Словарь античности
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")

КАБИРЫ

КАБИРЫ (греч.), в др.-греч. религии хтонич. божества, вероятно, малоазийского происхождения, особенно почитавшиеся на о. Самофракия; божества плодородия и покровители мореплавателей. В связи с вопросом о количестве К. иногда упоминалось число четыре. К числу наиболее известных мест культового поклонения К. относится святилище на о. Самофракия, в эллинистич. эпоху ставшее центром совершения мистериальных действ наряду с Элевсином (в этом культе К. именовали «Великими богами»), а также храм К. подле Фив, на о. Имброс и на о. Лесбос. В фиванском храме К. и в захоронениях, находящихся неподалеку от Фив, найдены вазы чернофигурного стиля, оригинально расписанные: сцены из мифов и бытовые сцены представлены здесь в комич. духе.

КАВДИЙ

КАВДИЙ - в древности город самнитов на Аппиевой дороге, недалеко от Кавдинского ущелья, где в 321 до н. э. рим. легионы попали в засаду, устроенную самнитами, и сдались. Чтобы унизить римлян, их прогнали под «ярмом» (воротами, сооруж. из копий). Отсюда образное выражение - «пойти под Кавдинским ярмом», т. е. подвергнуться крайнему унижению.

КАВКАЗ

КАВКАЗ (лат. Caucasus). Впервые греки познакомились с К. в 6 в. до н. э. благодаря колонии Диоскуриада, основанной милетцами в Колхиде на вост. побережье Черного м. Согласно преданию, Зевс повелел приковать Прометея к скале в Колхиде. По представлениям ионийских географов, К. находился на вост. оконечности Земли, и потому после походов Александра Македонского это название было перенесено на горы, располож. в сев. части Индии (Гиндукуш, Памир, Гималаи). Только благодаря Помпею в 65 до н. э. были получены более точные сведения о К. Еще в античности было известно, что К. можно пересечь с С. на Ю. там, где сейчас Военно-грузинская дорога, и с З. на В. по перевалу от Дербента.

КАДМ

КАДМ - сын мифич. финикийского царя Агенора. Отец отправил его и братьев на поиски сестры Европы, похищ. Зевсом. К. выполнил указание дельфийского оракула и основал в Беотии крепость Кадмею, вокруг которой впоследствии вырос г. Фивы. В указанном месте К. пришлось вступить в борьбу с драконом. Убив дракона, обитавшего подле источника, К. вырвал у него зубы и засеял ими поле. Так из земли выросли воины, вступившие в схватку между собой. В живых осталось пятеро; они получили имя «спарты» («посеянные») и стали прародителями знатнейших фиванских родов. Будучи высокородной особой, К. женился на Гармонии; их дети - Полидор, Агава, Автоноя, Ино и Семела. В конце жизни К. и Гармония отправились в Иллирию и превратились в змей. Согласно преданию, К. ввел в Греции финикийский алфавит.

КАДМЕЯ

КАДМЕЯ - фиванский акрополь, названный по имени Кадма. В микенскую эпоху здесь стоял великолепный дворец; в ходе археологич. раскопок был обнаружен его мегарон.

КАДУЦЕЙ

КАДУЦЕЙ (лат.), геральдич. жезл, обвитый двумя змеями, атрибут бога Меркурия. К. соответствовал греч. керикейону Гермеса и Ириды.

КАЖДЕНИЕ

КАЖДЕНИЕ - специфич. форма жертвоприношения в греч. культе, перешедшая в нач. 2 в. до н. э. и в рим. культ. Для К., как правило, использовались корица, ладан и мирра.

КАЗАНЛЫК

КАЗАНЛЫК - город в Болгарии (75 км к С. - В. от Пловдива). В 1944 здесь были обнаружены настенные росписи кон. 4 - нач. 3 в. до н. э., превосходно сохранившиеся внутри купольной гробницы (в гл. камере - изображение погребальной церемонии, в дромосе - сцены битв).

КАЗНЬ

КАЗНЬ - официальное, по долгу службы, приведение в исполнение смертного приговора. К. свободнорожденных в греч. государствах производилась прежде всего путем непубличного отравления из чаши с ядом (Афины) или посредством удушения (Спарта), иногда обезглавливания; побивание камнями, распятие, утопление были исключением, соответственно определялись для несвободнорожденных. В Римской империи К. осуществлялась через сжигание, повешение, утопление, бичевание до смерти и в особенности обезглавливание (орудие исполнения приговора в Республике топор, во время Империи - меч), распятие (в Республике только для рабов, во время Империи также для свободных; запрещено императором Константином), передачу в цирк для участия в борьбе гладиаторов (во время Империи) и для высокопоставленных лиц Империи - через тайное удушение или самоубийство под надзором.

КАИСТР

КАИСТР (греч. Kaystros), ныне Малый Мендерес, река в Лидии, впадающая около Эфеса в Эгейское м.

КАЙРОС

КАЙРОС (греч. благоприятный момент, подходящее для к.-л. предприятий время), божество благоприятного момента, почитавшееся в Олимпии; его изображали с крыльями и весами.

КАК

КАК - или Какус, в рим. мифе великан-разбойник. Когда Геракл гнал через Италию коров Гериона, К. похитил у него част ь стада и за это был убит героем. Эта история послужила поводом для культового почитания Геракла в Риме.

КАЛАБРИЯ

КАЛАБРИЯ (лат. Calabria), в античности плодородный полуостров на Ю.-В. совр. Апулии; жители К. выращивали виноград и оливы, занимались пчеловодством и овцеводством, а также различными ремеслами, связанными с обработкой шерсти. Свое название полуостров получил от племени калабров (видимо, иллирийского происхождения). После основания Тарента в кон. 8 в. до н. э. К. оказалась под сильным влиянием Греции. Под власть Рима К. попала после того, как в 272 до н. э. Тарент был захвачен римлянами. Со времен Августа К. с Апулией составляли 2-й регион Италии, а после реформы Диоклетиана стала пров. в диоцезе Италия. В кон. 7 в. н. э., после того как лангобарды частично завладели античной К., визант. правители перенесли это именование на античный Бруттий (совр. К.).

КАЛАВРИЯ

КАЛАВРИЯ - совр. Порос, остров напротив побережья Арголиды в Сароническом зал.; в древности там стоял знаменитый храм Посейдона в дорийском стиле, служивший культовым центром амфиктионии; там же - могила Демосфена, покончившего жизнь самоубийством на этом острове в 322 до н. э.

КАЛАИД

КАЛАИД (лат. Calais), мифологич. персонаж, сын Борея и Орифии, брат Зета; оба брата участвовали в походе аргонавтов и освободили Финея от гарпий.

КАЛАМУС

КАЛАМУС (лат. трубка), примерно с 3 в. до н. э. использовавшееся для письма на папирусе и пергаменте перо из стебля тростника со срезанным наискось и расщепл. концом.

КАЛАФ

КАЛАФ - 1. Круглая плетеная корзина, предназнач. для плодов, цветов, а также для хранения сыра, шерсти и т. п.

2. Основание коринфской капители в виде корзины, сплетенной из листьев аканфа.

3. Головной убор Гекаты, Артемиды Эфесской, Сараписа; символ плодородия.

4. Глиняный сосуд в форме корзины для вина и других жидкостей.

КАЛЕДОНИЯ

КАЛЕДОНИЯ (лат. Caledonia), античное назв. сев. части Британии. Жители К. с 300 н. э. именовались пиктами (от лат. pictus - нарисованный, раскрашенный) за то, что носили татуировку. В состав Римской империи они не входили; возможно, племя пиктов - докельтского происхождения. Кельтское (гэльское) племя скоттов проникло в К. из Ирландии только в 4 в. н. э.; с тех пор К. стала именоваться «Землей скоттов» (Scotland - Шотландия).

КАЛЕНДАРЬ

КАЛЕНДАРЬ (от лат. kalendae или calendae).

1. Система счисления времени складывалась уже в странах Др. Востока в процессе наблюдений над явлениями природы. Согласно др.-вост. системе, месяц из 29,5 дня охватывал врем, промежуток между двумя новолуниями. Основой установления годичного срока служило время обращения Луны вокруг Земли (например, в Вавилонии 12 месяцев с чередующимся числом дней - 29 и 30 - составляли один год, насчитывавший 354 дня). У греков основой счисления времени также был лунный год; по мере совершенствования способов астрономия, наблюдений совершенствовался и греч. К. (594 до н. э. - Солон, 432 до н. э. - Метон, 320 до н. э. - Калипп, наконец, 2 в. до н. э. - Гиппарх Никейский). В конечном счете длина года по точности макс, приблизилась к установл. ныне - 365,2420 дня. Единого К., однако, у греков не было: в каждой области были приняты свои названия месяцев (известно ок. 400 назв.) и свой день, с которого начинался год (между концом июня и концом июля). Римляне первоначально тоже исчисляли время лунными годами (лунный год состоял из 355 или 377 - 378 дней). Новый год начинался 1 марта - об этом свидетельствуют назв. месяцев, принятые и ныне, от «сентября» (собств. «седьмой») до «декабря» (собств. «десятый»). Впоследствии первый день года был перенесен на 1 января, поскольку со 153 до н. э. в этот день вступали в должность консулы (ранее эта церемония не была связана с определ. днем). В 1 в. до н. э. обнаружились значительные расхождения между этим др. К. и годичным астрономич. циклом, поэтому Цезарь призвал на помощь астрономов (прежде всего Сосигена), которые должны были провести реформу К. В 47 до н. э. Цезарь издал декрет, согласно которому за основу был взят солнечный год, принятый в егип. К., и следующий, 46, должен был состоять из 432 дней, чтобы ликвидировалась набежавшая разница в 67 дней. Кроме того, была принята ср. длина года в 365,25 дня и решено, что после каждых трех лет по 365 дней будет «вставляться» високосный год в 366 дней. В рим. К. фиксировались только три дня в каждом месяце, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы (календы, ноны, иды). Дни вычислялись в обратном порядке: так, например, день 20 мая именовался «днем тринадцатым перед июньскими календами». Принятое ныне исчисление дней с первого до последнего дня месяца установилось только с 6 в. н. э. К юлианскому К. восходят назв. месяцев, принятые и ныне: январь (по имени бога Януса), февраль (по назв. ежегодных очистительных обрядов - Februa), март (по имени бога Марса), апрель, май (по имени богини Майи), июнь (по имени богини Юноны - Juno); месяц квинтилий (букв, «пятый») стал именоваться с 44 до н. э. июлем (Julius) в честь Юлия Цезаря, а секстилий (букв, «шестой») - с 8 н. э. - августом (Augustus) в честь императора Октавиана Августа. Остальные назв. месяцев также восходят к этому К. Попытки Карла Великого или деятелей Французской буржуазной революции полностью перестроить К. на герм, или франц. лад не выдержали испытания временем. Существование разных систем летосчисления и К., чаще неточных, приводило к тому, что число дней в месяце и месяцев в году, а также способ включения добавочных дней не имели устойчивого характера. Любой античный К., кроме рим., имел поэтому лишь местное значение. В 1582 юлианский К. сменился григорианским (назван в честь папы Григория XIII), в котором была усовершенствована система «вставных» годов: в соответствии с ней годы, порядковое число которых делится на 100, а не на 400 (1700, 1800, 2100, 2200), более не являются високосными. Т. о., разница с тропич. годом в один день возникнет только через 3400 лет. Эта реформа, сначала провед. лишь в католич. странах, была принята евангелич. церковью только ок. 1700, а православной - после 1914 - 1917. Идея новой календарной реформы возникла еще в 1930. В настоящее время ее проведение запланировано ООН. Суть реформы состоит в создании постоянного всемирного К., в котором было бы исключено скольжение дней недели по числам месяцев. Следовательно, у каждого церковного праздника также будет фиксированный день (в настоящее время церковные праздники не связаны с определ. числом месяца). Этот проект до сих пор Вызывал протест католич. и православной церкви, поскольку, согласно решению Никейского собора, день празднования пасхи не фиксирован.

2. Обозначение дней года. В поздней античности использовался К. со штырями, подобный нашему «вечному» календарю. 1-й штырь обозначал день недели - он вставлялся в отверстие под изображением бога - покровителя данного дня (ряд начинается с Сатурна, слева направо - см. рис., далее следуют - Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера). 2-й штырь служил для обозначения месяца - он вставлялся в тот сектор крута, на котором был изображен соответствующий данному месяцу знак зодиака, а 3-й - слева и справа от вертикальных столбцов - указывал день месяца. Ряд планет было принято начинать с Сатурна, потому что он считался наиболее удал, от Земли планетой (из известных в то время планет) с самым продолжительным временем обращения. Такие К. языч. эпохи были удобны, и потому их охотно использовали и христиане. На другом известном нам К. со штырями сверху было проделано 365 отверстий, соответствующих числу дней солнечного года.

Календарь

рис. Календарь со сменными нлырями (с каменной плиты 3-4 вв. н. э., найденной в Риме).

КАЛЕНДЫ

КАЛЕНДЫ (лат. kalendae), в рим. лунном календаре первый день каждого месяца. В этот день один из понтификов возвещал наступление новолуния и начавшегося с ним нов. месяца, а также его продолжительность, в зависимости от которой от К. отсчитывался пятый или седьмой день месяца - ноны.

КАЛИАКРА

КАЛИАКРА - мыс, выдающийся далеко в море, узкий, скалистый массив на Черноморском побережье неподалеку от болг. г. Балчик; город застраивался в эпоху античности и в средние века.

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА - прозвище Гая Цезаря Германика (31. 08. 12 - 24. 01. 41 н. э.), рим. император с 18. 0З. 37, сын Германика и Агриппины (1). Воспитывался в Германии и вырос в военном лагере среди солдат; прозвище свое получил от солдатской обуви (caligae), которую носил с детства. В избрании К. императором существ, роль сыграл префект претория Маркой. Правление К. отличалось деспотич. произволом, разбазариванием государств, средств, притеснениями населения, конфискациями и ростом налогов. По примеру эллинистич. царей К. требовал, чтобы его чтили как бога, и впал, очевидно, в т. н. кесарево безумие. Введенный культ императора вызвал волнения среди евреев в Александрии и Палестине. В 40 Мавретанское царство было преобразовано в рим. пров. После 2 раскрытых в 39 - 40 заговоров сенатской оппозиции К. был убит участниками 3-го заговора трибунов преторианской гвардии. После его смерти вновь был затронут вопрос о возвращении Рима к республиканской форме правления. Биографию К. изложил Светоний.

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА - охота на вепря, посланного Артемидой в окрестности Калидона (Этолия) для наказания Ойнея.

КАЛИПСО

КАЛИПСО - в греч. мифологии нимфа, дочь Атланта; жила на сказочном о. Огигия. К. приняла у себя Одиссея, потерпевшего кораблекрушение при возвращении домой из-под Трои, и продержала его на своем острове семь лет. К. обещала Одиссею сделать его счастливым, но Одиссей продолжал тосковать по дому, и нимфе пришлось подчиниться приказу Зевса и освободить его, а также помочь построить судно. Опера Г. Ф. Телемана, картина А. Бёклина.

КАЛЛАТИДА

КАЛЛАТИДА - совр. Мангалия, приморская дорийская колония в Добрудже; основана в кон. 6 в. до н. э. жителями Гераклеи Понтийской. Ее расцвет приходится на 2-ю пол. 4 в. до н. э. Основу экономики колонии составляло сельское хозяйство. В 313 до н. э. К. возглавила восстание против македонского владычества. Румын, археологи в 1949 обнаружили постройки, относящиеся ко времени рим. и визант. владычества, часть городской стеньг и множество надгробий.

КАЛЛИЙ

КАЛЛИЙ - афинский государств, деятель, зять Кимона, известный богач; вел мирные переговоры с Артаксерксом I в Сузах. В соответствии с условиями мирного договора, заключ. в результате этих переговоров (т. н. Каллиев мир, 449 до н. э.) и явившегося завершением греко-персидских войн, малоазийские греч. города получили гарантии независимости от перс, государства; персы не должны были вводить флот в Эгейское м. и проливы; часть малоазийского побережья также была закрыта для перс, судов.

КАЛЛИКЛ

КАЛЛИКЛ - ок. 400 до п. э., греч. политич. деятель и софист, известен по диалогу Платона «Горгий», где К. обосновывает антидемократич. идею о естеств., природном праве сильнейшего, используя при этом софистич. антитезу природного права и человеч. установлений. Он полагал, что слабые люди, составляющие большинство, создали законы, чтобы защитить себя от тех, кто превосходит их силой.

КАЛЛИКРАТ

КАЛЛИКРАТ - архитектор, в 445 - 425 до н. э. строил вместе с Иктином афинский Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе и другие.

КАЛЛИМАХ

КАЛЛИМАХ - род. не позднее 300 до н. э. в Кирене (Сев. Африка), ум. ок. 240 до н. э., эллинистич. поэт и ученый, глава александрийского поэтич. кружка; начинал как школьный учитель в Александрии. По поручению Птолемея II Филадельфа он составил каталог Александрийской библиотеки («Pinakes» - «Таблицы») в 120 книгах с указанием авторов, названий и содержания их сочинений. Этот каталог, ставший для греков основой их филологии, так же как и другие историко-лит. труды и сборники К., утерян. Сохранилось около 60 его эпиграмм, чрезвычайно изящных в художеств, отношении, 6 гимнов (к Зевсу, Аполлону, Артемиде, к о. Делос, на купание Афины, к Деметре). Его осн. произведение, «Причины» (Aitiа - подразумеваются «причины» появления различных именований, обычаев и праздников), написанное элегич. размером, практически полностью утеряно. В этом произведении автор обьединил небольшие стихотворения, имеющие форму повествования («Аконтий и Кидиппа», «Локон Береники»). К. сознательно отказался от больших эпич. форм (это был один из пунктов расхождений К. с Аполлонием Родосским); он показал себя мастером малой лит. формы в эпиллии «Гекала», дошедшем до нас в отрывках. Поэзия К. была венцом александрийской поэзии. Она создавалась для избранного круга образованных знатоков и отличалась чертами, характерными для придворной поэзии. Изящная по форме и изысканная по языку, поэзия К. явилась образцом для последующих поколений поэтов. Ее влияние на рим. поэзию огромно: Катулл перевел на лат. яз. «Локон Береники»; Проперций, желая создать цикл «ученых» повествовательных элегий, ощущает себя «римским К.»; Овидий написал в подражание К. памфлет «Ибис».

КАЛЛИН ЭФЕССКИЙ

КАЛЛИН ЭФЕССКИЙ - ок. 675 до н. э., древнейший из известных нам греч. лириков; вероятно, из знатного рода. Его стихотворные произведения, язык которых испытал на себе сильное влияние гомеровского эпоса, написаны элегич. размером (политич. элегии); из них сохранилась только 21 строка, где К. Э. пылко призывает своих сограждан к войне против киммерийцев, вторгшихся в М. Азию.

КАЛЛИОПА

КАЛЛИОПА (греч. прекрасноголосая), одна из девяти муз.

КАЛЛИПИГА

КАЛЛИПИГА (греч. прекраснозадая), рим. мраморная статуя, хранится в Национальном музее в Неаполе (копия греч. оригинала 3 в. до н. э.), изображающая женскую фигуру, в изящном повороте обнажающую зад. Считается, что это статуя Афродиты К., почитавшейся в Сиракузах.

Каллипига

рис. Афродита Каллипига (Неаполь, Национальный музей).

КАЛЛИСТО

КАЛЛИСТО - в греч. мифологии нимфа, спутница Артемиды, соблазненная Зевсом. Увидев однажды во время купания, что К. беременна, Артемида (вариант - ревнивая Гера) превратила ее в медведицу. По другой версии, Артемида застрелила К. из лука. Зевс превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Сын К., Аркад, - прародитель аркадян. В живописи К. изображается преим. вместе с Артемидой (Дианой) (картины Тициана, Рубенса, Тьеполо, Тишбейна Старшего).

КАЛЛИСФЕН

КАЛЛИСФЕН - греч. историк, род. ок. 370 до н. э., ум. в 327 до н. э., внучатый племянник Аристотеля; принимал участие в перс, походах Александра Македонского как историограф; создал произведение, в котором возвеличил деяния царя и прославил его как борца за панэллинизм. Причиной их разрыва стал отказ К. падать ниц перед царем; за это К. был казнен. Его сочинение послужило основой для создания легенды об Александре. До нас дошел роман об Александре, автором его традиция считает К. Этот роман был переведен более чем на 30 языков, переложен в стихах и пересказан в прозе. Вплоть до начала нашей эры он был любим читающей публикой. Автор, скорее всего - александрийский писатель, живший в 3 в. до н. э.

КАЛОКАГАТИЯ

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый). К. объединяет в себе эстетич. и этич. достоинства, «прекрасное» (kalon) и «доброе» (agathon). Основа К. - совершенство и телесного сложения, и духовно-нравств. склада, так что наряду с красотой и силой она заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В классич. эпоху подчеркиваются социально-этич. и политич. аспекты этого понятия. Представители господствующих слоев греч. общества, и в первую очередь аристократия, использовали понятие «К.» в своих интересах, стремясь с его помощью поднять свой политич. авторитет. В послеклассич. период социально-политич. аспект К. становится менее значимым по сравнению с индивидуально-этич., так что достижению К. могло способствовать скорее благородство духа, нежели рождения. К. была особым предметом размышлений Сократа.

КАЛХАС

КАЛХАС - греч. прорицатель, предсказавший продолжительность Троянской войны. Он возвестил, что Троя не будет взята, пока в битву не вступит Ахилл. В Авлиде К. разъяснил грекам причину гнева Артемиды и требовал принесения в жертву Ифигении. Он объяснил также, что чума, возникшая в лагере греков под Троей, была вызвана несправедливым отношением ахейцев к жрецу Хрису. К. придумал хитрость с деревянным конем. Он состязался в ясновидении с Мопсом и потерпел поражение.

КАЛХЕДОН

КАЛХЕДОН - Халкедон. Город на юж. берегу Пропонтиды у входа в Босфор Фракийский; основан жителями Мегары приблизительно за 20 лет до основания Византия (680 до н. э.) К. возник как важный торговый центр, контролировавший перевоз хлеба через Босфор. Выгодно располож. К. имел также стратегич. значение и поэтому часто вел войны со Спартой, Афинами, Персией, Македонией, Галатией; в 74 до н. э. его захватили римляне. На Халкедонском вселенском соборе (451) был принят догмат о «несмешанном и нераздельном» существовании в Иисусе Христе двух природ - божеств, и человеч.; на этом же соборе было провозглашено равенство рим. и константинопольских епископов.

КАЛЬДАРИЙ

КАЛЬДАРИЙ (лат. теплая ванна), комната, служившая в рим. банях (термах) для принятия теплых водных процедур (ванн), пол и стены которой (гипокаусты) отапливались.

КАЛЬПУРНИИ

КАЛЬПУРНИИ - др.-рим. плебейский род.

1. Л. К. Пизон Фруги, анналист времен Гракхов. народный трибун в 149 до н. э., консул в 133; руководил подавлением восстания рабов на Сицилии. В своих 7 книгах «Анналов», охвативших период от Энея до 146 до н. э., К. бичевал коррупцию своей эпохи и брал за образец др.-рим. добродетели. Ею сочинения использовали в качестве источника Ливии, Дионисий Галикарнасский и Плиний Старший.

2. К. Пизон, в 76 до н. э. судья на процессе против Росция; талантливый оратор; консул в 67; провел закон о служебных вымогательствах (Lex Calpurnia de ambitu); на устроенном против него Цезарем в 63 судебном процессе его защищал Цицерон.

3. Л. К. Пизон, ум. в 43 до н. э.; консул в 58; в 57 - 58 наместник Македонии; тесть Цезаря, противник Цицерона.

КАМБИС

КАМБИС - 1. К. I, ок. 600 - 559 до н. э. Вместе со своим сыном Киром II создал условия для роста и укрепления Персидского государства.

2. К. II, сын Кира II, царь персов с 529 по 522 до н. э. После того как его отец покорил Мидию, Лидию и Вавилонию, а К. II в 525 захватил Египет, совершил поход в Ливию и Нубию, Египет и Персия составили персональную унию. В самой Персии власть К. II наталкивалась на сопротивление (восстание самозванца Смердиса (Гауматы), который выдал себя за брата К. и правил неск. месяцев после его смерти). В 522 власть перешла к Дарию I (521 - 485). Согласно греч. преданиям, К. II был жесток и деспотичен.

КАМЕДЬ

КАМЕДЬ (егип., греч. Kommi), гумми, клейкое вещество. Добывалось из сока егип. фигового дерева (но не каучукового дерева), импортируемого из Аравии. Для получения К. использовался также сок акации.

КАМЕНОЛОМНЯ

КАМЕНОЛОМНЯ - С 6 в. до н. э. для Греции было характерно возведение обществ, зданий, крепостных укреплений и портовых сооружений из камня. Поэтому потребность в строительном камне постоянно возрастала. При этом предпочтение отдавалось осадочным породам, легко поддающимся обработке, - известняку, песчанику, туфу. Мельничные жернова и ступки изготовляли из магматич. горных пород - трахита и лавы; скульпторы для своей работы нуждались в мраморе и алебастре. В К. трудились рабы (во времена Римской империи также уголовные преступники) под началом надсмотрщиков и мастеров. Технология была такова: на каменном блоке (60 х 60 х 90 см) подрубались или подпиливались лишь передний нижний и задний верхний края; в эти о гверсг ия вбивались деревянные клинья на расстоянии 5 - 12 см друг от друга. Когда их поливали водой, то, разбухая, клинья откалывали блок. При знании расположения каменных пластов в карьере можно было выламывать блоки, по форме приближающиеся к колонне. Механизация в К., по сути дела, сводилась лишь к подъемным устройствам, представлявшим собой систему блоков; приспособление «подъемный зубец» включало в себя цепи и грейфер. Работы часто проходили под землей, т. к. многие сорта строительного камня (туф, песчаник, травертин) быстро твердеют на воздухе и с трудом поддаются распиливанию. Пилы для камня дл. до 4 м и толщиной 3 - 4 мм, как правило, не имели зубьев; полотно пилы покрывалось кварцевым наждаком. Распилка происходила вручную; лишь в одном месте, на К. в Мозеле (ок. 350 - 400 н. э.), была применена механизированная пила, приводившаяся в движение водяным колесом. Во времена Римской империи масштабы и пышность построек сильно возросли (до Августа в Риме редко использовался мрамор). Увеличился ассортимент дорогого строительного камня. Почти все пров. экспортировали в Рим цветной строительный материал. В 4 в. н. э. особенно популярны стали темные и светлые порфиры и сиениты - крайне твердые и хрупкие камни. Карьер в Сиракузах с 40-метровыми скважинами, где были вынуждены работать 7000 афинян, попавших в плен в 413 до н. э., сохранился до наших дней. Особо важным является открытие в 1957 рим. К. в Эйфеле, где найдены многочисл. орудия труда.

КАМЕНЫ

КАМЕНЫ - древнеиталийские божества, нимфы источников, обладавшие даром прорицания; в 3 в. до н. э. были отождествлены с греч. музами. Их святилище находилось в Риме перед Капенскими воротами.

КАМЕЯ

КАМЕЯ (итал. cammeo - резной камень), резной камень, драгоц. или полудрагоц. (чаще всего оникс или агат), с выпуклым рельефным изображением. Более широкое именование К. - гемма. К., однако, отличается от инталий - гемм с врезанным внутрь изображением. Например известные античные К. - чаша Фарнезе (Неаполь) и К. Августа.

КАМИЛЛЫ

КАМИЛЛЫ - фамильная ветвь рим. патрицианского рода Фуриев, виднейшим представителем которой являлся М. Фурий К., ум. в 364 до н. э.; прославился как полководец в сражениях с эквами и вольсками. В 396 после длительной осады ему удалось овладеть этрусским городом Вейи. После разгрома Рима галлами в 387 К. занимался его восстановлением и был удостоен почетного титула «второго основателя Рима». Видимо, по его указу на Авентинском холме были построены храмы Юноны и Конкордии. Рассказы о легендарных подвигах К. сильно приукрашены. Пышные триумфы полководца, а также наказание школьного учителя из Фалерий служили частым сюжетом в изобразительном искусстве (полотна Бренберга, Пуссена, М. дель Тассо). Последний сюжет, в частности, относится к легенде о великодушном возвращении К. во время осады города Фалерий, когда один из школьных учителей изменнически выдал ему в качестве заложников детей знатнейших фалерийцев. Последние были так тронуты этим, что сдались и заключили союз с Римом.

КАМПАНИЯ

КАМПАНИЯ - область на З. Италии; древнейшее население - оски; почва плодородная, вулканич. происхождения. В 8 - 6 вв. до н. э. К. интенсивно колонизовалась греками (они основали гг. Кумы, Посидония, Путеолы). В кон. 6 в. до н. э. К. захватили этруски, основали г. Капуя и правили этой областью вплоть до 2-й пол. 5 в. до н. э. В 312 до н. э. Аппиева дорога связала К. с Римом. Во 2-й Пунической войне Капуя и часть кампанских городов стояли на стороне Ганнибала. В 211 Рим снова захватил К., объявил всю землю ager publicus и распределил ее между земледельцами. В К. развивалось земледелие, скотоводство, производились масло и вино, выращивались сельскохозяйств. культуры. К числу наиболее важных ремесел относились гончарное производство и металлообработка. Портовые города были центрами обширной мор. торговли.

КАМПАНСКИЕ РЕЛЬЕФЫ

КАМПАНСКИЕ РЕЛЬЕФЫ - берущие свое назв. от Рим. музея (1832 - 1859) маркиза Кампаны фигурно-орнаментальные терракотовые рельефы, служившие, очевидно, для облицовки стен и сводов рим. домов. Большая часть К. р., хранящихся сегодня во мн. европ. музеях, была сделана в эпоху Августа.

Кампанские рельефы

рис. Кампанские рельефы.

КАМПИДОКТОР

КАМПИДОКТОР - у римлян инструктор в ранге офицера, обучающий солдат военному делу.

КАНАБЫ

КАНАБЫ - у римлян первоначально легкие постройки для продажи товаров, походные лавки, позже спец. обозначение торговых рядов, которые возникали рядом с постоянными лагерями войск (легионов) и разрастались с течением времени в некоторых местах в целые города с самостоятельным управлением. К. играли посреднич. роль в сношениях между рим. военнослужащими и местным населением, являлись местом жительства уволенных солдат, центрами рим. культуры и цивилизации, а также очагами романизации, хотя последнее и вызывает в научных кругах споры относительно действительной роли К. в этом процессе.

КАНАЛ

КАНАЛ - Для греч. и рим. мореплавателей особое значение имел К., который связывал Средиземное и Красное м. Строительство такого К. было начато фараоном Нехо (с 609 по 593 до н. э.) и закончено перс, царем Дарием I. Длина К. составляла 180 км, ширина - 45 м, глубина - 5 м (совр. Суэцкий канал имеет длину 161 км при ширине 120 - 150 м и глубине 12,5 - 13 м). Проводились многочисл. работы по усовершенствованию этого К. (особенно при Траяне); разрушился он ок. 800, в период араб, владычества. Во время правления Ксеркса, в 480 до н. э., был сооружен Афинский К., вскоре пришедший в негодность, т. к. практически не использовался. Истмийский К., строительство к - рого начал Нерон, так и не был построен. (Совр. Коринфский К. имеет длину 6,3 м при ширине 25 м и глубине 8,8 м.) Римляне строили ценные внутр. К.: еще в 109 до н. э. в консульство Марка Эмилия Скавра был проведен К. от р. По (Падуе) к Падуе, а немного позже, в консульство Мария, - К. (Fossa Mariana) в обход дельты р. Рона. Полководец Корбулон отдал своим воинам приказ соединить 37-километровым К. р. Рейн и р. Маас. В Британии римляне также соорудили ряд технически совершенных К.

КАНАЛИЗАЦИЯ

КАНАЛИЗАЦИЯ - В Афинах уже в 5 в. до н. э. воду и нечистоты с агоры отводили при помощи канала глубиной и шириной в 1 м. В других городах проводились открытые уличные каналы или водостоки, перекрытые плитами. В Пергаме с 3 в. до н. э. функционировала система подземных клоак, с которой были связаны обществ, уборные. В Риме и городах, находящихся в сфере его влияния, постепенно в разных климатич. условиях создавались крупные канализационные сооружения, например в Боне (Hippo Regius).

Канализация

рис. Сточный канал под главной улицей Hippo Regius (Боны), покрытый плитами: 1 - дно канала (глубина 130 см, ширина 45 см); 2 - боковая стенка, сложенная из четырех рядов камней; 3 - плиты, покрывающие канал; 4 - открытый промежуток, через который вода поступает в канал (водосток).

КАНАТ

КАНАТ - Греки различали К. и тросы по их применению (колодезный К., К. для оцепления стадиона во время скачек и К. для плясок канатоходцев, детские прыгалки, якорный трос). У римлян также имелись спец. обозначения для К. К., скруч. из конопли, льна, пакли, а также из камыша, соломы, папируса, пальмы, заменяли проволоку; толстые К. служили корабельными тросами, длинные К. использовались при подъеме, на транспорте и в горном деле. К. изготовляли спец. ремесленники. Они вручную скручивали неск. жил в канатообразный шнур. Технич. описания работы канатчиков в литературе отсутствуют. Имеется миф об Окне, вечно плетущем канат в преисподней.

КАНДЕЛЯБР

КАНДЕЛЯБР (лат. candela - свеча, candelaber подсвечник). К. был известен этрускам (вместе со свечами, которые в Греции не имели широкого применения). К. представлял собой подставку из дерева или металла (серебра, бронзы, железа) высотой до 1,6 м. Стержень К., чаще всего богато украш., укреплялся на трех ножках, которые нередко имели форму звериных лап; на стержне крепилась розетка подсвечника; иногда она могла перемещат ься вдоль стержня К. К. с фигурными завершениями часто снабжались четырьмя подсвечниками. К. назывались также подставки для ламп, но вместо подсвечника на них крепилась плоская чаша для светильника, заправлявшегося маслом. Имелись роскошные образцы К. настоящие произведения пластики; К. больших размеров из мрамора использовались в храмах. Знамениты К. 1 в. н. э.; их отдельные части изготовляли в разных городах: стержни отливали в Таренте, а розетки для светильников - в Эгине.

КАНЕФОРЫ

КАНЕФОРЫ (греч. несущие священные корзины), участницы торжеств, процессий в честь богов (например, Панафинейского шествия в Афинах); известны с 6 в. до н. э. К. несли на голове корзины (часто изготовл. из драгоц. металлов) с утварью для жертвоприношений. Канефорат был почетной, но не жреч. службой; к ней допускались только девственницы знатного происхождения. К. - излюбл. мотив изобразительного искусства, особенно классич. эпохи.

КАНИКУЛЫ

КАНИКУЛЫ (лат. feriae - праздничные дни). Хотя в греч. школах и существовали многочисл. религиозные и государств, праздники, во время которых прерывалось обучение, однако общих К. не было. Поскольку каждый город имел свой собств. календарь, го числа и даты таких праздничных дней были совершенно различными. Иногда случалось, что много праздничных дней накапливалось в одном месяце, т. о. получались каникулы. В Риме в наиболее жаркое время года, т. е. с конца июля до сер. октября, занятий не было. Свободными от занятий были также дни религиозных и государств, праздников (feriae publicae), во время которых прекращались все деловые операции.

КАННЕЛЮРЫ

КАННЕЛЮРЫ - совр. обозначение вертикальных желобков, идущих параллельно от основания к капители колонны или пилястры и служащих для ее украшения. К. отделяются друг от друга либо острой кромкой (дорийская колонна), либо плоской перемычкой (ионийская колонна). К. способствовали соразмерному распределению освещ. и теневых полос на поверхности колонны, благодаря чему она казалась легкой и невесомой.

КАННЫ

КАННЫ - небольшой др. италийский город в Апулии на р. Ауфид (Офанто), вблизи побережья Адриатического м. Возле К. Ганнибал в 216 до н. э. одержал знаменитую победу над численно превосходящими силами римлян с помощью искусного тактич. маневра. Сражение при К. вошло в сокровищницу военного искусства как пример флангового охвата войск противника.

КАНОВА

КАНОВА - Антонио (1757 - 1822), знаменитый итал. скульптор эпохи классицизма, прекрасные творения которого вызывали восторг современников. Прообразами мн. его скульптур служили греч. мифологич. и историч. персонажи. Знаменитым стал вылепл. им скульптурный порфет Паолины Боргезе в образе отдыхающей Венеры. Сделанное ему предложение дополнить статуи Парфенона К. отверг, мотивируя тем, что это явилось бы подделкой творений др. мастеров.

КАНОН

КАНОН - изначально назв. измерительного инструмента, определяющего прямое направление (правило, отвес, линейка), однако слово стало рано употребляться в переносном значении. Для античного скульптора оно обозначало совокупность правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеч. фигуры. В этом смысле образцовой статуей считался «Дорифор» Поликлета, который в своем сочинении «Канон» дал теоретич. обобщение таких образцов. В значении «совокупность правил» или «образец» слово «К.» употреблялось и в архитектуре (у Витрувия). в литературе и музыке. В новозаветный К. входили христианские сочинения, официально признанные церковью. Отделение «канонических» сочинений от прочих («апокрифических») начал Маркион (нач. 2 в. н. э.); его работу продолжили другие, пока, наконец, канон Нового завета не был утвержден Никейским собором.

КАНОП

КАНОП - егип. город к З. от Абукира; празднества, проходившие в этом городе, привлекали многих жителей Александрии. В канопский храм Сараписа стекались люди, нуждавшиеся в лечении.

КАНОПЫ

КАНОПЫ (от назв. г. Каноп в Др. Египте). В Др. Египте - сосуды из алебастра с крышками, украш. изображением человеч. или звериной головы; предназначались для хранения внутренностей мумифицированных людей или животных. У этрусков - урны для хранения пепла после сожжения трупа. Особенно много К. найдено в окрестностях Кьюзи.

КАНТ

КАНТ - Иммануил (1724 - 1804), представитель классич. нем. буржуазной философии. В своем учении о дуализме мира явлений (mundus sensibilis) и мира идей и идеального, мира чистого разума (mundus intelligibilis) К. представил вариант платоновского учения о двух мирах. Согласно кантовскому априоризму (от лат. a priori - от более раннего), осн. принципы научного знания и человеч. воления заимствованы не из опыта, но заданы изначально как «вещь сама по себе», т. е. всегда обладают свойством всеобщезначимости (кантовский пример: геометрия Евклида). Стоич. этика в известном отношении служила для К. предварительной ступенью его идеалистич. морального принципа т. н. категорич. императива: индивидуум как масштаб нравств. деятельности всех.

КАНТИК

КАНТИК (лат. canticum - песня, напев), вокальная партия в рим. комедии, которая в отличие от декламируемого текста (diverbium - разговор, диалог), исполнялась в сопровождении флейты как ария или речитатив. К. (в искусной метрич. форме) был введен в комедию Плавтом, что придало постановкам характер комич. оперы.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV