Словарь античности
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИПП"-"ИШТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИПП"-"ИШТ")

ИППОДРОМ

ИППОДРОМ (греч. hippodromos - конский бег), замкнутая в виде овала длинная дорожка для скачек на колесницах и лошадях на греч. спортивных играх, а позднее для скачек в Римской империи. Особенного внимания заслуживают И. в Олимпии со стартовыми стойлами для упряжек и роскошно оформл. И. в Константинополе. Большие соревнования (до 40 упряжек) предъявляли к И. значительные требования, например к использованию технич. средств: возница получал по жребию место в стартовом треугольнике, канатный затвор которого освобождался автоматически. Вместе с тем все колесницы могли устанавливаться равномерно в стартовую линию. Дистанция составляла в Олимпии, например, длину 770 м и имела 12-кратный объезд. Соревнующиеся совершали левые повороты вокруг поворотных столбов-мет. Места зрителей располагались на длинных сторонах и на поворотах. Критич. точкой в Олимпии, как и в Коринфе или Немее, был «Тараксипп» («устрашающий коней») - вероятно, стела позади стартового участка, где дорожка сужалась. Здесь и на поворотных метах имелись запасные выходы для упавших коней, повозок и возниц. Римляне называли И. садовые сооружения (с беговыми дорожками). И. у них служили цирки.

ИППОКРЕНА

ИППОКРЕНА (греч. Hippokrene), источник на горе Геликон, где по преданию обитали музы.

ИППОЛИТ

ИППОЛИТ - 1. Греч, герой, сын Тесея и амазонки Антиопы, или Ипполиты, молодой стрелок, посвятивший себя богине Артемиде, из-за этого И. отклонил любовь своей мачехи Федры. Движимая чувством мщения, последняя обвинила его перед его отцом в преступном преследовании, покончив жизнь самоубийством. Проклятый отцом, И. свалился с колесницы и был протащен по земле конями. По просьбе Тесея коней испугало посланное Посейдоном морское чудовище. Имеются сведения о культовом почитании И. как героя (культ в Трезене). Легенда об И. вдохновила создателей драматич. произведений (Еврипид, Сенека, Расин, Шиллер, Суинберн, д'Анунцио), балета (Кокто, Орик).

2. И., род. до 170 в Александрии (?), ум. в 236 на Сардинии в ссылке во время преследований со стороны Максимина Фракийца, при папе Каликсте I (217 - 222) был объявлен антипапой. И. писал на греч. языке. Среди его трудов, кроме комментариев к Библии, известны проповеди и догматич. по характеру сочинение «Опровержение всех ересей» (включая греч. философию), всемирная хроника и церковный устав, представляющий определ. историч. ценность. Лит. труды И. сохранились лишь во фрагментах, часть из них благодаря др. переводам.

ИППОЛИТА

ИППОЛИТА (греч., лат. Hippolyte), царица амазонок, дочь Ареса, мать Ипполита. После битвы с амазонками Тесей привел ее с собой в Афины и женился на ней. По другой версии, И. погибла, когда Геракл хотел добыть ее пояс.

ИПС

ИПС - античный город во Фригии (М. Азия), ставший в 301 до н. э. местом сражения соедин. сил диадохов Селевка I, Лисимаха и Кассандра против Антигона I, потерявшего в этом сражении царство и жизнь. Это сражение привело к окончательному распаду державы Александра Македонского и ускорило образование новых эллинистич. государств его преемников.

ИРАН

ИРАН - плоскогорье, окруж. отвесными скалами, с плодородными долинами на С. (близ Каспийского м.) и на Ю.-З. Здесь уже к сер. 3-го тыс. до н. э. возникает государство Элам со столицей Сузы. В 639 до н. э. оно было уничтожено ассирийцами. На западе И. (вокруг Экбатаны) в 9 в. до н. э. жили мидийцы, южнее - персы. Киаксар (625 - 585 до н. э.) основал мидийскую державу, принял участие в разгроме Ассирии и распространил свою власть вплоть до Галиса в М. Азии. Тем временем персы переселились в окрестности Суз. В 550 до н. э. Кир II (559 - 529) из династии Ахеменидов победил мидийского правителя, завоевал Экбатану, затем направился на З. и подчинил Лидию, а в 539 взял Вавилон. Камбис II (529 - 522) присоединил к перс, державе Египет. После восстания мага Гауматы и смерти Камбиза царем стал Дарий I (522 - 486), происходивший из боковой ветви Ахеменидов. Он предпринял военные походы до нижнего течения Дуная (против скифов) и в долину Инда. Перс, царство делилось на 20 сатрапий (наместничеств), была реорганизована система налогов, введена единая валюта (золотой дарик), благодаря строительству дорог и каналов созданы условия для торговли. Дарий I учредил почтовую и курьерскую службу, покровительствовал ремеслам и искусствам, отстроил Сузы и Персеполь. Позднейшие правители Персии от Ксеркса I (486 - 465) до Дария III (336 - 330) сумели сохранить единство державы, несмотря на поражение в войне против греков, сепаратизм сатрапов, народные восстания и т. п. В 334 до н. э. начинается победоносный поход Александра Македонского на Восток, приведший к полному краху перс, державы. В 331 Александр одержал победу при Гавгамелах, в 330 бежавший Дарий III был убит сатрапом Бессом. После смерти Александра И. вначале входит в государство Селевкидов, однако вскоре попадает под власть парфян (247, династия Аршакидов). В 140 Митридат I (174 - 136 до н. э.) завоевал Вавилонию, Мидию и Бактрию и принял титул «царя царей». В верхнем течении Евфрата на границе Парфии и Римской империи происходили постоянные столкновения с римлянами, которые, несмотря на отдельные успехи, должны были удовольствоваться евфратской границей. Центром Парфянского царства были зап. области, столицей стал вновь выстроенный Ктесифон (южнее Багдада). В 227 н. э. Ардашир сверг последнего Аршакида и основал династию Сасанидов. Управление было централизовано, государств, религией стала религия Заратустры, др. перс, традиции были восстановлены. После столкновений с Римом и Византией государству Сасанидов угрожал новый враг - арабы мусульмане. В 651 И. становится частью Арабского халифата.

ИРЕНЕЙ

ИРЕНЕЙ - из Малой Азии (лат. Irenaeus), с 177 - 178 епископ Лиона. Его гл. труд «Adversus haereses» (Разоблачение и опровержение гносиса) - важнейший источник церковной истории 2 в. Осн. его идеи, лучшие гарантии истинности веры, создали в ортодоксальной церкви традиции, чрезвычайно важные для позднейшего развития теологич. мысли. Однако его борьба против гностиков, опиравшаяся на примитивную полемич. аргументацию, была безуспешной, ибо в дальнейших дискуссиях все большую роль стала играть философия.

ИРИДА

ИРИДА (греч. радуга), в греч. мифологии быстрая, крылатая вестница богов, прислужница Геры, сходящая на Землю по радуге. Позднее в функции вестника была вытеснена Гермесом.

ИРОД I ВЕЛИКИЙ

ИРОД I ВЕЛИКИЙ (Herodes) (ок. 73 - 4 до н э), идумеец, сын Антипатра, прокуратора Иудеи (47 до н. э.). В 40 до н. э. рим. сенат назначил его царем Иудеи, с 37 до н. э. в пору своего могущества отстроил Иерусалим в качестве своей блестящей резиденции.

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ - математик. теория взаимно несоизмеримых величин. В значительной мере идентична совр. теории иррациональных чисел, однако в античности не было понятия иррационального числа.

ИСАВРИЯ

ИСАВРИЯ - горная область на Ю. М. Азии, жители которой считались воинств, разбойниками. В 78 - 74 до н. э. эта область была завоевана римлянами, но не покорена окончательно. Еще в 5 в. исавры причиняли беспокойство визант. императорам; один из их вождей, Зенон, вступил на престол (474 - 491). В 498 исавры были окончательно побеждены и частично переселены.

ИСАГОР

ИСАГОР - лидер афинской аристократии. В 510 до н. э., опираясь на поддержку спартанского царя Клеомена, вынудил бежать Клисфена. В 508 - 507, будучи архонтом, пытался передать власть аристократич. Совету 300, но должен был капитулировать перед народом и отправиться в изгнание.

ИСЕЙ

ИСЕЙ (ок. 420 - ок. 350 до н. э.), афинский оратор. И. происходил из эвбейской Халкиды и был, вероятно, метеком в Афинах, где занимался ораторской деятельностью. 11 полностью сохранившихся речей И. посвящены процессам о наследстве и являются важным источником сведений по аттич. наследств, праву. Стиль И. прост и ясен.

ИСИДА

ИСИДА (егип., греч.), егип. божество материнства, изображавшееся в человеч. облике, в древнейшее время - почти всегда с иероглифом ее имени - тронообразным венцом - на голове, в эллинистич. эпоху чаще с коровьими рогами и лунным диском. В мифах об Осирисе И. - сестра и супруга Осириса, пытавшаяся спасти и защитить от Сета его тело. После воскресения Осириса И. зачала от него Гора. Она связана со многими богинями, восприняла от иконографии Хатхор коровьи рога и солнечный диск. В последние столетия до н. э. центром ее культа были Филы в Египте. Популярность этой богини, управлявшей человеч. судьбой, была так велика, что она почиталась и за пределами Египта, во всей Римской империи. При этом, однако, у нее появляется столько новых черт, что эллинистич. И. почти ничего общего не имеет с др.-егип. Она воспринимает черты Тихе (богини случая), Деметры и Гекаты и сливается с Кибелой. С 4 в. до н. э. появляется мистич. культ И., позднее описанный Апулеем. Ее культ объединяется с культом Сараписа. В Риме общины ее почитателей вначале преследовались; Калигула первым воздвиг ей храм под именем И. Кампейской.

Исида

рис. Исида. Статуя эллинистического времени (Рим).

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ - род ок. 570 н э в Карта хене (Испания), ум. 04. 04. 636, ученый, лат. писатель из состоятельной семьи, был в 600 - 601 архиепископом Севильи. Ему принадлежат многочисл. естественнонаучные, грамматич., историч. и теологич. сочинения. Важными документами по истории германских народов являются «Хроника», посвящ. вестготам, и история вандалов. Огромную ценность представляют «Этимологии» (или «Origines» - «Начала») в 20 книгах, дающие на основе объяснения значения слов целую энциклопедию тогдашних знаний. И. С, будучи крупным компилятором, явился одним из наиболее значительных посредников между античной культурой и средневековьем.

ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ - Уже в классич. античности (5 - 4 вв. до н. э.) проводилось различие между подделкой и технически возможным заменителем. Именование изделий по месту их производства было условным и, по существу, являлось обозначением сорта: люди понимали, что «аморгские» ткани можно ткать в Афинах так же успешно, как и на Аморгосе. Смена вкусов старой полисной аристократии вкусами возвысившихся слоев эллинистич. эпохи способствовала тому, что ценные материалы стали заменяться И. м., а дорогостоящая их обработка сменялась более легкой и дешевой: сплавы вместо благородных металлов, стекло вместо драгоц. камней, штукатурка вместо мрамора, искусств, пурпур вместо получаемого из пурпурных улиток. Существовали обширные «книги рецептов», в которых содержались рекомендации по изготовлению И. м., например «Бафика» Болаеса из Мены (200 до н. э.) или «Руководство по подделкам для ювелиров», записанное ок. 300 н. э. на двух папирусах.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ

ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ - Цветы из шелка, па пируса и воска издавна использовались как замена недолговечных произведений природы; у греков и римлян их клали в гроб. Для создания цветового эффекта иногда использовались благородные металлы (или их заменители). Порой И. ц. пропитывались ароматич. веществами.

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО (греч. techne, лат. ars). Согласно античным воззрениям, получившим наиболее ясное выражение у Аристотеля, И. (в широком смысле) «появляется. . . тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. . .»; осмысл. и обобщ. опыт, который, по Аристотелю, является искусством в широком смысле и может быть использован в тех или иных целях. Одни И. (в этом смысле слова) служат удовлетворению материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура, гимнастика), а другие - для досуга (это мусич. художеств. И. - музыка, танцы, поэзия). Все И. в узком смысле основаны на подражании. Подражательными являются не только мусич., но и изобразительные И. (скульптура, живопись, графика); с некоторыми оговорками - и архитектура, тогда как сами мастера - представители изобразительных И. причислялись к ремесленникам. И., как и природа, создает из противоположностей гармонич. единство. Разница состоит в том, что природа содержит творческое начало в себе самой, а в создании произведений И. непосредств. источником содержания и формообразования является художник. Чтобы быть таковым, он должен знать эстетич. законы, владеть художеств, средствами и технич. приемами, а также (в меньшей степени) фантазией. Художеств, творчество - это по преимуществу творческая деятельность в соответствии с традиционными правилами. Поскольку И. является не самоцелью, но средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет в обществе просветительскую и воспитательную функцию.

ИСКУССТВО ГАНДХАРА

ИСКУССТВО ГАНДХАРА - синкретичный греко инд. стиль искусства, получивший назв. от пров. Гандхара (др. назв. области на С.-З. Пакистана). Известен во 2 в. до н. э. - 5 в н. э., его влияние наблюдается на терр. вплоть до Китая. Наряду с архитектурными памятниками сохранились также круглая скульптура (фигуры стоящего и сидящего Будды), рельефные произведения, в большинстве - культового содержания, интересная живопись. И. Г. является продуктом процессов образования смешанного греко-буддийского искусства, начавшегося с инд. похода Александра Македонского и активно развивавшегося в эллинистич. государствах.

ИСКУССТВО ЭПОХИ АВГУСТА

ИСКУССТВО ЭПОХИ АВГУСТА - произведения искусства - архитектурные сооружения, картины, скульптуры, художеств, изделия рим. ремесленников, в первую очередь столичных, - созданные в период принципата Августа с 27 до н. э. по 14 н. э. под влиянием проводимой им политики в области культуры. От творений конца эллинистич. эпохи и позднего периода Республики их отличал конструктивизм, центральное композиционное построение, классич. ясность и статичность форм, стройность линий, а гакже использование мифич. сюжетов для прославления императорской власти. В этот же период совершенствовались приемы мифологич. аллегоризации. К выдающимся произведениям И. э. А. относится форум Августа в Риме, храм в Ниме, алтарь Мира Августа в Риме, статуя Августа из Примапорты, «Альдобрандинская свадьба», гемма «Augustea», а также серебряный кубок из Боскореале.

ИСМЕНА

ИСМЕНА - в греч. мифологии дочь Эдипа и Иокасты, сестра Антигоны, Этеокла и Полиника.

ИСОКРАТ

ИСОКРАТ (лат. Isocrates) (436-338 до н. э.), афинский оратор, учитель риторики и публицист. Сын состоятельного владельца мастерской по производству флейт. После обучения у лучших софистов того времени (наряду с другими у Горгия и Продика) И. начал свою деятельность в качестве логографа. Позднее (ок. 390 до н. э.) он открыл собсгв. школу риторики, где преподавание велось в форме семинаров в течение трех - или четырехлетнего курса. Его школа пользовалась огромной популярностью и была известна за пределами Греции. И. считался отцом общего образования. Он видел в красноречии - а не в философии, как Платон, - источник универсального знания, могущий быть основой всеохватывающего и общезначимого образования. Риторика, по мнению И., учит не только речам, но мышлению и правильному поведению и, следовательно, воспитывает в людях практич. жизн. стойкость. Вследствие природной застенчивости и слабости голоса И. никогда не выступал публично как оратор, но составлял речи в иисьм. форме, частично как образцы для преподавания, частично как брошюры политич. содержания, посредством которых он стремился воздействовать на политич. жизнь. Средство преодоления политич. кризиса Афин И. видел в единстве Греции под предводительством Афин и призывал к нему. Позднее И. в противоположность Демосфену выступал в поддержку Филиппа Македонского в надежде, что Филипп возглавит объедин. Грецию в походе против персов. Сохранились 21 речь (подлинные издания) и частично 9 неподлинных писем И. Они имеют строгую форму и стиль, но им недостает воодушевления и глубины мысли. Значение И. в развитии риторич. художеств, прозы в том, что он создал большой период, четко расчлен. содержательно и формально (особенно путем использования антитезы), а также оформл. ритмически. Идеал образования, подчин. риторике, и стиль И. оказали сильное влияние на позднейших ораторов, и в первую очередь на Цицерона.

ИСОПОЛИТИЯ

ИСОПОЛИТИЯ - равенство гражданских прав. В греч. союзах эпохи эллинизма наряду с симполитией, общим правом гражданства для всех членов союза, всех относящихся к нему городов, была также возможность сохранить свое гражданство, имевшее силу в пределах всего союза. Так, например, И. Этолийского союза распространялась на такой удаленный город, как Лисимахия. Города взаимно предоставляли друг другу и права гражданства, что, однако, не вело к политич. объединению.

ИСПАНИЯ

ИСПАНИЯ (лат. Hispania, в древности Spania, возможно, от финикийского Кроличий берег). Расположена на Пиренейском полуострове. Согласно греч. источникам, И. именовалась Иберией по назв. народа иберов, населявшего юж. и вост. побережья И., или Офиуссой (греч. Ophiussa - Страна змей). Наряду с иберами, перекочевавшими в эпоху неолита из Сев. Африки, и кельтами, вторгшимися между 800 и 500 до н. э., на Ю.-В. и С. И. жили также лигуры; этнич. принадлежность совр. басков (лат. vascones) не выяснена. Древнейшим лит. свидетельством об И. является Ветхий завет, где рассказывается о путешествиях финикийцев в богатый железом, оловом и серебром Таршиш в Андалузии. Наиболее значительной финикийской факторией (ок. 1150 до н. э.) являлся Гадир (ныне Кадис). Вслед за финикийцами в 7 в. до н. э. в И. пришли греки (фокейцы), в особенности после основания Массалии (ныне Марсель) ок. 600 до н. э. Древнейшие географич. сведения об И. сообщает «Ога maritima» («Морское побережье») Авиена, восходящая к греч. источнику 5 в. до н. э. Экспедиция Пифея в 4 в. до н. э. значительно расширила знания об И. Ок. 500 до н. э. началась экспансия финикийских карфагенян. После врем, отступления они вновь (237 - 218) заняли часть И. (в 226 до н. э. был основан Carthagonova - Новый Карфаген, ныне Картахена). В 226 до н. э. граница рим. и Карфаген, интересов была проложена по р. Ибер (ныне Эбро). Нарушив границу в 218 до н. э., Ганнибал начал 2-ю Пуническую войну, в ходе которой в 206 Сципион Старший изгнал карфагенян из И. (рим. пров. Испания Ближняя на С. и Испания Дальняя с Кордубой (Кордовой) на Ю.). Начиная со 195 до н. э. римляне вторгаются во внутр. области страны, но в 154 до н. э. восставшее лузитанско-кельтиберское население под предводительством Вириата (убит в 139) изгоняет их. Лишь в 133 до н. э. после разрушения Нуманции Сципионом Младшим освободит, борьба исп. племен была временно подавлена. В 81 - 72 до н. э. римлянин Кв. Серторий возглавил восстание племен лузитанцев и кельтиберов против рим. господства. При Августе были подчинены астуры и кантабры (29 - 19 до н. э.) и И. была поделена (27 до н. э.) на три пров.: Испания Ближняя, или Тарраконская (по назв. столицы Тарракона, ныне Таррагона); Лузитания; Испания Дальняя, или Бетика (по назв. р. Бетис, ныне Гвадалквивир). После реорганизации Римской империи Диоклетианом и Константином был образован исп. диоцез, в который входили пров. Бетика, Лузитания, Картахения, Галлеция, Тарракония (позже также Балеарские острова), а также Мавретания, Тингитана в Африке. Со времен Августа начинается усиленная колонизация и романизация И. Из рим. колоний происходили такие личности, как Сенека, Лукан, Марциал, Колумелла, Помпоний Мела, Квинтилиан, императоры Траян, Адриан и Феодосии I, а также христианские писатели - Пруденций, Орозий, Исидор Севильский. Через портовые города христианство рано проникло в И. Велико было промышл. значение И. в рим. время (золото, серебро, олово). Из пров. Бетика экспортировались вина, зерно и масло. Начиная с периода поздней Империи участились набеги варварских племен: 256 - 262 н. э. - франки, 409 - вандалы, свевы и аланы, 415 - вестготы, 711 - арабы, которые в 712 - 713 подчинили себе почти всю И. В большом количестве сохранились памятники рим. времен, например в Мериде, Таррагоне, Барселоне, Сагунте, Италике (ныне Сантипонсе), Толедо, Сеговии, Лиссабоне. Раскопки велись в Нуманции; здесь обнаружен также дорим. кельтиберский город.

ИСС

ИСС - город на побережье Киликии (ныне зап. Искендерун), где в 333 до н. э. Александр Македонский разбил Дария III и обеспечил тем самым господство над М. Азией как основу для завоевания Сирии и Египта.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ - Сведения о наиболее ранних И. э. отражены в мифах (об Одиссее и аргонавтах). Финик., а позднее греч. колонизация зап. областей Средиземноморья, вызванная потребностями развития торговли и городов, а начиная со 2-й пол. 6 в. до н. э. - связи с Персидским царством расширяли географич. познания др. греков, что нашло отражение в карте Анаксимандра и в трудах Гекатея и Геродота. Из-за утраты других трудов по истории ранней Греции мы вынуждены ссылаться в осн. на Геродота, сообщившего о путешествии Колеоса из Самоса к Геркулесовым столбам (ок. 660 до н. э.), о первой попытке финикийских мореплавателей обогнуть Африку, предпринятой по приказу егип. фараона Нехо (609 - 595 до н. э.), о неудачной попытке плавания вокруг Африки перса Сатаспа во времена Ксеркса, о поездке Скилака по поручению Дария I по Юго-Зап. Азии, о путешествии Аристия из Проконесса к аримаспам и древним народам дальнего от Греции С. - В. Заслуга исследования атлантич. побережья Африки принадлежала массалийцу Эвфимену (ок. 560 до н. э.) и карфагенянину Ганнону (5 - 4 вв. до н. э.), последний даже достиг гор Камеруна и Габона. Финикиец Гимилькон из Карфагена и вслед за ним массалиец Пифей (ок. 325 до н. э.) предприняли И. э. на С.-З. Европы (Британия и пр.). В результате завоевательных походов Александра Македонского, достигшего Внутр. Азии и Индии, плавания Неарха из Индии в Персидский зал., экспедиции Патрокла в Каспийское м., а также посольской миссии Мегасфена в Индию накопились новые данные и знания, которые обобщил Эратосфен из Кирены в 3 в. до н. э. Завоевания Др. Рима во 2 и 1 вв. до н. э. расширили географич. горизонт римлян (Испания, Галлия, Британия, Германия, Дунайские страны). Евдокс из Кизика (2 в. до н. э.) вновь пытался обогнуть Африку, а Гиппал (ок. 100 до н. э.) первым достиг в период муссонов берегов Индии, переплыв Красное м. и Индийский ок., благодаря чему стало возможным оживл. мореплавание по этому маршруту при императоре Августе. К этому же времени относится начало систематич. изучения герм, севера (5 в. - морская И. э. римлян). Ок. 60 н. э. император Нерон отправил И. э. в Центр. Африку для изучения истоков р. Нил. Картину географич. знаний в 1 в. н. э. позволяют представить труды Страбона, Мелы, Плиния Старшего. Географич. знания 2 в. отражены Птолемеем в его Geographike hyphegesis.

ИСТМ

ИСТМ (греч. Isthmos), перешеек между Сароническим и Коринфским зал., связывающий Пелопоннес с материковой Грецией. В древности для сокращения морского пути вокруг Пелопоннеса имелся 6-километровый путь волоком - Диолк. В 1893 был прорыт совр. Коринфский канал. На И. близ Схена находилось святилище Посейдона Истмийского, здесь каждые 2 года справлялись общегреч. Истмийские игры. На стадионе И. в 334 до н. э. Александр Македонский был призван встать во главе греч. войска, выступавшего против персов. В 196 до н. э. рим. консул Тиг Квинкций Фламинин провозгласил здесь «свободу» Греции. Воздвигнутая в 480 до н. э. севернее свящ. участка Истмийская стена против персов позднее неоднократно обновлялась: в 369 до н. э. против вторжения войск Эпаминонда, в 279 до н. э. - против кельтов, в 253 н. э. - против готов. После 540 стена была подновлена Юстинианом I. Последний раз она обновлялась в 1415 и 1443 против турок.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ - состязания, проводившиеся на Истме, т. е. на Коринфском перешейке, вероятно с 582 до н. э. каждые два или четыре года. И. и. включали спортивные состязания и скачки, позднее также состязания музыкантов; справлялись в честь Посейдона. Наградой победителю был венок из сосновых веток. Примечательно, что элейцы, бывшие организаторами Олимпийских игр, не допускались (возможно, из ревности) к этим общеэллинским состязаниям.

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИСТОРИОГРАФИЯ - Истоки совр. И. мы находим в Др. Греции (Иония). В то время как элементы историч. науки на Др. Востоке развивались преим. в репрезентативной, монументальной или эсхатологич. формах (изображения, наскальные надписи и рельефы, списки владык, храмовые хроники, библейские описания), греч. историки собирали и обобщали историч. факты на основе простых записей и сообщений. Начальной ступенью в развитии греч. И. были эпос Гомера, в поэмах которого отражена целостная картина раннегреч. эпохи в поэтич. образах, а также мифы и легенды, дававшие определ. толкования историч. событий. Этих же эпич. традиций в 6 в. до н. э. придерживались логографы бурно развивавшихся ионийских городов, которые сохраняли историч. предания в письменных источниках. Международная торговля, далекие путешествия, знакомство с чужими странами и их культурой давали ионийцам стимул для собирания материалов, составления обзоров (theorem) и исследований (historein). У логографов в связи с обилием информации еще не выделялись сведения историч., географич., этнографич. характера, достопримечательности и легенды. Ученые стремились описать все виденное, чтобы сохранить знания о прошлом, а со временем перейти к аналитич. рассмотрению и критич. оценке историч. событий, к подлинной И. События прошлых лет интересовали античных историков не сами по себе, а с точки зрения их воздействия на современность, они фиксировали эти события для лучшей ориентации в будущем. В свете такого подхода античную И. в ее рациональной части можно считать политич. наукой. Античная И. отличается от совр. тем, что первая тяготела не столько к области науки, сколько к области литературы, причем довольно высокого уровня, так что историч. груды античности приходилось оценивать не только по их достоверности (использование источников было недостаточно критич.), но также и по их лит. достоинствам. Много сил затрачивалось на оформление, развитие определ. направлений стиля. Материал расчленялся эффективными в художеств, отношении методами, вырабатывалась традиционная техника изложения, которая включала оформление введения по установл. способам, расчленение повествования различными экскурсами, вставку вымышл. речей (и писем), прямую характеристику гл. персонажей, обычай ссылаться на труд предшественника и продолжать его. Художеств, форма изложения материала характерна для виднейших античных историков, их обществ, и политико-идеологич. позиции определили подход к истолкованию историч. фактов. Все более настойчивыми становятся попытки свести многообразие явлений к движущим внутр. причинам и раскрыть историч. закономерности. Античная И. стремилась стать «наставницей жизни» («magistra vitae»), показывая читателю положительные и отрицательные примеры образа действий. В ходе развития античной И., достигшей своей вершины в эпоху эллинизма, возникали определ. ее жанры (осн. формы). Историч. монографии охватывали значительные отрезки времени, демонстрируя их целостность. Особой формой таких монографий были истории эпох, современником которых был сам автор. Разрабатывались периоды всемирной истории, куда включались также негреч. материалы. На основе местных преданий давались историч. описания определ. районов и областей. Фиксацию во времени и хронологич. расположение историч. фактов давали хроники, их составление позволяло быстро ориентироваться в важнейших событиях прошлого. В эллинистич. эпоху были написаны политич. биографии выдающихся деятелей. Риторически украш. биография Александра Македонского, в которой историч. личность была увенчана легендарным нимбом, приближалась по форме к историч. роману. У истоков греч. И. стоит Гекатей из Милета (кон. 6 в. до н. э.), который в своих «Генеалогиях» подверг рационалистич. критике эпич. традиции и тем самым сделал решающий шаг в развитии историч. науки. «Отцом истории» в древности по праву считался Геродот. В своей «Истории», древнейшем полностью сохранившемся историч. труде, он ограничивается освещением в повествовательной форме центральной темы эпохи - противоборства Греции и Азии и Персидских войн как его выражения. Своей высшей точки греч. И. достигла у Фукидида (460 - 396 до н. э.). Фукидид стал основателем прагматич. и политич. И. («История Пелопоннесской войны»). Применяя научно-критич. метод, он пытался раскрыть причинные связи историч. событий и тем самым способствовать росту политич. знаний. Последователь Фукидида Ксенофонт (430 - 354 до н. э.) продолжил его труд до битвы при Мантинее (362 до н. э.), но не смог подняться до его уровня. Под возрастающим влиянием риторики греч. историки эпохи эллинизма особое внимание уделяли способам выражения мыслей, их труды более не преследовали цели выявления истины или политич. пользы, а предназначались для развлечения читателя. Из историч. писателей того времени выделяется Полибий, последний крупнейший греч. историк. От его «Всеобщей истории» сохранились значительные части. Присоединяясь к прагматич. И. Фукидида, Полибий стремился в своем историч. труде, отражающем покорение Римом народов Средиземноморья, внушить политич. и моральное благоразумие обществу. После Полибия предметом греч. И. являлась уже не история Греции, а всемирная история (Диодор) и история Рим. государства (Дионисий Галикарнасский, Аппиан, Дион Кассий). Исключением является история Александра Македонского («Поход Александра») Арриана (ок. 95 - 175 до н. э.). Арриан, опираясь на надежные источники, дал реальную оценку Александру Македонскому и вместе с тем освободил описание его личности от романтич. украшений и легендарных черт, присутствовавших в эллинистич. биографиях (например, Клитарх). Подражания классике господствовали в греч. И. в последующие столетия до «Новой Истории» Зосима (2-я пол. 5 в. до н. э.), излагающей события от Августа до занятия Рима Аларихом (410). Этот труд доказывает, что греч. И. не прерывала своих традиций до эпохи Византии. Рим. И., испытывая на себе влияние греч., имеет некоторые особенности. Среди лит. жанров И. в Др. Риме пользовалась наибольшим авторитетом. Ее представители принадлежали к господствующим слоям общества, в качестве политич. деятелей они энергично вмешивались в историю, а впоследствии посвящали себя И. (исключение - Ливии), видя в ней возможность проводить свою политику другими средствами. Поэтому рим. И. служила прежде всего целям политич. пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутр. политики Др. Рима, по отношению к которым стремление дать объективное и точное отражение историч. событий на основе собств. критич. исследований отступало на задний план, хотя выяснение истины оставалось осн. постулатом рим. И. Последняя занималась преим. историей Рима, история Италии и пров. отражалась в меньшей степени (вплоть до эпохи Империи). Сознание историч. непрерывности (континуитет) основывалось на истории достижений своих предков, поэтому рим. история излагалась от основания Рима в общей связи с историей государства, т. е. как история правящих династий. В греч. И. сильнее, чем в рим., проявились черты моральностровоспитательных поучений (греч. история представлялась как образцовая). Рим. И., особенно в начальном периоде развития, испытывала сильное влияние (как по форме, так и по содержанию) составлявшихся Великим понтификом ежегодных таблиц (анналов) - анналистика стала гл. формой рим. И. Наиболее ранние рим. историч. труды (т. н. старших анналистов) 3 - 2 вв. до н. э. были написаны на греч. яз., они преследовали цель оправдать внешнюю политику Рима в грекоязычном мире. В условиях, когда отсутствовала лат. проза, рим. И. заменяла литературу. Почти одновременно рим. поэты Г. Невий и Кв. Энний отразили рим. историю в историч. эпосе. М. Порций Катон первым применил лат. яз. в своем историч. труде «Origines» («Первоисточники»). Он стремился воздействовать на римлян в политич. и воспитательных целях и устранить греч. яз. из рим. нац. И. В последние десятилетия республики появились первые историч. произведения, которые одновременно представляли собой первые достижения рим. И.: сообщения (commentarii) Цезаря о завоевании Галлии и гражданской войне, в которых оправдывались его военные и политич. действия; после убийства Цезаря - произведения Саллюстия, в которых был убедительно изображен внутриполитич. и моральный упадок Рима. На рубеже эпох Республики и Империи Ливии в своем труде по всеобщей истории вернулся к традиционной форме анналистики. Большой историч. ценностью обладает дошедший до нас отчет Августа, т. н. Monumentum Ancyranum. В 1 в. многочисл. произведения сенаторской И., носившие оппозиционный по отношению к принципату характер, были встречены рим. властями враждебно, поэтому из них сохранились немногие, относящиеся к тому же к окраинам империи. Тацит опубликовал свои труды лишь после убийства Домициана (96). После Саллюстия, историка упадка Республики, и Ливия, историка эпохи Августа, наполненной ожиданиями новшеств, Тацит выступил как представитель эпохи ранней Империи, освещая ее внутриполитич. проблемы. После него рим. И. не отмечена к.-л. крупными достижениями. Биографии (Светоний, «История Августов») и скудные историч. эскизы (например, Евтропия) вытеснили историч. монографии. Последним крупным представителем рим. И. был Аммиан Марцеллин, грек, родившийся в Антиохии (кон. 4 в. н. э.), который по образцу «Истории» Тацита продолжил труд последнего до 378. «История готов» Кассиодора (6 в.) и «История франков» Григория Турского (6 в.) ознаменовали начало новой историч. эпохи, имевшей собств. И.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ (лат., греч. historia). Со времен Аристотеля под И. подразумевали историографию как самостоят, лит. жанр. В дальнейшем понятие И. приобрело более широкое значение (например, historia naturalis - естественная история). В Риме под И. понимали описание эпохи, во время Империи трактовали также как занимат. повествование о реальных или якобы реальных историч. событиях, впоследствии как вымышл. произведения вроде историч. романов.

ИСТОРИЯ АВГУСТОВ

ИСТОРИЯ АВГУСТОВ - История императоров, см. Писатели Истории Августов.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - как наука берет свое начало от филологич. исследований античных историч. источников в 15 в. Изучением античности в 17 в. занимался Тиллемонт, в 18 в. - Вико, Монтескье и Гиббон. Во времена франц. буржуазной революции популяризация И. д. м. связывалась с идеями Просвещения. В 19 в. Нибур разработал критич. филологич. метод историч. исследований, который был развит Моммзеном. Критич. анализ источников явился вершиной буржуазных исследований И. д. м. в 19 - 20 вв. Разработкой законов историч. материализма К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основу соединения метода критич. филологич. анализа с классовым анализом. Буржуазная историография др. мира недооценивала роль народных масс, проходила мимо движущих сил истории и использовала И. д. м. для утверждения собств. классовых позиций. Если раньше И. д. м. ограничивалась изучением античности и истории Ближнего Востока, то марксистская историч. наука, опираясь на учение об общественно-экономич. формациях, рассматривает И. д. м. в едином историч. контексте: включает историю Др. Китая и Индии и анализирует общие закономерности историч. развития др. мира.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА - Истоки И. и. лежат прежде всего в памятниках эллинистич.-рим. словесности; это многочисл. замечания, цитаты, сравнения, но отчасти и систематич. разработки. Кроме того, что сохранилось во фрагментах и цитатах, особого внимания заслуживает «Описание Эллады» Павсания (2 в.), книги 34 - 36 «Естественной истории» Плиния Старшего (1 в.), труд Витрувия об архитектуре (1 в. до н. э.) и «Пирующие софисты» Афинея (ок. 200). В указанных сочинениях содержатся описания художеств, произведений, упоминаются имена мастеров, разные типы сооружений и обстоятельства их возведения; кроме того, здесь характеризуются особенности изображения и принципы композиции.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ - И. к. не была в античности самостоятельной областью научных исследований. Вместе с тем ставилось немало вопросов, связанных с И. к., проводились исследования историко-культурного характера. В первую очередь следует упомянуть философскую теорию культуры, которая, будучи изначально спекулятивной, все больше обогащалась знаниями, накопл. в ходе эмпирич. исследований (история, этнография и т. п.) (ср. произведение Дикеарха «Жизнь Эллады» - «Bios tes Hellados», исследования Посидония). Однако кругозор историков был ограничен политич. историей, поэтому даже для выдающихся представителей античной историографии историко-культурные проблемы оставались на втором плане.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ - И. ц. следует рассматривать в связи с другими аспектами истории общества. В начальный период существования христианства и в эпоху апостолов (приблизительно до 64, когда умерли Петр и Павел) в Иерусалиме была основана первая община, а затем началась миссионерская деятельность апостолов. В веру обращали прежде всего представителей низших классов. В послеапостольскую эпоху (до нач. 2 в.) победу одержало языч. христианство. Период внешних и внутр. противоречий (споры с гностиками и монтанистами) завершился созданием канона Нового завета и осн. догматов учения; одновременно консолидировались разрозн. общины. В 3 в. благодаря деятельности т. н. александрийской школы (Климент Александрийский и прежде всего Ориген) христианство заняло ведущее положение в духовной жизни поздней античности. Росло его влияние в высших слоях общества. Церковь становилась в государстве силой, с которой приходилось считаться. Одним из наиболее значительных этапов в И. ц. был 4 в.: при Константине I христианство было официально признано. Государство стало вмешиваться в дела церкви, что приводило к обострению теологич. споров. В руководстве церковью все большее значение приобретали высшие слои общества. Однако и в это время социальная активность христиан была велика. Возникали новые проблемы (институт монашества, культ святых). Во времена великого переселения народов на В. империи шла борьба за власть между александрийским и константинопольским патриаршеством. Победу одержал Константинополь, однако единство империи было разрушено: религиозные противоречия приводили к обострению противоречий национальных. Сирия и Египет, области наибольшего распространения монофизитства, были тогда потеряны из-за араб, вторжения (нач. 7 в.). В 476 рухнула западная Римская империя. В результате покровителем Рима и защитником рим. культуры стал папа. Однако германцы явились для зап. церкви своего рода катализатором ее дальнейшего развития.

ИСТОЧНИКИ

ИСТОЧНИКИ - В античные времена И. закладывались путем облицовки естеств. выходов воды на поверхность или шурфовой разведкой залегающих в толще земли водоносных пластов. Часто они оформлялись в виде беседок, бюветов или павильонов. Колодезные И. имели, как правило, круглую форму; вода доставалась вручную, без применения ворота, с помощью ведра и привязанного к нему каната. Колодезных насосов не существовало. Поиск и разведка подземных вод в Риме основывались на опыте, залож. этрусскими искателями родников (aquilex). Спец. литература того времени рекомендовала устраивать для фильтрации воды песочные насыпи и прокладки из туфа, однако это редко подтверждается находками.

Источники

рис. Набирающие воду девушки с гидриями перед бюветом Калликренского источника (рисунок на вазе из Вульчи, Лондон).

ИСТР

ИСТР (лат., греч. Istros), др. фракийское назв. Дуная, особенно в его нижнем течении.

ИСТРИЯ

ИСТРИЯ - 1. (лат. Histria), полуостров на С. - В. Адриатического м. И. называлась только 4acib, насел, иллирийцами, вост. часть полуострова, принадлежавшая либурнам, к И. в ангичности не причислялась. После неск. бигв, в т. ч. из-за основания Аквилеи в 181 до н. о., И. была покорена Римом, однако уже в 129 понадобился новый рим. поход, чтобы усмирить непокорных иллирийцев. С 42 до н. э. И. принадлежала Италии. Для последующего времени характерна сильная романизация И., отмечен расцвет городов Тергест и Пола.

2. (греч. Istros), колония, основанная ок. 650 до н. э. южнее устья Дуная. Вскоре она стала важнейшим перевалочным пунктом всей области. Местные продукты - зерно, рыба, мед, а также рабы обменивались на греч. товары. С 3 в. велась непрерывная борьба с кельтами и бастарнами. В 72 до н. э. И. захватил Рим. В 248 н. э. И. была завоевана готами и в 7 в. окончательно разрушена аварами. В 1914 И. была открыта, после 1948 здесь проводились раскопки, были обнаружены греч. храм, гермы и базилика.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ВАННЫ

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ВАННЫ - Целительное действие горячих и серных или железосодержащих источников было известно уже в античности. Строились ванны, которые часто примыкали к храмам. Популярными были знаменитые серные источники в Эдепсе (Эвбея), в Байях, серный курорт Aquae Mattiacae (Висбаден) и Aquae Granni (Ахен).

ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕСЧИНОК

ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕСЧИНОК - назв. трактата Архимеда, в котором он путем сведения в т. н. мириады (позиционные системы с базисом 108) доказал, что ряд натуральных чисел может быть продолжен до бесконечности.

ИТАКА

ИТАКА - гористый остров в Ионическом м. близ зап. побережья Греции, совр. назв. Ифаки (Ithaki). Является ли этот остров родиной Одиссея, спорно. В. Дёрпфельд на основании археологич. материала выдвигает гипотезу, что древней И. был совр. о. Левкада. Географич. описание острова И. в гомеровском эпосе мало соответствует природе совр. Ифаки.

ИТАЛИКИ

ИТАЛИКИ - индоевроп. племена, переселившиеся ко 2-му тыс. до н. э. на Апеннинский полуостров и осевшие там; в этнич. и языковом отношении различают племена латинофалисков, обитавших в области Лация и в Юж. Этрурии, и умбро-сабельские (или оскско-умбрские) племена (бруттии, кампанцы, луканы, сабиняне, самниты), населявшие земли вплоть до Юж. Италии. И. были преим. скотоводами, некоторые племена - земледельцами (латины, оски), у них сохранялся патриархальный строй. Римляне подчинили И. в длительных войнах, к сер. 3 в. до н. э., и наделили их различными правами по принципу «Divide et impera» («разделяй и властвуй», хотя сама эта идея принадлежит новому времени и сформулирована, вероятно, П. Мериме). Италийские языки были вытеснены родств. лат. Поскольку лишь немногие И. обладали правами рим. гражданства, а римляне притесняли и эксплуатировали их, то часто вспыхивали восстания И.; крупнейшим была т. н. Союзническая война (90 - 88 до н. э.), в результате которой были удовлетворены политич. требования италийской аристократии (предоставление рим. гражданства). С этого времени стирается различие между гражданами Рима и И.

ИТАЛИЯ

ИТАЛИЯ - название, относившееся первоначально к юж. оконечности Апеннинского полуострова, в античности связывалось с мифич. царем Италом или с греч. italos (из праформы лат. vitulus - молодое животное). С 4 в. до н. э. греки называли И. Великую Грецию. Другими названиями И. были Ойнотрия, Гесперия и Авзония. Римляне перенесли это заимствованное у греков назв. на всю занимаемую ими И. уже в 1-й пол. 3 в. до н. э. Так, уже Катон Старший считал Альпы «стеной И.», хотя они в значительной части принадлежали кельтам. Сев. И. - к С. oт Апеннин и Рубикона - в государственно-правовом отношении только со времен Цезаря и Августа может считаться целиком принадлежавшей к И. (разделение И. на 11 регионов). Реформы управления Римской империей, провед. Диоклетианом, затронули и И., раздел, на неск. округов, а также Сицилию, Сардинию, Рецию и Корсику. К созданной Константином Великим префектуре И. относились, кроме того, диоцезы Африка, а позднее (с 395) и Зап. Иллирия. В борьбе за гражданские права в 1-й пол. 1 в. до н. э. еще различались «италики» и «римляне». Уже в республиканское время повсюду в И. возникали поместья с виллами в центре, производившие продукты питания и использовавшие рабский труд. В эпоху Империи происходит переход к большим латифундиям, на которых трудились колоны. Несмотря на расширявшееся производство пшеницы, в долину По необходимо было ввозить зерно. Особенно большие стада овец имелись на Ю. И. На побережье Камп нии после вырубки лесов в Этрурии началась переработка руды (т. к. внутри страны еще и тогда было достаточно древесины). Центром добычи мрамора была Луна в Сев. Апеннинах (белый каррарский мрамор).

ИТАЦИЗМ

ИТАЦИЗМ (греч., лат.) произношение др.-греч. эты (п_) как «и». Этого произношения придерживались ученые эпохи Возрождения, ориентировавшиеся на новогреч. произносительную норму. Рейхлин и Меланхтон, напротив, были сторонниками этацизма.

ИТИНЕРАРИЙ

ИТИНЕРАРИЙ (лат. itinerarium), описание путешествий по Римской империи с указателем дорог и мест отдыха (mansiones), например И. Антонина времен императора Каракаллы (новая редакция ок. 300) и т. н. «Географ Равенны». Во время поздней античности спец. для христиан-паломников существовали И. с подробным описанием «святых мест», например И. Burdigalense («Бордоский» - описание пути от Бордо до Иерусалима), «Паломничество» Этерии и И. Антонина Плацентина (560 - 570). В исследованиях по средневековью И. обозначает также хронологич. сопоставление извлеч. из документов данных о времени и месте нахождения Ср.-век. властителей.

ИТИС

ИТИС - Итил, сын мифич. фракийского царя Терея и Прокны. Мать вместе со своей сестрой Филомелой убила маленького И., чтобы отомстить за бесчестье сестры, и приготовила из его мяса кушанье Терею.

ИТОМА

ИТОМА - ныне Vurkano, обрывистая известняковая гора высотой 802 м в Мессении, во время 1-й Мессенской войны в течение 20 лет была осаждена спартанцами. Во время 3-й Мессенской войны здесь укрепились спартанские илоты, позднее переселившиеся в Навпакт; с 4 в. - акрополь основанного Эпаминондом г. Мессена.

ИУДА МАККАВЕЙ

ИУДА МАККАВЕЙ (др.-евр. Молот), предводитель народного восстания за независимость, поднявшегося в Иудее в 166 - 160 до н. э. в ответ на насильств. меры по «эллинизации» населения, осуществлявшиеся селевкидским царем Антиохом IV; в Иудее они носили антисемитский характер (в частности, запрещались иудейские обряды и насаждались языческие, в т. ч. обряд жертвоприношения; резко возросли налоги). Восстание с центром в Иерусалиме было направлено против иноземных угнетателей и объединившейся с ними местной знати. Несмотря на суровые меры, восстание подавить не удалось: оно продолжалось и после смерти И. М. (160 до н. э.). В 142 до н. э. Иудея стала самостоятельной. Оратория Генделя «Иуда Маккавей».

ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА

ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА - восстание иудейских крестьян и ремесленников против Рима. Традиционно датируется 67 - 70 н. э.; представляет собой пик социальных войн, происходивших в Иудее со времени правления Ирода (37 - 4 до н. э.). По существу, И. в. началась еще в 64, когда население Иерусалима изгнало царя Агриппу II, а в Тивериаде поднялось восстание «кинжальщиков» и нуждающихся против местной знати. Вмешательство римлян (67) в классовые войны Иудеи послужило толчком к превращению внутр. противоречий в народное восстание против рим. владычества. Вместе с тем продолжались внутр. социальные конфликты. После трехлетней осады будущий рим. император Тит взял в 70 Иерусалим. Последний оплот восставших - крепость Масада пала только в 7З.

ИУДЕЙСКО-ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИУДЕЙСКО-ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература, создававшаяся грекоязычными евреями диаспоры, главным образом александрийскими, в период с 3 в. до н. э. по 1 в. н. э. Сначала был переведен на греч. яз. Ветхий завет (Септуагинга); так возникла основа для создания произведений по образцу греч. литературы (драма Иезикииля об исходе Моисея из Египта, испытавшая на себе сильное влияние Еврипида, биографич. роман о Моисее, написанный Аргапаном, историч. сочинение Эвполема). Другие авторы толковали Ветхий завет в расчете на восприятие образованного греч. читателя (Деметрий, Аристобул). Вершиной этой традиции стало творчество Филона Александрийского.

ИУДЕОХРИСТИАНСТВО

ИУДЕОХРИСТИАНСТВО - направление раннего христианства, сложившееся в Иерусалиме. Эвиониты и назареи - представители одного из основных направлений И. (в «Деяниях апостолов» от их имени выступают Петр и Яков) - верили, что долгожданный Мессия уже явился, но вместе с тем придерживались Моисеева закона. Синтез нарождавшегося христианства с язычеством, приведший к формированию т. н. языческого христианства, был для них неприемлем. С разрушением Иерусалима в 70 до н. э. иудеохристиане, не принимавшие участия в восстании против римлян, потеряли свой религиозный центр. И. продолжало существовать преим. в Вост. Иордании; оно осуждалось как ересь и христианской церковью, и иудеями.

ИУДЕЯ

ИУДЕЯ (греч. Iudaia). С 4 в. до н. э. - арамейско-греческо-римское именование юж. части Палестины наряду с гебраизированной формой «Иуда» («хвала Богу»); область обитания колена Иудина - одного из 12 колен евр. народа. Царь Давид объединил ее с областями обитания других евр. колен. По окончании вавилонского плена (538 до н. э.) нов. И. охватывала лишь те области, которые принадлежали коленам Иудину и Вениаминову (юж. часть вместе с Хеброном принадлежала Эдому), однако мало-помалу расширилась. С 63 по 40 и с 37 до н. э. до 6 н. э. иудейско-идумейским царям в Палестине (Ирод Великий) была дарована рим. клиентела. В 6 - 41 и 44 - 46 н. э. И. входила как часть в пров. Сирия; ею правил рим. прокуратор. В 70 н. э. И. стала самостоятельной рим. пров. В 135 Адриан дал ей именование Syria Раlaestina, впоследствии она именовалась просто Палестиной.

ИФИГЕНИЯ

ИФИГЕНИЯ (лат. Iphigenia), в греч. мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Хрисофемиды, Электры и Ореста. Так как ее отец убил священную лань Артемиды, богиня не позволяла греч. флоту отплыть из А в лиды в Трою. Прорицатель Калхас объявил, что И. должна быть принесена в жертву во искупление проступка отца. И. была привезена в Авлиду под предлогом ее брака с Ахиллом. Во время жертвоприношения Артемида заменила ее ланью и перенесла И. в Тавриду, где та стала жрицей богини. В Тавриде И. должна была, по обычаю варваров, приносить в жертву Артемиде всех чужестранцев. Брат И. Орест и его друг Пи лад, собиравшиеся похитить статую Артемиды, должны были погибнуть таким же образом, но И. бежала вместе с ними в Грецию. Этот миф (особенно жертвоприношение И.) - излюбленный сюжет живописи (помпейские фрески, картины Тьеполо, Бёклина, Фейербаха). Судьба И. в Авлиде и Тавриде становилась сюжетом опер (Скарлатти и Глюк). К этому материалу обращалась также поэзия, в особенности драма; в обеих трагедиях Еврипида замет но стремление очеловечить веру в богов. Этич. вопросы ставятся и решаются с позиций, близких точке зрения Еврипида. Наиболее соверш. художеств, воплощение драмы И. с гуманистич. позиций предстает в «Ифигении в Тавриде» Гёте.

Ифигения

рис. Принесение Ифигении в жертву. (С помпейской фрески. Неаполь, Национальный музей).

ИФИКРАТ

ИФИКРАТ - афинский полководец 1-й пол. 4 в. до н. э., известен своими реформами в вооружении пельтастов (легковооруж. воинов), которых он наделил длинными мечами и длинными ударными копьями. Во главе вооруженных т. о. воинов И. удавалось побеждать спартанских гоплитов, с этого времени они теряют прежнее значение.

ИХТИОФАГИ

ИХТИОФАГИ (греч. питающиеся рыбой), общее собирательное назв. примитивных племен, различных с этнографич. точки зрения, но ведущих одинаковый образ жизни, обитающих в отдал, странах: на зап. побережье Красного м. и на юж. побережье Азии.

ИШТАР

ИШТАР (аккадск., шумерск. Инанна), гл. женское божество вавилонского пантеона, центр культа - Урук. И. считалась дочерью бога луны Сина или сестрой солнечного бога Шамаша; ее функциями были любовное влечение, покровительство плодородию, частично война и смерть. Символом И. была планета Венера. В Зап. Азии и Египте И. почиталась как Астарта. Там она играла большую роль в возникновении культа Кибелы и Аттиса. Сведения о культе И. содержатся в многочисл. списках эпоса о Гильгамеше, популярна тема о схождении И. в подземное царство.

Предыдущая страница Следующая страница