Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

ПОДЗЕМНЫЙ МИР - Для обозначения П. м. у греков существовало неск. назв.: «Аид» (рим. Орк) обозначало как сам П. м., так и его владыку. Со словом «Эреб» связывалось представление о подземной тьме. Тартар мыслился местом наказания умерших.

ПОДКИДЫВАНИЕ ДЕТЕЙ

ПОДКИДЫВАНИЕ ДЕТЕЙ - В Греции детей (особенно девочек) подкидывали по разным причинам, особенно часто подкидывали физически неполноц. детей. Это же явление имело место и во всей Римской державе в период ранней Империи. В некоторых греч. городах издавали спец. законы, запрещавшие П. д. (Фивы). В Риме также было запрещено подкидывание первородных сыновей и дочерей. Родители подброш. детей могли требовать их возвращения, но должны были при этом компенсировать приемным родителям или воспитателям затраты на содержание ребенка. Судьба подкинутой дочери - излюбл. мотив новоаттич. комедии. Самый знаменитый мифологич. сюжет, связанный с П. д., - сюжет мифа об Эдипе.

ПОДОБАЮЩЕЕ

ПОДОБАЮЩЕЕ (греч. рrероn, лат. decorum), также соответствующий, приличный, служащий мерилом ценности в античной социальной этике и эстетике. В этике требуется честность, любовь к порядку, постоянство и соблюдение должного соотношения слова и дела. Внутр. отличительным чертам П. соответствуют внешние - красота и здоровье. В искусстве (музыка, красноречие, поэзия) П. считается непрем, условием в композиции, создании характеров и стиля, а также художеств, средством, используемым для приспособления по мере надобности к теме, ситуации и изображаемой персоне.

ПОДРАЖАНИЕ

ПОДРАЖАНИЕ (греч. mimesis, лат. imitatio). П. природе определяет, согласно античным представлениям, отношение искусства к действительности. Способность к П. отличает искусство в узком смысле от других видов человеч. деятельности. Учение о П., разработанное в основном Платоном и Аристотелем, хотя возникшее до них, рассматривает произведение искусства как отражение, уподобление действительности. Принцип П. ставит перед художником требование правдоподобия и одновременно позволяет искусству осознать свою образотворч. функцию. Вместе с тем П. рассматривается не как нагуралистич. копирование действительности, а как художественно уплоти. и с помощью средств искусства оформл. ее воспроизведение. П. вбирает в себя не только сущее, но и должное, не исключая при этом художеств, вымысел. Узнавание прообраза в художеств, образе, а также правильность П. являются источником наслаждения. Аристотелевское учение о П. содержит зачатки реалистич. традиции, тогда как последующие теории П. (Плутарх и пр.) более идеалистичны. Понятие П. было доминирующим в лит. теории вплоть до кон. 18 в. В узком смысле термин П. применялся в античности только к драме и диалоговым частям эпич. поэмы (в отличие от тех мест, где ведется авторское повествование). Начиная с римско-эллинистич. периода термин П. употребляется для обозначения стилистич. ориентации на классич. образцы в поэзии и ораторской прозе.

ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД

ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД - букв, перевод текста, б. ч. в Ср.-век. рукописях, например в «Codex Boernerianus» (греч. текст посланий апостола Павла с лат. П. п., 9 в. н. э.).

ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ - Из использовавшихся в Др. Греции П. с. собственно греч. изобретением являлся архимедов винт. Рычаг, косая поверхность, лебедка (ворот), полиспаст и кран, черпающее колесо, равноплечный рычаг - все эти П. с. были заимствованы из др. стран Востока. Простейшая форма П. с. - рычаг - побудила школу Аристотеля продумать теоретич. схему и математич. расчеты действия рычага (прямолинейного или кругового), что позволило разобраться в принципах действия инструментов, таких, как цанги, весы, весло, руль, лом. Практика развила наряду с черпающим колесом гл. П. с. - подъемный кран, впервые разработанный в теоретич. сочинениях Витрувия. Безроликовый балансир стал использоваться для подъема воды при орошении и как вспомогательное средство при выгрузке товаров в гаванях. Уравновеш. с помощью противовеса, он служил в качестве тягового журавля в колодцах. В 1 в. н. э. развились другие П. с. с конструкцией противовесов для точных работ по расстановке и подгонке колонн. В строительной технике использовались подъемники с захватами. Для поднятия тяжелых квадратных камней в них выбивались расширяющиеся книзу углубления, в которые вводились трапециевидные просверл. клинья. После заполнения песком промежуточного объема между клином и углублением плиту можно было поднимать.

Подъемные сооружения

рис. 1. Деревянный кран со ступенчатым приводом, канатным поворотным устройством и полиспастом (по рельефу гробницы Гатериев в Риме, нач. 2 в.).

Подъемные сооружения

рис. 2. Захват подъемника (реконструкция по Герону).

Подъемные сооружения

рис. 3. с - полиспаст (по изданию «Механика» Арисюгеля, 1594); d - выравнивание веса.

ПОЕТОВИО

ПОЕТОВИО - рим. поселение в Верхней Паннонии, совр. Птуй на р. Драва, лагерь легиона в 1 в. до н. э., со времен Траяна в статусе колонии (селение ветеранов).

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА - О существовании П. к. в Греции сведений нет. В Риме император Август после роспуска частных П. к. учредил пожарную часть из 600 рабов, которая оказалась настолько эффективной, что через 30 лет число пожарных было увеличено до 7000. Ими стали вольноотпущенники. Пожарные (vigiles - охрана) расквартировывались в казармах под руководством префектов и одновременно являлись полицейскими отрядами для ночной службы. Снаряжением служили ведра, топоры, лестницы, влажный войлок, для больших городов Ктесибием была изобретена пожарная труба. В небольших местечках П. к. создавались коллегиями ремесленников, в особенности изготовителями войлока. Фетровщик (centonarius) стал считаться пожарным. Там, где отсутствовали фетровщики, пожарными становились кузнецы, коллегии которых были обязаны нести эту службу.

Пожарная команда

рис. Противопожарная труба Ктесибия (по Витрувию): 1, 2 - двухцилиндровая помпа; 3 - ветровой котел; 4 - напорная труба. Нисходящий (1) поршень закрывает вентиль на земле и выдавливает воздух через котельный вентиль (5) в ветровой котел (3). Восходящий поршень (2) всасывает воду через открытый вентиль на земле (6).

ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ

ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ - история Римской империи и наследовавших ей государств с 4 по 6 в. н. э. Термин ввел венский историк искусства Алоиз Ригль в 1889. Первоначально он употреблялся лишь для обозначения стиля искусства определ. периода. В 20 в. понятие П. а. распространилось на общую историю этого отрезка времени. Другие обозначения П. а. - «доминат», а для вост. областей - «ранневизантийское время». П. а. - переходная эпоха от античности к феодализму. Поэтому на протяжении неск. столетий ей свойственно относительное своеобразие, обусловл. тем, что в П. а. имеют место признаки, уже не относящиеся к античности, но еще и не присущие феодализму. П. а. - один из важнейших объектов исследования др. истории.

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ (греч. «Gnothi seauton»), надпись в храме Аполлона в Дельфах. Это изречение приписывается Хилону, одному из Семи мудрецов.

ПОКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ - исповедь, таинство, этико-религиозный акт признания, связанный с чувством содеянного греха. В античности П. не было известно, однако оно встречалось в иудейском эллинизме и вост. культах. Корни этого таинства уходят к верованиям в магич. силу т. н. очистительных обрядов. В ранней христианской церкви существовало наряду с таинством крещения публичное П. перед общиной со строго установл. системой наказаний и их длительности за содеянный грех, первоначально исключая тяжкие грехи (убийство, измена вере, распутство). В рим. церкви вместо публичного П. (исповеди) в 11 в. утвердилось тайное П. (в присутствии исповедника-священника) .

ПОКЛОНЕНИЕ

ПОКЛОНЕНИЕ - проскинеза (греч. proskynesis), подобострастное, с падением ниц приветствие как знак рабской покорности и божеств, преклонения, особенно перед царствующими лицами. Греками отвергалось как несовместимое с достоинством свободного человека. Когда Александр Македонский во время перс, похода в 327 ввел П. как придворную церемонию, это вызвало противодействие македонян, и среди других Каллисфена. Некоторые позднерим. императоры, особенно Диоклетиан, требовали П., равно как и божеств, почитания владыки, не только от подданных и солдат, но и от императорских дворцовых чиновников и офицеров. Религиозное П. у христиан и иудеев является наравне с другими одной из молитв, поз.

ПОКРЫВАЛО

ПОКРЫВАЛО - часть женской верхней одежды в Греции и Риме. П. накидывали на голову, им можно было закрыть лицо. Особенно распространено было П. невесты. Использовалось П. и в качестве жертв, накидки (жертвоприношение Ифигении на алтаре Клеомена).

ПОЛЕВЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ

ПОЛЕВЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ - в рим. войске совершенствовались главным образом со времени Юлия Цезаря и были существ, фактором в полевой войне; фланги защищались рвами, а позиция обеспечивалась предмостными укреплениями и окопами.

ПОЛЕЗНОЕ

ПОЛЕЗНОЕ (греч. symphoron, chreston, ophelimon, лат. utile), нужное - важнейшее понятие в эстетике Сократа. Отвергая гармонию и красоту как самодовлеющие категории, Сократ рассматривает «гармоническое» и «прекрасное» в связи с человеком и пользой для человека. По представлению Цицерона, достоинство, важность и изящество в построении речи или здания находятся в прямом отношении

ПОЛЕМАРХ

ПОЛЕМАРХ (греч. главнокомандующий), с нач. 7 в. до н. э. один из девяти ежегодно избираемых архонтов в Афинах, в руках которого находилось командование армией.

ПОЛИБ

ПОЛИБ - в др.-греч. мифологии коринфский царь, который, будучи бездетным, усыновил Эдипа, подобранного на Кифероне.

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ (ок. 200-120 до н. э.), др.-греч. историк из Мегалополиса, сын влиятельного политич. деятеля Ахейского союза; политик и командующий конницей ахейцев. Во время войн Рима против Македонии вначале занимал нейтральную позицию, но вскоре, хотя и довольно сдержанно, начал симпатизировать римлянам. После победы Рима под Пидной был обвинен своими противниками во враждебном отношении к Риму и вместе с тысячью других представителей ахейской знати был увезен в Италию и интернирован в Риме на 16 лет как заложник. Здесь под влиянием подружившегося с ним Сципиона Младшего, бывшего ревностным поклонником эллинской культуры, он стал почитателем рим. величия и власти. Сопровождал Сципиона в некоторых его походах. После разрушения Коринфа П., опираясь на свое влияние, сумел облегчить участь побежденных, которые в знак благодарности воздвигли в его честь мраморную статую. Он принимал участие также в организации нового провинциального управления у ахейцев. П. был автором «Всемирной истории» в 40 книгах (полностью сохранились первые пять), охватывавших период начиная с 264 до н. э. (Пунические войны). П. подробно описывает историч. события в Средиземноморье с 221 по 144. Он поставил себе целью показать обретение Римом всемирного господства и формирование историч. миссии римлян в политич. консолидации Средиземноморья в период распада др.-греч. государств, системы. Тем самым П. стремился донести до своих побежд. соотечественников идею необратимости политич. развития после битвы под Пидной. В своем труде П. заботился не столько о лит. блеске и красоте рассуждений, сколько об историч. правде. Он пытался заменить повествовательную форму изложения (анналистика) прагматич. поучительным стилем. Стремясь критически проанализировать истинные причины и ход историч. событий, П. внес важный вклад в развитие историч. метода в античной историографии. В изображении историч. процессов П. придавал большое значение великим личностям (например, Ганнибал, Сципион), природным условиям (географич среда), а также судьбе (tyche) как движущим силам развития. Историч. труд П., несмотря на некоторую ограниченность, содержит достоверные сведения из рим. истории, а также глубокие рассуждения о задачах, сущности, методах и значении историографии. Он продолжает труды Фукидида, влияние которого достаточно ощутимо в его творчестве. Последователями его «Всемирной истории» стали Посидоний и Ливии. Его теория государства была воспринята Макиавелли, теория среды - Монтескье.

ПОЛИГИМНИЯ

ПОЛИГИМНИЯ (греч. Polymnia), одна из девяти муз.

ПОЛИГНОТ

ПОЛИГНОТ - греч. живописец 1-й пол. 5 в. до н. э., родом с о. Фасос, за свои заслуги получил афинское гражданство. Несохранившимся стенным росписям П. («Греки после взятия Илиона», Стоя Пойкиле, Афины; «Отъезд греков из захваченного Илиона. Подземное царство», сокровищница книдян, Дельфы) и картинам в технике энкаустики, по свидетельствам античных авторов, были свойственны попытки передачи пространства, выразительность жестов, тонкость рисунка фигур и развевающихся одежд. Некоторое представление о характере его живописи можно получить на основании вазописи того времени, например, вазописи «вазописца Ниобид» (кратер аргонавтов). По мнению Теофраста, П. заново открыл живопись, совершив в ней переворот. По сравнению с картинами П. все созданное до него кажется несостроверш. Однако в отличие от Аполлодора из Афин, который является основоположником светотеневой живописи, палитра П. была ограничена четырьмя красками.

ПОЛИДЕВК

ПОЛИДЕВК (лат. Pollux), один из Диоскуров.

ПОЛИДОР

ПОЛИДОР (лат. Polydorus), мл. сын Приама, был отправлен отцом с сокровищами к Полиместору во Фракию, чтобы уберечь его от гибели во время Троянской войны. Польстившись на сокровища, Полиместр убил П. и бросил его тело в море.

ПОЛИЕН

ПОЛИЕН (лат. Polyaenus), 2 в. н. э., греч. писатель из Македонии, известен как адвокат и оратор в Риме; посвятил в 162, когда началась Парфянская война, свое сочинение «Strategemata» или «Strategika» - «Военные хитрости» («Стратегмы») - императорам Марку Аврелию и Луцию Веру. Этот труд, состоящий из восьми книг, содержит примеры действий полководцев и других лиц во время войны, начиная с др.-греч. мифологии и кончая римлянами (до Августа включительно). П. опирался в своих анекдотически построенных описаниях на греч. и рим. источники.

ПОЛИКЛЕТ

ПОЛИКЛЕТ - др.-греч. скульптор 2-й пол. 5 в. до н. э., прибыл из сев.-вост. части Пелопоннеса, работал в Аргосе, Афинах, Эфесе, Олимпии. Ему принадлежит статуя «Дорифор» («Копьеносец»), лучшая копия которой (наиболее полная в Неаполе) хранится в Берлине. Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, его рассуждения по теории искусства, излож. в сочинении «Канон». П. приписывается также «Диадумен», статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя. К эфесской «Амазонке» восходит статуя в Капитолии. Для герайона в Аргосе он создал культовое изображение Геры из золота и слоновой кости (после 423 до н. э.). Свойств, фигурам П. пропорциональность, бравшаяся позднее за образец, подчеркивает динамичную выразительность тела, что является существ, признаком динамич. изобразительного стиля. Наряду с Фидием принадлежит к представителям высокой классики.

ПОЛИКРАТ

ПОЛИКРАТ - ум. в 522 до н. э., известный самосский торговец; используя недовольство народа правлением знати, в 538 установил тиранию на Самосе. Ему были присущи эгоизм, энергия, страсть к завоеваниям, щедрость, пристрастие к роскоши, а также любовь к искусству и науке. У него при дворе жили Анакреон, Ивик, Демокед и Пифагор. Благодаря этим качествам он, с одной стороны, походил на персидского деспота, а с другой - на греч. философа. П. содействовал развитию экономики, вел обширные строительные работы (сооружение молов и волнорезов в гавани, водопровод, храм Геры). После того как Камбис завоевал Египет, он расторгнул ранее заключ, союз с егип. царем, направл. против персов. П. был коварно убит по приказу перс, сатрапа Оройта. Известная баллада Шиллера «Перстень Поликрата» написана по мотивам истории правления П., излож. Геродотом.

ПОЛИКСЕНА

ПОЛИКСЕНА (лат. Polyxena), в греч. мифологии дочь Приама и Гекубы, была принесена в жертву после падения Трои на могиле Ахилла, заклание было произведено его сыном Неоптолемом. Картина Тьеполо. Сюжет о любви Ахилла к П. очень часто использовался в поэзии нового времени.

ПОЛИМЕСТОР

ПОЛИМЕСТОР - в греч. мифологии фракийский царь, был женат на дочери Приама Илионе. К нему во время Троянской войны Приам прислал своего сына Полидора, чтобы уберечь его от опасности. П., польстившись на его сокровища, убил его, а труп бросил в море; за это он был убит Гекубой или Илионой.

ПОЛИНИК

ПОЛИНИК (лат. Polynices), в греч. мифологии сын Эдипа и Иокасты. В борьбе за царствование в Фивах П. выступил вместе со своим тестем от имени Семерых против Фив против своего брата Этеокла. В единоборстве погибли оба брата.

ПОЛИПЕРХОНТ

ПОЛИПЕРХОНТ - из Тимфеи (род. ок. 385 до н. э.), знатный македонец, военачальник Александра Македонского. В 319 до н. э. был назначен Антипатром преемником правителя государства, но не был признан Антигоном, который объединился в союзе против него с Кассандром и Лисимахом. В 316 был изгнан из Македонии.

ПОЛИРОВКА

ПОЛИРОВКА - отделочная обработка изделий при помощи наждака (корундовый песок, кварцы, железный блеск) и точильного бруска (др.-вост. метод П.). Т. о. производилось плоское шлифование, а также рельефное, наиболее тонкая П. достигалась с помощью кожи или шерстяной ткани. В период эллинизма началось конструирование вспомогательных приспособлений. Так, каменотес при нанесении рельефа пользовался «ручным сверлильным станком», который при помощи притупл. вставки мог служить для полировки. Нельзя утверждать с точностью, что существовал шлифовальный диск, однако вполне вероятно, что во времена Империи применялось шлифовальное стекло.

Полировка

рис. Ручная полировочная и сверлильная машина приводится в движение рабами при помощи ремней и ведущего стержня (с надгробного рельефа).

ПОЛИС

ПОЛИС (греч.), город-государство, особая форма социально-экономич. и политич. организации общества, типичная для Др. Греции. П. представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Типичными признаками П. являлись право земельной собственности, а также наличие гражданских прав независимо от того, находится ли собственность и место жительства граждан П. в черте города или в сельской местности. Несмотря на противоречия между крупным и мелким землевладением, различие в формах и размерах собственности, а также разделение граждан П. на различные социальные слои (крупные землевладельцы, крестьяне, ремесленники, купцы, мелкие торговцы, сезонные работники, батраки) и тем самым разные возможности реального использования политич. прав, граждане П. конституировались как господствующий класс. В качестве осн. антагониста им противостояли рабы, а также представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являвшиеся гражданами П. Предпосылкой возникновения П. были сельские поселения крестьян и ремесленников, экономич. и политич. зависимость которых от крупных землевладельцев была упразднена в связи с дорич. переселением (12-10 вв. до н. э.), а родовые связи усилились благодаря притоку новых племен, находившихся на примитивных стадиях развития. Переселение дорийцев и необходимость защиты страны от чужеземных захватчиков приводит при Тесее к объединению неск. родовых центров в один (синойкизм). Вся пригодная к возделыванию земля была поделена между членами этого объединения. Совет старейшин племен, родов и сельских поселений ограничил власть военного вождя (басилея), а вместе с тем и значение народного собрания членов племени. Обладая большей частью земли и скота, родовая знать пыталась закабалить своих сородичей и поставить их в отношения зависимости (кабальное рабство). Социальные противоречия, вылившиеся главным образом в борьбу за землю и власть, в 8 - 6 вв. до н. э. привели к поражению родовой знати и оформлению обществ, устройства в форме П., одной из основ которых стало развивающееся рабство. Процесс становления П. продолжался до нач. эллинизма и привел к различной их организации (аристократия, демократия, олигархия). Существовали и такие П., в которых племена-завоеватели покорили местное население, обратив их в зависимых земледельцев типа спартанских илотов (например, в Спарте, Фессалии, Беотии). Другой тип П. предполагал господство ср. слоев городских собственников и землевладельцев (например, в Афинах, Коринфе, Эфесе, Милете). В П. колоний на основе относительно большой доли земледельч. поселений, а также благодаря возможности обогащения за счет местного населения осуществлялось господство богатых граждан (например, П. Черноморья, Великая Греция).

ПОЛИСПАСТ

ПОЛИСПАСТ - подъемное устройство, в котором канат или цепь пропускается через неподвижные верхние ролики и подвижные нижние, к которым подвешен груз; появился ок. 700 до н. э. в Вост. Средиземноморье.

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ (греч., лат. многобожие). Античный П. не был дальнейшим развитием доисторич. полидеймонизма, но результатом историч. соединения отдельных поселений с их собств. богами в коллективы больших размеров. П. возник в раннеклассовом обществе, когда функциональное разделение и создание иерархии богов осуществлялось аналогично иерархич. структуре общества, т. е. происходило выделение гл. среди божеств и формирование генеалогически организованного пантеона. Построенная т. о. система в целом не имела значения для практич. благочестия, в котором доминировали автохтонные силы. Поэтому античный П. всегда носил отпечаток убиквитарной монолатрии. Кроме того, религиозность была всегда генотеистична, т. е. божество почиталось в значительной мере независимо от культов других богов. Эллинизм и в особенности восточные искупительные религии вроде иудаизма, христианства, манихейства или церванизма создавали предпосылки монотеистич. идей, то же можно сказать и о «солнечном боге» поздней античности. Этот процесс был облегчен античным синкретизмом, слившим воедино различных богов. Религиозная философия Стой, так же как неоплатонизм и неопифагореизм, завершилась в пантеизме. Но в пантеизме остались и типичные символы П., которые содержали групповые изображения тройств, семериц, восьмериц, девятериц.

ПОЛИФЕМ

ПОЛИФЕМ (лат. Polyphemus), в греч. мифологии один из циклопов, сын Посейдона. В «Одиссее» Гомера П. принял Одиссея во время его странствий и съел неск. из его спутников. Одиссей напоил жестокого и непобедимого П. и во время опьянения ослепил его раскаленным колом. Ослепл. П. не мог больше помешать бегству Одиссея и его спутников. Согласно другой версии, П. был влюблен в мор. нимфу Галатею и исцелял свою безответную любовь музыкой.

ПОЛИХРОМИЯ

ПОЛИХРОМИЯ (греч. многоцветность). Сохранилось лишь небольшое количество следов П. в больших и малых жанрах живописи, росписи произведений скульптуры и архитектуры. П. часто встречалась на Востоке, а с 7-6 вв. до н. э. распространилась в Греции. В классике 5-4 вв. до н. э. господствовала четырехцветная живопись (белый, черный, красный, желтый). В период эллинизма сформировалась более богатая палитра, к прежним цветам добавились голубой и зеленый, что подтверждается дельфийской и пергамской мозаикой. Великолепный, разнообразный и одновременно тонкий и нежный колорит отличает рим. фрески и мозаики.

ПОЛИЦИЯ

ПОЛИЦИЯ - Спец. служба безопасности в доэллинистич. период едва ли существовала. В необходимых случаях граждане сами приходили друг другу на помощь. Тираны для службы внутр. назначения использовали своих наемников. Надзор за улицами, рынками, мерами, продовольств. снабжением и т. д. в городах находился в руках низших магистратов, таких, как астиномы (городские надзиратели), агораномы (базарные надзиратели), метрономы (надзиратели над мерами), ситофилаки (надзиратели за зернохранилищами). Только Афины располагали П., вооруж. луками, численностью в 300 человек. Это были рабы скифского происхождения, которые назывались токсотами (лучниками) или скифами. Иногда в целях наведения порядка привлекались эфебы. Со времен эллинизма известно, что в Египте существовала П., организованная в осн. по военному образцу, филакиты (охранники). Эти функции исполнялись и сельскими старостами. В республиканском Риме четыре эдила были своего рода начальниками П. и осуществляли надзор за зданиями и строительством в городе, за рынками, а также ведали обществ. играми. В случаях необходимости за порядком следили должностные лица, землевладельцы и их приближенные. В период заката республиканского строя возросло число волнений. Август создал полицейские войска численностью в 1000 человек во главе с префектом П. и спец. корпус из семи когорт по 1000 воинов в каждой на случай пожаров.

ПОЛЛИОН

ПОЛЛИОН - Гай Азиний, 76 до н. э. - 4 н. э., рим. государств, деятель, полководец, оратор и писатель. Принимал участие в гражданской войне на стороне Цезаря и Антония, оставаясь верным своим республиканским взглядам. При Августе отошел от политики. В 40 до н. э. был консулом, а затем проконсулом Македонии. П., пробовавший себя в разных лит. жанрах, сочинял трагедии и написал произведение о гражданской войне (начиная с 60 до н. э.). В Риме, в атрии Либертас (Свобода), он создал первую публичную библиотеку и первый ввел обычай выступать перед публикой, представляя лит. произведения. Будучи превосходным оратором, П. выступал как адвокат. Являясь коллекционером художеств, произведений и великолепным знатоком искусства, он способствовал распространению трудов Горация и Вергилия (побудил его обратиться к пастушеской поэзии; 4-я эклога Вергилия посвящена П.). Из многообразных лит. трудов П. сохранились лишь некоторые фрагменты.

ПОЛЛУКС

ПОЛЛУКС - лат. форма имени от Полидевк; один из двух Диоскуров.

ПОЛУБОГИ

ПОЛУБОГИ - существа, занимающие промежуточное положение между богами и людьми, например герои.

ПОМЕРИУМ

ПОМЕРИУМ (лат. загородное место, выгон), пустое место внутри и вне городской стены Рима, отгорож. камнями и отделявшее городскую терр. от сельской местности. Правомочия военного характера распространялись на терр., начиная от П.

ПОМОНА

ПОМОНА (от лат. древесный плод), в рим. мифологии богиня плодов и фруктовых деревьев, бог Вертумн захватил ее вопреки ее воле. Картина Рубенса.

ПОМПА

ПОМПА (греч., лат. роmра - праздничное шествие, процессия).

1. Культовая процессия в честь или вместе с каким-то божеством, устраиваемая городской или культовой общиной. Она относилась к ритуалам, за которыми следовали культовые действа (например, жертвоприношение), и организовывалась чаще всего в связи с регулярно проводимыми празднествами, иногда на «священных дорогах», например в элевсинских мистериях в честь Деметры. В эпоху эллинизма П. как род театрального представления носила политико-пропагандистский характер. За пределами метрополии она испытывала на себе этрусское и греч. влияние. Существовали три формы П.: pompa triumphalis - триумфальное шествие, pompa circensis, во время которой перед началом соревнований изображения богов проносились по кругу в цирке, и ротра funebris - траурное шествие, во время которого несли изображения предков. Уже в Др. Греции понятие «П.» из-за выставляемого напоказ великолепия стало синонимом великолепия, роскоши, пышности.

2. Поскольку проблемы пневматики впервые были исследованы в период эллинизма, использование вакуума для изготовления поршневой П. началось в это же время. Для откачивания воды в колодце П. была снабжена несложными вспомогательными средствами: маховиком с журавлем, канатом с черпаком или подъемной лебедкой. П., работающая под давлением, применялась в качестве пожарного насоса. На оз. Неми была найдена поршневая П. высотой 1,25 м с двумя цилиндрами, использовавшаяся для откачки воды из трюмов кораблей.

ПОМПЕИ

ПОМПЕИ - древний оскский город в Кампании, с кон. 5 в. до н. э. находился под самнитским господством, после завоевания Суллой в 89 до н. э. в него была выведена рим. колония. В 63 н. э. город пережил землетрясение. В 79 н. э. после извержения Везувия он был засыпан. Раскопки были начаты в 1748, в 19 в. велись более интенсивно, начиная с 1860 - систематически и с перспективой реконструкции. До сего времени раскопано около 3Д города. П., располож. на холме и окруж. кольцом стен, представляют собой наиболее сохранившийся город периода античности. Ориентация облегчается благодаря делению города на кварталы и инсулы. На основе строительного материала можно определить приблизительное время возникновения построек (известняк - 6-5 вв., туф - 4-2 вв., opus reticulatum (решетчатые строения) и кирпич - с 80 до н. э. до периода Империи). Декоративные фрески хронологически подразделяются A. May на четыре «стиля». На форуме наряду с культовыми сооружениями и административными постройками разного вида и назначения находится храм Юпитера, macellum (крытый рынок) и базилика (наиболее ранняя из сохранившихся -ок. 100 до н. э.). Из двух театров, возникших в нач. 1 в. до н. э., меньший был крытый и использовался как одеон. Амфитеатр (самый старый из всех ныне известных - ок. 80 до н. э.) был рассчитан на 20000 зрителей. Три большие термы датируются разными периодами: стабийские термы возникли во 2 в. до н. э., термы форума - в нач. 1 в. до н. э., центральные термы в 79 н. э. были еще не завершены. Сохранилось большое число жилых зданий и лавок, названных по именам владельцев, в честь выдающихся художеств, произведений или же в честь отдельных личностей и событий нового времени. Ко 2 в. до н. э. относится Дом фавна, в котором стояла бронзовая статуя танцующего фавна (ныне, как и мн. другие ранние находки, в Национальном музее в Неаполе). Зал одной из вилл, Виллы мистерий, был в 50 до н. э. украшен росписями на сюжеты дионисийских мистерий. Превосходным примером последних в декоративном стиле эпохи Флавиев является дом Веттиев. Найденные в П. надписи, скульптуры, мебель и утварь являются важными свидетельствами рим. культуры.

Помпеи

рис. Помпеи в 79 н.э.

ПОМПЕЙ

ПОМПЕЙ - имя рим. плебейского рода.

1. П. Великий (29. 06. 106-28. 09. 48 до н. э.), полководец и государств, деятель. Будучи крупным землевладельцем, выражал интересы аристократич. кругов. В 70 был консулом совместно с Крассом. Несмотря на сопротивление сената, в 67 он получил на 3 года чрезвычайные полномочия (Imperium extraordinarium) для подавления мор. разбоев и в течение 3 месяцев очистил Средиземное м. от пиратов. В 66-64 он одержал победу над Митридатом VI Евпатором и создал в Передней Азии неск. пров. й клиентельских царств. После своего возвращения в Рим П. оказался в политич. изоляции, ибо сенат и оптиматы боялись влиятельного полководца, а популяры уже имели своего вождя в лице Цезаря. В 60 П. вошел в соглашение (1-й триумвират) с двумя могуществ. деятелями Рима, Крассом и Цезарем. Триумвират был возобновлен в 56 в Лукке. В 55 П. снова стал консулом, после чего получил на 5 лет в управление Испанию. В связи с волнениями в Риме, связанными с убийством Клодия, в 52 П. стал «консулом без коллеги» («sine соllega»), надел, чрезвычайными полномочиями в целях восстановления порядка и сохранения власти аристократии. В политич. отношении он сблизился с оптиматами и 07. 01. 49 стал верховным главнокомандующим над войсками партии сената. После вторжения Цезаря в Италию П. отправился со своими войсками в Грецию и потерпел 09. 08. 48 поражение в битве при Фарсале. П. бежал в Египет, где был предательски убит по приказу Птолемея XIII (опера Генделя «Юлий Цезарь»).

2. П. Гней, старший сын П. (1), в 45 был взят в плен под Мундой Цезарем и убит.

3. П. Секст, младший сын П. (1), 73-35 до н. э., воевал в Испании и Африке против Цезаря, в 43 от сената получил командование флотом. Владел Сицилией, имевшей чрезвычайно важное значение для снабжения зернем Рима и возглавлял сильный флот. Принимал бежавших к нему многочисл. рабов и сторонников сената. Он представлял серьезную опасность для участников 2-го триумвирата. В 36 был разбит Агриппой при Милах.

ПОМПОНИИ

ПОМПОНИИ - Секст, юрист, 2 в. н. э., автор истории рим. права, отрывки из которой сохранились в «Дигестах».

ПОНДЕРАЦИЯ

ПОНДЕРАЦИЯ (лат. балансировка, выравнивание), равновесие динамич. (kontrapost) и ритмич. сил или движений отдельных частей функционально связанного целого (тела, сосуда, композиции и т. п.). Изобразительный принцип классич. произведений архитектуры и искусства, структурный принцип других явлений надстройки этой эпохи как выражение нового обществ, порядка полисов, осуществляемого путем демократизации.

ПОНИЖЕНИЕ

ПОНИЖЕНИЕ (греч. thesis), метрич. термин, первоначально служивший для обозначения сильной доли стиха. В наст, время означает слабую долю, т. е. то место стиха, на которое падает или одна, или две краткие доли, которые можно заменить долгой долей. Противоположный термин - повышение.

ПОНОЖИ

ПОНОЖИ - одна из составных частей вооружения др. воинов. П. предназначались для защиты колена и голени от колющего или режущего оружия. Греч, и рим. П. украшались инкрустацией или резными рисунками и изготавливались, как правило, из бронзы или железа. Существование П. засвидетельствовано с микенского периода. Позолоч. или посеребр., они считались предметом роскоши. Коленная часть П. часто изготовлялась в виде лица или посмертной маски (фракийские и скифские находки).

ПОНТ

ПОНТ - 1. (греч. море), греч. божество, порождение Геи. От союза Геи и П. родились старец Нерей, морской великан Тавмант, властитель бурного моря Форкис и титаниды Кето и Эврибия.

2. Область в М. Азии, часть Каппадокии (Понтийская Каппадокия) на сев.-вост. побережье М. Азии. В 280 до н. э. в результате войн диадохов стала самостоятельным царством и во времена правления Митридата VI (132-63 до н. э.) пережила пору своего наивысшего экономич. и политич. расцвета (с 63 до н. э. рим. пров., с 40 до н. э. до 64 н. э. снова самостоятельное царство, затем снова рим. пров.).

3. Назв. Черного м. - П. Эвксинский.

ПОНТИЙ ПИЛАТ

ПОНТИЙ ПИЛАТ - рим. всадник, с 26 н. э. (согласно надписи, найденной в 1961, в лит. источниках - анахронизм «прокуратор») наместник Иудеи, отстранен от должности в 36-37. Согласно Евсевию Кесарийскому, покончил с собой в 39. Иудейская традиция характеризует П. П. самым неблагоприятным образом, по христианской - он приговорил к распятию Иисуса Христа (существует огромная апокрифич. литература о П. П.).

ПОНТИНСКИЕ БОЛОТА

ПОНТИНСКИЕ БОЛОТА (лат. Pomptinae paludes), болотистая, зараж. малярией местность в Лации, располож. между Албанской горой и побережьем Тирренского м. (между Анцием и Таррациной). На отвоеванном у П. б. узком участке в 4 в. до н. э. была проложена Via Appia (Аппиева дорога). Осушение П. б. неоднократно предпринималось в античный период, начиная с 160 до н. э.

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ (лат. мн. ч.; ед. ч. pontifex), рим. священнослужители. Их коллегия занимала центр, место в рим. государств, культе, т. к. она осуществляла надзор за другими жреч. коллегиями, ведала составлением календарей, обрядами, жертвоприношениями, погребальным культом, сакральным правом и т. д. Первоначально коллегия П. состояла всего из 5, а позднее из 15 членов. Во главе их стоял Великий понтифик. П. давали свое заключение относительно всех сакральных дел (например, при основании храмов, знамениях), с тем чтобы обеспечить согласие с богами, и могли тем самым осуществлять свое влияние на политику.

Понтифики

рис. Понтифик и фламин. Деталь Алтаря Мира (освящен в 9 до н.э.).

ПОНТИЯ

ПОНТИЯ (итал. Ponza), самый большой среди Понтийских островов, располож. перед побережьем Лация, приблизительно в 30 км от мыса Цирцеи. П. была во времена Империи местом ссылки.

ПОНТОННЫЙ МОСТ

ПОНТОННЫЙ МОСТ - После того как Мандрокл из Самоса навел первый П. м. через Боспор, эти сооружения стали постоянно использоваться в военных целях.

Понтонный мост

рис. Понтонный мост, собранный из речных лодок (воспроизводится по рельефу на колонне Траяна).

ПОНТ ЭВКСИНСКИЙ

ПОНТ ЭВКСИНСКИЙ (греч. гостеприимное море), др.-греч. назв. Черного м., скорее всего, эвфемизм от Pontos Axeinos (негостеприимное море). В основе слова «Axeinos» лежит, постровидимому, др.-иран. слово, означающее «черный», которое греками было понято как «негостеприимный». Через Боспор Киммерийский (прол. у Керчи) П. Э. связан с Меотидой (Азовское м.), а через Боспор Фракийский - с Пропонтидой (Мраморное м.). П. Э. был издавна известен грекам, о чем свидетельствует легенда об аргонавтах; в 7 в. до н. э. он был колонизирован греками и стал считаться греч. морем, имевшим важное экономич. значение (зерно, рыба, рабы). Подробное описание побережья П. Э. было предпринято во 2 в. н. э. Аррианом в его труде «Periplus Ponti Euxini» («Перипл Понта Эвксинского»), из которого позже возник анонимный сокращ. вариант.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О БЕДНЫХ

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О БЕДНЫХ - Организованное П. о б., продолжившее изначально существовавшую заботу родственников друг о друге и взаимопомощь соседей, возникло в Египте, Израиле, Греции и Риме. Его побудительными мотивами являлись представления о неотвратимости возмездия после смерти за прегрешения и поощрении проявл. при жизни сострадания и любви к ближнему. Существование бедняков и просящих милостыню не рассматривалось в античные времена как проявление пороков социального устройства. Несмотря на это, предпринимались попытки решить проблему бедности на государств, уровне. В Греции во «|>емена тирании с 7 в. до н. э. и демократич. государств, устройства в 5-4 вв. до н. э. наряду с частной благотворительностью возникают такие виды государств, помощи неимущим, как обеспечение работой, выдача средств к существованию и попечительство об инвалидах. В период демократии к ним добавились диеты (одноразовые денежные выдачи) по случаю обществ, праздников или политич. акций. В эпоху эллинизма благотворительность считалась обязанностью правителей. В Риме П. о б. развивалось первоначально в форме благотворительности господина к своему клиенту, позднее осуществлялось в виде раздачи земельных участков и зерновых пожертвований. Одной из важных обязанностей императоров было безвозмездное предоставление бедным осн. продуктов питания, а также вознаграждение ветеранов рим. армии и учреждение государств, фондов для выплаты пособий нуждающимся детям. Под влиянием христианского учения П. о б. получило дальнейшее развитие (особенно в отношении вдов, сирот, а также бродяг).

ПОППЕЯ САБИНА

ПОППЕЯ САБИНА (ок. 31-65), в год своего второго брака (58) с будущим императором Отоном стала возлюбленной Нерона, который, расставшись с Октавией, в 62 женился на этой красивой, но честолюбивой женщине. П. С. была причастна к убийству Агриппины, матери Нерона, и его жены Октавии. Она умерла вследствие удара, который нанес ей Нерон. Он приказал обожествить ее и их умершую дочь.

ПОПУЛЯРЫ

ПОПУЛЯРЫ (лат. народные мужи), политики, прежде всего народные трибуны в эпоху Римской республики, которые стремились осуществить свои планы против сената в противовес оптиматам при помощи народного собрания. Одним из важнейших вопросов для П. был аграрный вопрос-восстановление крестьянского землевладения и ограничение крупного, что было связано с восстановлением крестьянской армии и уже не соблюдавшегося запрещения долговой кабалы, которая была очень распространена. П. требовали укрепления власти народного собрания и народных трибунов против сената и особенно нобилитета. В письмах Саллюстия к Цезарю, отразивших чаяния П., предусматриваются также ограничение роли денежного богатства и отмена ростовщичества. Планы их облекались в форму требования восстановления «республики предков». Предлагавшиеся перемены были весьма решительны, хотя и утопичны. Наиболее значительными П. были Гракхи, влияние П. использовали для своих целей Марий, Красе, Клодий и Цезарь.

ПОР

ПОР - 1. индийский царь. В 326 до н. э. Александр Македонский одержал над ним победу у Гидаспа. После помилования он сделался верным вассалом Александра. Его судьба стала сюжетом оперы Генделя «П.».

2. (греч.), строительный камень, чаще всего туф, разные породы известняка, даже мрамор. Для полировки мог служить П. из пульверизированной пемзы. Хотя у греков, как и у римлян, не существовало точной терминологии для обозначения сортов строительного камня и других пригодных для к.-л.

поделок видов камней, благодаря дополнительным сведениям об их применении можно установить минералогич. характеристику предполагаемых камней.

ПОРСЕННА

ПОРСЕННА - этрусский царь из Клузия (совр. Кьюзи), осадил Рим после изгнания последнего рим. царя Тарквиния Гордого и, возможно, взял его. По другой версии, он позволил склонить себя к миру благодаря примерам мужества (среди прочих - Муция Сцеволы). С помощью тирана Кум Аристодема его сын Аррунт был разгромлен и убит (якобы в 505 до н. э.).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV