Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕК")

ПАРАДОКС

ПАРАДОКС (от греч. para - против и doxa - мнение), в античной логике высказывание, многозначное в отношении истинности или логики, которое может быть равным образом доказано как истина и как ложь.

ПАРАДОКСОГРАФЫ

ПАРАДОКСОГРАФЫ (греч.), выделившийся в эллинистич. время самостоятельный вид литературы, а именно собирание и классификация разнообразных курьезов (например, топографич., этнографич., лит., военных). Можно рассматривать П. как завершающую ступень развития ионийской этнографии и перипатетич. изысканий. Зачинателями этого жанра в 3 в. до н. э. являлись Бол из Менды, Каллимах и Антигон из Кариста. П. не занимались научными исследованиями, а преследовали развлекательные цели.

ПАРАЛИЯ

ПАРАЛИЯ (аттич. Paralia), часть Аттики к В. от гор Гиметта, между Месогеей и горой Лаврион. Жители П. наравне с жителями равнины, педиаками, и жителями сев.-вост. горной страны, гиперакриями или диакриями, ко времени возникновения тирании Писистрата составляли одну из трех полигич. группировок.

ПАРАСАНГ

ПАРАСАНГ (а) (греч. parasanges, перс, parathanga), др. - перс, мера длины, м. б., ок. 5-6 км (по Геродотy 30 стадиев, по Страбону 40 или 60 стадиев).

ПАРАСИТ

ПАРАСИТ - паразит (греч. parasitos - сотрапезник), изначально без унизительного оттенка, обозначение для вспомогательного персонала при отправлении различных культов, затем «прихлебатель» - назв. для обедневшего, но свободного гражданина, который зарабатывает бесплатно угощение, развлекая хозяина с гола. Известен как лит. тип в комедиях, прежде всего у Эпихарма (ок. 500 до н. э.), потом в средней и новой комедии (4 в. до н. э.), оттуда взят Алкифроном (ок. 200 н. э.). П. был благодатен для амплуа остряка, интригана, посредника. Высмеивалось и то, что он всегда был голоден. Перенос назв. на «нахлебников» из животного и растительного мира относится к новому времени.

ПАРАЦЕЛЬС

ПАРАЦЕЛЬС - собственно Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541), врач, химик и философ конца средних веков. П. вел борьбу со Ср.-век. (основанными на теориях Аристотеля, Галена, Авиценны) методами лечения. Он исходил из основ медицины, созданных Гиппократом (Базельская лекция); с его именем связан совершенно новый этап в медицинском искусстве. Кроме трудов по медицине (лат. и нем.), П. создал натурфилософские сочинения, которые объединяют различные области знания в единую сложную пансофистич. картину мира. П., воинствующий реформатор позднесредневековой духовной жизни, одна из ведущих фигур своего времени.

ПАРЕНТАЛИЯ

ПАРЕНТАЛИЯ (лат.), у римлян 9-дневный праздник, посвящ. памяти умерших, который зародился в недрах большой семьи. Отмечался в феврале, в конце др. года.

ПАРИЖ

ПАРИЖ (лат. Lutetia Parisiorum), ядро поселения расположено на о. Сите на Сене. Впервые упомянуто Цезарем. В 360 Юлиан Отступник был провозглашен здесь Августом и имел вначале свою резиденцию.

ПАРИК

ПАРИК - В Египте и Месопотамии, а также у греков и римлян П. использовался, постровидимому, в осн. женщинами, например гетерами для украшения.

ПАРИС

ПАРИС - также Александр, прекрасный сын царя Приама из Трои и Гекубы. Объявленный, согласно сну его матери, и в результате пророчества причиной будущей гибели города, он был брошен на гope Ида и вырос в семье пастуха. П. выступил судьей в споре богинь Геры, Афродиты и Афины о яблоке раздора в пользу Афродиты (суд П.). С помощью последней он похитил Елену, увез ее в Трою и, т. о., явился причиной Троянской войны. П. умертвил Ахилла и умер от огравл. стрелы Филоктета. Сказание о П. . особенно суд Париса послужили сюжетом для многочисл. произведений искусства: живопись Лукаса Кранаха Старшею, Рубенса (4 варианта). Ватто, X. Маре, М. Клинтера, Ренуара, Готена, бронзовый рельеф Ренуара, драма Г. Сакса.

ПАРКИ

ПАРКИ (лит.). Первоначально у римлян была одна П., ботиня рождения. Под влиянием греч. представлений о мойрах позже возникла троица П., богинь, которые воспринимались как богини судьбы и были равнозначны треч. мойрам. Живопись Корреджо. Рубенса, Гойи; гравюры на дереве X. Бальд>нса, концертная кантата Брамса.

ПАРМЕНИД

ПАРМЕНИД (шт. Parmenides) из Элей (Юж Италия), треч. философ ок. 540-480 до н. э., тлава школы элеатов, возможно ученик Ксенофана. П. . который на родине выступал как законодатель, м. б., как представитель аристократич. партии, в этико-политич. плане находился под влиянием пифагорейцев. Его философия известна прежде всего из фрагментов его поэтич. сочинения «О природе». Не считая Гераклита, он был первым, кто провел четкое разграничение ощущения и мышления. Только последнее может привести к истине. Существует только одно-единств., как хорошо округл., мыслимое материально, очевидное, неизменное сущее, не сущего не существует. Сущее, единственно достойное размышления, г. о., отождествлялось с мышлением Вопреки своему материальному характеру сущее являет противоположность области явлений внешнего мира, который открыт разуму. Это - чистый обман чувств, между ним и миром сущего нет никакой связи. И все-таки П. попытался в гипотетич. форме дать объяснение области явлений внешнею мира, исходя из причин, находящихся за его пределами. Он использовал для этою, в частности, соображения ионийцев, однако решительно подчеркнул, что эта гипотеза не может претендовать на то, чтобы быть истинной. Учение П., который отрицал явления внешнею мира, множественность и подвижность вещей, было противоположно учению Гераклита и оказало значительное влияние на Платона.

ПАРМЕНИОН

ПАРМЕНИОН - полководец Филиппа II и Александра Македонского, занимал после царя наиболее высокое положение в македонской военной табели о рангах. Александр приказал убить П. из страха мести за гибель его сына Филота, казненного Александром в 320 до н. э.

ПАРНАС

ПАРНАС (греч. Parnasson, новогреч. Liakura), гор ный массив до 2458 м высотой в Центральной Греции. На его склоне находятся др. Дельфы с храмом Аполлона. На П. берет начало священный Кастальский источник, посвящ. музам. Поэтому П. наравне с Геликоном стал горой муз и символом поэтич искусства. Здесь же почитали Диониса.

ПАРНЕТ

ПАРНЕТ - горная цепь высотой до 1413 м в Сев. Aттике, на границе с Беотией.

ПАРОДИЯ

ПАРОДИЯ (греч. перепев), первоначально музыкальный термин, затем - обозначение рода поэзии, который передает видоизмененным содержание значительных серьезных произведений при сохранении формы. Античная литература была богата П. на различные сочинения, особенно эпос и трагедию, но из них сохранились лишь отрывки. Начало П. - это стихи Гиппонакта, «Война мышей и лягушек» и «Мартит», затем идут авторы древней и средней комедии. В 5 в. до н. э. П. развилась в самостоятельный лит. жанр, возник разряд профессиональных пародистов (раrоdoi), первым и наиболее известным представителем которого был Гегемон с о. Фасос; в Афинах проходили состязания пародистов. Римляне внесли весомый вклад в развитие П.: Плавт, пародировавший в своих пьесах трагедии и моления, Луцилий, пародировавший эпос; много П. в сочинениях Горация, «Отыквлении» Сенеки, а также в романе Петрония Арбитра.

ПАРОМИОГРАФ

ПАРОМИОГРАФ - собиратель и толкователь античных, важных для этики и риторики пословиц и способов составления пословиц. Имея у истоков своих Аристотеля, паромиография стала предметом изучения александрийских филологов (Дидим). Через Зенобия (2 в. н. э.) пословицы вошли в визант. собрания.

ПАРОС

ПАРОС - один из Кикладских островов в Эгейском м., знаменитый своим мрамором. Мрамор, систематически добывавшийся в 4 в. до н. э. фракийскими рабами, был чистым и мелкозернистым и поэтому хорошо подходил для изготовления скульптур. Историч. ценность имеет паросская историч. хроника, т. н. Паросская хроника (Marmor Parium).

ПАРРАСИЙ

ПАРРАСИЙ - греч. художник из Афин 2-й пол. 5 в. до н. э., современник Зевксида, применявшего краски различных оттенков и пространств, «углубление» в живописном изображении. По собств. утверждению, П. достиг «границ живописи». Не разделяя исканий Зевксида, он ограничился совершенствованием рисунка, разрабатывая традиционные приемы. Представления о его творениях, особенно о его картинах, написанных одной краской (монохромная живопись), дают прекрасные образцы лекифной росписи на белом фоне.

ПАРТИЯ

ПАРТИЯ (от лат. pars - часть). Античность не знала политич. партий в совр. смысле этого слова - с письменно излож. и утвержд. программой, определ. организационной структурой и постоянным членством. Только афинские гетерии в 5 в. до н. э. представляют собой нечто подобное. Однако иногда понятие П. начинает в совр. историографии употребляться применительно к политич. группировкам и течениям, которые в античных государствах - ив этом они соответствуют совр. П. - представляли и пытались осуществлять интересы отдельных классов или, точнее, социальных слоев. Так, в Афинах существовали враждующие приверженцы аристократии, точнее, олигархии и демократии, в Риме - оптиматы и популяры, которые выступали от имени различных группировок класса рабовладельцев.

ПАРУС

ПАРУС - Если егип. П. крепился между верхней и нижней реей, то финикийцы и греки прикрепляли П. к широкой верхней рее и удерживали его с помощью многочисл. канатов. Во время шторма рею можно было опустить с помощью талей. Когда корабль бросал якорь, то нижний край П. подвязывался к рее, и он свисал с нее параллельными складками. Верхний конец мачты выдавался над реей, нижний был укреплен в спец. гнезде. Мачту можно было снимать и ставить с помощью домкрата. У римлян появился треугольный топсель (дополнительный П.), крепившийся к верхушке мачты. Его семит, назв. sipharum (П. для хорошей погоды) указывает на карфагено-финикийское происхождение и свидетельствует о том, что это новшество применялось ограниченно. При сильном ветре ставился более прочный П. меньшего размера. Преобладал тип одномачтового парусника, однако во времена Римской империи появляются и трехмачтовые с наклонной передней мачтой и короткой бизанью (позади). П. сшивался из отдельных кусков льняного полотна. Встречались также папирусные и камышовые П. Пунийские рыбаки ставили поперечный П. между двумя короткими мачтами и шли под ним, таща за кормой сеть. По различным данным удалось установить скорость, с которой ходили парусники, - от 2,2 до 4,8 узлов; быстроходные суда достигали 5,8 - 6,5 узлов - скорость, которую не превзошла даже «Виктория» адмирала Нельсона при Трафальгаре.

ПАРУСИЯ

ПАРУСИЯ (греч. присутствие, пришествие), в платоновском учении об идеях - присутствие идеи в отдельной вещи. В период эллинизма - присутствие богов при жертв, трапезе или в визите господина. Соединяя это религиозно-политич. значение с ветхозаветным представлением о пришествии Господа как мирового владыки, П. в Новом завете обозначает грядущее пришествие воскресшего Иисуса в мессианском величии и становится теологич. термином для эсхатологич. возвращения Христа (лат. advent).

ПАРФЕНИЙ

ПАРФЕНИЙ - 1. греч. поэт из Никеи, в 73 до н. э. попал в Рим в качестве военнопленного, как вольноотпущенник жил сначала в Риме, потом - в Неаполе. П. оказал своей разносторонней поэзией огромное влияние на рим. элегию. Сохранилось его прозаич. произведение «Erotika pathemata» («Любовные страдания»), которое П. составил как сборник материалов для Корнелия Галла.

2). (греч.), песня, исполняемая женским хором; текстуально сохранились окончание «прецессионной песни» Алкмана и фрагменты песен Пиндара.

ПАРФЕНИЯ

ПАРФЕНИЯ - пограничная горная местность на В. Аркадии, против Арголиды и Кинурии. С вост. побережья Пелопоннеса через горы П. тропа вела в зап. районы, располож. против аркадской Тегеи.

ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН (греч. храм девы), мраморный храм девы Афины (Parthenos) на Акрополе в Афинах, который был построен в 448-438 до н. э. на месте разруш. в Персидскую войну др. храма Афины (Гекатомпедона?) архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия в виде дорич. периптера с количеством колонн 8 х 17, с пронаосом, опистодомом и двухчастной целлой. П. имел длину 70 м и ширину 31 м. Колонны достигали почти 10-метровой высоты. В первоначальный П., в котором позже хранилась государств, казна, можно было войти только со стороны опистодома. Знаменитая хрисоэлефантинная статуя Афины с Никой на правой руке была изготовлена самим Фидием, а остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками, но под руководством мастера. На вост. фронтоне было изображено рождение Афины, на зап. - ее спор с Посейдоном из-за Аттики, из которого она вышла победительницей. На 92 метопах были представлены сцены гигантомахии, кентавромахии и амазономахии, а также отдельные сюжеты из Троянской войны и жизни Эрихтония. На фризе целлы длиной в 160 м была изображена проводимая раз в четыре года «панафинейская процессия», которую на вост. стороне поджидали олимпийские боги. Лорд Эль джин приказал в 1803-1812 доставить осн. часть скульптур в Англию и продал их в 1816 Британскому музею. Хорошо сохранившийся П. в 5 в. стал христианской церковью св. Марии, а в 15 в. - туретткой мечетью, но в 1687 при осаде Афин венецианцами был сильно поврежден, поскольку служил пороховым складом.

Парфенон

рис. План Парфенона.

ПАРФЯНЕ

ПАРФЯНЕ - парны, иранская народность, кочевники. Под предводительством Аршака I (основателя династии Аршакидов) вторглись в пров. государства Селевкидов - Парфию. В ходе борьбы, ведшейся с переменным успехом, они распространили свою власть на В. (Бактрия) и 3. Митридат I (ок. 160-137 до н. э) завоевал Месопотамию. Митридат II (123 - 87) превратил Армению в вассальное царство. При нем, во время военных действий Суллы в М. Азии, произошел первый дипломатич. контакт с римлянами. В 53 до н. э. - первое военное столкновение с римлянами (битва при Каррах). В 66 н. э. между Нероном и Вологесом I было достигнуто соглашение о разграничении сфер влияния в Армении. Войны Траяна с П. (114-117) наиболее острый период противоборства Рима и П. Экономически и политически Парфянское царство было очень пестрым: подвластные правители обладали большой автономией, знать, располагающая огромными земельными владениями, пользовалась большим влиянием в царском совете, частые споры из-за трона и другие трудности ослабляли центральную власть. Так, Сев. Месопотамия отошла к римлянам, вост. районы (Кушанское царство) из-за постоянных нападений кочевников были потеряны. В 226 погиб последний парфянский царь Артабан V при попытке подавить восстание иранских областей, находившихся под властью Ардашира (Сасанидов). П. заимствовали в сильно измен, виде эллинистич. основы администрации (опора на города, система администрации, греч. яз. в качестве государств, языка). В культуре четко видны процессы взаимодействия эллинских и местных элементов.

ПАСИТЕЛЬ

ПАСИТЕЛЬ - скульптор и искусствовед 1 в. до н. э. из одного из греч. городов Юж. Италии, в 89 до н. э. получил рим. гражданство. Его произведения отмечены классицистич. тенденциями. От его рабог сохранились только назв. Известны работы его учеников Стефана (Стефан Младший) и Менелая (группа Ореста и Электры).

ПАСИФАЯ

ПАСИФАЯ (лат. Pasiphae - вся светящаяся), дочь Гелиоса, жена царя Крита Миноса, мать Ариадны и Федры. Воспламененная противоестеств. любовью к посланному Посейдоном быку, она попросила Дедала сделать деревянную корову. От любовной связи появился Минотавр. Картина Дж. Романе

ПАСКВИНО

ПАСКВИНО - народное прозвище античной скульптурной группы из Палаццо Браски в Риме, которая является репликой эпохи эллинизма (3 в. до н. э.). Статуя изображает Менелая, несущего с поля боя павшего Патрокла, и принадлежит к лучшим произведениям классич. скульптуры.

ПАССУС

ПАССУС (лат.), рим. двойной шаг, равный 1,40 - 1,50 м. В качестве единицы измерения принимался равным 1,48 м.

ПАСТУХИ

ПАСТУХИ - Скотоводство в Греции распространилось в условиях огранич. площадей пахотных земель, что определило довольно высокое развитие пастушеского хозяйства с использованием отдал, горных пастбищ. Молочный скот (овец было намного больше, чем коз и крупного рогатого скота) разводили почти исключительно для изготовления сыра, свежее молоко и масло почти не потреблялись. П. сами доили и готовили сыр. Ок. 600 до н. э. от простых кисломолочных сыров перешли к изготовлению деликатесных, в качестве закваски использовали ботву и сок земляных фиг, с 4 в. - животную сыворотку. П. сами изготавливали необходимые вспомогательные средства: особые ножи, сита и прессы для творога, кожаные ведра для молока, колокольчики для скота и другое. Огорож, пастбищ не существовало, плетни применялись только для загонов. Для защиты стада от хищных зверей П. имели оружие и выдрессированных собак. Свинопасы разводили свиней, составлявших осн. часть забиваемого на мясо скота. Свиньи тоже разводились на пастбищах, а не в загонах. Как правило, П. были обуч. рабы, а не свободные крестьяне. У римлян ввиду преобладания пахотных угодий пастушество было распространено меньше, развивалось табунное скотоводство. Это позволяло обеспечить мясом легионы в отдал, районах. Эллинистич. городские жители идеализировали профессию П., что нашло свое отражение в буколиках, которые были популярны также и у римлян.

ПАТЕРА

ПАТЕРА (лат., греч. phiale), глубокий или плоский сосуд для питья, в осн. чаша, используемая для жертв, вина.

ПАТИНА

ПАТИНА (итал.), пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни. Благородная П. весьма ценилась в античности, безобразную П. пытались смыть водой или маслом. Достоинством коринфской руды было то, что на изготовл. из нее металле образовывалась наилучшая П. (это якобы была смесь руд, образовавшаяся при пожаре в Коринфе в 146 до н. э.).

ПАТМОС

ПАТМОС - маленький скалистый остров в Юж. Спорадах к Ю. от Самоса. П. знаменит как мнимое место изгнания при Домициане евангелиста Иоанна, также и монастырем, основанным в кон. 11 в. (фрески, библиотека с рукописями и документами).

ПАТОЛОГИЯ

ПАТОЛОГИЯ (греч. учение о болезнях), наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний. Истоки П. можно проследить еще в медицине др. мира в виде умозрительных учений о «гуморальной П.» (от лат. humor - влага, жидкость). В основе его лежала «жидкостная теория»: здоровье основано на правильном смешении телесных жидкостей, а заболевание на плохом их смешении, дискразии. В 1 в. до н. э. господствовала «солидарная П.» Асклепия. Согласно его учению, тело состоит из твердых частиц, образующих ткани и поровые отверстия, в которых циркулируют твердые частицы. Ненормальное расширение или сужение перегородок между порами и прежде всего смешение частиц того или другого рода вызывают болезнь. Жидкостной П. объясняли патологич. отклонения в человеч. организме вплоть до 19 в.

ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА (от лат. patres - отцы), изучение истории христианства (литература, литургии, сочинения, догмы) до времени Григория I (590-604) на Западе и Иоанна Дамаскина (ум. ок. 750) на Востоке. П. возникла уже в 4 в. («История церкви» Евсевия, «О знаменитых людях» Иеронима и их многочисл. преемники и последователи).

ПАТРИЦИАТ

ПАТРИЦИАТ - родовая аристократия в Риме, принадлежать к которой можно было по праву рождения, путем усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения прав (Capitis deminutio). Помимо старой, вымирающей исконной аристократии, в эпоху принципата появилась «аристократия по письму». Это были те, кому императоры, начиная с Цезаря, давали право П. в награду за службу, которая чаще всего была связана с цензурой, т. к. императоры присвоили себе право присвоения П. Константин I обновил patriciatus dignitas (достоинство П.). В принципе П. давался в награду только рим. гражданам, но были исключения, например предводитель остготов Теодорих и военачальник Рицимер.

ПАТРИЦИЙ

ПАТРИЦИЙ - в Др. Риме - потомок patres (отцов), которые когда-то составляли царский сенат, в противоположность другому др. сословию - плебсу. Различия между П. и плебеями в ходе борьбы сословий стирались, но все же у П. было преимуществ, право по сравнению с плебеями в области религии. В то же время им оставались недоступными плебейские должности: трибунат и плебейский эдилитет. Помимо плебейских эдилов с 366 до н. э. начали действовать два курульных эдила. Особенным правом П. была форма почести confarreatio (празднество с посвящ. Юпитеру жертв, хлебом из полбы, религиозная форма бракосочетания) и ius imaginum, т. е. право нести во время торжеств, погребальных процессий изображения предков. В одежде П. отличались от других сословий особой обувью. Большим их преимуществом по сравнению с плебеями был непосредств. переход от квестуры к претуре, минуя эдилитет. Хотя ко времени принципата старые патрицианские роды вымерли, сословие пополнилось за счет неофитов, которых возвел в патрицианское достоинство император. В эпоху домината урожд. П. в осн. не существовало. Титулом П. награждал император. Этот титул был одним из высших званий в государстве, но он не был связан с должностью, а являлся только почетным званием (как более поздние «Ваша светлость» и «Ваше превосходительство»). В средние века П. называли высшие гражданские сословия.

ПАТРОКЛ

ПАТРОКЛ (лат. Patroclus), в греч. эпич. традиции друг Ахилла, принимал вместе с ним участие в Троянской войне и выпросил его оружие, чтобы помочь теснимым врагами грекам, в то время как Ахилл, поссорившись с Агамемноном, уклонился от битвы. После того как П. убил Сарпедона, он пал от руки Гектора. Ахилл принес в жертву на его погребальный костер 12 молодых троянцев и протащил вокруг его могилы труп Гектора. П. и Ахилл как идеальная дружеская пара неоднократно являлись сюжетом различных произведений искусства.

ПАТРОЛОГИЯ

ПАТРОЛОГИЯ (от лат. pater - отец), понятие, впервые введенное лютеранским теологом Иоанном Герхардом (ум. 1637) для обозначения научных работ по исследованию жизни и деятельности «отцов церкви»; в настоящее время употребляется для обозначения истории раннехристианской литературы.

ПАТРОН

ПАТРОН (лат.), некоторые члены патрицианских родов, которые брали под свою защиту отдельных лиц, становившихся клиентами. В раннем Риме П. был защитником клиентов, искавших его покровительства, он был связан с ними взаимными обязательствами, основанными на fides и освящ. религией. Такие отношения существовали и впоследствии. Рим. право ставило всех вольноотпущенников под патронат их прежнего господина. Существовал также обычай, согласно которому завоеванные Римом города и пров. искали патроната влиятельного рим. рода, к помощи которого они могли бы прибегнуть в случае возникновения к.-л. затруднительных обстоятельств. Во времена Империи муниципии также передавали представление своих интересов в Риме к.-н. из уважаемых сенаторов и делали его своим П. На тех же основаниях выбирали своих П. коллегии и союзы. Во времена поздней Республики П. - это прежде всего представитель и защитник своих клиентов в суде. Защитником людей, ничем с ним не связанных, выступал обычно адвокат, а не П., но по старой памяти защищаемые, так же как все «маленькие люди», искавшие покровительства (материальной помощи, протекции и т. п.), именовали влиятельного покровителя, «благодетеля», в т. ч. и адвоката, их защищавшего, П., но их отношения никакой санкции - юридич. или религиозной - не имели.

ПАТРОЦИНИЙ

ПАТРОЦИНИЙ (лат. позднеантичное словообразование), существующая в обычном праве, в т. ч. в нем., зависимость вольноотпущенников, колонов, букцеляриев и других подобных категорий от патрона. П. иногда соответствует серважу, в западноготском праве П. характерен для взаимоотношений свободных людей и знаги в процессе развития феодализма. В поздней Империи в поисках защиты от применения государства и его аппарата под П. влиятельных земельных магнатов отдавались отдельные крестьяне и целые сельские общины, несмотря на ряд законодательных запрещений такой практики.

ПАУЛИ-ВИССОВА

ПАУЛИ-ВИССОВА - краткое обозначение для основанной А. Ф. Паули новой переработки «Реальной энциклопедии классич. древностей в алфавитном порядке» (с 1893 предпринятая под руководством Г. Виссова, завершена «Индексом» в 1980), всеобъемлющего справочного издания по антиковедению.

ПАФЛАГОНИЯ

ПАФЛАГОНИЯ - малоазиатская приморская область на юж. берегу Черного м. между Вифинией и Понтом; поставляла дерево и металлы. Прибрежные юрода в осн. были населены греками (Синопа). В 6 в. до н. э. П. была завоевана лидийцами, а позже персами. В эллинистич. время переходила в подчинение разных государств. В 1 в. до н. э. местные правители были свергнуты, и П. стала рим. терр При Диоклетиане была самостоятельной пров.

ПАФОС

ПАФОС - 1. (греч. страдание), страсть, которая вызывает деяние, влекущее за собой страдание, a также и само испытываемое страдание осн. элемент тратич. в античности. Если П. находится в середине трагич. действия, то это патетич. трагедия (в отличие от этич., в которой важнее характер и его развитие). Действие П. в трагедии усиливается, когда П. возникает неожиданно. П. принадлежит к эмоциональным элементам трагедии и создает в ней, как и в патетич. музыке (игра на флейте), существ, предпосылку катарсиса. Действие П. в поэзии и в музыке направлено не на образование слушателя, но связано с наслаждением. Платон поэтому спорит с трагедией, в то время как Аристотель ее оправдывает.

2. город на затт. побережье Кипра, колонизованный в микенское время аркадцами. Место почитания Афродиты.

ПАЯНИЕ

ПАЯНИЕ - Греки не создали к.-л. значительных технич. усовершенствований процесса П. по сравнению с более др. цивилизациями. В качестве припоя использовались олово (свинец или медь), серебро. В них добавляли такие антиоксиданты, как бура, т линозем, масло, соль. В припой подмешивали мочу ребенка. Эта техника припоя была свойственна также этрускам и римлянам. В процессе П. применялись паяльная лампа и паяльная трубка почти совр. формы. Использование свинцовых водопроводных груб требовало проведения больших паяльных работ.

ПЕАН

ПЕАН (греч.), песня еще в долитературный период, исполняемая в сопровождении кифары чаще мужским, но иногда и женским хором. Она пелась в качестве искупления, в битве, при праздновании победы, а также на праздниках частного характера. Назв. ее происходит от прозвища бога Аполлона Пеана («помощник в беде»), которого изначально призывали в этом пении возгласами «иэ Пеан». Позже появились П., обращ. к другим богам и даже к людям. Сохранились П. Пиндара и эллинистич. поэтов, а также и фрагмент П. Вакхилида. Среди эпиграфич. примеров достойны упоминания тимны из Дельф: П. вместе с нросодием и нотами.

ПЕВТИНГЕР

ПЕВТИНГЕР - Конрад (1465 - 1547), гуманист из Аугсбурга, известный собиратель античных рукописей и памятников, владелец большой библиотеки (более 2000 томов), которая среди прочего содержала рим. дорожную каргу, вновь открытую Цельгисом, т. н. Певтингерову таблицу (Tabula Peutingeriana). Собрание и привлечение др. надписей и документов для исгорич исследования впервые было организовано П. («Собрание римских надписей Аугсбурга», 1505). Разносторонние историч., теологич., патриотич. и географич. интересы П. и сплотившегося вокруг него гуманистич. круга нашли отражение в «Застольных беседах» (1506).

ПЕВТИНГЕРОВА ТАБЛИЦА

ПЕВТИНГЕРОВА ТАБЛИЦА (Tabula Peutingeriana), названная по имени Конрада Певтингера, созданная в 12-13 вв. копия др.-рим. дорожной карты. Эта копия, которую Певтишер приобрел у Конрада Цельтиса, сейчас находится в Австрийской национальной библиотеке в Вене. Спорно, что оригинал ее восходит к карте мира Агриппы. Вероятно, это переработанная позже карта 2-3 вв. н. э. Рим. итинерарии предполагают существование подобных практич. карт. Из П. г., которая изначально представляла собой свиток из 12 пергаментных листов, изображавший известный тогда мир от Испании до Индии, утерян один лист с Зап. Мавретанией (Марокко), Испанией, Ирландией и большей частью Британии. Сохранившиеся лисiы имеют 6,82 м длины и только 34 см ширины, поэтому особенно узкими вышли моря.

ПЕГАС

ПЕГАС (лат. Pegasus), в греч. мифологии крылатый конь, который родился из туловища Горгоны Медузы вместе со своим братом Хрисаором, после того как Персей отсек ей голову. Беллерофонт взнуздал П. данной ему Афиной божеств. уздой и победил с его помощью Химеру. Ударом копыта П выбил на горе муз - Геликоне - Иппокрену (конский источник), поэтому позже П. стал конем поэтов. Когда Беллерофонт захотел на нем забраться на небо, П. его сбросил. На Олимпе П. подносил Зевсу молнии и. гром. Живопись Тьеполо, поэзия Шиллера.

ПЕГНИЙ

ПЕГНИЙ (греч. шутка), также технопегний, фигурное стихотворное произведение из стихов различной длины, запись которого очертаниями представляет предмет стихотворения (например, топор, сирингу); жанр возник в период эллинизма (Симмий), был использован римлянами (Левий, Оптатиан Порфирий), особо любим во времена Каролингов и в поэзии барокко.

ПЕДАГОГ

ПЕДАГОГ (греч. paidagogos - воспитатель), в классич. период домашний раб, который ежедневно сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома. В связи с этими постоянными обязанностями П. становился воспитателем и оказывал большое влияние на формирование личности ребенка. В эллинистич время из обычного раба он превратился в уважаемого домашнею учителя.

ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИКА (греч., лат. неангичное словообразование), обучение наукам в процессе воспитания, образования.

ПЕДЕРАСТИЯ

ПЕДЕРАСТИЯ - эротическо-сексуальная связь лиц мужскою пола. Развитию П. способствовали условия военной демократии. Иногда П. санкционировалась государством и приобретала организованную форму (Спарта). В остальных областях Греции П. отчасти продолжала существовать как реликт аристокрагич. традиций. В Афинах занимавшиеся П. за деньги подвергались штрафу. Сохранилось множество ваз 6 - 5 вв. до н. э., в т. ч. имеющих огромную художеств, ценность, на которых изображены сцены любовной сделки. Явление П. нашло отражение в мифах, повествующих о чувствах богов к их смертным возлюбленным (о любви Зевса к Ганимеду, Апполона к Гиакинфу). Эти сюжеты использовались и в пластике (например, группа «Зевс и Ганимед» из Олимпии, группа «Ганимед и орел»), с 6 в. до н. э. - в греч. любовной лирике (в жанре эпиграммы). Однако античная традиция ценила и духовную сторону явления однополой любви, признавая роль любящего в воспитании и образовании любимого, полезность такой связи на войне (воины Леонида при Фермопилах; т. н. священный отряд в войске Эпаминонда) и в жизни государства («тираноубийцы» Аристогитон и Гармодий). В платоновском учении об эросе («Пир», «Федр») сексуальная сторона этого явления приобретает явно второстепенное значение. В Риме П. засвидетельствована с 3 в. до н. э.; здесь, правда, она существовала вне связи с этич. идеями.

ПЕДИАКИ

ПЕДИАКИ - жители аттич. равнины, которые в 7-6 вв. до н. э. составили особую политич. группировку, центр зарождения аттич. аристократии.

ПЕЙРЕСК

ПЕЙРЕСК - Николя Клод Фабри де (1580-1637), франц. антиковед, крупный археолог. П. исследовал и зарисовал во время поездок по Италии, Франции и Англии многочисл. памятники античной культуры. Он первым указал на ценность греч. скульптурных оригиналов: определил поздние добавления в скульптуре, выявлял подделки и исследовал геммы.

ПЕЙТО

ПЕЙТО - греч. богиня убеждения, изображаемая в свите Афродиты. Имя этой богини было прозвищем Афродиты. Существовал культ П.

ПЕКАРНЯ

ПЕКАРНЯ - В Афинах хлеб начал выпекаться в обществ. П. с 5 в. до н. э.; в Риме немного позднее - со 2 в. до н. э. При домашней выпечке часто использовались переносные печи. Армия и городское население снабжались хлебом централизованным порядком. Для этой цели существовали специализированные хлебопекарни, которые охватывали весь производств, цикл от переработки зерна до взвешивания готового хлеба. Античные рисунки позволяют проследить весь ход производств, процесса, в частности, помпейские находки подтверждают факт существования крупных хлебопекарен. В Др. Риме профессия пекаря стала одной из первых принудительных профессий с ежедневной нормой в 800 л переработанного зерна.

Пекарня

рис. Хлебопекарня (по рельефу на гробнице владельца крупной хлебопекарни Эврисака в Риме, 2 в.): а - покупка зерна; b - жернова, приводимые в движение ослом; с - просеивание муки; d - проверка качества муки; е - тестомешалка (поперечный разрез, подвижные части заиприхованы); f - формовка хлеба на столах; g - раб с пекарской лопатой возле печи; h - взвешивание хлеба при oптовой продаже.

ПЕКТОРАЛЬ

ПЕКТОРАЛЬ (лат.), мужское и женское нагрудное украшение. Христианскими П. были в осн. нагрудные кресты, надеваемые духовными лицами поверх служебной одежды. Военные П. похожи на ордена (phalerae).

ПЕКУЛИЙ

ПЕКУЛИЙ (от лат. pecus - скот, первоначально - собственность сына или домашнего раба, состоящая из скота).

1. В рим. праве - часть имущества, которую глава семейства (pater familias) мог передать сыновьям или рабам без того, чтобы они были юридически его владельцами.

2. В переносном смысле - сбережения маленького человека.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV