Словарь античности
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАК"-"ИЛЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАК"-"ИЛЛ")

ИАКОВ

ИАКОВ - 1. И. Старший, апостол, брат апостола и евангелиста Иоанна; был казнен в Иерусалиме в 44, во время праздника пасхи.

2. И. Младший, апостол; в литургиях католич. церкви отождествляется с И. (3). З. «Брат» Иисуса; носил прозвище «minor» (лат. меньший или младший), скорее всего, из-за небольшого роста; отождествл. с И. (2), он стал именоваться И. Младшим (младшим по отношению к И. Старшему). После бегства Петра возглавил иерусалимскую общину христиан. Был казнен в Иерусалиме в 62, во время праздника пасхи. «Послание Иакова» вошло в канон Нового завета.

ИАКХ

ИАКХ (лат. Iacchus), греч. божество, почитавшееся наряду с Деметрой и Персефоной в Элевсинских мистериях. И. считался супругом или сыном Деметры или сыном Персефоны; в качестве последнего отождествлялся с Загреем. И. идентифицировался также с Дионисом.

ИАПЕТ

ИАПЕТ (греч., лат. Iapetus), сын Урана (Неба) и Геи (Земли), в греч. мифологии - один из титанов, отец Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея.

ИБЕР

ИБЕР - Гибер, река в Испании, ныне Эбро, на Ю.-З. Испании близ Рио-Тинто. Перед 2-й Пунической войной по этой реке проходила граница между областями рим. и карфагенского влияния в Испании.

ИБЕРИЯ

ИБЕРИЯ - 1. гористая страна на Центральном Кавказе. Занимала вост. часть совр. Грузинской ССР, столица Гармактика. Гл. реки - Курос (Кура) и Арагос (Арагви). Ко времени 3-й Митридатовой войны (74 - 64 до н. э.) относятся первые рим. - иберийские контакты, позднее во время борьбы против Парфии И. попала в зависимость от Рима, временами представляя собой вассальное государство. Население И. в 4 в. приняло христианство.

2. см. Испания.

ИБЕРЫ

ИБЕРЫ - неиндоевроп. население Пиренейского полуострова, вероятно пришедшее сюда из Сев. Африки в эпоху неолита. И. разделялись на множество племен, обитавших прежде всего на Ю. и В. Испании. Центром их обитания была долина р. Ибер (Эбро). И. смешались с кельтами, переселившимися на Иберийский полуостров ок. 800 - 500 до н. э., образовав народ кельтиберов. После рим. завоевания Иберийский полуостров был сильно романизирован. И. жили также в Аквитании, на Сардинии и Корсике. От них предположительно происходят баски.

ИБИС

ИБИС (греч., лат.), птица, которая в Др. Египте была посвящена богу мудрости Тоту. И., которым позволяли свободно бродить по улицам городов, считались бессмертными. Согласно Геродоту, И. истребляли змей и вредных насекомых.

ИБН РУШД

ИБН РУШД - арабский философ, латинизированное Аверроэс.

ИБН СИНА

ИБН СИНА - арабский ученый, латинизированное Авиценна.

ИВИК

ИВИК (лат. Ibycus), 2-я пол. 6 в. до н. э., греч. лирич. поэт родом из г. Регия (Юж. Италия), вероятно, знатного происхождения. Его деятельность протекала в городах Юж. Италии; некоторое время он жил при дворе Поликрата Самосского. Подобно Стесихору, писал в осн. хоровую лирику на дорийском диалекте, а также стихи на мифологич. темы, воспевал силу любви. До нас дошли лишь фрагменты его произведений. Убийство И. и раскрытие этого преступления, описанное в балладе Шиллера «Ивиковы журавли» (пер. на русск. яз. В. А. Жуковского), - легенда эпохи эллинизма, основанная на распростран. мотиве.

ИВРИТ

ИВРИТ - первоначально один из ханаанейских диалектов, который вместе с консонантным (идущим справа налево) письмом заимствован вторгнувшимися в Палестину израильскими племенами. На И. составлен Ветхий завет, надписи на строениях в Иерусалиме ок. 700 до н. э., на некоторых черепках (военная корреспонденция из Лахиса ок. 600 до н. э.), а также литература кумранских сект. В эллинистич. и рим. время И. был вытеснен в Палестине родств. ему арамейским языком, однако остался в диаспоре языком культа и образованных людей вплоть до нового времени. В совр. государстве Израиль И. снова введен в качестве официального языка.

ИГЕЛЬСКАЯ КОЛОННА

ИГЕЛЬСКАЯ КОЛОННА - рим. надгробное сооружение 3 в. н. э. в Игеле близ Трира. Представляет собой четырехъярусную башню с пирамидальным завершением, украш. отдельными поясами рельефов, это сцены из мифологии и повседневной жизни римлян. На передней стороне надгробия изображена семья секундария, которой оно посвящено.

Игельская колонна

рис. Игельская колонна (реконструкция), высота ок. 23 м.

ИГЛА И НАПЕРСТОК

ИГЛА И НАПЕРСТОК - Греч и рим И. имеют гораздо более грубую форму, чем совр. стальные, выпускаемые машинным способом с нач. 19 в.; др. Н., напротив, по виду близки к совр. В античных И. еще нет центрального ушка (оно изобретено в Испании ок. 1520), вместо которого имеется боковая прорезь или насечка для закрепления нити. Первоначальная форма острию И. придавалась с помощью резца, затем для шлифовки использовался наждак; такая технология применялась к И. из любого материала: бронзы, серебра, железа, кости (слоновой, других животных или рыбьей). Подобные И. были плохо приспособлены для создания тонких швов, их применяли для вышивания, при необходимости - для прикрепления тканых полос и отделки; от этой формы ведут происхождение гравировальные И. ювелиров, резчиков камней, чеканщиков.

ИГРА В БАБКИ

ИГРА В БАБКИ - популярная в античности игра с астрагалами (бабками); была особенно популярна среди женщин.

ИГРУШКИ

ИГРУШКИ - Судя по изображениям Эрота в Помпеях, в античности дети играли в те же игры и такими же И., что и сегодня. У них, в частности, были жесткие и мягкие мячи четырех видов (набитые конским волосом, перьями, шерстью, волосами), куклы и миниатюрная глиняная посуда, кубики и настольные игры. Для самых маленьких имелись погремушки, дети постарше играли с живыми либо деревянными животными, мастерили дудочки, трещотки, играли в подвижные и массовые игры.

ИГРЫ

ИГРЫ - Среди культовых празднеств И. отводилась важная роль. Некоторые из них известны уже с древнейших времен. Как правило, они устраивались регулярно с интервалом в один год или неск. лет и продолжались один день или неск. дней. Во время И. свободные граждане не работали. И. сопровождались процессиями, другими ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, сценич. представлениями, увеселениями, а в Риме также цирковыми И. и гладиаторскими боями. И. устраивались как за обществ., так и за частный счет. В Греции самыми значительными были: Олимпийские И. - спортивные состязания, посвящ. Зевсу, проходившие начиная с 776 до н. э. в Олимпии раз в четыре года; Пифийские И. - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона, устраивавшиеся в Дельфах раз в четыре года; Истмийские И. в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года под Коринфом; Немейские И. - в Немейской долине, посвящ. Зевсу (раз в два года). В Риме И. первоначально носили характер исключительно цирковых состязаний (лат. ludi circensis - цирковые И.) наездников и колесниц; с 4-3 вв. до н. э. все большее место в них начинают занимать сценич. представления.

ИГРЫ В МЯЧ

ИГРЫ В МЯЧ - В Др. Греции И. в м. пользовались большой любовью у детей. Они были популярны также и у взрослых, т. к. органично вписывались в ритмич. рисунок песен и танцев. Размеры мячей были разными, их внешняя оболочка (часто разноцветная) изготавливалась из материи или кожи и набивалась пухом, перьями, шерстью, волосами или накачивалась воздухом; сохранились упоминания о стеклянных мячах артистов. О самих играх в мяч и их разновидностях сведений почти не имеется. Одна из известных античных командных И. в м. с помощью изогнутых клюшек напоминает совр. хоккей на траве. И. в м. были популярны и в Др. Риме, где являлись одной из форм укрепления здоровья. Игры проводились, как правило, на открытом воздухе. Существовали также специально оборудованные для И. в м. помещения и целые постройки.

Игры в мяч

рис. «Хоккеисты», начинающие игру (по аттическому рельефу, ок. 510 до н.э.)

ИГУВИНСКИЕ ТАБЛИЦЫ

ИГУВИНСКИЕ ТАБЛИЦЫ - Найдены в 1444 в Gubbio (лат. Iguvium). 71 И. т. с текстами на умбрском яз. содержат ок. 4000 слов, которые еще и теперь составляют гл. доказательство существования специфич. культуры умбрских племен. Надпись на бронзовой табличке содержит предписания, относящиеся к религиозному ритуалу.

ИДА

ИДА (греч. Ide, лат. Ida).

1. Совр. назв. Псилоритис, центральный горный массив на Крите (2456 м), изобилующий пещерами. На сев. склоне находится идейский грот - мифич. место рождения Зевса, др. культовый центр с жертвенником; на юж. склоне - грот у Камареса; по месту находки получили назв. вазы стиля «Камарес» среднеминойской эпохи.

2. Горная цепь на сев.-зап. побережье М. Азии (южнее Трои), совр. Каз-Даг (Kaz dag). Его вершина Гаргар - мифич. место брака Зевса и Геры (свящ. брак) и, кроме того, центр культа Кибелы. На И., согласно мифу, совершился знаменитый суд Париса.

ИДАС

ИДАС - в греч. мифологии могучий сын Афарея, брат-близнец Линкея; оба они имели прозвище Афаретиды («сыны Афарея»). Братья приняли участие в походе аргонавтов и в Калидонской охоте, боролись против Диоскуров. И. убил Кастора и был поражен молнией Зевса.

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ (греч., лат.). Первыми представителями объективного И. в античности были пифагорейцы с их мистикой чисел (числа как первопринцип космоса). Первую целостную идеалистич. систему создал Платон, который считается основателем И. вообще. Ее философским ядром является учение об идеях. Платон сознательно противопоставил свою идеалистич. систему материалистич. воззрениям, в особенности воззрениям Демокрита. Дальнейшее развитие И. получил в поздней античности у неопифагорейцев и неоплатоников, особенно у Плотина. Субъективный И. не нашел в античности систематич. выражения. Более или менее заметные идеалистич. элементы можно констатировать у Сократа, Аристотеля, перипатетиков и стоиков.

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛЬНОСТЬ

ИДЕАЛЬНОСТЬ - совр. понятие о стиле, характеризующее парадигматич. формообразующий метод классич. и постклассич. греч. искусства, полярно противоположный его основной тенденции - индивидуализирующему проникновению в действительность (мимесис).

ИДЕОГРАММА

ИДЕОГРАММА (от греч. eidos - образ, понятие и gramma - буква, письмо), наглядное изображение отдельных понятий или их комплекса в рисуночном (иероглифич.) письме. Так, например, клинопись и иероглифич. письмо состоят, по существу, из И. В наст, время И. представлены дорожными знаками.

ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion - картинка), короткое стихотворение. Обозначение, относившееся первоначально к буколич. стихотворениям Феокрита, постепенно расширилось до присущего поздней античности понятия и общего обозначения идеализирующих описаний и восхвалений скромной сельской жизни.

ИДИСТАВИЗО

ИДИСТАВИЗО - долина (луг, поле) к В. от р. Везер (более точное местоположение неизвестно), где в 16 н. э. Германик разбил герм, полководца Арминия.

ИДОЛ

ИДОЛ (греч. eidolon - образ), более или менее обработанные статуэтки из камня, кости, дерева, глины и других материалов. И. имели звероподобную или человекообразную форму, не всегда четко выявл., они были размером до 20 см и отличались от фетиша как от предшествующей формы, связанной с магией. И. считались носителями защищающей силы и как таковые были объектами культового почитания. Наиболее ранней засвидетельствованной конкретизацией религиозно-магич. почитания являются И. эпохи позднего палеолита. Из общей огромной массы сохранившихся И. выделяются как определ. класс памятников своеобразно стилизованные мраморные И. кикладекой культуры 3 - 2-го тыс. до н. э. Характер И. еще сохраняли культовые статуи, например микенского времени. Выделяются также сохранявшие др. традиционную форму беотийские дощатые И. 7 - 6 вв. до н. э. В развитом греч. и рим. обществе фигурки И. использовались на протяжении веков в повседневном обиходе как творения народного искусства.

Идол

рис. Позднемикенский идол.

ИДОЛИНО

ИДОЛИНО (итал. божок, маленький бог), уменьшительное имя, которым называют бронзовую статую мальчика из Пезаро (найдена в 1530), хранящуюся в Археологическом музее (Флоренция); использовавшаяся в качестве подсвечника рим. копия греч. скульптуры школы Поликлета, кон. 5 в. до н. э.

Идолино

рис. «Идолино» («божок», «маленький бог»).

ИДОМЕНЕЙ

ИДОМЕНЕЙ (лат. Idomeneus), в греч. мифологии царь Крита, внук Миноса, предводитель критян, сражавшихся на стороне греков в Троянской войне. Опера Моцарта «Идоменей».

ИДЫ

ИДЫ (лат. Idus - слово, вероятно, этрусского происхождения), середина месяца. В др.-рим. календаре И. обозначали полнолуние и приходились на 15-й день марта, мая, июля и октября и на 13-й день остальных месяцев. Особенно знамениты мартовские И. 44 до н. э., в которые был убит Гай Юлий Цезарь.

ИЕРОГЛИФЫ

ИЕРОГЛИФЫ (греч. hieros - священный и glyphein - вырезать), др.-егип. рисуночное письмо, употреблявшееся с нач. 3-го тыс. до н. э. приблизительно до 200 н. э. Первоначально каждому рисунку соответствовало определ. слово, позднее развились также слоговые и консонантные знаки, гласные звуки не выражались. Для повседневного употребления из И. родилась упрощ. письменность, иератическая (греч. hieratikos - жреческая, которая применялась прежде всего для религиозных текстов) и курсивная демотическая (греч. народ - использовавшаяся для светских текстов). В эллинистич. время через соединения некоторых демотич. знаков с греч. буквами образовалась коптская письменность, названная по имени коптов - егип. христиан. Значение И. долгое время не было известно, и лишь в 1822 Ж. Ф. Шампольону удалось произвести их расшифровку с помощью Розеттского камня. И. использовались также во 2 - 1-м. тыс. до н. э. у хеттов и на о. Крит.

ИЕРОДУЛЫ

ИЕРОДУЛЫ (греч. священные рабы), рабы и рабыни, принадлежавшие божеству, они несли службу в храме. В некоторых святилищах (храмах Афродиты в Коринфе и на Эриксе) рабыни-И. занимались храмовой проституцией. В этом сказалось влияние Востока.

ИЕРОНИМ

ИЕРОНИМ (Hieronymus) (род. в 347 в Стридоне (Далмация), ум. 30. 9. 419 или 420 в Вифлееме), происходил из богатой христианской семьи, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната, посвятил себя интенсивному изучению античной и христианской литературы. В 375 - 378 жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии, затем в качестве священника отправился в Рим и в 382 - 385 был советником папы Дамасия. Не будучи избранным преемником папы, И. в 386 поселился отшельником в Вифлееме и основал там неск. монастырей. Благодаря дюреровскому «Иерониму в келье» сложился идеальный образ ученого церкви. И. знал латынь, греческий, др.-евр. яз. и как писатель был настолько работоспособен, что мог одновременно диктовать неск. произведений. Этим объясняется некрая небрежность в его сочинениях. По поручению папы Дамасия И. вновь перевел Библию на лат. яз. по тексту оригинала. Со времен Григория Великого этот текст занял место рядом со старым («Итала») и носил с 13 в. обозначение «Vulgata» («Общеупотребительный»). Кроме Библии, И. перевел мн. теологич. труды с греч. (Ориген), руководствуясь цицероновским принципом перевода («согласно содержанию, но не рабски дословно»). Он написал первую христианскую историю литературы («De viris illustrious»), в которую включил произведения 135 христианских писателей, в т. ч. евреев Филона и Иосифа, а также философа Сенеки. Особый интерес вызывают его три книги-апологии против Руфина и ок. 120 подлинных писем. Лат. перевод и продолжение хроник Евсевия до 378, сделанные И., превзошли оригинал. В качестве важнейшего посредника античного и греко-христианского материального и духовного наследия И. оказал влияние на Ср.-век. зап. искусство.

ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМ (др.-евр. Jeruschalajim, греко-лат. Hierosolyma, араб, elkuds - святой), город на Ю. Палестины. Вплоть до кон. 2 тыс. до н. э. - ханаанский город-государство, при Давиде - столица Израильско-иудейского царства (при царе Соломоне был возведен знаменитый храм Соломона). После распада Израильско-иудейского царства (926 - 925 до н. э.) И. стал столицей Иудейского царства и сохранял значение как политич. и культовый центр иудеев вплоть до 70 н. э., когда он был разрушен императором Титом. В 135 И. был восстановлен в качестве рим. военной колонии и стал называться Aelia Capitolina. При императоре Константине Великом И. становится «священным городом» христиан, а после араб, завоевания (638) - мусульман. «Небесный И.» - эсхатологич. понятие иудейской и христианской апокалиптики.

ИЗВЕСТНЯК

ИЗВЕСТНЯК - В античности использовался в архитектуре, скульптуре, для декоративно-орнаментальных работ. Из И. строились храмы и обычные здания (храм Геры в Олимпии, термы в Варне), укрепления (крепости даков); И. служил материалом для создания скульптур (статуя Геры в Олимпии, части фронтона храма Гекатомпедона на Афинском акрополе, надгробия и вотивные плиты). И. применялся для изготовления известковых растворов, которые в рим. зодчестве использовались для цементирования каменной кладки и оштукатуривания стен.

ИЗВЕСТЬ

ИЗВЕСТЬ (лат. calx, греч. chalx). Раствор извести стали применять лишь с 5 в. до н. э. (при возведении Длинных стен в Афинах - 460 до н. э.; для сооружения зданий - лишь 120 лет спустя). И. гасили в специально предназнач. для этого ямах и использовали для приготовления известковых растворов и штукатурки. Устройство печей для обжига И. описали римляне, заимствовавшие ее применение вместе с самим словом у греков. Римляне передали свои навыки германцам. Печи для обжига И. достигали 6 - 8 м в высоту и относились к числу наиболее крупных промышл. печей. Римляне применяли И. и в сельском хозяйстве в качестве удобрения, в первую очередь фруктовых деревьев, а также для нейтрализации уксусной кислоты при изготовлении вина; вместе с тем уже тогда знали о недостатках такого метода.

ИЗГНАНИЕ

ИЗГНАНИЕ (лат. пребывание вне родной земли). При политич. и религиозных преступлениях И. как наказание считалось особенно тяжелым, т. к. пребывание на чужбине было связано с утратой политич. и юридич. прав. Иногда смертный приговор заменялся И. или приговоренному предоставлялась возможность бежать. Этой возможностью не воспользовался, например, приговоренный к смерти Сократ.

ИЗЕНГРИМ

ИЗЕНГРИМ (лат. «Ysengrimus»), наиболее значительный памятник лаг. Ср.-век. эпоса о зверях. Написан в 1146 - 1148 дистихами (6574 стиха) нем. магистром Нивардом из Гента (Nivardus Gandensis), соединившим многостороннюю ученость с народной традицией. Образцом стиля для него был Овидий. Каждый зверь представляет к.-л. человеч. тип. Так, в образе лиса образованное светское общество торжествует над невежеством и сластолюбием клира (в «И.» - волка). Поэма сатирич. изображает совр. общество, особенно духовенство.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ - Др. греки отдавали И. дань глубокого уважения, их теория культуры рассматривала прогресс как непрерывную цепь изобретений. К И. греки относили всех, кто открывал новые законы, лит. формы или художеств, и технич. методы. Из-за недостатка информации важнейшие достижения культуры, а также технич. утопии (например, летательная машина) приписывались обычно богам или героям мифов. Однако в Др. Греции существовали каталоги изобретений, в которых были зафиксированы отдельные достижения с указанием имен авторов этих новшеств. Инженерный каталог (Laterculi Alexandrini) принадлежал к возникшей с 4 в. до н. э. литературе, которая изображала И. мудрецами и творцами культуры. Отдельные материалы об античных И. собраны гуманистами эпохи Возрождения для демонстрации творч. способностей человека.

ИЗРАИЛЬ

ИЗРАИЛЬ (евр. борется Бог), общее обозначение (по имени мифич. прародителя) 12 др.-евр. племен, имевших культ Яхве. После разделения единого Израильско-Иудейского царства в 925 до н. э. назв. И. относилось к царству в Сев. Палестине (до завоевания ассирийцами в 721 до н. э.).

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ - Попытки персов сделать арамейский яз. общегосударств. языком своего царства потерпели неудачу. Это удалось Александру Македонскому и его последователям диадохам. Они превратили общегреч. яз. (койне) в средство коммуникации для многочисл. разноязыких племен, что значительно упростило задачи администрации. Впоследствии римляне также добивались того, чтобы латынь в качестве государств, языка заняла господствующее положение по сравнению с нац. языками. Тем не менее нац. языки и племенные диалекты существовали очень долго; в кавказском порту Диоскурии в 50 - 60 н. э. римлянам приходилось пользоваться услугами 130 переводчиков для преодоления языковых барьеров, возникавших из-за многообразия языков и диалектов в этом регионе. Поэтому в Лидийском и Персидском царствах, в мировой державе Александра и его наследников, в областях, подвластных Карфагену, а также в Римской империи знание языков было необходимым. Это же относится и к многоязычным областям, находившимся на окраинах греко-рим. мира, о чем свидетельствуют надписи на нац. языках. Эти надписи встречаются не только в М. Азии и Африке, но и в Египте, на Сицилии и прежде всего в самой Италии. Надгробные и посвятительные надписи представляют собой образцы живого народного языка, отличия которого от литературного столь велики, что позволяют судить о возникавших затруднениях при общении. Немалая роль принадлежала иноязычным рабам, способствовавшим И. я. Царь Понта и Боспора Митридат VI (121 - 63 до н. э.) прославился тем, что владел мн. языками, что способствовало его политич. успехам. И. я. в качестве средства распространения свящ. текстов применялось манихеями. Иудеи и христиане в меньшей мере использовали И. я. Персидские войны стимулировали развитие искусства переводчиков (как военных, так и гражданских). Как правило, римляне стремились овладеть греч. яз., а не наоборот. Иноязычные же рабы и даже князья (Юба II) были вынуждены овладевать соответствующим языком.

ИИСУС

ИИСУС (др.-евр. Jehosua - спаситель).

1. По ветхозаветным преданиям И. Навин был предводителем семитских племен, которые завладели Ханааном и расселились в Палестине.

2. Идейным ядром, вокруг которого формировалось будущее христианство, была вера в то, что в некоем И., получившем прозвище Христос, воплотится и умрет сын божий. Совр. наука в целом допускает, что Иисус Христос - историч. личность, однако в христианских преданиях - даже в тех случаях, когда они повествуют об И. Христе, - речь идет не об историчности, а о вере первых христиан в духовный символ. Все попытки воссоздать жизнь И. и его образ как историч. лица остаются безрезультатными.

ИКАР

ИКАР (лат. Icarus), сын мифич. Дедала. Улетая со своим отцом с Крита, И. приблизился к солнцу, воск, скреплявший искусно сделанные Дедалом крылья, растаял, и И. упал в море, которое стало называться по его имени Икарийским. Падение И. - частый сюжет живописи (помпейские фрески, картины Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, Ван Дейка).

ИКАРИЙ

ИКАРИЙ (лат. Icarius).

1. В греч. мифологии афинянин времен царя Пандиона; он гостеприимно принял Диониса и за это получил от него в дар лозу и наставления по уходу за ней. Аттич. земледельцы, попробовавшие вина и опьяневшие, решили, что они отравлены, и убили И. Под именем Волопаса он был взят на небо и помещен среди созвездий. Его дочерью была Эригона.

2. Отец Пенелопы.

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ - писание икон, вид Ср.-век. живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В христианстве И. появляется уже в 4 в., вероятно, в подражание греко-егип. портретам, клавшимся на лицо умерших (мумий). Наиболее др. образцы И. - в монастыре св. Екатерины на Синае - относятся ко времени ок. 550.

ИКСИОН

ИКСИОН - мифич. царь лапифов. Зевс наделил его бессмертием и допустил к трапезам богов. Когда И. попытался соблазнить Геру, Зевс создал облачный призрак Геры - Нефелу (греч. облако). От Нефелы и И. родился Кентавр и произошли кентавры. В наказание за нечестие И. в Тартаре привязан к вечно вращающемуся огненному колесу. Помпейские фрески, живопись Рубенса.

ИКТ

ИКТ - Иктус (лат. удар), удар такта в стихе при помощи экспираторного ударения. Для греков, а возможно, и для римлян И. чужероден.

ИКТИН

ИКТИН - греч. архитектор 5 в. до н. э., построил (очевидно, как преемник Калликрата) Парфенон и храм Аполлона в Бассах (в Фигалии). Вероятно, принимал участие в строительстве Телестериона (здания для мистерий) в Элевсине. Для И. типично соединение элементов дорич. и ионич. ордеров; ему принадлежит первое засвидетельствованное использование коринфского ордера в интерьере.

ИЛ

ИЛ (лат. Ilus), сын мифич. Троса и Каллирои, отец Лаомедонта. Считался основателем Илиона.

ИЛА

ИЛА (греч.), отряд конницы в македонском войске, ок. 300 всадников; позднее переименован в гиппархию.

ИЛИАДА

ИЛИАДА - гомеровский эпос, описывающий осаду Трои.

ИЛИОН

ИЛИОН - эолийская колония близ др. Трои со святилищем Афины Илионской получившем особенное значение в эпоху эллинизма и Римской империи; второе назв. Трои, по которому получила назв. «Илиада».

ИЛИСС

ИЛИСС (лат. Ilis(s)us), речка в Аттике, берущая начало на Гиметте, протекала южнее др. Афин, впадает в Кефисс (в древности, возможно, впадала прямо в Фалеронский зал.). На И. стоял платан, описанный в диалоге Платона «Федр».

ИЛИФИЯ

ИЛИФИЯ (греч. Eileithyia, лат. Ilithyia), др.-греч. богиня родов, почиталась главным образом на о. Крит (грот в Амнисосе) и в Лаконии. Покровительницами родов считались также Артемида и Гера, причем к их именам добавлялось «И». И. соответствовала рим. Луцина.

ИЛЛИРИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИЛЛИРИЙСКИЙ ЯЗЫК - язык иллирийцев, вымерший вскоре после начала нашей эры. Сохранились только отдельные глоссы, такие, как личные имена и топонимы, изучение которых доказывает, что такие же или подобные основы и словообразовательные элементы встречаются почти по всей Европе. Вывод, делаемый на этом основании, что И. я. был языком носителей культуры полей погребений, не вполне правомерен, т. к. соотнесение языковых элементов и археологич. культур весьма затруднительно. Между тем спорно не только то, существуют ли связи между И. я., мессапским и венетским, но и то, был ли вообще И. я. единым языком дороманской Иллирии. Дочерним языком И. я. является совр. албанский.

ИЛЛИРИЙЦЫ

ИЛЛИРИЙЦЫ - употребительное со времени Геродота общее назв. большой группы индоевроп. племен, населявших во 2-м тыс. до н. э. области Вост. и Югостровост. Европы, а со времени Великого переселения народов, ок. 1200 до н. э., заселявших вост. побережье Адриатики и некоторые области Италии. Гл. племена: далматы, истры, либурньг, япиги, дардаяы. Между ними не было политич. единства, только во 2-й пол. 3 в. до н. э. наметилась тенденция к образованию племенного объединения. В античности И. были пиратами, борьба Рима с пиратством постепенно привела в кон. 1 в. до н. э. к завоеванию всей Иллирии, которая стала рим. пров. С 3 в. н. э. некоторые рим. императоры происходили из Иллирии, среди них Диоклетиан, реорганизовавший управление Империей, и Юстиниан. В Иллирии наряду с сельским хозяйством была развита добыча полезных ископаемых (золото, серебро, медь, железо).

Предыдущая страница Следующая страница