Словарь античности
Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЖ"-"КОП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЖ"-"КОП")

КОЖА

КОЖА - На протяжении эпохи античности К. шла на изготовление обуви. Уже в 8 в. до н. э. из кожи также иногда изготовляли перчатки, но в осн. меха для перевозки масел и вина. Места стыка кожаных полотен в мехах склеивали смолой и дегтем, а концы связывали петлями. С целью сохранения специфич. вкуса в Греции до сих пор «смолят» вина. К. предназначалась также для изготовления воздуходувных мехов, сумок, вьюков, ремней, стремян, седел (скаковые седла изготовлялись из шкур животных или войлочных покрывал), бичей (для истязаний рабов и стегания лошадей), упряжи для лошадей, запрягаемых в колесницу, полотен для накрывания колесниц, мячей. Из К. изготовляли военное снаряжение (обшивка щитов, прокладка для шлемов, поножи, которые с 5 в. до н. э. обивались металлич. пластинками, и даже паруса). Некоторое количество К. шло на производство писчего материала, а после появления пергамента также и переплетов. Из-за рубежа ввозили выкраш. в различные цвета К. экзотич. животных, считавшуюся предметом роскоши.

КОЗА

КОЗА (греч. aix, лат. сарга). Вероятно, К. была первым одомашн. жвачным животным (находки в Иерихоне в 7-м тыс. до н. э.). В эпоху античности в засушливых областях К. использовалась главным образом для производства молока, т. к. там было невозможно разведение крупного рогатого скота и овец. Находки на терр. Греции позволяют предположить, что в раннее время разводились породы с различными формами рогов. К. использовались также как вьючные животные. Козлы, мясо которых очень ценилось, нередко использовались в качестве жертв, животных. Шкуры К. с древнейших времен служили в качестве бурдюков для воды. Шерсть К. обрабатывалась так же, как и овечья. На дельфийских монетах изображался Посейдон с К. Римляне находили К. разнообразное применение.

КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ

КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ - александрийский купец 6 в. н. э.; путешествовал по Аравии, Эфиопии, был в Индии и на Цейлоне. В сочинении «Христианская топография» (ок. 547) он отверг птолемеевскую систему мира и изложил другую космологич. систему, соответствующую христианскому учению. Землю он представлял в виде плоского диска, а не шара. Интересны также географич. и историко-культурные разделы его сочинения, в которых содержатся сведения об Эфиопии, Юж. Аравии, Индии и Китае, а также о торговых отношениях в этими странами. К описаниям прилагаются рисунки, сделанные от руки, с изображениями инд. животных и растений.

КОЙНЕ

КОЙНЕ (греч.), «общий язык» всех греков, сформировавшийся в период эллинизма в процессе создания державы Александра Македонского. В К. растворились все диалекты греч. яз.

КОКАЛ

КОКАЛ (лат. Cocalus), в мифологии - царь сиканов, оказавший гостеприимство Дедалу, улетевшему с Крита. Убил Миноса, требовавшего выдать ему Дедала.

КОЛДОВСТВО

КОЛДОВСТВО - волшебный обряд как составная часть магии, предпринимаемый с целью благоприятствования или препятствования человеч. действиям, природным условиям (погода, плодородие, здоровье) или окружающей человека обстановке (вражда, любовь, жизнь, смерть). В античности были известны все виды К.: заколдовывание, расколдовывание, обереги и наговоры. В качестве магич. средств использовались растения (зелья), животные и части их тел, человеч. кровь и семя, различные металлоиды и металлы, оливковое масло, вино и мастика. Сведения по античному К. содержатся у Ямвлиха, Платона, Плиния Старшего и Овидия. В античности существовала обширная колдовская литература, заимствованная из Вавилона и Египта. Официально К. было запрещено (Законы 12 таблиц, Кодекс Юстиниана), однако некоторые его виды стали частью государств, культа (луперкалии, лустрации, мантика, оракулы). Родиной К. греки считали Фессалию, позднее - Восток; на место Гекаты, Гермеса, Медеи и Кирки вскоре пришли божества и демоны вост. народов. К. в виде теургии и оккультизма вошло в состав гносиса и эллинистич. теософии неопифагорейцев и неоплатоников, например Аполлония Тианского и Порфирия. Этот вид К. преобладал в колдовской литературе вплоть до средневековья и нового времени. В качестве магич. формул служили формула «Сеятеля», магич. ряды гласных, «эфесские письмена», алфавит, цитаты из священных книг, назв. звезд и планет.

КОЛЕСО

КОЛЕСО - Греко-этрусско-рим. мир перенял К. от более др. культур, причем к исконным формам были добавлены важные нововведения из кельтского ареала, в частности железные ободья (ок. 500 до н. э.). Продолжало применяться для перевозки не слишком тяжелых грузов древнейшее дисковое К. Кроме того, использовалось примитивное К. с поперечными и К. с радиальными спицами, число которых колебалось от 4 до 8, а в кельтском регионе даже до 10 - 14. Существовало также отлитое из бронзы К. с закрепл. посредством заклепок накладным деревянным косяком. Возможно, что ступицы бронзового литья были изобретены римлянами и от них позднее перешли к кельтам; последние в позднереспубликанскую эпоху изобрели К. на роликовых подшипниках скольжения (конструкция, предшествовавшая шариковым подшипникам). К. применялось не только в повозках, где оно имело диаметр ок. 80 см, но также, по образцу вост. культур, в качестве вала в подъемных механизмах. В эллинистич. эпоху было изобретено зубчатое К., а в императорское время - различные виды водяных К., как-то: водоподъемное и мельничное.

Колесо

рис. Колесо, а - дисковое колесо для крытой повозки (глиняная модель с Крымского полуострова, 3 в. до н. э.); b - колесо с поперечными спицами (с чернофигурной вазы 6 в. до н. э.); с - колесная ступица для роликового подшипника скольжения повозки из Дийбьерга (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.).

КОЛИЗЕЙ

КОЛИЗЕЙ (лат. Colosseum), самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира. Назв. получил от колосса, стоявшего поблизости от амфитеатра; по начальному замыслу это был колосс Нерона. Амфитеатр был построен при Флавиях, а в 80 н. э. освящен императором Титом как Amphitheatrum Flavium; в честь этого события были проведены стодневные игры. В плане К. представляет собой эллипс с окружностью 524 м, дл. большой оси - 188 м, малой оси 156 м (большая ось арены составляет 86, малая - 54 м); амфитеатр вмещал ок. 50 000 зрителей; для быстрейшего входа и выхода существовала продуманная система лестниц. При высоте 48,5 м К. был разделен на четыре огромных яруса, а наружная часть - на три аркады, располагавшиеся одна над другой; каждая имела по 80 арок. В верхнем ярусе, украш. колоннадой, было укреплено 240 мачт для натягивания тента. Под ареной находились коридоры, вылож. камнем, клетки для зверей и помещения для хранения реквизита. Вплоть до 405 в К. проводились гладиаторские бои, а до 526 - травля зверей. С тех пор руины К. использовались как каменоломня, и только с сер. 19 в. стали приниматься меры, направл. на предотвращение дальнейшего его разрушения.

КОЛИЧЕСТВО СЛОГА

КОЛИЧЕСТВО СЛОГА (лат. quantitas). В греч. и лат. яз. каждый слог по правилам просодии определяется количественно, т. е. как краткий или долгий. На количестве слога основано античное стихосложение: если стихотворный ритм, например, новой европейской поэзии возникает из последовательности ударных и безударных слогов (обозначаются соответственно х и х; акцентная метрика), то в античном стихе он появляется благодаря упорядоч. чередованию долгих и кратких слогов (обозначаемый соответственно - и - ; квантитативная метрика). Словесное ударение (музыкальное) играет лишь второстепенную роль. В наст, время античные стихи читаются, как правило, с силовым ударением, т. е. сильная доля выделяется путем увеличения интенсивности звука.

КОЛЛЕГИИ

КОЛЛЕГИИ (лат. товарищества, совместная государств, служба), общности равных по положению людей, основанные на их тесном сотрудничестве (например, К. жрецов), объединения отдельных профессиональных групп. Согласно античной традиции, первые К. ремесленников возникли в Риме еще в царский период. Эти данные можно подвергнуть сомнению, однако упоминание о К. есть в Законах 12 таблиц (Leges XII tabularum, 449). В 1 в. до н. э. К. участвовали в социальной борьбе городского плебса и потому подвергались преследованиям со стороны сената и Цезаря; частично они были распущены. В императорскую эпоху К. находились под строгим контролем государства как в Риме, так и в пров.; часто они выполняли культовые функции (совместное поклонение общим богам-покровителям, совершение погребальных обрядов). В 3 - 4 вв. К. ремесленников преобразовывались в государств, корпорации принудительного типа, что имело целью обеспечение армии и гарантировало равномерное поступление налогов (существовал запрет на смену места работы).

КОЛЛЯЦИЯ

КОЛЛЯЦИЯ - систематич. исследование рукописей к.-л. произведения или документа (в оригинале или в виде фотокопий или микрофильмов), в ходе которого отмечаются все отклонения от осн. рукописи; в результате устанавливается зависимость рукописей друг от друга.

КОЛОН

КОЛОН (лат. colonus).

1. В лат. яз. синоним слова «rusticus» или «agricola» (земледелец в широком смысле).

2. Жители рим. колоний в Италии и пров.

3. Арендаторы земли, главным образом мелкие. К. выплачивали землевладельцу денежную аренду или выполняли в его пользу натуральные повинности, а взамен получали право обрабатывать арендованный участок земли. Вместе с тем они могли иметь свою собств. землю и обрабатывать ее. В поздней Империи К. представляли собой зависимый слой сельского населения. К кон. 3 в. они были прикреплены к земле своего хозяина и уже не могли уйти от него. Так юридич. права К. и свобода их передвижения оказались сильно огранич. Императоры, начиная с Константина I, принимали множество постановлений, касающихся правового и социального положения К. Наличие экономически самостоятельного хозяйства сближало их со Ср.-век. крепостными, а в классовом отношении их положение в эпоху поздней античности более походило на положение рабов. К. являлись предшественниками Ср.-век. крепостных, но не следует считать, что класс крепостных возник непосредственно из позднеантичной прослойки К. Так, Ф. Энгельс писал: «Между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин» («Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

3. (греч. kolon - член тела, элемент периода). В метрике - спорное понятие; обычно под К. здесь понимается ритмич. единица, состоящая из двух или более стихотворных стоп, не обязательно однородных.

4. В риторике часть периода, обладающая известным смысловым единством, или более короткое самостоятельное предложение (лат. membrum).

КОЛОНАТ

КОЛОНАТ (от colere возделывать землю), форма правовой и социальной зависимости рим. земледельцев-арендаторов; закрепилась к нач. поздней Империи (домината). В результате земледельцы-арендаторы оказались фактически прикрепл. к земле землевладельцев. К. развился из хозяйства колонов со 2 в. до н. э., когда арендаторы и арендодатели были еще юридически независимы; заключ. между ними договор мог быть расторгнут. В поздней античности в связи с кризисом рабовладельч. хозяйства и экономич. невыгодностью рабского труда К. становится осн. формой эксплуатации земледельцев в сельском хозяйстве. Положение колона фактически было приравнено к положению раба, хотя юридически между ними сохранялась разница.

КОЛОНИЗАЦИЯ

КОЛОНИЗАЦИЯ - В античном мире К. первоначально была направлена на решение проблем, связанных с острой нехваткой зерна в родном городе, и только позже стала способом расширения торговых связей, средством завоевания новых земель, пригодных для сельского хозяйства. К. была непосредственно связана с расширением сферы политич. влияния (особенно это характерно для колонизаторской деятельности Афин 5 в. до н. э. и для К. в эллинистич.-рим. период), а также с развитием античной культуры. Процесс К. начался с кон. 2-го тыс. до н. э. и продолжался (с некоторыми перерывами) вплоть до эпохи ранней Римской империи.

1. Колонизаторская деятельность финикийцев (9-7 вв. до п. э.) заключалась в создании торг овых факторий на Кипре, на побережье Сев. Африки (Карфаген), в зап. Части Сицилии и на побережье Юж. Испании (например, Гадес, ныне Кадис). Шла торговля медью и серебром с Кипра и из Испании, испанской железной рудой, оловом с Британских островов или из Испании и другими товарами. Важную роль в колонизаторской деятельности финикийцев, так же как и других народов, играла работорговля.

2. Греч. К. В ходе интенсивных переселений племен Средиземноморья (ок. 1200 до н. э.) греки заселили острова Эгейского м. и зап. побережье М. Азии. Первоначально ахейцы, мигрировав из Фессалии, обосновались на Лесбосе, Тенедосе и на сев.-зап. побережье М. Азии. С этого времени они стали именоваться эолийцами. Загем ионийцы пришли из Аттики и с о. Эвбея на Кикладские острова, затем - на Хиос, Самос и, кроме того, заселили побережье М. Азии от Смирны, которая до этого была эолийским поселением, до Милета. Наконец, дорийцы колонизовали Крит, Родос и юго-зап. побережье М. Азии. Среди малоазийских греков ведущее положение вскоре заняли ионийцы; именно с ними связан первый расцвет греч. экономики и культуры.

3. Вторая, или Великая, греч. К. В 8 6 вв. до н. э. из мн. городов материковой и островной Греции, а также из греч. городов М. Азии были выведены колонии, разместившиеся почти по всему побережью Средиземного и Черного морей. Несмотря на то что процесс К. происходил спонтанно, к концу этого периода греч. колонии окаймляли оба моря. Причины К. имели прежде всего экономич. характер: перенаселение, низкая продуктивность сельского хозяйства, рост земельных владений знати за счет малоземельных крестьян. К этому следует добавить полигич. причины: усиление внутриполитич. борьбы часто приводило к насильсгв. выселению из государства представителей побежд. Партий (Архилох называл их «несчастье Греции»). Прочные оковы родового строя тормозили социальное и экономич. развитие. Новые колонии (апойкии, букв, отселения) имели прежде всего земледельч. характер, однако зачастую на первом месте оказывались торговые интересы метрополии, поэтому мн. колонии основывались в тех местах, которые были выгодны в торговом отношении. Предпосылкой появления многочисл. городов, часто далеко отстоявших друг от друга, были успехи навигационного искусства. Великая греч. К. проходила в трех направлениях: а) зап. (Сицилия, Юж. Италия, называвшаяся также Великой Грецией, иллирийское побережье, Юж. Галлия и Иберия); наиболее известные колонии - Кумы, Тарент, Сибарис, Кротон, Наксос, Сиракузы, Массилия и Эмпорий; б) сев.-вост. (Фракия, Пропонтида, Черное м.); колонии - Фасос, Кизик, Византии, Сеет, Абидос, Синопа, Трапезунд, Истрия, Ольвия, Одесс, Пантикапей, Феодосия; в) сев. (Африка); колонии - Кирена, Навкратис. Наиболее значительные метрополии - Халкида, Мегары, Коринф, Фокея и Милет. Больше всего колоний на Черноморское побережье (есть сведения, что число их достигало 90) выводил Милет. В основании колоний участвовали государств, деятели из всех социальных слоев под руководством «основателя» (ойкисга), который делил землю и занимался организацией управления во вновь основанной колонии. В дальнейшем он получал культ в основанном им городе. Поселенцы часто прибывали не только из метрополий. Колонии имели статус независимых городов-государств; с метрополией их связывали свящ. узы - общие филы, культы и т. д. Кроме того, в большинстве случаев между метрополией и колониями существовали экономич. связи. Местных жителей колонизаторы или покоряли и эксплуатировали, как илотов, или изгоняли. Из колоний вывозили в первую очередь зерно, рабов, скот, рыбу, соль, строительную древесину, изделия гончарного промысла, пряности, папирус, слоновую кость, в то время как метрополия экспортировала изделия ремесел (керамику, изделия из металла, ткани), вино и масло. К. приводила к глубоким социально-экономич. изменениям и в самой Греции. Города становились центрами экономич. жизни. Быстро развивалось ремесл. производство, а также формировался широкий слой торговцев и мореплавателей. Родовые связи слабели. Города превращались в рабовладельч. центры. Широкие торговые связи способствовали успешному развитию культуры. Зачастую социально-экономич. и культурное развитие шло в колониях быстрее, чем в метрополиях.

4. Колонизаторская деятельность Афин. На терр., принадлежащей членам Афинского морского союза, в 1-й пол. 5 в. до н. э. для укрепления политич. власти Афин над союзниками стали создаваться клерухий. Это были военные поселения, не имевшие статуса независимых городов-государств; их жители сохраняли афинское гражданство. Другая цель, преследовавшаяся при создании клерухий, - ослабить оппозицию бедных афинских граждан. Известны клерухий на Самосе, Эгине, Лесбосе (Митилена). В 404 до н. э. Афины потеряли их, хотя в 386 они вернули себе старые клерухий на Лемносе, Имбросе и Скиросе. По афинскому образцу создавал военные поселения в захвач. областях Азии Александр Македонский, имевший целью упрочить свои владения.

5. Римская К. С 4 в. до н. э. в процессе завоевания Италии Рим стал основывать гражданские колонии (coloniae civium Romanorum) с целью защиты завоеванных терр. - сначала в прибрежной области, а затем в глубине полуострова. Рим. колонии не были новыми административными единицами - они входили в рим. систему триб. Рим. и лат. колонии (жители последних имели т. н. лат. гражданство) служили сильной поддержкой для Рима в его борьбе за власть над Италийским полуостровом. Только со времен Гракхов Рим стал основывать колонии за пределами Италии. После того как Марий провел реорганизацию армии (107), земли в колониях стали получать в первую очередь отслужившие воины, ветераны-легионеры, мелкие землевладельцы в Италии и в пров. Дальнейший подъем К. происходит при Юлии Цезаре и Августе. Колонизаторская деятельность римлян в период ранней Империи создает правящему классу прочную социальную основу в пров. Среди различных типов городов первое место по правовому положению занимали рим. колонии. Со времен Северов начинается постеп. спад К., и она утрачивает свою значимость.

Колонизация

рис. Греческая колонизация 8 - 6 вв. до н. э.

КОЛОНИЯ

КОЛОНИЯ (лат. colonia), поселение, основанное греч. гражданами в процессе колонизации Средиземноморья и Черноморского побережья; греч. К. были политически независимы от метрополии. Жители рим. К. являлись полноправными рим. гражданами. В республиканский период К. основывались сначала только за пределами Лация, а позднее - и за пределами Италии. Гл. целью их основания было укрепление военного господства Рима над захвач. терр. и романизация местного населения. К. заселялись преим. земледельцами, неимущими гражданами и ветеранами. Уже с ранних времен мн. К. имели целью наделить неимущих граждан землей и тем ослабить борьбу за аграрные законы, очень опасную для крупных землевладельцев. К. были самостоятельны в правовом отношении и имели административное устройство, аналогичное римскому. Во времена Цезаря и в императорскую эпоху многочисл. К. были основаны в пров.; следы политич., экономич. и культурного влияния римлян не стирались здесь в течение долгого времени (например, Кёльн).

КОЛОННА

КОЛОННА - опорный элемент карниза цилиндрич. формы, сделанный из камня, дерева или другого материала. К. мог служить ствол дерева (крито-микенская культура) или стебель лотоса, папируса, пальмы (Египет). К. может быть частью здания или стоять отдельно. К. бывают монолитными (храм Аполлона в Коринфе) либо их собирают из неск. частей (барабанов), поставл. друг на друга, сужающихся кверху; ствол мог быть гладким (храм Афины в Пергаме), украш. каннелюрами (вертикальными желобками) или спиралевидными канавками, а также фризообразными изображениями (Траяна, Марка Аврелия), орнаментом в виде роз. Кроме того, К. профилируют штукатуркой (храм у мясного рынка в Риме). Нижний барабан К. может быть украшен фигурами (Columna Caelata в старом храме Артемиды в Эфесе). Фигура, заменяющая колонну, называется кариатидой. К. использовались как пьедесталы для статуй (Ника Пэония) и как дорожные указатели. Саркофаги, украш. декоративными К., называют колонными саркофагами.

КОЛОННА ЮПИТЕРА

КОЛОННА ЮПИТЕРА (колонна Юпитера со змееногим гигантом). У германцев и других народов (например, жителей Паннонии) эпохи Римской империи - монумент в виде колонны или столба, увенчанный изображением сидящего или стоящего Юпитера или всадника; иногда колонна или столб украшались рельефами. Самая известная колонна Юпитера находится в Майнце - она сохранилась со времен Нерона (54 - 68 н. э.).

КОЛОННЫЕ ОРДЕРА

КОЛОННЫЕ ОРДЕРА - различные формы колонн, баз, капителей, характерные для греч. архитектуры. В сочетании с соответствующими карнизами К. о. делятся на неск. типов: 1. Приземистая дорич. колонна (известна с 7 - 6 вв. до н. э.), стоящая на стилобате без базы. Каннелюры ствола сужаются кверху. Валикообразная капитель (эхин) завершается толстой неукраш. капительной доской (абаком). 2. Более стройная колонна ионич. ордера (с 6 в. до н. э.) держится на двух - или трехступенчатой базе, состоящей из валиков (узлов), раздел, желобами (выкружками). Каннелюры ствола разделены мостиками. Капитель завершается подушкой с двумя волютами, закругл. в разные стороны. Имеется тонкая украшенная плита (абак). З. В 5 в. до н. э. появляется колонна коринфского ордера. Ствол и база ее по строению близки ионич. ордеру, но капитель устроена иначе: она исполнена в виде чаши из листьев аканфа, усики которых закручиваются к углам. Ранние формы: эолийская и пальмовидная капитель; из первой образовалась ионич. капитель. Элементы отдельных ордеров смешивались уже в эпоху эллинизма (храм в Милете), но особенно сильно - во времена Римской империи. Такое смешение служило усилению их декоративного воздействия. Так, например, в композитной капители смешаны элементы ионич. и коринфского ордеров. В эпоху Ренессанса античные К. о. вновь возродились и господствовали вплоть до 19 в.

КОЛОСС

КОЛОСС (греч. статуя, в т. ч. небольшой величины). Изменение семантики слова (оно стало обозначать такие статуи, размеры которых значительно превосходят натуральную величину) произошло, очевидно, из-за родосского К., причисляемого к семи чудесам света: это была бронзовая статуя Гелиоса, стоявшая у входа в гавань и созданная Харетом из Линда в 285 до н. э. Высота ее составляла 37 м, каркас был сделан из железа и камня. Спустя 58 лет статуя была разрушена землетрясением. К. Нерона, созданный в 58 Зенодором, был выше еще на 2 м. Веспасиан велел превратить его в статую Гелиоса, Адриан перенес в амфитеатр Флавиев, который с тех пор стал называться Колизеем (лат. Colosseum).

КОЛУМБАН

КОЛУМБАН (ок. 543 - 615), ирл. монах и миссионер, основал в 614 в Верхней Италии монастырь Боббио, превратившийся впоследствии в значительный научный центр. К. были написаны монашеские уставы, книга покаяний, стихи, письма, проповеди и комментарии к псалмам, свидетельствующие о его знании античных авторов (Вергилия, Горация, Пруденция и других).

КОЛУМБАРИЙ

КОЛУМБАРИЙ (лат. ниша голубятни), так назывались с кон. республиканского Рима до сер. императорской эпохи вследствие их сходства с нишами голубятен ниши, в которых устанавливались урны с пеплом умерших в специально выстроенных для погребения помещениях; в настоящее время К. обозначает весь погребальный комплекс, где хранятся урны с пеплом тел, сожженных в кремационных печах.

Колумбарий

рис. Памфильский колумбарий в Риме (реконструкция).

КОЛУМЕЛЛА

КОЛУМЕЛЛА - Луций Юний Модерат, 1 в. н. э., виднейший рим. писатель и агроном из Гадеса (Испания). Жил в Италии, где написал сочинение «De re rustica» («О сельском хозяйстве») в 12 книгах. 10-я книга о садоводстве, задуманная автором как продолжение поэмы Вергилия «Георгики», написана гекзаметром. В произведении последовательно освещаются вопросы земледелия, виноградарства, садоводства, выращивания деревьев и животных, а также помещены наставления управляющему хозяйством и его жене. Другая книга К., «De arboribus», посвящена выращиванию деревьев. Труды К., свидетельствующие о компетентности и преданности автора своему делу, причисляются к классич. образцам литературы о сельском хозяйстве.

КОЛХИДА

КОЛХИДА - область по берегам р. Фасис (ныне Риони), богатая деревом, смолой, льном, коноплей и воском; историч. назв. совр. Зап. Грузии. После того как ионийцы (милетцы) колонизовали черноморское побережье (6 в. до н. э.), К. отождествили со сказочной страной Эей, куда держали путь арганавты; тогда же К. включилась в систему торговых отношений; в торговые отношения античного мира были втянуты кавказские племена, разговаривающие ныне на 70 языках и 300 наречиях. Еще в рим. эпоху для ведения торговли с ними требовалось 130 переводчиков. Особым спросом пользовались превосходные льняные материи, которые ткали жители гор.

КОМЕДИЯ

КОМЕДИЯ (греч., возможно, восходит к komos komazein - совершать шествие). Аттич. К. возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 государство взяло на себя постановку К. на Великих Дионисиях, а с 442 до н. э. - на Ленеях. Согласно классификации, введ. александрийскими учеными, принято различать древнюю, среднюю и новую аттич. К. Древняя К. (приблизительно до 400 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни полиса. Она затрагивала насущные государств, проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое назв. К. нередко получали по костюмам хора - людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевл. предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались спец. подушками; вплоть до 4 в. необходимым атрибутом комич. костюма был огромный кожаный фалл. К числу «классиков» др. К. относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 К. Аристофана. Строение их, допускающее некоторые вольности, таково: пролог, парод (вступительная партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актерские сценки фарсового характера), эксод (уход хора). Средняя К., от которой сохранились лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: гл. место в ней занимают пародийно-мифологич. темы и сюжеты, связанные с жизнью гетер и параситов. Исчезла парабаса, служившая прежде средством политич. и социальной критики, вследствие чего хор утратил свое значение. Кроме того, исчезли и грубые комич. приемы (фалл и т. д.). Наиболее известные представители средней К. - Антифан и Алексид. Новая К. (приблизительно с 320 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни города; кроме того, использовались и пародийно-мифологич. темы, затрагивались, постровидимому, и политич. вопросы. Возникает определ. круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типичных фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает свое значение. Гл. представители новой К. - Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики К. писал сицилиец Эпихарм (нач. 5 в. до н. э.). Кроме того, существовали фольклорные комич. представления в форме грубых фарсовых сценок, характерных для Мегар и Юж. Италии (флиаки). Рим. К. возникла в осн. из переработки рим. авторами новой и средней аттич. К. Представления давались во время многочисл. рим. праздников. Фольклорные шуточные представления (ателлана, фесценнины, мим), в которых были сильны мимич. и танцевальные элементы, возникли в Италии еще в др. времена и подготовили восприятие греч. К. Это произошло благодаря Ливию Андронику, впервые поставившему в Риме (240 до н. э.) переработку греч. К. К., действие которой происходило в Греции, именовалась паллиатой (palliata - от назв. греч. плаща - pallium). Вместе с тем возникла К. тогата (togata - от назв. рим. одежды тоги - toga); место ее действия - италийская земля. Создателем этой К. был, очевидно, Невий, писавший не только паллиаты, но и драматич. произведения, связанные с актуальными политич. проблемами. Наивысшего расцвета рим. К. достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба были авторами паллиат, но если Плавт весьма свободно обращался с греч. оригиналом и стремился к созданию пьес, отвечающих вкусам рим. публики, то Теренций был ближе к оригиналу. Пьесы Плавта и Теренция дали толчок развитию К. в средние века (Гросвит) и в новое время (Шекспир, Мольер). Впоследствии паллиата и тогата утратили свое значение. Их место заняла сначала лит. ателлана, затем мим и пантомима. В эпоху Августа и в период Империи предпринимались попытки возродить К. (Мелисс, Помпоний Бассул), но безуспешно. Последняя дошедшая до нас рим. К., написанная неизвестным автором (4 - 5 вв. н. э.), - «Querolus». Античные К. часто ставятся и сейчас (иногда в совр. обработке); опыт таких постановок показывает, что зритель 20 в. живо воспринимает античную К., особенно Аристофана и Плавта.

КОМЕНСКИЙ

КОМЕНСКИЙ - Ян Амос (1592 - 1670), чеш. педагог и философ. Его педагогич. и философские труды, написанные на лат. и чеш. яз., заложили основу нов. единой системы школьного образования. К осн. трудам К. относятся «Великая дидактика» («Didactica magna», издана на лат. яз. в 1638), «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1657) и «Открытая дверь к языкам» («lamia linguarum reserata», 1631). Стиль написанных на лат. яз. произведений К. приближается к стилю (часто дословно цитируемых) др. авторов, а также Вульгаты (лат. перевод Библии, утвержд. в 1546 как единственно точный).

КОМЕТА

КОМЕТА (греч. kometes), звезда с хвостом. Появление К. связывалось с чем-то ужасным еще у Гомера, однако в большей степени это было характерно для римлян, нежели греков. По преданию К. появилась перед битвой в Тевтобургском лесу (9 н. э.) и когда умирали Август и Нерон. Особое внимание обращалось на форму хвоста К., государство принимало соответствующие меры, чтобы отвратить грозившую беду (войну, голод). Поверья, связанные с К., были унаследованы средневековьем. Поскольку эти явления не получали научного объяснения, в ходу были астрология, представления и философские спекуляции.

КОМИЦИЙ

КОМИЦИЙ (от лат. co(m)ire - собираться), народное собрание в Римской республике. Старейшей формой таких собраний являлся куриатский К., во главе которого стоял консул; затем Сервием Туллием был учрежден центуриатский К., охватывавший всех граждан, имевших право носить оружие; позднее его сменил трибутский К. под председательством трибунов и эдилов. Эти К. различались своей компетенцией и функциями.

КОМИЧЕСКОЕ

КОМИЧЕСКОЕ - Научно обоснованная теория К. в дошедших до нас памятниках античной словесности отсутствует. Вторая часть аристотелевской «Поэтики», которая, очевидно, была посвящена комедии, не сохранилась. В произведениях Цицерона и Квинтилиана есть классификация родов К. и предназнач. для ораторов рекомендации по их применению. На основании имеющихся данных о К., в т. ч. содержащихся у Платона и Аристотеля, можно заключить: согласно воззрениям древних, комично уродливое, безобразное, если оно «никому не причиняет страданий и ни для кого не пагубно» (Аристотель). Подлинное страдание и смерть чужды К. Смех, вызываемый К., - это выражение в равной мере удовольствия и отвращения, радости и негодования: высмеивая к.-л., человек получает удовольствие и разрядку.

КОММАГЕНА

КОММАГЕНА - область в Сев.-вост. Сирии; гл. город - Самосата. К. входила в состав государства Селевкидов, в 162 до н. э. стала самостоятельной под властью местных правителей. Великолепная гробница царя К. Антиоха I (69 до н. э. - после 38 до н. э.) на Немрут Дате свидетельствует о процветании грекостровост. искусства в К. С 17 до 38 н. э. К. принадлежа л а римлянам, затем обрела самостоятельность, а потом снова стала рим. (ее отнесли к пров. Сирия).

КОММОД

КОММОД - М. Аврелий К. Антонин (31. 08. 161 - 31. 12. 192), рим. император с 17. 0З. 180, сын Марка Аврелия и Фаустины (2). Уже в 166 был провозглашен цезарем, а в 177 - августом и соправителем. Вступив на императорский престол, К. поспешил заключить мир с маркоманами, квадами и сарматами, отказавшись от агрессивной политики его предшественников в придунайских районах; одновременно им были подавлены многочисл. восстания в пров. Британии, Галлии, Германии и Африке. В период своего правления К. всецело опирался на рим. армию и поручил управление государством преторианским префектам и своим фаворитам. Он покончил с благосклонной к сенату прежней политикой отца, требовал своего обожествления, участвовал в боях гладиаторов, всемерно поощрял распространение ближневост. культов и стремился к установлению неогранич. самодержавной монархии. Кровавое подавление заговора в 183 и становившаяся все более очевидной жестокость К. (в особенности с 191) привели к образованию враждебной ему оппозиции со стороны сената. В 192 любовница К. Марция, вольноотпущенник Эклект и преторианский префект Лет, узнав случайно, что К. решил их казнить, убили его. Сенат одобрил их поступок и объявил К. врагом отечества. К. был последним императором из династии Антонинов.

КОММОДИАН

КОММОДИАН - христианский лат. поэт, выходец из Сирии, написал в 3 или 4 в. трактат «Instructiones» - назидание язычникам и христианам, изобилующий заимствованиями из Киприана. В нем К. предстает приверженцем хилиазма, верит в пришествие тысячелетнего царства антихриста, предвестником которого считал Нерона.

КОМОС

КОМОС - шествие с пением и музыкой, которое устраивали после симпосия его участники, в т. ч. и гетеры. К. имеет культовое происхождение. К слову «К.» восходит слово «комедия». На вазах кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. имеется множество превосходных изображений К. Судить о деревенском К. мы можем по комедии Аристофана «Ахарняне».

КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРМИИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРМИИ - В греч государствах 5 в до н. э. каждый гражданин был обязан защищать свой полис. Призыв военнообязанных в случае войны проводился на основании списка, в который были занесены поименно и с указанием года рождения приписанные к коннице или пехоте мужчины с 18 лет. Начиная с 4 в. до н. э. армия набиралась частично из наемников. Таким же образом комплектовалась рим. армия.

КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ

КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ - капитель, эхин которой состоит из элементов различных архитектурных ордеров (чаще всего - ионического и коринфского); кроме того, может включать фигурные элементы.

Композитная капитель

рис. Композитная капитель.

КОНИСТРА

КОНИСТРА (греч. место, посыпанное мелким песком), в гимнасии это палестра, где занимались борьбой, в театре - орхестра, которая часто не была вымощена, и перед спектаклем ее посыпали чистым песком.

КОНКОРДИЯ

КОНКОРДИЯ (лат. согласие), др.-рим. божество, олицетворявшее согласие граждан государства. Особое политич. значение ее культ приобретал во времена раздоров и кризисов. К. изображалась в виде зрелой женщины, державшей в левой руке рог изобилия, а в правой - оливковую ветвь (иногда чашу).

КОНКУБИНАТ

КОНКУБИНАТ (лат.). Сожительство мужчины и женщины без заключения брака. В Риме в эпоху Империи условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами; позднее под влиянием христианства был наказуем как т. н. свободный брак.

КОННИЦА

КОННИЦА - В гомеровское время у греков не было конницы и знатные люди сражались на боевых колесницах. У спартанцев первоначально было только триста всадников царской охраны; афиняне во времена Перикла имели кавалерийский отряд из тысячи всадников. Лишь начиная с Филиппа II Македонского и его сына Александра Македонского К. становится самостоятельным родом войск, использовавшимся прежде всего для преследования разбитого противника; происходят крупномасштабные конные сражения. В рим. армии с самого начала каждому легиону придавалась организованная по турмам и декуриям К. Вместе с тем все большее значение приобретают, особенно со времени Цезаря, более крупные вспомогательные отряды, составл. из К. союзных племен. Гл. задачей этих отрядов была разведка и преследование противника; в бою они обеспечивали фланги, а на марше образовывали авангард легковооруж. пехоты. Приблизительно с 3 в. роль К., особенно катафрактариев, возрастает.

КОНОН

КОНОН (ум. в 392 до н. э.), командующий афинским флотом (стратег), сменил Алкивиада на этом посту в 407. Эскадра К. уцелела в битве при Эгоспотамах (Козьи реки) (405); стал организатором и предводителем перс, флота, с помощью которого он в 394 у Книда уничтожил мор. владычество спартанцев. В 393 отдал приказ восстановить в Афинах Длинные стены и вел подготовку к возрождению Афинского морского союза.

КОНОПЛЯ

КОНОПЛЯ (лат. canabis). Использовалась для плетения. Со временем для этих целей стали употреблять главным образом ковыль (эспарто) и лыко. Лишь во Фракии продолжали плести из К. Из особого сорта К. изготавливались такелажные канаты. КОНС (возможно, от лат. condere - убирать), один из древнейших рим. аграрных богов, страж зерновых запасов. На Палатинском холме в Риме находился закрытый подземный алтарь, посвящ. К. Согласно др. обычаю, в его подземных кладовых хранилось зерно. Алтарь открывался лишь два раза в год (21 августа и 15 декабря) в праздник консуалий.

КОНСЕРВИРОВАНИЕ

КОНСЕРВИРОВАНИЕ - В древности К. продуктов питания было важным способом подготовки к возможному неурожаю, осадам или блокадам; кроме того, К. позволяло осуществлять торговые перевозки скоропортящихся продуктов. Греки и римляне переняли навыки К. главным образом с Востока, прежде всего от египтян, которые приобрели богатый опыт в технике К. (прежде всего способом обезвоживания с помощью натра), и не в последнюю очередь благодаря практиковавшемуся с 3-го тыс. до н. э. мумифицированию. Физич. методы К., за исключением простого высушивания или вяления (овощей, зелени, мяса, рыбы), а также хранения без доступа воздуха (например, в масле), в античности едва ли были широко известны. В частности, возможностей искусств, замораживания хватало лишь на то, чтобы остужать напитки (в пористых сосудах, которые обкладывали снегом, а также в спец. сосудах для охлаждения - псиктер), а потому особую важность имели химич. способы К. - копчение мяса, подсушивание хлеба и, главное, соление (солили мясо, рыбу, оливки). Все указанные способы К., использовавшиеся также и комбинированно, имеют в своей основе прекращение деятельности микроорганизмов вследствие обезвоживания продуктов.

КОНСИЛИУМ

КОНСИЛИУМ (лат. совет), рим. право определяло К. как совет, который мог быть созванным частным лицом, в первую очередь отцом семейства (pater familias), для решения важного вопроса; рим. должностные лица также пользовались «услугами» К., хотя формально законодательство их к этому не обязывало. В императорскую эпоху возникло спец. государств, учреждение Consilium principis, представлявшее консультативный орган императора, позднее ставший именоваться Consistorium (консисторий).

КОНСИСТОРИЙ

КОНСИСТОРИЙ - образовавшийся от consilium principis и упоминающийся со времен Констанция II императорский совет, преим. по вопросам законодательства, в который входили видные юристы и высшие должностные лица. В настоящее время К. (консистория) означает церковное учреждение.

КОНСОЛЬ

КОНСОЛЬ - балка, ферма и т. п. конструкция; выдаваясь из стены, К. поддерживает выступающие части здания - балконы, карнизы или фигуры; К. часто бывает снабжена декором.

Консоль

рис. Консоль.

КОНСТАНТ

КОНСТАНТ - Флавий Юлий (ок. 320 - 350), рим. император с 9. 09. 337, младший сын Константина I. В 333 был провозглашен цезарем и в 335 получил в удел Иллирию, Италию и Африку. После смерти отца его брат Константин II вступил с ним в борьбу, но в 340 был убит, после чего К. завладел всем З. В 338 К. победил сарматов на Дунае; в 341 - 342 одержал победы над франками на Рейне и в 343 - над пиктами и скоттами в Британии. К., приверженец ортодоксальных взглядов, поддерживал в арианском церковном споре сторону Афанасия и всеми силами боролся против язычников, иудеев и донатистов в Африке. Суровое обращение с солдатами и разорительная для нас. финансовая политика К. привели к заговору под руководством Магненция, который завершился свержением императора 18. 01. 350. Во время бегства К. был убит недалеко от Пиренеев.

КОНСТАНТИН

КОНСТАНТИН - 1. Флавий Валерий К. I Великий (27. 2. 272 (?) - 22. 5. 337), рим. император с 25. 07. 306, сын Константция I Хлора и Елены, род. в Наиссе; при Диоклетиане и Галерии служил в армии; после смерти отца был провозглашен августом войсками в Эбуракуме (Йорк). К. успешно воевал против франков и алеманнов на Рейне, позднее с готами и сарматами на Дунае; в 310 лишил власти Максимиана и после смерти Галерия в 311 в союзе с Лицинием (4) в 312 одержал победу над Максенцием в битве у Мильвиева моста возле Рима. Затем в 314 или 316 отвоевал у Лициния большую часть Балканского полуострова и стал после окончательной победы и казни последнего единым властителем империи. В отличие от Диоклетиановой тетрархии К. вновь сконцентрировал всю полноту власти в руках своего семейства. Между 317 и 333 его сыновья Константин И, Констанций и Констант были провозглашены цезарями и соправителями, а также назначены наследниками государств, власти. В области внутр. политики правление К. во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государств, власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократич. государство, которое было разделено К. на 4 префектуры - Восточную, Иллирик, Италию и Галлию, подразделявшиеся в свою очередь на 14 диоцезов (епархий) и 114 пров. Первоначально резиденциями К. являлись Трир, затем Сирмий и Сердика (София). В 326 К. окончательно избрал столицей империи Византию, которую в 330 переименовал в Константинополь (град Константина). К. окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу вост. государств церемониалом (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил консисторий - тайный императорский совет - и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Сенаторы, положение которых вновь было упрочено, всемерно привлекались к управлению государством. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и 1 ражданского управления получило при К. окончательное оформление. Согласно провед. реформе армии, войска были разделены на подвижные (comitatenses) и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах (limitanei), преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из герм, племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу. Поворот К. к христианству произошел, видимо, в период борьбы против Максенция. Миланским эдиктом 313 христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государств, религией. Вмешательство государства в церковные дела, в частности в церковные споры, ставшее со времен К. обычным явлением, сделало церковь государств, и превратило ее в инструмент политич. власти. В 325 К. созвал в Никее 1-й экуменич. собор, всемерно поощряя деятельность церкви в распространении христианства. В 321 К. объявил воскресенье официальным «днем покоя». Возведением Латеранской церкви К. положил начало монументальной церковной архитектуры. В 313 им завершено строительство базилики Максенция. В 312 - 315 в Риме была возведена триумфальная арка, украш. многочисл. богатыми фигурными рельефами, заимствованными от более ранних построек и частично переработанными. В последние годы жизненная энергия К. заметно ослабла. Армия теряла боевую способность. На В. государства персы готовились отнять области, приобрет. Диоклетианом на берегах Тигра. К. сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение. Прах его погребен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли К. Великим и провозгласили его образцом христианского правителя. Рус. православная и армян, церковь чтят память К. как святого и равноапостольного 21 мая. Биография К. изложена Евсевием Кесарийским.

2. Флавий Клавдий К. II, род. в фев. 317 в Арелаге (Арль), ум. в 340, рим. император с 9. 09. 337, сын К. (1); вскоре после своего рождения провозглашен о том цезарем и в 335 получил при разделе империи т. н. Галльскую префектуру (Британия, Галлия и Испания) и зап. часть Сев. Африки. Попытка К. взять под опеку своего младшего брата Константа и захватить Италию привела к возникновению войны между братьями, во время которой К. в битве при Аквилее проиграл сражение и был убит.

КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ

КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ (905 - 959), визант. император с 913, но de facto только с 945. Долгие годы вынужд. бездействия К. VII Б. провел в занятиях наукой и литературой; он собрал вокруг себя ученых, которые занимались изданием компилятивных сборников произведений античных и ранневизант. авторов; они не только имели собирательский интерес к древностям, но и преследовали практич. цели (их интересовали вопросы дипломатии, нравственно-этич. проблемы, тонкости военной науки, моралистич. изречения и т. д.). На основе др. ис 1 очников сам К. VII Б. написал трактат о пров. Византийской империи («De thematibus»). Ценным источником по истории Византии является фактах, обычно называемый «De administrando imperio» («Об управлении империей»), где содержатся сведения о «варварских» народах, обитавших на ее окраинах, и рекомендации дипломатич. характера. Не меньший интерес представляет большой сводный труд К. VII Б. «О церемониях Византийского двора».

КОНСТАНТИНА ЭПОХА

КОНСТАНТИНА ЭПОХА - При императоре Кон стантине I (306 337) была признана христианская церковь и сделаны первые шаги на пути превращения христианства в государств, религию (Миланский эдикт, 313). Этот процесс завершился в правление императора Юстиниана I (527 565). Употребление термина «К. Э.» для обозначения различных форм государств, церкви, начиная со времени ее зарождения в 4 в. вплоть до нашего времени, ненаучно и может привести к анахронизмам.

КОНСТАНТИНОВ ДАР

КОНСТАНТИНОВ ДАР - передача власти над Западной Римской империей папе Сильвестру I, состроверш. якобы Константином I (ум. 337). Этот факт основывается, однако, на подложных документах периода 750 850, служащих обоснованию соответствующих претензий папства. Гуманист Лоренцо Валла доказал факт фальсификации в сочинении «De donatione Constantini» (1440), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

КОНСТАНТИНОПОЛЬ (греч. город Константина), город, названный в 330 в честь императора Константина I; был возведен на месте торгового города Византия и стал столицей Римской империи. Императоры Феодосии II и Юстиниан особенно способствовали росту мощи и красоты города. К. был столицей и Византийской империи, пока город не захватили турки (1543), переименовав его в Стамбул. Сохранились многочисл. развалины позднеантичных сооружений, в т. ч. дворцовых, ипподрома (с памятником Феодосию), множества водоемов и оборонительных сооружений. Стена, воздвигнутая между Мраморным м. и бухтой Золотой Рог, считается наиболее хорошо сохранившимся оборонительным сооружением античности. Среди позднеантичных церквей следует отметить наряду с церковью св. Софии церкви св. Ирины, св. Сергия и Вакха.

КОНСТАНЦИИ

КОНСТАНЦИИ - династия рим. императоров.

1. Флавий Валерий К. I Хлор (Бледный), род. ок. 250, ум. 25. 07. 306, рим. император с 1. 05. 305, отец Константина I. Сын романизированного иллирийца, К. был сначала наместником в Далмации, затем 1. 0З. 293 усыновлен Максимианом, провозглашен цезарем и соправителем, получил в удел Галлию и отвоеванную им у узурпаторов Британию и основал свою резиденцию в Трире. В 294 299 на рейнской линии разбил франков, фризов и алеманнов. Кот да Диоклетиан организовал гонения на христиан, К. в своих пров. не придал им кровавого характера. В 305 после отречения Диоклетиана К. стал авгусюм зап. част и Римской империи; в июле 306 умер в Эборакуме (Йорк) во время похода против пиктов и скотов. Своим правлением К. основал династию Констанциев, или вюрую династию Флавиев.

2. Флавий Юлий К. 11, род. 7. 08. 317 в Сирмии, ум. З. 11. 361 в Мопсукрене, Киликия; рим. император с 9. 09. 337, сын Константина I. В 324 титулован цезарем и в 335 получил в правление азиатские пров. Став в 337 августом, он в 338 - 350 и 359 - 361 с успехом вел войны против перс, царя Шапура II. После гибели братьев Константина II в 340 и Константа в 350 - и победы над узурпатором Магненцием в 352 К. стал единовластным правителем империи (353). В 355 К. назначил своего двоюродного брата Юлиана цезарем зап. пров. Блестящие успехи Юлиана в Галлии К. счел для себя столь опасными, что в 360 заключил мир с Шапуром и двинулся от перс, границ на Париж, резиденцию Юлиана, но по пути умер. В период своего правления К. активно вмешивался в деятельность церкви, поддерживая арианство. Языч. культы были запрещены, однако преследования за них не отличались жестокостью. Совершенствование дворцового церемониала, развитие теократич. тенденций и официальное приравнение Константинополя к Риму в 359 позволяют назвать К. первым «византийским» императором. Очевидно, к периоду его правления относится начало празднования рождества (354).

КОНСТИТУЦИИ

КОНСТИТУЦИИ (лат. указ, распоряжение), общее назв. различных видов предписаний рим. императоров - эдиктов, декретов, мандатов и рескриптов, которые наряду с решениями сената являлись важнейшими законодательными актами рим. императорской эпохи.

КОНСУЛ

КОНСУЛ (лат.). К. именовались (возможно, приблизительно с 450 до н. э.) два высших должностных лица Римской республики, которых народное собрание избирало сроком на один год. Вначале К. избирали из числа патрициев, а с 367 до н. э. (Leges Liciniae Sestiae) один К. избирался из плебеев. В императорскую эпоху К. назначал император и эга должность утратила свое значение, но давала возможность для продвижения на поприще государств, и военной службы. Со 180 до н. э. на основании закона (Lex Villiа annalis) К., как правило, мог стать человек начиная с 43-летнего возраста. В период республики К. созывали сенат и народное собрание, председательствовали в них, а затем следили за выполнением принятых решений. Во время войны они командовали армиями. По окончании срока должности К. получали в управление к.-л. пров. и звание проконсула. Внешними признаками консульской власти была тога с пурпурной каймой, особое кресло из слоновой кости (Sella curulis), занимать которое имел право только К.; кроме того, К. во время отправления им служебных обязанностей сопровождали двенадцать ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры. В рим. системе летосчисления годы обозначались именами К. данного года (они именовались consules ordinarii). К., которого избирали к том же году вместо умершего или отстран. от должности, назывался consul suffectus. В императорскую эпоху смена К. происходила, как правило, чаще - нередко свыше десяти раз в году. В нов. время К. называются должностные лица, назнач. постоянными представителями в к.-л. городе или районе другого государства для защиты юридич. и экономич. интересов своего государства и его граждан.

КОНТОРНИАТ

КОНТОРНИАТ (от итал. contorno - край), разновидность медальона с профилированным обрезом, не обладающая свойством денежной единицы, изготовление которой ограничено 4 - 5 вв. н. э.; делалась только из неблагородных металлов (бронзы, латуни). К. употреблялись рим. городской аристократией как новогодние и праздничные подарки. Изображения на К. имели нехристианскую тематику (цирковые игры, боги, герои и знаменитые поэты прошлого, прославление прежней императорской власти). В этом можно видеть элемент языч. пропаганды. Часто наносившиеся дополнительные гравировки, которые нужно понимать как символы счастья, придавали К. характер амулетов.

КОНТРАПОСТ

КОНТРАПОСТ (итал. противоположность), противостояние сил, элементов и т. д., используемое для достижения равновесия, прежде всего при пластич. изображении стоящей человеч. фигуры в изобразительном искусстве 5 в. до н. э. (особенно наглядно при выделении опорной ноги и ноги, свободной от нагрузки); в широком смысле - принцип со - и противопоставления в архитектуре, живописи, в формах сосудов, призванный передать напряжение - осн. признак греч. классики.

КОНТУРНАЯ ЖИВОПИСЬ

КОНТУРНАЯ ЖИВОПИСЬ - вид фигурного или орнаментального изображения на поверхности (например, стенок сосуда), при котором наносился контурный рисунок, а пустоты оставались свободными. Очерч. кистью (не процарапыванием) часть изображения иногда штриховалась или покрывалась пунктиром, а иногда, особенно на вазах 7 - 6 вв. до н. э., окрашивалась в другой цвет.

КОНФЛУЕНТЕС

КОНФЛУЕНТЕС (от лат. confluere - сливаться), назв. неск. рим. поселений, основанных возле слияния двух рек, например К. возле впадения Мозеля в Рейн, ныне Кобленц.

КОНЦЕ

КОНЦЕ - Александр (1831 - 1914), археолог, внес большой вклад в организацию и проведение раскопок в Греции и М. Азии, блестящий организатор археология, исследований, руководитель отдела античности (с 1877) и директор Германского археологического института (с 1877) в Берлине. Осн. труды: «Археологические исследования на Самофракии» («Archaologische Untersuchungen auf Samothrake»), 1875 - 1880), «Пергамские древности» («Altertumer von Pergamon», 1912 - 1913) и «Рельефы аттических гробниц» («Die attische Grabreliefs», 1893 - 1922).

КОНЪЕКТУРА

КОНЪЕКТУРА (лат.), предположительное исправление ошибки в тексте, наличие которой устанавливается после проверки рукописной традиции.

КОПАИДА

КОПАИДА (греч. Kopai's), озеро в Беотии, осуш. в 1883, с подземными стоками; при их засорении озеро разливалось. Еще в античности жители всячески стремились осушить его. В К. впадала беотийская р. Кефис. В окрестностях К. люди стали селиться еще в микенскую эпоху (Орхомен).

КОПЕРНИК

КОПЕРНИК - Николай (1473 - 1543), выдающийся польский астроном и врач, создатель гелиоцентрич. системы мира. Его гл. итоговое произведение «Об обращениях небесных сфер» (1543) («De revolutionibus orbium coelestium») представляло радикальный пересмотр системы Птолемея.

КОПИЯ

КОПИЯ (лат. copia - множество, запас), воспроизведение к.-л. произведения искусства в том же или ином материале с сохранением размеров подлинника, в уменьш. или увелич. виде. К. следует отличать от более свободного подражания, а также от творч. переработки, изменяющей смысл образца (сравни, например, Афину на фризе Пергамского алтаря, созданную по образцу Афины Парфенос). Деятельность копиистов началась в эллинистич. эпоху и особенно интенсивной была в Римской империи; благодаря этому до нас дошли К. мн. произведений греч. искусства, особенно периода высокой классики 5 - 4 вв. до н. э. К. следует отличать от реплики.

КОППА

КОППА - буква греч. алфавита, служившая обозначением звука «к» перед «i» и «о». Вышла из употребления ок. 480 до н. э. и в дальнейшем использовалась только как обозначение числа 90.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV