Словарь античности
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАБЛОН

ШАБЛОН - По Ш. в античности, как правило, не работали. Исключением являются прессы, которыми пользовались в керамике и металлургии. Ш. служили также кружалом при возведении сводов и арочных конструкций. Имелись Ш. из тонкой жести, применявшиеся в качестве шарниров. Не исключено, что для написания торжеств, текстов античные каллиграфы также использовали Ш.

ШАМПОЛЬОН

ШАМПОЛЬОН - Жан Франсуа (1790-1832), франц. археолог и основатель совр. египтологии. В 1822 Ш., изучив трехъязычную надпись на Розеттском камне, разработал на основе греч. и демотич. письма принципы дешифровки др.-егип. иероглифич. письма.

ШАПУР

ШАПУР - см. Сапор.

ШАРИКОПОДШИПНИК

ШАРИКОПОДШИПНИК - О подшипнике или его прототипе источники ничего не сообщают, однако археологич. данные подтверждают факт их существования в античную эпоху. На оз. Неми на одном из судов была обнаружена шайба диаметром 900 мм неизвестного назначения, с нижней стороны которой были вставлены 8 шариков диаметром 45 мм. Одна из кельтских повозок двигалась с использованием устройства, составл. из штифтов, вставл. в ступицу колеса вокруг оси. Из этого следует заключить, что в античности это технич. приспособление было в принципе известно, но не использовалось широко.

ШВАБ

ШВАБ - Густав (1792-1850), лирик эпохи позднего романтизма. Посвятил себя изучению античного и немецкого эпич. наследия. Его пересказ «Прекраснейшие сказания классической древности», написанный с учебными целями, является популярнейшим собранием античных мифов на нем. яз.

ШВАРЦ

ШВАРЦ - Эдуард (1858-1940), классич. филолог, работал в Бонне, Ростоке, Страсбурге, Гисене, профессор Гёттингенского университета, где был редактором «Ученых заметок». Ш. внес существ, вклад в исследование греч. историч. писателей. Издал Татиана, Афинагора и Евсевия.

ШЕДЕЛЬ

ШЕДЕЛЬ - Хартман (1440-1514), нюрнбергский врач и гуманист, издатель «Всемирной хроники» («Liber chronicarum», 1493 на лат. и нем. яз.). Однако при выборе источников (античных, Ср.-век., гуманистич.) Ш. не был самостоятелен. Он обладал богатой библиотекой, состоящей в осн. из собственноручно переписанных манускриптов и старинных изданий.

ШЕКСПИР

ШЕКСПИР - Уильям (1564-1616), англ. драматург и поэт. Первые напечатанные произведения Ш. представляют собой стихотворные переложения античных и мифологич. сюжетов из ранней рим. истории: «Венера и Адонис» (по «Метаморфозам» Овидия) и «Похищение Лукреции» (по Ливию и Овидию). В своих драматич. произведениях Ш. также использует античные мотивы, творчески перерабатывая их, приближая к проблемам современности. При этом в ранних комедиях он обращается непосредственно к античным образцам: «Комедия ошибок» - переработка «Менехмов» Плавта. Остроумно и свободно Ш. претворяет мн. другие сюжеты: Тесей и царица амазонок Ипполита (Плутарх), Титания (Овидий, «Метаморфозы»), Пирам и Фисба (там же). Эти образы Ш. использовал в комедии «Сон в летнюю ночь». Сюжет «Троила и Крессиды» взят из истории Троянской войны, «Перикл, князь Тирский» - из поздней античности. Биографии, написанные Плутархом, стали источником таких драматич. произведений, как «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан» и «Тимон Афинский»; о последнем сообщает и Лукиан в своих «Беседах мертвецов».

ШЕЛК

ШЕЛК (греч. serikon, lat. sericum). Упоминается предположительно уже Геродотом, более точно - Аристотелем. Выражение «шелковые ткани» встречается впервые в труде Неарха, флотоводца Александра Македонского. Ш., античное назв. которого одного корня со словом «серы» (китайские торговцы шелком), являлся ценным продуктом китайского экспорта для высших слоев общества среди-зем. стран. Ввозимый Ш.-сырец (греч. metaxa) перерабатывали в городах Финикии. Торговля Ш. между вост. пров. Римской империи и Китаем, позже монополизированная государством, осуществлялась морем через егип. порты на Красном м. и Индию, а также сушей через Персию и страну согдийцев в Средней Азии. Затем при императоре Юстиниане I византийским монахам, видимо, удалось похитить яйца шелковичного червя (греч. ser) и доставить в Византию, после чего там смогли наладит ь производство высококачеств. Ш.

ШЕРСТЬ

ШЕРСТЬ - Служила в античности осн. текстильным сырьем. Большую часть Ш. давали овцы, хотя использовалась также козья и верблюжья Ш. Для производства разнообразных видов тканей разводились овцы различных пород. Ш. получали путем стрижки пинцетными ножницами, реже-выщипыванием. После этого Ш. промывали горячей водой, трепали и чесали прочными железными гребнями. После чесания Ш. подвергалась окраске или вытягивалась в ровницу, из которой пряли пряжу.

ШЕСТИДЕСЯТИРИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

ШЕСТИДЕСЯТИРИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ - система счисления с базой 60. В античные времена применялась наряду с другими системами счисления.

ШЕСТИДОЛЬНИКИ

ШЕСТИДОЛЬНИКИ (греч. hektemoroi), категория аттич. крестьян перед реформами Солона (594 до н. э.), которые должны были отдавать землевладельцам или кредиторам шестую часть дохода как арендную плату или проценты за долги.

ШИЛЛЕР

ШИЛЛЕР - Фридрих фон (1759 - 1805), классик нем. литературы. Благодаря изучению «Истории искусств» Винкельмана и маннгеймских собраний слепков, Ш. познакомился с греч. античностью. В 1787 он рецензировал «Ифигению» Гёте. В стихах Ш., навеянных гуманистич. представлениями о Греции как об идеале, воспевается античность как образец гармоничной и соверш. эпохи. Одновременно в них звучит печаль по поводу ее заката (например, «Боги Греции»), а также надежда на то, что человеч. сознание, переориентировавшись в духе античности, вновь обретет ее гуманистич. содержание на более высоком уровне и впредь никогда его не утратит. Изучение драматургич. мастерства Еврипида позволило Ш. стать самым сценичным драматургом своего времени. Хотя его «Мессинская невеста», покоряющая красотой языка, и носит черты внешней подражательности классицизму, попытка актуализировать античный театр помогла Ш. обрести собств. стиль. Стремление Ш. к постижению античности нашло свое соверш. выражение в балладах, в переводах античных классиков (Еврипид, Вергилий) и в теоретич. трудах («Письма об эстетическом воспитании человека», «О наивной и сентиментальной поэзии»).

ШКАФ

ШКАФ - ларь в виде прямоугольного ящика с дверцами. В том виде, как он известен нам, в античности не существовал. Закрывающиеся углубления в рим. атриях, где хранились изображения предков, можно считать своего рода стенными Ш.

ШКОЛЫ В ИСКУССТВЕ

ШКОЛЫ В ИСКУССТВЕ - Становление художеств, традиций, которые вели к формированию школ с тем или иным локальным стилем, началось в тот период греч. истории, когда каждый полис имел собств. культурные традиции. В 7-6 вв. до н. э. существовало множество школ, среди которых особенно выделялись школы Коринфа, Афин, Самоса и другие. В 5 в. до н. э. произошло первое объединение отдельных школ, а вместе с этим - формирование классич. стиля в искусстве. Центром греч. искусства стали Афины. Вместе с тем росло значение школ Юж. Италии и Сицилии (т. н. Великой Греции), и прежде всего Тарента и Сиракуз. В эллинистич. эпоху сложились влиятельные школы в Александрии, Пергаме, на Родосе. Процесс консолидации греч. полисов накладывал отпечаток на их деятельность (так, например, сооружение Пергамского алтаря было событием общегреч. масштаба). В ранний период истории Рима вся Ср. Италия находилась под влиянием этрусского искусства и искусства Великой Греции, и только во 2 и особенно 1 в. до н. э. Рим превратился в художеств, центр, задававший тон в искусстве рим. государства вплоть до сер. императорской эпохи. Постепенно укреплялись и художеств, школы эллинистич. Востока (например, М. Азии). Их влияние сказывалось на Балканах, в Африке, а также в самой Италии и в Риме. В раннехристианскую и византийскую эпоху наряду со старыми художеств, центрами все большее значение приобретали новые центры, такие, как Равенна и Константинополь.

ШКОЛЫ ПРАВА

ШКОЛЫ ПРАВА - В нач. императорского периода в Риме возникли две Ш. п., названные по именам юристов Прокула и Сабина школами прокулианцев и сабинианцев. В послеклассич. эпоху рим. права (3-6 вв.) наряду со Ш. п. в вост. части Римской империи существовала влиятельная благодаря своей классицистич. тенденции Ш. п. в Берите (совр. Бейрут), а также Ш. п. в Константинополе, Александрии и Кесарии (Иудея).

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (от греч. schole - досуг). Греция. Система античного Ш. о. сформировалась в раннеэлинистич. время и не претерпела существ, изменений до конца античного периода. Вслед за элементарной (начальной) школой следовали занятия в школе средней ступени, сводившиеся в осн. к изучению грамматики, т. е. языка и литературы, риторики, т. е. теории и практики красноречия. Начальные школы существовали с 6 в. до н. э. сначала в Афинах, затем -в других греч. городах. В эллинистич. время дети свободных граждан получали Ш. о. начальной ступени повсеместно, хотя оно и не являлось обязательным. Начиналось Ш. о. в возрасте ок. 7 лет; мальчики и девочки занимались вместе. В классич. период элементарные школы были частными. Исключение составляла Спарта, где школа, как и вся система воспитания и образования, находилась под надзором государства. Предметом изучения были чтение и письмо, а также начальные основы счета. Наряду с ними в классич. и эллинистич. время были предусмотрены занятия спортом и музыкой, которые, однако, постепенно теряли свое значение, вытесняемые уроками чтения и письма. Средняя ступень Ш. о. сформировалась в 4 в. до н. э. в связи с возросшими требованиями, предъявляемыми обществом. Своим возникновением она была обязана прежде всего софистике. Государство все активнее оказывает влияние на Ш. о., что наблюдалось прежде всего в Ионии (например, в Милеге и Теосе). Здесь наряду с начальными школами и в дополнение к ним были основаны т. н. эфебии (гимнасии для эфебов, т. е. юношей). Они являлись государств, учебными заведениями с твердым внутр. распорядком. Содержались они на обществ, счет, хотя важную роль играли также частные взносы и пожертвования богатых граждан. Гимнасии были открыты для всех свободных членов общества. Наряду с эфебиями существовали соответствующие средние школы для девушек. Возраст учеников установить трудно, но, как правило, он колебался в пределах от 13 до 18 лет. Учебная программа предусматривала всестороннее развитие. Ее целью являлось общее среднее образование, называемое греками еnkyklios paideia (обучение по всему кругу знаний) и подразумевавшее изучение «artes liberales», т. е. семи «свободных искусств» (грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Кроме того, эта система сохранила занятия спортом, заимствованные из древнегреч. гимнасически-мусич. Ш. о. Все эти предметы не всегда входили в учебные планы. Но грамматика и риторика, основы математики, а также музыка и спорт были обязательными. Центральное место занимали занятия по грамматике и риторике. Античная грамматика включала в себя уроки литературы, ставившие пт задачей изучение крупнейших поэтов - в первую очередь Гомера, трагика Еврипида, автора комедий Менандра и оратора Демосфена. Риторика считалась высшей ступенью среднего образования и охватывала теорию красноречия, заучивание примеров и практич. упражнения (декламацию). Систематич. изучение риторики нередко становилось предметом последующего высшего образования. В задачу общеобразовательной средней школы не входило научить молодого человека конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактич. знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных способностей человека, к созданию предпосылки для его высшего образования или для дальнейшего выбора специальности. Воспитать мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру - такова была цель античного среднего образования.

Рим. Римляне переняли основы системы греч. Ш. о., сформировавшейся в эллинистич. время, и без существ, изменений приспособили ее к своим условиям. Различие состояло в том, что в Риме Ш. о. осталось сугубо частным и никогда не имело четкой организационной структуры. Элементарные школы, где обучались чтению, письму и началам счета, существовали в Риме с 3 в. до н. э. Система среднего образования представляла собой в целом копию эллинистич. системы (как по содержанию, так и по своим целям), но не являлась государств, институтом. Ученики за плату посещали учителя, который, как правило, преподавал грамматику, нередко совмещая это с основами риторики. Занятия музыкой и спортом для Рима не были характерны. Математич. дисциплины на ср. ступени также не играли существ, роли; они, как правило, не выделялись в самостоятельный предмет. Систематич. занятия риторикой обычно начиналось уже на высшей ступени образования. Риторику изучали под руководством учителя (ритора) после овладения грамматикой. Такая практика отчасти имела место и в греч. Ш. о. Т. о., обширная в теории программа Ш. о. на практике в Риме еще более, чем в Греции, сузилась в направлении изучения языка и литературы. Неизбежное при этом обеднение программы в известной степени компенсировалось тем, что занятия были двуязычными: сначала (до 12 лет) ученики посещали уроки греч. яз. и литературы, а затем начинали параллельно заниматься лат. литературой и языком. Методика преподавания лат. грамматики не отличалась от греч. - вместо греч. авторов изучали рим., особенно Теренция и Вергилия. В остальном занятия лат. грамматикой шли параллельно с занятиями греч. и продолжались примерно до 17-летнего возраста. В Риме, как и в Греции, за ср. ступенью следовало высшее образование, заключавшееся прежде всего в изучении риторики и философии.

Практика преподавания и обучения. Местом для занятий в начальной школе в Греции служил зал, в Риме - помещение, обычно располож. под колоннами на городском форуме, отгорож. лишь матерчатой занавеской. Часто оно украшалось изображениями муз. Учитель сидел на стуле, ученики располагались вокруг него на простых деревянных табуретах. Писали ученики на коленях, где лежали деревянные таблички, чаще всего скрепл. между собой в форме тетрадок шарниром или простой бечевкой, протянутой через отверстия. Эти таблички были покрыты слоем воска, что позволяло наносить на них буквы стилем, другой конец которого был сплющен и служил для стирания написанного. Часто для письма использовали таблички без воска, на которых можно было писать чернилами. Для письма чернилами пользовались расщепл. стеблем тростника, а для стирания написанного употребляли губку. Реже для письма использовали дорогой папирус в форме листков, сшитых бечевкой в тетрадку. Писали также на глиняных черепках (ostraka). Уроки чтения и письма проходили параллельно. Затем следовали занятия арифметикой, ограничивавшиеся, как правило, изучением цифр и счета на пальцах. Методика преподавания была примитивной: учитель читал вслух и диктовал, а ученики постоянно повторяли и записывали услышанное; строка за строкой они переписывали отдельные буквы, слоги, слова и фразы. Уже во времена Римской империи делались попытки облегчить учебный процесс с помощью простых пособий. Детям давали для игры буквы из слоновой кости или самшита; в награду за успех они получали печенье, также в форме букв. Но осн. средством обучения были розги и другие наказания. Лат. выражение «manum ferulae subducere» («класть руку под розгу») означает «идти в школу». Учебников в начальной школе почти не было. Иногда в качестве книги для чтения греки пользовались «Одиссеей» Гомера, а римляне - Законами 12 таблиц или же «Одиссеей» в переводе на латынь Ливия Андроника. Лишь на ср. ступени учитель грамматики, главной задачей которого было воспитать правильность речи и познакомить учеников с классич. авторами, использовал учебники. Учебниками были: 1. Оригинальные тексты классиков (Гомер, Еврипид, Менандр, Демосфен - у греков; Вергилий, Теренций, Цицерон и Саллюстий - у римлян); 2. Снабж. пояснительными заметками на полях (схолиями) издания различных писателей; 3. Краткие сборники по отдельным важнейшим отраслям знаний, например компендии по мифологии, метрике, географии, хронологич. обзоры историч. событий и т. д. В средней школе учебниками служили также учебные стихотворения, напр/'Phainomena» («Небесные явления»), учебное стихотворение по астрономии эллинистич. поэта Арата из Сол. Наследие античного Ш. о. сохранялось в Ср.-век. монастырских школах, затем, начиная с 13 в., также и в юродских лат. школах, названных гимназиями и имевших разностороннюю программу. Эти гимназии, часть которых позже превратилась в университеты, дали начало т. н. гуманитарной гимназии, положившей в свою основу изучение греч. и лат. языков, а также литературы на этих языках. До 2-й пол. 19 в. эти гимназии являлись господствующим средним учебным заведением, обеспечивавшим поступление в университет. Гуманитарная гимназия утратила свое привилегированное положение лишь в 20 в., когда к ней была приравнена реальная гимназия и высшая реальная школа. Все три ступени античного учебного процесса (элементарная школа, средняя школа, высшее образование) сохранились до наших дней, хотя и подверглись значительной модификации.

Школьное образование

рис. Занятия в школе (воспроизводится по чаше Дуриса).

ШКОЛЬНЫЕ ДРАМЫ

ШКОЛЬНЫЕ ДРАМЫ - Появились в 16 17 вв. под влиянием постановок пьес Теренция на лат. яз. Ш. д. должны были содействовать развитию красноречия у студентов (школяров). Нередко материалом Ш. д. служили темы повседневности. Иезуиты поддерживали эти студенч. постановки. Ш. д. были распространены в Германии, Испании, Франции, Шотландии и носили характер притворного благочестия.

ШЛЕМ

ШЛЕМ - головное покрытие для боя из кожи или металла, начиная с микенского времени засвидетельствован находками или изображениями. Парадный характер имели маски - Ш. рим. времени, часто с богатыми рельефными украшениями. Даже Ш. для гладиаторов иногда роскошно украшались.

ШЛИМАН

ШЛИМАН - Генрих (1822-1890), археолог, первоначально купец, родом из семьи небогатого священника. Разбогатев, стал заниматься археологич. исследованиями как любитель, руководил раскопками доисторич. памятников Трои, Микен, Тиринфа, Орхомена и финансировал их. Эти раскопки были научно обработаны (с 1882) сотрудником Ш. археологом В. Дерпфельдом. Раскопки Ш. доказали (несмотря на отдельные ошибки), что ранний греч. период (2-е тыс. до н. э.), который специалисты-классики считали легендарным, является фактом истории. Тем самым Ш. стал основателем микенской археологии. Легенда о юношеской мечте когда-нибудь раскопать Трою и о браке по расчету для достижения этой цели, которую распространил сам Ш. . не выдерживает совр. критики. Труды: «Итака. Пелопоннес и Троя» (1869), «Микены» (1878), «Илион» (1881), «Троя» (1884), «Автобиография» (1892, посмертное издание).

ШЛЮЗЫ

ШЛЮЗЫ - опускные или двустворчатые ворота для запирания водных путей. Когда Ш. открывали, то поток воды (катаракт) подхватывал лодку или плот и переносил через мель. В рим. Африке следы таких сооружений обнаружены во мн. местах. В М. Азии во времена Траяна обсуждался проект преодоления с помощью системы Ш. разницы уровней в 18 м.

ШЛЯЙЕРМАХЕР

ШЛЯЙЕРМАХЕР - Фридрих Эрнст Даниэль (1768 - 1834), теолог и религиозный философ. Перевод Ш. трудов Платона на нем. яз. (3 части в 5 томах - 1804-1810; 6 томов - 1817-1828) представлял собой нач. новой фазы платоноведения, предполагавшей, что Платон с самого начала систематически и методически излагал в сочинениях свое учение об идеях.

ШОУ

ШОУ - Джордж Бернард (1856-1950), англ. драматург. Остроумно высмеивал буржуазное общество, используя, в частности, античный материал - «Цезарь и Клеопатра» (1901), «Пигмалион» (1912), «Андрокл и Лев» (1912).

ШПИОНАЖ

ШПИОНАЖ - Был распространен уже в ранней античности. Нередко Ш. занимались дипломатич. посланники. Цезарь пользовался для Ш. услугами странствующих торговцев. В рим. армии имелись спец. подразделения (лат. exploratores - исследователи, разведчики и лат. speculatores - наблюдатели, лазутчики), занимавшиеся сбором информации. Зашифрованные сведения, добытые в осажд. городе, доставлялись в лагерь осаждавших посредством стрелы, выпущенной из лука, или другого метательного снаряда. Согласно труду Псевдо-Маврикия «Стратегикон» (6 в. н. э.), Ш. давал возможность определять числ. противника, его вооружение, дисциплину и передвижения.

ШРИФТЫ

ШРИФТЫ (лат. scriptum - написанное). Развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуночный Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный Ш. Дальнейшее же развитие критского рисуночного Ш. во 2-м тыс. до н. э. привело к возникновению линейного Ш. (линейное письмо А), более поздняя форма которого (линейное письмо Б) в 15-13 вв. до н. э. встречается в Кноссе, Пилосе и Микенах. У семитских народов алфавитный Ш. возник довольно рано; из его финикийской ветви образовался греч. алфавит. Образцы финикийского письма сохранились на камнях, глиняных табличках и папирусах. Греки использовали некоторые его формы в своем Ш. надписей на камне. Впоследствии он мало изменился, однако письмена на вазах 6 в. уже содержат в себе элементы более позднего Ш., в котором исчезают формы букв, характерные для надписей, сделанных с помощью резца. Этот Ш. в свою очередь явился предшественником других европ. алфавитов; лат. Ш. оказал сильное воздействие на развитие Ш. Зап. Европы. Развитие греч. Ш. можно проследить начиная с 4 в. до н. э. Папирусы и надписи позволяют выделить курсив, служивший для повседневного употребления, и каллиграфич. книжный Ш. Древнейшие формы каллиграфич. Ш. восходят к т. н. стилю надписей, который представляет собой маюскульное (из заглавных букв) письмо без деления на слова и предложения. В 3 в. до н. э. возникает более элегантное птолемеевское книжное письмо и параллельно с ним птолемеевский деловой Ш., в котором двухлинейная схема уже не применяется. В книжном Ш. 2 в. до н. э. появляется «стиль крестиков», названный гак благодаря обилию в текстах декоративных крестиков (к этому времени, например, относится «розеттский камень»). Более стилизован строгий стиль (2-3 вв. н. э.), из которого возник т. н. библейский стиль (4 в.). Он получил также назв. «унциальное письмо». К этому виду Ш. восходит коптский стиль (6-10 вв). В кон. 8 в. начал развиваться греч. минускульный Ш., которым с небольшими изменениями пользовались и в ср. века. В лат. письменности также наряду с книжным Ш. имелся и деловой курсив. Древнейший лат. книжный Ш. -капитальное письмо (capitalis quadrata, capitalis rustika) - произошел от Ш. надписей. В 3 в. возникло унциальное письмо с сильной тенденцией к закругл. формам. В результате смешения унциальных букв с минускульными формами в 4 в. возникло полуунциальное письмо, которое сыграло важную роль в дальнейшем развитии лат. Ш. Из полуунциала и рим. курсива вышли т. н. нац. Ш. (ирландско-англосаксонские Ш., вестготский, меровингский. лангобардский Ш.), ставшие переходным этапом к каролингскому минускулу (ок. 800). В результате реформы письменности, провед. Карлом Великим, произведения античных авторов были переписаны единым новым Ш., пришедшим на смену трудночитаемым нац. шрифтам, чем и объясняется его большое значение для истории сохранения лат. литературы. Др. маюскульные Ш. использовались при написании заглавий. В 12 в. сформировался готич. Ш. с его ломаными формами. В нем также различают собственно книжный Ul. (textura) и курсив (notula, bastarda), имеющий множество разновидностей. В эпоху гуманизма на основе каролингских минускул возник Ш. гуманистов (goticoantiqua, humanistica antiqua, cursiva).

Шрифты

рис. Образцы письма.

ШТАМП

ШТАМП - полая форма для металлич. литья. Использовалась в 7 в. до н. э. при возникновении чеканки монет. Вырезанная в бронзе в зеркальном изображении матрица («нижний штамп») вставлялась в чекан, при ударе изображение переходило на одну сторону монеты, а на другой осгавался след пробойника (quadratum incusum - выбитый четырехугольник). С 6 в. до н. э. перешли к чеканке одновременно лицевой и оборотной сторон монеты при помощи «верхнего штампа». Для центрирования Ш. иногда применялись острия или углубл. штемпели, использовались также цанги. Вне монетного дела работы по штампованию не получили широкого распространения.

Штамп

рис. Штамп для чеканки монет и формовки металла.

ШТАНЫ

ШТАНЫ - Греки и римляне называли Ш. часть одежды варваров, прежде всего кочевников. В различных произведениях искусства в штанах изображались троянцы, фригийцы, даки, скифы, германцы, кельты, а также амазонки.

ШТЕМПЕЛЬ

ШТЕМПЕЛЬ - С нач. 6 в. до н. э. на горлышках греч. амфор (использовавшихся для транспортировки вина и масла) ставились III. с обозначением места отправки. Можно предположить, что этот обычай зародился в Греции по образцу чеканки монеты, а не был заимствован из Сирии, где Ш. на амфоры ставили уже с коп. 8 в. В эллинистич. время стали штемпелевать керамику. Для определения изготовителя штемпелевали хлеб. По III. на кирпичах можно судить о том, являются ли они собственностью легиона или же сделаны по государств, заказу. Ш. служили рекламой фирмы. Рим. врачи-окулисты ставили свой Ш. на рецепты; он же служил документом на получение медикаментов.

ШТОЛЬНЯ

ШТОЛЬНЯ - В горном деле для разведки месторождений Ш. стали применяться лишь в средние века. В рим. время отдельные Ш. достигали весьма внушительных размеров: в районе Ковачицы (Metallum Domavianum, ныне Сребреница в Боснии) в Ш. могли въезжать повозки. Под Випаской (Испания) большая Ш. была спец. каналом соединена со Ш. для отвода воды.

ШТОШ

ШТОШ - Филипп фон (1691-1757), коллекционер и археолог. С 1722 работал в Риме, позже - во Флоренции. Его известное собрание гемм, описанное Винкельманом, в 1764 было перевезено в Берлин. Книга Ш. «Gemmae antiquae caelatae» (Амстердам, 1724) с изображениями гемм является образцом раннего исследования гемм.

ШТРАУС

ШТРАУС - Рихард (1864-1949), нем. композитор. В своих ранних операх «Саломея» (1905) и «Электра» (1909), построенных на классич. материале, Ш. показывает варварскую жестокость и картины душевного одичания человека, достигающего в конце концов очищающего катарсиса. Напротив, «Ариадна на Наксосе» (написанная, как и «Электра», на слова Гофмансталя) объединяет черты героико-мифологич. драмы в стиле барокко с импровизацией, что дает комедийный эффект. В «Ариадне» (а также в «Дафне» и других произведениях) миф становится символом вечной тайны превращения всего живого.

ШТРОУКС

ШТРОУКС - Иоганн (1886-1954), классич. филолог, особенно латинист. Ему принадлежат новаторские работы о влиянии греч. и рим. риторики на рим. юриспруденцию. Успешной была деятельность Ш. и в качестве организатора науки и политика (1945 - ректор Берлинского Университета им. Гумбольдта. 1946 - президент Германской Академии наук в Берлине).

ШТУРМ

ШТУРМ - Иоганн (1507-1589), гуманист, один из крупнейших педагогов 16 в. В 1530 начал преподавать классич. языки в Париже, в 1537 основал в Страсбурге гимназию, ставшую знаменитой на всю Европу. Его школьная система, основанная прежде всего на принципах Меланхтона, стала образцом для мн. стран Европы.

ШТУРМОВАЯ ЛЕСТНИЦА

ШТУРМОВАЯ ЛЕСТНИЦА - В 239 до н. э эллинистич. писатель-баталист Битон описал Ш. л., незадолго до этого изобрет. Дамисом из Колофона. Боевая машина передвигалась на четырех тяжелых колесах. Подъемный механизм был устроен по принципу домкрата с винтовым приводом. Лестница представляла собой деревянную мачту с прибитыми к ней ступенями. С ее конца перекидывался мостик на городскую стену.

Штурмовая лестница

рис. Реконструкция штурмовой лестницы по Битону.

Предыдущая страница Следующая страница