Словарь античности
Статьи на букву "А" (часть 7, "АСК"-"АЯК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АСК"-"АЯК")

АСКЕЗА

АСКЕЗА (греч. занятие, упражнение), первоначально - спортивные упражнения. У пифагорейцев А. означала воздержание (например, от еды во время поста или от сексуальных побуждений для сохранения девственности) и рассматривалась как один из элементов аристократич. идеала и образа жизни. У евреев А. самостоятельного значения не имела и являлась составной частью определ. культовых действий. Члены др.-евр. секты ессеев пытались с помощью А. утвердиться во враждебном им мире. Раннее христианство заимствовало аскетич. черты ессенеризма и гностики, которые, не получив преобладающего значения, сконцентрировались в монашестве как противоположности клерикализма. Под влиянием неоплатонизма и вытекающего из христианской морали принижения естества монашество выдвинуло на первый план сексуальное воздержание.

АСКЛЕПИАД

АСКЛЕПИАД - 1. А. из Прусы в Вифинии (1 в. до н. э.), греч. врач в Риме. В основу своих взглядов положил учение Эпикура об атомах. А. утверждал, что первопричиной здорового состояния или болезни является нормальное или наруш. движение частиц материи в теле. Явился тем самым основателем общей патологии. В методах лечения отдавал предпочтение простым физиотерапевтич. процедурам (ванны, согревание и т. д.).

2. А. из Мирлеи в Вифинии, греч. филолог (ок. 100 до н. э.), был в Александрии учеником Дионисия Фракийского, позднее жил при Помпее в Риме и Турдетании (Юж. Испания). Написал экзегетич. труды к произведениям Гомера (сохранилась монография о чаше Нестора), Феокрита, Арата, учебник и историю грамматики, а также историко-географич. трактаты о Вифинии и Турдетании.

3. А. Самосский, греч. лирич. поэт (3 в. до н. э.). Из произведений А. сохранились ок. 40 эпиграмм (в «Палатинской антологии»). В них поэт славит любовь и наслаждение жизнью. Подлинное, непосредств. чувство А. облекает в отточ. языковую форму. Сюжетами своих стихов, созданными образами (например, крылатый бог любви с колчаном и луком) А. оказал большое влияние на последующее развитие эпиграмм. Именем А. назван стихотворный размер (асклепиадов стих).

АСКЛЕПИАДОВ СТИХ

АСКЛЕПИАДОВ СТИХ - названная именем греч. поэта Асклепиада форма стиха, который подразделяется на малый А. с, имеющий форму - - - U U - - U U - U U,(например, Гораций, стих 1,1,1: Maecenas atavls edlte regTbus), и большой А. с, имеющий форму - - - U U - - U U - - U U - U U (например, Гораций, стих 1,18,1: Nullam, Vare, sacra vlte prius severis arborem). Из А. с. составляется асклепиадова строфа, пять вариантов которой в своих «Одах» использовал Гораций. В Германии к ней прибегали Клопшток, Гёльдерлин и другие поэты.

АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ - греч. бог врачевания, сын Аполлона и Корониды, обучавшийся искусству исцеления у кентавра Хирона. Его сыновьями были Махаон и Подалирий. Узнав, что А. попытался оживлять умерших, Зевс умертвил А. молнией. В Эпидавре находился знаменитый храм А. Начиная с 5 в. до н. э. возникли другие святилища А., как, например, в Косе, Пергаме и других местах. Вплоть до кон. античных времен культ А. особенно почитался. А. изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея (отсюда изображение змеи в совр. медицинской символике). А. посвящались многочисл. рельефы на святилищах (например, в Афинах). Выразительная голова А. с о. Мелос находится в Британском музее. С А. отождествлялся рим. бог врачевания Эскулап.

АСКОНИЙ ПЕДИАН

АСКОНИЙ ПЕДИАН - рим. филолог из Падуи (род. предположительно в 9 до н. э., ум. ок. 76 н. э.). Среди его произведений историч. комментарии к речам Цицерона, пять из которых сохранились. Эти комментарии являются ценным документальным источником, т. к. основаны на достоверном материале.

АСКОС

АСКОС (греч. трубка), небольшой плоский сосуд из обожж. глины с трубкообразным горлом и прикрепл. к сосуду и горлу ручкой; часто украшался фигурной росписью.

АСПАСИЙ

АСПАСИЙ - известный резчик гемм августовской эпохи. Прославился изготовл. из красной яшмы геммой с изображением головы Афины Парфенос.

Аспасий

рис. Гемма работы Аспасия.

АСПАСИЯ

АСПАСИЯ - из Милета, одна из выдающихся женщин Др. Греции, вторая жена Перикла. Т. к. А. не имела афин. гражданства, ее брак с Периклом не был признан полностью законным. В 432 она была привлечена противниками ее супруга к судебной ответственности по обвинению в безнравственности и непочитании богов. Только благодаря защите самого Перикла была оправдана. Несмотря на то что сократики высоко ценили ее, А. высмеивали в комедиях как гетеру.

Аспасия

рис. Предполагаемая голова Аспасий (по скульптуре 5 в. до н.э.; Берлин, Государственные музеи).

АСС

АСС - 1. город геллеспонтской Фригии, не игравший в древности значительной политич. роли. В 4 в. до н. э. его правителем был Гермий Аторнейский, покровительствовавший местным философам платоновской школы. В А. наряду с Эрастом и Кориском некоторое время после смерти Платона в 347 до н. э. жил Аристотель, приглаш. позднее ко двору македонского царя.

2. асс (лат. один, целое), рим. весовая единица; первоначально А. соответствовал одному фунту (либре) и составлял 327,45 г. Как денежная единица А. представлял собой в период Римской республики сначала бронзовую, затем медную монету, лицевую сторону которой украшало, как правило, изображение головы бога Януса. С течением времени вес монеты уменьшился: в кон. 3 в. до н. э. он составлял одну унцию, равную 27,3 г. В период поздней Республики вес А. снова был уменьшен до 13,64 г. По указу Августа был отчеканен новый А. весом ок. 11 г; 2,5 нового А. составляли сестерций. В условиях экономич. неурядиц 3 в. н. э. чеканка А. была прекращена.

АССИРИЯ

АССИРИЯ - государство на Тигре в Сев. Месопотамии с др. столицей в г. Ашшур (совр. Калъат-Шаргат) и одноим. городским божеством. Уже в 3-м гыс. до н. э. Ашшур был известен как торговый и культурный центр. В нач. 2-го тыс. он стал гл. городом государства, которое в 18 в. до н. э. при Шамшиададе I занимало всю Верхнюю Месопотамию (др. - ассирийск. эпоха). Позднее оно попало в зависимость от Вавилонского и Митаннийского царства и вновь окрепло в период с 14 по 11 в. (ср. - ассирийск. эпоха) при царях Ашшурубаллите 1, Ададнерари I, Салманасаре 1 и Тиглатпаласаре I. Своего наивысшего могущества Ассирийское государство достигло в 9-7 вв. до н. э. (нов. ассирийск. эпоха), когда оно подчинило себе почти всю Переднюю Азию и временно Египет. Активную завоевательную политику проводили цари Ашшурнасирпал II, Салманасар III (9 в.), Тиглатпаласар III, Саргон II, Синахериб, Асархаддон и Ашшурбанипал (8 - 7 вв.). В сер. 8 в. завоеванные области были преобразованы в ассирийск. пров. Восстания покор, населения жестоко подавлялись; жителей пров. часто выселяли в другие районы страны. Отсутствие внутр. стабильности ассирийск. государства в кон. 7 в. до н. э. обеспечило успех Мидии и Вавилона в борьбе против него; в 612 пала ассирийск. столица Ниневия (совр. Куюнджик). А. стала частью Нового Вавилонского (Халдейского) царства, а позднее Персидской империи. Перу Геродота и Ктесия принадлежали насыщ. легендами рассказы об А. В 115 часть завоеванного римлянами Парфянского царства была преобразована в пров. А. Вспыхнувшее в том же году восстание местного населения вынудило римлян отказаться от А. как пров. и передать власть парфянскому царевичу. При раскопках, простровед. в Ашшуре (отдельные находки находятся в Берлинском музее Передней Азии) и других ассирийск. городах, например Калах (Нимруд), Дур-Шаррукин (Хорсабад), были обнаружены многочисл. произведения искусства, прежде всего рельефы и собрания глиняных табличек.

Ассирия

рис. Ассирийский царь Ашшурнасирпал II, стреляющий из лука (ассирийский барельеф из Нимруда).

АСТАРТА

АСТАРТА - в зап.-семит, (финик. - сирийск.) мифологии богиня любви и плодородия, богиня-воительница. В ассиростровавилонск. мифологии А. соответствует имя Иштар. А. почиталась как спутница и супруга вечно молодого бога войны (Ваала, Мардука). В эллинистич. период А. отождествляли с греч. Афродитой и рим. Юноной и соединяли с культом Адониса. Гл. астральным центром А. являлся г. Апака в Сирии, а ее свящ. культовыми животными были лошадь (вследствие объединения ее культа с культом Ваала) и голубь (как др. символ плодородия). А - олицетворение планеты Венера, заимствованное из культа Иштар. Культовые центры А. существовали во всем средизем. регионе.

АСТИАНАКТ

АСТИАНАКТ - в греч. мифологии - имя сына Гекгора и Андромахи, сброш. греками при падении Трои с крепостной стены, т. к., согласно предсказанию Калхаса, А. должен был отомстить за ее разрушение.

АСТРАГАЛ

АСТРАГАЛ (греч. косточка).

1. Игральная кость (обычно четырехгранная) в античной игре в кости, изготовлявшаяся из овечьей или слоновой кости, а также золота или другого материала.

2. В архитектуре, особенно в ионич. . архитектурных ордерах, - сочленение ствола колонны с капителью или базой; представлял собой гладкий или украш. круглыми или овальными бусами валик.

АСТРЕЯ

АСТРЕЯ (лат. Astraea - звездная дева), в греч. мифологии дочь Зевса и Фемиды или Астрея и Эос, называемая также Дике. А. управляла миром в золотом веке. Когда в железном веке нравы людей испортились, она возвратилась на небо и превратилась в созвездие Девы.

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron - звезда), в античности и средние века широко употреблявшийся термин для обозначения основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказательной науки о небесных телах и светилах. Толкование расположения звезд и планет восходит к обожествлению многими первобытными народами небесных светил и связанному с этим мифолого-магич. мышлению, коренившемуся в слаборазвитой социальной практике. Это мышление проецировало психич. качества человека на природные явления и их взаимосвязи и отводило им место вышестоящих и потому божеств, сил. Путем такой субъективизации внешний мир оказывался всего лишь расшир. внутр. миром человека. Поэтому человек осознавался как микрокосмос, как некое подобие Вселенной, где он повсюду, также и включая социальную сферу, находил родств. и чуждое. Считалось, что природа в целом пронизана сетью фантастич. отношений, построенных на симпатиях и антипатиях. Каждое изменение в одном вызывает изменение в другом и побуждает к сочувствию (учение о симпатии). В эту систему включались также звезды, которых наделяли божеств, свойствами и которые, как олицетворения небесных сил, обладали особым могуществом. Например, составным элементом вавилонской астральной религии, к которой восходит вся последующая А., было узнавание воли звезд по их расположению. Этот культ, помимо того что дал небесным светилам имена богов, наделил их способностью предвидения и другими свойствами, намного пережившими вместе с именами саму религию. Абсурдность этой «секуляризованной» А. заключалась в том, что, несмотря на применение астрономич. инструментов, она оперировала знамениями как аксиомами, например, считалось, что Марс приносит несчастья, а Юпитер предвещает добро, в силу того что соответствующие вавилонские боги обладали такими свойствами. Систематизированная А. у вавилонян отсутствовала. Их предсказания, б. ч. которых сохранилось на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюдений за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменовали чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю (т. е. в то время еще не было индивидуальных гороскопов). В ранней и классич. Греции А. не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основанной им в 280 до н. э. астрологич. школой на Косе. Ее влияние вместе с другими ориентальными астральными религиозными направлениями распространилось в эпоху Империи по всей ойкумене. Эти религии, как и вновь подхвач. философами-стоиками учение о симпатии с его фаталистич. выводами, спо собствовали расширению влияния халдейских теорий. Этнический термин «халдей» (которым обозначались часто вавилоняне), пришедший с Ближнего Востока, в античные времена стал профессиональным назв. астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 до н. э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый др. житель обращался к их услугам. Большим влиянием в эллинистич. Египте пользовались религиозно-астрологич. труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н. э.) и ходившие по рукам книги, авторство которых приписывалось Гермесу Трисмегисту (1 - 3 вв. н. э.). На них основывались позднее антологии Веттия Валента (2 в. н. э.) и Фирмика Матерна (ок. 335). Птолемей охарактеризовал свой труд в 4 книгах (Tetrabiblos) как научный, хотя он, как позднее и Кеплер, основывался на астрологич. принципах. В этом труде А. предстает в систематизированном виде и увязывается с математич. астрономией, удовлетворяя тем самым запросы образованных слоев общества. Объектами А., кроме комет и затмений, являлись планеты (также Солнце и Луна), зодиакальные созвездия с их разнообразными толкованиями, составлявшие в своей многогранной взаимосвязи основу астрологич. предсказаний. Эти толкования относились как к странам в целом (универсальная А.), так и представляли собой индивидуальные гороскопы, исходившие из расположения светил в день рождения и предсказывавшие судьбу конкретного человека (индивидуальная А.). Наряду с ними существовала также катархальная А. (от греч. katarchein - начинать), преемница греч. оракулов, определявшая наиболее благоприятный момент для к.-л. политич. действия или частного дела. В этой связи Ювенал высмеивал, например, испрашивание астрологич. предсказания перед прогулкой, лечением и т. д. Авзоний считал, что ногти надо стричь в среду, в день Меркурия; бороду - в четверг, в день Юпитера; а волосы - в пятницу, в день Венеры. В этом якобы проявлялась «власть планет над временем». Кто из богов-планет «правил» первым часом суток, тот давал имя и знаменовал весь день (например, Solis, Lunae, Martis). Несмотря на противоборство с А. христианского вероучения и просвещ. мыслителей древности, она оказалась живучей, что подтверждает неиссякавший до Ср.-век. поток астрологич. комментариев и анонимных сочинений. Убедительные аргументы против А. были выдвинуты Карнеадом ок. 160 до н. э.: различная судьба близнецов, родившихся при одном и том же расположении светил, и одинаковая судьба потерпевших кораблекрушение, родившихся при разном расположении звезд и т. д. В наст, время А. как «пережиток мифологич. образа мышления», отчасти оправданного в условиях неразвитых обществ. отношений, отвергается совр. наукой как ложное учение.

АСТРОЛЯБИЯ

АСТРОЛЯБИЯ (от греч. светило и беру), инструмент, сходный с устройством армиллярной сферы, состоявший из неск. колец с делениями, располож. одно в другом; часть из них могла поворачиваться вокруг своей оси, а другие были неподвижны. Кольца обозначали небесный экватор, эклиптику и пр. А., описанная в «Альмагесте» Птолемея, служила античным астрономам для определения эклиптич. координат небесных светил и аномалий в движении Солнца, Луны и планет. Другой формой А. была применявшаяся греч. учеными A. planisphaerium, представлявшая собой круг со стереографич. проекцией небесной сферы и укрепл. над ним вращающееся кольцо с нанес, на нем зодиакальными созвездиями и небесными светилами. Эта А. служила, в частности, для определения времени суток.

АСТРОНОМИЯ

АСТРОНОМИЯ - В Греции А. развивалась в рамках философии, охватывавшей все области знаний. Решающее значение на развитие греч. А. оказала вавилон. А. Влияние Египта было незначительным вследствие невысокого уровня развития егип. математики и А. Вавилон. А., являвшаяся вспомогательной дисциплиной астральной религии, изучала движение небесных тел, представляя его «жизнью бога солнца, бога луны» и т. д., и достигла определ. научных достижений. Уже ок. 1600 до н. э. эти наблюдения дали возможность понять идентичность вечерней и утренней звезды. Но только с 7 в. в вавилон. А. начали применяться математич. методы, в частности для описания обнаруж. периодичности движения небесных тел. В противоположность преим. религиозной, «феноменологической» А. вавилонян греч. А. выдвинула на передний план выработанный греч. философией тезис о различии между сущностью и явлением, сделала первые шаги в описании движения небесных тел с помощью геометрич. моделей. Развитие греч. А. было неравномерным, чередование спадов и подъемов объяснялось отставанием или опережением теории по отношению к практике астрономич. наблюдений. Подобное несоответствие давало богатую пищу для всевозможных догадок и домыслов. Зачастую сделанные интуитивно догадки, близкие к истине и подтверждавшиеся в ходе дальнейшего развития знания, свидетельствовали о больших эвристич. способностях др. ученых. Астрономич. проблемами занимался, постровидимому, уже Фалес. Предсказание им солнечного затмения 28 мая 585 до н. э. основывалось, вероятно, на использовании вавилон. сведений, позволявших с достаточной степенью вероятности предсказать это явление. В своих выводах Фалес опирался на данные повседневной практики. Так, он считал, что Земля представляет собой плоский диск, плавающий в океане. Первым высказал догадку о бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров Анаксимандр. Он считал, что мир состоит из трех вращающихся небесных колец, наполн. огнем и окружающих Землю. Земля занимает центральное, равноудал. от небесной периферии место и представляет собой плоский цилиндр с антиподами. Анаксимандр исследовал также вопросы, связанные с размерами небесных светил и их движением; он считал, что звезды представляют собой дырки во вращающихся кольцах, наполн. огнем. Цилиндрич. форма земной поверхности у Анаксимандра укладывалась в его общее представление о мироздании. Первые предположения о шарообразной форме Земли относятся к 5 в. до н. э. Кто первым высказал такую мысль, неизвестно. Только 100 лет спустя Аристотель привел тому доказательства. В 5 в. греки заимствовали у вавилонян также результаты наблюдений за планетами, разработали на их основе правильную концепцию очередности расположения планет относительно друг друга. Впервые она была высказана пифагорейцем Филолаем: включ. в планетарный ряд Земля 24-часовым периодом обращения вызывает смену дня и ночи. Столь же плодотворной была высказанная Филолаем мысль, что удаление планет зависит от математическо-музыкальных пропорций. Чтобы число космич. тел было совершенным (т. е. равным десяти) и воплощало полноту бытия, между «центральным огнем» и Землей постулировалась невидимая Антиземля. На базе этого постулата платониками и пифагорейцами было разработано множество планетарных теорий, нашедших свое наивысшее воплощение в гелиоцентризме Аристарха Самосского. Ев доке Книдский попытался объяснить прямые и попятные движения планет, а также их неподвижность с помощью теории концентрич. сфер. Аристотель дал физич. интерпретацию этой математич. модели, сказав о 55 хрустальных сферах. В средние века модель Аристотеля была усложнена Фракасторо, одним из учеников Коперника, который довел число сфер до 79. Предположительно Платон, а затем Гераклид Понтийский и другие выдвинули идею о вращении Земли. Примерно в то же время была разработана т. н. егип. система, согласно которой Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца, которое в свою очередь вместе с остальными планетами обращается вокруг Земли. Важное значение имела разработанная Аристархом Самосским гелиоцентрич. система мира, однако, несмотря на ее усовершенствование Селевком из Селевкии, эта теория не имела широкого распространения. Это объяснялось ее несовместимостью с предлож. Аристотелем картиной мироздания, в центре которого помещалась неподвижная Земля. На основании гелиоцентризма Аполлоний Пергский разработал теорию эпициклич. и эксцентрич. форм движения. Гиппарх из Вифинии заложил основу эмпирич. исследований. Им были получены более точные результаты аномалий движения Солнца и с использованием составл. за столетие до него звездного каталога открыто предварение равноденствий, или прецессии (т. е. медл. перемещение точки весеннего равноденствия по эклиптике). Результаты, получ. Аполлонием и Гиппархом, были улучшены Птолемеем; в своем труде «Альмагест» он дал почти такое же верное описание кинематики планет с помощью эксцентрич. теории эпициклов, какое было сделано позднее Кеплером с помощью эллипсов. Кроме того, им была открыта одна из мн. аномалий движения Луны. В «Альмагесте» Птолемей описал астролябию, один из важнейших наряду с гномоном астрономич. инструментов. Система Птолемея занимала в средние века вместе с теорией гомоцентрич. сфер центральное место. Однако существовали и религиозно-мифич. представления. Так, в 6 в. Косма Индикоплов проповедовал библейские представления о плоской Земле. Благодаря влиянию арабов, заимствовавших и переработавших античное наследие, в 12 - 13 вв. в монастырских школах проводятся астрономич. исследования. Плодотворное развитие греч. А. было продолжено 18 столетий спустя Николаем Коперником, рассматривавшим свой труд как прямое продолжение залож. в «Альмагесте» идей.

АСТУРИЯ

АСТУРИЯ - земля античных астурийцев, простиравшаяся в древности от берегов Кантабрийского м. до р. Дуэро. А. славилась своими золотыми приисками и коневодством.

АТА

АТА (греч.), богиня, олицетворение мгнов. безумия, затуманивающего рассудок и приносящего человеку несчастье; или само несчастье, вызванное помутнением рассудка.

АТАЛАНТА

АТАЛАНТА - в греч. мифологии знаменитая аркадская красавица, охотница. А. принимала участие в охоте на калидонского вепря и получила от Мелеагра шкуру убитого зверя. Добивавшимся ее руки А. предлагала состязаться в беге и всех, кого обгоняла, пронзала копьем. Гиппомен хитростью одержал победу: по время бега он бросил на землю три золотых яблока, поднимая их, А. отстала и проиграла состязание. На этот сюжет картина Рубенса, опера Генделя.

АТАМАНТ

АТАМАНТ - сын Эола, мифич. правитель Фив. Убил собств. сына от Ино Леарха.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (греч.), отсутствие волнения, невозмутимость, душевное равновесие. Согласно Демокриту, скептич. философии Пиррона и воззрениям стоиков, идеальное душевное состояние, высшая цель и благо, а также предпосылка эвдемонии. У скептиков также - следствие воздержания от суждения.

АТЕИЗМ

АТЕИЗМ (от греч. atheos - отрицание бога), безбожие, отрицание существования бога; мировоззрение, отвергающее веру в богов вообще или веру в общепризнанных богов. В античную эпоху А. проявлялся в различных формах. Ксенофан выступал, например, против антропоморфных представлений о божествах. Ряд ярко выраж. атеистич. черт был присущ учениям софистов, киников, скептиков, Эпикура и Лукреция. Анаксагор и Сократ были обвинены в безбожии и осуждены, что свидетельствовало о преследовании за А. даже в демократич. Афинах. При этом А. проявлялся в виде отрицания общепризнанных государств, богов, а не богов вообще. Даже Эпикур признавал существование богов в пространстве между мирами. Последовательный А. был исключением; представления о богах в античных материалистич. учениях не являлись их основополагающими чертами и представляли собой скорее непоследовательность мировоззренч. позиции.

АТИМИЯ

АТИМИЯ (греч.), бесчестие, как правило ведущее к лишению гражданских прав (например, в случае подкупа должностных лиц, нечестивого обращения с родителями и др.). Психич. заболевание или проституция также могли вести к А. Восстановление в утрач. правах принималось только решением народного собрания.

АТЛАНТ

АТЛАНТ (греч. Atlas - несущий).

1. Греч, титан, сын Иапета и Климены, брат Менетия, Прометея и Эпиметея. Согласно мифу, А. должен был держать на зап. окраине земли небо в наказание за участие в борьбе титанов против богов. Гераклу, на время взвалившему на себя его ношу, А. помог достать золотые яблоки Гесперид. Лишь хитростью удалось Гераклу вновь взвалить на плечи А. небесный свод. А. считался отцом Плеяд, Гесперид и Калипсо.

2. В архитектуре А. называются мужские статуи, поддерживающие перекрытие зданий, присоедин. к стене, столбу. Один из первых подобных архитектурных элементов - А. Олимпейона в Акраганте. Позднее А. часто использовались в архитектуре барокко.

Атлант

рис. Атлант храма Зевса в Акраганте.

АТЛАНТИДА

АТЛАНТИДА (от назв. гор Атласа), согласно мифич. сказанию, А. была огромным островом, который в глубокой древности погрузился на дно Атлантического ок. Единств, свидетельство об этом мифе сохранилось в произведениях Платона «Тимей» и «Критий». Споры о том, существовала ли А. или она плод вымысла, а также где следует ее искать, начались в античные времена и не завершились и по сей день.

АТЛАС

АТЛАС - 1. Первоначально только мавретанская часть большой горной системы на С.-З. Африки, тянущаяся от атлантич. побережья Марокко до берегов Туниса; позднее вся горная система от мыса Котей (совр. мыс Спартель близ Танжера) до Сиртов. Впервые античный мир узнал о существовании гор А. из путешествий финикийцев, а затем из перипла Ганнона и плавания Полибия, предпринятого им ок. 146 до н. э. Первым из римлян, пересекшим горы А., был Светоний Паулин (42 н. э.). Подробное описание А. содержится в трудах Максима из Тира (2 в. н. э.).

2. Значение слова «А.» для обозначения сборника географич. карт не относится к античным временам, а восходит к Меркатору (16 в.): он украсил свой картографич. труд рисунком с изображением титана Атланта.

АТЛЕТ

АТЛЕТ (греч. участник состязания), первоначально А. назывались участники гимнастич., музыкальных и других состязаний за честь быть победителем в греч. полисах. Позднее, со времени кризиса полисов, А. представляли собой профессиональных спортсменов, участников спортивных агонов. А. - победителю воздавались почести и предоставлялись особые привилегии, например, права гражданина, в его честь устраивались обществ, торжества и пиршества; он освобождался от выплаты налогов и т. д. Профессиональные А. соблюдали строгий режим тренировок, диету и пр.

АТОМ

АТОМ (греч. неделимый), у греч. филосов Левкипиа и Демокрита - мельчайшие, конечные, неделимые и вечные тельца, недоступные восприятию, отличающиеся друг от друга формой и размером и существующие в бесконечном множестве; их соединения и разъединения лежат в основе возникновения и уничтожения отдельных проявлений материального мира.

АТОМИСТИКА

АТОМИСТИКА - материалистич. - философское учение, исходившее из постулата, что мир состоит из атомов и пустоты. Гл. его представителями в античную эпоху были Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Согласно Левкиппу и Демокриту, все изменения в природном мире происходят вследствие соединения, разъединения, различных положений, притяжений и отталкиваний атомов. Многообразие вещей объяснялось различной формой образующих их атомов и их разнообразным движением. Движение предопределялось наличием пустого пространства, существование которого, согласно атомистам, было столь же реально, как и существование самих атомов. Столкновения атомов в пустоте, считали атомисты, порождали вихрь, являвшийся нач. мирообразования. Даже мышление интерпретировалось как следствие определ. движений атомов. Атомистич. взгляды Демокрита были развиты Эпикуром. Он, в частности, утверждал, что разнообразие форм атомов ограниченно; что в пустоте атомы - как самые легкие, так и самые тяжелые - падают с одинаковой скоростью. Эпикур объяснял вихреобразные движения атомов случайным отклонением их от закономерных траекторий при падении в пространстве. Этим он пытался преодолеть фатализм Демокрита. У Эпикура атом служил не столько физич. объяснению мира, сколько обоснованию практич. образа жизни, т. е. его трактовка имела этич. характер. Поэма последнего из великих представителей атомистич. учения Лукреция Кара «О природе вещей» была не просто популяризацией философии Эпикура, а оригинальным научным трудом и дальнейшим развитием А. Античная А. оказала большое воздействие на развитие физики (Гассенди, Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц, Ломоносов и т. д.). Диссертация К. Маркса, защищ. им в 1841, была посвящена анализу различия между натурфилософией Демокрита и Эпикура.

АТРЕЙ

АТРЕЙ - мифич. микенск. царь, сын Пелопса и Гипподамии, внук Тантала, отец Агамемнона и Менелая. Изгнал из страны своего брата Фиеста за то, что тот соблазнил его жену Аэропу. Позднее, притворившись готовым к примирению, А. пригласил Фиеста вернуться в Микены. Когда тот прибыл, А. зарезал его сыновей и накормил отца их мясом (трагедия Сенеки «Фиест»). Вторая жена А., Пелопия, дочь Фиеста, родила сына Эгисфа, которого зачала не от А., а в греховной связи со своим отцом. Через неск. лет А. приказал Эгисфу убить Фиеста, но Эгисф узнал в Фиесте своего отца. Эгисф убил А., а позднее, жаждущий мести, и его сына Агамемнона. Одна из хорошо сохранившихся купольных гробниц близ Микен носит название «Сокровищница А.». Куполообразный свод имеет диаметр 14,5 м и высоту 13 м. Протяженность входного коридора (дромоса) 35 м, его ширина 6 м, монументальная гробница была сооружена ок. 1300 до н. э.

АТРИДЫ

АТРИДЫ - дети Атрея - Агамемнон и Менелай.

АТРИЙ

АТРИЙ (лат. помещение, почерневшее от копоти), гл. помещение в рим. доме.

АТРОПОС

АТРОПОС (греч. неотвратимая), одна из мойр.

АТТАЛ

АТТАЛ - имя неск. пергамских царей (Атталиды).

1. А. I Сотер (годы правления 241 - 197 до н. э.). Вел оборонительные войны против племен галатов и галлов. В первой рим. - македонской войне 215 - 205 выступал союзником на стороне Рима.

2. А. II Филадельф (годы правления 159 - 138 до н. э.), слыл покровителем наук и искусств.

3. А. III Филометор (годы правления 138 - 133 до н. э.). В своем завещании в 133 назначил римлян наследниками своих земель, из которых в 129 была организована рим. пров. Азия.

АТТИК

АТТИК - 1. Тит Помпоний (110 - 32 до н. э.), богатый и влиятельный рим. всадник, получил имя А. вследствие того, что более 20 лет жил в Афинах. Будучи состоятельным землевладельцем, торговцем и финансистом, старался занять в неспокойное с политич. точки зрения время нейтральную позицию между противоборствующими партиями. Это ограждало А. от посягательств на его состояние и обеспечивало посреднич. роль. Письма, написанные Цицероном, с которым А. связывала многолетняя дружба, представляют собой историч. документ той эпохи. А. являлся высокообразованным и просвещ. человеком, он снискал себе известность публикацией и распространением лит. произведений. Для этой цели он располагал образованными рабами-переписчиками. Его собств. сочинение «Хроника» («Liber annalis») - краткий хронологич. очерк об истории Рима со дня его основания. Жизнь А. подробно описана его другом Корнелием Непотом.

2. низкая надстроенная стенка, располож. над венчающим сооружение карнизом (в рим. архитектуре обычно на триумфальных арках) и предназнач. для барельефа или надписи. Встречается также в искусстве Ренессанса, барокко и классицизма.

АТТИКА

АТТИКА - полуостров на Ю.-В. средней Греции, граничащий на С. с Беотией, на З. с Мегарской областью; пл. полуострова 2200 км2, рельеф преим. горный. Горы Киферон (1409 м) и Парнас (1413 м) с отрогами образуют естеств. границу Аттической области. Другие значительные горные вершины, известные мраморными каменоломнями, - Пентеликон и Гимет. Юж. оконечность полуострова образует мыс Суний. В равнинной части полуострова расположены Афины. Элевсин и Марафон. По Афинской равнине протекают pp. Кефис и Илисс, которые в летнее время, как правило, пересыхают. Почвы в А. преим. известковые, поэтому гл. сельскохозяйств. культурами в древности были виноград, оливки и фиги. Осн. месторождения полезных ископаемых находились в Лаврионе, добывали гончарную глину, серебро и железную руду. Первые жители пришли в А. ок. 1900 до н. э. Т. к. великое переселение дорян в кон. 2-го тыс. до н. э. А. не затронуло, жители этой области считали себя автохтонами. Ок. 1000 до н. э. население А. было объединено под властью Афин. К другим значительным поселениям А. относятся Пирей, Элевсин, Форикос, Браврон и Рамнунт.

АТТИЛА

АТТИЛА (ок. 434 - 453), могуществ. царь, который обьединил под своей властью кочевой народ гуннов и другие племена (остготов, герулов, аланов). А. захватил и разграбил рим. пров. на Балканах и вынудил вост.-рим. императора Феодосия II платить дань. Во время похода против Галлии А. потерпел в 451 поражение от войск под предводительством Аэция. От осады Рима А. отказался в связи со вспышкой эпидемии в войске (якобы вследствие вмешательства папы Льва I, как это изображено на одном из полотен Рафаэля). Умер А. в своем лагере в Паннонии в ночь после своей свадьбы с Ильдекой (предполагается, германкой по происхождению). Существует версия, что смерть постигла А. от руки молодой супруги, которая отомстила ему за истребление своего народа. После кончины А. его государство распалось. В «Песне о нибелунгах» А. изображен под именем короля Этцеля.

АТТИС

АТТИС (фриг. ласкательное для слова «отец»), фриг. бог-юноша, возлюбленный Кибелы. Согласно мифу, Агдистис из ревности ввергла в безумие А., который оскопил себя и умер. Тщетно молила Агдистис Зевса, чтобы он возвратил А. жизнь; лишь тело его, по воле бога, стало недоступным тлению. Празднество в честь А. происходило в Риме с 15 по 27 марта и сопровождалось неистовыми оргиями. Остается неясным вопрос, символизировало ли это умирающую природу или было актом преодоления различий между мужчиной и женщиной путем самооскопления. В тайных обрядах (мистериях) культа А. важную роль играли тавроболии. Символом А. являлась сосна.

АТТИЦИЗМ

АТТИЦИЗМ - восходит своими корнями к нач. эллинизма и представляет собой явление, возникшее в области языковой грамматики и филологии. После смерти Александра Македонского, когда достижения в области культуры 5 - 4 вв. до н. э. принято было счи гать за образец, в Александрии и Пергаме возникла тенденция к филологич. обработке лит. и особенно поэтич. наследия. Лексикографич. и граммагич. исследования, а также связанный с издательской деятельностью александрийских грамматиков выбор «лучших из лучших» греч. авторов (т. н. Александрийский канон) привели к тому, что аттич. авторы 5 4 вв. до н. э. были возведены в ранг образцовых; лексич. арсенал и стилистика приобрели нормативную значимость. Подражание аттич. образцам стало принципом стилистики. Это повлекло бесплодную канонизацию лит. языка, вследствие чего он перестал быть живым, развивающимся общенародным греч. языком (койне), который возник в начале эллинистич. периода и лег в основу ср. - греч. яз. Свою теоретико-программную форму А. приобрел в период противоборства с риторич. стилевым направлением азианизма, в 1 в. до н. э., когда в Риме усилился интерес к греч. риторике. В противоположность «больному» азийскому стилю А. стремился к «здоровой», т. е. простой и ясной, манере изложения, которую пытался приобрести с помощью кропотливого изучения и заимствования языка классич. аттич. ораторов, в особенности Лисия. Своей вершины в греч. филологии А. достиг в кон. 1 в. до н. э. в творчестве Дионисия Галикарнасского. В рим. манеру речи А. проник ок. 50 до н. э. вследствие греч. влияния в качестве контртенденции по отношению к азийскому стилю Гортензия и других ораторов. Проводниками А. являлись т. н. «молодые аттики». Стилистич. противоборство между азианизмом и А. в рим. речи во времена Цицерона было продолжено в видоизмен. форме в 1 в. императорской эпохи. Конфронтация совр. стилистич. направления и архаич. привела в 2 в. н. э. к возникновению архаизма в рим. литературе, гл. представителем которого являлся Фронтон.

АУГМЕНТ

АУГМЕНТ (лат. приращение), приставка некоторых глагольных форм в индоевроп. языках для обозначения прошедшего времени; например в греч. . где различаются силлабич. А. в виде приставки е перед основой, начинающейся с согласной; и темпоральный А. в виде той же приставки, сливающейся с первой гласной основы в долгий гласный.

АУЛА

АУЛА (лат., греч. aule - двор), соответствовавший рим. атрию двор греч. дома; позднее, в императорскую эпоху, А. обозначала местожительство владетельных особ (в значении «двор»). В раннехристианской базилике А. представляла собой помещение для мирян. В иностранных университетах и школах А. назывались актовые залы.

АУСПИЦИЯ

АУСПИЦИЯ (лат. наблюдение за полетом птиц), предсказание будущего на основании наблюдений за поведением птиц (полетом, криками, кормлением) у авгуров.

АУТЕНТИКУМ

АУТЕНТИКУМ (новолат., греч. authentes - правитель, автор), первоначальный текст, имеющий юридич. силу экземпляр. Имеется в виду сборник 134 законов («Novellen») императора Юстиниана, лат. перевод греч. оригиналов, который изобиловал неточностями. В 12 в. книгу ошибочно принимали за служебное издание.

АУФИД

АУФИД (совр. Офанто), гл. река в Апулии, протяженностью 166 км. Берет нач. в Апеннинах, возле античной Венузии, и впадает в Адриатическое м. В античные времена ниже Канузия (совр. Каноса-ди-Пулья) А. была судоходной.

АФАНАСИЙ

АФАНАСИЙ (род. в 295, ум. в 373 в Александрии), с 328 самый знаменитый из александрийских епископов. За свою непоколебимую ортодоксальную, антиарианскую позицию А. пять раз изгонялся императорами. Его богословские, полные полемики сочинения являются важнейшим источником по истории церкви 4 в. Несмотря на классич. образование, А. уделял мало внимания лит. форме своих трудов. Его легендарное произведение «Жизнеописание Великого Антония» («Vita S. Antonii») служило примером для подражания последующим поколениям агиографов и сыграло большую роль в распространении идей и форм монашества (особенно в Зап. Европе). Важны, особенно для хронологии, найд. 13 праздничных писем А. в сирийск. переводе. А. приписывалось также большое количество фиктивных сочинений.

АФИНА

АФИНА - также А. Паллада (дева), вечно девственная богиня (А. Парфенос с культовым храмом Парфеноном в Афинах), дочь Зевса. Согласно мифу, царь богов проглотил свою супругу океаниду Метиду, беременную А. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (изображение на вост. фронтоне Парфенона). Существует мнение, что А. как божество имеет догреч. происхождение. В частности, ее воинств, характер и снаряжение - шлем, копье, щит и эгида - заимствованы у богини войны и города эпохи бронзы, т. е. из той эпохи, к которой примыкал раннегреч. культ А. Победив в споре с Посейдоном, А. стала покровительницей афинского народа и даровала ему свящ. дерево - маслину (изображение на зап. фронтоне Парфенона). Как А. Полиада она покровительствовала и другим городам (например, Приене) и почиталась как богиня-победительница (например, в Пергаме). А. принимала участие в борьбе богов с гигантами и покровительствовала многим греч. героям (Диомеду, Одиссею, Гераклу). А. покровительствовала также развитию ремесел и охраняла их. Как богиня мудрости и разума А. покровительствовала наукам (статуя А. из Пергамской библиотеки). Она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, строить и управлять колесницами (как опытная участница поединков колесниц). А. передала людям искусство строить корабли, научила женщин прясть и ткать, даровала жителям земли флейту, законы и учредила ареопаг. Функции, которые исполняла богиня, отражали обществ, и социальный статус ее почитателей. Так, очевидно при Писистрате, она стала покровительницей Афин, ремесленников и отдельных ремесел. В период правления Перикла произошло ее превращение в богиню мира (например, статуя А. Лемнии). Ее культовыми животными были сова (отсюда прозвище «совоокая») и змея, а свящ. деревом - маслина. В Риме с А. отождествляли Минерву. А., как правило, изображали в виде суровой и величеств, девы в шлеме, с копьем, щитом и эгидой. От знаменитого культового изображения А. - покрытой слоновой костью и золотом гигантской статуи работы Фидия, сделанной в 30-х гг. 5 в. до н. э. и стоявшей в Парфеноне на Афинском акрополе, - сохранился ряд копий и реплик (например, статуя А. из Пергама, голова А. в Копенгагене, гемма Аспасия и другие). Статуя А. Лемнии, также выполн. Фидием и установл. на Афинском акрополе в нач. 2-й пол. 5 в. до н. э., отождествляется с сохранившимися до наших дней фрагментами статуи, наиболее выразительные из которых хранятся в Дрездене и Болонье (голова). На ней А. представлена в облике умиротвор. богини, олицетворяющей тогдашний миролюбивый политич. курс Афин. Многочисл. статуи А. 5 и 4 вв. до н. э. отражают стремление Афин и возглавляемого ими союза восстановить прежние позиции. Пергамский ренессанс образа А. в эллинизме явился выражением притязаний атталидов по отношению к классич. наследию (изображение А. на фризе Пергамского алтаря). Об А. - живописные полотна Боттичелли и Рубенса, комедия Г. Сакса «Паллада и Венера».

АФИНЕЙ

АФИНЕЙ (ок. 200 н. э.), греч. грамматик из егип. Навкратиса. Кроме прочего, написал предположительно после 192 частично утрач. сочинение «Пирующие ученые» («Deipnosophistai») в 15 книгах. В этом произведении А. в подражание Платону описывает воображаемую застольную трапезу примерно 30 ученых мужей, беседующих о различных областях искусства, культуры, литературы и грамматики в доме одного из рим. государств, служащих. Ценность сочинения в том, что оно содержит целый ряд тщательно подобранных и обширных цитат из мн. утерянных сочинений, особенно эллинистич. периода.

АФИНСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ

АФИНСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ (Аттический) совр. обозначение двух возглавляемых Афинами союзов, куда входили города, располож. главным образом на островах и берегах Эгейского м.

1. А. м. с, образованный в 478 - 477 до н. э., - антиперс, объединение греч. государств. Его цель - продолжение войны с Персией за освобождение греч. городов, лежащих в М. Азии. В этом союзе Спарта не участвовала. В создании и расширении А. м. с. видную роль сыграли Аристид и Кимон. Союз представлял собой симмахию на «вечные» времена. Верховная власть принадлежала Афинам. Гл. руководящий орган - союзный совет - располагался на о. Делос (отсюда также назв. Делосский союз). Здесь же находилась до перемещения в Афины в 454 управляемая десятью афинскими гелленотамеями союзная казна. Лишь наиболее крупные члены А. м. с. - острова Хиос, Лесбос, Самос, первоначально Наксос и Фасос - предоставляли для участия в оперативных союзных действиях военные корабли. Другие участвовавшие в союзе города ограничивались денежными взносами (форосом) и, т. о., полностью зависели от Афин. Сумма ежегодного взноса составляла 460 талантов, однако позднее, в 425 - 424, Клеон увеличил ее до 1460 талантов. В 454 союз охватывал 208 добровольных и вынужд. членов, чьи интересы он успешно защищал, развивая торговлю и обеспечивая надежность ее коммуникаций. По этой причине осн. опору союза составляло купечество и ремесленники. С заключением т. н. Каллиева мира в 449 осн. цель союза была достигнута. С этого момента все отчетливее начинает проявляться стремление Афин превратить А. м. с. в свой протекторат. Отныне Афины свободно распоряжались средствами, получ. от сбора фороса (включая ассигнования для выплаты денежного содержания афинским гражданам и расширения Акрополя); афинск. денежная система стала для всех обязательной; в Афинах проходили судебные процессы по делам союзников. В итоге дело дошло до того, что на терр. союзников стали вводиться колонисты из Афин (т. н. клерухи). Это привело к попыткам выхода из А. м. с. (469 - Наксос, в 463 - Фасос, в 446 - Эвбея, в 440 - Самос, в 432 - Потидея, в 428 - Лесбос и т. д.). Однако эти попытки были подавлены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело к распаду А. м. с. Мн. из бывших союзников оказались под игом Персии или Спарты.

2. Второй А. м. с. Примерно с 395 до н. э. Афины вновь начали предпринимать усилия по оживлению А. м. с. Он был воссоздан в 378 - 377 после освобождения от спартанского господства. Членам союза была обещана полная автономия. Города, располож. в М. Азии, на этот раз не были включены в состав союза, дабы не нарушать условия заключения мира. С потерей Спартой (против которой и была в первую очередь направлена деятельность союза) своего господствующего положения, и А. м. с. также утратил свое значение. Мн. из членов союза, которых насчитывалось ок. 75, вышли из его состава. После завершения межсоюзной войны 357 - 355 А. м. с. сохранял до 337 до н. э. незначительное политич. влияние.

АФИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФОН

АФОН - гора высотой 2033 м на одноим. гористом и лесистом полуострове в Эгейском м., одном из трех выступов Халкидского полуострова. Располож. в юж. части полуострова гигантские скалы служили в древности ориентиром для мореплавателей. У берегов А. в 492 до н. э. потерпел крушение флот Мардония. В 480 до н. э. по приказу Ксеркса в самом узком месте полуострова был прорыт канал, русло которого до сих пор хорошо различимо. В византийскую эпоху, начиная с 10 в., возле А. возникли многочисл. монастыри. Монашеская республика свящ. горы А. легла в сюжетную основу «Утопии» Томаса Мора. В монастырских библиотеках хранятся в наст, время более 12 тыс. др. рукописей, преим. богословского содержания.

АФРИКА

АФРИКА - первоначально терр., названная римлянами по имени жившего в прилегающей к Карфагену местности племени афров (этимология спорна). Позднее римляне подразумевали под А. все юж. побережье Средиземного м. В широком смысле А. (греки называли ее Ливией) рассматривалась как часть Азии. Однако Геродот, например, считал ее отдельной частью света с границей по р. Нил. История открытия. Первые сведения о стране и ее населении относятся к 3-му тыс. до н. э., когда егип. мореплаватели и торговцы проникли в легендарную страну Пунт, располож. примерно на терр. совр. Сомали. Ок. 1000 до н. э. для исследования новой страны снаряжаются неск. экспедиций. В сер. 10 в. израильтяне и финикийцы предприняли мор. экспедицию в легендарную страну Офир. В 9 в. до н. э. сев. побережье А. было колонизировано финикийцами, которые ок. 815 основали Карфаген. Очевидно, в тот же период они открыли и Канарские острова. Основываясь на достигнутых успехах, др. народы вели исследование А. в двух направлениях: огибали ее берега мор. путем и искали истоки Нила. Согласно преданию (Геродот), егип. фараон Нехо снарядил финикийск. корабли, которые, начав свое плавание из Красного м., обогнули мыс Доброй Надежды и достигли Средиземного м. В кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. карфагенец Ганнон совершил путешествие в обратном направлении - через Геркулесовы столбы (Гибралтарский прол.) от зап. побережья А. до Гвинейского зал. (Габон). Что касается истоков Нила, то древние полагали, что они находятся либо на З., либо на В. страны, за экваториальным поясом. Высказывалось также мнение, что они лежали чуть ли не в Индии, т. к. в водах Инда и Ганга были обнаружены обитавшие, как и в Ниле, крокодилы. Аристотель справедливо связывал причину наводнений в зоне Нила (этой проблемой занимался еще Фалес) с летним периодом дождей в горных районах Эфиопии. Ок. 60 н. э император Нерон послал экспедицию, которой удалось достичь лишь болотистой местности в верхнем течении Нила. Позднее, в 100, рим. экспедиция под руководством Юлия Матерна продвинулась дальше и дошла до района оз. Чад. История освоения А. греками началась в сер. 7 в. до н. э., когда доряне, жители о. Фера в Кикладском архипелаге, основали свою колонию Кирена. Рим. колонии в Сев. А. возникли в 146 до н. э., после 3-й Пунической войны, когда был разрушен Карфаген, истреблены или обращены в рабство его жители. В период принципата захвач. римлянами области Африканского материка, включая Египет, были разделены на следующие пров.: Египет (с 30 до н. э.), Киренаика (с 74 до н. э., объедин. с Критом в 27 до н. э.), Проконсульская А., Нумидия, Кесарийская и Тингитанская Мавретании (обе последних аннексированы ок. 40 н. э.). Расцвет рим. пров. датируется, как правило, 2 - 4 вв. н. э. Свидетельством тому служат руины неск. городов, раскопки которых систематически ведутся с 19 в. Упадок рим. культуры на Африканском континенте и постеп. переход к феодализму датируются 4 в., т. е. периодом вторжения варваров (429) в пределы А. (в 439 ими был захвачен Карфаген). Со времени разгрома владений вандалов Велизарием (534) и вплоть до завоевания арабами в 670 (Карфаген был покорен ими в 679) А. была пров. (экзархатом) Византийской империи. Старые вост. пров. принадлежали начиная с периода правления Диоклетиана к Dioecesis Orientis (Восточному округу), а впоследствии к отделившейся от него Египетской епархии. Терр. рим. пров. А. была идентична карфагенской области, которая была захвачена римлянами в 146 до н. э. В 46 до н. э., после поражения нумидийского царя Юбы, Нумидия была провозглашена пров. Africa nova (Новая А.). Однако после короткого периода формальной самостоятельности при Юбе II (30 - 25 до н. э.) Новая А. была объединена в период правления Септимия Севера с пров. Africa vetus (Старая А.) и стала вновь самостоятельной лишь в 193 - 208 н. э. В 39 н. э. часть Нумидии с г. Кирта (совр. Константина) была отторгнута от сенатской Проконсульской А. (прибрежная область с гг. Карфаген, Утика, Гиппон, Лепсис, Магна и другими центрами рим. культуры), как терр., находившаяся под правлением военных властей. Согласно новому территориальному делению Империи, введ. Диоклетианом, А. была преобразована в епархию.

АФРОДИТА

АФРОДИТА - греч. богиня любви и красоты (рим. Венера). У Гомера А. - дочь Зевса и Дионы; согласно Гесиоду, она родилась из морской пены (отсюда прозвище А. Анадиомена, т. е. «рожденная из пены»). Супруга Гефеста, изменившая ему с Аресом; от Ареса родила сына Эрота, бога любви (рим. Амур). Смерть Адониса, возлюбленного А., принесла ей огромное горе. От Анхиса у А. был сын Эней. Во время спора, вызванного Эридой, о том, какая богиня - Гера, Афина или А. - самая красивая, Парис отдал яблоко А. в знак ее предпочтения. За это А. помогла ему похитить Елену. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне А. была на стороне Трои. А. как божество была заимствована греками из ближневост. культов. В ней соединились черты семит, богини плодородия, любви и неба Астарты с обликом малоазийск. Великой матери. Проституция рабынь при культовых храмах А. в Коринфе и на Эриксе пришла, очевидно, с Востока. Наиболее значительные культовые сооружения, воздвигнутые в честь А., находятся на Кипре (отсюда прозвище богини Киприда), в Кифере (поэтому - Киферея) и на горе Эрике в Сицилии (поэтому - Эрикина). В культе А. свящ. считались мирт, горубь, воробей и заяц. Богиня часто изображалась в скульптуре и на вазовой росписи. Наиболее известны статуя А. работы Алкамена, статуя работы Праксителя (А. Книдская), Лисиппа (А. из Капуи), статуя А. из Мелоса и А. из Кирены. В послеантичном искусстве образ А. встречается во мн. художеств, произведениях, причем чаще ее называли лат. именем Венера (полотна Пуссена, Тьеполо, опера Орфа).

АФРОДИТА КНИДСКАЯ

АФРОДИТА КНИДСКАЯ - мраморная статуя работы афинского скульптора Праксителя (4 в. до н. э.).

АФФЕКТ

АФФЕКТ (греч. pathos, лат. affectus, passio). В отношении античной философии к А., к которым причислялись радость, печаль, желание, страх, сострадание, раскаяние и гнев, можно различить три осн. линии: 1. Признание А. (но только подвластного контролю) как чего-либо оправданного для человека (в перипатетич. философии); 2. Принципиальное отрицание А., нарушающего разумное, рассудительное поведение (у стоиков); 3. Дифференциация и сублимация желания в целях облагораживания (у Эпикура).

АХАЙЯ

АХАЙЯ (лат. Achaia), область, насел, ахейцами на С. Пелопоннеса. После победы над Македонией римляне подразумевали под А. всю Грецию (как часть македонской пров.; с 27 до н. э. - сенатская пров. с центром в Коринфе). В 67 н. э., в период правления Нерона, греки получили освобождение от налогов. С 395 А. являлась частью Восточной Римской империи.

АХАРНЫ

АХАРНЫ - самая большая область (дем) в др. Аттике, располож. к С. от Афин на плодородной равнине. Славилась производством древесного угля, получаемого в лесах, лежащих у подножия горы Парнас. В честь жителей этой области Аристофан назвал одну из своих комедий «Ахарняне».

АХЕЙСКИЙ СОЮЗ

АХЕЙСКИЙ СОЮЗ - Был образован в 280 до н. э. в результате объединения пелопоннесских государств. Вместе с Этолийским союзом (образован ок. 370 до н. э. в Центральной Греции) представлял политич. и военный противовес македонск. господству. Устав союза был умеренно-демократич. (единое гражданство, широкая автономия союзников, единая внешняя политика, исполнительная власть и стратегия; ежегодно избираемый наварх). При Арате Сикионском А. с. вел успешные боевые действия против Македонии. Заключ. со Спартой союз перерос в дальнейшем вследствие претензий Спарты на господство во вражду с ней. Филопеен, преемник Арата, пытался укрепить А. с. Однако он фактически распался из-за распрей еще до того, как римляне одержали победу над Персеем при Пидне (168 до н. э.). Ок. тысячи ахейцев, преим. представителей враждебно настроенной по отношению к Риму знати (среди них и Полибий), были угнаны в Италию. В 146 до н. э. А. с. был побежден римлянами в ходе войны (во время которой был разрушен Коринф) с поддерживаемой Римом Спартой. Победа римлян над А. с. положила конец политич. самостоятельности Греции. Ахайя была включена в рим. пров. Македония и в 27 до н. э. была преобразована в отдельную сенатскую пров. Ахайя.

АХЕЙЦЫ

АХЕЙЦЫ - одно из др. греч. племен. История А. восходит своим началом примерно к 1900 до н. э. Во 2-м тыс. до н. э. А. заселяли сев.-вост. часть Фессалии и гористое побережье Пелопоннеса, где первоначально жили ионийцы. А. сохранили основанный ионийцами Союз 12 городов. Сакральным центром союза явился храм Посейдона в Геликоне. А. активно участвовали в колонизации материковой части Греции и ее островов. После победы спартанцев над А. при Мантинее (419 до н. э.) демократия, порядки ахейских полисов изменяются на олигархия. В период войн диадохов образовался новый Ахейский союз. В поэмах Гомера А. называются все греки.

АХЕЛОЙ

АХЕЛОЙ (лат. Achelous, устар. назв. Аспропотамос - белая река). Самая значительная и полноводная река в Греции протяженностью 220 км. Берет начало в горах Пин да и впадает в Патрасский зал. В греч. мифологии А., сын Океана и Тефиды, считался богом реки того же назв. Оспаривал у Геракла руку Деяниры, однако был побежден. Во время поединка А. превратился сначала в змею, потом в быка, которому Геракл отломал один рог. Позднее А. обменял его на рог Амалтеи.

АХЕМЕНИДЫ

АХЕМЕНИДЫ - династия др. - перс, царей, берущая нач. от мифич. царя Гахаманиса (греч. Ахаменес). Как предполагается, Дарию I (522 - 486 до н. э.) предшествовали восемь правителей из рода А., среди которых были Кир II (559 - 529) и Камбис (529 - 522). За Дарием следовали Ксеркс (486 - 465), Артаксеркс I (464-425), Ксеркс II (425-424), Дарий II (424 - 404), Артаксеркс II (404 - 358), Артаксеркс III (358 - 338), Арсис (338 - 336) и Дарий III (336 - 330).

АХЕН

АХЕН (лат. Aquae Granni - Купальня Гранна), рим. поселение 1 в. н. э., известное своими термами и культом Аполлона (в кельт, яз. Грани). Осн. достопримечательностью А. является собор, построенный по указу Карла Великого. Центральную часть собора образует воздвигнутая архитектором Одо фон Метцом в 796 - 805 по византийским образцам (церковь Сан Витале в Равенне) капелла (т. н. мюнстер). Она была воздвигнута в честь принятия рим. имперской доктрины франк, королем, который и похоронен в ней. В 813 - 1531 служила местом коронации франк, и нем. королей.

АХЕРОН

АХЕРОН - в греч. мифологии болотистая, медленно текущая река в подземном царстве, через которую души умерших, чтобы достичь потустороннего мира, переправлялись в челне Харона. Миф об А. навеян в определ. степени рекой А. в Эпире (Феспронтия), протекающей в мрачной долине, местами под землей, через болотистое Ахерусийское оз. и впадающей в Ионическое м.

АХЕРУЗИЯ

АХЕРУЗИЯ - назв. неск. озер, с которыми связывали представление о вратах в преисподнюю. Расположены в Эпире, Кампании и Вифинии.

АХИЛЛ

АХИЛЛ (лат. Achilleus, Achilles), сын Пелея и Фетиды; один из храбрейших греч. героев, осаждавших Трою. Мать А., желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса. Лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята», т. е. уязвимое место). А. был отдан на воспитание кентавру Хирону. По предсказанию А. либо должен был погибнуть у стен Трои, либо прожить долгую героич. жизнь. Мать переодела его в женское платье и укрыла у царя Ликомеда на о. Скирос. Одна из дочерей Ликомеда, Деидамия, стала женой А. и родила сына Неоптолема. Согласно предсказанию, Троя не могла быть завоевана без участия А. Прибегнув к хитрости, Одиссей отыскал А. и отправился с ним на войну, где А. совершил многочисл. подвиги. Когда на десятом году осады города Агамемнон отнял у А. пленницу Брисеиду, тот в гневе отказался воевать дальше. Узнав о гибели своего друга Патрокла от руки Гектора, А. вновь бросается в сражение, чтобы отомстить Гектору. Их поединок заканчивается гибелью Гектора. Погиб А. от стрелы Париса, которую Аполлон направил в его пяту. Гнев А. - осн. тема «Илиады». А. был любимым героем греч. художников и поэтов. Ему посвящены многочисл. рисунки на вазах. Миф об А. стал сюжетом позднейших произведений живописи (Ван Дейк, Рубенс, Тьеполо, Пуссен). Любовь А. к Деидамии была положена в основу неск. опер, а отношения А. с Пентесилеей и Поликсеной стали сюжетом лит. произведений.

АХИЛЛ ТАТИЙ

АХИЛЛ ТАТИЙ - или Таций (лат. Achilleus Tatius), греч. писатель из Александрии. В кон. 2 в. написал любовный роман «Левкиппа и Клитофон» в 8 книгах; как было принято в греч. романах того времени, влюбленную пару сначала разлучают, потом они после мн. приключений и опасностей окончательно соединяются. Роман, написанный простым языком, принадлежит с лит. точки зрения к одному из лучших в своем жанре.

АЭД

АЭД (греч. певец, поэт, заклинатель), во времена Гомера - поэт и певец, аккомпанировавший себе на четырехструнной лире. В античную эпоху профессиональный певец приравнивался по положению в обществе к прорицателю, врачу и архитектору, т. е. занимал более высокую социальную ступень, чем, например, художник или скульптор. Нередко и представители аристократии в часы досуга брали в руки лиру. Др. греки полагали, что героич. песни вкладывались в уста А. самими богами. Слепота часто служила отличительным признаком певца, которому, как считали, певческая муза досталась вместо зрения. Чаще всего пение А. сопровождало трапезы и танцы. Ок. 700 до н. э. искусство А. разделилось на два направления - декламацию эпич. отрывков рапсодами и кифародию, т. е. лирич. сольное пение под аккомпанемент кифары.

АЭЦИЙ

АЭЦИЙ - врач из Амиды в Месопотамии, живший в 6 в., лейб-медик при византийском дворе. Автор медицинского труда в 16 книгах, содержащего наряду с выдержками, преим. из более ранних источников, в осн. из трудов Галена, также суеверные представления и элементы магии.

АЭЦИЙ ФЛАВИЙ

АЭЦИЙ ФЛАВИЙ (род. ок. 390 в семье начальника конницы Гауденция в Дуросторуме (Силистрия) на Дунае, убит в 454 в Риме), полководец, один из последних защитников Западной Римской империи. В 425 А. Ф., поддерживаемый гуннскими воинами, добился назначения на высшие руководящие посты в Западной Римской империи: неоднократно избирался консулом, получил звание патриция. Стремясь свергнуть его, императрица Галла Плацидия отозвала в Италию командовавшего в Африке Бонифация. Несмотря на это, А. Ф. вновь занял пост имперского главнокомандующего в 432. В 450 хорошие отношения, связывавшие А. Ф. с гуннами, были нарушены. В 451 на Каталаунеких полях он во главе войска, состоявшего из германцев и аланов, одержал при поддержке вестготов победу над предводителем гуннов Аттилой. 21. 09. 454, во время аудиенции на Палатинском холме, А. Ф. был убит императором Валентинианом III, т. к. настойчиво добивался обещанной его сыну руки императорской дочери Евдокии. В своей деятельности А. Ф. опирался в первую очередь на могуществ. прослойку сенатской знати, предшественницу будущего класса феодалов.

АЯКС

АЯКС - латинизированная форма имени Эант.

АЯКСЫ

АЯКСЫ - в греч. мифологии два героя Троянской войны, возникновение легенды о которых восходит, очевидно, к одному и тому же мифич. персонажу.

1. Большой А., сын саламинского царя Теламона и Перибеи (или Перибойи); после Ахилла самый сильный и отважный герой Троянской войны. Он отбил у троянцев труп Ахилла, но был побежден Одиссеем в споре за его доспехи. Из-за этого А. впал в неистовство и истребил стадо овец, приняв их за врагов. Когда рассудок вернулся к нему, А. пронзил себя мечом. На этот сюжет трагедия Софокла, скульптура Кановы, опера Скарлатти.

2. Малый А., сын локридского царя Оилея, выступил с 40 кораблями против Трои. При взятии Трои А. оскорбил богиню Афину, обесчестив в ее храме Кассандру. За это Афина и Посейдон вызвали кораблекрушение, и А. утонул. На этот сюжет картина Рубенса.

Предыдущая страница Следующая страница