Словарь античности
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОПИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОПИ")

ОБЕЛИСК

ОБЕЛИСК (греч. вертел).

1. У греков - железные или бронзовые вертела, использовавшиеся как средство обмена (натуральная форма денег).

2. Монолитные квадры тесаного камня, суживающиеся кверху, с пирамидальным завершением, при помощи которых в свящ. областях Египта отмечали самые высокие точки. О. часто при этом ставились парные, они, видимо, были символами солнца. Римляне вывозили О. как редкости, но также использовали их как стрелки в солнечных часах или как поворотные знаки в цирках. В эпоху Ренессанса маленькие О. служили декоративным элементом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СТАРОСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СТАРОСТИ - не регламентировалось к.-л. правовой формой ни в Греции, ни в Риме, а считалось моральной обязанностью родственников по отношению к престарелым членам семьи; в отличие от этого в 4 в. до н. э. Платон считал, что полисы должны принимать на себя ответственность за О. в с. неимущих полноправных граждан, которое должно осуществляться в «достойной форме». Очень часто, однако, одинокие старые люди становились нищими, зависели от милосердия чужих людей. Состарившихся беспомощных рабов Катон советовал продавать, не указывая при этом, кто их должен покупать. В императорскую эпоху путем малоэффективного морального воздействия на рабовладельцев пытались воспрепятствовать тому, чтобы престарелые и больные рабы оставлялись без помощи. Материальное О. в с. распространялось практически только на служащих рим. армии, которые только после 20 лет службы получали при увольнении поместье.

ОБНОВЛЕНИЕ РИМА

ОБНОВЛЕНИЕ РИМА - обновление империи (лат. renovatio Romae, renovatio imperii). Надписи на монетах Магненция и Деценция (350-353). Эти надписи обещали императорское попечение об «обновлении Рима». Эта линия была продолжена «обновлением империи» при Карле Великом и Отгоне III. Для Ср.-век. императоров «обновление империи» означало следование античной христианско-имперской идее Константина Великого, т. е. стремлению быть главой мира и слугой Христа.

ОБОГАЩЕНИЕ РУД

ОБОГАЩЕНИЕ РУД - Античные печи для выплавки металлов имели незначительную мощность. Это требовало предварительного тщательного О. р., во время которого рудоносные, более тяжелые частицы отделялись от пустой, более легкой породы. Для этого руда сначала размельчалась с помощью спец. мельниц и ступ, сортировалась, затем просеивалась и промывалась. Наиболее полное представление об О. р. в древности дают лаврионские установки с гидросистемами и повторным использованием отработанной воды.

Обогащение руд

рис. Установка мокрого обогащения руды в Лаврионе: 1 - циркуляция и рециркуляция воды; 2 - руда; 3 - решето грубой промывки; 4 - решето окончательной промывки.

ОБОЛ

ОБОЛ (греч. копье, вертел, т. к. в древности в качестве денег использовались железные прутья), греч. мера веса, 1/6 драхмы, чеканившаяся как самая мелкая серебряная или медная монета. Афинский серебряный О. весил 0,73 г. О. клали в рот умершим для уплаты перевозчику Харону при переправе в подземное царство Аида. В переносном смысле - маленький денежный взнос.

ОБРАЗНОЕ ПИСЬМО

ОБРАЗНОЕ ПИСЬМО - способ изложения мыслей с помощью рисуночных знаков. Различаются 2 вида О. п. - идеографич. и символич. письмо. Идеографич. письмо не было связано с к.-л. определ. языком, и служило для непосредств. выражения мыслительных образов. Символич. письмо состояло из идеограм, которые в ходе развития стали использоваться для обозначения слов с идентичной звуковой структурой. К О. п. относятся критские, хеттские и егип. иероглифы, древнейшие формы клинописного письма, а также кит. письмо.

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ - Основополагающим фактором в формировании античных представлений об О. и связанном с ними содержании О. являлась их зависимость от общественно-экономич. отношений. В частности, существовало мнение, что только та деятельность достойна свободного человека, которая основывается на его духовных способностях и не служит зарабатыванию средств к существованию. Физич. же работа считалась презренным занятием. Следует отметить, что рим. взгляды на О. испытывали сильное влияние греч. концепций, хотя нередко и различались с ними.

Греция. Идеал образованности греч. архаики, нашедший свое отображение в эпич. произведениях Гомера, являл собой благородный герой, служивший своему наставнику словом и делом. В образе учителя выступал «мудрейший из кентавров Хирон», наставник мн. героев. Герой Гомера в совершенстве владел всеми видами оружия, с успехом участвовал в спортивных и игровых состязаниях, прекрасно пел, играл на лире, танцевал и обладал даром красноречия. Кроме того, как показывает обучение Ахилла искусству врачевания, он должен был знать и уметь все, что, по мнению древних, имело сколь-нибудь существ, значение в мире благородной героики. Цель такого О. сводилась к формуле «быть всегда лучшим и превосходить остальных», т. е. достичь при жизни громкой славы и чести, чтобы и после смерти продолжать жить в человеч. памяти. В историч. времена этот идеал продолжал культивироваться в Спарте, особенно в 7-5 вв. до н. э., где получение одностороннего военного О. представляло собой цель находившегося под строгим государств, надзором милитаризованного воспитания в духе служения правящей аристократич. элите. Музыкальное О. было сведено к минимуму. Следствием подобной однобокости явились культурное обеднение и духовная пассивность. В Афинах гомеровский идеал О. нашел в 6-5 вв. до н. э. свое дальнейшее развитие в форме музыкально-гимнастич. О. Обучение гимнастике (спорту), музыке, танцам, письму и чтению (чтению поэтич. произведений в качестве приложения) служило гармоничному духовному, физич., эстетич. и нравств. О., целью которого являлось физич. и духовное совершенство, право на обладание которым оставляла за собой афинская аристократия. Связанное с софистикой просветительское движение 5-4 вв. до н. э. принесло в широкие слои населения сознание необходимости в интеллектуальном О. Софисты, представлявшие собой странствующих преподавателей, обучали людей всем языковым и социологии, наукам, прежде всего грамматике, риторике и диалектике, а также математич. дисциплинам (в частности, Гиппий из Элиды). Это привело к возникновению в Греции в 4 в. до н. э. нов. качеств, уровня обучения, которое базировалось на элементарном обучении и имело целью более высокую степень общего О. (enkyklios paideia), включавшего в себя, помимо грамматики и риторики, также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. Следующий качеств, этап О. был связан с изучением философии (Платон) и риторики (Исократ). Наконец, Аристотелем была сформулирована задача обучения: сообщение фундаментальных неспец, знаний из различных областей и выработка способности суждения. Т. о., была создана стройная система О., которая сохранила свое значение не только до конца античного периода, но и в своих основополагающих чертах дошла до нашего времени: на первой стадии начального элементарного обучения сообщаются навыки чтения, письма и счета; наряду с ними даются уроки гимнастики и музыки. Затем следует более высокая стадия образовательного обучения (в эллинистич. времена в т. н. гимнасиях, т. е. публичных учебных заведениях с твердым учебным распорядком), которая включает в себя в первую очередь изучение языковых дисциплин и литературы (грамматика, риторика), а также математики; обучение спорту и музыке продолжается на более высоком уровне. Далее в качестве высшей стадии О. следует спец. обучение, которое в античности, правда, не фигурировало как обучение с целью освоения к.-л. определ. профессии в нашем совр. понимании, а рассматривалось в самом широком смысле как завершение и кульминация всего учебного процесса. Соответственно этому конечной целью обучения в античности являлись философия и риторика. Право давать людям разностороннее О. оспаривали между собой как философы, так и риторы. Начиная со времен Платона и Исократа обе школы постоянно соперничали между собой за первенство в области О. На практике О., как правило, начинали у ритора, продолжая его затем у философа, причем в Греции на передний план ставилось изучение философии, а в Риме риторики.

Рим. Рим. идеалом считался крестьянин-воин, служащий в мирные времена общему делу (res publiса) как земледелец и скотовод, а в период войны - как воин. Что должен был знать и уметь римлянин периода поздней Республики, кроме способности читать. писать и считать, показывает сочинение «Книги, посвященные сыну» («Libri ad filium»), написанное Катоном Старшим в нач. 2 в. до н. э. в качестве учебника для своего сына. В нем освещаются 4 предмета сельское хозяйство, врачевание, красноречие и военное искусство и даются относительно каждого из них советы и практич. рекомендации, как поступать в том или ином случае. Со 2 в. до н. э. все большее значение приобретает в Риме греч. образовательная система. Окончательное ее утверждение в рим. мире, правда с характерными рим. особенностями, произошло в I в. до н. э. Математич. дисциплины отошли в обучении на второй план, уступив свое место юридич. наукам. Изучение языков и литературы велось одновременно с преподаванием рим. истории, состоявшим гл. обр. в сообщении историч. примеров (exempla) достойного поведения предков (mores maiorum). Уроки музыки и гимнастики как таковые отсутствовали, вместо них часто проводилось практич. обучение верховой езде, фехтованию и плаванию. На более высокой стадии практиковалось изучение риторики. На завершающем этапе О. устраивались образовательные поездки в Афины и другие греч. культурные центры, где знатные молодые римляне получали уроки философии. Заслуга в гармонич. соединении греч. и нац. рим. О. принадлежит Цицерону. В произведении «Об ораторе» («De oratoге») им показан идеал рим. оратора и политич. деятеля. который на основании всеобъемлющего и всестороннею О. органически соединяет в себе философский ум с практич. политич. деятельностью на благо общества.

ОБРАЗ ХРИСТА

ОБРАЗ ХРИСТА - Возникновение О. X. тесно связано с развитием специфич. христианского образного языка в недрах языч. рим. искусства. Первоначальный иудейский запрет на изображения имел силу также и для христиан. Еще в 4 в. отцы церкви принципиально отвергали О. X. или признавали его, как и все христианское искусство, с оговорками. В 3 в. появляются наиболее ранние О. X.; изображали его в сценах из Нового завета (домашняя часовня в Дура-Европос, рим. катакомбы и саркофаги), которые повествуют о спасении благодаря Христу: воскрешение Лазаря, исцеления и другие чудеса (катакомба Сан-Каллисто). Тип Христа в этих изображениях следует понимать как символич. Отождествление фигуры несущего овцу на плечах с Добрым Пастырем или Христом в совр. исследованиях оспаривается. В кон. 3 в. появляется тип бородатого Христа, однако продолжает преобладать юношеский коротковолосый тип, особенно на саркофагах, где в росписях появляются нов. темы (поклонение волхвов). При Константине I христианство стало государств, религией, началось взаимопроникновение идей античной империи и веры в Христа. Развитие получили такие значительные образы, как Христос с внешностью императора, стоящий или сидящий на троне в окружении апостолов, а также traditio legis (передача закона). Длинноволосый и бородатый тип стал господствующим. О. X. в пластике встречается крайне редко. Развивается обусловл. стремительным церковным строительством репрезентативный О. Х., в котором черты императорской символики соединяются с апокалипсич. мотивами. На мозаике базилики св. Пуденцианы (Рим, ок. 390) бородатый Христос сидит на императорском троне среди 12 апостолов, на заднем плане изображен Иерусалим; на рельефе Христа из Псаматии (ок 400, Берлин, Государственные музеи, раннехристианскостровизангийская коллекция) молодой Христос изображен проповедующим в сопровождении 2 апостолов, напоминающих императорских вельмож. К 6 в. можно отнести начало почитания образов (икон). Логич. следствием этого явился обязательный тип, основанный на физиономич. спекуляциях, который в процессе визант. дискуссий (726 843) получил теолого-догматич. обоснование.

ОБРЕЗАНИЕ

ОБРЕЗАНИЕ - религиозно-магич. обряд отсечения крайней плоти мужского полового органа, широко распросгран. у семитских народов. О. вызывало у др. греков и римлян нескрываемую иронию по отношению к евреям, которые зачислялись в этой связи в разряд «примитивных народов». Принимая и одобряя кастрацию по соображениям ее целесообразности, греки и римляне считали в то же время О. бессмысл, порчей тела. Изначальное, гигиенич. предназначение О. отвергалось.

ОБСЕКВЕНТ

ОБСЕКВЕНТ - Юлий (Obsequens Iulius), рим. писатель 4 в. н. э. Ему принадлежит книга о чудесных знамениях и их отношении к историч. событиям с 249 по 12 до н. э (Liber prodigiorum). Источником ему служил Тит Ливий. Сохранились фрагменты этого сочинения, относящиеся к 190-12 до н. э.

ОБСИДИАН

ОБСИДИАН - стекловидная горная порода серого цветa, основной поделочный материал эпохи неолитa В Греции добывался на Мелосе и Фере, откуда и экспортировался. Использовался для изготовления небольших произведений глиптики и пластики.

ОБЩИНЫ

ОБЩИНЫ - В противоположность др. вост. государствам в Греции, как и в Италии, на основе особых географич. и историч. условий возникли общины свободных производителей, которым принадлежала земля иг средство производства античности. В развитых обтаетях эти О. с увеличивающейся дифференциацией превращались в государства полисного характера. Политич. автономия в ходе историч. развития ограничивается тем, что такого рода города-государства попадают в зависимость от мощного противника. В эллинистич. царствах и в рим. державе существовали также зависящие от центральной власти сельские и городские общины, связанные с др.-вост. и родовыми отношениями собственности. Совместно с греч. эллинистич. полисами и перегринскими общинами (реregrina civitas) они играли в Римской империи наряду с муниципиями и колониями особую роль: дополняли на нижнем уровне государств, аппарат, недостаточный для управления мировой державой, вплоть до преобразований аппарата Диоклетианом и Константином. Их существование, как и основание новых, стимулировалось государством.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ - У греков и римлян существовал официальный порядок О. в., связанный с совершением ритуальных действий. У римлян эта обязанность была возложена на коллегию фециалов: из состава коллегии выбирался pater patratus, который должен был бросить на землю неприятеля окростровавл. копье.

ОБЫЧАЙ

ОБЫЧАЙ (лат. ritus), собирательное обозначение для всех относящихся к определ. культу обрядов (порядок жертвоприношений, культовых шествий, поста, молитв; греч. dromena). В архаич. латыни слово ritus обозначало также традиции и правила обществ. поведения, причем различались «отеческий О.» (лат. patrius ritus) и иноземные О. - «греч. О.» и «этрусский О.» (Graecus ritus u Etruscus ritus). Лишь начиная с Ливия и Вергилия, употребление слова ritus ограничивается религиозной сферой.

ОВАЦИЯ

ОВАЦИЯ (лат.), малый триумф, который дозволялось справлять победившему полководцу, если не хватало условий для триумфа. В этом случае победитель ехал не в триумфальной колеснице, но верхом или шел пешком в сопровождении сената, облач. в претексту (toga praetexta) и в миртовом венке.

ОВИДИЙ

ОВИДИЙ - Назон Публий (лат. Ovidius Naso, P.) (род. 20. 03. 43 до н. э. в Сульмоне (Ср. Италия), ум. ок. 18 н. э. в ссылке, в г. Томы (ныне Констанца) на Черном м.), рим. поэт. Происходил из сословия всадников. После непродолжительной карьеры целиком посвятил себя поэзии. Уже первое его произведение, 3 книги «Amores» («Любовные элегии»), сделало его знаменитым. «Героиды» («Героини») представляют собой написанные элегич. дистихом любовные письма от лица мифологич. героинь. В «Ars amatoria», или «Ars amandi» («Наука любви»), О. наставляет юношей, как найти и удержать возлюбленную; третья книга содержит наставления для девушек. «Remedia amoris» («Средства от любви») учи г, как освободиться от тягостной любви. Главные труды О. - «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Календарь»). В 15 книгах «Метаморфоз» О. последовательно излагает около 250 мифов о превращениях греч. богов и героев, начиная с возникновения мира из Хаоса и кончая апофеозом Цезаря Версии мифов, содержащиеся в гекзаметрич. эпосе О., оказали сильное влияние на литературу и искусство. «Фасты» описывают элегич. размером праздники и обряды римлян; О. поддерживает, т. о., полишку Августа в области религии. Предполагалось посвятить по книге каждому месяцу, но «Фасты» дописаны лишь до шестой книги (т. е. до июня). В ссылке (с 8 н. э.) О. написал 5 книг «Скорбных элегий» («Tristia») до 12 н. э., в 13-16 н. э. - 4 книги «Посланий с Понта» (т. е. с Черного м.). В обоих сборниках элегий О., изнеж. столичный житель, оплакивает свою суровую судьбу на чужбине, в пограничной пров., открытой нападениям варваров, умоляет о милосердии и смягчении его участи, оправдывает свою поэзию и описывает прежнее счастье. В состоящей из проклятий поэме «Ибис» О. нападает на некоего неназванного рим. врага. Остались неоконч. «Галиевтика», дидактич. поэма о рыбе и рыбной ловле, и «De medicamine faciei» («Об уходе за лицом»). Другие сочинения, например прославл. в античности трагедия «Медея», не дошли до нас. Присущие О. способность к тонким психологич. наблюдениям, блестящий талант рассказчика, изящество, риторич. искусство в изображении, соверш. владение формой часто вступают в противоречие с незначительностью содержания. Его легкомысл. воззрения на любовь противоречили стремлению императора Августа бороться с упадком нравов, поэтому, вероятно, любовные стихи О. послужили причиной его ссылки. О. наряду с Вергилием - один из рим. поэтов, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие поэзии. При жизни он был почитаемым поэтом, и славу его не уменьшило даже изъятие его книг из публичных библиотек после его ссылки. В Римской империи О. мн. читали и мн. ему подражали. В средние века он считался вторым поэтом после Вергилия. Плануд перевел на греч. яз. среди прочего «Метаморфозы». Данте поставил О. рядом с Гомером, Горацием, Луканом.

О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ!

О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ! (лат. «О tempora, о mores!»), восклицание, впервые употребл. Цицероном в 70 до н. э. в 4-й речи против Верреса и впоследствии например, в речи против Каталины часто им повторявшееся; обозначает противопоставление упадка нравов в наст, время прежнему, лучшему времени. ОАЗИС (греч. oasis или auasis, егип. (копт.) wah, wane - котел), в античности в узком значении - О. Ливийской пустыни. Наиболее известные, уже в древности попавшие под контроль Египта, большой, или первый (юж.), О. (араб. el-Charge) к 3. от Верхнего Египта и малый, или второй (сев.), О. (араб. el-Bahrije) к 3. от Ср. Египта. Заслуживает упоминания, кроме того, располож. далеко на 3. О. Siwa («роща»), всегда занимавший особое положение благодаря находящемуся в нем знаменитому оракулу и святилищу бога Аммона, который посетил среди других и Александр Македонский. Принадлежавшие Египту О. были поставщиками соли, зерна, вина и др. сельскохозяйств. продуктов, а также опорными пунктами караванной торговли с африканским Ю. О. служили местом ссылки уже в Др. Египте, в Рим. - визант. империи туда ссылали попавших в немилость епископов.

ОВЦА

ОВЦА (греч. ois, лат. ovis). Предполагают, что одомашнивание О. началось в Зап. Азии. Гомер описывает крупных баранов, зацепившись за длинную шерсть которых Одиссей и его спутники спасались из пещеры циклопа. У римлян наибольшим спросом пользовалась апулийская шерсть, из которой изготовлялась верхняя одежда. В некоторых областях Италии О. не стригли ножницами, а ощипывали.

ОГИГИЯ

ОГИГИЯ (лат. Ogygia), остров нимфы Калипсо в «Одиссее» Гомера. Географич. локализация О. уже в древности была спорной.

ОДА

ОДА (греч. песнь); первоначально всякая песня, затем - также в латыни - лирич. стихотворение, написанное в изысканной строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. поэзии были разнообразны: мифология, человеч. жизнь, любовь, государство, слава и т. п. Крупнейшие одич. поэты античности - Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций. Вновь получившая распространение в Европе со времени Возрождения, в Германии одич. поэзия достигла высшего расцвета у Клопштока и Гёльдерлина, который оказал большое влияние на нем. одич. поэзию вплоть до новейшего времени (Бехер и др.).

ОДЕЖДА

ОДЕЖДА - Греч, мужская О - хитон, обычно короткий, реже - длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясывали и закрепляли на обоих плечах или на одном (т. н. эксомида); верхняя О. - гиматий (плащ), который могли носить и без хитона; полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. С 6 в. до н. э. верхней О. стала служить хламида - небольшой плащ, застегивавшийся пряжкой на груди или правом плече. Женщины носили длинный хитон, с рукавами или без, в одном-двух местах перехвач. поясом; поверх него надевали гиматий. Пеплос в отличие от хитона оставался открытым с правой стороны, подпоясывался под или же над апоптигмой или носился без пояса. На голову женщины надевали покрывало (kredemnon). Штаны считались варварской одеждой; это был типичный элемент наряда воинов иноземного происхождения и амазонок. Последние, судя по изображениям, могли надевать поверх и короткий хитон. Ткани изготавливали из льна, шерсти; для женской О. использовали виссон, биссус, шелк и пр. волокнистые материалы. Ткани могли быть и белыми, и цветными, в женской О. их часто украшали шитьем и вышивкой. Рим. мужская О. - туника (подобна греч. хитону); поверх надевалась тога (подобна греч. гиматию), которая изначально (вплоть до 1-й трети 1 в. до н. э.) была достаточно скромной, а позже стала украшаться множеством складок. Тога могла быть белой с пурпурной каймой (praetexta) или окраш. в пурпур - это определялось социальным положением носящего. Паллий (pallium) - разновидность верхней О., известная и у греков, и у римлян. Словом «paludamentum» обозначался длинный военный плащ, который носили преим. полководцы, в отличие от более короткого солдатского плаща, именовавшегося «sagum». Для защиты от непогоды надевали пенулу (paenula) - короткий плащ из войлока. Рим. женщины носили повязку, поддерживавшую грудь (fascia pectoralis); поверх простой сорочки (туники) надевали более длинную столу с рукавами и поясом, а поверх - паллу (palla) - широкое, длинное верхнее платье.

Одежда

рис. 1. Пляшущие менады в хитонах.

Одежда

рис. 2. Слева: женщина в пеплосе; в центре: римлянин в тоге; справа: женщина в тунике, поверх надета стола.

ОДЕНАТ

ОДЕНАТ - Септимий, правитель Пальмиры ок. 250 - 266/267 н. э., после пленения Валериана Галлиеном в 261 был назначен верховным главнокомандующим на Востоке. Он получил фактич. самостоятельность, изгнал персов из Сирии, частично из Месопотамии и достиг Ктесифона. После его убийства в Эмесе его вдова Зенобия продолжила расширение и укрепление независимости Пальмирского царства. Биография в «Historia Augusta».

ОДЕОН

ОДЕОН (лат. odeum - зал песен, концертный зал), крытый театр для музыкальных представлений. Древнейший О. в Греции был построен Периклом на югостровост. склоне Акрополя в Афинах ок. 445 до н. э. В Италии древнейшим является построенный в 1 в. до н. э. Theatrum tectum (Крытый театр) в Помпеях. Лучше всего сохранился О. Герода Аттика в Афинах.

ОДЕСС

ОДЕСС - ныне Варна (Болгария), милетская колония во Фракии, основана в нач. 6 в. до н. э., ок. 50 до н. э. захвачена и разрушена гетами. В период рим. владычества О. относился к пров. Нижняя Мёзия. Сохранились античные памятники, в т. ч. здание терм.

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ (лат. Odysseus и Ulixes), в греч. мифологии храбрый, «хитроумный» герой троянского цикла мифов, царь Итаки, сын Лаэрта (называемый поэтому Лаэртидом) и Антиклеи. В послегомеровской мифологии считался также сыном Сизифа. О. побудил всех женихов Елены поклясться, что в случае опасности они придут на помощь ее избраннику. Когда после похищения Елены О. должен был принять участие в войне против Трои, он притворился безумным, т. к. оракул предсказал ему, что он вернется лишь спустя 20 лет. Паламед разоблачил его; тогда, поручив своему другу Ментору свою жену Пенелопу, сына Телемаха и свое имущество, он отправился на войну. Он разыскал Ахилла, заманил Ифигению в Авлиду и мужественно сражался за Трою, помогая грекам в трудных ситуациях своей мудростью и красноречием. Вместе с Диомедом он взял в плен троянского лазутчика Долона; вместе с Аяксом (Теламонидом) отвоевал тело Ахилла и получил его оружие. От взятого в плен троянского прорицателя Гелена он узнал условия, при которых Троя могла быть завоевана, и привез под Трою Филоктета с о. Лемнос и Неоптолема со Скироса. Хитростью он добился смерти Паламеда. Вместе с Диомедом он похитил из Трои Палладий (статую богини Афины). Он дал совет построить деревянного коня. После завоевания Трои, во время своего десятилетнего возвращения домой, О. пережил множество приключений у киконов, лотофагов и у киклопа Полифема. Уже почти достигнув Итаки, неразумные спутники О. развязали мешок с противными ветрами, который О. получил от владыки ветров Эола, и корабли отнесло вновь в море. После того как от людоедов лестригонов ускользнул лишь один корабль, О. по совету Кирки у спуска в царство мертвых вопросил о будущем тень Тиресия. После этого он уберег спутников от помрачающего разум пения сирен и провел корабль через про л., охраняемый Сциллой и Харибдой. Спутники О., несмотря на предостережение Тиресия, закололи солнечных быков Гелиоса на о. Тринакрия, поэтому корабль затонул, и лишь один О. спасся на о. Огигия, где пробыл семь лет у нимфы Калипсо. На пути домой он был спасен во время кораблекрушения покрывалом Левкотеи. Достигнув острова феаков, он был приведен Навсикаей к ее отцу, царю феаков Алкиною, и с его помощью наконец достиг Итаки. Переодетый нищим, неузнанный, он с помощью Телемаха перебил женихов Пенелопы. Впоследствии он был случайно убит своим сыном Телегоном, не узнавшим отца. Приключения О. со времен античности были излюбл. объектом литературы и искусства, но из-за обширности материала в большинстве случаев представлены лишь отрывки. Живопись: пейзажи Одиссеи, рим. фрески 1 в. до н. э.; картины Г. фон Балена, Рубенса, Тьеполо, Г. Преллера Старшего, А. Бёклина, Л. Коринта, Пикассо. Оперы Монтеверди, Глюка. Поэзия часто представляла О. страдальцем, лишенным родины, но также и виновником чужих страданий. Драма: Г. Сакс, Кальдерон, Г. Гауптман; эпос: Н. Казандзакис; роман: Дж. Джойс, Л. Фейттвангер, В. Йене.

ОДИССЕЯ

ОДИССЕЯ - гомеровский эпос, описывающий странствия Одиссея и его возвращение на родину.

ОДОАКР

ОДОАКР (433-15. 03. 493), герм, правитель Италии с 23. 08. 476. О. был сыном царя скиров Эдикона и командовал отрядом герман. наемников в императорской гвардии. В 476 О. возглавил мятеж восточно-герм. наемников против императора Ромула Августула, низложение которого означало фактически конец Зап. Римской империи. Формально О. подчинился в 477 восточнорим. императору Зенону и правил как назнач. Зеноном Patricius и Magister militum (полководец). В действительности же О. в 476-493 был первым герм, военным правителем Италии. Существовавший до него обществ, уклад оставался, однако, почти без изменений. О. имел резиденцию в Равенне. Его власть опиралась на герм, наемные войска, получившие земельные наделы. О. постарался наладить добрые отношения с сенатской аристократией, а также с католич. церковью, хотя сам он был арианин. В 476-477 О. отбил Сицилию у вандалов, в 481 присоединил Далмацию, в 487 - 488 он уничтожил государство ругиев (рутов) в Норике. Однако ему пришлось отказаться от дунайских границ и от пров. Норик. С 486 ухудшились отношения О. с Зеноном, а в 488 остготы во главе с Теодорихом вторглись в Италию. В 489-490 О. потерпел неск. поражений в Сев. Италии, в течение 3 лет был осажден в Равенне и после взятия города убит самим Теодорихом. В Италии возникло государство остготов.

ОДРИСЫ

ОДРИСЫ - крупнейшее фракийское племя, основавшее ок. 450 до н. э. свое государство, простиравшееся вплоть до Дуная и Стримона. В 341 до н. э. оно подпало под македонское владычество. Его расцвет приходится на правление царя Ситалка (440-424 до н. э.). О. часто были союзниками Афин.

ОЙНЕЙ

ОЙНЕЙ - Эней (лат. Oeneus), мифич. царь Калидона, супруг Алфеи. Артемида, обойденная О. при жертвоприношении, наслала на Калидон вепря, опустошавшего страну. На него была устроена Калидонская охота, в которой приняли участие мн. герои, в т. ч. сын О. Мелеагр.

ОЙНОХОЯ

ОЙНОХОЯ (греч. кувшин для разливания вина), кувшин с одной ручкой, различной формы, выполн. из обож. глины, бронзы или другого материала; использовался как сосуд для разливания жидкостей, обыкновенно вина. Отличит, признаком О. яляется горлышко, имеющее три стока, что позволяло наливать вино сразу в три чаши.

Ойнохоя

рис. Аттическая краснофигурная ойнохоя (Брюссель).

ОКЕАН

ОКЕАН (греч., лат. Oceanus). По древнейшим представлениям греков, как и др. народов Востока, поток, окружающий обитаемый земной диск. Лишь позднее, после обнаружения почти полной закрытости Средиземного м. (до Гибралтарскою прол. т. н. . Геркулесовых сюлпов), О. сгали представлять как великое мировое море, окружающее материки или окруж. ими, «внешнее море» в противоположность «внутреннему» Средиземному м. Эго различие точек зрения на распределение суши и моря по поверхности Земли сформировалось с развитием теории шарообразности Земли и явствует уже из сочинений Платона и Аристотеля. Впоследствии появляется обширная океанографич. литература. Так, Пифей, Эратосфен и Посидоний защищали гипотезу о мировом О., окружающем материки, гипотезу, господствовавшую также в европ. и араб, средневековье, в то время как Гиппарх из Никеи, Полибий, Марин Тирский и Птолемей придерживались мнения, что О. делится цепью материков на зап. и вост. В своем сочинении «Об Океане» Посидоний утверждал, что мировой О. некогда покрывал и Maтерики, следами чего являются раковины, находимые на суше, и залежи соли. Поскольку было известно о влиянии Луны на приливы и отливы, он рассматривал О. как посредника между светилами и Землей (мировая симпатия). Со времен Гомера треки соединяли с О. представления о фантастич. островах, странах и народах. По древнейшим генеалогич. воззрениям греков, О. титан, сын Урана и Геи, cynpyг Тефиды, родившей ему океанид и реки.

ОКН

ОКН - Окнос (лат. Ocnus, греч. Медлительный), в треч. мифологии персонаж царства мертвых, старик, плетущий солом. канат, пожираемый с другого конца ослом. Символ бесконечной работы. Такому наказанию О. подвергся за то, что никак не хотел умирать, отсюда и имя.

ОКНО

ОКНО (лат. fenestra), имеются на моделях домов (во 1 ивных и урнах) в до - и раннеисторич. эпоху, позже в остатках построек и рисунках (например, в живописи); в эллинистич. и рим. архитектуре элементы, делящие стену и фасад В рим. областях практиковалось застекление окон слюдой, в императорское время известны стеклянные окна в свинцовых рамах.

ОКС

ОКС (греч. Oxos), совр. назв. Амударьи. О. берег начало в горах Памира и впадает в Аральское м., которое, постровидимому, не было известно античным авторам до 4 в. н. э. Вероятно, когда-то О. соединялся одним из рукавов с Каспийским м. (пересохший ныне Узбой?). После похода Александра Македонского греки узнали об О. (точнее, они тогда же стали называть его О.). На берегу О. был найден в 1877 знаменитый клад-ювелирные изделия ахеменидской, греч. и скифской работы, к сожалению рассеянные (ок. 200 шт. первоклассно обработанных и сохранившихся изделий).

ОКСИРИНХ

ОКСИРИНХ (лат. Oxyr(h)ynchus, греч. остроносый, по назв. нильской рыбы), греч. назв. города в Ср. Египте на зап. берегу Канала Иосифа (араб. Бахр Юсуф) к 3. от Нила. Развалины О. находятся близ совр. деревни el-Benesa. В Др. Египте О. был центром верхнеегип. округа (со времени Птолемеев - среднеегип. округа Оксиринхита) и концом караванного пути; подъем О. начинается с 1 в. до н. э. В период Римской империи полуэллинизиров. О. достигает своего высшего расцвета. В визант. время О. был крупнейшим городом Ср. Египта, резиденцией епископа и столицей новой пров. Аркадия, названной по имени императора Аркадия (395-408 н. э.). В 6 в. н. э. О. получает почетное наименование «Новый Юстинианополь». При араб, владычестве О. еще долго сохраняет свое значение (до эпохи мамлюков). В 1896 при раскопках англ. папирологов Гренфела и Ханта в О. были найдены тысячи папирусов, большинство на греч. яз. - документы и лит. тексты, например Hellenika («Греческая история») из О., почти все они относились к эпохе Римской и ранневизант. империй.

ОКСИРИНХСКАЯ ЭЛЛЕНИКА

ОКСИРИНХСКАЯ ЭЛЛЕНИКА (греч. Hellenika), обнаруж. в 1906 в Оксиринхе папирусы, содержащие 21 столбец «Греческой истории», освещают события 396 - 395 до н. э. Изложение неизвестного автора является живым и ясным. «О. Э.» представляет крупнейший фрагмент историч. сочинений на папирусах.

ОКТАВИАН

ОКТАВИАН - cognomen Гая Октавия, будущего императора Августа, после того как он был в 44 до н. э. по завещанию усыновлен Цезарем и стал зваться Гай Юлий Цезарь. Производным от Октавия именем О. сам он официально никогда не называл себя, оно употреблялось его современниками, особенно до принятия им почетного титула Август в 27 до н. э., а также позднейшими писателями.

ОКТАВИИ

ОКТАВИИ - др.-рим. патрицианский род.

1. Марк О., народный трибун (133 до н. э.), вначале поддерживал Тиберия Гракха, который был народным трибуном в том же году, но потом боролся против его аграрной реформы. Гракх сумел добиться в народном собрании отстранения Марка О. от должности.

2. Гай О., отец будущего императора Августа, в 62 до н. э. уничтожил последних сторонников Каталины, вел войну за захват Фракии.

ОКТАВИЯ

ОКТАВИЯ - рим. женское имя.

1. Сестра Августа (ок. 70 - II до н. э.). Ее сын от первого брака с Марком Клавдием Марцеллом, Марцелл, считался наследником Августа. В 40 до н. э. О. вышла замуж за триумвира Марка Антония ради его примирения с Августом и была посредницей между ними до Тарентского договора 37 до н. э. Однако Антоний в 32 развелся с О. и женился на Клеопатре, после чего О. жила в Риме, ни во что не вмешиваясь.

2. Клавдия О., дочь императора Клавдия и Мессалины (ок. 40-62 н. э.). В 53 она вышла замуж за Нерона, который развелся с ней в 62 и сослал ее, чтобы иметь возможность жениться на Поппее Сабине. В том же году Нерон приказал убить О. Ее жизнь стала сюжетом приписываемой Сенеке Младшему трагедии «Октавия». Это единств, дошедший до нас образец рим. драмы на историч. тему (Fabula praetexta), однако написана она после смерти Сенеки.

ОЛИВКИ

ОЛИВКИ - Их обычно срывали, только в больших оливковых рощах плоды сбивали палками. О. ели маринованными с уксусом и солью или консервированными сладкими с медом и винным суслом. Лучшее оливковое масло получали из зеленых плодов, но осн. часть масла давали полуспелые, коричневые О. Из созревших, иссиня-черных О. прежде всего удалялись косточки, которые не следовало размалывать, т. к. в этом случае масло получалось лучшего качества. Косточки удаляли, топча О. на спец. площадке сандалиями на деревянной подошве. В 4 в. до н. э., когда увеличились площади оливковых посадок, для удаления косточек было изобретено спец. устройство, действовавшее как вальцовый агрегат (лат. trapetum, греч. trapein -выдавливать, выжимать). Масло получали при помощи прессов различной конструкции, совершая две операции. Первая из них давала масло, которое шло в пищу, вторая - масло, использовавшееся для умащения. Спрос на это масло был очень велик, но т. к. оно легко прогоркало, в него добавляли ароматич. вещества. Масло, ставшее несъедобным, употребляли для освещения.

Оливки

рис. Сбор урожая оливок при помощи палок и проба масла нового урожая (с рисунка на амфоре).

ОЛИВКОВОДСТВО

ОЛИВКОВОДСТВО - Как в более др. цивилизациях, в греч. мире, и прежде всего в Аттике, большое место в экономике принадлежало разведению олив. Поскольку оливковые деревья цветут лишь раз в два года, у нецветущих экземпляров старались вызвать цветение путем прививки соответственно отобранного привоя, чтобы предотвратить потери урожая. Сбор урожая оливок был обставлен не так торжественно, как сбор винограда. Однако оливковое дерево (в т. ч. дикорастущее) фигурирует в многочисл. культах, сказаниях и мифах. Как священное дерево, оливы охранялись законом, запрещавшим срубать их без разрешения властей. Оливы находились под особым покровительством Афины и Зевса (Минервы и Юпитера), но также были связаны с Аполлоном и Гермесом. Ветвь оливковою дерева была символом мира, победы на олимпийских состязаниях, радости и жизни. В Италии лучшие сорта олив производились в области Венафра, мн. олив выращивалось в Истрии и Испании. Оливам уделялось мн. внимания в сочинениях рим. писателей, посвящ. земледелию; ок. 50 н. э. Герон описал технич. устройства, необходимые для переработки оливок.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ (греч. власть немногих), господство неск. немногочисл., но могуществ. знатных родов, ограничивающее, а подчас подавляющее демократию, как, например, т. н. Тирания тридцати во главе с Кригием в Афинах. Аристотель называет О. вырождением аристократии.

ОЛИМП

ОЛИМП - 1. ок. 750 до н. э., легендарный греч. музыкант из Мизии или Фригии, символ проникновения малоазийской музыки в Грецию, положивший начало сольной игре на авлосе и создавший древнейшие энгармонич. мелодии, исполнявшиеся при жертвоприношениях. 2). (греч. Olympos), часто встречающееся в Греции и М. Азии назв. гор, догреч. происхождения.

2. Наиболее известен покрытый снегом, лесистый многовершинный горный массив высотой до 2918 м, самая возвыш. часть Греции. Из Македонии в Грецию можно было попасть или по узкой полоске побережья Пиэрии между О. и Фермским зал., а затем по Темпейской долине между О. и Оссой, или по перевалу западнее О. Отчасти вне связи с представлением о конкретном месте, О. в античной поэзии мифич. резиденция верховных греч. богов, «олимпийцев», там находится дворец царя боюв Зевса и жилища прочих ботов; назв. «О.» отчасш синонимично слову «небо».

3. Нужно упомянуть также О. вершину высотой 2543 м. на границе Мизии (на Ю.) и Вифинии (на С.) (ныне турецк. Улудаг). Этот О., поросший густым лесом, служил источником корабельного леса и убежищем разбойников.

ОЛИМПИАДА

ОЛИМПИАДА (375 316 до н. э.), дочь молосского царя Неоптолема I, жена Филиппа II Македонского и мать Александра. После смерти сына она боролась против диадохов, особенно против Антипатра и Кассандра; приказала убить одного из наследников Александра, Филиппа III. Осажд. Кассандром в Пидне, она по решению македонского войска была казнена в 316 до н. э. О. считалась прекрасной, но гордой, деспотичной, мстительной и властолюбивой царицей, принесшей мн. македонцев в жертву своему произволу и ненависти.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ - самые значительные из всегреч. игр, справлявшиеся в честь Зевса каждые 4 года летом в свящ. области Олимпия. Победным призом был венок из ветви оливы. История О. и. уходит в догомеровские времена: общепринятая датировка первых О. и. 776 до н. э. есть произвольное установление 4 в. до н. э. . сделанное на основании реконструкции списков победителей. Из культовых игр, имевших первоначально лишь региональное значение, О. и. с ростом числа треч. полисов, участвовавших в них, увеличением продолжительности с одного до пяти дней и с расширением спортивной программы превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие в О. и. и быть зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. Свящ. мир охранял гостей и участников игр от нападений во время празднества, при приезде и отъезде. Спортивная программа включала атлетич. (бег, пятиборье, борьба, кулачный бой, панкратий) и конные соревнования (колесничный бег и скачки), состязания вестников и трубачей. За состязаниями взрослых мужчин следовали соревнования мальчиков (возрастной ценз - 18 лет). О. и. давали великолепную возможность ученым и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей. Однако на О. и., как и на других античных играх, не присуждались победы в музыкальных состязаниях. По образцу античных О. и., с 1896 О. и. нового времени собирают лучших спортсменов всего мира для мирного состязания, для достижения спортивных рекордов.

ОЛИМПИЙЦЫ

ОЛИМПИЙЦЫ (греч. Olympioi theoi - олимпийские боги), верховные божества греч. пантеона, местом пребывания которых был Олимп. Эпитет «Олимпиец» по преимуществу относился к Зевсу (почему то же назв. прилагают к выдающимся личностям, например к Гете). Назв. О. употреблялось также, чтобы подчеркнуть противоположность хтонич. божествам.

ОЛИМПИОДОР

ОЛИМПИОДОР - посланник (?) императора Гонория. Благодаря составленному им в 5 в. н. э. реферативному труду «Александрийский философ Олимпиодор Зосиме, Гермесе и философах» сохранились важные сведения по алхимии из утрач., не дошедших до нас сочинений.

ОЛИМПИЯ

ОЛИМПИЯ - святилище Зевса в Элиде, место проведения Олимпийских игр. Согласно мифу, сын Тантала Пелопс победил в колесничном беге царя Писы Эномая и получил в жены, как приз за победу, дочь Эномая Гипподамию. В его честь начали проводить состязания на колесницах. Святилище Зевса основал Геракл, учредивший в честь своего отца всегреч. игры, которым О. обязана своей славой. Важнейшие культовые сооружения находятся на терр. святилища (Алтис, свящ. участок). Древнейшая постройка, от которой сохранился лишь цоколь, - храм Геры (сер. 7 в. до н. э.), разруш. пожаром и вновь отстроенный ок. 600 до н. э., представляет собой дорич. периптер с глиняными стенами и деревянными колоннами. Первый храм Зевса был сооружен в 5 в. до н. э. (закончен не позднее 456 до н. э.). Этот дорич. периптер зрелого стиля был разрушен землетрясением; уцелела наряду с частями здания значительная часть скульптурного декорума фронтонов и метоп (сима с водостоком в виде львиной головы находится в Берлинской коллекции антиков). Знаменитая статуя Зевса работы Фидия - сидящая фигура из золота, слоновой кости и дерева - считалась одним из семи чудес света. Судить о ее великолепии можно по изображениям на монетах и геммах и по описанию Павсания. Сохранились остатки сокровищниц и мн. построек эллинистич. и рим. периода. Наиболее известны Филиппейон - круглое здание, сооружение которого было начато Филиппом II и завершено Александром Македонским, - и Феоколеон - жилище верховных жрецов. Первые крупные научные раскопки в О. были начаты по инициативе Э. Курциуса (1875-1887) и проводились нем. архитекторами и археологами. В 1936 и 1952 они с успехом возобновлялись.

Олимпия

рис. 1. Олимпия. План храма Зевса.

Олимпия

рис. 2. Олимпия. План святилища.

ОЛИНФ

ОЛИНФ - город на Халкидике, с 432 до н. э. центр Халкидского союза, в 379 до н. э. завоеван Спартой, в 349-348 до н. э. разрушен Филиппом II. В О., как в единств, греч. городе 5-4 вв. до н. э., проводились систематич. раскопки и были найдены богато украш. жилые дома, распланированные по Гипподамовой системе и представляющие собой значительный памятник классич. градостроительства.

ОЛОВО

ОЛОВО - В эпоху классич. древности О. вывозилось из Британии либо мор. путем через Испанию, либо по суше через Галлию. Точное местоположение Оловянных островов - Касситерид оставалось для географов неизвестным, видимо, потому, что сохранялось финикийцами в тайне. Однако им стали известны испанские месторождения О., использовавшиеся вплоть до императорского времени.

ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА

ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА (греч. Kassiteriden), скорее всего, Британия. Импорт олова приобрел огромное значение в эпоху бронзы, т. к. ег о месторождения в отличие от месторождений меди были весьма редки. Предположение греков о существовании отдал. О. о. на 3. Океана вполне объяснимо, если учесть существование месторождений олова в Корнуолле и Девоне, к которым греки добирались мор. путем.

ОЛЬВИЯ

ОЛЬВИЯ (греч. богатая, счастливая), милетская колония в районе устья Гипаниса (Буга) и Борисфена (Днепра), в 5 и 4 вв. до н. э. - процветающий центр торговли (пшеницей и рабами) и рыболовства, имел связи со скифами. В 60 О. была завоевана дакским царем Буребистой. Благодаря раскопкам русских и советских археологов во главе с Б. Ф. Фармаковским были открыты руины крепостных стен и башен, двойные ворота, агора и храм, посвящ. двум богам (Аполлону Дельфинию и Зевсу). Раскопки в О. ведутся и в наст, время.

ОМФАЛ

ОМФАЛ (греч. пуп). Др. культовый объект в Дельфах, считавшийся центром («пупом») Земли (представляли, что существует и «пуп моря»). Этот посвящ. Аполлону камень хранился в его храме, имел вид монолитной глыбы и находился в целле.

Омфал

рис. Омфал («Пуп Земли») в Дельфах.

ОМФАЛА

ОМФАЛА (лат. Omphale). в греч. мифологии царица Лидии, которой был продан в рабство Геракл. О. заставляла его заниматься женской работой. В их любовном союзе О. главенствовала, а Геракл был у нее «под башмаком». О. носила львиную шкуру Геракла, обрядив его в женскую одежду. Этот обмен ролями указывает на следы материнского права. Имя О. вошло в пословицу для обозначения зависимости мужчины от женщины. Изобразительное искусство (живопись Лукаса Кранаха, Тинторепо. Рубенса), опера (Телеман) и поэзия (П. Хакс) использовали этот миф.

ОНАГР

ОНАГР (греч. onagros. лат. onagrus или onager - дикий осел).

1. Шумеры приручили О. и использовали его как тягловую силу раньше лошади. Позднее, в Риме, О. играли важную роль в выведении породы мулов. Тацит упоминает сирийских диких ослов (asini agrestes). Их часю показывали в цирке.

2. Камнемет.

ОНАСАНДР

ОНАСАНДР (ок. 50 н. э.), написал, подражая Ксенофонту, книгу о военном искусстве - Strategikos - содержащую практич. советы полководцу: это сочинение, популярное в эпоху Возрождения, дошло до нас.

ОНЕЗИМ

ОНЕЗИМ - вазописец ок. 490 - 475 до н. э., положил начало новому стилю росписи краснофигурных ваз. Как правило, О ограничивался изображением одной фигуры на тулове сосуда, оставляя боковые поля свободными. Впервые анатомически верно воспроизвел мускулатуру и ввел различие в изображении ноги в движении и в покое.

ОНЕСИКРИТ

ОНЕСИКРИТ - из Астипала, ученик Диогена Синопского, принял участие в походе Александра Македонского в Индию. Совершил плавание по Гидаспу, Акесину и Инду вплоть до его устья; был гл. штурманом в экспедиции Неарха между устьями Инда и Евфрата. По образцу «Киропедии» Ксенофонта написал сохранившуюся во фрагментах книгу, прославляющую Александра как кинич. героя и распространителя культуры. О. идеализировал индийск. брахманов (гимнософистов), с которыми он, вероятно через переводчика, беседовал об индийск. и греч. философии.

ОНТОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ (греч. учение о сущем, о бытии), философская дисциплина, по сути сложившаяся уже в греч. философии (Парменид, Платон, Аристотель), но как философское понятие впервые сформулированная Христианом Вольфом.

ОПЕКА

ОПЕКА - Греч, праву была известна О. над несовершеннолетними и женщинами. Опекун над детьми (epitropos), как правило ближайший родственник мужского пола, назначался в соответствии с завещанием отца. В Афинах в случае отсутствия ясно выраж. последней воли отца опекуна мог назначать архонт-эпоним. О. продолжалась до достижения опекаемым совершеннолетия и занесения его имени в списки граждан и включала в себя воспитание, управление имуществом и представительство в юридич. отношениях. Подавать жалобы о недобросовестности опекуна опекаемый имел право лишь до истечения пятилетнего срока по окончании О. О. над женщинами продолжалась пожизненно или прекращалась с замужеством, после чего функции опекуна переходили к супругу. Опекун над женщиной (kyrios) выполнял задачи, сходные с О. над сиротами с тем огличием, что женщина имела право распоряжаться имуществом в огранич. объеме. Согласно рим. праву, законными опекунами над несовершеннолетними детьми и незамужними женщинами являлись ближайшие родственники мужского пола в следующем порядке: братья, дядя с отцовской стороны и, наконец, дядя с материнской стороны. Однако уже в ранний период распространилась практика назначения опекуна по завещанию отца семейства и несколько позднее по постановлению государств, органа. С приобретением женщинами все большей правовой самостоятельности О. над ними постепенно теряла значение. Осн. задача опекуна состояла в управлении имуществом.

ОПИСАНИЕ ВСЕГО МИРА И ЕГО НАРОДОВ

ОПИСАНИЕ ВСЕГО МИРА И ЕГО НАРОДОВ (лат. «Expositio totius mundi et gentium»), греч. научный трактат в анонимной лат. редакции, начало его искажено. Относится к кон. эпохи Империи (4 в.). Труд представляет интерес с точки зрения знакомства с культурой, географией, этнографией, историей, а также с точки зрения истории торговли античности.

ОПИСТОГРАФ

ОПИСТОГРАФ (греч. написанный на обороте), материал, исписанный с обеих сторон листа, прежде всего в противоположность папирусному свитку, содержащему записи с одной стороны, также печать, при которой печатание происходит на обеих сторонах листа.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV