Словарь античности
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИК"-"НУС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИК"-"НУС")

НИКОЛАЙ ДАМАССКИЙ

НИКОЛАЙ ДАМАССКИЙ (2-я пол. 1 в. до н. э.), греч. историк сирийското происхождения, последователь Аристотеля; жил при дворе царя Иудеи Герода I и в Риме. Автор риторико-драматич. всеобщей «Истории» (в 144 кн.), включающей, в частности, историю Рима и довед. до смерти Герода. Н. Д. написал также биографию Августа, представляющую собой развернутый панегирик императору, автобиографию и другие сочинения. От гигантского труда Н. Д. остались лишь фрагменты.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nikolaus Cusanus) (1400/01 1464), философ, теолог; епископ Бриксена (Тироль). Многосторонне образованный мыслитель, с широким кругом интересов. Пытался реформировать схоластику, приведя ее в соответствие с новыми знаниями о мире. В философии был представителем неоплатонич. идеализма со склонностью к мистицизму в духе Майе 1 ера Экхарга («Об ученом незнании» «De docla ignorantia»). Учению Н. К. свойствен сильный диалектич. элемент. Созданная им картина мира содержит синтез античных идей, схоластики, мистики и гуманистич. естествознания; в ней нашли отражение научно-математич. штудии Н. К. (hhici ральное исчисление, теория вращения Земли), его интересы в других областях (реформа календаря, методология науки: «О предположениях» «De coniecturis»). Благодаря широким гуманистич. интересам Н. К. важное филологич. значение приобрела его деятельность по разысканию и собиранию старинных рукописей.

НИКОМАХ

НИКОМАХ - 1. Из Герасы, ок. 100 н. э., греч. математик неопифагорейского направления. В трактате Н. «Введение в арифметику» арифмегич. понятия впервые получают не теометрич., а цифровую интерпретацию. Предлож. Н. четырехчастное деление математики имело основополагающее значение для ее дальнейшею развития. Учебник гармонии, сосгавл. Н., во мноюм опирается на др. традицию; знаменательно уподобление семи музыкальных тонов планетам, а также недостоверный рассказ. Н. об открытии Пифагором числовых интервальных соотношений. Через посредство Боэция арифметич. и некоторые музыкально-теоретич. идеи Н. перешли в лат. средневековье.

2. Сын Аристотеля, которому философ посвятил одно из своих гл. сочинений - «Никомахову этику».

3. Вирий Нумерий Флавиан (Nicomachus), рим. полигич. деятель и писатель 2-й пол. 4 в. н. э., вождь партии др.-рим. язычества. Выступал против Феодосия на стороне Евгения и Арбогасга, принадлежал к окружению Симмаха. Произведение Н. «Анналы» не сохранилось.

НИКОПОЛЬ НА ИСТРЕ

НИКОПОЛЬ НА ИСТРЕ (от греч. nikopolis город победы), рим. юрод в пров. Нижняя Мёзия, руины к С. от г. Велико-Тырново (Болгария). Занимал стратегически важное положение как перекресток торговых путей. Основан Траяном в 102 н. э., достиг расцвета при Сешимии Севере. В 250 был осажден готами. Начавшийся в 4 в. упадок был прекращен новым строительством при Юстиниане. Н. на И. имел смешанное население (фракийцы, греки, римляне) с отчетливо выраж. греч. культурой. Археологич. раскопками обнаружены остатки форума с портиком, булевтерия, одеона, городской стены с воротами, водоема.

Никополь на Истре

рис. Никополь на Истре. Реконструкция форума (по С. Бобчеву).

НИКОПОЛЬ НА НЕСТЕ

НИКОПОЛЬ НА НЕСТЕ (от греч. nikopolis - город победы), рим. город к Ю.-В. от Гоце-Делчева (Болгария). Основан Траяном, в 4 в. обнесен стеной, в 6 в. реставрирован. Резиденция епископа до 14 в. В 1980 болг. учеными в городе начаты раскопки.

НИКТА

НИКТА - Нике, в греч. мифологии - ночь, персонифицированное явление природы. По Гесиоду, родилась от Хаоса вместе с Эребом (Мраком), Гемерой (Днем) и Эфиром. От Н. произошли Керы, Танатос, Гипнос, Мом, Геспериды, Немесида, Эрида и другие.

НИЛ

НИЛ (греч. Neilos, лат. Nilus), гл. река Египта, в античности иногда рассматривался как граница между Азией и Африкой. Благодаря своей судоходности и периодич. разливам, благотворно влияющим на земледелие в узкой полосе речной долины, Н. имел важное хозяйств, значение и почитался как свящ. река. Уже древним были известны два крупнейших правых притока Н., протекающих в Нубии, - Атбара (греч. Astaboras) и Голубой Нил (греч. Astapus). Устье Н., называемое (по внешнему сходству с буквой греч. алфавита) дельтой, начинается ниже др. г. Мемфис и заключается между двумя рукавами: Пелузийским с В. и Канопским с 3. Всего в нем семь основных рукавов. При фараоне Нехо II был прорыт канал, соединяющий Н. с Красным м. (как позднее Суэцкий канал), впоследствии он был обновлен Дарием I, Птолемеем I и особенно основательно Птолемеем II и Траяном. Относительно истоков Н. у др. треков существовали различные представления, как верные (Н. берет начало в экваториальной области), так и ошибочные, согласно которым столь обильный водный источник не может находится в «выжженной области». В этом случае исток Н. помещали либо в Зап. Африку, либо на Восток, точнее, в Индию (Александр Македонский, находясь там, принял Инд за верхнее течение Н.), либо южнее экватора, считая при этом, что Н. течет на С, прокладывая себе путь под Океаном, обтекающим Землю по экватору. Иного мнения придерживался Аристотель, усматривавший причину разливов Н. в летних дождях на Эфиопском нагорье, питающих озера, из которых вытекает Н. Ранее Фалес пытался объяснить нильские разливы напором воды, вызываемым сев. - вост. средизем. ветрами, этезиями. Для отыскания истоков Н. императором Нероном была снаряжена экспедиция, которая, однако, не смогла преодолеть заболоч. Mecтность в районе Бахр-эль-Джебель. В христианскую эпоху Н. часто отождествлялся с р. Эдема Геон (Тихон).

НИМ

НИМ (лат. Nemausus), город на Ю. Франции, в котором сохранились остатки античных сооружений, крупнейшие на терр. севернее Альп (городская степа, рыночные площади, амфитеатр, термы, нимфей и т. п.). «Мэзон карре» - «квадратный дом» храм-псевдопериптер, построенный Агриппой в 19 12 до н. э., как в целом, так и в деталях (изысканные капители коринфского ордера, акантовый фриз тонкой работы) представляет собой выдающийся образец архитектуры эпохи Августа. Город снабжался водой посредством мощного акведука, который пересекал долину р. Гар, опираясь на трехъярусный мост (Гардский мост) - одно из наиболее впечатляющих античных сооружений во Франции.

НИМФЕЙ

НИМФЕЙ (лат. nymphaeum), святилище нимф, первоначально - грот, посвящ. нимфам, позднее павильон с фонтаном, обществ, или принадлежащий частному лицу. Иногда подобные сооружения имели пышные фасады (украш. порталами или экседрами) со статуями нимф или других водных божеств. Один из известных и хорошо реконструируемых нимфеев - милетский. Близкое по типу сооружение - мусейон, также имеющий прообразом грот. Служил местом отдыха в рим. дворцах и виллах: первоначально-святилище муз.

Нимфей

рис. Милетский нимфей.

НИМФЫ

НИМФЫ (греч. nymphe - невеста, юная дева), в античной мифологии низшие божества, олицетворявшие силы природы; часто считались дочерьми Зевса. Н. - прекрасные молодые девушки, проводят время на лоне природы в пении, играх, вождении хороводов. Иногда они сопровождают боюв, близких к природе, Аполлона, Диониса, Артемиду, или делят общество сатиров. Н. посылают удачу и плодородие, символизируемое водой в юж. странах, но могут быть и опасными для людей (Гилл, Дафнис). Различали Н. согласно местам их обитания: наяды жили в воде или в гротах у источников, прудов, озер; нереиды - в морях; ореады - в горах и лесах; дриады - на деревьях. Считалось, что Н., кроме дриад, живут долго, хотя и не бессмертны. Жизнь дриад кончалась с гибелью дерева, особенно это относится к гамадриадам (греч. hama - вместе). Между видами Н. нет четкого различия. Часто к к.-л. водоему или иному месту прикреплялась своя Н. Множество местных легенд связано с Н., почитаемыми в др. сельских культах, отправляемых у алтарей и гротов. Н. принимали от людей бескровные жертвы и освящ. дары. Начиная с античности в искусстве распространены изображения Н. (П. Веккьо, Рубенс, Ватто, Бёклин, Ренуар).

НИНЕВИЯ

НИНЕВИЯ (евр., ассир. Ninua), в 7 в. до н. э. - столица Ассирийского царства, упоминается в Библии и, в форме «Нин», у Геродота. В 612 была разрушена союзными войсками вавилонян и мидян. В 1846 начались археологич. раскопки руин Н. вблизи Мосула.

НИОБА

НИОБА - Ниобея (греч. Niobe, лат. Niobe), в греч. мифологии дочь малоазийского царя Тантала, жена царя Фив Амфиона. Гордая своими детьми (обычно считается, что у Н. было семь сыновей и семь дочерей), Н. смеялась над богиней Лето, родившей только двоих - Аполлона и Артемиду. В отмщение за стыд, причин, матери, Аполлон и Артемида поразили стрелами всех детей Н., Ниобидов. От горя Н. окаменела и была превращена Зевсом в скалу, источающую слезы на вершине горы Сипил у себя на родине, в М. Азии. Образ Н. стал символом надменности, а также олицетворением невыносимого страдания. Начиная с античности, изобразительное искусство часто обращалось к мифу об убийстве Ниобидов (скульптура Ф. Тика, живопись Тинторетто).

НИСИБИС

НИСИБИС - совр. Нусайбин - город на турецко-сирийской границе, с 1-го тыс. до н. э. - узловой пункт важных торговых путей в Сев. Месопотамии. С 163 н. э. принадлежит Римской империи. Как военная крепость и гл. город пров. Месопотамия Н. в 3 - 4 вв. стал объектом ожесточ. борьбы между римлянами и персами, последние захватили его в 363. Н. был взят арабами в 640.

НИЦШЕ

НИЦШЕ - Фридрих (1844-1900), нем. философ, поэт, филолог-классик, один из наиболее влиятельных в 20 в. художников слова. Ранние критико-филологич. работы Н. посвящены Диогену Лаэртскому. В сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» Н. в острой полемике с Виламовицем-Меллендорфом отверг неогуманистич. представление о греч. античности как о «благородной простоте и спокойном величии», здесь же Н. выделяет два начала в искусстве: «аполлоновское» (гармонич., разумное) и «дионисийское» (оргиастич., страстное). Усматривая в рабстве основу греч. культуры, Н. полагал, что реконструкция института рабства способствовала бы восстановлению здоровых обществ, отношений. Обладая острым афористич. мышлением, Н. подверг всесторонней разоблачающей критике порочные основы буржуазной морали и политики. Он оказал решающее воздействие на творчество таких писателей-гуманистов, как Б. Шоу и Т. Манн. Вместе с тем ницшеанская философия «переоценки всех ценностей» (с ее категориями «сверхчеловека», «элиты», «воли к власти») объективно ведет к оправданию позднебуржуазного имморализма и человеконенавистнич. идеологии фашизма.

НИЩЕТА

НИЩЕТА - В античные времена Н. считалась пороком, но ее социальные корни оставались невыявл. Н. низводила человека на низшую ступень общества, делала его беззащитным, вызывала к нему презрительное отношение окружающего, лишенного сочувствия мира. Н. не рассматривалась как отличительный признак моральной ущербности, чаще богатство носило черты испорченности и развращенности. Киники видели в граничащей с Н. нетребовательности благодетельное поведение, выражая тем самым протест против господствовавших в то время социальных отношений.

НОБИЛИТЕТ

НОБИЛИТЕТ (лат. nobilitas - слава, родовитость), правящий слой знати в Римской республике, состоял из патрицианских и плебейских семей, возник в нач. республиканского периода в результате борьбы сословий, уравнявшей в правах патрициев и плебеев. Члены Н. решительно отделяли себя от т. н. «выскочек», или «новых людей» (homines novi), достигших высоких должностей несмотря на то, что они не принадлежали к сенаторскому роду (как, например, Цицерон). В период Империи к Н., все более сокращавшемуся с 1 в. до н. э., принадлежали только потомки консулов республиканского и августовского времени. Совр. новообразование «сноб» произошло от лат. sine nobilitate (букв, без благородства).

НОВАЦИАН

НОВАЦИАН - Новатиан (Novatianus), 3 в. н. э., рим. священник. После преследования христиан при императоре Деции (250-251) был выдвинут в качестве антипапы группой наиболее ригористически настроенных христианских общин, противодействовавших возвращению в церковь тех, кто отступился от веры во время гонений. После его смерти порожденные новатианским расколом секты продолжали существовать в Италии, Галлии, Испании, Сев. Африке, на Востоке. Один из первых рим. теологов, писавших на лат. яз.

НОВЕ

НОВЕ - военный лагерь у теснины Дуная, в 4 км восточнее Свиштова (Болгария), где был расположен рим. легион (legio I Italica). В 471-488, при Теодорихе - столица остготского царства. В правление Юстиниана был проведен ремонт городских оборонительных сооружений Н. В 1960 в Н. начала работу польско-болгарская археологич. экспедиция.

НОВЕЗИЙ

НОВЕЗИЙ - в 1 в. н. э. - лагерь рим. легиона, во 2-4 вв. - укрепл. стоянка вспомогательных рим. войск (совр. Нёйс на Нижнем Рейне). Был разрушен ок. 350 н. э. и вновь восстановлен в правление Юлиана Отступника. Раскопками обнаружены остатки девяти многоугольных в плане укреплений, относящихся к нач. 1 в., а также лагерь К. (ок. 35 - кон. 1 в.), к настоящему времени уже тщательно исследованный археологами.

НОВЕЛЛЫ

НОВЕЛЛЫ - 1. (от лат. novellae leges - новые законы), законы, изданные после официальной кодификации права (например, после выхода Кодекса Феодосия и до 472 н. э.). Н. Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода рим. законов (Corpus iuris civilis). В наше время Н. называется закон, вносимый на рассмотрение парламента.

2. (итал. novella - новость), короткие занимательные рассказы о реальных или правдоподобных событиях, бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Среди всех греч. племен наивысшего мастерства в искусстве сюжетного повествования достигли ионийцы, не в последнюю очередь благодаря влиянию Востока, культивирующего этот жанр. Первоначально подобные рассказы передавались устно, затем они получили закрепление в лит. произведениях, где новеллистич. вставки выполняли развлекательную и дидактич. функции. Множество подобных эпизодов приводят Геродот (рассказ об Арионе, о кольце Поликрата и т. д.), Петроний Арбитр (Н. о матроне эфесской), Апулей, Федр и другие. В качестве самостоятельного жанра, короткого рассказа с эротич. содержанием, Н. оформились в эпоху эллинизма (наиболее известны «Милетские рассказы» - «Milesiaka»). Литература средних веков и нового времени использовала темы и сюжеты античной Н. (Боккаччо, Лафонтен, Шиллер, Клейст).

НОВОГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

НОВОГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК - Совр. этап развития греч. яз. - итог эволюции греч. яз. периода эллинизма (койне) и стадиально сменившего его Ср.-век. греч. яз. Основные отличия Н. я. от др.-греч.: совпадение некоторых монофтонгов и дифтонгов в е и /, уменьшение числа типов склонения и спряжения, активизация предложных оборотов за счет употребления косв. падежей, упрощение системы модальных форм глагола, обильные лексич. заимствования из итал., турецк. и слав. яз. В произведениях на ранненовогреч. яз., засвидетельствованных уже в визант. литре последних веков, отразился вновь усилившийся процесс дифференциации диалектов. Народная литра на Н. я. получила широкое развитие на о. Крит в 16-17 вв. Дальнейшая эволюция новогреч. народного яз. тормозилась т. н. кафаревусой, «чистым языком», искусственно выведенным на почве архаич. делового языка средневековья и культивировавшимся в период национально-освободительного движения в Греции (нач. 19 в.) преим. в консервативных кругах, где он выдвигался в поддержку «великой идеи» (возрождение Византийской империи). Несколько десятилетий назад благодаря действию прогрессивных сил димотич. («народный») язык утвердился в художеств, литературе; вместе с тем в судебной практике, консервативной прессе, политике, а также в научной литературе по-прежнему преобладала кафаревуса. Введение димотики в качестве языка образования (апрель 1976) повлекло за собой ее активное проникновение в другие области обществ, жизни и преодоление ситуации двуязычия, восходящей к эллинистич. эпохе. 1. 09. 1982 введены нов. правила, упрощающие диакритику Н. я. (упразднен знак придыхания, сохранено лишь острое ударение).

НОВЫЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ - корпус религиозных текстов, созданных христианством в процессе его становления и официально одобр. христианской церковью. Он включает повествовательные книги (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также Деяния апостолов), Послания и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Этот комплекс текстов явился результатом внутрихристианских размежеваний. Утверждавшаяся церковь выделила среди прочих пригодные для нее сочинения в качестве канонических, т. е. исчерпывающих и обязательных для всех христиан. К исходу 2 в. н. э. Евангелия, на божеств, происхождении которых настаивал еще Иреней, приобрели прочный статус, что позволило Оригену и Евсевию назвать их «в лоне церкви необоримыми в поднебесной»; полный канон Ветхого и Нового заветов был твердо установлен егип. церковным деятелем и геологом Афанасием. Согласно его определению, новозаветный канон включает двадцать семь книг. Помимо них, традиция сохраняет апокрифические, или «тайные», писания, исключ. из церковного обихода. Канонизированные, равно как апокрифич., писания представляют исторически ценное свидетельство об идеологии и мировоззрении прахристианских общин. Древнейшие отрывки подобных писаний, сохранившиеся на папирусных фрагментах, принадлежат к 1-й пол. 2 в. н. э.; наиболее ранние из них, составляющие в совокупности связный текст, датируются 3 в.; самые ранние писания, дошедшие до нас целиком, относятся к 4 в. Церковь, т. о., вынуждена была отказаться от попыток найти первоначальный текст Н. з. Принятый текст был реконструирован около 380 по греч. рукописям, ранним переводам и цитатам из «отцов церкви».

НОВЫЙ КАРФАГЕН

НОВЫЙ КАРФАГЕН (лат. Carthago Nova, ныне Картахена), основанный Гасдрубалом в 226 до н. э. на вост. побережье Испании карфагенский опорный пункт; в 209 до н. э. город был завоеван П. Сципионом Африканским Старшим. Вблизи Н. К. располагались высокопродуктивные серебряные рудники, в которых работало 40 тыс. рабов (ок. 140 до н. э.). Позднее Н. К. стал столицей пров. Hispania citerior; в 425 разрушен вандалами, в 615 - вестготами.

НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК (лат. homo novus - новый, до сих пор неизвестный человек), первоначально в среде рим. нобилитета презрительное название каждого выходца из сословия всадников, первым в своей семье занявшего должность консула и соответственно этому сумевшего подняться до правящих слоев. Позднее вообще всякий выскочка. Известнейшим «Н. ч.» был Цицерон.

НОЖНИЦЫ

НОЖНИЦЫ - Греки и римляне пользовались Н., сделанными по принципу пинцета. Длина их достигала 90 см. Такие Н. до сих пор употребляются при стрижке овец. Совр. типа скрещ. Н. с отверстиями для пальцев встречались редко.

НОЛА

НОЛА - город на Ю. Кампании. В 216 до н. э., когда почти вся Кампания перешла на сторону Ганнибала, остался на стороне Рима. Здесь в 14 н. э. умер император Август.

НОМ

НОМ (греч. nomos - пастбище, жилище), административный округ, район. В греко-рим. Египте - единица административного деления, была ликвидирована государств, реформой Диоклетиана 284 н. э.

НОМАДЫ

НОМАДЫ - коллективы людей, постоянно меняющие места стоянок, часто - скотоводч. племена, кочующие со своими стадами по обширным терр. В древнейший период номадизм - преобладающий образ жизни людей; при неолите в широких масштабах вытеснялся оседлостью, связанной с систематич. земледелием. В более поздние эпохи постоянно появлялись новые номадные племена, в осн. выходцы из азиатских степей (скифы, сарматы, гунны, мадьяры, татары и пр.), вызывая крупные перемещения народов. Н. много способствовали культурному обмену между областями, удал, друг от друга на большие расстояния.

НОМОС

НОМОС (греч. nomos - обычай, нрав, порядок, закон).

1. Релшиозная, этич., правовая или традиционно-обусловл. норма, имеющая обязательный, общезначимый и неизм. характер. Будучи организующим принципом греч. полиса, Н. санкционировал осн. установления различных сторон жизни гражданской общины: права, религии, морали, обычая. Положение, первоначально постулируемое как закон, моию со временем укорениться в традиции, приобретая ciaiyc Н. (законы Дракона и Солона в Афинах). В более широком значении понятие Н. относится также к обычаям и нравам других народов. В противоположность Н. псефисма (psephisma) означает конкретное постановление народного собрания (ekklesia).

2. С 4 в. до н. э. постановление особых законодательных комиссий (Nomothetai и Nomographoi).

3. В философии: а) мировой закон, в лом смысле впервые реконструируется у Гераклитa. б) закон природы - у перипатетиков и эпикурейцев, в) в этике и теории естеств. права - антитеза природы, г) в теории гос-ва понятие, противоположное произволу и насилию.

4. В музыке традиционный тип греч. мелодии с характерными особенностями напева, ритмики, тональности и формы (сравни араб, макам, индийск. рага и г. п.), первоначально - общее обозначение культовой песни, на смену которому (сравни эволюцию гимна) пришли более конкрешые жанровые наименования (пеан, дифирамб, френос). По всей вероятности, Н. ведет свое происхождение от проомия. Н. исполнялся солист ом перед жертвенником под аккомпанемент кифары или авлоса; гекзаметрич. форма Н. позднее сменилась лирич. размерами. Создателем авлетич. Н. счшается легендарный фригийский музыкант Олимп. Терпандру с Лесбоса предание приписывает заслугу разработки формы и членения кифарич. Н.

НОМОФИЛАКИЯ

НОМОФИЛАКИЯ (греч. nomophylakia), государств, орган, состоящий из семи граждан, в обязанности которого входило хранение государств, документов и надзор над заседаниями совета и народными собраниями. Подобный институт имелся и в других т реч. городах.

НОНИЙ МАРЦЕЛЛ

НОНИЙ МАРЦЕЛЛ - приблизительно 4 в. н. э., др.-рим. грамматист, автор лексикологич. трактата «De compendiosa doctrina» («Сжатая наука»), предназнач. служить языковым и, в небольшой степени, реальным комментарием к сочинениям лат. авторов. Значительная ценность этого труда обусловлена большим количеством цитат из несохранившихся произведений некоторых поэтов раннего республиканского периода. Комментарии Н. М. носят субъективный характер. Мы обязаны Н. М. нашими представлениями о сатирах Луцилия и Варрона.

НОНН

НОНН (5 в. н. э.), греч. эпич. поэт из Панополя (Египет), автор поэмы «Деяния Диониса» («Dionysiaka») в 48 книгах, последнего и самого крупного эпич. произведения античности. В ней описаны рождение, жизнь и, наиболее подробно, триумфальное шествие Диониса в Индию и его апофеоз. Эта поэма, написанная четким и виртуозным гекзаметром, характеризуется напряж. пафосом, богатой фантазией, изысканным и отточ. стилем с риторич. окраской. После своего обращения в христианство Н. написал стихотворный парафраз Евангелия от Иоанна.

НОНЫ

НОНЫ (лат. nonае), в др.-рим. лунном календаре девятый день месяца до ид, первая лунная четверть, наступление которой публично объявлялось заранее, в предыдущие календы. Н. соответствуют седьмому дню марта, мая, июля и октября и пятому дню остальных месяцев.

НОРЕЯ

НОРЕЯ - город в области Норик (Вост. Альпы). Точное местоположение не установлено. В 113 до н. э. рядом с Н. войско рим. консула Гнея Папирия Карбона потерпело сокрушительное поражение от кимвров.

НОРИК

НОРИК - область кельтско-иллирийских племен, занимавшая приблизительно терр. совр. Австрии, богатая полезными ископаемыми. В 16-15 до н. э. Н. был включен в состав Римской империи, после чего начался быстрый процесс его романизации. При Клавдии или Нероне Н. был превращен в рим. пров., при Диоклетиане - разделен на две пров., придунайскую (Noricum ripensis) и внутреннюю (Noricum mediterranium). Др. столица Н. (назв. не установлено) была обнаружена под Клагенфуртом (гора Магдален) и исследована австр. археологами. Со 2 по 6 в. Н. многократно подвергался опустошительным набегам соседних племен; в 6 в. был занят славянами, часть его отошла к Италии.

НОССИДА

НОССИДА (Nossis), нач. 3 в. до н. э., греч. поэтесса из Локр (Юж. Италия). Сохранилось 11 эпиграмм-четверостиший Н., проникнутых личным началом. В автоэпитафии Н. сравнивает себя с Сапфо.

НОТАРИУС

НОТАРИУС (лат. notarius - писец), первоначально стенограф, владеющий знанием Тироновых значков. В должности Н., личного секретаря знатного римлянина, служили в осн. рабы и вольноотпущенники (подобное место при Цицероне занимал Тирон). С 3 в. термином Н. именуют всех довер. писцов и канцелярских служащих, позднее - делопроизводителей, служащих судебного ведомства (совр. значение слова «нотариус»).

НОТКЕР ЗАИКА

НОТКЕР ЗАИКА (ок. 840-912), монах Санкт-Галленского аббатства, поэт. Оказал сильное влияние на Ср.-век. лирику; в его творчестве достиг расцвета (в музыкальном и поэтич. отношении) жанр секвенций, имевший романское происхождение. Сохранилась «Книга секвенций» («Liber hymnorum»), содержащая ок. 40 подлинных произведений Н. З., а также гимны и малые стихотворения. В «Деяниях Карла Великого» («Gesta Caroli Magni») Н. З. выступает как занимательный рассказчик; «Мартиролог» и сборник образцов документов и писем характеризуют его как ученого и стилиста.

НОТНОЕ ПИСЬМО

НОТНОЕ ПИСЬМО - В Др. Греции для записи музыки применялись буквы, проставляемые над слогами поэтич. текста. Известны две системы нотации, служащие для обозначения звуков в диапазоне g - Es. вокальная нотация, использующая буквы ионийского алфавита, - для записи чисто вокальных мелодий, без сопровождения,-и инструментальная нотация, на основе древнедорийских и ионийских букв, - для записи инструментальной музыки и вокальных партий с аккомпанементом. Старейшая из двух нотаций, инструментальная, использовала для обозначения интервала а' - А триады знаков, образованные одним и тем же знаком в трех положениях: основном, горизонтальном и симметрично отраженном. Более поздняя, вокальная нотация в целом согласуется с инструментальной, однако в ней в качестве знаков используются не триады, а буквы греч. алфавита в упорядоч. последовательности (для октавы f' - f или их незначительные модификации (для интервала f - Es). При обозначении высоких звуков (интервал g' - h) применялся диакритич. знак «штрих» ('). Дошедшие до нас фрагменты греч. музыки (за исключением небольшого числа инструментальных пьес, интерлюдий и сопроводительных инструментальных партий) записаны в осн. с помощью вокальной нотации. После того как в 1847 Беллерману и Фортлаге впервые удалось расшифровать греч. Н. п., музыковедч. наука подвергла данный круг вопросов тщательному исследованию, однако окончательные выводы еще не сделаны. Греч, система нотных знаков с ее высокой степенью дифференциации оказалась несоразмерной с культовым песнопением ранних христиан, восходящим к вост. традиции, поэт ому для адаптации к эллинистич. и евр. речевой просодии эта экфонетич. нотация была преобразована в систему условных знаков (невм), служащих для указания на общий характер мелодии. Наряду с невменной нотацией в средние века и даже позднее различные виды букв, нотаций по-прежнему были в употреблении (например, у Боэция).

НОТЫ

НОТЫ (лат. notae - знаки).

1. Условные графич. знаки, служащие для записи музыкальных звуков. Применялись в Месопотамии, Индии, Китае и Греции, причем нотация могла быть основана на различных системах письма (букв., идеографич., клинописи). С 9 в. для указания общего направления, в котором развивается мелодия, стали использовать г. н. невмы (от греч. neuma знак рукой, головой). В нач. 11 в. была выработана хоральная нотация, при которой невмы наносятся на спец. линии. С 13 в. для фиксации длительности звуков применялась мензуральная нотация.

2. Спец. графич. знаки, отличающиеся от общепринятых письм. знаков (тайнопись) и намного превосходящие их в отношении графич. простоты (стенография, скоропись).

НУБИЯ

НУБИЯ - страна, располож. по обеим сторонам Нила, к Ю. от егип. г. Сиена (совр. Асуан). Н. поставляла в Др. Египет золото, наемников, рабов, слоновую Kocib, ладан, эбеновое дерево. Начиная с эпохи Др. царства Н. играла важную роль в истории Египта. Во 2-й пол. 2 тыс. до н. э. (эпоха Нового царства) Н. находилась под властью Египта, а в кон. 8 в., напротив, Египет был завоеван нубийцами. Древнейшей известной нам столицей Н. была Напата, располож. между третьим и чет верт ым порогами Нила (ок. 300 до н. з. столица была перенесена в Мероэ). В 23 до н. э. римляне под командованием Петрония предприняли военный поход против Н. и разрушили Напату. Позднее по терр. Н. прошла рим. экспедиция, снаряж. Нероном для исследования истоков Нила. В 4 в. н. э. Мероитское царство было завоевано аксумитами, уже после того, как в 3 в. н. э. кочевые племена блеммиев захватили область к Ю. от Сиены. Древнейшие нубийские надписи - на егип. яз.; более поздние, т. н. мероитские надписи (прибл. 300 до н. э.) составлены на диалекте, который нельзя с уверенностью отнести ни к одной языковой группе. Кочевые, очевидно берберские, племена нубатов (или нубадов), ведущие происхождение из пустынь к 3. от Египта и поселенные императором Диоклетианом ок. 292 н. э. в долине Нила для защиты юж. границ Египта от блеммиев, следует отличать от более др. по происхождению нубийцев, живущих южнее. В настоящее время сохранилось различие между нубийцами, населяющими ср. часть долины Нила и говорящими на смешанном, предположительно хамито-суданском диалекте, и более юж. смуглокожими горными, или кордофанскими, нубийцами, которые являются потомками др. нубийцев. Для спасения др. нубийских памятников на терр. Судана от угрозы затопления, возникшей при строительстве Асуанской плотины, были организованы спасательные работы под эгидой ЮНЕСКО. В этой деятельности, а также в археологич. раскопках в Мероэ принимали участие ученые из ГДР.

НУМАНЦИЯ

НУМАНЦИЯ - иберийский город в Кастилии (Испания). Сохранились остатки планомерной застройки (кольцевые улицы, система продольных и поперечных переулков, развитый тип жилища с тремя комнатами), относящейся в осн. к 3 в. до н. э. Н. была центром сопротивления местных племен рим. владычеству. В 133 до н. э. Сципион Младший разбил исп. повстанцев и после 9-месячной осады разрушил Н. Раскопки 1905 - 1912 (находки частично переданы в Майнц) обнаружили, помимо прочего, остатки лагеря Сципиона, а также много оружия, различных инструментов, украшений.

НУМА ПОМПИЛИЙ

НУМА ПОМПИЛИЙ - согласи рим. традиции, второй царь Др. Рима, сабин по происхождению. Ему приписывают многочисл. государств, меры: установление законов, сооружение храмов, введение религиозных обрядов, разделение граждан на сословия, учреждение жреч. и ремесл. коллегий. Нимфа источника Эгерия считалась одновременно его женой, возлюбленной и советчицей в государств, делах.

НУМЕН

НУМЕН (лат. numen), безличная божеств, сила, власть, могущая вмешиваться в человеч. дела (numen lovis - деяние Юпитера). Это понятие, засвидетельствованное со 2 в. до н. э. и отождествлявшееся в эпоху Империи с понятием «бог», характерно для рим. мифологии, в которой черты антропоморфизма выражены слабее, чем в греч.

НУМЕНИЙ

НУМЕНИЙ - из Апамеи (Сирия) (2-я пол. 2 в. н, э.), античный философ, тяготевший к Платону, неопифагореец. Н. видел в Платоне ученика Пифагора и преемника восточной мудрости. Мировоззрение Н. дуалистично: с одной стороны, три иерархич. ступени божественного (высшее божество - единый нус, демиург как создатель мира, космос как слепок демиурга), с другой - материя. Оба эти начала в эмпирич. действительности постоянно противоборствуют. В соответствии с этим, человек имеет две души: разумную и неразумную. Отличать божественное от материального учит философия. Н. был предшественником неоплатонизма.

НУМЕРИАН

НУМЕРИАН - Марк Аврелий Нумерий, рим. император с лета 283 по осень 284, младший сын Кара, назнач. им цезарем и принимавший по его приказу участие в войне с персами. После смерти Кара стал августом на Востоке; его старший брат Карин правил в это время зап. частью Империи. Вернувшись после войны с персами, был убит в М. Азии. Биография Н. содержится в сборнике «Historia Augusta».

НУМИДИЯ

НУМИДИЯ - область в Сев. Африке, выходящая к Средиземному м. В древности Н. была заселена племенами берберов (хамитского происхождения) и занимала терр. совр. Алжира и часть Туниса. В 203 до н. э. Н. была объединена под властью царя Масиниссы. Позднее Н. стала занимать лишь вост. часть совр. Алжира. После гибели Югурты (104 до н. э.) зап. область Н. отошла к Мавретании. В 46 в результате рим. завоевания Н. вошла в состав пров. Африка, в 30, при Юбе II, Н. вновь приобрела формальную самостоятельность. В 25 до н. э. на правах диоцеза (с гл. городом Кирта) она была объединена с рим. пров. Африка Проконсульская, внутр. часть которой в 37 н. э. отошла в подчинение рим. легату, а прибрежная область осталась под властью проконсула. Статус особой пров. (гл. город Ламбесис) Н. впервые приобрела при Септимии Севере в 198. В правление Диоклетиана Н. была разделена на две части: Нумидия Циртенская (гл. город Цирта) и Милициана (гл. город Ламбесис). Кульминацией борьбы против рим. гнета было восстание под руководством Такфарината (17-24) и движение циркумцеллионов (4-5 вв.). Расцвет Н., как и соседствующей с ней Африки, приходится на период рим. владычества; в дальнейшем, при переселении народов, Н. также делила судьбу с Африкой: в 5 в. они были завоеваны вандалами, в 6 в. - византийцами, в кон. 7-нач. 8 в. - арабами.

НУМИЗМАТИКА

НУМИЗМАТИКА (греч. nomos, nomisma, лат. nummus - монета), историч. дисциплина, занимающаяся изучением монет. В течение мн. столетий монеты с надписью и изображением были предметом исследовательского интереса. В эпоху Возрождения изучение монет сводилось к толкованию изображения и прочтению легенды (надписи). Лишь впоследствии, с применением более точных методов, основанных на систематизации и каталогизации коллекционного материала, стал возможным научный, комплексный подход к исследованию монет. Круг исследований при этом расширился и включает теперь археологич. описание монет (в частности, монетных кладов), учет числа различных штемпелей и степени стертости изображения (для установления относительной хронологии), статистич. анализ (в частности, монетного дохода), учет данных историч. метрологии (науке о системах денежного счета), сведения о технологии изготовления и химич. составе монет, а также искусствоведч. анализ. Н. также привлекает к рассмотрению письм. источники: декреты о выпуске и изъятии монет, данные о денежных реформах и расходах по чеканке монеты. На совр. уровне своего развития Н. может выносить суждения об экономич. условиях прошедших эпох, об историч. функционировании денег в широком контексте политич. и культурного развития народов. Существует подразделение Н. на античную, предметом которой являются монеты Др. Греции (и исторически связанных с ней народов: персов, скифов, парфян, племен Сев. Африки, кельтов), Др. Рима и Византии; Н. средневековую и нового времени, занимающуюся, помимо монет, изучением медалей.

НУМИТОР

НУМИТОР - в рим. мифологии царь Альбы Лонги, отец Реи Сильвии. Был свергнут с престола своим братом Амулием, позднее внуки Н. Ромул и Рем вернули деду власть.

НУРАГИ

НУРАГИ - массивные каменные башни эпохи неолита и бронзового века в форме усеч. конуса, завершающиеся наверху ложным сводом. В особо большом количестве встречаются на о. Сардиния. Подобные строения сохранились и в Апулии (Юж. Италия).

НУС

НУС (греч. ум, разум, также мировой ум), по Анаксагору, мировой закон, иначе - мировая душа, тончайшая из всех материальных субстанций. Н., понимаемый Анаксагором материалистически, позднее получил чисто идеалистич. трактовку и в таком виде часто связывался с его именем. У Платона и Аристотеля - высшая и благороднейшая из трех частей души - «мыслящая душа», присущая только человеку. По Плотину, Н. - продукт эманации единого. Часто также обозначает бога или демиурга.

Предыдущая страница Следующая страница