Словарь античности
Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРГ"-"ЭЭТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРГ"-"ЭЭТ")

ЭРГОТИМ

ЭРГОТИМ (греч. Ergotimos), гончар, автор т. н. вазы Франсуа, аттич. кратера с волютами 2-й четв. 6 в. до н. э.

ЭРЕБ

ЭРЕБ (греч. Erebos, лат. Erebus), порожденная Хаосом подземная тьма; часто употребляется в смысле подземного царства. Э. и Никта (Ночь) породили Эфир (Небо) и Гемеру (День).

ЭРЕТРИЯ

ЭРЕТРИЯ (греч. Eretria), известный город на о. Эвбея, упоминается уже у Гомера. В Э. находилась сократовская философская школа. Метрополия мн. колоний. В 490 до н. э. город был разрушен персами, затем вновь отстроен. Сохранились храм, театр и другие постройки.

ЭРЕХТЕЙОН

ЭРЕХТЕЙОН (греч. erechtheion - сделанный Эрехфеем), ионич. храм, сооруж. в 421-415 и 409-406 до н. э., последняя постройка классич. периода в Афинском акрополе; вместил многие культовые памятники, а также скульптурное изображение Афины. Его нарядная элегантность оказала большое влияние на архитектуру классицизма.

ЭРЕХФЕЙ

ЭРЕХФЕЙ - Эрехтей (греч. Erechtheus), мифич. царь Афин, иногда отождествлялся с Эрихтонием (сыном Гефеста), иногда считался его сыном или внуком. Афина передала его младенцем дочерям Кекропа для присмотра (Аглавра). Став царем, Э». ввел в городе культ Афины. По требованию Дельфийского оракула он принес в жертву одну из дочерей во время войны против элевсинцев.

ЭРИГОНА

ЭРИГОНА (греч. Erigone), в мифологии дочь Икария, с собакой Майрой искала своего отца и повесилась на его могиле. Перенесена на небо в созвездие Девы. В Аттике в искупление смерти Э. учрежден праздник качелей, в котором под культовое пение раскачивали кукол.

ЭРИДА

ЭРИДА (греч. спор), греч. богиня раздора, дочь Никты (Ночи), сестра бога войны Ареса. Не приглаш. на свадьбу Пелея и Фетиды, Э. бросила среди гостей золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко Э., яблоко раздора). В спор за него вступили богини Гера, Афина и Афродита, судьей в этом споре был избран Парис. Его решение послужило непосредств. поводом к Троянской войне: Афродита получила яблоко, дав обещание помочь Парису получить Елену.

ЭРИМАНФ

ЭРИМАНФ (греч. Erymanthos, лат. Erymanthus), горный кряж на Пелопоннесе, располож. между Аркадией на Ю. и Ахайей на С.

ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ

ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ - чудовище, наводившее ужас в Эриманфе; Геракл, получивший приказ Эврисфея поймать Э. в., загнал его на снежное поле, а затем привел живым к Эврисфею.

ЭРИНИИ

ЭРИНИИ - богини мщения подземного мира (рим. фурии), родились из капель крови, упавших на Землю при оскоплении Урана, властные защитницы нравств. устоев. Безжалостно и неустанно карали они всякую несправедливость, в особенности убийства, наказывая виновного безумием (преследование Ореста), насылая на него порчу и смерть. Часто выступали втроем - Аллекто (Непрощающая), Мегера (Завистница) и Тисифона (Мстящая за убийства). Э. изображались в облике, внушающем ужас, со змеями в волосах, факелами и бичами, производящими страшный шум. В Афинах почитались как эвмениды. Известно античное изображение «Спящая Эриния» (т. н. «Медуза Людовизи», рим. копия). Э. являются действующими лицами в балладе Ф. Шиллера «Ивиковы журавли».

ЭРИННА

ЭРИННА (греч. Erinna), греч. поэтесса с о. Телос близ Родоса, в 19 лет посвятила своей умершей подруге Бавкиде эпиллий «Веретено» («Alakate»), написанный гекзаметром на дорийском диалекте. В этом произведении с нежной непосредственностью Э. отразила совместно пережитые события повседневной жизни.

ЭРИСИХТОН

ЭРИСИХТОН (греч. Erysichthon), сын мифич. фракийского царя Триопа, вопреки предупреждению Деметры, явившейся ему в образе жрицы, срубил одно из ее священных деревьев. Богиня наказала Э., послав ему неутолимый голод. На этот сюжет написана картина Джорджоне «Адонис и Эрисихтон».

ЭРИСТИКА

ЭРИСТИКА - искусство ведения спора, полемики, было особенно развито в мегарской школе, представители которой в связи с этим назывались эристиками. Предшественниками мегарских эристиков считаются Зенон из Элей и софисты.

ЭРИТРЕЯ

ЭРИТРЕЯ (греч. Erythrai), город на ионийском побережье Греции, западнее Смирны, напротив Хиоса. Основан критянами, участвовал в ионийском восстании (550-493 до н. э.), в 477 вступил в 1-й Афинский морской союз. Сохранились многочисл. руины (городские стены).

ЭРИФИЛА

ЭРИФИЛА - супруга мифич. героя Амфиарая; Полиник подкупил ее с помощью ожерелья Гармонии, за что Э. была убита сыном Алкмеоном.

ЭРИХТОНИЙ

ЭРИХТОНИЙ - Эрихфоний (греч. Erichthonios), часто отождествляемый с Эрехфеем царь Афин, сын Гефеста.

ЭРМИТАЖ

ЭРМИТАЖ - одно из наиболее значительных мировых античных собраний, находится в первом этаже здания Нового Э., построенного в 1839-1852 по проекту Лео фон Кленце в Петербурге. Основу коллекции заложил Петр I покупкой «Венеры Таврической» в 1719. Впоследствии приобретения делались прежде всего из частных собраний, а с 1830 также из раскопок греч. и боспорских городов Сев. Причерноморья, в которых находили главным образом керамику, украшения и деревянные саркофаги. Наряду с этими находками и коллекцией греч. ваз и терракот, рим. портретов, гемм и украшений в Э. имеется особое, уникальное собрание скифских древностей (в большинстве из драгоценных металлов), хранящееся в «Золотой кладовой».

ЭРОТ

ЭРОТ - Эрос (греч. любовь), греч. бог любви (рим. Амур, Купидон), считался одной из древнейших, самовозникшей космогонич. первобытной силой, способствовавшей развитию упорядоченного мира из хаоса, позднее стал рассматриваться как сын Ареса и Афродиты, всегда сопровождавший свою мать; изображался крылатым стрелком из лука. Своими стрелами он возбуждал не только любовь между мужчиной и женщиной, но также и между мужчинами. Его возлюбленной была Психея. В философии Сократа и Платона Э. одухотворен. Поскольку Сократ предполагал, что из познания истины вытекают справедливые и нравств. поступки, то Э. означает готовность (самоотречение) для формирования души и духа. Поэтому эротика Сократа состоит во взаимной склонности учителя и ученика, которая способствует взаимному достижению духовных и нравств. целей. У Платона, особенно в «Пире», Э. означает стремление и любовь к познанию идеи прекрасного. В эллинизме бог любви стал изображаться все более юным, порхающим дерзким сорванцом; он мучит своими стрелами и людей, и богов. В греч. искусстве с 5 в. до н. э. эроты, крылатые, как правило, обнаженные мальчики, изображались как спутники богини любви (берлинская чаша Макрона с изображением суда Париса); в эпоху эллинизма и Римской империи были популярны также амуры. Э. можно встретить на фризах, настенной живописи, саркофагах, рельефной керамике и в искусстве малых форм. Э., или Амур, был излюбленным персонажем пластики (Лисипп); вместе с Психеей (Канова, Торвальдсен, Бега, Роден), он вдохновлял живописцев (Тициан, Корреджо, Рубенс, Рени, Кокошка) и композиторов.

Эрот

рис. Эpoт и Психея (римская мраморная копия эллинистического оригинала, Рим, Капитолийский музей).

ЭСИМНЕТ

ЭСИМНЕТ (греч. начальник), судья, надел, чрезвычайными полномочиями для урегулирования внутр. волнений в греч. городах в 6 в. до н. э. (Питтак в Митилене, Харонд в Катане и другие). В некоторых городах (например, в Мегаре, Милете, Наксосе) Э. назывались также эпонимные чиновники.

ЭСК

ЭСК - 1. Ныне Искыр, приток Дуная в Болгарии.

2. Лагерь Пятого Македонского легиона близ устья Искыра, превращен Траяном в Colonia Ulpia Oescus (т. е. Ульпиева (Траянова) колония Эск). При Константине I был построен большой мост через Дунай к Sucidava (ныне Celei, Румыния). Раскопки в 1905-1906, 1941-1942, 1947-1952, 1969 и позже. Осн. находки: храм Фортуны, мозаика со сценами из «Ахейцев» Менандра, форум, водопровод.

ЭСКВИЛИН

ЭСКВИЛИН (лат. Esquilin mons), один из семи холмов в Риме, состоял из mons Oppius и mons Cispius. На Э. первоначально находилось кладбище, во времена Горация особое кладбище для бедняков; на зап. склоне позже были сооружены Золотой дворец Нерона и термы Траяна. На вост. стороне Э. разместились большие сады богатых римлян, например Мецената. На месте porta Esquilina (республиканских стен) после победы над Галлией была сооружена галльская триумфальная арка.

ЭСКУЛАП

ЭСКУЛАП - заимствованный римлянами греч. бог врачевания Асклепий. Культ Э. проник в Рим благодаря Сивиллиным книгам во время эпидемии чумы в 293 до н. э. На тибрском острове римляне воздвигли храм Эскулапа.

ЭСОН

ЭСОН (лат. Aeson), в греч. мифологии - правитель Иолка, сводный брат Пелия, отец Ясона. Пелий лишил Э. власти и убил его. По другой версии Э. был омоложен супругой Ясона Медеей после возвращения аргонавтов из Колхиды.

ЭССЕНЫ

ЭССЕНЫ (арамейск., греч. - благочестивые), иудейская еретич. секта, основанная жрецами Иерусалимского храма. Существовала примерно со 145 до н. э. до 70 н. э. В центре секты в Кумране проводились исследования начиная с 1948, когда случайно была обнаружена библиотека Э. Жизнь общины протекала под знаком эсхатологич. ожидания, ее члены исповедовали строгий культ закона и чистоты. Общность жизни и имущества, трудовой деятельности (ремесла, сельское хозяйство) основывалась на ожидании мессии. Находки подтверждают сведения античных авторов об Э.

ЭСТЕТИКА

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthanesthai - воспринимать посредством чувств). Э. как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена (1714-1762), введшего термин и понятие «Э.». Однако уже в др. классич. эпоху Э. стала развиваться как самостоятельная наука, основы которой заложили греки. Их теоретич. разработки были продолжены римлянами. Надо заметить, что эстетич. суждения в классич. времена гл. обр. являлись составной частью натурфилософии, теории государства, этики и педагогики. Эстетич. категории (красота, гармония, мера) в античные времена считались не только характеристикой и эталоном произведения искусства или явления природы, по и формообразующими принципами как природы в целом (космос), так и обществ, жизни (полис). По этой причине совокупный комплекс Э. не представлял собой в античности нечто замкнутое и обособленное: либо эстетич. проблемы обсуждались во взаимосвязи с другими проблемами, либо отдельные части Э. рассматривались самостоятельно. Труды, посвящ. эстетич. проблемам, б. ч. утрачены. Наиболее полно сохранились источники в области поэтики, тесно связанной с риторикой. Наибольшую ценность представляют «Поэтика» Аристотеля, «О поэтическом искусстве» Горация, а также труды Филодема и Плутарха. Начала античной музыкальной Э. дошли до нас в форме фрагментов произведений пифагорейцев, Платона, Аристотеля, Аристоксена, Филодема и других. Из обширной античной теоретич. литературы об изобразительном искусстве, за исключением неск. ссылок у Платона и Аристотеля, а также фрагментов у Витрувия, почти все представляющее ценность утрачено, как, например, «Канон» Поликлета. Сохранились более поздние описания произведений искусства, сделанные Плинием Старшим, Филостратами, Каллистратом и отчасти в описаниях путешествий (Павсаний). В достаточно полной мере судить об эстетич. взглядах в античную эпоху позволяют сохранившиеся произведения искусства: скудные остатки живописи, более полно сохранившиеся произведения поэзии и скульптуры и почти полностью утрач. музыкальные произведения. Они свидетельствуют о том, что греч. литература и искусство уже достигли высокого уровня развития, когда возникли начала Э. Она затронула вопросы, которые сохранили актуальность по сей день и ответы на которые античной Э. явились значительным вкладом в Э. реализма. Развитие античной Э. делится на четыре периода: 1. Доклассич. период (от нач. до кон. 5. в. до н. э.); хронологически он совпадал с периодом, когда греч. города-государства достигли вершины своего социально-экономич., политич. и культурного развития, и характеризуется выделением на первый план красоты, гармонии и меры, рассматривавшихся иногда с материалистич. позиций (Гераклит, Демокрит); 2. Классич. период; его нач. относится к 4 в до н. э. и характеризуется начинающимся упадком экономич. и политич. могущества греч. городов-государств; связующим элементом этого периода с первым являлись эстетич. разработки Сократа; к наивысшим достижениям классич. Э. принадлежит идеалистич. Э. Платона и возникшая в противоборстве с ней Э. Аристотеля, содержавшая значительное количество материалистич. элементов. В качестве осн. проблем в этот период рассматривались: отношение искусства к действительности (mimesis); красота; социальные, политич., этич. и педагогич. аспекты воздействия искусства; форма и содержание произведений искусства; вопросы категорий; 3. Римский период; его наивысшие достижения относятся к 1 в. до н. э. Предпосылками возникновения и развития рим. Э. являлись расцвет политич. государственности и культуры Рима, упадок республики и укрепление власти императоров. Она вобрала в себя лучшие достижения греч. Э. и обогатила ее собств. содержанием. Рим. Э. занималась, в частности, проблемами стиля, отдельными эстетич. категориями (Гораций, Цицерон) и создала развернутую, обоснованную, материалистич. теорию возникновения культуры и искусства (Лукреций); 4. Позднегреческий период (1-3 вв. н. э.); хронологически он совпал с углубляющимся кризисом и упадком эллинистич. культуры, вызванными распадом Римской империи. Позднегреч. Э. рассматривала в первую очередь вопросы стиля и формы, отдельные эстетич. категории (возвышенное у Псевдо-Лонгина; фантазия у Филострата Старшего), различные художеств, выразительные средства и воздействие искусства. Упадок античной Э. наиболее отчетливо просматривается в метафизическо-аскетич. учении Плотина о красоте, сыгравшем роль связующего элемента со Ср.-век. Э. Непреходящее значение античной Э. объясняется тем, что на вопрос о взаимосвязи и взаимоотношении искусства и действительности ее лучшие представители отвечали с материалистич. позиций, доказывали объективность прекрасного, ставили человека в центр эстетич. суждений, подчеркивали общественностровоспитательную роль искусства, разработали новые эстетич. категории и способствовали решению проблем, которые были связаны с другими категориями Э. В эпоху Возрождения некоторые из произведений античности по эстетике, например труды о поэтике Аристотеля и Горация, приобрели канонич. значимость. Наибольшее воздействие античная Э. оказала на развитие итал. Ренессанса, франц. классицизма, Просвещения (Дидро, Лессинг), наложила заметный отпечаток на творчество нем. классич. поэтов, искусствоведов и философов (Форстер, Винкельман, Гёте, Шиллер, Гёльдерлин и Гегель).

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. учение о последних вещах), система представлений о конечных судьбах отдельных людей, человечества и всего мира. В этом Э. перекликается с апокалипсисом. В Ветхом завете Э. касается прежде всего будущего Израиля. В последнее столетие до н. э. еврейская Э. стала более универсальной, из нее развилась др.-христианская Э., в которой конец света ожидался уже в ближайшее время.

ЭСХИЛ

ЭСХИЛ (род. в 525 в Элевсине, Аттика, ум. в 456 до н. э. в Геле, Сицилия). Первый ставший известным трагик мировой литературы и старший из классич. греч. трагиков. Э. родился в семье крупного землевладельца. Участвовал как тяжеловооруж. воин в сражениях при Марафоне и Саламине против персов. Непосредств. участия в политич. делах Э. не принимал, однако его произведения раскрывают политич. взгляды поэта. Приняв в 500 первый раз участие в драматич. состязании, Э. одержал в них в последующие годы 13 побед. Долгое время он жил и ставил свои пьесы при дворе сиракузского царя Гиерона I в Сицилии. Из 90 трагедий Э. до нас дошло 79 назв. произведений и отдельных довольно обширных отрывков, лишь 7 пьес сохранились полностью. Из них «Персы» (472), написанная в соревновании с Фринихом, основана не на мифич. сюжете, а на историч. материале и восхваляет победу над персами Афин, одновременно предостерегая их от высокомерия. «Семеро против Фив», единств, сохранившаяся пьеса из трилогии по мотивам мифов об Эдипе, рассказывает в мифологич. форме (поход Полиника против родного г. Фивы) о победе полисной системы над старыми родовыми отношениями. «Молящие» входит в трилогию о Данаидах и поднимает тему противоборства ближневост. деспотизму. В поставл. впервые в 458 и единств, дошедшей до нас полностью трилогии «Орестея» (трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды») повествуется о кровавых преступлениях зловещего рода Атридов, о противоборстве между матриархатом и патриархатом, восхваляется олицетворяющая прогресс афинская рабовладельч. демократия (в частности, ареопаг). Пьеса «Прикованный Прометей» проникнута пафосом утверждения свободного гражданина греч. полиса (некоторые исследователи ставят под сомнение авторство Э.). Своим творчеством Э. придал аттич. трагедии классич. форму, ослабив ее культовую привязанность и усилив самостоятельность театра. Гл. содержанием пьесы стало драматич. действие. Партии хора Э. использовал для сопровождения и комментария сюжетного сценич. действия. Для создания подлинного драматич. диалога им был введен, помимо протагониста, второй, а позднее, по примеру Софокла, и третий актер. Э. объединял три взаимосвязанные пьесы в трилогию, там, где это было возможным, - в тетралогию путем включения сатировской драмы, в которой его дарование и мастерство раскрывалось наиболее ярко. Э. ввел новшества в сценич. оформление действия. В трактовке мифологич. сюжета, который Э., как и другие трагики, свободно интерпретировал, он отражал свои взгляды на обществ, и этич. проблемы своей эпохи. Э. был убежден в справедливости божеств, мироздания, воплощ. в формуле дочери Зевса Дике: кто осмелится выступить против него, дерзкий и заносчивый, по праву заслуживает смерти. Несмотря на свою принадлежность к старой знати и разделяя ее мировоззрение, Э. приветствовал рабовладельч. демократию в родном г. Афины и стремился быть ей полезным. Возвышенность мыслей, богатая фантазия, драматич. искусство и красноречие снискали Э. при жизни славу одного из выдающихся трагиков мировой литературы. Немалая заслуга античной и византийской школы и в особенности византийской филологии состоит в том, что семь пьес Э. полностью сохранились до наших дней. Образ Прометея, созданный Э., оказал огромное влияние на поэзию (Кальдерон, Гёте, Байрон, Шелли), музыкальное искусство (Лист, Скрябин, Орф), скульптуру и живопись нового времени (Тициан, Рубенс, А. Фейербах, Бёклин).

ЭСХИН

ЭСХИН - греч. оратор и политич. деятель из Афин (род. в 389, ум. ок. 314 до н. э.), сын учителя; в нач. своего жизн. пути служил писцом. Э. выступал на стороне македонского царя Филиппа против Демосфена. Этот спор нашел отражение в речах Э., например, в трех сохранившихся речах: «Против Тимарха», «О вероломном посольстве» и «Против Ктесифонта». Э. сумел парировать нападки Демосфена. Знаменитой речью «О венке» Демосфен, увенчанный Ктесифонтом почетным венком за политич. заслуги, одержал победу над своим противником. После поражения Э. в 330 удалился на Родос. Дошедшие до нас 12 писем Э. бесспорно не являются подлинными.

ЭТАЦИЗМ

ЭТАЦИЗМ (греч., лат. ctazismus), произношение др.-греч. буквы «эта» как долгого открытого (Э). Благодаря деятельности Эразма Роттердамского в нем. языковой области утвердилось это исторически правильное произношение (в противовес итацизму).

ЭТЕОКЛ

ЭТЕОКЛ (греч., лат. Eteocles), брат Полиника.

ЭТЕОКРИТЯНЕ

ЭТЕОКРИТЯНЕ (греч. подлинные критяне), в Др. Греции остатки коренного населения вост. части о. Крит. От их языка сохранились некоторые нерасшифрованные надписи греч. буквами (6-5 вв. до н. э.) в Презосе и Дреросе.

ЭТЕРИЯ

ЭТЕРИЯ - Эгерия, аббатиса из Юж. Франции или Сев.-зап. Испании. В 400 н. э. описала свое паломничество в Палестину («Peregrinatio ad loca sancta»). Определ. интерес с точки зрения истории литургии представляет собой приложение к книге, в котором описано богослужение в Иерусалиме. Сочинение Э,, написанное простым языком, - важный источник для изучения (позднеантичной) вульгарной латыни.

ЭТИКА

ЭТИКА (греч.) Названием и выделением в особую научную дисциплину Э. обязана Аристотелю, но основы ее были заложены еще Сократом. Первые этич. размышления можно встретить уже в изречениях Семи мудрецов, разумеется, без к.-л. философского обоснования. Этико-религиозными вопросами основательно занимались Пифагор и его школа. Повторное рождение, исходя из теории переселения душ, рассматривалось как расплата за предшествовавшее существование, не удовлетворявшее этич. нормам. Антидемократич. аристократич. позиции пифагорейцев разделяли Гераклит и элеаты. Э. Демокрита была ориентирована на рабовладельч. демократию полисов. Удовольствия, возникающие из чувств, возбуждений, Демокрит считал сомнительными и относительными. Истинное счастье (Eudaimonia) возникает при ровном и мирном настроении, которое обусловлено едва Заметным движением атомов огня. Познание истины есть предпосылка достижения душевного покоя. Антропологич. направление, которое философия приняла у софистов, б. ч. настроенных демократически, повернуло ее к этич. проблемам. Некоторые софисты видели в естеств. побуждениях человека основу норм поведения и отрицали необходимость подчинения индивидуума существующим юридич. нормам. Против отрицания обязательных нравств. норм было направлено учение Сократа о морали. По его мнению, сознательно нельзя действовать неправильно. Тот, кто имеет правильные взгляды, поступает хорошо и благодаря этому счастлив. Следовательно, добродетели можно научить. Однако дать определение этому подлежащему изучению добру Сократ не смог. Киники видели добро в добродетели, а добродетель в непритязательности, ибо считали, что рабом человека делают его желания. Киренаики, как представители гедонизма, видели добродетель в способности к наслаждению. Борьба между обоими воззрениями отражала противоположности внутри полиса. Платон, Аристотель, Эпикур, Стоя соглашались с Сократом в том, что добродетель и счастье вырастают из познания и что, следовательно, все мудрые - добродетельны и могут быть счастливы. Для Платона высшее благо состоит в познании идеи, в особенности идеи добра. В дополнение к своей психологии Платон выдвинул осн. добродетели. Аристократич. мораль Платона адресована не отдельному индивидууму, а всему человеч. роду. Аристотель видел высшее счастье для каждого отдельного существа в проявлении его природы. Но природа, сущность человека, по Аристотелю, - это его разум, способность употребления разума есть, следовательно, добродетель, и использование разума само по себе приносит удовлетворение и наслаждение. Различие между этич. добродетелями, связанными с характером человека (храбрость, самодисциплина, щедрость), и дианоэтич. добродетелями, связанными с его разумом (ум, проницательность, понятливость, мудрость), определяется различием между здравым смыслом и мышлением.

Поскольку человек - существо политич. (zoon politikon), то его добродетель может реализоваться только в государстве. Для Стой единств, средство сделаться счастливым - умение правильно соотносить желание и действия. Мудрый стремится быть независимым в своих поступках от внешней среды. Поздняя Стоя стремилась к жизни в согласии с природой. По своей природе человек является существом обществ., общество представляется стоикам как космополитич. мировое государство. Э. Эпикура носит ярко выраж. индивидуалистич. черты. Чувство удовольствия признавалось критерием того, что сообразно с природой. Духовное наслаждение превыше телесного, продолжительное и спокойное состояние - кратковрем. и неспокойного. Цель действий - достижение внутр. безмятежности и отсутствие страданий. Эпикур отстаивал свободу воли и был равнодушен к государств, и политич. делам, высоко оценивал дружбу. Существовавшим ранее индивидуалистским воззрениям скептики противопоставляли единодушное мнение, что не знания и суждения, а воздержание от суждений служит предпосылкой к счастью, они отрицали возможность познания. Э. Стой, Эпикура и скептиков отразила отход от полисной системы и ее распад. Их господствующее положение в соответствующих философских системах было признанием мнения, что философия перед лицом неустойчивых обществ, отношений должна оказывать поддержку и жизн. помощь человеку. В Риме (за исключением отдельных представителей научной Э. - Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия) признавалась преим. практически ориентированная Э. Влияние этич. наследия Стой и Эпикура было весьма существ. По Филону, высшее благо - это экстатич. слияние с богом. Чтобы этого достичь, необходимо не только владеть собой, но и искоренять аффекты. Поворот к религиозному мистицизму можно констатировать также в неоплатонизме. Согласно Плотину, блаженство состоит в совершенной жизни, но достичь этого возможно лишь в мышлении. Связь души с телом - основа всех зол, очищение души от всего чувств, служит предпосылкой к счастью и само по себе добродетельно. Этот тезис развил Порфирий, требуя аскетич. упражнений, безбрачия, отказа от зрелищных представлений и т. д. Влияние этой теории испытало раннее христианство, Э. которого основывается на откровении и вере, отправная точка последних не в обществе и не в человеке, а в боге.

ЭТИМОЛОГИЯ

ЭТИМОЛОГИЯ (греч. etymon - правильное толкование слов в свете их происхождения), основанное греками учение о происхождении, производстве и значении слов. В то время как первые этимологич. попытки, не выходящие за рамки народной Э. (истолкование незнакомых слов на основании фонетич. аналогий с уже известными словами), встречаются у поэтов со времен Гомера, в 5 в. до н. э. философы занялись вопросами правильности назв. и возможных путей их возникновения; от этимологич. знаний предполагалось перейти к глубокому пониманию объективных свойств мира (начало философии языка). Совр. языкознание, исходя из того что язык лишь отражает отношение говорящего к вещам, понимает под Э. возвращение слов к наиболее ранним формам и значениям, т. е. к общим корням для неск. языков., например в индоевроп. праязыке.

ЭТНА

ЭТНА - высочайший вулкан Европы (3263 м) на С. - В. Сицилии, извержения которого отмечались еще в древности (например, в 479 и 425 до н. э.). Э. неоднократно описывалась в античной литературе. В стихотворении «Этна» (ок. 79 н. э.), являющемся подделкой под Вергилия, была сделана попытка дать естественнонаучное объяснение вулканич. деятельности Э. Согласно одному из мифов, на Э. помещалась мастерская Гефеста и циклопов. По другому - Зевс взгромоздил эту гору. на чудовищного Тифона. Погреб, под ней, он вызывал своим дыханием землетрясения. Предания гласят, что в кратер Э. бросился философ Эмпедокл. У подножия Э. в 476-475 тиран Гиерон Сиракузский основал г. Этна.

ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ (греч. описание народов), основы греч. Э. были заложены в гомеровском эпосе. Гомер упоминал назв. различных народов, обычаи чужеземных народов сравнивал с греч. Собственно Э. развивалась в рамках «Историй» («Исследований») у ионийцев, благодаря торговле поддерживавших контакты со многими народами. Впервые этнографич. интересы проявляются у Гекатея Милетского, в сочинениях которого описывались образ жизни каждого народа (одежда, прически, жилища, нравы и обычаи), а также природные условия различных стран. Греч, народ не был еще предметом Э., а служил лишь основой для сравнения. Продолжателем ионийских традиций был Геродот, который (как и другие историки после него) включал в свои историч. труды многочисл. экскурсы о других народах (скифах, фракийцах, ливийцах, египтянах, персах, лидийцах). Критич. рассмотрение собранного этнографич. материала проводилось уже в 5 в. до н. э. софистами, которые утверждали, что моральные нормы относительны и могут быть оспорены. В кон. 5 в. до н. э. Критий в свои описания государств, устройства афинян, фессалийцев и спартанцев включил этнографич. исследования греч. племен. Обширные материалы подобного рода имелись в 158 «Политиях» Аристотеля. Дошедшее до нас в составе «Corpus Hippocraticum» сочинение «О воздухе, воде, местностях» объясняет различия в образе жизни, физиологич. и духовные особенности народов климатич. и географич. факторами. Со времен эллинизма возрос интерес к диковинным вещам, чему способствовали контакты с Индией, фантастич. описания ее жителей, их образа жизни. В связи с этим, а также под влиянием этич. воззрений развивалась идеализация определ. народов и отдельных племен собств. народа. Так, уже Ксенофонт идеализировал спартанцев и персов, позднее идеализировались египтяне, аркадийцы, индийцы (брахманы, гимнософисты) и скифы. Последние, будучи сев. народом, отождествлялись с легендарными гиперборейцами, жившими на краю света. Значительная часть таких трудов сохранилась во фрагментах, особенно в Geographika Страбона. Известнейшая этнографич. монография на лат. яз. - «Germania» Тацита, весьма ценная для изучения герм, ранней истории. Посидоний развил теорию о взаимосвязи между климатич. и географич. особенностями страны и нац. характером ее народа, придавая большое значение также влиянию расположения звезд. Интересные этнографич. сведения содержатся не только в историч. трудах, но также в сочинениях по военной стратегии и тактике.

ЭТОЛИЯ

ЭТОЛИЯ - гористая местность в центральной части Греции, жители которой (этолийцы) занимались охотой и скотоводством (коневодством). Политич. роль этолийские племена стали играть в период правления Александра Македонского и во времена войн диадохов. В 370 до н. э. они основали Этолийский союз, к которому примкнули локряне и аркадяне; он представлял в центральной части Греции политич. противовес Македонии. В 200-197 до н. э. этолийцы сражались на стороне Рима против Македонии, а в 192 до н. э. вступили в союз с Антиохом III против римлян, которые в 146 превратили союзную им область в рим. пров.

ЭТОС

ЭТОС (греч. ethos - обычай, образ мыслей, поведение, характер), понятие имеет различные значения. В античной Греции под Э. понимали характер личности, сформированный традициями и обычаями. Зависимость воздействия музыкального или риторич. произведения от Э. слушателя послужила толчком для образования в Греции общих и частных учений об Э. Ученые исследовали в музыке ее характер, воздействие на психику слушателей, ее возможности, воспринимая музыку как часть государств, воспитания; рассматривали также ее влияние на формирование воли и сознания юношества. В риторике учение об Э. занималось главным образом психологией слушателей, а также влиянием престижа ораторов на публику.

ЭТРА

ЭТРА - Эфра, дочь мифич. царя Питфея Трезенского, супруга Эгея, мать Тесея (по одному из мифов отцом Тесея был Посейдон). Тесей передал Э. похищ. им Елену. Когда Диоскуры вернули себе Елену, Э. стала рабыней Елены и вместе с ней попала в Спарту, а затем в Трою; после покорения Трои Э. была освобождена своими внуками. Э. часто изображалась в произведениях античного искусства.

ЭТРУРИЯ

ЭТРУРИЯ (лат. Etruria или Tuscia) местность в Ср. Италии между Тибром и горами севернее Арно, территориально не совсем совпадает с совр. Тосканой. Римляне боролись за обладание Э. с 5-4 вв. до нач. 3 в. до н. э., при Августе она составила 7-й регион Италии, при новой организации Диоклетиана вместе с Умбрией образовала пров.

ЭТРУСКИ

ЭТРУСКИ (лат. etrusci, tusci, греч. tyrrhenoi, tyrsenoi), ср.-итал. оседлый народ, населявший главным образом Этрурию, неевроп. (возможно, малоазиатского) происхождения. На базе высокоразвитой металлургии бронзы и железа и сельскохозяйств. техники у Э. быстро произошел переход к латифундистским формам хозяйствования, образованию военной и жреч. знати (лукумоны) и к союзу рабовладельч. городов. С 6 в. до н. э. Э. продвинулись на С, в долину р. По (Спина), на 3. (Корсика) и на Ю., до Капуи, вследствие чего римляне попали под владычество этрусских царей Тарквиниев. Однако греки Юж. Италии оттеснили Э. обратно на С. (524 и 474 до н. э. - поражение при Кумах). В 510 до н. э. Э. потеряли Рим, а в 421 - Капую. В 400 до н. э. были вытеснены галлами из Верхней Италии; до 282 до н. э. их постепенно покорили римляне. Последняя попытка восстания против рим. владычества была жестоко подавлена Суллой. С течением времени остатки этрусского населения были постепенно романизированы.

ЭТРУСКОЛОГИЯ

ЭТРУСКОЛОГИЯ - дисциплина, которая занимается культурой и историей (искусством, религией, языком, хозяйством и т. д.) этрусков; вследствие их многосторонних связей с другими народами нуждается в межнаучном сотрудничестве. Э. основывается прежде всего на раскопках, ведущихся учеными разных стран.

ЭТРУССКИЙ ЯЗЫК

ЭТРУССКИЙ ЯЗЫК (язык этрусков). Сохранились многочисл. надписи (в большинстве случаев короткие и в осн. ритуальные) на Э. я., часть этих надписей восходит к 7 в. до н. э. Несмотря на редкость билингв (лат. - Э. я. и пунико - Э. я.), в последнее время ученые продвинулись в понимании его грамматики и лексики. Как неиндоевроп. смешанный язык, имеющий др. малоазиат. морфологич. структуру (аналогично картвельским яз.), Э. я. содержит также сильный др. - семит, лексич. компонент.

ЭТРУССКОЕ ИСКУСТВО

ЭТРУССКОЕ ИСКУСТВО - Этрусским и греч. мастерам-иммигрантам принадлежат мн. произведения изобразительного и прикладного искусства и архитектуры 8-1 вв. до н. э. Связанная с культурами террамар и Вилланова, но имевшая также собств. импульсы, смешанная этрусская культура распространилась в ходе военной и административной экспансии 7-5 вв. до н. э. на Ю. через Лаций (Рим, Пренесте) до Кампании (Капуя), а в 6-4 вв. до н. э. - на С. до равнины По (т. н. Эмилия со Спиной и другими городами). Этрусское жилищное и храмовое строительство может быть в общих чертах реконструировано на основе планов и моделей (урны соответствующей формы), а также по письм. источникам (Витрувий); оно оказало влияние на рим. архитектуру. Осевое координирование городских сооружений римляне использовали, в частности, в строительстве военных лагерей. Среди погребальных сооружений по размерам и оформлению выделяются курганные, имелись другие формы - кубич., эдикулы. Этруски изготавливали статуэтки, а с кон. 7 в. до н. э. полноразмерные статуи из камня, но прежде всего из обожж. глины и бронзы: Аполлон из Вейи (терракота, 6 в. до н. э.), Марс из Тоди (бронза, 4 в. до н. э.), L'Arringatore (бронза, 1 в. до н. э.), т. н. голова Брута (бронза, ок. 300 н. э.) - значительные произведения этрусской пластики. Было освоено искусство рельефа в камне (саркофаги), металле (бронза, серебро, золото), терракоте (саркофаги, пластика фронтона). В гробницах сохранилась настенная живопись (особенно Тарквиния); она находится под сильным греч. влиянием, напоминая черно - и краснофигурную вазопись (фалискские вазы). Самобытными являются творения этрусков импасто и буккеро (Bucchero sottile, pesante). Выдающуюся роль играли ювелирные и художеств, работы (лампа из Кортоны, пренестинские цисты, зеркала и т. д.). В противоположность греч. в Э. и. заметно отсутствие чувства композиции и пропорции, уравновешенности массы, движения и покоя, углубленности содержания; оно отличается подчеркиванием деталей отдельных фигур, индивидуальной неповторимости и бренности. Вместе с тем оно находится в соответствии с социальной и политич. структурой этрусского общества, неспособного преодолеть сепаратистские устремления отдельных городов, которые не давали им возможности подняться от врем, союза до уровня римлян в военном и политич. отношении.

ЭТРУССКОЕ УЧЕНИЕ

ЭТРУССКОЕ УЧЕНИЕ (лат. «Disciplina etrusса»), учение этрусских гаруспиков. излож. в священных книгах. Существ, их частью были «Libri haruspicini», посвященные искусству осмотра внутренностей (в первую очередь печени) жертв, животных. «Libri fulgurates» («Книги истолкования удара молнии») представляют собой руководство по толкованию знамений и связанных с ними искупительным мерам. «Libri rituales» («Ритуальные книги») истолковывают разнообразные знамения богов, регламентируют устройство городов и святилищ, а также социальную и государств, жизнь в целом. Хотя «Э. у.» было чуждым элементом в рим. религии и часто высмеивалось, тем не менее с ним считались, и гаруспики вызывались в Рим для консультации по разным вопросам; их указания вступали в силу после соответствующего решения сената.

ЭТЬЕННЫ

ЭТЬЕННЫ - семья франц. печатников, издателей, филологов гуманистич. направления. Робер (1503-1559) создал Словарь латинского языка (Thesaurus linguae Latinae, 1532), который являлся лучшим произведением такого типа вплоть до выхода в свет Лексикона Форчеллини в 1771. Его сын Анри (1528-1598) издал Словарь греческого языка (Thesaurus linguae Graecae, 1572), который был переработан издателем Дидо (1831-1865) и по сей день является самым полным греч. словарем. Тексты Платона и сегодня цитируются по изданию С. 1578.

ЭФЕБЫ

ЭФЕБЫ (греч.), в Афинах и других греч. городах юноши старше 18 лет. Они вносились в гражданские списки и служили два года в воинских формированиях, находясь на государств, обеспечении. После одного года службы они приносили клятву на верность афинскому государству.

ЭФЕС

ЭФЕС (греч. Ephesos, лат. Ephesus), прибрежный город в Карий, один из гл. торговых центров древности (порт, монетный двор, культовые сооружения); в кон. 12 в. до н. э. заселен греками-ионийцами. Вначале в Э. была аристократич. форма правления, в 7 в. до н. э. - тирания, в 6 в. до н. э. - умеренная демократия. Завоеванный в 560 до н. э. Крезом Э. попал под лидийское господство, затем под перс. (Кир II). В ионийском восстании Э. не участвовал. Освобождение малоазиатских прибрежных городов от перс, господства дало возможность дальнейшего развития политич. режима демократии в Э. Несмотря на членство Э. в 1-м Афинском морском союзе, в Пелопоннесскую войну (412 до н. э.) он вступил на стороне Спарты. По Царскому миру 387 до н. э. Э. был передан персам вместе со всеми другими малоазиатскими городами. Со 2 в. до н. э. он попал под рим. влияние, со 133 до н. э. как часть Пергамского царства перешел под власть Рима. В ходе антирим. компании в 88 до н. э. Митридат VI Понтийский приказал уничтожить 80 000 римлян и италиков (последнее греч. восстание против Рима). При Августе Э. развивался как гл. город рим. пров. Азия. В нем возникла одна из первых христианских общин, восходящая к Павлу. В 263 город был разрушен готами, позже был снова восстановлен. С 1426 попал под турецкое господство. После этого Э. как торговый центр потерял свое значение. В ходе раскопок австр. археологов были открыты различные сооружения города - рынки, склады, гимнасии, храмы. Театр и библиотека позволяют судить о величине и всестороннем влиянии этого центра хозяйств, и культурной жизни Римской империи. Располож. вне городских стен монументальный храм Артемиды (первоначально святилище карийской богини плодородия), сожженный в 356 до н. э. Геростратом и уже вскоре после этого восстановл., причислен к семи чудесам света. От обеих строительных фаз сохранились незначительные фрагменты.

ЭФИАЛЬТ

ЭФИАЛЬТ (греч. Ephialtes).

1. Трахинец, который в битве при Фермопилах провел персов в тыл Леониду. В 469 до н. э. он был убит за предательство.

2. Афинский политич. деятель, стоявший на стороне афинского демоса. В 462 до н. э. Э. провел реформу государств, власти, согласно которой ареопаг как орган аристократии был лишен своих политич. функций (права утверждать рекомендованные народным собранием законы и судить за преступления должностных лиц). Защита конституции была поручена Совету пятисот, народному собранию и народному суду. Э. подготавливал дальнейшие демократии, реформы, но не успел их осуществить, в 461 до н. э. он был убит. Начатые Э. реформы продолжил Перикл.

ЭФИОПИЯ

ЭФИОПИЯ (от греч. aithiopes - черные лица), согласно Гомеру, страна на югостровост. оконечности Земли возле Океана, насел, легендарным народом. Космологич. концепции греков предпологали наличие эфиопов также на крайнем С.-З. Геродот указывал на существование, помимо азиатских эфиопов, эфиопов на Ю. Египта. Эфиопы, как и скифы, идеализировались. Позднее Э. в отличии от Ливии стала считаться Африка, насел, темнокожими людьми (Нубия и совр. Э.). Нубия неоднократно подвергалась нападениям Египта. Государство Аксум (на терр. Э.) поддерживало контакты с греко. - рим. миром и переняло из Египта христианство в коптской (монофизитской) форме. После победы ислама Э. оказалась отрезанной от Европы и была известна в византийском мире лишь из «Христианской топографии» Космы Индикоплова.

ЭФИР

ЭФИР (греч.). У Гомера и в греч. поэзии Э. всего лишь заполняющая небо субстанция. Согласно натурфилософскому учению Аристотеля, Э. является некая божеств, небесная субстанция - нематериальная, неделимая, вечная, свободная от присущих элементам природы противоположностей и поэтому качественно неизменная. Э. - всеобъемлющий и поддерживающий элемент мироздания.

ЭФОР

ЭФОР (греч. Ephoros), историк из Кимы (М. Азия), современник Феопомпа, составил первую «Всеобщую историю Греции» (от дорийского вторжения до 340 до н. э.), от которой сохранились лишь фрагменты. Описание носило аполитичный характер и содержало нравоучения. В такой форме Э. стремился просвещать и одновременно развлекать своего читателя.

ЭФОРЫ

ЭФОРЫ (греч. наблюдатели), пять высших должностных лиц, избирались сроком на один год всеми полноправными спартанцами. Представляли консервативную силу этого полиса. С сер. 6 в. до н. э. обладали широкими полномочиями в управлении, надзоре и судопроизводстве. Один из эфоров - эфор-эпоним - давал имя году.

ЭХИН

ЭХИН (греч. echinus - еж), составная часть капители колонны дорич. ордера.

ЭХО

ЭХО (греч., лат. Echo), нимфа; отвергнутая прекрасным Нарциссом, исчезла, превратившись в скалу, остался лишь ее голос. По другой версии, Э., не ответившая взаимностью Пану, была разорвана обезумевшими пастухами, но голос ее звучал по-прежнему (эхо).

ЭЭТ

ЭЭТ - мифич. царь страны Эа (Колхиды), брат Кирки и Пасифаи, отец Медеи. Фрикс бежал к нему в страну на золотом баране, шкуру которого у Э. похитили аргонавты.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV