Словарь античности
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАРСКАЯ ДОРОГА

ЦАРСКАЯ ДОРОГА - Т. н. Ц. д. вела из Эфеса через Сарды, Гордий в Сузы. Эта дорога, на которой было более ста почтовых и курьерских станций, служила символом экономич., политич. и военной мощи Персии и ее царей.

ЦАРЬ

ЦАРЬ - 1. Греция. Др. царская власть (власть плем. вождей или подлинное царское правление) утрачивала свою силу по мере того, как росло политич. и экономич. влияние родовой знати. Этот процесс завершился почти во всем греч. мире к сер. 8 в. до н. э. Там, где царская власть сохранилась (Спарта, Аргос, Македония, Кирена и пр.), она имела огранич. характер, в некоторых случаях приобретая форму правления с огранич. сроком. В Афинах наследств, царская власть трансформировалась в ежегодно замещавшуюся должность архонта-басилевса, который выполнял жреч. функции и председательствовал на судебных заседаниях, где решались дела об убийствах. Царская власть в Спарте передавалась по наследству в обоих царских родах - Агиадов и Эврипонтидов. Эта двойная царская власть в результате борьбы с эфоратом была сведена к командованию войском. В отсталых областях, какой была, например, Фессалия, пожизненно избирались тагосы, наделявшиеся исключительными полномочиями. По той же причине монархич. правление существовало и в Македонии. Покорив персов, Александр Македонский основал эллинистич. царство, в котором правил единовластно. Держава Александра вобрала в себя македонскую традицию царской власти как власти военной и перс, традицию власти великого Ц.

2. Рим. Согласно сложившейся в рим. историографии традиции, в истории Рима выделяется царский период: считается, что в течение 240 лет, приблизительно до 510 до н. э., Римом правили Ц. Их было семь: первый - Ромул, последний - Тарквиний Гордый. Ц. в Риме (rex) осуществлял верховное командование войском, был законодателем и жрецом; ему помогал сенат. В период Республики жреч. функции перешли к «царю священнодействий» (rex sacrorum).

ЦАРЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ

ЦАРЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ (лат. rex sacrorurn), рим. жрец, на которого после изгнания царей были возложены их сакральные функции. Ц. с. избирался из среды патрициев на пожизн. срок и лишался тем самым права занимать государств, должности. Его жена, царица священнодействий (regina sacrorum), также исполняла сакральные функции.

ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО

ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО (от итал. millefiori - тысяча цветов), назв. стеклянных прокладок, состоявших из сплавл. в пучок стеклянных палочек разных цветов. После охлаждения из этой массы вырезали тонкие пластинки и накладывали с двух сторон на прозрачное, бесцветное стекло. Постровидимому, сосуды, именуемые «вазы Муррина», изготовлялись именно этим (впервые созданным в Египте ок. 1800 до н. э.) способом; такие сосуды считались предметами роскоши, поскольку в эллинистич. период лишь - немногие мастера владели этой техникой.

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА - В повседневной жизни (одежда, украшения) и в искусстве греко-рим. античности преобладали насыщ. чистые краски. Траур мог выражаться черными или белыми одеждами, в других случаях в цветах не следует усматривать символич. указания на душевное состояние; иногда они использовались как знак человеч. или божеств, принадлежности. Так, в эллинистич. и особенно в рим. эпоху золото и пурпур символизировали достоинство и божественность, использовались также для героизации павших. В раннехристианском искусстве золотая основа является символом божеств, света.

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ - выражение, возникшее в 18 в как определение позднерим. церковной системы. Позднее оно обозначало главенствующую духовную роль государства в церкви. Тесное слияние государства и церкви, имевшее место в Византии, в силу церковных традиций и имперской идеологии вряд ли можно охарактеризовать как Ц.

ЦЕЗАРЬ

ЦЕЗАРЬ - кесарь (лат. caesar). В 44 до н. э. Гай Юлий Цезарь усыновил своего внучатого племянника Гая Октавия, и тот стал именоваться Гай Юлий Цезарь Октавиан, позднее - император Цезарь, а после того, как сенат в 27 присвоил ему титул «август» (Augustus), - император Цезарь Август (Imperator Caesar Augustus). С тех пор эти три имени составляют прочную основу титулатуры верховных властителей рим. державы. В основе императорского могущества лежало не только право распоряжаться большей частью государств, финансов и обширные земельные владения, но и ряд государственно-политич. функций принцепса и его роль в государств, религии. Во-первых, он носил высокий жреч. сан (например, Pontifex maximus), востровторых, существовал культ императора, начало которому было положено 1. 01. 42 до н. э., когда был обожествлен Цезарь, а его преемник стал именоваться «сын бога» («Divi filius»). Впоследствии большинство императоров обожествлялось после смерти, однако некоторые из них (например, Калигула, Домициан, Коммод) и при жизни почитались как божества. Истоки упорядоч. культа императоров с храмами и жрецами (августалами) лежат в вост. культах властителей; с Востока они и пришли в зап. пров. Римской империи. Под влиянием христианства, которое, с одной стороны, не могло согласиться с такой формой культа, хотя, с другой, было заинтересовано в сакрализации императорского величия, сформировалась идея божеств, милости (4 в.). Наряду с императорами из рода Юлиев - Клавдиев (Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон) и Флавиев (Веспасиан, Тит, Домициан), а также императором Нервой в период до 98 н. э. императорский трон занимали выходцы из др. рим. и италийских сенаторских семей. Начиная с Нервы вплоть до Марка Аврелия, преемниками императора становились через усыновление, при этом титул «Ц.» переходил от правящего императора к предполагаемому преемнику. В этот период наряду с Траяном, Адрианом, Антонином Пием и Марком Аврелием трона достигали и сенаторы - выходцы из зап. рим. пров. За сыном Марка Аврелия, Коммодом, императорский грон заняли т. н. «солдатские императоры»: сначала это были выходцы из африканских сенаторских семей, имевших родовые связи с Сирией (Септимий Север, Каракалла, Элагабал, Александр Север), потом, вплоть до 284, армейские выдвиженцы различного происхождения. В результате государств, реформ Диоклетиана власть разделилась между двумя августами и двумя Ц. После этого было предпринято неск. попыток династич. правления (Константин I, Валентиниан I, Феодосии I и их потомки). После падения Западной Римской империи традиция императорского правления сохраняется только восточнорим., а позже визант. правителями вплоть до того времени, когда Карл Великий 25. 12. 800 получил от папы Льва III корону императора, имея намерение восстановить и продолжить традиции Западной Римской империи; в 962 императорской короной был увенчан Оттон I. С кон. 9 в. н. э. титул «царь», произвел, от лат. «caesar», носят верховные правители Болгарского царства, ас 15 в. - московские великие князья.

ЦЕЗАРЬ ЮЛИЙ

ЦЕЗАРЬ ЮЛИЙ - Гай Юлий (13. 07. 100 15. 03. 44 до н. э.). рим. политич. деятель и полководец. Ц. женился по политич. соображениям в 84 на дочери Цинны, противника Суллы. В 82 только благодаря настоятельным просьбам влиятельной родни Сулла согласился не подвергать Ц. неизбежно грозившей ему опале, ввиду его отказа изгнать свою неугодную диктатору супругу. После смерти Суллы в 78 началась его политич. карьера. Он старался привлечь к себе внимание обвинениями сулланцев в деспотизме, участвовал в 74 в войне против Мигридата и был избран в 68 квестором. В 65 Ц. женился на племяннице Суллы Помпее. В том же тоду, будучи уже эдилом, завоевал расположение народа устройством пышных зрелищ и обновлением памятников Марию. В 63 Ц. стал верховным жрецом (понтификом). После неудавшегося государств, переворота, предпринятого Катилиной он старался при разбирательстве в сенате отклонить смертный приговор его участникам. После претуры в 62 Ц. управлял пров. Испания, где составил состояние и выплатил свои долги. В 59 был избран консулом. Ц. вместе с Помпеем и Крассом заключил первый триумвират. В должности консула ему удалось вопреки упорному противодействию сената провести в жизнь два аграрных закона в пользу ветеранов и неимущих граждан. В третий раз Ц. женился на Калыгурнии, дочери Пизона, консула в 58. Свою дочь Юлию выдал замуж за Помпея. Как проконсулу народ назначил Ц. на срок до 54 Цизальпинскую Галлию вместе с Иллириком, к которым сенат добавил еще Трансальпийскую Галлию (Юж. Франция); затем этот срок был продлен на последующие 5 лет. В 58-51 Ц. захватил всю Галлию, два раза переправлялся через Рейн и также два раза высаживался в Британии. Во время встречи в Лукке был возобновлен союз между Ц., Помпеем и Крассом. Гибель Красса в 53 возле Карр и смерть Юлии ослабили узы дружбы между Ц. и Помпеем, который снова сблизился с оптиматами и предпринял попытку лишить Ц. власти. После объявления в Риме военного положения Ц. был поставлен перед выбором: либо сложить с себя власть, либо утвердиться с помощью военной силы. 10. 01. 49 он начал войну переходом через Рубикон, составлявший границу между Цизальпинской Галлией и Италией. 9. 08. 48 нанес Помпею решительный удар при Фарсале. Помпей бежал и был убит в Египте. Несмотря на отчаянное положение своих войск, Ц. сумел одержать победу в Александрийской войне и сделал Клеопатру властительницей Египта. От Ц. у Клеопатры, покорившей его своей красотой, родился сын Цезарион. Только в июне 47 Ц. покинул Египет. 2. 08. 47 им была одержана победа над боспорским царем Фарнаком (знаменитое выражение «Veni, vidi, vici» - «Пришел, увидел, победил»). 6. 08. 48 он разбил при Тапсе собравшихся в Африке помпеянцев во главе с сыном Помпея Секстом, Кагоном и другими. Возвратившись в Рим, Ц. отпраздновал блестящие триумфы. В 45 победой при Мунде ему удалось положить кон. вооруж. сопротивлению сыновей Помпея. Теперь Ц. являлся неогранич. властителем рим. государства. Стремясь привлечь на свою сторону как можно большее число представителей высших слоев общества, Ц. проявил снисхождение в отношении побежденных. После победы при Фарсале он был объявлен пожизненно диктатором; ему были даны цензорские полномочия, трибунская власть. К осн. мероприятиям, провед. в этот период Ц., можно отнести реформу государств, строя, улучшение политич. и социальных порядков, реформу календаря, содействие романизации в пров., наделение правами рим. граждан покоренных народов, поддержку ветеранов и поощрение самоуправления в провинциях. Сенат даровал Ц. титул «императора» с правом передачи его потомкам и титул «отца отечества». От титула rex (царь) Ц. отказался, однако не исключено, что он таил намерение возложить на себя диадему и последовать примеру эллинистич. монархов. Однако против него был составлен заговор большинством его бывших приверженцев во главе с Брутом и Кассием. Во время созыва сената на мартовские иды 15. 03. 44 заговорщики осуществили свое намерение: Ц. был убит. Сенат и народ нарекли его именем Divus Julius. Ц. пал жертвой заговора сенатской аристократии, которую он так и не смог отстранить от управления государством.

Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единоличной властью. В области внутр. политики его целью являлось укрепление положения средних и мелких рабовладельцев и расширение тем самым базы империи и рабовладельческого строя. Жизнеописание Ц. сделано Светонием. Имя Ц. стало отождествляться с понятием «императора» и «царя», позднее все рим. императоры сами принимали титул «цезарь» и присваивали его своим сыновьям. Из лит. наследия Ц. до нас дошли «Записки о галльской войне» («De bello Gallico») в 7 книгах, к которым позднее Гирцием была добавлена 8-я книга. Надгробная речь Ц. на похоронах его тетки Юлии, вдовы Мария, была утрачена. Сохранились «Записки о гражданской войне» («De bello civili») в 3 книгах. Дошедшие до нас небольшие сочинения об Александрийской, Африканской и Испанской войнах принадлежат, очевидно, перу другого автора. Произведения Ц. отличала ясность изложения и классич. стиль. Месяц рождения Ц. был переименован в «июль». Проблема тираноубийства и связанный с ней образ Ц., с одной стороны, заслуживающий восхищения его государств, ум и энергия и неприятие обществом тирании как формы правления с другой, и поныне, в 20-м столетии, дискутируются в мировой литературе. Нем. писатели («Annolied», - ок. 1085, и «Kaiserchronik», 1135) рассматривали Ц. как предшественника герм, кайзерства. Данте («Божественная комедия») и Петрарка («Триумфы») предавали проклятию убийцу Ц. Брута, однако при этом Петрарка выступал также и против тирании. Такой же точки зрения придерживался и Ганс Сакс в своих произведениях «Historia Lebens und Sterbens Julii des ersten Kaisers» (1563) и «Fastnachtsspiel zwischen dem Gott Appoline und dem Romer Fabio» (1551). Шекспир характеризовал Ц. («Юлий Цезарь», 1599) как волевого, властолюбивого человека и политич. деятеля. Отношения Ц. и Клеопатры положили в основу своих произведений Корнель («Смерть Помпея», 1641) и Б. Шоу («Цезарь и Клеопатра», 1901). В 18 в. в литературе, как правило, давалась негативная оценка личности и деятельности Ц. (Бодмер, «Юлий Цезарь», 1763), однако Гер дер в «Бруте» приравнивал его к гению. В 20 в. к образу Ц. обращались в особенности Торнтон Уайлдер (роман «Мартовские иды») и Бертольт Брехт (роман «Дела господина Юлия Цезаря»).

ЦЕЗУРА

ЦЕЗУРА (лат. caesura), пауза при чтении стиха длинного стихотворного размера. Создается словоразделом внутри стопы (в отличие от диэрезы - совпадения словораздела с концом стопы). Ц. после арсиса (повышения) называется мужской (неантичное назв.), после тесиса (понижения) - женской. Ц. в третьей стопе называется пятиполовинной (греч. penthemimeres, лат. semiquinaria), в четвертой стопе - семиполовинной (греч. hephthemimeres. лат. semiseptenaria).

ЦЕЛИЙ АВРЕЛИАН

ЦЕЛИЙ АВРЕЛИАН - 5 в., рим. врач из Сикки в Нумидии, представитель методич. медицинской школы. Ему принадлежат переводы на лат. яз. трудов Сорана из Эфеса об острых и хронич. заболеваниях, а также женских болезнях.

ЦЕЛИЙСКИЙ ХОЛМ

ЦЕЛИЙСКИЙ ХОЛМ - один из 7 холмов Рима, юго-западнее Эсквилина. В 1 - й пол. 4 в. до н. э. возвел, г. н. Сервиева стена включила зап. часть Ц. х. в городскую черту Рима. Во времена Республики холм был густо населен плебеями (доходные дома); в 27 н. э. пожар уничтожил большинство построек; после нов. застройки Ц. х. превратился в квартал нобилитета (дворец деда Марка Аврелия, Латеран, дом Симмаха). В сев. части Ц. х. сооружен храм Божественного Клавдия (Divus Claudius), от которого сохранились опорные стены и портики.

ЦЕЛЛА

ЦЕЛЛА (лат. cella), первоначально маленькая (позднее и большая) комната или каморка для съестных припасов в рим. жилых домах или усадьбах; также внутр. часть культовых зданий, особенно храмов, в которой находилось изображение божества; внутр. святилище.

ЦЕЛЛЕР

ЦЕЛЛЕР - Эдуард (Zeller Е.), историк философии (1814-1908). С 1872 - профессор Берлинского университета. Его осн. труды посвящены истории античной философии. «Греческая философия» («Philosophic der Griechen»), написанная Ц. в 1844-1852 и составляющая в обработке В. Нестле (W. Nestle) 6 томов (издание начато в 1923), до сих пор остается незаменимым справочным пособием. Филологич. принципы исследования сочетаются в этой работе с историко-философскими.

ЦЕЛЬС

ЦЕЛЬС - 1. Корнелий, Авл, рим. писатель, живший во времена Тиберия, составил на лат. яз. энциклопедию «Искусства» («Artes»), из которой сохранились 8 книг, основывающихся на греч. источниках, важных для истории медицинской науки эллинистич. периода. Остальные книги, трактовавшие вопросы сельского хозяйства, риторики и военного искусства, до нас не дошли. По всей видимости, Ц., обладавший обширными медицинскими познаниями, практикующим врачом все же не являлся.

2. Ц. П. Ювентий, видный рим. юрист и государств, чиновник 1-й трети 2 в. Труды Ц. не сохранились, за исключением скудных отрывков одного из осн. его сочинений - «Дигесты».

3. Ц., греч. Келсос, ок. 176 н. э., написал полемич. сочинение против христианства «Истинное слово» («Alethes Logos»), от которого сохранилось неск. незначительных фрагментов у Оригена в его «Contra Celsum». В своем труде Ц. обвинял христианство в нравств. и интеллектуальной деградации.

ЦЕЛЬТИС

ЦЕЛЬТИС - Цельтес, Конрад, наст, фамилия - Пиккель, или Биккель (1459-1508), нем. гуманист, новолат. поэт-лирик, странствующий учитель; в 1487 увенчан лаврами поэта. Ц. основал неск. научных обществ по примеру итал. гуманистич. академий. Своими жизнерадостными стихами, вольными переложениями Горация и Овидия (в сборниках «Аморес», «Оды» и «Эпиграммы»), а также сочинением «Искусство стиха» Ц. внес заметный вклад в развитие новолат. лирики. Им были найдены и в 1501 изданы сочинения Гросвиты Гандерсгеймской, «Лигурии» (1507), две трагедии Сенеки (1487) и «Германия» Тацита (1500). Свой риторич. идеал Ц. видел в трудах Цицерона. В Вене при императорском дворе им были осуществлены постановки драм Сенеки, Плавта, Теренция, а также неск. своих постановок. Многогранная личность Ц. оказала плодотворное влияние . на развитие гуманизма в Германии («Erzhumanist»).

ЦЕНЗ

ЦЕНЗ (лат. census - подсчет, оценка), перепись всех граждан обоего пола, производившаяся в Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности которых входила классификация граждан по различным экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одновременно каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рождения, имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собственность. Каждый юридически самостоятельный гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой. Сведения о других лицах представлялись главой фамилии (pater familias) или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение которых сильно возросло в сер. 5 в. до н. э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из состава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и административные соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражданских прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм (lustrum) - всенародное очистительное жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц.; их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогичное положение относительно общин рим. граждан за пределами Италии. Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого хозяйства, при котором имуществ. уровень, в осн. определявшийся земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение траждан но имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспубликанское время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н. э. Последний Ц. был проведен императорами Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н. э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадок. В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императорское время, но, видимо, для местных нужд, т. к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодически имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (например, перепись после образования пров. Иудея в 6 н. э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоянный цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеймперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциальные Ц. служили для выявления лиц, способных нести военную службу, для сбора данных о владении землей, рабами и прочими видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответственным за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республиканское время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимального состояния, составлявшего в сер. 1 в. до н. э. 400000 сестерциев (впоследствии не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимальная сумма, называемая в источниках census, определяется разными авторами различно, но приблизительно вдвое или втрое больше всаднического минимума. Занятие должности декуриона (decurio), т. е. члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соответствующего состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР (лат. censor), рим. магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Осн. задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов. Ц. имел право исключать из списка имена и вписывать туда новые. Ц., т. о., брали на себя функцию блюстителей нравственности граждан. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление государств, бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государств, имуществом и надзор за возведением и содержанием государств, построек - улиц, храмов, городских стен и т. д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры.

ЦЕНТОН

ЦЕНТОН (лат. букв, платье из лоскутов), стихотворное произведение, составл. из строк сочинений различных известных поэтов, преим. шуточного или пародийного характера, например «Batrachomyomachia» («Война лягушек и мышей») и Ц. Авзония «Cento nuptialis», составл. из стихов Вергилия. Наиболее известным Ср.-век. Ц. является «Ecbasis captivi». включающий многочисл. цитаты Горация и Вергилия.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ - было изобретено римлянами в период поздней Республики и технич. совершенствовалось в период Империи. В подвалах зданий ставились печи, горячий воздух по трубам подавался в жилые покои. Самые сложные установки Ц. о. находились в императорских термах Рима.

ЦЕНТУМВИРЫ

ЦЕНТУМВИРЫ (лат. сто мужей), члены рим. судебной коллегии, разбиравшей частноправовые вопросы, связанные в осн. с имуществ. и наследств, делами.

ЦЕНТУРИОН

ЦЕНТУРИОН (лат. centurio), командующий центурией, выбиравшийся из опытных солдат или назначавшийся полководцем (в этом случае - даже без выслуги лет). Ц. подразделялись на неск. классов - пилов (pilus), принцепсов (princeps) и гастатов (hastatus). Дальнейшая военная карьера Ц. была возможна лишь в особых случаях. Звание Ц. соответствует примерно капитану, но по социальному положению Ц. принадлежали к солдатам.

Центурион

рис. Центурион XI Клавдиева легиона.

ЦЕНТУРИПЫ

ЦЕНТУРИПЫ - город на Сицилии, именем которого назван (по месту находки) род ваз ранней эллинистич. эпохи (3 в. до н. э.). Фигурная роспись своей композицией и цветовой палитрой позволяет судить о них как о предшественниках широкоформатной живописи.

ЦЕНТУРИЯ

ЦЕНТУРИЯ (лат. centuria - сотня).

1. Введ. Сервием Туллием единица имуществ. - возрастной классификации рим. граждан, на основе которой комплектовалось войско. Кроме того, по Ц. проводились народные собрания - центуриатные комиций. Каждая Ц. должна была выставлять по сто воинов (реально, как правило, меньше), которые подчинялись центуриону. Неск. Ц. вместе составляли класс (classis).

2. Мера земельной площади, равнявшаяся двумстам югерам (первоначально - сто наделов по два югера).

ЦЕНЫ

ЦЕНЫ - После распространения монеты выяснилась жесткая зависимость Ц. - денежного выражения стоимости товара - от предложения и спроса. Исключит, роль всегда играли Ц. на зерно. До эпохи Александра Македонского можно отметить постоянное их повышение (с 594 до 422 до н. э. практическое удвоение), без сомнения обусловл. также и приростом городского населения. Заработки следовали за этим повышением чересчур медленно. Из-за войн Ц. ок. 200 были необычайно высокими. После дефляции 160-140 со 137 до 121 до н. э. последовала инфляция, которая привела к особому обострению классовой борьбы в этот период. Независимо от легких колебаний, связанных с политич. неустойчивостью конца Римской республики и кризисов в сельском хозяйстве, со 193 н. э. началось сильное повышение Ц. Император Диоклетиан тщетно пытался установить максимум Ц. ценовым эдиктом 301.

ЦЕРЕ

ЦЕРЕ (ныне деревня Черветери), южноэтрусский город, который, очевидно, являлся резиденцией изгнанных из Рима этрусских царей. В 4 в. до н. э. был покорен римлянами. Сохранилась большая часть располож. вблизи города этрусских гробниц, украш. богатой настенной живописью и рельефами, например гробница Тарквиниев и Grotta dei Bassirilievi. Город славился как центр этрусского художеств, промысла.

ЦЕРЕРА

ЦЕРЕРА - др. италийско-рим. богиня полей, земледелия и хлебных злаков, мать Прозерпины, отождествлялась с греч. Деметрой. В 493 на Авентинском холме в Риме воздвигнут храм в честь священной троицы Ц., Либера, Либеры, соответствовавшей греч. троице - Деметре, Дионису и Коре. Они являлись гл. божествами рим. плебса и играли поэтому существ, политич. роль. Их храм стал культовым центром плебеев и местом нахождения их казны. Возле него располагался крупный рынок. В частности, эдилы являлись первоначально жрецами этого храма. Ежегодно 19 апреля отмечался праздник священной троицы, т. н. цериалии. Как божество плодородия и покровительница браков Ц, тесно сближалась с Теллурой. Шванк Г. Сакса; полотна Рубенса, Пуссена, Ватто, Бёклина.

ЦЕРИАЛИЯ

ЦЕРИАЛИЯ - рим. религиозный праздник в честь священной троицы Цереры, Либера и Либеры, отмечавшийся ежегодно 19 апреля. К празднику приурочивались торжеств, игры в честь богини Цереры (Ludi Ceriales), проводившиеся с 12 по 19 апреля.

ЦЕРИТСКИЕ ГИДРИИ

ЦЕРИТСКИЕ ГИДРИИ - род ваз 2-й пол. 6 в. до н. э., названный по месту находки в Цере (Этрурия). Ц. г., расписанные, очевидно, одним из вост. ионийцев, осевших в Цере, украшены красочными декоративными изображениями на мифологич. сюжеты (Геракл у царя Бусириса, похищение коров Аполлоном), а также сценами из повседневной жизни, часто комич. характера.

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ - ее можно начинать с «Истории апостолов», излож. Лукой, - это теологич. сочинение с элементами историографии и биографии. Первое произведение, посвященное собственно Ц. и., охватывающее период от Иисуса до 324, создал ученый епископ Евсевий Кесарийский. При написании своего труда он использовал методы античной историографии. Основной тезис Евсевия таков: подлинное учение апостолов хранят и точно передают епископы и их церкви, которым с начала 2 в. противостоят еретики. В сочинении Евсевия имеются отрывки из не сохранившихся в целом, не дошедших до нас документов и произведений. В то время как на Востоке сохранялся широкий, универсальный подход к Ц. и., на Западе интерес к боюсловским проблемам ценился выше, чем изложение исгорич. фактов.

ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР

ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР - съезд представителей духо венства, прежде всего епископов, для обсуждения общезначимых вопросов вероучения, культа или церковной организации. Обычно на Ц. с. остававшиеся в меньшинстве покорялись, в противном случае осуждались. Согласно имеющимся данным, первые Ц. с. происходили во 2 в. в М. Азии; вскоре они стали проводиться в масштабах отдельных пров. Наряду с ними происходили съезды духовенства в масштабах империи. Их созывали императоры для обсуждения принципиальных вопросов вероучения, чтобы преодолеть возникший раскол или предотвратить его. Участие императоров приводило к тому, что под видом церковных споров шла политич. борьба. Не все соборы такого масштаба были признаны Вселенскими: вост. церковь причисляет к Вселенским семь соборов - Никейский 325; Константинопольский 381, Эфесский 431, Халкедонский 451, Константинопольский 680, Никейский 787. Католическая церковь относит к числу Вселенских еще 13 соборов, более поздних, созванных папой.

ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ - религиозная организация, иерархич. строение которой соответствует общей структуре классового общества. Процесс формирования духовенства и укрепления его власти, завершившийся возникновением христианской церкви, вызывал сопротивление среди христиан (вплоть до 200); в числе прочих ему противились монтанисты, за что и осуждались как еретики.

ЦЕСАРКА

ЦЕСАРКА (греч. meleagris, лат. gallina numidica). Ц. впервые упомянута Софоклом. В период Пунических войн попала в Италию. Ко времени Варрона блюда из Ц. стоили дорого.

ЦЕЦЕС

ЦЕЦЕС - Иоганн (1110-1180), визант. филолог; им написано большое количество основанных на фактич. материале, но содержащих мало критич. замечаний, комментариев и схолий, например к произведениям Гесиода и Аристофана. Перу Ц. принадлежит историч. дидактич. поэма «Chiliades», отразившая его глубокое знание др. истории.

ЦЕЦИЛИЙ

ЦЕЦИЛИЙ - 1. Ц. Стаций, ум. в 168 до н. э. драматург-комедиограф; по происхождению выходец из кельтского племени инсубров, попал как военнопленный в рабство к римлянам, потом отпущен на волю. В Риме им написано св. 40 пьес, преим. переделок новоаттич. комедии, в осн. Менандра. Из его сочинений сохранились лишь фрагменты и назв. (б. ч. греч.) 42 пьес.

2. Ц. из Калакты (Сицилия), греч. ритор, один из основоположников аттицизма в период правления Августа, автор литературно-критич. трудов и небольших монографий, в т. ч. «О десяти ораторах».

ЦИВИЛИС

ЦИВИЛИС - Гай Юлий, выходец из знатного батавского рода, один из вождей племени батавов, служил в рим. армии и был обвинен в подготовке антирим. восстания, которое поднял после освобождения из-под ареста в 69 - 70. К этому восстанию присоединились герм, и кельт, племена, недовольные притеснением рим. властей. Первоначально Ц. действовал в поддержку Веспасиана, загем, когда герм, легионы провозт ласили последнего императором, объявил, что его целью является освобождение германцев от рим. владычества и образование галльского государства (Imperium Galliarum). Побежд. осенью 70 войсками К. Петилия Цериалиса при Трире, Ц. оказывал еще некоторое время упорное сопротивление римлянам в долине Мааса, но вскоре вынужден был сдаться.

ЦИКАДА

ЦИКАДА - В античности было известно неск. видов семейства Ц. Они считались посвящ. Аполлону и музам, т. к. в раздающемся летом стрекотании Ц. видели прообраз поэтич. творчества. Грекам было известно, что личинки Ц. вылупляются из отлож. в землю яиц. Поэтому жители Аттики, гордившиеся своим автохтонным происхождением, сделали Ц. своим символом.

ЦИКЛОПЫ

ЦИКЛОПЫ - киклопы (греч. круглоокие), в греч. мифологии сыновья Урана и Геи; чаще всего упоминаются Apr, Бронт и Сгероп. Ц. были заточены отцом в глубинах земли; их освободил Зевс, за что получил от Ц. молнию и гром. Ц. - непобедимые великаны с одним глазом во лбу, кузнецы - помощники Гефеста (картина Тинторетто). В «Одиссее» Ц. - трубые, неотесанные сыновья Посейдона; самый скверный из них - Полифем. Считается, что многометровой толщины стены микенской эпохи возвели в Коринфе и Микенах именно Ц. (т. н. циклопич. стены). «Циклопической» именуется и кладка стен, обнаруж. в Италии, особенно в области обитания этрусков; эти постройки приписывались строительному мастерству Ц. потому, что только они, по мнению древних, могли сложить стены из каменных глыб такой массы и размера. Сатировская драма Еврипида «Киклоп».

ЦИНК

ЦИНК - В античности не была известна технология производства металлич. Ц. Однако оксид Ц. как в виде заводской пыли, так и в виде «земли» (кремнистой цинковой руды или цинкового шпата) широко использовался для получения латуни и добавления в монетный металл. Оксид Ц. применялся также в фармакопее.

ЦИННА

ЦИННА - 1. Гельвий, рим. поэт из Верхней Италии, друг Катулла, один из неотериков. Принятый ошибочно за Луция Корнелия Ц., одного из убийц Цезаря, Ц. в 44 до н. э. был растерзан негодующей толпой. Написал в подражание александрийским поэтам небольшое эпич. произведение «Смирна». Из сочинений Ц. сохранились лишь фрагменты.

2. Луций Корнелий, вместе с Марием - один из лидеров популяров, претор в 90 до н. э., консул с 87 по 84. Изгнанный Суллой, собрал в Кампании войска, призвал Мария и других изгнанников и в 87 овладел Римом, жестоко расправившись с оптиматами. После смерти Мария в 86 Ц. - фактически единовластный рим. правитель. Пользовался широкой поддержкой городского плебса, прежде всего всаднич. сословия. При подготовке к выступлению против возвращающегося из Азии Суллы Ц. был убит солдатами, отказавшимися следовать за ним.

ЦИНЦИННАТ

ЦИНЦИННАТ - Л. Квинкций, рим. полководец, консул в 460 до н. э. Согласно преданию, Ц. слыл образцом добродетели и храбрости, жил в деревне; был призван сенатом в 458 принять обязанности диктатора, чтобы спасти от гибели окруж. эквами рим. войска, что ему и удалось сделать через неск. дней.

ЦИПП

ЦИПП (лат. пирамидальный столб), надгробные украшения в виде конуса, крыши или плиты, получившие особое распространение у этрусков; также место погребения, надгробный столб или памятник.

ЦИРК

ЦИРК (лат. circus, первоначально - круг), ипподром, вытянутая прямоугольная арена, одна из оконечностей которой имела полукруглую форму. В Ц. устраивались ристания (одновременно 4-12 колесниц), торжеств, шествия и триумфальные процессии. Ц. были осн. видом увеселительного заведения в Риме; в них сосредоточивалась обществ, жизнь города и нередко происходили важные социальные конфликты (образование цирковых партий). Внутри Ц. были оборудованы ряды сидений, трибуны, ложи, снаружи Ц. были окружены портиками. Большой Ц. (Circus Maximus), древнейший и самый крупный Ц. Рима, имел общую длину 600 м и ширину 150 м. В императорское время он вмещал ок. 60000 зрителей, позднее был перестроен в расчете на 185000 зрителей. Совр. форма циркового манежа была изобретена в жокейских клубах Англии. В 1767 Джекоб Бейтс открыл в Париже первое постоянное здание Ц.

ЦИРКУЛЬ

ЦИРКУЛЬ - и готовальня. Греки заимствовали у более др. народов Востока обычную форму Ц. с острием. В эллинистич. период для ремесл. и научных нужд были изобретены Ц. для измерения внутр. диаметра и пропорциональный Ц. В число чертежных принадлежностей входили также угольники (небольшие треугольники); полукруглых угломеров (транспортиров) еще не было. Некоторые ремесленники и строители рим. эпохи помещали Ц. и готовальню как профессиональный символ на своих надгробиях.

ЦИРКУМФЛЕКС

ЦИРКУМФЛЕКС (лат. circumflexus - согнутый вокруг), один из грех видов древнегреч. музыкального ударения, обозначающийся знаком Циркумфлекс над гласной (первоначально

Циркумфлекс

- сочетание острого и тупого ударений). Ц. встречается только в долгих слогах и состоит в комбинации повышения и понижения тона.

ЦИРКУМЦЕЛЛИОНЫ

ЦИРКУМЦЕЛЛИОНЫ (лат. значение спорно; букв, бродящие вокруг клетей, собств. назв. - агностики, греч., лат. борцы, или Milites Christi - солдаты Христа), представители социального и религиозного движения в позднеантичной Сев. Африке, которых можно, скорее всего, отнести к левому крылу донатистов. Появившиеся впервые ок. 340 Ц. были в осн. выходцами из низших слоев свободного населения и беглых рабов и выражали протест против социального неравенства, проявлений бюрократизма, засилия крупных землевладельцев и католич. «государств.» церкви. В отдельные периоды выступления Ц. совпадали с восстаниями берберов (под руководством Фирма и Гильдона), для подавления которых вызывали иногда даже рим. войска. Августином была предпринята безуспешная попытка ликвидировать движение Ц., которое продолжало существовать и после завоевания афр. пров. вандалами в 5 в.

ЦИСТА

ЦИСТА (лат. корзина).

1. Круглая плетеная корзина для съестных припасов или других вещей, использовавшаяся как «мистическая Ц.» во время праздников Цереры и Бахуса.

2. Бронзовый цилиндрич. ларец. Пренестинские Ц., гравированные или украш. рельефами, служили для хранения туалетных принадлежностей. Замечательнейшим произведением такого рода является т. н. Ц. Фикорони, найденная в 1745.

3. Четырехугольный терракотовый или мраморный ящик, в котором ставился в гробницы пепел покойников. В большом количестве сохранились украш. рельефами Ц. из Этрурии, особенно из Вольтерры.

ЦИСТЕРНА

ЦИСТЕРНА - резервуар для сбора дождевой воды, состоявший, как правило, из двух басе. Ц. играли важную роль в засушливых местностях, например на Делосе и в Карфагене, а также в крупных укреплениях. Иногда неск. Ц. соединялись между собой и питали располож. ниже их уровня водопроводы, например в Адене на побережье Красного м., где рим. Ц. до сих пор используются. Крупнейшими системами были в античности Ц. рудников Лавриона и гигантское позднеантичное сооружение, снабжавшее питьевой водой Константинополь. Среди располож. близ Константинополя сооружений для хранения воды находится и самая большая античная Ц. размером 141 х 73 м. Для ее перекрытий потребовалось 420 колонн.

Цистерна

рис. Крытая цистерна (с древнего сооружения, обнаруженного близ Камаресы, горнорудный бассейн Лаврион).

ЦИТАТА

ЦИТАТА (лат. citatum - вызванное). Уже в античности существовала практика цитирования устных или письм. высказываний с целью разъяснения, опровержения или удостоверения. Однако в отличие от совр. способа цитирования при этом moгло отсутствовать имя автора и назв. произведения.

ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕРОН (лат. Cicero) Марк Туллий, род. в 106 до н. э. в Арпине (Самний), убит в 43 до н. э. близ Формий, рим. оратор, политич. деятель и писатель. Ц. происходил из сословия всадников, довольно рано прибыл в Рим, где получил превосходное образование, особенно в риторике, философии, праве. Еще при Сулле выступал оратором в процессах с политич. подоплекой (первая сохранившаяся речь за Квинкция-81 до н. э.), затем в целях совершенствования своего образования в 79-77 до н. э. совершил поездку в Грецию (в Афинах завязал дружеские отношения с Аттиком, на Родосе учился у Молона). Его ораторские успехи расчистили ему дорогу к политич. деятельности, поэтому, несмотря на сопротивление нобилитета «новому человеку» (homo поvus), он избирался на государств, должности в возрасте, минимально разреш. для их занятия: в 75 стал квестором в Сицилии, в 69-курульным эдилом, в 66 - претором, в 63 до н. э. - консулом. Во время своего консулата Ц. добился крупнейшего политич. триумфа благодаря подавлению заговора Каталины. Якобы незаконная казнь главарей заговора впоследствии сыграла роль в судьбе самого Ц. По предложению Клодия в 58 до н. э. он был изгнан и, хотя уже через год получил возможность вернуться с почетом, его политич. влияние пострадало. В последующие годы он написал свои важнейшие труды по риторике и философии государства, с 51 принял управление пров. Киликия. В начале гражданской войны Ц. после безуспешных попыток примирения примкнул к Помпею, но придерживался умеренной политики и в 47 до н. э. был прощен Цезарем. Последующие годы вынужд. политич. бездеятельности дали Ц. возможность вплотную заняться философскими сочинениями (46-44 до н. э.). После убийства Цезаря он еще раз выступил на политич. арене и пытался восстановить прежние республиканские порядки. В качестве вождя сенатской партии в 14 филиппиках (названных в подражание речам Демосфена) Ц. энергично нападал на Антония, который после образования Второго триумвирата добился внесения Ц. в проскрипционные списки; 7. 12. 43 до н. э. Ц. был убит. Лит. наследие Ц. охватывает риторич., философские сочинения, речи и письма. Риторич. и философские сочинения Ц. изданы еще при жизни его другом Аттиком, речи - вольноотпущенником Тироном, который привел в порядок наследие Ц. и подготовил к изданию часть его корреспонденции. Из речей Ц. 57 сохранились полностью (судебные, сенатские и речи к народу), примерно столько же утрачено. В ранних речах, в которых он соперничал с Гортензием, Ц. склоняется к азианистской манере, но уже в речах против Верреса (70 до н. э.) проявляется его собств. стиль; для него характерны отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов, обильное, но не чрезмерное употребление риторич. украшений, выделение крупных, отчетливых в логич. и языковом отношении и ритмически оформл. периодов, суверенная сдержанность, применение всех видов стиля, смотря по необходимости; образцом ему служил Демосфен.

Начиная с процесса против Верреса, Ц. считался непревзойд. мастером рим. красноречия. Он перерабатывал свои речи для изданий, кроме непосредственно судебных и политич., что способствовало распространению его славы как оратора. Из его риторич. сочинений большое значение имеют прежде всего 3 книги: «Об ораторе» (55 до н. э.), в которой Ц. рисует идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, «Брут» (46 до н. э.), история рим. красноречия, «Оратор» (46 до н. э.), где Ц. разрабатывает вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывает собств. идеал. К философским трудам Ц. обращался лишь во время вынужд. политич. бездеятельности. В ранних (56-51 до н. э.) произведениях по философии - «О государстве» (сохранилось лишь во фрагментах) и «О законах» (не завершено) Ц., являясь сторонником основополагающих философских трудов Платона, рисует картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществл. в рим. конституции (комбинация консулата, сената, народного собрания), одновременно идеологически обосновывает привилегии нобилитета. Политич. и личные невзгоды (победа Цезаря, преждеврем. смерть любимой дочери Туллии) подтолкнули Ц. к более интенсивным, чем прежде, философским занятиям, причем в нем созрело решение изложить на лат. яз. всю греч. философию, чтобы сделать ее доступной для своих соотечественников в Риме. Этот план осуществился в 46-44 до н. э. («О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях»). Не предпринимая самостоятельных исследований, он подбирал в греч. философии теории, казавшиеся ему разумными и полезными (в особенности труды академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона, а также стоика Посидония), и излагал их в популярной форме (диалоги). В обширной корреспонденции Ц. сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, благодаря которым мы можем познакомиться с его личными мыслями и чувствами. Кроме того, эти письма являются бесценным источником по обществ., политич. и культурно-историч. отношениям того времени. Однако осн. заслуга Ц. не относится к сфере политики, как это он считал сам. Не понимая историч. ситуации, Ц. стремился отстоять господство нобилитета (к нему он сам не принадлежал), угрозу которому создавали изнутри коррупция, а извне - требования популяров; отсутствие твердой позиции в борьбе за власть привело его к политич. крушению. В сравнении с этим значение Ц. в сфере языка и литры недооценивается. Благодаря своим речам, а также риторич. и философским сочинениям Ц. стал создателем классич. лаг. художеств, прозы, которая в последующие времена считалась образцовой. Его философские труды знакомили с греч. философией не только современников, но и потомков в средневековье и новое время. Глубоко убежд. в значении греч. культуры для образования человека, Ц. употреблял слово «humanitas» в смысле «образование», подразумевая, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Влияние Ц. было уже в античности чрезвычайно велико. Он неизменно занимал важнейшее место в том историч. наследии, которое античност ь оставила римлянам. Через 120 лет после смерти Ц. Квинтилиан положил начало «цицеронизму», в котором речи Ц. провозглашались образцом, а идеал стиля и образования настойчиво пропагандировался. Довольно скоро значение Ц. оценили первые христиане, например Лактанций, которого вследствие подражания рим. автору именовали христианским Ц. Иероним упрекал себя в том, что он являлся приверженцем Ц. («Ciceronianus»), а не Христа («Christianus»). Августин относил знакомство с цицероновским диалогом «Гортензий» (утрачен) к решающим событиям своей жизни. Петрарка, восторж. почитатель Ц., немало способствовал окончательной победе цицеронизма, так что подражание стилю Ц., которое сопутствовало изучению его произведений, стало целью гуманизма. В период неогуманизма 18 в., когда были как бы заново открыты греч. оригинальные произведения, Ц. утратил свое преимуществ, положение в области влияния античной культуры.

Цицерон

рис. Цицерон (портрет времен ранней императорской эпохи, Флоренция).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV