Словарь античности
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР")

ВОЕННЫЕ ГАВАНИ

ВОЕННЫЕ ГАВАНИ - Важнейшей В. г. Греции был Пирей, связанный с Афинами Длинными стенами. Наиболее известными гаванями рим. флота являлись Равенна, Мизены, Аквилей и Форум Юлия.

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ (лат. signum). О применении В. з. у греков известно немногое, у римлян они были священными, их утрата считалась позором. В раннем периоде в рим. войске В. з. были пучки сена, насаживаемые на пики, использовались различные металлич. знаки. Позже В. з. служили изображения животных, таких, как волк, минотавр, конь, вепрь, орел. Марий ввел орла (аквилла, носитель знака орла - аквилифер) как единый знак легиона. Во времена Республики орел изготавливался из серебра, во времена Империи - из золота. В мелких конных отрядах, небольших пехотных подразделениях существовали полевые штандарты (вексиллум), носимые вексиллариями или сигниферами. Эти знамена состояли из четырехугольного куска сукна и были укреплены на перекладине древка. Изготавливаемые из пурпурно-красного сукна штандарты полководцев выносились перед походным маршем из лагеря на преторий, а в морской войне поднимались на мачту адмиральского корабля. Около 100 при Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде окраш. драконов из материи (лат. draco, знаменосец назывался драконарием). Особое значение имели императорские пурпурные знамена в виде драконов, которые сопутствовали в битвах и на праздничных парадах.

Военные знаки

рис. Знаменосец 5-м когорты Астура.

ВОЕННЫЕ КОЛОНИИ

ВОЕННЫЕ КОЛОНИИ - создаваемые на завоеванных терр. афинские и рим. поселения. В отличие от греч. колоний В. к. не являлись независимыми полисами. Их существование оправдывалось необходимостью укрепления политич. могущества Афин и Рима и военного контроля над захвач. землями. Александр Македонский также стремился укрепить свою власть на захвач. в Азии терр. с помощью В. к.

ВОЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ

ВОЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ - К числу наиболее известных относятся Онасандр (1 в. н. э.), Фронтин (1 в. н. э.), Аппиан (2 в. н. э.), Арриан (2 в. н. э.) и Вегеций Ренат (4 в. н. э.); эти авторы идеализировали античное общество, напоминая своим современникам о военных достижениях классич. эпохи.

ВОЕННЫЙ СОВЕТ

ВОЕННЫЙ СОВЕТ - У спартанцев и афинян В. с. (у афинян - совет стратегов) играл значительную роль; у римлян, напротив, в совете (consilium) лишь давались рекомендации полководцам; к работе В. с. привлекались только легаты, высшие войсковые чины, и по обстоятельствам - центурионы.

ВОЕННЫЙ СПИСОК

ВОЕННЫЙ СПИСОК (личного состава). Во всех греч. городах-государствах верховные военные органы в качестве основы для призыва вводили списки тех военнообязанных граждан, которые могли иметь снаряжение гоплитов или всадников. В. с. ежегодно ревизовался, пополняясь за счет граждан, достигших призывного возраста, и сокращаясь за счет выбывавших. Остается неясным, включались ли в случае серьезной необходимости в В. с. легковооруженной пехоты беднейшие граждане Афин и метеки, подобно тому как это делалось при комплектации флота. Зажиточные метеки, зачисл. на службу гоплитами, вносились в соответствующие списки. В государстве Александра Македонского и в эллинистич. государствах, видимо, велись В. с. в отдельных военных округах. В Римской республике В. с. составлялись на основе получ. через ценз данных, возможно, выступали как всеобщие цензовые списки, аналогичные налоговым. Они охватывали (до кон. 2 в. до н. э.), за исключением беднейших граждан, всех военнообязанных. Для возможных отсрочек при наборах и особенно при определении доступа к магистратурам необходимы были отметки о числе лет, проведенных на военной службе. После военной реформы Мария В. с. служили основанием для вербовки солдат в отдельных областях государства и давали возможность в необходимых случаях осуществлять возврат к принудительному рекрутированию. Военная реформа Константина открыла новые источники для пополнения армии и устранила В. с.

ВОЗВЫШЕННОЕ

ВОЗВЫШЕННОЕ (греч. hypsos, лат. sublimitas). В теории античной литературы и искусства понятие В. приравнивалось к понятию прекрасного, поскольку обоим присущи внутр. благородство, серьезность, величие поведения и образа мыслей. В созданном в 1 в. греч. сочинении Псевдо-Лонгина «О Возвышенном» (автор констатирует упадок совр. ему красноречия, не касаясь обществ, причин этого явления, выступает против бесстрастности и пустой напыщенности) В. понимается идеалистически интровертированным. Оно принадлежит вечности, связывает человека с божественным в душевном взлете, преодолевает рассудок. В. скорее воодушевляет, чем убеждает. Внутр. подъем в человеке соответствует В. в природе и ее отражению в классич. образцах поэзии и словесности.

ВОЗДУХОДУВНЫЙ МЕХ

ВОЗДУХОДУВНЫЙ МЕХ - во времена античности находил применение как в домашнем хозяйстве, так и в различных ремеслах (металло - и стеклоплавильные печи, кузницы). Как правило, В. м. сжимался с помощью рук движением сверху вниз в вертикальной плоскости, иногда, например в Египте, использовали силу нажатия на мех ноги. В рим. императорскую эпоху, очевидно, произошел переход от одностороннего сжатия меха в вертикальной плоскости к его двустороннему сжатию в горизонтальной плоскости. К этому же периоду относится появление двойного меха с защитным экраном от теплового излучения.

ВОЗЕГ

ВОЗЕГ (лат. Vosegus mons, также Vosagus, Vasegus, Vasagus), упоминаемая в античных источниках гора в Вост. Галлии (на З. совр. Эльзаса). Включает в себя не только совр. Вогезы (франц. Vosges, нем. Vogesen), но и примыкающие с Ю.-З. и С. горные отроги.

ВОЙНА

ВОЙНА - Возникновение В. связано с появлением частной собственности на средства производства и разделением общества на антагонистич. классы. В. - закономерное явление в классовом обществе; она представляет собой вооруж. борьбу между классами разных государств или внутри государства (гражданская В.) за достижение определ. целей в области политики и экономики. Т. о., В. - это продолжение политики к.-л. класса средствами насилия. В первобытном обществе В. в этом смысле отсутствует; с появлением классов начались и уже не прекращались В., главным образом грабительские, целью которых было порабощение соседей, грабеж других народов или захват рабов. Правящие классы создавали теории, оправдывавшие несправедливые В.; таковы теории Платона и Аристотеля. У римлян В., которые велись против внешнего врага, назывались «bella iusta» (справедливые войны), а справедливые В. рабов и прочего порабощ. люда - первые освободительные войны в истории человечества (например, восстание Спартака) - назывались у них «bella iniusta» (несправедливые войны).

ВОЙСКО

ВОЙСКО - у греков состояло из ополчения, набиравшегося из граждан от 18 - до 60-летнего возраста. Воинская служба была гражданской обязанностью в условиях автономии и автаркии полиса. В греч. полисах при Александре Македонском и позднее в эллинистич. государствах перешли к использованию наемного В. В Риме существовало призывное ополчение. Рим. граждане от 17 до 46 лет (iuniores) находились на службе в полевых В., граждане от 47 до 60 лет (seniores) несли службу в оккупационных войсках. Господствующий класс, нобилитет, уклонялся от военной службы в рядовом составе, которая являлась источником доходов для низших слоев. Марий завершил преобразование рим. В., дополнив его пролетариями (неимущими), при выходе в отставку получавшими право на земельный надел. Во времена Империи стало создаваться постоянное В. из профессиональных солдат, которые рекрутировались не только в Италии, но также в пров., в т. ч. из варваров. Это стало сильным внутриполитич. фактором.

ВОЛЬКИ

ВОЛЬКИ (лат. volcae), назв. неск. кельтских племен. В 1 в. до н. э. остатки В. - тектосагов (volcae tectosages) жили в Герцинском лесу. Другое племя того же назв. обитало в Юж. Галлии близ Нарбона (Narbo, совр. Нарбонна) и Толозы (Tolosa, совр. Тулуза). Восточнее, на терр. совр. Лангедока (его центром был Немауз - Nemausus, совр. Ним), жили В. - арекомики (volcae arecomici). Кроме того, под назв. тектосагов известно одно из трех кельтских племен в Галатии (М. Азия). В., очевидно, долгое время были юж. и зап. соседями германцев, о чем говорит факт переноса назв. В. на всех кельтов, а позднее также на романизованных кельтов и вообще на романские народы.

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ (лат. libertus, libertinus), рабы, отпущенные на волю актом освобождения. Гражданские права В. оставались огранич., во мн. случаях они по-прежнему были обязаны служить своим патронам. В Греции было также распространено т. н. культовое освобождение, когда рабы посвящались богу и благодаря этому становились свободными, хотя и не гражданами. Положение греч. В. было близко к положению метеков в Афинах. Кроме освобождения по воле своих господ, для рабов, особенно в поздние времена, существовала возможность выкупить себя на свои сбережения. Греч. В. не получали гражданских прав. В Риме при известных обстоятельствах они поднимались до высоких постов в государстве (в императорском управлении и придворной службе, особенно при Клавдии). Сыновья В. во времена Империи могли стать всадниками и даже императорами (Пертинакс и Диоклетиан), но в осн. они принадлежали к классу мелких производителей и были доверенными лицами своих патронов в деловых и политич. предприятиях. Мн. В. были банкирами, врачами, учителями.

ВОЛЬСИНИИ

ВОЛЬСИНИИ (лат. Volsinii, этрусск. Velzna), этрусский город на юж. берегу оз. Больсена, известный как культовый центр и место собраний этрусской знати. В 265 до н. э. В. были разрушены римлянами, призванными для подавления восстания рабов; впоследствии отстроены на сев. берегу озера.

ВОЛЬСКИ

ВОЛЬСКИ (лат. volsci), италийское (оскское) племя, населявшее долину р. Лириса на Ю. Лация. В. успешно воевали с римлянами в нач. 5 в. до н. э., что составило историч. основу легенды о Кориолане. В 338 до н. э. В. были окончательно покорены римлянами. Города В. получили право рим. гражданства (ius sine suffragio - без права голоса), т. е. статус муниципиев. Вскоре В. романизовались и после этого в античных источниках как самостоятельный народ не засвидетельствованы.

ВОЛЬФ

ВОЛЬФ - Фридрих Август (1759 - 1824), крупнейший нем. филолог-классик, благодаря трудам которого классич. филология расширилась до всеобщего антиковедения (знаменитое сочинение В. «Музей науки о классической древности», 1807). В 1783 - 1806 В. был профессором в Галле, с 1811 - в Берлине. Учрежденный В. в 1787 филологич. семинар способствовал отделению филологии от богословия. В. был первым, кто стал употреблять термин «филолог» в смысле профессии. Усилиями В. греч. яз. в соответствии с духом неогуманизма занял в школьной практике подобающее ему место. Выдвинув в «Пролегоменах к Гомеру» («Prolegomena ad Homerum», 1787) гипотезу о принадлежности отдельных песен «Илиады» и «Одиссеи» различным рапсодам, В. положил фактич. начало т. н. гомеровскому вопросу и возвел на качественно новую ступень теорию критики текста, где достойным преемником В. явился К. Лахман.

ВОЛЮТА

ВОЛЮТА (от лат. volvere - крутить), архитектурное украшение из спиралеобразно завитых листьев, усиков и других растительных элементов или орнаментально стилизованных частей человеч. тела, одежды и т. п. Применение В. характерно для эхина эолийского, волютированной подушки ионийской и завитка стебля аканфа коринфской капители. В новое время широко используется в искусстве барокко.

ВОРОБЕЙ

ВОРОБЕЙ - домашняя или полевая птица, так же как и ныне, широко распростран. в античное время. В. считался вредителем. Лишь вблизи храмов его не уничтожали. В то же время благодаря своей способности к частому спариванию В. входил в число символич. животных Афродиты. В грекоязычных областях эта его особенность послужила причиной того, что слово «В.» стало употребляться в качестве pyгательства по отношению к мужчине либо же именем В. называли гетер. В лат. яз. это слово, напротив, было ласковым. Жареные и вареные В. использовались как популярное блюдо. Иногда В. или его яйца врачи прописывали в качестве возбуждающего средства. Птица Лесбии, которую Катулл принимал за В., скорее всего, была голубым (каменным) дроздом.

ВОРОТ

ВОРОТ - механич. средство, заимствованное из др. культур. Впервые был теоретически исследован в школе Аристотеля. В просторечии именовался «ослом». В. представлял собой приводное средство, состоящее из вертикального вала, в который были врезаны одна, две или четыре поперечные балки, приводившиеся в движение по кругу ослом или рабами. В. часто использовался на мельницах, дробильных установках. От римлян В. перешел в Ср.-век. Европу.

ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ

ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ - деревянные таблички, внутр. сторона которых покрывалась цветным воском для нанесения надписей острым предметом (стилем). Как правило, две В. т. складывались вместе, образуя диптих. В. т. были осн. материалом для письма в школе. Сохранившиеся В. т. происходят преим. из Египта, Помпей и Геркуланума и Дакии. В. т. как документы частных сделок и государств, расписки имеют большое значение для изучения античной экономич. жизни и быта, хотя текст мн. из них допускает различные толкования.

Восковые таблички

рис. Школьная восковая табличка.

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ - Вопросам В. (в совр. смысле слова) в античности не уделялось большого внимания. Поскольку полноценными людьми считались взрослые, античное В. исходило из образа взрослого человека, без учета психологич. особенностей детей. Важнейшими средствами В. были демонстрация образца и личный пример. Местом В. был родительский дом, а не школа, педагогич. средствами - жестокие телесные наказания и труд. В Др. Греции существовали кормилицы и педагоги, большей частью рабы, оказывавшие большое воспитательное влияние на детей. На более высокой ступени обучения в греч. эфебских школах прилежание учеников стимулировалось их участием в школьных публичных соревнованиях. Для В. в юношеском возрасте очень важны были личные отношения учителя и ученика, которые нередко имели характер отношений мастер - ученик, стажер (известный пример - Сократ - Платон). Непосредств. воспитательное значение имело обучение грамматике и риторике, способствовавшее лит. образованию. Благодаря изучению поэзии воспитывалось чувство прекрасного; одновременно усваивались этич. нормы поведения. В Др. Риме существенным фактором воспитания было культивирование почитания предков (mores maiorum - обычаи предков). Наряду с основами греч. образования римляне заимствовали принципы греч. воспитания (особенно те, которые отвечали потребносгям политич. жизни Рима). Достойно внимания то, что в античности всегда и во всем пытались добиться решения центральных задач всеобщего образования путем образования и воспитания детей: в Спарте (7 - 5 вв. до н. э.) посредством физич. закаливания (спартанское воспитание), в Афинах (6 - 5 вв. до н. э.) через музыкально-гимнастич. занятия, а в юношеском возрасте через развитие математич. мышления (Платон), а также путем изучения основ ораторского искусства и философии.

ВОССТАНИЕ ИОНИЙСКИХ ГОРОДОВ

ВОССТАНИЕ ИОНИЙСКИХ ГОРОДОВ - Восстание городов располож. на побережье М. Азии, против перс, господства в 500 - 494 до н. э. В ходе зап. экспансии персы стремились сузить область экономич. влияния греч. торговых колоний (в 513 до н. э. - поход персов против скифов, захват Геллеспонта, порабощение Самоса и Хиоса, изоляция греч. малоазийских городов от Греции, содействие финикийской торговле), что угрожало жизненным интересам Греции. Повод к В. и. г., согласно Геродоту, подал впавший у Дария I в немилость милетский тиран Аристагор. В. и. г. не нашло необходимой поддержки у греч. полисов (Афины и Эретрия послали по неск.

кораблей, Спарта в помощи отказала), поэтому восставшие после первоначальных успехов (захват Сард) вскоре были изолированы. В 494 ионийские греки потерпели поражение от персов в мор. битве при о. Лада. Милет, центр В. и. г., был разрушен. После завоевания Византия персы заняли ключевые военные позиции в М. Азии. Афинская помощь В. и. г. послужила персам предлогом для нападения на Грецию в 492 до н. э. В. и. г. было началом конфликта между перс, державой и греч. государствами Балканского полуострова.

ВОССТАНИЯ РАБОВ

ВОССТАНИЯ РАБОВ - высшая форма классовой борьбы в обществе, способ производства которого был основан на рабстве. Наряду с В. р. имелись также такие формы протеста, как массовые побеги рабов, индивидуальный или коллективный саботаж, покушения на рабовладельцев и уничтожение их собственности. Однако в античности рабы нигде и никогда не поднимались против своих эксплуататоров и угнетателей с целью уничтожения рабства как способа производства. Многочисл. В. р. вспыхивали с единств, целью - - вернуть личную свободу, улучшить существующие социально-экономич. отношения, не меняя их сущности. Кроме того, рабы как класс не являлись представителями нового, высшего способа производства сравнительно с прежним. Поэтому В. р. (например, возмущения в Аргосе в 494 до н. э.; восстания на Сицилии 136 - 132 и 104 - 101 до н. э.; восстание Спартака в Италии в 74 - 71 до н. э.) были обречены на поражение. Все они стали выдающимися примерами освободительной борьбы угнет. классов (так же как восстания илотов в Спарте и Аристоника в Пергаме в 132 - 129 до н. э.).

ВОСТОК

ВОСТОК (лат. oriens (sol) - восходящее солнце), для Зап. Средиземноморья область восходящего солнца - это Передняя Азия. Соперничество между Азией и Европой, между варварами и эллинами - основная мысль историч. труда Геродота, и в более поднее время оставалась в силе, несмотря на критику его труда. Первый период азиатско-эгейских контактов относится ко 2 тыс. до н. э. - эпохе средней и поздней бронзы. Эти контакты были не столько военно-политич., сколько торговыми. Они осуществлялись по Средиземному и Эгейскому морям, а также через М. Азию. Торговля между В. и Эгеидой велась через портовые города сирийско-киликийского побережья - конечные пункты азиатских караванных путей. Археологич. находки свидетельствуют об оживл. торговле между Египтом и Критом (позднее Микенами) с 2-го тыс. до н. э. Торговые связи Эгеиды с В. устанавливаются уже в среднеминойский период; в сирийском Угарите (Рас-Шамра) был обнаружен особый квартал крито-микенских торговцев. Наряду с эгейским импортом здесь находят также отдельные подражания егип. образцам. Крито-микенское влияние заметно в архитектуре дворцовых сооружений и гробниц зап. районов Передней Азии. В архивах Угарита найдены таблички с манойско-киприским письмом и записанные в 14 в. до н. э. угаритские и ханаанские мифы и легенды, позволяющие обнаружить целый ряд новых точек соприкосновения с эгейским миром в области мифологии и религии. Борьба юного Ваала против бога моря Йамму, действовавшего по приказу отца богов Эля, соответствует отношению Зевс - Кронос, а легенда об Акхате - мифу об Орионе. Через Сирию распространялись также малоазиатские мифы; можно сравнить, например, Иллуянка с Тифоном. После распада микенской цивилизации, дорич. переселения и вторжений «народов моря» (ок. 12 - 10 вв. до н. э.) финикийцы благодаря своей мор. торговле и колонизации Средиземноморья становятся основными посредниками между В. и античным миром, причем финикийские купцы торговали в Месопотамии (Ассирии) и Армении (Урарту). Вероятно, в 9 в. до н. э. греки заимствовали финикийский алфавит. В греч. искусстве контакты с В. нашли отражение в утверждении т. н. «ориентализирующего стиля». В 8 - 6 вв. до н. э. связи Греции с В. осуществлялись через посредство Фригии и Лидии. Перс, агрессия на зап. побережье М. Азии вылилась в первое крупное военно-политич. соперничество между В. и античным миром (греко-перс. войны). Наконец, с завоеванием Переднего В. Александром Македонским началось объединение Передней Азии и Египта с греч. миром. При этом вост. божества были или включены в Пантеон (Исида, Осирис (Адонис), Таммуз, Митра, Атаргатис), или отождествлены с греко-рим. богами (Эль - Кронос - Юпитер, Астарта - Иштар - Афродита, Эшмун - Асклепий - Эскулап, Решеф - Нергал - Аполлон, Мелькарт - Геракл и т. п.). Символ месопотамского бога-спасителя - змея, обвившая жезл, - был заимствован греками (жезл Асклепия) и доныне остается символом медицины. Вост. космогонич. мифы нашли отражение в греч. космогониях, вавилонский миф о потопе был передан по-гречески вавилонским жрецом Беросом (3 в. до н. э.), отзвук эпоса о Гильгамеше прослеживается у Элиана. Вост. басни послужили образцом для античных. В греко-рим. античности ценились вавилонская медицина, математика, астрономия, астрология, а также эллинистич. религиозные культы, элементы коптско-христианского искусства.

ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ - назв., которое получила вост. часть Римской империи, отошедшая к Аркадию после ее окончательного раздела в 395 н. э. Зап. часть получил Гонорий. После падения Западной Римской империи в 476 обозначение В. р. и. потеряло смысл, и ему стали предпочитать именование Византийская империя. С крушением реставрационных замыслов Юстиниана в кон. 6 в. н. э. идея В. р. и., связанная с античными реалиями, утратила свое содержание.

ВОТИВНОЕ ПРИНОШЕНИЕ

ВОТИВНОЕ ПРИНОШЕНИЕ (лат. votivus - торжественно обещанный, посвященный богам), посвятительный дар божеству, приносимый из благодарности или по обету малый или большой предмет (например, вотивный камень, сосуд, табличка, статуэтка и другие) в зависимости от состоятельности посвящающего.

ВРАЧ

ВРАЧ - Несмотря на то что профессия В. в античные времена причислялась к ремесл., она пользовалась, как о том свидетельствуют уже поэмы Гомера, большим уважением. В 7 - 6 вв. до н. э. врачебной практикой занимались немногие семьи, возводившие свое происхождение к богу врачевания Асклепию. Когда расширился состав В. за счет людей, не состоящих в родстве, создались своего рода цеховые объединения и центры врачебной подготовки. Позднее врачевание стало изучаться в медицинских школах (и у практикующих лекарей). Кодексом врачебной этики стала «Клятва Гиппократа». С 6 в. до н. э. в крупных городах наряду со свободно практикующими врачами появились врачи, находившиеся на государств, службе и получавшие жалованье. Например, Демокед из Кротона получал как городской врач Эгины годовое жалованье в размере одного таланта. Врачебной деятельностью занимались т. н. периодевты (странствующие лекари). Появление разделов медицины обусловило в 3 в. до н. э. врачебную специализацию (окулисты, отоларингологи, стоматологи и т. д.). Принятие родов и гинекологич. помощь оставались, как правило, уделом акушерок, причислявшихся к врачам. Первыми рим. врачами стали греки, сначала рабы, а позднее свободные люди. По указу Цезаря, изданному в 46 до н. э., все рим. врачи получили гражданские права, к которым затем добавились другие привилегии. Во 2 в. н. э. некоторые врачи, как общинные врачи или императорские лейб-медики, носившие титул архиатра, в зависимости от величины города, где они практиковали, были освобождены от налогообложения. При императоре Августе лекари в войсках были включены в военную табель о рангах; врачи преторианцев и дислоцированных в Риме частей получили более высокий ранг по сравнению с остальными.

ВРАЩАЮЩАЯСЯ ДВЕРЬ

ВРАЩАЮЩАЯСЯ ДВЕРЬ - механизм загораживания выхода при одноврем. открытии входа. В. д. - изобретение эпохи античности, использовалось при организации травли зверей в цирках.

ВСАДНИКИ

ВСАДНИКИ - 1. (Греч, hippeis), в Афинах, по законодательству Солона, вторая имуществ. группа. Для включения в разряд В. необходимо было доказать наличие минимального годового дохода в 300 медимнов зерна. В. не принадлежали к старинной родовой аристократии, но были состоятельными горожанами незнатного происхождения. Во время войны В. служили в коннице и должны были выставить коня и вооружение.

2. (лат. equites), первоначально, в царскую эпоху и в раннереспубликанский период, сражавшаяся верхом патрицианская знать. Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета в 3 в. до н. э., В. превратились во второе после сенаторов сословие с имуществ. цензом 400 тыс. сестерциев, развившееся позднее в рим. денежную аристократию. Внутри сословия В. существовала резкая социальная дифференциация. Обычными занятиями В. были крупная торговля и откуп налогов с пров. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. В позднереспубликанское время В. вместе с сенаторами были правящим классом. Хотя политич. влияние В. было менее значительным, чем сенаторов, в их руках за счет торговых и финансовых операций сосредоточивались огромные капиталы, добывавшиеся, как правило, путем ограбления населения пров. при откупах. Особое значение В. приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи. В императорскую эпоху В. занимали высокие и доходные посты в императорской администрации (например, должности преторианского префекта и префекта Египта). Первым императором из сословия В. был Макрин (217 - 218). При императоре Константине Великом (306 - 337) большая часть всадничества была включена в разряд сенаторов, после чего сословие В. перестало существовать.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ - Предметом античных сочинений по всеобщей истории никогда не была В. и. в совр. смысле слова. Это была в соответствии с представлениями о мире история того или иного региона. Тем не менее античные историки стремились обосновать всеобщую значимость В. и. как самостоятельного историографич. жанра тем, что изложение истории региона основывается на историч. теории и носит парадигматич. характер. Это стремление имело для античных историков почти то же значение, что и требование историч. достоверности (предисловия к историч. трудам, историко-теоретич. трактат Лукиана). И в др.-вост. историч. источниках, и в греко-рим. историографии В. и. в рамках господствующего мировоззрения воспринималась статически. Обществ, сознание и спец. историч. литература античности не знали понятия закономерности историч. развития, несмотря на явные подступы к его разработке. Античные историки осознавали существование повторяемости типологически сходных историч. ситуаций и наличие в истории ключевых организующих моментов, определяющих историч. процесс на к.-л. отрезке времени или во всей В. и. Выбор этих моментов диктовался политич. взглядами историка. Уже «Теогонию» Гесиода отличает всемирно-историч. взгляд на историю. Примером В. и. в ее античном понимании был труд «отца истории» Геродота. В «Истории» Фукидида явно преследуются политич. и педагогич. цели. Эллинистич. В. и. большей частью не сохранилась. По свидетельству античных авторов, классич. В. и. был историч. труд Эфора (4 в. до н. э.), написанный с эллиноцентрич. точки зрения. Дурис и Филарх (4 и 3 вв. до н. э.) внесли в стиль В. и. патетич. элемент. Традицией донесены до нас имена писавших В. и. Демохара, Диилла, Каллисфена, Агатархида. Идеологич. потребности мировой политики римлян как наследников греч. культуры заставили их обратить особое внимание на В. и. Полибий в своем посвящ. В. и. труде прославляет мировое господство римлян, рассматривая его в качестве высшей точки историч. процесса, последовавшей за вступлением на историч. арену мировых держав вавилонян, персов и македонян. В. и. аналогичной направленности были написаны также Диодором Сицилийским, Дионисием Галикарнасским, Дионом Кассием и Аппианом. Аппиану было уже известно, хотя и в телеологически замаскированной форме, понятие историч. необходимости. Ему принадлежат истории отдельных нерим. народов, составлявших население ойкумены того времени. Позднеантичные В. и. имеют компилятивный характер и служат материалом для Ср.-век. христианской историографии.

ВУЛКАН

ВУЛКАН (лат. Volcanus, Vulcanus), рим. бог огня, отождествлявшийся с греч. Гефестом. Каждый год 23 августа, в период наибольшей засухи и распространения пожаров, отмечался праздник В. - вулканалии (volcanalia).

ВУЛКАНЫ

ВУЛКАНЫ - Поскольку Везувий проявил активность только в 79 н. э., античная вулканология, начиная с Теофраста, изучала В. преим. на примере Этны. Источником «горючего материала» для подземного огня считались «камни» (сера, битум и т. п.), причем рациональное объяснение фактов выброса сжатых паров, потоков лавы и вулканич. бомб допускало возможность проникновения под земную поверхность в результате сильных бурь огромных масс воздуха, воды и скальных пород. Образцом изложения античных представлений о В. может служить приписываемая Вергилию дидактич. поэма «Этна». Миф. представления объясняют природу вулканич. огня существованием под землей кузницы Гефеста (в лат. варианте - мастерская Вулкана) и влиянием хтонических (подземных) божеств, в т. ч. в обличье карликов.

ВУЛЬГАРНОЕ ПРАВО

ВУЛЬГАРНОЕ ПРАВО - система регулирования правовых отношений, явившаяся вследствие упадка юриспруденции в 4 в. н. э. результатом сильного упрощения классич. рим. права, прежде всего в Зап. Империи. Классич. сочинения рим. юристов подвергались сокращению и парафразе, т. к. их содержание представлялось чересчур детальным и обширным и не могло быть использовано в изменившемся обществе. В юридич. практике такие тонкости, как членение процессуального права или многообразие гражданско-правовой терминологии (например, владение - собственность), потеряли свой смысл. В. п. оказало значительное влияние на формирование права в варварских королевствах.

ВУЛЬГАТА

ВУЛЬГАТА (лат. Vulgata, подразумевается editio - общераспростран. перевод), лат. перевод Библии, сделанный в 4 в. н. э. Иеронимом по заказу папы Дамасия с использованием ранее существовавших переводов. Триентский собор 1546 объявил перевод Иеронима каноническим; со внесением некоторых текстологич. исправлений он до сих пор используется католич. церквью.

ВУЛЬКИ

ВУЛЬКИ (лат. Vulci, этрусск. Velf), один из 12 этрусских городов, располож. вблизи оз. Больсен. Раскопки огромного нетронутого некрополя В., начатые в 1857, обнаружили свыше 4000 греч. ваз и этрусские фрески.

ВУЛЬТУРН

ВУЛЬТУРН (лат. Volturnus или Vulturnus, совр. итал. Вольтурно), третья по величине после Тибра и Арно река Апеннинского полуострова. Берет исток в Самнии невдалеке от г. Эзерния (Aesernia, совр. Изерния). Протекает к С. от Капуи по Кампанской равнине и впадает в Тирренское м. возле названного по имени реки г. Вольтурн (Volturnum; так же, видимо, звучало и этрусское назв. Капуи).

ВУЛЬФИЛА

ВУЛЬФИЛА (311 - 383), епископ вестготов. В результате миссионерской деятельности В. вестготы были обращены в христианство арианского толка. Выполненный В. перевод Библии на готский яз. дошел до нас в т. н. «Серебряном кодексе» («Codex argenteus»).

ВЫБОРЫ

ВЫБОРЫ - Греция. Голосование в народном собрании производилось двумя способами - поднятием рук (cheirotonia) и подачей камешков (psephophoria). Первый способ применялся при избрании должностных лиц, второй способ - при предоставлении привилегий или права гражданства. В Афинах для законной действенности решения необходимо было набрать минимум 6000 голосов. При решении вопроса об изгнании к.-л. лица из государства применялся особый вид тайного голосования - суд черепков (остракизм). Гомеровский эпос сообщает о волеизъявлении криком при голосовании, аналогичный способ был известен и в Спарте. В республиканском Риме голосование в народных собраниях и на суде производилось посредством табличек, на которых голосующие отмечали свое согласие или отклоняли обсуждаемое предложение. При избрании должностных лиц голосующие писали имена кандидатов. Магистраты, в т. ч. цензоры, избирались на народном собрании под руководством консулов. В императорскую эпоху функция избрания магистратов перешла к сенату и отчасти к всадничеству; народное собрание лишь утверждало представ л. на его рассмотрение решение.

ВЫМЫСЕЛ

ВЫМЫСЕЛ - В теории античной литературы В. считался признанным правом поэта. Полагали, что В. ослабляет подражание, но он должен держаться в рамках уместного и вероятного. Он может также включать удивительное, замеч. в жизни поэтом. После переоценки В. софистами и весьма критич. суждения Платона Аристотель с оговорками признал В. оправданным. В. доставляет читателям удовольствие. Позднее роль В. достигла такой величины, что функция поэзии как средства просвещения отступила на задний план.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - третья ступень античного воспитательного процесса, следовавшая за элементарным и средним звеньями обучения. На этом высшем этапе изучали в первую очередь философию (впервые у Платона), а затем риторику (впервые у Исократа). В эллинистич. время философия и риторика соперничали - обе дисциплины претендовали на то, что способны дать человеку всестороннее образование. Но постепенно наметилось перемирие, благодаря которому философы частично включили в свои учебные программы риторику, а риторы - философию. Нередко обе дисциплины изучались параллельно, причем в Греции преобладало философское, а в Риме - риторич. направление В. о. Практич. целью его в Греции была медицина, а в Риме - правоведение. В известной мере это служило профессиональной подготовке. В классич. период В. о. было полностью частным и в основе его лежали личные отношения учителя и ученика, что, однако, не исключало очень высокой платы за обучение (например, у Исократа). Продолжительность В. о. могла быть самой различной и колебалась от года до десяти лет. Выпускных экзаменов не было. Со 2 в. н. э. наряду с частным постепенно начинает развиваться обществ. В. о. Его центрами становятся Рим, Афины, позже Константинополь, Александрия, Берит (ныне Бейрут) и Антиохия, где были основаны государств, кафедры риторики и философии. Здесь изучались также грамматика и юриспруденция. В этих городах возникла своеобразная студенч. жизнь с твердыми правилами и обычаями, которые частично дошли до нашего времени.

ВЫЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ ВЕЛИЧИН

ВЫЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ ВЕЛИЧИН - математич. вычисление, которое использует предельные переходы. Античность не знала этого вида вычислений; сравни, впрочем, особую форму В. б. м. в. у Архимеда, получившую позднее обозначение эксхаустич. метода.

ВЫШИВАНИЕ

ВЫШИВАНИЕ - украшение тканей цв. орнаментом. В. широко применялось, т. к. цв. ткачество на несостроверш. ткацких станках было затруднительно. Ок. кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. для В. стали пользоваться трапециевидными пяльцами. Были известны два способа В. - гладью и крестом. Состоятельные женщины занимались В. для удовольствия; вышивки на продажу производили рабыни. В Византии использование труда рабов вышивальщиков по шелку сохранялось как пережиток античного ремесла вплоть до 14 в. О распространении В. свидетельствуют остатки погребальных покровов, найд. при раскопках могил; вышивка золотой нитью встречается сравнительно редко; гораздо чаще на ткань нашивали штампованные или вырезанные кусочки золотой фольги.

Вышивание

рис. Вышивальщица за пяльцами. Из трапецевидных отрезков материи изготовлялись хламиды (рисунок на краснофигурной вазе, ок.450 до н. э.).

ВЮРЦБУРГ

ВЮРЦБУРГ - город в Германии. Здесь находится знаменитый Музей Мартина фон Вагнера с обширным античным собранием. Основу музея составила коллекция скульптора М. фон Вагнера, известного главным образом благодаря его посреднич. роли в приобретениях произведений античного искусства Мюнхенской глиптотекой.

Предыдущая страница Следующая страница