Словарь античности
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЛ"-"ИПО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЛ"-"ИПО")

ИЛЛИРИЯ

ИЛЛИРИЯ (лат. Illyricum), первоначальное назв. ср. части Адриатич. побережья около Шкодера (Сев. Албания), распространившееся затем на весь С.-З. Балканского полуострова от побережья Адриатики до Моравии и от Эпира до ср. течения Дуная. Иллирийские племена прибрежных районов попали с 228 до н. э. под влияние римлян. С 168 до н. э. появляется рим. пров. И., однако внутр. области были подчинены только Августом. После подавления иллирийского восстания 6 - 9 н. э. пров. была поделена на Нижнюю И. - Паннонию (лат. Provincia Illyricum inferior) и Верхнюю И. - Далмацию (лат. Provincia Illyricum superior). Как тамож. зона, однако, И. включала также Рецию, Норик, Мёзию и Дакию. Со времени Константина I И. стала одной из четырех крупных префектур Римской, а затем Восточной Римской империи и простиралась от нижнего течения Дуная до Греции.

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ (от лат. illuminare освещать, украшать), оформление рукописей и первых печатных изданий рисунками пером или живописью. Уже папирусные свитки Др. Египта украшались рисунками тушью, например «Книга мертвых» и путеводитель по загробному миру эпохи Нового царства (2-е тыс. до н. э.). В античности свитки снабжались портретами авторов и различными иллюстрациями. Греч, папирусные свитки с рисунками сохранились со 2 в. до н. э. И. переживает особенный расцвет с 4 в., когда начинают употребляться пергаментные кодексы. Т. н. Кведлинбургские итальянские фрагменты (Государственная немецкая библиотека, Берлин) содержат древнейшие иллюстрированные тексты христианского содержания. Стилистически близки им «Илиада Амвросианская» (Милан) и ватиканская рукопись Вергилия (все 4 - 5 вв.). Особенно знаменит «Венский кодекс» Диоскурида (6 в.) с 600 цветными изображениями растений и рукопись комедий Теренция (9 в., Париж).

ИЛОТЫ

ИЛОТЫ (греч. heilotes), местные жители Лаконии и Мессении, покоренные спартанцами. В качестве государств, рабов они были прикреплены к определ. наделам земли и должны были отдавать спаргиатам и прочим лакедемонянам, периэкам, часть дохода в виде арендной платы. Иногда их привлекали к военной службе как легковооруженных. Полностью бесправные, подвергаемые крайне жестокому обращению, И. неоднократно поднимали восстания (т. н. Мессенские войны), которые серьезно угрожали власти спартанцев (сер. 7 в. до н. э. и 464 до н. э.). Продавать и освобождать И. могло только спартанское государство.

ИМБРОС

ИМБРОС - ныне турецк. Имроз (Imroz), остров архипелага Сев. Спорады (Сев. Эгеида), лежащий к З. от Херсонеса Фракийского (Галлиполийский полуостров), ок. 500 до н. э. принадлежал Афинам.

ИМПЕРИЙ

ИМПЕРИЙ (лат. imperium - полнота власти, полномочия), полная (военная и гражданская) власть высших рим. магистратур, внешним знаком достоинства И. были фасции. Передача И. (наделение высшей властью и полномочиями консулов и некоторых других магистратур) осуществлялась народным собранием по Lex curiata de imperio (принятый в курии закон об И.). Осн. содержание И. составляют военная власть и юрисдикция. Позднее И. стал обозначать и ту терр., на которую распространялась власть данной магистратуры. Так, наконец, рим. мировая держава эпохи императоров стала называться Imperium Romanum (Римская империя). Как реальное или, точнее, фиктивное продолжение рим. традиции в византийском государстве и в державе Карла Великого и ег о наследников (уже до 800 имевшей назв. Christianum Imperium - Христанская И.) в средние века и в новое время понятие И. стало применяться для обозначения мировой державы (англ. и фр. Empire), отсюда «империализм».

ИМПЕТУС

ИМПЕТУС (лат. impetus - толчок, импульс). Теория И. представляет собой модификацию аристотелевской теории движения, восходящей к Гиппарху и особенно к Иоанну Филопону, была завершена в поздней схоластике (Ж. Буридан) и подготовила научное объяснение движения. Согласно этой теории, для поддержания движения небесных тел необходим нематериальный двигатель (бог), выполняющий функцию первого импульса, который сохраняется в движении небесных тел, возрастает в свободном падении, но прерывается другими земными движениями (удар, бросок), так что движение прекращается.

ИМПЛЮВИЙ

ИМПЛЮВИЙ (лат. impluvium), открытое пространство, обыкновенно окруж. крытыми галереями, во внутр. дворе рим. дома, бассейн для стока дождевой воды и воды от таяния снега, располож. под комплювием на крыше.

Имплювий

рис. Имплювий (водосток)

ИНАХ

ИНАХ (лат. Inachus), речной бог, сын Океана и Тефиды, считался первым царем Аргоса и родоначальником царствовавшей там династии. Одной из его дочерей была Ио.

ИНВЕКТИВА

ИНВЕКТИВА (лат. поношение), написанное в стихах (ямбах) или в прозе обличение к.-л. лица. И. могли быть частями сочинения в другом жанре - комедии, речи и т. д. Собственно И. являются мн. стихотворения Архилоха и Катулла, сочинение Саллюстия против Цицерона, «Ибис» Овидия и другие. Как жанр красноречия И. разрабатывалась в риторских школах, причем существовали И., направл. против мифологич. персонажей и определ. тем или предметов.

ИНГВЕОНЫ

ИНГВЕОНЫ - ингевоны, согласно Плинию Старшему и Тациту, - общее обозначение западногерм. племен, населявших побережье Северного м. между устьями Рейна и Эльбы, а также Ютландию. Очень др. культурные связи И. имели с кимврами, тевтонами, англами, варнами, саксами, хавками, ампсиварами и фризами.

ИНГЕНУЙ

ИНГЕНУЙ (лат. Ingenuus), наместник Паннонии, в 258 н. э. в Сирмии был провозглашен цезарем (императором) легионами своей пров. Мёзия. И. принадлежит к числу узурпаторов, которых аристократия пров. поддерживала в борьбе против Галлиена. В 259 он был разбит под Мурсой и при отступлении погиб.

ИНД

ИНД (инд. Sindhu - река), крупнейшая река Индии, давшая назв. стране, берет начало в Трансгималайской области и впадает в Индийский ок., образуя дельту. Греки впервые узнали об И. от Скилака из Карианды. И. и тогда считался одной из величайших рек в мире. В плодородной долине И. уже в 3-м тыс. до н. э. возникла культура Хараппы (Пенджаб) и Мохенджо-Даро. Во время своего похода в Индию (327 - 326 до н. э.) Александр Македонский переправился через И., а затем спустился вниз по его течению на специально построенных кораблях до Индийского ок.

ИНДИГО

ИНДИГО - краситель, очень ценившийся в древности за ярко-синий тон и способность долго не выцветать. Древнейшие образцы тканей, окраш. И., восходят к 1000 до н. э. (одежда дочери егип. фараона). И. проник в Грецию и Рим по торговым путям через М. Азию.

ИНДИКТИОН

ИНДИКТИОН (лат. indictio - объявление), до 3 в. чрезвычайный, объявляемый императором налог на зерно (Annona). Диоклетиан превратил его в 297 - 298 в ежегодную подать, размер которой определялся цензом, вычислявшимся один раз в 5 лет, и переписью населения, производившейся один раз в 15 лет. Доказано, что И. существовал главным образом в Египте. С 312 - 313 периодичность И. легла в основу летосчисления. Необходимо различать греч. (константинопольскую) систему И., систему Беды и рим. (папскую) систему И.

ИНДИЯ

ИНДИЯ - первоначально «земля на Инде». Первые сведения об И. греки получили благодаря контактам с Персидским царством, границы которого при Кире II и Дарий I расширились вплоть до Инда. Скилак из Карианды, предпринявший не позднее 500 до н. э. по поручению Дария I исследовательскую экспедицию вниз по течению Инда и через Индийский ок. в Красное м., служил источником сведений для Гекатея Милетского и Геродота. Тем не менее И. в представлении греков была волшебной, сказочной страной, как, например, в «Indika» Ктесия (ок. 400 до н. э.). Ранние греч. авторы смешивали индусов с эфиопами. Только благодаря походу Александра Македонского, войска которого достигли Пенджаба и, спустившись по Инду, двинулись мор. путем через Персидский зал. и сухим путем к Евфрату, греч. мир ближе познакомился с И. Во время правления первых Селевкидов и Птолемеев были направлены посольства Мегасфена, Демаха и Дионисия в Паталипутру (греч. Palimbothra, в наст, время Patna) к правителям Чандрагупта (Sandrakottos) и Амитрагата (Amitrochates). Гиппал открыл (в 100 до н. э.) муссоны, необходимые для прямого мор. пути в И. (Красное м., Индийский ок.). Этот путь стал особенно важен после того, как в сер. 3 в. до н. э. Парфянское царство отделило эллинистич. государства Бактрии и И. от эллинистич. мира Вост. Средиземноморья. Последние индогреч. правители уступили власть парфянам, при которых, впрочем, как и в Сакском и Кушанском (индо-скифском) царствах, процветала смешанная греко-ирано-инд. (буддийская) культура (искусство Гандхары). Начиная с правления Августа, в Римской империи увеличился спрос на инд. предметы роскоши (благовония, драгоц. камни и т. д.), вследствие чего активизировалась торговля с И. через Египет и Индийский ок. (центром этой торговли была Александрия). В эпоху Птолемеев инд. торговля все еще была монополизирована южноараб. йеменскими купцами. В предназнач. для торговцев анонимном «Перипле Эритрейского (Красного) моря» - описании мор. пути между Эфиопией и Индией - полуостровное положение И. осознается яснее, чем в географии Птолемея. Вслед за наступившей монополизацией инд. торговли эфиопскими жителями Аксума в 4 в. (отсюда заинтересованность Рима в их христианизации) нов. сведения об И. и ее портовых городах были получены в 6 в. от егип. купца-христианина Космы Индикоплова («Христианская топография»).

ИНДОГЕРМАНСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

ИНДОГЕРМАНСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ - 1. назв., ранее употреблявшееся вместо интернационального термина «индоевропейская семья языков»; иногда используется и сейчас в нем. языкознании.

2. Включает наряду с примерно 15 языками и группами языков также греч. и лат.

ИНЖЕНЕР

ИНЖЕНЕР - Одностороннее изучение античности привело к тому, что понятие «И.» связывалось только с именем Архимеда и вместо собственно инженерной деятельности рассматривались ее результаты: рудники, мосты, отопительные системы, дороги, театры, термы, туннели, гидротехнич. сооружения. В большой степени недооценены успехи инженерной деятельности в области измерительных приборов, тонкой механич. аппаратуры, а также «обыкновенной», но необходимой грузоподъемной техники. Несколько более известны те И., от которых дошли труды о строительстве оборонных сооружений. Остальные сочинения, имеющиеся во фрагментах, все еще не вышли в критич. издании. Из этого письм. наследия явствует, что в эллинистич. государствах И. занимал более почетное положение в обществе, чем прежде в полисе. В Римской империи И. также пользовался уважением, будучи необходимым членом общества. Витрувий, происходивший из бедной семьи, был приближенным императора Августа; Фронтин принадлежал к сенатской аристократии. Из императорского стипендиального фонда для обучения инженерному делу (правление Александра Севера и Константина I) оплачивались все расходы по обучению и содержанию математически одаренных мальчиков и 18-летних юношей, в осн. из небогатых семей. Диоклетиан содержал на государств, жалованье преподавателей механики и архитектуры. Профессиональная гордость И. прослеживается в надписях на многочисл. постройках и надгробиях с 4 в. до н. э. по 4 в. н. э.

ИНИЦИАЛ

ИНИЦИАЛ (от лат. initium - начало), заглавная буква в начале текста или главы в рукописях и первопечатных книгах, часто украш. орнаментом или фигурным изображением. И. появляются, хотя и редко, уже в позднеантичных рукописях 5 в. н. э., своего расцвета достигают в Ср.-век. книжной миниатюре. В наст, время И. используются лишь изредка в особых изданиях, предназнач. для библиофилов.

ИНКВИЛИН

ИНКВИЛИН (лат. incola - житель), в рим. юридич. источниках часто квартиросъемщик. Со 2-й пол. 2 в. н. э., а может быть, даже раньше крестьянин-арендатор, не имеющий своего поля, а только арендуемое. С 4 в. различия между инквилинатом и колонатом все более стираются.

ИНКРУСТАЦИЯ

ИНКРУСТАЦИЯ - оформление поверхности стены разноцветными мраморными пластинками. Со времени Нерона И. постепенно вытесняет настенную живопись.

ИНКУБАЦИЯ

ИНКУБАЦИЯ (лат. incubatio - сон в храме, сон в свящ. месте, чтобы во сне вступить в контакт с божеством), храмовый сон. Это явление имело место на протяжении всей античности. Исполнив определ. культовые предписания (например, омовение, умащение, соблюдение пищевых запретов и воздержания), просители ложились в храме, где им во сне якобы являлось божество и давало советы, а больным - указания, как им исцелиться, либо само исцеляло их. И. играла значительную роль в храмах богов-целителей, а также в оракулах.

ИНКУНАБУЛЫ

ИНКУНАБУЛЫ (лат. incunabula - колыбель), все книги, изданные за период от изобретения книгопечатания до 1500 включительно. И. - незаменимый материал для изучения истории печатного и книжного дела, литературы и культуры позднего средневековья. Самая знаменитая из И. - Библия форматом в 42 строки (напечатана в 1454 - 1456), создание которой приписывается самому Гутенбергу. Одна из крупнейших типографий в Венеции принадлежала Альду Мануцию. Он, в частности, издал в 1495 - 1498 5-томное собрание сочинений Аристотеля. И. часто сохраняют тексты, рукописи которых утеряны, и потому играют важную роль в изучении истории текста и в выработке критич. текста.

ИНО

ИНО (лат. Ino), в греч. мифологии дочь фиванского царя Кадма и Гармонии, сестра Семелы, взявшая на себя после смерти сестры заботу о ее сыне, младенце Дионисе. Став женой Атаманта, преследовала его детей от первого брака Фрикса и Геллу, для чего подучила женщин своей страны высушить зерна, подготовл. для посева. Наступил неурожай, спастись от которого можно было, согласно пророчеству лжеоракула, только принеся в жертву Фрикса. Обезумевший Атамант хотел убить И. и своего сына Меликерта, но И. бросилась в море и превратилась в мор. богиню Левкотею; в этом облике она и помогла своим покрывалом Одиссею, терпевшему бедствие в море. Кантата И. К. Ф. Баха, опера Доницетти.

ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА

ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА - Принятые в языке И. с, в отличие от заимствованных, не являясь его органич. частью, предполагают наличие среды с определ. уровнем образования и обнаруживают специфич. зависимость культур разных стран. В античности этот процесс ограничивался почти исключительно включением лат. слов в греч. словарный запас и, наоборот, греч. слов в латинский. Его интенсивность колебалась в условиях двуязычия и расширяющегося многоязычия рим. государства.

ИНСТИТУЦИИ

ИНСТИТУЦИИ (лат. установления), учебник. Наиболее известны юридич. И. Гая, ставшие основой для гражданского кодекса «Corpus iuris civilis», а также «Institutio oratoria» («Воспитание оратора») Квинтилиана и «Divinae institutiones» («Божественные установления») Лактанция.

ИНСТРУМЕНТ

ИНСТРУМЕНТ (лат. instrumentum - инструмент, орудие). И. пользовались врачи, инженеры, астрономы и музыканты. Начавшееся с 4 в. до н. э. усовершенствование до того весьма скудного ассортимента И. принадлежит к важнейшим достижениям эллинистич. и рим. точной механики. Сюда относится изобретение бесконечного и установочного винтов в 1 в. н. э., винта с гайкой в 3 или 4 в. н. э. Были созданы точные приборы для измерения времени (часы), расстояния (путеметр), веса (весы, ареометр для измерения плотности жидкостей), направления (И. для топографич. съемки - диоптра, гномон и т. п.). Сильнейшее впечатление оставляют хирургич. и гинекологич. И. 1 в. н. э. (см. илл. к ст. Хирургия). «Планетарии» для астрономич. наблюдений, подобные образцу, найд. в море близ Антикиферы, поражают своими передачами с шестернями. О создателях И. известно мало.

ИНСТРУМЕНТЫ

ИНСТРУМЕНТЫ - Многие виды И., применявшихся для ремесл. обработки разнообразных материалов, были заимствованы с Востока. Собственно греч. изобретением 4 в. до н. э. можно считать рубанок, заменивший традиционную простую циклю (столярную гладилку). В 1 в. до н. э. была изобретена выдувальная трубка стеклодува. Бондарные И. были заимствованы римлянами у кельтов. В более поздний период назв. заимствованного И. сопровождалось прилагательным, указывавшим на его происхождение, например галльское сверло, пунический молотильный каток. В греч. яз. не было слова, которое обозначало бы И. вообще. В лат. яз. для выражения этого понятия использовались слова instrumentum и ferramentum - железная утварь. Однако этими же словами могли обозначаться решета, кисти, хирургич. И. и чертежные принадлежности. Незначительный интерес высших классов к ручной ремесл. работе привел к тому, что в литературе почти не встречаются обозначения различных видов И. Этот пробел, однако, во мн. восполняют труды античных лексикографов, хотя сообщаемые ими назв. не всегда удается идентифицировать с археология, находками. Мн. из ремесл. И. были необходимы также и для домашнего и сельского хозяйства, например молот, мотыга, топор, лопата и нож. Спец. инструменты, например нож виноградаря, бритва, резец, носили особые назв., часть из которых лит. яз. заимствовал из народной речи (например, щипцы - греч. pyragra, лат. forceps - букв, хватающие огонь) и из профессионального жаргона, в частности горняков. Все осн. И., применяющиеся в настоящее время для обработки металла, камня, глины, древесины, рога, кожи, волокнистых и красящих материалов, существовали уже в античности. Античные И. соответствуют совр. только по принципу действия, но не по конструкции (например, ножницы).

ИНСУБРЫ

ИНСУБРЫ (кельтск.) племя, обитавшее в Транспаданской Галлии (Gallia Transpadana) в Сев. Италии, гл. город - Медиоланум В 222 до н. э. побеждены римлянами. Во время 2-й Пунической войны И. восстали (218), перешли на сторону карфагенян и оказали им активную поддержку. Окончательно покорены Римом в 194 до н. э. В 89 получили лат., а в 49 до н. э - рим. гражданство.

ИНСУЛА

ИНСУЛА (лат. остров), в значении «отдельно стоящий дом», предназнач. для сдачи квартир внаем, в противоположность domus - комплекс построек (с внутр. двором), окружающих с четырех сторон дом владельца. И. сдавались беднейшему населению (инсуляриям, инквилинам и т. п.) и управлялись рабом (Servus insularis), получавшим арендную плату. Согласно «Бревиарию», на 357 в Риме соотношение частных домов и И. составляло 1790:46602.

Инсула

рис. Многоквартирный доходный дом в Риме; шестиэтажная инсула (один этаж подвальный), вид со двора. Лавки не видны. (Эпоха ранней Империи).

ИНТАЛИЯ

ИНТАЛИЯ (итал. углубл. рельеф), гемма, снабж. врезанным выгравированным изображением, в противоположность камее, имеющей выпуклое изображение. Все геммы (в строгом смысле слова) обработаны по типу И. Гемма Августа, напротив, является камеей.

ИНТАРСИЯ

ИНТАРСИЯ - вид инкрустации на деревянных предметах. Древнейшие формы до 6 в. до н. э. ограничивались вылож. цветными материалами, процарапанными орнаментами и резьбой по дереву; любой белый узор получали из меловых или талько образных материалов (стеатит). С 4 в. до н. э. это искусство использовалось не только для украшения мебели - цветными породами дерева, слоновой костью, черепаховым панцирем, рогом, - но также для оживления мраморных поверхностей мраморными включениями различных цветов или (как в инкрустации) известной уже в критском искусстве маскировкой менее ценных материалов под более ценные, причем образцом для И. времен Римской империи служил Мавзолей (гробница Мавсола). Влагавшиеся пластинки вырезались заранее, накладывались на осн. поле и затем аккуратно заглублялись по контуру. Для придания формы использовался нож, для цветных И. наклеивались алебастр, янтарь, драгоц. камни, стеклянный расплав. Они должны были быть прозрачными, чтобы через них просвечивал осн. фон.

ИНТЕРДИКТ

ИНТЕРДИКТ (лат. запрещение), запрет или приказ рим. претора, решение в пользу истца, когда претор решал, что процесс не должен быть обжалован. В средние века И. называлось отлучение от церкви.

ИНТЕРКИЗА

ИНТЕРКИЗА (лат. Intercisa), ныне Дунауйварош (Венгрия), лагерь вспомогательных войск на дунайской границе, существовавший с нач. 2 в. н. э. по нач. 5 в. н. э. Раскопаны храм Митры, синагога, склады, террасные (ярусные) захоронения. Со времени Галлиена заселен вандалами.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ

ИНТЕРКОЛУМНИЙ (лат. расстояние между колоннами), свободное пространство, расстояние между колоннами в колоннаде.

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ (лат.).

1. В филологии сознательное изменение некоторых мест в тексте, обыкновенно путем вставления слова, предложения или целого абзаца. При этом могут руководствоваться как предполагаемым улучшением непонятного места, так и сознательной его фальсификацией.

2. В правоведении И. означают изменения, внес, при кодификации рим. права при Юстиниане, прежде всего в текстах классич. эпохи рим. юриспруденции, сделанные, чтобы приспособить эти тексты к существующей практике судопроизводства и применять их при разборе судебных дел. Исследования в области И., особенно популярные в 18 в., направлены на вычленение классич. права из Свода законов Юстиниана.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. истолкование, объяснение).

1. Принятая у греков и римлян традиция заменять имена чужих богов именами своих собств., идентифицируя при этом их носителей. Предпосылкой этому было совпадение в значительной мере функций соответствующих божеств. Так, например, греки (т. н. interpretatio Graeca - греч. истолкование) использовали имя Зевса для обозначения Амона, Афродиты - для Астарты и Исиды, Гермеса - для Тота, Гефеста - для Птаха и т. д.; римляне (т. н. Interpretatio Romana - рим. истолкование) называли Меркурием Во дана (Одина), Марсом - Тиу (Тира), Геркулесом - Донара (Тора), Исидой - Фрейю и т. п. (сравни привед. у Геродота во 2-й книге именования егип. богов), у Цезаря («Записки о галльской войне» VI, 17) - кельт., у Тацита («Германия»), 9) - герм., часто трудно конкретизируемых под греч. и рим. именами. И. - важный элемент эллинистич. синкретизма.

2. В рим. юрисдикции - истолкование письм. правовых источников (Законов 12 таблиц, эдиктов и т. п.) и применение их юристами при разъяснении разбираемого судебного дела.

ИНЦЕСТ

ИНЦЕСТ (лат. incestus, incestum - нечистый, преступный), первоначально - понятие рим. религиозного права, обозначавшее прежде всего ритуальную нечистоту вообще, позднее суженное до представления о сексуальных преступлениях, противоречащих религиозному уставу (особенно о нарушении целомудрия весталок). Со временем это понятие было воспринято светским правом, где оно прилагалось к преступлениям кровосмешения. Кровным считалось родство до 6-го, позднее - до 4-го колена. В эпоху Империи под влиянием греч. правосознания наступает некоторое ослабление строгости закона, вновь упраздн. уже при Диоклетиане. При уголовном преследовании виновным в И. угрожала смертная казнь, конфискация имущества и т. д.

ИО

ИО (лат. Iо), в греч. мифологии дочь речного бога Инаха, жрица Геры, возлюбленная Зевса. По воле ревнивой Геры И., превращ. в корову, стерег стоокий Аргус. Когда Гермес убил его, Гера наслала овода, преследовавшего И., которая странствовала по мн. землям, пока наконец в Египте не обрела вновь покой и человеч. облик. Там она родила сына Эпафа. Отождествлялась с егип. богиней Исидой. Полная превратностей судьба И. часто служила предметом изображения в живописи (помпейские фрески, картины Корреджо, Скьявоне, Рубенса, Веласкеса).

ИОАНН

ИОАНН - 1. И. Златоуст (Хризостом), род. ок. 350 в Антиохии, ум. 14. 09. 407 в ссылке близ Команы (Понт); чрезвычайно плодовитый грекоязычный христианский автор. И. З. происходил из знатной семьи, изучал риторику у Либания, получил прекрасное образование в греч. духе. Приняв крещение, стал монахом; с 381 по 397 был священником в Антиохии, в 397 по воле императора Аркадия принял сан патриарха Константинопольского. Критикой социальных недостатков навлек на себя ненависть духовенства и императрицы. Его борьба за власть с александрийским патриархом Теофилом окончилась тем, что в 403 И. З. был низложен и спустя год сослан в М. Армению. Его сторонники и последователи также стали подвергаться гонениям. Благодаря заступничеству зап. церкви его останки были захоронены в Константинополе в 438. И. З. - автор множества проповедей, панегириков, псалмов, превосходных в риторич. отношении и ценных в отношении культурно-историч.; следует особо упомянуть его проповеди, произнесенные в 387 в Антиохии по случаю поднявшихся там волнений. Письма И. З. из ссылки (всего их 236) также представляют интерес для совр. историч. науки. Литургии, которые и сегодня исполняются в ортодоксальных церквах как «литургии И. З.», приписаны ему ложно. Прозвище Златоуст он получил за свое красноречие в 6 в. Для ортодоксальной церкви И. З. остается авторитетом и поныне.

2. И. Дамаскин, род. ок. 650 в Дамаске, ум. не позднее 753, визант. богослов, философ, родом из знатной христианской семьи, сын одного из министров халифа (министра финансов). Стал монахом в монастыре св. Себастьяна близ Иерусалима (до 700). Компилируя и систематизируя сочинения отцов церкви, он создал законч. систему патристики, которая стала основой основ для вост. церкви и оказала воздействие на формирование зап. схоластики. Гл. труд И. Д. - «Источник знания»; в нем сочетается неоплатонич. концепция блага и теологич. идеи. Принадлежность ему трех книг «Sacra Parallela», представляющих собой собрание изречений, почерпнутых из Библии и патристич. литературы и касающихся вопросов христианского образа жизни, является спорной. Наряду с гомилиями и агиографич. сочинениями И. Д. создавал церковные песнопения; кроме того, он автор популярного в средние века романа «Варлаам и Иоасаф», в котором чувствуется влияние индийских преданий и «Апологии» Аристида.

3. И. Филопон, род. ок. 470 в Кесарии (Понтийской), ум. ок. 550 в Александрии; греч. грамматик, христианский теолог, прошедший период увлечения неоплатонизмом; один из наиболее разносторонних авторов своего времени. Из его философских сочинений следует упомянуть трактат «Против Прокла по вопросу о вечности мира» и многочисл. комментарии к Аристотелю, в которых он добирается до принципиальных положений теории первотолчка. И. Ф. пытался объединить языч. и христианские воззрения, за чго после смерти был проклят церковью как еретик.

4. И. Креститель, иудейский пророк; его аскетизм, враждебное отношение к официальному жречеству, совершавшийся им обряд крещения, смысл которого состоял в очищении людей перед грядущим Царством божим, - все это сближало Крестителя с ессейским движением. Царь Ирод Агриппа приговорил его к смерти. Для христиан И. К. - «предтеча» Иисуса Христа.

ИОБАТ

ИОБАТ - мифич. царь Ликии, поручавший Беллерофонту трудноисполнимые задания, чтобы погубить его.

ИОВИАН

ИОВИАН - Флавий (ок. 331 - 17. 02. 364), рим. император с 27. 06. 36З. Происходил из Сингидунума (совр. Белград). Будучи начальником личной охраны императора, после смерти Юлиана Отступника был возведен на трон. И. заключил с перс, царем Шапуром II мирный договор на 30 лет, по которому отказался от Месопотамии и Армении. Будучи христианином, И. отменил все языч. эдикты Юлиана и возвратил церкви ее привилегии. Однако он относился терпимо и к язычеству, и ко всем направлениям христианской религии. И. умер в Вифинии на пути в Константинополь.

ИОКАСТА

ИОКАСТА - у Гомера - Эпикаста, в греч. мифологии сестра Креонта, жена фиван. царя Лаия, мать Эдипа. После смерти Лаия И. стала женой собств. сына, не догадываясь об этом. Узнав правду, И. повесилась. Драма Г. Сакса.

ИОЛАЙ

ИОЛАЙ (лат. Iolaus), в греч. мифологии верный соратник своего дяди Геракла; после смерти последнего помогал его детям - Геракл идам.

ИОН

ИОН - мифич. прародитель ионийцев, сын Аполлона и афинской царевны Креусы. Тайно покинутый матерью, он был перенесен Гермесом в Дельфы и вырос там. Его мать, не имевшая детей в браке с Ксуфом, нашла И. благодаря дельфийскому оракулу. Содержащийся в этом мифе конфликт служил материалом для поэзии (драма Еврипида, обработка мифа принадлежит А. В. Шлегелю; эпос Й. Я. Бодмера «Креуса»: драма Т. С. Элиота «Личный секретарь»).

ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ма гериалист ич., а точнее, гилозоистич. философия, появившаяся в ионийском Милете на малоазийском побережье. Древнейшее направление греч. философии. Ее осн. представители - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. И. ф. впервые поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, субстанции, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи. Объектом исследования И. ф. была прежде всего природа. В известном отношении к И. ф. относят также Гераклита, а также позднего ее представителя - Диогена Аполлонийского.

ИОНИК

ИОНИК (лат. ионийский), стихотворная стопа, состоящая из двух кратких и двух долгих слогов; И., начинающийся с кратких слогов, - нисходящий, лат. a minore, U U - -, например requiescens; начинающийся с долгих - восходящий, лат. a maiore, - - U U, например concedere. И., допускающий множество вариаций в рамках определ. правил, давал возможность сделать разнообразным стихотворный ритм. И. использовал уже Алкман, затем Сапфо и особенно часто - Анакреонт.

ИОНИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ

ИОНИЧЕСКИЙ КИМАТИЙ (греч. kymation), элемент архитектурных украшений. Выпуклая планка состоит из меняющихся попеременно яйцевидных и остроконечных листовидных деталей, которые часто дополняются по сторонам астрагалами. И. к. - прежде всего составная часть антамблемента ионич. ордера, но используется также в живописи и торевтике. Был распространен в античности, встречается также в искусстве Ренессанса, барокко и классицизма.

Ионический киматий

рис. Ионический киматий.

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ - также Ионический зал. Для греков обозначение И. м. подразумевало прежде всего нынешнее Адриатическое м. В античности назв. «И. м.» связывали с переправой Ио, а позднее - с иллирийцем Ионием (Ionios) И. м. не имеет отношения к ионийцам.

ИОНИЯ

ИОНИЯ - область, насел, ионянами, лежащая на зап. побережье М. Азии, близ Лидии и Карий, с островами Хиос и Самос и с 12 городами: Хиос, Эритрея, Теос, Колофон, Эфес, Самос, Приена, Милет, Фокея, Клазомены, Лебедос, Миунт; позднее к И. стали относить прежде эолийскую Смирну. Общим святилищем Ионийского союза был Панионий на мысе Микале близ Приены, где ежегодно происходили всеионийские празднества (Панионий). Назв. Ионического м. и Ионических островов на З. Греции не связано с И.

ИОН ХИОССКИЙ

ИОН ХИОССКИЙ (ок. 490 - 422 до н. э.), греч. поэт, занимавшийся разносторонней лит. деятельностью. Жил б. ч. в Афинах, писал трагедии и сатировские драмы, считался самым значительным поэтом после трех великих трагиков. Сохранились лишь фрагменты его пьес, элегий, дифирамбов, гимнов, в т. ч. написанных прозой «Истории основания Хиоса» и «Эпидемий» (записки о путешествиях самого И.

X. и знаменитых людей) и т. д.

ИОНЯНЕ

ИОНЯНЕ (ионийцы), одна из трех гл. греч. племенных групп, наиболее однородная в территориальном, языковом и культурном отношении. И., как считалось, первыми переселились в Грецию (Аттику, Эвбею, Фокею, Милет). Ко времени разложения родового строя И. делились на фратрии, представлявшие собой социально-экономич. и военные сообщества, возглавляемые старейшинами (военная демократия). Во время и после вторжения дорийцев часть И. осталась на материке, а другая переселилась на острова в средней части Эгейского м. и на зап. побережье М. Азии. Там И., сохраняя тесные экономич. и культурные связи, объединились в политич. союз 12 городов. Общим праздником союза был справлявшийся в Панионии на мысе Микале праздник в честь Посейдона - Геликония. Этот союз, куда входили Хиос, Эфес, Самос, Милет, Приена и другие, обязанный своим возникновением политич. и сакральным мотивам, доказал свою жизнеспособность в 6 в. до н. э., когда И. стали теснить лидийцы и персы. Благодаря выгодному положению на перекрестке двух гл. торговых путей (с С. на Ю. и с З. на В.) ионийские города достигают экономич. и культурного расцвета, особенно в 7 и 6 вв. до н. э. (развитие ремесел и торговли, контакты с вост. культурой: письменность, литература, философия, геометрия, календарь, меры и веса, жертвоприношения). Подъем производительных сил привел к расцвету свободного, открытого миру образа жизни и к созданию демократич. конституций. Ионийские города вскоре стали центром экономич. и культурной жизни греков, а также посредниками в распространении культурного влияния Востока на Грецию. Во мн. ионийских полисах в 6 в. до н. э. демократич. устройство вследствие частых внутр. конфликтов и постоянной угрозы извне превратилось в тиранию. В сер. 6 в. до н. э. И. были поставлены под контроль царей Лидии, но в значительной мере сохранили свою автономию. Во 2-й пол. 6 в. до н. э. были подчинены персам. В 500 до н. э. подняли восстание против перс, господства, которое было жестоко подавлено; оно послужило началом греко-перс. войн. В доклассич. эпоху И. играли прогрессивную роль в экономике и политике Греции; они считались осн. носителями греч. культуры.

ИОРДАН

ИОРДАН - 1. историк 6 в., происходил из знатного готского рода; имел духовный сан и был, очевидно, епископом в Кротоне. И. - автор сочинения под назв. «De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum», а также небольшого, но ценного сочинения, представляющего собой компиляцию различных позднеантичных источников. Ему принадлежит и история готов - «De origine actibusque Getarum», или «Getica»; это краткое изложение не сохранившегося до нашего времени обширного труда Кассиодора. «Getica» И. была осн. источником сведений о готах в средние века. В отличие от Кассиодора, прославлявшего готов, И. занимал позицию «посредника» между готами и Византией.

2. (греч. Iordanes, др.-евр. Yarden, совр. араб. Seri'-at-el-Kebir), гл. река Палестины; берет начало у подножия сирийского горного массива Гермон, протекает по терр. Вост. Палестины, через Генисаретское оз., по дну грабена Гхор и впадает в Мертвое м. К В. от И. лежит область Перея.

ИОС

ИОС - остров из группы Кикладских островов между Наксосом и Ферой, одно из мест, претендовавших называться родиной Гомера. В 5 в. до н. э. И. был членом Афинского морского союза.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

ИОСИФ ФЛАВИЙ (лат. Iosephus Flavius) (род. в 37 в Иерусалиме, ум. ок. 100 н. э. в Риме), писатель-историк, происходил из иудейского священнич. рода. В качестве полководца участвовал в Иудейской войне (66 - 70), был взят в плен (67), освобожден Веспасианом (отсюда имя Флавий). Принимал участие в походе римлян против его родины. И. Ф. написал на греч. яз. 7 книг «Иудейской войны» и 20 книг «Иудейских древностей» (от сотворения мира до Нерона), в которых показывает историч. значение своего народа наряду с другими народами. В сочинении «Против Апиона» он выступает против клеветы, содержавшейся в памфлете против иудеев, написанном александрийцем Апионом. В своей автобиографии И. Ф. пытается оправдаться от возводимых на него обвинений в измене своему народу. Л. Фейхтвангер посвятил И. Ф. трилогию: «Иудейская война», «Сыновья», «И настанет день».

ИПАТИЯ

ИПАТИЯ (Hypatia), приблизительно 370 - 415, греч. математик и философ, дочь математика Теона из Александрии, была руководителем Александрийского мусейона. Последовательница неоплатоников в духе Ямвлиха, писала комментарии к Аполлонию из Перги и Диофанту. После ее убийства христианскими фанатиками математич. школа в Александрии угасла.

ИПОТЕКА

ИПОТЕКА (греч. основание, залог), в Афинах заклад движимого имущества с целью получения денежной ссуды. Земельный участок должника мог быть заложен в качестве обеспечения кредита. Это затрудняло должнику свободное распоряжение заложенным владением. При просрочке кредитор не имел права немедл. захвата владения, лишь через особый процесс он мог добиться права вступить во владение залогом. В Риме И. давала кредитору право потребовать перехода в его собственность участка несостоятельного должника. В новое время залог обычно состоит из недвижимости (основное владение, дом), причем после изменения значения И. стало называться долговое обязательство.

Предыдущая страница Следующая страница