Словарь античности
Статьи на букву "С" (часть 2, "САТ"-"СЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САТ"-"СЕН")

САТУРНАЛИИ

САТУРНАЛИИ - праздник Сатурна у римлян. С. напоминали о Saturnia regna - власть Сатурна, золотом веке, когда правил Сатурн, когда не было классов и частной собственности. Во время С. как бы снималась разница между рабом и господином, рабы наслаждались свободой, господа пировали вместе с рабами или даже прислуживали им. Своим раскованным и радостным характером С. напоминали карнавалы; люди дарили друг другу свечи и глиняные фигурки. Этот популярный праздник существовал до конца античности.

САТУРНИЙ

САТУРНИЙ - древнейший рим. стихотворный размер (по имени древнеиталийского бога Сатурна). Встречается в др. надписях и у поэтов (Ливии Андроник, Невий). Когда Энний ввел в рим. поэзию гекзаметр, С. был постепенно вытеснен. Не ясно, был ли С. акцентным или квантитативным стихом; во многом не определена и его метрич. структура. Можно предположить, что характерным для С. является четкое деление стиха на два полустишия: Malum dabunt Metelli//Naevio poetae.

САТУРНИН

САТУРНИН - 1. Эллинистич. философ, представитель гностицизма (род. ок. 100 в Антиохии, ум. в 150), С. противопоставлял божеств, царство света материи как области, где властвует сатана. При этом Землю он считал, в соответствии с манихейскими представлениями, тем местом, где бог и сатана борются за душу человека.

2. Л. Аппулей, народный трибун и оратор. При поддержке претора Главция и консула Мария (100 до н. э.) С. стремился провести новые аграрные законы, по которым ветераны Мария получили бы землю, хотел организовать колонии при участии союзников и снизить цены на зерно. Вокруг этих законов разгорелась жестокая борьба между оптиматами и популярами, городским и деревенским плебсом. По приказу сената Марий, не увер. в своей позиции, захватил в Капитолии С. и его сторонников. Они были побиты камнями.

САХАР

САХАР (греч. sakkharon, лат. saccharum). Первоначальными областями возделывания сахарного тростника были Китай и Индия. Греки использовали для подслащивания блюд мед. Видимо, первыми греками, познакомившимися с употреблением С, были воины Александра Македонского, участвовавшие в его индийском походе. Теофраст и Диоскурид упоминают С. как лекарств, средство. Медик 4 в. до н. э. Дифил Сифнийский сообщает, что вместо меда иногда употреблялся свекловичный сок. Культура сахарного тростника была ввезена в Рим в императорскую эпоху из Индии. Плиний Старший и Катулл говорят о высоком содержании С. в сицилийской свекле. Сахарный тростник из Юж. Персии попал вначале в Аравию, а затем через Египет в Сицилию и Юж. Испанию. Более близкому знакомству с С. европейцы обязаны арабам, которые в 9 в. построили на терр. бывшей Сузианы сахарорафинадный завод.

САХАРА

САХАРА - Карфагенские, греч. и рим. купцы проникали далеко в глубь С. Геродот этнографич. - географич. сведения о С. (про Феззан и гарамантов) использовал, вероятно, из карфагенских источников. По результатам раскопок можно судить о широкой торговле времен Империи. Обнаружен некрополь и рим. мавзолей (610 км к Ю. от Сабраты), изделия из стекла найдены в Гхарме.

СВАДЬБА

СВАДЬБА - В Греции заключение брака сопровождалось праздничными торжествами, связанными с рядом религиозных обычаев. Для С. выбирался благоприятный день, большей частью зимой. Новобрачные готовились к С, принося очистительную жертву. Невеста должна была принять свадебную ванну. Подготовка к С. начиналась со встречи в доме родителей невесты со свадебной трапезой, где невеста снимала вуаль и получала подарки. Вечером молодую торжественно вводили в дом мужа, происходили встреча в доме мужа, вступление в брачные покои, перед которыми в честь молодых пели эпиталамии (epithalamion - свадебные песни). С. предшествовало заключение брачного договора (помолвка). К знаменитейшим картинам античности на свадебные сюжеты относят «Свадьбу» Альдобрандини. Наряду с ней существует множество росписей на вазах, изображающих отдельные моменты свадебных церемоний (в т. ч. подготовку свадебной ванны, украшений, подарков невесте в день С). Свадебные обычаи в Риме несколько отличались от греч. Здесь точнее выбирался счастливый и благоприятный день для С. Более благоприятной для С. здесь считалась 2-я пол. июня. Для всех форм рим. брака непременным было торжеств, шествие в дом мужа (Deductio in manum mariti). Для патрициев существовали также дополнит, церемонии и символич. обычаи. Обмен кольцами при обручении появляется лишь в позднерим. время. Невеста снимала свое девич. особого покроя платье и надевала тунику с поясом, завязываемым определ. образом. Лицо и волосы покрывалось оранжевым шлейфом. Ранним утром проводились ауспиции (гадания по полету птиц). Призывая брачных божеств, дружка невесты Pronuba (женщина, которая один раз могла быть замужем и выполняла функции посланца Юноны), соединяла правые руки новобрачных. Далее следовало приношение объедин. жертвы обрученных. Невесту в ее новое жилище обычно сопровождали вечером при факельном шествии и звуках флейт. При этом также распевались шуточные и отчасти непристойные стихи (фесценнины). Через порог празднично украш. дома жених переносил на руках невесту, чтобы не обеспокоить демонов. Затем следовало свадебное пиршество с музыкой и пением свадебных песен (эпиталамии, гименеи). После свадебной ванны дружка невесты вводила молодую жену первой в спальные покои. Наутро молодой супруг давал трапезу, к которой родственники и гости приносили подарки.

СВЕВЫ

СВЕВЫ (лат. suebi, suevi), большая группа зап.-герм. народов, племена которых с 1 в. до н. э. распространились от Сев. и Юж. Германии до Центрального Дуная. К С. относятся семноны (впоследствии алеманны), маркоманы, квады, гермундуры и др. Во время многочисл. походов этих племен часть их оставалась в местах вторжения С. Так, сев. С. как часть семнонов осели и Сев. Германии, а неккарские С. - остатки маркоманов - в рим. пров. Верхняя Германия (лат. Superior). Часть С. в 1 в. до н. э. под началом Ариовиста устремилась в Галлию, где они были побеждены Цезарем в 58 до н. э. Свевские племена играли ведущую роль в государств, образовании Маробода (8 до н. э. - 17 н. э.). Тацит считал С. все племена между Дунаем и Балтийским м., которое назвал Mare Suebicum - Свевское море. Государство С. основали квады в 5 в. н. э. на С. - В. Испании. От слова «свевы» произошло слово «швабы», предками которых были алеманнские С.

СВЕТИЛЬНИК

СВЕТИЛЬНИК - Наиболее распростран. были заправляемые маслом глиняные или металлич. С. в виде чаши с изттовл. из кудели, камыша, стеблей фитилями. Примерно в 610 до н. э. появились С. с закрытым резервуаром. Поскольку С. относились к товарам массово: о спроса, то уже в 5 в. до н. э. появились профессии мастера-изготовителя С. и продавца С. В качестве горючего материала использовалось касторовое и оливковое масло. Более яркий свет давали С. с неск. гнездами для плошек. Они вставлялись в стержень-подставку, который иногда имел фигурную форму. В 280 до н. э. начали широко применяв пресс-форму для изготовления глиняных С; ок. 50 до н. э. широко развернулось производство ритуальных С. У мастеров-изготовителей С. появился свой «фирменный знак». В период поздней Империи рост производства греч. С. в Коринфе вновь обеспечил их преобладание на рынках вост. пров. Были созданы легкие переносные С. с закрытым резервуаром и спец. дорожные С. (в форме фонаря). В ремеслен. мастерских рабочие места, как правило, не освещались. Только в рудниках и на работавших в Риме ночью мельницах в нишах или на подставках были установлены стационарные С. При археологич. раскопках в гробницах и храмах часто находили С.

Светильник

рис. 1. Висячая лампа из бронзы (символ жизни) с четырьмя гнездами для плошек (изготовлен в период правления Константина I).

Светильник

рис. 2. Бронзовая лампа в форме корабля с десятью гнездами для плошек 42x17x23 см весом 4,875 кг. Мостки носовой части, у мачты, у руля (не сохранился), якорная цепь («навесок») и ростральная фигура (пожирающее людей морское чудовище) припаяны. (Музей Смедерово).

Светильник

рис. 3. Светильник из глины, заправляемый маслом (изготовлен в ремесленной мастерской в эпоху Империи).

СВЕТОНИЙ

СВЕТОНИЙ - 1. С. Паулин, известный рим. полководец сер. 1 в. н. э. Будучи направлен в экспедицию для подавления восстания в Мавретании (ныне Марокко и Зап. Алжир), он в 41 42 стал первым римлянином, пересекшим горы Атласа. Об этом он сообщает в своих мемуарах, которые были утеряны, но использованы Плинием Старшим. В качестве наместника Британии (59 - 61) С. подавил восстание Боудикки и пытался покорить о. Мона (ныне Англси). Во время гражданской войны 69 сенатор С. П. был полководцем императора Отона.

2. Гай С. Транквилл (ок. 70-ок. 140), рим. писатель. Происходил из сословия всадников, служил при дворе Траяна, а при Адриане руководил императорской канцелярией. Впав в немилость и отставленный от дел, С. посвятил себя писательской деятельности. Из его многочисл. трудов полностью сохранились жизнеописания 12 первых императоров - от Цезаря до Домициана («De vita Caesarum» - «О жизни цезарей»). В них использованы архивы и сообщения современников. Биографии расположены согласно четкой схеме и призваны развлекать читателя. Наряду с историч. ценными фактами в них содержатся многочисл. анекдоты. С. поднимает жанр историч. биографии до уровня историч. исследования. От второго его крупного произведения, содержавшего биографии известных поэтов, риторов, грамматиков и историков («De viris illustrious» - «О блистательных мужах»), сохранились лишь отрывки. Остальные историч. и историко-культурные труды С. погибли, за исключением мелких фрагментов. С. Т. оказал сильное влияние на биографов поздней античности и средневековья. Писатели Истории Августов продолжили серию биографий императоров. В 9 в. Эйнгард по образцу С. создал биографию Карла Великого, а Петрарка обращался к нему уже в 14 в.

СВИДА

СВИДА - искаженное назв. самого крупного греч. лексикона, ошибочно принимавшееся за имя его составителя Суда.

СВИДЕТЕЛЬ

СВИДЕТЕЛЬ (греч. martys, лат. testis, от tertius третий). В треч. и рим. судопроизводстве существовала практика допроса свидетелей, как правило приводившихся к присяге. Свидетельские показания принадлежали к процессуальным способам доказательства, однако и в гражданском праве свидетели часто были необходимы. Привлечение свидетелей в суд насилье гв. мерами вошло в обиход в Греции в 4 в. до н. э., в Риме - в нозднеимпераюрскую эпоху.

СВИДЕТЕЛЬСТВО

СВИДЕТЕЛЬСТВО (лат. testimonium), в юриспруденции документ или показание свидетеля как гл. доказательство на судебном процессе; понятие «С.» встречается также в текстологии.

СВИНЕЦ

СВИНЕЦ - Греки широко применяли С. для приготовления скреп, шипов и скоб в строительстве монументальных сооружений. С. получали путем выделения свинцового блеска (галенита) из свинцовой руды; его производство было развернуто в Лаврионе с кон. 6 в. до н. э. Согласно строительным сметам, 36 кг С. стоили веет о 5 драхм. Большой спрос на свинцовые водопроводные трубы, а также шарообразные куски С. для метательных пращей удовлетворялся с трудом. В 318 до н. э. Пифоклом было внесено предложение о введении монополии на продажу С, которое было отвергнуто афинянами. Пифокл предусматривал при оставлении прежней закупочной цены на С. повысить ею продажную сюимость в 3 раза, причем прибыль от продажи должна была поступать в государств, казну. В это же время резко возрос спрос на С. в связи с распространившимся в Сирии обычаем изготавливать из нею саркофаги. Как и в более ранние времена, С. применялся для отливки труюв, изготовления амулетов, габлиц для написания различных заклинаний, обращений к оракулу и получения oт него ответа. Наследованные от прежних поколений магич. представления, а также легкость изютовлепия из С. изделий различнейших форм с помощью самого примитивного литья объясняют частое использование этого металла для культовых даров (например, фигурок животных) сначала в греч., а затем и в рим. народном искусстве. Побочные продукты производства С. находили применение в медицине и косметике (для изготовления небезопасных с гигиенич. точки зрения свинцовых белил). Огромное количество С. привозилось в Рим с Сардинии, позднее из Испании, Галлии (где из С. изготавливались части крыш храмов), Далмации, Британии и Германии. Достаточно высокое остаточное содержание серебра и С. в свинцовых шлаках порядка 0,02 - 0,37% Ag и 4 - 8% РЬ, а в Британии даже 15 - 25% РЬ свидетельствует о невысоком уровне плавильной технологии. В небольших количествах. С. шел для легирования монет, в качестве присадки к цинку - для паяльных флюсов, изготовления счетных марок, входных «билетов», жетонов на выплату жалованья и личных знаков военнослужащих. Известно было отравление С. как профессиональное заболевание с тяжелыми последствиями.

Свинец

рис. Свинцовый амулет из Далмации (Паннонии). Найден в долине р. Ласвы, ок. 300 н. э.

СВИНЬЯ

СВИНЬЯ (греч. sys, лат. sus). Древнейшие изображения домашней С. найдены в Месопотамии. У иудеев еда, приготовл. из свинины, считалась нечистой. С, пасшиеся на пастбищах, играли важную роль в хозяйстве Др. Греции. Домашних С. скрещивали с дикими. Родившиеся в результате поросята назывались гибридами. Кровь поросенка считалась средством очищения. Римляне особенно ценили печень С, откормл. смоквами. Для увеличения жирности кабанов и С. кастрировали. При заключении ряда договоров С. служила жертв, залогом.

СВОБОДА

СВОБОДА (греч. eleutheria, лат. libertas). Как политич. лозунг у греков понятие «С.» сформировалось в Афинах во время греко-перс. войн (5 в. до н. э.) в противовес перс, деспотии. Понятие «С.» занимало видное место в трудах Геродота. В качестве центрального образа, олицетворяющего Римскую республику, понятие «С.» использовалось прежде всего против наступающей Империи, позже - против утвердившихся императоров во время различных сенатских оппозиций (например, заговор Пизона против Нерона в 65). В философии после Аристотеля понятие «С.» в осн. сводилось к С. воли. Аристотель считал добровольным (т. е. свободным) поступок, побудительный мотив которого находился в самом действующем лице («Никомахова этика», 3,5). Это представление более развито Стоей в понятии «внутренняя С». Согласно стоикам, государств, власть распространяется лишь на внешнюю сторону действий человека, в то время как каждый человек внутренне остается свободным. Даже в оковах человек, в 1. ч. и раб, мот быть свободен, упразднение рабства как института стоиками не выдвигалось.

СВОБОДА ВОЛИ

СВОБОДА ВОЛИ - В мифах собств. решение человека представляется в виде манифестации божеств, воли. К примеру, Агамемнон упрекает Зевса и Мойру в том, что они несут ответственность за его вину. На первых этапах развития космологич. философии проблема С. в. не играет почти никакой роли. Положение изменяется с началом деятельности софистов и Сократа, обратившихся к познающему и изъявляющему свою волю человеку. Учение Сократа о зависимости воли от знания (добродетель тождественна знанию) переходит к Платону и Аристотелю. Особое значение проблема С. в. приобретает в этически ориентированной эллинистич. философии. Фатум стоиков не оставлял места для С. в. Эпикур, напротив, стремился обосновать возможность подлинно свободного решения путем введения гипотезы о случайном отклонении атомов.

СВОД

СВОД - В постройках греч. архитектуры (б. ч. кирпичных) имеются только отдельные примеры С. (например, переход от нижних к ср. ярусам гимнасия в Пергаме). Широко использовали С. в объемных конструкциях рим. архитектуры, где постепенно перешли от простейших С. (Стабианские термы в Помпеях) к крестовидным (термы Каракаллы, базилика Максенция) и купольным С. (Пантеон, храм Софии).

СВЯТАЯ ВОДА

СВЯТАЯ ВОДА - В Греции воду, использованную для тушения жертв, огня и собранную после этого в таз. считали священной. С. в. употреблялась при омовении рук перед культовыми церемониями. Между людьми, берущими С. в. из одной и той же чаши, возникает обязанность взаимной помощи. На Др. Востоке представление о том, что перед вступлением в храм необходимо посредством омовения приобрести культовую чистоту, было еще более древним, чем в Греции и Италии. Вост. ритуалы, прежде всего вавилонский, еврейский и егип., предусматривали омовение, однако недостаток воды приводил к замене реального омовения символич. в виде кропления. В эллинистич. Египте раздача С. в. производилась жрецами за плату и была механизирована. Человек, входивший в храм и желавший омыть руки, должен был опустить монету в щель автомата для подачи С. в. В кодексе «Marcianus 516» имеется чертеж сконструированного Героном Александрийским автомата для подачи С. в. В этом автомате запорное устройство открывалось под дейстием тяжести брош. сверху монеты, позволяя вылиться неск. каплям воды. Аналогичный принцип используется в изобрет. лондонским инженером П. Ивриттом в 1885 торговых автоматах.

Святая вода

рис. Автомат с освещенной водой.

СВЯТОСТЬ

СВЯТОСТЬ - В религиозном сознании С. - это всякая (по ощущению религиозных людей) господствующая и направляющая сила, причем безразлично, получает ли она четко обозначенное оформление в образе божества (как антропоморфные боги греч. и рим. пантеона или бог иудейской и христианской религии) или нет (как в примитивных религиозных формах). Сверх того священным считалось все то, в чем эта сила проявлялась в мире природы, следовательно, святыми считались места, предметы, личности (исходный пункт для почитания святых в различных религиях). Проявляющееся таким путем могущество в явлениях С, с одной стороны, может ощущаться в виде любви и очарования, с другой стороны - в виде робости, ужаса и пр. Граница между обеими областями почитания в ходе историч. развития не остается постоянной, а определяется соответствующей позицией верующих по отношению к святыням.

СВЯЩЕННАЯ ВЕСНА

СВЯЩЕННАЯ ВЕСНА (лат. ver sacrum), обычай посвящения (первоначально с жертвоприношением) Марсу или Юпитеру всего, что должно родиться в ближайшую весну (т. е. детей человека и домашних животных), существовавший у италийских племен. Практиковался в случае крайних бедствий. В то время как жертвоприношения животных продолжали происходить в течение довольно продолжительного времени, человеч. жертвоприношения весьма рано были заменены изгнанием из племени родившихся в такую весну детей по достижении ими возраста воинов. Им приходилось селиться в отдалении от племени. Последние обеты С. в. были даны во время войн с Ганнибалом (217 и 216 до н. э.). Этот обычай стимулировал расселение италийских племен. По преданию местожительство этих племен указывали животные Марса - бык, дятел, волк.

СВЯЩЕННЫЙ БРАК

СВЯЩЕННЫЙ БРАК (греч. Hieros gamos), празд ничная церемония в честь Зевса и Геры (в меньшей степени и позже также в честь других богов). Включала свадебные обряды (в т. ч. символизировавшие брачную плодовитость). Более подробные сведения отсутствуют. С. б. известен в Афинах,, на о. Самос и в других местах Др. Греции.

СЕВЕНСКИЙ ХРЕБЕТ

СЕВЕНСКИЙ ХРЕБЕТ - горная цепь в Юж. Галлии, составлявшая границу между владениями арвернов и гельвиев.

СЕВЕР

СЕВЕР (лат. severus - суровый). Династия Северов из Лепсис Магна в Сев. Африке правила с 193 по 217 (Септимий С, Каракалла и Гета), а ее сирийская побочная ветвь (Элагабал и С. Александр) - до 235.

СЕВЕР АЛЕКСАНДР

СЕВЕР АЛЕКСАНДР - Марк Аврелий (1. 10. 208 - 18/19. 03. 235), рим. император с 10. 03. 222. Происходил из сирийской землевладельч. аристократии, в 221 был усыновлен своим двоюродным братом Элагабалом. Провозглашен Цезарем и достиг власти благодаря влиянию своей бабушки Юлии Мезы, сестра которой Юлия Домна была супругой Септимия Севера, и своей матери Юлии Маммеи. Фактич. обе женщины правили государством с помощью совета, в котором большим влиянием пользовались юристы Ульпиан и Павел. Проведение религиозной политики Элагабала было прекращено, а государств, политика велась в согласии с сенатом. Коллегии ремесленников были поставлены под контроль государства, а расходы на нужды армии снижены. В 232-233 С. А. вел оборонительные войны против перс, государства Сасанидов в Армении и Месопотамии, а в 234 - 235-против алеманнов на Рейне. Обострение отношений между императором и солдатами привело к тому, что вместе со своей матерью он был убит близ нынешнего Майнца. Вместе со смертью С. А. прекратилась династия Северов. Биография С. А. в «Истории императоров» составлена с точки зрения сенаторской знати и представляет собой одностороннюю апологетику деятельности С. А.

СЕВЕРИН

СЕВЕРИН (ум. 482), причислен к лику святых. В 454, уже в зрелом возрасте, пришел из Паннонии в Норик. Возглавил его оборону против германцев. Прошлое С. неизвестно даже его биографу Эвгиппию. Однако знакомство С. с полководцами Орестом, Одоакром и герм, королями указывает на его близость ко двору Аттилы.

СЕВЕРНОЕ МОРЕ

СЕВЕРНОЕ МОРЕ - Эго назв. упоминается с 13 в. н. э. Уже в 11 в. до н. э. финик. Topговцы оловом плавали через Ла-Манш. Ок. 500 до н. э. карфагенский мореплаватель Гимилькон достиг Британских островов. Между 330 и 310 до н. э. Пифей из Массалии по пути к о. Туле прошел мимо вост. побережья Британии; его отчет об этом плавании нашел впоследствии частичное применение. После завоевательных войн Цезаря и военных походов Друза и Германика С. м. получило назв. «Германское море» (Mare Germanicum).

СЕВИЛЬЯ

СЕВИЛЬЯ (иберийск., рым. ispal; отсюда sipal, sevil1а), речной и мор. порт, превращенный Цезарем в рим колонию. Многочисл. руины (амфитеатр, акведук) и памятные надписи свидетельствуют о существовании судовладельч. товариществ и предприятий, занимавшихся мор. перевозками.

СЕГЕСТ

СЕГЕСТ - знатный херуск, убежд. сторонник Рима в период завоевательных походов Августа. Будучи врагом Арминия, он в 9 н. э. открыл его заговор Вару. Это, однако, не спасло римлян от поражения. В 15 н. э. С. призвал для борьбы с Арминием Германика, который освободил С. из осады, предоставив ему и его сторонникам убежище в Римской империи. Его дочь Туснельда, которую Арминий взял в жены, попала к римлянам в плен.

СЕГЕСТА

СЕГЕСТА (греч. Egesta), греч. город на 3. Сицилии в области элимов. Находился в постоянной вражде с дорийским Селинунтом. Просьба С. о вводе контингента афинских войск (416 до н. э.) послужила поводом для неудачной сицилийской экспедиции Афин. С 409 до н. э. С. находится в зависимости от карфагенского Панорма. В 241 до н. э. С. стал рим. городом, в период поздней античности подвергся разрушению вандалами и арабами. Хорошо сохранился эллинистич. театр. Вне города находятся руины дорич. храма, строительство которого началось в 420 до н. э., но вследствие поражения Афин не было закончено.

СЕЗОННЫЕ РАБОЧИЕ

СЕЗОННЫЕ РАБОЧИЕ - занятые преим. в сельском хозяйстве, особенно в сезон сбора урожая. Остальные наемные рабочие в античный период концентрировались в городах. Наряду со свободными поденщиками имелись также и сезонники - рабы.

СЕКВАНА

СЕКВАНА (лат. Sequana). Река С. (ныне Сена) и ее приток Матрона (ныне Марна) являлись границей между галлами и белгами. На одном из островов С. располагалось поселение местного племени паризиев Лютеция Паризиорум, сегодняшний историч. центр Парижа - Сите с собором Парижской богоматери. На С, как и на других галльских реках, во времена Рима было развито судоходство. С. почиталась и как богиня.

СЕКВАНЫ

СЕКВАНЫ (лат. sequani), кельтское (галльское) племя, жившее между Сеной, Роной и швейцар. Юрой. Их центром был Везонтион (ныне Безансон). С. считались друзьями Рима и были противниками эдуев, которых в 60 до н. э. они победили с помощью германцев Ариовиста. Но Цезарю пришлось покорить С. В 52 до н. э. С. примкнули к восстанию Верцингеторига. Во времена Империи они были постепенно романизированы.

СЕКВЕНЦИЯ

СЕКВЕНЦИЯ (лат. sequentia - последовательность), в церковной музыке - колоратурный распев на слове «аллилуйя», который в 9 в. был ограничен конкретными текстами. Первоначально С. не имела ни метрич., ни ритмич. организации (проза), лишь две соседние части соответствовали одна другой по количеству слогов и создавали такую пару строф (антифония полухоров), которые формально и музыкально отличались от следующей двойной строфы. Постепенно в С. проникли законы ритмич. поэзии и рифмы. С. освободилась от прежних формальных запретов (т. н. новая С), появились новые мелодии. Самым значительным сочинителем С. был Ноткер Заика. С. более не были ограничены исключительно духовной тематикой; в них зазвучали светские мотивы: Кембриджские песни, модуляции и пьесы с вариациями обязаны своим рождением С.

СЕККО

СЕККО («сухая живопись», от итал. secco - сухой), настенная живопись по сухой штукатурке, названная гак в противоположность фресковой живописи.

СЕКСТИЙ

СЕКСТИЙ - Л. С. Латеран, др.-рим. государств, деятель 4 в. до н. э. Будучи народным трибуном, он вместе с Г. Лицинием Столоном провел в 367 до н. э. три закона в пользу плебеев: облегчение возврата долгов, ограничение частной собственности на государств, землю (лат. ager publicus), разрешение плебеям занимать должность консула. В 366 С. стал первым рим. консулом-плебеем.

СЕКСТ ЭМПИРИК

СЕКСТ ЭМПИРИК (лат. Sextus Empiricus), греч. врач и философ (кон. 2 в.). Жил в Александрии и Афинах, представитель эмпирич. школы в медицине и скептич. в философии. Оспаривал возможность познания истины, не верил в существование бога и души, боролся с догматизмом в медицине и философии. Чтобы быть счастливым, считал он, надо воздерживаться от суждений, руководствоваться в повседневной жизни личным восприятием, естеств. порывами, традициями и законами. С. Э. не отрицал возможности познания относительной истины посредством эмпирич. исследования. Хотя его труды по медицине не сохранились, однако благодаря eго философским произведениям до нас дошли сведения об античном скептицизме («Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых»). Представляют ценность собранные С. Э. цитаты греч. поэтов и философов.

СЕКТЫ

СЕКТЫ (от лат. sequi - следовать), группы, отделившиеся от крупного течения и следующие за собств. новым вождем или исповедующие новую идею. В античной Греции С. первоначально означала философскую или юридич, школу или группу, затем - политич. группировку (у Цицерона). Церковь придала этому термину значение «ересь» (от греч. hairesis, лат. secta - учение, направление, школа) в религиозном или церковно-политич. смысле.

СЕКУЛЯРНЫЕ ИГРЫ

СЕКУЛЯРНЫЕ ИГРЫ (лат. ludi saeculares), рим. праздник, заключающий saeculum (столетний цикл). Он проводился в 249 и 149 до н. э. как искупительный праздник, сопровождавшийся ночными жертвоприношениями силам подземного мира, и должен был знаменовать собою конец старого, отягощ. проклятьем века. Август изменил характер праздника. Наряду с идеей искупления на первый план он выдвинул идею очищения перед нач. новой счастливой эры. В торжества он ввел Аполлона и Диану, богов, близких его династии. В 17 до н. э. состоялся трехдневный праздник, завершившийся играми, для которого Гораций по заказу Августа написал «Carmen Saeculare» («Юбилейную песнь»). Позже С. и. устраивались имераторами через произвольные промежутки времени, как торжества, знаменующие наступление счастливого века.

СЕЛЕВК

СЕЛЕВК (греч. Seleukos).

1. С. I Никатор (Победитель) (ок. 356-281 до н. э.), полководец Александра Македонского, основатель царства Селевкидов. С 323 - сатрап, в 305-304 принял царский титул. В результате победы над Антигоном при Ипсе в 301 завоевал Сирию. В 281, победив Лисимаха при Курупедионе, С. захватил мн. области М. Азии; благодаря этому его государство почти достигло размеров царства Александра Македонского. С. предпринял поход на Македонию и в 281 был убит. С. разделил свое государство на неск. десятков областей, в которых многие города греч. типа (полисы) получили право на самоуправление.

2. С. из Селевкии (ок. 150 до н. э.), вавилонский астроном, один из немногих в то время последователей гелиоцентрич. системы Аристарха Самосского, которую он развил. Ему принадлежит теория приливов и отливов, которые он, как и Посидоний, связывал с притяжением Луны, ошибочно принимая воздушные вихри в качестве посредников этой силы.

СЕЛЕВКИДА

СЕЛЕВКИДА (греч. Seleukis), назв. области на С, Сирии во времена Селевкидов. В С. входили четыре города Селевкии - Пиэрия, Антиохия, Лаодикия и Апамея. Поэтому С. называли также тетраполисом (греч. tetrapolis), областью четырех городов.

СЕЛЕВКИДЫ

СЕЛЕВКИДЫ - наследники Селевка I, которым ок. 100 лет удавалось держать под контролем обширную терр. от М. Азии до Индии. Царство С. не было единым с географич. и этнич. точек зрения, но благодаря своему выгодному расположению (побережье Средиземного м., Месопотамия, М. Азия, торговые пути) обладало хорошим экономич. потенциалом. Однако войны и освободительные движения покоренных народов (восстание Макквеев) расшатали политич. основы царства. В 64 до н. э. Сирия становится рим. пров.

СЕЛЕВКИЯ

СЕЛЕВКИЯ (греч. Seleukeia, лат. Seleucia), ряд городов, названных в честь Селевка I Никатора.

1. Наиболее известна С. на Тигре в Вавилонии, первоначально - столица эллинистич. государства Селевкидов, сохранила свой греч. характер даже после парфянского завоевания (по Плинию Старшему - 600 тыс. жит.). К С. перешли торговые функции др. центра Месопотамии - Вавилона, и она стала торговой метрополией Месопотамии. Напротив С. на левом берегу Тигра парфяне разбили военный лагерь, из которого затем выросла столица Парфии - г. Ктесифон, ставший преемником Вавилона и С. после ее разрушения римлянами под руководством Авидия Кассия в 165 н. э.

2. С. Пиэрия, порт Антиохии в Сирии, столицы государства Селевкидов. По своим размерам и хозяйств, значению Пиэрия превзошла С. на Тигре лишь в 1 в. н. э. Во времена Римской империи С. стала опорным пунктом флота; позже гавань обмелела.

3. Другие города того же назв. в М. Азии и Сирии.

СЕЛЕНА

СЕЛЕНА - греч. богиня Луны (лат. Luna), дочь Гипериона и Тейи, сестра (в различных вариантах - супруга или дочь) Гелиоса и Эос. Ее возлюбленным был Эндимион. С фазами убывания и прибавления Луны древние связывали все происходящие на Земле события. Луна играла огромную роль в колдовской практике. Позже С. была отождествлена с Артемидой и Гекатой.

СЕЛИНУТ

СЕЛИНУТ (лат. Selinuntum, ныне Селинунт), город на юго-зап. побережье Сицилии, основан в 7 в. до н. э. мегарскими поселенцами. В 480 единств, из греч. городов воевал на стороне Карфагена против греков. Воспользовавшись разгромом сицилийской экспедиции афинян (413 до н. э.), С. опустошил область Сегесты, но в 409 до н. э. был разрушен карфагенянами. В С. сохранились огромные руины дорич. храмов. Один из древнейших, т. н. храм С, был построен на Акрополе в 550 до н. э., самый известный из храмов - т. н. храм Е-между 480 и 460 до н. э. Остатки метоп хранятся в музее г. Палермо. Для храмов С. характерен вытянутый план постройки, закрытое заднее внутр. помещение, выделение фасада (двойные ряды колонн, увеличение промежутков между ними, выдвинутая вперед, открытая лестница). Во всем этом проявляется тенденция к более свободному использованию пространства, что является редкостью для архитектуры великогреч. храмовых построек.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - На протяжении всей истории античности осн. масса населения была занята С. х. Во всех античных государствах С. х. считалось более почетным занятием, чем ремесл. труд. Многие художеств, произведения таких античных авторов, как Гесиод («Труды и дни»), Катон Старший, Варрон, Колумелла и Палладий, по существу, представляли трактаты по С. х. Проблемы С. х. нашли отражение и в творчестве античных мастеров слова Вергилия и Плиния Старшего. В период подъема греч. полиса мелкое землевладение (участок обрабатывался семьей землевладельца и 1-2 рабами) вплоть до 4 в. до н. э. составляло основу сельскохозяйств. производства. Только после социально-политич. кризиса полиса, достигшего апогея в эллинистич. эпоху, и завоевания римлянами Греции получили широкое распространение крупные земельные владения (особенно в Македонии, Фессалии и Лаконии), которые, однако, не достигали размеров латифундий эпохи Римской империи. Использование рабского труда в С. х. было рентабельным только при условии их круглогодичного труда, для сезонных работ рабовладельцы предпочитали нанимать свободных батраков. Применялись первичные способы обработки почвы - унавоживание и осушение. Сельскохозяйств. техника находилась на низком уровне развития. В описываемый Катоном Старшим период (234-149 до н. э.) главным образом развивалось виноградарство и садоводство. Под эти культуры отводилось все больше земли. Значительное место занимало скотоводство, выращивание зерновых культур, а также создание спец. питомников для высаживания лозы и деревьев. В эпоху ранней Империи наиболее рентабельным считалось выращивание зерновых культур. Интенсивное развитие С. х. на основе рабского труда привело к появлению крупных рабовладельч. имений (латифундий), гл. обр. скотоводч. направления. Со 2 в. до н. э. широкое распространение получили рабовладельч. виллы (villae) - имения ср. размеров, где культивировали виноград, оливки и зерновые культуры. Нередко крупные латифундии поглощали ср. поместья. В эпоху Империи как для латифундий, так и для вилл стало характерным распространение колоната; рабов продолжали использовать в качестве домашней прислуги и для ухода за садами. Рабы могли получить от землевладельца участок земли и становились тем самым квазиколонами (положение эгих рабов мало отличалось от положения колонов). Кроме тою, в эпоху Империи продолжало существовать свободное крестьянство.

СЕМЕЛА

СЕМЕЛА (jam. Semele), в греч. мифологии - дочь фиванскою царя Кадма и Гармонии, возлюбленная Зевса. По совету ревнивой Геры, явившейся к ней в образе кормилицы, С. потребовала от Зевса, чтобы тот предстал перед ней во всем своем божеств, величии. Связанный обещанием исполнить любое ее желание, Зевс появился среди молний и грома и испепелил С. Неродившегося сына С, Диониса, Зевс спас и выносил его, зашив в бедро. Первоначально С. была фракийско-фригийской богиней Земли. Образ С. встречается на картинах Тингоретго, в оратории Гайдна, стихотворении Шиллера и др.

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ - семь легендарных героев во главе с Адрастом и Полиником, принявших участие в походе на Фивы, где царствовал брат Полиника Этеокл. Все участники, кроме Адраста, погибли. Легенда «С. п. Ф.» нашла отражение в сочинениях Эсхила, Софокла, Еврипида.

СЕМИРАМИДА

СЕМИРАМИДА (греч. Semiramis), согласно ассирийск. преданиям, имя царицы Шаммурамаг (кон. 9 в. до н. э.), родом из Вавилонии, жены царя Ассирии Шамшиадада V. После его смерти С. была регентшей при своем несовершеннолетнем сыне Ададнерари III (809 782 до н. э.). Греч, сказание, переданное Геродотом и Кгееием, связывает ее имя с созданием «висячих садов» в Вавилоне. Эти сады на крыше дворца, над его сводами, слыли одним из «семи чудес света». Однако в действительности «висячие сады» появились юлько во времена вавилонского царя Навуходоносора II (нач. 6 в. до н. э.).

СЕМНОНЫ

СЕМНОНЫ - могуществ. свевское племя, жившее в междуречье Эльбы и Одера. В области С. находилась свящ. роща свевов, где совершались человеч. жертвоприношения. С. входили в состав державы Маробода, а в 17 н. э. перешли на сторону Арминия. В кон. 2 в. н. э. они вместе с другими племенами переселились на Ю. Германии и составили ядро союза племен алеманнов, первое упоминание о котором относится к 213.

СЕМОНИД

СЕМОНИД (греч., лат. Semonides). Греч, поэт родом из Самоса, жил в 7 в. до н. э. Основал колонию в Аморгосе. Его произведения, написанные ямбами или элегич. стихами, носяг следы пессимизма (жалобы на беспомощность человека в борьбе с превратностями судьбы). В своих «женских ямбах» С. сравнивает отдельные тины женщин с восемью животными (свиньей, лисой, собакой, ослом, горностаем, лошадью, обезьяной, пчелой), а также с землей и морем. Положительным он считает лишь тот тип женщин, которые подобны трудолюбивой пчеле. От произведений С. остались только фрагменты.

СЕМПРОНИИ

СЕМПРОНИИ - др.-рим. плебейский род. Ко времени поздней Республики из этого рода вышли значительные государств, деятели, в частности братья Тиберий и Гай Гракхи.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ - греч. мыслители и государств, деятели 7 и 6 вв. до н. э., отличавшиеся практич. жизн. мудростью и глубоким государств, умом. Различные авторы называют разные имена С. м. Всего их называется ок. 20 человек, чаще всего повторяются четыре имени: Фалес, Биант из Приены, Солон и Питтак из Митилены. Называют также Клеобула из Линда, Хилона из Спарты и Периандра из Коринфа. Время деятельности С. м. совпадает с начальным периодом развития греч. философии (так, уже Фалеса причисляют к философам). Размышления С. м. касаются в первую очередь вопросов практич. жизни. Свои мысли С. м. выражали в форме афоризмов (гном): «лучше всего-это знать меру» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «познай самого себя» (Хилон), «соблюдай меру» (Фалес), «нажива ненасытна» (Питтак), «плохие люди составляют большинство» (Биант).

СЕМЬ ХОЛМОВ

СЕМЬ ХОЛМОВ - Рима. Согласно преданию, после того как в 456 до н. э. Авентин, располож. на Ю. Рима, был передан плебеям для поселения, терр. Рима стала охватывать С. х. (Рим был обнесен стеной еще при царе Сервии Туллии). Рим был расположен на С. х., а именно: Авентин, включенный в черту города лишь при императоре Клавдии; Палатин с древнейшим рим. поселением (Roma quadrata); Капитолий к С. - В. от Пала тина; Квиринал на С, где некогда обитали сабины; Виминал к Ю. от Квиринала; Эсквилин с Оппиевой и Цисииевой вершинами на В.; Целиев холм на Ю.-В. города. Ватикан и Яникул на зап. 6epeгу Тибра, а также Пинций на С. были расположены вне города на С. х. Справлявшийся в декабре праздник Септимонциум (лат. Septimontium - семихолмье) назван в честь не этих, а других С. х.: Палатин, Велия (между Палатином и Оппиевой вершиной), Фагутал (западнее Эсквилина), Цермал - часть Палатина, Целий, Оппиева вершина и Циспиева вершина. После того как резиденция рим. императоров была перенесена из Рима в Константинополь, в этом городе стали также различать С. х.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА - Со времени эллинизма существует традиция выделять семь античных произведений архитектуры и искусства, не имеющих себе равных благодаря величеств, размерам, красоте, драгоц. отделке и неповторимости. Выражение «чудо света» содержит понятие о чем-то волшебном, сверхъесгеств. Лат. обозначение septem miracula mundi семь чудес света - является неточным переводом первоначального греч. hepta theamata tes oikumenes -семь достопримечательных творений ойкумены (обитаемого мира). Самый др. перечень С. ч. с. (2 в. до н. э.) включает в себя: стены Вавилона, статую Зевса в Олимпии, сделанную Фидием из золота и слоновой кости, т. н. «висячие сады» в Вавилоне, ошибочно приписываемые Семирамиде. Колосса Родосского, пирамиды под Мемфисом, мавзолей в Галикарнасе, а также храм Артемиды в Эфесе. Названные шедевры впоследствии были частично заменены. Так, к С. ч. с. причисляли позже: алтарь на Делосе, дворец Кира (предположительно находившийся в Персеполе, Экбатане или Пергаме), егип. Фивы, статуи сидящего Мемнона там же, храм Зевса в Кизике, маяк на о. Фарос под Александрией, статую Асклепия в Эпидавре, скульптуру Афины Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе. Среди С. ч. с. называли также рим. постройки, например Капитолий и Колизей; византийские, такие, как храм св. Софии; библейские - Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме.

СЕНАРИЙ

СЕНАРИЙ (лат. senarius versus - шестистопный стих), рим. вариант греч. ямбич. триметра, (U - U - U - U - U - U U), где второе и четвертое понижения могут заполняться долгим гласным: U - U - U - U - U - U U (например, Плавт, «Тп». 140: Subiqis maledictis me tuTs, Megaronides?). Цезура лежит на третьей или четвертой стопе. С. является основным стихом диалога в комедии.

СЕНАТ

СЕНАТ (от лат. senex - старец, совет старейшин). Совет старейшин в Риме существовал еще во времена царей. С установлением респ. он наряду с магистратами и народным собранием стал существ, составной частью обществ, жизни. В его состав пожизненно входили бывшие магистраты, и, т. о., в С. концентрировались политич. силы и опыт Рима. Члены С. делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово согласно этим рангам. Во главе С. стоял наиболее заслуж. из сенаторов (princeps senatus). С. утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением свящ. ритуалов. Т. о., С. фактически осуществлял руководство государством. Постановления С. - сенатус-консульты - имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев - плебисциты. Во времена Империи значение С. уменьшилось (он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим большого политич. влияния). Сенатус-консульты сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Число сенаторов неоднократно менялось: первоначально - 100, во времена ранней респ. - 300, со времен Суллы - 600, при Цезаре - 900, со времен Августа - опять 600, в период поздней античности - 2000. С 313 до н. э. в члены С. принимал цензор, во времена Империи-император. Если первоначально в С. входили только члены исконно рим. фамилий, то с 1 в. до н. э. это право получили италики, а во времена Империи в состав С. принимали даже знатных провинциалов. Когда в 330 н. э. Константинополь был провозглашен второй столицей государства, в нем тоже был создан С. Начиная со средневековья словом «С.» обозначают советы коллегий в городах. Создаются С. также в университетах и судебных учреждениях. В некоторых совр. государствах (США) С. - высшей орган законодательной власти.

СЕНАТСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СЕНАТСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ (лат. Senatus consultum, сокращ. - S. с), составная часть рим. права, решение сената, принимаемое по запросу магистрата. Известными С. п. республиканского периода были: S. с. de Bacchanalibus - С. п. о вакханалиях (186 до н. э.), о запрещении вакханалий во время праздника Диониса, справлявшихся по иноземному ритуалу; S. с. de philosophis et rhetoribus - об изгнании греч. философов (161 до н. э.); S. с. ultimum - согласно которому в случае опасности для государства консулам предоставлялись чрезвычайные полномочия (впервые это имело место в 133 до н. э., затем в 121 до н. э., в 100 до н. э. и 63 до н. э.). Решения сената времен Империи затрагивали прежде всего отдельные аспекты частноправового законодательства, так, например, вопросы о правах наследования (S. с. Trebellianum, 56 н. э.; S. c. Neronianum, 57 н. э.; S. с. Pegasianum, ок. 73 н. э.; S. c. Tertullianum (при Адриане); S. с. orfitianum, 178 н. э.), а также вопросы фамильного и личного права (S. с. Claudianum, 47 и 52 н. э.).

СЕНЕКА

СЕНЕКА - имя рим. писателей, отца и сына.

1. С. Анней Старший, род. ок. 55 до н. э. в Кордове (Испания), ум. ок. 40 н. э Рим. писатель из семьи состоятельных всадников, отец философа С. В глубокой старости издал труд по риторике, озаглавл. «Образцы, отрывки и оттенки мастерства различных ораторов и риторов» («Oratorum et rhetorum sententiae divisiones colores») в 11 книгах. В этом труде С. приводит примеры речей (deklamationes) по поводу придуманных судебных казусов (controversiae - прения, 10 книг) и обсуждений (suasoriae - увещания, 1 книга), запомнившихся ему с юности во время обучения риторике. Это произведение, дошедшее до нас лишь частично, является важным источником для изучения приемов красноречия в первые десятилетия Римской империи. Кроме того, С. написал труд по истории (не сохранился), где описывал события гражданской войны.

2. С. Луций Анней Младший, сын С. Старшего, род. ок. 4 до н. э. в Кордове, ум. в 65 н. э. в Риме. Рим. государств, деятель, философ и писатель. Начав политич. деятельность, С. стал известен как талантливый оратор. Но в результате придворной интриги был сослан на Корсику, где находился с 45 по 48, пока в 49 Агриппина Младшая не призвала его обратно. С. стал воспитателем молодого Нерона, а когда тот вступил на престол (54), С. вместе с префектом преторианцев Бурром руководил всей внешней и внутр. политикой. Благосклонность императора позволила С. нажить огромное состояние. Убийство Агриппины (59) обострило отношения между С. и Нероном. После смерти Бурра (62) С. отходит от политич. деятельности. По подозрению в том, что он знал о заговоре Г. Кальпурния Пизона, Нерон в 65 вынудил С. покончить жизнь самоубийством. С. был одним из наиболее значительных рим. философов и чрезвычайно плодовитым писателем. Будучи последователем и осн. представителем философской школы младшей стой, С. склонялся к эклектике и ставил этику (моральное совершенствование человека) на первый план. Его многочисл. философские сочинения, выдержанные в стиле диатрибы (например, 20 книг «Epistulae morales»-«Письма на моральные темы»), посвящены вопросам практич. морали (подавление аффектов, преодоление страха смерти, похвала воздержанности, нравств. равенство всех людей, утверждение этич. идеи бога, вера в предопределение). Произведение «Naturales quaestiones»-«Естественнонаучные вопросы» - в 7 книгах посвящено метеорологич. явлениям. С. сочинил также 9 трагедий, задуманных как драмы для чтения («Эдип», «Медея» и др.). Эти единств, в рим. литературе трагедии, полностью дошедшие до нас, написаны в высокопатетич., риторич. стиле. Они оказали большое влияние на европейскую драму. Кроме того, С. написал сразу же после смерти императора Клавдия остроумную, хотя и довольно злобную сатиру на него «Отыквление божественного Клавдия» - «Divi Claudii apocolocyntosis» (меннипова сатира). Идеи С. оказали значительное влияние на потомков. Это нашло отражение уже в раннем христианстве (выдуманная переписка С. и апостола Павла) и достигло своего апогея в 16-18 вв. Философские трактаты С. франц. философ-гуманист Монтень считал образцом новой лит. формы эссе.

Сенека

рис. Сенека (римская копия утерянной бронзовой статуи, ок. 200 н. э., Неаполь). Порфет вызывает споры.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV