Словарь античности
Статьи на букву "К" (часть 4, "КИС"-"КОД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КИС"-"КОД")

КИСТОФОР

КИСТОФОР (греч.), крупная серебряная монета, чеканившаяся в позднеэллинистич. Пергаме. Назв. свое монета получила по изображавшемуся на ней ларцу (cista mystica); букв, слово «К.» означает «носящий изображение ларца». К., вес которого составлял 12,5 13 г, был сопоставим с рим. денарием (3 денария = 1 К.). О том, 1 де чеканилась эга монета, можно узнагь по символам и монофаммам. После 133 до н. э. К. получил хождение в рим. пров. Азия.

КИТАЙ

КИТАЙ - В античные времена жигелей К. называли либо по имени династии кик правителей Цзинь сипами, либо серами по кит. назв. шелка («сир»). Первобытный строй был сменен в К. др. - воег. классовым обществом уже во 2 тыс. до н. э. В 3 в. н. э. начался процесс феодализации, который привел в 9 в. к образованию в К. развитою феодализма. Античные авторы императорской эпохи локализовывали синов южнее серов. Наибольшим спросом из кит. изделий у античных средизем. народов пользовался шелк. При Ханьской династии кит. государство достигло своего высшего расцвета и распространило свое влияние вплоть до Бактрии. Согласно источникам, в 114 до н. э. при императоре By на З. был отправлен первый торговый караван. Первые достаточно подробные сведения о К. содержатся в одном из греч. трудов об Индийском ок. 1 в. н. э. Кит. источники в свою очередь сообщают о якобы существовавшем кит. господстве над греч. паропамисадским царем, о колонии рим. наемников в Ганьсу в 1 в. до н. э., выступлении магов-волшебников и музыкантов с зап. моря (1 в. н. э.) и посольстве императора Антуна (Марка Аврелия Анюнина) в К. (166 н. э.). Из источников 6 в. прежде всего следуег упомянуть труды Космы Индикоплова, содержащие сведения о К., который он назвал Тцинистой.

КИФАРА

КИФАРА (греч.), один из самых распростран. струнных щипковых музыкальных инструментов античной Греции. Корпус деревянный, плоский, с прямыми или фигурными очертаниями. По бокам имелись 2 стойки, обычно слегка изогнутые, соедин. наверху перекладиной. К корпусу крепились струны. Число струн К. постепенно увеличивалось с 4 (8 в. до н. э.) до 7 (7 в. до н. э.) и наконец достигло 10 - 12 (5 в. до н. э.). Первоначально ее звучание не имело полутонов. Применялась как сольный или аккомпанирующий пению инструмент. На К. играли стоя, держа ее перед грудью; при этом левой рукой исполнялась, очевидно, мелодия, а правая, в которой был плектр, делала ритмич. удары по струнам. С помощью различных положений пальцев исполнитель мог добиться более высоких звуков. К. и лира (струнный инструмент, меньше К.) появились из 4-струнной форминги, инструмента певцов - исполнителей эпоса; К. и лира считались инструментами Аполлона в отличие от авлоса - - инструмента Диониса.

Кифара

рис. Состязание кифаредов (с аттической краснофигурной амфоры вазописца Андокида, ок. 525 до н. э.)

КИФАРОДИЯ

КИФАРОДИЯ - пение, сопровождающееся игрой на кифаре; сначала так исполнялись эпич. поэмы, потом метрически более свободная лирика.

КИФЕРА

КИФЕРА (греч. Kythera, в средневековье венецианок. Cerigo), остров, лежащий к Ю. от Пелопоннеса против мыса Малея; центр культа Афродиты со знаменитым святилищем богини. С К. культ Афродиты распространился по всей Греции. От назв. острова происходит эпитет Афродиты «Киферийская» (или «Киферская»). Вокруг острова водилось множество пурпурных улиток, поэтому вначале остров назывался Porphyrusa («пурпурный»). Между К. и Критом лежит маленький остров, который ныне именуется Антикифера, а в древности носил имя Эгилия. Вначале К. была владением аргивян, а приблизительно с 600 до н. э.

КИФЕРЕЯ

КИФЕРЕЯ - одно из прозвищ богини чувств, любви Афродиты (Венеры), образованное от назв. одного из центров ее культового почитания - о. Кифера.

КЛАВДИАН

КЛАВДИАН - Клавдий, род. ок. 375, последний из великих лаг. поэтов, по происхождению грек из Александрии; жил в Италии при дворе императора Гонория, где ему покровительствовал Стилихон. Верный классич. традициям, К. писал свои поэмы на сюжет совр. ему событий, прославлял величие и могущество старого Рима. Им написаны панегирики Гонорию и Стилихону, эпиталамий «На бракосочетание Гонория и Марии» (сестры Стилихона), представляющий собой, несмотря на напыщенность языка, ценный историч. документ. Замечателен его мифологич. эпос «Похищение Прозерпины» («De raptu Proserpinae»). Сохранились также наряду с его лат. произведениями неск. стихов на греч. яз.

КЛАВДИИ

КЛАВДИИ - др.-рим. патрицианский род, старейшие представители которого, в частности Аппий К., слыли образцами добродетели.

1. Тиберий К. Нерон Германик, род. 1. 08. 10 до н. э. в Лугдунуме (Лион), ум. 1З. 10. 54 н. э., сын Друза, рим. император с 41. Болезн. и слабохарактерный по природе, К. первоначально находился в стороне от государств, дел; ревностно занимался науками, в частности историей Рима и этрусков, а также пытался ввести в обиход нов. лат. буквы. После убийства Калигулы преторианцы провозгласили К. как последнего из Клавдиев императором. К. щедро одарил стражу, обязанный ей своим возвышением. После вступления К. на престол власть фактически перешла в руки его 3-й жены Мессалины и ее любовников, вольноотпущенников Нарцисса, Каллиста и Палласа. В период правления К. по его личному почину проведен ряд прогрессивных мероприятий, например дарование полного гражданства внеиталийским общинам, что сыграло существ, роль в романизации пров.; внесены изменения в наследств., брачное и рабское право; государств, казна возвращена в управление квесторов и др.; были основаны многочисл. колонии, проложены дороги и возведены технич. сооружения, например шлюз для отвода воды из Фуцинского оз. и нов. гавань в Остии. В этот же период к Римской империи были присоединены Юж. Британия и Мавретания. После смерти Мессалины женой К. стала его племянница Агриппина (2), которая, боясь, чтобы К. не лишил престола ее сына Нерона, отравила его. Надгробная речь на похоронах К. была произнесена Сенекой, которому это не помешало позднее написать по поводу признания К. богом едкую сатиру на него «Apocolocyntosis». Биография К. изложена Светонием.

2. Марк Аврелий К. Готик, род. в 219 в Далмации, рим. император в 268 - 270, одержал победу над готами (отсюда прозвище Готик) при Наиссе. Во время реорганизации придунайских пров. и принудительного заселения готами безлюдных рим. терр. умер от чумы в Сирмии.

КЛАЗОМЕНЫ

КЛАЗОМЕНЫ - ионийский город на зап. побережье М. Азии, известен керамич. изделиями; родина Анаксагора.

КЛАРОТЫ

КЛАРОТЫ (от греч. klaros, kleros - участок земли), земледельцы на Крите, чье социальное положение в классич. и эллинистич. эпоху было промежуточным между положением раба и свободного.

КЛАССИКА

КЛАССИКА (от лат. classicus - первоклассный, образцовый). Обозначение историч. эпохи, а также определ. эстетич. нормы. Еще Авл Геллий (2 в. н. э.) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в лит. произведениях. Уже в эллинистич. время достижения предшествующей эпохи (5 - 4 вв. до н. э., теперь ее принято называть классич.) воспринимались как некий образец. Произведения искусства и словесности все больше канонизировались и все чаще воспроизводились. В центре внимания находились произведения высокой К. (3-я четв. 5 в. до н. э.; время создания Парфенона), поздней (последняя четв. 5 в. до н. э.) и ранней К. (2-я четв.), а также 4 в. до н. э. Характерной чертой изобразительного искусства и архитектуры классич. эпохи является пондерация, т. е. сбалансированность сил, действующих внутри художеств, системы (архитектуры, пластики, многофигурных композиций), образованной самостоятельными элементами. Этот художеств, принцип отразил равновесие различных слоев полноправных граждан в жизни демократич. полисов. Те же принципы действовали в литре, специфически отражающей структуру общества, например в аттич. трагедии, где ведутся поиски равновесия - особенно наруш. катаклизмом - между индивидуальным и обществ., собств. и коллективным, рациональным и иррациональным. Обращение к классич. образцам уже в эллинистич. эпоху (3 1 вв. до н. э.) приводит к формированию классицистич., эклектич. течений (например, неоаттицизм). Только в эпоху ранней Римской империи обращение к классич. наследию создало возможность формирования целой стилевой эпохи, в которой сказалась переориентация в обществ, жизни. «Золотая латынь» (Вергилий, Гораций, Овидий) является таким же свидетельством этого процесса, как и «золотой век» в искусстве, называемый обыкновенно веком Августа. В эпоху Римской империи классицистич. течения приобретали все большую ценность и эпохальную значимость (например, трояновско-адриановский классицизм), что соответствовало изменениям, происходившим в обществе, и обращению общества к К. и классицизму. Французский гуманист Г. Буле (ум. в 1540) начал отделять классич. греч. и рим. древность от средневековья. В эпоху Возрождения термины «К.», «классический» употреблялись по отношению к античной поэзии и античному искусству, а также к произведениям искусства, достойным подражания. Подобное содержание вкладывал в понятие «К.» и Винкельман, восхищавшийся «благородной простотой и безмолвным величием» в жизни и искусстве греков и ставивший эту простоту и величие в пример поэтам, представителям растущей буржуазии. Позднее объем понятия, стоящего за термином «К.», расширился; К. стали называть главным образом наиболее значимые культурные достижения народа; так понятие «К.» отождест вилось с понятием «норма». В англ. и франц. искусстве «классическим» считается 17 в., в то время как в Германии буржуазная культура достигает своих вершин в 18 в., особенно во времена Гёте. Богатство античных идей и форм постоянно подвергалось критич. анализу, часто имевшему всеобщий характер; так рождались лит. шедевры и теория искусства, в которых воплощались идеи прогрессивной части становящейся буржуазии (деятельность поэтов и философов: Гердера, Клопштока, Виланда, Лессинга, братьев Гумбольдтов, братьев Шлегелей, Гёльдерлина, Гегеля, Шеллинга, особая роль принадлежит Гёте и Шиллеру, а также самому Винкельману, стоящему у истоков всей этой деятельности). В их трудах, содержательно и формально следовавших за античностью, но при этом удовлетворявших эстетич. требованиям, предъявляемым классиками к художеств, произведению, был сформирован идеал человека, свободно раскрывающего свои возможности в споре с окружающим миром. Возвращение творческой мысли к античному наследию всегда было связано с эпохами подлинного обществ, прогресса.

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ - Так именуются периоды и тенденции в истории искусства, когда формы и темы античного искусства являются эстетич. эталоном. Способ, степень и осознание зависимости от античных образцов весьма изменчивы и соответствуют историч. условиям, а также состоянию знаний об античной эпохе. Еще в 4 в. до н. э. стали обращаться к искусству 6 в. до н. э. как к греч. классике, начали выявляться классицистич. тенденции. Эти тенденции продолжали существовать на протяжении всей эллинистич.-рим. эпохи, однако их направленность и интенсивность были различны в разные периоды. Характерным признаком К. является в первую очередь ясность архитектоники, что придает произведениям сугубо академич. характер. Особое место занимал «августианский К.» ранней Римской империи. В литре К. соответствовал аттицизм. Классич. тенденции продолжали жить и в средневековье, являлись господствующими в эпоху Возрождения и действовали в академич. искусстве Франции в 17 в. К. в узком смысле («неоклассицизм» в англоязычных культурах) - это подражающая античности фаза европ. искусства 1760 1830. К. в первую очередь означал отказ от динамич. искусства барокко, которое было побеждено К. в его последней фазе (рококо). Девизом К. стало требование И. Винкельмана: «Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, это подражание древним». Простота, чистота симметрии и глубина мысли - из этого складывалась классицистич. форма. К., однако, не оставался феноменом формы, но идейно он был связан с буржуазным просвещением и франц. революцией. Несмотря на то что К. достаточно явственно ощущался в искусстве Италии и Англии, ведущее место во всех видах искусства заняли к 18 в. франц. художники. Наряду с традиционной церковной и замковой архитектурой появлялись новые архитектурные задачи: необходимость строить школы, музеи, театры. Эти задачи были великолепно разрешены архитекторами-классицистами. В нем. культуре первым чисто классицистич. произведением был Вёрлицкий замок Эрдмансдорфа, он явился образцом для подражания при строительстве большей часги резиденций, прежде всего в Берлине (Гентц, Гонтард, Лангханс). Наполеоновская эпоха создала пышный классицистич. стиль, идеологически восходящий к эпохе Римской империи. Франц. К. распространился по всей Европе и после 1815 перешел в монументальный К. эпохи Реставрации (Кленце, Шинкель). В области скульптуры К. шел от подражания античным образцам и «мраморной холодности» (Канова, Торвальдсен) к полным жизни, реалистич. образам (Шадов, Раух). У художников К. линия господствовала над цветом; предпочтение отдавалось композициям на античные темы (Менгс).

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ (Altertumswissenschaft), комплексная наука, предметом которой является история греко-рим. мира во всех ее аспектах, и особенно в культурном, ибо здесь лежат истоки совр. культуры. Объем и задачи науки были намечены Ф. А. Вольфом при содействии Гёте, развиты А. Бёком; неогуманистич. тенденции определили значительность того места, которое заняла эта наука в системе наук в 19 в. Внутри К. н. об а. произошла дифференциация дисциплин - выделилась классич. филология, др. история, классич. археология, появились различные спец. и дополнительные разделы, число которых постепенно возрастало. Этот процесс, однако, нисколько не нарушил единства К. н. об а. В странах социализма эта наука твердо ориентируется на осмысление закономерностей социально-экономич. развития др. общества, стремится понять политич. и идеологич. стремления греков и римлян, а также народов, находившихся под их влиянием. Совр. К. н. об а. имеет целью включение культурных ценностей античности в систему ценностей совр. культуры.

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ - наука, исследующая лит. памятники греко-рим. культуры с целью воссоздания достоверной картины античного мировоззрения. Используя различные приемы и методы исследования (палеографич., текстологич., грамматич. и т. д.), филологи стремятся как можно точнее восстановить первоначальный текст, пострадавший от времени или искаж. рукописной традицией. При этом текст помогают осветить и внелит. свидетельства, привлекаемые из различных сфер жизни античной эпохи. Следует различать К. ф. в узком смысле - классич. науку об античности (kl. Altertumswissenschaft), до которой расширилась филология в эпоху романтизма в непосредств. связи с процессом формирования историч. науки. Начало филологич., так же как и философской, деятельности положили ионийские философы, обратившиеся к толкованию текстов Гомера и Гесиода и критике их представлений о богах. Использование гомеровских текстов в процессе школьного обучения стало предпосылкой дальнейшего становления филологии. Ее собств. основы были заложены в 5 - 4 вв. до н. э. софистами, которые уделяли особое внимание стилистике, синонимике, ритмич. организации текста, отчасти исходя при этом из насущных потребностей политич. красноречия. Аристотель и его школа накапливали свидетельства, связанные со всеми аспектами словесности; этот материал был обобщен в «Риторике» и, главное, в «Поэтике», существенно влиявшей на европ. литературу в течение более чем полутора тысячелетий. Самостоятельной наукой филология становится в эпоху эллинизма, когда в 3 - 2 вв. в Александрии и Пергаме появляются библиотеки и возникают школы - александрийская и пергамская. В Риме филология первоначально целиком находилась под влиянием греков. Ее первый выдающийся представитель - Элий Стилон. С именем его ученика Т. Варрона связывается появление в александрийской школе утонч. методов интерпретации текста. Однако старания Варрона были направлены прежде всего на собирание и обобщение реалий. Со 2 в. н. э. начинается эпоха компиляторов, прежде всего в области грамматики и комментирования поэтич. произведений. Компиляторы сыграли роль посредников между античностью и средневековьем, передав последнему античную образованность. Ср.-век. монахи сделали важный вклад в филологич. науку: учитывая дидактич. полезность и стилевые достоинства произведений, они переписывали их во множестве, благодаря чему античные тексты и сохранились. В Зап. Европе лат. яз. продолжал существование как язык церкви, науки, юриспруденции, деловой письменности и рассматривался с практич., а не филологич. точки зрения даже при чтении тех или иных классич. текстов. Греч, яз., забытый в Зап. Европе, был официальным языком в Византийской империи. Кроме того, греч. словесность сохранялась в рукописях и сборниках произведений античных авторов. Новый расцвет филологии в гуманистич. эпоху Возрождения вызвал постеп. подъем интереса к изучению греч. яз. в Европе после падения Византии (1453). Кроме того, итал. гуманизм поднял интерес к памятникам материальной культуры древности (к надписям, монетам, геммам, архитектурным сооружениям), а также историко-филологич. деятельности. В 16 в. ведущую роль в развитии филологич. науки играет Франция (полигисторский период в истории филологии), где ученые - представители различных наук, и особенно юристы, - всячески способствовали составлению реальных комментариев; при этом предпочтение отдавалось лат. яз. В 17 в. в области филологич. штудий такого рода выделялись Нидерланды; затем, когда на первый план выдвинулся интерес к критич. изданию текстов, центр филологич. науки переместился из Нидерландов в Англию: начался т. н. критич. период в истории филологии, связанный прежде всего с именем Бентли. Затем ведущая роль переходит к Германии (историко-критич. период), где просветительские устремления вновь набрали силу - в первую очередь благодаря общей гуманистич. направленности, характерной для данного периода истории культуры. Это в свою очередь приводило к расширению К. ф. до классич. науки об античности; ведущую роль в деятельности филологов этого времени играл Ф. Вольф. Расширение границ К. ф. привело к тому, что и для филологии в узком смысле стали обязательными историч. подход к интерпретируемому тексту, оценка надписей и других памятников письменности как источников (А. Бёк, Б. Г. Нибур, К. О. Мюллер). Противоречие между традиционной эстетико-формальной филологией, которая прибегала к приемам «дивинаторской критики» в работе над уточнением текста (Г. Герман), и историко-филологич. направлением филологии (А. Бёк) существовало на протяжении мн. десятилетий 19 в. В конце концов новая научная издательская техника, систематич. исследования в области грамматики и истории языка, новые папирусные и археологич. находки, временное и пространств, расширение предмета исследования - до пределов культур Средиземноморья в целом (Э. Мейер) - все это привело к специализации внутри самой классич. науки об античности, к выделению таких дисциплин, как К. ф. (в узком смысле), эпиграфика, нумизматика, папирология, византистика (ее предметом являлся конец античности и переход к средневековью). Все эти дисциплины мыслились, однако, взаимодействующими. К. ф. в узком смысле стала с тех пор рассматриваться как один из существ, разделов классич. науки об античности. Все более проявлявшаяся тенденция к эстетствованию способствовала формированию «третьего гуманизма» (В. Йегер), который изначально был реакцией на историзм. Традиции и опыт К. ф. как самой др. филологич. науки и классич. науки об античности постоянно оказывают влияние на проблематику и методику совр. филологич. наук, которые сформировались как самостоятельные науки в эпоху романтизма.

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА

КЛАССОВАЯ БОРЬБА - Борьба между классами представляет собой основное содержание и движущую силу истории всех антагонистич. обществ. В системе обществ, производства, основанной на рабовладении (Греция, Рим), она выросла из антагонистич. противоречий между классами и в первую очередь из-за их различного отношения к средствам производства. Это была К. б. рабов, а гакже мелких городских и сельских производителей (ремесленников, земледельцев) с крупными землевладельцами и владельцами крупных мастерских, использовавших рабский труд. Последние ничего не производили, однако, владея средствами производства, путем экономич. принуждения эксплуатировали свободных и несвободных производителей. Принято различать такие формы К. б., как единоличные и массовые побеги, индивидуальный или коллективный саботаж (например, повреждение или уничтожение орудий труда), бунт, покушение на представителей господствующего класса, уничтожение их собственности и восстание как высшая форма К. б. К восстаниям рабов нередко примыкали мелкие земледельцы, ремесленники и батраки. Однако ни рабы, ни мелкие производители не могли преобразовать экономич. и социальную структуру рабовладельч. общества, т. к. для этого еще не сложились социально-экономич. условия. Только в поздней античности, когда рабовладельч. общество находилось в состоянии разложения, К. б. могла привести к изменению сложившихся отношений между классами.

КЛАССЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

КЛАССЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ - Класс как понятие, обозначающее социальную категорию в античности, разумеется, не было известно. Однако и в античном обществе существовали классы как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В. И. Ленин). Появление К. о. стало экономически возможно только тогда, когда человек стал производить больше, чем было необходимо для удовлетворения его собств. потребностей. Дальнейшее развитие производительных сил, рост обществ, разделения труда и формирование частной собственности на средства производства создавали объективные предпосылки для возникновения К. о. Расслоение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых впервые в истории человечества происходило на Др. Востоке и в античном мире. Классовая структура античных государств формировалась по-разному. Но как в рабовладельч., так и в феодальном обществе были классы-сословия. Существовал класс рабовладельцев и класс рабов; свободные мелкие производители в разное время играли то большую, то меньшую роль. Наряду с К. о. имелось, как правило, большое число социальных слоев (например, рим. «пролетарии»). Класс рабов по своему составу был неоднороден: весьма различным было социальное положение домашних рабов; рабов, работавших в поле, в мастерских, на разработке горных месторождений, на галерах; рабов-гладиаторов. Дифференциация существовала и внутри класса рабовладельцев (сенатская аристократия, всадники, декурионы и другие). В ходе развития античного общества классовые различия обострялись по мере перехода к поздней античности эпохе упадка рабовладельч. общества, все очевиднее становилась поляризация классового общества (это, например, нашло выражение в глобальной оппозиции honestiores humiliores).

КЛАУЗУЛА

КЛАУЗУЛА (лат. заключение), ритмическая единица. К. в поэзии может завершать стихотворную строку в качестве укороч. дополнения или закруглять стихи в качестве некоего прибавления. Наиболее распростран. являются такие виды К.: райцианострова К., открытая Г. Германом и названная им по имени его учителя Райца; эта К. может варьироваться довольно широко (например, Плавт, «Кубышка», 415: quid, stollde, clamas?); итифаллик, состоящий из трех трохеев; назв. свое получил, видимо, из-за того, чго некогда использовался в фаллич. песнях (Плавт, «Куркулион», 119 а: iam bibes. - Diu fit); адоней, названный так по имени бога Адониса (Гораций, Оды 2. 8. 8: publica сига). В риторике К. это ритмич. завершение колона или предложения; риторич. К. строилась по правилам просодии. Технику риторич. К. довел до совершенства Цицерон. Наиболее часто в его речах встречаются такие виды К.: каталектич. дикрегик (например, morte vlcemnt), наряду с ним использовался и акаталектич. дикретик, дитрохей и диспондей.

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (род. ок. 330 до н. э. в Ассе, ум. ок. 230 до н. э.). греч. философ, ученик Зенона Китионского, сменивший его на посту главы стоич. школы. В своих философских воззрениях К. был последователем Зенона; особое значение он придавал теологии, о чем свидетельствует дошедший до нас отрывок гимна Зевсу.

КЛЕЙМО С ИМЕНЕМ МАСТЕРА

КЛЕЙМО С ИМЕНЕМ МАСТЕРА - обычай делать надписи на зданиях и произведениях искусства с именами тех, кто разрабатывал проект или создал их; начиная с 7 - 6 вв. до н. э. получил широкое распространение. Даже рабы ставили свое клеймо (например, на сосудах терра сигиллата). Наиболее ранние примеры: статуя «Клеобис и Битон» мастера Полимеда, клейма художника Клития и мастера Эрготима на вазе Франсуа. Эти надписи широко представлены на аттич. вазах черно - и краснофигурного стиля, а также на аррегинских и других расписных вазах.

КЛЕЙСТ

КЛЕЙСТ - Генрих фон (1777 - 1811), постклассицистич. поэт; представил процесс самопознания личности в загадочном для нее мире, использовав при этом и античный материал: в «Амфитрионе» (1807) мифологич. тождество человека и божества и их взаимная подмена приводят в смятение все ощущения, но при этом заставляют каждого глубже понять самого себя; амазонка Пентесилея (1808) рвет связывающие ее противоесгеств. путы, но непомерная страсть становится причиной ее гибели. В «Германостровой битве» (1821) основу сюжета составляет борьба германцев против римлян - так в иносказательной форме выражается патриотич. протест автора против Наполеона.

КЛЕОБИС И БИТОН

КЛЕОБИС И БИТОН - дети Кидиппы, которая была жрицей Кибелы. Однажды, когда не оказалось на месте мулов, сыновья сами впряглись в свящ. повозку и отвезли мать к храму, где должен был состояться праздник в честь богини Геры. Мать, тронутая любовью сыновей, попросила Геру наградить их лучшим из даров. Богиня исполнила просьбу: оба брата уснули в храме и больше не проснулись. Их статуи аргивяне принесли в Дельфы как свящ. дар. Эти статуи были найдены при раскопках и отождествлены благодаря имеющимся на них надписям. Статуи созданы ок. 600 до н. э. неизвестным греч. скульптором. Ныне хранятся в музее в Дельфах.

КЛЕОМЕН

КЛЕОМЕН - имя неск. спартанских царей.

1. К. I, правил на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. Он стремился распространить влияние Спарты на весь Пелопоннес и помешать объединению греч. государств. Его попытка вмешаться в 510 во внутр. дела Афин в конечном счете провалилась. В 494 К. одержал победу над гл. противником Спарты - Аргосом. К. отказался вступить в борьбу с персами и тем самым поддержать восстание ионийских городов против перс, владычества.

2. К. III, царствовал с 235 по 222 до н. э., ум. в 219 в Египте. После победы Спарты над Ахейским союзом продолжил реформаторскую деятельность Агиса IV действ, политич. мерами - ликвидировал должность эфоров и герусию. К. III провел преобразования не только конституционно-правового характера, он реорганизовал армию (по македонскому образцу) и перестроил систему воспитания юношества в соответствии с принципами Ликурга. Стремясь предотвратить революционизирующее влияние спарганских реформ и воспрепятствовать распространению власти Спарты над всем Пелопоннесом, Арат и Антигон Дозон заключили союз против К. и разбили его при Селласии в 222 до н. э. К. бежал в Египет и там покончил с собой. Политику К. продолжал Набис. Биография К. содержится в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.

КЛЕОН

КЛЕОН (ум. в 422 до н. э.), афинский политич. деятель; в качестве стратега участвовал в Пелопоннесской войне; предводитель партии радикальных демократов; владелец кожев. мастерской. В судебном деле, возбужд. против Перикла, К. выступил как его обвинитель. После смерти Перикла стал наиболее влиятельным государств, деятелем в Афинах. Он требовал форсировать ход военных действий и выступал за жестокое наказание отпавшей Митилены (427 до н. э.). В 425 захватил стратегически важный о. Сфактерия. Именно по настоянию К. были увеличены размеры фороса, взимавшегося с союзников Афин. Фукидид и Аристофан были настроены к нему чрезвычайно враждебно; они вывели и осмеяли его в своих произведениях («Всадники», «Мир» Аристофана). Гл. противником К. был Никий, представлявший интересы крупных и средних землевладельцев. Никий был сторонником прекращения войны.

КЛЕОПАТРА

КЛЕОПАТРА (греч. Kleopatra - славная по отцу). Такое имя носили героини греч. сказаний, а также женщины из царских семей в Македонии и Египте. K. VII Египетская (69 - 30 до н. э.) правила Египтом с 51; сначала ее соправителем был ее брат и супруг Птолемей XIII, а после его смерти - Птолемей XIV. Ей пришлось бороться за возвращение трона, отнятого Птолемеем XIV. В этой борьбе К. использовала и политич. расчет, и лесть, и свое женское обаяние, прибегнув к помощи Цезаря, чьей любовницей она стала. В 48 под предводительством сестры К. Арсинои в армии и среди жителей Александрии поднялось восстание против гарнизона римлян. Во время этих событий жертвой пламени стала и знаменитая Александрийская библиотека. В 47 К. родила Цезарю сына, которого объявила «сыном Исиды» («царем-богом»). С 46 по 44 К. жила в Риме. После убийства Цезаря и смерти Птолемея XIV К. вернулась в Египет и стала править самовластно; ее сын Цезарион (Птолемей XV) был ее соправителем лишь номинально. С 41 была союзницей и любовницей Антония. В качестве свадебного подарка (37) он преподнес К. богатые области Крита и Киликии; т. о. Египет получил важные в экономич. и военном отношении опорные пункты за пределами государства (подобно тому, как это произошло в 3 в. до н. э.). К. поддерживала Антония в его борьбе за власть с Октавианом: с помощью Египта (его материальных средств и мощного флота) Антоний хотел занять на Востоке прочное положение, которое дало бы ему возможность бороться как с парфянами, так и со своими противниками в Риме. В 34 Антоний как «бог и благодетель» (Дионис - Осирис) объявил свою супругу «Исиду» владычицей Востока («царицей царей»). Но Антония ослепляло тщеславие политика и человеч. страсть. Это привело к неудачам, имевшим далеко идущие последствия. После поражения при Акции (31) и самоубийства Антония К. не удалось сохранить царскую корону, и тогда она покончила с собой (возможно, с помощью ядовитой змеи), чтобы Октавиан не отвез ее в Рим и не провел как пленницу в триумфальном шествии. Троих детей К., рожд. ею от Антония, взяла на воспитание Октавия, сестра Октавиана и разведенная жена Антония. Цезарион был убит по приказу Октавиана. Драмы Шекспира и Б. Шоу, картины Д. Тьеполо, П. Рубенса и других.

КЛЕОФРАД

КЛЕОФРАД - афинский гончар кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. Изготовл. им сосуды расписывали разные мастера, в т. ч. Дурис, но больше всего - неизвестный мастер, которого принято называть «вазописец К.». В Париже (Cabinet de Medailles 535) хранится чаша с надписью - наиболее значительное произведение из более чем ста работ, которые считаются изготовл. рукой этого мастера. Творчество К., охватывая период от рубежа 6 - 5 вв. до 70-х гг. 5 в. до н. э., создавало предпосылки для формирования искусства ранней классики.

Клеофрад

рис. Ваза «Вивенцо», работа вазописца Клеофрада.

КЛЕПСИДРА

КЛЕПСИДРА (греч. крадущая воду).

1. Вместительная пипетка, снабж. по днищу отверстиями, которая забирает «невидимую воду», когда отверстия закрываются рукояткой в виде трубы.

2. Сосуд с одинаковым отверсгием в днище и на ручке, предназнач. для вытекания определ. объема воды, отсчитываемого по «амфорам» (за 53 мин.) или «хоям» (за 4,5 мин.); на заседаниях суда использовался как водяные часы (подобно нашим песочным часам) для отсчета времени, полагавшегося на обвинительные и защитительные речи. Поскольку зачитывание документов не включалось во время, отвед. для речи, для его учета использовалось приспособление, регулирующее сток воды, надзор за которым осуществлял судья, по жребию избранный «начальником воды». Употребление К. в судопроизводстве зафиксировано в Афинах с кон. 5 вплоть до 3 в. до н. э. Кроме того, К. в греч. мире применялась врачами при измерении пульса, а также в армии для отсчета ночных страж.

КЛЕР

КЛЕР (греч. надел, жребий), в ранних греч. полисах и особенно в колониях земля между гражданами распределялась по жребию, причем эта процедура повторялась периодически, чтобы никто не оказался обделенным. С установлением частной собственности на смену жеребьевке пришла система передачи земельных участков по наследству, однако само понятие «К.» сохранялось, в частности, в связи с созданием военных поселений (клерухий).

КЛЕРУХИ

КЛЕРУХИ - владельцы земельного участка - клера. Такие участки выделялись афинским гражданам на землях, принадлежащих союзникам Афин (в частности, по Афинскому морскому союзу). Так создавались клерухий (гражданские колонии), бывшие одним из средств контроля над союзниками, а также над важными мор. путями. В эллинистич. эпоху К. - это военные поселенцы (их называли также katoikoi).

КЛЕЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА

КЛЕЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА - Греки пользовались разнообразными К. в., делали клей из отходов кожев. производства и костей; для более тонких материалов, таких, как слоновая кость, - из рыбных отходов; при золочении использовали яичный белок; делали клейстер из крахмалосодержащих веществ, применяли в качестве К. в. молоко; употребляли и растительные клеи - т. н. птичий клей из сока ягод омелы, которым обмазывали ветки, охотясь на птиц, клейкий сок папирусного кустарника. Греки импортировали камедь, смолы и в значительном количестве - асфальт. Из извести с добавлением растительного масла или свиного жира изготовляли шпатлевку. Римляне заимствовали у греков различные по своему назначению сорта К. в. Надписи свидетельствуют, что в эпоху Римской империи появились профессиональные клеевары и специалисты по изготовлению К. в.

КЛИБАНАРИЙ

КЛИБАНАРИЙ - всадник, защищенный броней, аналогичный катафракту. Назв. «К.» происходит из лат. яз. В рим. коннице К. назывались по перс, образцу, как правило, иностранные наемники.

КЛИЕНТЕЛА

КЛИЕНТЕЛА (лат. clientela, от cliens, букв, послушный), форма социальной зависимости, характерная для ранней стадии рабовладельч. строя в Италии (6 - 3 вв. до н. э.). Засвидетельствована, помимо областей Лация, также у сабинов и этрусков. Выражалась в персональном или коллективном подчинении клиентов главе рода или большой семьи, которому клиент был обязан прежде всего сельскохозяйств. повинностями с надельной земли и военной службой. Клиентами становились либо чужеродные, а позднее иноплеменники, попавшие в зависимость в результате завоевания, либо младшие сородичи. Уже Б. Нибур и Т. Моммзен справедливо видели в К. древнейшую, близкую к рабству форму зависимости, на которой покоилось благосостояние рим. аристократии. Опираясь главным образом на свидетельства Дионисия Галикарнасского (II, 9, 2; 10,1; V, 40, 3) и Тита Ливия (II, 35, 4, 64, 2; III, 14, 4), они рассматривали К. как осн. источник происхождения рим. плебса. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась с некоторыми модификациями М. Фойгтом, Ф. Биндером и другими. В эпоху поздней Республики в связи с резким увеличением количества чужеземных рабов К. постепенно утрачивает свое хозяйств, значение, всецело сохраняя политич. и моральный аспекты. У знаменитых рим. полководцев в К. пребывали целые завоеванные ими народы. Цезарь и Помпей черпали политич. сторонников среди своих бесчисл. клиентов. Развитие колоната в эпоху Империи может рассматриваться как известное возрождение К. на новой, однако, хозяйств, основе. Известное соответствие др. - италийской К. наблюдалось в Греции (пелаты, пенесты), в Галлии и у др. германцев (литы).

КЛИЕНТЫ

КЛИЕНТЫ - см. Клиентела.

КЛИМАТ

КЛИМАТ (греч. klima - наклон), первоначально греч. словом klima обозначался наклон земной оси к горизонту в определ. географич. точках, где этот наклон во время летнего солнцестояния соответствовал определ. соотношению между продолжительностью дня и ночи; затем слово стало служить обозначением географич. широты. Термин «klima» как terminus technicus был впервые использован, постровидимому, Евдоксом Книдским (4 в. до н. э.), а затем Гиппархом Никейским (2 в.) для обозначения астрономически определимых параллелей на поверхности земли. Позднее слово «klima» стало обозначать параллельные пояса, зоны (греч. zone - пояс) на земной поверхности, а также господствующий в каждой такой зоне К. в том смысле, в каком мы употребляем это слово сегодня. Разделение Ойкумены на зоны восходит к Пармениду и его образу земли как сферы. Идеи Парменида получили дальнейшее развитие - через «климаты» Евдокса и Гиппарха и параллели Эратосфена к системе пяти или семи географич. зон, сложившейся у Посидония (ок. 100 до н. э.). О влиянии К. в совр. смысле на характер различных народов и, как следствие, на их историю говорится в сочинении «О ветрах, водах и местностях», сохранившемся в составе корпуса Гиппократа (очевидно, это сочинение относится ко 2-й пол. 5 в. до н. э.).

КЛИМЕНТ

КЛИМЕНТ - Тит Флавий из Александрии (поэтому К. Александрийский), род. ок. 150 в Афинах (?), ум. ок. 215, христианский учитель в Александрии. В 202 - 203 бежал, спасаясь от преследований Септимия Севера, в Каппадокию, где и умер. Им написаны: «Увещание язычникам» («Protreptikos»), «Педагог» («Paidagogos»), «Строматы» («Stromata») и другие произведения. Его труды благодаря содержащимся в них цитатам из произведений более чем 360 греч. авторов являются ценным источником для истории античной литературы и философии.

КЛИМЕНТИНЫ

КЛИМЕНТИНЫ - произведение раннехристианской агиография, литературы, близкое к лит. формам античного романа. Основу сюжета К. составляют странствия апостола Петра и его ученика Климента. К., восходящие к учениям иудейских христиан, а также греч. мифологии и философии, сохранились в 2 редакциях 4 в.: «Проповеди» (homiliae) с 2 сокращениями (epitome) и «Узнания» (recognitiones) в сирийской обработке. В осн. произведение построено на сюжетах из мирской жизни. КЛИН (лат. cuneus), боевой порядок рим. войска. Косой К. был впервые применен в битве при Левктрах Эпаминондом. Филипп II Македонский заимствовал это нововведение. К. должен был прорывать боевой строй противника, поскольку большое число воинов с пиками концентрировалось в его вершине; на солдатском языке К. назывался «свиной головой» («caput porci»). При наступлении противника для обороны использовались «ножницы» («forfex») - V-образный боевой порядок. Позднее К. означало то же, что «подразделение».

КЛИМЕНТ СВ. РИМСКИЙ

КЛИМЕНТ СВ. РИМСКИЙ - 4-й епископ рим. с 92 (?) - 101 (?); согласно преданию, К. Р. после своего изгнания Траяном в Херсонес Таврический (Крым) принял там мученич. смерть. Как автора «Первого послания к коринфянам» (ок. 96) его причисляют к апостольским отцам.

КЛИНОПИСЬ

КЛИНОПИСЬ - письмо, возникшее в 4-м тыс. до н. э. у шумеров. Знаки имели форму клина и наносились на влажную глиняную дощечку с помощью прямоугольной палочки. К. явилась результатом постеп. развития пиктографии в словесно-слоговое письмо. Значение знаков становилось ясным только в контексте. К. использовалась в большинстве областей Ближнего Востока; ок. 1400 до н. э. ее изредка применяли египтяне для сношений с некоторыми царствами Вост. Средиземноморья. В течение 1-го тыс. на смену К. постепенно пришло арамейское букв, письмо. Начало расшифровки К. было положено в 1802 нем. ученым Г. Гротефендом.

КЛИО

КЛИО (лат. Clio), одна из 9 муз, муза истории (поэтому один из журналов по древней истории, выходящих в ГДР, называется «Клио»).

КЛИСФЕН

КЛИСФЕН - 1. (ок. 600 - 565 до н. э.), тиран, правивший в г. Сикион, реформировал систему разделения граждан на филы, уничтожив при этом все преимущества родовой знати. Его дочь Агариста вышла замуж за афинянина Мегакла.

2. Афинский государств, деятель кон. 6 в. до н. э., сын Мегакла и внук К (1). К. принадлежал к роду Алкмеонидов, изгнанных Писистратидами из Афин, и потому юность eго прошла вдали от родины. В 510 до н. э. тиран Гиппий был изгнан, Алкмеониды вернулись в Афины, и К. возглавил афинский демос, который составил оппозицию аристократам во главе с Исагором. Реформы, провед. К. в 509 507 до н. э., укрепили положение афинского демоса, что позволило ему выдержать борьбу со спартанским царем Клеоменом I. Благодаря реформам К. ускорился процесс ослабления власти родовой аристократии и открылся простор для полного развития рабовладельч. демократии; родовые объединения выполняли теперь только некоторые культовые функции. Важнейшей реформой К. было разделение Аттики по территориальному принципу. На каждую из 10 вновь образованных фил приходилось по одному округу в городской (Афины) приморской и внутр. части Аттики, что вело к дроблению родовых организаций и смешению населения. Совет пятисот (Буле) составлялся из представителей всех фил (по 50 от каждой филы); состав Совета сменялся ежегодно. Самыми мелкими единицами управления стали демы, их было ок. 100. К. удалось уравнять в правах коренных граждан и пришлых жителей Афин. Поэтому гражданство стало определяться принадлежностью не к филе, а к дему. Согласно установлению К., каждый гражданин Афин должен был присоединять к своему имени не родовое имя отца, как прежде, а назв. своего дема, что подрывало принципы родовой организации. К. ввел остракизм, чтобы исключить возможность новой тирании.

КЛИТ

КЛИТ - 1. Командующий македонской конницей при Александре Македонском, спасший царю жизнь в битве при Гранике (334 до н. э.). В 328 до н. э. Александр убил его на пиру за то, что тот отказался соблюдать восточные церемонии.

2. Командующий македонским флотом в Ламийской войне. В 322 до н. э. разбил афинский флот у Абидоса и Аморгоса. Позднее К. стоял во главе флота Полиперхонта.

КЛИТЕМНЕСТРА

КЛИТЕМНЕСТРА - Клитеместра, в греч. преданиях дочь Тиндарея и Леды, сестра Елены и Диоскуров, жена Агамемнона, мать Хрисофемиды, Ифигении, Электры и Ореста. Была убита Орестом, мстившим за убийство ею Агамемнона.

КЛИТИЙ

КЛИТИЙ - вазописец; расписанная им знаменитая «ваза Франсуа» именуется также «кратером К.».

КЛОДИЙ

КЛОДИЙ - просторечная форма имени патрицианского рода Клавдиев, особенно распростран. в 1 в. до н. э. Дурной славой пользовался Публий Клодий Пульхр (ок. 92 - 52 до н. э.), принимавший участие в 3-й Митридатской войне в войсках Лукулла. В 62 его обвинили в святотатстве, однако он был оправдан подкупл. судьями. В 59 П. К. Пульхр, ставший народным трибуном и стремившийся добиться изгнания своего осн. противника Цицерона, примкнул к плебеям и принял просторечную форму своего родового имени «Клодий» вместо прежней патрицианской «Клавдий». Плебеи города Рима провозгласили его своим вождем и организатором. Ему удалось провести, отчасти при содействии Цезаря, законопроекты, ограничивавшие полномочия сената, а также указ о раздаче хлеба городскому плебсу. Позднее, поссорившись с Помпеем и народным трибуном Милоном, Пульхр стал во главе вооруж. отрядов, терроризировавших рим. нас. Во время преторских выборов 52, проходивших в обстановке всеобщего волнения, К. был убит сторонниками Милона.

КЛОДИЙ АЛЬБИН

КЛОДИЙ АЛЬБИН - собственно Децим Клодий Септимий Альбин, выходец из знатного аристократич. рода, автор «Георгик», наместник Британии, избран местными легионами императором, став тем самым соперником Дидия Юлиана (193). Преемник последнего Септимий Север (кон. 195) сначала признал К. цезарем, но затем разбил его при Лугдунуме (Лионе). К. покончил жизнь самоубийством (19. 02. 197).

КЛОЗЕТ

КЛОЗЕТ - как отхожее место впервые встречается в домах эллинистич. периода, ранее использовались сосуды. Однако уже во дворце др. Кносса находился К., омываемый водой. К. нередко оборудовались в частных домах позднего периода Римской республики и императорской эпохи (на первом этаже, нередко омываемые водой) в отличие от доходных домов, где использовались сосуды.

КЛОТО

КЛОТО (греч. пряха), одна из мойр.

КЛУЗИЙ

КЛУЗИЙ - ныне Кьюзи (Chiusi), крупнейший этрусский город. Его царь Порсенна тщетно пытался восстановить власть этрусских царей в ставшем республикой Риме. К. знаменит своим др. искусством гробниц, характерными урновыми масками и конопами культуры Виллановы, а также эллинистич. терракотовыми и известняковыми ларями с искусно выполн., част в портретной манере, фигурами на крышках.

КЛЯТВА

КЛЯТВА - В греч. праве были известны К. свидетелей, К. сторон и решающая процесс К., лежавшая в основе условного приговора. К. применялись в управлении, в судах и в частных правовых отношениях. Они предполагали содействие богов, почитаемых в городе (в Афинах Зевса, Аполлона или Посейдона), которые освящали К. и карали клятвопреступников. Юридич. К. имела четкую формулировку, связывалась с жертвоприношением и произносилась публично, частные К. произносились в храмах. В пголемеевском Египте царская присяга фиксировалась в письменном виде. В Риме клятвы (iusiurandum) с призывом к богам произносились во время процессов, как при свидетельских показаниях, так и в высказываниях сторон. Ссылки на богов придавали им вес. Большое значение придавалось К. должностных лиц. Сведений о К. в частном праве нет.

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

КЛЯТВА ГИППОКРАТА - Среди сочинений Гиппократа имеется текст клятвы врача именем богов-исцелителей Аполлона, Асклепия, Гигиен, Панакеи. Первая часть «К. Г.» нечто вроде цехового договора. Она содержит обязательства врача по отношению к своим учителям, требование сохранения цеховых тайн. Во второй части «К. Г.» даются предписания о врачебных действиях. Эти предписания, с незначительными изменениями, могут считаться осн. требованиями к профессии врача, актуальными не только в античности, но и в последующие века. «К. Г.» пережила христианское и исламское средневековье и может служить формулой врачебной клятвы в настоящее время.

КНИГА

КНИГА - Античная К. представляла собой первоначально папирусный свиток, происходивший из Египта и распространившийся во всем античном мире. На свитке писали столбцами вдоль горизонтальных волокон и сворачивали его текстом внутрь. Чтение развернутого свитка начинали от правого столбца к левому. В наст, время форма свитка сохранилась для грамот, дипломов и т. д. В 4 - 5 вв. свиток начал вытесняться кодексом (др. рукописью), который вплоть до нашего времени является осн. формой К. Первоначально кодекс изготавливался из папируса, затем - из пергамента, обладавшего гораздо более широкими возможностями для использования, чем папирус. К. размножались переписыванием. Первым известным нам книгоиздателем являлся римлянин Аттик, друг Цицерона. Сочинения рим. авторов (Горация, Марциала) свидетельствуют о существовании книжных магазинов. В позднеангичные времена появились публичные библиотеки и частные собиратели К., к наиболее известным из которых принадлежали Аристотель и Цицерон.

КНИГИ НОВОРОЖДЕННЫХ

КНИГИ НОВОРОЖДЕННЫХ - Ни в греч городах государствах, ни в эллинистич. царствах К. н. не были известны. Один из последних царей Рима распорядился о внесении родителями новорожденных определ. суммы в храм Юноны Луцины. Возможно, что из регистрации подобных платежей и развились К н. Позднее закон императора Августа о браке признал необходимым введение точного документального свидетельства для любого лица с указанием даты ег о рождения. Первые сведения о введении документов о рождении и об архивах, в которых сохранились соответствующие записи, восходят лишь к эпохе Адриана. По указу рим. императора Марка Аврелия населению всей империи было вменено в обязанность зарегистрировать ребенка в местных органах власти в тридцатидневный срок со дня его рождения.

КНИД

КНИД - дорийский портовый город на одном из полуостровов юго-зап. части М. Азии; известность ему принесла школа врачей, сформировавшаяся в этом городе, и святилище Афродиты. В 394 до н. э. афинянин Конон, командовавший перс, флотом, победил здесь спартанский флот. Неподалеку находился храм Аполлона Трионийского, святилище дорийцев.

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ - Предпосылкой возникно вения К. т. являлась деятельность отдельных частных лиц по размножению книг с использованием труда рабов-переписчиков. Поэты (например, Еврипид) отдавали свои произведения рабам для размножения. В 5 в. появляется спец. название для книготорговцев (греч. bibliopoles, bibliokapelos, лат. bibliopola, librarius). Античная К. т. имела большое значение для распространения лит. текстов и донесения их до средних веков. О продаже книг первым свидетельствует греч. комедийный поэт Эвполид (род. в 446 до н. э.). Создание в 3 в. до н. э. такой обширной библиотеки, как Александрийская, стало возможным благодаря развернутой К. т. В Риме К. т. засвидетельствована с сер. 1 в. до н. э. Известностью пользовался издатель Цицерона Аттик; в августовские времена как издатель произведений Горация - Сосий, позднее - Трифон, издатель сочинений Марциала и Квинтилиана. Рим. К. т. была организована на высоком уровне и снабжала литературой самые отдаленные пров. В императорскую эпоху книжные тиражи доходили до 1000 экз. Первоначально книги продавались в виде свитков, в дальнейшем, примерно со 2 в., отдано предпочтение пергаментным кодексам, отличавшимся большей практичностью. К.-л. издательских или авторских прав не существовало. К кон. античного периода К. т. постепенно пришла в упадок и была заменена в раннее средневековье монастырскими скрипториями.

КНОСС

КНОСС - др. поселение на о. Крит с обширными дворцовыми постройками средне - и позднеминойского периода (строительство проходило в неск. этапов с 20 по 16 в. до н. э.); находится в сев. части Крита неподалеку от Ираклиона (прежнее назв. Candia). Благодаря инициативе англ. археолога А. Эванса К. с 1900 стал центром археология, исследований минойской культуры. Центр, часть дворца занимает прямоугольный двор; к нему постепенно пристраивались дворцовые помещения (жилые комнаты, помещения для церемоний, склады), так что дворец в целом имеет в плане прямоугольную форму. Это сложное сооружение, напоминающее соты, освещалось через окна, балконы и веранды; внутри свет распространялся через лестничные клетки и световые шахты. На С.-З. к зданию примыкала внушительная театральная лестница. О высоком уровне цивилизации свидетельствуют комфортабельные ванные комнаты и уборные (с системой канализации). Сохранились значительные остатки стенной росписи поздне-минойского периода. Сложная система переходов и коридоров, соединявших многочисл. большие и маленькие помещения этой царской резиденции, нашла отражение в мифе о лабиринте. Согласно новым исследованиям (в т. ч. исследованиям Х. - Г. Вундерлиха), устройство Кносского дворца свидетельствует о том, что он играл какую-то роль в культе предков, однако это пока только гипотеза.

Кносс

рис. Кносс. План дворца: 1 - ступенчатая площадь театра; 2 - северостровосточная лестница; 3 - склады; 4 - западный двор; 5 - длинный коридор; 6 - вестибюль западного входа; 7 - «коридор процессий»; 8 - юго-западный вход; 9 - южный коридор; 10 - южный вход; 11 - вестибюль, ведущий к главной лестнице; 12 - главная лестица; 13 - тайник; 14 - тронный зал; 15 - вестибюль перед тронным залом; 16 - северный вход; 17 - зал с колоннами; 18 - проход к центральному двору; 19 - центральный двор; 20 - лестница, ведущая в жилые помещения; 21 - с клад с пифосами; 22 - восточный бастион; 23 - зал с колоннадой; 24 - световая площадка; 25 - «зал двойных секир»; 26 - уборная; 27 - покои царицы.

КОВЕР

КОВЕР - О существовании К. в древности доподлинно известно из лит. произведений того времени. Представление о том, как выглядели К., можно получить благодаря сохранившимся произведениям изобразительного искусства, например мозаики.

КОГНОМЕН

КОГНОМЕН - фамильное имя у римлян, которое стояло на третьем месте после имени собств. и имени рода. Первоначально К. было дополнительным именем лица, затем стало передаваться по наследству и стало обозначать назв. семьи в роду, к которой принадлежало лицо.

КОГОРТА

КОГОРТА (лат. cohors - группа собранных вместе людей, свита, вереница), первоначально - военное соединение рим. союзников; их пехотинцы составляли К. численностью 500 человек; располагались на флангах легиона; позднее К. именовалось подразделение легиона. Вспомогательные войска рим. армии, состоявшие из неримлян (auxilia), при Августе стали также подразделяться на алы и К.

КОДЕКС

КОДЕКС (лат. codex, изначально - ствол, пень, позже - книга).

1. Связка из неск. табличек, покрытых воском, скрепл. друг с другом с одной стороны. Прообраз существующей в настоящее время книги. Когда каждые 2 таблички были заменены слож. посередине листом папируса или пергамента, возникла осн. форма К. Вместе складывали обычно лишь неск. листков - от 4 до 6, - а затем соединяли значительное число таких связок. Существуют и К., состоящие из одной книжки. Форматы К. очень разнообразны. Различна и их обработка, способ письма и т. п. Часто на одной стороне помещаются две колонки текста. Иногда К. оборачивались в обложку наподобие переплета книги, имевшую тиснение и украшения. Материалом для К. служили пергамент, папирус, бумага. Существование К. с достоверностью засвидетельствовано для 1 в. н. э., ко 2 в. относятся егип. собрания документов. Благодаря своей практичности и дешевизне К. постепенно вытеснили свиток.

2. Собрание законов, специально - конституции. Планы кодификации законов обсуждались уже Цезарем и Помпеем с целью придать юрисдикции прочную основу. Древнейшие К. относятся ко времени Диоклетиана (Codex Gregorianus: собрание законодательных актов от Адриана до Диоклетиана; Codex Hermogenianus: Constitutiones Diocletiani). Прочие К.: Codex Theodosianus; Codex Iustinianus. В новое время также применяется для обозначения сборника законодательных актов: Code civil, Code Napoleon.

КОДЕКС ФЕОДОСИЯ

КОДЕКС ФЕОДОСИЯ - составл. при Феодосии II сборник императорских конституций, древнейшая из которых относится к 313 н. э. К. Ф. обнародован и вступил в силу на В. Римской империи в 438, на З. - в 439.

КОДЕКС ЮСТИНИАНА

КОДЕКС ЮСТИНИАНА - составная часть Corpus iuris civilis. В 528 Юстинианом учреждена комиссия юристов для составления сборника рим. конституций (constitutiones) с целью замены устаревших законов и устранения противоречий в законодательстве. С принятием К. Ю. 16. 04. 529 все не вошедшие в него конституции, а также прежние сборники законов потеряли свою силу.

КОДИКОЛОГИЯ

КОДИКОЛОГИЯ - наука, исследующая внешний вид рукописей, их историю, историю создания рукописных сборников, коллекций рукописей и пр., за исключением того, что относится к области палеографии.

КОДР

КОДР - легендарный последний царь Афин. По преданию дельфийский оракул предсказал, что в войне дорян с афинянами Афины не будут захвачены, если погибнет их царь. К. спас город: одетый нищим, он затеял ссору с врагами и был убит.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV