЕССАНС

РЕНЕССАНС (франц. renaissance; итал. rinascimento - возрождение), введ. Якобом Буркхардтом назв. периода в развитии культуры, особенно искусства, в Италии и других европ. странах 15-16 вв. С 13 в. происходит усиление городской буржуазии за счет резкого подъема торговли и ремесла. Вместе с изменениями в экономике произошел разрыв со Ср.-век. теологией и философией, подчеркивалось земное отношение к природе и отдельной личности и открытие заново античной культуры в ренессансном гуманизме. Достижение нового идеала всесторонне развитого и деятельного человека (uomo universale), воплощение которого видели в античности, становится целью устремлений государств, деятелей, художников и ученых. Крупные заказы, дававшиеся художникам городами, дворами вельмож (например, Медичи во Флоренции) и папами, в частности Пием II (Эней Сильвий). Юлием II и Львом X, способствовали развитию ренессансного искусства. Искусству Р. предшествовало Возрождение 13-14 вв. (Никколо Пизано); его становление относится приблизительно к 1400 (ранний Р.), ок. 1500 достигает расцвета (высокий Р.), а после 1530 (поздний Р.) приходит к маньеризму. Влияние античного искусства проявилось в произведениях Р. с различной силой в зависимости от времени и места их создания и автора. Художеств, и идейное богатство Р. достигло Сев. Европы ок. 1500 и соперничало с тенденциями поздней готики, а впоследствии барокко. Осн. архитектурными формами в искусстве Р. являлись в соответствии с запросами феодалов и церкви храм и дворец (Альберти, Браманте, Микеланджело, Палладио). На ренессансное членение фасада с использованием коринфских полуколонн и пилястр оказало влияние изучение изданного Фра Джокондо в 1511 и многократно переводившегося и комментировавшегося труда Витрувия. Развалины античных зданий измерялись, зарисовывались и начинали реставрироваться; но ним изучали детали техники строительства стен и сводов. Мн. существ, элементы архитектуры Р. имеют античное происхождение: ряды колонн с архитравом или полукруглыми арками, цилиндрич. своды и построенные Микеланджело купольные сооружения. В пластике ренессансные формы впервые обнаруживаются в рельефах вторых бронзовых ворот флорентийского баптистерия (Брунеллески, Гиберти). Образцом для мн. более поздних рельефов были рим. саркофаги. Статуи (например, «Давид» Донателло) и конные памятники («Гаттамелата» Донателло, «Коллеони» Верроккьо), будучи модификациями античных прототипов, отличаются тем не менее большой самостоятельностью. Живопись (в технике фрески и масла) наряду с религиозными охотно осваивала и античные сюжеты (мифологич. и историч., например произведения Рафаэля). Введ. Брунеллески и Мазаччо ок. 1420 центральная перспектива реалистически упорядочивает соотношения размеров и пропорции человеч. фигур, зданий и ландшафта. Находки рим. стенной живописи (гротеск) вызвали многочисл. подражания и стилизации. Находки античных скульптур («Аполлон Бельведерский» до 1500, «Лаокоон» 1506, «Идолино» 1530) укрепили убеждение в парадигматичности античного искусства. Князья и папы, в частности Лоренцо Великолепный, Юлий И, Лев X, коллекционировали произведения античного искусства, прежде всего монеты и геммы. Изучение гемм явилось толчком к новому расцвету глиптики. Античные мотивы использовались и в других видах прикладного искусства. Для рецепции античности в эпоху Р. характерна активная роль античной культуры в жизни, искусстве и науке, выражавшаяся не в подражании, а в новаторском творчестве. Т. о., античность была явлением не только ренессансного образования, но и всей жизни периода Р. Слово «возрождение», применяемое к Р., в более широком смысле употребляется для обозначения некоторых периодов развития культуры различных обществ, структур, в которых наблюдается влияние античных форм (каролингское Возрождение, Возрождение Штауфенов, македонское Возрождение в византийском искусстве).

РЕПЛИКА

РЕПЛИКА - Повторение оригинала произведения в изобразительном искусстве, которое, в противоположность копии, не преследует цели достичь высокой степени сходства.

РЕС

РЕС (греч. Rhesos, лат. Rhesus), фракийский царь, помогавший троянцам во время Троянской войны. Р. владел волшебными конями, от которых зависела судьба Трои. Согласно предсказанию, Троя стала бы неприступной, если бы эти кони отведали корма и воды с троянских пастбищ. Греки Одиссей и Диомед убили Р. и похитили коней. Во Фракии Р. почитался как полубог. Судьба Р. легла в основу сюжета трагедии неизвестного автора 4 в. до н. э., приписываемой Еврипиду.

РЕСАФА

РЕСАФА (арамейско-араб. Rusafa), город на берегу р. Евфрат в Сирийской пустыне. Р. была местом паломничества христиан, поклонявшихся мощам мученика Сергия (погиб в 305 н. э.), откуда и сам город назывался также Сергиополем. С 5 в. Р. становится резиденцией епископа. О высоком уровне развития города в это время свидетельствует наличие городской стены, церквей и искусств, водоемов. Позднее в Р. был выстроен дворец халифа. В 13 в. город был покинут жителями.

РЕСКРИПТ

РЕСКРИПТ (лат. rescriptum - ответное письмо, ответ), юридич. определение, даваемое рим. императором или наместником пров. Императорский Р. имел формы либо письма (epistula) - в тех случаях, когда адресатом Р. было высокопоставл. лицо, магистрат и т. п.,-либо форму т. н. субскрипции (subscriptio - подпись), если определение давалось в виде краткой заметки под прошением лиц невысокого звания. Уже во 2-й пол. 2 в. н. э. было составлено собрание императорских Р., оказавшее большое влияние на развитие рим. права.

РЕСПУБЛИКА

РЕСПУБЛИКА (лат. res publica - общее дело), понятие рим. государств, права, весьма приблизительно, как и его греч. аналог «politeia», соответствующее совр. понятию «государство». Понятие «Р.» противопоставлено понятию «частное достояние» («res privata») как совокупность прав и интересов рим. народа, а также интересов частных лиц к.-л. другому народу или городской общине. Понятие «Р.» постепенно было персонифицировано, однако оно никогда не выступало в роли носителя государств, правовых функций. Для римлян оно являлось политич. ценностным понятием, тесно связанным, с одной стороны, с понятиями права, закона и свободы в том смысле, который в них вкладывало обществ, сознание рабовладельч. формации, с другой - с государств, органами, такими, как народное собрание, сенат или совет и магистраты. В лат. яз. послеантичного периода понятие «Р.» вначале совпадает по значению с понятием «империя», а с 15-16 вв. - с понятием «государство».

РЕСТАВРАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ - Предпосылкой Р. является безупречная консервация объекта, которая обеспечивается точностью, знакомством с материалом, тесным контактом между реставратором и ученым. В недавнем прошлом для консервации объектов использовались многочисл. химич. вещества. Однако опыт показал, что для этих целей предпочтительнее применение средств и природных материалов, родств. материалу объекта. Прежде чем приступать к обработке произведений искусства или письм. памятников из камня, папируса, пергамента, кожи и т. п., новые методы следует предварительно опробовать на опытных образцах. Документация по Р. должна в деталях учитывать все виды работ. После консервации объекта необходимо решить вопросы, связанные с Р. (целесообразность соединения разрозн. частей, дополнение утерянных элементов и т. п.).

РЕТОРОМАНСКИЙ ЯЗЫК

РЕТОРОМАНСКИЙ ЯЗЫК - языки потомков романизованного населения Реции и Норика, во мн. отношениях более близкие к латыни, чем родств. им итал. (сравни ретороманское bun di и итал. buon giorno - добрый день). Во Фриули на Р. я. говорят 400 тыс. чел., в Граубюндене - 75 тыс.; почти исчез небольшой (15 тыс. чел.) район распространения Р. я. в Фасской долине.

РЕТРА

РЕТРА - архаич. греч. назв. договоров или законов, особенно тех, которые считались санкционированными божеств, волей. Наиболее известна приводимая Плутархом дословно т. н. Великая Р. - законы Спарты кон. 8 или нач. 7 в. до н. э. Эти законы, по преданию, были даны дельфийским оракулом мифич. основателю спартанского государства Ликургу.

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ (лат. recensio - рассмотрение), установление степени взаимозависимости письм. свидетельств, реконструкция архетипа.

РЕЦЕПТ

РЕЦЕПТ (лат. recipe - возьми; подразумеваются ингредиенты для приготовления лекарства). В античную эпоху лекарства не продавались в готовом виде, а медицинское обслуживание нередко осуществлялось неспециалистами. Поэтому сборники Р., составл. либо врачами для лечения больных, либо дилетантами для собств. нужд, занимают в античной медицинской литературе, особенно рим. времени, значительное место. Подобные сборники, например сочинения Скрибония Ларга, Марцелла, Феодора Присциана, «Медицина» Плиния, содержат большое количество Р. лекарств почти от всех известных в античное время заболеваний. Пользование эгими книгами давало возможность несведущему человеку в случае надобности самому приготовить необходимый медикамент.

РЕЦЕПЦИЯ

РЕЦЕПЦИЯ - в широком смысле - осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной. Т. о., Р. античности означает усвоение античных культурных ценностей позднейшими обществами. Под Р. в узком смысле понимается использование системы рим. права в некоторых европейских странах, особенно в Германии, начавшееся в 12 в. и достигшее высшего подъема в 15-16 вв. В отличие от противоречивших друг другу феодальных систем права рим. право как право общества товарного производства лучше отвечало потребностям раннекапиталистич. развития и абсолютистского государства.

РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ

РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ - эпизодич., в большей или меньшей степени социально обусловл., сознательное заимствование идей, материалов, мотивов из греко-рим. культурного наследия, берущихся за образец, с целью поставить его на службу собств. эстетич., этич., политич. и другим интересам. Его следует отличать от влияния античности, более или менее непрерывного, неосознанного заимствования хозяйств., научных и технич. достижений, а также языковых элементов (слов, выражений) более поздними культурами. К античности обращаются не ради нее самой, не ради «простого удовлетворения филологических интересов». «Даже тогда, когда мы чувствуем себя обязанными сделать что-либо для создания такого произведения, как «Антигона», мы можем это сделать только в том случае, если сделаем это произведение полезным для нас самих» (Брехт). Иными словами, совр. литература, в основе которой лежит Р. а., не является к.-л. отступлением от современности и эскапизмом. Среди др. культур, оказавших существ, влияние на развитие человечества, греко-рим. античность объективно занимает выдающееся место. В условиях демократич. греч. полисов гуманизм был поднят на новый качеств, уровень, характеризующийся новым пониманием сущности человека как творца самого себя и истории как процесса его самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования. Благодаря этим и другим отличительным чертам греко-рим. античность рецепцировалась в мировой культуре как качественно, так и количественно в большей степени, чем, например, египетская; в частности, все совр. виды и жанры литературы восходят к античности. Характер Р. а., как и любого другого культурного наследия, в определ. эпоху обусловливается различными факторами, не в последнюю очередь - уровнем и характером историч. науки о древности в предыдущие эпохи. Р. а. может происходить: 1. пассивно, осознанно и выборочно; либо непосредственно, как, например, в отношении произведений изобразительного искусства и архитектуры, которые позволяют получать «эстетическое наслаждение» (Маркс), даже не зная их предыстории; либо опосредованно, как, например, в отношении литературы; в роли посредника в этом случае выступает перевод, а применительно к драматургич. произведениям - инсценировка. 2. активно; через подражание, переделку или создание нового произведения на античную тему, например подражание античной лирике на основе подстрочного перевода, переделка античного произведения («Мир» Аристофана-Такса) или создание оригинального произведения с использованием античного материала («Омфала»; античного прототипа не существовало). Часто активная Р. а. представляет собой многоступенчатый процесс: античное содержание подвергается еще большему изменению; например, Б. Брехт при написании «Кориолана» брал за первооснову одноименное произведение Шекспира, а не античные источники; его «Антигона» восходила не к «Антигоне» Софокла, а к сочинению Гёльдерлина. Начала Р. а. относятся к самой античной эпохе, например сбор произведений литературы для передачи из одного поколения в другое. Целенаправл. отбор лит. произведений касался художеств, декламации эпич. произведений и инсценировки драм, лит. критики, истории и теории литературы (например, какие произведения приводит Аристотель в «Поэтике» в качестве примеров, а какие нет), составления резюме (epitomai), компиляций и антологий, цитирования, заимствований, пародий и травести. При отборе произведений происходила многоступенчатая рецепция: греч. оригинал переводился на лат. яз., затем на другой язык и т. д. Наивысшей фазой Р. а. в визант. литературе явился т. н. Палеологовский ренессанс, в Зап. Европе - раннее каролингское Возрождение в период становления буржуазии - ранний буржуазный Ренессанс («перед светлыми образами (греческой старины) исчезли средневековые призраки» (Энгельс)); в этот период возникают новые, антирелигиозные представления о мире и человеке с учетом античных воззрений. В эпоху Просвещения античный материализм, в первую очередь атомистика, оказал в условиях борьбы буржуазии за духовное раскрепощение от оков феодальной идеологии огромное воздействие на развитие философии и науки. Во время Французской революции представители буржуазии восприняли античные историч. иллюзии, чтобы «в своей страсти быть на высоте великой исторической трагедии» (Маркс). Нем. классика обратилась к прогрессивным элементам античной концепции человека, в первую очередь к возникшему в 5 в. до н. э. идеалу гармонич. сочетания свободной, творч. деятельности человека как независимой личности со служением общему делу. В 20 в. позднебуржуазная Р. а. частично затронула те стороны античной культуры, которые были связаны с мистич. представлениями, культивированием инстинктивных страстей; фашизм заимствовал в первую очередь античную воинственность. Прогрессивная буржуазная и социалистич. Р. а. обращается к антивоенным и другим созвучным нам чертам античной культуры. Примером плодотворной Р. а. в духе марксистского учения о культурном наследии может служить развитие сценич. искусства в ГДР начиная с 1945, в первую очередь пьеса драматурга Такса «Мир» (1962). В период величайших человеч. потрясений, вызванных войной, и безудержной гонки вооружений Гаке обращается к размышлениям Аристофана о том, что мир можно завоевать, лишь объединив усилия тех, кому он насущно необходим. Из других произведений авторов ГДР следует отметить пьесы Г. Мюллера «Филоктет» (1965) и «Античные открытия» (Шверин, 1982). Р. а. заметна в лирич. и эпич. творчестве нем. поэтов (Бехер, Маурер, Арендт, Фюман). С различной степенью интенсивности Р. а. проявляется, например, в Сенегале; поэт и президент этой страны Сенгор стремился объединить элементы античной культуры и негритюда. Важную роль в Р. а. в средние века сыграли арабы, занимавшиеся изучением и развитием античной философии, поэтики, естеств. наук и медицины. В немалой степени благодаря им с античной культурой познакомились другие народы. Важной представляется преемственность прогрессивных традиций в Р. а., например в отношении творчества Аристофана - от противника абсолютизма И. Г. Шлоссера и демократа Л. Зегера (оба являлись переводчиками Аристофана) к буржуазным гуманистам 20 в. Фейхтвангеру и Кортнеру (творчески переработавшим произведения Аристофана) и социалистич. авторам, таким, как Гаке. При Р. а. возникали, естественно, и недоразумения; например, в 18 в. возникший тогда свободный ритм в стихосложении ошибочно возводили к Пиндару. Также и «открытие» оперы связано с заблуждением: с ее помощью предполагали оживить античную трагедию.

РЕЦИЯ

РЕЦИЯ - альпийская область, насел, в древности регами, языковая принадлежность которых неясна. Романизованные потомки др. ретов сохранились в швейцарском кантоне Граубюнден под назв. ретороманцев. Хотя Р. была завоевана пасынками Августа Друзом и Тиберием еще в 15-13 до н. э., она стала императорской пров. только при Клавдии. Терр. Р. включала кроме собств. Р. (т. е. Тироля, Форарльберга, Граубюндена и Сев.-вост. Швейцарии) также земли кельтского племени винделиков (на терр. совр. швабско-баварской возвышенности между Альпами и Дунаем, а на В. - до р. Инн) и, по крайней мере первоначально, терр. совр. швейцар, кантона Валлис (Vallis poenina). Городскими центрами Р. в императорскую эпоху были Курия (Curia - совр. Кур), Августа Винделиков (Augusta Vindelic(or)um - совр. Аугсбург), Камбодун (Cambodunum, совр. Кемптен) и Бригантий (Brigantium - совр. Брегенц). После Маркоманской войны в правление Марка Аврелия наибольшее военное значение из городов Р. приобретает Регина Кастра (Regina castra - совр. Регенсбург).

РЕЧНЫЕ БОГИ

РЕЧНЫЕ БОГИ - божества морей и рек.

РЕЯ

РЕЯ (греч. Rhea или Rheie, лат. Rhea), дочь Урана и Геи, сестра и супруга Кроноса. В качестве матери олимпийских богов отождествлялась с малоазийской Матерью богов (Magna Mater) Кибелой.

РЕЯ СИЛЬВИЯ

РЕЯ СИЛЬВИЯ - или Илия (лат. R(h)ea Silvia, Ilia), согласно рим. легенде, прародительница римлян, дочь царя Альбы Лонги Нумитора. Брат Нумитора Амулий лишил его царской власти, а его дочь Р. С, чтобы оставить бездетной, сделал весталкой. Когда она, несмотря на это, стала матерью Ромула и Рема от Марса, Амулий приказал заточить ее в темницу или бросить в Тибр. Р. С. сделалась супругой речного бога Тиберина. По другой традиции она считалась дочерью Энея.

РИЕНЦО

РИЕНЦО - Колади (1313-1354), образованный в духе гуманизма государств, деятель г. Рима эпохи Возрождения. Сын содержателя гостиницы, представитель народной партии, выдающийся оратор. В 1347 Р. был по античному образцу избран народным трибуном. Изучение классич. авторов побудило Р. предпринять попытку восстановления государств, строя Римской республики. Это начинание оказалось утопическим. В 1354 Р. погиб на Капитолии. Р. поддерживал тесные связи с Петраркой и пражскими гуманистами; его переписка представляет большой интерес в историч. и лит. отношении. Его именем названа опера Р. Вагнера (1840).

РИМ

РИМ - 1. (лат. Roma), город, основанный по преданию Ромулом (согласно исчислению Варрона - в 753 до н. э.) в нижнем течении р. Тибр, приблизительно в 25 км от устья. Раскопки обнаружили остатки древнейших поселений латинян и сабинян (10-9 вв. до н. э.) преим. на холмах Палатин и Квиринал. Эти поселения в 7 в. до н. э. слились в один город. Хотя установления, приписываемые Сервию Туллию, в действительности относятся к значительно более позднему времени, тем не менее именно в царскую эпоху состоялся переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу. Традиция относит свержение этрусского владычества и установление Республики к 510-509 до н. э. Военно-политич. власть царя перешла к консулам, а его культовые функции - к rex sacrorum. Политич. властью в рим. городе-государстве эпохи ранней Республики обладали вначале лишь патриции, занимавшие магистратуры и образовывавшие сенат. Даже в результате т. н. борьбы сословий, в ходе которой плебсу удалось добиться политич. прав, Р. остался по существу аристократич. государством: из патрициев и богатых плебеев сложилась новая сенатская знать (нобилитет); отправление государств, должностей не оплачивалось; действенность народного собрания ограничивалась клиентелой. Успешные войны и искусная дипломатия сделали Р. главой федеративного государства, распространившегося к 265 на терр. всей Италии. Одним из последствий происходивших в 264-146 захватнических войн (в частности, Пунических и Македонских) были сдвиги в социальной структуре населения Р.: всадничество оформилось в виде самостоятельного сословия; крестьянство, не выдерживавшее конкуренции с латифундиями, пополняло ряды пролетариата, достигшего непомерной численности; быстро росло количество ремесл. и домашних рабов. Итогом этих процессов явились социально-политич. противоречия, вылившиеся в движение братьев Гракхов, восстания рабов и гражданские войны позднереспубликанского периода. После Союзнической войны (90-88 до н. э.) свободные италики получили рим. гражданство. В Р. было распространено греч. образование; рим. литература переживала свой расцвет. В эпоху принципата (27 до н. э. - 284 н. э.) Р. со времени Августа был императорской резиденцией и являлся политич., экономич. и культурным центром Империи. После пожара 64 н. э. Р. был восстановлен с особым размахом и роскошью и насчитывал ок. 1 млн. жителей. Вместе с тем непрерывно возрастала роль пров. С 212 по Constitutio Antoniniana рим. гражданство было распространено на всех свободных жителей Империи. Для защиты от нападений со стороны варваров Аврелиан приказал окружить столицу 19-километровой стеной. В период домината (284 - 476) Р. после еще одного кратковрем. взлета в 4 в. потерял свое политич. и культурное значение, прежде всего по причине перенесения в 330 императорской резиденции в Константинополь - «Новый Рим». Старая столица была неоднократно разрущена и разграблена (в 410 - вестготами, в 455 - вандалами). В 476 зап. половина Империи окончательно распалась, и на рим. земле возникли германские королевства, в то время как вост. половина Империи продолжала существование в форме Византийской империи. В средние века «Вечный Рим» в качестве резиденции пап, а в 754-1870-столицы папской области играл выдающуюся роль. До сих пор Ватикан (с 1929) представляет собой центр католич. христианства. Постройки Р. уже в древности неоднократно разрушались (в осн. из-за пожаров) и восстанавливались, а позднее использовались в качестве каменоломен; сильно пострадали они и по другим причинам. От построек царского и раннереспубликанского периодов сохранились только незначительные остатки; широкомасштабное же строительство было развернуто лишь в императорскую эпоху. Из семи холмов Р. Капитолийский холм имел наибольшее государств, и культовое значение - на нем, по преданию, стоял дом Ромула. Здесь же находились храмы Юпитера Наилучшего Величайшего (Iuppiter Optimus Maximus) и Юноны Монеты; городской кремль (агх) и сооруж. по проекту Суллы табулярий - одно из немногих строений республиканского времени, от которых сохранились лишь незначительные остатки. Болотистая ложбина на вост. склоне холма еще в 6 в. до н. э. использовалась в качестве кладбища, а позднее, после осушения, в качестве Рим. форума. Это был центр обществ, жизни Р. Один из древнейших возвед. на Форуме памятников - Черный камень (Lapis niger) - прямоугольная стела над могилой Ромула. На сохранившейся части основания этого памятника высечена древнейшая из найд. в Р. лат. надписей (вероятно, кон. 6 в. до н. э.). Цилиндрич. свод Большой клоаки (Cloaca maxima) - усовершенствованного впоследствии с архитектурной точки зрения водоотводного канала - является древнейшей сохранившейся постройкой Р.

Из располож. на Форуме храмов наибольший интерес представляет небольшой храм Весты; храмы Кастора и Сатурна были заложены еще в 5 в. Древнейшая из базилик Форума, сохранившаяся частично Эмилиева базилика, была возведена во 2 в. до н. э. и реставрирована Августом. Более крупная Юлиева базилика представляет собой начатую еще Цезарем и заверш. Августом постройку. Начатая в 307 н. э. Максенцием и освящ. Константином Максенциева базилика, отличавшаяся величественностью сводов, оказала большое влияние на архитектуру Ренессанса. Форум был украшен многочисл. триумфальными арками, посвятительными памятниками и мемориальными колоннами, в т. ч. арками Тита и Септимия Севера и воздвигнутой в 608 колонной визант. императора Фоки. К С. - В. от Рим. форума располагался комплекс императорских форумов: форум Цезаря с храмом Венеры Родительницы (начат в 51 до н. э., закончен при Августе), форум Августа с храмом Марса Мстителя (освящен во 2 до н. э.), форум Веспасиана (Forum Pacis) с храмом богини Мира, форум Нервы (Forum transitorium, освящен в 97 н. э.) и, наконец, огромный форум Траяна с Ульпиевой базиликой, храмом Траяна и Траяновой колонной (построена в 107-113 Аполлодором Дамасским). На располож. к Ю. Палатине в соответствии с распоряжениями императоров были возведены великолепные дворцы; особое значение имеет построенный Рабирием дворец Домициана. От колоссального здания дворца Нерона (Domus aurea) сохранились лишь скудные остатки. Амфитеатр Флавиев, названный по золотому колоссу Нерона Колизеем (Colos seum), высотой 48,5 м, рассчитанный на 50 тыс. зрителей, являлся самым крупным зданием этого типа. Он был освящен в 80 н. э. императором Титом и стал ареной звериной травли и гладиаторских боев; сегодня это одна из самых впечатляющих руин Р. Поблизости находится хорошо сохранившаяся арка Константина, освященная в 315. Неплохо сохранились термы Каракаллы (206-217) и Диоклетиана (298-307), а также прекрасное купольное здание Пантеона, воздвигнутое Агриппой и перестроенное при Адриане. Следует отметить множество ворот, мостов и акведуков, мн. из которых до сих пор служат прежним целям. Сохранились также мавзолеи императоров Августа и Адриана, второй из этих мавзолеев служил в 6-16 вв. крепостью (Замок ангела). Пирамида Цестия была возведена вскоре после 12 до н. э.; гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге была построена также в августовское время и послужила образцом для более поздних надгробных сооружений. Крупнейшие собрания рим. искусства находятся в Ватикане - во Дворце консерваторов, в Капитолийском и Новом Капитолийском музеях, в Музее терм и в Лагеранском дворце.

Рим

рис. 1. Центральный зал терм фригидария Каракаллы (реконструкция Блуэ).

Рим

рис. 2. План императорских форумов.

РИМ ДРЕВНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ - величайшее и значительнейшее рабовладельч. государство античности. Историч. истоком Р. и. явился располож. в области Лаций г. Рим, основанный по преданию в 753 до н. э. Вначале римляне захватили Италию, а затем распространили свое господство на все Средиземноморье. Ко времени максимального территориального расширения Р. и. в правление императора Траяна (98-117 н. э.) в ее состав, помимо Италии и островов Средиземного м., входили Британия (совр. Англия), Галлия (совр. терр. Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швейцарии, зап. часть ФРГ), Верхняя Германия (герр. совр. Юго-Зап. Германии). Испания, области к Ю. от Дуная (совр. Бавария, Австрия, Венгрия, Югославия, Албания и Болгария), Дакия (прибл. совр. Румыния), Македония и Ахайя (Греция), М. Азия, сев. часть Аравии, терр. совр. Турции, Ирана, частично Ирака, Грузинской, Армянской и Азербайджанской ССР, Сирия и Иудея (ныне часть Иордании, Сирии, Египта, Ливан и Израиль), кроме того, все побережье Сев. Африки (б. ч. совр. Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта). Со 2 в. н. э. терр. Р. и. под натиском соседних государств и племен начинает сокращаться. В 395 после смерти императора Феодосия Р. и. разделилась на две части: Западную Римскую и Восточную Римскую империю. Граница между обеими половинами империи проходила приблизительно к 3. от Греции и Дакии, а в Сев. Африке - к 3. от Киренаики. В то время как Западная Р. и. пала одновременно с низложением последнего зап.-рим. императора Ромула Августула царем ругиев Одоакром, Византийская (восточнорим.) империя просуществовала до 1453. Рим. имперская идея не прекращала своего существования в Византии, а также - в измененной форме - в Священной римской империи герм, нации, прекратившей существование в 1806.

Римская империя

рис. Римская империя.

РИМСКИЙ НАРОД

РИМСКИЙ НАРОД (лат. populus romanus), государственно-правовое понятие для обозначения общности граждан государства (квиритов) из патрициев и плебеев, составляющих народное собрание. Суверенитет гражданства выражался в формуле S. P. Q. R. (Senatus populusque romanus - сенат и Р. н.) и в символич. изображениях на монетах.

РИНТОН

РИНТОН - крупнейший представитель южноиталийской дорич. флиаковской драмы. Жил в Сиракузах ок. 300 до н. э. В пьесах Р. мифы подвергаются пародийному переосмыслению. На представлениях драм Р. актеры были одеты в гротескно-комич. одежды. От сочинений Р. дошли до нас только фрагменты и назв.

РИСТАНИЯ

РИСТАНИЯ - В античности Р. были видом спорта, особо культивируемым в среде правящих классов. В гомеровскую эпоху хозяевами упряжек были сами наездники. В более позднее время на крупных состязаниях владельцы коней предоставляли свои упряжки наемным возницам. В случае победы некоторая доля почестей выпадала и последним, однако настоящим победителем считался владелец. Т. о., олимпийскими победителями могли становиться не только цари, но и женщины - владелицы коней. Спортивные колесницы возникли из военных и в осн. сохраняли их форму: открытый сзади кузов и низкие колеса. Р. могли производиться на упряжках четверней, парой, мулами и жеребятами. На некоторых менее значительных состязаниях практиковалось сочетание Р. с гоплитодромом (бегом в вооружении), при котором возница и атлет образовывали своего рода спортивную команду. Возникшие у римлян Р. еще в свой ранний период составили ядро появившихся в 4 в. до н. э. цирковых состязаний. Для того чтобы зрителям было удобнее следить за ходом игр, одежда возниц и повозки окрашивались в различные яркие цвета. Требовавшие огромных денежных затрат Р. служили развлечению рим. черни (отсюда выражение panem et circenses - хлеба и зрелищ), преследовали скорее политич., нежели спортивные цели. В Западной Римской империи цирковые Р. прекратились в 6 в. н. э. В Византии, где Р. продолжались вплоть до 13 в., партии болельщиков (т. н. «синие» и «зеленые») превратились в политич. партии.

Ристания

рис. Судьи состязания и победный приз (с коринфского Kpaтepa 6 в. до н. э.).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV