Словарь античности
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВАНГЕЛИЕ

ЕВАНГЕЛИЕ (греч. благая весть), приписываемое Иисусу Христу послание, а также раннехристианские сочинения, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В общинах ранних христиан были распространены различные Е. (в числе прочих евр., егип., Е. Петра), затем церковью были признаны каноническими и включены в Новый завет четыре Е.: три синоптич., рассказ которых в общих чертах совпадает (названы по именам их предполагаемых составителей Матфея, Марка и Луки), а также Е. Иоанна. До наших дней дошли некоторые апокрифич., т. е. не признанные официальной церковью Е.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - написано приблизительно в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытало на себе сильное влияние гностицизма, что проявилось, в частности, в резком противопоставлении царства света и тьмы.

ЕВГЕМЕР

ЕВГЕМЕР (греч. Euhemeros), ок. 300 до н. э., греч. философ из Мессены, предположительно жил при дворе македонского царя Кассандра. Э. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде «Священная запись», перевед. Эннием на лат. яз. (известны лишь фрагменты), он излагал теорию о том, что божества - это лучшие люди первобытного времени, впоследствии обожествл. (евгемеризм). Эти представления оказали влияние на рационалистов 18 в.

ЕВГЕНИЙ ФЛАВИЙ

ЕВГЕНИЙ ФЛАВИЙ (Eugenius Flavius), рим. император (узурпатор), (22. 08. 392 - 06. 09. 394), преподаватель риторики, занимал должность при дворе, друг Симмаха. При содействии полководца Арбогаста был провозглашен императором Западной Римской империи после смерти Валентиниана II, однако не был признан Феодосием I. Будучи христианином, способствовал последней реставрации язычества. В битве при Фригидусе (Виппах) потерпел поражение и был убит.

ЕВДАМОНИЗМ

ЕВДАМОНИЗМ (от греч. eudamonia - учение о блаженстве), философское учение, которое делает счастье высшей этич. целью. Е., начало которому положил Сократ, получил развитие в трудах его учеников и в эпоху эллинизма стал общим достоянием философии. На вопрос, в чем состоит счастье, греч. философы отвечали по-разному в соответствии со своим пониманием этики.

ЕВДЕМ

ЕВДЕМ - из Родоса (греч. Eudemos), греч. философ, ученик Аристотеля, развил физику и прежде всего логику своими исследованиями гипотетич. и дизъюнктивного суждения. Продолжая работу своего учителя, он создал историко-научные труды по математике и астрономии, важные фрагменты которых сохранились у позднейших авторов.

ЕВДОКСИЯ

ЕВДОКСИЯ (Афинаида-Евдокия), супруга императора Феодосия II, дочь профессора риторики из Афин; сторонница классич. образования, поддерживала христианство, автор светских и церковных поэтич. произведений.

ЕВДОКС КНИДСКИЙ

ЕВДОКС КНИДСКИЙ (греч. Eudoxos) (ок. 408 - 355 до н. э.), греч. математик, астроном, географ и врач, ученик Архита. Поддерживал тесные научные контакты с Платоном. К числу осн. заслуг Е. К. относятся создание учения о величинах (в т. ч. также иррациональных чисел) и выведение на базе косв. доказательств положения об определении величины объема неплоскостных тел. Выводы Е. К. отражены в 5-й и 12-й книгах «Начал» Евклида. Е. К. пытался представить движение небесных тел в виде системы вращающихся сфер. Вычислил примерный объем Земли, которую считал шарообразной.

ЕВКЛИД

ЕВКЛИД (греч. Eukleides, лат. Euklid), ок. 365 - 300 до н. э., греч. математик, работавший в Александрии. Гл. труд Е. - «Элементы», написанный ок. 325 до н. э., оказал значительное влияние на развитие математики вплоть до 19 в. В его 13 книгах систематически изложены существ, разделы математики, являвшиеся итогом ее развития до Евклида, труд был построен на основе аксиом, постулатов и определений. Разумеется, почти полностью отсутствовали методы практич. математики. Книги I - IV охватывали геометрию, их содержание восходило к трудам пифагорейской школы. В книге V разрабатывалось учение о пропорциях, которое примыкало к Евдоксу Книдскому. В книгах VII - IX содержалось учение о числах, представляющее разработки пифагорейских первоисточников. В книгах X - XIII содержатся определения площадей в плоскости и пространстве (стереометрия), теория иррациональности (особенно в X книге); в XIII книге помещены исследования правильных тел, восходящие к Теэтету. «Элементы» Е. были основательно изучены араб., а позднее европ. учеными; впервые подлинники напечатаны в 1533 в Базеле. Е. принадлежат частично сохранившиеся, частично реконструированные в дальнейшем математич. сочинения, а также труды по оптике и систематич. изложение пифагорейской теории музыки.

ЕВНУХИ

ЕВНУХИ (греч. eunuchos - блюстители ложа), кастрированные стражи гаремов у полигамных народов Ближнего Востока, а также в Индии и Китае. Использование Е. под вост. влиянием распространилось в античном мире, особенно с эпохи Римской империи. Рим. - визант. законодательство со времен Домициана (81 - 96) выступало против уродования людей, особенно строго во времена Юстиниана I в 6 в. Запрет, однако, не касался постоянно возрастающего завоза Е. Как и при вост. дворах, Е. приобретали большое политич. влияние в Риме (особенно при Диоклетиане) и в Византии (что было связано, постровидимому, с их безопасностью для трона).

ЕВРЕИ

ЕВРЕИ - историч. общность людей, сложившаяся в процессе переселения семитских кочевых племен в Палестину, происходившего, по всей видимости, на рубеже 13 и 12 вв. до н. э. Конец их государств, самостоятельности был положен в 1 - 2 вв. н. э., когда римляне подавили восстания 66 - 70 и 132 - 135. С этого периода Е. существовали в диаспоре, рассеянные по всему миру; диаспора Е. началась, однако, гораздо раньше, будучи следствием ряда историч. причин. Религиозным ядром, вокруг которого формировалась их государственность, был строгий монотеизм - почитание бога Яхве, считавшегося также законодателем. Процесс формирования государства завершился ок. 1000 до н. э. созданием Израильско-иудейского царства. По преданию первым царем был Саул из колена Вениаминова. При его преемниках Давиде и Соломоне (из колена Иудина) Израильско-иудейское царство со столицей в Иерусалиме достигло своего расцвета. После смерти царя Соломона царство распалось на два - Израильское (на С.) и Иудейское (на Ю). В последующие столетия древнееврейские государства стали объектом нападения более крупных государств. В 586 до н. э. было уничтожено Иудейское царство, наиболее зажиточные и знатные Е. были переселены в г. Вавилон («Вавилонское пленение»). Спасение своего национального единства и самосознания Е. нашли в религии и тем самым обособились от других народов. Это стремление к обособлению, сохранившееся и в диаспоре как реакция на непрекращающиеся гонения, в совр. сионизме объясняется мистически - как знак избранности Е. и их особой роли в мировой истории. Классовые противоречия приобретали форму религиозных. На рубеже двух эр сформировались четыре религиозно-политич. группировки - саддукеи, фарисеи, зелоты и ессеи. Саддукеи были партией аристократов. Они объединялись с власть имущими и придерживались консервативных взглядов в области религии. Фарисеи представляли ср. слои, враждовали с саддукеями и, находя поддержку в народе, постоянно выступали против царя и иноземной власти; вместе с тем они всегда были готовы пойти на компромисс. Зелоты, партия неимущих, к которым примыкали земледельцы, мелкие ремесленники и рыбаки, ожидали прихода Мессии - божественного спасителя, борца - и хотели вооруж. путем способствовать установлению эпохи его царства. Ессеи, как и фарисеи, были представителями того движения, которое сформировалось как реакция на эллинизацию Е. Для того чтобы молитвами и аскезой подготовить себя к концу света, который, как они считали, должен вот-вот наступить, ессеи жили замкнутыми общинами, основой их жизни был первобытный коммунизм мистич. свойства; в некоторых точках соприкасавшийся с палеохристианством; ессеи строго придерживались многочисл. религиозных предписаний. После второй мировой войны на зап. побережье Мертвого м. были найдены рукописи сочинений ессейского круга, появившихся между 200 до н. э. и 200 н. э. В них содержится новый интересный материал, касающийся ессейства. Он показывает с еще большей очевидностью, что ессейство представляет собой этап в процессе возникновения и распространении раннего христианства.

ЕВРИПИД

ЕВРИПИД (греч. Euripides, лат. Euripides), род. 485/84 или 480 до н. э. на Саламине, ум. в 406 до н. э. в Пелле, младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточной семьи; в 408 до н. э. по приглашению македонского царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохранилось 17 трагедий и сатирич. драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Е., по Аристотелю, «наиболее трагич. поэт», на материале др. мифов он создал драмы, в которых отражены духовные и социальные проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им некоторых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общепринятые обычаи часто мешали современникам Е. в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми являются у Е. образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов); его герои сами вершат свою судьбу в соответствии с чертами своего характера. Е. находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критич. позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произведений Е. изображает трагич. развязку родств. отношений, в т. ч. в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреч. на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Е. отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в которых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В поставл. уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастич. культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 408 до н. э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиционными представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Е. близок к разговорному, используемому в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Е. часто спорят - влияние совр. ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет большого отношения к действию. Творч. метод Е. имел мн. последователей: новая аттич. комедия приняла его произведения в качестве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); рим. драма, в особенности Сенека, без Е. просто немыслима. Он оказал сильное влияние на совр. драму, начиная с Ренессанса (частично благодаря Сенеке), в т. ч. и на Сартра.

Еврипид

рис. Герма Еврипида.

ЕВРОПА

ЕВРОПА - 1. (греч. Europe, этимология слова «Е.» спорна, возможно, оно происходит от семитского «вечер»). Под Е. др. греки подразумевали греч. и фрак, области. Бассейн Эгейского м. издавна воспринимался как естеств. граница и поэтому уже в древности Е. отделяли от Азии. С 8 в. до н. э. благодаря мор. путешественникам и колонизации географич. представления греков расширились за счет знакомства с юж. побережьем Е. от Гибралтарского прол. до Кавказа. С 6 в. до н. э. ионийцы распространили назв. «Е.» на все страны к С. от Средиземного м. Вскоре границей между Е. и Азией стал считаться не Фасис (др.-греч. назв. р. Риони в Закавказье), а Танаис (др.-греч. назв. р. Дон). Позднее в качестве этой границы была принята линия, соединяющая кратчайшим путем Черное и Каспийское моря, а также линия между Азовским м. и т. н. Сев. Океаном. Исследование Е. было связано с торговлей и финик., а затем греч. колонизацией, а позднее с расширением рим. господства. В ходе развития колоний в Скифии на сев. побережье Черного м. греки постоянно расширяли свои знания о Вост. Е. (Аристей из Проконесса). Благодаря финикийцам и грекам стало известно и зап. побережье Средиземного м. После экспедиций финикийцев и карфагенян (Гимилькон) на Оловянный остров (Британия?) и Пифея из Массалии в сев. земли уже в эпоху Александра Македонского были расширены знания о Зап. Е. Рим. завоевания в Испании, Галлии, Британии, Германии, в альпийских, придунайских и прикарпатских областях дали более подробные сведения об этих районах. Сведения же о Скандинавии и очертаниях ее берегов, так же как и о терр., на которых позднее оформилось Русское государство, в эпоху Империи были в высшей степени отрывочными.

2. (греч. Europe), в греч. легендах дочь финикийского царя Агенора и Телефассы. Зевс, превратившись в ручного белого быка, увез на себе игравшую на берегу Е. через море на Крит. Там Е. родила Миноса, Радаманта и Сарпедона. В античности похищение Е. было излюбл. темой вазовой и настенной живописи, в новое время часто изображалось на картинах (Тинторетто, Веронезе, Тициан, Рембрандт, Тьеполо).

Европа

рис. Похищение Европы (стенная живопись из Помпеи, Неаполь).

ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ (Eusebios), Кесарийский, род. ок 260 в Палестине, ум. в 339, рим. церковный писатель, историк. Был учеником мученика Памфилия в Кесарии. В 313 стал епископом в Кесарии. Благодаря своей учености вошел в доверие к Константину I. В области теологии Е. К., как и Ориген, был сторонником учения о субординации (Христос находится в подчиненном положении по отношению к богу), отклонил тезис Ария о том, что Христос - творение бога. Е. К. оказал значительное влияние на христианскую литературу последующих столетий. Он написал мировую хронику, которую Иероним затем расширил и перевел на латынь, а также первый труд по истории церкви, охватывающий период от основания церкви до 324 и содержащий мн. документы и выдержки из недошедшей до нас литературы. Это принесло ему титул «отца истории церкви». Е. К. выступал также как собиратель литературы: ему принадлежат «Praeparatio» и «Demonstratio evangelica», содержащие мн. выписок из не дошедших до нас сочинений античной литературы. Е. К. известен также биографич. трудами (в числе прочих панегирик «Житие императора Константина»). Его политико-теологич. воззрения (Константин и его государство как отражение царства божьего) оказали большое влияние на Византийское государство.

ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ (Eustathios), ум. 1194, с 1175 архиепископ в Фессалониках. До этого преподавал в Константинополе риторику. Автор комментариев к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в которых собрал все доступные гомеровские схолии, сохранив для науки богатейшие античные материалы. Важнейшим документом той эпохи являлся труд Е. о норманнском вторжении в Фессалоники в 1185.

ЕВТИХИД

ЕВТИХИД - из Сикиона (греч. Eutychidos), греч. скульптор, литейщик и живописец кон. 4 в. - нач. 3 в. до н. э., ученик Лисиппа. Из его произведений по многочисл. копиям известна Тихе из Антиохии на Оронте.

ЕВТРОПИЙ

ЕВТРОПИЙ (лат. Eutropius), рим. историк. По поручению императора Валента (364 - 378) написал краткий очерк истории Рима («Breviarium ab urbe condita») от основания города до 364. Благодаря своей наглядности и краткости книга уже в античности получила широкое распространение и многократно переводилась на греч. яз.

ЕВФРАТ

ЕВФРАТ (греч. Euphrates от аккад. puratu - широкий). Е. и Тигр первоначально имели разные устья при впадении в Персидский зал., однако еще в древности обе реки слились в нижнем течении. Е. имел большое значение как водный путь и в своем верхнем течении как граница между Римской империей и Парфянским, а позднее Персидским государством.

ЕВФРОНИЙ

ЕВФРОНИЙ (греч. Euphronios), мастер-основоположник аттич. краснофигурной вазописи кон. 6 в. до н. э. Представитель группы мастеров, новшества которых связаны с изобретениями Кимона из Клеоны.

ЕВФРОСИНА

ЕВФРОСИНА (лат. Euphrosyne - радость духа), одна из трех харит (граций).

ЕВХАРИСТИЯ

ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia - благодарение, благодарственная молитва), в позднем иудаизме и раннем христианстве хвалебная молитва, с 1 в. в христианской религии причащение, одно из христианских таинств с обрядом и элементами причащения (хлеб, вино).

ЕГИПЕТ

ЕГИПЕТ - долина Нила протяженностью ок. тыс. км и шир. от 10 до 20 км (собственно Е. простирался до первого порога возле Сиены, ныне Асуана), плодородию которой способствовали частые наводнения и иловые отложения реки. Существование поселений в этом районе засвидетельствовано уже в эпоху неолита. Первые письм. памятники относятся к 3-му тыс., к периоду объединения Верхнего и Нижнего Е., что было вызвано необходимостью совместного орошения и осушения полей. Об эпохе фараонов (фараон - большой дом) известно из написанной ок. 280 до н. э. егип. жрецом Манефоном грекоязычной, утрач. в оригинале истории Е. Она подразделялась на 31 династию по следующим периодам: Тинитский период (по назв. Тинитского нома): 1-я и 2-я династии (примерно 30 - 28 вв. до н. э.); Др. царство: 3 - 6-я династии (примерно 28 - 22 вв. до н. э.); первый переходный период: 7 - 11-я династии (примерно 22 - 20 вв. до н. э.); Ср. царство: 12-я династия (примерно 20 - 18 вв.); второй переходный период: 13 - 17-я династии (примерно 18 - 17 вв.); Новое царство: 18 - 20-я династии (примерно 16 - 11 вв.); поздний период: 21 - 31-я династии (примерно 11 - 4 вв. до н. э.). Экспансия егип. государства проходила в двух осн. направлениях: на Ю. (Нубия) и на С. - В. (Палестина и Сирия). Е. поддерживал также торговые отношения с сомалийскими областями (Пунт), Сев. Сирией, Кипром, Критом и Эгеидой (связи подтверждаются, в частности, многочисл. находками микен. керамики в Е.). В 7 в. до н. э. в дельте Нила была основана греч. колония Навкратис. Сильное егип. влияние испытывало греч. искусство. Очевидно, именно поездка в Е. дала Фалесу толчок к его математич. разработкам. Завез, из Е. папирус стал в Эгеиде широко употребляться для письма. В 332 до н. э. Александр Македонский отвоевал Е. у персов и объявил себя законным преемником фараонов. При нем Е. был эллинизирован; основанный Александром г. Александрия стал в период правления Птолемеев (323 - 30 до н. э.) столицей егип. государства и культурным центром (Мусейон с богатой библиотекой). Централизованная государств, власть, сдача в налоговую аренду земель и особенно государств, монополия на производство папируса делали возможными государств, субсидии на развитие искусства и науки. Александрийский календарь был заимствован Юлием Цезарем. В 30 до н. э., после победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой, Е. стал рим. пров. и житницей Империи.

ЕЛЕНА

ЕЛЕНА (греч. Helene, лат. Helena), в греч. сказаниях прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, сестра Диоскуров и Клитемнестры. Тесей и Пирифой похитили Е. и увезли в Аттику, но Диоскуры освободили ее. По совету Одиссея, который тоже сватался к Елене, многочисл. женихи поклялись признать ее выбор и всегда защищать ее. Е. обручилась с Менелаем и родила Гермиону. В споре трех богинь за яблоко Эриды Е. была обещана Афродитой Парису и увезена им в Трою. Верные своей клятве, все греч. цари и герои участвовали в Троянской войне, чтобы вернуть Е. После гибели Париса Е. стала супругой Деифоба. После падения Трои она возвратилась домой в Спарту. Е. воздавались божественные почести, по некоторым предположениям она считалась минойской богиней произрастания. Другая версия сказания о Е. изложена Стесихором (ее позднее придерживался Еврипид). По этой версии Парис увез с собой в Трою лишь тень Е., в то время как настоящая Е. после падения Трои была привезена Менелаем домой из Египта. Похвальное слово Горгия и Исократа Е. свидетельствует о притягательной силе этого образа, во все времена вдохновлявшего живописцев (Д. Тьеполо, Я. Тинторетто, И. Г. Тишбейн Старший, X. фон Маре), поэтов (К. Виланд, И. В. Гёте, О. Уайльд) и музыкантов (К. Глюк, Ж. Оффенбах, Р. Штраус).

ЕЛЕНА ФЛАВИЯ

ЕЛЕНА ФЛАВИЯ (лат. Helena), хозяйка постоялого двора, была наложницей Констанция Хлора; мать Константина I, который, став императором, привез ее и окружил высокими почестями при дворе. Она была христианкой и способствовала распространению этой религии богатыми дарами и постройкой церквей. В старости предприняла паломничество к святым местам. После ее смерти (приблизительно 326) стала покровительницей гвоздильщиков и почиталась ортодоксальной церковью в качестве святой.

ЕПИСКОП

ЕПИСКОП (греч. episkopos - надзиратель), высший иерарх в большинстве христианских церквей, игравший первоначально подчин. роль в коллегии пресвитеров. С образованием клерикальной иерархии Е. стал единоличным главой подвластной ему церковной общины; его права в государств, церкви санкционировались государством. Почетными званиями для Е. в Риме, Константинополе, Александрии и Антиохии были митрополит и патриарх. В средние века Е. пользовались огромным авторитетом. В католич. церкви Е. в наст, время является назначаемый папой представитель высшей церковной власти в епархии. В период реформации должность Е. в евангелич. церквах была упразднена, однако после первой мировой войны вновь восстановлена.

ЕПИФАНИЙ

ЕПИФАНИЙ (Epiphanios), род. в 315 в Иудее, ум. в 40З. В 376 - епископ Саламина (Констанция) на о. Кипр. Е. был чрезвычайно ревностным, но довольно огранич. представителем ортодоксии. В его осн. труде «Panarion» («Ящик лекарств» против 80 ересей, включая языч. философские школы и иудейские секты) собрано много сведений (разумеется, критич.) о раннехристианских сектах, исследованы утрач. источники. Отношение Е. к античной культуре категорически отрицательное. Философские и теологич. мысли вызывали у Е. подозрения. Ученость Е. поверхностна, что показывает его сочинение о единицах измерения и веса, которые упоминаются в Ветхом завете.

ЕРЕСЬ

ЕРЕСЬ (греч. hairesis - особое вероучение), в поздней античности 'учение вероотступников, христианских обособленных групп во время схизм (греч. раскол), отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в учении. Углубление раскола вызывалось переплетением идеологич. аспектов с социально-экономич. или этнич. факторами, вмешательством государства, равно как и различиями церковно-политич. программ епископов ортодоксальной церкви или еретич. сект. В 1 в. существовали Е. иудейской и элинно-гностич. природы. До сер. 2 в. Е. был подвержен Египет. М. Азия и Сирия долгое время продолжали оставаться также еретическими. С 4 в. развивающийся донатизм и расхождения в области тринитарных и христологич. проблем (например, ариане, несториане, монофизиты) привели к тяжелым расколам церкви. Совр. католич. церковное право понимает под Е. противоречия с церковными догмами, под схизмой - отказ от повиновения папе римскому.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (лат. «Historia nаturalis»), гл. труд Плиния Старшего, наиболее обширная естественнонаучная компиляция античности, которая в 37 книгах представляет собрание всех античных знаний, однако не содержит их критич. оценки. «Е. и.» - важнейший источник, в содержании которого заложена сохранившаяся до 19 в. классификация природы как мира животных, растений и минералов, содержит также сведения о развитии мореплавания, торговли и искусства.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - Уже Гераклит считал, что все человеч. законы восходят к единому божеств, закону. У Парменида имеется противопоставление закона (номос) и природы (фюсис), ставшее для софистов основополагающим принципом их мировоззрения. Природа (physei) противопоставлялась исторически и географически изменчивому, идущему с ней вразрез праву, установлению (nomos), постулированному человеком. Из этого учения были сделаны прямо противоположные выводы: как демократически направл. (все люди, мужчины и женщины, свободные и рабы, греки и варвары, равны по природе, различие между ними коренится только в человеч. установлениях), так и оправдывающие аристократизм (между людьми существует природное различие, нивелируемое лишь уравнительным правом, отсюда - сильные не обязаны придерживаться человеч. установлений). Платон связывал Е. п. с миром идей, тогда как право, установл. людьми, согласно его учению, неотрывно от мира явлений; оно вечно тяготеет к божеств, естеств. праву, будучи причастным к нему, но никогда не сливается с ним полностью. Согласно Аристотелю, в любой правовой системе неразрывно переплетаются два начала: вечное, природное и единичное, исторически обусловл. Эпикур прямо отрицал существование Е. п., утверждая заодно с Архелаем, что справедливое и постыдное не имеют природного обоснования, а целиком определяются человеч. установлениями. В Стое важную роль играло учение о «неписаном праве», по которому душа причастна божеств, разуму, реализованному в ней как врожд. моральный закон, к которому, как к некой надврем. норме, восходит всякое исторически возникающее законодательство. Через Цицерона это представление перешло в рим. право («естественно то, чему природа учит всех животных»).

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - Развитие греч. Е. от ионийской натурфилософии до эллинистич. науки включительно происходило быстрыми темпами. Затем наступил период застоя, продолжавшийся до Возрождения. Возникновение науки знаменуется преодолением наивных мифологич. представлений, переносящих на природу структуру обществ, отношений, и началом спекуляций о происхождении и материальной первооснове мира. Первым важным завоеванием греч. науки была критич. оценка деятельности человеч. органов чувств (например, у софистов). Отдал, подступы к эксперименту, обнаруживаемые у Анаксагора, Демокрита, Гиппократа, не получили позднее сколько-нибудь заметного продолжения. Правильность научного предвидения могла быть проверена лишь там, где природа сама предъявляла доказательства: в медицинской прогностике, в области астрономич. расчетов. Наука не была ориентирована на совершенствование техники. Античное Е. оставалось чисто теоретич. умозрением природы и тяготело к самодовлеющему знанию, обладание которым приличествовало свободному человеку. Так, открытие паровой энергии не получило практич. применения, а было использовано для создания технич. игрушек, т. н. «автоматов». Отдельные ветви науки - математика, физика, астрономия, - достигшие крупных результатов в эпоху эллинизма, находились под влиянием того или иного философского направления; это относится и к медицине, несмотря на то что гиппократовской школе первоначально была свойственна тенденция освободиться от чисто философских умозрений. В зоологии и ботанике утвердилась логич. систематика Аристотеля как наилучший способ классификации объектов животного и растительного мира. Наиболее тесная связь с практикой наблюдалась в медицине и механике, обслуживающей область военной техники. Показательно существование псевдонаук, таких, как астрология, толкование снов, алхимия. Последняя придала некоторый импульс науке на ее пути к познанию природы.

ЕХИДНА

ЕХИДНА (греч. змея), чудовище, полузмея-полуженщина, жена Тифона, подстерегала в засаде прохожих. От нее произошли сказочные чудовищные существа: Орфос, Кербер, лернейская гидра, Химера, Сфинкс и немейский лев.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV