Словарь античности
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГИП"-"ГОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГИП"-"ГОР")

ГИПОРХЕМА

ГИПОРХЕМА (греч. hyporchema), танцевальная песнь для хора в сопровождении струнных инструментов, а также флейты, первоначально военный танец на о. Крит. Благодаря Талету из Гортины (после 665 до н. э.) он распространился в Спарте. Г. - один из элементов творчества Пиндара и Вакхилида.

ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - основание), сюжет, лежащий в основе, сведения, которые предшествовали текстам некоторых греч. драм, а также некоторым речам Демосфена (примерно сравнима с театральными программами спектаклей). Наряду с коротким очерком событий в них велось разъяснение относительно времени и места действия, о персонажах, актерах и хоре, о замысле, содержании и ценности пьесы, а также о творчестве автора. Вначале Г. составлялись александрийскими учеными, позднее, вероятно, переписчиками или интерпретаторами. Греч. Г. соответствуют лат. Argumentum в рим. комедиях. Совр. понятие Г. как научного предвидения, основы для дальнейшей научной работы, вероятно, восходит к Ньютону.

ГИППАРХ

ГИППАРХ (греч. Hipparchos).

1. Сын тирана Писистрата из Афин, младший брат Гиппия, считался покровителем искусства и наук, пригласил в Афины Анакреонта и других поэтов. Был убит в 514 до н. э. Гармодием и Аристогитоном.

2. Г. из Никеи (род. 190, ум. 125 до н. э.), один из выдающихся астрономов античности. Уделил осн. внимание интенсивным наблюдениям, заимствовав при этом мн. материалы вавилонских астрономов. Он рассчитал аномалии солнечного движения и объяснил их тем, что Солнце проходит эксцентрич. путь вокруг Земли, определил с большой точностью расстояние от Земли до Луны и неточно - расстояние от Земли до Солнца. Наблюдение новой звезды (134 до н. э.) побудило его к созданию звездного каталога, который был использован впоследствии Птолемеем. Путем сравнения найденных им точек расположения звезд с теми, которые были обозначены в др. каталогах, Г. открыл прецессию равноденствия. Он вычислил движение узлов и апсид лунной траектории, ввел тригонометрию в астрономию и изобрел новые инструменты.

3. (греч.), титул командующего македонской конницей; в Афинах и других греч. полисах - магистраты, уполномоченные командовать кавалерией.

ГИППАРХИЯ

ГИППАРХИЯ (греч.), конное подразделение в македонском войске, позднее в эллинистич. армиях.

ГИППИЙ

ГИППИЙ (греч. Hippias).

1. Сын и наследник тиранил, власти Писистрата в Афинах в 528 - 510 до н. э. Сначала он продолжил умеренную политику своего отца, но тосле того, как был убит правивший вместе с ним брат Гиппарх (514), перешел к политике насилия. Под давлением Алкмеонидов спартанцы изгнали его в 510. Оказавшись вместе с братьями и сыновьями в опале, Г. покинул Грецию и отправился к перс, царю Дарию I.

2. Г. из Элиды (ок. 400 до н. э.), прославл. греч. софист, отличался большим красноречием и отличной памятью, а также математич., астрономич., грамматич. и археологич. знаниями («многознающий» и «всемогущий»). Он составил список олимпийских победителей, который имел большое значение для греч. хронологии. Законодательство Г. называл тиранич. и противным природе человека. В двух диалогах Платона, названных именем Г., была высмеяна суетность Г.

ГИППОДАМ

ГИППОДАМ (греч. Hippodamos) из Милета, известнейший греч. архитектор. Разработал планировку неск. греч. городов - Фурий (445 до н. э.), афинского портового района (Пирей), возможно, также Родоса. Его схема предусматривала четыре гл. улицы и три поперечные. Она основывалась на его философских размышлениях о государстве, включавших трехчленное деление граждан по роду занятий (ремесленники - землепашцы - военные) и земель (священные - общественные - частные). Даты жизни не сохранились, вероятно, они лежат между 485 и 405 до н. э.

ГИППОДАМИЯ

ГИППОДАМИЯ (греч. Hippodameia, лат. Hippodamia).

1. Дочь царя Эномая, стала женой Пелопса, мать Атрея и Фиеста.

2. Жена Пирифоя.

ГИППОКАМП

ГИППОКАМП (греч.) вымышл. существо, в котором были объединены конь и змея, реалистич. изображение средиземномор. конька. Г. служил средством передвижения для мор. божеств. Изображения Г. были на алтаре Зевса в Пергаме, а также на монетах и печатях.

Гиппокамп

рис. Изображение на кипрской гидрии с именем Тимокла в местном слоговом письме (ок. 300 до н.э., Брюссель).

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates).

1. Г. из Коса (ок. 460 - ок. 370 до н. э.), умер в Ларисе (Фессалия), греч. врач из семьи потомств. врачей. Родословное дерево этой семьи берет свое начало от бога-целителя Асклепия. Как основатель научной медицины, Г. принадлежал к наиболее значительным врачам античности, о его жизни сложены многочисл. легенды. Из 58 сочинений, составивших «Соrpus Hippocraticum» и содержавших учения различных медицинских школ, нельзя указать с уверенностью ни на одно как принадлежащее именно Г. Все эти сочинения были написаны в 5 в. до н. э. - 1 в. н. э., однако большинство их относились в 5 - 4 вв. до н. э. С медициной Г. завершился переход от религиозно-мистич. представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному обьяснению. Г. считал, что болезни не посланы богом («О священных болезнях»), а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например влиянием окружающего мира («О воздухе, воде и местности»). По учению Г., здоровье человека покоится на правильном сочетании четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи («О природе человека»), нарушение этого сочетания означает болезнь, по прошествии которой благодаря процессам в крови восстанавливается правильное сочетание соков (т. е. восстанавливается здоровье). Врачи школы Г. видели свои задачи в том, чтобы лечить человека естеств. путем (physis) - обеспечивая мобилизацию сил его организма для восстановления здоровья. Тщательные наблюдения за больным, прикованным к постели, и изучение индивидуальных особенностей каждого пациента оказывали им неоценимую помощь (prognostikon). Назначаемые врачами терапевтич. меры ограничивались, в сущности, предписаниями соблюдать диету и использовать естеств. целительные средства. В хирургии, особенно костной, применялось оперативное вмешательство. Учение Г. о соках оказало большое влияние на представления медиков эпохи античности и средневековья и в слегка модифицированной форме - на представления медиков вплоть до 19 в. Тщательно разработанная Г. этика врачей в отношении пациентов, которая принята и в наши дни в качестве основы поведения врача, нашла свое выражение в т. н. «клятве Г.».

2. Г. из Хиоса (440 до н. э.), греч. математик, автор труда «Элементы». До нашего времени дошел фрагмент об определении площади поверхностей т. н. «луночек» (квадратура «луночки»), для которых с помощью циркуля и линейки можно построить равновеликие конструкции.

Гиппократ

рис. Вид «луночек» Гиппократа. «Луночка» M1 имеет одинаковую площадь с треугольником ADC, следовательно, может быть квадрирована циркулем и линейкой.

ГИППОНАКТ

ГИППОНАКТ - Клазоменский (греч. Hipponах), род. ок. 540 до н. э., греч. поэт из Эфеса, вероятно, происходил из знатного рода. Изгнанный тиранами из родного города, был вынужден поселиться в Клазоменах. Жил в жалкой бедности. Г. К. писал реалистич., остроумно-грубоватые, дерзкие, хулительные и просительные стихи (просьбы об одежде и обуви, спор со скульптором Бупалом). Для своих стихов, изображавших теневые стороны жизни, Г. К. употреблял холиямб, изобретателем которого он считается и которому дано его имя (гиппонактов стих). Язык стихотворений, из которых сохранились только фрагменты, насыщен словами негреч. яз., в особенности лидийского.

ГИПС

ГИПС (греч. gypsos). В Греции с 6 в. до н. э. для штукатурных работ все шире применялся строительный Г. Модели из Г. использовались при создании форм, отпечатки которых повторялись в твердой после обжига глине и позволяли осуществлять литье. У римлян маски из Г. служили вспомогательным средством при изготовлении портретов умерших. В качестве средства защиты от ржавчины использовалась смесь Г., свинцовых белил и смолы. Но осн. областью применения Г. было строительство (получение строительного раствора). Г. применяли также для улучшения качества вина. В 1 в. до н. э. широкое применение получили большие прозрачные пластины из кристаллич. Г. (т. н. marienglas) в качестве оконных стекол.

ГИПСИПИЛА

ГИПСИПИЛА (греч. Hypsipyle), в греч. сказаниях дочь царя Фоанта на о. Лемнос. Когда женщины этого острова, сговорившись, убили всех мужчин, Г. спасла своего отца. Она стала царицей женского государства. Когда на остров прибыли аргонавты, вступила в связь с Ясоном и родила сына (или близнецов). После того как аргонавты покинули остров, продолжая свое путешествие, стало известно о спасении Фоаса, и Г. была вынуждена покинуть остров. В качестве рабыни она попала к Ликургу из Немей и стала кормилицей его сына Офельта. Драма Еврипида; оперы Глюка и Скарлатти.

ГИРКАНИЯ

ГИРКАНИЯ (иран. Varcana - страна волков), плодородная местность к Ю.-В. от Каспийского (Гирканского) м., на Ю. отделена от остального Ирана высокими горами с перевалом Portas Caspiae (Каспийские ворота).

ГИРЛЯНДЫ

ГИРЛЯНДЫ - орнамент греко-рим. рельефного искусства, состоящий из листьев и гроздьев плодов. Встречается на архитектурных фризах, саркофагах, мозаиках, в настенных и вазовых изображениях.

ГИРЦИЙ

ГИРЦИЙ - Авл (лат. Hirtius), соратник и довер. лицо Цезаря, вероятно, руководитель его канцелярии. В 46 до н. э. претор, в 43 - консул. 21. 04. 43 пал в битве при My тине. Присоединил к «Галльской войне» Цезаря 8-ю книгу, его авторство «Александрийской войны» оспаривается.

ГИСПАНИЯ

ГИСПАНИЯ (лат. Hispania), лат. назв. Испании.

ГИСТАСП

ГИСТАСП (иран., греч. Hystaspes), др.-иран. маг, которому в нач. н. э. приписывалось апокалиптич. сочинение, предвещавшее гибель Рима, мира и господство Востока.

ГИСТИЕЙ

ГИСТИЕЙ (греч. Histiaios), тиран из Милета. В 514 до н. э. сражался на стороне персов против скифов, обеспечил переправу через Дунай. В качестве вознаграждения за это получил в управление г. Миркин (Фракия). Проявляя большую самостоятельность, попал в немилость при Дарий, вместе с Аристагором поднял ионийское восстание. В 493 до н. э. был казнен.

ГЛАВК

ГЛАВК (лат. Glaucus), один из мор. богов, которому приписывался дар прорицателя. Первоначально - рыбак из Анфедона в Беотии. Выпив зелья из колдовской травы, он упал в море. Г. изображался как старец с рыбьим хвостом.

ГЛАВКА

ГЛАВКА - дочь мифич. царя Креонта из Коринфа (именуемая также Креузой). Когда Ясон хотел жениться на ней, покинутая им Медея послала Г. заколдованное платье, объявшее пламенем Г. и ее отца. Обезумевшая от мук Г. бросилась в источник, который после ее гибели был назван ее именем.

ГЛАВНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

ГЛАВНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ - Согласно Платону, существует четыре Т. д.: разумение, справедливость, мужество и целомудрие; все остальные добродетели суть их следствия. Платоновская классификация была усвоена стоиками, а христианство дополнило ее триадой «вера - надежда - любовь».

ГЛАДИАТОРЫ

ГЛАДИАТОРЫ (от лат. gladius - меч), в Др. Риме профессиональные борцы. Впервые бои Г. были организованы в Риме в 264 в подражание обычаям этрусков, которые ввели их взамен прежних человеч. жертвоприношений при церемониях в честь покойных. Развившись из погребальных игр, публичные зрелища устраивались иногда частными лицами, а иногда государством с целью снискать популярность у народа. Наряду с профессиональными Г. в таких боях учавствовали военнопленные, рабы, осужд. преступники; к участию в этих боях позже принуждались также христиане; бойцы сражались не на жизнь, а на смерть, между собой или с дикими зверями. Вооружение было различным (щит и меч, сеть и трезубец). Г. содержались и обучались под строгим контролем в спец. школах (ludi gladiatorii). Жестокие и кровавые бои Г. оставались неспортивными и вызывали отвращение у греков, но римляне принимали их с воодушевлением. Для боев Г. строились огромные арены (например, Колизей). Под влиянием христиан в 5 в. эти бои были прекращены. Отголоски подобных зрелищ можно наблюдать в совр. корриде.

ГЛАЗУРЬ

ГЛАЗУРЬ - стеклянная масса, наплавл. на керамике. Технология изготовления Г. в средние века была достаточно развита. Об уровне ее в рим. мире можно судить лишь по отдельным находкам.

ГЛИКОНЕЙ

ГЛИКОНЕЙ (греч.), размер, названный в честь эллинистич. поэта Гликона, впервые его использовавшего. Схематически изображается так, U U - U U - U U (например, Гораций, (Carmen) 1, 3, 37: nil mortalibus ardui(e)st).

ГЛИНА

ГЛИНА - Запасы глины встречаются практически повсюду. Как исходный материал для изготовления грубых керамич. изделий Г. не требует предварительной обработки. Для керамич. изделий повыш. качества Г. предварительно размельчали, просеивали, а затем размачивали в спец. емкостях, это делалось для того, чтобы она стала пригодной для изготовления керамич. изделий различных форм. При этом смешивали Г. разных сортов или добавляли песок. Для изготовления ваз высшего качества требовалась сверхтонко размельч. не слишком жирная Г. (такая Г. добывалась в Афинах и Коринфе), которая подвергалась фракционному отмучиванию (как это происходило, нам не известно). Иногда в бесцветные сорта Г. добавляли красный глинистый железняк.

ГЛИПТИКА

ГЛИПТИКА (греч. glyptike), искусство художеств, или ремесл. обработки драгоц. камней и стекла. Важнейшие виды Г. - геммы и камеи. Кроме того, к Г. относится изготовление художественно украш. металлич. колец и печатей из кости, слоновой кости и камня. Г. возникла в Месопотамии, где с 5-го тыс. до н. э. употреблялись штемпельные, а позднее цилиндрич. печати. Егип. скарабеи из камня и фаянса довольно рано попали в сев.-вост. страны Средиземноморья. Жители Крита и микенской Греции восприняли печати-штампы от хеттов. Линзообразные лентоиды и миндалевидные амигдалоиды, которые нанизывались, как бусы, на шнуры, изготовлялись, как правило, из серпентина. При господстве в Греции геометрич. стиля были введены новшества в обработку кости и камня, что выразилось прежде всего в высоком качестве печатей того времени. Т. н. «островные камни» (7 в. до н. э.) носят следы влияния вост. образцов. В нач. 6 в. до н. э. в Грецию попали скарабеи (с изображением жука). Материалом для них вплоть до времен Рима служил камень сердолик. В то время как изображение самого жука было сильно упрощено, рисунок на его овальной нижней поверхности постоянно усложнялся. Мотивами этих архаич. гемм являются фигуры или пары фигур, взятые из мифологии или повседневной жизни. Нередко скарабеи просверливали и носили как кулоны; вставленные в оправу, они могли быть кольцами или амулетами. В конце 6 в. до н. э. скарабеи появляются у этрусков, которые усовершенствовали их форму. Греч. Г. 5 и 4 вв. до н. э. (классич. период) предпочитала гладкие выпуклые камни, скарабеоиды из халцедона и яшмы. Высшим достижением этого периода является творчество Дексамена Хиосского (2-я пол. 5 в.), от которого сохранились четыре геммы с подписью мастера; среди них один из первых реалистич. портретов. В кон. 4 в. до н. э. начали обрабатывать камни большей яркости и твердости (аметист, гранат, изумруд). Сначала преобладали перстни с выпуклыми камнями, позже они были заменены плоскими. Обычно мастера подписывали свои произведения. Имена некоторых из них дошли до нас благодаря письм. источникам. Не сохранились творения Пирготела, который вырезал на изумруде портрет Александра Македонского. В 3 в. до н. э. появляются многочисл. камеи, которые высоко ценились при дворе Птолемеев, а позже рим. императоров. В период поздней Республики создается множество изделий из камня и стекла, подражающих эллинистич. или этрусским образцам. В эпоху ранней Римской империи произошел новый расцвет Г. Наряду с камеями (Августова гемма) придворных мастеров и подписанными шедеврами появляется большое количество анонимных камней и изделий из стекла, подчас весьма высокого качества. Сюжегы этих гемм отражают различные стороны рим. жизни. Наряду с вышеназванными камнями появляются темно-зеленые изумруды (празеры), а также яшма различных оттенков. Во время поздней Империи преобладали грубо обработанные камни, носимые часто как амулеты (например, «гностические» геммы). Мягкие камни обрабатывались простыми инструментами, а твердые подвергались обязательной шлифовке заостренными вращающимися круглыми или плоскими фрезами, корундовой и алмазной пылью. Для нанесения тончайших штрихов пользовались алмазным острием. Имелись ли лупы - неизвестно. Т. к. геммы чаще всего использовались для оттиска печати на мягком материале, изображения на них, как правило, делались профильными. Оттиск точно передавал оригинал, не отражая, однако, его красок и яркости. Драгоц. геммы коллекционировались уже в древности (дактилиотеки). В средние века др. геммам подражали, в эпоху Ренессанса и барокко изучение гемм вызвало новый расцвет Г. С сер. 18 в. в связи с развитием буржуазно-гуманистич. стремлений к образованию слепки с античных гемм стали систематически собираться и описываться.

ГЛОБУС

ГЛОБУС (лат. globus - шар). Шар, изготовл. из дерева, камня, металла, на который наносилась все более точно рассчитанная картина звездного неба. Как изображение ночною неба, соответствовал представлениям, которые вначале развивал Анаксагор. Астрономы нанесли на Г. два кольца (параллели и меридианы). Г. служил в школах для объяснения расположения звезд, в астрологии - для их толкования. В 4 в. до н. э. Г. стал атрибутом музы Урании, его изображения появились на монетах рядом с Пифагором и Анаксагором. Г., на котором изображалась Земля, считался главным образом символом власти; впервые он появился у Деметрия I Полиоркета, затем у рим. императоров, в поздней античности и средневековье принял форму державы (эмблемы власти монарха).

Глобус

рис. Антиной с глобусом из Лепсис Магна (Триполи, 130 н.э. ). Части более древней статуи Аполлона с опорой (тренога и змеи) дополнены большой фигурой (2,24 м). Новая фигура (голова увенчана плющом) опирается на глобус.

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ (греч.), словарь с переводом или объяснениями неясных слов (глосс). Материал из античных Г. сохранился лишь в других словарях и схолиях, особенно у Гесихия, Феста, Исидора.

ГЛЮК

ГЛЮК - Кристоф Виллибальд (1714 - 1787), австр. композитор. Обновил оперу, стремясь к правдивости изображения и величию греч. трагедии. Написанная для массовых сцен музыка Г. раскрывает поэзию произведения и делит драму на монументальные узлы, фундаментом которых служит хор по образцу античного. Мифологич. персонажи изображаются в героич. ореоле печали, преданности, готовности к смерти («Орфей и Эвридика», 1762; «Альцест», 1767), после испытаний и превратностей судьбы им уготовано избавление от страданий («Ифигения в Авлиде», 1774; «Ифигения в Тавриде», 1779). Для Г. античные мифы являлись высшей формой изображения величия души и нравств. достоинства.

ГНОМА

ГНОМА (греч. gnome, лат. sententia - изречение), формулировка общепринятых положений. Г. в греч. литературе встречаются очень часто, начиная с Гомера. Охотно пользовались этим средством для лег ко запоминающихся наставлений авторы назидательных произведений (Гесиод, Фокилид, Феогнид, Демокрит, Гиппократ). Составлялись сборники этически ценных изречений из произведений поэтов (Еврипида, Эпихарма, Менандра). Обширные собрания такого рода возникли в позднем эллинизме. Они сохранились большей частью в сочинении Стобея «Цветник».

ГНОМОН

ГНОМОН (греч. gnomon - указатель).

1. Древнейший астрономич. инструмент. Применялся уже в Вавилонии. Представлял собой перпендикулярно воткнутый на горизонтальной площадке стержень, непрерывно изменяющаяся длина тени которого давала возможность определить момент равноденствия и солнцестояния. Спроецированная на плоской поверхности тень Г. дает сведения о времени, т. е. служит солнечными часами. Аристарх Самосский усовершенствовал Г., установив его в центре полукруглой шкалы.

2. В греч. - эллинистич. математике Г. называлась геометрич. фигура, которая образуется, если внутри параллелограмма построить ему подобный параллелограмм, располож. так, чтобы один из его углов был общим с углом первой фигуры.

Гномон

рис. Заштрихованная площадь ABCGFE гномон.

ГНОСИС

ГНОСИС (греч. познание, знание), религиозное течение поздней античности, в котором вост., в т. ч. иудейское, понимание бытия соединялось с эллинистическим, причем последнее одерживало верх благодаря обогащению его идеями перс. - иран. верований. Для Г. характерен строгий дуализм. Мир и человек рассматривались как две антагонистически противоположные части. Тело и материя, как и космос, трактовались как творение и область господства Демиурга. Последний приравнивался к библейскому богу-творцу. Душа и дух считались созданием и сферой деятельности бога света, спасителя. Бог-творец вступал в борьбу с силами тьмы и в конце концов побеждал их. Согласно учению Г., спасение человека заключается в осознании им, что его душа, его первичное «Я» - часть божеств, световой материи, которая стремится к возвращению в потусторонний мир света, где она зародилась. Познание открывается человеку через спасителя (греч. phostere - освещающий). Представители различных сект (мандеев, манихеев, поклонников Сета, симониан или герметиков) именовали спасителем своих богов: Мани, Сета, Гермеса Трисмегиста, Симона Мага, Сема или Зостриана, Иисуса, а также Иакова. После того как в Наг-Хаммади (Верхний Египет) была открыта коптская гностич. библиотека, впервые появилась возможность получить более полные представления о многочисл. сектах и трудах христианских гностиков.

ГНОСТИЦИЗМ

ГНОСТИЦИЗМ (греч.), обозначение религиозного течения поздней античности (1 - 4 вв.), включавшего различные гностич. группы, секты и церкви, а также их последователей (например, кафары или богумилы) в раннем средневековье.

ГОЛОВНОЙ УБОР

ГОЛОВНОЙ УБОР - Дорожным Г. у. греков был петас - шляпа с полями различной формы; петас был и атрибутом Гермеса как вестника богов. Ремесленники, моряки и другие носили пилос - Г. у. типа колпака без полей; его делали в осн. из войлока. Фригийский колпак, который носили амазонки, имел загнутую вперед верхушку. Римляне в качестве дорожного Г. у. тоже использовали петас. Войлочный колпак (лат. pilleus) был, очевидно, элементом всякого наряда только в ранний период рим. истории; впоследствии он стал Г. у. рабочего люда, но только свободных - рабы не имели права носить его. У даков Г. у. также свидетельствовал о социальном положении человека: знатные люди носили пилии и звались «pilleati» (носящие пилий) в отличие от «comati» (простоволосых), Г. у. не носивших.

Головной убор

рис. Петас.

ГОЛУБЬ

ГОЛУБЬ (греч. peristera, лат. columba). Домашний Г. попал в Др. Грецию в нач. 5 в. до н. э. из Сирии и разводился даже бедняками. У Гомера Г. - символ бегства и трусости. В Додонском оракуле Г. наделен даром пророчества. Римляне впервые познакомились с этой птицей на Сицилии, куда он был завезен греками, и тоже стали его разводить; с этой целью строились голубятни. Из Италии Г. попал в Европу и стал уже символом созидания и мира.

ГОМЕОМЕРИИ

ГОМЕОМЕРИИ (греч. сходные частички), в философии Анаксагора первичные элементы, существующие в различных качествах и составляющие в совокупности окружающие человека вещи.

ГОМЕР

ГОМЕР (греч. Homeros, лат. Homerus), поэт, стоящий у истоков греч. и, следовательно, европ. литературы, имя которого связано с древнейшим лит. жанром греков, героич. эпосом, особенно с «Илиадой» и «Одиссеей». Уже в древности о личности и времени жизни Г. не было известно ничего достоверного. Он изображался в виде слепого старца. Из городов, претендовавших на право считаться его родиной, наиболее оправданными кажутся притязания Смирны в ионич. М. Азии и о. Хиос. Принято считать, что Г. жил приблизительно в 8 в. до н. э. Г. - поэт классич. древности, но одновременно он является великим учителем-наставником и образцом для всей античности. «Гомеровский вопрос» (вопрос об авторе и об обстоятельствах возникновения гомеровского эпоса) существовал уже в древности. Еще в 6 в. до н. э. по распоряжению Писистрата были исследованы тексты Г. До 5 в. до н. э. Г. приписывали, кроме «Илиады» и «Одиссеи», еще мн. эпич. поэм (т. н. эпич. цикл «Киприи», «Маргит», гомеровские гимны). Г. считался автором «Илиады» и «Одиссеи» до тех пор, пока в эпоху эллинизма «chorizonten» (разделяющие) не оспорили его авторство в отношении «Одиссеи». В новое время Ф. А. Вольф в своих «Prolegomena ad Нотегшп» (1795) вновь поставил этот вопрос. Между исследователями, которые делили эпос на отдельные песни (песенная теория Лахмана), и унитариями, защищавшими строгое единство эпоса, стояли исследователи, которые принимали позднейшие интерполяции, расширения и компиляции неск. малых эпич. произведений или считали Г. только редактором эпоса. Состояние совр. исследований позволяет считать Г. автором «Илиады». Он использовал более др. песни, опираясь на эпич. традиции и действуя по единому плану. Эти песни, героич. сказания и малый эпос являются устной предварительной ступенью, которая уводит в мир 2-го тыс. к проникшим в Средиземноморье раннегреч. племенам. Вопрос о том, в какой мере в «Илиаде» отражена крито-микенская культура, вновь стал спорным после предпринятой попытки расшифровать линейное письмо Б. Песни исполнялись странствующими рапсодами при трапезах благородного общества (знати). Обладали ли эти рапсоды хотя бы отчасти зафиксированными письменно текстами, является спорным, как и вопрос о письменном тексте эпоса Г. Применение письма Б. считается сегодня весьма вероятным, если учесть художеств, композицию поэм. В «Илиаде», названной по имени греч. г. Илион (Троя), в 24 книгах изображен 49-дневный отрезок времени кон. 10-летней борьбы греков за Трою. Ее тема - гнев Ахилла, у которого Агамемнон увел его рабыню Брисеиду, из-за чего Ахилл отказался участвовать в сражениях. После того как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь вступает в битву, чтобы мстить за него. От своей матери Фетиды Ахилл получает выкованные для него Гефестом доспехи (описание щита в 18-й книге) и убивает Гектора в бою. Эпос оканчивается поминальными играми в честь Патрокла. В Илиаде отражены разные эпохи. Многочисл. эпизодич. события наряду с гл. действиями показывают героев, часто происходящих от богов, в тяжелых боях. Боги принимают участие в борьбе с обеих сторон, мн. сцены с богами принимают характер бурлеска. Далее следуют небольшие поэтич. дополнения. «Одиссея», постровидимому, более позднее произведение, и оно не принадлежит Г. Поэма принадлежит, вероятно, ученику Г. (?) и обработана позднее. В 24-х книгах воспеваются длящиеся 10 лет путешествия и возвращение на родину Одиссея к его жене Пенелопе. Перед возвращением домой Одиссей останавливается у нимфы Калипсо. После кораблекрушения, представ перед феаками, герой рассказывает о пережитых событиях. Поэма повествует о том, как Пенелопа, ожидающая возвращения домой супруга, хитростью оттягивает свой брак с женихами, ее сын Телемах оказывает возвратившемуся домой неузнанным Одиссею помощь при избиении женихов. В эпосе множество повествований о мор. путешествиях переплетается со сказочными мотивами. Вазовая живопись, так же как и настенная, в различных вариациях представляет многочисл. сцены из «Илиады» и «Одиссеи», пластика создала идеализированный портрет слепого поэта. «Илиада» и «Одиссея» написаны гекзаметром, их язык построен на давних традициях художеств, речи с ионийско-эолийскими элементами. Отчетливые, повторяющиеся в виде формул обороты, вероятно, относятся к устным начальным ступеням, сохранившимся в эпосе. К числу недосягаемых вершин гомеровского эпоса принадлежат полет фантазии, сила красноречия, замедление хода действия для создания драматич. напряжения, художеств, частности, естественность в изображении жизни, красота сравнений, свидетельствующие о поразительной наблюдательности, человеч. участии и психологич. чуткости автора. В области эпоса «Илиада» и «Одиссея» являются высшими образцами поэтич. произведений. Наиболее читаемый вот уже 3000 лет автор, Г. очень рано и вплоть до византийского времени изучался в школе. Сделавшись эталоном при оценке любой поэмы античности, эпос Г. дал толчок всему последующему художеств, творчеству. Ливии Андроник перевел «Одиссею» на латынь, Вергилий своей «Энеидой» хотел достичь уровня гомеровского эпоса. В областях лат. яз. в эпоху средневековья, а в романских странах вплоть до нового времени эпос Вергилия имел большее влияние, чем эпос Г. В 18 в. под влиянием Р. Вуда (Англия) Г. вновь был признан непревзойденным гением. Его поэзия с этого времени стала оказывать сильное воздействие на классиков мировой литературы (Лессинг, Гердер, Гёте).

ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ

ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ - собрание из 33 греч. религиозных гимнов в стиле гомеровского эпоса, написанных гекзаметром, в античности частично, хотя и не бесспорно, приписывалось Гомеру. Гимны служили рапсодам в качестве введения в их декламациях на религиозных празднествах. Некоторые из гимнов, однако, содержали эпич. песнопения (гимн Гермесу - 580 стихов). Время (вероятно, с 7 до 4 в. до н. э.) и место их появления различны, время создания сборника неизвестно. К крупным гимнам принадлежат Г. г. Делийскому и Пифийскому Аполлону (рождение бога, учреждение культа в Дельфах), Гермесу (приключения бога в детстве), Афродите, Деметре (похищение и возвращение Персефоны, учреждение элевсинского культа).

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН - В отличие от иудейских преследований, которые имели религиозную основу (богохульство), целью Г. н. х. в Риме было не подавление религии, а поддержание обществ, порядка и охрана рим. государств, культа. В 1 в. христиане, вероятно, находились под защитой привилегий, которые полагались евреям. Первоначально происходили лишь местные гонения; из них наиболее известны Г. н. х. при Нероне (64) в Риме и при Домициане в Риме и М. Азии. Во 2 в. после обмена письмами между Плинием Младшим и императором Траяном (111 - 113) принадлежность к христианству запрещалась под страхом наказания, хотя христиане специально не преследовались. Наместники и магистраты могли действовать по своему усмотрению. Обособление христиан и таинственность их обрядов вызывала среди населения враждебность и подозрительность. К этому времени относятся прежде всего преследования в Антиохии и Вифинии при Траяне и в Лионе и Виенне (177). Тем временем христианская церковь становилась все более важным идеологич. и политич. фактором в государстве, поэтому Септимий Север законом 201 запретил переход в иудаизм и христианство. Императоры добивались в 3 в. н. э. идеологич. сплоченности в целях борьбы с обострившимся кризисом империи (обеспечение милости богов через государств, культ). Претензии на религиозную исключительность привели к отказу христиан от императорского культа, что дало повод клеймить их как врагов государства. Преследования стали более широкими при Деции (250 - 251); Валериане (257 - 258); высшей точки они достигли при Диоклетиане и Галерии (303 - 313). Тем не менее церковь успела окрепнуть настолько, что отправление единого государств, культа стало невозможным. В 313 христианство было признано в т. н. Миланском эдикте о религиозной терпимости в качестве равноправной религии и вскоре стало государств, и господствующей религией.

ГОНОРИЙ

ГОНОРИЙ - Флавий (лат. Honorius), род. 09. 09. 384 в Константинополе, ум. 15. 08. 423 в Равенне. Император Западной Римской империи с 17. 01. 395. Был младшим сыном Феодосия I и уже с 393 был назначен августом и соправителем. При разделе Империи после смерти своего отца в 395 Г. получил зап. половину Империи. До 408 юный император правил при опеке полководца Стилихона, которого он затем велел убить, подозревая его в измене. После этого вестготы под предводительством Алариха вторглись в Италию, 24. 08. 410 взяли Рим и разграбили его. После смерти Стилихона Г. оставался в зависимости от министров и полководцев, в 411 - 421 в особенности от ставшего его соправителем Констанция III. Хотя на короткое время удалось покончить с узурпацией в Италии и почти во всех пров., правительство Г. не могло больше сдерживать дальнейшее проникновение германцев и других варваров и связанный с этим продолжающийся распад Западной Римской империи. В 409 - 411 вандалы, аланы, свевы поселились в Испании, вестготы, франки, бургунды и алеманны вторглись в Галлию, гунны с 409 - в Паннонию, началось создание государств федератов. В 407 была фактически оставлена Британия. Г. поддерживал церковь и боролся с язычниками и еретиками, особенно с донатистами. Его резиденцией вначале был Милан, а с 404 постоянно - Равенна, которая во время его правления развивалась как столица Западной Римской империи.

ГОНЧАР

ГОНЧАР - Гончарное ремесло получило большое развитие еще в древности. Уже в 7 - 6 вв. до н. э. спрос на гончарные изделия послужил толчком к созданию крупных мастерских и профессиональной специализации. Глину мяли, отмучивали, обезжиривали. Занимался этим помощник Г., в обязанности которого входило также крутить рукой или ногой гончарный круг. За процессом сушки изделия следил другой человек. После сушки вазописец расписывал сосуд. Для обжига изделие помещали в печь. Проверкой качества и доставкой изделий занимались сам мастер-Г. и его помощники. В гончарном деле раньше, чем где-либо, стали использовать труд рабов. В 6 - 5 вв. до н. э. появляются мастера-Г. из числа рабов, но это было скорее исключением, чем правилом. В 4 в. до н. э. в Греции, а в 3 в. до н. э в Юж. Италии после периода наивысшего расцвета гончарного искусства наблюдается его спад. Керамика этрусских мастеров гою же периода теряет свои самобытные черты. Эллинизация способствовала распространению расписных гончарных изделий, но спрос на них был уже не таким, как два столетия назад, когда скифы, фракийцы, иллирийцы, финикийцы, египтяне и кельты скупали их в больших количествах. Гончарные изделия, выполн. вручную или при помощи профильной дощечки, стали вытесняться штампованными изделиями, в некотором роде эпоха эллинизма способствовала механизации производств, процесса. Процесс штамповки получил широкое распространение, что привело к массовому изготовлению керамич. штампов, заимствованных римлянами. В 50 до н. э. в г. Ареццо римляне стали изготавливать таким способом керамику особого рода, т. н. терра сигиллата. Здесь начали образовываться объединения гончаров, одним из которых была корпорация в г. Ля Грофесенке, центре гончарного искусства кельтских рутенов (у г. Мийо на р. Тарн). Записи, содержащие сведения о произведенной продукции - 23 205 изделий (в месяц?), - сделаны на разных кельтских диалектах. Из этих записей видно, что среди компаньонов существовала четкая специализация, что они использовали труд рабов и наемных рабочих, что между собой компаньоны поддерживали тесные деловые отношения, что свою продукцию они экспортировали в Германию и пров., располож. в верховье Дуная. Одним из достижений Г. являлось умение придать пористой глине такую плотность, чтобы внутрь сосуда не проникала влага. Дополнительная герметичность достигалась путем ангобирования изделия, т. е. нанесения покрытия в виде тонкого слоя белой или цветной глины. Другим важным моментом следует считать двухэтапный процесс изготовления керамич. изделий: прочность достигалась посредством нанесения на необработанную глину слоя высокопластичной глины толщиной 8 - 10 мм. Этим занимались специализированные мастерские. Обжиг керамич. изделий проходил при температуре 800 - 960°, которая регулировалась с помощью воздуходувных мехов. При огранич. доступе воздуха в печь, невысокой температуре и нанесении толстого слоя глиняной поливы - шликера с примесями металлов получалась темная окись железа (чернолаковая керамика), а при нанесении тонкого слоя при той же температуре получалась красная окись (краснолаковая керамика). В дополнение к рисункам, изображающим небольшие по размерам обжиговые печи, археологи нашли печи, камеры обжига которых составляют 6,8 м\ Топка и камера обжига отделялись друг от друга стенкой, для того чтобы на изделия не попадала копоть. Большинство печей имели высоту порядка 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий.

Гончар

рис. Вверху: 1 - вазописец со стоящими на полке для сушки готовыми изделиями (рисунок внутри чаши, сер. 4 в. до н. э.). Внизу: гончарня в Афинах (рисунок на гидрии, период греко-персидских войн); 2 - гончар у обжиговой печи; 3 - гончар с большой амфорой перед сушилкой; 4 - мастер; 5 - гончар, несущий вазу на сушилку; 6 - помощник гончара, вращающий гончарный круг; 7 - гончар во время работы; 8 - гончар, полирующий амфору; 9 - кронциркуль; 10 - гончарная печь с изображением бога-покровителя. Справа: обжиговая печь, высота 1,40 м, диамегр 1,90 м, со сопкой, отделяющей топку от обжиговой камеры из Апулума (Альба Юлия, Румыния, 150).

ГОПЛИТ

ГОПЛИТ (греч.), тяжеловооруженный пеший воин в др.-греч. полисном ополчении. В отличие от бойцов-одиночек гомеровского времени Г. сражались в замкнутых фалангах, ставших в Спарте и Афинах примерно с 7 в. до н. э. решающей системой организации вооруж. сил. Г. мог стать человек, обладающий гражданскими правами и средствами для обеспечения собств. снаряжения. Г. носил большой щит, шлем и панцирь, а также поножи. Его гл. оружием были копье и меч.

Гоплит

рис. Спартанские гоплиты.

ГОР

ГОР (егип., греч. Horos - далекий, лат. Horus), егип. бог неба и солнца, изображался в виде сокола. Первоначально идентифицировался с фараоном (бог-царь), в мифе об Осирисе - сын Исиды и Осириса, который в качестве наследника своего отца мстил за его смерть Сету (Тифону), борец со злом (олицетворявшемся в крокодиле). У греков Г. соответствует Аполлону, со времен Александра Македонского к нему проявляется дополнительный интерес. Его почитание возрастало прежде всего в связи с расширением мистерий Исиды. Он изображался в виде мальчика (Гарпократ), как ребенок на руках Исиды (тип мадонны) или как воин с ястребиной головой.

ГОРАЦИИ

ГОРАЦИИ (лат. Horatius), др.-рим. патрицианский род. Согласно легенде, вопрос о том, Рим или Альба Лонга должен стать гегемоном в возникающем государстве, был решен в пользу Рима в битве трех юношей-близнецов Г. и трех близнецов Куриациев.

ГОРАЦИЙ

ГОРАЦИЙ - Флакк Квинт, (лат. Horatius Flaccus), род. 08. 12. 65 до н. э. в Венузии (Апулия), ум. 27. 11. 8 до н. э. в Риме, рим. поэг. Сын вольноотпущенника (сборщика налогов), получил разностороннее образование в Риме и Афинах, где он познакомился с греч. литературой, философией и искусством. В гражданской войне Г. принимал участие как военный трибун. Он выступал на стороне республиканцев в битве при Филиппах (42 до н. э.). В 44 до н. э. был убит Цезарь (в результате заговора республиканцев). После конфискаций его владений в пользу безземельных ветеранов Г. зарабатывал средства к существованию на государств, службе в качестве писца. Для его настроения были характерны разочарование и пессимизм. Сочинял эподы, называемые также ямбами, в которых говорилось о прошлом (продолжительной гражданской войне), выражалось отчаяние и отречение от действительности (приглашение к путешествию на острова Блаженных), но в этих произведениях заметно также сознание ответственности за судьбы общества (призыв к согласию и миру). Ею идеал в большинстве типичных трогательных эподов - Архилох. В 38 до н. э. Вергилий представил Г. Меценату. Приняв в дар от Мецената сабинское поместье, Г. получил возможность беззаботно посвятить себя поэзии. С Меценатом Г. связывала длившаяся до самой смерти дружба. С улучшением материального положения Г. и благодаря eго близости к Меценату и Октавиану, ставшему позднее императором Августом, постепенно менялась его жизненная позиция. Он пришел к признанию образовавшейся монархии. Между 41 и 30 до н. э. Г. пишет 2 книги сатир гекзаметром, названных «Sermones» («Беседы»). Вслед за Луцилием, не делая острых выпадов, но достаточно критично и самокритично, с тактом и сознанием справедливости, он поднимает социальные и философские вопросы, рисует человеч. слабости и превратности судьбы, показав себя наблюдательным мастером, дающим остроумные характеристики и глубокое изображение ситуаций. С 20 по 13 до н. э. появились 2 книги Г. «Epistulae» («Послания»), написанные гекзаметром, в которых обсуждаются такие темы, как самовоспитание, философия жизни. Знаменитое послание «Ars poetica» («Искусство поэзии») касается сущности и задач поэтич. искусства. В 4 книгах од, названных «Carmina» («Песни»), - книги 1 - 3-я были опубликованы в 23 до н. э., книга 4-я появилась в 17 - 13 до н. э. - Г. познакомил читателей Рима с эолийскими песнями Алкея и Сапфо. В высокохудожеств. стихотворениях воспеваются любовь, общительность и дружба, поэзия и мир богов. Мн. из этих стихотворений, в особенности т. н. римские оды 3-й книги, «Сагтеп saeculare» («Торжественная песнь по случаю празднования секуляров 17 года») и стихи 4-й книги, прославляют императора Августа, его семью и политику. Однако предложенную ему должность при императоре Г. не принял, т. к. он хотел оставаться независимым. Растущее благосостояние и расцвет Римской империи при Августе сделали Г. сторонником императора. Стихотворения Г. отражают его отход от неотериков и их образа жизни, свидетельствуют о сознании ответственности поэта в качестве профессионального представителя, учителя и наставника своего народа. Произведения поэта, по которым вскоре стали учить детей в школах, целиком сохранились. Точность и искусство слова, глубина и образность стихов Г. сделали его поэзию образцом лирич. творений в Европе. Произведения Г. переведены на языки всех народов мира.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ - из Леонтины (Сицилия) (греч. Gorgias) (485 - 380 до н. э.), наряду с Протагором один из гл. представителей греч. софистики. В 427 Г. прибыл в Афины в качестве посланника родного города. Как орагор и учитель риторики встретил здесь восторж. прием. Г. разрабатывал приемы риторской художеств, прозы, используя для повышения ее психологич. воздействия способы поэтич. выразительности. Он сознательно применял определ. стилистич. средства украшения («горгианские фигуры»), к ним относятся: фразы, аналогичные по форме и содержанию, точно соответствующие друг другу по объему, параллельные члены предложения (изоколия), члены предложения, стоящие в противоположном отношении (антитеза). Заключительные фразы (homoioteleuton) звучат одинаково и соответствуют рифмам в совр. стихах. Завершения предложений ритмически оформлены (клаузулы). Наряду с пышными торжеств, речами (в т. ч. траурная речь в Афинах, посвященная памяти павших в Пелопоннесской войне) Г. сочинял образцовые декламации («Хвала Елене», «Паламед»), в которых привлекает внимание остроумная аргументация («софистские доказательства»). Г. был скептиком. В своей работе по теории познания «О несуществующем» он стремится доказать тезис: «Нечто не существует; если бы нечто и существовало то оно было бы непознаваемым; если бы нечто и было познаваемым, то познанное невыразимо». Из многочисл. учеников Г. следует отметить Исократг. Платон назвал в честь Г. один из своих диалогов.

ГОРГОНИОН

ГОРГОНИОН (греч. Gorgoneion), голова Медузы Горгоны, убитой Персеем. Афина прикрепила ее как апотропеич. знак на свой щит. Наиболее известным, классич. примером Г. является Медуза Ронданини (Мюнхен, Глиптотека).

ГОРГОНЫ

ГОРГОНЫ (греч. Gorgo - грозная), чудовища, дочери Форкиса и Кето: Сфено, Эвриала и Медуза. Первые две - нестареющие и бессмертные. Г. обитали по ту сторону Океана на крайнем З. Всякий, кто встречал страшный взгляд Г., превращался в камень. У Г. были карикатурно искаж. черты, змеи в волосах; они издавали устрашающий рев.

ГОРДИАН

ГОРДИАН (лат. Gordianus), имя трех рим. императоров.

1. и 2. Марк Антоний Г. I (159 - 238). Рим. император в апреле - мае 238. Происходил из малоазиатской провинциальной аристократии (по другим сведениям - из рим. аристократии). В 222 был консулом, в 237 - 238 - проконсулом Африки. Как представитель крупных афр. землевладельцев был выдвинут претендентом в императоры. Сенат поддержал его против Максимина Фракийца. Г. I сделал соправителем своего сына, носящего то же имя - Г. Н (191/192 - 238). Последний погиб у Карфагена в битве против нумидийского легиона, оставшегося верным Максимину. Г. I после этого покончил с собой.

3. Марк Антоний Г. III (20. 01. 225 - 11. 02. 244), рим. император с июля-августа 238, сын Г. II, внук Г. I. После убийства Максимина и кратковрем. правления императоров Пупиена и Бальбина преторианцы провозгласили его императором. После пограничных боев на Дунае в 242 - 244 Г. III возглавил борьбу против персов в Сирии и Месопотамии, погиб на Евфрате. Биография в «Истории Августов», бюст в Пергамон-музее.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ

ГОРДИЕВ УЗЕЛ - В крепости у Гордиона (гл. город Фригии) находилась боевая колесница легендарного царя Гордия, на которой ярмо и дышло были соединены ремнем, завязанным очень сложным узлом. Легенда обещала владение Азией тому, кто сумеет развязать этот узел. Зимой 334/333 до н. э. Александр Македонский разрубил Г. у. ударом меча.

ГОРНОЕ ДЕЛО

ГОРНОЕ ДЕЛО - К основным полезным ископаемым, добывавшимся в античные времена, относились, помимо золота, серебра, меди, железа, свинца, олова и ртути, также и окислы металлов (окиси цинка, марганца), марказит, поваренная соль и питьевая сода. Значительное место занимала добыча квасцов, асбеста, асфальта, гипса, слюды, охры (например, для крашения и сукноваляния), целебных минералов и грязей, драгоц. и полудрагоц. камней. Добычу угля, бурого угля и нефти следует рассматривать как исключение. В первобытные времена Г. д. ограничивалось примитивной добычей кремния. Богатыми залежами благородных металлов и драгоц. камней славился фараоновский Египет, захвативший для их расширения соседние страны (Нубию, Синай). Неск. месторождений металлич. руд в Сирии и Греции (золото на Фасосе, вероятно, серебро ок. Лавриона, железо возле мыса Тенар) разрабатывались еще финикийцами. Интенсивная добыча полезных ископаемых велась ими на Кипре; в Испании и Британии они выступали преим. как торговцы металлами. Первые горные разработки в Испании начали проводиться карфагенянами. В М. Азии в Г. д. преобладали др. местные традиции: гл. полезным ископаемым являлась железная руда; постоянная добыча золота и серебра позволила начать чеканку монет. В целях упорядочения и дальнейшего развития Г. д. греки первыми разработали соответствующие правовые нормы, объявив, в частности, горные рудники государств, собственностью, которая могла сдаваться в аренду, как правило, мелкими участками (в Афинах - сроком на 3 года, при закладке нов. шахт - сроком на 10 лет). В остальных случаях рудник принадлежал землевладельцу, на земле которого он находился, и его эксплуатация регламентировалась земельным правом. Осн. горнорудным центром Др. Греции являлся район Лавриона. Достигнутые здесь ок. 490 до н. э. успехи в добыче полезных ископаемых способствовали превращению Афин в морскую державу и усилению их оборонной мощи в войне против Персии. Увеличение добычи достигалось за счет использования труда больших масс рабов. Во время спартанского наступления в 413 многим из них удалось бежать. Восстановление Лаврионского месторождения в 4 в. до н. э. было длительным и трудным.

Развитие Г. д. в Македонии, начавшееся ок. 350 до н. э. в рудниках возле Филипп, повлекло за собой в 3 в. до н. э. резкий упадок горнорудного дела в Греции, усугубл. тем фактом, что маломощные пласты медных руд возле Коринфа и на Эвбее давно были исчерпаны. Осн. и наиболее распростран. античным способом добычи полезных ископаемых являлась прокладка большого количества узких штолен (1,5x2 м) с короткими подземными штреками. Гл. же технич. достижение др. греков Г. д. заключалось в их искусстве обогащения добытых руд. К осн. орудиям труда, применявшимся в достигавших 120 м глубины шахтах, относились кайло, горный молоток и кирка. Для вентиляции пробивались спец. узкие штольни размером примерно 50x50 см. Выемка горных пород производилась исключительно ручным способом, поэтому здесь использовался преим. труд рабов. Кроме них, в забоях работали также (подтверждается дошедшими до нас надписями) отдельные квалифицированные и хорошо оплачиваемые рудокопы. Г. д. в Афинах играло значительную роль в жизни общества. Существовали спец. суды для разбирательства спорных вопросов, связанных с Г. д. (но не с гражданскими делами самих рудокопов); приобретение прав на эксплуатацию того или иного рудника подлежало обнародованию; сами афинские граждане могли вносить предложения по улучшению горнорудного производства. Дошедшие до нас изображения труда рудокопов, сохранившиеся на глиняных сосудах, найденных возле Коринфа и относящихся примерно к 520 до н. э., показывают лишь раннюю стадию античного Г. д. Первыми др. правителями, кто начал приговаривать своих политич. противников в качестве наказания к работе в рудниках, располож. в Нубийской пустыне, были Птолемеи. Этруски вели открытую разработку богатых железорудных месторождений на берегах Эльбы. Их медные рудники (глубина штолен достигала 120 м) располагались возле Волатерры. Этрусков отличал высокий уровень обработки металлов.

Рим. Г. д. основывалось, как правило, на эксплуатации рудных месторождений на землях подвластных народов, сначала на Сардинии, а затем в Испании. Многие из иберийских спец. терминов и выражений были заимствованы в лат. яз. Г. д. получило в Др. Риме свое дальнейшее развитие как организационно, так и технически. Уже ок. 180 до н. э. римляне использовали в рудниках близ Картахены труд св. 40 тыс. рабов и примерно такое же количество рабочей силы на месторождениях на берегах р. Рио-Тинто. Это обеспечивало богатую добычу серебра и меди. Для механизации отдельных производств, процессов в штольнях глубиной от 80 до 100 м стали применять технич. устройства: водоподъемные машины, осн. элементом которых являлся винт Архимеда, установл. на разных уровнях водоподъемного колеса, лебедки, вороты и подъемники. В императорскую эпоху горнорудной областью управлял назначавшийся императором прокуратор, иногда императорский вольноотпущенник. Учет, отчетность и ведение кадастра возлагались на вольноотпущенника или раба. Их осн. функции заключались во взимании налогов и пошлин. Одновременно они могли также отдавать распоряжения ироизводственно-технич. характера, предписания по «технике безопасности» или распоряжения о расширении шахт и их эксплуатации. Это подтверждают две надписи, найденные в Випаске и свидетельствующие, в частности, о том, что во времена Адриана в Г. д. было задействовано большое количество арендаторов рудников, вносивших плату в казну императора. Кроме того, в шахтах использовались в качестве рабочей силы арестанты, осужд. как «servi роепае» («наказанные рабы») к работам в рудниках за соверш. ими одно из 22 видов преступлений. Такому же наказанию подвергались позднее мн. христиане, например рим. епископ Каликст. Договоры о найме рабочей силы на золотоносных копях в Дакии, относящиеся ко 2 в., свидетельствуют о наличии также свободных рудокопов. В 4 в. н. э. произошло резкое сокращение добычи железных руд. В этот период рим. власти пытались узаконить обязательное наследование горной профессии (metallis adscripti), лишив тем самым детей рудокопов права выбора занятия по своему усмотрению. Это привело к бегству части рабочей силы, а в отдельных случаях - к восстаниям (например, бессов в 376 - 378). В литературе и поэзии Г. д. почти не нашло отражения. Также отсутствует античная символика горняцкого труда, за исключением монет, бывших в обращении в Далмации, Паннонии и Норике. Сохранилось описание марказитового рудника, сделанное Галеном. Большую информацию дали археологич. раскопки античных рудников в Лаврионе, Дакии, Далмации, Норике, Британии и Испании. Так, в штольнях Эмилия возле Валлерфангена (Саар) найдена надпись, относящаяся примерно к 300 н. э., которая содержала правовые положения, идентичные горным уставам средних веков.

Горное дело

рис. а - схема подъема воды в руднике: установленные на козлах на каждом из семи уровней черпательные колеса, каждая пара которых приводилась в движение двумя рабами, обеспечивая подъем воды со скоростью ок. 85 л. в мин. на высоту 3 м; d - спуск в рудник по деревянной лестнице.

Горное дело

рис. c - рудокоп в забое с кайлом (рисунок в руднике Пентескуфия возле Коринфа, ок. 600 - 650 до н. э.

Горное дело

рис. b - поисковые шурфы в руднике Виспаски, ответвляющиеся от центральной штольни (реконструкция X. Вильсдорфа): 1 - шахта, 2 - интервал безопасности, 3 - центральная штольня с водоканалом (4), 5 - поисковые шурфы сечением 4x4 фута, 6 - залежи руды;

Горное дело

рис. g - добыча руды: 1 - деревянная лестница в рудник (вверху мальчик, поднимающие руду на поверхность), 2 - рудокоп, подающий руду, 3 - забойщик, 4 - собирающий руду мальчик с рудной сумкой из кожи, 5 - амфора с водой (рисунок из рудника Пентескуфия возле Коринфа, ок. 600 - 650 до н.э.)

Горное дело

рис. f - штольни в марказитовом руднике по Галену (реконструкция X. Вильсдорфа): 1 - вход в штольню с установленными в нем марказитовыми чанами, 2 - раб-рудокоп в ножных кандалах, 3 - светильник.

ГОРОД

ГОРОД - Укрепленные поселения с перпендикулярно пересекающимися улицами, святилищами богов и обществ, зданиями существовали уже в 8 - 6-м тыс. до н. э. (Чатал-Хююк, Иерихон), но стать экономич., политич. и культурным центром некоей терр. Г. смог лишь тогда, когда окончательно завершилось разделение труда между Г. и деревней. Приблизительно с 3500 до н. э. в Месопотамии и Египте сформировались др.-вост. классовые общества и государства. Здесь происходило объединение храма и его жречества с владыкой племени и племенной аристократией. Жрецы и их служители жили в отдельных кварталах, воины, купцы и ремесленники - обособлялись по профессиональному признаку. С 8 в. до н. э. на побережье Эгейского м. возникают кварталы ремесленников, как правило, у подножия укрепл. холмов (акрополи). В 7 - 6 вв. до н. э. эти кварталы развиваются в античные Г. (греч. asty), главной отличительной чертой которых является центральная площадь с агорой (рынком), домом собраний, храмом, позже также театром и гимнасием. Экономич. и политич. единство Г. и деревни, выражавшееся в интенсивных торговых сношениях между городскими ремесленниками и крестьянами, населявшими прилегающие к Г. земли, сохранилось и при основании колоний. Прямоугольная сетка улиц рассекла городскую терр. на участки (кварталы), оставляя свободное пространство для агоры и храма. Этот принцип развил в 5 в. до н. э. Гипподам из Милета, применявший его при закладке новых Г. (Пирей, Смирна, Фурии). Римские Г. (civitas, urbs, municipium) строились по тому же принципу, заимствованному, постровидимому, у этрусков: из центра будущего Г. намечалась линия З. - В., ориентированная на восход солнца (decumanus), затем перпендикулярно к ней проводилась другая - с С. на Ю. (cardo). В месте их пересечения устраивался жертвенник и оставлялось свободное пространство для форума, храма, терм, театра, после чего параллельно основным магистралям проводились все другие улицы. Квадраты, образованные пересечением главных улиц, становились кварталами Г. Аналогично устроены и провинциальные рим. Г., в основе которых лежит принцип военного лагеря. Эллинистич. и рим. Г. в вост. провинц. соединили в себе принципы греч. и рим. градостроительства. После выделения из городской терр. земельных владений крупных собственников, превративших их в самостоятельные, независимые от Г. поместья, с 4 в. н. э. начался постеп. распад античного Г. как политич. и культурного центра, а также центра товарного производства и торговли.

ГОРОДСКАЯ ПЛАНИРОВКА

ГОРОДСКАЯ ПЛАНИРОВКА - На ранних стадиях существования полиса структура городской застройки еще не приобрела той законч. формы, которая становится свойственна ей в эпоху сформировавшегося города-государства. В классич. период складывается тип прямоугольной Г. п., появление которой связано с именем Гипподама из Милета. Этот архитектор восстановил свой город, а также Пирей в Афинах и Фурии (Сицилия). Принцип Гипподама заключается в том, что застройке придается прямоугольный характер. При этом Гипподам осуществил эту планировку на практике. Но он не является первооткрывателем градостроительного принципа. Уже этруски знали прямоугольную Г. п. (культура террамар). Римляне восприняли этрусское и греко-эллинистич. наследие и развили его в систему, воплотившуюся в планировке вновь основанных городов (Тимгад, Никополь на Истре и т. д.).

Городская планировка

рис. План г. Приена.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV