Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 9, "ПРО"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 9, "ПРО"-"ПЯТ")

ПРОРИЦАТЕЛИ

ПРОРИЦАТЕЛИ (греч. mantis), особая каста людей, появившаяся в результате дифференциации религиозно-культовых и социальных функций в раннеантичном обществе. П. жили либо в к.-н. определ. месте (оракулы или храмы), либо вели жизнь странствующих пророков. Их предсказания сопровождались состоянием экстаза, воскурениями, видениями и слуховыми галлюцинациями. Знаменитые П. - Тиресий, Эпименид, Калхас, Амфиарай и Бакид. Среди женщин-П. наряду с Кассандрой следует отметить прежде всего Сивиллу родом из Эритреи, собрание оракулов которой (Сивиллины книги) было популярно еще в ср. века. Лат. vates были ее подражателями. После перевода Ветхого завета на греч. яз. слово «пророк» (др.-евр. nabi) стало классич. для обозначения П., первоначально являвшегося исполнителем секулярной функции в греч. полисе.

ПРОРОК

ПРОРОК (греч. жрец, который предсказывает то, что должно произойти). В древности, за пределами ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстеп. служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего, П. считался посредником между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях П., осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашатаем божеств, воли, непосредственно вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего (ссылки на Христа, описание исцелений).

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ - не всегда однозначно употребляемое обозначение отдельных явлений греч. культуры, в особенности в области истории философии. Гегель применял его к софистам, другие - к представителям ионийской школы, Ксенофану, Сократу. К. Маркс называл Эпикура выдающимся греч. просветителем. Те, кого называли просветителями, пытались распространением научно-теоретич. знаний преодолеть благоговение и страх перед богами, мифич. толкование всего неизвестного и непонятного, представления, насаждавшиеся религиями, а также нравственно облагородить человека или дать ему необходимую сумму знаний. Греч. П. ориентировалось преим. на небольшую социальную прослойку общества.

ПРОСКРИПЦИЯ

ПРОСКРИПЦИЯ (лат. обнародованное объявление), особые списки, на основании которых лица, попавшие в них, объявлялись вне закона. Всякий, кто убивал или выдавал этих людей, получал награду; имущество их подлежало конфискации, а рабы становились свободными. Имущество осужденных продавалось с аукциона. Известны в первую очередь пресловутые П. Суллы 82 до н. э., при помощи которых он избавился от врагов сенатского и всаднич. сословия. Конфискации имущества, связанные с П. Суллы, распространившиеся и на членов семей, позволяли доносчикам обогащаться за счет невинно осужденных. Все это вело к значительным изменениям в сфере землевладения.

ПРОСО

ПРОСО (греч. meline, лат. milium), зерновая культура, которая в первобытном обществе была объектом собирательства и широко использовалась. П. было известно грекам и римлянам со времен Цезаря.

Страбон упоминает о нем как об успешно культивируемом в Галлии растении, служащем надежным средством против голода. Плиний Старший также отмечает высокую надежность этой культуры.

ПРОСОДИИ

ПРОСОДИИ (греч.), пение в процессии, посвящ. Аполлону, позже также и в честь людей, в осн. в сопровождении флейты; сохранились тексты фрагментов П. Пиндара и Вакхилида.

ПРОСОДИЯ

ПРОСОДИЯ (греч.), учение о количеств, значении слогов и о метрич. соотношении слов.

ПРОСОПОГРАФИЯ

ПРОСОПОГРАФИЯ (греч.), описание определ. человеч. личности: спец. дисциплина в др. истории, которая на основе лит. источников, монет, папирусов и особенно надписей пытается систематизировать описание личностей определ. эпохи или определ. региона. На основе этой систематизации возникают краткие биографии, делаются некоторые выводы по социальной, административной и хозяйств, истории, равно как и выводы о замещении чиновничьих должностей и их иерархии. Персоналии господствующего класса Римской империи первых трех веков н. э. собраны в «Просопографии Римской империи» («Prosopographia Imperii Romani» (PIR). Berlin, 1897-1898 2 Аufl. Teil 1-5, 1933-1983). Персоналии последующих столетий должны быть собраны в публикуемой в Кембридже с 1971 «Просопографии поздней Римской империи».

ПРОСПЕР ТИРОН АКВИТАНСКИЙ

ПРОСПЕР ТИРОН АКВИТАНСКИЙ - позднеантичный историк и христианский теолог 5 в. из Аквитании, состоявший на службе у Льва Великого в Риме после 440. Знаменит своей «Всемирной хроникой» («Chronicon»), охватывающей период с 412 до приблизительно 450. Его труд является первым продолжением «Хроники» Иеронима.

ПРОСТИЛЬ

ПРОСТИЛЬ (греч.), тип прямоугольного храма, перед фронтальной стороной которого находится ряд колонн. Когда этому ряду колонн соответствуют колонны по заднему фасаду храма, можно говорить об амфипростиле.

ПРОСТИТУЦИЯ

ПРОСТИТУЦИЯ (от лат. prostitutio - плата за разврат, за лишение чести). Как женская, так и мужская П. были широко распространены в Греции, Риме и во всех др.-вост. культурах. В отличие от Востока храмовая П. имела место только в храме Афродиты в Коринфе. В Афинах учреждение домов разврата произошло при Солоне. Государством были установлены тверде цены, а разрешение заниматься этим ремеслом было поставлено в зависимость от уплаты налога. От обычных проституток следует отличать гетер, которые были высокообразованны и нередко имели большое влияние в обществе.

ПРОСТРАНСТВО

ПРОСТРАНСТВО - Архаич. представления о П. известны из мифологич. космогонии. Гесиод измеряет протяженность Вселенной временем падения наковальни, составляющим 9 дней для преодоления расстояния от неба до земли и еще 9 дней от поверхности земли до дна Тартара, под которым лежит Хаос, где всякое падение прекращается. Споры относительно понятия П. были важным стимулом развития греч. философии. Поставл. раннегреч. философами вопросы (пусто П. или нет, конечно или бесконечно, ограниченно или неограниченно, делимо или неделимо) сохраняют актуальность и в новое время. Парадоксы Зенона вскрывают диалектич. единство конечности и бесконечности, непрерывности и дискретности П., однако интерпретируют это единство как ирреальное, поскольку его противоречивость мешает П. стать предметом мыслимым. В противоположность такой трактовке атомисты считают абсолютно пустое П. местом пребывания материи. От этой «ньютоновской» концепции резко отходит Аристотель. Согласно его учению, П. есть место, занимаемое вещью, и как таковое - относительная величина; П. без вещи не существует. Установл. т. о. связь П. и материи явилась предпосылкой для создания будущей теории относительности.

ПРОСЦЕНИУМ

ПРОСЦЕНИУМ (греч.), в античном театре площадка для игры актеров, находившаяся перед сценой.

ПРОТАГОНИСТ

ПРОТАГОНИСТ (греч.), в античном театре исполнитель гл. роли, в переносном смысле - гл. борец за идею.

ПРОТАГОР

ПРОТАГОР - из Абдеры (лат. Protagoras) (ок. 480-410 до н. э.), виднейший, а может быть, и первый софист, читал за высокую плату лекции по всей Греции, писал по вопросам государств. устройства, риторике, этике, грамматике. П. находился под влиянием атомистики и Гераклита. Со своей стороны оказал сильное влияние на Перикла, с которым был дружен, на Еврипида и, может быть, на Демокрита. Его утверждение: «Человек - мера всех вещей: существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют» - субъективистское и релятивистское, поскольку оно оспаривает объективную реальность. Не только разные индивидуумы, но и те же индивидуумы в различных ситуациях, по П., считают истинными различные данные. Его сочинение «О первоначальном состоянии» было, вероятно, направлено против мифа о «золотом веке». П. был послан в нижнеиталийский город Фурии в качестве законодателя. К П. восходят зачатки грамматич. изысканий, т. к. он в преподавании уделял большое внимание правильности употребления слов. Он был выдающимся учителем риторики, задачу которой видел в том, чтобы плохое делать хорошим. Из-за своей скептически-атеистич. книги «О богах», в которой он писал, что не знает, существуют ли боги, «потому что слишком многое препятствует такому знанию», был обвинен в нечестии и изгнан из Афин. При переезде в Сицилию П., как сообщают, утонул. Сочинение его, по некоторым данным, было официально сожжено. Один из диалогов Платона назван именем П.

ПРОТЕЙ

ПРОТЕЙ (лат. Proteus), греч. мор. божество, старец, который как слуга Посейдона защищал тюленей. Он жил на о. Фарос у егип. побережья или во Фракии (Халкидика). Ему были свойственны мудрость и дар пророчества. Менелай заставил П., обладающего даром превращения и умеющего принимать облик зверя, воды и дерева, предсказать ему судьбу. По одной из версий, П. был царем в Египте. В переносном смысле - непостоянный, изменчивый человек. Фарс Г. Сакса, рассказ В. Раабе.

ПРОТЕСИЛАЙ

ПРОТЕСИЛАЙ (лат. Protesilaus), мифич. герой из греч. войска, который первым ступил на Троянскую землю и соответственно предсказанию оракула погиб первым. По просьбе его несчастной супруг и Лаодамии он смог на непродолжительное время вернуться из царства мертвых, затем она последовала туда за ним. П. почитается как герой.

ПРОТОКОЛ

ПРОТОКОЛ (греч. приклеенный спереди), начало папирусного свитка, утолщ. приклеиванием неск. кусков папируса, которые служили защитой написанной части и оставались неисписанными. Кусок соответствующего назначения в конце свитка назывался эсхотоколлом («приклеенный в самом конце»).

ПРОФАН

ПРОФАН (от лат. profanum - находящееся перед освящ. жрецом местом), как религиозно-научное понятие: не просто неосвящ., но мн. раз утаиваемое от освящения и впоследствие его лишенное. Это значение, однако, уже в ранний период допускало различные толкования.

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОР (лат. professor - знаток, т. е. публично объявляющий себя в качестве учителя в определ. области), в период Римской империи обозначение для публичного учителя, особенно риторики. Первым П. был Квинтилиан, учитель риторики в Риме, с 68 н. э. состоявший на государств, жалованье. Титул П. перешел на преподавателей - докторов (doctores), магистров (magistri) Ср.-век. университетов, а в наши дни обозначает наивысшую академич. степень в университетах и высших учебных заведениях.

ПРОЦЕНТЫ

ПРОЦЕНТЫ - Ростовщичество засвидетельствовано в Вавилоне уже во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. Размеры П. определялись спросом и предложением. Неоднократно повторялись безуспешные попытки государств, фиксации П. с целью ограничения ростовщичества, которое стало в Риме одним из гл. способов обогащения. Чаще всего ссуда давалась из 2% месячных, нередко эта цифра повышалась, особенно в случаях мор. ссуды в связи с неизбежным риском. В позднереспубликанскую и императорскую эпоху макс, размер П. был установлен в 1 % в месяц. Однако этот закон часто нарушался

ПРОЦЕССИЯ

ПРОЦЕССИЯ (лат. выступление, шествие), шествие большого количества людей к определ. цели для оказания различных почестей, прежде всего в сакральной сфере (сопровождение божества, культового изображения и т. д.). Истинно культовая П. (в отличие, например, от шествия для исполнения магич. действий) является составной частью религиозного праздника и, по крайней мере у греков, официальным мероприятием. Полного развития П. достигли в период расцвета греч. полисов. В эллинистич. время культ правителя, все более отклоняясь от религиозного обществ, праздника, трансформировал П. в представительское сопровождение (всегда, правда, сакрально мотивированное). В Римской империи сакральная П. являлась религиозной функцией лишь определ. групп населения; весь народ принимал участие только в П. с просительной целью (обход полей или города). В официальных императорских П., так же как и в триумфальных шествиях, возникших на религиозной почве, проявляется та же связь представительских целей и кулыовых требований, 41 о и в П., посвящ. культам эллинистич. правителей.

ПРОЦЕСС ОБ ОСКВЕРНЕНИИ ГЕРМ

ПРОЦЕСС ОБ ОСКВЕРНЕНИИ ГЕРМ - Изуродо вание герм (изображений бога Гермеса) в Афинах произошло незадолго до отхода афинского флота на Сицилию в 415 до н. э. Руководитель военно-морской экспедиции Алкивиад был обвинен в святотатстве. На этом процессе мн. афиняне были осуждены как злоумышленники и богохульники, а их имущество конфисковано.

ПРОЦЕСС О ДЕНЬГАХ

ПРОЦЕСС О ДЕНЬГАХ - подлежащих обратному взысканию (лат. pecuniae repetundae деньги, которые должны быть вытребованы обратно), общее назв. судебных процессов против незаконно обогатившихся во время управления пров. рим. наместников. Для этих целей в Риме со 149 до н. э. существовала постоянная судебная палата. Законы и постановления по данному вопросу неоднократно изменялись. Наиболее известен процесс против Верреса.

ПРОШЕНИЕ

ПРОШЕНИЕ - При рассмотрении П. (лат. libelli) представителей низшего сословия император ставил под текстом П. свою резолюцию (subscriptio), и оно вывешивалось для публичною ознакомления. Ответы на II. или жалобы высших чиновников или учреждений император направлял письмом (epistula). Чиновниками, oibcictb. за императорскую корреспонденцию, являлись ab epistuli и a libellis.

ПРОЭДРЫ

ПРОЭДРЫ (греч prohedroi - сидящие впереди), состоящая из 9 пританов и их помощников (эпистатов) комиссия в Афинах с нач. 4 в. до н. э. Выбиралась жеребьевкой для председательсгвования во время каждою заседания жклесии из 9 фил, представители которых в данное время не исполняли пританию. В 5 в., naoGopoi, один эписгат, избранный из пританов, исполнял должность председателя в рабочей комиссии совета в гечение дня и ночи.

ПРУДЕНЦИЙ

ПРУДЕНЦИЙ - Аврелий Публий Клемент (род. в 348 в Тарраконской Испании, ум. после 405), наиболее выдающийся христианский поэт античности, писавший на лат. яз. Занимаясь юридич. деятельностью и имея чин, он находился некоторое время при дворе, но затем оттуда удалился. П. написал «Катемеринон» («Ежедневник»), в нем - 12 стихотворений о распорядке дня или по особым поводам; в сочинении «О венцах» («Peri stephanon» - о венцах мучеников) в 14 гимнах он изобразил судьбы христианских мучеников. «Апотеосис» («Обожествление») представляет учение о святой троице, «Гамартигения» («Происхождение грехов») - учение о грехах. «Психомахия» («Сражение за душу») - это первая зап.-европ. аллегорич. поэма (борьба между добродетелями и пороками). В 2 книгах «Против Симмаха» П. защищает христианство от притязаний языч. окружения Симмаха возродить языч. культы. Труду П. в средние века была дарована долгая жизнь. Особенно значительное влияние на Ср.-век. аллегорич. поэзию оказала «Психомахия». В поэзии П. воплотился синтез античной культуры с христианскими верованиями, богатство форм и изобразительная сила соединились с гордыней рим. могущества.

ПРУСИЙ

ПРУСИЙ (ок. 235-182 до н. э.), I, царь Вифинии; в 183 он хотел выдать бежавшего к нему Ганнибала.

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ - один из видов пятиборья. Особенностью П. в д. античного спорта было использование спец. гантелей (halteres), вес которых колебался между 1,48 и 4,6 кг, что не позволяло производить П. в д. совр. способом, т. е. с разбега. Античный П. в д. состоял из серии пяти последовательных прыжков из стойки в стойку, причем применение гантелей способствовало более четкому выполнению каждого прыжка и большей его дальности. Античные источники сообщают о рекордных прыжках на 16,28 и 16,66 м, выполн. Хионидом и Фаиллом.

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ БЫКА

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ БЫКА - своеобразный вид спорта у критян, требовавший особого мужества и владения телом. Прыгуны (мужчины и женщины) должны были перепрыгнуть через мчащегося быка (схватив его за рога или за спину) спереди или сбоку. Упражнения были подобны тем, какие в наше время выполняют

ПРЯДЕНИЕ

ПРЯДЕНИЕ - В античности при П. пользовались практически таким же устройством, состоящим из трех элементов (прялка, веретено, корзина с пряжей), что и в последующие времена. Не изменился и рабочий процесс (вытягивание волокна, сучение нити, чистка пряжи). Для вытягивания волокна греки стали применять эпинетрон, изобрет. ок. 500 до н. э., а для изготовления льняной пряжи - другой прибор, герон, изобрет. тогда же. Пряли сидя или стоя. П., как правило, было занятием рабынь, которым выдавалось на день определ. количество сырья. Рабыни следили за тем, чтобы клубки пряжи были намотаны равномерно - плотнее или слабее, чтобы в каждом клубке пряжа была одинакового качества - гладкая или ворсистая; если получался узелок, они должны были тотчас же откусить его зубами. Осн. сырьем являлась шерсть овец или коз (реже верблюдов), сравнительно редко - лен, в отдельных случаях - хлопок, а также шерсть других животных (зайцев, бобров, барсуков) или лубяная пряжа, например эспарто. Шелк практически отсутствовал, лишь при Юстиниане он получил некоторое распространение. В особых случаях приходилось делать пряжу из асбестового волокна. Символом стало понятие «нить жизни», которую прядут три Мойры (Парки). Мастерство народных художников проявилось в украшении веретен и реже - прялок.

Прядение

рис. Сидящая прядильщица держит в левой руке прялку, в правой нить. Перед ней станок для прядения.

ПРЯЖА

ПРЯЖА - нить из волокон. Искусство превращения в П. волокон различных сортов льна, овечьей, козьей и верблюжьей шерсти известно с глубокой древности. Сырье для П. предварительно обрабатывалось через сушку, отмачивание, ломку (молотом), расчесывание волокна, промывку шерсти (не допуская сильного ее обезжиривания) и чесание ее гребнями. В античности П. наматывалась на веретено (прялку) в положении сидя или стоя. Для вытягивания нити из кудели греки еще в 5 в. до н. э. создали спец. устройство - эпинетрон. Во Фракии к этому времени уже умели прясть чистое конопляное волокно и применять его в ткачестве (до этого конопля использовалась лишь при изготовлении канатов). В 4 в. до н. э. в качестве П. использовался также хлопок. Изготовлением П. в домашних условиях занимались как рабы, так и свободные. Прядение находилось под покровительством богинь человеч. судьбы - Парок (в др.-рим. мифологии) или Мойр (в др.-греч. мифологии).

ПСЕВДОНИМИЯ

ПСЕВДОНИМИЯ - Немало произведений античной литературы дошло до нас под именами авторов, которым они на самом деле не принадлежали. Следует отличать «П. задним числом», т. е. дошедшие анонимно сочинения, впоследствии приписывавшиеся определ. автору, например автору «Peri hypsus» («О возвышенном»), от намеренной П. (псевдоэпиграфия, фиктивное авторство). Последняя близка к тем случаям, когда сочинение приписывается наибольшему авторитету в определ. философском или религиозном направлении (например, Псевдо-Аристотель, «О космосе» («Peri cosmu»), некоторые части Библии, в Апокалипсисах П. является правилом).

ПСЕЛЛ

ПСЕЛЛ - Константин (монашеское имя - Михаил), (1018-1078), ученый, политик и выдающийся византийский философ, который посвятил себя главным образом возрождению платонизма. П. на протяжении всей жизни руководил созданной им Высшей школой в Константинополе. Ему принадлежит историч. труд («Хронография»), охватывающий период с 976 по 1078.

ПСИКТЕР

ПСИКТЕР (греч.), сосуд для охлаждения жидкостей на высокой цилиндрич. ножке, при помощи которой П. можно было вставить в другой сосуд, содержащий холодную воду. Достоин внимания лондонский П. Д у риса с изображением сатиров.

Псиктер

рис. Псиктер вазописца Пана (Мюнхен, Глиптотека).

ПСИХЕЯ

ПСИХЕЯ (греч. psyche, лат. psyche - душа).

1. В греч. мифологии супруга Эрота; в сказке Апулея «Амур и Психея» (содержащейся в его романе «Метаморфозы») - прекрасная царская дочь, которая после множества ниспосланных Венерой испытаний и трудностей становится супругой Амура. П. часто изображалась в живописи и скульптуре, частично по сказке Апулея: мраморная группа «Эрот и Психея» (Капитолийский музей, Рим), скульптуры Кановы, Торвальдсена, Р. Бег аса. Картины Рафаэля, Рубенса. Л. Сильвестра Младшего, фрески «Амур и Психея» М. фон Швинда в музыкальном павильоне в Рудигсдорфе (круг Гетэна); поэзия Шторма; опера и балет Люлли.

2. Душа.

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ - Во входящем в «Гиппократовский корпус» сочинении «О воздухах, водах, местах» («Peri aeron, hydaton, topon») устанавливается связь между характером народа и физико-климатич. условиями. Подобным же образом Геродот, софисты, Платон и Аристотель затративают вопрос психологич. своеобразия различных народов, например персов, египтян, финикийцев, фракийцев, скифов и жителей сев. стран. В эллинистич. эпоху началось более тесное знакомство греков с другими народами, прежде всего с евреями и римлянами. Об отличительных свойствах римлян много писал Полибий; о галлах и евреях рассуждал Посидоний, связывавший этнопсихологич. построения с астрологич. спекуляциями и оказавший тем самым большое влияние на позднейшую теорию П. н. Среди рим. авторов в этой связи заслуживают упоминания Цезарь («Записки о галльской войне») и Тациг («Германия»).

ПТОЛЕМАИДА

ПТОЛЕМАИДА - город, основанный или переименованный Птолемеями.

1. Греч, полис в Верхнем Египте, который Птолемей повелел заложить как антипод по отношению к Фивам.

2. Южнофиникийский портовый город (прежде и позже Акко, Аке).

ПТОЛЕМЕИ

ПТОЛЕМЕИ - 1. македонско-греч. правящая династия в Египте с 323 до 30 до н. э., которая постоянно стремилась расширить свое политич. и экономич. могущество, ведя войны против Селевкидов и Ашигонидов. с тем чтобы упрочить положение Египта в эллинистич. мире. Во 2 в. социально-полит ич. борьба и внутри династийные распри привели гocударство Птолемеев к упадку; в 30 до н. э. Египет стал рим. пров.

2. цари эллинистич. Египта. 1. 11. I Сотер («спаситель»), (ок. 367/366 - 283 до н. э.). с 323 - сатрап, с 305 - царь; один из полководцев Александра Македонского. После его смерти выступил за разделение огромного гocударства Александра. Доставшийся ему Египет он превратил в строг о органи зованное и централизованное государство. Присоединил к Египту Кирену (298). Столица Егиша Александрия была при П. I превращена в хозяйств., духовное и религиозное средоточие страны (основание Александрийского мусейона и библиотеки). П. I Coтep был автором историч. труда, сохранившегося во фрагментах в «Анабасисе» Арриана, который довольно обьекгивеп и написан, скорее всего, по официальным материалам. 2. П. II Филадельф («любящий сестру»), сын П. 1 (308-246 до н. э.), с 285 - царь. Укрепил, несмотря на потерю Кирены, политич. и экономич. положение Египта в эллинистич. мире. Женился, согласно егип. традиции, на собств. сестре Арсиное II и выступал, как и его отец, поборником науки, искусства и культа (развитие синкретич. греко-егип. культуры).

3. П. III Эвергет («благодетель»), сын П. II (ок. 284 221 до н. э.), с 246 - царь. Под его властью государство II доа т - ло наибольшего размера и обладало наивысшим ав торитетом среди эллинистич. государств (завоевание вновь Кирены, поход против Сирии до Евфрат)

4. П. IV Филонагор («отцелюбец»), сын П III (240?-204 до н. э.), с 221 -царь; успешно завершил войны с Сирией в 217. Однако страну ослабили рост нац. движения и социально-политич. волнения, равно как и дворцовые неурядицы. При менее удачливых его последователях Египет со 168 до н. э. попал в сферу рим. влияния, причем Рим был замешан во внутриполитич. столкновениях в качестве «организующей силы». Цезарь поддержал Клеопатру VII в борьбе за трон с ее братом и супругом П. XIV; в 30 до н. э. Египет стал рим. пров. с особым статусом.

ПТОЛЕМЕЙ

ПТОЛЕМЕЙ - Клавдий (лат. Claudius Ptolemaeus) (после 83 - после 161), родом из Птолемаиды в Ср. Египте, работал в Александрии. П. был выдающимся астрономом античности, а гакже астрологом, математиком и географом. Он объединил ранние работы греч. астрономов в «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» («Megale» или «Megiste syntaxis»), которое арабскими математиками было названо «Альмагест». П. обосновал геоцентрич. систему мира, которая впервые была опровергнута в 1543 гелиоцентрич. системой Коперника. По П., Земля находится в центре, планеты и Солнце вращаются вокруг нее. Для объяснения наблюдаемых орбит П. принял представления Аполлония Пергского о циклич. орбитах (эпициклич. теория). Уцотреб. П математич. вспомогательные средства предполагают использование тригонометрии; она развита в «Альмагесте», к ней дается таблица хорд. П. создал еще «Оптику» (сохранился лат. пер.), «Географию» и очень часто переводимый и используемый в эпоху средневековья астрологич. труд «Четверокнижие». В сочинении П. «Гармония» говорится о числовых выражениях интервалов ладовых тетрахордных организаций - родов-и специфике их восприятия. Излагается учение об интервалах, созвучиях, ладах и т. п. Основываясь на математике, П. отвергает утверждение Аристоксена: «О величинах интервалов мы судим при помощи слуха», а также учение пифагорейцев о чисто математич. природе звуковых отношений. Музыкальная теория П. оказала влияние на музыкальную теорию средневековья. В своем «Руководстве по географии» в 8 книгах П., как и в своей грандиозной астрономо-математич. работе, остается в рамках традиции Гиппарха и дает ок. 8000 координат различных географич. пунктов по широте и долготе (как и у его предшественника Марина Тирского, нулевой меридиан проходит по Канарским островам), что позволяет реконструировать его карту мира. (Со времен поздней античности сохранилась одна общая и 26 частных карт П.) Конич. проекция является шагом вперед по сравнению с цилиндрич. проекцией Марина Тирского. Карта П. простирается от Канарских островов и Исландии на 3. до Вост. Азии на В. Китай, так же как и Африка, помещен на Ю. Индийский ок. - огромное внутр. море. Скандинавия была для П. островом, Азовское м. и Цейлон были представлены чересчур большими. Окружность Земли П., как Посидоний и Марин Тирский, определял в 180000 стадиев (правильнее у Эратосфена и Гиппарха из Никеи - 250000, а точнее, 252000 стадиев). П. оказал сильное влияние на научную географию эпохи Возрождения.

ПУБЛИКА

ПУБЛИКА - В отношениях между искусством и обществом можно установить ясное различие между греч. классикой и эллинистич.-рим. периодом. В период греч. классики искусство было составной частью обществ, жизни, отчасти и религиозного культа. Это искусство (музыка, танцы, поэзия) было делом всех свободных граждан. Оно обращалось к П. и не нуждалось в том, чтобы учитывать разницу между образованными и необразованными. Его целью было как услаждать, так и воспитывать П., а также влиять на нее этически и политически в соответствии с господствовавшими в обществе идеями. Активному воздействию искусства на П. соответствовала причастность всего народа к искусству. Скульптура и архитектура были создаваемы для П.; мифич. герои и победители соревнований могли быть объектами внимания мастеров. Афинская рабовладельч. демократия в период расцвета являлась прекрасной основой такого искусства. Искусство эллинизма не могло рассчитывать на подобную П. По мере того как полисная демократия приходила в упадок, города-государства были поглощены государствами диадохов, а классич. искусство утратило свою П. и воспитательную функцию также. Позднеклассич. эстетика позволяла искусству, и в особенности поэзии, идти на уступки обществ, вкусу. Под влиянием Стой образовательная функция перешла к философии, поэзия же превратилась в легкую, приятную начальную школу воспитания, а для образованных - в искусство формы. И философия, и поэзия, хоть и на разных уровнях, имели теперь целью преим. развлечение П. Рим. поэзия и эстетика, которые опирались на иную обществ, основу, находились под глубоким влиянием эллинистич. искусства и теории искусства, вобрав в себя лишь немногие элементы классич. греч. взаимоотношений искусства и П. классич. периода Греции.

ПУБЛИКАНЫ

ПУБЛИКАНЫ (лат.), откупщики рим. государств, доходов. П. принадлежали к всаднич. центурии. Римская республика поручала им сбор провинциальных налогов, за что они заранее платили твердо установл. сумму как плату за откуп налогов в государств, кассу, а затем собирали налоги в пров. Из-за беззастенчивого ограбления всех слоев провинциального населения П. завоевали их ненависть. Часто они объединялись в откупные общества (societates publicanorum), когда сумма за откуп превышала возможности одного П. Сенаторам было запрещено принимать участие в арендных обществах. Во времена поздней Республики П. превратились в финансовую аристократию. Чтобы не довести пров. до состроверш. истощения, уже первые императоры принципата, передавая сбор налогов в руки своих уполномоченных, ограничили их влияние. Поэтому П. постепенно потеряли свое значение.

ПУБЛИЛИЙ

ПУБЛИЛИЙ - Сир, рим. мимич. поэт 1 в. до н. э., уроженец Сирии (отсюда «сириец»), раб, мальчиком был привезен в Рим, очевидно, из Антиохии и был там отпущен на свободу хозяином Публилием. Выступал со своими мимами как актер и был знаменит искусством импровизации. В состязании с Лаберием в 46 до н. э. Цезарь присудил ему приз. Под его именем, помимо неск. фрагментов, сохранились лишь «Сентенции» («Изречения») - составл., вероятно, в 1 в. н. э. собрание отдельных строк из его мимов, располож. в алфавитном порядке и содержащих простые жизненные сентенции. Излож. в остроумной форме, его изречения были впоследствии популярны у Ср.-век. читателей.

ПУБЛИЧНЫЕ ДОМА

ПУБЛИЧНЫЕ ДОМА (лат. lupanaria), существовали с классич. времен (5 в. до н. э.) во всех городах и больших насел, пунктах. Проститутками (греч. рогпе, лат. meretrix) были как рабыни, так и вольные женщины, связанные договорными обязательствами и подчинявшиеся надзирателю. Известен помпейский П. д. с многочисл. сохранившимися настенными надписями.

ПУГОВИЦЫ

ПУГОВИЦЫ - Как элемент одежды П. в античности играли незначительную роль, поскольку одежду в основном запахивали или скрепляли пряжками, а не застегивали на П. Предметы, напоминающие П., изготовл. из терракоты с рельефными изображениями и позолотой, использовались, видимо, как украшение.

ПУЛА

ПУЛА (сербохорв., ранне лат. и итал. Pola), ныне югославский портовый город на юж. оконечности Истрии, расположена на месте др. поселения, где Октавиан основал рим. колонию Пола. От рим. периода сохранился амфитеатр, триумфальная арка (Золотые ворота - Porta aurea), храм и ворота.

ПУНИЙЦЫ

ПУНИЙЦЫ (лат. poeni), рим. назв. карфагенских финикийцев.

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ - общее обозначение грех войн Рима против карфагенян (пунийцев). К 3 в. до н. э. Карфаген превратился в сильнейшую торговую и мор. державу Зап. Средиземноморья, он владел колониями на побережье Сев. Африки, в Юж. Испании, Сицилии и Сардинии. Когда Рим в 265 до н. э. стал владыкой Италии, стремления обоих государств к господству столкнулись. Начавшиеся войны были с обеих сторон заранее спланированными и захватнич. В 1-й Пунической войне (264-241) Карфаген потерял все владения в Сицилии и Сардинии и должен был заплатить крупную контрибуцию. В 237 Гамилькар для компенсации потерянного начал завоевание Юж. Испании, не в последнюю очередь стремясь захватить для Карфагена местные месторождения серебра. Гасдрубал в 226 до н. э. основал Новый Карфаген и заключил с Римом т. н. Эбрский договор, согласно которому р. Эбро (Ибер) была признана границей между областями, тяготеющими к Риму, и областями, тяготеющими к Карфагену. После того как Карфаген в 218 разрушил союзный Риму Сагунт, Рим объявил Карфагену войну. Началась 2-я Пуническая война, в ходе которой (218-201 до н. э.) Ганнибал в 218-216 чуть не завоевал Италию, но после потери Капуи (211), Сиракуз (210) Тарента (209) и Испании (206) вынужден был вернуться в Африку (203), где потерпел в 202 от Сципиона поражение в битве при Заме. Карфаген лишился всех своих вне африканских владений и роли великой державы. Однако при помощи реформ (переход к рабскому интенсивному плантаторскому хозяйству) он смог относительно быстро преодолеть последствия поражения и снова достиг экономич. мощи. В Риме решили навеки уничтожить Карфаген как своего конкурента. Поэтому в 3-й Пунической войне (149-146 до н. э.) он был разрушен, а его жители сделаны рабами. Город и страна стали составной частью Римского государства (пров. Африка).

ПУНКТУАЦИЯ

ПУНКТУАЦИЯ - Применение знаков препинания известно уже для античных текстов, несмотря на т. н. scriptura continua («связное» письмо, г. е. написание без промежутков между словами). По правилам точка обозначала сильную или слабую цезуру: точка над строкой - полное, законченное высказывание, точка под строкой - маленький период, точка в середине - небольшая пауза при произнесении. Эта система восходит к Аристофану Византийскому (3 в. до н. э.). Еще древнее параграф, горизонтальная черта под первым словом строки, содержащей конец предложения. В конце большого раздела или книги обыкновенно ставилась извилистая черта, коронис (греч. завиток). В лат. палеографии, согласно «Origines» («Начала») Исидора Севильского, применялась сходная система.

ПУП ЗЕМЛИ

ПУП ЗЕМЛИ - согласно позднеантичному предположению, центр Земли; вторичное значение, символизируемое каменным памятником (Омфал), восходящим предположительно к догреч. периоду и служившим, постровидимому, жертв, камнем для отправления культа хтонич. божеств. В основе этого образа лежит антропоморфное представление о богах.

ПУРПУР

ПУРПУР (греч. porphyra, лат), применение П. считается финикийским изобретением. Грекам было известно несколько пород пурпуроносных улиток. Анонимные собрания рецептов времени Римской империи содержат множество данных о производстве естеств. и искусств. П. С этой целью толкли мелких улиток, из крупных выскребали пурпурсодержащее вещество, очищали массу и оставляли ее размешанной в воде до выпадения окраш. осадка. Искусство состояло в том, чтобы красить дважды, чем достигался не только фиолетовый оттенок, но и шелковый блеск, который получался при абсорбционной обработке шерсти травильным веществом (мыльным корнем, квасцами). Поскольку употреблялись различные виды улиток, постольку получался П. различного качества. Его старались искусственно довести до желаемого «истинно тирского» пурпурного цвета при помощи подмешивания примесей, например черничного сока. С течением времени было выловлено огромное количество пурпурных улиток. Близ др. Сидона высились залежи миллионов использованных раковин, в других местах их пережигали в известь. В Римской империи производство П. было государств, монополией, т. к. государство было гл. его потребителем (для должностных знаков отличия). В наши дни П. заменен красителями животного происхождения.

Пурпур

рис. Инструмент красильщика (из погребения в Риме): 1 - пурпурное дерево; 2 - бутылочки для краски; 3 - крашеные шерстяные нитки; 4 - весы.

ПУССЕН

ПУССЕН - Никола (1594-1665), франц. живописец, с 1624 в Риме. Занимаясь измерением статуй, зарисовкой мозаик, произведений живописи (копия «Свадьбы» Альдобрандини) и рельефов, П. глубоко проник в сущность античного искусства. Изучение греч. истории и мифологии определило направление его творчества. «Царство Флоры» (Дрезден) может служить важным свидетельством восприятия им античного искусства.

ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬ

ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬ (греч. hodometron, лат. hodometer), приспособление, отсчитывающее, подобно совр. километровому счетчику, длину пройд, повозкой пути по количеству сделанных колесами оборотов. Это устройство применялось при проведении Агриппой по приказу Августа межевания пров. и широко использовалось для определения места установки мильных камней. Дошедшие до нас чертежи рим. времени делают возможной реконструкцию античного П.

Путеизмеритель

рис. Путеизмеритель Витрувия. Штифт А на оси при каждом обороте приводит в движение шестерню В. На оси В - В' насажен бесконечный винт С, который приводит в движение шестерню D, а соединенный с ней параллельно диск указателя E1 показывает количество пройденных саженей. На соответствующей оси Е-Е1 вращается бесконечный винт F, приводящий в движение шестерню G. Бесконечный винт Н на оси G-G' переносит отсчет на шестерню J, т. о., на диске указателя E2 подсчитывается число стадиев. Еще один перенос через L и К-К' позволяет видеть на диске Е3 число пройденных миль. Кроме того, после каждой мили в трубку М через дырчатый диск E3 при каждом точном совпадении отверстия на диске с отверстием трубки в последнюю падал шарик, достигавший счетного ящика N, что позволяло производить, помимо визуального, также и акустический контроль пройденного расстояния.

ПУТЕОЛЫ

ПУТЕОЛЫ - совр. Поццуоли, рим. портовый город в Кампании на месте др.-греч. колонии Дикеархия; наряду с Остией осн. рим. порт для торговли и сношений с Грецией и Востоком. В 194 до н. э. здесь была основана рим. колония с правом гражданства. У богатых римлян были в П. виллы.

ПУТЕШЕСТВИЯ

ПУТЕШЕСТВИЯ - В античности были распространены дальние мор. и сухопутные П. пешком, верхом на лошадях, ослах и верблюдах, а также на повозках. Это относится как к военным операциям и торговым П., так и к П. с образовательными и развлекательными целями, участившимися в эллинистич.-рим. эпоху. Поход Александра Македонского в Индию служил, помимо военных, и исследовательским целям. Возможность осуществления крупных экспедиций появилась уже в микенское время (поход аргонавтов). Рим. чиновники пользовались правом бесплатного передвижения на транспорте государств, почты (cursus publicus). Несомненно, уже в ту эпоху существовали дормезы на мягких рессорах. Император Адриан объехал весь В. и 3. Империи («император-путешественник»). Римляне создали небывало густую и хорошо организованную транспортную сеть как на суше, так и на море. Существовали путеводители для сухопутных (периэгеза) и мор. (перипл) П., самым известным из которых является дошедшее до нас «Описание Эллады» Павсания (2 в. н. э.). Сохранились карты дорог с указанием расстояний (Певтингерова таблица) и мор. путей. Излюбл. целью П. в императорскую эпоху был Египет.

ПУЦЦОЛАНОВЫЙ ПЕСОК

ПУЦЦОЛАНОВЫЙ ПЕСОК - Изначально желто красный пемзовый песок из Путеол схватывался в смеси с жидкостью и гашеной известью в твердый и устойчивый к погодным условиям цемент. Римляне добывали П. п. в пемзовых каменоломнях, когда песка не хватало, они дробили туфовые глыбы. Туф применялся очень часто, поскольку, смоч., он обрабатывался топором и теслом так же легко, как дерево, но затем твердел и становился очень прочным. Туфовые каменоломни, которые поставляли строительный песок и камень, сохранились близ Рима и Неаполя, а также в Эйфеле. В рим. постройках в Рейнской области применен пуццолановый известковый раствор.

ПЧЕЛОВОДСТВО

ПЧЕЛОВОДСТВО (греч. melitturgia, лат. apiaria). П. стало возможным только с развитием садоводства. Первоначально пчел разводили в лежачих колодах, т. е. толстых выдолбл. обрубках стволов деревьев. Этот способ сохранился и поныне в малолесистых местностях. Целенаправл. П. возникло у греков во времена Гесиода. В городах-государствах оно играло заметную хозяйств, роль. В греч. мифах пчела как кормилица Зевса была награждена искусством запасать на зиму мед и воск. П. нашло отражение в рим. литре: Варрон указывал на особый характер жизни пчел. Вергилий в своем труде «Георгики» («Georgica») давал советы по их разведению, Сенека Младший описал процесс получения меда. В античные времена была уже известна роль матки в роеобразовании, однако функции трутней еще не были полностью понятны; известно было, что трутни не способны жалить и что их убивают рабочие пчелы.

ПШЕНИЦА

ПШЕНИЦА (греч. pyros, лат. triticum). П. была важнейшей зерновой культурой др. мира. В Месопотамии П. возделывалась уже ок. 5000 до н. э. В Греции П. была посвящена Деметре и, согласно мифам, появилась впервые на нивах Генны и Сицилии. Теофраст рассказывает о том, как из остистой яровой П. постепенно была выведена озимая П. Зерна П. иногда употреблялись в пищу в сыром виде, но, как правило, перемалывались. Для полного удовлетворения потребностей Греции в П. приходилось импортировать ее из Сицилии и городов Причерноморья. Взамен П. в эти области импортировались керамич. изделия. Основным производителем П. в рим. державе вначале была сама Италия, позднее - Сицилия, а впоследствии - Египет. Пшеничный хлеб считался в античности лучшим видом хлеба. Плиний Старший писал: «Ни одно растение не может сравниться с П. плодовитостью». В романских странах пшеничный хлеб продолжает цениться весьма высоко.

ПЫТКИ

ПЫТКИ - В Греции было правилом подвергать подозреваемых в преступлении рабов допросу с пристрастием посредством пытки. Устрашающим орудием П. было колесо Иксиона, наносящее незаживающие раны на теле. В комедиях упоминались сдавливающие трубы, нечто вроде «испанского сапога», но гл. инструментом оставалась ременная плеть, иногда утяжеляемая свинцом. В рамках самовольных пыток, которые хозяин применял к рабу в целях дознания или наказания, практиковалось подвешивание на лестнице с вывертыванием рук, вливание уксуса в ноздри и т. д. Обычай требовал присутствия друзей и родственников хозяина, которые умеряли бы его жестокость. У римлян П. регламентировались как средство правосудия, их мера с сер. 2 в. определялась судьей, ведущим допрос, но не хозяином или обвинителем. П. совершались (не публично, часто на месте преступления) судебными помощниками. Во времена Республики П. были редки; во времена Тиберия, напротив, они применялись также и к свободным. Часто подвергались П. подозреваемые в отравлении, нарушении супружеской верности или оскорблении величества. П. рабов не дозволялись в судебных процессах против их владельцев. О целесообразности П. мнения юристов расходились.

ПЬЯЦЦА-АРМЕРИНА

ПЬЯЦЦА-АРМЕРИНА - маленький сицилийский городок с горными серными разработками на высоте 700 м над уровнем моря. Там была обнаружена роскошная императорская вилла диоклетиановской эпохи с мозаиками и росписями.

ПЯТИБОРЬЕ

ПЯТИБОРЬЕ (греч. pentathlon), спортивные соревнования, принятые в олимпийской программе в 708 до н. э. П. включало метание диска, прыжки в длину, метание копья, бег и борьбу. Во времена Гомера по всем дисциплинам, объедин. в П., проводились отдельные соревнования. Соединение легкоатлетич. упражнений, бега и тяжелоатлетич. дисциплины в многоборье было в истории спорта важнейшим актом. От античных пятиборцев требовались разносторонность и высокая результативность, что близко к требованиям, которые предъявляются к совр. десятиборью в легкой атлетике. Победитель П., постровидимому, определялся в следовавших друг за другом отборочных соревнованиях.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV