Словарь античности
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮБА

ЮБА (греч. Iobas), сын носившего то же имя нумидийского царя (Ю. старший покончил с собой после поражения при Тапсе в 46 до н. э.). Ю. вырос в Риме, позднее римляне возвели его на мавретанский трон. Поддерживал распространение эллинистич. культуры в Сев. Африке, занимался лит. деятельностью, среди прочего ему принадлежат написанные по-греч. сочинения об Аравии, Ассирии и Африке (Ливии), сохранившиеся во фрагментах.

ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ

ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ - Искусство ювелиров в античности требовало тонкой ручной работы и творч. одаренности для передачи средствами иск. - ва малых форм сцен из мифов, легенд и эпоса с большим числом персонажей. Последовательное совершенствование технологии вряд ли возможно проследить исторически, поскольку капризы моды порой moгут оттеснить принятые формы и отдать предпочтение др. технике. Греки овладели ювелирным мастерством, заимствованным из искусства др. культур, усовершенствовали его и благодаря утонченному чувству стиля достигли выдающихся успехов во всех трех категориях Ю. р.: украшения, столовая посуда, чеканка монет. Отдельные предметы (кольца, обручи, цепочки) обрабатывались на крохотных наковаленках (Ю. р. в узком смысле); рельефные изображения на кубках, чашах, застежках выбивались спец. молоточками холодным или горячим способом (пекторали, диадемы, оправы), практиковались чеканка (долотом и напильником), гравировка (штихелем и иглой), применялись насечка, прессование, резание (ножницами), украшение полировкой. Пунсон (т. е. выбивание штемпелем из твердого металла) применялся лишь с 5 в. до н. э. для чеканки монет, так же как и изобретенные в Персии филигранные работы (плетение и припаивание золотых нитей). Этруски долго не могли освоить зернь (припаивание металлич. шариков). Греч, чувство стиля менее заметно на изделиях из чистого золота, зато в полной мере оно проявлялось в изделиях из серебра в соединении с драгоценными камнями. Греч, изделия из чистого золота встречаются у варваров на Севере и в самой Греции. Ю. р. из фольги или золотого листа были ограничены, т. к. господствующие слои в Греции не могли себе позволить массивных золотых предметов. Греч, ювелиры поэтому редко получали заказы на изделия из чистого золота и выполняли работы преим. из серебра. После походов Александра Македонского стали выполняться новые Ю. р. В период эллинизма стала популярна инкрустация (вкладыши одного металла в другом) и чернение по золоту и серебру. В кельтской культурной среде распространилось использование эмали. Соединение отлитых и кованых деталей оставалось редким и ограничивалось работами по серебру. Позднее, в рим. период, Ю. р. приобрели широкие масштабы, во времена Империи ювелиры могли использовать такие количества драгоценного металла, какие не могли себе позволить не только греч. полисы, но и др.-вост. деспотии.

ЮВЕНАЛ

ЮВЕНАЛ - Децим Юний (лат. Iuvenalis, D. Iunius), род. ок. 60 в Аквинке в области вольсков, ум. после 127, рим. поэт, автор сатир. В поздние годы жизни, в царствование Траяна и Адриана, написал 16 сатир в 5 книгах. В них он обличал пороки своего времени. Его ирония метко поражала раболепство придворных, чрезмерную роскошь богачей, бесстыдство выскочек, безнравственность. Правдиво и резко Ю. изображает теневые стороны жизни большого города, недостойное человека существование бедных в Риме, жалкую жизнь клиентов, бичует корыстолюбие имущих, доходящее до каннибализма суеверие египтян, извращенность отношений и пустое стремление людей к богатству, славе и власти. Круг тем и лиц у Ю. охватывает все слои рим. общества. О всех обществ, слоях он говорит с горечью и пессимизмом. Формой и содержанием своих сатир (особенно поздних) Ю. обязан популярной философии и риторике. В средние века Ю. благодаря своей моралистич. строгости был одним из самых читаемых авторов. Мн. из его четко сформулированных стихов стали ныне часто употребляемыми сентенциями («В здоровом теле здоровый дух»).

ЮВЕНТА

ЮВЕНТА (лат. Iuvenlas, Iuventus - юность), рим. богиня юности, отождествлялась с греч. Гебой.

ЮГУРТА

ЮГУРТА (род. не ранее 160 до н. э., ум. в 104 до н. э.), царь Нумидии. Будучи внуком Масиниссы, в 118 унаследовал трон после смерти своего дяди Миципсы. В 117 по приказу Ю. был убит его двоюродный брат Гиемпсал, а другой двоюродный брат, Адгербал, был изгнан и нашел поддержку у римлян; после взятия Цирты Ю. убил Адгербал а, а вместе с ним многих италиков, захвач. в Цирте. Когда началась война с Римом (115-105 до н. э.), Ю. сумел подкупить некоторых полководцев из нобилитета. Только после убийства по наущению Ю. проживавшего в Риме претендента на престол Нумидии, римляне стали действовать более энергично, ибо война теперь вела к внутриполитич. конфликтам. После поражений, нанес, консулом Метеллом, а затем Марием, бывшим со 107 до н. э. главнокомандующим рим. армией, Ю. бежал к своему тестю, царю Мавретании Бокху I. Марий, послав на переговоры с Бокхом Суллу, который был в то время квестором, вынудил мавретанского царя выдать Ю. После триумфа Мария Ю. был казнен в Риме. Саллюстий в сочинении «Война с Югуртой» порицает поведение рим. нобилитета в этой войне, считая его свидетельством падения исконных нравств. ценностей римлян.

ЮЛ

ЮЛ - второе имя Аскания, сына Энея; мифич. прародитель рим. рода Юлиев.

ЮЛИАН

ЮЛИАН - Сальвий (лат. Iulianus Salvius), рим. юрист 2 в. н. э., постровидимому принадлежавший к знатной италийской семье из Гадрумета (Hadrumetum) в Африке. Он быстро прошел ступени сенаторской карьеры (был консулом в 148), по поручению императора Адриана составил т. н. Edictum perpetuum (постоянный преторский эдикт), который дал окончательную, соответствующую состоянию судопроизводства формулировку эдикту, издававшемуся каждым претором при вступлении в должность. Ю. был плодовитым писателем, ему принадлежали 90 книг «Дигест», из них сохранились только цитаты в поздних юридич. сочинениях.

ЮЛИАН ОТСТУПНИК

ЮЛИАН ОТСТУПНИК - Флавий Клавдий Ю., сын Юлия Констанция, племянник Константина I, род. в 332 в Константинополе, ум. 26. 06. 363 у Маранги. В 337 Ю. О. вместе со своим старшим сводным братом Галлом уцелел в солдатской резне, жертвой которой пали его отец и другие родственники. Он получил строгое христианское воспитание, но уже в юные годы занимался языч. литературой и философией. Познакомившись с антиохийским ритором Либанием и неоплатоником Максимом, который стал его учителем, Ю. О. под их влиянием обратился к язычеству. В 355 Констанций II провозгласил его цезарем (возможным наследником трона) и послал в Галлию для защиты рейнских границ. Ю. О. успешно воевал против франков и алеманнов (победа при Аргенторате в 357). В 360 в Лютеции (Париж) солдаты провозгласили его императором, но до конфликта с Констанцием II не дошло ввиду смерти последнего в 361. Стремясь улучшить положение страны, Ю. О. провел реформы финансовой и налоговой систем, расширил права муниципальных курий, усовершенствовал армию и почту. Его усилия по реставрации язычества не имели под собой прочной социальной базы. В 363 Ю. О. предпринял давно подготавливаемый поход против новой перс, державы, которой правил Шапур II Сасанид. Ю. О. достиг вражеской столицы, Ктесифона, но взять ее не смог и принужден был повернуть обратно. В сражении при Маранге Ю. О. получил тяжелые раны и скончался. Аммиан Марцеллин в своем историч. сочинении с одобрением описывает деяния Ю. О. в качестве цезаря и императора. Либаний посвятил ему эпитафию, подробно описывающую жизнь Ю. О. Личность Ю. О., неоднозначная и вызывающая споры, была предметом многочисл. книг и сочинений. Сохранились речи, письма и эпиграммы Ю. О.; трактат «Против галилеян» и записки о войне с алеманнами утрачены.

ЮЛИИ

ЮЛИИ - др.-рим. патрицианский род. Ю. происходили из Альбы Лонги и возводили себя к Юлу, мифич. сыну Энея. Из рода Ю. (gens Iulia) происходили многие знаменитые полководцы и государств, деятели, среди них Цезарь, усыновивший будущего императора Августа, основателя династии Юлиев - Клавдиев. Имя Юлий часто встречалось в эпоху ранней Римской империи, поскольку расшир. дарование прав рим. гражданства проводили Цезарь и Август, происходившие из рода Юлиев.

ЮЛИЯ

ЮЛИЯ - женское имя в роде Юлиев.

1. Дочь Юлия Цезаря, была женой полководца Гнея Помпея.

2. Единств, дочь Августа и Скрибонии, 39 до н. э. -14 н. э., была замужем за Марцеллом, Агриппой и, наконец, за Тиберием. Во 2 до н. э. сослана Августом за распутный образ жизни на о. Пандатерия западнее Неаполя и в Регий.

3. Дочь Ю. (2) и Агриппы, внучка Августа, 19/18 до н. э. -28 н. э. Вела столь же распутную жизнь, что и мать, и по той же причине была сослана в 8 н. э.

4. Ю. Домна, ум. в 217, сириянка, жена Септимия Севера и мать Каракаллы.

5. Ю. Меза, ум. в 225, сестра Ю. (4), способствовала провозглашению императором своего внука Элагабала, но фактически правила сама.

ЮМОР

ЮМОР - в совр. смысле слова никоим образом не чужд классич. древности. В поэзии он имел место прежде всего в комедиях, пародиях, ямбах, сатирах и эпиграммах, но также имел мн. проявлений и в риторике.

ЮНИОРЫ

ЮНИОРЫ (лат. младшие), в рим. войске годные для военной службы граждане от 17 до 46 лет. Противоположное - seniores (старшие).

2. В рим. армии с 3 в. н. э. - новобранцы-рекруты, а также молодые воины и полицейские части.

3. При императоре Августе - группы всадников до 35 лет.

4. В рим. избирательном праве и праве голоса - часть граждан (с огранич. правами).

ЮНОНА

ЮНОНА - др. италийская богиня, высшее женское божество рим. пантеона, отождествляемая с греч. Герой, супруга Юпитера. В качестве Ю. Регины (Царицы) принадлежит вместе с Юпитером и Минервой к Капитолийской троице - триаде высших рим. божеств, почитавшихся на Капитолии. Как богиня-покровительница женщин Ю. была хранительницей брака и как Ю. Луцина призывалась при родах. В честь Ю. первого марта справлялся праздник матроналии (от лат. matrona, замужняя женщина). В рим. кремле помещался храм Ю. Монеты (Советчицы) с рим. монетным двором. Там же находились посвященные Ю. гуси, спасшие Капитолий своим криком во время нашествия галлов. Ю. была также высшим божеством многих италийских городов, например, в Лавнувии она почиталась как Ю. Соспита (Спасительница). В послеантичном искусстве имена Ю. и Геры употреблялись без различия.

ЮПИТЕР

ЮПИТЕР (лат. Iuppiter), др. италийский бог, верховное божество римлян (греч. Зевс), супруг Юноны; первоначально бог неба и света, поэтому ему посвящены дни полнолуния - иды. В качестве бога грозы Ю. почитался на вершинах гор. Он посылал дождь, гром (Ю. Tonans - гремящий) молнии (Ю. Fulgur - молнийный, блещущий). В рим. государств, культе Ю. именовался Ю. Optimus Maximus (Ю. Лучший Величайший). Его храм стоял на Капитолии, где Ю. вместе с Юноной и Минервой входил в Капитолийскую троицу (три главнейших рим. божества на Капитолии). Как Ю. Victor даровал победу. На Альбанской горе находился храм Ю. Latiaris, бога союза латинских племен. Перед посевом приносили жертвы Ю. Dapalis, Ю. Феретрию (Feretrius) посвящали захвач. оружие побежд. полководца (Spolia opima). Важнейшие акты государств, жизни (жертвоприношения, отправление полководца на войну - поскольку при этом приносилась присяга, - присяга новых консулов, первое заседание сената в новом административном году) происходили в капитолийском храме Ю. Триумфальное шествие победившего полководца завершалось на Капитолии, где победитель в одеянии Ю. передавал свой лавровый венок в храм Ю. В искусстве Ю., как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне и с орлом. Его атрибутами были молния и скипетр. В поздние эпохи античности Ю. идентифицировался с множеством других божеств (Ю. Амон, Ю. Сарапис). Ю. Dolichenus был первоначально местным божеством (Ваалом) из Doliche в Коммагене, затем как бог неба и войны был распространен сирийскими солдатами по всей Римской империи. Ему посвящено множество статуй. В послеантичном искусстве имена Ю. и Зевс употребляются почти без различия.

ЮРА

ЮРА - рим. наименование горной цепи, протянувшейся между областью обитания секванов (ныне область Франции) и землей гельветов (ныне область Швейцарии).

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ - Греки не создали Ю. в собств. смысле слова, но у римлян соприкосновение с греч. наукой, прежде всего с риторикой и философией, диалектич. методы которой они применили к юридич. материалу, привело к возникновению рим. Ю. В 3-1 вв. до н. э. частные бесплатные юридич. консультации давались, как правило, членами видных сенаторских семейств. Некоторые из них являлись авторами юридич. сочинений, из которых, однако, почти ничего не дошло. В последнее столетие существования Республики Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф (консул в 51 до н. э.) развили плодотворную правоведч. деятельность, как практич. - на судебных процессах, так и теоретич. - в своих сочинениях. Высшего расцвета достигла Ю. в императорский период, особенно во 2 в. н. э. Уже Август стремился к тесному контакту с юристами своего времени, из которых упоминания заслуживают прежде всего Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон, бывшие подлинными основателями обеих крупнейших школ права императорской эпохи - прокулианцев и сабинианцев. Выдающимися юристами 2 в. были Цельс, Гай и Юлиан, в 3 в. - Модестин, Папиниан, Павел и Ульпиан. Помимо создания теоретич. сочинений, значение юристов императорского периода состоит, во-первых, в имевших обязательную силу консультациях, право давать которые предоставлялось императорами; востровторых, в активном участии юристов в управлении государством: большинство из них занимали высокие государств, должности и состояли членами императорского совета (consilium principis). В сер. 3 в. начинается упадок Ю. Кратковрем. период оживления, связанный с именем Трибониана, обусловлен кодификационными устремлениями Юстиниана.

ЮСТИН

ЮСТИН (лат. Iustinus), род. в нач. 2 в. н. э. в Flavia Neapolis, Samaria, принял мученич. смерть в Риме ок. 165 н. э. До 135 обратился от платонизма к христианству. Странствующий проповедник и писатель, представитель греч. раннехристианской апологетики.

ЮСТИНИАН

ЮСТИНИАН - I, император Восточной Римской империи в 527-565, род. в 482 в Иллирии, ум. в 565 в Константинополе. Стремился к экономич. и политич. стабилизации вост.-рим. государства и к восстановлению Римской империи в ее прежних границах. Его полководцы Велизарий и Нарсес временно отвоевали захвач. варварами области Западной Римской империи: в 533-534 - Сев. Африку у вандалов, в 535 - 554 - Италию у остготов, в 554 - часть Югостровост. Испании у вестготов. Однако на вост. границах периодически возобновлялись войны с персами (в 562 - первый прочный мирный договор с Хосровом) 1. Ю. опирался на широкий слой ср. землевладельцев и куриалов. Увеличение налогов затрагивало прежде всего крестьян, однако привело также к сильным волнениям среди городского населения. Мощное восстание «Ника», охватившее все население Константинополя в 532, по приказу Ю. было жестоко подавлено. Огромное значение имело простровед. по инициативе Ю. собрание и кодификация действовавшего рим. права (Corpus iuris civilis, 529). При Ю. процветали литература и искусство (архитектура, особенно строительство церквей, и искусство мозаики). Однако попытка реставрации Римской империи, предпринятая Ю., истощила экономич. ресурсы государства, и держава Ю. при его наследниках распалась. Ю. поддерживал ортодоксальную христианскую церковь, боролся против монофизитов и в 529 закрыл афинскую философскую школу (афинскую Академию), оплот неоплатонизма.

Юстиниан

рис. Император Юстиниан I с архиепископом Максимианом и свитой. (Мозаика из собора Сан-Витале, Равенна. 547 н. э.)

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV