Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПИС"-"ПОД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПИС"-"ПОД")

ПИСЬМА СОКРАТА

ПИСЬМА СОКРАТА - Автор публикации, живший во времена Римской империи, в письмах 1-7 представляет Сократа в качестве автора отдельных сообщений и высказываний на популярно-философские темы. Письма 8-27 и 29-34 (28 и 35 не относятся к теме) являются любопытным образцом романа в письмах. Их автор изображает Сократа в конкретно-историч. ситуации в кругу его учеников. Материал автор черпал из работ Платона и Ксенофонта.

ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ

ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ (лат. Epistulae obscurorum virorum»), собрание писем - пародий (на лат. яз.), написанных анонимно Ортуину Грацию, вождю кёльнских теологов в рейхлиновском споре (борьба Рейхлина против замысла крещеного еврея Пфефферкорна уничтожить иудейскую письменность). В письмах посредством карикатурной «кухонной» латыни высмеяна ханжеская реакционно-догматич. позиция кёльнских доминиканцев и их последователей. Авторами «П. т. л.» считали гуманистов К. Рубиана, У. фон Гуттена и Г. фон Буше. «П. т. л.» появились в двух частях (1515 и 1517) и имели большой успех у читателей. Они представляли собой наиболее крупное сатирич. произведение нем. гуманизма против Ср.-век. схоластики.

ПИСЬМЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ПИСЬМЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ - Были созданы на Др. Востоке, а затем переняты греками. Кисточки из стеблей камыша служили для нанесения чернил, сделанных из сажи с добавлением клея, на папирус, деревянные дощечки, кожу, пергамент, кору дерева, глиняные черепки (ostrakon), штукатурку. Целый набор стеблей для черных и красных чернил (из отвара корней марены) для написания заглавий (лат. rubrica - рубрика) хранился в деревянном ящике или кожаном футляре вместе с перочинным ножом (скальпель), пемзой для точки острия и подчистки, губкой для смывания, фальцбейном (гладилкой) для разглаживания папируса и пергамента. Древнейший грифель для нанесения на глину клинописных знаков сыграл важную роль для греч. письменности, в которой употреблялись дощечки, покрытые воском. В позднеантичный период им пользовались для работы с записными книжками, составл. из свинцовых листов. Остро отточ. грифель (лат. stilus) из кости, благородных металлов, слоновой кости, железа мог служить и оружием (stilett - стилет), так, например, был убит Цезарь. Грифели оттачивались точильным камнем (оселок). Чтобы провести линию на пергаменте или папирусе, использовали линейку из слоновой кости с 2 делениями и свинцовое колесико. Свинцовый штифт появился только во времена поздней античности и применялся для письма на отшлифованной, мелкозернистой доске. Тогда же на Западе стали пользоваться гусиным пером, которое пришло на смену различным письм. приборам из камыша, тростника и т. д. В лат. яз. были приняты разные термины, обозначающие применение различных П. п.: камышовое перо - scribere; грифель для письма по свинцу -incidere; грифель для письма по воску на письм. доске - ехагаге.

ПИСЬМО

ПИСЬМО (лат. brevis libellus - короткая записка; лат. epistula). Античное бытовое письмо начиналось с приветствия, включавшего в себя имена получателя и отправителя, далее следовал, часто в короткой форме, текст сообщения адресату и в заключение -прощальная формула, дата и место написания письма. Материалом для П. служили преим. глина, слож. вместе деревянные дощечки, поверхность которых покрывалась слоем воска, на нем выцарапывался текст, позднее - папирус и пергамент. П. складывалось или свертывалось в трубку, перевязывалось веревкой и запечатывалось воском, смолой или дегтем. Наружная сторона П. содержала имена отправителя и получателя или же оставалась свободной. Частная корреспонденция отправлялась с оказией или же ее доставляли рабы; служебные П. доставляли курьеры или государств, почта. Различаются подлинные и лит. П., хотя четких разграничений между ними не существует. Оба типа П. нередко издавались, частично самими авторами в виде сборников или собраний, в которые привносилось порой немало подделок. На формально-стилистич. содержание античных П. большое влияние оказывала риторика. К подлинным П. относятся доверительные частные П. (например, переписка Цицерона, насчитывающая свыше 900 П., примерно 800 из них принадлежат перу самого Цицерона; П. Плиния, адресованные Траяну; П. Фронтона Марку Аврелию; собрание П. Либания, насчитывающее более 1600 П., отчасти поддельных) и открытые П., адресованные широкому кругу читателей с целью популяризации тех или иных предложений, идей, теорий и т. д. (служебные П.; П. Исократа, Платона, Эпикура, Саллюстия). Дальнейшее развитие эта форма получила в христианстве. Канон Нового завета содержит 21 открытое письмо, авторство 13 из них приписывается Павлу (по всей видимости, они были написаны между 50 и 65 н. э. и получили назв. соответственно именам их получателей); далее в канон включены 7 т. н. вселенских П. (написаны приблизительно во 2-й пол. 1 и 2 в. и названы по имени их предполагаемых авторов Иакова, Петра, Иуды и Иоанна), а также др.-евр. П. (написаны, вероятно, между 80 и 90 н. э. неизвестным автором). Эта форма сохранилась в папских и епископских посланиях и пасторальных письмах. В лит. П. само П. служит исключительно лишь внешней формой. Изданные в виде сборников, лит. П. сильно стилизованы и часто написаны стихами (Гораций, Овидий, Сенека). К их числу принадлежат известные с эллинистич. времен фиктивные П. (например, «Героиды» Овидия и П. гетерам Алкифрона и Аристенета). В обскурантистских П. эпохи гуманизма, в лит. П. 18 в. и в совр. романе в П. жанр лит. П. продолжает жить и развиваться.

ПИСЬМО ФИЛЕМОНУ

ПИСЬМО ФИЛЕМОНУ - письмо апостола Павла, которое беглый раб Онисим должен был отнести своему прежнему хозяину Филемону (для получения освобождения от наказания). Выступающая здесь установка на «законность» рабства отвечала христианству первых веков.

ПИТИУССКИЕ ОСТРОВА

ПИТИУССКИЕ ОСТРОВА (лат.), ныне Питиусские (греч. сосновые острова), оба острова Ивиса (античный Ebusus) и неск. малых островов Форментера (лат. Colubraria, греч. Ophiussa) к 3. от Балеарских островов.

ПИТТАК

ПИТТАК - ум. ок. 570 до н. э., ок. 620 в Митилене на Лесбосе в процессе борьбы между аристократией и демосом был назначен эсимнетом-правителем. П. издал первые письменные законы, поэтому часто его называли одним из Семи мудрецов. Позднее добровольно сложил с себя полномочия.

ПИФАГОР

ПИФАГОР (лат. Pythagoras) (ок. 540-500 до н. э.); греч. философ с о. Самос, основатель пифагорейской школы, согласно биографич. традиции ученик Ферекида, испытал воздействие Анаксимандра. Хотя в историчности фигуры П. сомневаться невозможно, даже самые ранние источники полны противоречий. Он покинул Самос, поскольку осуждал правление тирана Поликрата. Вероятно, совершил путешествие в Египет и Вавилон. В Кротоне, в Юж. Италии, он нашел вторую родину. Там он основал свою школу, религиозно-философское братство. Уже при жизни П. чрезвычайно почитали. После его смерти о нем появилось мн. легенд. Провести границу между учением П. и его учеников, например в области математики и теории музыки, крайне трудно. П. был первым представителем философского идеализма в греч. философии. Теорема П. (в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы) была известна задолго до него в вавилонской математике. С другой стороны, учение о числах было впервые развито после П. в его школе.

ПИФАГОРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД

ПИФАГОРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД - Исходя из экспериментально-акустич. исследований, Пифагор и его ученики выводили гармонич. интервалы из пропорционального деления длины струн. Отсюда они получили простейшие созвучия: октаву (2:1), квинту (3:2), кварту (4:3) и определяли интервалы диатонич. тетрахорда соотношением целого тона (9:8, квинта минус кварта) и полутона, или диеза (256:243, кварта минус 2 целых тона). Использованием среднего арифметич. А-М = М-В и средне-гармонич. (A-N): А - (Н-В): В, при помощи чего можно разложить большой интервал на неравные части интервала, они на теоретич. числовой основе высчитывали интервалы различного рода тонов. Среди исчислений тетрахорда, которые привел Птолемей, исторически важно исчисление чистой большой терции 5:4 в энгармонич. гамме Архитом, выявление чистой малой терции 6:5 в хроматич. гамме Эратосфеном и натурально гармонич. разделение диатонич. гаммы Дидимом (с большой терцией из двух полных тонов 9:8 • 10:9 = 5:4).

Пифагорейский музыкальный ряд

До введения выравнивающих коммаразличия (разделяющие пифагорейскую комму равномерно на 12 квинт), равнозвучащих темперации и диезно-бемольной функциональной гармонии в 18 в. пифагорейский музыкальный ряд господствовал в музыкальной культуре Европы.

ПИФАГОРЕЙЦЫ

ПИФАГОРЕЙЦЫ - пифагорейская школа, религиозно-этич. и философское братство, похожее на секту, основанное Пифагором. Как политич. партия союз распространил свое влияние на греч. полисы Юж. Италии и частично Сицилии и проводил антидемо-кратич., аристократич. политику. Союз отличался строгими обычаями, члены его вели аскетич. образ жизни, провозглашали общность имущества; должно быть, в нем состояли и женщины. Налицо были орфич. влияния. Поскольку в 450 до н. э. в Юж. Италии верх одержали демократы, П. стали преследовать. Союз просуществовал все же до нач. 4 в. до н. э. С 100 до н. э. зарождается неопифагореизм, синтезировавший и другие учения. До нач. 4 в до н. э. пифагореизм являлся средоточием математич. изысканий. Например, П. открыли несоизмеримость и уже знали иррациональные числа. Число - это не просто выражение, но существо и ядро реальности вещи. К тому же не всегда однозначно удается уловить, понимается ли число как первоматерия, как самая вещь или как образец вещи. Нечетные числа одновременно рассматриваются как огранич. и как выражение лучшего, четные - как неогранич. и как выражение худшего. Таблица 10 осн. противоположностей представляет начало полярно-диалектич. мышления. Гармония, в соответствии с которой П. обозначали мир как «космос», могла выражаться в соответствии с их учением в движении небесных светил, воплощающемся в определ. тонич. интервалах, но которое для нас неощутимо вследствие его непрерывного воздействия, как это очевидно в музыке и в цифровых взаимоотношениях. П. приписывали музыке магич. функцию, поэтому она использовалась при отправлении культа и служила очищению и возвышению души от горестей. Они открыли, что в струнных инструментах высота тона зависит от длины струны, т. е. математич. соотношение лежит и в основе музыкальной гармонии. П. была известна шарообразность Земли. Врач и пифагореец Алкмеон был выдающимся предшественником Гиппократа. Религиозно-идеалистично и мистично учение П. о переселении души. Пифагорейское учение оказало сильное воздействие, с одной стороны, на развитие научных дисциплин (математики, теории музыки, медицины, астрономии), с другой - способствовало расцвету идеализма (Платон, неопифагореизм) и мистики, особенно цифровой мистики (каббализм).

ПИФЕЙ

ПИФЕЙ - 1. греч. архитектор 4 в. до н. э., известный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Членение и пропорции его строений определили все эллинистическо-ионийское искусство храмовых построек. Его теоретич. сочинения использовал Витрувий.

2. Пифей из Массалии (лат. Pytheas), греч. географ и исследователь европейского Северо-Запада и Севера, живший во времена Александра Македонского, изложил результаты своей экспедиции в работе «Об океане», известной только по упоминаниям других античных авторов. В его правдивости неоднократно сомневались еще в античности. П., должно быть, обогнул Испанию, Галлию и Британию и доплыл «на крайнем севере» до «Туле» (сведения о коротких летних ночах); Туле толковали по-разному: как один из Шетландских островов, Норвегию или Исландию (последнее значение обычно для средневековья). П. сообщил также о приливах и отливах, о «янтарном» острове и «ватном» море.

ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ

ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ - С 6 в до н. э. (м. б., с 582) на третьем году каждой олимпиады летом на Криссейской равнине близ Дельф в честь Аполлона устраивались П. и. К изначальным музыкальным соревнованиям позднее добавились атлетич. и конные. П. и. были после Олимпийских наиболее значительными панэллинскими играми. Призом на играх был лавровый венок.

ПИФИЯ

ПИФИЯ (лат. Pythia), жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах (Дельфийский, или Пифийский, оракул). Сидя на треножнике, вдохновл. Аполлоном и в состоянии экстаза, П. сообщала предсказания, которые жрец переводил в стихотворную форму.

ПИФОН

ПИФОН - рожд. Геей мифич. дракон, который охранял близ Дельф (отсюда их др. наименование Пифо) оракул Геи. Аполлон убил его стрелой и основал там свой оракул (Пифийский оракул), где прорицала Пифия.

ПИФОС

ПИФОС (греч.), большой яйцевидный сосуд для хранения зерна из обожж. глины, металла, дерева, часто заостр. формы; применялся еще в минойской культуре. Особую художеств, и историч. ценность представляют рельефные П. раннегреч. периода (изображение троянского коня).

ПИЦЕН

ПИЦЕН - область, насел, италийским племенем пиценов, располож. на вост. побережье Италии на склоне Апеннин, от Анконы на С. до Гельвина на Ю. В языке и культуре пиценов наряду с италийскими ощущается сильное влияние иллирийских и доиталийских элементов. Ок. 268 до н. э. П. стал рим. владением; часть пиценов была переселена к Салернскому зал. (Ager Picentinus). Август образовал из П. и неск. районов южнее пятый регион Италии. При реорганизации империи при Диоклетиане и Константине П. и граничащая с ним на С. Фламиния (с Римини и Равенной) были объединены в одну пров. Античному П. соответствует в целом Ср.-век. и совр. область Марке.

ПИЩА

ПИЩА - В античную эпоху употреблялась в основном простая П. С древнейших времен питание греков составляла каша (пшенная или ячневая) и хлеб. Для выпекания хлеба ячневая мука замешивалась на подсоленной воде, затем получ. тесто раскладывалось в формы и выдерживалось на воздухе перед отправкой в печь; для выпечки пшеничного хлеба применялась закваска. В качестве приправы использовались овощи, фрукты, сыр, соленая рыба, приготовл. на оливковом масле. Деликатесом считались султанка, сельдь-алоза, угорь. Мясо редко употреблялось в пищу. Римляне, напротив, ели гораздо больше мяса, главным образом свинину, предпочитая молодых или еще не рожд. животных. Для питья употреблялась вода, молоко, разбавл. вино. Совр. представление о роскошных пирах античности преувеличено, вместе с тем античные поваренные книги свидетельствуют о том, что с течением времени поварское искусство Греции и в особенности Рима становилось все более изысканным.

ПИЭРИЯ

ПИЭРИЯ (греч. Pieria), македонская местность, располож. между Пиэром и Олимпом на 3. и Фермским (Салоникским) зал. на В., на С. доходит до Галиакмона. П. считалась родиной муз. В П. находилась Пидна, где в 168 до н. э. последний македонский царь Персей был разбит римлянами.

ПЛАВТ

ПЛАВТ - Тит Макций (род. ок. 250 в Сарсине (Умбрия), ум. в 184 до н. э.), выдающийся рим. комедиограф, происходил из бедной семьи, в юном возрасте прибыл в Рим, где влачил жалкое существование и вскоре поступил в театр (вероятно, актером или рабочим сцены). По образу новой аттич. комедии П. создал комедию, именуемую «паллиата», в которой он переработал две пьесы в одну (контаминация). Благодаря песням (cantica) его пьесы приобретали опереточный характер. П., должно быть, написал 130 комедий. Сохранилась 21 из них, подлинность которых установлена Варроном; наиболее ранние, вплоть до комедии «Vidularia» («Пьеса о сундуке»), - полностью сохранившиеся произведения рим. литературы. Его пьесы насыщены интригами, путаницами, характерными и сентиментальными сюжетами, в которых действуют дерзкие, остроумные и хитрые рабы, гетеры, хвастуны, сводники и другие персонажи, вывед. по образцу масок греч. оригиналов. Несмотря на эллинистич. канву сюжетов, в пьесах прослеживается связь с жизнью рим. общества и совр. П. политич. ситуацией, в некоторой степени отражается и повседневная жизнь Рима. Не претендуя на социальную критику и не пытаясь обличать правящие круги, П. создает образы рабов, которые часто во многом превосходили своих господ. Произведения П.: «Амфитрион» (мифологич. пародия, образец для произведений Мольера, Клейста и других), «Asinaria» («Ослы»), «Aulularia» («Золотой горшок», образец для мольеровского «Скупого»), «Bacchides» («Сестры Бакхиды»), «Captivi» («Пленники»), «Casina», «Cistellaria» («Комедия о сундуке»), «СигсиНо» («Хлебный червяк»), «Epidicus», «Menaechmi» («Близнецы», комедия путаниц, послужила образцом для «Комедии ошибок» Шекспира), «Mercator» («Купец»), «Miles gloriosus» («Хвастун», образ хвастливого воина - образец для шекспировскою «Фальстафа»), «Mostellaria» («Домовой»), «Persa» («Персы»), «Poenulus» («Пуниец», с пунийскими языковыми вставками), «Pseudolus» («Мошенник»), «Rudens» («Канат»), «Stichus», «Trinummus» («Трехгрошовая пьеса»), «Truculentus» («Угрюмец»). Комедии П. благодаря оживл. действию, искрящемуся самобытному народному юмору, комичности ситуаций и игре слов имели огромный сценич. успех и были очень популярны среди рим. аристократов, а также среди народа и рабов. В комедиях П. были переработаны некоторые элементы др.-италийских народных пьес (ателлан). Образный и яркий язык П. близок др.-италийской разговорной речи. Для П. характерно мастерское использование различных метрич. форм.

ПЛАГИАТ

ПЛАГИАТ (лат. plagium - противозаконное присвоение). В древности не существовало авторского права в сегодняшнем понимании этого слова, ибо в античности на духовные ценности не смотрели как на нечто изначально индивидуальное, как это принято в совр. гражданском праве. Если публиковалось произведение художеств, литературы, то к.-л. заимствования даже без объявления источника не считались П., а скорее рассматривались как воспроизведение достойного образца. Несмотря на это, случались споры по поводу П. В сочинениях научного характера указание источника при заимствовании к.-л. сведений и цитат считалось необходимым.

ПЛАКАЛЬЩИЦЫ

ПЛАКАЛЬЩИЦЫ - профессиональные исполнительницы ритуального погребального плача в вост., а также греч. и рим. траурных церемониях (сведения о последних более скудны). Особенное распространение профессия П. получила в эллинистич. эпоху; П. приглашали главным образом на погребение богачей; чаще погребальный плач исполнялся родственниками умершего.

ПЛАНЕТАРИЙ

ПЛАНЕТАРИЙ - устройство для проецирования движения планет, приводится в движение при помощи сложного зубчатого механизма. Наиболее известен П. Архимеда, который посещал сам Цицерон.

ПЛАНЕТЫ

ПЛАНЕТЫ (греч. блуждающие звезды). Представление о П. как движущихся звездах зародилось еще у вавилонян. Они связаны с определ. божествами, как, например, «Звезда Мардука» (Юпитер) или «Звезда Иштар» (Венера) и т. д.; наблюдения за ними велись по религиозным и астрологич. причинам. Уже ок. 1600 до н. э. была установлена идентичность утренней и вечерней звезды и примерно с 700 до н. э. - периодичность их движения. П. назывались в Греции вначале лишь по их внешнему виду (Pyrrhoeis - огненно-красный - Марс), а с 4 в. до н. э. - в честь вавилонских божеств, соответствующих греч. богам: звезда Кроноса, Зевса, Ареса, Афродиты, Гермеса; позднее слово «звезда» отпало, понятие звезды и бога идентифицировалось. Сегодня в назв. П. используются лат. эквиваленты имен греч. богов-Сатурн, Юпитер, Марс, Венера и Меркурий. В античный период были известны эти пять или семь П., т. к. Солнце и Луна часто причислялись к ним. Изучение П. началось в Греции примерно в конце 5 в. до н. э. Была создана космологич. модель движения П. с указанием расстояния и временем их вращения по орбитам. Верные представления об очередности таких вращений встречаются незадолго до 400 до н. э. у пифагорейца Филолая и Демокрита. Эти познания привели пифагорейцев к представлению о гармонии сфер, согласно которой П. расположены по отношению друг к другу в соответствии с определ. музыкальными интервалами, что является источником гармонии космоса. Связанная с этим идея математич. осмысления космич. порядка вдохновляла еще Кеплера. Члены Платоновской академии стремились свести движение планет к движению по орбитам, что привело к развитию планетарной теории. Разработка ее была начата Евдоксом (ок. 370 до н. э.), достигла вершины в гелиоцентризме Аристарха (ок. 280 до н. э.) и завершилась в блестящей научной теории Птолемея (ок. 150 н. э.).

ПЛАНУД

ПЛАНУД - Максим (род. в 1260 в Никомедии, ум. в 1310), греч. гуманист и филолог; сначала служил при дворе, с 1283 монах в Константинополе, с 1296 - посол в Венеции. П. - единств, визант. филолог, переведший на греч. яз. большое количество лат. произведений (например, Овидия, Августина, Боэция), чем и был известен среди своих соотечественников. Итогом его огромной собирательской деятельности является среди прочего «Anthologia Planudea», которая объединила большее число эпиграмм из собрания Кефалы, чем найд. только в 1606 «Anthologia Palatina».

ПЛАТЕИ

ПЛАТЕИ - город в Беотии у подножия Киферона. Здесь греки в 479 до н. э. под предводительством Павсания разгромили персов во главе с Мардонием в 427 и фиванцев в 374 до н. э. П. были разрушены персами, а затем фиванцами.

ПЛАТОН

ПЛАТОН - 1. 427-347 до н. э. - один из выдающихся греч. мыслителей; происходил из др. афинского аристократич. рода. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, П. как великий политич. мыслитель приложил все усилия к тому, чтобы разработать проект юсударств. устройства, основанного на справедливости, создав в результате философию объективного идеализма в его изначальном смысле. В 388-387 до н. э. П. основал в Афинах собств. школу - Академию, члены которой занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой. Исходя из идеи добра и истины, они предлагали реформировать клонящийся к упадку город-государство (полис) и управлять им. Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология - осн. составляющие платоновской философии, которые представлены в его диалогах. На фоне политич. смут и духовных брожений своего времени П. по мере возможности попытался сформулировать важнейшие принципы и правила, ориентирующие на создание стабильного обществ, строя. С этой целью П. опровергал гносеологич. софистич. релятивизм и доказывал возможность точного знания. П. опирался на сократовскую диалектику, ориентированную на поиск единого и всеобщего многообразия явлений. На уровне чувств, восприятия объективного мира вещей мы имеем дело, например, с окружностями, более или менее точными, в то время как на понятийном уровне мышления мы созерцаем идеальную (idein) окружность. Так и отдельные добродетельные поступки являются лишь несоверш. проявлениями идеи о справедливости как таковой. Т. о., П. пришел к двум видам познания: чувств, восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П., чувств, восприятию соответствует эмпирич. мир, а умопостигаемому - мир идей. Каково отношение мира идей к чувств, вещам, или миру вещей? Ясного ответа на этот вопрос П. не дает. Он ограничивается такого рода высказываниями, как: «мир идей отражается в мире вещей», «мир вещей участвует в мире идей» и т. д. П. полагает, что идеальное, например человеч. мысль, представляет собой «воспоминания» душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само «воспоминание» (анамнесис) приходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы. Учение П. о государстве тесно связано с этикой и психологией. Осн. идеей «Государства» П. является идея справедливости, создание идеального политич. строя. Существование человека вне общественно-политич. жизни, по П., невозможно. Государство П. состоит из сословий: правителей, стражей и т. н. третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т. д. По П., каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно, иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Осн. разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутр. врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этич. добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармонич. сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государств, строй. Государств, строю и идее справедливости соответствует душа человека, состоящая из грех частей: разумной, вожделеющей и растительной. С тем чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, П. предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жен, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в обществ, жизни. П. пытался реализовать свои политич. идеи в Сицилии (Сиракузы), но безуспешно. В «Законах», относящихся к последнему периоду его творчества, и отразилось его разочарование. Именно в «Законах» он изобразил своего рода полицейское (казарменное) государство, которое принуждает людей быть «счастливыми» против их воли. Философы-правители в своей деятельности ориентируются на высшую форму познания - диалектику идей. Любая деятельность, связанная с чувств, вещами (а чувств, вещи относятся к неподлинному бытию или небытию, в то время как подлинным бытием у него является идеальный мир), это низший уровень деятельности. По П., искусство есть подражание (мимесис) вещам, а сами вещи-подражание идеям. Поэтому искво - «подражание подражанию», оно побочно как в отношении истины, так и в отношении естеств. наук. По П., мир случайного, неопределенного и изменчивого постигается не в научных понятиях, но в мифич. образах. Так, в диалоге «Тимей» процесс построения мира Демиургом описан на основе исследования коллег П. по Академии, хотя с точки зрения теории идей математизация эмпирич. реальности, в сущности, невозможна, ибо она означает приложение идей к реальному миру. Однако математика как учение об идеальных величинах играла весьма значительную роль в платоновской философии. Достаточно сказать, что такие великие ученые нового времени, как Коперник, Кеплер и Галилей, при математизации естеств. наук считали П. своим идейным предшественником, а себя - платониками. «Мистическая часть их философии» восходит к философии П., которая в свою очередь связана с орфико-пифагорейским учением о бессмертии души и смерти как начале истинной жизни. Неоплатоновская мистика, гностич. учение и христианство в определ. степени тот же идейный источник. Влияние платонизма сказывается и в наши дни, в совр. западном мире. Вместе с тем учение П., и в особенности его диалектический метод, оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки. Сказанное касается также платоновского анализа языка и мышления, проблемы бытия, а также соотношения единичного и общего. Все плодотворное и рациональное в учении П. было критически использовано философией марксизма.

2. Комический поэт, представитель др. комедии, современник Аристофана. Сохранилось 30 названий его пьес и неск. фрагментов. В пьесах П. чувствуется политич. направленность и злая, остроумная критика.

ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ (эрос), названная по имени Платона, лишенная чувственности склонность души (психики) к нравств. красоте, философскому стремлению к познанию и знанию; рассматривалась Платоном в диалогах «Федр» и «Пир». В совр. значении - чисто духовная любовь между близкими по умонастроению людьми, далекая от сексуальных импульсов.

ПЛАТОНОВСКИЕ ТЕЛА

ПЛАТОНОВСКИЕ ТЕЛА - пять правильных многогранников: тетраэдр (четырехгранник), куб, октаэдр (восьмигранник), правильный додекаэдр (двенадцатигранник) и икосаэдр (двадцатигранник). Названы по Платону, который в диалоге «Тимей» в соответствии с формой распределил их между осн. составляющим окружающего мира, определив куб - земле, октаэдр - воздуху, пирамиду (понятие «тетраэдр» появилось вначале у Герона Александрийского) - огню, икосаэдр - воде, в то время как творец мира придал всему миру форму пятиугольного додекаэдра.

Платоновские тела

рис. Платоновские тела.

ПЛЕБЕИ

ПЛЕБЕИ - представители плебса в Др. Риме, не принадлежавшие к семьям patres - «отцов» и не являвшиеся, следовательно, патрициями. Позднее П. стали называть вообще всех представителей низших слоев. В глазах эксплуататорских классов это назв. приобретало презрительный оттенок, сохранившийся до сегодняшнего времени и ставший ругательством.

ПЛЕБИСЦИТ

ПЛЕБИСЦИТ (лат. решение плебса), постановления, принимаемые собранием плебеев в Др. Риме. В начале Республики были действительны только для плебеев, но примерно с 287 до н. э. (Lex Hortensia de plebiscitis), или еще с 449, когда была установлена законная сила П. (Lex Valeria Horatia), были признаны законом для всех римлян и представляли собой нормальную форму законодательства до конца существования Республики.

ПЛЕБС

ПЛЕБС - в Др. Риме вся масса рим. народа, противопоставл. патрициям. В результате упорной борьбы между сословиями П. добился уравнения в правах с патрициями. Важной вехой на этом пути явились Законы 12 таблиц. Начиная с 367 до н. э. один из двух консулов должен был быть плебеем. Защита прав П. принадлежала народным трибунам (Tribuni plebis). Они созывали П. на собрание и по праву интерцессии могли изъявить свой протест и признать какие-то законы недействительными. Позже понятие «П.» распространилось на низшие слои народа. Как в Риме, так и других городах сохранялись различия между П. и привилегиров. слоями населения. Но между ними не существовало непреодолимых барьеров, т. к. богатство и благосостояние были самым важным критерием. В позднеантичный период законодательство различало городской и сельский П. (Plebs urbana-Plebs rustica). Приравнивание П. к совр. пролетариату является недопустимой модернизацией. П. представлял собой народную массу, состоявшую из самых разных элементов. К их числу принадлежали врачи, художники, учителя, ремесленники и т. н. люмпен-пролетариат.

ПЛЕЙСТОАНАКТ

ПЛЕЙСТОАНАКТ - 458-408 до н. э., царь Спарты. После отделения Эвбеи от Афин в 446 предпринял нападение на Аттику. Из-за подозрений в подкупе был отправлен в ссылку.

ПЛЕКТР

ПЛЕКТР (греч. plettein - ударять), палочка для извлечения звука на струнных инструментах (кифара, лира, барбитон), появилась в Греции с 7 в. до н. э., уже в Египте было известно неск. их типов.

ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ

ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ - объединение неск. племен или частей племен в период разложения первобытного общества и образования военной демократии. Свободные воины еще продолжали пользоваться всеми своими правами, но уже появились аристократия и социальные различия. П. е., как правило, был воинств, объединением (например, у германцев с 3 в.).

ПЛЕМЯ

ПЛЕМЯ - высшая форма социальной организации доисторич. общества. В П. объединялось некоторое число родов или общин. Причиной образования П. была экзогамия (т. е. установление брачных отношений между разными родами), а также разделение наиболее крупных родов. Кроме того, особенно в период неолита образованию П. способствовал рост численности и плотности населения (необходимость организации больших человеч. объединений для совместной жизни и обороны). Для П. характерно единство терр., языка, культуры и культа.

ПЛЕТЕНАЯ ЛЕНТА

ПЛЕТЕНАЯ ЛЕНТА - орнамент, возникший в культурах Востока; особенно популярен с 7 в. до н. э. в росписи античных сосудов, саркофагов, архитектуре, мозаике, стенной живописи и рельефной керамике вплоть до эпохи Империи. Часто применялся также в раннесредневековом искусстве.

Плетеная лента

рис. «Плетеная лента».

ПЛЕТЕНИЕ

ПЛЕТЕНИЕ - К занятиям, заимствованным из раннеисторич. культур, относится П. корзин, рыбных вершей, сетей, циновок, веревок и сит, выполняемое спец. иглой. Единств, механич. вспомогательным приспособлением в кон. 5 в. до н. э. служило канатное колесико. В качестве материала для П., кроме льна и конопли, использовали эспарто (лат. spartum), тростник, камыш, реже - лыко деревьев (липы, пальмы), солому, прутья деревьев (ивы, виноградной лозы, березы, орешника), а также папирус. Плелись также венки, пользовавшиеся большим спросом в быту и обществ, жизни полиса.

ПЛЕТОН

ПЛЕТОН - Георгий Гемист (1355-1452), греч. гуманист и философ при дворе Мистра на Пелопоннесе. В 1438 принимал участие во Флорентийском соборе, позже преподавал во Флоренции греч. яз., был в числе представителей неоплатонизма, содействовал созданию там платоновской Академии (1459). Наряду с многочисл. философскими и филологич. произведениями и переводами Платона, П., как и его наиболее выдающийся ученик Виссарион, был автором социально-политич. реформ, направл. на экономич. оздоровление Пелопоннеса.

ПЛЕЯДЫ

ПЛЕЯДЫ - в греч. мифологии семь дочерей Атланта и Плейоны. Они долго преследовались Орионом, и Зевс вознес их в виде созвездия на небо (Pleias - созвездие из семи звезд). К ним относились Майя и Меропа. В переносном значении «П.» называлась группа александрийских трагиков в 3 в. до н. э., в 16 в. - группа франц. поэтов, объединившаяся вокруг Ронсара.

ПЛИНИЙ

ПЛИНИЙ - 1. Старший, С. P. Secundus, род. в 23/24 в Новом Коме (Сото) в Сев. Италии. Погиб 24. 08. 79, участвуя в спасательных работах во время извержения Везувия. Он был командующим флотом в Мизене, рим. государств, деятелем, историком и писателем, состоял в тесных связях с династией Флавиев. Из его многочисл. трудов сохранилась лишь «Naturalis historia» («Естественная история»), огромный труд энциклопедич. характера в 37 книгах. В 1-й книге П. дает перечень рассматриваемых тем и список греч. и рим. источников (400 авторов). 2-я книга посвящена общим вопросам математико-физич. географии, книги 3 - 6-я - страноведение по континентам (Европа, Африка, Азия), книга 7-я посвящена людям, 8 - 11-я - животным, книги 12 19-я - растениям. В книгах 20-27-й рассказывается о лекарствах растит, происхождения, в 28-32-й о лекарств, средствах животного происхождения, в 33-37-й - о металлах и камнях, включая изобразительное искусство, а также о художниках и произведениях искусства. В своем громадном труде П. обобщил естественнонаучные познания своего времени, добавив к ним свои наблюдения. Он не проводил собств. исследований и не высказывал критич. суждений; тщательно отобранный им материал служил общеобразовательной цели. Его утерянные труды по истории (о войне с германцами и совр. ему истории с 31 н. э.) использовались Тацитом.

2. П. Младший, С. P. Caecilius Secundus, (род. в 61 или 62 в Новом Коме (Сото), ум. ок. 113), племянник и приемный сын Плиния Старшего, рим. обществ, деятель и писатель из состоятельной семьи; был оратором, адвокатом, консулом в 100, в 111-112 или 112-113, императорским легатом в Вифинии. Из его лит. трудов сохранились 10 книг «Писем» («Epistulae»). Задуманные как эпистолярный лит. труд, тщательно стилизованные, они дают представление о материальной и духовной стороне жизни главным образом привилегированного рим. общества времени Траяна (образ жизни, хозяйство, образование и воспитание, право, лит. жизнь, риторика, описания вилл; смерть дяди во время извержения Везувия в 79, единств, сохранившееся описание этой катастрофы). «Письма» рисуют П. как образованного, доброго человека, делами доказывавшего свою человечность по отношению к рабам и вольноотпущенникам. Книга 10-я включает письма П. и Траяна, которые они писали друг другу в период наместничества П. Эта переписка-важный историч. документ («Письма об обращении с христианами», № 96, 97). Из речей П. сохранился только «Панегирик», речь в честь Траяна, произнесенная в сенате, в которой П. благодарит Траяна за предоставление ему консульства. Позднее «Панегирик» часто использовался как образец похвальной речи.

ПЛИНФ

ПЛИНФ (греч. кирпич), плита, на которой поставлена колонна или столб (в отличие от базы крепко связанная с ними), используемая в строительстве и скульптурах.

ПЛОТ

ПЛОТ - В др. культурах П. был средством передвижения по рекам. Использовался греками, этрусками и римлянами также на несудоходных реках. Одиссей у Гомера спасся на П. Изображения мор. П. отсутствуют.

ПЛОТИН

ПЛОТИН (204-270), греч. философ, основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе (Египет), в 232 отправился в Александрию, где стал учеником Аммония Сакка. После участия в перс, походе Гордиана в 244 он Основал в Риме собств. школу. П. мечтал о сооружении города философов Платонополиса, граждане которого должны были жить по законам Платона. Но несмотря на высокую оценку П. императором Галлиеном, чья религиозная политика вызывала симпатию П., этот проект не осуществился. После долгой и тяжелой болезни П. умер в Минтурне (Кампания). Устные лекции П. были обработаны его учеником Порфирием и изданы в 6 «Эннеадах». Философия П. еще более усилила дуализм Платона между миром идей и действительным миром, хотя новое толкование платонизма началось уже в Древней Академии. П. развил учение Платона о действии или причастности идей ко всем вещам окружающего мира (Methexis). По П., суть всего происходящего исходит от некоего первоначала (Proton) или единого (Hen), которое существует вне мира и не поддается определению в понятии. Все порожденное и существующее (мир, вещи, многообразие) есть результат истечения (эманации) первоединого начала, всего лишь его слабое отражение и потому существенно отличается от порождающего первоначала. Т. о. по П., т. н. умопостигаемый (божественный) мир и мир явлений (земной мир) принципиально различны. Последнее есть всего лишь теневое изображение первого. И все же эманация и результат ее, чувственный мир, согласно П., необходимы. Тем самым он подчеркивает свои оптимистич. тенденции и резко отклоняет идеи гностич. пессимизма. Первым продуктом первоединого начала является нус (мышление и одновременно высшая ступень бытия). Он излучает из себя сначала душу, относящуюся к умопостигаемому миру, которая в свою очередь излучает вторую душу, у П. именуемую природой. Материя же является не только низшим продуктом и низшей ступенью падения первоединого начала, но также и первопричиной многообразия и несовершенства всего земного. Более того, она есть первоначало зла. Осн. смысл человеч. жизни-отказ от всего материального и обуздание телесных желаний. Это очищение (катарсис) включает в себя все добродетели и должно освободить душу для ее главного и истинного назначения - мышления и познания. Последняя и высшая цель развития души - слияние с божественным (экстаз). На этой основе П. сформулировал осн. принципы своей эстетики, которая рассматривает красоту как овладение сутью вещей через мир идей. Предметом искусства являются также идеи, а предметы объективного мира - всего лишь их отражение. Идеализм П. оказал сильное воздействие на раннехристианскую философию. Кроме того, идея непостижимого и невыразимого первоединого начала делала П. представителем т. н. негативной теологии. Отождествление мирового ума с высшей идеей бытия, как идея П., продолжала существовать вплоть до возникновения трансцендентной философии, зародившейся в недрах классич. нем. философии (Шеллинг, Гегель). Эстетика П. оказала сильное влияние на эстетич. принципы Ренессанса, а позднее на творчество Гёте и Шеллинга.

ПЛОТИНА

ПЛОТИНА - Помпея (род. в Немаузе (Ним), ум. в 122), стала до 98 супругой Траяна, на чьи политич. решения имела влияние. В качестве августы, поскольку брак ее с Траяном был бездетен, покровительствовала Адриану, считая его преемником. Была эпикуреянкой, после смерти обожествлена.

ПЛОТНИК

ПЛОТНИК - Т. к. греки и римляне во мн. случаях использовали древесину там, где сейчас используется металл, профессия П. имела большое значение. Слово «архитектор» (architekton) значит по-греч. «главный П.». На позднерим. провинциальных изображениях архитектор предстает с масштабной линейкой и плоским топором в руках. Слабая степень разделения труда выражалась в том, что П. сам выпиливал доски из бревен, обстругивал их, сверлил гнезда для шипов или выдалбливал их стамеской, лощил их поверхность плоским топором, желобил и калевал дерево теслом (топором с закругл. лезвием и коротким топорищем). П. использовали достаточно богатый инструментарий, который неск. отличался у П. из разных пров.

Плотник

рис. Плотник с мраморного рельефа сер. 3 в. (Рим, Ватикан, Музей Греториано Профано).

ПЛУГ

ПЛУГ - сельскохозяйств. орудие для вспашки почвы, древнейшие изображения которого имеются на чернофигурной керамике. Античный П. взрыхлял почву, но не переворачивал пласт. На переднем конце дубовой подошвы П. был закреплен металлич. симметричный лемех, сзади приделана рукоятка, при помощи которой пахарь прижимал П. к земле. В центре подошвы имелся изгиб (дуга): в нее вставлялось и могло быть закреплено дышло для парной упряжки волов или мулов. Узкий лемех проводил только плоскую борозду, поднимал почву и мельчил ее. Пласт земли надо было разбивать предназнач. для этого молотком, хотя вспашка и проводилась трижды. Единичные асимметричные лемехи появились, очевидно, с эллинистич. времени. Только в эпоху Римской империи было применено наклонное положение лемеха, которое достигалось односторонним нажатием на рукоятку и позволяло перевернуть пласт земли. Однако вспашка была неглубокой. Колесные передки, обычные для Греции начала н. э., к которым крепился уже асимметричный переворачивающий П., впервые проникли на С. Италии в 4 в. н. э. При недостатке борон П. служил и для боронования почвы.

Плуг

рис. А. Плуг ок. 550 до н. э.: 1 - подошва; 2 - лемех; 3 - рукоятка; 4 - ручка; 5 - изгиб; 6 - дышло; 7 - скрепляющие чеки. В. Этрусские плуги ок 350 до н. э.: 8 - ярмо для волов; 9 - заостренный шест погонщика. С. Различные эллинистическо-римские лемехи: 1, 2 - симметричные лемехи для пятичного плуга; 3 - ассимефичный лемех для поворотного плуга (с еще неполным отвалом пласта). D. Лемехи из римских провинций: 1, 2 симметричные лемехи с металлическим башмаком для отвала на укороченной подошве.

ПЛУТАРХ

ПЛУТАРХ (лат. Plutarchus), род. ок. 46 в г. Херонее (Беотия), ум. позже 119, др.-греч. писатель, происходил из старинного состоятельного рода. После обучения в Афинах был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Во время путешествий, в т. ч. в Египет и Италию, иногда с возлож. на него политич. миссией, он имел возможность встречаться и общаться с выдающимися людьми своего времени (среди других с императорами Траяном и Адрианом); в дружеском кругу он предавался изысканному общению, вел беседы научного содержания, а также касался самых разных областей жизни. Эта насыщенная духовная жизнь находит отражение в его трудах. Из преподавания собств. детям, а также детям своих состоятельных сограждан возникла своего рода частная академия, в которой П. занимался преподаванием и творчеством. Из огромного писательского наследия П. (250 трудов) сохранилась лишь некоторая его часть - примерно одна треть. В 46 «Сравнительных жизнеописаниях» («Bioi paralleloi») содержатся 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Им написаны еще четыре биографии, не входящие в «Жизнеописания». П. предстает перед нами не только как историограф. Находясь под влиянием перипатетич. учения, он пытается отразить взаимосвязь между натурой и действием своих героев, поскольку не признает детерминированности человеческих поступков. Вторую большую группу его сочинений составляют труды, частично объедин. под заголовком «Этика» («Moralia»). Они посвящены философским темам, и прежде всего вопросам этики (научно-популярные труды о семейной жизни, воспитании, дружбе, недостатках характера и их преодолении). Будучи сторонником платоновской философии, П. выступает против эпикурейцев и стоиков, а в политич. произведениях, как лояльный верноподданный Римской империи, дает рекомендации благоразумного поведения. Труды по истории литературы, физике, медицине, риторике, истории музыки и теологии показывают широту интересов и универсальную образованность их автора, последователя предшествующих мыслителей, не обладающего при этом качествами исследователя, надел, собств. оригинальным мышлением. Однако труды П. являются неоценимым источником, например его сочинения о культах Исиды и Осириса. П. использует самые разные лит. формы-диалоги, памфлеты, письма и пр. Труды П., в особенности его «Сравнительные жизнеописания», имели огромное воздействие, особенно начиная с эпохи гуманизма, на умы последующих поколений во всех странах (Монтень, Шекспир, нем. классики), его биографии содержат разнообразнейшие сведения из античной истории.

ПЛУТОН

ПЛУТОН (лат. Pluto, родств. греч. plutos - богатство), греч. бог, владыка несметных богатств подземного царства, отождествлялся с владыкой подземного мира Аидом, супругом Персефоны, и поэтому в произведениях искусства изображался в сюжете о похищении Персефоны (картина Рембрандта). Ему соответствует рим. Dis pater.

ПЛУТОС

ПЛУТОС (греч. богатство), греч. бог богатства, в своей ранней форме божество, дарующее людям обилие запасов и стад (в языковом отношении его имя близко Плутону), сын Иасиона и Деметры (иначе он представлен в элевсинских мистериях, где Аид - Плутон выступает как супруг Персефоны, дочери Деметры). У Аристофана П. изображен слепцом, наделяющим всех без разбора богатством. П. изображался в виде мужчины, старика или мальчика, иногда с рогом изобилия. Комедия Г. Сакса.

ПНЕВМАТИКА

ПНЕВМАТИКА (греч.), начиная с Ктесибия, спец. дисциплина, отрасль инженерной техники, занимающаяся теорией и конструктированием приборов и приспособлений, основанных на сжатии воздуха. К их числу относились духовое ружье, орган, пожарный насос, «Геронов шар», выполн. по принципу промывной колбы, а также многочисл. механизмы, некоторые из которых выдавались священнослужителями за «чудесные творения», например механич. открывание дверей алтаря при помощи нагретого воздуха.

Пневматика

рис. Применение пневматики: горение ладана нагревает воздух в пустой полости под очаговой плитой, которая нажимает на водосодержащий сосуд, могущий быть опорожненным через U-образную трубу, помещенную изгибом вверх. Через нее наполняется водой вторая емкость, висящая на веревке, присоединенной к двери храма, которая вращает (т.е. открывает) ее, когда опускается. Противовес закрывает дверь, как только горение ладана прекращается.

ПНИКС

ПНИКС - холм в зап. части Афин, на котором вплоть до 4 в. до н. э. собиралось народное собрание. Для этого специально была создана терраса. Еще сегодня можно заметить остатки трибуны для ораторов.

ПОБЕДНЫЕ ИМЕНА

ПОБЕДНЫЕ ИМЕНА - прозвища рим. полководцев и императоров, служившие напоминанием о важной победе над к.-л. народом или племенем или об успешных боевых действиях в той или иной местности. Первое такое прозвище, Африканский (лат. Africanus), получил Сципион (1) за свою победу над Ганнибалом в 202 до н. э. Во времена Империи П. и. сенат присваивал властителю как верховному главнокомандующему; они стали составной частью официальной идеологии непобедимости и величия монарха. Очень часто присваивалось имя Германик (лат. Germanicus - победитель германцев). Известны прозвища Дакик, Парфик, Персик, Сарматик и Британик. Во 2 и 3 вв. развилась обширная победная титулатура императоров, существовавшая вплоть до 6 в.

ПОБИТИЕ КАМНЯМИ

ПОБИТИЕ КАМНЯМИ - широко распростран. вид казни в Греции и Риме. Применялся как после вынесения приговора, так и в форме стихийной народной расправы.

ПОВАР

ПОВАР - специалист по приготовлению различных блюд; эта профессия стала развиваться в кон. 5-нач. 4 в. до н. э. (о чем в первую очередь свидетельствует комедия) и достигла расцвета в поварском искусстве эллинистическо-рим. эпохи.

ПОВАРЕННАЯ КНИГА

ПОВАРЕННАЯ КНИГА - Как собрание рецептов П. к. стали использоваться с кон. 5 в. до н. э. К этому времени относится сочинение Митека из Сиракуз, считавшегося «Фидием среди авторов П. к.». Под именем Апиция, жившего во времена Нерона, до нас дошла П. к. периода ранней Империи.

ПОВИТУХИ

ПОВИТУХИ - лица, заменявшие врачей, оказывали оперативную помощь при родах, предпринимали гинекологич. вмешательство. Их социальное положение в общих чертах приравнивалось к положению врачей.

ПОВОЗКИ

ПОВОЗКИ - На Др. Востоке и в крито-микенскую эпоху наиболее распростран. типом П. была легкая двухколесная П. В классич. время этот вид П. потерял свое былое значение, хотя его существование и засвидетельствовано в изображениях протогеометрич. стиля и в памятниках окраинных культур (например, в обнаруживающих греко-этрусское влияние ситулах 6-4 вв. до н. э. и в греко-скифском искусстве 5-3 вв. до н. э.). Хотя военные колесницы сменились верховыми воинами, упряжка четверней или парой продолжала использоваться на спортивных состязаниях и в культовых процессиях. Для перевозок грузов и людей на небольшие расстояния применялись тяжелые одноосные П., позволявшие, особенно при большом диаметре колеса, преодолевать бездорожье. Широкое распространение четырехколесных П. начинается только со строительством дорог в 3 в. до н. э. П. с подвижно сочлен, двойным остовом использовались в 5 в. до н. э. в греч. колониях чаще, чем в самой Греции. Наиболее полное применение П. нашли у римлян, которые усовершенствовали старые типы П. и изобрели новые с использованием кельтских элементов и нововведений. Рим. дорожные экипажи имели настолько хорошие рессоры, что во время езды можно было не только читать, но и успешно стенографировать. Устройство знаменитых своим удобством античных дормезов (carruca dormitoria) не поддается детальному восстановлению. Упряжные животные - волы, мулы, кони, реже ослы, а при парадных выездах также слоны - из-за малой ширины дорог запрягались, подобно совр. альпийским упряжкам, одно за другим, т. е. цугом. В тех случаях, когда у П. отсутствовало дышло, сбруя, технически еще весьма несоверш., прикреплялась непосредственно к вращающемуся передку при помощи спец. перекладины. Такой способ упряжки был вполне допустим на совершенно прямых улицах античных городов. Законодательство Римской империи ок. 300 н. э. устанавливало грузоподъемность различных видов грузовых П. от 145 до 1089 фунтов. Для спец. целей были изобретены П. с цистернами и лафетные П. для транспортировки метательных машин.

Повозки

рис. 1. Колесница (для ристаний).

Повозки

рис. 2. Четырехколесный дорожный экипаж с кучером и сидящим на подставной лошади форейтором. На дышельных лошадях нечто подобное хомутам, на подставной лошади сбруи не видно (рельеф из Месамбрии; ок. 450 до н э ).

Повозки

рис. 3. Одноосный дорожный экипаж на высоких колесах, запряженный мулами (с монеты Ливии).

Повозки

рис. 4. Двуосный дорожный экипаж с тентом, состоящий из кузова с отделением для поклажи и передком (с рельефа из Maria-Saal в Каринтии).

Повозки

рис. 5. Лафетная повозка с метательной машиной (с Траяновой колонны).

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СТЕЛА

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СТЕЛА - Место захоронения часто отмечалось длинным прямоугольным камнем, ставившимся вертикально. Камень украшался росписью или скульптурным изображением, на нем делалась надпись.

ПОГРЕБЕНИЯ

ПОГРЕБЕНИЯ - Наряду с кремацией мертвых и захоронением их пепла в урнах, что было принято у греков, особенно в протогеометрич. и геометрич. периодах (11-8 вв. до н. э.), у римлян от времен поздней Республики до эпохи средней Империи (1 в. до н. э. - 2 в. н. э.) широко практиковалось захоронение мертвых в шахтовых и камерных гробницах, саркофагах и т. п. сооружениях. За погребальными обрядами стояли традиционные представления о загробной жизни, не вызывает сомнения также обществ, значение памяти о мертвых для политич. пропаганды, которая играла важную роль в Риме (обществ, панегирики - laudatio funebris), а также в Греции в классич. и эллинистич. эпоху. К монументальным погребальным сооружениям относятся микенские купольные гробницы (культ героев), малоазиатские погребальные сооружения (надгробие нереид, Галикарнасский мавзолей), рим. круглые гробницы (Цецилии Метеллы, замок св. Ангела), башни в рим. пров. (Игельская колонна). Рядовые захоронения украшались погребальными сосудами (например, лекифами), стелами или статуями. Рим. урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии. Со 2 в. н. э. захоронения в Риме производились также в подземных камерах, в т. н. катакомбах. Широко распростран. греч. и лат. погребальные надписи были скорее общепринятыми формулами, но они давали возможность выразить чувства скорбящих и охарактеризовать покойного, позднее сформировался жанр лит. эпитафии.

ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ - До изобретения в сер. 30-х гг. 20 в. водолазного снаряжения с автономным кислородным дыхательным аппаратом были сделаны (в осн. рыбаками) случайные мор. находки, в т. ч. остатков затонувших кораблей близ Антикиферы (1900) и Махдии (1907-1913). В их осмотре участвовали греч. ловцы губок. Лишь бурное развитие подводного плавания в 30-е гг., связанное с именами Кусто и Гасса, привело к созданию научной П. а., использующей сегодня совр. технич. средства-откачивающие насосы, подводные средства передвижения, подводную фотографию и телевидение. П. а. дает важные с научной точки зрения результаты при исследовании погрузившихся под воду портов, затонувших кораблей и т. п.

Предыдущая страница Следующая страница