Словарь античности
Статьи на букву "А" (часть 4, "АМФ"-"АНФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АМФ"-"АНФ")

АМФИТРИТА

АМФИТРИТА - дочь бота Нерея, супруга Посейдона, которому, кроме друт их детей, родила Тритона. Сущее твовал культ А. и Посейдона как властителей моря. Из ревности А. с помощью волшебных трав превратила Сциллу в страшное чудовище. На этот сюжет полотна Рубенса, Пуссена и Тьеполо.

АМФОРА

АМФОРА (греч. сосуд с двумя ручками), овальный сосуд с двумя ручками, сделанный обычно из глины (с росписью или без нее), а также из металла (бронза, серебро, золото), дерева или стекла. Служил для хранения масла и вина; использовался также как урна для захоронения или при голосовании. Наряду с овальными панафинейскими А. заслуживают внимания тонкопрофильные ноланские А., а также более грубые, высокие и узкие А., использовавшиеся как транспортная тара. Объем А., применявшейся рим. для измерения жидкостей, составлял 26,26 литра.

Амфора

рис. Чернофигурная двуручная амфора (6 в. до н. э.)

АНАБАЗИС

АНАБАЗИС (греч. восхождение).

1. Назв. историч. труда Ксенофонта, описавшего поход греч. воинов «вверх» от мор. побережья во Внутр. Азию и их возвращение «вниз» в 400 - 399 до н. э. к побережью Черного м.

2. Историч. трактат Арриана о походах Александра Македонского.

АНАДУМЕН

АНАДУМЕН (греч. увенчивающий себя венком), атлет с повязкой победителя вокруг головы. Фидий изготовил статую А. для Олимпии, моделью для которой послужил Пантарк, победитель Олимпийских игр 436 до н. э. Предполагается, что к этой статуе восходит А. Фарнезе в Британском музее.

АНАКРЕОН(Т)

АНАКРЕОН(Т) - греч. лирик из Теоса (ионич. М. Азия), живший в сер. 6 в. до н. э. Покинув свою родину накануне перс, вторжения, он поселился в Абдере (Фракия). Позднее жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. В своих грациозных стихотворениях А. воспевал мирские наслаждения: любовь (в т. ч. гомосексуализм), вино, пиры. Наряду с этим в стихах А. звучат старческие стенания и страх перед смертью. Поли гика его не интересовала. А. использовал различные стихотворные размеры. В отличие от подлинных стихотворений А., сохранившего до глубокой старости живой ум и умение наслаждаться прелестями жизни, созданная позднее т. н. анакреонтич. поэзия (Carmina Anacreontea) является лишь подражанием поэту. К этой написанной преим. в эпоху Империи анакреонтич. лирике примыкает творчество Ронсара и анакреонтиков 18 в. (Хагедорн, Глейм и пр.).

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР - из Клазомен(М. Азия) (ок. 500 - 428 до н. э.); греч. материалистич. натурфилософ, происходивший из богатой и знатной семьи. Распространял свое философское учение в Афинах и снискал дружбу Перикла. В дошедшем до нас в отрывках осн. философском труде «О природе» А. утверждал, что нет ни возникновения, ни уничтожения, ни к.-л. качеств, изменений, а существует только соединение и разъединение различных веществ. Изначально существовали бесконечно многообразные гомеомерии, неподвластные качеств, изменениям «семена», находившиеся в смешанном, бесформ., хаотичном состоянии. Позднее возникло движение, и частицы начали отделяться одна от другой, а подобные частицы соединялись с подобными. Возник мир с его многочисл. предметами и живыми существами. Т. к. процесс разъединения и соединения частиц не закончился, говорил А., то существует все многообразие гомеомерий, характер которых определяется лишь преобладанием той или иной гомеомерий определ. вида. Толчок к появлению вещества дал нус, легчайшее и чистейшее вещество из всех веществ, - ум. Дальнейшее развитие А. рассматривал как чисто механич. и поддающееся объяснению. Поэтому А. не признавал богов. Солнце, Луна, звезды и метеориты являлись для А. не божествами, а обыкнов. раскал. каменными массами. А. пытался также дать естеств. объяснение различным другим природным явлениям, таким, как солнечное затмение, наводнение, падение метеоритов. Им были предвосхищены, правда в примитивной форме, космогонич. теория Канта - Лапласа и принцип сохранения материи и энергии. В области гносеологии А. отстаивал утверждение, что противоположное воспринимается через противоположное, что вещи обладают в действительности теми качествами, которыми наделяют их чувства. А. был обвинен противниками Перикла в безбожии и вынужден был в 434 - 433 удалиться в Лампсак.

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (ок. 611 - 546 до н. э.), греч. философ из Милета, вероятно, выходец из торговой аристократии. Наиболее яркий представитель ионийской натурфилософии, последователь Фалеса; очевидно, первый философ, который стал писать прозой. На осн. вопрос ионийской натурфилософии, что является первоначалом всех вещей, А. отвечал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия. Он называл ее апейроном, т. е. бесконечным, безграничным, вечным, неизменным, из него возникают все вещи и после своей гибели в него же возвращаются. Апейрон, по А., не являлся поддающейся эмпирич. восприятию первичной или осн. субстанцией, как, например, вода у Фалеса или воздух у Анаксимена. Т. о., апейрон представлял собой более высокую ступень философской абстракции. Из апейрона выделяются две осн. противоположности: холодное и теплое, затем влажное и сухое, взаимодействие между которыми образует вещи и миры. Картина мира у А. следующая: в центре мироздания располагается неподвижная Земля, имеющая цилиндрич. форму, она свободно парит в воздухе вследствие равного расстояния от нее небесных тел. Первоначально Земля была покрыта водой, затем вследствие воздействия солнечных лучей часть влаги испарилась и появилась суша. Первые животные произошли из мор. ила и в свою очередь дали начало роду людскому. По А., существует бесконечное множество миров, которые расположены как последовательно во времени, так и рядом друг с другом. Т. о., А. предпринял попытку дать всеобъемлющее, рациональное объяснение мира и жизни, свободное от мифологии, а также наивно-материалистич. и диалектич. их толкование. Происхождение звезд и их движения, облаков, землетрясений объяснялись естеств. причинами. С именем А. связывается создание небесного глобуса и географич. карты.

АНАКСИМЕН

АНАКСИМЕН (ок. 585 - 525 до н. э.), греч. философ из Миле га, представитель ионийской натурфилософии, последователь Фалеса и Анаксимандра. Первичной субстанцией считал воздух, из которого при разряжении образуется отнь, а при сгущении ветер, облака, вода, земля, камни. Качеств, различия лих производных субстанций определяются количеств, содержанием в них первичной материи. Воздух, как утверждал А., является также источником жизни (душой мира). Плоская земля висит в воздухе, как бы «оседлав» его, небо представляет собой полукруглый куполообразный твердый свод, звезды в который вбиты, подобно гвоздям (отсюда термин «Fixstern» - «неподвижная звезда»).

АНАЛИТИКА

АНАЛИТИКА (греч. учение о расчленении), учение о построении логич. рассуждений и выводов; также ттазв. двух осн. трудов Аристотеля о логике; 1-й рассматривал рассуждение с формальной точки зрения, 2-й с точки зрения содержания (доказательные рассуждения, логич. цепи).

АНАМНЕСИС

АНАМНЕСИС (греч. припоминание), термин теории познания Платона, по которой человеч. сознание способно припоминать изначально скрытое в душе знание. Платон утверждал, что идеи, абстрагированные от материальных вещей, могут быть постигнуты тлько путем А., т. е. припоминанием человеч. душой знания, которым она обладала до вселения в смертное тело на земле. У Аристотеля А. фигурирует как осознанное припоминание определ. знания.

АНАНКЕ

АНАНКЕ (греч.), необходимость, неизбежность, судьба. Также имя ботини судьбы. Осн. понятие философии Платона.

АНАПЕСТ

АНАПЕСТ (греч. отбитый назад, т. е. дактиль наоборот), стопа, в которой первые два слога краткие, последний долтий: U U - (например, miserans). А. появляется в спартанских маршах, в Tpaгедии и особенно в парабазах комедий, которые поэтому часто называются анапестами.

АНАСТАСИЙ I

АНАСТАСИЙ I - Флавий, император Восточной Римской империи с 491 до 518, приверженец монофизитсгва. Окончательно покорил исавров, подавил многочисл. восстания и выиграл гражданские войны. А. способствовал развитию торговли и ремесел в Воcточной Римской империи.

АНАТОМИЯ

АНАТОМИЯ (греч. рассечение тела). Зачаточные знания об А. встречаются в поэмах Гомера. Ок. 500 до н. э. Алкмеон из Кротона провел первые анатомич. исследования на животных. Т. к. вскрытие трупов было в Греции запрещено по религиозным соображениям, примерно до 300 до н. э. данные, получ. при вскрытии животных, механически переносились на человеч. тело, что вело к ошибочному представлению о строении внутр. органов человека. Наибольшие сведения по А. в античные времена дали исследования Герофила и Эрасистрата в 3 в. до н. э. в Александрии. Благодаря заимствованию егип. мумифицирования, а также изменившимся религиозным и философским представлениям о сущности души ученые наконец получили возможность вскрывать тела умерших. Имеются сведения и о вивисекциях приговор, к смертной казни преступников. До конца периода античности в А. больше не было сделано значительных открытий. Ученые ограничивались переработкой и передачей получ. ранее сведений. Излож. в грудах Галена анатомич. знания эпохи античности стали составной частью Ср.-век. медицины и вплоть до эпохи Ренессанса не потеряли своего значения.

АНАХАРСИС

АНАХАРСИС - скиф из царского рода, жил в 6 в. до н. э.; изучал греч. обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критич. осмыслению. Идеализируя северные народы, греки нарекли А. Мудрым. Приписываемое А. собрание из 10 сохранившихся до наших дней писем, датируемых 3 в. до н. э., свидетельствует об огромном интересе к фигуре А. со стороны киников.

АНГЕЛ

АНГЕЛ (греч. angelos - вестник). В античной религии и мифологии А. как вестник богов - одно из звеньев цепи «животные боги люди». В вост., прежде всего апокалипсич. и гностич. мистериальных культах, а также в христианстве А. выступают как смешанные существа. Наряду с т ероями и демонами они составляли окружение греко-рим. богов, позже в иудаизме, и христианстве. Черты А. соединились с чертами позднеантичных демонов. А. считались покровителями людей и помощниками богов. Неоплатонич. учение Порфирия об А. было связано с иудейским апокалипсисом. Изображение А. как крылатых существ восходит к их вост. прообразам. Прототипом А. часто считают Нику.

АНДОКИД

АНДОКИД - 1. Греч, оратор, живший в кон. 5 - нач. 4 в. до н. э. Происходил из древнего, богатого афин. рода. Схвач. в связи с делом гермокопидов (осквернителей герм) в 415, вынужден был удалиться из Афин. Несмотря на произнес, публично речь «О возвращении из изгнания», вернуться ему удалось лишь в 402. В последующих речах он оправдывался по поводу выдвинутого против него обвинения в святотатстве в 399. После речи «О мире со Спартой» в 391 вынужден был вновь удалиться в изгнание. Речи А., входящие в канон десяти аттич. ораторов, отличаются своеобразием и простотой.

2. Горшечник последней трети 6 в. до н. э.; изготавливал сосуды, которые расписывал художник, названный позднее его именем. А. - художнику приписывается введение росписи красными фигурами на черном фоне. На амфорах он изображал мифологич. сюжеты и бытовые сцены, которые с самой неожиданной стороны позволяют взглянуть на городскую жизнь того времени (например, изображение женской бани). Один и тот же сосуд он нередко расписывал вместе с мастером Лисиппом, который выполнял рисунок на тыльной стороне сосуда черными фигурами на красном фоне. Композиция и исполнение отдельных фигур мастером А. носят следы ионич. влияния.

АНДРИСК

АНДРИСК - ремесленник (кузнец, кожевник) из Адрамиттия; предводитель враждебного Риму движения в Македонии, опиравшийся на широкую поддержку низших слоев населения и тщетно пытавшийся в 151 - 149 до н. э. возродить Македонское царство. В отличие от зажиточных кругов, склонявшихся на сторону Рима, бедное население видело в А., который выдавал себя за сына Персея и именовался поэтому Филиппом, своего спасителя. Восстание А. послужило римлянам поводом превратить Македонию в 148 в пров. В 146 А. был казнен.

АНДРОМАХА

АНДРОМАХА - в греч. мифологии супруга троянца Гектора. Ярко описал Гомер сцену расставания А. с уходящим в бой Гектором. А. горько оплакивала смерть супруга. После падения Трои она стала пленницей Неоптолема, сына Ахилла. Сын А., Астианакт, был убит греками. После смерти Неоптолема А. вышла замуж за его брата, прорицателя Гелена из Эпира. На сюжет об А. трагедии Еврипида и Расина.

АНДРОМЕДА

АНДРОМЕДА - дочь эфиопск. царя Кефея и Кассиопеи. Кичась своей красотой, А. объявила, что она прекрасней любой из нимф. За это Посейдон послал в страну эфиопов мор. чудовище и вызвал наводнение. По предсказанию оракула, для избавления страны от страшной опасности А. была прикована к скале на берегу моря для растерзания чудовищем. Персей спас ее, и она стала его женой. Позднее оба превратились в созвездия.

АНДРОНИК

АНДРОНИК - из Киррав Сирии, жил в 1 в. до н. э.; воздвиг в Афинах сохранившуюся до наших дней Башню ветров (12,8 метров), с флюгером, солнечными и водяными часами. Названа так в связи с находящимися на ней рельефными изображениями восьми осн. ветров. А. также построил солнечные часы в храме Посейдона на о. Тенос.

Андроник

рис. Башня ветров.

АНДРОС

АНДРОС - насел. ионийцами самый сев. остров Кикладского архипелага. Жителями А. в сер. 7 в. до н. э. были основаны колонии на фракийск. побережье (Аргил, Стагир, Аканф и Сана). До 408 - 407 А. входил в состав Афинского морского союза. На А. была найдена надпись с текстом гимна Исиде, относящаяся к 1 в. до н. э.

АНДРОСФЕН

АНДРОСФЕН - из Фасоса;по указанию Александра Македонского принял в качестве триерарха в 324 - 323 до н. э. участие в мор. экспедиции Неарха вдоль аравийского побережья и описал ее в своем сочинении «Paraplus tes Indikes» («Вдоль побережья Индии»). Сохранились лишь отдельные фрагменты.

АНЕКДОТ

АНЕКДОТ (греч. неопубликованный, поэтому новый и интересный). «Anekdota» назывался направл. против Юстиниана тайный историч. труд Прокопия, содержавший детальное описание обычаев того времени и обнародованный после смерти императора. По назв. этого произведения А. называли в Германии начиная с 18 в. издаваемые сборники ранее неопубликованных произведений, а позднее короткие, развлекательные, юмористич. истории, которые давали характеристику той или иной личности или события (не являясь при этом правдивыми). Последние назывались в античные времена apomnemoneumata или apophthegmata. А. о знаменитых личностях, например, о Семи мудрецах, Сократе, Катоне, Цицероне, издавались часто в виде сборников. Мн. историки, биографы и философы для оживления изложения включали в свои труды многочисл. истории назидательного и характерологич. свойства (Плутарх, Диоген Лаэртий и другие). По примеру мирских А. с 4 в. н. э. появились также сборники христианских А.

АНЕСТЕЗИЯ

АНЕСТЕЗИЯ (греч. нечувствительность), термин совр. медицины, обозначающий искусственно вызываемое обезболивание. А. как часть хирургич. операции в античные времена находилась в зачаточном состоянии.

АНИО

АНИО - река (совр. Аниене, или Тевероне), левый приток Тибра, протяженностью 118 км возле Сублаквеума (совр. Субиако). А. образует неск. озер, крьге по указанию Нерона были запружены; начиная от водопадов возле Тибура (разность уровней примерно 200 м), А. пригодна для судоходства.

АНИТ

АНИТ - афинск. политич. деятель, состоятельный владелец кожев. мастерских. В 409 до н. э. буря помешала А., тогда стратегу, захватить о. Пилос, ему удалось избежать наказания за свою оплошность. В период правления Тридцати тиранов А. принадлежал к умер, группе Ферамена. Позднее он являлся одним из руководителей демократич. партии. В 399 А. выступал гл. обвинителем Сократа.

АНКИЛ

АНКИЛ - в рим. мифологии щит, который в царствование Нумы упал с неба и стал залогом безопасности и процветания рим. государства. Чтобы щит не украли. Нума распорядился сделать еще одиннадцать таких же щитов. А. хранили салии. Раз в год, в марте, 12 щитов проносили по городу члены жреч. коллегии салиев, исповедовавших культ Марса.

АНКИРА

АНКИРА (лат. Апсуга, совр. Анкара), город в Галатии (Фригия), место находки двуязычного текста автобиографич. описания государств, деятельности Августа, т. н. Анкирский памятник. АННА, мать Марии, др. историч. свидетельство и исходный персонаж мифологии т. н. Протоевангелия Якова (2-я пол. 2 в.). Культ А., идущий от культа Марии, получил распространение в греч. церкви в 4 в., в Зап. Европе - в 8 в., в Германии - в период позднего средневековья («троица св. Анны»: Анна, Мария, Иисус). В католич. странах он распространен по сей день.

АНК МАРЦИЙ

АНК МАРЦИЙ - четвертый из семи легендарных царей Рима, внук Нумы Помпилия. История приписывает ему культовые нововведения (фециалы), закладку порта Остии на мор. побережье, разработки соляных залежей, строительство транспортной дороги (известной под назв. Via salaria - «соляная дорога») от устья Тибра до горной Сабинской области, сооружение в Риме моста через Тибр (Pons sublicius), возведение Карцера, поселение покоренных латинов на Авентинском холме (квартал плебеев). Плебейский род Марциев признавал его позднее своим предком (изображение головы на денарии ок. 56 до н. э.).

АННАЛИСТИКА

АННАЛИСТИКА - гл. форма ранней рим. историографии, берущая нач. от погодных досок (annales) верховных жрецов. Анналисты описывали в именовавшихся анналами трудах рим. историю от основания Рима до современности. Изложение событий шло в хронологич. порядке, в соответствии с годами правления консулов. Обычно подробно описывалось основание Рима, кратко излагался ранний период Республики и снова подробно недавнее прошлое и современность. Определ. порядок расположения материала сохранялся и в описании хронологич. периодов: сначала шли имена консулов и прочих чиновников, далее описание войн и других внешнеполитич. событий, в заключение рассматривались политич. события внутри страны, различные знамения, праздники, природные явления и т. д. Преимущество подобного способа изложения в том, что давалась подробная фактич. информация, а недостаток в том, что были нарушены причинно-следств. связи между событиями и можно было отсутствовавшие историч. сведения заменить вымыслом. А. являлась до времен Суллы гл. формой рим. историографии. Перед самым концом Римской республики анналистич. изложение всей рим. истории сделал Ливии. Это сочинение вытеснило более ранние произведения подобного рода. В «Истории» («Historiae») и «Анналах» («Annales») Тацита ранее принятый порядок изложения материала соблюден лишь формально. В ранней рим. историографии существовали три хронологически различавшиеся группы анналистов. Старшую, греч. письм. А. представляли Квинт Фабий Пиктор (в 216 после битвы при Каннах был послан в Грецию за пророчеством дельфийского оракула), Луций Цинций Алимент (в 210, будучи претором в Сицилии, попал в плен к карфагенянам), Гай Ациллий (в 155 переводчик при афинск. философской миссии в Риме) и Авл Постумий Альбин (консул в 151). К средней А. (2-я пол. 2 в. до н. э.) относились Луций Кассий Гемина, Луций Кальпурний Пизон Фруги (консул в 133, противник Гракхов), Гней Геллий и Венноний. Младшую А. (во времена Суллы) представляли Квинт Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат и Лициний Мацер (в 73 до н. э. народный трибун). Из их трудов сохранились немногочисл. фрагменты.

АННАЛЫ

АННАЛЫ (лат. ежегодная запись событий), в др. времена (не позднее сер. 4 в. до н. э.) перед резиденцией верховного жреца (великого понтифика) в Риме ежегодно выставлялись деревянные доски, на которых записывали имена высших чиновников, отмечались важнейшие события, например солнечные и лунные затмения, знамения, а позднее сведения о повышении цен, войнах и т. д. Очевидно, между 130 и 114 до н. э. эти записи в переработанном и дополн. виде были сведены в 80 книгах «Великих А.» («Annales maximi») П. Муцием Сцеволой. Несмотря на скудость, записи на погодных досках представляли собой своего рода историч. хронику, содержащую документальный материал об эпохе ранней Римской республики; они составили основу рим. историографии.

АННА ПЕРЕННА

АННА ПЕРЕННА - рим. богиня. В ее честь римляне устраивали ежегодно 15 марта народное празднество с пиршествами в небольшом лесу возле Рима. А. П. часть смешивали с сестрой Дидоны, Анной. Происхождение и характер культа А. П. неясны.

АНОНИМ

АНОНИМ (греч., лат.). С античных и Ср.-век. времен до наших дней дошло определ. число сочинений по различным отраслям знаний (астрономия, естествознание, литература, метрика, риторика, военное искусство и пр.). Они были написаны неизвестными авторами и содержали важные сведения; было установлено время написания некоторых из них. Их анонимный характер объясняется либо определ. желанием автора, либо утратой его имени. К наиболее важным анонимным трудам относятся произведения, условно именуемые «Auctor ad Herennium» (учебник риторики, написанный в 1 в. до н. э.), «Auctor peri hypsus» (сочинение о возвыш. стиле, 1 в. н. э.), трактат «Аисtores peri komodias» (лит. - историч. и эстетич. очерки о греч. комедии) и «Dicta Catonis» (сборник нравоучительного содержания, 3 в. н. э.).

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (род. в 1033 в Аосте (Пьемонт), ум. в 1109 в Кентербери), один из основоположников схоластики в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 стал архиепископом Кентерберийским. Будучи последователем Августина, утверждал первенство веры перед разумом: «Credo, ut intelligam» («Верую, дабы уразуметь»). Его знаменитое онтологич. доказательство существования бога и его реализм уходят своими корнями в учение Платона о понятии. Многочисл., в осн. построенные в форме диалога произведения свидетельствуют о тщательном изучении А. К. языка античных авторов.

АНТ

АНТ (лат. столб), выступ боковой стены в виде опоры, имеющий основание и увенчаный капителью. А. представляет собой заимствованный в строительстве каменных сооружений рудимент кирпичной и деревянной архитектуры. Изготовл. из дерева А. служил для облицовки торца.

АНТАБЛЕМЕНТ

АНТАБЛЕМЕНТ - архитектурные элементы балочного перекрытия здания, т. е. та его часть, где стена или колоннада соединяется с крышей. В дорийском ордере фриз, состоящий из метоп и триглифов, лежит на цельном архитраве (эпистиль). В аттико-ионич. ордере на архитраве, состоящем из трех частей, лежит фриз, в малоазийско-ионич. - «зубчики», в ионико-аттич. - фриз и «зубчики». Между элементами ионич. А. в большинстве случаев размещены декоративные детали (ионич. киматий и астрагалы). Верхним ярусом А. является горизонтальный карниз (гейсон). В эллинистич.-рим. архитектуре для А. характерно дополнительное декоративное обогащение с присоединением и смешением других элементов отделки (консольный карниз, софиты).

Антаблемент

рис. Слева: аттико-ионический антаблемент. В центре: дорический ордер. Справа: малоазийско-ионический ордер.

АНТАЛКИД

АНТАЛКИД - спарт. полководец. В 387 - 386 до н. э., несмотря на возражения Афин, заключил с Персией т. н. Царский мир (Анталкидов мир), по которому персам отходили греч. города в М. Азии.

АНТАЛКИДОВ МИР

АНТАЛКИДОВ МИР - или Царский мир, заключ. Спартой с персами в 387 - 386 до н. э. (по имени Анталкида, представлявшего спартанцев при заключении мира), навязанный Греции перс. царем Артаксерксом II. Вопреки протесту афинян персам были отданы малоазийские греч. города и Кипр. Такой ценой Спарта добилась возобновления своей гегемонии в Греции. Другие греч. государства объявлялись свободными, и все греч. союзы (кроме Пелопоннесского) распускались.

АНТЕЙ

АНТЕЙ (лат. Anteus), в греч. мифологии сын Посейдона и Геи (Земли), ливийск. великан. А. вызывал всех чужестранцев на поединок и всегда побеждал, обретая в прикосновении к матери-земле новые силы. Наконец он был побежден Гераклом, который задушил его раньше, чем А. успел коснуться земли. Поединок А. с Гераклом - частый сюжет в изобразительном искусстве: полотна Л. Кранаха Старшего, Г. Бальдунга Грина, Тинторетто и Тьеполо.

АНТЕНОР

АНТЕНОР - 1. Один из вождей троянцев, во время войны призывавший примириться с ахейцами и возвратить Елену. После падения Трои вместе с энетами и ливенетами основал Патавий (Падую).

2. Скульптор и литейщик 2-й пол. 6 в. до н. э. в Афинах. Согласно надписи, создатель статуи, которую гончар Неарх посвятил Афине. Эта надпись связывается с т. н. корой Антенора. Письм. источники свидетельствуют, что А. изваял группу тираноубийц Гармодия и Аристогитона после изгнания Писистратидов в 510. В 480 она была увезена персами и в 477 заменена скульптурной группой, созданной Критием и Несиотом. Очевидно, А. участвовал также в создании скульптур на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

АНТЕСТЕРИИ

АНТЕСТЕРИИ (греч.), большой весенний праздник «пробуждения природы», отмечавшийся особенно широко в Афинах. Первый день, который назывался «днем открытия бочек» («pithoigien»), и второй день, «кружки» («choen»), посвящались богу виноделия Дионису, статую которого привозили в город в лодке на колесах. Последний день праздника носил назв. «горшки» («chytren») и посвящался душам умерших, для которых выставляли горшки с угощением.

АНТЕФИКСЫ

АНТЕФИКСЫ (лат. впереди прикрепленные), первоначально плиты из обожж. глины, прикреплявшиеся к спуску кровли для предохранения ее деревянных краев; позднее - украшения из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом) по краям кровли вдоль продольной стороны античных храмов.

Антефиксы

рис. Кампания. Антефикс в виде головы Медузы Горгоны из Капуи, 6 в. до н. э.

АНТИГОН

АНТИГОН - 1. А. I Одноглазый (ок. 380 - 301 до н. э.), полководец Александра Македонского, один из диадохов. Будучи наместником Фригии, Ликии и Памфилии, сделал попытку вместе с сыном Деметрием Полиоркетом основать собств. государство в М. Азии (принял царский титул в 306). В 301 А. потерпел поражение при Ипсе от Лисимаха и Селевка, что привело к окончательному расчленению Империи Александра Македонского.

2. А. II Гонат (ок. 319 - 239 до н. э.), прозвище произошло, очевидно, от Гонн, назв. города, где А. родился; внук А. I. Будучи царем Македонии (276 - 239), А. боролся против Пирра из Эпира и Птолемея III за гегемонию в Сев. и Центральной Греции. А. был другом стоика Зенона; тесно общался с греч. поэтами и учеными.

3. А. III Дозон («желающий дать, но не дающий», ок. 263/262 - 211), племянник А. II, регент, затем в 227-221 македонский царь. В 224 захватил Пелопоннес. Афинский союз вынужден был передать ему верховное командование в войне против спартан. царя Клеомена III, которого А. победил в 222 при Селассии.

АНТИГОНА

АНТИГОНА - в греч. мифологии дочь Эдипа и Иокасты. А. последовала за старым и слепым отцом в добровольное изгнание в Колон и оставалась там до его смерти. Два ее брата, Этеокл и Полиник, соперничали между собой за правление Фивами. Полиник выступил с Адрастом в походе Семерых против Фив против своего брата. Оба брата погибли в сражении. А. погребла тело Полиника, несмотря на запрет своего дяди, царя Креонта. За это ее заживо замуровали в каменную пещеру, где она покончила с собой. Ее жених, сын царя Креонта Гемон, опоздавший спасти А., также лишил себя жизни. Миф об А. нашел наиболее яркое художеств, воплощение в трагедии Софокла. С тех пор легенды об А. неоднократно находили новое переложение и трактовку (Расин, Альфьери). Особенно часто этот сюжет использовался в оперном искусстве 18 в. (Скарлатти). В 20 в. писатели, пережившие две мировые войны, особенно подчеркивали гуманистич. направленность и пацифистские идеи мифа об А. Наиболее яркой антивоенной трактовкой мифа об А. явились пьеса Брехта («Антигона», 1948) и новелла Р. Хоххута («Берлинская А.», 1966).

АНТИГОНИДЫ

АНТИГОНИДЫ - потомки Антигона I Одноглазого, которые в многочисл. войнах с греч. государствами Эллады, Селевкидами и Птолемеями то терпели поражения, то восстанавливали свою власть. Последним из А. был Персей, сверг нутый римлянами и взятый в плен в 168 до н. э.

АНТИДОСИС

АНТИДОСИС (греч. antidosis - обмен имуществом). Привлеч. в Афинах к литургии гражданин мог призвать при определ. условиях к А. более богатого и тем самым более подходящего для требуемого дела гражданина. В этой связи особенно известна речь Демосфена.

АНТИКЛЕЯ

АНТИКЛЕЯ - в греч. мифологии дочь Автолика, супруга Лаэрта, мать Одиссея; умерла от тоски по долго странствующему сыну.

АНТИЛОХ

АНТИЛОХ - в греч. мифологии сын пилосского царя Нестора, друг Ахилла; принимал участие в походе греков против Трои. Увидев во время боя, что его отец находится в опасности, А. бросился на помощь, но был убит Мемноном.

АНТИМАХ

АНТИМАХ (ок. 400 до н. э.), греч. поэт и ученый из Колофона, исследователь творчества Гомера и издатель его трудов. Написал сборник элегий, озаглавив его «Лида» (по имени умершей возлюбленной). В них он искал утешение, повествуя о трагич. судьбах несчастных влюбленных; явился предшественником эллинистич. поэзии. Из произведений А. сохранились только отрывки.

АНТИНОЙ

АНТИНОЙ - 1. юноша, любимец царя Адриана; происходил из Вифинии; утонул в 130 н. э. в Ниле (возможно, жертв, смерть). В его честь был основан г. Антинополь, сооружен храм, изваяны статуи, отчеканены монеты. На них А., считавшийся идеально красивым, часто изображался с атрибутикой Диониса.

2. в греч. мифологии дерзкий предводитель женихов, сватавшихся к Пенелопе. Был первым из них убит вернувшимся домой Одиссеем.

АНТИОПА

АНТИОПА - в греч. мифологии:

1. Дочь царя Никтея; зачала от Зевса, явившегося к ней в образе сатира (полотна Тициана, Скьявоне, Тинторетто, Ватто), и бежала от отцовского гнева в Сикион к Эпопею, за которого вышла замуж. Лик, брат Никтея, убил Эпопея и вернул А. домой. Возле Киферона А. родила близнецов Амфиона и Зета, которых подкинула. В Фивах А. стала рабыней супруги Лика Дирки, жестоко обращавшейся с ней. А. удалось бежать и встретить своих повзрослевших к тому времени сыновей. Они жестоко покарали Дирку.

2. Царица амазонок А. (по другому мифу - Ипполита) стала супругой Тесея.

АНТИОХ

АНТИОХ - имя сирийск. царей из династии Селевкидов.

1. А. I Сотер (324 - 261 до н. э.), сын Селевка I, предводитель конницы в битве при Ипсе против Антигона I в 301; сначала один из правителей, с 281 - царь. Вел войны против Антигона Гоната и кельтов, продвижению которых в М. Азию в 278 он сумел воспрепятствовать (отсюда прозвище Сотер - «спаситель»).

2. А. II Теос («бог»), сын А. I (ок. 278 - 246 до н. э.), царь с 261, противодействовал егип. экспансии в М. Азию.

3. А. III Великий (242 187 до н. э.), правнук Селевка I, царь с 223; продолжил войну против Египта, сделал попытку распространить свою власть на вост. и зап. терр. На В. после захвата в 209 Мидии и Бактрии ему удалось расширить свои владения вплоть до Индии (206). На З. его экспансия, натолкнувшись на упорное сопротивление римлян, окончилась неудачей (196). А. потерпел поражение при Фермопилах в 191 и Магнесии в 190. Ему пришлось отказаться от своих притязаний на терр. к З. от Тавра и заплатить дань победителям (Арамейский мир, 188).

4. А. IV Эпифан («прославленный»), третий сын A. Ill (175 - 164 до н. э.). После битвы при Магнесии в 190 был доставлен как заложник в Рим, где пробыл 14 лет. Являясь поклонником греч. образа жизни, по возвращении из плена насильственно «эллинизировал» евреев, живших в его стране; это послужило поводом к нач. борьбы евреев за независимость под предводительством Маккавеев.

5. А. XIII Филадельф, последний из Селевкидов, в 69 до н. э. был признан Лукуллом сирийск. царем, но в 64 был лишен трона Помпеем, сделавшим Сирию рим. пров. Впоследствии казнен.

АНТИОХИЯ

АНТИОХИЯ (совр. Антакия), одна из столиц царства Селевкидов на р. Оронт. Город был основан Селевком I в 300 до н. э. наряду с другими одноим. городами в честь отца Антиоха. Вместе с Александрией А. являлась крупнейшим экономич. и культурным центром Ближнего Востока. В рим. эпоху (с 64 до н. э.) - резиденция сирийск. наместников (легатов); позднее ближневост. резиденция императоров; христианский центр (первая община христиан, место пребывания патриарха, заседаний многочисл. церковных соборов и богословских споров). В А. часто случались землетрясения. В период расцвета город насчитывал свыше полумиллиона жителей. Особенно интенсивно развивалась А. при Адриане. В 538 город был разрушен перс, царем Хосровом I. В А. произведены раскопки дворцовых построек.

АНТИПАТР

АНТИПАТР (ум. в 319 до н. э.), македонский полководец при Филиппе II и Александре III. Во время похода последнего в Азию А. являлся наместником Македонии. В 331 А. подавил восстание спартанцев, а после смерти Александра в 323 - греков (Ламийская война). С кончиной А. начался процесс распада империи Александра Македонского и возникновения государств диадохов (преемников Александра).

АНТИСЕМИТИЗМ

АНТИСЕМИТИЗМ (греч., др.-евр.). А., документально засвидетельствованный с 5 в. до н. э., проявлялся в различных формах. Антииудаизм др. времен мотивировался в первую очередь религиозными соображениями (вражда к замкнутому, однако преуспевающему в миссионерском отношении чужому вероисповеданию), а также политич. (например, в Египте, где евреи в нач. периода рим. владычества были сторонниками новой власти) и в некоторой степени экономич. причинами. Особенно частыми евр. погромы стали в рим. императорскую эпоху, хотя иудейск. религия, за исключением периода с 135 по 138 (после восстания Бар-Кохбы), была официально разрешена (religio licita) вплоть до принятия Кодекса Юстиниана (Codex Justinianus). Понятие «А.», возникшее в кон. 19 в. в антиеврейских кругах, вследствие антинаучных и расово-шовинистич. воззрений трансформировалось затем в общее понятие антиеврейской травли и преследований.

АНТИСФЕН

АНТИСФЕН (ок. 444 - 366 до н. э.), греч. философ из Афин, сын фрак, рабыни. А. занялся философией на склоне лет; был сначала учеником Горгия, затем Сократа, которого глубоко почитал. Впоследствии А. стал одним из наиболее известных, вторым после Платона продолжателем учения своего наставника. А. была основана школа сторонников философии Сократа - киников, имевшая большое влияние. Из его многочисл. трудов, оказавших влияние, в частности, на учение стоиков и Эпиктета, до наших дней сохранились немногие. А. являлся противником учения Платона, что нашло выражение в отчетливо выраж. материалистич. и номиналистич. характере его философии.

АНТИЧНОЕ КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

АНТИЧНОЕ КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО - сложилось на основе античного способа производства сначала в Греции и Италии, а затем в прибрежных сре-дизем. районах (Юж. Галлия, Вост. Иберия, Далмация, Карфаген и сев.-африк. области). Классовая структура в А. к. о. была более сложной, чем в др.-вост. обществе. На нач. стадии развития общества крупным земельным собственникам противостояли мелкие землевладельцы (аристократия и демос в Греции, патриции и плебеи в Риме). С распространением рабовладения как формы производств, отношений гл. движущей силой обществ, развития становится классовая борьба, особенно в крупных сельскохозяйств. государствах, где применялся труд рабов (Сицилия, 2 в. до н. э.). Переход от республики к империи и ограничение использования труда рабов в средних сельских хозяйствах в кон. 2 в. н. э. уменьшил размах классовой борьбы рабов по сравнению с противоборством между муниципальной аристократией и экстерриториальными землевладельцами, а также между крупными землевладельцами из обоих слоев и колонами, которые находились в феодальной зависимости от них.

АНТИЧНОСТЬ

АНТИЧНОСТЬ (франц., лат. antiquus - древний), совокупность проявлений греч. - рим. древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классич. В этом смысле А. понимается как интернациональное понятие. Термин «А.» был принят в нач. 18 в. во франц. яз. и первоначально обозначал (что сохранилось и до сих пор) особый вид искусства, относящийся к ранним историч. периодам. Появление мн. исследований, связанных с изучением истории искусств, привело к сужению понятия «А.» до рамок греч. - рим. древности. А. как культурное наследие Др. Греции и Рима оказала огромное влияние на политич. и религиозное мышление, литру и искусство, на философские и юридич. взгляды всех народов Европы и на весь совр. мир. При этом в роман, странах в осн. получили развитие рим. традиции; в Германии с кон. средневековья все большее влияние оказывала греч. культура, а народы Вост. Европы, Закавказья и некоторые области Ближнего Востока испытали на себе влияние визант. культуры. Гуманистич. начала античного наследия во времена революционных преобразований стали идейным арсеналом прогрессивных сил. Например, в эпоху Ренессанса, в период Французской революции и в эпоху нем. классицизма. Вследствие огромного влияния античных идей и традиций на человеч. общество история классич. древности и др. яз. заняли особое, сохранившееся в течение мн. веков место в европ. науке и образовании.

АНТИЧНЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

АНТИЧНЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - впервые употребл. в предисловии к «К критике политической экономии» (1855) К. Марксом термин для обозначения специфич. дофеодального способа производства. Его определение было дано Марксом в черновом наброске «Критики политической экономии». В условиях А. с. п. центром земледельцев (земельных собственников) является город. Собственность отдельного лица - частная собственность (существует наряду с общинной). «Чем меньше собственность отдельного человека может быть фактически использована только совместным трудом. . . тем больше имеется условий для того, чтобы отдельный человек стал частным собственником» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 46, ч. I, с. 465 - 466). Государство, т. о., «есть взаимное отношение между этими свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира» (с. 466). Выработанный сверх нормы собств. потребления продукт является изначально собственностью производителя, а через него - собственностью всей общины. При этом «собственность на свой труд» (с. 467) основывается на собственности на землю. Единств, сохранившейся «большой совместной работой» (с. 465) является война. По этой причине город организован не по производств, принципу, а «как военная и войсковая организация» (с. 465). В рамках А. с. п. развивается, хотя и как вторичная форма, но тем не менее «необходимый и последовательный результат» (с. 485), рабство как производств, отношение, являющееся одним из гл. элементов формации. А. с. п. возник первоначально в 9 в. до н. э. в Греции. В Риме А. с. п. вступил в фазу всеобщего кризиса в кон. 2 в. н. э. Это объяснялось тем, что в этот период стали преобладать еще не полностью отжившие протофеодальные формы зависимости, институционализированные в 4 в. в форме колоната.

АНТОЛОГИЯ

АНТОЛОГИЯ (греч. собрание цветов, лат. флорилегий), сборник избранных лит. текстов, главным образом эпиграмм различных авторов. Наиболее известными ранними греч. сборниками эпиграмм были «Венок» Мелеагра из Гадары (ок. 70 до н. э.), «Венок» Филиппа Фессалоникийского (ок. 40 н. э.) и «Цикл» Агафия (ок. 560). Используя преим. эти сборники, ок. 900 придворный священнослужитель Константин Кефала из Византии составил А., которую по содержанию разделил на неск. книг. Ее вариант, расшир. многочисл. дополнениями, получил назв. «Anthologia Palatina» от гейдельбергского «Codex Palatinus» («Пфальцская рукопись»). Автором другого сборника, заверит ок. 1299, был византийский гуманист Максим Плануд («Anthologia Planudea»), который дополнил «Anthologia Palatina» «Anthologia Latina», составл. в Сев. Африке собрание лат. стихотворений, часть из которых дошла в виде надписей. Другой формой лит. выборки произведений был Ср.-век. флорилегий, который представлял собой собрание располож. преим. в алфавитном порядке поэтич. и прозаич. отрывков из произведений античных и Ср.-век. авторов.

АНТОНИИ

АНТОНИИ - знатный др.-рим. сенаторский плебейский род.

1. Марк А., (143 - 87 до н. э.), консул в 99, цензор в 97, дед А. (2), знаменитый оратор; как приверженец оптиматов, противник Мария, приказавшего убить его.

2. Марк А. (82 - 30 до н. э.), рим. политич. деятель и полководец. Являлся сторонником Цезаря. В 49 в качестве народного трибуна представлял его интересы в Риме. Позже как командир конницы, т. е. заместитель диктатора, представлял его в Риме. Во время гражданской войны - один из полководцев Цезаря. В 44 до н. э. А. был избран консулом, после убийства Цезаря попытался стать его преемником. А. удалось завладеть его личным архивом, получить доступ к государств, казне и провести в жизнь от имени Цезаря некоторые из подготовл. ранее указов, а также собств. законы. Деятельность А. была направлена против убийц Цезаря. Вместе с Октавианом и Лепидом он заключил второй триумвират 27. 11. 43 для совместной борьбы против Брута и Кассия, а также сенатской аристократии. В 42 его войска одержали победу над убийцами Цезаря при Филиппах. С этого времени А. становится единовластным правителем богатых вост. областей (Брундизийский договор) и обогащается за счет жестокой эксплуатации населения пров. Несмотря на то что с 40 он был женат на сестре Октавиана Октавии, в 36 женился на егип. царице Клеопатре VII. А. нужны были ее богатства и власть для осуществления своих честолюбивых замыслов. В 36 А. был предпринят безуспешный поход против парфян, в 34 неудачей окончилась война А. против Армении. Последовавшая за этим окончательная ссора А. с Октавианом привела к войне между ними за власть. В 31 до н. э. флот Октавиана одержал победу над А. при Акции. После вступления войск Октавиана в Александрию в 30 А. покончил жизнь самоубийством. На этот сюжет драмы Шекспира «Юлий Цезарь» и «Антоний и Клеопатра».

АНТОНИН ПИЙ

АНТОНИН ПИЙ (19. 09. 86 - 7. 0З. 161), рим. император с 19. 07. 138, выходец из галльск. сенаторского рода крупных землевладельцев из Немауза (совр. Ним); в 120 был избран консулом, являлся проконсулом Азии и был усыновлен Адрианом 25. 02. 138 в качестве преемника. После смерти Адриана А. П. добился причисления его к богам и построил мавзолей. По этой причине сенат, которому он благоволил, нарек его Пием (т. е. «благочестивый», «исполняющий долг в отношении богов и родных»). В период правления А. П. Римская империя сохраняла свои владения и упрочила границы. По его указу в Шотландии был возведен оборонительный вал от зал. Ферт-оф-Клайд до зал. Ферт-оф-Форт, названный его именем, а также продвинуты и укреплены государств, границы в Германии и Реции. Однако вспыхнувшие в пров. Британия, Мавретания, Египет и Иудея восстания против рим. владычества, предвещали скорый конец стабильности. А. П. усыновил Марка Аврелия, женил его на дочери Фаустине, провозгласил императором и основал просуществовавшую до кончины Коммода в 192 династию Антонинов. Деятельность А. П. как миролюбивого, т. е. не ведшего войн, императора оценивалась высоко. Вплоть до 4 в. он слыл в сенатской историографии образцовым правителем. Его биография в «Истории Августов» («Historia Augusta»); портрет и статуя - в дрезденском музее Альбертинум.

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (греч. учение о человеке). Понятие А. в совр. значении, как науки о природе и происхождении человека и расах, в совр. и будущем этапе развития гоминид (человекообразных) восходит к Аристотелю. Своим всеобъемлющим осмыслением природы он заложил основы научной А., исходящей из систематич. наблюдения и сравнительной анатомич. классификации всего животного мира. Человек в представлении Аристотеля являлся частицей космоса, воплощал в себе единство духа и тела, венчал все многообразие живых существ. Однако различия между людьми рассматривались А. не с точки зрения их телесной дифференциации, а с социально-психологич. позиций. Выводы Аристотеля о месте человека в природном мире были сформулированы Линнеем лишь два тысячелетия спустя. Согласно дошедшим до нас сведениям, вопросами наследования внешних черт людьми занимались Платон, Гиппократ и Аристотель. Гл. внимание обращалось на внешние различия представителей отдельных народов. Геродот, родоначальник этнографии, тщательно описывал наблюдаемые им телесные и культурные особенности народов. Вместо рас Геродот употреблял понятие этнос. Его труды позволяют сделать вывод, что причину возникновения расовых различий он видел не только в наследств, факторах и влиянии климатич. условий, но и в различных укладах жизни народов. В глубокой древности у эллинов сложились представления, согласно которым их отношение к соседним и удал, народам характеризовалось не презрением, а скорее их идеализацией. (Это было распространено и у римлян, о чем свидетельствуют, например, высказывания Тацита о германцах.) Варварские народы представлялись выразителями некоего безмятежного, «чистого», первобытного состояния человечества. Военные кампании Александра Македонского позволили расширить этнографич. картину мира; идеализируемые народы были отодвинуты на периферию. Новыми «идеальными» народами стали индийцы и другие. «Расового вопроса» не существовало, людей различали не по их нац. принадлежности или цвету кожи, а делили на свободных и рабов. Никогда пе делалось даже попытки разделить людей по расовому признаку; известны только случаи разделения людей на основе психич. особенностей. Так, например, в трудах по страноведению и народоведению Посидония содержатся наблюдения о якобы психич. примитивности менее цивилизованных народов, сделаны выводы о взаимосвязи биологич. приспособляемости и степени цивилизованности, трактуемой в качестве доместикации (утверждалось, что народы, как растения и животные, могут успешно развиваться только на своей родине; переселившиеся на Ю. сев. народы утратили свою первозданную силу, выродились и изнежились, как доместицированные, т. е. прируч. животные), и перенесены эти взгляды на всю психофизиологич. конституцию народов. Теория Посидония о расовых различиях носит отчетливые космологич. черты (например, что причина телесных различий между представителями сев. народов, имеющих крупное телосложение и белый цвет кожи, и более низкорослыми и смуглыми представителями юж. народов - астральные и атмосферные влияния). Изображения человека в греч. искусстве свидетельствуют о тщательных наблюдениях за манерой поведения людей и их движениями, а также о блестящем знании внешней топографич. анатомии тела. При этом типич. и расовые особенности людей не передавались; также и индивидуальное во многом оттеснялось на задний план. В качестве идеала искусства выступала некая обобщ. благородная греч. личность. Рим. ученые не внесли в А. к.-л. кардинально новых знаний. Богатейший и единств, в своем роде материал о народах и расах, объедин. под властью Рима, не был научно осмыслен. Др.-греч. утверждение о том, что люди рождаются свободными и рабами, нисколько не потеряло в Риме своей актуальности и продолжало разделять людей по социальному, а не по антропологич. признаку.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. очеловечивание). Как и у других народов, у греков и римлян первобытные боги изображались либо как бестелесные силы, либо животными или предметами. Позднее, очевидно со времен Гомера и Гесиода, греки и римляне стали представлять себе богов в человеч. облике, они отличались от простых людей бессмертием и могуществом, но были похожи на них образом мыслей и чувствами. Это привело, особенно под влиянием Гомера, к возникновению семей богов и мифов о богах. А. лишил богов величия и сделал божества объектом критики, особенно со стороны философов и поэтов (Ксенофан, Еврипид), или насмешек (травестия в комедиях, Лукиан).

АНУБИС

АНУБИС (греч., егип. собачка), егип. бог смерти. Изображался в виде лежащего шакала или собаки, а также в виде человека с шакальей или собачьей головой. А. покровительствовал мумифицированию и исполнял ряд обязанностей в суде по отношению к умершим, например, рассказывал о них судьям. В связи с этим греч. писатели отождествляли его с Гермесом Психопомпом. В позднеегип. текстах и у Плутарха А. значится сыном Осириса.

АНФЕМИЙ

АНФЕМИЙ - Траллийский, архитектор и механик; в 532 принимал участие в строительстве храма св. Софии при императоре Юстиниане. Создал теорию параболич. зеркал.

Предыдущая страница Следующая страница